Средства театральной педагогики в развитии профессиональных качеств будущих вокалистов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат наук Соловьянова Ольга Юрьевна
- Специальность ВАК РФ13.00.08
- Количество страниц 171
Оглавление диссертации кандидат наук Соловьянова Ольга Юрьевна
Введение
ГЛАВА 1. Теоретические основы развития профессиональных качеств у обучающихся в условиях вокальной подготовки
1.1. Развитие профессиональных качеств личности как педагогическая
проблема
1.2. Особенности развития профессионально-значимых качеств у музыкантов-вокалистов
1.3. Специфика применения средств театральной педагогики в
развитии профессиональных качеств вокалистов
Выводы по 1 главе
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию профессиональных качеств у обучающихся в условиях вокальной подготовки
2.1. Практическая модель развития профессиональных качеств у обучающихся вокалистов
2.2. Опытное развитие профессиональных качеств у обучающихся
в условиях вокальной подготовки
2.3. Проведение опытно-экспериментальной работы и анализ
полученных результатов эксперимента
Выводы по 2 главе
Заключение
Тезаурус
Список литературы
Приложение
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК
Интегративный подход к обучению эстрадных певцов: на примере работы со студентами музыкального факультета педагогического вуза2013 год, кандидат наук Коваль, Лариса Михайловна
Дидактические особенности актерской подготовки вокалистов в вузах культуры и искусств2008 год, кандидат педагогических наук Ланщикова, Оксана Геннадьевна
Развитие музыкально-эстетического кругозора у будущих драматических актеров на занятиях по дисциплине "Вокальное искусство"2011 год, кандидат педагогических наук Давыдова, Галина Евгеньевна
Развитие исполнительской культуры студентов-вокалистов в вузе2010 год, кандидат педагогических наук У Линьсян
Формирование профессиональной мобильности музыканта-концертмейстера в процессе обучения в музыкальном колледже2012 год, кандидат педагогических наук Бутова, Ирина Алексеевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Средства театральной педагогики в развитии профессиональных качеств будущих вокалистов»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Динамичный характер современной жизни обуславливает высокие требования к развитию профессиональных компетенций у будущих вокалистов, а также формированию их личностных и социально-значимых качеств в процессе обучения.
В современной художественной среде профессия музыканта-вокалиста является одной из самых популярных и востребованных. Это подтверждается возрастающим интересом широкой публики к вокальным конкурсам и социокультурным проектам, а также к профессиональному овладению искусством пения. Особенно актуальным в настоящее время становится получение образования в музыкальном колледже и других учреждениях среднего профессионального и дополнительного художественного образования, направленных на формирование мотивации к получению музыкального образования и реализации своего творческого потенциала.
Концептуальные подходы к решению проблем развития профессиональных и личностных качеств учащейся молодежи содержатся в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года, Стратегии государственной молодежной политики в РФ, Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (2012), Государственной Программе РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы, в которых рассматриваются стратегические цели современного образования, направленные на формирование компетенций и профессиональных качеств, востребованных в социальной жизни и художественной культуре современного общества.
На основании Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 53.0 2.04 Вокальное искусство (ФГОС) профессиональные качества, формируемые в учреждениях среднего профессионального музыкального образования (музыкальных колледжах) рассматриваются в общем комплексе качественных характеристик будущих вокалистов, включая: осознанное стремление к эстетически ценному звучанию; совершенствование технических навыков дыхания и звуковедения; стремление к органичному сочетанию пения и движения, выразительного жеста; овладение тембральными качествами звучащего голоса в зависимости от воплощаемого образа; достижение гармоничного творческого общения с партнерами по сцене; совершенствование артистизма и сценических умений в учебных театральных постановках, концертах и экзаменационных выступлениях.
В настоящее время наибольшую эффективность формирования профессиональных качеств будущих вокалистов обеспечивают театральные технологии, которые способствуют осмыслению происходящих событий-действий в процессе творческого познания и свободе исполнительской деятельности в условиях концертной организации и театральной сцены.
Применение средств театральной педагогики в развитии профессиональных качеств будущих вокалистов рассматривается в данном исследовании как реализация комплекса методических приемов, направленных на актерское участие в сценическом действии и погружении в художественный образ музыкальных произведений.
Важность внедрения средств театральной педагогики на этапе профессионального становления обучающихся вокалистов делает актуальной разработку заявленной темы, поскольку для её решения необходимо разработать эффективные формы и методы обучения,
направленные на формирование у обучающихся технико-операционных, художественно-исполнительских и личностно-деятельностных качеств.
Степень научной разработанности проблемы. Теоретические положения реализации в образовательном процессе театральных методик разработаны в трудах таких ученых, как В.М. Букатов, П.М. Ершов,
A.П. Ершова, Б.Е. Захава, Л.М. Некрасова, А.И. Савостьянов, С.М. Яковнюк и др.
Проблема формирования актерско-сценических умений у обучающихся в учреждениях музыкального образования вокалистов была предметом исследований О.А. Апраксиной, Т.И. Баклановой, Н.И. Сац,
B.Н. Шацкой и др. Идеи разработки и внедрения театральных технологий и методов эмоциональной драматургии в области музыкального образования в подготовке учителя принадлежат таким ученым, как В.И. Авратинер, Ю.П. Азаров, Д.Б. Кабалевский, Н.Н. Тарасевич, М.Э. Фейгин и др.
Вопросы, связанные с формированием актерских и сценических умений у будущих педагогов получили развитие в трудах целого ряда исследователей, таких как Д.А. Белухин, И.А. Зязюн, С.А. Казачков, В.А. Кан-Калик, М.О. Кнебель и др.
Театральная педагогика располагает широким арсеналом средств освоения художественного образа. Применение театральных методов в вокальном, дирижерском и хоровом классах рассматривается в трудах Е.Н. Березкиной, Г.А. Гариповой, О.В. Грибковой, Г.В. Кузнецовой, О.Г. Ланщиковой, С.В. Мациевской и др.
Таким образом, исследования в области музыкального образования и возможностей театральных технологий в развитии личности будущих музыкантов (в том числе и вокалистов) охватывают множество разных направлений. Несмотря на это, результаты проведенного исследования и анализ процесса подготовки обучающихся в музыкальном колледже позволили выявить ряд противоречий между:
- представлениями студентов о профессии вокалиста и реальными требованиями, предъявляемыми к уровню его профессиональных компетенций;
- необходимостью формирования профессиональных качеств у обучающихся и недостаточностью дидактического обеспечения и теоретических оснований для разработки программ и реализации средств театральной педагогики в подготовке вокалиста.
Обозначенные противоречия определили проблему исследования, которая заключается в формировании профессиональных качеств будущих вокалистов средствами театральной педагогики. Необходимость изучения данной проблемы обусловила выбор темы исследования: «Средства театральной педагогики в развитии профессиональных качеств будущих вокалистов».
Объект исследования. Подготовка вокалистов в музыкальном колледже.
Предмет исследования. Процесс развития профессиональных качеств у обучающихся вокалистов.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать модель развития профессиональных качеств будущих вокалистов на основе средств театральной педагогики. Задачи исследования:
1. Осуществить системный анализ психолого-педагогической, философской, искусствоведческой литературы по проблеме исследования.
2. Раскрыть сущностную характеристику профессиональных качеств обучающихся вокалистов.
3. Разработать и апробировать практическую модель развития профессиональных качеств обучающихся вокалистов на основе средств театральной педагогики.
4. Проверить опытно-экспериментальным путем эффективность
практической модели и обобщить полученные данные.
Гипотеза исследования. Развитие профессиональных качеств будущих вокалистов будет протекать эффективно, если:
- учебный процесс будет направлен на активную самореализацию обучающихся в тесном сотрудничестве друг с другом и педагогом в условиях грамотно организованной образовательной среды с применением средств театральной педагогики, обеспечивающих участие вокалиста в актерском сценическом действии и погружении в художественный образ музыкальных произведений;
- процесс обучения будет осуществляться на принципах: индивидуального подхода, учитывающего возможности каждого обучающегося, его певческого опыта, личностного эмоционального склада; социокультурного подхода, направленного на интерес к социально значимой деятельности, историческим фактам и культурологической составляющей изучаемых произведений; образно-ассоциативного подхода, объединяющего процессы восприятия, представления и воспроизведения, которые тесно связаны с развитием мышления, музыкально-эстетического вкуса и сценического воображения;
- индивидуальная и коллективная работа с обучающимися вокалистами будет реализована в разных формах обучения (сольное, ансамблевое и хоровое исполнительство), включая репетиционно-концертную и исполнительскую деятельность в качестве артиста учебного музыкального театра.
Методологической основой и теоретической базой исследования являются научные труды, освещающие:
- фундаментальные проблемы развития личности: Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, П.М. Якобсон и др.;
- вопросы музыкальной педагогики и художественной деятельности: Б.В. Асафьев, Д.Б. Кабалевский, В.В. Медушевский, А.Н. Сохор, Г.Г. Нейгауз, Б.М. Теплов и др.;
- работы, раскрывающие особенности вокальной подготовки: И.А. Браудо, С.Ю. Головин, А.П. Зданович, А.В. Покровский и др.;
- вопросы применения театральных технологий формирования актерско-сценических умений: Е.Б. Вахтангов, Л.А. Баренбойм, В.М. Букатов, П.М. Ершов, В.И. Кочнев, К.С. Станиславский, Г.А. Товстоногов и др.
В исследовании по данной проблеме использовались методы: теоретическое изучение философской, педагогической, методической и психологической литературы, моделирование; эмпирический анализ и обобщение передового педагогического опыта; диагностические методы: опрос, беседа, самооценка, интервьюирование, педагогическое наблюдение; статистическая обработка экспериментальных данных, которые были получены в ходе исследования, их систематизация и качественный анализ.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
1. Разработана практическая модель развития профессиональных качеств обучающихся вокалистов на основе применения средств театральной педагогики и реализации принципов индивидуального, социокультурного и образно-ассоциативного подходов обучения в условиях специально организованной образовательной среды.
2. Впервые в музыкальной педагогике разработан и апробирован на практике музыкального колледжа научно обоснованный комплекс методических приемов авторской технологии под названием «Образная вокализация» на основе средств театральной педагогики, с помощью которых осуществляется процесс восприятия, представления и воспроизведения выразительного сценического образа.
3. Выявлены эффективные педагогические условия формирования профессиональных качеств у вокалистов как организованной системы индивидуального и коллективного обучения: в классе сольного пения, ансамблевого и хорового исполнительства, а также вокально -исполнительской концертной деятельности в пространстве учебного музыкального театра, позволяющие осуществить «сценическое воплощение» оперного репертуара.
Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что:
1. Теоретически уточнено понятие «средства театральной педагогики в развитии профессиональных качеств вокалистов», которое рассматривается как реализация комплекса методических приемов авторской технологии «Образная вокализация», направленных на актерское участие в сценическом действии и погружении в художественный образ музыкальных произведений.
2. Разработаны педагогические условия образовательной среды на основе средств театральной педагогики, оказывающие влияние на развитие профессиональных качеств будущих вокалистов в разных видах музыкальной деятельности: индивидуального сольного пения, ансамблевого и хорового исполнительства, учебного музыкального театра.
3. Дано определение понятию «точечное воздействие театральных технологий» в процессе развития профессиональных качеств будущих вокалистов, которое рассматривается как применение отдельных методических приемов, являющихся частью методики и, шире, комплекса развивающих технологий «Образная вокализация» в процессе занятий вокалом в классе сольного пения, ансамблевом и хоровом исполнительстве.
Практическая значимость исследования состоит в том, что:
- апробированы методические приемы авторской технологии под названием «Образная вокализация»: «Цвет и звук», «Шелковый ручей»,
«Образ и звук», «Хрустальная точность», «Мгновенное включение», «Точь-в-точь», «Парадоксальное исполнение», «Мини-опера», которые с помощью цветовой палитры и иллюстрации тональных характеристик звучания голоса способствуют развитию образного мышления, музыкально-эстетического вкуса и сценического воображения;
- модернизирован и апробирован диагностический инструментарий, необходимый для анализа уровней развития профессиональных качеств у обучающихся вокалистов, основными критериями которого являются: «технико-операционный», «художественно-исполнительский», «личностно-деятельностный». Их показатели, уровневые характеристики, диагностические задания могут быть применены не только в музыкальных колледжах, но также в работе музыкально-педагогических вузов, учреждениях дополнительного художественного образования и переподготовки педагогических кадров.
Наиболее существенные результаты, полученные соискателем лично:
- разработан комплекс методических приемов развития профессиональных качеств вокалистов на основе средств театральной педагогики, раскрывающий применение метода действенного анализа при последовательном переводе главной идеи и музыкального образа исполняемых произведений на язык сценического действия, а также составления эмоционального плана музыкальных произведений.
- разработана и апробирована практическая модель развития профессиональных качеств обучающихся вокалистов в единстве взаимосвязанных принципов (индивидуального, социокультурного и образно-ассоциативного подходов обучения), а также видов музыкальной деятельности: сольного, ансамблевого и хорового исполнительства, включая вокально-исполнительскую концертную деятельность в учебном музыкальном театре;
- определена значимость средств театральной педагогики: сценического воплощения оперного репертуара, точечного воздействия театральных технологий; драматургии урока и других в развитии готовности обучающихся колледжа к совершенствованию артистизма и сценических умений, постоянному саморазвитию и самообразованию, достижению гармоничного творческого общения с партнерами по сцене.
Обоснованность и достоверность научных положений и сделанных выводов обеспечена базой исходных теоретических позиций, включая концептуальные идеи фундаментальных отечественных и зарубежных научных педагогических исследований в сфере музыкальной педагогики, сопоставление полученных данных, системность изучения опыта практической деятельности в качестве преподавателя по классу вокала (более 20 лет). Достоверность исследования подтверждается также тем, что среди учеников - лауреаты конкурсов и фестивалей международного, регионального и городского уровней, участники Гала-концерта лучших учащихся-вокалистов города Москвы (2016 г.), участники отбора на Грант Мэра Москвы.
База исследования: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Колледж музыкально-театрального искусства имени Г.П. Вишневской» (Вокальное отделение), Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский педагогический государственный университет» (музыкальный факультет), Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования города Москвы «Дворец творчества детей и молодежи «Восточный» (вокальная студия «Солист»), Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования города Москвы «Московский городской центр детского творчества «Культура и образование», Муниципальное учреждение
дополнительного образования «Детская школа искусств № 1» муниципального образования Люберецкий Московской области и др.
Исследование проводилось в несколько этапов.
Подготовительный этап (2003-2010 гг.) характеризовался интуитивным применением методических приемов, сформировавших в дальнейшем авторскую методику развития профессиональных качеств учащихся-вокалистов; осуществлялось широкое педагогическое наблюдение, как в рамках своего класса сольного пения, так и в других образовательных учреждениях -колледжах и вузах.
На первом этапе (2010 -2012 гг.) осуществлялся анализ литературы по проблеме данного исследования; проводилось обобщение педагогического опыта в области вокальной педагогики; ставились задачи выявления современных тенденций и методологических основ профессиональной подготовки вокалиста в контексте специального музыкального образования; определялась цель исследования, формулировалась гипотеза; был проведен констатирующий эксперимент, по его итогам разрабатывалось методическое обеспечение.
На втором этапе (2013-2015 гг.) определялись организационные формы работы, уточнялась гипотеза, определялась структура практической модели развития профессиональных качеств вокалиста, осуществлялся эксперимент по внедрению комплекса методических приемов авторской технологии «Образная вокализация», проводилась обработка полученных данных.
На третьем этапе (2016-2017 гг.) был проведен всесторонний анализ экспериментальной работы, его полученных результатов, готовился текст диссертации. В процессе второго и третьего этапов экспериментальной работы была осуществлена подготовка статей к публикации по исследуемой проблеме.
Апробация и внедрение результатов исследования проводились в процессе реализации разработанной практической модели развития профессиональных качеств у обучающихся колледжа в условиях вокальной подготовки на основе средств театральной педагогики, что нашло выражение в:
- участии в обсуждениях заседаний лаборатории интеграции искусств и культурологии им. Б.П. Юсова Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования» (2015-2017 гг.);
- организации и проведении педагогических мероприятий для городского методического объединения педагогов дополнительного образования «Через сотрудничество к творчеству» (2014); проведении мастер-класса «Обмен педагогическим опытом» для преподавателей академического вокала (2015); методического семинара «Развитие профессиональных компетенций обучающихся вокалистов» для студентов и педагогов дополнительного образования (2015); участия в экспертной комиссии по подтверждению звания «Народный» коллективу народного оперного театра «Родник» (2015);
- участии в региональных семинарах и всероссийских научно-практических конференциях: «Интеграция как условие гуманитаризации современного образования: Юсовские чтения» (Государственное учреждение «Институт художественного образования» РАО, 2014); Всероссийской конференции «Социокультурный портрет современного ребенка в контексте непрерывного образования: Юсовские чтения» (ФГБНУ «ИХОиК РАО», 2015);
- участии в международных конференциях: IX и X Международной научно-практической конференции «Этнопедагогика народов России: многомерность, многомерные компетенции» (Нижнекамск, 2011, 2012 гг.), IV-VI Международной научно-практической конференции «Традиции и
инновации в современном культурно-образовательном пространстве» (МГГУ им. М.А. Шолохова, 2013-2015 гг.), II Международного научно-практического Форума «Педагогика искусства: современные тенденции развития, история и опыт» (ГУ «Институт художественного образования РАО», 2013), Международной научно-практической конференции «Перспективы художественно-творческого и социокультурного развития столичного мегаполиса» (Московский городской педагогический институт, Институт культуры и искусств, 2016), XVIII Международной научно-практической конференции «Экология как основа интегрированного обучения: Юсовские чтения» (ФГБНУ «ИХОиК РАО», 2017) и другие.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Средства театральной педагогики обладают значительным педагогическим потенциалом в развитии профессиональных качеств будущих вокалистов, поскольку позволяют активизировать и интегрировать в процесс профессионального обучения приемы сценического воплощения оперного репертуара, точечного воздействия театральных технологий; погружения в художественный образ музыкальных произведений, что значительно расширяет педагогические возможности обучения и создает оптимальные условия для профессионального и личностного развития обучающихся.
2. Практическая модель развития профессиональных качеств будущих вокалистов в музыкальном колледже представляет собой целостную систему, состоящую из комплекса методических приемов авторской технологии «Образная вокализация» на основе средств театральной педагогики с опорой на специально организованную педагогическую среду и принципы индивидуального, социокультурного и образно-ассоциативного подходов обучения.
3. Эффективное развитие профессиональных качеств обучающихся вокалистов может осуществляться на основе средств театральной
педагогики как комплексно, в условиях учебного музыкального театра, так и с применением их «точечного» воздействия - в классе сольного пения, ансамблевого и хорового исполнительства.
4. Критериями профессиональных качеств обучающихся, разработанными с учетом специфики профессиональной деятельности будущих вокалистов, выступают: «технико-операционный», «художественно-исполнительский», «личностно-деятельностный». Данные критерии становятся основанием для организации актерского участия в сценическом действии и погружении в художественный образ музыкальных произведений.
Структура диссертации: Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, тезауруса, списка литературы и приложения.
ГЛАВА 1. Теоретические основы развития профессиональных качеств у обучающихся в условиях вокальной подготовки
Задачи, решаемые в 1-ой главе диссертации:
1. Осуществить анализ развития профессиональных качеств личности в научно-педагогических исследованиях.
2. Раскрыть специфические особенности развития профессиональных качеств у музыкантов-вокалистов.
3. Обосновать значение применения средств театральной педагогики в условиях вокальной подготовки.
1.1. Развитие профессиональных качеств личности как педагогическая
проблема
Проблема формирования профессиональных качеств личности, её способность глубоко мыслить, творчески подходить и решать различные профессиональные задачи является одной из важных проблем на современном этапе развития педагогической науки.
В конце XX - начале XXI вв. реализация проблем развития профессиональных и личностных качеств учащейся молодежи осуществляется в процессе переориентации оценивания результатов обучения с понятий «общая культура», «образованность», «подготовленность» на новые понятия становления «профессиональной компетентности», «культуры личности», «личностных и профессиональных качеств», «общей профессиональной культуры» и др.
Важно отметить, что при определении понятия «качество» личности продуктивна опора на методику антропологического подхода, который позволяет выявлять концептуальную основу этого термина. Что это означает? В первую очередь, то, что именно индивидуальные проявления человека являются базисом его развития. Кроме того, если личность
определяется как, своего рода, вершина человеческих свойств, то индивидуальность рассматривается как «глубина личности» [8, с.275]. При рассмотрении этого концепта учитывается и то, что в науке обозначается термином «индивидуальное сознание» - т.е., человек всегда включается в ту эпоху, в которой он живет и работает, творит и раскрывает свой потенциал. Эпоха также своеобразно оставляет отпечаток на его сознании, воздействуя на становление личности прямо или косвенно. В данном случае можно обратиться к работам Б.Г. Ананьева, которые подчеркивает, что личность прежде всего, является продуктом своей эпохи [8, с.233]. Это значит, что личность всегда конкретно исторична. В то же время, безусловно, человек верен своему индивидуальному сознанию. На это не может повлиять ни окружающая среда, ни общество, ни государство.
Таким образом, основное отличие понятия «личность» от понятия «индивидуальность» заключается в наличии духовной составляющей индивидуального сознания.
Обращаясь к определениям, которые содержатся в Энциклопедическом словаре, можно отметить такую характеристику «личностных качеств», как многоаспектность: это сложные социально и биологически обусловленные структурные компоненты, которые вбирают в себя как психические процессы и свойства, так и устойчивые состояния и поведение личности в социальной и природной среде [184].
Личностные качества в исследованиях ученых (Р. Кеттел, Х. Одберт, Г. Олпорт) составили обширный список личностных свойств, который вначале включал 4500 названий, а, впоследствии, был сокращен до 171. В целом, личностные качества определяются учеными как глубинные особенности человека [127].
Особое значение в раскрытии личностных качеств имеют ситуативные проявления. Неслучайно к собственно личностным чертам ученые относят ряд основополагающих: экстраверсию,
доброжелательность, добросовестность, невротизм и открытость опыту. Наиболее важными личностными качествами считаются самостоятельность, трудолюбие, обязательность, надежность, уравновешенность, энергичность и инициативность. При этом, как существенная часть целостной системы, личностные качества влияют на успешность любой профессиональной деятельности. По мнению исследователей, данными качествами обладают фактически все успешные люди, добиваясь поставленных целей в профессиональной деятельности и личной жизни [101].
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК
Совершенствование профессиональной подготовки вокалистов на основе интегрированного подхода (в системе среднего профессионального образования)2018 год, кандидат наук Петрова Валентина Петровна
Теоретико-методологические аспекты подготовки вокалиста: на материале учебной работы с исполнителями современного музыкального спектакля2010 год, кандидат педагогических наук Монд, Ольга-Лиза Леонидовна
Формирование навыков самостоятельной деятельности у начинающих вокалистов в детской эстрадной студии2018 год, кандидат наук Курдина Евгения Сергеевна
Становление личностно-профессиональных качеств будущего педагога-музыканта: в процессе вокальной подготовки студентов в вузе2011 год, кандидат педагогических наук Сокерина, Ирина Владимировна
Развитие творческой личности бакалавра-вокалиста в университетах КНР2022 год, кандидат наук У Хао
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Соловьянова Ольга Юрьевна, 2018 год
- 33 с.
32. Булатова, О.С. Использование возможностей театральной педагогики в процессе становления личности учителя: Дис. ... канд. пед. наук 13.00.01. -Тюмень, 1999. - 196 с.
33. Буров, А.И. Теоретические проблемы системы эстетического воспитания // Система эстетического воспитания в школе. Вопросы системного подхода. - М.: 1980.
34. Бычков, В.В Эстетика.- М.: Гардарики, 2004. - 556 с.
35. Вартанова, В.В. Формирование профессиональной компетентности студентов - будущих учителей в контексте театральной деятельности: Дис. ... канд. пед. наук 13.00.01. - Ижевск, 2007. - 196 с.
36. Вахтангов, Е.Б. Записки, письма, статьи. Сост. и коммент. Н.М. Вахтанговой, Л.Д. Вендровской, Б.Е. Захава. - М.-Л.: Искусство, 1939. - XVI, 403 с.
37. Вилинская, И.Н. Значение репертуара в воспитании певца // Вопросы вокальной педагогики. Вып. 3. - М.: Музыка, 1967. - С. 49-90.
38. Вишневская, Г.П. Галина / История жизни. - М.: Новости, 1991. - 558 с.
39. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991.
- 157 с.
40. Выготский, Л.С. Психология искусства. Под ред. М. Г. Ярошевского.
- М.: Наука, 1987. - 93 с.
41. Гаврилова, З.А. Музыкально-театральная деятельность как средство формирования умений творческого взаимодействия у учащихся детской школы искусств: Дис. ... канд. пед. наук 13.00.02. - Екатеринбург, 2012. -203 с.
42. Гарипова, Г. А. Формирование артистизма личности будущего учителя музыки: Дис. ... канд. пед. наук 13.00.01. - Казань, КГПУ, 2002. - 212 с.
43. Генисаретский, О.И. Роль театрального искусства в эстетическом воспитании подрастающего поколения. - Режим доступа: http: //prometa.ru/olegen/publications/117/#_ftn2
44. Гнесин, М.Ф. Статьи, воспоминания, материалы. Сост. и общая ред. Р.В. Глезер. - М.: 1961. - 323 с.
45. Гнесина, Е.Ф. Воспоминания современников. Сост. М.Э. Риттих. - М.: Советский композитор, 1982. - 223 с.
46. Гозенпуд, А.А. Музыкальный театр в России. - Л.: Музгиз, 1959. -784с. [с. 44].
47. Гозенпуд, A.A. Русский оперный театр на рубеже XIX-XX веков и Шаляпин. - Л.: Музыка, 1974. - 270 с.
48. Головин, С.Ю. Что такое эмоциональность / Словарь практического психолога. - Режим доступа: http: //www.xapaktep.net/virtues/creative/affectivity/desc.php
49. Горбач, И.Н. Медико-терминологический словарь - М.: АСТ, 2005. -173 с.
50. Грибкова, О.В. Теория и практика формирования профессиональной культуры педагога-музыканта: Автореф. ... д-ра пед. наук 13.00.02. - М., 2010. - 44 с.
51. Гуревич, Л.Я. Творчество актера. - М.: Либроком, Изд. 2, 2012. - 64 с.
52. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения. - М.: Интор, 1996. -541 с.
53. Далецкий, О.В. Школа пения (из опыта педагога). - М.: МГУКИ, 2007. - 156 с.
54. Даутова, О.Б. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС / О.Б. Даутова, Е.В. Ивеньшина, О.А. Ивашедкина, Т.Б.Казачкова. - СПб: КАРО, 2013. - 176 с.
55. Дубровская, А.Л. Работа над сценическим образом в системе вахтанговской театральной школы: Дис. ... канд. искусствоведения, 17.00.01. - М., 2010. - 161 с.
56. Ершов, П.М. Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя / П.М. Ершов, А.П. Ершова, В.М. Букатов. - М.: Флинта, 1998. - 336 с.
57. Ершов, П.М. Технология актерского искусства. Т.1 - М.: ООО «Горбунок», 1992. - 285 с.
58. Ершова, А.П. Знакомство подростков с радостью индивидуального театрального творчества при воплощении ими их коллективного замысла / Интеграция искусств в систему непрерывного образования: воспитание искусством детей и молодежи как фактор социализации личности в меняющемся мире. Сб.науч.статей. Ред. -сост. Е.П. Олесина / Под общей ред. Л.Г. Савенковой. - М.: ИХО РАО, 2008. - с. 146-149.
59. Жданов, В.Ф. Артист музыкального театра: принципы формирования вокально-сценического мастерства: Автореф. дис. ... д-ра искусствоведения 17.00.02. - М., 1996. - 41 с.
60. Живов, В.Л. Хоровое исполнительство. Теория. Методика. Практика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 272 с.
61. Захава, Б.Е. Воспоминания. Спектакли и роли. Статьи. Под ред. Г.П. Каптерева - М.: ВТО, 1982. - 401 с.
62. Захава, Б.Е. Мастерство актера и режиссера: Учеб. пособие. 5 изд. -М.: РАТИ - ГИТИС, 2008. - 432 с.
63. Зверев, Н.С. Антон Григорьевич Рубинштейн / Библиографические сведения и очерк музыкальной деятельности по поводу 50-летия его музыкальной и артистической деятельности. - М.: 1889.
64. Зданович, А.П. Некоторые вопросы вокальной методики. - М.: Музыка, 1965. - 148 с.
65. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании: Интернет-журнал «Эйдос». - Режим доступа: http://www.eidos.ru/joumal/2006/0505.html.
66. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / Высшее образование сегодня. - 2003. - №5. - С. 34-42.
67. Зязюн Н.А. Основы педагогического мастерства. - М.: Просвещение, 1989. - 302 с.
68. Иванова, Г.П. Критериальная база современного воспитания. - Режим доступа : http: //web-local .rudn.ru/web-local/prep/rj/index.php?id=368&p=12673
69. Ильенков, Э.В. Об эстетической природе фантазии. Что там, в Зазеркалье? / Серия «Из наследия мировой философской мысли: эстетика» -М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2014. - 128 с.
70. Кабалевский, Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы: Программа по музыке 1 - 3 кл. -М.: Просвещение, 1985. - 223 с.
71. Кабкова, Е.П. Музыкальная культура Москвы: цикл лекций для музыкально-педагогических вузов. - М.: МАО, 2015. - 191с.
72. Каган, М.С. Художественная культура как система / Вопросы социологии искусства: Сб. научн. тр. Ред. кол.: В.В.Молчанов (отв.ред.) и др. - Л.: ГИТМК, 1980. - С.76-97.
73. Каган, М.С. Человеческая деятельность // Опыт системного анализа. -М.: Политиздат, 1974. - С.134-168.
74. Казачков, С.А. От урока к концерту. - Казань: Издательство Казанского университета, 1990. - 343 с.
75. Кан-Калик, В.А., Никандров, Н.Д. Педагогическое творчество. - М.: Педагогика, 1990. - 144с.
76. Кармазина, Ж.Б. Художественное самообразование учителя музыки как условие развития его профессиональной компетентности: Автореф. ... дис. канд. пед. наук 13.00.08. - М., 2009. - 23 с. [с.7].
77. Карпов, А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. -М.: Институт психологии РАН, 2004. - 424 а - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15605.html. - ЭБС «IPRbooks»
78. Кашина, Е.Г. Становление творческой личности учителя иностранного языка средствами театральных технологий: Дис. . д-ра пед. наук 13.00.08. - Самара, 2004. - 477 с.
79. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения. - М.: Академия, 2005. - 304 с.
80. Кнебель, М.О. Михаил Чехов об актерском искусстве. // Вступ. ст. к кн. Михаил Чехов. Литературное наследие в двух томах. Т.2. Об искусстве актера. - М.: 1986. - 560 с.
81. Кнебель, М.О. О действенном анализе пьесы и роли. 3-е изд. - М.: Искусство, 1982. - 119 с.
82. Кнебель, М О. Поэзия педагогики. - М.: ВТО, 1976. - 528 с.
83. Кнебель, М О. Слово в творчестве актера. - М.: ВТО, 1970. - 160 с.
84. Князева, Г.Л. Развитие способности к творческой интерпретации у будущих педагогов-музыкантов: формы и метод: Автореф. дис. ... канд. пед. наук 13.00.02. - М., 2015. - 28 с.
85. Коваль, Л.М. Интегрированный подход к обучению эстрадных певцов: Автореф. дис. ... канд. пед. наук 13.00.02. - М., 2013. - 29 с.
86. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь. Сост. Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: «Академия», 2000. - 176 с.
87. Козлова, И.С. Театральные технологии, обеспечивающие интеграцию воспитательного и образовательного компонента на уроке и во вне урочной деятельности / Инновационные технологии образовательной области «Искусство»: Материалы педагогических чтений «Интеграция в художественной педагогике: методология, методы, технологии». Ред.-составитель Л.Г.Савенкова. - М.: ИХО РАО, 2002. - С. 122 - 128.
88. Козодаев, П.И. Творческое саморазвитие студентов ВУЗа средствами любительского театрального искусства: Дис. ... канд. пед. наук 13.00.01. -Тамбов, 2005. - 235 с.
89. Командышко, Е.Ф., Журова, Е.Б. Социокультурная направленность проектной деятельности Детской школы искусств как фактор популяризации музыкальной классики // Образование. Наука. Научные кадры. - М.: 2014. -№ 5. - С.160-164.
90. Командышко, Е.Ф. Развитие творческого воображения на основе художественно-образной специфики восприятия эстетического как выразительного // Взаимосвязи искусства и культуры в современном образовании: новые интерпретации экспрессионного подхода. Сборник научных статей. Научные редакторы: Л.П. Печко, Е.Ф. Командышко. - М.: ИХО РАО, 2012. С. 77 - 91
91. Косинец, Е.И., Климова, Т.А., Никитина, А.Б. Театральная педагогика в современной школе // Искусство. Все для учителя! - М.: 2012. - № 8. - С. 2-6.
92. Кочнев, В.И. Понятие сценического самочувствия в системе Станиславского. - Режим доступа :http://www.voppsy.ru/issues/1990/906/906095.htm.
93. Кузнецова, Г.В. Средства театральной педагогики в дирижерско-хоровой подготовке будущего учителя музыки: Дис. .канд. пед. наук 13.00.08. - М., 2005. - 211 с.
94. Кузнецова, Г.В. Эмоционально-познавательная составляющая театрального искусства на дисциплинах вокально-хорового цикла // Педагогика искусства: сетевой электронный научный журнал. — 2015. — № 1.
— URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine
95. Кумунжиев, К.В. Теория систем и системный анализ: Учеб. пособие.
- Ульяновск: УлГУ, 2003. - 240 с.
96. Ланщиковой, О.Г. Дидактические особенности актерской подготовки вокалистов в вузах культуры и искусств: Дис. ... канд. пед. наук 13.00.08. -М., 2008. - 203 с.
97. Леонтьев, А.Н. . Проблемы развития психики. - М.: Мысль, 1965, -573 с.
98. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность. - М.: Политиздат, 1975. - 304с.
99. Линьсян, У. Развитие исполнительской культуры студентов-вокалистов в вузе: Дис. ... канд. пед. наук. 13.00.08. - М., 2010. - 213 с.
100. Литвиненко, Т.В. Развитие профессионально важных качеств педагога в процессе самообразования: Дис. ... канд. пед. наук. 13.00.08. - Омск: 2010. - 214 с.
101. Личностные качества людей. - Режим доступа: http://yakginka.ru/otnoshenija/ja-lichnost/5019-lichnostnye-kachestva-ljudej.html
102. Лукач, Д. Своеобразие эстетического. Т. 2. - М.: 1986. - 428 с.
103. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии. / Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Изд. центр «Академия», 2003. - 384 с.
104. Лю Лю Теория и практика актерского тренинга в современной китайской театральной школе: Дис. ... канд. искусствоведения 17.00.01. -С.Пб., 2009. - 184 с.
105. Майковская, Л.С. Артистизм педагога-музыканта как необходимое условие формирования этнокультурной толерантности у школьников. - М.: Вестник №1. МГУКИ, 2008. - С. 181-185.
106. Макаренко, А.С. Соч. в 5-ти томах. Под ред. А. Терновского. - М.: Правда. - Т.5., 1971. - 424с.
107. Макарова, О.Ю. Критерии и показатели оценки эффективности функционирования воспитательной системы вуза // Фундаментальные исследования. - М.: 2013. - № 1-2. - С. 348-351.
108. Маклаков, А.Г. Общая психология. - М.: 2002. - 513с.
109. Маркова, А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя. - М.: Советская педагогика, 1990. - № 8. - С. 82-88.
110. Масандилова, И.Л. Театрально-импровизационная деятельность как средство обучения и развития подростков на уроках литературы и во внеурочное время: Дис. ... канд. пед. наук 13.00.02. - М., 2007. - 136 с.
111. Мациевская, С.В. Формирование профессиональных умений учителя музыки средствами театральной педагогики: Дис. ... канд. пед. наук 13.00.02. - М., 2006. - 154 с.
112. Машевская, С.М. Методика развития коммуникативных умений детей младшего школьного возраста средствами театра при обучении риторике: Дис. ... канд. пед. наук 13.00.02. - Шуя, 2006. - 230 с.
113. Медушевский, В.В. Интонационная форма музыки: Исследование. -М.: Композитор, 1993. - 262 с.
114. Медушевский, В.В. Музыка в семье искусств// Музыка в школе, № 1 -М.: Просвещение, 1984.
115. Мейерхольд, В.Э. Статьи, письма, речи, беседы. Часть 1. 1891-1917 -М.: Искусство, 1968. - 792 с.
116. Мелик-Пашаев, А.А. Психологические основы способностей к художественному творчеству: Автореф. дис. ... д-ра психол. наук 19.00.01. -М., 1994. - 36 с.
117. Мелик-Пашаев, А.А. Способности человека к художественному творчеству// Искусство в школе, № 4, - М.: Просвещение, 1996. - С. 11-14.
118. Морозов, В.П. Биофизические основы вокальной речи. - Л.: Наука, 1977. - 232 с.
119. Морозов, В.П. Тайны вокальной речи. Режим доступа : http: //files.regentjob.ru/books/vokal/morozov/0712 .html
120. Нейгауз, Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки преподавателя. - М.: Музыка, 1988. - 416 с.
121. Некрасова, Л.М. Театральная педагогика в России: страницы истории / Продуктивные модели современного образования. Ред.-сост.Е.П. Олесина/ под общей ред. Л.Г.Савенковой. - М.: ИХО РАО, 2011. - 309с.
122. Некрасова, Л.К. Из опыта вокального педагога // Вопросы вокальной педагогики. Под ред. Л.Б. Дмитриева. - М.: Музгиз, 1962. - С. 30-50.
123. Новейший философский словарь. 2-е издание. / В.А. Кондрашов, Д.А. Чекалов, В.Н. Копорулина. Под общ. ред. А.П. Ярещенко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 672с.
124. Обухова, Н.А. Воспоминания. Статьи. Материалы. - М.: ВТО, 1970. -314 с.
125. Ожегов, С.И. Словарь русского языка. - М.: 1991. - 915 с.
126. Олесина Е.П. Особенности взаимосвязи творческого воображения и художественно-эстетического опыта личности // Эстетический опыт как источник активности творческого воображения в художественном образовании: Сб. науч. трудов. Под ред. Л.П. Печко. - М.: ИХО РАО, 2004. -С.44-48.
127. Олпорт, Г.В. Личность в психологии. - М.- СПб.: ЮВЕНТА, 1998. -437с.
128. Педагогический энциклопедический словарь. Под ред. Б.М. Бим-Бада - М.: 2003. - 528 с.
129. Печко, Л.П. Духовность и развитие эстетического самосознания личности в представлениях учителя // Проблемы художественно-эстетической подготовки современного учителя: Сб. науч. трудов. - Иркутск: Изд-во «Иркут» гос.пед. ун-та, 1997. - 258 с. С.197-209.
130. Печко, Л.П. Основные характеристики эстетико-педагогической среды школы, урока, класса // Эстетическая среда и развитие культуры личности в школе и педвузе: Межвузовский сб. науч. трудов. Вып. 2. - М.: 2000. - С. 5-19.
131. Планета. - Режим доступа: http://www.m-planet.ru/detail_dop.php?avt=246
132. Плеснина, Т.П., Кузык М.О. Театральная самодеятельность в школе // Актуальные вопросы теории и методики организации музыкального досуга современного школьника: Сб. науч.-метод. статей. - М.: Винница, 1991. -С.20-23.
133. Покровский, А.В. Певческое звукообразование. - Режим доступа: http://www.vipstd.ru/nauteh/index.php/ru/--gn14-05/1219-a
134. Покровский, Б.А. Воспитание артиста-певца и принципы К.С. Станиславского. // Советская музыка № 1. - М.: 1972. - С. 59-64.
135. Покровский, Б.А. Введение в оперную режиссуру. - М.: ГИТИС, 1985. - 73 с.
136. Полякова, Т.Н. Театрально-игровая деятельность в творческом развитии учителя в процессе постдипломного образования: Дис. Д-ра ... пед. наук 13.00.01. - С.-Пб., 2010. - 465 с.
137. Понятие модели и моделирования. - Режим доступа: http : //sernam.ru/book_mm.php?id=2
138. Попова, М.В. Формирование личностных качеств студентов-вокалистов в вузах культуры и искусств: Дис. ... канд. пед. наук. 13.00.08. -М., 2010. - 242 с.
139. Профессионально важные качества личности. Режим доступа: http://www.ereading.club/chapter.php /98872/14/ Grigor'eva Psi hologiya truda konspektlekciii.html)
140. Рапацкая, Л.А. Проблемы развития культурологического направления в отечественной педагогике искусства накануне нового тысячелетия //Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании: Материалы Международной конференции Теория и практика музыкального образования: исторический аспект, современное состояние и перспективы развития, посвященной 95-летию со дня рождения Д.Б. Кабалевского
(Москва, 7-11 декабря 1999 года) /Под ред. Е.Д. Критской, Л.В. Школяр. -М.: Флинта, 1999. - С. 76-81.
141. Рапопорт, И.М. Работа актера. - М.-Л.: 1939. - 140 с.
142. Раппопорт, С.Х. Искусство и эмоции. - М.: Музыка, 1972. - 168 с.
143. Рудой, Е.Л. Использование проблемного обучения в вокальном классе как важного дидактическогг принципа в профессиональном становлении будущего учителя музыки // Педагогика искусства: современные тенденции развития, история и опыт: Сб. науч. статей. Отв. ред. и составитель Е.Ф. Командышко. - М.: ИХО РАО, 2013. - С.98-100.
144. Рубинштейн, С.Л. Принципы и пути развития психологии. - М.: Изд-во Академии наук СССР, 1959. - 351 с.
145. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии. - М.: Педагогика, 1973. - 424 с.
146. Савенкова, Л.Г. Дидактика художественного образования как составляющая часть педагогики искусства: новое знание. - М.: ИХО РАО, 2011. - 280с.
147. Савенкова, Л.Г. Интегрированное обучение - условие гуманитаризации современного образования // Педагогика искусства: современные тенденции развития, история и опыт: Сб. науч. статей. Отв. ред. и составитель Е.Ф. Командышко. - М.: ИХО РАО, 2013. - С.16-20.
148. Сац, Н.И. Дети приходят в театр. - М.: Искусство, 1961. - 312 с.
149. Семаков, М.П. Формирование творческой личности студента педвуза на основе использования театрального метода Е.Б. Вахтангова: Дис. ... канд. пед. наук 13.00.08. - М., 2007. - 193 с.
150. Симонов, П.В. Эмоциональный мозг. - М.: Наука, 1981. - 216 с.
151. Сладкопевец, Р.В. Художественно-исполнительское становление вокалиста в процессе профессиональной подготовки в вузах культуры и искусств: Материалы науч.-практич. конференции «Вокальное образование 21 века». Вып. 4. - М.: 2007. - С. 140-144.
152. Сластенин, В.А. Аксиологические основания общего и профессионального образования// Качество жизни: проблемы системного научного обоснования: Материалы международной научно-практической конференции. - Липецк: ЛГПИ, 2000. - С.15-25.
153. Смыслы и цели образования. Инновационный аспект: Сб. науч. трудов. Под ред. А.В. Хуторского. - М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. - 300с.
154. Советский энциклопедический словарь. Гл. ред. А.М. Прохоров. -Изд. 4-е. - М.: Сов. Энциклопедия, 1987. - 1600 с.
155. Сокерина, И.В. Класс сольного пения: Программы высших педагогических учебных заведений / И.В. Сокерина, О.В. Васильева, С.Б. Новиков. - М.: МГПУ, 2004.
156. Соколова-Набойченко, О.Н. Музыкально-театральная деятельность в дополнительном педагогическом образовании учителя: Дис. ... канд. пед. наук 13.00.08. - М., 2003. - 185 с.
157. Соловьянова, О.Ю. Методические аспекты формирования профессиональных качеств учащихся-вокалистов в контексте использования театральных технологий // Художественно-эстетическое развитие в контексте национальных и региональных моделей образования: Материалы XVII Международной конференции «Национальные и региональные модели художественно-эстетического развития: Юсовские чтения», 31 октября - 03 ноября 2016 г. / Науч. ред. Е.П. Олесина; Ред.-сост. О.И. Радомская; Под общ. ред. Л.Г. Савенковой. - М.: ФГБНУ ИХО и К РАО, 2017. - С 450-457.
158. Соловьянова, О.Ю. Модель профессиональной подготовки студентов вокалистов на основе театральных технологий // Педагогика искусства: сетевой электронный научный журнал. - 2018. - № 1. -URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/solovyanova_66-73.pdf.
159. Сохор, А.Н. Интонация (в музыке) / Большая советская энциклопедия в 30 т. Гл. ред. А. М. Прохоров. - 3-е изд.- М.: Советская энциклопедия, 1969-1978.
160. Станиславский, К.С. Материалы, письма, исследования. Под общ. ред. И.Э. Грабаря, С.Н. Дурылина, П.А. Маркова. - М.: изд-во Академии Наук СССР, 1955. - 699 с.
161. Станиславский, К.С. Собр. соч.: В 8 т. Т.2. Работа актера над собой. Ч.1. - М.: Искусство, 1954. - 421 с.
162. Степанова, И.В. Слово и музыка. Диалектика семантических связей. -М.: Московская консерватория, 1999. - 288 с.
163. Степанова, Н.В. Развитие коммуникативно-исполнительских качеств у студентов музыкального колледжа в классе фортепиано: Дис. ... канд. пед. наук. 13.00.02. - Челябинск, 2011. - 224с.
164. Стукалова, О.В. Театрально-игровая ситуация урока: актуальность, технологии, педагогический потенциал / Междисциплинарный интегрированный подход к обучению и воспитанию (опыт региональных исследований): Сб. науч. статей. Ред.-сост. Е.П. Олесина / Под общей ред. Л.Г. Савенковой. - М.: ИХО РАО, 2006. - С. 259-262.
165. Тарасевич, Н.Н. Общая психология: практикум: Учеб.-метод. пособие. - Минск: БГАТУ, 2006. - 140 с.
166. Теплов, Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1998. - 544 с.
167. Товстоногов, Г.А. Круг мыслей. - Л.: Искусство, 1972. - 287 с.
168. Торшилова, Е.М. Тенденции и уровни развития художественноговкуса детей и подростков в эпоху социального кризиса: Монография. - М.: ИХО РАО, 2012. - 132с.
169. Трацевская, Е.Ю. Творческая самореализация учащихся в системе непрерывного художественного воспитания (школа-колледж): Автореф. дис. ... канд.пед.наук 13.00.02. - М., 2009. - 23 с.
170. Уколова, Л.И. Музыкальная среда как средство становления духовной культуры подрастающего поколения. - М.: АС-Траст, 2007. - 194 с.
171. Фейгин, М.Э. Индивидуальность ученика и искусство педагога. - М.: Музыка, 1968. - 79 с.
172. Холопова, В.Н. Музыкальные эмоции: Пособие для музыкальных вузов и вузов искусств. - М.: 2010. - 348с.
173. Хуторской, А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. - М.: Изд-во МГУ, 2003. - 416 с.
174. Цилинко, А.П. Музыкально-театральное воспитание в процессе развития эмоциональной сферы личности современного школьника: Автореф. дис. ... канд. пед. наук 13.00.02. - М., 2007. - 23 с.
175. Цыпин, Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения: Пособие для учащихся муз. отд-ний педвузов и консерваторий. - М.: Интерпракс, 1994. - 373 с.
176. Чехов, М.А. Литературное наследие в двух томах. Т. 2. - М.: Искусство, 1986. - 557 с.
177. Чурова, М.А. Борис Покровский ставит классику. - М.: ГИТИС, 2002. - 367 с.
178. Шадриков, В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход //Высшее образование сегодня. -2004. - № 8. - С. 26-31.
179. Шацкая, В.Н. Учебное пособие по пению для педагогических училищ. Под ред. проф. В.Н. Шацкой. - М.:Учпедгиз, 1949. - 225с.
180. Школяр, Л.В. Музыкальное искусство как учебный предмет в начальной школе в системе развивающего обучения: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук 13.00.01. - М., 1999. - 56 с.
181. Школяр, Л.В. Школа Кабалевского в педагогике искусства//Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании: Материалы Международной конференции Теория и практика музыкального
образования: исторический аспект, современное состояние и перспективы развития, посвященной 95-летию со дня рождения Д.Б. Кабалевского (Москва, 7-11 декабря 1999 года) /Под ред. Е.Д. Критской, Л.В. Школяр. -М.: Флинта, 1999. - С. 10-15.
182. Щербакова, А.И. Чтобы не погас огонь: еще раз о музыке, музыкальном воспитании и профессии педагога-музыканта в современном мире / Учитель музыки №1 2008(2) - М.: Издательский дом В.Катанского, 2008. - с.13-16.
183. Эльконин, Б.Д. Психология игры. - М.: Педагогика, 1978. - 301 с.
184. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. Режим доступа: http://psychology_pedagogy.academic.ru/
185. Эфрос, А.В. Репетиция - любовь моя. / Избранные произведения: В 4 т. 2-е изд. доп. (Т. 1.) - М.: Фонд «Русский театр», Издательство «Парнас», 1993. - 318 с.
186. Юдин, В.В. Концепция педагогической технологии (элементы теории) / Педагогические технологии №1 - М.: «Народное образование», 2007. -С.37-45.
187. Юдина, М.В. Статьи. Воспоминания. Материалы. Сост. подгот. текста и примеч. А.М. Кузнецова; Общ. ред. С.В. Аксюка; Предисл. Г.М. Когана. -М.: Сов. композитор, 1978. - 416 с.
188. Юдин, С.П. Формирование голоса певца: Учеб. пособие для высших и средних музыкальных учебных заведений. - М.: Музгиз, 1962. - 167с.
189. Юдин, Э.Г. Системный подход и принцип деятельности: Методологические проблемы современной науки. - М.: Наука, 1978. - 391 с.
190. Юсов, Б.П. Современная концепция образовательной области «Искусство» в школе. - М.: Изд. Рос. акад. образования, 2001. - №4. - С. 6473.
191. Якобсон, П.М. Психология и художественное восприятие: Художественное восприятие. - М.: Знание, 1977. - 317 с.
192. Яковенко, С.Б. Глинка и отечественная вокально-исполнительская культура. // Музыкальная академия № 3. - М.: 2004. - С.167-174.
193. Яковлева, A.C. Русская вокальная школа. Исторический очерк развития от истоков до середины XIX столетия. - М.: 1999. - 98 с.
194. Яковлюк, С.М., Ионов-Тарасов И.В. Методы и приемы театральной педагогики в формировании коммуникативной культуры школьника // Интернет-журнал «Мир науки» 2016. - Т. 4, № 2 / http://mir-nauki.com/PDF/26PDMN216.pdf
ПРИЛОЖЕНИЕ
Подготовка обучающихся колледжа музыкально-театрального искусства им. Г.П. Вишневской к спектаклям «Горе Богатырь», «Царь Ледыш», «Грибной переполох»...
Отчетный концерт вокального отделения
Вживание в образ исполняемого произведения
На фото: участники учебного театра
Лауреаты и победители вокальных конкурсов
Участники эксперимента в различных педагогических условиях
Участники эксперимента и их достижения
Победитель многочисленных конкурсов вокалистов-исполнителей,
получила высокую оценку за исполнительское мастерство
исполнительское мастерство признана «Музыкальным открытием года»
окллШ0*
Ъ Р 1ПЛОМ
^ ФИНАЛИСТА =_ КОНКУРСА \ Анастасия (Романова
ИТолина Сизова
# /V' 1ПЛОМ
ЛАУРЕАТА
Анастасия ¡Романова Янна Романова
Победители детского конкурса русской вокальной музыки «Надежда Романсиады»
— ■л-,—
ГРАНТЫ l>
МЭРА
МОСКВЫ
- 1—2017—1
БЛАГОДАРНОСТЬ
Награждается Соловьянова Ольга Юрьевна
ГБПОУг Москвы-КМТИ им Г П ВишиовсаоА*
За воспитай»«? лауреата Гранта Мэра Москвы в сфере культуры и искусства 20Т7
J-***--1
Г Р А Н Т fcJ
МЭРА
москвы
II-Ю17-
ГРАНТ III СТЕПЕНИ 4
Номинация «Академический вокал»
Романова Анастасия ГБПОУг. Москвы-КМТИ им. Г. П.Вишневской»
Участники конкурса на получение Гранта Мэра Москвы в сфере искусства
Шаляп»»!)»
ДИПЛОМ
Лауреат II степени награждается Ксения Пч.тн*ш
УЧ4ШИС* ГЫТСУ г Мосмн .КМТИ ян Г П Вяшхмс» П*Я»'о> Соломмо» Олкга Оо»»«-' Коицертм**стер Юотш'ин! ир«и< Бооисо««*
Пи.пени Ксения
диплом
Полтсва Ксения
ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИИ КОНКУРС
учащихся вокальных классов и отделений ДМШ. ДШИ и музыкальных колледжей города Москвы посвященный 220-летию Франца Шуберта
Диплом
На1|мж.1ие1ся
,ы\|№11 ii с1снсни
../. V Шебалина
На пути к освоению приемов «Образной вокализации»
Диплом Лауреата III степени
в номинации сольное пенис (средняя фуппа)
Тимофеева Антонина
Руководитель Соловьянова О.Ю.
«лилмитека Ивана БУНИНА
Творческие, литературные вечера Презентации книг, выступления писателей ||шурные чтения, художещенные выставки \нцерть;. концерт^^^^^ипьной музы ^ ые курсы, pyccKeJb YrPaHT0B
" ^нары, читальнЩ —» ^ ■ ssrng Puzzle-dub, \лЖ
Ассоци« HHCKOFт
Оттачивание исполнительского мастерства на различных конкурсах
Международный семинар «Техника итальянского бельканто» Исполнение арий из опер зарубежных композиторов («Мини-опера»)
ш
> к ы
государственное бюджетное учреждение города москвы ¡| -спортивно досаговыи центр -тризм*-
Применение разработанных критериев оценки в подведении результатов на конкурсах молодых вокалистов-исполнителей
Методический семинар «Развитие профессиональных компетенций обучающихся вокалистов» для студентов и педагогов с использованием приемов «Образной вокализации»
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.