Тектоническо-декоративные системы неоклассической архитектуры Китая тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат искусствоведения Чжоу Цзюнъянь

  • Чжоу Цзюнъянь
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2009, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 222
Чжоу Цзюнъянь. Тектоническо-декоративные системы неоклассической архитектуры Китая: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. Санкт-Петербург. 2009. 222 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Чжоу Цзюнъянь

Книга 1 \

Введение.

Глава 1. Сопоставительный анализ систем гоу цзя («китайского ордера») и классического европейского ордера

1.1 Введение в теорию китайской архитектуры.

1.2 Тектоническо-декоративная система традиционной китайской архитектуры.

1.3 Сопоставительный анализ тектонических свойств гоу цзя и ордера.

Глава 2. Ордерная архитектура Китая европейского типа 1840-1949 годов

2.1 Этапы внедрения и развития ордерных форм и ордерных композиций в архитектуре Китая.

2.2 Многостилье в архитектуре Китая.

2.3 Формирование самостоятельного стиля неоклассической архитектуры Китая в 1890-х — 1930-х годах.

Глава 3. Ордерная архитектура в творчестве архитекторов Нового Китая

3.1 Архитектура Нового Китая с 1949 по 1977 год: тенденции, направления, стили.

3.2 «Стиль Су».

3.3 «Стиль 1959 года».

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Тектоническо-декоративные системы неоклассической архитектуры Китая»

В работе изучаются основные, ключевые моменты истории развития тектоническо-декоративных систем в архитектуре Китая 1840-1977 годов. Тектоническо-декоративные системы в неоклассической архитектуре Китая рассмотрены на широком поле сопоставлений с европейской, русской и советской традициями применения классического ордера. Тектоническо-декоративные системы представлены как формы воплощения архитектурно-художественной идеи, ставшей основой для формирования стилей в неоклассической архитектуре Китая.

Актуальность темы и направленность исследования

Архитектура Китая - значительная часть мирового архитектурного наследия. Причём это наследие представлено не только памятниками традиционной китайской архитектуры, но и сооружениями; которые и типологически, и конструктивно, и художественно олицетворяют общемировые архитектурные тенденции XIX и XX веков. Значительная часть этих зданий и сооружений.является ордерной'архитектурой, то есть архитектурой, которую в европейском архитектуроведении принято называть неоклассической. Многие памятники неоклассической архитектуры Китая 1840-1977 годов известны, но изучение их архитектурно-художественных, композиционных и стилистических особенностей осложняется отсутствием в китайском искусствознании академической традиции изучения и анализа ордерной системы, являющейся одним из основных методов изучения архитектуры не'оклассики. Изучение ордера — это не только изучение его форм и композиционных типов, но и изучение его архитектонических характеристик. Этот аспект изучения ордерных систем мало освящён в китайской архитектуроведческой литературе. В Китае изданы труды Витрувия и Виньолы на китайском языке. Причём работа Виньолы была переведена с англоязычного американского издания. В 1955 году, в период тесных контактов с советскими архитекторами, была переведена на китайский язык работа И.Б.Михаловского «Теория классических архитектурных форм».

Взаимосвязь ордерных композиций европейского типа с системой гоу цзя - «китайским ордером» — как специальная проблема никогда не изучалась, не изучалась также и природа стилеобразования не как вторичный феномен стилизаций в рамках эклектизма, а как формообразующая тенденция.

Стиль» - понятие, имеющее разное истолкование в китайском и европейском искусствознании. Категория западноевропейского искусствознания «стиль» напрямую не соотносится с понятием «стиль» в китайском искусствознании, связанном с обозначением типологических и конструктивных особенностей сооружений, обеспечивающих их пространственное и тектоническое своеобразие. В современном российском искусствознании, и в архитектуроведении в частности, понятие «стиль» имеет много толковательных оттенков и часто неоднозначно. Историко-теоретическая значимость категории «стиль» несомненна. Этой важной проблеме посвящены работы российских исследователей, помещённые в сборнике статей «Эпохи. Стили. Направления», изданном в 2007 году под грифом НИИ теории и истории изобразительного искусства PAX. В этом издании для нас особенно важны статьи Л.И.Таруашвили, исследователя европейской ордерной системы, Т.Г.Малининой, изучающей проблемы стилевого измерения искусства модернизма и проблемы стиля ар деко в частности, и Н.А.Виноградовой, специалиста в области стилеобразования в китайском традиционном искусстве.

В китайском искусствознании не существует методик анализа и интерпретации архитектурных произведений, даже форма архитектуроведческой аналитики существенно отличается от форм, принятых в России. Избранный метод описания выразительных средств китайской архитектуры основан на методологии, изложенной в работе Н.А.Некрасова «Теория архитектуры». Стиль, согласно А.И.Некрасову, представляет собой отношение форм к пространству и массе [Некрасов, 1994, с.641-467] и, согласно Б.Р.Випперу, - это воплощение тектонической и пространственной концепции [Виппер, 2008, с.21]. Именно такая трактовка понятия «стиль» была избрана как ведущая идея данного исследования, и стиль рассматривается как историческая категория.

В российском архитектур оведении существует целая отрасль, посвящённая исследованию ордерных проблем и ордерной архитектуры; она представлена в работах К.И.Рончевского, И.Б.Михаловского, В.Ф.Маркузона, Л.И.Таруашвили, Е.В.Сухих, Е.К.Блиновой. Такого направления исследований нет в китайской архитектурной науке. Крупные этапы архитектурной истории Китая в целом обозначены и представлены в китайских изданиях, но историческая динамика изменений ордерных композиций, их систематизация, типология ордерных форм в неоклассической архитектуре Китая никогда не изучалась специально. Состояние и степень разработанности проблемы Взгляд историков на историю китайской цивилизации в целом сложился.^. За последние тридцать лет не были предложены новые концепции изложения исторического процесса в древнекитайской империи [Малявин, 2007, с.5].

История традиционной архитектуры Китая - это, в первую очередь, история развития тектоническо-декоративной системы гоу цзя, сложившейся к I в. н.э., это история деревянных конструкций. От вида конструкций, определяющих пространственную структуру сооружений, и от приёмов их архитектурной и декоративной обработок зависит стиль китайской традиционной архитектуры. Обширные сведения о конструктивных особенностях китайской традиционной архитектуры представлены в работах Лян Сычена, Лю Дуньчжэна, JIo Сяовэя. Тексты этих книг дополнены чертежами планов, пространственными схемами и рисунками с подробным изображением всех многочисленных деталей деревянных конструкций. В России эти книги есть в частных библиотеках специалистов, но отсутствуют в больших государственных библиотечных собраниях. На основании новых археологических данных и сопоставлений их с уже известными древними изображениями на фресках и рельефах формируются новые знания о ранней фазе (XI—III вв. до н.э.) формирования типов пространственных систем сооружений и их конструктивных особенностях, что и отражено в диссертации М.Ю.Шевченко (2005).

В целом ясна картина причин и последствий столкновений и взаимодействий Китая и таких стран, как Россия, Япония, США, а также стран Европейского континента, в первую очередь, таких стран как Португалия, Англия, Германия и Франция. Эти контакты оказали существенное влияние на архитектуру городов Китая в период с 1840-х по 1970-е годы. Причём влияние русской архитектуры проявилось дважды: в период до 1949 года и в эпоху Нового Китая как влияние архитектуры Советского Союза.

Историю архитектуры Китая с 1840-х по* 1960-е годы в китайском архитектуроведении принято делить на четыре периода: 1 период - с 1840-х годов по 1911 год, 2 период - с 1912 года по 1937 год, 3 период - с 1937 года по 1949 год, 4 период - с 1949 года по 1965 год. Однако очевидно, что отдельные позиции архитектурно-художественных характеристик данной периодизации требуют корректировки, в первую очередь, с точки зрения стилистического анализа.

Творческое наследие русских архитекторов на Дальнем Востоке, таких как' В.К.Вельс, К.Х.Денисов, Ю.П.Жданов, П.С.Свиридов, М.А.Бакич, в российском архитектуроведении разносторонне и глубоко исследовано С.С.Левошко, Н.П.Крадиным, Е.П.Таскиной.

С.С.Левошко, автор более 20 работ по указанной тематике, отмечает, что китайское профессиональное сообщество включило большое число 7 русских построек 1900—1909 годов в энциклопедию «Архитектура Китая

XX века», изданную в 1999 году; из 52 объектов первого десятилетия XX века, указанных в энциклопедии, половина сооружений выполнена по проектам русских архитекторов. С.С.Левошко, работая в архивах Китая, выявила авторство русских архитекторов целого ряда зданий Харбина, выполненных, в том числе, и в неоклассической стилистике. Обращает на себя внимание тот факт, что исследования российских учёных уже становятся фундаментом для работ китайских специалистов, посвящённых русской художественной эмиграции, что с очевидностью прослеживается в диссертации Ван Пин (2007).

Архитектуроведение Китая имеет давнюю и детально разработанную методику описания, анализа и интерпретации памятников. С одной стороны, эта методика отличается от европейской методики тяготением к большим обобщениям и отсутствием стремления к точности стилистического анализа. С другой стороны, положение «Каждая теория хороша для подходящего контекста» [Китайско-Российский форум на высшем уровне на тему архитектурных стилей, 2006, с.8], характерное для китайской методологии в области искусствознания, приводит к дискретности анализа. Большинство этих методов представлено на страницах китайских изданий. Библиография по данной тематике на китайском языке достаточно обширна, и её разделы представляют различные аспекты изучения мировой и китайской архитектуры. Однако эти издания, а значит, их структура и сопровождающий изобразительный материал мало известны российскому читателю. До сих пор в России не существует подробного библиографического описания корпуса китайских печатных источников, позволяющих понять историю изучения архитектуры Китая во взаимосвязи с тенденциями мировой архитектуры. Пополнение российских библиотек изданиями на китайском языке, выполненными китайскими архитектуроведами, проходит неактивно. Так, в фондах Отделения литературы стран Азии и Африки (OJICAA)

Российской национальной библиотеки в Петербурге удалось обнаружить всего четыре издания: книгу Лян Сычэна (Ш «Строительные правила династии Цин» (1934), книгу У Чжунвэя «Архитектура зданий»

1953), великолепно изданный «Альбом цветных рисунков архитектурных деталей Китая» (1955) и монографию Ли Гэньлана «История архитектуры Тайваня» (1999).

После изучения и систематизации библиографических источников по теме «Тектоническо-декоративные системы архитектуры Китая» выделены 15 тематических групп изданий:

- китайская классическая эстетика: Лун Цинчжун (1990); Лян Сычэн (1999); сборник статей по эстетике китаискои архитектуры под редакцией Ван Шижэя (ЗЕ11Н—) (2005);

- взаимоотношение реального и воображаемого в китайской эстетике (семантический аспект): Ван Лишань (BEilJLl) (1998); Ван Чжэнчжан (ЙЕШШ) (1991); «Разъяснения китайских счастливых символов» (2004); Ван Шоучжи (3Eg£) (2005); Чжан Юнхэ 0ШЭД) (2005); Чэнь Хэсуй (I^Rli^) «Древняя архитектура в иероглифах» (2005);

- теория архитектуры: словарь по древнему искусству под редакцией ' Вэнь Янькуаня, Ван Луюя ^ШШ) (1989); У Ляныон

1989); Ван Цзуннянь (1992); У Цзяхуа (2002); Лу Ди

РШ) (2004); Ли Юньхэ (2005); монография «Способы строительства» под редакцией Пань Гуси, Хэ Цзяньчжуня (/Ц#|Щ, {^ШФ) (2005);

- история традиционной китайской архитектуры: Лю Дуньчжэн ф\ШШ) (1984); Ло Сяовэй (1986); «История китайской архитектуры» (1993); Ван Цимин (1999); Чжан Ихуань (ЖИ) (2000); Лян Сычэн (ЩЛЛ^) (1946, издание в США 1984, издание в КНР 2001); «История китайской архитектуры» под редакцией Жу Щиня (/&11I) (2002); «Антология китайской архитектуры» (2001); Ван Бинь (3zffi)

2002); Роу Питер, Гуань Сэн (Peter Rowe / Seng Guan ) (2003); Ли Юньхэ (^EftH) (2005); Чэнь Цзюшэн (2005); Ван Циюнь (2006); Ван Шоучжи (2006); «Лучшее в китайской архитектуре: 228 зданий» (1999); «Сычуаньские народные дома» (2004);

- типология зданий и сооружений китайской архитектуры: Лю Чжипин ) (1957); Гао Чжэньмин, Цинь Ли (ШШШ, Шз) (1994); «Типология архитектурных элементов» (1954); Лян Сычэн (1999); Лоу Чэнцзе, Сюэ Шуньшэн ИШ£):(2002, 2004);

- пластические и декоративные качества архитектурных материалов: «Решётчатые детали зданий» (1954); «Приёмы декорирования» под редакцией У Шаня W) (1988); Лю Синьу (2004);

- архитектура Китая Нового и Новейшего времени: Гун- Дэпгунь (^ШШ) (1989); Чэнь.Баошэн (1992); Ян Юншэн-(^^С^)'(1999);. «Архитектура Китая XX века» (1999); Чоу Дэнун (2003); Лю Сяньцзюэ (ЭД5Ш) (2004); Чэнь Фуси, Хуан Госинь (2ШШ, 1Ш$Г)

2003); Тан Сяосян (2003); Ян Биндэ,.Чжай Мэн (ШШШ,

2004); Тан Гохуа «Гуанчжоуские архитектурные комплексы в Китае Новой эпохи» (2004); Хуа Ланьхун (2006); Чжан Фухэ (З^ЛсГ) «Современная история архитектуры Пекина» (2004); Сюй Фэйпэн (ftHSlfi) (2006);

- проблемы современной китайской архитектуры: Чоу Дэнун (ЗРШ&) (2003); Чэнь Фуси, Хуан Госинь (2ШШ, ИШ$Г) (2003); Лю Сяньцзюэ (2004); сборник статей, посвященный исследованию и охране китайской архитектуры в Китае Новой эпохи (2005); Лай Дэлинь

ШШЩ (2006);

- • типология архитектуры Нового времени: Чоу Дэнун «История современной китайской архитектуры» (2003); Дун Ли (ЙШ) «Линнаньская церковная архитектура в Китае Новой эпохи» (2005);

- архитектура отдельных городов: книги, посвящённые архитектуре Циндао (1986), Пекина (1993); серия книг, изданных в 1992 году и посвященных архитектуре городов Гуанчжоу, Куньмина, Лушаня, Нанкина, Сямэня, Циндао, Чунцина; Чжан Жуньу (^yfist) «Старинная архитектура Цинаня» (2001); архитектура Пекина XX века освещалась в журнале «Зодчество» (2004); Ли Байхао «Хубэйская архитектура в Китае

Новой эпохи» (2005); Чэнь Цзюшэн (В^^^Ё) «Исторический архитектурный облик Тяньцзиня» (2005); «Историческая архитектура Циндао» (2006);

- осмысление характера европейской архитектуры: Фэн Цзыкай (^-p-tci) «Лекции по западной архитектуре» (1935); Те Тяньши «Архитектура стран социалистического лагеря*(СССР, ПНР, ГДР)» (1957); «История иностранной архитектуры» (1962); Линь Гуйжун (^Й^Г) «Словарь терминов европейской архитектуры» (1985); Чэнь Цзянь (Р&Щ) (2000);

- история архитектуры России и СССР: Тун Цзюнь. (ЙЦ) (1982); «Россия — Советский Союз» под редакциейТО.П.Гнедовскош, Люй Фусюня (§М)(1999);

- история современной мировой архитектуры: Ван Шоучжи (1МЙ.) (1999); История современной мировой архитектуры (1999); Ли Чжижо (1№31г) «Европейские парки» (2001); Лю Сэньлинь «Исторические очерки по мировому интерьеру» (2001);

- сравнение систем китайского и европейского изобразительного искусства: Ши Цзянь (£М) (1998); Юй Дуншэн (1995); Кун Синьмяо (ЛИ?-®) (2002); издание под реакцией Ши Ина (2005); Лю Тяньхуа (2005);

- исследование взаимосвязи китайских и европейских архитектурных традиций; эта тематическая группа изданий для нас является наиболее важной. В работе Фу Чаоцыня (*Р§1ШР) «Традиционные модели в современной китайской архитектуре: опыт XX века» исследуются особенности строительной манеры европейцев в Китае и её соотношение с традиционными китайскими формами за период 1840-1949 годов на примере сооружений в 35 городах Китая. Особого внимания заслуживает книга Чжан Хуайгиэана (Ш^^Ё) «Архитектура Харбина» (1990), в которой текст представлен на китайском, русском, английском и японском языках и содержит анализ большинства направлений и стилей, которые демонстрирует архитектура Харбина. Критический анализ содержания этих книг содержится в статье СС.Левошко «Русская архитектура и градостроительство в Северо-Восточной Азии в XX в.» (2001), в которой указывается, что китайские исследователи нивелирует роль русских архитекторов в Китае, представляют их творчество как нечто вторичное по отношению к архитектуре Западной Европы, фактор «архитектурного российского присутствия», повлиявший и на градостроительную практику, и на стилистику зданий Харбина, сводится к некоторым фолыслоризирующим тенденциям, что противоречит действительности. Добавим, что в книге Чжан Хуайшена приведены фотографии зданий, проекты которых выполнены в 1950-е годы, в эпоху архитектурных контактов с СССР, но в своих комментариях автор игнорирует этот важный период и не проводит стилистического анализа этих сооружений.

Основными по данной теме являются издания: Чоу Дэнун «Тяньцзиньские здания европейского типа» (1995); «История современной китайской архитектуры» (2003); Лю Тяньхуа «Сравнение китайской и европейской архитектуры» (2005); «Национальное государство, иностранные дома» (2005); Ли Сюэтун (^Щ^Ш.) «Архитектура в западном стиле в Китае Новой эпохи» (2006); Ван Цзюанъ, Ли Сюэтун (5.Ш, (2006); ЦиЯнань, Ло Цзюнъхэ (ШШШ, ^ШШ)

2006). Существенное значение для разработки данной темы оказал «Англо-немецко-китайский архитектурный словарь» Цзян Тянъцзюня (К^Щ (1983).

Приведённый обзор библиографических источников демонстрирует всплеск интереса китайских исследователей к проблемам истории архитектуры Китая, но при этом позволяет утверждать, что на данный - 12 момент не существует издания,, в котором был бы. проведён комплексный, анализ двух типов пространствопонимания; построенный на сопоставлении тектонических; свойств европейского ордера и китайской традиционной системы, гоу цзя. Поэтому видятся* актуальными.: задачи дальнейшей разработки методов•и приёмов ^проведения сопоставительного анализа неоклассической архитектуры Китая и взаимосвязи творческих методов ведущих зодчих Китая в ракурсе их. понимания: ордера и классической-европейской* архитектуры в; целом.- Такое положение связано с отсутствием:: системы,, комплексного.' анализа ордерных композиций памятников китайской архитекгуры.

В совокупности названные выше: издания дают представление о периодизации: основных: этапов? формирования? неоклассической: архитектуры Китая. Однако на данный момент не существует специального^ исследования, целостно? освещающего? историю «проникновения»» европейского • ордера;;на территорию Китая; особенности существования* ш распространения*данной' композиции. Не: существует и анализа, последовавшей- эволюции?композиционных приёмов европейского ордера, связанной с взаимопроникновением компонентов тектонической: системы гоу цзя - «китайского ордера» и европейской тектонической системы — ордера. Согласно традиции, существующей в русскоязычной архитектуроведческой литературе, наименование истолкования деревянной конструкции в традиционной архитектуре, в частности в китайской, целесообразно заключать в кавычки — «китайский: ордер». Тем самым обозначаются иная; семантика пространственного образа,, иное смыслообразование, отличное от, воплощения- принципа; телесности древнегреческого ордера. Детальный анализ своеобразия сооружений с применением ордерного языка в архитектуре Китая остался вне пределов, работ, изданных на китайском языке. Эти здания, выполнены и в неоклассической стилистике,,и в стилистике «смешанного типа», то есть с использованием архитектурных форм и классической европейской, и традиционной китайской архитектуры. В данном исследовании рассматриваются преобразования европейской ордерной композиции в китайской- архитектуре, архитектуре с другим генезисом формообразования: принципы гармонизации, способы организации тектонических и декоративных выразительных средств, что не сделано ранее ни в одном печатном издании.

Это важно, так как мощные современные строительные технологии, стандартизация, бессистемность строительства нивелируют . содержательность архитектурных форм. Прогресс в современной архитектуре Китая часто связывают с развитием технических возможностей. Однако многие современные китайские архитекторы включают в свои пространственные композиции и элементы национальной архитектуры, И; ордерные формы. Методы переработки композиций' .китайской; национальной архитектуры и ордерных композиций в иных, современных материалах и методы возведения сооружений с такими композициями на основе высотных железобетонных конструкций являются предметом художественных дискуссий.: Анализ тектонических систем и их декоративных качеств • в архитектуре Китая расширяет возможности- в области исследования' китайской национальной архитектуры в русле изменения её семантики и вносит в научный анализ,творческой практики конкретный историзм.

Материал исследования: ордерная архитектура городов Китая . 1840-1949 годов и ордерная архитектура Нового Китая. Рассмотрены ордерные композиции и ордерные формы зданий и сооружений таких' городов, как Аомынь, Гуанчжоу, Гуйян, Далянь, Инкоу, Кайфын, Куньмин, Ланьчжоу, Нанкин, Пекин, Сиань, Тайюань, Тяньцзинь, Урумчи, Ухань, . Харбин, Хух-Хото, Цаньцунь, Цанша, Цзинань, Циндао, Чунцин, Чэнду, Шанхай, Шеньян, Щинщян, а также зданий на таких территориях и островах, как Гонконг (Сянган), Сямынь (Амой), Тайвань (Приложение №3).

Источниками исследования являются правительственные и партийные документы КНР.

Гипотеза исследования

В сложении стилей китайской архитектуры 1840—1977 годов европейский архитектурный ордер обеспечил интеграцию китайских и западноевропейских тектонических систем.

Объект исследования — ордерная архитектура Китая.

Предметом исследования является процесс развития теьсгоническо-декоративных систем в неоклассической архитектуре Китая и процесс формирования стилей на их основе.

Границы исследования

Эволюция тектонических систем рассматривается в период с 1840-х годов, с момента усиленной колонизации Китая, по 1977 год - год, когда было создано последнее сооружение, в котором ордерная система является основой пространственной структуры.

Целью исследования является выявление этапов взаимодействия тектонических систем традиционной китайской архитектуры и европейской ордерной архитектуры.

Достижение цели обеспечивается решением следующих задач исследования:

- проанализировать тектонические характеристики и систему декоративного убранства традиционной китайской архитектуры;

- разработать метод сопоставительного анализа композиционных закономерностей гоу цзя - «китайского ордера» и европейского ордера;

- провести сравнительно-исторический анализ этапов развития ордерной архитектуры Китая;

- провести композиционный анализ закономерностей соединения систем китайской и европейской архитектуры; I

- рассмотреть и систематизировать образные закономерности в неоклассической архитектуре Китая, созданной под влиянием советской архитектурной школы;

- выделить линии развития отдельных стилевых направлений неоклассической архитектуры Китая.

Для решения поставленных задач был сформирован каталог ордерной архитектуры Китая, в котором данные приведены на русском и китайском языках. В структурно-составном отношении каталог представляет список из 306 сооружений и составлен по городам, в этом5 списке сооружения расположены в хронологическом порядке. Каталог оформлен в виде таблицы.

Методология исследования направлена на раскрытие механизмов соединения композиционных систем, европейского ордера, и гоу цзя, на разработку комплексного метода изучения проблемы, на определение результата архитектурно-художественного синтеза.

В работе применено несколько методов< исследования: сравнительно-исторический метод, метод композиционного анализа, метод стилистического анализа и метод анализа выразительных средств архитектурной композиции, а также метод «диахронического прочтения» синхронического архитектурного текста. Описательная часть исследования выступает и как способ изучения архитектурного наследия, и как воплощение архитектуроведческого метода. Работа по отбору памятников не может довольствоваться формальным поиском признаков европейского ордера, поэтому выбрана комплексная методика исследования, что является единственно верным способом осмысления материала при • необходимости охватить всё многообразие форм и стилистических оттенков.

Новизна исследования состоит в том, что-впервые в китайском и в российском архитектуроведении:

- предложен метод сопоставления тектонических и декоративных качеств и конструктивных особенностей китайской и европейской архитектурных систем: системы национальной архитектуры Китая гоу цзя («китайского ордера»), как интерпретации стоечно-консольной конструкции, и системы классического европейского ордера, как интерпретации стоечно-балочной конструкции;

- проведён комплексный анализ композиционных решений на всех этапах развития неоклассической архитектуры Китая;

- выявлено соотношение европейского, национального и регионального компонентов;

- изложена история применения, распространения и развития ордерных форм и ордерных композиций в архитектуре Китая;

- выявлены фазы формирования самостоятельного стиля неоклассической архитектуры Китая в 1890-х — 1930- годах;

- выявлены формы взаимосвязи ордерной архитектуры европейского типа с элементами китайской традиционной архитектуры;

- выявлены и целостно описаны признаки архитектурных тенденций, направлений и стилей в китайской архитектуре 1840-х - 1970-х годов.

Положения, выносящиеся на защиту:

- раскрыто положение о том, что основой стилеобразования в неоклассической архитектуре Китая явилось взаимодействие различных тектонических систем;

- выявлено несколько приоритетных направлений в истории развития неоклассической архитектуры Китая, имеющих свои этапы и хронологические рамки;

- показано, что неоклассическая архитектура Китая, созданная под вилянием советской архитектурной школы, неоднородна и имеет существенные стилевые отличия;

- обосновано наличие самостоятельного стиля, который сложился в результате интенсивной строительной деятельности, развернувшейся в Китае в 1959 году, в котором тектоническо-декоративные качества и композиционные свойства гоу цзя и ордера вошли в новую форму композиционной взаимосвязи.

Теоретическая значимость. Сочетание проблемного и исторического подходов к теме, подключение формального метода на основе анализа выразительных средств архитектурной композиции позволяют проследить эволюцию ордернойj архитектуры Китая от одного архитектурного этапа к другому. Построение эволюционных рядов, выделение классификационных параметров — необходимые методы исследования' большого количества памятников, они показывают этапы развития тектоническо-декоративных систем неоклассической архитектуры Китая.

Практическая значимость. Материалы диссертации и предложения по описанию и анализу зданий неоклассической архитектуры Китая могут быть полезны при дальнейшей разработке данной темы ввиду обширности строительной деятельности в Китае на протяжении всего XX века. Материалы диссертации могут оказать помощь при оценке архитектурно-художественных качеств ордерной архитектуры на территории Китая в работе комиссий по охране архитектурного наследия. Материалы диссертации содержат малоизвестные данные о конструкциях и о специальной лексике традиционной китайской архитектуры, что позволит ввести эти сведения в научный оборот. Иллюстрированный каталог архитектурных сооружений и значительный корпус библиографических источников по темам, освещающим проблемы архитектуры Китая, представленные на русском и китайском языках позволит осуществлять более тесное сотрудничество между российским и китайским научными сообществами.

Рекомендации по использованию результатов исследования

Предложенная методика анализа и сформулированные в диссертации положения и выводы могут быть использованы при разработке программ сразу нескольких дисциплин архитектурного направления: по теории архитектуры, по истории традиционной архитектуры Китая, по истории архитектуры Китая XIX и XX веков, по истории стилей в мировой архитектуре. Содержание данных программ будет актуально как в вузах России, так и в вузах КНР.

Достоверность научных результатов и основных выводов исследования обеспечивается полнотой собранного материала, многосторонностью его анализа, широтой охвата историко-художественных и теоретических источников, выбранной методикой проведения исследования, базирующейся на фундаментальных положениях архитектурной теории и эстетики и на достижениях современной синологии и грамматологии. Выводы подкреплены обращением к трудам авторитетных российских, китайских и западноевропейских исследователей китайской архитектуры.

Апробация результатов исследования

Ход работы регулярно обсуждался на заседаниях кафедры художественного образования и музейной педагогики Российского государственного педагогического университета им. ' А.И.Герцена. Основные положения диссертации изложены в ряде статей, опубликованных в сборниках научных трудов, в том числе одна в рекомендованном ВАК издании (общий объём публикаций составляет 3,9 п.л.). Основные результаты исследования изложены в докладах: «Элементы сычуаньской архитектуры в сооружениях европейского типа в провинции Сычуань (XX век)» на конференции «Сычуаньская народная архитектура» (КНР, Чэнду, октябрь 2007); «Тема устремлённости в русской архитектуре» на Герценовских чтениях РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург, апрель 2008); «Изучение лексики китайской архитектуры русскоязычной аудиторией» на Российской научно-практической конференции «Болонский процесс и сохранение традиций в художественно-педагогическом образовании» (Санкт-Петербург, март 2008); «Тезисы введения в курс истории китайской архитектуры» на XI Российско-Американской научно-практической конференции (Санкт-Петербург, май 2008). Положения диссертации нашли реализацию в процессе педагогической деятельности: результаты исследования стали частью материалов учебной дисциплины «Стили в архитектуре Китая», подготовленной для 1 курса магистратуры на факультете дизайна Института искусств Сычуаньского университета.

Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», Чжоу Цзюнъянь

Этномировидение, являясь свойством китайской цивилизации, оказывало и до сих пор оказывает влияние на формирование особенностей пространствопонимания в китайской архитектурной культуре. С 1840-х годов на территории Китая, наряду с китайской традиционной системой гоу цзя важную роль начинает играть европейская ордерная архитектура со своей тектонической системой. В такой большой стране, как Китай, взаимодействие между этими архитектурными системами было неизбежно.В конце XIX века и з XX веке наличие мощной архитектурной традиции и различные политические и общественные обстоятельства сильно повлияли на формирование стилей неоклассической архитектуры Китая, что нашло отражение в изменении характера ордерной, архитектуры Китая, созданной как зарубежными, так и китайскими архитекторами. Изучение в диссертации причин и следствий

данных изменений позволило получить конкретные результаты.1. В результате анализа пространственных качеств, конструктивных закономерностей и технологий традиционный архитектуры Китая было установлено, что система гоу цзя (условно названная «китайский ордер») является не только базовой стоечно-консольной конструкцией, на основе которой развивались конструкции чуаньдоу и тайлян, но и фундаментальной тектонйческо-декоративной системой. Тектонические и декоративные качества традиционной китайской архитектуры прочно связаны между собой, ввиду неразрывности технико-технологических приёмов её возведения и обработки форм.2. Разработанные в диссертации методы сопоставительного анализа системы гоу цзя и классической европейской ордерной системы как носителей различных форм пространствопонимания позволили вскрыть логику их взаимодействий.3. История развития неоклассической архитектуры Китая представлена не как простой двухэтапный процесс, разделяемый 1949 годом - годом провозглашения КНР, а как сложный многоэтапный историко-художественный процесс взаимодействия европейской, русской, советской и китайской архитектурных школ.4. На основе анализа ордерных композиций сооружений «колониального стиля» показано наличие самостоятельной двухфазной линии развития неоклассической архитектуры Китая, отчетливо проявившейся с конца XIX века по 1930-е годы.5. Установлено, что в формировании стилей китайской архитектуры 1840-1977 годов европейский архитектурный ордер выступил в многообразии своих композиционных возможностей. Ордер обеспечил интеграцию китайских, западноевропейских тектонических систем, также тектонических систем, характерных для русской и советской архитектуры.6. В результате анализа стилевых тенденций в архитектуре Китая в период 1890 - 1930-х годов, представленных архитектурой эклектики, модерна, неоренессанса, ар деко, показана, во-первых, прочная связь с западноевропейской, русской, американской, японской архитектурой, а во вторых, показано, что, несмотря на подчёркнутую стилистическую ориентированность, это была или ордерная архитектура, или архитектура с ярко выраженными классицизирующими качествами.7. На основе выделения, систематизации, определения хронологических рамок архитектурных приоритетов, направлений, тенденций и стилей выявлено многообразие и стилевая противоречивость в определённые временные периоды истории китайской архитектуры. В • результате подробного анализа композиционных закономерностей в сооружениях ордерной архитектуры, возведённой в период с 1949 по 1970-

е годы, предложена детальная периодизация архитектурной истории Нового Китая. На основании этого установлено, что для китайской архитектуры в 1949-1959 годах были характерны три архитектурные тенденции: стилизация, неофункционализм, неоклассика («поздняя неоклассика»).8. Понятие «стиль» имеет различное толкование в китайском и европейском, российском архитектуроведении. В результате проведённого композиционного анализа сооружений, представляющих неоклассическую тенденцию 1949-1970-х годов, выделены направления формообразования: направление «Новая народная архитектура», в которой снова стали оживать приёмы, свойственные архитектуре «смешанного стиля», «Стиль Су» и «Стиль 1959 года»,

9. В результате проведённого исследования было показано, что вся совокупность архитектурных сооружений, прямо или косвенно испытавших влияние советской архитектуры, неоднородна. Эту совокупность принято в Китае обозначать как стиль (в значении «образец») «Су», то есть это архитектура, сделанная по «советскому образцу».10. Показано, что среди китайских сооружений стиля «Су», выполненных по «советскому образцу», имеются сооружения, обладающие тектоническими качествами и образным строем, характерными для ордерной русской и советской архитектуры - носителя темы устремлённости и гармонической уравновешенности. Стиль этих зданий назван в работе «Стиль Су».11. Установлено, что соблюдение китайского декорума являлось императивом при формировании образного строя сооружений, названных в работе архитектурой «Стиля 1959 года». «Стиль 1959 года» определён как синтагмальный стиль, представляющий результат самостоятельного поиска китайскими архитекторами стиля, обладающего единством традиций и китайской архитектуры, и классической архитектуры России, и неоклассики СССР, и неоклассики Запада.12. «Стиль Су» и «Стиль 1959 года» определены как самостоятельные стили, свойственные только китайской неоклассической архитектуре со своими пространственными и тектоническими концепциями, обладающие свойствами и атрибутами, присущими и системе традиционной китайской архитектуры — тектоническо декоративной системе гоу цзя, и европейской ордерной системе.Архитектуру «Стиля Су» и «Стиля 1959 года», обладающую смысловой завершенностью, можно понять только в контексте реальных и ассоциативных связей архитектурного и внеархитектурного порядка; понимание этого контекста обязательное условие для адекватной семантизации архитектурных сооружений неоклассической архитектуры В XXI веке многие разнообразные современные архитектурные идеи появились и в Китае, но и ретроспективизм не уступает своих позиций и является модой. Ордерные элементы с начала XXI века опять появились на многоэтажных зданиях в Китае. Поэтому так важно внимательно и системно изучать неоклассическую архитектуру Китая, извлекая из её истории полезные уроки.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Чжоу Цзюнъянь, 2009 год

1. Производство в период Большого скачка - обзор новой архитектуры в столице. Газета «Жэньминь Жибао». - Пекин. Архитектурно-строительное издательство, 1959.

2. Ван Циюнь. Слово о классической архитектуре. Пекин: Механико-промышленное изд-во, 2006.

3. Гун Дэшунь, Цзю Дэнун, Доу Идэ Основное об истории китайской современной архитектуры (19491985) Пекин Архитектурно-строительное изд-во, 1989.

4. Хуа Ланьхун. Тридцать лет перестроения китайского города (1949-1979). Пекин: Изд-во кннжного магазина «Саньлянь», 2006.

5. Ян Юншэн Китайская архитектура XX века. — Тяньцзинь, Тяньцзиньское научно-техническое изд-во, 1999.

6. Peter G.Rowe (Гуань Шэн). Распространение и обращение: сущность и формы изучения китайской архитектуры в Китае новой эпохи. Пер. Чэн Янь. — Пекин: Китайское архитектурно-промышленное издательство, 2004.

7. Ян Инцзе. Великая помощь СССР нашей стране во времена первой пятилетки. — Пекин. Финансово-экономическое изд-во, 1956.

8. Лю Тяньхуа. Сопоставительный анализ искусства китайской и западной архитектуры. — Шанхай: Шанхайское изд-во старых книг, 2005.

9. Курбатов В.В. Советская архитектура. — Москва: Просвещение, 1988

10. Хмельницкий Д. Архитектура Сталина. — Москва: Прогресс-Традиция, 2007.

11. Alessandra Latour. Birth of a metropolis Moscow 1930-1955. Moscow: Iskusstvo XXI, 2005.

12. В русском языке прилагательное «красный», обозначающее цвет, является однокоренным со словом «красивый». Для российского сознания «красный» иногда означает «красивый».

13. Алексей Михайлович (1629-1676) русский царь с 1645 года, отец царя-реформатора Петра I (16721725).

14. Посад торгово-промышленное поселение вне городских стен в русских княжествах X—XVI веков.

15. Цит. по ст.: Дмитриев Ю.Н., Данилова И.Е. Семнадцатый век и его культура// история русского искусства. T.IV. M., 1959. -С.28.

16. История русской архитектуры. 2-е издание. — M., 1956. — С. 268.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.