Формирование декоративного восприятия студентов художественных факультетов педагогических вузов на занятиях gейзажной живописью тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, кандидат наук Худэжичаолу И

  • Худэжичаолу И
  • кандидат науккандидат наук
  • 2023, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
  • Специальность ВАК РФ00.00.00
  • Количество страниц 195
Худэжичаолу И. Формирование декоративного восприятия студентов художественных факультетов педагогических вузов на занятиях gейзажной живописью: дис. кандидат наук: 00.00.00 - Другие cпециальности. ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет». 2023. 195 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Худэжичаолу И

Введение

Основная часть

Глава 1. Психолого-педагогические аспекты формирования

декоративного восприятия в условиях пленэрной практики

1.1. Сущность понятия восприятия в контексте декоративной

живописи

1.2. Формирование декоративного восприятия студентов в условиях пленэрной практики

1.3. Критерии оценки пейзажной живописи

Выводы по первый главе

Глава 2. Методика формирования декоративного восприятия

студентов в условиях пленэрной практики

2.1. Диагностика уровня живописной подготовки студентов-бакалавров (констатирующий эксперимент)

2.2. Методика формирования декоративного восприятия в условиях пленэрной практики

2.3. Динамика формирования декоративного восприятия на пленэре (формирующий эксперимент)

Выводы по второй главе

Заключение

Список литературы

Приложения

Приложение 1. Тесты к программе «Пленэрная практика»

Приложение 2. Программа педагогического эксперимента

«Пленэрная практика»

Приложение 3. Пленэрные работы студентов

Приложение 4. Пленэрные работы (формирующий эксперимент)

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование декоративного восприятия студентов художественных факультетов педагогических вузов на занятиях gейзажной живописью»

Введение

Актуальность исследования диктуется глобальными изменениями, происходящими в системе высшего образования как в Российской Федерации, как и Китая. Структурные и содержательные изменения в федеральных государственных образовательных стандартах, повышающиеся требования к профессиональным характеристикам учителя изобразительного искусства требуют пересмотра всех методов и форм обучения. Особенно это касается преподавания специальных художественных дисциплин и учебных практик, так как именно они подверглись наибольшему влиянию сложившихся объективных условий: сокращение аудиторных часов и сроков обучения, а также довольно обобщенные формулировки компетенций.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 февраля 2018 г. № 125 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата)» (редакция с изменениями N 1456 от 26. 11. 2020) установил профессиональные компетенции, которыми должен овладеть учитель изобразительного искусства. В частности, владение различными приемами выполнения живописных работ, изображение окружающей предметно -пространственной среды, а также нахождение новых образно-пластических решений для каждой учебно-творческой задачи, где особую роль играет декоративное восприятия студентов и их практическая реализация.

Учебная практика «Пленэр» является обязательной в подготовке будущих учителей изобразительного искусства и одной из важнейших в кругу специальных художественных дисциплин. Одним из основных направлений обучения в условиях пленэрной практики - формирование профессионального восприятия студентов-бакалавров, что позволяет создавать самостоятельные живописные произведения и формирует индивидуальный стиль в искусстве.

Профессиональное восприятие в подготовке художника-педагога, в частности, предполагает сформированное у выпускника декоративное восприятие в процессе живописной подготовки, в том числе и в условиях пленэрной практики.

Философские, культурологические и психологические особенности процесса изображения, в том числе и в традиционной китайской живописи, исследовали как известные мыслители Запада (О. Шпенглер, К. Ясперс, Г. Гессе и другие), так и такие китайские ученые как: Конфуций, Лао -Цзы, Мен-Цзы и другие, а также художники: Цзинь Хао, Гуань Тун, Дун Юань, Сия Гуи, Ма Юань и другие.

Значительный вклад в понимание традиционной и современной китайской живописи внесли советские ученые востоковеды: Ю. А. Сорокина, Л.Е. Бежин, А. Т. Григорьева, Е. В. Завадская, Н. И. Конрад, А.Е. Лукьянов, Г. А. Ткаченко, Ю.К. Щуцкой и другие.

Психологические особенности изобразительной деятельности исследовали известные ученые (Б. Г. Ананьев, Н. Н. Волков, Л. Б. Ермолаева-Томина, Е. И. Игнатьев, В. С. Кузин, Б. Ф. Ломов, Б. М. Теплов и другие).

На основе этих исследований выявляются основные закономерности восприятия при изобразительной деятельности и анализируются психолого-педагогические аспекты творчества в области искусства и создания декоративно-живописных пейзажных образов.

Учебно-познавательную деятельность студентов исследовали многие ученые-педагоги (С. И. Архангельский, Ю.К. Бабанский, Д. Б. Богоявленская, В. В. Давыдов, В.И. Загвязинский, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, Г. И. Щукина и другие), что позволило обосновать конкретные педагогические условия повышения эффективности учебного процесса.

Творческие проблемы процесса живописного изображения описаны в исследованиях В. С. Кузина, Л.Г. Медведева, О.В. Шаляпина, Е.В. Шорохова и других авторов, что создало почву для обоснования научно-методических принципов творческого подхода к живописному процессу в контексте

формирования декоративного восприятия у студентов-бакалавров на занятиях пейзажной живописью.

Методика обучения китайских студентов, по российской академической системе, изложена в работах: Люй Шишена, Чжао Цзе, Ван Мэй, Синь Хуэй, Фэн Сян и других.

Проблемами обучения декоративной живописи в системе высшего образования РФ интересовались многие художники-педагоги. В учебно-методической литературе и научных работах по декоративной живописи (Н.П. Бесчастнов, О.А. Думская, М.А. Карнаев, В.П. Краснобородкин, И.Н. Стор и другие) подробно изложены основные теоретические положения, связанные с декоративным восприятием студентов и принципы изображения декоративной живописи.

Актуальность проблемы формирования декоративного восприятия студентов-бакалавров в условиях пленэрной практики обусловлена следующими противоречиями:

- между потребностью студентов-бакалавров в самовыражении и отсутствием художественно-образной выразительности в их работах;

- между возможностями учебной практики «Пленэр», и, зачастую, не системным подходом к ее преподаванию на художественных факультетах в педагогических вузах;

- между профессиональными требованиями к подготовке выпускников художественных факультетов педагогических вузов в области пленэрной живописи и недостаточной методической разработанностью проблемы формирования декоративного восприятия в рабочих программах по учебной практике.

Проблема исследования. Необходимость разрешения названных противоречий определила тему исследования, заключающуюся в разработке новых методов обучения пейзажной живописи, направленных на формирование декоративного восприятия студентов-бакалавров

художественных факультетов педагогических вузов в условиях пленэрной практики.

В результате проведенного анализа научных источников и практики обучения пейзажной живописи было выявлено, что вопрос успешного формирования у студентов декоративного восприятия в условиях пленэрной практики до сих пор недостаточно изучен, несмотря на то что существует много диссертационных исследований, посвященных вопросам обучения на пленэре. Однако в данных исследованиях, как правило, раскрываются аспекты работы над академическими пейзажными рисунками, этюдами и совсем не уделяется внимания декоративной живописи, которая наш взгляд имеет неограниченные методические возможности, особенно когда речь идет о понимании образной специфики изобразительного искусства.

Существование данной проблемы снижает возможности учебной практики «Пленэр», а также эффективность подготовки специалистов в области изобразительного искусства и методики художественного творчества. Для ее решения необходимо детально проанализировать основные подходы к обучению основам пленэрной живописи, как в Китае, так и России, а также раскрыть художественные возможности декоративной живописи и научного их обоснования и подтверждения.

Цель исследования состоит в разработке научно-теоретического обоснования и экспериментальной проверке эффективности содержания методики обучения пленэрной живописи, направленной на формирование декоративного восприятия студентов-бакалавров в условиях пленэрной практики. Это подразумевает уточнение значения самого термина декоративной восприятие, а также изучение особенности обучения декоративной живописи на пленэре.

Объектом исследования является эффективные методы и приемы процесса обучения пейзажной живописи студентов-бакалавров в условиях пленэрной практики, посредством расширения методических возможностей декоративной живописи.

Предмет исследования - система методов, средств и форм организации процесса обучения в условиях пленэрной практики, благодаря которому можно повысить уровень формирования декоративного восприятия у студентов художественных факультетов.

Гипотезой исследования является предположение о том, что, если в процессе подготовки студентов художественных факультетов педагогических вузов применить специальную методическую систему обучения пейзажной живописи, то эффективность формирования декоративного восприятия у студентов-бакалавров значительно повысится, если в условиях пленэрной практики:

- актуализировать творческие задачи, связанные с построением декоративной композиции пейзажа и декоративной стилизацией изображаемого мотива;

- обосновать ключевые дидактические принципы, методические приемы и формы организации учебного процесса на пленэре;

- выявить эффективные педагогические условия обучения на пленэре, стимулирующие формирование декоративного восприятия у студентов -бакалавров;

Исходя из общей цели, объекта, предмета и сформулированной гипотезы были поставлены следующие задачи исследования:

1. Проанализировать научную, педагогическую и методическую литературу для выявления методических принципов, позволяющих развивать у студентов декоративные представления в условиях пленэрной практики.

2. Сформулировать педагогические условия обучения живописи на пленэре, стимулирующие формирование декоративного восприятия у студентов-бакалавров.

3. Разработать критерии оценки пленэрных работ, показывающие уровень сформированного декоративного восприятия у студентов -бакалавров.

4. Разработать методику обучения пейзажной живописи, направленную на формирование у студентов-бакалавров декоративного восприятия в условиях пленэрной практики.

5. Апробировать методику обучения пейзажной живописи, включающую в себя комплекс практических заданий и разнообразных средств, направленных на формирование декоративного восприятия студентов-бакалавров, в условиях пленэрной практики.

Методологическую базу исследования составляют:

- психологические исследования, посвященные проблемам формирования восприятия, представления, воображения (Р. Арнхейм, Н.Н. Волков, П.Я. Гальперин, Р. Грегори, Л.Б. Ермолаева-Томина,

Е. И. Игнатьев, В. С. Кузин, Д. Н. Узнадзе, Д.Б. Эльконин, П. Я. Якобсон и

др.);

- фундаментальные положения психологии о закономерностях процесса познания и особенностях художественного мышления (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, С.Л, Рубинштейн, И. М. Сеченов, Б. М. Теплов и др.);

- теоретические труды по педагогике (В. И. Загвязинский,

A. В. Секачева, Л. Г. Пименова, А.М. Чуйкина и другие);

- теоретические исследования по методике обучения изобразительному искусству, посвященные проблемам активизации учебной и творческой деятельности студентов (Г.В. Беда, В. С. Кузин, С. П. Ломов, Н. Я. Маслов, Л. Г. Медведев, Н. Н. Ростовцев, О. В. Шаляпин, Е.В. Шорохов и др.);

- научные статьи и диссертационные исследования (Е.В. Боброва,

B. Ю. Борисов, П. Г. Василенко, О.А. Думская, Т. В. Малютина, Д.В. Одаряев, З. Ж. Рабилова, Е.И. Саяпина и другие).

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования:

- теоретические: изучение и анализ литературы по проблеме исследования в различных научных областях: психологии визуального восприятия, педагогике, теории и методике обучения пленэрной живописи; изучение и анализ учебных программ по пленэрной практике;

- эмпирические: тестирование и беседа с участниками учебного процесса; педагогическое наблюдение; постановка констатирующего и формирующего эксперимента; экспертное оценивание студенческих пленэрных работ; изучение и обобщение опыта учебной работы студентов на пленэре.

Этапы исследования. Исследование проводилось в течение 20192022 гг. на базе Института искусств Новосибирского государственного педагогического университета.

На первом этапе (2019-2020 год) проводились исследования и анализ научной литературы по проблеме исследования, а также процесс преподавания пейзажной живописи в Академии художеств, разработка научно-исследовательского аппарата; конкретизированы психолого-педагогические условия формирования декоративного восприятия, утверждены критерии оценки. Статьи были опубликованы в различных научных трудах и материалах конференций.

На втором этапе (2020-2021 год) проводился констатирующий эксперимент по выявлению уровня живописной подготовки студентов -бакалавров в условиях пленэрной практики; теоретически обобщались полученные результаты, в соответствии с теорией разрабатывалась экспериментальная методика обучения пейзажной живописи, включающая в себя систему учебных заданий и упражнений, направленных на формирование декоративного восприятия. Опубликованы статьи в различных сборниках научных трудов и материалах конференций.

На третьем этапе (2021-2022 год) были проведены формирующие эксперименты, результаты которых показали, что формирование представления студентов о декоративной живописи имеет положительную

динамику, сформированы теоретические и практические выводы, подтверждена гипотеза исследования, а результаты исследования внедрены в система художественного образования. Опубликованы статьи в журналах из перечня ВАК РФ и других сборниках научных трудов.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в решении важной научно-педагогической задачи, заключающейся в раскрытии методического потенциала декоративной живописи в условиях пленэрной практики. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы для разработки методики широкого назначения, а именно теории и практики преподавания изобразительного искусства на всех ступенях и уровнях художественного образования.

Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что итогом проведенного исследования стала научно обоснованная и экспериментально проверенная методика обучения пейзажной живописи, направленная на формирование декоративного восприятия студентов -бакалавров в условиях пленэрной практики. В состав данной методики вошли практические упражнения и задания, а также методические рекомендации по формированию декоративного восприятия в процессе обучения пейзажной живописи, которые могут быть применены не только при составлении курсов и учебных пособий в художественных колледжах. При этом содержание и последовательность представленных упражнений и заданий должны быть построены таким образом, чтобы как китайские, так и российские студенты могли понять свои цели, задачи и ожидаемые результаты. Это возможно благодаря тому, что в основу методики положены базовые эстетические ценности традиционной китайской и российской академий, а кроме того, учебная программа по пленэрной практике разработана с учетом результатов обучения академической живописи

Обоснованность и достоверность результатов исследования основывается на научных данных психологии зрительного восприятия, педагогики, методах обучения искусству; доказательных методах

проведенных исследований; предварительных методических данных, предлагаемых условиях обучения, в условиях пленэрной практики. У студентов художественного колледжа формируются декоративные представления о приемах и методах, положительные результаты показателей эффективности специально разработанных и апробированных стандартов и систем показателей, а также всесторонний качественный и количественный анализ экспериментальных результатов, признание и внедрение в педагогическую практику основных положений исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Апробация теоретических положений и экспериментальных данных диссертационного исследования осуществлялась в ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», ФГБОУ ВО Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В. М. Шукшина (г. Бийск), ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», Китайском университете Хондэ Внутренней Монголии (Хух-хото).

Материалы исследования обсуждались на заседаниях кафедры, где вносились необходимые коррективы в практику внедрения представленной методики обучения пейзажной живописи, а также на научно-методических конференциях:

1. VIII Всероссийская студенческая научно -практическая конференция с международным участием «Молодежь XXI века» (Новосибирск, 4-6 ноябрь 2019).

2. Международная научно-практическая конференция название «Система художественного образования: вчера, сегодня, завтра» (Москва, 14-15 февраля, 2021)

3. Международная научно-практическая конференция название «Современные направления психолого-педагогического сопровождения детства» (Новосибирск, 17-18 ноябрь, 2022).

Практическая апробация авторской методической системы, представленной в диссертационном исследовании, проводилась на базе кафедры изобразительного искусства Новосибирского государственного педагогического университета, а также на кафедре изобразительного искусства в Университете Хондэ Внутренней Монголии (Китай).

Результаты исследования апробированы и внедрены в пленэрную практику кафедры изобразительного искусства Института искусств Новосибирского государственного педагогического университета, а также вошли в статьи, опубликованные в изданиях, рекомендуемых ВАК РФ:

1. Худэжичаолу. Методика работы над выполнением пейзажа в технике масляной живописи. Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 2 (93). - С. 239 -241.

2. Худэжичаолу. Влияние декоративной живописи на развитие художественного восприятия студентов. Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 2 (93). - С. 241-244

3. Худэжичаолу. Значение пленэрной практики в художественном образовании. Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 3 (94). - С. 145147.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Раскрытие содержания понятия «декоративное восприятие» для китайских студентов и представить его как комплекс психологических особенностей людей, отвечающих требованиям декоративной живописи и влияющих на собственно процесс реализации декоративных замыслов в пейзажной живописи.

2. Формирование у студентов художественных вузов декоративного восприятия представляет собой целенаправленный процесс, основанный на наблюдении за натурой и ее психологическом преобразовании, а результатом является образное пространственное оформление и декоративное преобразование на основе таких приемов, как стилизация, обобщение, преобразование, плоскостное разрешение.

3. Эффективность авторской методики обучения пейзажной живописи, направленная на формирование у студентов-бакалавров декоративного восприятия в условиях пленэрной практики, включает в себя:

- ключевые дидактические принципы, методические приемы и формы организации учебного процесса;

- педагогические условия обучения пленэрной живописи, способствующие эффективному формированию декоративного восприятия студентов-бакалавров в условиях пленэрной практики;

- авторскую, научно-обоснованную систему критериев оценки пейзажных работ учащихся, показывающие уровень сформированного декоративного восприятия у студентов-бакалавров в условиях пленэрной практики.

4. Экспериментальная методика обучения, направленная на формирование декоративного восприятия, и включающая содержательные и профессиональные компоненты.

Содержательный компонент представляет собой последовательно заданную систему усваиваемых учебных элементов (учебных единиц учебной информации: композиции, стиля, силуэтных точек, цвета, тона, ритма, образности и т.д.).

Профессиональная культура будущего бакалавра базируется на системно-методическом овладении композиционной, изобразительной грамотностью, выработанной за счет применения системных приемов, совокупности избранных приемов, приемов и организационно-образовательной формы. Познавательная деятельность, обеспечивающая последовательное усвоение знаний, включающая систему заданий и упражнений для пленэрной живописи.

Решение проблемы исследования определило структуру диссертации. Общий объём диссертационного исследования составляет 195 страниц. Диссертация изложена на 124 страницах, состоит из введения, основной части, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы и

приложений. В тексте диссертации содержится 14 таблиц, 14 диаграмм, 15 рисунков. Список литературы содержит 183 источника, приложения составляют 51 страницу. В приложениях представлен проект рабочей программы по декоративной живописи с третьего по четвертый курс, а также наглядный материал (64 рисунка), иллюстрирующий направление и ход экспериментальной работы.

Основная часть

Глава 1. Психолого-педагогические аспекты формирования декоративного восприятия в условиях пленэрной практики

1.1. Сущность понятия восприятия в контексте декоративной живописи

В современных условиях развития общества на первый план выходит процесс формирования творческого потенциала личности. В художественно -педагогическом образовании это является особенно острой проблемой, так как в процессе обучения учителя изобразительного искусства вопросы его творческой самореализации тесно переплетаются с профессиональной подготовкой в предметной и методической областях.

Специфика профессии учителя изобразительного искусства отличается тем, что в процессе профессиональной педагогической деятельности постоянно решает проблемы творческого и эстетического развития подрастающего поколения. Именно декоративное изображение является основным в процессе обучения школьников изобразительному искусству в различных типах учебных заведений, как в средней общеобразовательной школе, так и в системе дополнительного художественного образования.

Важно также отметить, что в педагогической деятельности учитель изобразительного искусства постоянно сталкивается с трудностями психологического порядка. И от понимания психологических закономерностей изобразительного процесса во многом зависит как качество его работы с детьми, так и собственная реализация как художника.

Современная психология довольно интенсивно изучает проблемы управления развитием психологических профессиональных основ подготовки художника-педагога. В частности, российские ученые (Н.Я. Вергилес, Н. Н. Волков, В. С. Кузин, В. П. Зинченко, Е. И. Игнатьев) проводили экспериментальные исследования в области формирования и

развития художественного восприятия, образных представлений, творческого воображения и так далее. Одним из ключевых моментов современные психологи определили изучение особенностей профессионального восприятия в контексте художественного творчества. При этом исследователи понимают творчество, как осознанную изобразительную деятельность, которая выражается в целенаправленном целостном восприятии и реализации результатов этого восприятия на плоскости листа бумаги.

Восприятие в процессе изобразительной деятельности развивается на основе ощущений, которые возникают при наблюдении натуры или какого -то явления, предназначенного для живописи. Ощущения отвечают за возникновение эмоциональной составляющей изобразительного процесса и создаваемых образов. Ощущения, которые вызваны объектами наблюдения и изображения, являются почвой для возникновения целенаправленного восприятия. Взаимодействие новых ощущений и собственного опыта изобразительной работы активизируют процесс возникновения восприятия и качества новых восприятий.

Восприятие - это система перцептивных действий, овладение которыми требует специальной подготовки и практики. Анализ исследований советских психологов (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и других) показывает, что главным фактором целенаправленного восприятия является структурный характер воспринимаемого объекта. При этом зрительный образ воспринятых объектов хранится в памяти как эталон для последующего сознательного восприятия в процессе изобразительной деятельности. Объекты изображения всегда воспринимаются в определенном контексте, который определяется установкой, а также на основе памяти о воспринятых ранее объектах и их структурных особенностях. Так, по мнению Л. С. Выготского, «сам акт восприятия - это процесс сравнения с образами, хранящимися в памяти, то есть с имеющимися знаниями о данном объекте» [38, с. 127].

Исследования психологов (Н.Н. Волков, В.П. Зинченко, В. С. Кузин, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов) выявляют определенные закономерности, например, что «перцептивные процессы, наряду с ощущениями, включают опыт в виде знаний, понятий. Если восприятие не основано на прошлом опыте, процесс познания не может быть реализован» [125, с. 78].

«Субъективным элементом перцептивной деятельности является наличие предыдущего изобразительного опыта, что позволяет целенаправленно выявлять наиболее информативные особенности объекта или явления. Во время восприятия полученная информация связана с уже имеющимися в сознании художника образами и личным опытом рисования» [120, с. 199].

Субъективный опыт каждого отдельного человека придает восприятию индивидуальность и особое настроение. На основании восприятия любое изображение имеет свои особенности, манеру и форму. Соответственно, результаты восприятия напрямую зависят от личности воспринимающего, и выделения именно для него важных информационных данных о воспринимаемом объекте.

Таким образом, визуальное восприятие объекта бесконечно меняется в зависимости от объективных условий окружающей среды. «Это самый убедительный пример того, что человек видит не глазами, а своим «мозгом», который выполняет не только большую часть коррекции, но и синтеза. Эти виды деятельности человеческого сознания в творческой практике взаимодействуют друг с другом и представляют собой сознательную целостность, поскольку художник одновременно познает (воспринимает, узнает), оценивает (судит, чтобы поставить все образы в отношение друг к другу в момент восприятия), создает свой образ (изображая объект и, прежде всего, передавая личное отношение к нему)» [120, с. 202].

Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Худэжичаолу И, 2023 год

- 60 с.

30. Вербицкий, А. А. Формирование познавательной и профессиональной мотивации / А. А. Вербицкий, Т. А. Платонова. - М.: НИИВШ, 1986. - 30 с.

31. Вершловский, С. Г. Взрослый как субъект образования / С. Г. Вершловский // Педагогика. - 2003. - № 8. - С. 34-43.

32. Вибер, Ж. Живопись и ее средства / Ж. Вибер. - М. : АХ СССР, 1961. - 232 с.

33. Виноградова, Н. А. Китайская пейзажная живопись / Н. А. Виноградова. - Л.: Искусство, 1972. - 160 с.

34. Волков, Н. Н. Восприятие предмета и рисунка / Н. Н. Волков. - М. : АПН РСФСР, 1950. - 508 с.

35. Волков, Н. Н. Композиция в живописи / Н. Н. Волков. - М. : Искусство, 1977. - 263 с.

36. Волков, Н. Н. Цвет в живописи / Н. Н. Волков. - М. : Искусство, 1985. - 320 с.

37. Выготский, Л. С. Вопросы теории и истории психологии. Собрание сочинений: в 6 т. / Лев Семенович Выготский. - М. : Педагогика, 1982. - Т. 1.

- 488 с.

38. Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. - М. : Искусство, 1987. - 343 с.

39. Выготский, Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. - М. : Эксмо, 2004. - 1136 с.

40. Вяткин, Б. А. Лекции по психологии интегральной индивидуальности человека / Б. А. Вяткин. - Пермь: Изд-во Перм. гос. пед. ун-та, 2000. - 179 с.

41. Гайфутдинова, А. Р. Основы формирования творческой активности студентов в процессе обучения иностранному языку и критерии ее оценки [Электронный ресурс] / А. Р. Гайфутдинова. - URL: http://www.fan-nauka.narod.ru/2007-1.html (дата обращения: 26.06.2008).

42. Гальперин, П. Я. Зависимость обучения от типа ориентировочной деятельности / П. Я. Гальперин. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1977. - 238 с.

43. Гальперин, П. Я. Управление познавательной деятельностью учащихся / П. Я. Гальперин. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1972. - 262 с.

44. Гальперин, П. Я. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий / П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1968. - 134 с.

45. Ганзен, В. А. Восприятие целостных объектов / В. А. Ганзен. - Л. : Изд. ЛГУ, 1974. - 152 с.

46. Гилфорд, Дж. Три стороны интеллекта. Психология мышления / Дж. Гилфорд; под ред. А. М. Матюшкина. - М. : Прогресс, 1965. - 543 с.

47. Гинзбург, И. П. Чистяков и его педагогическая система / И. Гинзбург. - М. : Искусство, 1940. - 203 с.

48. Гиппенрейтер, Ю. Б. Психология мотивации и эмоций / Ю. Б. Гиппенрейтер. - М. : Омега-Л, 2006. - 752 с.

49. Глезер, В. Д. Зрение и мышление / В. Д. Глезер. - СПб. : Наука, 1993. - 283 с.

50. Голубева, О. Л. Основы композиции / О. Л. Голубева. - М. : Искусство, 2004. - 120 с.

51. Горченко, Г. В. Авторитет и его роль в становлении и развитии личности: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.01 / Горченко Г. В. -Воронеж, 1973. - 17 с.

52. Горячова, М. В. Моделирование педагогических процессов / М. В. Горячова // Успехи современного естествознания. - 2008. - № 1. - С. 6-9.

53. Грегори, Р. Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия / Р. Л. Грегори. - М. : Прогресс, 1970. - 271 с.

54. Губский, Е. Ф. Философский энциклопедический словарь / Е. Ф. Губский, Г. В. Кораблева, В. А. Лутченко; под ред. Е. Ф. Губского. - М. : Инфра-М, 2003. - 576 с.

55. Давыдов, В. В. Виды обобщения в обучении / В. В. Давыдов. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1972. - 423 с.

56. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения / В. В. Давыдов. - М. : Академия, 2004. - 282 с.

57. Давыдов, В. В. Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования / В. В. Давыдов // Психология. - 1999. - № 3. - С. 14-25.

58. Дахин, А. Н. Педагогическое моделирование как средство модернизации образования / А. Н. Дахин // Педагогика. - 2003. - № 4. - С. 34-37.

59. Дейнека, А. А. Техника советской живописи / А. А. Дейнека. - М. : Профиздат, 1961. - 340 с.

60. Делакруа, Э. Мысли об искусстве, о знаменитых художниках / Э. Делакруа; [вступ. статья и коммент. В. Прокофьева]. - М. : АХ СССР, 1960. -278 с.

61. Демин, Г. С. Рациональное и иррациональное в художественном мышлении / Г. С. Демин // Вестник Тюменского государственного университета. - 2009. - № 5. - С. 235-241.

62. Дмитриева, Н. А. Изображение и слово / Н. А. Дмитриева. - М. : Искусство, 1962. - 314 с.

63. Дорофеев, С. Н. Теория и практика формирования творческой активности личности в системе высшего образования: автореф. дис. ... д-ра. пед. наук: 13.0.02 / Дорофеев Сергей Николаевич. - Пенза, 2000. - 20 с.

64. Дьяков, А. П. Активность: проблемы развития / А. П. Дьяков // Психология в школе. - 1998. - № 2. - С. 23-35.

65. Дьяченко, М. И. Психология высшей школы: учеб. пособ. для вузов / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. - Минск: БГУ, 1981. - 383 с.

66. Ергалиева, Р. А. Феномен степи в живописи / Р. А. Ергалива. -Алматы: Арда, 2008. - 120 с.

67. Ергалиева, Р. А. Этнокультурные традиции в современном искусстве Казахстана / Р. А. Ергалиева. - Алматы: Гылым, 2002. - 20 с.

68. Жуковская, З. Д. О развитии творческой индивидуальности педагога как основы качества повышения его профессиональной квалификации / З. Д. Жуковская // Проблемы качества повышения квалификации работников образования: материалы второй заоч. межрегион. науч.-практ. конф. - Воронеж, 2005. - С. 233-238.

69. Жегин, Л. Ф. Язык живописного произведения / Л. Ф. Жегин. - М. : Искусство, 1970. - 125 с.

70. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. - 4-е изд., стер. - М. : Академия, 2007. - 206 с.

71. Загвязинский, В. И. Проблемный анализ учащимися учебного материала как способ развития их познавательной самостоятельности / В. И. Загвязинский // Новые исследования в педагогических науках. - М., 1972. -№ 5. - С. 60-65.

72. Зайцев, А. С. Наука о цвете и живопись / А. С. Зайцев. - М. : Искусство, 1986. - 147 с.

73. Занков, Л. В. Обучение и развитие / Л. В. Занков. - М. : Педагогика, 1975. - 230 с.

74. Запорожец, А. В. Восприятие и действие / Л. А. Венгер, В. П. Зинченко, А. Г. Рузская; под ред. А. В. Запорожца. - М. : Просвещение, 1967. - 324 с.

75. Запорожец, А. В. Познавательные процессы: ощущения, восприятие / А. В. Запорожец, Б. Ф. Ломов, В. П. Зинченко. - М. : Педагогика, 1982. -336 с.

76. Зинченко, В. П. Формирование зрительного образа (исследование деятельности зрительной системы) / В. П. Зинченко, Н. Ю. Вергилес. - М. : Изд-во Московского ун-та, 1969. - 106 с.

77. Зинченко, В. П. Функциональная структура зрительной памяти / В. П. Зинченко, Б. М. Величковский, Г. Г. Вучетич. - М.: МГУ, 1980. - 271 с.

78. Игнатьев, Е. И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека / Е. И. Игнатьев. - М. : Знание, 1968. - 147 с.

79. Илиади, А. Н. Познание как форма отражения действительности и творчества. Диалектический материализм / А. Н. Илиади. - М., 1975. - 176 с.

80. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. - СПб. : Издательство "Питер", 2000. - 456 с.

81. Иогансон, Б. В. О живописи / Б. В. Иогансон. - М. : Искусство, 1960. - 31 с.

82. Исаев, Е. И. Университетское педагогическое образование: новая парадигма в подготовке педагогов / Е. И. Исаев // Тульская школа. - 1994. -№ 4. - С. 35-43.

83. Канаева, Н. А. Активность как ценное качество самоопределяющейся личности. Психологические науки: теория и практика: материалы междунар. заоч. науч. конф (г. Москва, февраль 2012 г.). — М., 2012. — С. 102-104.

84. Кан-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении / В. А. Кан-Калик. — М. : Просвещение, 1987. - 190 с.

85. Кардовский, Д. Н. Об искусстве. Воспоминания, статьи, письма / Д. Н. Кардовский; сост. и авт. примеч. Е. Д. Кардовская. - М.: АХ СССР, 1960. -340 с.

86. Качалова, Л. П. Условия функционирования интеграционного модуля обучения в процессе преподавания психолого-педагогических дисциплин / Л. П. Качалова // Педагогические технологии в системе подготовки будущего учителя. - Шадринск, 1996. - С. 9-12.

87. Кеттель, Р. Теория личностных черт / Р. Кеттель // Вопросы психологии. - 1981. - № 4. - С. 23-35.

88. Кибрик, Е. А. Работа мысли художника / Е. А. Кибрик. - М. : Искусство, 1984. - 255 с.

89. Кириенко, В. И. Психология способностей к изобразительной деятельности / В. И. Кириенко. - М. : Изд-во АПН РСФСР, 1959. - 304 с.

90. Ковалев, А. Г. Психология личности / А. Г. Ковалев. - М. : Просвещение, 1970. - 390 с.

91. Коротаева, Е. В. Современное образовательное пространство: социально-педагогический анализ взаимоотношений школы и института / Е. В. Коротаева // Мир образования - образование в мире. - 2001. - № 4. - С.19-29.

92. Кравченко, К. А. Формирование декоративного восприятия на занятиях по рисунку у студентов художественного колледжа: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Кравченко Ксения Алексеевна. - Омск, 2009. - 170 с.

93. Кравченко, К. А. Принципы развития конструктивно-пластического восприятия студентов / К. А. Кравченко, В. И. Костенко // Философия образования. - Новосибирск: Изд. СО РАН, 2017. - № 4(73) - С. 197-205.

94. Кравченко, К. А. Развитие декоративного восприятия у студентов на занятиях спецрисунком в магистратуре / К. А. Кравченко, О. В. Шаляпин // Сибирский педагогический журнал. Научное периодическое издание. -Новосибирск, 2013 - № 5. - С. 114-117.

95. Кравченко, К. А. Формирование и критерии оценки декоративного восприятия на занятиях спецрисунком / К. А. Кравченко, А. И. Сухарев // Омский научный вестник. Серия Общество. История. Современность. -Омск, 2012. - № 4 (111). - С. 269-276.

96. Крымов, Н. П. Художник и педагог. Статьи, воспоминания / Н. П. Крымов. - М. : Искусство, 1989. - 224 с.

97. Кузин, В. С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе: учебник / В. С. Кузин. - М. : Агар, 1998. - 336 с.

98. Кузин, В. С. Психология / В. С. Кузин. - 4-е изд., перераб. и доп. -М. : Оникс 21 век, 2005. - 304 с.

99. Кузин, В. С. Рисунок. Наброски и зарисовки / В. С. Кузин. - М. : Академия, 2004. - 228 с.

100. Кузмина, Н. В. Акмеология - наука о факторах достижения вершин в профессиональной деятельности / Н. В. Кузьмина // Проблемы повышения профессионализма и продуктивности педагогической деятельности. - Шуя, 1999. - C. 45-58.

101. Кулюткин, Ю. Н. Мышление учителя: Личностные механизмы и понятийный аппарат / Ю. Н. Кулюткин. - М. : Педагогика. - 456 с.

102. Кулюткин, Ю. Н. Практическая деятельность учителя и его потребность в непрерывном образовании / Ю. Н. Кулюткин // Взаимосвязь теории и практики в процессе подготовки и повышения квалификации педагогических кадров / под ред. Ю. Н. Кулюткина [и др.] - М. 1990. - С. 4-8.

103. Лазурский, А. Ф. Избранные психологические труды по общей психологии / А. Ф. Лазурский. - М. : Наука, 1997. - 446 с.

104. Лебедев Н. С. Китайская живопись в контексте философских идей даосизма // Известия Уральского Федерального Университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. - Екатеринбург. - № 2 (174). -2018. - С. 185-172.

105. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. - М. : Педагогика, 1975. - 220 с.

106. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. / А. Н. Леонтьев. - М. : Педагогика, 1983. - Т. 1. - 391 с.

107. Лозанов, Г. Современная концепция психологии / Г. Лозанов. - М. : Наука, 2000. - 234 с.

108. Ломов, С. П. Живопись / С. П. Ломов. - М. : Агар, 2008. - 232 с.

109. Ломов, С. П. Колористика / С. П. Ломов. - М. : Изд-во МГОУ, 2006. - 156 с.

110. Ломов, С. П. Основы цветоведения / С. П. Ломов - М. : Изд-во МГОУ, 2006. - 203 с.

111. Ломов, С. П. Пленэр. Учебное пособие / С. П. Ломов, А. А. Рослякова, Е. В. Ромашко. - М.: Изд-во колледжа № 18, 2011. - 175 с.

112. Лю, Вэньбинь. Культурно философские основания традиционной китайской живописи. - Алматы: Казахский национальный педагогический университет имени Абая. 2006. - 240 с.

113. Мальцева, Ф. С. А. К. Саврасов / Ф. С. Мальцева. - Л. : Художник РСФСР, 1984. - 192 с.

114. Масленников, А. И. Школа изобразительного искусства / А. И. Масленников. - М.: Изобразительное искусство, 1986. - 235 с.

115. Маслов, Н. Я. Пленэр. Практика по изобразительному искусству: учебное пособие для студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов. / Н. Я. Маслов. - М. : Просвещение, 1984. - 112 с.

116. Маслоу, А. Г. Мотивация и личность / А. Г. Маслоу. - СПб. : Евразия, 2001. - 345 с.

117. Маслоу, А. Г. Самоактуализация / А. Г. Маслоу // Психология личности: тесты. - с М.: Ваклер, 1982. - 234 с.

118. Матейко, А. Условия творческого труда / А. Матейко. - М.: Мир, 1970. - 304 с.

119. Мастера искусства об искусстве / под общ. ред. А. А. Губера и др. - М.: Искусство, 1967. - Т. 4. [первая половина XIX в.]. - 622 с.

120. Махмутов, М. И. Теория и практика проблемного обучения / М. И. Махмутов. - Казань, 1972. - 365 с.

121. Медведев, Л. Г. Живопись. Гармония чувства, мысли, цвета / Л. Г. Медведев. - СПб. : Мультипринт Северо-Запад, 2009. - 151 с.

122. Медведев, Л. Г. Критерии оценки художественного образа как фактор развития творческих способностей студентов / Л. Г. Медведев. -Алма-Ата: Каз. пед. инт-т., 1990. - 68 с.

123. Медведев, Л. Г. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку / Л. Г. Медведев. - М.: Просвещение, 1986. -158 с.

124. Мерлин, В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности / В. С. Мерлин. - М.: Педагогика, 1986. - 256 с.

125. Мерлин, В. С. Проблемы экспериментальной психологии личности: собрание сочинений в 4х томах / В. С. Мерлин. - Пермь: ПСИ, 2007. - Т. 4. - 400 с.

126. Мещерякова, Н. А. Формирования творческой активности субъекта / Н. А. Мещерякова // Философские науки. - 1987. - № 10. - С 1419.

127. Митина, Л. М. Психология профессионального развития учителя / Л. М. Митина. - М. : Флинта, 1998. - 201 с.

128. Митина, Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя / Л. М. Митина. - М. : Академия, 2004. - 318 с.

129. Мищенко, А. И. Педагогический процесс как целостное явление: учебное пособие; оптимизация и интенсификация педагогического процесса в вузе и школе / А. И. Мищенко. - М.: МПГУ им. В. И. Ленина, 1991. - 291 с.

130. Морозов, М. Н. Творческая активность созидания / М. Н. Морозов. - Киев: Вища школа, 1976. - 183 с.

131. Мочальский, Д. К. О дипломных работах по станковой и монументальной живописи / Д. К. Мочальский // Вопросы художественного образования: темат. сб. науч. тр. - Л., 1976. - Вып. 16. - С. 16-27.

132. Мудрик, А. В. Социальная педагогика. Учебник / А. В. Мудрик. -5-е изд. доп. - М. : Academia, 2005. - 197 с.

133. Новиков, А. М. Методология / А. М. Новиков, Д. А. Новиков. - М.: СИНТЕГ, 2007. - 668 с.

134. Овчарова, Т. Н. Творчество как деятельность: тезисы докладов к Х межзональному симпозиуму / Т. Н. Овчарова. - Горький, 1982. - С. 70.

135. Панов, В. И. Некоторые подходы к методологии развивающего образования / В. И. Панов // Психологическая наука и образование, 1998. - № 3-4. - С. 38-6.

136. Петелина, Е. А. Формирование профессионально-творческой активности студентов будущих хормейстеров: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01, 13.00.08 / Петелина Елена Анатольевна. - Воронеж, 2004 г. -17 с.

137. Петрова, Н. В. Интертекстуальность как общий механизм текстообразования (На материале англо-американских коротких рассказов): автореф. дис. ... д-ра филол. наук: 10.02.19 / Петрова Наталья Васильевна. -Волгоград, 2005. - 19 с.

138. Петровский, А. В. Личность как субъект активности / А. В. Петровский. - Самара: [Б. и.], 1997. - 467 с.

139. Петровский, А. В. Психология / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. - М. : Академия, 2002. - 512 с.

140. Платонов, К. К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов. -М. : Наука, 1986. - 345 с.

141. Полунина, И. А. Формирования творческой активности студентов педагогического вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Полунина Ирина Александровна - Саратов, 2002. - 24 с.

142. Поташник, М. М. Инновационные школы в России: становление и развитие / М. М. Поташник. - М. : Педагогика, 1996. - 345 с.

143. Рахимов, А. З. Технология творческого развития и качество образования / А. З. Разимов. - Уфа: Пресс, 2001. - 234 с.

144. Ревякин, П. П. Техника акварельной живописи / П. П. Ревякин. -М. : Гос. изд-во по стр-ву., архитектуре и строит. материалам, 1959. - 247 с.

145. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога: учебное пособие в 2 кн. / Е. И. Рогов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ВЛАДОС, 1999.

- Кн. 1.: Система работы психолога с детьми разного возраста. - 384 с.

146. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. / К. Роджерс; под ред. Е. Н. Исениной. - М. : Прогресс, 1994. - 480 с.

147. Ромашко, Е. В. Пленэрная практика художника-педагога / Е. В. Ромашко // Вестник МГПУ. - 2009. - №2. - С. 21-216.

148. Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе / Н. Н. Ростовцев. - М. : Агар, 2000. - 251 с.

149. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн.

- СПб. : ПитерКом, 1999. - 234 с.

150. Рубинштейн, С. Л. Принципы творческой самодеятельности / С. Л. Рубинштейн // Вопросы психологии. - 1986. - №4. - С.101-109.

151. Рыскулуева, Ф. И. Становление и развитие высшего образования Кыргызстана: 1997-2007: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Рыскулуева Фарида Имашевна. - Москва, 2009. - 25 с.

152. Савельев, Ф. Я. Технологии обучения и их роль в реформе высшего образования / Ф. Я. Савельев // Высшее образование в России. -1994. - № 2. - С. 34-45.

153. Сатыбалдина, К. Проблемное обучение как основа формирования творческого мышления студентов / К. Сатыбалдина, Р. Тарасенко. - Вестник АГУ им. Абая. - 1991. - № 1. - С. 4.

154. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Г. К. Селевко. - М. : Народное образование, 1998. - 256 с.

155. Сергейко С. А. Зарубежная реформаторская педагогика конца XIX

- первой половины XX века. Учебное пособие по курсу «История педагогики для студентов всех специальностей / С. А. Сергейко. - Гродно, 2001. - 306с.

156. Сериков, В. В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии / В. В. Сериков. - Волгоград: Перемена, 1994. - 152 с.

157. Сергеев Н. К. Теория и практика становления педагогических комплексов в системе непрерывного образования учителя: автореф. дис. в виде науч. докл. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / Сергеев Имя Отчество. -Волгоград, 1998. - 21 с.

158. Сластенин, В. А. Профессионализм учителя как явление педагогической культуры / В. А. Сластенин // Педагогическое образование и наука. - 2004. - №5. - С. 4-15.

159. Сластенин, В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки / В. А. Сластенин. - М. : Просвещение, 1976. - 160 с.

160. Смирнов, Г. Б. Техника масляной живописи / Г. Б. Смирнов. - М. : Просвещение, 1974. - 345 с.

161. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания / Н. М. Сокольникова. - М. : Академия, 2002. - 368 с.

162. Стасевич В. Н. Пейзаж. Картина и действительность. Пособие для учителей / В. Н. Стасевич. - М. : Просвещение, 1978. - 136 с.

163. Сухобская, Г. С. Психологические аспекты проблемного обучения и развитие познавательной активности взрослых учащихся / Г. С. Сухобская // Вопросы психологии. - 1984. - № 5 (84). - С. 45-48.

164. Унковский, А. А. Живопись. Вопросы колорита / А. А. Унковский. - М.: Просвещение, 1980. - 128 с.

165. Фромм, Э. Бегство от свободы / Э. Фромм; пер. с англ. А. Лактионова. - М. : АСТ МОСКВА, 2009. - 284 с.

166. Хмель, Н. Д. Педагогический процесс в общеобразовательной школе / Н. Д. Хмель. - Алма-Ата: Мектеп, 1984. - 136 с.

167. Хмель, Н. Д. Теория и технология реализация целостных педагогических процессов: электронный учебник [электронный ресурс] / Н.

Д. Хмель, В. И. Коркина. - Карагандинский гос. ун-т. - Электрон. текстовые дан. (1.17Мб). - Караганда: Изд-во КарГУ, 2003.

168. Цукерман, Г. А. Психология саморазвития / Г. А. Цукерман, Б. М. Мастеров. - М.: Интерпракс, 1995. - 225 с.

169. Чжуан Фа История китайской эстетики. - Шанхай, 2000. - С. 12.

170. Шаляпин О. В. Актуальные проблемы художественно-педагогического образования // Современные аспекты гуманитарных, экономических и технических наук. Теория и практика. Материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции с Международным участием, посвященной 70-летию победы в Великой Отечественной Войне. -Изд-во: ФГБОУ ВО СГУВТ, 2015. - С. 47-51.

171. Шаронов, В. В. Основы социальной антропологии. Учебник / В. В. Шаронов. - СПб. : Лань, 1997. - 195 с.

172. Шаршов, И. А Технологии профессионально-творческого саморазвития учащихся / И. А. Шаршов. - М. : Творческий центр «сфера», 2005. - 95 с.

173. Шорохов, Е. В. Психологический аспект проблемы личности. Теоретические проблемы психологии личности / Е. В. Шорохов; отв. ред. С. В. Шорохова. - М. : Наука, 1974. - 238 с.

174. Шпикалова, Т. Я. Модель непрерывного художественно -образовательной системы преподавания народного искусства «школа -учреждения дополнительного образования - колледж - вуз» // Народная художественная культура и образование: тез. докл. всерос. науч. -практ. конф. - Шуя, 1996. - С. 3-10.

175. Штейнер, Р. Вальдорфская педагогика: антология / Р. Штейнер; под ред. А. А. Пинского. — М. : Просвещение, 2003. - 494 с.

176. Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г. И. Щукина. - М. : Просвещение, 1979. -160 с.

177. Эльконин, Д. Б. Психологическое развитие в детском возрасте // Д. Б. Эльконин / Избранные психологические труды. - М., 1995. - С.143-223.

178. Юон, К. Ф. Об искусстве / К. Ф. Юон. - М. : Советский художник, 1959. - 296 с.

179. Яворская, Н. В. Пейзаж Барбизонской школы / Н. В. Яворская. -М. : Искусство, 1962. - 347 с

180. Ярошевский, М. Г. Москва / М. Г. Ярошевский. - Воронеж: МОДЭК, 1996. - 512 с.

181. Ясвин, B. A. Экспертиза школьной образовательной среды / В. А. Ясвин. - М. : Сентябрь, 2000. - 125 с.

182. Яшухин, А. П. Живопись. Учебник / А. П. Яшухин, С. П. Ломов. -2-е издание перераб. и доп. - М.: Агар, 1999. - 232 с.

183. Sakamoto the roleofeducationaltechnologyincurriculumdevelopment. -Paris, 1974. - P. 8.

Приложение 1. Тесты к программе «Пленэрная практика».

1 . Охарактеризуйте линию-контур:

а) любая линия;

б) ровная линия без колебаний ширины;

в) линии, используемые для линейного построения конструкций;

г) Такая линия из-за разного давления на материал имеет много тональный характер и неодинакова по ширине на всем протяжении.

2. Какова максимальная длительность краткосрочного этюда?

а) 3 часа;

б) 10 минут;

в) 6 часов;

г) полчаса.

3. Какой временной интервал понимается под понятием «краткосрочный этюд»?

а) четыре часа;

б) от нескольких минут до трёх астрономических часов;

в) полчаса;

г) 15 минут.

4. В чем отличие задач длительного от краткосрочного этюда?

а) в качестве проработки изображения;

б) нет отличий;

в) в используемых материалах;

г) в обязательном выполнении и подготовительного рисунка - картона для длительного изображения.

5. Этюд - «нашлёпок» это:

а) живописное изображение;

б) графическое изображение;

в) живописное длительное изображение, предполагающее максимально детальную проработку формы;

г) высокоскоростные обобщённое изображение с периодом работы до 15 минут.

6. Как выполняются изображения по представлению?

а) натурный объект, находится непосредственно перед глазами рисовальщика, но изображение выполняется под другим углом зрения;

б) аналогично рисованию с натуры, когда объект находится перед глазами рисующего;

в) рисование «из головы», изображение представлений, существующих у рисующего в сознании;

г) аналогично рисованию по воображению.

7. Каким приемом наиболее эффективно выполнять этюды-«нашлёпки» и живописные наброски?

а) лессировками;

б) мозаичным набором;

в) для примы;

г) отмывкой.

8. Что такое «светлота»?

а) свойство цвета, характеристики которого можно описать терминами «выразительность», «контраст», «нюанс»;

б) свойство цвета, характеристики которого можно описать терминами «яркость» или «блеклость»;

в) цветовые характеристики в диапазоне от частичного цвета до

белого;

г) локальный тон предмета без нюансов.

9. Отличие зарисовок от набросков состоит:

а) во времени исполнения изображения;

б) в используемых материалах;

в) более длительное и детальное изучение изображения с помощью

тонов;

г) разницы нет.

10. При работе над эскизами используют:

а) любые средства, приемы, материалы и инструменты, способные выражать мысли;

б) только заранее согласованные инструменты и материалы;

в) только один графитный карандаш;

г) материалы и инструменты не имеют значения.

11 . Какие виды представлений различают?

а) представления по памяти и воображению;

б) образно-пространственные представления;

в) представления памяти, образные представления и пространственные представления;

г) естественные представления.

12. В чем сходство рисования по памяти и представлению?

а) одинаковые тактильные ощущения;

б) работа кратковременной памяти;

в) репродуцирование образов долговременной памяти;

г) это принципиально разные виды рисования.

13. В чем сходство рисования по представлению и рисования по воображению

а) создание нового образа на основе старых;

б) трансформация воспринимаемого образа необходимый для выражения замысла;

в) переконструированные представлений сенсорной памяти;

г) эти виды рисования не имеют сходства.

14. Что значит «рисовать с натуры»?

а) изображение объектов, находящихся непосредственно перед глазами рисующего человека;

б) рисование природы;

в) рисование натюрмортов;

г) рисование окружающей действительности любым способом.

15. Как можно описать такой аспект академического процесса как «ремесло» с краткосрочной точки зрения?

а) опыт работы с инструментами и материалами;

б) формирование определенного навыка или овладение каким-либо техническим приемом;

в) изображение, воспроизведенное с образца;

г) Изображения, произведенные на уровне произведений искусства

16. Как можно кратко описать такой аспект академического процесса как «мастерство»?

а) опыт работы с инструментами и материалами;

б) изображения уровня произведения искусства;

в) развить определенный навык или освоить какую-либо технологию;

г) Искусно воспроизведенные изображения с образцов.

17. Как можно использовать краткосрочный образ для описания «творческого» аспекта учебного процесса?

а) определение «творчество» значительно шире академического процесса;

б) развить определенный навык или освоить какую-либо технологию;

в) Изображения, произведенные на уровне произведений искусства;

г) профессиональное владение инструментами и материалами.

18. Цветовая гамма это:

а) тепло-холодность этюда;

б) тоновые особенности этюда;

в) цветовые особенности колорита этюда, объединяющие оттенки;

г) цвет в широком смысле.

19. Что означает слово «тон»?

а) признак предмета, степень светлоты предмета в целом, с учётом светотеневой моделировки;

б) Логотип объекта, общая насыщенность объекта с учетом светлого и темного моделирования;

в) логотип объекта, отражающий его цветовые характеристики;

г) признак предмета, степень светлоты предмета в целом, без учёта светотеневой моделировки.

20. Какие группы этюдов вам известны?

а) «почеркущки»;

б) этюды-«нашлёпки», этюды-наброски, собственно этюды;

в) наброски и этюды;

г) «Кляксы» и зарисовки.

21. Какие виды памяти задействованы при обработке изображений?

а) слуховая, осязательная, обонятельная, тактильная;

б) долговременная, кратковременная, произвольная, непроизвольная;

в) словесная, образная, произвольная, непроизвольная;

г) сенсорная, кратковременная, тактильная, память долговременная, кратковременная, произвольная, непроизвольная.

22. Укажите правильную последовательность работы над этюдом:

а) 1 - поиски; 2 - изображение;

б) 1 - поиски; 2 - изображение; 3 - обобщение; 4 - деталировка;

в) 1 - изображение; 2 - анализ; 3 - завершение;

г) 1 - Композиция и подготовительные рисунки - картонные наброски; 2 - живописные изображения; 3 - законченные этюды.

23. Укажите правильный порядок работы на эскизе:

а) 1 - сбор природных материалов, 2 - исполнение изображений;

б) 1 - композиционный поиск, сбор природных материалов; 2 -варианты живописного или графического решения предмета; 3 -художественно-образная интерпретация образов;

в) 1 - комбинаторный поиск; 2 - варианты живописного или графического решения темы; 3 - анализ результатов; 4 - художественно-образная интерпретация для нахождения образов;

г) 1 - варианты живописного или графического решения темы; 2 -выполнение эскиза в материале.

24. Что означает термин «контражур»?

а) против света;

б) план;

в) набросок;

г) Несоблюдение правил проведения исследований.

25. «Насыщенность» это:

а) один из трех цветовых атрибутов;

б) обозначение цвета предмета без учёта светотеневых градаций;

в) одна из особенностей светлых и темных уровней;

г) различные цвета.

26. Как иначе можно назвать систему упражнений краткосрочного характера?

а) обучение;

б) муштра;

в) штудия;

г) согреться.

27. Цветовой тон - это:

а) локальная интонация подлежащего;

б) ахроматические свойства объекта;

в) цветовые характеристики объектов с учетом освещения;

г) Отличительные тональные характеристики определенной темы или предмета.

28. Дайте определение этюду:

а) мгновенное изображение;

б) завершённая, детально проработанная картина;

в) графические изображения, созданные уникальной или печатной графикой;

г) Небольшое недолговечное произведение, созданное природой или по памяти.

29. Дайте определение эскизу:

а) завершённое произведение искусства;

б) карандашный набросок;

в) изображения, выражающие замысел предполагаемого произведения;

г) краткосрочное изображение с натуры.

30. Эскиз для:

а) определить влияние окружающей действительности;

б) композиционного решения темы или сюжета;

в) передача изображений в представлениях;

г) естественные образы в памяти.

31 . Чем этюд отличается от этюда - «нашлёпка»?

а) временной интервал исполнения и характер разработки объекта;

б) ничем;

в) материалы реализации;

г) инструментами, используемые при выполнении образа.

32. Есть ли разница между понятиями «этюд-набросок» и «живописный набросок»?

а) да;

б) смотря какое значение вкладывать в тот или иной термин;

в) нет;

г) они одинаковы.

33. Как иначе можно назвать рисование по представлению?

а) рисованием по памяти, после наблюдения;

б) рисованием с натуры;

в) рисовать с воображением;

г) рисование под разными углами, рисование под разными углами.

34. В чем разница между процессом создания образов с натуры и процессом

создания образов по памяти?

а) ничем;

б) в первом случае природа находится перед глазами картографа, во втором - природа также находится в поле зрения, но изображена в другом ракурсе;

в) в первом случае природа находится перед картографом, во втором она невидима;

г) в обоих случаях картограф может не видеть природу.

35. Чем процесс создания изображения с натуры отличается от процесса создания изображения из изображения?

а) те же отличия, что и при работе по памяти;

б) выполнять изображения с точки зрения представления, а не естественного;

в) принципиальной разницы нет, так как в обоих случаях перед глазами картографа находится природа;

г) в обоих случаях природа находится перед глазами художника, но в случае рисования по представлению изображение делается с другого ракурса.

36. Что позволяет воображение творцам?

а) грамотно рисовать с натуры и по памяти;

б) создавать художественные образы;

в) воображение не является основным содержанием творческой деятельности, это в основном кропотливая ежедневная работа;

г) лучше разбираться в искусстве.

37. После тщательного изучения образов, выполненных против представлений, в чем отличие процесса создания образов по памяти?

а) принципиальной разницы нет, так как изображение в обоих случаях находится перед глазами картографа;

б) оба метода предполагают отсутствие природы;

в) в первом случае картограф опирается на следы памяти, оставшиеся после изучения, не видя природы, во втором - природа перед глазами, но изображения выполнены с разных ракурсов;

г) оба метода предполагают присутствие природы.

38. Укажите правильную последовательность работы над этюдом:

а) 1 - картон для рисования, 2 - живописное изображение, 3 -выполненное исследование;

б) 1 - композиционные поиски; 2 - живописное изображение; 3 -завершение этюда;

в) 1 - композиционные поиски; 2 - завершение этюда;

г) 1 - Композиция и подготовительные рисунки - картонные наброски; 2 - живописные изображения; 3 - законченные этюды.

39. Какие составляющие включает в себя работа с цветом в этюде?

а) определять оттенки и цветовые отношения в диапазоне цветов;

б) нахождение общего цветового тона, в пределах колористической гаммы выстраивают тоновые и цветовые отношения, «лепят» форму цветом;

в) определение цвета;

г) определение цветовой гаммы, формирование цветом, выявление центра композиции.

40. Укажите правильную последовательность над выполнением наброска:

а) 1 - композиция краткосрочного рисунка, 2 - графическое изображение;

б) 1 - композиция краткосрочного рисунка, 2 - графическое изображение, 3-завершение изображения;

в) 1 - графическое изображение, 2-завершение изображения;

г) порядок работы не важен, важен результат.

41. В какой последовательности работают над завершением тренингового упражнения?

а) определить композиционный центр, обобщить детали и обозначить основное содержание изображения;

б) выявить основное содержание - центр композиции и смягчить

детали;

в) указать каждый объект;

г) Выявлять движение и пропорции природных объектов и сводить все вещи в единое целое с учетом объемного моделирования форм.

42. Дайте общее определение термину «техника»:

а) синтез приёмов, способов и навыков, способствующих созданию художественного произведения;

б) определенный набор умений, которые художник имеет возможность создать;

в) особый набор приемов, где художник создает свой неповторимый

стиль;

г) определенный набор методов, инструментов и материалов, необходимых художнику для успешной деятельности.

Контрольная группа 1

Порядковый номер студен та Порядковый номер вопросов тестирования

1 2 3 4 5 6

1 Исакова А. П. + + +

2 Попова И. А. + + +

3 Маркова И. П. + + + + +

4 Лупин М.Е. + + + + +

5 Алабугин Д.С. + + + +

6 Кучерявенко Б. А. + + +

7 Поротникова Я. О. + + +

8 Иванов А. В. + + + +

9 Липихин А.В. + + +

10 Воробьева В. Д. + + + + +

11Ярославцева Е.А. + + + +

12 Кузнецова Ю. В. + + + +

13Вельбой Е.В. + + + + +

14 Петрова И. С. + + + +

15 Семенчук А.П. + + + +

Итого: 63 соответствий из возможных 90. Следовательно: 70%

Контрольная группа 1

Порядковый номер студен та Порядковый номер вопросов тестирования

1 2 3 4 5 6

1 Исакова А. П. + + + + +

2 Попова И. А. + + + +

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.