Теория и практика обучения графическому искусству в условиях пленэра тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, доктор наук Тютюнова Юлия Михайловна

  • Тютюнова Юлия Михайловна
  • доктор наукдоктор наук
  • 2022, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
  • Специальность ВАК РФ00.00.00
  • Количество страниц 549
Тютюнова Юлия Михайловна. Теория и практика обучения графическому искусству в условиях пленэра: дис. доктор наук: 00.00.00 - Другие cпециальности. ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет». 2022. 549 с.

Оглавление диссертации доктор наук Тютюнова Юлия Михайловна

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 30-327 ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР РАЗВИТИЯ ПЛЕНЭРНОЙ

ГРАФИКИ

1.1. Рисунок на пленэре в западноевропейской традиции

1.2. Графические изображения природных мотивов в искусстве Китая

и Японии

1.3. Русская художественная школа в контексте графического пленэра 60-88 Выводы по главе 1 88-90 ГЛАВА 2. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ИСКУССТВУ ГРАФИКИ В УСЛОВИЯХ ПЛЕНЭРА

2.1. Концепция обучения искусству графики в условиях пленэра 91-105 с учётом современных тенденций образования

2.2. Научный анализ основных понятий, закономерностей и принципов обучения искусству графики в условиях пленэра

2.3. Требования, предъявляемые к профессиональной компетентности художников-педагогов в ретроспективе 132-146 Выводы по главе 2 146-148 ГЛАВА 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ «ПЛЕНЭР В ГРАФИКЕ»

3.1. Программа педагогического эксперимента «Пленэр в графике»

3.2. Традиционные методы обучения графическому искусству

в условиях пленэра

3.3. Теория и практика обучения графическому искусству в условиях пленэра 187-212 Выводы по главе

ГЛАВА 4. СОДЕРЖАНИЕ И НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

ГРАФИЧЕСКОМУ ИСКУССТВУ В УСЛОВИЯХ ПЛЕНЭРА

4.1. Обучение искусству графики в условиях пленэра как целостный процесс профессиональной подготовки и воспитания студентов

4.2. Применение дистанционных технологий в процессе обучения графическому искусству в условиях пленэра

4.3. Методические рекомендации к формированию компетентности художника-педагога 281-323 Выводы по главе 4 322-327 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 328-340 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 341-394 ПРИЛОЖЕНИЯ 395-549 Приложение А. Графическое наследие великих мастеров прошлого 395-433 Приложение Б. Пленэр в графике (Результаты педагогического 434-487 эксперимента 2003 - 2021 гг.)

Приложение В. Анкеты и тесты

ВВЕДЕНИЕ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Теория и практика обучения графическому искусству в условиях пленэра»

Актуальность исследования

Несмотря на более чем столетнюю историю пленэрной практики до настоящего времени остается ряд нераскрытых вопросов и научных проблем, связанных с художественно-творческой деятельностью под открытым небом. Большинство исследователей, изучавших особенности и специфику работы на пленэре, сосредотачивались на проблемах живописного этюда, в то время как вопросы обучения графическому искусству, несмотря на их важность, остаются малоизученными. При этом, человечество имеет прекрасные образцы произведений пленэрной графики разных культурных традиций, но достойного научного освещения этот аспект пленэра до настоящего момента, к сожалению, ещё не получил.

Между тем, актуальность исследования проблем обучения графическому искусству в условиях пленэра имеет особое значение. Стоит ли говорить о том, что пленэр наряду с общепрофессиональными дисциплинами представляет собой значительную и важную часть общей системы художественного образования и воспитания. Именно в процессе занятий на пленэре наиболее эффективно происходит синтез знаний, умений и так называемых жестких навыков -компетенций, полученных в результате изучения специальных дисциплин, что способствует успешному раскрытию творческого потенциала личности в будущей профессиональной деятельности. Кроме того, для решения колористических задач при обучении студентов большинства специальностей и направлений подготовки, используются графические, а не живописные материалы, в силу удобства и мобильности первых. Тем не менее, до настоящего времени исследователями рассматривались лишь частные моменты обучения искусству графики на пленэре, не раскрывавшие проблему комплексно.

Организация занятий на пленэре, зачастую, носит стихийный и спонтанный характер, без четких установок и контроля со стороны преподавателя. В

большинстве случаев стало нормой, выдать студентам задания на весь период пленэрной практики и, по сути, предоставить их самим себе. Занятия под открытым небом представляют собой совершенно иной опыт, чем занятия, проводимые в студии или мастерской, начиная от нестабильных условий освещения до специального оборудования. Следовательно, оставшись один на один в качественно новой обстановке, студенты оказываются неподготовленными к осознанному и вдумчивому выполнению работы. Противоречие проявляется в наработанном опыте аудиторной работы и условиями пленэра. С одной стороны, на пленэре студенты должны продемонстрировать все знания, полученные ими за год обучения по рисунку, живописи, композиции и прочим дисциплинам учебного плана. С другой стороны, оказавшись в принципиально иных условиях, без помощи со стороны педагога они обречены на формальный подход к работе: за отведённое на практику количество дней выполняется определённое количество этюдов, набросков, зарисовок и итоговая композиция. Но профессионального роста при этом произойти не может, поскольку эксплуатируются стереотипные приемы аудиторной работы, порой даже без понимания специфики пленэрных задач.

Некоторые предпосылки к такому положению дел, кроются в том, что по инерции прошлых лет, большинство преподавателей высших учебных заведений, предполагают, что основы работы на пленэре уже заложены на предыдущей степени образования: в школах искусств, художественных школах или специализированных училищах. Но большинство современных абитуриентов не имеют довузовской подготовки и крайне малый процент выпускников профильных образовательных учреждений поступает на учебу в высшие учебные заведения провинциальных городов. Отсюда вытекает необходимость системной организации занятий на пленэре, учитывая то влияние, которое данный процесс оказывает, в конечном счёте, на качество профессиональной подготовленности будущего художника-педагога. Безусловно, от преподавателя, в данном случае,

требуется максимальное участие в процессе, возможно, даже большее, чем на студийных занятиях, в силу специфики практической деятельности.

Проблема осложняется также и недостаточной разработанностью понятийной базы, и значение некоторых профессиональных терминов не всегда могут чётко сформулировать даже опытные художники-практики. Следовательно, необходимо уточнение и конкретизация понятийного аппарата, отражающего специфику краткосрочных изображений в графике.

В настоящее время, требования, предъявляемые к подготовке выпускника в области изобразительного искусства, возрастают, система образования динамично трансформируется, рынок труда оказывает непосредственное влияние на компетентность специалиста. Действительно, выпускнику вуза сейчас, возможно, как никогда ранее, следует соответствовать многим требованиям современного общества и совмещать разнообразнейшие качества от профессиональных компетенций до гибких навыков непрерывного саморазвития и самообразования. Скажем, если пятнадцать лет назад от выпускника вуза, получившего квалификацию художника-графика, требовалось знание графических (уникальных и печатных) технологий и умение воплощать творческий замысел в материале, то теперь сферы его профессиональной компетентности значительно расширились за счёт педагогических, культурно-просветительских и цифровых аспектов деятельности.

Современный образовательный контент, способный поставить на службу государству конкурентоспособного специалиста, предполагает крепкую научно-методическую базу, отвечающую современным тенденциям, включающим, в частности, владение цифровыми технологиями. Традиционные методики обучения пленэру также необходимо переосмыслить в свете общих установок модернизации образования. Анализ научно-методических работ по проблеме исследования показал, что к настоящему моменту остро ощущается недостаточность специальной литературы, продуманных, экспериментально-

подтверждённых эффективных методик обучения студентов искусству графики в условиях пленэра.

Стремительные изменения, спровоцированные достижениями научно-технического прогресса, накладывают отпечаток на весь ход современной жизни. Художественное образование также не является исключением. Применение новых технологий, ускорение темпов обучения, клиповое мышление, свойственное современным студентам - все это веяния времени. Сегодня, благодаря интернету студент может добыть любую интересующую его информацию очень быстро. К сожалению, действительно достойного обучающего контента по изобразительному искусству не так много, в то время как мастер-классов, зачастую сомнительного качества более чем достаточно. В этой связи, педагогу, приходится гибко реагировать на существующие тенденции и быть в курсе тех технологических новшеств, которые уже являются частью жизни студенчества. Задача преподавателя научить фильтровать существующий виртуальный образовательный контент, отличать хорошее от плохого, прививать вкус. В идеале, современному педагогу следует, владея традиционными знаниями академической художественной школы, постоянно развиваться самому, чтобы создавать для своих студентов необходимый профессиональный контент, включающих разнообразные формы донесения материала с применением дистанционных технологий, в том числе.

Полноценный переход к дистанционному обучению для художественных специальностей и направлений подготовки, как показала практика, едва ли возможен. Изучение технологий, освоение специфики работы тем или иным материалом, своевременное указание на индивидуальные ошибки, наиболее продуктивно лишь при личном контакте педагога со студентом. Тем не менее, грамотный онлайн-контент, включающий разнообразные способы донесения необходимых знаний, разработанный профессиональными художниками-педагогами, уже является данностью, способной облегчить понимание задач. При всех сложностях, появляющихся у педагогов в данной связи, необходимо

осознавать, что требования времени одинаковы как для студентов, так и для преподавателей - им в равной степени необходимо овладевать гибкими навыками, позволяющими адаптировать традиционные методы обучения к современной их подаче. Кроме того, созданная цифровая база данных, включающая мастер-классы, тренинги, ссылки на литературу, электронные учебники, при гибких настройках и возможностях добавлять или редактировать содержимое, окажет со временем неоценимую услугу создателю подобного контента. Что касается студентов, то цифровая «среда обитания» для большинства из них является естественной для поисков ответов на интересующие профессиональные вопросы. Над подобными задачами ещё предстоит работать, поскольку полнофункциональный обучающий контент по изобразительному искусству и пленэру также не разработан на настоящий момент.

Вопросы поиска и разработки оптимальной методики обучения изобразительным искусствам не прекращаются на протяжении всей истории художественного образования. Многие из методологических проблем организации и проведения занятий на пленэре при обучении графическому искусству, не решены до сих пор. Отсутствие целостного подхода к обозначенной проблеме, её значение для специалистов художественного образования, как основы эффективного совершенствования профессиональной подготовки студентов высших учебных заведений послужило основанием для исследования.

Практика преподавания художественных дисциплин показала, что процесс пленэрных занятий наиболее гармонично объединяет работу с натуры, профессиональный тренинг разнообразных видов памяти, развивает пространственные представления и творческое воображение. Учитывая краткосрочный характер заданий и разнообразие задач, именно на пленэре создаются уникальные условия для освоения и совершенствования приёмов работы над изображением, возможно применение широчайшего диапазона современных художественных материалов. Грамотная организация ежедневных занятий способствует тому, что познавательная мотивация обучения

трансформируется в профессиональную деятельность. Тренинговый характер упражнений позволяет в течение дня создавать множество разнородных изображений, что содействует постоянному развитию, изучению нового, самосовершенствованию и, в конечном итоге, раскрывает творческую индивидуальность автора. К сожалению, к настоящему моменту исследованы лишь некоторые аспекты данной проблемы и отсутствует комплексное её изучение.

Помимо обучающей функции пленэра, необходимо также обратить внимание на его воспитательное значение. Вопросы технического совершенства владения тем или иным материалом, безусловно, важны. Но суть создания художественного образа никогда не сводилась к технической стороне дела. Безупречное владение тем или иным материалом останется для зрительского восприятия лишь на уровне грамотно отработанного ремесла, если мотив был безразличен автору, и он преследовал только механическую отработку навыка. Изобразительное искусство, даже учебный его аспект, имеет эмоциональную окрашенность. Поэтому так важно наполнять определённым смыслом занятия, проводить воспитательные беседы, разрабатывать пленэрные маршруты. Знакомство с знаковыми и памятными местами города и области, в которых проходит пленэр помимо того, что существенно расширяет кругозор студентов, также способствует формированию гармонично развитой личности. Пленэр, в данном случае, выступает средой, определяющей отношение к истории страны, её культурному наследию, морально-нравственные ориентиры студента. Результатом, в идеале, становятся сформированные основы эстетической необходимости, потребности в дальнейшей профессиональной деятельности, как восприятия окружающей действительности, так и создания на её основе художественных образов.

Степень научной разработанности проблемы. Анализ научной литературы показал, что ранее предпринимались попытки разработки как частных вопросов пленэрной практики, так и комплексного решения проблемы. Наиболее полным

исследованием, представлявшим пленэр с позиций целостного процесса обучения и воспитания художника-педагога, является научный труд Н.Я. Маслова. При всей проработанности и полноте исследования, автор сконцентрировал внимание на изучении пленэрной живописи, не касаясь графических технологий. И.О. Осин в диссертационном исследовании рассматривал вопросы эстетики при работе над городским пейзажем. Краеведческий аспект проведения пленэрной практики исследован М.Н. Макаровой. Д.А. Жукова интересовал живописный этюд на пленэре с позиций совершенствования процесса обучения. М.А. Семенова уделила внимание в своём исследовании особенностям акварельной живописи в арт-пространстве пленэра. Л.А. Жаданова раскрыла процесс развития индивидуальных способностей студентов в процессе живописи на пленэре, Н.А. Зинченко занималась вопросами творческой самостоятельности студентов при работе на пленэре, О.Б. Павленкович раскрыла вопросы развития способностей студентов в условиях пленэра. Вопросами колорита на занятиях пленэром и развитием колористического чутья в студентов высших учебных заведений занимались Е.В. Воронина и И.П. Грошев, Н.Н. Цаль исследовала колористическое видение учащихся специализированных школ.

Обзор трудов, посвященных проблеме исследования, наглядно демонстрирует, что авторов интересовал живописный аспект пленэра. Тем большим пробелом, существующим в системе художественного образования, представляется тот факт, что графическая составляющая обучения в вузах иногда сводится к минимуму, а это существенно обедняет студентов профессионально.

Исходя из этого, проблематика исследования обучения графическому искусству в условиях пленэра становится еще более очевидной. В этой связи важными представляются следующие вопросы:

- поиск, разработка и научное обоснование эффективной методики обучения графическому искусству в условиях пленэра, позволяющей сформировать необходимые профессиональные компетентности студентов на высоком уровне;

- поиск оптимальной и эффективной системы упражнений, включающей разнообразные учебные и творческие задачи, способной совместить традиционные формы обучения искусству графики и технологические новшества;

- изучение механизмов оптимально-эффективного проведения занятий в условиях пленэра, с учетом индивидуальных особенностей каждого студента и групповым характером обучения;

- изучение возможностей пленэрной графики для дальнейшего творческого самосовершенствования будущего художника-педагога;

- разработка пленэрных маршрутов;

- разработка критериев оценки эффективности формирования профессиональных компетенций студентов в процессе обучения искусству графики в условиях пленэра;

- экспертная проверка теоретических и эмпирических результатов исследования.

Многоаспектность научной проблемы обучения искусству графики в условиях пленэра, безусловно, не исчерпывается вышеперечисленными вопросами. Педагогическая наука активно развивается и часть позиций еще предстоит переосмыслить.

Анализ нормативных документов, существующей литературы по проблеме, а также тестирование и контрольные срезы уровня сформированности профессиональных компетентностей будущих художников-педагогов позволили обнаружить ряд противоречий:

1) между достаточной теоретической разработанностью вопросов обучения на пленэре средствами живописи и недостаточной разработанностью методики обучения графическому искусству в условиях пленэра;

2) между возрастающими требованиями общества и рынка труда к качеству подготовки выпускника и актуальным положением дел;

3) между традиционными, академическими методами подготовки художников и внедрением новшеств;

4) между неадекватностью организации форм обучения и реальными требованиями профессиональной деятельности;

5) между личностным (житейским) опытом и научными знаниями в области художественного образования (требованиями программы);

6) между учебными задачами курса, профессиональной подготовкой и способностями студента;

7) между прежним и новым уровнями знаний;

8) между возможностью студентов овладеть навыками графического мастерства и отсутствием научно обоснованной системы средств для достижения этого;

9) между оценкой педагога и самооценкой студента.

Перечисленные противоречия свидетельствует в пользу разработки

научных основ эффективной методики обучения графическому искусству в условиях пленэра, включающей концепцию и технологии её реализации в системе художественного образования, что и составляет серьёзную и важную научную проблему исследования. Недостаточный, на сегодняшний момент, уровень проработанности данной проблемы определил выбор темы диссертационного исследования: «Теория и практика обучения графическому искусству в условиях пленэра».

Из вышесказанного видно, что, актуальность данного исследования определяется необходимостью поиска, разработки и внедрения в образовательный процесс оптимального и эффективного научно-методического обеспечения, позволяющего решить проблему обучения искусству графики в условиях пленэра, на основе академических традиций с использованием современных технологических инноваций. Основное внимание в данном исследовании уделено определению и обоснованию методов и приёмов обучения искусству графики в условиях пленэра, в основу которых положен гармоничный синтез уникальной, печатной и цифровой графики.

Объект исследования - обучение студентов графическому искусству в условиях пленэра

Предмет исследования - процесс подготовки художника-педагога, включающий содержание, методы и приемы совершенствования художественного образования средствами обучения графическому искусству в условиях пленэра.

Цель исследования - научное обоснование модели методической системы обучения графическому искусству и экспериментальная проверка её эффективности в условиях пленэра.

Гипотеза исследования предполагает, что обучение искусству графики в условиях пленэра будет наиболее эффективным, если:

- выявлена научная проблема обучения графическому искусству в условиях пленэра;

- определено значение обучения искусству графики на пленэре для формирования профессиональной компетентности художника-педагога;

- разработана и обоснована научная концепция обучения графическому искусству в условиях пленэра;

- теоретически обоснована, разработана и практически внедрена в учебный процесс модель методики обучения графическому искусству в условиях пленэра на основе академических традиций с использованием современных технологических инноваций;

- обеспечена совокупность средств обучения графическому искусству на пленэре, при которых познавательная мотивация трансформируется в профессиональную в условиях реализации методики;

- определена значимость результатов системной подготовки на пленэре для будущей профессиональной деятельности;

- разработаны критерии оценивания сформированности профессиональной компетентности студентов в процессе обучения графическому искусству в условиях пленэра;

- экспериментально доказана эффективность модели методики обучения графическому искусству в условиях пленэра.

Цель и гипотеза определили задачи исследования:

1. Проанализировать научную и методическую литературу по проблеме исследования.

2. Определить значение научной проблемы обучения искусству графики на пленэре в контексте современных тенденций образования.

3. Провести научный анализ образовательных концепций, технологий, программ и методов художественного образования, определяющих значение пленэра в процессе обучения изобразительному искусству за последние два десятилетия.

4. Обосновать концепцию обучения искусству графики в условиях пленэра.

5. Определить место уникальных, печатных и цифровых технологий в процессе обучения искусству графики в условиях пленэра.

6. Разработать пленэрные маршруты на примере проведения занятий в Орле и Орловской области.

7. Разработать научно-методическое обеспечение обучения искусству графики в условиях пленэра в основе которого заложен гармоничный синтез уникальной, печатной и цифровой графики.

8. Теоретически обосновать и практически внедрить модель методики обучения искусству графики в условиях пленэра в учебный процесс.

9. Разработать критерии оценивания сформированности профессиональной компетентности студентов в процессе обучения искусству графики в условиях пленэра.

10. Экспериментально апробировать разработанную модель методики обучения искусству графики в условиях пленэра.

Методологическую основу исследования составили основополагающие положения педагогики, психологии, актуальные учения о развитии и обучении

личности, методики обучения изобразительному искусству в целом и графическим искусствам, в частности, методики обучения студентов на пленэре, теории познавательной деятельности, мышления, памяти, представлений, комплексный подход к обучению.

Теоретическая основа: исследования отечественных и иностранных ученых, педагогов, философов, художников-педагогов, психологов, и методистов.

Основополагающими для исследования стали труды:

- в области отечественной и зарубежной философии: идеалистов Г. Гегеля, И. Канта, Н.А. Бердяева, В.С. Соловьева, П.А. Флоренского, понимавших мир через духовное начало, идею, волю, дух, полагавших зависимость образа жизни и деятельности человека от мышления; Л.А. Фейербаха, представлявшим создателем человека и др;

- в области культурного наследия великих теоретиков и практиков, мастеров прошлого: Л.Б. Альберти, А. Дюрера, Леонардо да Винчи - титанов Эпохи Возрождения, оставивших уникальное наследие графического искусства; А. Ашбе, прививавшего своим ученикам умение мыслить «большой формой»; методическую систему ведения работы над изображением, разработанную братьями Дюпюи; Ж. Энгра, считавшего рисунок высшей истиной искусства и др.;

- в области педагогики: идеи воспитания и обучения Я.А. Коменского, популяризатора всеобщего обучения; К.Д. Ушинского - идеи народного воспитания, систематического обучения и демократических основ народного образования; А.С. Макаренко - автора системы трудового обучения, всемирно известного педагога и писателя; И.Ф. Гербарта - идеи воспитывающего обучения; П.Ф. Каптерева - систематизатора истории отечественной педагогики; Ш.А. Амонашвили - автора идей гуманной педагогики; П.П. Блонского -исследователя смежных проблем педагогики и психологии, теоретика генетической памяти; Ю.К. Бабанского - идеи оптимизации обучения; В.П. Беспалько - вопросы педагогических технологий; М.М. Поташника - вопросы

управления качеством образования; В.А. Сластенина - общие вопросы педагогического процесса; М.Н. Скаткина - проблемы современной дидактики; В.Д. Шадрикова - вопросы способностей и психологии деятельности; Т.И. Шамовой - образовательные системы и управление ими Г.И. Щукиной -исследователя проблем познавательного процесса; М.И. Махмутова - идеи проблемного обучения; Е.В. Бондаревской - теория и практика личностно-ориентированного образования; Д.Г. Левитеса - педагогические технологии и др.;

- в области достижений отечественных художников-педагогов: А.П. Сапожникова, предложившего метод рисования с натуры в противовес царившей до него копийной практике с оригиналов, внедривший в учебный процесс методические модели, позволяющие рисовальщику разобраться в устройстве формы изображаемого объекта; П.П. Чистякова и Д.Н. Кардовского -создателей систем рисования, актуальных до сегодняшнего дня; А.А. Дейнеки, уделявшего значительное внимание обучению подрастающего поколения, выделявшего значение краткосрочных изображений и рисунка; В.А. Фаворского, выдающегося графика и теоретика искусств и др.;

- в области психологии: Л.С. Выготского - идеи психологии искусства; А.Н. Леонтьева - теория деятельности; Е.И. Игнатьева - вопросы воображения, психологии изобразительной деятельности детей; В.С. Кузина - вопросы психологии творческой деятельности, методики обучения изобразительному искусству, в частности, краткосрочным изображениям; Б.Г. Ананьева - идеи индивидуального развития человека, проблемы человекознания на базе комплексного подхода; А.Г. Асмолова - идеи деятельностного подхода; А.А. Деркача - акмеология, вопросы достижения индивидуального развития на высшем уровне; В.П. Зинченко - психология восприятия; А.В. Запорожца -исследование вопросов восприятия и действия; И.Я. Лернера - дидактические основы обучения; Б.Ф. Ломова - идеи системного подхода при изучении психики, автора курсов по инженерной психологии и психологии труда; С.Л. Рубинштейна - вопросы общей психологии; П.Я. Гальперина - идеи ориентировочной

деятельности, теории поэтапного формирования умственных действий; Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова - система развивающего обучения; Якиманской И.С. - педагогическая психология и др.;

- в области достижений художественного образования: Н.Н. Ростовцева -теория и методика обучения изобразительному искусству, вопросы методов преподавания рисунка; О.А. Авсияна - теория, методика и практика рисования по представлению; Е.В. Шорохова - исследование вопросов композиции; В.С. Кузина - теория и методика обучения изобразительному искусству,

Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования доктор наук Тютюнова Юлия Михайловна, 2022 год

- 62 с.

515. Хуторский, А. В. Современная дидактика : учебник для вузов / А. В. Хуторский. - Санкт-Петербург : Питер, 2001. - 536 с. : ил.

516. Хуторской, А. В. Педагогика : [педагогика как практика, педагогика как искусство, педагогика как инженерия, педагогика как наука, педагогика как учебный предмет : 16+] / А. В. Хуторской. - Санкт-Петербург : Питер, 2019. - 608 с. : ил.

517. Цаль, Н. Н. Развитие колористического видения учащихся ДХШ на занятиях пленэрной живописью : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Цаль Наталия Николаевна. - Москва, 2010. - 307 с. : ил.

518. Чаговец, Т. П. Словарь терминов по изобразительному искусству. Живопись. Графика. Скульптура : учебное пособие / Т. П. Чаговец. - Санкт-Петербург : Лань, 2017. - 176 с.

519. Чем отличается: гравюра и литография. - Электрон. текстовые данные. -Режим доступа: https://www.ikirov.ru/news/18802-chem-otlichaetsya-gravyura-i-litografiya (дата обращения: 20.01.2020).

520. Чередов, И. М. Формы учебной работы в средней школе : книга для учителя / И. М. Чередов. - Москва : Просвещение, 1988. - 159 с.

521. Чиварди, Д. Рисунок. Пластическая анатомия человеческого тела / Д. Чиварди. - Москва : ЭКСМО-Пресс, 2002. - 88 с. : ил.

522. Чижек, Ф. О специфике времени, ритмов в биологических системах / Ф. Чижек // Философские науки. - 1967. - № 6. - С. 146-151.

523. Чистяков, П. П. Письма, записные книжки, воспоминания / П. П. Чистяков.

- Москва : Искусство, 1953. - 590 с.

524. Чубаков, А. В. Традиции копирования в Императорской Академии Художеств / А. В. Чубаков // Universum: Филология и искусствоведение : электрон. научн. журн. - 2017. - № 3 (37). - Электрон. текстовые данные. - Режим

доступа: http://7universum.com/ru/philology/archive/item/4489 (дата обращения: 21.08.2019).

525. Шабанов, Н. К. Формирование профессиональной направленности у студентов в процессе преподавания художественных дисциплин в педвузах : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02 / Шабанов Николай Константинович. -Москва, 1995. - 31 с.

526. Шадриков, В. Д. Психология деятельности и способности человека : учеб. пособие для вузов / В. Д. Шадриков. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Логос, 1996. - 319 с.

527. Шамова, Т. И. Управление образовательными системами : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Педагогика и психология», «Педагогика» / Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко, Г. Н. Шибанова. - 4-е изд., стер. - Москва : Академия, 2007. - 384 с. : ил., табл.

528. Шамова, Т. И. Управление образовательными системами : учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко, Г.Н. Шибанова ; под ред. Т. И. Шамовой. - Москва : Академия, 2002. - 384 с.

529. Шацкий, С. Т. Избранные педагогические сочинения. В 2 т. Т. 1. [Автобиографические работы. Дошкольная и внешкольная работа с детьми] / С. Т. Шацкий. - Москва : Педагогика, 1980. - 304 с. - (Педагогическая библиотека).

530. Шацкий, С. Т. Избранные педагогические сочинения. В 2 т. Т. 2. [Проблемы воспитания, образования и обучения в советской школе: на пути к трудовой школе] / С. Т. Шацкий. - Москва : Педагогика, 1980. - 416 с. - (Педагогическая библиотека).

531. Шашков, Ю. П. Живопись и ее средства : учебное пособие для вузов / Ю. П. Шашков. - 2-е изд. - Москва : Академический Проект, 2017. - 144 а

532. Шерифзянов, Р. Ш. Взаимосвязь учебного и творческого аспектов в процессе обучения академическому рисунку: на примере подготовки художника-педагога / Р. Ш. Шерифзянов. - Москва : Прометей, 2013. - 98 с.

533. Шибанова, Г. Н. Подготовка будущих учителей к управлению учением школьников : дис. ... канд. пед. Наук : 13.00.08 / Шибанова Галина Николаевна. -Москва, 1996. - 253 с. : ил.

534. Школа изобразительного искусства : учебное пособие. В 10 вып. Вып. 1. -3-е изд., испр. и доп. - Москва : Изобразительное искусство, 1986. - 176 с.

535. Школа изобразительного искусства : учебное пособие. В 10 вып. Вып. 2. -3-е изд., испр. и доп. - Москва : Изобразительное искусство, 1988. - 160 с.

536. Шлеюк, С. Г. Законы композиции. Композиционный центр : методические указания к курсовой работе № 1 по дисциплине «Пропедевтика» / С. Г. Шлеюк. -Оренбург : Оренбургский государственный университет, 2003. - 27 с.

537. Шорохов, Е. В. Композиция : учебник / Е. В. Шорохов. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Просвещение, 1986. - 285 с.

538. Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство в 1 классе : пособие для учителей / Т. Я. Шпикалова. - Москва : Просвещение, 1981. - 191 с. : ил.

539. Шпикалова, Т. Я. Модель развития инновационных процессов этнохудожественного образования / Т. Я. Шпикалова // Вузы культуры и искусств в едином мировом образовательном пространстве : сборник. В 2 т. Т. 1. - Москва, 2007. - С. 307-312.

540. Шпикалова, Т. Я. Творения российских мастеров : [для учащихся мл. кл.] / Т. Я. Шпикалова. - Москва : Просвещение, 2006. - 95 с. : цв. ил.

541. Штернберг, Л. Ф. Скоростное конспектирование : учебно-методическое пособие / Л. Ф. Штернберг. - Москва : Высшая школа, 1988. - 31 с.

542. Шубников, А. В. Симметрия в науке и искусстве / А. В. Шубников, В. А. Копцик. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - Москва : Наука, 1972. - 339 с.

543. Щукина, Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г. И. Щукина. - Москва : Педагогика, 1971. - 351 с.

544. Эделмен, Д. Разумный мозг / Д. Эделмен, В. Маунткасл. - Москва : Мир, 1981. - 133 с. : ил.

545. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. - 2-е изд. - Москва : ВЛАДОС, 1999. - 359 с.

546. Эстетика : словарь / под общ. ред. А. А. Беляева [и др.]. - Москва : Политиздат, 1989. - 447 с.

547. Эстетика и теория искусства XX века : хрестоматия : учебное пособие / сост. Н. А. Хренов, А. С. Мигунов. - Москва : Прогресс-Традиция, 2008. - 688 с.

548. Юнг, К. Г. Архетип и символ / К. Г. Юнг. - Москва : Ренессанс, 1991. - 304 с.

549. Юнг, К. Г. О синхронистичности // Избранное / Карл Юнг ; пер. с нем. Е. Б. Глушак [и др.]. - Минск : Попурри, 1998. - С. 427-443.

550. Юнг, К. Г. Психология и поэтическое творчество / К. Г. Юнг // Самосознание европейской культуры ХХ в.: мыслители и писатели Запада о месте культуры / сост. Р. И. Гальцева. - Москва : Политиздат, 1991. - С. 103-129.

551. Юон, К. Ф. О живописи / К. Ф. Юон. - Ленинград : Изогиз, 1937. - 180 с.

552. Яблокова, А. Ю. Портрет в графике : методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Рисунок» / А. Ю. Яблокова, С. Г. Шлеюк. - Оренбург : Оренбургский государственный университет, 2008. - 48 c.

553. Якиманская, И. С. Педагогическая психология (основные проблемы) : учебное пособие / И. С. Якиманская. - Москва : Изд-во Московского психолого-социального ин-та, 2008. - 647 с. : ил.

554. Якобсон, П. М. Психология художественного творчества / П. М. Якобсон. -Москва : Знание, 1971. - 48 с.

555. Яковлев, Е. Г. Эстетика : учебное пособие / Е. Г. Яковлев. - Москва : КноРус, 2011. - 448 с.

556. Яшухин, А. П. Живопись : учебное пособие / А. П. Яшухин. - Москва : Просвещение, 1987. - 280 с. : ил.

557. Abbey, J. R. Travel in aquatint and lithography, 1770-1860. Vol. 1-2 / J. R. Abbey. - London : The Curwen Press, 1957. - 320 p.

558. Adams, C. American lithographers, 1900-1960 / C. Adams. - Albuquerque : University of New Mexico Press, 1983. - 228 p.

559. Dussler, L. Die Incunabeln der deutschen Lithographie (1796-1821) / L. Dussler. - Berlin : H. Tiedemann, 1925. - 316 p.

560. Itten, J. Kunst der Farbe: Subjektives Erleben u. objektives Erkennen als Wege zur Kunst : Studienausgabe / J. Itten. - Ravensburg : Maier Cop., 1987. - 94 s.

561. Marzio, P. C. The democratic art: pictures for a 19th-century America: chromolithography 1840-1900 / P. C. Marzio. - Boston : Amon Carter Museum of Western Art, 1979. - 357 p.

562. Menz, H. Die Frühzeit der Lithographie in Deutschland / H. Menz. - Dresden : Verlag der Kunst, 1955. - 28 p.

563. The art of Mark Rothko : into an unknown world / ed. M. Glimcher. - New York : C.N. Potter, 1991. - 164 p. : ill.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение А Графическое наследие великих мастеров прошлого

Ил. 1. Леонардо да Винчи «Пейзаж долины реки Арно». 1473 г. Бумага, тушь. 28.5*19 см. Галерея Уффици, Флоренция.

Ил. 2. Леонардо да Винчи «Ветка дуба и ветка дрока». 1510 г. Бумага, мел. 18.8*15.4 см. Королевское художественное собрание, Лондон.

Ил. 3. Леонардо да Винчи «Изучение лошадей». 1490 г. Бумага, мел. 25 х 18.7 см. Королевская библиотека, Виндзор.

Ил. 4. Леонардо да Винчи «Обнажение слоистой породы». 1510 г. Бумага, тушь. 18.5*26.8 см. Королевское собрание Елизаветы II, Лондон.

Ил. 5. Альбрехт Дюрер «Заяц». 1502 г. Бумага, акварель. 25.1*22.5 см. Галерея Альбертина, Вена.

Ил. 6. Альбрехт Дюрер «Три снегиря». Бумага, акварель. 25.1*22.5 см. Эскориал, Мадрид

Ил. 7. Альбрехт Дюрер «Высокогорная дорога». 1490 г. Пергамент, акварель, гуашь. Галерея Альбертина, Вена.

) Д

I г » ' >>*■/- 1 ( '

Ш

Ил. 8. Альбрехт Дюрер «Порт Антверпена». 1520 г. Бумага, тушь. Галерея Альбертина, Вена.

Ил. 9. Рембрандт Харменс ван Рейн «Азиатский слон». 1637 г. Бумага, мел, графит. 17.9*25.6 см. Британский музей, Лондон.

Ил. 10. Рембрандт Харменс ван Рейн «Хижины под небом, предвещающим бурю». 1640 г. Бумага, перо, чернила, размывка, белая гуашь. Галерея Альбертина, Вена.

Ил. 11. Рембрандт Харменс ван Рейн «Пейзаж с тремя деревьями». 1643 г. Бумага, офорт. 21*27.9 см. Собрание Я. де Брёйна.

Ил. 12. Рембрандт Харменс ван Рейн «Пейзаж с фермой и двумя стогами сена». 1650 г. Бумага, тушь, перо. 12.5*21 см. Британский музей, Лондон.

Ил. 13. Рембрандт Харменс ван Рейн «Зимний пейзаж с домиком у реки». 1650 г. Бумага, тушь, перо. 7.5*19 см. Британский музей, Лондон.

Ил. 14. Агостино Тасси «Речной пейзаж». 1625 г. Бумага, тушь. 15*20 см. Частная коллекция.

Ил. 15. Агостино Тасси «Пейзаж со сценой чародейства». 1620-е г. Холст, масло. 62.3*74.5 см. Частная коллекция.

Ил. 16. Агостино Тасси «Праздник на побережье». 1620 г. Холст, масло. 34.5*77.3 см. Частная коллекция.

Ил. 17. Джон Констебл «Руины аббатства Нетли». 1826 г. Бумага, травление. 13.2*18.8 см. Национальная галерея искусства, Вашингтон.

Ил. 18. Джон Констебл «Пейзаж с коровами. Эскиз». 1800-е г. Бумага, пастель. 18.1*21.8 см. Чикагский институт искусств, Чикаго.

Ил. 19. Теодор Руссо «Пейзаж». 1842 г. Тонированная бумага, белый мел, графит, 16*27.1 см. Музей Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

Ил. 20. Теодор Руссо «Пейзаж с прудом». 1850 г. Кремовая бумага, чернила, серая промывка. 13.5*17.6 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

Ил. 21. Жан-Франсуа Милле «Пюй-де-Доме». 1870 г. Картон, пастель. 55*68.2 см. Музей изобразительных искусств, Будапешт.

Ил. 22. Шарль-Франсуа Добиньи «Олени на берегу». 1848 г. Бумага, офорт. 11*15 см. Национальная библиотека Франции, Париж.

Ил. 23. Клод Моне «Дома у моря». 1864 г. Бумага, итальянский карандаш. 24.6*33.4 см. Нью-Йоркский музей современного искусства, Нью-Йорк

Ил. 24. Клод Моне «Этрета, скала Игла и Порт д'Аваль». 1885 г. Бумага, пастель. 40*23.5 см. Частная коллекция.

Ил. 25. Альфред Сислей «Коровы на берегу Сены в Сен-Маммес». 1870-е г. Бумага, пастель. 18.3*30 см. Музей изобразительных искусств, Будапешт.

Ил. 26. Альфред Сислей «Коровы на берегу Сены в Сен-Маммес». 1895 г. Бумага, пастель. 34*48 см. Частная коллекция.

Ил. 27. Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер «Старый лондонский мост». 1794 г. Бумага, акварель, графит. 26.2*35.9 см. Тейт Британия, Лондон.

Ил. 28. Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер «Лландафф: западный фасад собора». 1796 г. Бумага, акварель, графит. 35.6*25.5 см. Тейт Британия, Лондон.

Ил. 29. Джеймс Эббот Макнейл Уистлер «Золотой и коричневый: Дордрехт». 1884 г. Бумага, акварель. 12.5*21.4 см. Частная коллекция.

м I

— ^^

Ил. 30. Джеймс Эббот Макнейл Уистлер «Золотой и серый: Солнечный душ - Дордрехт». 1884 г.

Бумага, акварель. 12.7*21.6 см. Частная коллекция.

Ил. 31. Джеймс Эббот Макнейл Уистлер «Зимний пейзаж». 1872 г. Бумага, пастель, мел. 11.4*28.6 см. Частная коллекция.

Ил. 32. Винсент Ван Гог «Улица в Гааге». 1882 г. Бумага, тушь, перо. 24*30 см. Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло.

Ил. 33. Винсент Ван Гог «Этюд дерева». 1882 г. Бумага, карандаш, белила. 50*69 см. Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло.

Ил. 34. Винсент Ван Гог «Двор за Шенквегом». 1882 г. Бумага, карандаш, белила. 28*46 см. Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло.

Ил. 35. Винсент Ван Гог «Сад в Нуенене зимой». 1884 г. Бумага, перо, тушь, карандаш. 39*53 см. Собрание Винсента Ван Гога, Ларен.

Ил. 36. Ван Тинъюнь «Бамбук и замшелое дерево». Около 1180 г. Бумага, тушь. Киото, Фудзи Юрин-кан.

Ил. 37. Мао И «Кошка с котятами в саду». XII в. Шелк, тушь, краски. 25.5*25.8 см. Осака, Ямато бункакан.

Ил. 38. Чжу Дэжунь «Хун Лун». Конец XIII - первая половина XIV в. Бумага, тушь. 25.5*25.8 см. Шанхай, Городской музей.

Ил. 39. Чжоу Чэнь «Хижины в горах летом». XVI в. Бумага, тушь. Шанхай, Городской музей.

Ил. 40. Го Си «Осень в долине Желтой реки». Около 1072 г. Шелк, тушь. Вашингтон, галерея Фрир

N

Ил. 41. Ма Синцзу «Птица на лотосе». XII в. Шелк, тушь, краски. 24.5*25 см. Пекин, Музей Гугун.

Ил. 42. Утагава Кунисада «Осень в провинции». 1820-е г. Бумага, ксилография. 24.5*36.5 см. Британский музей, Лондон.

Ил. 43. Утагава Хиросигэ «Хаконе, вид на озеро Нориюки. Серия "53 станции Токайдо". Станция 10 - Хаконе». 1834 г. Бумага, ксилография. 24.1*35.9 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

Ил. 44. Александр Андреевич Иванов «Терраса, обвитая виноградом». Середина 1840-х - начало 1850-х гг. Бумага, акварель, графитный карандаш. 29.3х44.5 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Ил. 45. Александр Андреевич Иванов «Итальянский пейзаж. Неттуно». Середина 1840-х - начало 1850-х гг. Бумага, акварель, графитный карандаш. 23.8х37.5 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Ил. 46. Александр Андреевич Иванов «Городской пейзаж». Середина 1840-х г. Бумага, акварель. 10.2х16.4 см. Отдел рукописей Российской государственной библиотеки, Москва.

Ил. 47. Александр Андреевич Иванов «Лодки. Два рисунка». Середина 1840-х - начало 1850-х гг. Бумага, акварель, графитный карандаш. 23.7х37.6 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Ил. 48. Алексей Кондратьевич Саврасов «Вечер. Восход луны». 1872 г. Бумага грунтованная, тонированная, растушка, итальянский карандаш, проскребание, графитный карандаш. 22*33 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Ил. 49. Алексей Кондратьевич Саврасов «Грачи прилетели. Пейзаж с церковью». 1894 г. Бумага грунтованная, тонированная, растушка, итальянский карандаш, соус, проскребание. 33*23 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Ил. 50. Иван Иванович Шишкин «Березняк». 1885 г. Офорт, травленый штрих. 21.5*30.8 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Ил. 51. Иван Иванович Шишкин «Гурзуф. Скалы».

1879 г. Бумага, графит. 44*30 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Ил. 52. Архип Иванович Куинджи «Лесная поляна».

Бумага, карандаш. 12*16 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

■У А \

Ил. 53. Василий Дмитриевич Поленов «Дом. Из путешествия по Германии. Набросок». 1872 г. Бумага, карандаш. 14*10 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Ил. 54. Илья Ефимович Репин «Невский проспект». 1887 г. Бумага, графит, итальянский карандаш. 29.6*41 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Ил. 55. Илья Ефимович Репин «Церковь и колокольня в Чугуеве». 1880 г. Бумага, графит, итальянский карандаш. 19*24 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Ил. 56. Илья Ефимович Репин «Ручей в лесу». Бумага, итальянский карандаш. 43*60.5 см. Тульский областной художественный музей, Тула.

Г

ЯГ

I и.» № .4*1

Ил. 57. Василий Иванович Суриков «Миланский собор». 1884 г. Бумага, акварель. 21*27 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Ил. 58. Василий Иванович Суриков «Римский карнавал». 1884 г. Бумага, акварель. 21*27 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Ил. 59. Исаак Ильич Левитан «Тихая обитель».

1890 г. Бумага, карандаш. 9 х 15 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Ил. 60. Исаак Ильич Левитан «Весна в деревне». 1892 г. Картон серый, графитный карандаш. 32 х 48 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Ил. 61. Валентин Александрович Серов «Баба с лошадью». 1898 г. Пастель на бумаге, смонтированный на картоне. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Ил. 62. Валентин Александрович «Серый день». 1898 г. Бумага, акварель, гуашь. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Ил. 63. Валентин Александрович Серов «Улица Торнабуони (Via Tornabuoni) во Флоренции». 1904 г. Бумага, акварель. 50.6*33.7 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Ил. 64. Зинаида Евгеньевна Серебрякова «Поля. Нескучное». 1910 г. Бумага, гуашь. 31*59 см. Нижнетагильский муниципальный музей изобразительных искусств, Нижний Тагил.

Ил. 65. Анна Петровна Остроумова-Лебедева «Финские озера (Три озера)». 1900 г. Бумага, цветная ксилография в 3 доски. 26.4х41.2 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Ил. 66. Анна Петровна Остроумова-Лебедева «Павловск. Пейзаж». 1901 г. Бумага, цветная ксилография в 4 доски. 12.4х26.3 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

о Л 9,6

Ил. 67. Анна Петровна Остроумова-Лебедева «Ленинград. Вид с Троицкого моста». 1926 г. Бумага, ксилография, цветная линогравюра в 2 доски. 14.4х28 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Ил. 68. Анна Петровна Остроумова-Лебедева «Финляндия с голубым небом». 1900 г. Бумага, цветная ксилография в 2 доски. 25.4х31.7 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Ил. 69. Анна Петровна Остроумова-Лебедева «Екатерининский канал. 1910. Лист №6. Цинкография». 1910 г. Бумага, гравюра. 18.5х25 см.

Ил. 70. Георгий Семенович Верейский «Огороды сквозь деревья». 1939 г. Бумага, офорт. 33х47 см. Коллекция В.С. Геворкяна.

Ил. 71. Георгий Семенович Верейский «Угол Каменоостровского и Большого проспектов». 1927 г. Бумага, тушь, кисть, процарапывание, тростниковое перо. 48.8х34.8 см.

Частное собрание.

Ил. 72. Иван Николаевич Павлов «Грибной рынок на Москве-реке». 1944 г. Бумага, цветная линогравюра. 49.5х37 см. Частное собрание.

Ил. 73. Иван Николаевич Павлов «Китайгородская стена». 1944 г. Бумага, цветная линогравюра. 50х37.5 см. Частное собрание.

Ил. 74. Иван Николаевич Павлов «Санаторий Узкое». 1923 г. Бумага, литография. 27х40 см. Частное собрание.

Ил. 75. Иван Николаевич Павлов «Торжок». 1943 г. Бумага, литография, подкраска. 41.5х56.5 см. Частное собрание.

Ил. 76. Иван Николаевич Павлов «Вид Оки». 1920-е г. Бумага, пастель. 49х46 см. Частное собрание.

Ил. 77. Иван Николаевич Павлов «Проломные ворота в Зарядье». 1919-1924 гг. Бумага, гравюра на дереве. Частное собрание.

Приложение Б

Пленэр в графике (Результаты педагогического эксперимента 2003 - 2021 гг.)

Констатирующий эксперимент

Ил. 1. Учебная работа. Зарисовка. Тонированная бумага, акварель, белила.

Ил. 2. Учебная работа. Этюд. Бумага, акварель.

Ил. 6. Учебная работа. Зарисовка. Бумага, гелевая ручка.

«■г

Ил. 15. Учебная работа. Этюд. Бумага, акварель.

Ил. 19. Учебная работа. Этюд. Бумага, акварель, белила.

Д . Ч

Ил. 21. Учебная работа. Пятновой набросок. Бумага, тушь.

Ил. 24. Учебная работа. Зарисовки насекомых. Бумага, черная гелевая ручка.

Поисковый эксперимент

Ил. 28. Учебная работа. Набросок. Тонированная бумага, маркер.

Ил. 32. Учебная работа. Композиция. Бумага, карандаш.

Ил. 34. Учебная работа. Набросок. Бумага, фломастеры.

Ил. 40. Учебная работа. Зарисовка. Бумага, пастель.

Ил. 42. Учебная работа. Зарисовка. Тонированная бумага, акварель, гуашь, гелевая ручка.

Ил. 44. Учебная работа. Этюд. Бумага, акварель.

Ил. 45. Учебная работа. Этюд. Бумага, акварель.

Ил. 53. Учебная работа. Зарисовка. Тонированная бумага, карандаш, сангина, пастель, мел.

Ил. 54. Учебная работа. Этюд. Бумага, акварель.

Ил. 56. Учебная работа. Этюд. Бумага, акварель.

Ил. 57. Учебная работа. Этюд. Бумага, акварель.

Формирующий эксперимент3

Ил. 59. Учебная работа. Зарисовка. Бумага, карандаш.

Ил. 60. Учебная работа. Зарисовка. Бумага, карандаш.

3 Учебные работы в техниках печатной графики выполнялись на художественно-графическом факультете ОГУ имени И.С. Тургенева в период проведения педагогического эксперимента в специализированных мастерских - офортной и литографской - под руководством опытных педагогов кафедры рисунка В.В. Ашихмина и А.В. Кузнецова на материале пленэрного курса

Ил. 63. Учебная работа. Набросок. Бумага, черная гелевая ручка.

Ил. 64. Учебная работа. Комбинированный набросок. Бумага, черная гелевая ручка.

Ил. 65. Учебная работа. Зарисовка. Тонированная бумага, карандаш, мел, пастель.

Ил. 66. Учебная работа. Композиция. Тонированная бумага, тушь, белила, гуашь.

Ил. 69. Учебная работа. Этюд. Бумага, акварель, гелевая ручка.

Ил. 77. Учебная работа. Линогравюра

Ил. 82. Учебная работа. Литография

Ил. 85. Учебная работа. Литография

Ил. 89. Учебная работа. Цифровая графика

Ил. 91. Учебная работа. Этапы работы над изображением. Цифровая графика

Ил. 92. Учебная работа. Разработки композиции. Варианты цветового решения. Цифровая графика

Ил. 93. Этапы работы над композицией. Цифровая графика

Приложение В

Анкеты и тесты

Анкета 1: «Отношение к профессиональному тренингу в условиях пленэра»

1. Ваш пол:

а) мужской;

б) женский.

2. Ваш возраст:

а) 18 - 20 лет;

б) 21 - 30 лет;

в) старше 30 лет.

3. Ваше довузовское образование:

а) средняя общеобразовательная школа;

б) специализированная студия;

в) специализированная школа / школа искусств;

г) специализированное училище / колледж.

4. Как Вы думаете, нужен ли художнику профессиональный тренинг?

Оцените необходимость по 10 балльной шкале, от от 1 до 10

5. Есть ли в Вашей семье художники?

а) да;

б) нет.

6. Как часто Вы выполняете наброски, зарисовки и этюды без принуждения, по собственному желанию?

а) никогда;

б) раз в неделю;

в) раз в месяц или раз в полгода;

г) только, если это задано;

д) постоянно

7. Оказывает ли выполнение набросков, зарисовок и этюдов влияние на Вашу профессиональную (учебную) деятельность?

а) да;

б) отчасти;

в) нет.

8. Меняет ли систематический профессиональный тренинг поведение, привычки, образ жизни?

а) да;

б) отчасти;

в) нет.

9. Насколько важно, по Вашему мнению, заниматься краткосрочными изображениями?

а) важно;

б) нет никакой разницы;

в) важно для оценок.

10. Что, по Вашему мнению, развивается в процессе выполнения краткосрочных изображений?

а) ничего;

б) определенные навыки и умения;

в) профессиональная постановка глаза и руки.

11. Укажите, какие упражнения более развивают профессионально?

а) краткосрочный тренинг;

б) сочетание длительных, многосеансных упражнений и краткосрочного тренинга;

в) длительные, многосеансные упражнения;

г) только талант, упражнения не решают ничего.

12. Что мешает заниматься тренингом регулярно?

а) социальные сети;

б) общение с друзьями;

в) усталость от занятий;

г) ничего не мешает;

е) он не нужен.

13. Вы согласны с тем, что современный образ жизни саботирует глубокое погружение в профессию и люди ищут «легких путей» при желании прославиться?

а) да;

б) нет.

14. Нужна ли в профильных образовательных организациях учебная дисциплина, раскрывающая суть профессионального тренинга?

а) да;

б) можно ввести лишь ознакомительный курс;

в) можно, но факультативно;

г) нет.

15. Как Вы считаете, профессиональный тренинг - это:

а) лишняя трата времени;

б) основа профессионального мастерства;

в) часть профессиональной подготовки;

г) другое (напишите, что именно).

16. Как Вы представляете себе творческую практику мастеров изобразительного искусства?

а) талант решает все;

б) упорный труд - 100 % успеха;

в) сочетание таланта и удачного стечения обстоятельств;

г) сочетание длительных штудий и краткосрочного тренинга.

18. Что определяет профессиональный успех?

а) виртуозное мастерство;

б) стечение обстоятельств;

в) крепкий профессионализм;

г) другое (напишите, что именно).

19. Какова роль педагога во внедрении профессионального тренинга?

а) он объясняет, регламентирует и управляет деятельностью (помогает);

б) является помехой творческого самовыражения;

в) он объясняет, регламентирует и управляет деятельностью (мешает);

г) не оказывает никакого существенного влияния.

20. Что более необходимо для профессиональной самореализации?

а) упорный труд;

б) знакомства;

в) талант;

г) везение.

21. Насколько важно уметь рисовать различными графическими материалами?

а) достаточно освоить один и совершенствоваться в нем;

б) не важно;

в) очень важно;

г) достаточно двух - трех.

22. Что наиболее сложно при работе над краткосрочными изображениями?

а) недостаточно времени;

б) непонятное задание;

в) конфликт желаемого и действительного;

д) насмешки со стороны одногруппников.

23. Какие сложности вызывает у Вас работа на пленэре?

а) никаких;

б) сплошные сложности: погода, ничего не получается, люди и т.п.;

в) погодные условия (из-за слабого здоровья);

г) навязчивое внимание прохожих;

д) никакой разницы с работой в студии;

е) сложности при работе с материалами.

24. До вуза Вы когда-нибудь работали на пленэре? а) да, в художественной школе / училище;

б) да, самостоятельно;

в) нет;

г) только видел (а) как работают другие.

25. Есть ли отличия между работой на пленэре и учебной мастерской?

а) да, существенные;

б) нет;

в) затрудняюсь ответить.

26. Как Вы думаете, знания, полученные на пленэре, помогут Вам в будущей профессиональной деятельности?

а) нет;

б) нет, но для общего развития они нужны;

в) да, безусловно;

г) не собираюсь работать по профессии.

27. Как Вы считаете, можно ли повысить свой профессиональный уровень ежедневно занимаясь профессиональным тренингом?

а) да и существенно;

б) нет;

в) существуют другие способы.

28. Занимаетесь ли Вы на пленэре в свободное время?

а) да;

б) да, если найду компанию;

в) нет, мне хватает занятий;

г) нет, потому что нет времени.

29. Насколько, по Вашему мнению, сегодня необходимы печатные графические технологии в обучении?

а) для общего развития;

б) не нужны, больше нужна компьютерная графика;

в) необходимы, поскольку это редкое искусство;

г) иное_.

30. Чем Вы собираетесь заняться, получив образовани?

а) заняться свободным творчеством;

б) продолжить обучение;

в) переквалифицироваться;

г) заняться педагогической деятельностью;

д) иное_.

31. Как Вы представляете своё трудоустройство?

а) родственники окажут поддержку;

б) растпределение от учебного заведения;

в) служба занятости предоставить вакансии;

г) запрос в фирмы, оказывающие услуги подбора вакансий;

д) уже трудоустроен(а);

е) неожиданное везение.

32. Насколько легко трудоустроиться художнику в настоящее время?

а) как повезет;

б) не востребованы;

в) талантливый человек всегда востребован;

г) художники нужны во все времена.

33. Желали бы Вы пройти пленэрный «интенсив» вне программы?

а) да, всегда надо повышать свой уровень при любой возможности;

б) нет;

в) затрудняюсь ответить;

г) достаточно занятий по программе.

34. По Вашему мнению, помогут ли знания, полученные в вузе успешно реализоваться в карьере?

а) да;

б) нет.

35. По Вашему мнению, помогут ли знания, полученные в вузе успешно трудоустроиться?

а) да;

б) нет.

36. Что повлияло на выбор учебного заведения?

а) географическое расположение и мнение родственников;

б) собственное мнение;

в) призвание;

г) область деятельности и круг общения;

д) возможность самореализоваться;

е) возможность профессионального развития в интересующей области;

ж) случайность;

з) успешная карьера.

37. Насколько для Вас просто выполнять наброски?

а) просто;

б) сложно;

в) не знаю;

г) смотря какие.

38. Насколько для Вас просто выполнять зарисовки?

а) просто;

б) сложно;

в) когда как, зависит от настроения

39. Насколько для Вас просто выполнять этюды?

а) просто;

б) сложно;

в) не знаю;

г) по настроению

40. Насколько занятия на пленэре сложнее студийной практики для Вас?

а) одинаково трудно;

б) одинаково легко;

в) с пленэром связано много сложностей;

г) другое_.

41. Что, по-Вашему мнению, необходимо изменить в пленэрном курсе, чтобы повысить качество обучения?

а) больший акцент сделать на выполнение набросков и зарисовок;

б) больший акцент сделать на выполнение этюдов;

в) необходим лекционный курс и презентации;

г) обязательные ежедневные мастер-классы педагогов;

д) другое_.

42. На Ваш взгляд, нужно ли сейчас будущему художнику изучать графические печатные технологии?

а) обязательно;

б) бесполезно для трудоустройства;

в) не знаю.

43. Что необходимо для успеха занятий на пленэре?

а) выполнять требования программы и педагога;

б) много рисовать;

в) все зависит от таланта;

г) работа на пленэре ничем не отличается от любой другой.

44. Как Вы считаете, насколько необходимы занятия на пленэре в общей системе подготовки?

а) необходимы;

б) без них можно обойтись;

в) затрудняюсь ответить;

г) зависит от того, как проводится курс.

45. Считаете ли Вы, что подготовка, полученная на пленэре, активизирует студийную практику?

а) возможно;

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.