Формирование колористического видения у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях пейзажной живописью в условиях пленэра тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Воронина, Елена Владимировна

  • Воронина, Елена Владимировна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2004, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 273
Воронина, Елена Владимировна. Формирование колористического видения у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях пейзажной живописью в условиях пленэра: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2004. 273 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Воронина, Елена Владимировна

ВВЕДЕНИЕ.3

ГЛАВА I. Колористическое видение в истории развития пейзажной живописи на пленэре.15

1.1. Из истории развития западноевропейской живописи пейзажа.15

1.2. Очерки развития русской пейзажной живописи.31

ГЛАВА II. Психолого-педагогические особенности формировании колористического видения у студентов ХГФ на занятиях пейзажной живописью в условиях пленэра.48

2.1. Особенности зрительного восприятие цвета.48 а) Физическая природа цвета.48б) Физиология восприятия цвета человеком.50 в) Психологическое восприятие цвета человеком и символика цвета.58 г) Восприятие цвета на пленэре.82д) Несобственные качества цвета.86 е) Цветовые системы.87

2.2. Теория цвета как основа формирования колористического видения у студентов ХГФ.94

2.3. Колорит как средство художественного выражения.110

2.4. Педагогические основы формирования колористического видения у студентов ХГФ педагогических вузов.126

ГЛАВА III. Экспериментальное исследование путей и методов формирования колористического видения студентов на занятиях пейзажной живописью в условиях пленэра.147

3.1. Констатирующий эксперимент.147

3.2. Поисковый эксперимент. Модель методической системы.166

3.3. Формирующий эксперимент.201

3.4. Сравнительный эксперимент.207

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование колористического видения у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях пейзажной живописью в условиях пленэра»

Социально-экономическое развитие нашей страны, создание рыночной экономики позволяет всесторонне развиваться бизнесу, связанному с рекламой, и тем его видам, которые связаны с полиграфией, дизайном помещений, автомобилей, ландшафтом. Введение компьютера в производство и жизнь позволило заниматься дизайном людям, не имеющим художественного специального образования, что повлекло за собой появление безвкусицы, не гармоничных сочетаний цветов в объектах наружной рекламы, внешней и внутренней отделки помещений, во всем том, что окружает человека. В современном мире, в который активно ворвался цвет, возникает необходимость в работниках с развитым колористическим видением. Поэтому важно формировать колористическое видение у студентов художественно-графических факультетов, которые придут в школу и научат детей разбираться в многообразии цветов, сформируют их художественный вкус.

Формирование колористического видения - одна их важнейших задач обучения живописи на художественно-графических факультетах педагогических вузов. Специфика подготовки учителей изобразительного искусства заключается не только в обучении педагогическому мастерству, но и в воспитании художников-профессионалов, способных к самостоятельной творческой работе. Овладение живописным мастерством невозможно без изучения колорита, как наиболее выразительного и эмоционального средства живописи, активно участвующего в построении художественного образа. А так же невозможно без воспитания особого видения окружающего мира, связанного непосредственно с цветовым восприятием окружающей действительности, цветовыми представлениями и эстетическим отношением к изображаемому. Мы рассматриваем колористическое видение как совокупность процессов цветоощущения, цветовосприятия, подчинения и взаимосвязи цветов между собой и возникающим в мышлении зрительным образом предмета, явления,

Между тем, до сих пор остаются недостаточно разработанными вопросы теории и методики преподавания пейзажной живописи, связанные с развитием колористического видения. Слабо решаются колористические задачи, в основном обращается внимание на локальные пятна, и не затрагиваются всеобъемлющие цветовые связи в натуре. Форма предметов при этом передается с помощью тоновых отношений, от чего студенты не владеют в достаточной мере навыками использования всех выразительных возможностей цвета и колорита в своих работах. У студентов наблюдается довольно низкий уровень художественного мышления и недостаточный уровень живописного мастерства. Этот аспект особенно актуален в пейзажной живописи в условиях пленэра, так как этюд на пленэре предполагает, прежде всего, наличие цвета на освещенных предметах, объектах и передачу состояния в природе. Следовательно, можно сделать вывод о том, что в учебно-воспитательных процессах на занятиях со студентами художественно-графических факультетов живописью в условиях пленэра существует проблема, то есть важная нерешенная научно-педагогическая задача формирования колористического видения у студентов ХГФ педагогических вузов на занятиях пейзажной живописью в условиях пленэра.

Необходимо отметить, что формирование колористического видения невозможно без изучения колорита как средства живописи. Колорит представляет собой систему цветовых отношений художественного произведения, включает в себя цветовую гармонию, несет предметный смысл, имеет художественную содержательность. Большой вклад в разработку теории колорита внесли русские и советские художники, и теоретики искусства: О.Петрушевский, Г.Щегаль, Н.Н.Вожов, С.Е.Алексеев, П.ПРевякин, К.Ф. Юон, Б.В. Йогансон.

Так как колорит и колористическое видение тесно связаны с цветом и его восприятием, то понимание этих проблем невозможно без данных различных областей наук о цвете. В этой связи определенную ценность представляют открытия в области оптики, цветоведения, физиологии, психологии и медицины, оказавшие значительное влияние на развитие живописи. К ним относятся фундаментальные исследования Ньютона, Рунге, Гельмгольца, Оствальда, Адамса, Ламберга, Юнга и других.

Неотъемлемой частью колорита является цветовая гармония. Цветовая гармония представляет собой гармоничное сочетание цветов в художественном произведении, внешнее, формальное качество колорита, не несет предметного смысла, эмоционально содержательна. Основные теоретические положения цветовой гармонии восприятия цвета и его свойства достаточно полно освещены в книгах по цветоведению, теории живописи, художественному оформлению в различных областях. Это работы таких авторов, как Р.Арнхейм, К.Ауэр, Г.Ашкенози, Д.Джад, А.Зайцев, В.Зернов, С.В.Кравков, М.Миннарт, Е.В.Рабкин, Н.Н.Степанов, Н.Т.Федоров, Г.Фрилинг.

Рассматривая данную проблему, следует отметить, что развитие колористического видения у будущих художников - педагогов заключается в учете взаимодействия двух аспектов: учебно-воспитательного и творческого.

Учебно-воспитательный аспект заключается в последовательном и целенаправленном изучении цветовых закономерностей окружающей действительности, зрительного восприятия цвета, а также изучении приемов и методов передачи их в живописи.

Творческий аспект предполагает творческую направленность обучения, а именно: сознательное использование цветовых закономерностей, отбор цветов с целью подчинения их замыслу и достижения наибольшей выразительности живописного образа.

Развивать цветовое и колористическое видение необходимо с первых шагов обучения живописи. Это дает возможность развивать зрительную память, воображение, чувство цвета, помогать решать не только учебные, но и творческие задачи.

Отдельные вопросы, связанные с развитием цветового и колористического видения нашли отражение в диссертационных исследованиях Г.В.Беды, А.А.Унковского, Н.Н.Лукина, А.И.Маслянникова, В.А.Басманова, А.С.Рындина, С.С.Терзина, Н.Н.Окунева, А.А.Пановой, Ю.В .Коробка.

В связи с темой нашего исследования особый интерес представляют работы А.А.Васильева, С.Е.Токарева, В.М.Соколинского, Н.Я. Маслова, Е.А.Хижняк.

В работе А.А.Васильева "Теоретическое и методическое обоснование начальной стадии обучения пленэрной живописи при подготовке художника-педагога" (1983 г.) подробно рассматривается понятие "пленэрная живопись", ее отличие от живописи в мастерской. Им предлагается серия упражнений подготовительного характера для перехода от работы в мастерской, к работе на открытом воздухе. Разработаны также кратковременные задания на изучение изменений цвета в условиях пленэра под влиянием освещения, упражнения длительного характера на передачу общего тонового единства. Например, А.А.Васильев как подготовительное упражнение предлагает натюрморт, имитирующий пейзажные отношения (небо, земля, вода). Он объясняет необходимость этого задания тем, что охват взором всех предметов в природе затруднен, и студент не может пока еще выделить главное. Также А.А.Васильев предлагает для начала писать этюды пейзажа с неглубокого пространства, например, части двора. Следует заметить, что он недостаточно уделяет внимания развитию колористического видения в условиях пленэра. Он исследует пейзаж, натюрморт, дает рекомендации по живописи портрета. В отличии от А. А. Васильева мы хотим обратить внимание на то, что на пленэр после I курса приходят студенты в возрасте в среднем от 17до 20 лет, им еще присущ юношеский максимализм. Они хотят писать и чтобы у них получалось, желают писать пейзаж со всеми его особенностями. Мы предлагаем писать пейзаж с кратковременных этюдов-набросков, где были бы отражены основные отношения (небо, земля). Такие этюдов-набросков с самого начала дадут ощущение колорита, состояние природы, у студентов не будет боязни сделать что-то неверно. Мы исходим из собственного опыта преподавания, когда студенты путаются в отношениях даже при изображении неглубокого пространства. А проблему выделения главного в пейзаже, когда охват взором всех предметов в природе затруднен, можно решить при помощи видоискателя. Задания на любом этапе должны быть направлены на передачу общего тонового состояния, колорита.

В работе В.М.Соколинского "Композиция этюда пейзажа как одно из средств развития творческих способностей студентов на начальном этапе обучения пленэрной живописи" (1994 г.) проблемными становятся вопросы, связанные с композицией пейзажа в работах студентов. Рассматривается живопись на пленэре на младших курсах, так как именно на этом этапе возможно решение вопросов преподавания пленэрной живописи. В.М.Соколинский предлагает следующие виды занятий: дополнительные занятия по живописи в учебных мастерских; занятия с выходом на этюды под руководством преподавателя; самостоятельная работа студентов во внеурочное время; выполнение копий с этюдов мастеров пейзажа, работа по памяти, иллюстрирование литературного произведения; выполнение педагогических рисунков, изображающих пейзаж; работа различными материалами; коллективное обсуждение учебных пейзажей. В данном исследовании не полно освещена тематика развития колористического видения студентов.

В своем диссертационном исследовании С.Е.Токарев предлагает систему приемов формирования аконстантного видения, которая базируется на исследовании цветотональных контрастов и развитии ассоциативного мышления. Он в своем исследовании предлагает использовать взаимосвязанные и дополняющие друг друга методы исследования; изучение и анализ практических работ, наблюдение, беседы, педагогический эксперимент, развитие умения увидеть, выявить, изобразить. Ученый признает решающую роль педагога на всех стадиях выполнения этюда, его личный пример. С.Е.Токарев предлагает систему на развитие: аконстантного видения; упражнения на развитие творческих способностей; упражнения на передачу цвето-тонового содержания; задания на решение пространства в многоплановом пейзаже; упражнения на укрупненном формате. Система заданий состоит из 2-х циклов. В первый входят кратковременные упражнения. Этот цикл рассмотрен и разработан подробно. Второй цикл заданий включает в себя пейзаж с многоплановыми постройками и глубоким пространством. Он разработан в общем, не достаточно конкретных рекомендаций колориту, по изменению цвето-воздушной среды в глубоком пространстве.

В учебном пособии Н.Я.Маслова "Пленэр" существуют названия видов работы, поставлена цель, но нет конкретных рекомендаций для исполнения, таких как формат, количество этюдов. Отмечается, что этюд кратковременный, но не указывается его продолжительность. Общие замечания по теме существуют, но их явно не достаточно. Сказанное выше относится к теме "Состояние в пленэре" I курс. В таком же ключе решена тема "Детали пейзажа". Можно отметить, что данная тема разработана более подробно. Начинающим живописцам сразу же предлагается система заданий композиционно-тематического характера, и опускаются задания и упражнения для начального этапа. Недостаточно уделяется внимания упражнениям по выработке навыков аконстантного видения цвета предметов в условиях пленэра. Полностью отсутствуют упражнения на выражение цветового единства и родства красок, выявления теплохолодности цветовых оттенков.

В диссертационном исследовании Е.А.Хижняк "Развитие колористического видения у студентов ХГФ на занятиях по живописи (старшие курсы)" (1992г.) рассматриваются понятия колорита, цветовой гармонии. Предлагается дать определенный теоретический багаж знаний студентам, освоить приемы и методы изображения цветом формы, пространства. Исследование основано на занятиях живописью натюрморта, портрета, фигуры в мастерской. В ее исследовании мало уделяется внимания пейзажу, тому жанру который позволяет наблюдать природу в различных состояниях (утро, вечер, закат, рассвет, дождь, гроза), при различном освещении, которого нельзя добиться в мастерской, что дает богатый материал для развития колористического видения.

Анализ вышеперечисленных источников показал, что в работах этих авторов недостаточно уделяется внимания упражнениям по выработке навыков аконстантного видения цвета предметов в условиях пленэра. Отсутствуют упражнения на выражение родства красок, выявления теплохолодности цветовых оттенков. Методика работы цветовыми отношениями не положена в основу работы на пленэре.

Многие ученые склоняются к мысли о том что, существенным пробелом в приобретении студентами умений и навыков работы над пейзажем, является тот факт, что пленэрная практика в большинстве вузов (Курск, Орел, Воронеж, Владимир) поводится только на трех курсах I, II, и IV, в течение одного летнего месяца. Для развития колористического видения и становления личности художника-педагога желательно чтобы пленэрная практика проходила ещё весной и осенью, так как это даёт возможность увидеть различные колористические гаммы в течении года. На данный момент между летними практиками большинство студентов практически не касаются пейзажной тематики. Будущим учителям изобразительного искусства необходимо развитое колористическое видение по тому, что им предстоит выполнять с учащимися задания, связанные с пейзажем, что предусмотрено школьной программой.

Рассматривая проблему формирования колористического видения, следует отметить, что студенты выходя на пленэрную практику после первого курса, уже имеют основы профессиональных навыков изобразительной грамоты, у них сформированы определенные навыки работы с цветом. Студенты начинают интересоваться различными способами трактовки живописной формы, стремятся достичь цветовой выразительности в своих работах. Автор считает, что уже на первой пленэрной практике возникают необходимые предпосылки для более углубленной, целенаправленной, разносторонней работы с цветом. Проблема развития колористического видения многогранна. Она связана с актом познания, творческого изучения действительности и практическим освоением средств выражения, среди которых первое место отводится цвету и колориту.

Знание студентами и педагогами приемов формирования колористического видения позволит овладеть живописным мастерством. Наряду с этим практическое решение данной задачи невозможно без знаний студентами и педагогами особенностей колорита, методик и способов создания колористически верных решений. В данной ситуации разрешить трудности и противоречия возникающие между целями и задачами подготовки высококвалифицированных специалистов на ХГФ в педагогических вузах и реальным, мало эффективным процессом формирования колористического видения у студентов на практических занятиях пейзажной живописью в условиях пленэра невозможно средствами современной методики. Указанное противоречие и определяет проблему исследования. Нерешенность данной проблемы влечет за собой подготовку неполноценных специалистов - учителей изобразительного искусства, так как слабое владение выпускниками ХГФ живописью, со слабо развитым колористическим видением не позволяет им на хорошем уровне осуществлять обучение школьников основам живописи, и осуществлять их художественное и эстетическое развитие. В этом заключается актуальность проблемы исследования.

Объектом исследования являются учебно-воспитательные и развивающие процессы на занятиях пейзажной живописью на пленэре студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов.

Предметом исследования является процесс формирования колористического видения у студентов в процессе занятий пейзажной живописью на пленэре,

Пель исследования заключается в том, чтобы на основании теоретического анализа и экспериментального исследования определить эффективные пути и методы развития колористического видения студентов средствами живописи пейзажа на пленэре.

В основу исследования положена гипотеза, в соответствии с которой предполагается, что формирование колористического видения на занятиях пейзажной живописью в условиях пленэра будет осуществляться более эффективно, если: будет применяться методическая система целенаправленного формирования колористического видения, позволяющая развивать живописное мастерство студентов, в которой ведущая роль отводится краткосрочным этюдам-наброскам, упражнениям на состояние, этюдам, выполненным ограниченным количеством красок, заданиям на сознательное изменение колорита пейзажа в соответствии с творческим замыслом студента, заданиям на создание колорита в пейзаже на основании литературного описания природы. Эта система основана на глубоком изучении процессов зрительного восприятия цвета и колорита. Она учитывает индивидуально-психологические особенности студентов, ее введению, предшествует диагностика исходного колористического видения студентов, в каждом задании ставятся перед студентами цветовые и колористические задачи, учебные задачи совмещаются с творческими. Студентам дается определенные знания о колорите и связанные с ним теоретические вопросы; изучаются практически разнообразные подходы к живописному изображению, осваиваются приемы и методы изображения цветом формы, пространства, света.

Проблема, предмет и гипотеза исследования определили следующие задачи:

• на основе анализа научной и искусствоведческой литературы уточнить понятие колорита и определить содержание понятия "колористическое видение";

• проанализировать научно-методическую литературу, связанную с проблемой исследования;

• изучить традиции мастеров пейзажа, с целью выявления принципов построения колорита в их произведениях;

• выявить существенные факторы, влияющие на развитие колористического видения у студентов художественно-графических факультетов, изучить опыт преподавания живописи на художественно-графических факультетах педагогических вузов;

• определить особенности и уровни развитости колористического видения у студентов художественно-графических факультетов; выработать и обосновать концепцию обучения колориту, занимающему центральное место в ряду с другими выразительными средствами живописи;

• разработать программу и методику обучения живописи для студентов, направленную на формирование колористического видения и экспериментально проверить ее эффективность.

Методологической основой исследования являются основные положения в области философии, психологии, физиологии, педагогики, эстетики, искусствоведения, методики обучения изобразительному искусству.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

• изучение и анализ литературы по теории, методике живописи, цветоведению, психологии, педагогике, эстетике;

• анализ действующих программ по живописи для художественно-графических факультетов педагогических институтов;

• анализ учебных и творческих работ студентов по живописи на пленэре;

• анкетирование студентов и преподавателей художественно-графических факультетов;

• наблюдение;

• беседа;

• изучение опыта преподавания пейзажной живописи на художественно-графических факультетах и других художественных учебных заведениях страны.

• естественный педагогический эксперимент

Научная новизна исследования обусловлена комплексным характером изучения вопроса. Она состоит в том, что:

- разработана и экспериментально проверена методическая система формирования колористического видения у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях пейзажной живописью в условиях пленэра, в которой ведущая роль отводится краткосрочным этюдам-наброскам, упражнениям на состояние, этюдам, выполненным ограниченным количеством красок, заданиям на сознательное изменение колорита пейзажа в соответствии с творческим замыслом студента, заданиям на создание колорита в пейзаже на основании литературного описания природы;

- теоретически обоснована и разработана система заданий и упражнений выполнения живописи пейзажа в условиях пленэра;

- представлены методы реализации этой системы заданий в учебном процессе;

- представлена методика диагностики уровней сформированности колористического видения у студентов 1,2 курсов.

- раскрыто содержание понятия "колористическое видение" и рассмотрено связанное с ним понятие "колорит";

- даны методические рекомендации по проблеме исследования с целью формирования колористическое видения у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях пейзажной живописью в условиях пленэра.

Теоретическая значимость результатов исследования. Научно-теоретическое значение исследования состоит в том, что решена важная научно-педагогическая задача формирования колористического видения на занятиях живописью в условиях пленэра, разработана методическая система решения данной проблемы, которая в значительной мере способствует совершенствованию качества подготовки специалистов. Результаты исследования могут быть использованы при проведении дальнейших исследований по данной и смежным проблемам.

Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что его выводы и рекомендации могут быть использованы в практической работе педагогов на занятиях по живописи пейзажа во время пленэра, в самостоятельной подготовке студентов. Материалы исследования могут быть учтены при разработке учебных программ, создании учебных пособий, спецкурсов по живописи на художественно-графических факультетах.

Достоверность результатов исследования базируется на теоретических положениях философской, искусствоведческой, психолого-педагогической литературы о колорите, колористическом видении как средстве живописи, активно участвующем в построении художественного образа. Экспериментальной проверкой положений данного исследования в условиях художественно-графических факультетов, объективным анализом полученных исходных и конечных результатов исследования, проверкой эффективности предложенных условий, приемов и методов обучения.

Апробация исследования проходила на научных и практических конференциях Mill У, МаГУ. Результаты исследования, его отдельные положения, теоретические выводы обсуждались на заседаниях кафедры живописи МПГУ, ВГПУ, Саранском художественном училище. Научные выводы и рекомендации диссертационного исследования отражены в тезисах и статьях.

Структура и объём диссертации. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложения. В работу вошли таблицы, графики, рисунки отражающие результаты экспериментальной работы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Воронина, Елена Владимировна

Выводы по третьей главе.

В процессе проведенного анализа результатов экспериментального исследования было установлено, что студенты экспериментальных групп успешно справились с освоением обязательного минимума пейзажной тематики, предусмотренного программой по пленэрной практике. В контрольных группах обязательная программа была освоена в меньшей степени. Передача цветотональных отношений мотива природы, определенного колористического состояния и глубины пространства пейзажа, является благоприятной предпосылкой для активизации профессионально-творческой деятельности будущих художников-педагогов. Эффективную помощь в достижении поставленных целей обучения оказало целенаправленное воздействие на эмоциональную сферу личности студентов в процессе работы над пейзажем в условиях пленэра, применение разнообразных художественных материалов и техник исполнения. Важную роль в ходе апробации экспериментальной методики имела постановка перед студентами определенных задач, педагогических установок и методов, способствующих активизации мыслительной и исполнительской деятельности.

Рисование с натуры на пленэре имеет образовательное и воспитательное значение. На его основе осуществляется практическое познание закономерностей реалистического изображения формы в пространстве, овладение профессиональной грамотой и мастерством, воспитывается художественный вкус, чувство гармонии.

Обучение пейзажной живописи происходит наиболее эффективно в том случае, когда на первоначальном этапе в основу будет положен метод работы отношениями и его основные компоненты:

- основные свойства цвета и их роль в работе сравнениями, в определении в натуре и пропорциональной передаче на этюде цветовых отношений;

- специфическая для живописи постановка зрения на целостность восприятия;

- целостность изображения;

- выделение композиционного центра;

- колористическая согласованность, то есть изменения предметных (локальных) цветов в зависимости от силы и спектрального состава освещения, пространственного удаления, условий среды и физиологических особенностей зрительного восприятия.

Овладению методом сравнения и нахождения правильных цветовых отношений в значительной мере способствует:

- ознакомление на ранней стадии обучения с основными свойствами цвета (светлота, цветовой оттенок и его насыщенность);

- способность выполнять этюд, решая в нем задачи больших цветовых отношений (задачи детальной проработки объемной формы предмета должны выполнятся несколько позже).

Проведенный педагогический эксперимент показал, что успешное и прочное усвоение профессиональных знаний и выработка практических навыков по живописи происходит при условии:

- когда система теоретических и практических знаний по живописи будет подчинена с самого начала овладению основным профессиональным законом живописи - законом цветовых отношений;

- когда обучение живописи начинающих студентов с самого начала будет учитывать такие особенности зрительного восприятия, как константность, т.е. видение предметного цвета, раздельность видения предметов и стремления в воспитании у студентов профессионального так называемого, "цельного видения". Этому во многом способствует также ознакомление на данном этапе с законом воздушной перспективы, изменения цвета в зависимости от расстояния, освещения и среды;

- когда система целенаправленных, конкретных заданий и практических упражнений, а также краткосрочные этюды-наброски, преследуют цель выполнения большой творческой работы на основе знаний, умений, навыков полученных на пленэре;

- когда на каждом занятии используется комплекс самых разнообразных средств наглядного обучения, методические таблицы, модели и иллюстрации произведений изобразительного искусства.

Одной из основных задач проведенного эксперимента явилось исследование и выработка системы теоретических и практических заданий по овладению колоритом, как наиболее выразительным и эмоциональным средством живописи, активно участвующим в построении художественного образа, а также практическое ее подтверждение. В этой системе, позволяющей развивать живописное мастерство студентов, ведущая роль отводится краткосрочным этюдам-наброскам, упражнениям на состояние, упражнения на аконстантное видение, этюдам, выполненным ограниченным количеством красок, заданиям на сознательное изменение колорита пейзажа в соответствии с творческим замыслом студента, заданиям на создание колорита в пейзаже на основании литературного описания природы, определяется содержание, последовательность и методика каждого упражнения. Эта система сочетает теоретические вводные беседы, предварительные разъяснения при помощи наглядных пособий, задания и упражнения, краткосрочные этюдов-набросков, кратковременные и длительные работы.

Сравнение результатов работ экспериментальных групп с контрольными, наглядно доказывает преимущество предложенной системы упражнений, подтверждает ее педагогическую результативность.

Заключение.

Подготовка высококвалифицированных кадров художников-педагогов для всех звеньев народного просвещения возможна только при наличии подлинно научной методики обучения на самой первой стадии.

Современная методика обучения пейзажной живописи в условиях пленэра на начальных этапах, как и изобразительному искусству в целом, должна основываться на достижениях фундаментальных наук -педагогики, психологии, физиологии (зрительных восприятий) и других смежных дисциплин (воздушной перспективы, цветоведения, технологии, теории пленэрной живописи, ее истории). Уже на самой первой стадии обучения студентам необходимо дать глубокие знания объективных закономерностей изменения красок природы, психофизиологических особенностей восприятия цвета и формы, и тем самым заложить основы умения пользоваться этими знаниями в процессе работы с натуры.

В процессе исследования были решены поставленные задачи и получены следующие результаты:

- на основе научно и искусствоведческой литературы раскрыто содержание понятия "колористическое видение", всесторонне рассмотрено понятие "колорит";

- изучены традиции мастеров пейзажа, с целью выявления принципов построения колорита в их произведениях;

- изучен, систематизирован и обобщен обширный теоретический материал в области становления и развития методов обучения работе над живописью пейзажа на пленэре;

- определены психолого-педагогические основы формирования колористического видения у студентов художественно-графических факультетов на занятиях пейзажной живописью в условиях пленэра;

- выявлены основные психофизиологические свойства личности художника-педагога, определяющие формирование колористического видения;

- выявлены существенные факторы, влияющие на развитие колористического видения у студентов художественно-графических факультетов; определены особенности и уровни развития колористического видения у студентов художественно-графических факультетов; экспериментальной методикой подкреплена необходимость целенаправленного изучения природы, в процессе работы непосредственно на пленэре;

- разработан научно обоснованный учебно-методический комплекс заданий и упражнений, направленный на формирование колористического видения у студентов художественно-графических факультетов на занятиях пейзажной живописью в условиях пленэра, этот комплекс предполагает сочетание теоретических бесед, предварительных разъяснений при помощи наглядных пособий, последовательное выполнение кратковременных, длительных упражнений. Успех формирования колористического видения у студентов художественно-графических факультетов на занятиях пейзажной живописью в условиях пленэра во многом зависит от той роли, которая отводится практическим упражнениям, их содержанию, структуре и взаимосвязи включенного в них материала. Соединение всех предлагаемых на практических занятиях упражнений в комплексную научно-обоснованную методическую систему обеспечивает эффективное взаимодействие дидактического, методико-педагогического и познавательного аспектов процесса обучения пейзажной живописи в условиях пленэра. результаты проведенного экспериментального исследования показали положительную динамику формирования колористического видения студентов, что подтверждает предлагаемых в методике заданий и упражнений. В процессе исследования, на основании решения поставленных задач и положительного эффекта предлагаемой методики, полностью подтвердилась выдвинутая нами гипотеза. Подводя итог настоящего диссертационного исследования необходимо отметить, что все поставленные нами задачи были решены. Итог экспериментального исследования подтвердил педагогическую результативность системы заданий и упражнений начального этапа обучения пейзажной живописи, дал возможность разработать основные методические рекомендации, аргументировано предложить их для улучшения существующей программы по пленэру. Введение её в учебную практику пейзажной живописи в условиях пленэра на художественно-графических факультетах педвузов будет способствовать успешному решению главной задачи - совершенствованию профессиональной подготовки художников-педагогов, на которых лежит ответственная миссия - осуществлять в вашей стране эстетическое воспитание подрастающего поколения.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Воронина, Елена Владимировна, 2004 год

1. Ажгихин С.Г. Формирование живописных умений и навыков у студентов ХГФ в процессе теоретического и практического изучения технологии и техники многослойной масляной живописи.: Дис. канд. пед. наук. - М., 1996. - 203с.

2. Алексеев С.С. О колорите. М., Изобразительное искусство, 1974. -170с.:

3. Алексеев С.С. О цвете и красках. М., Изобразительное искусство, 1962.

4. Алексеев С.С. Цветоведение. М., 1952.

5. Алексеев С.С. Элементарный курс цветоведения. Л., Изогиз, 1937119 е.: ил.

6. Алехин А. Д. Система подготовки учителя изобразительного искусства.: Дис. док. пед. наук. М., 1993. - 320с.

7. Арнхейн Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974.-392с.

8. Бабанский Ю. К. Педагогика высшей школы. Ростов.: Изд-во Ростовского ун-та, 1972. - 124с.

9. Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. -М.: Просвещение, 1982. 192с.

10. Базанова М.Д. Пленэр: Учебная летняя практика в художественном училище. М.: Изобразительное искусство, 1994. - 157с.: ил.

11. Басманов В.А. Тоновой и цветовой контрасты и методика их использования в обучении живописи.: Дис. канд. пед. наук. М., 1979. - 196с.

12. Балакина Т.И. Мировая художественная культура России IX XIX века.-М., 1997.

13. Бальзак О. Об искусстве. М - JL, 1941. - 528с.2 lb

14. Барщ А. О. Наброски и зарисовки. (Учебно-методическое пособие для художественных училищ и училищ прикладного искусства). М.: Искусство, 1970. -166 е.: ил.

15. Беда Г. В. Живопись и ее изобразительные средства. М.: Просвещение, 1977. - 188с.: 8 л. ил.

16. Беда Г.В. Живопись как учебный предмет.: Дис. канд. пед. наук. -М., 1972. 402с.

17. Беда Г. В. Основы изобразительной грамоты. М.: Просвещение, 1981.-240с.: ил.

18. Беда Э.Н. Обучение живописи на первоначальной стадии в системе художественно-графических факультетов педагогических вузов.: Дис. канд. пед. наук. М., 1977. - 146с.

19. Безгодова Т.Г. Формирование основ художественного мастерства студентов в процессе обучения живописи на художественно -графических факультетах педагогических институтов.: Дис. канд. пед. наук. М., 1974.- 185с.

20. Безгодова Т.Г. Формирование основ художественного мастерства студентов в процессе обучения живописи на художественно -графических факультетах педагогических институтов. Методическое пособие для ХГФ педагогических институтов. Орел, 1973.

21. Бейер В.И. и Лепилов К.М. Схематический рисунок при изучении природы. Л., Госиздат, 1926. - 47с.: ил

22. Белютин Э.М. Основы изобразительной грамоты. М., Советская Россия, 1961. - 232 е.: ил.

23. Бенеш Отто. Искусство Северного Возрождения. Его связь с современными духовными и интеллектуальными движениями. М., 1973.

24. Биценко Р.В. Возможности использования аудиторных занятий для развития специальных и профессиональных способностей студентов

25. ХГФ в работе над пейзажами по памяти и представлению.: Дис. канд. пед. наук. М., 2001. - 228с.

26. Богемская К.Г. Пейзаж: Страницы истории. М.: Галактика, 1992.

27. Боголюбов Н. С. Формирование творческих способностей учащихся средней школы средствами изобразительного искусства с учетом индивидуального подхода.: Дис. док. пед. наук. М., 1993. - 380с.

28. Бойко С. А. Методика обучения изображению пейзажа учащихся 1-7 классов.: Дис. канд. пед. наук. М., 1992. -247с.

29. Бродский И.А. И.И. Бродский. М., 1973.

30. Ван Гог. Письма. Л; М., 1966.

31. Васильев А. А. Теоретические и методические обоснования начальной стадии обучения пленэрной живописи при подготовке художника-педагога.: Дис. канд. пед. наук. Краснодар, 1982. - 174с.

32. Верман К. История искусства всех времен и народов. СПб., 1903, т. 1

33. Вибер Ж. Живопись и ее средства. М., 1991.

34. Виннер А.В. Как работать над пейзажем масляными красками. М.: Профиздат, 1971.

35. Возрастная психология: личность от молодости до старости: Учеб. пособ. для вузов / М. В. Гамезо, В. С. Герасимова и др. М.: Ноосфера, 1999.-272с.

36. Волков В.Г. Организация восприятия действительности в обучении подростков изобразительному искусству (в системе внеклассных и внешкольных занятий).: Дис. канд. пед. наук. М., 1981. - 163с.

37. Волков Н.Н. Восприятие предмета и рисунка. М., 1951.

38. Волков Н. Н. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1965. - 218с.: ил.

39. Волков Н. Н. Композиция в живописи. М.: Искусство, 1977. -260с.

40. Волков Ю.А. Работа над живописными этюдами.: Просвещение, 1984.

41. Вопросы теории, истории и методики преподавания художественно-графических дисциплин. Под ред. Ростовцева Н. Н. М.: МШ И, 1964.-274с.

42. Вопросы теории и методики преподавания художественно-графических дисциплин: Межвузовский сборник научных трудов. / Ростовский н/Д гос. пед. ин-т; Ростов н/Д, 1990.

43. Всеобщая история искусств. М., 1956, т. 1.

44. Выготский J1. С. Психология искусства. М.: Искусство, 1965. -379с.

45. Выготский JI. С. Развитие высших психических функций. М.: Изд-во АПИ РСФСР, 1960. - 500с.

46. Гагарин Б.Г. Пути совершенствования методов обучения акварельной живописи (в системе подготовки учителей изобразительного искусства).: Дис. канд. пед. наук. М., 1974. - 158с.

47. Гальперин П. Я. Управляемое формирование психических процессов. М.: Изд-воМоск. ун-та, 1974. - 198с,

48. Гете В. Об искусстве. М-Л.: Искусство, 1936.

49. Горелов Р.Г. Особенности обучения изображению пространства в рисунке и живописи на заочных отделениях художественно-графических факультетов педагогических институтов.: Дис. канд. пед. наук, М, 1972.-212с.

50. Грачев В. В. Индивидуально-творческий подход в системе высшего профессионального образования.: Дис. канд. пед. наук. М., 1998. -183с.

51. Грибакин Н. В. Формирование образного мышления у студентов художествннно-графических факультетов педагогических вузов назанятиях композицией в живописи пейзажа.: Дис. канд. пед. наук. -М., 2000. 194с.

52. Данилов А.В. Проблема взаимосвязи обучения, воспитания и развития творческих способностей студентов 1-2 курсов художественно-графических факультетов педвузов на занятиях по живописи.: Дис. канд. пед. наук. -М., 1997. 227с.

53. Данилов М.А. Дидактика. М., 1957.

54. Дерибере М. Цвет в деятельности человека. М., 1964.

55. Дерябин А.С. Педагогические системы и методы Д.П. Кардовского в учебной деятельности его учеников и последователей.: Дис. канд. пед. наук. -М., 1975. -231с.

56. Ершов Г.В. Активизация процесса формирования умений и навыков передачи пространства на занятиях живописью у студентов ХГФ педвузов.: Дис. канд. пед. наук. -М., 1993. 130с.

57. Есенин С.А. Стихотворения и поэмы. М., 1976 - 317с.

58. Есипов Б.П. Методы обучения. М., 1954,

59. Живопись: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 224 е., 32с. ил.: ил.

60. Живопись. Учебные постановки. М., Изд-во Акад. худ. СССР, 1960.

61. Зайцев А.С. Наука о цвете и живописи М.: Искусство, 1986.

62. Землякова Г.М. Живописные этюды и наброски как средство формирования художественных и педагогических способностей студентов ХГФ.: Дис. канд. пед. наук. -М., 2001. 280 с.

63. Зотов Б.И. Мир русской живописи. М., Издательский центр Аз, 1997.-224 с.

64. История русского искусства в двух томах. / Раковой М.М. и Рязанцева И.В. М., 1978.

65. Йогансон Б.В. Композиция и колорит. // Творчество, 1960, №4.

66. Каиров И.А. Педагогика. Изд. Министерства просвещения РСФСР, -М., 1948.

67. Кантор А.М. Предмет и среда в живописи: Проблемы взаимоотношений предметного мира и пространственной среды. М., 1981.

68. Кибрик Е.А. Объективные законы композиции в изобразительном искусстве. Вопросы философии, 1966, №10.

69. Коробка Ю.В. Теоретическое и методическое обоснование живописного понимания и видения цвета.: Дис. канд. пед. наук. М., 1997.-214с.

70. Коменский Я.А. Великая дидактика. // Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. т.1 - М.: Просвещение, 1982. - 476 с.

71. Коменский Я.А. Дидактические принципы. М.,Учпедгиз, 1940.

72. Константин Коровин вспоминает. / Зильбештейн И.С. и Самков В.А. -М.: Изобразительное искусство, 1990. 606 с.

73. Крамской И.Н. Письма. Т. 1., M.-JL, 1937.

74. Краткий словарь терминов изобразительного искусства. М., 1965.

75. Крымов Н. П. Художник и педагог. Статьи, воспоминания, М. Изд-во Академии наук СССР, 1960. - 264 е.: 25 л. ил.

76. Кубышкина Э.И. Проблемы цвета в изобразительном творчестве школьников I-VI классов общеобразовательной школы.: Дис. кан. пед. наук. М.,1980. - 209 с.

77. Кузин В. С. Психология. М., 1974.

78. Кузин В. С. Психология. М.: Высшая школа. 1982. - 256 е.: ил.

79. Лебёдко В. К. Представления о пространстве и искусство. М.: Прометей, 1993.

80. Лебёдко В. К. Пространственные представления в творческом развитии художника-педагога. Дис. док. пед. наук. М.: Mill У, 1994. -410 с.

81. Левитан И.И. Письма. Документы. Воспоминания. М.: Искусство, 1956.-331 е.: ил.

82. Леонардо да Винчи. Избранные произведения, т.2. Академия, 1935.

83. Леонардо да Винчи. Книга о живописи. М., 1934.

84. Лернер И. Я. Качество знаний учащихся. Какими они должны быть. -М.: Знание, 1978.-47 с.

85. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981 - 186 с.

86. Лихтештадт В.О. Гете. Петроград, 1920.

87. Ломаева Н.Н. Формирование образного мышления студентов ХГФ педагогических вузов на занятиях композицией.: Дис. кан. пед. наук. -М.: МПГУД998.

88. Луначарский А.В. Об изобразительном искусстве, т.1- М.: Советский художник, 1967. 511с.

89. Лукин Н.Н. Обоснование системы методов формирования восприятия цвета в процессе преподавания живописи (при подготовке художников-педагогов).: Дис. канд. пед. наук. М., 1983. - 165с.

90. Лясковская О.А. Пленэр в русской живописи XIX в.- М.: Искусство, 1966.

91. Мальцева Ф.С. Мастера русской реалистического пейзажа- М.: Издательство Государственной Третьяковской галереи, 1959.

92. Мамугина В.П. Наброски и зарисовки как средство повышения эффективности профессионально-художественной подготовки учителя начальных классов.: Дис. кан. пед. наук. М., 1985. - 219с.

93. Манизер М. Г. Подготовка и воспитанием молодых художников в художественных вузах // Вопросы изобразительного искусства, вып. 5. Сб. статей. -М.: Изд-во Акад. худ. СССР, 1961 207 с.

94. Маслов Н.Я. Пленэр как процесс обучения и воспитания художника-педагога.: Дис. кан. пед. наук. -М., 1989. 190с.

95. Мастера искусств об искусстве. М.: Искусство, 1967 - т.4

96. Мастера искусств об искусстве. М.: Искусство, 1970 - т.7 - 654 е.: 47 л. ил.

97. Мастера советского искусства о пейзаже. М.: Издательство Академии художеств СССР, 1963.

98. Масленников А.И. Система упражнений по освоению закона пропорциональных тоновых и цветовых отношений в живописи при подготовке художников педагогов.: Дис. канд. пед. наук. -М., 1974. - 146с.

99. Маслов Н. Я. Пленэр. Практика по изобразительному искусству. -М.: Просвещение, 1984. 112 е.: ил.

100. Меньшов П.П. Влияние композиционных задач на оптимизацию процесса обучения живописи с натуры.: Дис. канд. пед. наук. М., 1991.

101. Молева Н.М. Выдающиеся русские художники-педагоги: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991.

102. Молева Н. Белютин Э. Русская художественная школа второй половины XIX начала XX веков. - М., Искусство, 1967.

103. Морозова В.В. Развитие специальных и профессиональных способностей студентов художественно-графических факультетов в процессе выполнения набросков и зарисовок на пленэре.: Дис. кан. пед. наук М., 2000. - 159 с.

104. Нейман Р.Э. Педагогика высшей школы. Воронеж, 1969.

105. Немов Р.С. Психология. Т 1. М., Просвещение. Владос., 1995. - 576 с.

106. Непомнящий В.М. Проблемы изображения пространства в рисунке и живописи.: Дис. док. пед. наук -М., 1972. -233 с.

107. Оголевец B.C. О работе над этюдами пейзажа М.: Профиздат, 1963.

108. Панкратова Л. И. Формирование композиционного мышления студентов факультета педагогики и методики начального образования вуза на занятиях изобразительным искусством.: Дис. кан. пед. наук -М„ 1998.-229 с.

109. Педагогическая энциклопедия. Изд.2, 1964.

110. Пигарев К. Русская литература и изобразительное искусство. Очерки о русском национальном пейзаже середины XIX века. М., 1972.

111. Писсаро К. Письма. Критика. Воспоминания современников. М., 1974.

112. Платонов К.К. О системе психологии. Учебное пособие. М., 1972. 157с.

113. Платонов К.К. Голубев Г.Г. Психология. Учебное пособие. М.: Высшая школа, 1977. -247с.

114. Пленэр. Советы начинающим. //Библиотечка «Юного художника». Выпуск 7-8. Авторы материалов сборника: А. Алехин, Д. Ларионов, А. Рылов, А. Рубцов. М., 1995. - 32 с.

115. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М., 1976. -280 с.

116. Применение цветоведения в текстильной промышленности: Сб. статей / Под ред. Л. И. Беленького и Н.С. Овечкина. М., 1970.

117. Ростовцев Н. Н. Рисование с натуры. Л.: Учпедгиз. Ленинград, отд., 1962.-78 с.

118. Ростовцев Н. Н. Проблема формы в учебном рисунке. II Рисунок. Под ред. Серова А. М. М.: Просвещение, 1975. - с. 93-105.

119. Ростовцев Н. Н. Очерки по истории методов преподавания рисунка. Учеб. пособие. М.: Изобразительное искусство, 1983. - 288 е.: 193 ил.

120. Ростовцев Н. Н. Учебный рисунок. М.: Просвещение, 1985. - 256 е.: ил.

121. Рузаев А.В. Развитие творческих способностей студентов средствами художественной фотографии. ).: Дис. кан. пед. наук-М., 2002.

122. Рындин А.С. Исследование методов обучения передачи световоздушной среды в живописи ( в системе подготовки художника педагога).: Дис. кан. пед. наук-М., 1973.

123. Рындина Л.И. Научно-теоретическое обоснование системы упражнений в обучении живописи при подготовке художника-педагога.: Дис. кан. пед. наук-М., 1980. 172с.

124. Сарабьянов Д.В. Русская живопись Х1Хв. среди европейских школ. -М., 1980.

125. Сезанн Поль. Переписка. Воспоминания современников. М., 1972.

126. Синьяк П. От Э. Делакруа к неоимпрессионизму. М., 1913.

127. Смирнов Г.Б. Рисунок и живопись пейзажа. М.: Просвещение, 1975.-39 е.: ил.

128. Смирнов Г.Б. Живопись. М.: Просвещение, 1975.

129. Смирнов Г.Б. Техника масляной живописи. Пособие для студентов -заочников -М.: Просвещение, 1975.

130. Соколинский В. М. Композиция этюда пейзажа как одного из средств развития творческих способностей студентов на начальных этапах обучения пленэрной живописи. Дис. кан. пед. наук М.: 1994. -146 с.

131. Соколов М. Пейзаж. // Юный художник. 1989, № 3.

132. Соколова О. Ю. Формирование навыков рисунка пейзажа у студентов 1 курса художественно-графического отделенияпедагогического колледжа в условиях пленэра: Дис. канд. пед. наук. -М., 2000.-201с.

133. Сопоцинский О.И. Образ родины. Пейзаж в русской, советской живописи. Л.: Художник РСФСР, 1968.

134. Стасевич В.Н. Пейзаж. Картина и действительность. М.: Просвещение, 1978. - 159с., 8л. ил.

135. Стариков М.М. Формирование творческого воображения у студентов художественно-графических факультетов педвузов на занятиях живописью. Дис. кан. пед. наук М., 1993. - 229 с.

136. Стелигов А. Пейзаж в русской живописи. М., 1972.

137. Терзян С.С. Формирование зрительных представлений у студентов 1-Зх курсов художественно-графичеких факультетов педагогических иститутов в процессе обучения живописи.: Дис. канд. пед. наук. М., 1990.-223с.

138. Токарев С. Е. Развитие творческих способностей студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов на занятиях пленэрной живописью.: Дис. канд. пед. наук. М., 1988. -179с.

139. Унковский А.А. Живопись. Вопросы колорита. М.: Просвещение, 1980.- 128 е.: ил., 8 л. ил.

140. Унковский А.А. Научно-теоретические проблемы методики обучения живописи при подготовке учителей изобразительного искусства.: Дисс. канд. пед. наук. -М., 1972. 273 с.

141. Унковский А.А. Рисунки наброски: Учебно - методическое пособие для студентов - заочников художественно - графических факультетов педагогических институтов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1982. - 40 с.

142. Унковский А.А. Цвет в живописи. М.: Просвещение, 1983. - 64 е.: ил.

143. Унковский А. А., Смирнов Г. Б. Пленэр. ( Практика по изобразительному искусству) -М.: Просвещение, 1981. 36 е.: ил.

144. Ушакова Л. Г. Активизирующее воздействие занятий рисованием пейзажа на процесс развития творческих способностей студентов: Дис. канд. пед. наук. -М., 1991. 211 с.

145. Ушинский К.Д. Сочинения, т.З., М-Л., Изд. АНН РСФСР, 1946.

146. Ушинский К.Д. Сочинения, т.7., М Л., Изд. АНН РСФСР, 1948.

147. Федоров-Давыдов А.А. Русский пейзаж XVIII начала XX в. - М.: Советский художник, 1986.

148. Федоров-Давыдов А.А. Советский пейзаж. М.: Советский художник, 1958.

149. Фриллинг Г., Ауэр К. Человек цвет - пространство. Прикладная цветопсихология. -М.: Стройиздат, 1973.

150. Хижняк Е. А. Развитие колористического видения у студентов ХГФ на занятиях по живописи. Дис. канд. пед. наук. М., 1992. - 187 с.

151. Хогарт У. Анализ красоты. Л.: Искусство, 1987.

152. Холина О. Н. Повышение эффективности живописи учащихся 12-16 лет посредством формирования видения цветоносных отношений: Дисс. канд. пед. наук. -М., 1997. -248 с.

153. Чегодаев Л.Д. Рокуэл Кент. Живопись. Графика. М., 1964.

154. Ченини Ч. Книга об искусстве или трактат о живописи. М.: Изогиз, 1933.

155. Черемых Г.В. Формирование зрительного восприятия и воспроизведения цветовых и тоновых отношении в процессе обучения изобразительному искусству учащихся начальных классов.: Дис. кан. пед. наук-М., 1988. 252 с.

156. Чернышевский Н.Г. Полн. собр. соч., т.2 М., 1949.

157. Чистяков П.П. Письма, записные книжки, воспоминания. М., 1953.

158. Шашков Ю.П. Развитие восприятия и воспроизведения цвета и тона

159. Шегаль Г.М. Колорит в живописи. Заметки художника- М.: Искусство, 1957.

160. Шорохов Е. В., Козлов Н.Г. Композиция. М.: Просвещение, 1978. -160 е.: ил.

161. Шорохов Е. В. Основы композиции. М.: Просвещение, 1979. - 303 е.: ил.

162. Шорохов Е. В. Теоретические и методические основы композиции как учебного предмета в системе художественно-педагогического образования.: Дис. док. пед. наук -М., 1988. 461 с.

163. Энгр об искусстве. Составитель А.Н. Изергина. М.: Издательство Академии художеств СССР, 1965, - 169 с.

164. Эстетика. Словарь. -М., 1989.166. Юный художник. М., 1961.

165. Юон К.Ф. Об искусстве. М., 1956.

166. Ягодовская А. Т. О пейзаже, М.: Советский художник, 1963.

167. Языкова И. Игумен Лука (Головков). Богословские основы иконы и иконогорафия. М., АРБ - БМБ, 2002. - 288 с.

168. Якиманская И. С. Основные направления исследования образного мышления. // Вопросы психологии. 1985. - № 5 - с. 3-25.

169. Ярбус А.Л. Движения глаз при восприятии сложных объектов. //Хрестоматия по ощущению и восприятию. М., 1975.

170. Яшухин А. П. Наглядность в обучении живописи на художественно -графических факультетах педагогических институтов.: Дис. кан. пед. наук М., 1971.-166 с.

171. Яшухин А. П. Живопись. Учебное пособие для учащихся педучилищ. М.: Просвещение, 1985. - 287 е.: 8 л. ил.

172. Яшухин А. П., Ломов С. П. Живопись. Учебное пособие для студентов художественно графических факультетов педагогических институтов и университетов. - М.: АГАР, 1999. - 232 е., цв. илл.

173. Guerfin Н. I/Antenseigne paries maitres. La coufeur.- Paris, 1956.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.