Пленэр как процесс обучения и воспитания художника-педагога тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Маслов, Николай Яковлевич

  • Маслов, Николай Яковлевич
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 1989, Орел
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 190
Маслов, Николай Яковлевич. Пленэр как процесс обучения и воспитания художника-педагога: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Орел. 1989. 190 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Маслов, Николай Яковлевич

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. Краткий исторический анализ пленэрной практики по изобразительному искусству

1. Возникновение профессиональной подготовки художника в условиях природы.

2. Становление пленэрной практики в русской художественной школе.

3. Развитие пленэрной практики в советской художественной школе

4. Выводы.

Глава П. Пленэр как целостный художественно-педагогиче-ский процесс

1. Современные проблемы учебной пленэрной практики.

2. Пленэр в системе художественно-педагогиче-ского образования.

3. Основные связи психо-физиологических и пс-ихол о го-педагогических аспектов пленэра

4. Выводы.

Глава Ш. Обобщение опыта планирования и реализации программ "Пленэр" на художественно-графических Шшсультвтжглщшзуэдв СССР

1. Индивидуально-личностный подход к выполнению учебных заданий.ЮЗ

2. Формирование практических навыков по рисунку, живописи и композиции в процессе этюда с натуры.

3. Выводы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Пленэр как процесс обучения и воспитания художника-педагога»

В решениях ХХУП съезда партии,в последовавших за ним постановлениях ЦК КПСС и Совета Министров СССР о высшей и средней специальной школе (март 1987 г., февраль 1988 г.) разработана целостная система требований по коренной перестройке учебно-воспитательной работы на всех уровнях народного образования. Исходными положениями этой системы являются идеи концепции ускорения, положенные в основу новой редакции Программы КПСС и конкретизированные в Основных направлениях экономического и социального развития СССР. Февральский (1988 г.) Пленум ЦК КПСС, признавая целесообразным внести ряд изменений в установки реформы образования, особо отметил, что задачи коренного повышения качества подготовки специалистов необходимо решать на основе укрепления связи высшей школы с производством, с практикой (7.С.66).

Осуществляемая в стране глубокая перестройка высшего и среднего специального образования имеет своей главной целью поднять качество подготовки и использования специалистов в народном хозяйстве на уровень современных требований. Первоочередной задачей является поворот от массового, валового обучения к усилению индивидуального подхода, развитию творческих способностей будущих специалистов. Эта государственная задача приобретает особую актуальность в системе подготовки педагогических кадров по изобразительному искусству, где без живого творческого отношения к учебному труду невозможно обеспечить требуемое временем единство обучения и практики. Это заставляет делать обучение целевым, индивидуализированным, акцентировать внимание на самостоятельную учебно-творческую работу, что требует расширения практических занятий, обновления их содержания и методики. В целом это должно способствовать реализации концепции непрерывного, в частности, художественно-педагогического образования, воспитанию учителей изобразительного искусства как подлинных интеллигентов социалистического типа.

Данные требования явились решающим условием для окончательного определения темы нашего исследования, посвященного пленэру на художественно-графических факультетах (ХГФ) педагогических институтов.

На базе этих вузов расширяется сотрудничество специалистов по художественному и педагогическому образованию в системе ХГФ. Их главной задачей является воспитание у будущего художника-педагога материалистического мировоззрения, активной жизненной позиции, овладение мастерством художника и методами художественного развития детей. В реализации этой задачи значительное место принадлежит пленэрной практике, получившей широкое распространение на всех уровнях художественного образования.

Однако на многих периферийных ХГФ наблюдается серьезное противоречие между значительными, не раскрывшимися до конца возможностями местных условий пленэра и их практической реализацией в учебной практике. Поэтому все более ощутимой становится необходимость научно-методического обоснования процесса учебной практики по изобразительному искусству, раскрытия его роли в обучении и воспитании художника-педагога.

Выявляя круг вопросов по теме исследования, мы провели констатирующие и поисковые эксперименты на ХГФ, которые дали возможность применить не только традиционные методы обучения рисунку, живописи и композиции на пленэре, но и определить некоторые особенности таких основных процессов, как зрительное восприятие пленэрных объектов, формирование их художественного образа в живописном этюде, изображение натуры в материале.

При разработке теш диссертации учитывались и другие обстоятельства. А именно:

- значительный диапазон профессионального распределения специалистов, на опыте подготовки которых проводилось настоящее исследование. Выпускники ХГФ работают во всех регионах нашей страны, во всех сферах художественной работы, где взаимосвязь обучения, воспитания и образования с жизнью народа, с социалистической действительностью является основополагающим принципом;

- исследование возможностей эффективного преподавания живописи одновременно с рисунком и композицией на пленэре связано с проблемой самообразования и закрепления художника-педагога в сельской°о(?разовательной школе, в которой учебно-воспитательная работа в природе значительно многообразнее, чем в городской;

- повсеместное развитие форм и методов экономического и эстетического воспитания школьников, включение их в работу по охране памятников природы, истории и культуры.

Литература по различным аспектам пленэра достаточно обширна. Значительный объём описаний творчества художников, их опыта и наблюдений за работой с натуры накоплен в многочисленных искусствоведческих исследованиях, посвященных исторической, жанровой и пейзажной живописи. Например, развитие пленэра в русской живописи XIX века - О.А.Лясковская (137); творческие достижения мастеров реалистической живописи, художественно-эстетическая оценка их вклада в развитие пленэрного искусства - Т.В.Алексеева <I6), М.В.Алпатов (18), В.Н.Бакшеев (130), Н.С.Барсамов(31),

Н.П.Борисов <43), И.А.Бродский и В.Н.Москвинов (46), М.А.Волошин (65), И.З.Грабарь (79,80), Дейнека А.А.(85), С.Н.Дурылин (90), Г.А.Загянская (96), Е. Зверьков (99), Т.П.Знамеровская (102), Д.Н.Кардовский (112), В.С.Кеменов (114,115), И.Н.Крамской (122), Ф.С.Мальцева (139), И.Никонова (155), И.В.Раздобре-ева (167), Д.Ревадд (169), И.Е.Репин (170), В.В.Руднев (176), Д.В.Сарабьянов (181), И.И.Шишкин (214), Н.В.Яворская (218); исследования цветоведения,техники акварельной и масляной живописи - А.С.Зайцев (97), А.В.Виннер (60,61,62), Ю.И.Гренберг (83), А.А.Трошичев (200); освещение проблем учебного рисунка с натуры - Н.Н.Ростовцев (173, 174, 175), А.Е.Терентьев (197), А.В. Триселёв (199); исследование проблем живописи как учебного предмета - Г.В.Беда (34), А.И. Масленников (140), А.С.Пучков (163,164), А.А.Унковский (204), А.П.Яшухин (220); проблем учебной композиции - Г.В.Шорохов (215), В.Н.Есипов (91), решение проблем психологии - Н.Н.Волков (63,64), В.С.Кузин (124,125); проблем нравственно-эстетического воспитания в природе А.П.Сидельков ский (185), И.Ф.Смольянинов (191). Пленэр как световоздушную среду и спефицические вопросы художественного образования в области пленэрной живописи рассматривали - А.С.Рыщшн (177,178), А.А.Васильев (53,54), А.А.Унковский (205). Благодаря названным исследователям ряд специальных вопросов, обращенных к методике а преподвания живописи на пленэре, получил определенное освещение. Не вдаваясь в подробный анализ бесспорно ценных научных результатов следует однако подчеркнуть, что эти результаты в основном были направлены на совершенствование технологической системы живописи, используемой в учебно-творческой деятельности учащихся. Ряд исследователей учебной живописи изучали процесс начальной учебной и творческой подготовки студентов по живописи в условиях природы: А.А.Васильев (54), А.С.Рындин (177), А.А.Унковский (204,206); развитие творческих способностей студентов - С.Е.Токарев (198).

Однако, несмотря на сравнительно большое количество научных исследований и положительный опыт работы по совершенствованию отдельных сторон процесса обучения живописи с натуры, рассматриваемая тема до сих пор остаётся актуальной. Даже в наиболее близких к ней исследованиях учебно-воспитательный процесс в целом, во время всех периодов пленэрной практики по существу не затрагивается. Зто обусловило проблему нашего исследования: определить содержание, объём и организационные формы учебной практики по изобразительному искусству, выявить наиболее эффективные методы и приемы пленэрной подготовки будущих художников-педагогов к учебно-воспитательной работе со школьниками.

Объект исследования - учебно-воспитательный процесс по живописи на пленэре в системе подготовки художников-педагогов.

Предмет исследования - научно-методическое обоснование и разработка учебных программ "Пленэр" для ХГФ педвузов.

Разработка общей проблемы и предмета исследования потребовала решения следующих конкретных задач:

- дать краткий исторический анализ возникновения, становления и развития пленэрной практики по изобразительному искусству, выявить её современные проблемы;

- исследовать пленэр как целостный художественно-педагоги-ческий процесс в системе ХГФ педвузов, раскрыть при этом основные связи психо-физиологических и психолого-педагогических аспектов учебной практики в условиях природы;

- обобщить опыт планирования и реализации программ "Пленэр" на ХГФ педвузов СССР.

Проблема рассматривается в историческом, теоретическом и практическом аспектах:

В историческом аспекте анализируются возникнование, станов-дение и развитие пленэрной практики.

В теоретическом - раскрывается значение пленэра в изобразительном искусстве и художественно-педагогическом образовании, обсуждается проблема целостности художественного образа и учебной информации в процессе живописи на пленэре.

В практическом - освещаются разнообразные приемы изучения натуры средствами акварельной и масляной живописи, описываются возможнке пути развития творческих способностей студентов в системе художественно-педагогического образования, подробно излагаются содержание и конкретные методические формы эффективного использования краткосрочных учебных этюдов, зарисовок и набросков.

Гипотеза исследования - чем разнообразнее пленэрная практика по формам её организации, содержанию учебных заданий, сочетанию индивидуальных и коллективных методов воспитательной работы, тем эффективнее и качественнее студенты овладевают профессиональными знаниями и навыками живописи, развивают в себе творческую инициативу и гражданственность художника-педагога.

В основу проведенного исследования положена научная методология - диалектический и исторический материализм.

В ходе исследования использовались следующие методы: - анализ письменных историко-педагогических источников: работы К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина об искусстве, документы съездов КПСС, постановления пленумов ЦК КПСС и Совета Министров СССР, документы Академии художеств СССР и худграфов педвузов (протоколы и стенограммы сессий, совещаний, конференций, заседаний кафедр), а также материалы-обобщения собственных наблюдений: записи в личных записных книжках, анкеты, статистические материалы;

- изучение и анализ психолого-педагогической, научно- и учебно-методической литературы по проблеме исследования;

- изучение передового педагогического опыта формирования практических умений и навыков студентов при обучении живописи на пленэре;

- анализ подлинных произведений искусства и учебных работ по живописи;

- констатирующий, поисковый, обучающий и контрольный педагогические эксперименты, которые опирались на наблюдения и беседы со специалистами изобразительного искусства, преподавателями ХГФ и педучилищ, учителями общеобразовательных и художественных школ;

- метод экспертной оценки учебных работ на кафедральных просмотрах по рисунку, живописи и композиции.

Длительная экспериментальная разработка проблемы была вызвана тем, что на начальной стадии исследования не было ни типовых программ, ни соответствующих пособий. Учитывая настоятельные потребности учебной практики именно в этом материале, возникла необходимость разрабатывать и экспериментально проверять ряд программ педагогических институтов для специальности №2109, № 2121. В связи с исключительно разнообразными местными условиями проведения пленэрной практики студентов ХГФ усложнилась апробация учебного пособия (Пленэр: практика по изобразительному искусству. - М.: Просвещение, 1984), в котором была изложена значительная часть результатов исследования.

Научная новизна и теоретическая ценность работы заключается в следующем:

- исследован процесс учебной практики по изобразительному искусству - живопись на пленэре;

- систематизирован теоретический материал по проблеме пленэра, исходя из задач подготовки учителя изобразительного искусства в системе ХГФ; j - разработаны теоретические и психолого-педагогические основы пленэра как целостного художественно-педагогического процесса;

- создана и апробирована система учебных заданий овладения знаниями и навыками живописи на пленэре;

Vj - определены структура и содержание учебной практики по изобразительному искусству (пленэра) в системе ХГФ:

Практическая значимость исследования:

- разработаны методические рекомендации проведения пленэра на ХГ$;

- составлены программы педагогических институтов: Пленэр. Практика по изобразительному искусству. Для специальности № №2109, 2121;

- результаты исследования могут использоваться для дальнейшей разработки программ и ицдивидуально-личностного подхода при обучении изобразительному искусству на пленэре в системе художественно-педагогического образования.

Объём и структура работы. Диссертация состоит из двух частей. 1-я часть диссертации состоит из введения, трёх глав и заключения. 2-я часть - приложение, представляющее собой сборник материалов по результатам исследования.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Маслов, Николай Яковлевич

3. Выводы

Главный принцип обучения на пленэре - это индивидуально-личностный подход. При этом основной формой взаимодействия личности студента с социальной средой является этюд с натуры. Выполнение этюдов, их совершенствование обусловлено принципом возрастания индивидуализации подготовки студентов. По курсам действие этого принципа выглядит следующим образом: I курс -доминирование базовых и групповых форм практических занятий; П-Ш курсы - сочетание групповых форм подготовки с индивидуальными занятиями по живописи на пленэре (возрастание последних), 1У курс - индивидуальная форма подготовки студентов с использованием установочных и заключительных занятий в составе всей группы; У курс - углубленная подготовка по индивидуальным планам дипломных работ по живописи.

В процессе учебного этюда на пленэре при определенных условиях композиционно-тематического планирования сочетаются художественное обучение, образование и воспитание по следующим направлениям художественно-педагогической подготовки: развитие образной восприимчивости к окружающей действительности; формирование умений выразительно обрабатывать, творчески осмысливать результаты переживаний, наблюдений и опыта, совершенствование способностей к практическому воплощению результатов творческой работы на языке рисунка, живописи и композиции. Именно ради этих качеств личности художественно-педагогический процесс нацелен на то, чтобы воздействовать комплексом (системой) пленэрных условий среды на комплекс (систему) художественного восприятия личности.

Основные отношения в процессе обучения живописи на пленэре существенно обусловлены средой, которая при определенных местных условиях оказывает положительное или отрицательное воздействие. Поэтому сохраняя и усиливая положительное влияние среды, или сводя до минимума её отрицательное воздействие, в пленэрной практике используются такие приемы, как: изучение памятников природы, истории, культуры, защита от неблагоприятных условий среды (спецодежда, зонты, оборудованные передвижные мастерские).

Ключевым фактором в работе с натуры на пленэре является её идейно-художественная и художественно-педагогическая направленность. При этом,учитывая характер, темперамент, способности, привычки студента ,в учебной практике нашли также применение и совершенствуются такие психолого-педагогические средства, как установочные беседы (создание определенных представлений об особенностях тематических этюдов с натуры и возможностях их совершенствования в самостоятельной практической работе), индивидуальные и групповые (предварительные и итоговые) просмотры с последующим обоснованным разбором положительных и отрицательных сторон этюдов, специализированные упражнения, способствующие развитию художественного мышления, овладению навыком выразительной передачи объекта, "быстрого схватывания формы", формированию аконстантного восприятия величины, формы и цвета (особенно общего цветового тона натуры), мысленному изображению ранее наблюдаемых объектов в пленэре; постановка индивидуальных и коллективных задач по содержанию кааухой темы и отдельных заданий.

В живописи на пленэре применяют акварель, масло, реже гуашь, темперу и пастель. Их выбор обусловлен определенным временем ( года, дня), материалом, бумага, холст, картон, техникой исполнения ( аля прима, приемы леосировочного письма, : комбинированная техника).

В начале работы над этюдом используются методы: свободного поиска композиционного решения, индивидуальных краткосрочных заданий с применением графических средств (линейные и силуэтные наброски, гризайль, краткосрочные карандашные зарисовки, подготовительный рисунок), а живописных 15-20 минутные этюды - нашлёпки, колористические поиски общего тона, этюды основных фрагментов) .

Затем, на этапе обобщенно-пластического изображения (лепка формы цветом) при передаче общих тоновых и цветовых отношений, пропорциональных натуре, уточняется общий цветовой тон, определяются большие светотеневые массы, осуществляется обобщенная моделировка объёмной формы и живописная проработка с учётом воздушной перспективы.

На этапе завершения этюда окончательно выявляется главное и второстепенное в цветовом строе этюда, происходит подчинение всех , частей изображения целому, усиление или ослабление деталей по цветовому тону,светлоте и насыщенности.

В процессе пленэрной практики студенты первого курса под руководством преподавателя преодолевают такие ошибки, как неумение определять общее цветовое состояние натуры и её изображение в красках, находить локальные отношения цветов в пределах общего тона, завершать этюд.

Огуденты второго курса преодолевают привычку шаблонного использования приёмов академической мастерской, освобождаются от стереотипного применения приёмов техники акварельной живописи в работе с масляными красками.

Студенты четвертого курса переходят от узко-ремесленных навыков живописи на пленэре к творческому осмыслению художественно-образных возможностей графических и живописных средств.

Формы практических занятий на пленэре разнообразны: специальная межвузовская или туристическая база в местах, отличающихся богатством природных и архитектурных мотивов; экспедиция по памятным местам; практика на одном из крупных предприятий с открытым характером работ (производственно-тематическая форма).

Результативность практики во многом определяется наличием портатйвнего оборудования (складные мольберы, стулья, зонты), качеством красок и материалов, полнотой группового оборудования (образцы учебно-творческих работ, наглядные пособия, приспособления для хранения и транспортировки этюдов, передвижная мастерская).

В процессе этщов на пленэре вырабатываются у студентов приемы передачи школьникам навыков работы с натуры, тематического рисования , умение воспитывать у учащихся художественное восприятие окружающего мира.

Итак, задания по программе "Пленэр" в системе ХГФ выступают в качестве реального условия развития профессиональных навыков и художественных способностей студента, становятся его интересом, настоящим увлечением. Это важнейшее личностное качество учителя изобразительного искусства наиболее активно проявляется, формируется и развивается в дальнейшей художествен-но-педагогической деятельности выпускников ХГФ, которые успешно проводят учебно-воспитательную работу по своей специальности на всех уровнях народного образования.

- 142 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В условиях ускорения социально-экономического развития страны, перестройки общеобразовательной, профессиональной и высшей школы художественно-педагогическая деятельность в области народного образования требует от каждого специалиста по изобразительному искусству личной ответственности за духовное развитие нашего общества, сознательного и творческого отношения к своей профессии, к её многоплановым гуманистическим связям между природой и человеком, историческим сознанием и культурой.

В системе подготовки художника-педагога значительное место занимает практика по изобразительное искусству в условиях природы и производства (пленэр на ХГФ - 432%аса). Эта учебная практика, основанная на принципе гуманизма, высокой образности и жизненной правды, выступает на современном этапе как целостный художественно-педагогический процесс, в котором наряду с обучением живописи осуществляется формирование знаний и навыков краткосрочного (педагогического) рисунка, композиционно-тематической работы, создаются естественные условия для положительного влияния природной среды на развитие личности студента, будущего учителя.

История художественных школ показывает, что в их развитии прослеживается определенная направленность в становлении организационных форм пленэра: от модернизированной академической мастерской с верхним дневным освещением (батальный павильон, "стеклянная мастерская" в Академии) - через стабильные формы пленэра на специальной базе (натурные площадки, постоянные пейзажные мотивы во все времена года) - к динамич

- 143 ной экспедиционно-тематической практике (выезды групп студентов по различным районам). В настоящее время на ХГФ наиболее эффективно внедряются следующие организационные формы:

1. Практика на основе специальной или туристической базы в местах, отличающихся разнообразием природных и архитектурных мотивов (базовая форма).

2. Практика по памятным местам (экспедиционно-тематичес-кая форма).

3. Практика на одном из крупных предприятий с открытым характером работ (производственно-тематическая форма).

В ближайшей перспективе - передвижные пленэрные мастерские и учебно-творческие студии, региональные базы и центры художест-венно-эстетического воспитания в природе.

Во время пленэра закрепляются и углубляются профессиональные знания и навыки по живописи, рисунку и композиции, через индивидуальные задания> развивается творческая активность и инициатива студентов, их художественные потребности и эстетический вкус. Студенты на личном опыте овладевают методикой художественного развития учащихся и непрерывного самообразования по предметам изобразительного искусства.

Главный принцип обучения на пленэре - это индивидуально-личностный подход. При этом основной формой взаимодействия личности студента с социальной средой является этюд с натуры. Выполнение этюдов, их совершенствование обусловлено принципом возрастания индивидуализации подготовки студентов (I курс -доминирование базовых и групповых форм практических занятий; П-Ш курсы - сочетание групповых форм подготовки с индивидуальными занятиями по живописи на пленэре, возрастание последних; 1У курс - индивидуальная форма подготовки студентов с использованием установочных и заключительных занятий в составе всей группы» У курс - углубленная подготовка по индивидуальным планам дипломных работ по живописи).

В период практики на пленэре студенты приобретают ряд знаний и навыков. (На первом курсе - это восприятие натуры как целостного образа, нахождение его основных тонов и цветовых отношений в пределах общего тона; овладение основными элементами формы (линией, локальным пятном, цветом) при изображении растительного и животного мира; формирование привычки чередовать работу с натуры, по памяти, по представлению и по воображению; приобретение навыков выполнения композиционно-тематической работы по впечатлению от натуры, на основе её изучения в набросках и зарисовках, этюдах и эскизах. На П курсе - это овладение приемами техники масляной живописи на пленэре, совершенствование приемов акварельной живописи и краткосрочного наброска, необходимого в процессе педагогического рисования на школьных уроках по изобразительному искусству; при этом особое внимание - выявлению гармонии пропорций, выразительного ритма линий, пятен и локальных цветовых отношений декоративных элементов в архитектуре, одеяще, а также развитию эстетического вкуса в процессе рисования памятников архитектуры, самостоятельной композиционно-тематической работы по индивидуальному рабочеьгу плану. Во время знакомства с историко-рево-люционными, литератунно-художественными памятниками создаются оптимальные условия для воспитания гражданской ответственности за сохранение экологической среды, культурного наследия народа (главным образом через индивидуальные задания, самостоятельные зарисовки и этюды пейзажных мотивов, архитектурных памятников. На ХУ курсе - развитие творческой самостоятель

- 14.5 ности в выборе пейзажного мотива, сюжета для композиционных разработок, материалов для их осуществления; углубление профессиональных знаний и навыков, имеющих непосредственное значение для учителя изобразительного искусства, необходимых при проведении уроков тематического рисования в школе (навыки быстрого изображения непозирующих фигур, передачи движения и характера натуры, портретных черт, настроения); поиск мотивов и сю-, жетов, воспитывающих нравственность школьника, вызывающих его интерес к художественному краеведению, к трудовой и духовной жизни людей.

В процессе этюдов на пленэре студент постепенно переходит от совместной работы с преподавателем (характерной для академической мастерской) к самостоятельной учебно-творческой деятельности. Для этого от задания к заданию разрыв между консультациями педагога увеличивается, исключается мелочная опека.

Пленэр особенно ценен тем, что студенческие характеры формируются в жизни, в творческом труде, в преодолении реальных трудностей, в напряжении духовных, нравственных и физических сил.

В ходе исследования выявлены следующие условия эФФективг-ности пленэра:

- под руководством преподавателя осуществляется приведение программных требований и специальных знаний в единую структуру связей между явлениями в процессе выполнения учебно-твор-ческих этюдов;

- умение представить образ предстоящих действий в рисунке, живописи и композиции (приемы наглядного сравнения и мета-форизации в объяснениях преподавателя и студентов);

- 146

- применение методов индивидуальных заданий по живописи на пленэре и самостоятельной творческой деятельности по мотивам учебных занятий;

- сочетание разнообразных организационных форм практики (базовая, экспедиционно-тематическая, производственно-тематическая) ;

- идейно-художественная и художественно-педагогическая направленность практической подготовки студентов, ориентация её на творческий характер изобразительной деятельности в профессии учителя изобразительного искусства; при этом художественное творчество рассматривается на основе многовариантности выполнения эскиза и этюда, в процессе чего развиваются профессиональные навыки, формируется личностное отношение к изображаемом/, воспитывается потребность в правдивой передаче чувств.

Таким образом, учебная практика по живописи на пленэре в соединении с рисунком и композиционно-тематической работой, приемами индивидуальной и коллективной воспитательной деятельности руководителя способствует гармоничному сочетанию процессов обучения и воспитания студентов ХГФ, реализации непрерывного художественно-педагогического образования будущих учителей изобразительного искусства.

- 147

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Маслов, Николай Яковлевич, 1989 год

1. МАРКС К., ЭНГЕЛЬС 9. Об искусстве. Сборник. В 2-х т. 4-е изд., доп. - М.: Искусство, 1983 - т. I - 605 е., т.2 -704 с.

2. МАРКС К., ЭНГЕЛЬС Ф. О воспитании и образовании: В 2-х т. -М.: Педагогика, 1978. T.I. 544 с.j Т.2. 488 с.

3. ЭНГЕЛЬС Ф. Диалектика природы. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 20, с. 343-626.

4. ЛЕНИН В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Поли. собр. соч., т. 18, с. 7-384.

5. ЛЕНИН В.И. Философские тейфади. Полн. собр. соч., т.29, сс. 2-620.

6. Материалы ХХУП съезда Коммунистической партии Советского Союза. И.: Политиздат, 1986. - 352 с.

7. О мерах по коренному улучшению качества подготовки и использования специалистов с высшим образованием в народном хозяйстве: Постановление ЦК КПСС от 25 марта 1987 г. // Правда.-1987. 25 марта.

8. О ходе перестройки средней и высшей школы и задачах партии по её осуществлению: Постановление Пленума Центрального Комитета КПСС 18 февраля 1988 года // Комь^унист. 1988. -№ 4. - С. 68-76.

9. АБРАМОВА А.В. Жизнь художника Сергея Малютина. М.: Изобразит. искусство, 1978. - 271 с.

10. АВСИЯН О.А. Натура и рисование по представлению: Учеб. пособие. М.: Изобраз. искусство, 1985. - 152 с.

11. АГАПОВ В.М., ХОККАРАЙНЕН Т.А. Художники на Валааме. 3-е изд. - Петрозаводск: Карелия, 1983. - 48 с.

12. АДАМ Д. Восприятие, сознание, память: Размышление биолога /- 148

13. Пер. с ащш. Н.Ю.Алексеенко; Под ред. Е.Н.Соколова. -М.: Мир, 1983. 150 с.

14. АЙВАЗОВСКИЙ И.К. Документы и материалы. Ереван: Айастан, 1967. - 407 с.

15. АКСЕНОВ Ю.Г., ЛЕВИДОВ М.М. Цвет и линия: Практическое руководство по рисунку и живописи. Вып. I. М.: Сов. художник, 1976. - 303 с.

16. АЛЕКСЕЕВ C.G. 0 колорите. М.: Изобразит, искусство, 1974. - 175 с.

17. АЛЕКСЕЕВА Т.В. Художники школы Венецианова. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Искусство, 1982. - 419 с.

18. АЛЕХИН А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1984. - 160 с.

19. АЛПАТОВ М.В. Александр Андреевич Иванов: В 2-х т. М.: Искусство, 1956. - т. I. - 420 с. - т.2. - 336 с.

20. АЛПАТОВ М.В. Композиция в живописи. М.: Исхдгсство, 1940.-132 с.

21. АЛЬВЕРТИ Л.Б. Сборник статей. М.: Наука, 1977. - 192 с.

22. АМШИНСКАЯ A.M. Алексей Гаврилович Венецианов: К 200-летию со дня рождения. М.: Знание, 1980. - 48 с.

23. АНАНЬЕВ В.Г. и др. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. М.: Просвещение, 1968. - 334 с.

24. АНИСИМОВ Н.Н. Основы рисования: Учеб. пособие. 2-е изд. - М.: Стройиздат, 1977. - 87 с.

25. АРНХЕЙМ Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. - 392 с.

26. АРТШЕНКО Н.М. Природа и эстетическое воспитание школьников. Из опыта работы сельских учителей. Под ред. А.И.Бурова. М.: Просвещение, 1978. - 72 с.- 149

27. АСЕЕВ В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. -М.: Мысль, 1976. 158 с.

28. АТКИНСОН Р. Человеческая память и процесс обучения / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1980. - 528 с.

29. АЖЕНАЗИ Г.И. Цвет в природе и технике. 3-е изд., пере-раб. и доп. - М.: Энергиз, 1974. - 88 с.

30. БАЗАЗЪЯНЦ С.Б. Художник, пространство, среда. М.: Сов. художник, 1983. - 239 с.

31. БАНШЕЕВ В.Н. Воспоминания. М.: Изд-во Акад. художеств СССР, 1963. - 128 с.

32. БАРСАМОВ И.С. И.К.Айвазовский: 0 мастерстве художника. -М.: Искусство, 1967. III с.

33. БАРЩ А.О. Наброски и зарисовки. М.: Искусство, 1970. -166 с.

34. БАСМАНОВ В.А. Тоновой и цветной контрасты и методика их использования в обучении живописи: Автрреф. дисс. .канд. пед. наук. М.; 1979. - 24 с.

35. БЕДА Г.В. Живопись: Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. № 2109 "Черчение, изобраз. искусство и труд". -М.: Просвещение, 1986. 192 с.

36. БЕДА Э.Н. Обучение живописи на первоначальной стадии в системе художественно-графических ф-тов педагогических вузов. Дисс. . канд. пед. наук. - М., 1977. - 163 с.

37. БЕЗГОДОВА Т.Г. Формирование основ художественного мастерства студентов в процессе обучения живописи на ХГФ пед. ин-тов. Дисс. . канд. пед. наук. - М., 1974. - 202 с.

38. БЕЗШНСКИЙ В.Г. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1982. - 287 с.- 150

39. ВЕЛЬСКАЯ Т. Художники в станице Привольской // Творчество. 1986. - * 9. - с. 1-2.

40. БЕЯЮТИН Э.М. Начальные сведения по живописи. М.: Искусство, 1955. - 56 с.

41. ВЕР А. Общение с натурой. // Художник, 1984. № I. -С. 62-64.

42. БЕРГЕР Э. История развития техники масляной живописи. -М.: Изд-во Акад. художеств СССР, 1961. 5IX с.

43. Большая советская энциклопедия. М.: йзд-во Большая советская энциклопедия, 1956. - Т. 44. - 661 с.

44. БОРИСОВ Н.П. Художник вечных цьдов. Л.: Художник РСФСР, 1983. - 268 с.

45. БРИЛЛ Т. Свет: Воздействие на произведения искусства / Пер. с англ. И.: Мир, 1983. - 307 с.

46. БРОДСКИЙ И.А. Репин педагог. - М.: Изд-во АХ СССР, 1960. - 126 с.

47. БРОДСКИЙ И.А., МОСКВЙНОВ В.Н. Новое о Репине: Статьи и пиеьма художника. Л.: Художник РСФСР, 1969. - 433 с.

48. БРЭГГ У. Мир света. Мир звука / Пер. с англ. И.В.Обреи-мова. И.: Наука, 1967. - С. 336.

49. БУЛАТ В.Л. Оптические явления в природе. М.: Просвещение, 1974. - 143 с.

50. БУЧКИН П.Д. О том, что в памяти. Л. : Художник РСФСР, 1962. - 250 с.

51. БШШНКО К.В. Методы ведения композиции на старших курсах художественно-графического факультета Орловского пединститута //Учёные записки: Т. 79 (Материалы.). Орёл,1972. С. 243-246.

52. ВАВИЛОВ С.И. Глаз и солнце. М.: Наука, 1981. - 128 с.

53. ВАНСЛОВ В.В. Эстетика, искусство, искусствознание: Вопросы теории и истории, М.: Изобр. иск-во, 1983. - 437 с.

54. ВАСИЛЬЕВ А.А. Пейзаж на первоначальном этапе обучения. // Пути повышения эффективности преподавания худож.-графических дисциплин. Карачаевск, 1972, - С. II3-I2I.

55. ВАСИЛЬЕВ А.А. Теоретическое и методическое обоснование начальной стадии обучения пленэрной живописи: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. М., 1983. - 17 с.

56. ВАСИЛИЕВ С. Теория отражения и художественное творчество / Пер. с болг. И.: Прогресс, 1970. - 496 с.

57. ВАТАГИН В.А. Изображение животного: Записки анималиста. -М.: Искусство, 1957. 170 с.

58. ВЕНГЕР Л. Восприятие и обучение. М.: Просвещение, 1969.-365 с.

59. ВЕНТУРИ Л. Художники нового времени. М.: Изд-во иностр. лит., 1956. - 1X2 с.

60. ВИБЕР 1.Ж. Живопись и её средства. Изд-во Акад.художеств СССР, 1961. - 232 с.

61. ВИННЕР А.В. Как работать над пейзажем масляными красками.-М.: Профиздат., 1971. 135 с.

62. ВИННЕР А.В. Как работают мастера живописи. М.: Сов. Россия, 1965. - 112 с.

63. ВИННЕР А.В. Материалы и техника живописи советских мастеров. М.: Сов.художник, 1958. - 205 с.

64. ВОЛКОВ Н.Н. Мысли об искусстве. М.: Сов. художник, 1973. - 140 е.

65. ВОЛКОВ Н.Н. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1984. -480 с.

66. ВОЛОШИН М.А., В.И.Суриков. Л.; Художник РСФСР, 1985.-224 с.- 152

67. Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства: Сб. науч. тр. / МШИ им.В.И.Ленина, художественно-графический факультет. М., 1980. - 192 с.

68. Вопросы истории, теории и методики преподавания художественно-графических дисциплин: Сб. науч. тр. / МГПИ им. В.И

69. Ленина, художественно-графический факультет. М., 1974 вып. 37. - 96 с.68. " - вып. 378. - 274 с.

70. Вопросы теории, истории и методики преподавания изобразительного искусства: Сб. науч. тр. /КГПИ. Карачаевск, 1970. - 195 с.

71. Вопросы теории, истории и методики преподавания художественно-графических дисциплин: Сб. науч. тр. / МШИ им. В.И Ленина, М., 1970. - с.

72. Вопросы художественного образования. Тематический сборник научных трудов. Вопросы методики преподавания композиции, Л.: Академия художеств СССР, институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина, 1972, вып. 3. 130 с.

73. ВЫГОТСКИЙ Л.С. Психология искусства. М.: Искусство,1968. 576 с.

74. ГАГАРИН Б.Г. Пути совершенствования методов обучения аква рельной живописи: В системе подготовки учителя изобразительного искусства. Дисс. . канд. пед. наук. - М., 1974. - 158 с.

75. ГАЛКИНА С.Г. йзокружок в пионерском лагере: Из опыта рабо ты. М.: Просвещение, 1970. - III с.

76. ГАНЗЕН В.А. Восприятие целостных объектов. Л.: Изд-во Л1У, 1974. - 152 с.

77. ГОНЧАРОВ И.Ф. Эстетическое развитие учащихся в процессе общения с природой // Сов. педагогика, 1961. № 8. -С. 82-86.

78. ГОРБЕНКО А.А. Акварельная живопись для архитекторов. -Киев: Будивельник, 1982. 128 с.

79. ГОРЕЛОВ Р.Г. Особенности обучения изображению пространства в рисунке и живописи на заочных отделениях ХГФ пединститутов. Дисс. . кавд. пед. наук. - М., 1972.

80. Т. I. 213 е.; т. 2 - 97 с.

81. ГРАБАРЬ И. О колорите в живописи. // Художник, 1973. -№ 5. С. 63-64.

82. ГРАБАРЬ И.Э. X9I7-I94I. М.: Наука, 1977. - 424 с.

83. ГРЕГОРИ Р.Л. Глаз и мозг: Психология зрительного восприятия. / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1970. - 271 с.

84. ГРЕГОРИ Р.Л. Разумный глаз / Пер. с англ. М.: Мир, 1972. - 209 с.

85. ГРЕНБЕРГ Ю.И. Технология станковой живописи. История и исследования: Монография. М.: Изобр. искусство, 1982. -320 с.

86. ДАВ6Щ0В В.В. Виды обобщения в обучении (логико-психологические проблемы построения учебных предметов). М.: Педагогика, 1972. - 424 с.

87. ДЕЙНЕКА А.А. Из моей рабочей практики. М.: Академия художеств СССР, - 1961. - 176 с.

88. ДЕЙНЕКА А.А. Учитесь рисовать: Беседы с изучающими рисование. М.: Изд-во Акад. художеств СССР, 1961. - 224 с.

89. ДЗКАДД Д., ВЫШЕЦКИ Г. Цвет в науке и технике. М.: Мир, 1978* - 592 с.- 15.4

90. ДМИТРИЕВА Н.А. Московское училище живописи, ваяния и зодчества. М.: Искусство, 1951. - 168 с.

91. Дневник Делакруа. М.: Искусство, I95G. - 632 с.

92. ДУРШШН С.Н. Нестеров в жизни и творчестве. 2-е изд. -М.: Мол гвардия, 1976. - 463 с.

93. Живопись: Практич. руководство для начинающих и самодеятельных художников. М.: Искусство, 1964. - 400 с.

94. Живопись: Учебные постановки / Ин-т им.Репина. М.: Изд-во Акад. художеств GGGP, I960. - 20 с.

95. ЖУКОВА A.G. Пластов из Прислонихи: До кум. худож. повесть. - М.: Дет. лит., 1982. - 192 с.

96. ЗАБРОДИН Ю.М. Психофизиология и психофизика / АН СССР, Ин-т психологии. М.: Наука, 1977. - 288 с.

97. ЗАПШСКАЯ Г.А. Пейзажи Александра Иванова: Проблема живописного метода художника. М.: Искусство, 1976. - 119 с.

98. ЗАЙЦЕВ А.С. Наука о цвете и живопись. М.: Искусство, 1986. - 158 с.

99. ЗАНКОВ Л.В. Дидактика и жизнь. М.: Просвещение, 1968. -176 с.

100. ЗВЕРЬКОВ Е. Из творческого опыта. Юный художник, 1982.-№ II. - С. 37-38.

101. ЗИНЧЕНКО В.П. Развитие творческих способностей студентов ХГФ на начальных этапах обучения рисунку. Дисс. . кавд. пед. наук. - М., 1980. - 188 с.- 155

102. ЗИНЧЕНКО В.П., ВЕРГИЛЕС Н.Ю. Формирование зрительного образа: / Исследование деятельности зрительной системы/.-М.: Изд-во Моск. ун-та» 1969. 106 с.

103. ЗНАМЕРОВШЯ Т.П. Веласкес: Монография. М.: Изобразит, искусство, 1978. - 272 с.

104. ИГНАТЬЕВ Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. 2-е изд., доп. - М.: Учпедгиз, 1961. - 223 с.

105. ИГНАТЬЕВ Е.И. Психология рисунка и живописи // Вопросы психологического исследования формирования образа. М., 1954. - 224 с.

106. ИГНАТЬЕВ С.Е. Исследование закономерностей развития творческих способностей младших школьников на занятиях живописью: В условиях кружковой работы. Дисс. . канд. пед. наук. - М., 1982. - 264 с.

107. Изобразительное искусство. 4 курс / Под. ред. Н.С.Боголюбова, Г.Б.Смирнова. М., 1980. - 132 с.

108. Из практики применения: Обзор статей об активных методах обучения / Сост. Лебович 3.S. // Вестн. высш. шк. -1987. № I. - С. 46-52.

109. ИОГАНСОН Б.В. Молодым художникам о живописи. М.: Изд-во Акад. художеств СССР, 1959. - 248 с.

110. КАЛЬНИНГ А. Акварельная живопись. М.: Ис1$гсство, 1968.-76 с.

111. НО. КАНТОР A.M. Предмет и средства в живописи: Проблема взаимоотношений предметного мира и пространственной среды. -М.: Сов. художник, 1981. 127 с.

112. I. КАПЛАНОВА С.Г. От замысла и натуры к законченному произведению. М.: Изобразительное искусство, 1981. - 216 с.- 156

113. КАРДОВСКИЙ Д.Н. Об искусстве: Воспоминания, статьи, письма. М.: Изд-во Акад. художеств GCGP, 1966. - 340 с.

114. КАРЛОВ Г.Н. Изображение птиц и зверей. М.: Просвещение, 1976. - 192 с.

115. КЕМЕНОВ B.C. Академия художеств СССР. Л.-: Аврора,1982. 438 с.

116. КЕМЕНОВ B.C. Венецианов художник и педагог // Труды Академии художеств СССР. Вып. I: Сб. статей / Ордена Ленина Акад. художеств СССР. - М.: Изобраз. искусство,1983. С.167-184.

117. КИРИЕНКО В.И. Цельность восприятия и художественные способности. // Вопр. психологии. 1956. - № 5. - С.67-77.

118. КЛИМОВА М. Николай Петрович Крымов // Творчество. -1985. № 3. - С. 17.

119. КОВТУН Е. Плоскость и пространство. // Творчество. -1967. № 7. - С.20-21.

120. КОРОТЯЕВ Б.И. Педагогика как совокупность педагогических теорий: Учеб. пособие для слушателей фак. по подготовке и повышению квалификации организаторов народ, образования, М.: Просвещение, 1986. - 208 с.

121. KQX0HEH Т. Ассоциативная память. / Пер. с англ. М.: Мир, 1980. - 239 с.

122. КОЧИК О.Я. Живописная система Борисова-Мусатова. М.: Искусство, 1980. - 236 с.

123. КРАМСКОЙ И.Н. Об искусстве. М.: Изд-во Акад. художеств СССР, I960. - 214 с.

124. КРЫМОВ Н.П. художник и педагог: Статьи, воспоминания.

125. М.: Изд-во Акад. художеств СССР, I960. 264 с.- 157

126. КУЗИН B.C. Наброски и зарисовки: Пособие для учителей. -2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1981. - 160 с.

127. КУЗИН B.C. Психология. М.: Высш. школа, 1974. - 280 с.

128. КУПИСЕВИЧ Ч. Основы общей дидактики / Пер. с польск. О.В. Долженко. М.: Высш. шк., 1986. - 368 е.

129. ЮФНАКОВ А.И. Задачи кафедры изобразительного искусства в подготовке специалистов // Ученые записки: Т. 79 (Материалы.) Орел, 1972 - С. 20-32.

130. КУРНАКОВ А.И. Методический фоцц кафедры изобразительного искусства, его организация и значение в вузовской учебно-методической работе // Ученые записки: Т. 79 (Материалы.) Орел, 1972 - С. 65-72.

131. ЛАПТЕВ A.M. Рисунок пером. М.: Академия художеств СССР, 1962. - 168 с.

132. ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ. Избранное. М.: Гослитиздат, 1952. -260 с.

133. ЛЕОНТЬЕВ А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1977. - 304 е.

134. ЛЕОНТЬЕВ А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. - 584 с.

135. ЛШЛИ Ч.Р. Жизнь Джона Констебля, эсквайра. М.: Искусство, 1964. - ,335 с.

136. ЛЁЗЕР Ф. Тренировка памяти / Пер. с нем. М.: Мир, 1979. - 167 е.

137. ЛУКИН Н. Развитие восприятия цвета на основе психофизиологических особенностей у студентов худож. граф. фак. пед. ин-тов // Тез. У! межвузовской научно-практич. конф. по проблемам педагогики и методики высш.школы. - Чебоксары, 1981, с. 198.- 158

138. ЛУНИНА И.Т. Некоторые вопросы преподавания композиции // Пути повышения эффективности преподавания худож.-граф. дисциплин. Карачаевск, 1972. - С. I06-II2.

139. ЛЯСКОВСКАЯ О.А. Пленэр в русской живописи XIX века. -М.: Искусство, 1966. 190 с.

140. ЛЯСКОВСКАЯ О.А. П.П.Чистяков. М.: Государственная Третьяковская галерея, 1950. - 80 с.

141. МАЛЬЦЕВА Ф.С. Ф.А.Васильев. Л.: Художник РСФСР, 1986.-216 с.

142. МАСЛЕННИКОВ А.И. Система упражнений по освоению закона пропорциональных тоновых и цветовых отношений в живописи при подготовке художника-педагога. Автореф. дисс. кавд. пед. наук. М., 1975. - 23 с.

143. Мастера советского искусства о пейзаже. М.: Изд-во Акад. художеств СССР, 1963. - 151 с.

144. Материалы и техника рисунка: Учебное пособие / Отв. ред. В.А.Королев; Ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина Акад. художеств СССР 3-е изд. испр. - М.: Изобраз. искусство, 1987. - 96 с.

145. Материалы методического совещания кафедр рисунка, живописи, черчения и начертательной геометрии. М.: Моск. гос. заоч. ин-т, 1975. 91 с.

146. МЕДОЭДЕВ Л.Г. Формирование графического образа на занятиях по рисунку, М.: Просвещение, 1986. - 159 с.

147. Международный светотехнический словарь. М.: Физматгиз, 1963. - 428 с.

148. МШШК-ПАШАЕВ А.А. Педагогика искусства и творческие способности. М.: Знание, 1981. - 96 с.- 159

149. МИЛЮКОВ А. А. Организация натурных постановок на уроках изобразительного искусства в школе: Учеб. пособие для худож.граф. факультетов. Л.: Изд-во Ленингр. гос. пед. ин-та, 1978. - 81 с.

150. МИННАРТ М. Свет и цвет в природе. М.: Наука» 1969. -360 с.

151. МИХАЙЛОВ А. Уроки изобразительного искусства. Юный художник, 1978. - № 7. - С.40-44.

152. МОЛЕВА Н., БЕЛЮ1ИН Э. Русская художественная школа второй половины XIX начала XX века. - М.: Искусство,1967. 564 с.

153. МОЛЕВА Н., БЕЛЮТИН Э. Русская художественная школа первой половины XIX века. М.: Искусство, 1963. - 408 с.

154. НАЛИМОВ В.В. Теория эксперимента. М.: Наука, 1971. -207 с.

155. НЕМЕНСКИЙ Б.М. Мудрость красоты: 0 проблемах эстетического воспитания: Кн. для учителя. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1987. - 255 с.

156. НЕПОМНЯЩИЙ В.М. Проблема изображения пространства в рисунке и живописи. Диес. . канд. пед. наук. - М., 1972. - 232 с.

157. НИКОНОВА И. Михаил Васильевич Нестеров. М.: Искусство, 1979. - 231 с.

158. Новое о Репине. Статьи и письма художника. Воспоминания учеников и друзей. Публикация. М.: Художник РСФСР,1968. 436 с.

159. НОВОСЕЛОВ Ю.В. Академический рисунок фигуры человека в подготовке художника-педагога. Диес. . кавд. пед. наук. - М., 1961. - 236 с.- 160 158. 0ДН0РА10В Н.В. Материалы в изобразительном искусстве: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1983. - 144 с.

160. ОСТРОВСКИЙ Г.С. Об истоках школы А.Венецианова // Художник. 1979. - № I. - С.51.

161. ПАВЛИНОВ П. Как работать на воздухе. Советы мастеров. -Художник, 1969, № 5, с. 59-60.

162. ПЛЕТНЕВА Г.В. Человек и окружающий мир в современной советской живописи. М.: Знание, 1982. - 56 е.

163. Проблемы художественной подготовки учителя изобразительного жндгсетва. Смоленск, 1979. - 63 с.

164. ПУЧКОВ A.G. 0 самостоятельной работе студентов // Учёные записки Курского гос. пед. ин-та: Т.79 (Материалы.).- Орёл, 1972. С. 193-198.

165. ПУЧКОВ А.С., ТРИСЕЯЕВ А.А. Методика работы над натюрмортом. М.: Просвещение, 1982. - 160 с.

166. РАДЛОВ Н.Э. Рисование с натуры. Л.: Художник РСФСР, 1978. - 130 с.

167. Развитие творческих способностей на занятиях изобразительна! искусством: Межвузовский сб. науч. тр. // Отв. ред. Н.Н.Ростовцев. М., 1983. - 173 с.

168. РАЗДОВРЕЁВА И.В. Валентин Михайлович Сидоров. Л.: Художник РСФСР, 1961. - 192 с.

169. РАУ1ЕНБАХ В.В. Пространственные построения в живописи: Очерк основных методов. М.: Наука, I980. - 288 с.

170. РЕВАВД Д. История импрессионизма. Л.-М.: Искусство, 1959. - с.

171. РЕПИН И.Е. Из воспоминаний. М.: Сов. Россия, 1958. -175 с.- 161

172. Рисунок. Акварель: Альбом. / Вторая Всерос. выставка. -Л.: Художник РСФСР, 1981. 155 с.

173. Рисунок: Учеб. пособие для худож.-граф. фак. пед. ин-тов / Под ред. А.М.Серова. М.: Просвещение, 1975. -271 с.

174. РОСТОВЦЕВ Н.Н. История методов обучения рисования: Зарубежная школа рисунка: Учеб. пособие для худ ож.-граф. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1981. - 192 с.

175. РОСТОВЦЕВ Н.Н. История методов обучения рисованию: ftyc-ская и советская школы рисунка: Учеб. пособие для пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1982. - 240 с.

176. РОСТОВЦЕВ Н.Н., ТЕРЕНТЬЕВ А.Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием: Учеб. пособие для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1987. - 176 с.

177. РУДНЕВ В.В. Петр Иванович Петровичев: 0 жизни и творчестве художника. М.: Изобразит, искусство, 1979. - 144 с.

178. РЬВДИН А.С. Исследование ме»одов обучения передаче свето-воздушной среды в живописи (в системе подготовки художника-педагога): Дисс. . кавд. пед. наук. М., 1973. -189 с.

179. РЬВДШ А.С. Учебные задачи живописи в условиях пленэрной практики // Пути повышения эффективности худож.-граф. дисциплин. Карачаевск, 1972. - С. I4I-X48.

180. РЫВДИНА 1.И. Научно-теоретическое обоснование системы упражнений в обучении живописи при подготовке художника-педагога (На примере живописи головы): Дисс. . кавд. пед. наук. М., 1980. - 172 с.- 162

181. САВОСТЬЯНОВ Е.И. Изобразительность и выразительность в искусстве. М.: Изобраз. искусство, 1970. - 247 с.

182. САРАБЬЯНОВ Д.В. Русская живопись XIX века среди европейских школ. М.: Сов. художник, 1980. - 263 с.

183. СВЕ1Д0В И. Пленэр художников социалистических стран в Закарпатье // Искусство. 1983. - № 12. - С. 41-46.

184. СВШНИКОВ А.В. Зависимость методов формирования творческой активности на занятиях академическим рисунком от иэди-видуально-психологических особенностей личности студента. Дис. . кавд. пед. наук. М., 1981. - 199 с.

185. СЕРОВ A.M. О масштабах палитры и живописи // Учёные записки * 295. М.: Изд-во МГПИ им.В.И.Ленина, 1967. -С. I05-II2.

186. СВДЕ1ЫШВСКИЙ А.П. Об эстетическом и нравственном развитии личности в процессе взаимодействия с природой // Некоторые вопросы педагогики и психологии. Ставрополь, I970. - С.120-133.

187. СЛАНСКЙЙ Б. Техника живописи / Пер. с чешек. М.: Изд-во Акад. художеств CCGP, 1962. - 414 с.

188. СЛАСТЕНИН В.А. Формирование творческой личности будущего учителя // Советская педагогика. 1975. - № I. - С. 83-93.

189. Слово о живописи из сада с горчичное зерно. М.: Наука, 1969. - 518 с.

190. СМИРНОВ Г.Б. Живопись: Учеб. пособие для худож.-графич. фак. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1975. - 142 с.

191. СМИРНОВ Г.Б., УНКОВСКИЙ А.А. Пленэр: / Практика по изобразительному искусству / : Учеб.-метод, пособие для худож.-граф.фак. лед.ин-тов. М.: Просвещение, 1981. - С.38.- 163

192. СМОЛЬЯНИНОВ И.Ф. Природа в системе эстетического воспитания. М.: Просвещение, 1984. - 207 с.

193. СОЛОВЬЕВ A.M. Рисунок в высшей художественной школе. -М.: Искусство, 1953. 238 с.

194. Социальная психология личности / Ин-т психологии. М.: Наука, 1979. - 344 с.

195. СТАСЕВИЧ В.Н. Пейзаж. Картина и действительность: Пособие для учителей. М.: Просвещение. 1978. - 159 с.

196. ТАЛЫЗИНА Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. 343 с.

197. Теория и практика педагогического эксперимента / Под ред. А.А.Пискунова, Г.В.Воробьева. М.: Педагогика, 1979. -207 с.

198. ТЕРЕНТЬЕВ А.Е. Методические и организационные основы занятий набросками в период летней практики // Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства: Сб. науч. трудов. М.: МГПИ им.В.И.Ленина, 1980. - С. II-22.

199. ТОКАРЕВ С.Е. Развитие творческих способностей студентов художественно-графических факультетов пединститутов на занятиях пленэрной живописью: Автореф. . канд. пед. наук. М.: НИИ ХВ АПН СССР, 1987. - 19 с.

200. ТРИСЕ1ЕВ А.В. Рисование с натуры // Начальная школа, 1964. № 10. - С.75-78.

201. ТРОШИЧЕВ А.А. Пейзаж // Живопись. М.: Искусство, 1964.-С.85-119.

202. Туристские маршруты. М.:Профиздат, 1976. - 160 с.

203. УГАРОВ Б. Взыскательность: задачи сов.художников в свете решений ХХУП съезда КПСС // Правда. 1986. - 16 апр.

204. УЗНАДЗЕ Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси: Изд-во АН Груз. ССР, 1961.-210 с.

205. УНКОВСКИЙ А.А. Живопиеь. Вопросы колорита: Учеб. пособие для худож.-граф. фак. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1980. - 127 с.

206. УНКОВСКИЙ А. Работа на пленэре. Художник, 1982, № 4, с.61-63.

207. Управляемое формирование психологических процессов / Под ред. П.Я.Гальперина. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977. -198 с.

208. Ученые записки, том № 19: Материалы межвуз. науч.-метод, конференции худож.-граф. фак. пед. ин-тов РСФСР, проведенной в Орловеком ГШ. Орёл: Изд-во КГПИ, 1972. -488 с.

209. ХАРИТОНОВ М.ф. Научно-теоретические основы учебных натурных постановок по рисунку и живописи на ХГФ пед. ин-тов: Дисс. . канд. пед. наук. М., 1975. - 213 с.

210. Художественная культура: Понятия и термины / Сост. Л.Н. Дорогова. М.: Знание, 1978, - 208 с.

211. ЧЕРНЕЦОВЫ Г. и Н. Путешествие по Волге, М.: Мысль: 1970. - 192 с.

212. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ Н.Г. Эстетика. М.: Гослитиздат, 1958. -375 с.

213. ЧИСТЯКОВ П.П. Письма, записные книжки, воспоминания. -М.: Искусство, 1953. 590 с.

214. ШЕХТЕР М.С. Зрительное опознание: Закономерности и механизмы. М.: Педагогика, 1961. - 263 с.

215. ШИШКИН И.И. Переписка. Дневники. Современники о художнике / Сост. И.Н.Шувалова. Л.: Искусство, 1978. - 463 с.

216. ШОРОХОВ S.B. Композиция: Учеб. для студентов худож.граф. фак. пед. ин-тов. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Просвещение, 1986. - 207 е.

217. ЩЕРБАКОВ А. Выбор пейзажного мотива // Художник. 1973. - № II. - С. 57-59.

218. ЮОН К.Ф. Об искусстве: В 2-х т. М.: Сов. художник, 1959, т.1. - 284 е.; т.2. - 285 с.

219. ЯВОРСКАЯ Н.В. Пейзаж Барбизонской школы. М.: Искусство, 1962. - 348 с.

220. ЯКОБСОН П.М. Психология художественного творчества. -М.: Знание, 1971. 48 с.

221. ЯШУХИН А.П. Живопись: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ. М.: Просвещение, 1985. - 288 с.

222. BUnch J.-8. Manet.-Par/s: £c/.F. /t/eder et C/e, №4-. -63c.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.