Архитектурно-художественная и предметно-пространственная среда традиционного китайского жилища Сыхэюань: XIII - XIX вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат искусствоведения Чжао, Инна.

  • Чжао, Инна.
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2012, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 199
Чжао, Инна.. Архитектурно-художественная и предметно-пространственная среда традиционного китайского жилища Сыхэюань: XIII - XIX вв.: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. Москва. 2012. 199 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Чжао, Инна.

Введение.

Глава I Функциональная организация и идеологические факторы формообразования жилища Сыхэюань.

1.1. Эволюция видов народного жилища в древнем Китае.

1.2 История китайского традиционного жилища Сыхэюань.

1.3. Влияние религиозных факторов и философских идей на архитектуру

Сыхэюань.

1.4 Функциональная организация жилища и ее связь с культурной традицией.

Выводы по главе 1.

Глава II Композиционная структура и основные архитектурные формы китайского Сыхэюань.

2. 1 Строительные материалы и технологии народного жилища Сыхэюань. .61 2.2 Причины формирования специфических архитектурных особенностей пекинского Сыхэюань.

2. 3 Архитектурные формы Сыхэюань северных регионов Китая.

2. 4 Архитектурные формы Сыхэюань южных регионов Китая.

Выводы по главе II.

Глава III Архитектурно-художественная организация жилой среды Сыхэюань.

3.1 Архитектурные украшения, декоративные росписи в Сыхэюань.

3.2 Искусство резьбы в декоре жилища Сыхэюань.

3.3 Мебель и оборудование интерьера.

3.4 Архитектурное - художественные решение дворов и садов.

Выводы по главе III.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Архитектурно-художественная и предметно-пространственная среда традиционного китайского жилища Сыхэюань: XIII - XIX вв.»

Диссертация посвящена анализу жилища Сыхэюань - наиболее распространенной формы китайского народного жилища, которую можно считать одним из важнейших типов национальной архитектуры. Отличие китайской жилой архитектуры от западной основано на различии эстетических представлений, ментальности, понятий о возведении «двора». В китайской истории накоплено богатое традиционное искусство, которое содержится во всем жизненном укладе народа.

Архитектурная форма жилища Сыхэюань универсальна, т.к. используется в постройках различного назначения - от жилых комплексов до дворцовых ансамблей (в частности, пекинский дворец Гугун), а также с некоторыми видоизменениями в различных районах Китая. В технологии строительства и типовых формах жилища Сыхэюань можно проследить процесс взаимовлияния народной традиции и современных тенденций, что приводит к взаимообогащению архитектурной практики.

В диссертации анализируются местные особенности конструкции и декора, технологии и материалы, прослежены эволюционные пути сложения типологии жилища Сыхэюань. Большое внимание уделено анализу этико-философских воззрений буддизма и конфуцианства и воплощению их идей в архитектуре жилища Сыхэюань.

Актуальность темы обусловлена необходимостью обобщения накопленного опыта в изучении жилища Сыхэюань китайскими и европейскими учеными. Процесс глобализации неизбежно оказывает влияние на формирование городской среды в целом и сложение облика отдельных зданий различного назначения. В Китае, стране традиционной культуры, тип жилища наименее подвержен изменениям и продолжает сохранять свойственные ему черты. Тем не менее, изменение ритма жизни, появление новых материалов и технологий, влияние западных архитектурных течений, исторически обусловленная неизбежность взаимопроникновения культур - все 4 эти факторы требуют четкой регламентации в системе эстетических ценностей китайской культуры. Анализ жилища Сыхэюань во всех аспектах проблемы позволяет обобщить накопленный опыт изучения и систематизации жилища Сыхэюань как исторического архитектурного типа и наметить пути его трансформации в условиях современной градостроительной ситуации.

Глобализация искусства не означает его вестернизацию. Поступательное движение и развитие градостроительства и архитектуры возможно при восприятии и опоре на предыдущее наследие. Поэтому, изучая и верно понимая национальную традицию, мы можем совершенствовать её и реализовывать в современных условиях.

Центральным ядром китайского традиционного мышления является постулат о «единении человека и неба». Этот мировоззренческий вопрос является направляющим в консолидации современного и будущего искусства. Дальнейший путь развития искусства должен опираться на постулат о доминирующем значении природной среды, при этом толкование традиционного понимания возведения жилища должно быть направляющим руководством, целью которого становится трансформация традиционного культурного опыта в современность.

Таким образом, с точки зрения развития общества и его современных жизненных потребностей, архитектура Сыхэюань, его структура, а также функциональные показатели - являются актуальными в плане дальнейшего рассмотрения и изучения.

Степень изученности. В русскоязычной научной литературе рассмотрение истории архитектуры Китая в ранних работах зачастую начинается с династий Цинь (221-206 гг. до н.э.) или Хань (206 г. до н.э. -220 г. н.э.) и носит преимущественно описательный характер, как, например, в книге

Денике Б.П. «Китай» или книге Ащепкова Е.А. «Архитектура Китая. Очерки».

Позднее обзор данных по архитектуре был опубликован в первом томе

Всеобщей истории архитектуры» в разделе Глухаревой О.Н. «Архитектура 5

Китая». Однако, это издание 1970 года, и, естественно, приведенные там материалы далеко не полны. В той или иной мере проблема своеобразия архитектуры китайского жилища рассматривалась в трудах H.A. Виноградовой, прежде всего в книгах «Искусство Китая» (М., 1988), и «Искусство средневекового Китая» (М., 1962), однако автора занимали прежде всего вопросы образно-художественного своеобразия архитектуры, отражения в ней древних воззрений народа, особенностей взаимосвязи архитектуры и прикладного искусства. Книга С.А. Комиссарова «Очерки истории китайской архитектуры» (Новосибирск, 2007) отвечает заявленному в названии жанру и не претендует на полноту анализа вопроса. Опубликованные в последнее десятилетие исследования на русском языке в ряде случаев носят не только описательный, но несколько поверхностный характер, что может быть объяснено исторически сложившейся ситуацией определенной недоступности для изучения отечественными учеными китайского искусства, вызванного культурной изоляцией страны и невозможностью натурного изучения предмета в определенный период.

Материал об архитектуре также дают результаты археологии. На русском языке опубликована работа Комиссарова С.А. «Очерки истории китайской архитектуры» (Новосибирск, 2007).Автор опирается на данные 1970-х годов, в то время как за последующий период китайскими археологами было проведено значительное количество дополнительных изысканий.

За последние десятилетия в России было успешно защищено несколько диссертационных работ, посвященных китайской архитектуре, авторами которых были как отечественные, так и китайские исследователи. В частности, представляют интерес диссертации Шевченко М. Ю. «Истоки формообразования пространственных стереотипов в архитектуре Китая эпохи Чжоу: XI - III вв. до н.э., среднее и нижнее течение реки Хуанхэ» (2006). «Традиционный китайский "Личный сад": На примере области Цзянсу, XIII

XIX вв.» (2006) автора Чэнь Сянжуй, и некоторые другие исследования. 6

В европейских источниках проблемам китайского зодчества посвящено несколько научных исследований, в частности, книги Сикмана Дж., Сопера А. «Искусство и архитектура Китая» и Тило Т. «Классическая архитектура Китая». Однако, тема жилища там рассмотрена в контексте общей проблематики и, кроме того, следует отметить недостаточность представленного иллюстративного материала.

Проблемы исторической и архитектурной эволюции традиционного китайского жилища, связи структуры жилого комплекса, особенностей декора и используемых материалов с природным окружением, отражение этико-философских представлений народа в образной системе Сыхэюань разных эпох и районов Китая становились в центре внимания ряда ученых в Китае.

Вопросами духовного наполнения архитектуры посвятили свои исследования Лян Сычэн и Линь Хуэйинь, внеся значительный вклад в исследование древнекитайской архитектуры. Лян Сычэн - известный китайский архитектор и преподаватель архитектуры, в своих работах систематизировал значительный пласт информации о предмете, исследовал памятники, явившись, таким образом, основоположником научной школы, связанной с теорией и историей древней китайской архитектуры. В качестве практикующего архитектора он участвовал в разработке Памятника народным героям и в городском планировании столицы. Линь Хуэйинь - супруга Лян Сычэна, архитектор и писатель, признана лучшей женщиной-архитектором в Китае в начале 30-х гг. XX века. Вместе со своим супругом она исследовала древнекитайскую архитектуру, применяя современные новаторские научные методы, что позволило добиться существенных успехов. В её обширном и многоплановом литературном наследии звучит идея о существовании прекрасного в архитектуре: «Архитектура в глазах ценителя искусства может вызывать особые чувства». Помимо «поэтичности» и «художественности», она вызывает своеобразный «смысловой восторг». Философское содержание архитектуры, эстетические и этические ее составляющие формируют архитектурный смысл.

Исследователь традиционной китайской культуры, коллекционер произведений искусства, поэт и каллиграф Ван Шисян, умерший несколько лет тому назад, был широко известен за пределами страны. В круге его научных интересов оказывалось изучение широкого спектра культурных артефактов -предметов и техник прикладного искусства (мебель, резьба, лак), а также традиционных ремесел и музыки. В 1946 году Ван Шисян был приглашен на работу в Пекинский музей "Гугун", где стал хранителем и реставратором культурных ценностей, пострадавших во время войны. Им было отреставрировано более 2 тысяч особо ценных памятников Китая. В 1981 году вышла его книга «Изучение мебели эпохи Минской династии», результат исследовательского труда более чем за 40 лет, иллюстрированная несколькими сотнями фотоснимков. Переведенная на 9 иностранных языков, она стала своеобразной энциклопедией китайской культуры.

Ван Шисян - автор более 30 книг, в том числе работы «Библиография китайской древней музыки», «Искусство резьбы по бамбуку», «Китайские древние лаковые изделия», «Щебет пекинских домашних голубей», «Разговор о горлянках», «Сборник родословного дерева сверчков» и другие.

Фу Синянь, историк архитектуры, специалист по проблемам художественного наследия, академик Китайской академии наук. В центре его научных интересов проблемы проектирования древнего китайского города и дворцов, алтарей и отдельных зданий. Кроме того, им проведены исследования, касающиеся древней каллиграфии, живописи и нефрита. Среди его наиболее значительных работ можно указать: «Древние китайские методы проектирования градостроительного, архитектурного макета». (2001), «Десять теорий Китайской древней архитектуры», (2004), «История архитектуры. Избранные труды байхуа литературы и искусства» (2009).

Лю Дуньчжэнь, историк архитектуры Китая, по праву считается основателем современного китайского зодчества, он внес значительный вклад в становление архитектурного образования и организацию современного архитектурного процесса в стране. Материалы и выводы таких его трудов, как «Общие сведения об устройстве китайских жилищ». 1957, «Классические сады Сучжоу».1984 и «Анализ классического китайского сада города Сучжоу» 1979 г. оказали влияние на формирование концепции данной диссертации.

При значительном научном вкладе исследований отечественных и европейских ученых в изучение китайской архитектуры следует отметить отсутствие обобщающих трудов, посвященных проблемам традиционного китайского жилища во взаимосвязи с эстетико-культурной традицией. Восполнению этого пробела в исследованиях китайского зодчества посвящена представленная диссертация.

Научная новизна работы заключена, прежде всего, в попытке комплексного рассмотрения жилища Сыхэюань в его практическом и функциональном бытовании, а также изучению жилища Сыхэюань, как отражения философских концепций и воззрений Китая. Проанализировано также влияние религиозных факторов на архитектуру Сыхэюань, определено значение в нем китайского традиционного эстетического восприятия.

Впервые в научный оборот введен систематизированный корпус памятников, определено место и роль жилища Сыхэюань в традиционной и современной культуре Китая. На основании изучения трудов китайских и европейских искусствоведов, древних трактатов и философских сочинений предпринята попытка создания многоаспектного понимания истории, сути и значения жилища Сыхэюань для национальной культуры. Будучи в центре внимания китайской эстетики, вопрос повторного развития и толкования традиционного искусства сегодня рассмотрен в тексте диссертации с позиций современного искусствознания, включающих в себя достижения китайской и европейской теоретической мысли.

Введение в научный оборот значительного количества впервые переведенных с китайского языка текстов существенно обогащает русское искусствознание и культурологию новыми сведениями. Представленный в Приложении визуальный ряд поддерживает выдвигаемую концепцию.

Цели и задачи исследования. Целью предпринятого исследования является всестороннее изучение культурного и исторического феномена жилища Сыхэюань в его становлении, развитии, современном состоянии и перспективах бытования, связи с региональными особенностями территории страны и отражением этих аспектов в его стилистике. Раскрытие художественных и исторических закономерностей сложения жилища Сыхэюань в связи с указанными факторами позволяет обозначить несколько задач.

1. Рассмотрение особенностей феномена жилища Сыхэюань в связи с культурными и историческими процессами в стране. Эволюция жилища Сыхэюань в различные эпохи и отражение в нем доминирующих эстетических и этических концепций.

2. Анализ структуры, символики и декора жилища Сыхэюань через постулаты конфуцианства и буддизма.

3. Выявление влияния географических и климатических особенностей определенных районов Китая на сложение системы жилища Сыхэюань. Проведение сравнительного анализа особенностей жилища Сыхэюань разных регионов.

4. Исследование применяемых при сооружении народного жилища Сыхэюань строительных материалов и технологий.

5. Формулирование художественно-технологических принципов при создании архитектурной организации жилой среды жилища Сыхэюань. При этом анализируются архитектурные украшения, декоративные росписи, резьба, внутреннее убранство, мебель и оборудование интерьера, а также архитектурное убранство дворов и садов жилища Сыхэюань.

6. Определение практического значения и эстетических особенностей архитектуры Сыхэюань.

Объектом исследования является эволюция и архитектурно-художественные особенности традиционного китайского жилища Сыхэюань.

Предмет изучения - художественно-образные связи искусства и классификационные параметры особенностей жилища Сыхэюань (ХШ-Х1Х в в.) в контексте китайской культурной традиции.

Географические границы исследования - в диссертации рассмотрена типология и архитектурно-художественные особенности традиционного китайского жилища северных и южных провинций страны.

Хронологические границы исследования - история китайского жилища восходит к глубокой древности и самым ранним типам жилища посвящены специальные исследования. Для анализа в представленной диссертации выбран жилища Сыхэюань XIII - Х1Хвв. как наиболее интересный, вобравший в себя опыт предыдущих столетий тип жилой постройки.

Методы исследования детерминированы поставленными задачами и включают в себя художественно-исторический, основанный на систематизации и анализе исторического и археологического материала, связанного со сложением типа жилища Сыхэюань; семиотический анализ, обусловленный изучением символики цвета, формы, декора и материала на основе исследования художественной традиции Китая; комплексный формально-стилистический анализ.

Источниками исследования являются материалы, собранные автором в процессе работы. Прежде всего, это фундаментальные научные труды по истории архитектуры и интерьера китайского жилища, созданные китайскими учеными на протяжении ряда веков. Сюда можно включить как трактаты древних авторов, так и современные научные изыскания. Значительный пласт изученной и использованной автором литературы составляют исследования на русском языке признанных специалистов по искусству и культуре стран

Востока. Проанализированы материалы археологических изысканий, проведенных на месте расположения известных памятников, а также натурно исследованы сохранившиеся комплексы дворцовых и рядовых жилищ Сыхэюань на территории различных регионов Китая.

Практическая ценность Материалы и выводы диссертации могут найти применение в педагогической практике при подготовке и чтении учебных курсов по истории искусства стран Востока, при написании дальнейших научных исследований. Материалы диссертации могут быть также использованы в интенсивно развивающейся отрасли туризма и практической работе реставраторов, архитекторов и художников декоративного искусства.

Апробация исследования. Основные положения диссертации обсуждались на заседаниях кафедры истории и теории декоративного искусства и дизайна и нашли отражение в опубликованных статьях автора и докладах на научных конференциях.

Основные положения, выносимые на защиту

1. Сыхэюань - традиционный тип жилища Китая, факторы его функционального и архитектурно-художественного формирования отражают региональные, климатические социокультурные, этико-эстетические аспекты древней культуры Китая.

2. Идейное наполнение жилища Сыхэюань вобрало в себя основы различных философских концепций и религиозных верований (даосизм, конфуцианство, буддизм), что позволило создать в нем определенный эстетический симбиоз.

3. Образная структура жилища Сыхэюань отражает историю культуры страны, демонстрирует связь между архитектурно-конструктивным обликом жилища и развитием технологий строительства и обработки различных материалов.

4. Практическое значение и эстетические особенности жилой среды

Сыхэюань детерминировано такими факторами, как сложение системы

12 внутреннего декоративного убранства, принципов построения интерьера, использования различных приемов декорирования камня, кирпича, дерева и наполнения декора символическим смыслом. Так как в китайской традиционной семье несколько поколений жили совместно, строгими правилами регламентировались местоположение и тип построек для проживания старшего и младшего поколений, а также место кухни, гостиной и т. д.

5. Структура Сыхэюань универсальная для многих построек Китая, в частности, пекинский Гугун и другие архитектурные ансамбли по своей структуре являются архитектурными жилищами, обладающими одинаковыми типовыми формами, это же относится и к композиции городских зданий торгового и промышленного назначения.

Структура жилища Сыхэюань относится к традиционной китайской архитектурной системе деревянных конструкций. Даже кирпично-каменные конструкции в определённой мере копируют структуру деревянной архитектуры. Различные классические формы и архитектурные украшения пронизывают весь комплекс и наполняют его смыслом, они призваны отображать социальный статус владельца, воплощать принципы традиционной культуры, идеологии, принципов патриархального порядка. Глава I. Функциональные и идеологические факторы формообразования жилища Сыхэюань

Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», Чжао, Инна.

Возрастающее богатство декоративных материалов постепенно изменяло внешний облик жилища Сыхэюань и формировало стиль эпохи. Это можно рассматривать как реальное достижение периода Цин по созданию архитектурного декора, имеющего собственную неповторимую эстетическую ценность. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение и анализ конструктивного и образно-художественного строя традиционного китайского жилища опирается в основном на тип Сыхэюань Пекина, где сохранилось около 500 его образцов. При этом следует отметить, что Пекинский Сыхэюань востребован, широко пропагандируется и продолжает развиваться во многом благодаря активной застройке столицы и процессу переоборудования старинных построек под современное использование - они становятся клубами, ресторанами и т.п. Это говорит о том, что данная архитектурная форма сохраняет свою ценность и заслуживает того, чтобы её глубоко исследовали.

Пекинский Сыхэюань, сохранив традиционный архитектурный стиль, наиболее полно отображает особенности восточной, прежде всего, китайской культуры. Тоже касается и Сыхэюань провинций Шаньси, Чжэцзяни,Цзянсу и Аньхой.

Жилище Сыхэюань провинции Шаньси, так же как и пекинский Сыхэюань, относилось к северному типу Сыхэюань. На сегодняшний день в провинции Шаньси сохранилось около 1300 построек жилищ эпох Юань, Мин и Цин.(XIII-XIX вв.) При этом самые лучшие из них принадлежали представителям торгового сословия и расположены в срединной части провинции. Они известны своим великолепием и включены в список 10-ти самых значительных достопримечательностей Шаньси.

В жилищах южных провинций Чжэцзяни, Цзянсу и Аньхой, расположенных в районах с субтропическим и тропическим (влажным и жарким) климатом, жилища планировались исходя, главным образом, из

165 летнего времени года, основной задачей была защита от жары и солнца, что сказалось на их архитектурных особенностях. Это нашло отражение в особенностях формы крыш, изменении планировки двора, а также внешнего декора строений. Рельеф на юге сложный, дворы в жилищах маленькие, четыре строения объединялись в одно целое сообразно изменчивому рельефу местности. На отличие южного и северного жилищ Сыхэюань влияют два фактора: материалы окружающей внешней стены, а также количество этажей и высота.

Следуя конфуцианской доктрине «единства человека и неба» и «гармонии человека и земли», Сыхэюань стал средой, где, в первую очередь, воплощена гармония природы и человека, микрокосм побуждает к единению малого и большого, человека и мироздания естественным путём. Целостность внутреннего и внешнего отражена в украшениях и мебели, которые создают единый стилистический облик и взаимопроникновение внутреннего и внешнего пространства.

Эти представления являются основой структуры жилища, которая соответствует представлениям китайцев о жизни и о прекрасном и формирует художественные особенности, отличные от европейской архитектуры. Детали жилища в большинстве случаев имели тенденцию к стандартизации и регламентации, следовании установленным правилам соответствия материала, размера, декора социальному статусу владельца и месту расположения комплекса.

Понимание китайского традиционной архитектуры сегодня имеет большое значение и для современной архитектурной теории и практики, потому что в ней кристаллизовались тысячелетние знания и опыт китайского народа. Не важно, действовали ли в архитектуре конфуцианские каноны этикета или принципы гармонии с природой даосизма, в любом случае главным было подчинение нормам «фэншуй». В том числе представление древних китайцев об одновременном различии, единстве, гармонии и целостности всех вещей.

166

Основу построения и декора жилого пространства составляло экономическое положение семьи, состав и уклад ее жизни, что отразилось в типологии многочисленных жилых построек эпохи Цин. Общественное сознание и нравственные критерии также оказывали влияние на форму организации жилища. Почитание предков, уважение к старшим, соотношение уважаемого и низкого, старших и младших, мужского и женского, верхнего и нижнего, всё приводилось в гармонию и порядок и воплощалось в строгих правилах внутренней организации и иерархии. Поэтому главный зал становился центром жизни всей семьи и одновременно центром архитектурной композиции, вокруг него распределялись все жилые помещения. Здесь располагались алтарь, таблички предков, проводились советы для обсуждения семейных дел, церемонии бракосочетания и траурные церемонии.

В феодальном обществе натуральное хозяйство способствовало формированию консервативного сознания. В архитектуре это выражалось в подчёркнутой закрытости жилища. Высокие стены, многослойные двери и затворы, кирпичные экраны и перегородки - всё это создавало атмосферу замкнутости и в то же время защищенности. С тем, чтобы изгнать дурные веяния, тщательно обдумывались такие моменты как направление строения, каркас, высота, расположение входов, выбирались счастливое место и размер. В различных местах Китая народные представления о стремлении к счастью и богатству оказывали непосредственное воздействие на украшения жилища. Подавляющее большинство орнаментов было посвящено счастью, иероглифами образами и рисунками выражалось стремление к прекрасному.

В жилище Сыхэюань нашли отражения взаимосвязанные сопоставления архитектуры и природы, архитектуры и общества, которые углубляют представление о комплексном характере и многообразии этого явления.

Постулат о «единении человека и неба» является центральным смысловым ядром в содержании искусства архитектуры пекинского Сыхэюань, он подчёркивает идею о единстве и гармонии между человеком, природной средой

167 и обществом. Считается, что существование человека неразрывно связано с другими субъектами существования. На этой основе в китайской эстетике сформировалась концепция единства материального и духовного, чувств и природы. Искусство архитектуры в этом контексте - материализованная форма выражения человечеством своих чувств в пространстве.

Подводя итог различным современным воззрениям на традиционный Сыхэюань, можно сказать, что, прежде всего, архитектурное сооружение должно соответствовать природному или созданному человеком ландшафту, олицетворять гармонию человека и природы, обращать внимание на родственную связь человека и природы способствовать созданию атмосферы дружелюбного общения обитателей жилища и в то же время создавать среду, в которой есть место для сугубо личного. И наконец, культура и искусство посредством материальных, невербальных форм проникают в жилище человека, происходит симбиоз традиции и современности. Таким образом, создаётся гармоничная жилая среда с сохранением индивидуальности.

Конфуцианство и даосизм являются двумя духовными столпами Китая, они развивались путём противопоставления и взаимодействия и сформировали в результате китайский индивидуальный характер, что оказало влияние на возведение жилых помещений. Пекинский Сыхэюань является наиважнейшим представителем китайской жилой архитектуры, который также содержит в себе исключительное китайское эстетическое воззрение.

Глобализация искусства архитектуры не означает его вестернизацию. Движение вперед допустимо и возможно только при восприятии и опоре на предыдущее наследие.

Дальнейший путь развития современного и будущего китайского искусства архитектуры представляется следующим: исходным пунктом может быть окружающая природная среда, а толкование традиционного понимания возведения жилища объединять в себе древнее и современное, китайское и иностранное и создавать, не отрываясь от традиции, современное искусство.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Чжао, Инна., 2012 год

1. Алексеев. В.М. Китайская народная картина. Духовная жизнь старого Китая в народных изображениях. М., 1966.

2. Алексеев В.М. В старом Китае. М., 1958.

3. Арапово. Г. Б. Китайский фарфор конца XIV- первой трети XVIII в. Автореферат. Канд. Дис. М., 1973.

4. Ащепков Е. А. Архитектура Китая очерки. М., 1959.

5. Белецкий П.А. Китайское искусство. Киев, 1957.

6. Белозерова В. Г. Традиционная китайская мебель. М., 1980.

7. Белозерова В. Г. Мебель и интерьеры Китая. М., 2009.

8. Бретаницкий Л.С. Художественное наследие переднего востока эпохи Феодализма. М., 1988.

9. Васильев Л.С. Культы религии традиции в Китае,- М., 1970.

10. Виноградова H.A. Искусство средневекового Китая. М.,1962.

11. Виноградова H.A. Искусства Китая. М., 1988.

12. Виноградова H.A. Николаева Н.С. Малая история искусств искусство стран дальнего востока. М., 1979.

13. Виноградова Е.В. Современное прикладное искусство Китая,- М., 1959.

14. Виноградова H.A. Сто лет искусства Китая и Японии. М., 1999.

15. Виногродский Б.Б. Китайская символика, знаки счастья.- М., 2008.

16. Волшебный мир узоров. М., 2003.

17. Гессе-Вартег Э. Китай и китайцы, жизнь правы и обычаи современного Китая. СПБ, 1900.

18. Глухарева О. Н. Искусство народного Китая. М., 1958.

19. Глухарева О.И. Деннике Б. Краткая история искусство Китая,- М.,1948.

20. Глухарева О. Н. Прибытково A.M. Всеобщая история архитектуры, том 9 М.,1971.

21. Денике Б. П. Китай архитектура. М., 1935.169

22. Джекобсон Д. Китайский стиль. М., 2004.

23. Джон Герри Грэй История древнего Китая. М., 2006.

24. Древняя архитектура. Пекин, 1959.

25. Завадская Е.В.Эстетические проблемы живописи старого Китая.- М.,1975.

26. Згура В. В. Китайская архитектура и ее отражение в западной Европе.- М., 1929.

27. Ивонов А. И. Символический орнамент в Китае. СПБ , 1914.

28. Ивонов А. И. История и культура Китая. М., 1974.

29. Ивановская В.И. Орнаменты дальнего востока. М., 2007.

30. Искусство Китая. М., 1990.

31. Капица JI. J1. Древний город Пекин. М., 1962.

32. Казин В. Н. Кречетова М.Н. Культура и искусство феодального Китая. -JL, 1939.

33. Каптерева Т.П. и Виноградова H.A. Искусство средневекового востока. М., 1989.

34. Кверфельдт Э. К. Предмет в китайском искусстве. -JL, 1937.

35. Кверфельдт Э. К. Прикладное искусство дальнего востока. JL, 1924.

36. Кес Д. Стили мебельи М., 2001.

37. Китай :традиции и современность. М., 1976.

38. Китайское прикладное искусство.- Пекин, 1955.

39. Китайское экспортное искусство из собрания Эрмитажа конец XVI-XIX СПБ , 2003.

40. Комиссаров С.А. Очерки истории Китайской архитектуры,- Новосибирск, 2007.

41. Коростовец И.Я. Китайцы и их цивилизация. СПБ, 1898.

42. Кравцова М.Е. Мебельное дело и интерьер. СПБ, 2004.

43. Кравцова М.Е. История искусства Китая. СПБ„2004.

44. Кравченко К. С. У Китайских друзей. М., 1959.

45. Кречетова М.Н. Дьяконова Н.В. Культура и искусства Китая. М., 1956.170

46. Крылов Д. Китай путеводитель. М., 2008.

47. Культура востока. М., 1927.

48. Культура и искусство Китая. М., 1956.

49. Леонидович Л. К. Древний город Пекин. М.Д962.

50. Лоренц Н.Ф. Орнаменты всех времен и стилей. СПБ, 1898.

51. Малявина В. В. Китайское классика искусство. М., 2004.

52. Малявин В. В. Китайская цивилизация.- М., 2003.

53. Малявин В. В. Китай в XVI-XVII веках. Традиционная и культура. М., 1995.

54. Марина Кравцова История искусства Китая. СПБ, 2004.

55. Мартынов A.C. Конфуцианская личность и природа//Проблема человека в Традиционных китайских учениях. М., 1983.

56. Музей мебель Москва. М., 1925.

57. Николай Брунов Очерки по истории архитектуры. М., 2003.

58. Орнамент всех времен и стилей. М., 2007.

59. Орнамент всех времен и стилей. М., 1995. т.1. т. II. т.Ш.

60. Очерки истории искусство. М., 1987.

61. Прибытково А. Парковое искусство Китая,- М., 1960. № 5

62. Погребенные Царства Китая,- М., 1998.

63. Рахманин О.Б. Из китайских блокнотов: О культуре традициях обычаях Китая,-М., 1984.

64. Ричард А. Антиквариата иллюстрированная энциклопедия. -М., 1997.

65. Рейн Крюгер Китай-история страны. М., 2008.

66. Рычило Б. П. Солнцев М. В. Пекин. М.,2002.

67. Сирен X. Архитектура в Китае. М., 1965. № 4

68. Соболев H.H. Стили в мебели. М., 1998.

69. Соловьёв Н.К. История интерьера: Древний мир. М., 2007.

70. Соловьёв Н.К. История современиного интерьера. М., 2004.

71. Соловьёв Н.К. Художественное формообразование интерьера,- М.,1996.171

72. Сушкина Н.Н. У древних памятников. М., 1959.

73. Традиционная культура Китая. М., 1983.

74. Урицкая М. А. Исаев И.А. ЯковлеваС.А. Восточной дневник дизайнера. М., 2004.

75. ФИЦ Джерасд Ч.П. История Китая. М., 2004.

76. Фольбаум Н. Китай и китайцы. М., 1911.

77. X. Сирен(Н.Siren) Архитектура в Китая. М., 1965.№.4

78. Чеймберс уильям О китайских садах. СПБ, 1771.

79. Чекмарева А. Погребенные царства Китая. М., 1998.

80. Чиннери Д. Сокровища Китая.- Белгород, 2008.

81. Шапиро Ю.Г. Культура и искусство Китая. JL, 1959.

82. Литература на английском и немецком языках

83. An encyclopedia of furniture. Grange books, 1999.

84. Cheng Liyao. Ancient Chinese architecture: imperial gardens view . New York, 1988.

85. Chung Wahnan. The art of Chinese gardens. Hong Kong, 1982.

86. Gerald P. Ancient China. Oxford , 1978.

87. Handler Sarah Austere luminosity of Chinese classical furniture. Berkeley, 2001.

88. Historic Chinese architecture. Beijing, 1985.

89. Li Xiaoyao China museums. Beijing, 2004.

90. Lou Qingxi Chinese gardens. Beijing, 2003.

91. Margretiand J. Chinese export art in the eighteenth century. Spring books, 1967.

92. Ma Weidu Classical Chinese doors& windows. Beijing, 2001.

93. Ornamental Design. Amsterdam: Pepin Press, 2001.

94. Jnes Owen The grammar of ornament. Paris, 2001.

95. Ru Jinghua. Ancient Chinese architecture. New York, 1998.

96. Shan Deqi. Chinese vernacular dwelling. Beijing, 2004.

97. Sullivan Michale The arts of china. London, 1984.172

98. SwannP. Art of China, Korea and Japan. London, 1963

99. Watson W. The arts of China after 1620. London, 2007.

100. Watson W. The arts of China to ad 900-1620. London, 1995.

101. World heritage sites in China. Beijing, 2003.

102. Wu N.I. Chinese and Indian architecture.-New York, 1963.

103. Zhang Kaiji. Chinese architecture. London,

104. Zhou Yi. Ancient architecture in Beijing. Beijing, 1984.

105. Zhu Junzhen. The art of Chinese pavilions.- Beijing, 2002.

106. Thilo T. Klassische chinesische baukunst. Leipzig, 1977.

107. Литература на китайском языке

108. Ван Бо Пекин город утерянной философии архитектуры. - Ляонин, 2009.

109. Ван Шисян Мебель династии Мин. Пекин - Гонконг, 1985.

110. Ван Шисян Исследование мебели династии Мин. Пекин, 1986.

111. Ван Дуань Сборник китайских орнаментов. Шанхай, 1955.

112. Ван Цицзюнь Традиционные архитектурные украшения. Пекин, 2006.

113. Ван Шижэнь Исследование древнекитайской архитектуры. Тяньцзинь, 2004.

114. Ван Чжэнфу Записки по эстетике архитектуры. Пекин, 2005.

115. Ган Далу История китайских садов и дворцов. Пекин, 2008.

116. Гао Ян Украшения традиционной китайской архитектуры, Пекин, 2008.

117. История китайской архитектуры в рисунках планах и чертежах. Пекин, 1959.

118. Китайская архитектура. Пекин, 1957.

119. Лань Гань Архитектурные украшения перилл, арок, колонн и стен в древнем Китае. Пекин, 1955.

120. Ли Мин Классическая Китайская архитектура. Популярный очерк. Пекин, 1988.

121. Ло Чжэвэнь Древнекитайская архитектура. Шанхай, 2001.

122. Лоу Цинси Китайский традиционный архитектурный орнамент. Пекин,17316.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.