Архитектурные особенности буддийских и даосских храмовых комплексов прибрежных районов провинции Шаньдун тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат наук Юй Бо

  • Юй Бо
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 188
Юй Бо. Архитектурные особенности буддийских и даосских храмовых комплексов прибрежных районов провинции Шаньдун: дис. кандидат наук: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. Санкт-Петербург. 2014. 188 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Юй Бо

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Распределение и расположение буддийских и даосских храмовых комплексов в прибрежных районах провинции Шаньдун

1.1. Этноконфессиональные особенности распределения буддийских

и даосских храмовых комплексов в прибрежных районах

1.2. Принципы организации буддийских и даосских архитектурно-ландшафтных комплексов

1.3. Приемы организации связи храмовой архитектуры с окружающей

средой

Глава 2. Особенности структуры архитектурных композиций

и пространств буддийских и даосских храмовых комплексов

прибрежных районов провинции Шаньдун

2.1. Основные типы буддийских и даосских сооружений

2.2. Особенности объемно-пространственных решений буддийских

и даосских храмовых сооружений. Сопоставление планировки сооружений

Глава 3. Региональные особенности скульптурного и монументально-декоративного убранства буддийских и даосских храмовых построек прибрежных районов провинции Шаньдун

3.1. Видовое своеобразие синтеза конструктивных и декорированных элементов. Типы конструкций буддийских и даосских сооружений. Сопоставление типов крыш и декора

3.2. Типы декора и особенности конструкций прилегающих построек буддийских и даосских сооружений

3.3. Скульптурное убранство в буддийских и даосских храмовых

комплексах

Заключение

Библиография

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Архитектурные особенности буддийских и даосских храмовых комплексов прибрежных районов провинции Шаньдун»

ВВЕДЕНИЕ

Диссертационное исследование посвящено изучению архитектуры буддийских и даосских храмовых комплексов приморских районов провинции Шаньдун (Китайская Народная Республика). Работа направлена на выявление этноконфессиональных и географических особенностей распределения и расположения храмовых комплексов, сопоставление принципов и приемов организации храмового пространства, сравнение региональных особенностей скульптурного и монументально-декоративного убранства буддийских и даосских храмовых комплексов приморских районов провинции Шаньдун.

Актуальность исследования

Система китайской архитектуры формировалась на протяжении многих тысяч лет, и сегодня она по праву считается важной частью мирового архитектурного наследия.

Можно констатировать заметно возрастающий интерес российских и китайских исследователей к храмовой архитектуре. Растет число научных работ, освещающих проблематику связи архитектуры с окружающей средой, что указывает на актуальность этой темы. Однако не существует комплексного исследования, посвященного различным вопросам истории создания, сегодняшним проблемам сохранения и реставрации буддийских и даосских храмовых комплексов приморских районов провинции Шаньдун.

Изучение особенностей архитектуры буддийских и даосских храмовых

комплексов и истории их создания представляется особенно важным из-за

трудностей, с которыми сталкиваются специалисты при реставрации

исторических сооружений, при восстановлении первоначального вида

архитектурного объекта, утратившего часть элементов, а также для поддержания

изменяющегося со временем естественным образом ландшафта. Выявление

закономерностей расположения храмовых комплексов и описание их

художественной уникальности, установление видового своеобразия

конструктивных и декоративных элементов буддийских и даосских храмовых

з

комплексов позволяют воспроизвести первоначальный художественный замысел строителей даже при значительной руинизации объектов, а помимо этого позволяют поддерживать архитектурный объект в соответствии с первоначальной концепцией его создания.

Поставленная зодчими прошлого задача создания целостного пространства храмового комплекса, где человек ощущает себя гармонично с природой, архитектурой и скульптурным и декоративным убранством, актуальна и в наши дни, так как современная архитектурная среда зачастую не только не обладает гармонизирующим воздействием на человека, но, наоборот, деформирует личность.

Утрачиваются культура и опыт создания буддийских и даосских храмовых комплексов как произведений китайской религиозной архитектуры. Поэтому в данном исследовании храмовый комплекс в искусстве храмовой архитектуры рассматривается не только как памятник, обладающий исторической и типологической ценностью, но и как система гармонизации храмового пространства, в которой акцентируются религиозные, этические и эстетические чувства монахов и паломников.

Состояние и степень изученности проблемы

Каждая система мировидения в любую эпоху состояла из ряда взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов, правильное понимание которых необходимо для адекватного восприятия разнородных обществ. В Китае среди этих элементов ключевое место занимают идеи о пространстве, на основе которых построена теория китайской традиционной архитектуры. Именно поэтому адекватное понимание пространственных представлений необходимо для продуктивного анализа и четкого воссоздания духовной культуры данного народа. Вот почему исследование даосской и буддийской архитектурных традиций приобретает еще большую важность и ценность.

Изучение китайской религиозной архитектуры является необходимым

условием адекватного понимания китайской культуры в целом. В связи с этим

многие исследователи в Китае и за его пределами интересовались вопросами

4

именно китайской архитектуры. Сведения, имеющие существенную значимость для освещения данной темы, приводятся в работах таких российских исследователей, как Е. А. Ащепков, Е. А. Блинова, Н. А. Виноградова, О. Н. Глухарева, М. А. Козлова, M. Е. Кравцова, Б. Н. Куликов и др.

При написании данной работы также использовались доступные автору научные статьи. Наиболее значимыми оказались статьи М. Ю. Шевченко «Восточное Чжоу - эпоха формирования вековых архитектурных традиций Китая», С. В. Филонова «Даосский монастырь как невербальный текст китайской культуры», П. Приходько «Типизация и сборность в архитектуре Китая» и др.

Кроме того, очень полезными при написании работы оказались общие труды по культуре, религии и истории Китая российских и западных китаеведов, среди которых такие выдающиеся ученые-китаеведы, как В. М. Алексеев, В. И. Еремеев, А. И. Кобзев, Ю. JI. Кроля, В. В. Малявин, А. С. Мартынов, А. В. Меликсетов, О. Е. Непомнина, JI. С. Переломов, В. Я. Сидихменов, Г. А. Ткаченко, Е. А. Торчинов, С. П. Фицджэральд Ч. Уильяме и многие другие. Из российских исследований нужно особенно отметить труды А. С. Мартынова «Время и история в императорском Китае» и «Представление об истории в древнем и ханьском Китае»; работы Ю. JI. Кроля, посвященные анализу различных философских категорий в трактате Хуан Куаня «Рассуждения о соли и железе». Немалую помощь оказали статьи А. И. Кобзева в первом томе «Философия» энциклопедии «Духовная культура Китая» и его переводы на русский язык классических китайских философских трактатов.

На данный момент сделан большой шаг вперед в изучении культуры Китая. Свидетельством тому является выход в свет энциклопедии «Духовная культура Китая» в 6-ти томах под редакцией известного исследователя духовной культуры Китая M. JL Титаренко. Незаменимым при написании диссертации оказался один из этих томов - «Архитектура».

Среди западных работ необходимо выделить сборник «Chinese symbolism

and art motifs» под редакцией видного востоковеда С. A. S. Williams. В этой книге

освещены вопросы традиционной архитектуры, скульптуры и художественных

5

мотивов в декоре зданий. Необходимо упомянуть книгу «East Asia. The Great Tradition», написанную профессорами Гарвардского университета Е. О. Reischauer и J. К. Fairbank. Стоит также отметить масштабный труд американского синолога Джона Б. Хендерсона «The Developement and Décliné of Chinese Cosmology», который описал историю подъема и упадка космологических принципов в традиционном Китае. В исследовании подробно изучены модели восприятия пространства и происходящих внутри него процессов на разных исторических этапах, начиная с династии Чжоу (1045 г. до н.э. - 221 г. до н.э.) и заканчивая поздней Цин (1644-1911 гг.).

Помимо китаеведческой литературы в диссертации были использованы труды современных ученых-архитектуроведов, в частности, многочисленные словари и альбомы по архитектуре. Например, терминологический словарь Н. А. Виноградовой «Традиционное искусство Китая», альбом Б. П. Денике «Архитектура Китая», энциклопедический словарь «Китайская философия» под ред. М. JI. Титаренко и др. Однако следует заметить, что на сегодняшний день как в российской, так и в западной синологии нет специальных работ, посвященных непосредственно сопоставлению буддийской и даосской храмовой архитектуры. Частично информацию по этим вопросам можно найти в работах современных китайских исследователей.

В Китае внимание этому вопросу уделял китайский архитектор и историк архитектуры Лян Сычэн (1901-1972). Для данного диссертационного исследования было использовано полное собрание сочинений по архитектурному искусству Лян Сычэна. Кроме того, активно пользовались собраниями сочинений таких китайских архитектуроведов, как Дин Чэнлинь, Цао Чанчжи и др.

Чрезвычайно полезными оказались материалы конференций, прошедших в Аньхойском университете в 2006 г. и в Тяньцзиньском университете в 2008 г. Например, вышедший под редакцией видного китайского ученого ï Ш m Ш Ж » (Ван Юйлинь, «Сборник исследований по особенностям

архитектуры в зависимости от географического месторасположения») и сборник

«Ф(Гуань Синь, «Художественный замысел компоновки пространства китайских буддийских монастырей»).

Основными для написания данной диссертации были следующие работы: >'] л^«ФШШтШШЖ^а^», (Лю Чжипин, «Типы и структуры китайской архитектуры»), «^ШШШШт^-Ш» (Сюэ Линьпин, «Путешествие по

памятникам китайской даосской архитектуры»), «Ф ШШт(Сяо Мо, «Архитектурное искусство Китая»), М/ШШ ЯкШ «ШЖ^/Ш^пШ» (Чжао Пугэнь и Чжу Чи, «Монастыри и пагоды в провинции Шаньдун»), «ФШ^^ХШШШЖ т № Ш» (Ван Юань, «Особенности выбора места строительства древних буддийских храмов в Китае»), «Щ^ШШШЖ^^Ж^ШШШШ» (Люй Янь, «Начальное исследование структуры и группировки пространства даосской архитектуры в Циндао»).

Отдельного описания заслуживают труды китайскоязычных авторов, посвященные вопросам религии и раскрывающие, таким образом, идеологическую составляющую храмовой архитектуры. Среди них выделим книги Ш «ШШЖШЩ-ШШШЩЗъ» (Юань Сюли, «Исследование

лаошаньского даосизма и записеи о горе Лаошань»), ^ЗШ «ШШШШЖЖШ^. Т+Ж^» (Ли Лисинь, «Проникновение буддизма и цель его развития»), #II «ФШ\ШЫЬ> (Сун Чанъу, «Китайская буддийская культура»), МШШ «ФШзЁ и «ФШШШ.^.» (Жэнь Цзиюя, «История даосизма в Китае» и «История буддизма в Китае»), ЫЖШШР (Ни Бо и Бао Цзяшэна,

«Энциклопедия китайского буддизма»).

Особенно следует отметить, что для написания данной работы автор черпал информацию не только из литературы и источников, но также совершал полевые исследования и брал интервью. Исследования храмовых комплексов в горах Лаошань, Фулайшань, Пэнлай, Чишань, Шэнцзиншань, Куньюйшань и других районах позволили сделать большое количество фотографий с натуры и составить карту местности, на которой были обозначены храмы и монастыри. Обобщению

7

информации о буддийской и даосской архитектуре приморских районов провинции Шаньдун способствовали собранные материалы по истории монастырской архитектуры, а также интервью, взятые у сотрудников Управления по охране памятников материальной культуры, специалистов Архитектурно-строительного университета и членов религиозных обществ. В беседах с учеными обсуждались вопросы исторических периодов, в которые строилась храмовая архитектура, проблемы состояния, в котором сейчас находятся храмы, условия сохранения зданий. Посещение исторических мест, беседы с буддийскими монахами позволили изучить традиционные методы и технологии строительства храмовой архитектуры, познакомиться с народными легендами, традиционными обычаями, нравами и религиозными обрядами.

График натурных исследований памятников буддийской и даосской архитектуры приморских районов провинции Шаньдун:

7 сентября 2011 г. — поездка вдоль побережья провинции Шаньдун в Яньтай, Пэнлай и Циндао с целью сбора материала о памятниках даосской и буддийской архитектуры.

Декабрь 2011 - февраль 2012 г. - исследование храмового комплекса Пэнлайгэ, сбор исторических, литературных источников и фотоматериалов.

Июль-август 2012 г. - сбор материала, изучение и фотографирование даосских храмовых комплексов Чишань, Куньюйшань, Шэншуйгуань и Фахуаюань.

Декабрь 2012 - январь 2013 г. - изучение исторических материалов в Циндао (гора Лаошань), в монастыре на горе Чжаныпань и во дворце Шанцин.

Февраль 2013 г. - изучение исторического материала, интервьюирование, сбор материала о приморской религиозной архитектуре на горе Фулайшань.

Объект исследования - буддийские и даосские храмовые комплексы провинции Шаньдун.

Предмет исследования - архитектурно-художественные композиции буддийских и даосских храмовых комплексов провинции Шаньдун.

Цель исследования - установление и сопоставление подходов к распределению и расположению комплексов, принципов организации архитектурно-ландшафтных композиций, типов сооружений, особенностей скульптурно-декоративного убранства буддийских и даосских храмовых комплексов провинции Шаньдун.

Достижение цели обеспечивается решением следующих задач:

- изучить этноконфессиональные особенности распределения буддийских и даосских храмовых комплексов на побережье провинции Шаньдун;

- рассмотреть и сопоставить принципы организации буддийских и даосских архитектурно-ландшафтных комплексов;

- проанализировать и систематизировать приемы организации связи с окружающей средой в буддийских и даосских храмовых комплексах;

- выделить основные типы храмовых сооружений и подробно рассмотреть особенности объемно-пространственных решений буддийских и даосских храмовых комплексов;

- выявить видовое своеобразие конструктивных и декоративных элементов; .

- сопоставить типы декора;

- рассмотреть особенности скульптурного и монументально-декоративного убранства буддийских и даосских храмовых комплексов.

Теоретико-методологическая основа исследования определяется основными идеями, разработанными в таких гуманитарных науках, как искусствоведение, история и теория архитектуры, философия искусства, культурология, эстетика, история Китая, история религии.

Методологическим основанием исследования является понимание своеобразия архитектуры буддийских и даосских храмовых комплексов, синтеза буддизма и даосизма в храмовой архитектуре провинции Шаньдун.

Новизна исследования заключается в том, что впервые в китайском и российском архитектуроведении:

- выявлены и сопоставлены принципы объемно-пространственной организации буддийских и даосских архитектурно-ландшафтных комплексов;

- раскрыты приемы организации связи с окружающей средой в буддийских и даосских храмовых комплексах;

- проведен комплексный анализ планировок буддийских и даосских храмовых комплексов;

- систематизированы основные типы буддийских и даосских храмовых построек;

- выявлено видовое своеобразие конструктивных и декоративных элементов буддийских и даосских храмовых построек;

- сопоставлены типы декора в буддийских и даосских храмовых комплексах;

- изложены особенности скульптурного и монументально-декоративного убранства буддийских и даосских храмовых комплексов.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Буддийские и даосские храмовые комплексы - это две архитектурно-художественные концепции (имеющие сходства и различия) создания целостной системы гармонизации храмового пространства, поддерживающей художественный образ единства архитектуры, скульптурного и декоративного убранства, природы и человека, в которой концентрируются религиозные, этические и эстетические чувства монахов и паломников.

2. Указанные архитектурно-художественные концепции поддерживаются неодинаковыми принципами организации храмового пространства буддийских и даосских храмовых комплексов. К принципам организации буддийских храмовых комплексов относятся: отсутствие привязки к определенному типу рельефа;

строгая планировка и симметричность; универсальность внутренней организации и пантеона; связь с индийской архитектурой. Принципами организации даосских храмовых комплексов являются: расположение в горной местности; нестрогое соблюдение симметрии; синтез черт буддийской и конфуцианской традиции; вариации в пантеоне; регионализм и связь с даосскими представлениями о мироздании; превалирование малого стандарта, для которого характерны небольшие размеры и традиционная дворовая структура внутреннего пространства; вариативность организации пространства в зависимости от особенностей рельефа.

3. Основными принципами организации буддийской архитектуры являются вовлеченность в традиционные китайские и буддийские представления о мироздании; преобладание рационального начала, стремление к симметрии. Основными принципами организации даосской архитектуры являются вовлеченность в природный рельеф, преобладание естественного начала, подтверждающее народное происхождение религии.

4. При создании буддийских и даосских храмовых комплексов используются различные приемы связи с окружающей средой. При строительстве буддийских храмовых комплексов наиболее значимыми были следующие приемы: баланс между удобством постройки и особенностями рельефа; соответствие законам древнекитайских натурфилософских практик; баланс между расположением в уединенных местах и наличием доступа к скоплению людей. В даосской храмовой архитектуре применяется целый комплекс приемов: расположение в горах и игра с перепадом высот; эффект «опасности» и «спрятанности»; подчеркивание природных достопримечательностей; астрономический фактор (расположение построек в соответствии с астрономической картой).

5. Композиция гармонизации храмового пространства буддийских и

даосских комплексов представлена различным набором основных типов

сооружений. Композицию буддийских храмовых комплексов составляет более

значительный состав сооружений, чем даосских: входные ворота, внешняя стена,

11

зал Небесных владык, зал Будды, павильоны, зал сутр Трипитака, колокольная и барабанная башни, пагоды, площадка перед залом Будды, зал чтения сутр, зал архатов, служебные помещения, каменная стела и павильон над ней, галереи и флигельные постройки, заповедный водоем, каменные светильники. Композицию даосских храмовых комплексов составляют следующие сооружения: входные ворота, внешняя стена, зал Четырех чиновников, зал Трех Чистых, зал Яшмового императора, павильоны, колокольная и барабанная башни, служебные помещения, каменная стела и павильон над ней, галереи и флигельные постройки.

6. Своеобразие конструктивных и декоративных элементов, типы декора, особенности скульптурного и монументально-декоративного убранства буддийских и даосских храмовых комплексов различаются и являются важной составляющей художественно-архитектурного решения храмового комплекса.

Теоретическая значимость диссертации обусловливается изучением древней буддийской и даосской храмовой архитектуры, которое широко проводится в Китайской Народной Республике в настоящее время. Буддийские и даосские храмовые комплексы в прибрежных районах провинции Шаньдун хорошо сохранились. Принципы объемно-пространственного решения, связи с окружающей средой, особенности скульптурного и монументально-декоративного убранства храмовых комплексов могут быть введены в научный обиход искусствоведения. Диссертация содержит положения, которые по своей актуальности и значимости могут получить еще более глубокую разработку в последующих историко-искусствоведческих и теоретико-архитектурных исследованиях.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что исследование

сходства и своеобразия архитектуры буддийских и даосских храмовых

сооружений, расположенных в прибрежных районах провинции Шаньдун,

проясняет многие проблемы, связанные с систематизацией и анализом храмовых

комплексов, что имеет важное значение для искусствоведения. Введение в

научный оборот новых документальных материалов, выявленных в китайских

архивах и при проведении натурных исследований и интервьюировании

12

сотрудников Управления по охране памятников материальной культуры, специалистов Архитектурно-строительного университета, буддийских и даосских монахов определяет особенности изучения подобных комплексов. Проведенное исследование может быть использовано исследователями с целью изучения и систематизации других архитектурных сооружений.

Итак, прежде чем перейти к основному содержанию, необходимо дать определение понятиям «буддизм» и «даосизм», в рамках которых развивались архитектурные традиции, изученные в работе.

Буддизм - это религиозно-философское учение о пробуждении духа, которое достигается за счет самоограничения и медитации. В буддизме нет бога-творца, сотворения мира, единого канона текстов, учения о душе, всеобщего мира. Только сам верующий может пробудить собственный дух. Будда Шакьямуни, чьи статуи имеются в каждом храмовом комплексе, - это нравственный идеал буддизма, существо, собственными силами достигшее пробуждения.

Даосизм - это религиозно-философское учение об абсолюте Дао и слиянии с ним. Слияние с Дао требует накопления благой силы Дэ, что достигается посредством действий, согласующихся с Дао, т. е. с мировым порядком, лежащим, в основе всего. Таким образом, даосизм призывает к естественности и возвращению к корням.

Эти определения, понятные и удовлетворительные для ученых, востоковедов и даже монахов, совершенно чужды древнекитайскому обывателю -рыбаку, крестьянину или разнорабочему. При этом восприятие буддизма и даосизма именно такими людьми имеет определяющее значение для нахождения места религии в жизни общества. Мы считаем необходимым понимание контекста, в котором существует религия и, соответственно, свойственная ей архитектурная традиция. Для этого следует знать историю, культуру и язык Китая. Но, в рамках данной работы, мы ограничимся экскурсом в два явления в китайском обществе: 1) религиозный синкретизм и 2) различие между

философским и религиозным направлениями буддизма и даосизма. Начнем с первого.

В Китае сложилась уникальная ситуация: доминирующей религии в этой стране никогда не было и нет до сих пор. В традиционном Китае одни и те же люди без какого-либо стеснения могли молиться Конфуцию об удачной сдаче экзаменов и тут же просить буддийское божество о легких родах для своей родственницы, а затем идти в даосский храм и жечь благовония перед статуей Царя драконов, чтобы тот успокоил море и дал рыбакам богатый улов. Эта парадоксальная для западного человека религиозная непоследовательность совершенно естественна для китайца. Так называемые «Три учения» Китая -конфуцианство, буддизм и даосизм - мирно сосуществуют на протяжении многих сотен лет [84, с. 436], что создает диффузию не только на уровне идеологий, но и в сфере материальной культуры, в том числе в архитектуре.

Второй важнейший момент - это различие между философским и

религиозным направлениями буддизма и даосизма. Ни в буддизме, ни в даосизме

изначально не было ни церкви, ни верховного божества, ни системы обрядов.

Будда, основоположник буддизма, был «просветленным», но таковым мог стать

любой другой человек. Даосизм развился из традиционной китайской

натурфилософии и обрел форму благодаря Лао-цзы, легендарному мудрецу,

который ни слова не написал о богах, рае, аде или устройстве церкви. Со

временем в рамках обоих учений появились целые религиозные системы со

сложным пантеоном, долгими обрядами и красивыми храмами. Сформировались

религиозный буддизм и религиозный даосизм, необходимые простым жителям

Китая для удовлетворения их духовных потребностей, а также для организации

огромных групп служителей культа. Будде и Лао-цзы стали молиться и приносить

жертвы, они, наряду с другими мифическими и реальными персонажами,

превратились в могущественных богов, способных влиять на судьбы людей.

Конечно, служители буддийской и даосской церкви понимали философскую суть

религии, но для посетителей храмов внушительные статуи и расписанные

разными цветами балки значили гораздо больше. Будда, Лао-цзы и некоторые

14

другие для простых китайцев перестали быть Учителями и стали Богами, что противоречит самой сути буддизма и даосизма. Конечно, народные варианты буддизма и даосизма содержат в себе большой пласт оригинальной философии, но разница между философским и религиозным учениями огромна.

В дальнейшем необходимо помнить о вышеописанных явлениях, поскольку они могут объяснить многие особенности традиционной храмовой архитектуры, такие как сходства в облике и структуре буддийских и даосских храмовых комплексов, наличие общих для буддизма и даосизма символов, проявляющих себя в декоративных элементах, роскошь буддийских комплексов, наличие театральной сцены в даосских комплексах и др.

ГЛАВА 1. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ И РАСПОЛОЖЕНИЕ БУДДИЙСКИХ И ДАОССКИХ ХРАМОВЫХ КОМПЛЕКСОВ В ПРИБРЕЖНЫХ РАЙОНАХ ПРОВИНЦИИ ШАНЬДУН

РАЗДЕЛ 1.1. ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

РАСПРЕДЕЛЕНИЯ БУДДИЙСКИХ И ДАОССКИХ ХРАМОВЫХ КОМПЛЕКСОВ В ПРИБРЕЖНЫХ РАЙОНАХ

В данном разделе мы проведем анализ причин, по которым:

- именно провинция Шаньдун и ее приморская зона представляют наибольший интерес для исследователей буддийской и даосской архитектуры;

- в определенных частях провинции Шаньдун сконцентрированы либо буддийские, либо даосские храмовые комплексы.

Раздел состоит из трех частей: введения, основного текста и заключения, где перечисляются принципы, лежащие в основе распределения храмовых комплексов в провинции.

Введение

Древнее индийское учение буддизм нашло в Китае благодатную почву для развития. Особенно широко новая религия распространилась в провинции Шаньдун - родине конфуцианства и некоторых метафизических учений. Западная часть провинции в районе горы Тайшань стала региональным буддийским центром. В то же время восток провинции с его изрезанной береговой линией, гористой местностью и лесами превратился в центр развития и распространения даосизма [165, с. 14].

На побережье провинции Шаньдун очень большое количество религиозных

построек, и рядом со многими известными горами созданы религиозные центры.

Часто они неотделимы друг от друга, как, например, буддийские храмовые

Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Юй Бо, 2014 год

Библиографический список

Издания на русском языке

1. Азаров, А. А. Англо-русский энциклопедический словарь искусств и художественных ремесел / The english-russian encyclopedic dictionary of the arts and artistic crafts : в 2 т. / А. А. Азаров. - M., 2007.

2. Алимов, И. А. Срединное государство : Введение в традиционную культуру Китая / И. А. Алимов, М. Е. Ермаков, А. С. Мартынов. - М., 1998. - 287 с.

3. Архитектура и градостроительство : энциклопедия / гл. ред А. В. Иконников. - М., 2002.

4. Ащепков, Е. А. Архитектура Китая / Е. А. Ащепков. — М. : Государтственное изд-во литературы по строительству, архитектуре и строительным материалам, 1959. - 368 с.

5. Ащепков, Е. А. Садово-парковая архитектура Китая / Е. А. Ащепков // Архитектура стран Юго-Восточной Азии : Очерки. - М., 1960.

6. Бирюкова, Н. В. История архитектуры : учеб. пособие / Н. В. Бирюкова. - М., 2007.

7. Блинова, Е. А. «Пресветлый престол» (Мин Тан) как пространственно-административная (землеустроительная) схема / Е. А. Блинова // XIX НК ОГК. - М., 1988. - Ч. 1. - С. 69-73.

8. Борко, Т. И. Мифологическое всприятие пространства. Пространство и время в восприятии человека / Т. И. Борко. - СПб., 2003. - Ч. 1. - С. 74—79

9. Брунов, Н. И. Садовое искусство Китая / Н. И. Брунов // Академия Архитектуры. - 1935. - Вып. № 3.

10. Васильев, К. В. Истоки китайской цивилизации. - М., 1998.

11. Васильев, JI. С. Дао и даосизм в Китае. - М.: Наука, 1982.

12. Васильев, JI. С. Древний Китай. - М, 1995. - Т. 1. - 378 с.

13. Васильев, JI. С. Культы, религии и традиции в Китае. - Москва : Восточная литература, 2001.

14. Виноградова, Н. А. Искусство Китая / Н. А. Виноградова. - М., 1988. -250 с.

15. Виноградова, Н. А. Искусство средневекового Китая / Н. А. Виноградова. - М., 1962.

16. Виноградова, Н. А. Китай, Корея, Япония : образ мира в искусстве / Н. А. Виноградова. - М. : Прогресс-Традиция, 2010.

17. Виноградова, Н. А. Китайские сады / Н. А. Виноградова. - М., 2004.

18. Виноградова, Н. А. Традиционное искусство Китая. Терминологический словарь / Н. А. Виноградова. - М., 1997.

19. Виногродский, Б. Китайские благопожелательные орнаменты / Б. Виногродский. - М., 2003.

20. Власов, В. Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства / В. Г. Власов. - СПб.: Лита, 2000. - Т. 1.

21. Воробьев, М. В. Культура чжурчжэней и государства Цзинь / М. В. Воробьев. - Москва : Наука, 1983.

22. Всеобщая история архитектуры : в 2 т. / гл. ред. Б. П. Михайлов. - М.: Стройиздат, 1958.-Т. 1.

23. Всеобщая история архитектуры : в 12 т. / Науч.-исслед. ин-т теории, истории и перспектив, проблем совет, архитектуры ; под ред. А. М. Прибытковой. - Л. ; М. : Стройиздат, 1971. - Т. 9 : Архитектура Восточной и Юго-Восточной Азии до середины XIX в.

24. Всеобщая история архитектуры : в 12т./ под ред. Н. В. Баранова. - М.,

1973.

25. Всеобщая история искусств : в 6 т. / гл. ред. Б. М. Веймарн. - М. : Искусство, 1961. - Т. 2.

26. Всеобщая история искусств. - М., 1961. - Т. 2.; Кн. 2. - С. 319-424.

27. Ганшин, Г. А. Китай. Экономико-географический очерк / Г. А. Ганшин, И. В. Ушаков. - М.: Мысль, 2004. - 272 с.

28. Глухарева, О. Н. Краткая история искусства Китая / О. Н. Глухарева, Б. П. Денике.-М., 1948.

29. Глухарева, О. Н. Памятники древнего зодчества. Архитектура КНР / О. Н. Глухарева // Советская архитектура. - 1952. - Вып. № 3. - С. 80-94.

30. Грей, Д. История Древнего Китая / Д. Грей. - М. : Центрполиграф,

2006.

31. Гусейнова, А. М. Пещерные монастыри Лунмэнь и Гунсянь - судьба и современная жизнь двух памятников китайского средневековья / А. М. Гусейнова // Искусство Востока / отв. ред. и сост. Е. А. Сердюк. - М., 2012. - Вып. 4. Сохранность и сакральность. - С. 165-175.

32. Денике, Б. П. Архитектура Китая. Альбом / Б. П. Денике. - М., 1935.

33. Джастин У. История Китая / У. Джастин. - СПб., 2008.

34. Д. Дж. Е. Холл. История Юго-Восточной Азии / Д. Дж. Е. Холл. - М.,

1958.

35. Духовная культура Китая : энциклопедия : в 6 т. / РАН, Ин-т Дальнего Востока ; гл. ред. М. Л. Титаренко. - М., 2006.

36. Еремеев, В. И. Символы и числа Книги перемен / В. И. Еремеев. - М.,

2005.

37. Ермаков, М. Е. Мир китайского буддизма / М. Е. Ермаков. - СПб.,

1994.

38. Журавлева, И. А. Современная специфика восприятия пространственно-временных координат. Пространство и время в восриятии человека / И. А. Журавлева. - СПБ., 2003. - Ч. 1. - С. 195-200.

39. Згура, В. В. Китайская архитектура и ее отражение в Западной Европе /В. В. Згура.-М., 1929.

40. История Китая / под ред. А. В. Меликсетова. - М., 1998.

41. История человечества : в VIII т. / под ред. Э. А. Манушина. - М. : Магистр-Пресс, 2003. - Т. III.

42. История человечества : в VIII т. / под ред. Э. А. Манушина. - М. : Магистр-Пресс, 2003. - Т. IV.

43. Кассирер, Э. Философия символических форм : в 3 т. / Э. Кассирер. -СПБ., 2002.

44. Китай : Большая история искусства. Китай / гл. ред. Ф. Мелли. - М.,

2009.

45. Китайская философия: Энциклопедический словарь / гл. ред. М. Л. Титаренко. - М. : Мысль, 1994. - 573 с.

46. Китайская философия и современная цивилизация : сб. ст. / Междунар. Редсовет : М. Л. Титаренко и др. - М. : «Восточная литература» РАН, 1997. - 192 с.

47. Козлова, М. А. Судьбы памятников архитектуры в периоды расцвета и времена гонений на буддизм в средневековом Китае / М. А. Козлова // Искусство Востока. Сохранность и сакральность / отв. ред. и сост. Е. А. Сердюк. - М., 2012. -Вып. 4.-С. 175-189.

48. Козлова, М. А. Типология буддийских пагод Китая конца ГУ-начала X вв. (провинции Ганьсу, Шэньси, Хэнань, Шаньдун, Шаньси) : автореф. дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.04 / Козлова Мария Алексеевна. - М., 2009. - 24 с.

49. Королев, К. М. Китайская мифология / К. М. Королев. - СПб. : Мидгард, 2007.

50. Кравцова, М. Е. Буддизм и культура китайской аристократии / М. Е. Кравцова // Буддийский взгляд на мир. - СПб., 1994.

51. Кравцова, М. Е. История искусства Китая : учеб. пособие / М. Е. Кравцова. - СПб., 2004.

52. Кравцова, М. Е. История культуры Китая : учеб. пособие для вузов / М. Е. Кравцова. - СПб., 1999.

53. Кравцова, М. Е. Храмовое строительство в древнем и раннесредневековом Китае: факты и легенды (к социально-политической истории китайского буддизма) / М. Е. Кравцова // Восток : философия, религия, культура. Религиоведение и востоковедение. - СПб., 2001. - С. 145-174.

54. Кривцов, В. А. Эстетика даосизма / В. А. Кривцов. - М., 1993.

55. Крюков, М. В. Китайский этнос в средник века / М. В. Крюков. - М. : Наука, 1984.

56. Кузнецов, А. Н. Энциклопедия Нового Китая / А. Н. Кузнецов. - М. : Прогресс, 1989.

57. Кукарин, М. А. Словарь китайской мифологии / М. А. Кукарин. - М.,

2011.

58. Куликов, Б. Н. Архитектура и строительство Китая / Б. Н. Куликов // Архитектура и строительство Ленинграда. - 1956. - № 2. - С. 42-44.

59. Лактионов, А. Буддизм: энциклопедия / А. Лактионов. — СПб. : Мидгард, 2008.

60. Леве, М. Китай династии Хань. Быт, религия, культура / М. Леве. - М.,

2005.

61. Лоу, Ц. Традиционная архитектура Китая / Ц. Лоу; пер. Чжэн Яохуа. -Межконтинентальное изд-во Китая, 2002. - 175 с.

62. Лю, Б. Шедевры архитектуры / Б. Лю // Китай. - 1959. - № 20. - С. 89.

63. Малявин, В. В. Империя ученых / В. В. Малявин. - М., 2006.

64. Малявин, В. В. Китай в XVI-XVII веках : Традиция и культура / В. В. Малявин. - М., 1995.

65. Малявин, В. В. Китайская цивилизация / В. В. Малявин. - М., 2000.

66. Мартынов, А. С. Время и история в императорском Китае / А. С. Мартынов // Мир Востока. - Уфа, 1998. - № 1. - С. 32.

67. Маслов, А. А. Китай: укрощение драконов : духовные поиски и сакральный экстаз / А. А. Маслов. - М. : Алетейа, 2006.

68. Непомнин, О. Е. История Китая. Эпоха Цин / О. Е. Непомнин. - М. : Восточная литература, 2005.

69. Никифоров, В. Н. Восток и Всемирная история / В. Н. Никифоров. -М., 1977.

70. Партина, А. С. Архитектурные термины : ил. слов. / А. С. Партина. — М., 2001.

71. Переломов, Л. С. Империя Цинь - первой централизованное государство в Китае / Л. С. Переломов. - М., 1962.

72. Популярная художественная энциклопедия : архитектура, живопись,

скульптура, графика, декор, искусство : [в 2 кн.] / гл. ред. В. М. Полевой. - М. :

174

Сов. энцикл., 1986.

73. Поршнева, Е. Б. Религиозные движения позднесредневекового Китая / Е. Б. Поршнева. - М.: Наука, 1991.

74. Приходько, П. Жилищное строительство в Китае / П. Приходько // Строительство и архитектура. - 1962. - № 11. - С. 36, 37.

75. Приходько, П. Типизация и сборность в архитектуре Китая / П. Приходько // Архитектура СССР. - 1956. - Вып. № 4.

76. Религии Китая : хрестоматия / сост. Е. А. Торчинов. - СПб., 2001.

77. Ремезов, Н. П. Леса и почвы Китая : географический очерк / Н. П. Ремезов, Б. А. Митбрейт. - М. : Изд-во иностранной литературы, 1955.

78. Рубин, В. А. Идеология и культура Древнего Китая / В. А. Рубин. - М.,

1970.

79. Сандулов, Ю. А. История современной мировой философии. Компаративистский подход /Ю. А. Сандулов. - СПб. : Лань, 1998.

80. Сидихменов, В. Я. Маньжчурские правители Китая / В. Я. Сидихменов. - М. : Наука, 1985. - 299 с.

81. Спешнев, Н. А. Китайцы: особенности национальной психологии / Н. А. Спешнев. - СПб. : КАРО, 2011. - 331 с.

82. Степанянц, М. Т. Восточная философия / М. Т. Степанянц. - М., 1997.

83. Сторожук, А. Г. Духи и божества китайской преисподней / А. Г. Сторожук. - СПб., 2012. - 464 с.

84. Сторожук, А. Г. Три учения и культура Китая : конфуцианство, буддизм и даосизм в художественном творчестве эпохи Тан / А. Г. Сторожук. -СПб., 2010.-552 с.

85. Стужина, Э. П. Китайский город XI - XIII вв. : экономическая и социальная жизнь / Э. П. Стужина. - М., 1979.

86. Сыма, Ц. Исторические записки (Ши Цзи) / Ц. Сыма. - М., 1984-2003.

87. Тихвинский, С. Л. Новая история Китая / С. Л. Тихвинский. - М. : Наука, 1972.

88. Торчинов, Е. А. Введение в буддизм : Курс лекций / Е. А. Торчинов. -

175

СПб., 2005.

89. Торчинов, Е. А. Даосские практики / Е. А. Торчинов. - СПб. : Петербургское востоковедение, 2011. - 314 с.

90. Уильяме, Ч. Китайская культура : мифы, герои, символы / Ч. Уильяме. - М. : Изд-во Центрполиграф, 2011.

91. Филонов, С. В. Даосский монастырь как невербальный текст китайской культуры : К постановке вопроса / С. В. Филонов // Гуманитарные науки в контексте международного сотрудничества. Материалы 1-ой международной конференции. - Владивосток, 1999.

92. Фицджэральд, С. П. Китай. Краткая история культуры / С. П. Фицджэральд; пер. с англ. - СПб., 1998. - 373 с.

93. Фэн, JI. Очерки по культуре Китая. Основные сведения о Китае / JL Фэн, В. Ши.; пер. с китайского. - 2001. - 198 с.

94. Фэн, Ю. Краткая история китайской философии / Ю. Фэн - СПБ.,

1998.

95. Харпер, Д. Китай. Путеводитель / Д. Харпер. — СПб. : Астрель, 2005. —

399 с.

96. Чжоу, Ц. Тектоническо-декоративные системы неоклассической архитектуры Китая : автореф. дис. ... канд. искусствоведения. - СПб., 2009.

97. Шевченко, М. Ю. Восточное Чжоу - эпоха формирования вековых архитектурных традиций Китая / М. Ю. Шевченко // Всеобщая история архитектуры. Сб. статей памяти Т. Ф. Саваренской. - М., 2006.

98. Шевченко, М. Ю. Гипотеза происхождения зала "Тан" в архитектуре древнего Китая в VIII в. до н.э. / М. Ю. Шевченко // Архитектурная наука и образование. Тезисы докладов научной конференции, посвященной 70-летию образования МАРХИ. - М., 2004. - С. 67, 68.

99. Шевченко, М. Ю. Истоки формообразования пространственных стереотипов в архитектуре Китая эпохи Чжоу (XI—III вв. до н. э., среднее и нижнее течение реки Хуанхэ) : автореф. дис. ... канд. архит. наук. - М., 2006. - 23 с.

100. Шевченко, М. Ю. Об особенностях формообразования в архитектуре

176

древнего Китая эпохи Чжоу в XI—III вв. до н.э. / М. Ю. Шевченко // Архитектурная наука и образование. Тезисы докладов научной конференции, посвященной 60-летию Победы в Великой Отечественной войне. - М., 2005. - С. 97.

101. Шефер, Э. Золотые персики Самарканда / Э. Шефер. - М. : Наука,

1981.

102. Юй, Б. Архитектурные особенности храмового комплекса святой Сяньгу в г. Вэйхай / Юй Бо // Вестник Орловского государственного университета. Серия : Новые гуманитарные исследования. - Орел, 2012. - № 7 (27).

103. Юй, Б. Организация пространства в буд дийских монастырях / Юй Бо // Вестник Орловского государственного университета. Серия : Новые гуманитарные исследования. - Орел, 2012. - № 8 (28).

104. Юй, Б. Особенности орнамента основных зданий и второстепенных построек в древне храмовой архитектуре / Юй Бо // Вестник Орловского государственного университета. Серия : Новые гуманитарные исследования. Вып. 1 (30) / Гл. ред. Н. А. Исаев. - Орел : Издат. дом «Алеф-Пресс», 2013.

Издания на английском языке

105. Lovell, J. Architecture and Power Games in China / J. Lovell. - London : Strelka Press, 2012.

106. Reischauer Edwin O. A History of East Asian Civilization / O. Reischauer Edwin, J. K. Fairbank, A. M. Craig. - Boston : Houghton Mifflin, 1960.

107. Williams, C. A. S. Chinese symbolism and art motifs / C. A. S. Williams. -Singapore : Tuttle Publishing, 2006. - 448 p.

Издания на китайском языке

108. Ань, Цзуочжан. История провинции Шаньдун с древнейших времен до наших дней. - Цзинань : Шаньдунское народное изд-во, 1994.

,'Н

109. Бай, Инь. Особые стили даосской архитектуры. - Тайюань : Архитектурное изд-во провинции Шаньси, 2005.

(ШШ^ЙЙШШ) ЙМ^Щ цщш&ж»±2005^

110. Бай, Хуавэнь. Китаизация буддийской культуры и монастырей. -Пекин : Изд-во Пекин, 2003.

тштщ-\т} Й1Ь*:1Ьж:1к£ЖШ±2003^

111. Буддийская архитектура. - Пекин : Китайское архитектурно-промышленное изд-во, 2009.

2009^

112. Бэнь, Шэ. Буддийская архитектура. - Пекин : Китайское архитектурно-промышленное изд-во, 2004.

(ИМ) «±4ЬЖФШШтх^кЖШ±2004^

113. Бянь, Цянь. Архитектура - малая энциклопедия буддизма. - Шанхай : Шанхайское научно-популярное изд-во, 2012.

тж-тш^т 2012 щ

114. Ван, До. Буддийские монастыри и парки в г. Лоян в период правления династии Северная Вэй. - Пекин : Китайское архитектурное изд-во, 2005 (7). С.138-140.

{ИШШШШт ЗЕ#^ФШж2005 (7) 138-140.

115. Ван, Чжиюань. Сборник по духовной культуре р. Хуанхэ. - Иньчуань : Народное изд-во провинции Нинся, 2001.

116. Ван, Шучунь. Дополнение к семейной культуре. - Пекин : Китайское общественно-научное изд-во, 2007.

тш.4k#ii» 2007^

117. Ван, Шучунь. Небесное сияние горы Куньюй. - Пекин : Восточное изд-во, 2010.

{шшч))

118. Ван, Юань. Особенности выбора места строительства древних

178

буддийских храмов в Китае. - Пекин : Китайское архитектурное изд-во, 2002 (3). -С. 89-91.

{Фтъшшшшш} сз> 89-91.

119. Ван, Юань. Очерк о развитии танской архитектуры. — Пекин : Китайское архитектурное изд-во, 2000 (3). - С. 131-133.

<<ШШШШШй>> 2000 (3) 131-133.

120. Ван, Юаньцзя. Записки о Нинхай. Рукописная копия. — Пекин, 1864.

121. Ван, Юйлинь. Сборник исследований по особенностям архитектуре в зависимости от географического месторасположения. Статья из Тяньцзиньского университета. - Тяньцзинь, 2008.

2008.

122. Гао, Айин, Лю, Шоулян. Знаменитя пагода Цзилу. - Цзинань : Шаньдунское литературное изд-во, 2004.

ттпштштш^хгжжй2004^

123. Гао, Ян. Китайские традиционные декоративные элементы. - Фучжоу : Фуцзяньское художественное изд-во, 2005.

{фшшшт йишй®и#шйй±2оо5^

124. Го, Дунмэй. Принципы экологичности в буддийской архитектуре. -Пекин : Изд-во храмовой архитектуры, 2005 (5). - С. 30-34.

т&тш&шштт яздимйя 2005 (5) 30-34.

125. Го, Нин. Предварительный анализ различия культурного ландшафта и пространства провинции Шаньдун. Исследование окружающей среды и географии провинции Юннань, 2005 (5). - С. 57-61.

{ш^шшшш^тяшя.} д^гшйдаяшя 2005 (5) 57-61.

126. Гуань, Синь. Художественный замысел компоновки пространства китайских буддийских монастырей. Вестник Аньхойского университета. - Хэфэй, 2006 (2).-С. 57-60.

шт^шх^тг2006 (2) 57-60.

179

127. Дай, Люнь. Исследование размещение алтаря и храмов буддийской школы Чань. - Пекин : Китайское архитектурное изд-во, 1998 (3). - С. 94-96.

шшътя. ms <з) 94-96.

128. Дин, Чэнлинь. Полное собрание сочинений по архитектурному искусству Китая. - Пекин : Китайское архитектурно строительное изд-во, 1999.

«Фтт&ш±ю тзвйляфта&хадшй 1999^

129. Е Тао, Ли Фанпэн. Фольклор Шаньдуна. - Цзинань : Шаньдунское товарищеское изд-во, 1988.

(ьишт)) ^т&шшш, 1988 ^

130. Е, Чжаосинь. Китайское традиционное искусство - буддийское искусство. - Пекин : Китайское изд-во легкой промышленности, 2001.

«Фтш^-шшм И-М^Ф®йх^ЖШ2ОО1 ^

131. Жэнь, Цзиюй. История буддизма в Китае. - Шицзячжуан : Изд-во Хэбэй, 2007.

«ФШ»Ш1ЁЯ:Н:Ж»±2007^

132. Жэнь, Цзиюй. История даосизма в Китае. - Шанхай : Шанхайское национальное изд-во, 1990.

133. Заметки о городе Вэйхай / под ред. Дан Аньгуаня. - Цзинань : Шаньдунское журнальное изд-во, 1986.

134. Записки о городе Вэньдэнь. - Цзинань : Городское изд-во, 1999.

(ÄSifriS) тш1штштжш± 1999^

135. Красота древней китайской архитектуры. - Пекин : Китайское архитектурное изд-во, 2009.

136. Культура Цзилу. - Цзинань : Районный комитет по исторической литературе. Шаньдунское народное изд-во, 1998.

{шх^ш)) ш&ттштш^лкж»± 1998 ^

180

137. Ли, Лисинь. Проникновение буддизма и цель его развития. - Пекин : Художественное изд-во, 2003 (2). - С. 76-80.

ттшшжпттза шшш 2003 (2) 76-80.

138. Ли, Лоулоу. Вера в материнских предков. - Фучжоу : Изд-во Сюэюань, 1994.

тшт 1994*

139. Ли, Синьтай. Прекрасные картины культуры Ци. - Пекин : Изд-во партийной школы при ЦК КПК, 1992.

140. Ли, Сун. Древнее буддийское изобразительное искусство провинции Шаньдун. - Сиань : Народно-просветительское изд-во провинции Шэньси, 2000.

тшъшштм

141. Ли, Сяоцун. Историческая география китайских регионов. - Пекин : Изд-во Пекинского Университета, 2004.

«Фтшш&шт)) 2004 ^

142. Ли, Цзин. Несколько толкований начального развития буддизма. -Пекин : Изд-во буддийской культуры, 2005 (5) - С. 30, 31.

итштятт)) тттхк 2005 (5) 30,31.

143. Ло, Чжэвэнь. Древняя китайская архитектура. - Шанхай : Шанхайское изд-во древней литературы, 2001.

(Ф1йт> %Щ-Х±М±ЖЪПЖЮ±2001 ^

144. Лоу, Цинсы. Древняя китайская архитектура. - Пекин : Изд-во Санлянь, 2001. - Т. 12.

«Ф2001^

145. Лу, Тунянь. Начальные поиски географического расположения танских монастырей в провинции Шаньдун. - Пекин : Вестник Шаньдунского университета, 2001(3). - С. 42-46.

{штшшштш)) шштмх^^юог сз) 42-^6.

146. Лю, Дуйчжэнь. История древней китайской архитектуры. - Пекин :

181

Архитектурно-инженерное изд-во, 1980.

147. Лю, Ли. Сравнение и исследование лепных изображений архат и изобразительного искусства в храме Линянь в период правления династии Сун. -Шаньдун : Докторская диссертация из Шаньдунского университета, 2005.

2005

148. Лю, Хуэй. Изучение вероучений горы Тайшань. - Пекин : Изд-во «Памятники материальной культуры», 1994.

ШШйМШЯ) ШШ-ХШШ 1994*

149. Лю, Цзивэнь. Храм Шэньлинсы в г. Цзинань. - Цзинань : Шаньдунское изд-во Дружба, 2005.

ттшт >тштшш\шт± 2005 ^

150. Лю, Чжипин. Типы и структуры китайской архитектуры. - Пекин : Архитектурно-инженерное изд-во, 1957.

((ФШШтШЖтП)) Я&ЧЧЬЯШЯХёШйИ: 1957^

151. Лю, Шоулян. Знаменитая пагода Цзилу. - Цзинань : Шаньдунское литературное изд-во, 2004.

152. Лю, Шуфэнь. Гора Фулайшань. - Цзинань : Изд-во Прогрессия, 2002.

шштвшт±2оо2^

153. Люй, Сунъюнь, Лю, Шичжун. Словарь по древней китайской архитектуре. - Пекин : Китайское книжное изд-во, 1992.

«Фтътжщт шфляфш^ЙШШЙ 1992^

154. Люй, Цзян. Анализ паркового ландшафта тайшаньского храма Пучжаосы. - Пекин : Тайшаньское религиозное изд-во, 2005 (9). - С. 69-70.

S5IiS^flj 2005 (9) 69-70.

155. Люй, Янь. Начальное исследование структуры и группировки

пространства даосской архитектуры в Циндао. Статья из Циндаосского

182

промышленного университета, 2008.

тшшжшж&ттшт)) вш 2008

156. Лян, Сычэн. Полное собрание сочинений Лян Сычэна - Пекин : Китайское архитектурно-строительное изд-во, 2001.

157. Ни, Бо, Бао Цзяшэн. Энциклопедия китайского буддизма. - Шанхай : Шанхайское изд-во древней литературы, 2001.

2001 *

158. Общая история провинции Шаньдун. - Тайбэй: Изд-во Памятники материальной культуры провинции Шаньдун, 1991.

159. Отредактированный сборник по круглой черепице в период правления династий Цинь и Хань. - Сиань : Археологический институт провинции Шэньси. Изд-во Саньцинь, 1986.

(шттжттт те*

160. Пагода Сымэнь и храм Шэньтун. Музей г. Цзинань. - Пекин : Изд-во Памятники материальной культуры, 1981.

тттш^} т\ *

161. Пань, Гусы. История китайской архитектуры. - Пекин : Китайское архитектурное изд-во, 2001. - Т. 4.

162. Сборник по истории и литературе Шаньдуна - этнос и религия. Цзинань : Шаньдунское народное изд-во, 1998.

«шшхшш-ттш)) ттш&Ак&ш&тъ*

163. Су, Бай. История развития храма Лунсинсы. - Пекин : Изд-во Памятники материальной культуры, 1999 (9). - С. 37-42. ^^даШЙЯ:^ 1999 (9) 37-42

164. Сунь, Дачжан. Древняя архитектура Китая. - Пекин : Китайское

архитектурно-строительное изд-во, 2002. - Т. 5.

183

СФШ^ШЯЙ 5)) Ш^Ж ЛЙФШШ&ХМШЙ 2002^

165. Сунь, Чанъу. Китайская буддийская культура. - Тяньцзинь : Изд-во Наньдайского университета, 2000.

СФШШШЬ)

166. Сюэ, Линьпин. Путешествие по памятникам китайской даосской архитектуры. - Тайюань : Архитектурное изд-во провинции Шаньси, 2006.

«ф тштяа.т> 1ш¥:шшшшж«±200б^

167. Сяо, Мо. Архитектурное искусство Китая. — Пекин : Изд-во Памятники материальной культуры, 1993.

«ФШшягяА) тт1Ж-хштл±\99ъ*

168. Сяо, Мо. Исследование архитектуры Дуньхуана. - Пекин : Механическое изд-во, 2003.

тттшяу ммьят«жйй±2<юз^

169. Тан, Чжиюн. Упадок даосской и буддийской архитектуры в провинции Шаньдун в период китайской республики // Вестник Шаньдунского педагогического университета, 2005 (2). - С. 149-151.

^тпшштжшштшш йгбщцш)та*зад&2о<>5 (2) 149-151.

170. У, Вэйшань, Ван, Юэцин. Китайская буддийская культура и искусство. - Пекин : Религиозное изд-во, 2002.

{ФШВШЖЬШ} ШШШ± 2002 %

171. Фан, Литянь. Краткая история китайского буддизма. - Пекин : Религиозное культурно-просветительское изд-во, 2001.

«ФШШШ5&»

172. Фольклор города Жунчэн. Газета «Жунчэн». - Цзинань : Шаньдунское иллюстрированное изд-во, 1997.

immmm ттшш\ишштт± mi ^

173. Фольклор и туризм полуострова Цзяодун. - Цзинань : Изд-во Цилюй,

2007.

f ' i

> /

174. Фу, Жунсань. Заметки о храмовой культуре. - Хунань : Религиозно-культурное изд-во, 1999.

тшшш» 1999^

175. Фу, Синянь. Рассуждения о древней архитектуре. - Шанхай : Изд-во Фуданьского университета, 2004.

176. Хань, И. Трансформация учебной системы династии Сун и ее научное значение // Вестник Цинхайского национального университета, 2005 (2). — С. 31— 37.

ШШПШ&Ш& 1ЙЗВД2005 (2) 31-37.

177. Хань, Цзявэй. Исследование секуляризации буддийской архитектуры в Китае в период правления династии Хань. Диссертация из Тяньцзиньского университета, 2001.

«фшш!ьштятття) тшштх^х 2001

178. Хо, Гоцин. Буддийская культура странствий. - Пекин : Пекинское библиотечное изд-во, 2000.

ш&шшь» жтт&шштш&т± 2000*

179. Храм Линяньсы. - Пекин : Изд-во «Памятники материальной культуры», 1999.

180. Хуан, Сиюань. Взаимодействие буддизма с китайской традиционной культурой. - Буддийское культурное изд-во, 2005 (3). - С. 61-64.

(з) 61-64

181. Хун, Хуаньчунь. Общая история Китая. - Пекин : Китайское молодежное изд-во, 1995.

182. Хэ, Чэн. Культурные особенности даосской архитектуры пещеры Лаоцзюна, расположенной в Цзяньси. - Чунцин : Изд-во Чунчинского педагогического университета, 2011.

((шшттшшт^тттхш&ъ юп

*

183. Цао, Чанчжи. Полное собрание сочинений по китайскому архитектурному искусству. — Пекин : Китайское архитектурно-промышленное изд-во, 2000.

«ф

184. Цао, Чанчжи. Собрание сочинений по китайской архитектуре. -Пекин : Китайское архитектурно-строительное изд-во, 2000. - Т. 12.

«ФИ2Ш£И12» ШШШЬШФШ2000^

185. Цзоу, Илинь. Китайская историческая сравнительная география. -Пекин : Изд-во Наука, 2001.

186. Чжан, Бо. Общий очерк о пространстве для богослужение в буддийской китайской архитектуре в период правления династии Хань // Вестник Северного промышленного университета, 2003 (4). - С. 60-65.

{ттшшт^шшшт тшъ^х^шгт (4) 60-65.

187. Чжан, Жуньу. Изучение древней китайской архитектурной культуры, путешествую по провинции Шаньдун. - Пекин : Изд-во Интеллектуальная собственность, 2002.

0Ш> W± 2002^

188. Чжан, Хэюнь. Храм Линяньсы в пров. Шаньдун. - Цзинань : Шаньдунское народное изд-во, 1983.

«ш

189. Чжан, Цзяньцзюнь. Буддизм и буддийская архитектура. -Архитектурное изд-во провинции Шаньси, 2006 (3). - С. 116-119.

ит^-вштт «i»2ооб (з) ш-ш

190. Чжан, Цяньцюнь. Даосизм и даосская архитектура. - Шаньсийское архитектурное изд-во, 2006 (3). - С. 18-21.

{шщ-штяо шшшшжюоб сз) 18-21.

186

191. Чжао, Вэньбинь. Небольшие рассуждение на тему эволюции композиции в китайских буддийских монастырях. - Пекин : Китайское архитектурное изд-во, 1998 (1). — С. 116-118.

{Фтшштшштъ} ШШ^ФШП998 сп иб-п8.

192. Чжао, Пугэнь, Чжу Чи. Монастыри и пагоды в провинции Шаньдун. -Цзинань : Книжное изд-во г. Цзилу, 2002.

тшт 2002 ^

193. Чжоу, И. Истоки и эволюция керамического искусства в китайской архитектуре. - Пекин : Изд-во Мировые памятники материальной культуры, 2000 (3). - С. 37-39.

тшхшшюоз сз) 37-39.

194. Чжуан, Сюэфан. Регламент размеров при строительстве древней архитектуры // Вестник Гуандунского промышленного университета, 2003 (4). -С. 101-106.

2003 (4) 101-106.

195. Чу, Чаочао. Развитие современной буддийской архитектуры в Сингапуре // Вестник Дунняньского университета, 2005 (7). - С. 281-285.

{ти№мтшшт.мш} штшшкф^т 2005 о) 281-285

196. Чэнь, Вэньнянь. Путешествуя в Пэньлай. - Пекин : Китайское изд-во радио и телевидения, 2002.

197. Чэнь, Гэньюань. Искусство изготовления карнизов - китайская круглая черепица. - Чэнду : Сычуаньское изд-во просвещение, 1998.

«ШИЙ^-ФШЖШ шмшшшизшж»! 1998^

198. Чэнь, Иньгэ. Связь даосского направления Тянынидао с приморскими регионами. - Шанхайское изд-во памятников материальной культуры, 1992.

ттшшжшш)) 19923=

199. Чэнь, Минда. Исследование столярных методов при строительстве. -

Пекин : Изд-во «Памятники материальной культуры», 1981.

187

200. Шаньдунские пейзажи. - Цзинань : Шаньдунское художественное изд-во, 1984.

201Л Ши, Сянцянь. Развитие буддизма со времени правления династий Суй и Тан до периода правления династии Сун // Анхойский университетский вестник, 2005 (3). - С. 21-24.

{{ттштттш)) сз) 21-24.

202. Ши, Юань. Книжная серия по китайской традиционной культуре -монастырская культура. - Хух-Хото : Народное изд-во Внутренней Монголии, 2006.

{Фщтх^шт—шхп 2006^

203. Ю, Шаопин, Чан, Синчжао. Архитектура. - Цзинань : Шаньдунское изд-во Дружба, 2002.

204. Юань, Сюли. Исследование лаошаньского даосизма и записей о г. Лаошань. - Пекин : Китайское общественно-научное изд-во, 2011.

205. Юй, Сяохэн. Китайская древняя даосская архитектура. - Сычуаньское архитектурное изд-во, 1995 (1). - С. 19-22.

{Фтыттштж «&#Н1шпшш995 со 19-22.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.