Совершенствование профессиональной подготовки вокалистов на основе интегрированного подхода (в системе среднего профессионального образования) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат наук Петрова Валентина Петровна
- Специальность ВАК РФ13.00.08
- Количество страниц 163
Оглавление диссертации кандидат наук Петрова Валентина Петровна
Введение
Глава 1. Теоретические основания совершенствования профессиональной подготовки вокалистов в системе среднего профессионального образования
1.1. Профессиональная подготовка обучающихся вокалистов в системе среднего профессионального образования как проблема исследования
1.2. Анализ педагогических условий совершенствования профессиональной подготовки обучающихся вокалистов в системе среднего профессионального образования
1.3. Специфика применения интегрированного подхода в современном
образовании
Выводы по 1 главе
Глава 2. Экспериментальное исследование по совершенствованию профессиональной подготовки вокалистов в системе среднего профессионального образования
2.1. Структурно-функциональная модель совершенствования профессиональной подготовки вокалистов в среднем профессиональном образовании
2.2. Педагогические методики, способствующие развитию профессиональных компетенций у обучающихся вокалистов на основе интегрированного подхода в классе фортепиано
2.3. Этапы и основные характеристики экспериментальной работы
Выводы по 2 главе
Заключение
Тезаурус
Список литературы
Приложение
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК
Средства театральной педагогики в развитии профессиональных качеств будущих вокалистов2018 год, кандидат наук Соловьянова Ольга Юрьевна
Формирование литературно-музыкальной компетенции в профессиональной подготовке вокалистов и хормейстеров: к проблеме синтеза музыки и слова в музыкально-образовательном процессе2010 год, кандидат педагогических наук Сигал, Ирина Михайловна
Совершенствование профессиональной подготовки эстрадного исполнителя (вокалиста) на современном этапе2013 год, кандидат педагогических наук Арутюнова, Аревик Борисовна
Развитие исполнительской культуры студентов-вокалистов в вузе2010 год, кандидат педагогических наук У Линьсян
Формирование художественного восприятия у обучающихся в профессиональном музыкальном образовании2022 год, кандидат наук Коняхина Марина Сергеевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Совершенствование профессиональной подготовки вокалистов на основе интегрированного подхода (в системе среднего профессионального образования)»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Реформирование музыкального образования в России в XXI веке тесно связано с интеграционными процессами среднего и высшего профессионального образования. В настоящее время интегративность образовательного процесса во многом оказывает непосредственное влияние на переустановку целей музыкального образования, направленных на формирование смыслов профессиональной деятельности, повышение результативности и качества обучения.
В основополагающих документах: Федеральном законе от 29 декабря 2012 года № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Национальной доктрине образования, Федеральном государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования декларированы положения, раскрывающие преемственность уровней и ступеней образования, подготовку специалистов «нового формата», что опирается на взаимодействие различных педагогических подходов: компетентностного, деятельностного, полихудожественного, личностно-ориентированного и других.
Обучение в современном учреждении среднего профессионального образования предусматривает как специально-профессиональную, общенаучную подготовку, так и создание условий для развития индивидуальных личностных качеств обучающихся, необходимых для формирования профессиональных компетенций. Результатом образования выступают сформированные компетентности специалиста: готовность к познанию, социально-коммуникативные и профессиональные навыки; готовность использовать полученные знания в ситуациях повседневного и профессионального общения и другие.
В настоящее время процесс совершенствования профессиональной подготовки будущего вокалиста представляется наиболее эффективным в условиях интегрированного подхода, что связано не только с постижением
основ вокального исполнительства, но и освоением других видов художественно-творческой деятельности, так или иначе связанных с избранной специальностью (в частности, на занятиях по курсу фортепиано).
Интегрированный подход в профессиональной подготовке вокалиста рассматривается в диссертации как способ обеспечения целостности междисциплинарного содержания учебных дисциплин профессиональных модулей на основе взаимодействия разных видов исполнительской деятельности (вокальной и инструментальной), что позволяет включить преподавателя и обучающихся вокалистов в активный совместный творческий процесс.
Отвечая на актуальные государственные запросы, учебные занятия по классу фортепиано являются необходимым условием полноценного развития будущих вокалистов в общей структуре предметов учебного плана музыкального колледжа. Это связано с тем, что овладение профессиональными компетенциями в курсе фортепиано для будущих вокалистов приобретает в настоящее время особое значение. Специфика его заключается в обогащении музыкально-творческого опыта и исполнительской (вокальной и инструментальной) деятельности одновременно. Несмотря на то, что обращение к данному феномену полностью отвечает требованиям компетентностной образовательной парадигмы и обеспечивает использование интеграционных педагогических технологий в подготовке вокалистов, в рамках формирования профессиональных компетенций у обучающихся среднего профессионального образования, эта проблема до настоящего времени не рассматривалась.
Степень разработанности проблемы исследования. В изучении вопросов, связанных с профессиональным развитием обучающихся музыкантов большое значение имеют научные труды по изучению профессиональной подготовки студентов-музыкантов (Э.Б. Абдуллин,
Л.Г. Арчажникова, Е.А. Бодина, Е.П. Кабкова, Л.А. Рапацкая, Л.И. Уколова, Г.М. Цыпин, А.И. Щербакова и др.).
Стоит отметить психолого-педагогические исследования, посвященные определению путей оптимизации и повышения качества среднего профессионального образования (Е.В. Андреева, А.Б. Арутюнова, Н.А. Казанцева, Н.И. Степанов, В.А. Шаповалова и др.), а также применения компетентностного подхода в образовании (В.И. Байденко, Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, А.В. Хуторского, В.Д. Шадрикова и др.).
Условия реализации интегративных связей в профессиональном образовании раскрывают работы Е.А. Ануфриева, О.В. Грибковой, Г.Н. Курбоновой, О.Н. Лысаковой, О.В. Резиковой, И.М. Сигал и др.
Особый интерес представляют труды ученых лаборатории интеграции искусств и культурологии им. Б.П. Юсова Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», связанные с разработкой полихудожественного подхода (Б.П. Юсов) и реализацией в современном образовании синтеза искусств и интегрированного подхода.
Между тем, интегрированный подход к подготовке музыкантов имеет свою ярко выраженную специфику. Во-первых, профессиональное музыкальное образование, с одной стороны, достаточно консервативно по отношению к непрофильным видам художественной деятельности. Во-вторых, при разработке новых учебных планов и программ в музыкальном образовании, меняется и методика преподавания, расширяется педагогический и концертный репертуар и т.д.
Содержание учебного плана в контексте методического обеспечения в цикле общепрофессиональных дисциплин подчас противоречит требованиям к профессиональной подготовке вокалиста и уровню его готовности к профессиональной деятельности. Исследование показало, что студенты колледжа не всегда понимают личную значимость в выбранной
ими профессии и осознают себя в русле этой профессии в соответствии с получаемым музыкальным образованием.
Вышеуказанные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, которая заключается в необходимости актуализации специфики содержания, технологий и условий организации образовательного процесса, обеспечивающих совершенствование профессиональной подготовки вокалистов в системе среднего профессионального образования. Данная проблема стала основой при выборе темы исследования: «Совершенствование профессиональной подготовки вокалистов на основе интегрированного подхода (в системе среднего профессионального образования)».
Цель исследования: разработать теоретические и методические основания повышения уровня профессиональной подготовки вокалистов на основе интегрированного подхода.
Объект исследования: профессиональная подготовка вокалистов в системе среднего профессионального образования.
Предмет исследования: процесс совершенствования профессиональной подготовки обучающихся вокалистов на основе интегрированного подхода.
Гипотеза исследования. Совершенствование процесса профессиональной подготовки обучающихся вокалистов в среднем профессиональном образовании будет более эффективным, если:
- реализовать методическую систему обучения в классе фортепиано, включающую технологические приемы обучения: «эскизного освоения музыкальных произведений»; «музыкального разговора»; «виртуального спектакля»; «полифонического освоения музыкального текста» и др.», повышающие общий уровень профессиональной компетентности вокалистов в системе среднего профессионального образования;
- обеспечить целостность междисциплинарного содержания учебных дисциплин на основе интегрированного подхода, позволяющего
организовать процесс обучения вокалистов во взаимосвязи разных видов исполнительской деятельности (вокальной и инструментальной);
- в основе обучения применить структурно-функциональную модель совершенствования профессиональной подготовки вокалистов, направленную на внедрение модульной технологии развития профессиональных компетенций в классе фортепиано.
Задачи исследования:
1. Выполнить теоретико-методологический анализ научных работ по проблеме профессиональной подготовки обучающихся.
2. Определить особенности развития профессиональных компетенций у обучающихся вокалистов в среднем профессиональном образовании.
3. Разработать и аргументировать построение структурно-функциональной модели совершенствования профессиональной подготовки вокалистов на основе интегрированного подхода и взаимодействия разных видов исполнительской деятельности (вокальной и инструментальной).
4. Экспериментально апробировать структурно-функциональную модель совершенствования профессиональной подготовки вокалистов в ходе опытной работы (в классе фортепиано).
Методологическую основу и теоретическую базу исследования составили:
- исследования в области музыкальной педагогики и общетеоретические подходы к профессиональной подготовке специалиста (Б.В. Асафьев, Л.Г. Арчажникова, Д.Б. Кабалевский, Г.Г. Нейгауз, В.В. Медушевский и др.);
- положения о психологических основах подготовки специалиста в системе среднего профессионального образования (В.В. Давыдов, Л.В. Занков, И.А. Зимняя, А.К. Маркова и др.);
- психологические и философские аспекты рассмотрения проблемы с позиции художественной деятельности в развитии личности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, М.С. Каган, А.Г. Маслоу, Б.М. Теплов и др.);
- педагогические аспекты использования интегрированного подхода в современном образовании (Л.Г. Савенкова, Г.П. Шевченко, Б.П. Юсов, и др.);
- основополагающие нормативно-правовые документы, регламентирующие подготовку специалистов в учреждениях среднего профессионального образования в сфере музыкального искусства;
Методы исследования: теоретический анализ психологической, педагогической, философской, музыковедческой литературы, обобщение педагогического опыта; проектирование и моделирование; наблюдение, опрос, интервьюирование, беседа; педагогический эксперимент; метод экспертной оценки; статистическая обработка эмпирических данных.
Достоверность научных результатов обеспечивается методологической обоснованностью положений исследования; использованием комплекса диагностических методик, адекватных цели, предмету и задачам диссертационного исследования; личным участием диссертанта в организации экспериментальной работы.
База исследования: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Колледж музыкально-театрального искусства имени Г.П. Вишневской», отделение «Вокальное искусство». Педагогическое наблюдение велось также в структурном подразделении данного образовательного учреждения -общеобразовательной школе с музыкально-театральным компонентом. Частное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Заокский христианский гуманитарно-экономический институт», кафедра музыкального образования (п. Заокский, Тульской обл.). Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования города Реутов «Детская музыкальная школа № 1». Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Астраханской области «Астраханский колледж культуры и искусств».
Этапы исследования. Исследование проводилось в период с 2005 по 2017 год и включило в себя 4 этапа.
На первом этапе, подготовительном (2005-2010 гг.), осуществлялся анализ психолого-педагогической, методической и научной литературы, связанной с проблемой формирования профессиональной компетентности и преемственности традиций в музыкальном образовании, а также исследовалась проблема развития ценностного отношения к профессиональной деятельности вокалиста, что включало наблюдение за деятельностью обучающихся, опросы, беседы с преподавателями.
На втором этапе, констатирующем (2010-2013 гг.) определялись теоретические аспекты применения интегрированного подхода, производился анализ публикаций и диссертационных работ по проблеме исследования. Одновременно на данном этапе проводились анализ программ по учебным дисциплинам, анкетирование и тестирование участников работы по апробации педагогических условий формирования профессиональных компетенций обучающихся вокалистов.
На третьем этапе, формирующем (2013-2015 гг.) проводился формирующий эксперимент, целью которого стала апробация педагогических подходов в развитии профессиональных компетенций обучающихся вокалистов в классе фортепиано. Полученные данные были учтены в разработке методов и структурно-функциональной модели. Были подготовлены научные статьи по изучаемой проблеме, в том числе, для изданий, рекомендованных ВАК РФ.
На четвертом этапе, обобщающем (2016-2017 гг.), проводился анализ и систематизация результатов опытно-экспериментальной работы; обобщались полученные данные, формировался и редактировался текст диссертации.
Апробация исследования. Теоретические положения и результаты исследования обсуждались:
- в лаборатории интеграции искусств и культурологии им. Б.П. Юсова ФГБНУ «Институт художественного образования РАО» (2015-2017 гг.);
- на семинарах и круглых столах городского методического объединения педагогов дополнительного образования «Через сотрудничество к творчеству»
(2014), «Развитие профессиональных компетенций обучающихся вокалистов» для студентов и педагогов дополнительного образования (2015) и др.;
- на общероссийских и международных конференциях: «Традиции и инновации в современном культурно-образовательном пространстве» (МГГУ им. М.А. Шолохова, 11 марта 2013; 13 марта 2014; 12 марта 2015, г. Москва), II Международного научно-практического Форума «Педагогика искусства: современные тенденции развития, история и опыт» (ИХО РАО, 19-21 ноября 2013, г. Москва); Всероссийской конференции «Интеграция как условие гуманитаризации современного образования: Юсовские чтения (ФГБНУ «ИХОиК РАО», 2014, г. Москва); Всероссийской конференции «Социокультурный портрет современного ребенка в контексте непрерывного образования: Юсовские чтения» (ФГБНУ «ИХОиК РАО», 12 ноября 2015, г. Москва); Международной научно-практической конференции «Перспективы художественно-творческого и социокультурного развития столичного мегаполиса» (ГАОУ ВО МГПИ, 14 апреля 2016); ХУШ Международной научно-практической конференции «Экология как основа интегрированного обучения: Юсовские чтения» (ФГБНУ «ИХОиК РАО», 31 октября-1 ноября 2017, г. Москва) и др.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Разработана структурно-функциональная модель совершенствования процесса подготовки обучающихся вокалистов в системе среднего специального образования на основе интегрированного подхода, обеспечивающего целостность междисциплинарного содержания учебных дисциплин профессиональных модулей в разных видах исполнительской деятельности (вокальной и инструментальной).
2. Определены и обоснованы основные блоки педагогической модели: концептуально-целевой, организационно-содержательный, результативно-оценочный, раскрывающие эффективные педагогические условия для совершенствования профессиональной подготовки вокалистов на основе интегрированного подхода.
3. Разработана методическая система технологических приемов обучения: «эскизного освоения музыкальных произведений»; «совместного исполнения произведений (обучающихся и педагога)»; «музыкального разговора»; «виртуального спектакля»; «полифонического освоения музыкального текста» и др.», ориентированных на взаимосвязь разных видов исполнительской деятельности (вокальной и инструментальной).
4. Предложена уровневая характеристика результативно-оценочного блока модели на основе выделенных критериев: «наличия развитости интеллектуального и эмоционального потенциала»; «музыкально-исполнительского мастерства»; «творческой активности», которые раскрывают уровни профессионального роста вокалистов в классе фортепиано (начальный, средний, высокий).
Теоретическая значимость исследования:
1. Уточнено понятие «интегрированный подход в совершенствовании профессиональной подготовки вокалистов» как способ обеспечения целостности междисциплинарного содержания учебных дисциплин профессиональных модулей в исполнительской деятельности (вокальной и инструментальной), благодаря которому на занятиях по курсу фортепиано преподаватель и обучающиеся находятся в активном совместном творческом процессе.
2. Выявлены принципы совершенствования профессиональной подготовки вокалистов в системе среднего профессионального образования, включающие:
- принцип полихудожественного обучения, который обосновывает значимость активизации индивидуального, интеллектуального и эмоционального потенциала личности в единстве разных форм познания и художественно-творческой деятельности;
- принцип педагогической поддержки, нацеленный на самоорганизацию творческой деятельности и поддержку педагогом проявлений музыкального творчества;
- принцип средовой организации учебного процесса, ориентированный на создание условий для углубления общей музыкальной культуры и постижения эмоционально-смысловой выразительности произведений музыкального искусства.
3. Обоснованы виды образовательных модулей в совершенствовании профессиональной подготовки вокалистов: стартовый (исследовательский модуль), промежуточный (дидактический модуль), итоговый (модуль обобщения), реализующие педагогические условия развития профессиональных компетенций: содержательно-образовательные; мотивационно-смысловые; процессуально-операциональные; организационно-педагогические.
4. Раскрыты сущностные характеристики результативности формирования у вокалистов профессиональных компетенций в классе фортепиано, позволяющие осуществить качественную и количественную оценку: «наличия развитости интеллектуального и эмоционального потенциала»; «музыкально-исполнительского мастерства»; «творческой активности».
Практическая значимость исследования заключается в следующем:
- реализовано решение актуальной педагогической задачи совершенствования подготовки обучающихся вокалистов к профессиональной деятельности в системе среднего музыкального образования на основе интегрированного похода, обеспечивающего взаимодействие разных видов исполнительской деятельности (вокальной и инструментальной);
- предложена методическая система технологических приемов обучения в практике подготовки вокалистов в классе фортепиано, которые можно применить в комплексной модульной технологии для последовательного постижения эмоционально-смысловой выразительности музыкальных произведений;
- результаты исследования, выводы и рекомендации могут быть использованы в качестве учебно-методического инструментария в повышении квалификации педагогических кадров сферы культуры и искусства.
Наиболее существенные результаты, полученные лично соискателем:
- сформулированы наиболее значимые (общие и специальные) профессиональные компетенции в подготовке вокалистов в системе среднего профессионального образования;
- выделены и апробированы в многолетней практике эффективные педагогические условия реализации методической системы технологических приемов обучения в классе фортепиано: содержательно-образовательные; мотивационно-смысловые; процессуально-операциональные; организационно-педагогические;
- реализована структурно-функциональная модель совершенствования профессиональной подготовки вокалистов на основе интегрированного подхода, обеспечивающая целостность и эффективность данного процесса за счет применения разных видов образовательных модулей: исследовательского, дидактического, модуля-обобщения;
- систематизированы технологические приемы совершенствования профессиональной подготовки обучающихся вокалистов в классе фортепиано: «эскизного освоения музыкальных произведений»; «совместного исполнения произведений (обучающихся и педагога)»; «музыкального разговора»; «виртуального спектакля»; «полифонического освоения музыкального текста» и др.», направленные на становление у вокалистов общих и профессиональных компетенций.
Положения, выносимые на защиту:
1. Для процесса совершенствования профессиональной подготовки обучающихся вокалистов важен ряд условий (содержательно-образовательных, мотивационно-смысловых, процессуально-операциональных, организационно-педагогических), обеспечивающих целостное междисциплинарное содержание учебных дисциплин профессиональных модулей, а также организацию развивающей среды занятий, формирующих интерес и позитивную мотивацию у обучающихся к будущей профессиональной деятельности вокалиста, в целом, и освоению курса фортепиано, в частности.
2. Процесс совершенствования профессиональной подготовки вокалистов возможен на основе интегрированного подхода и расширения методического обеспечения формирования профессиональных компетенций обучающихся вокалистов в классе фортепиано. Реализация интегрированного подхода и методических ресурсов обучения базируется на передаче музыкальной выразительности, интерпретации основного содержания произведений, переносе художественных впечатлений на язык других видов искусства и интеграции разных видов музыкально-исполнительской деятельности (вокальной и инструментальной).
3. Структурно-функциональная модель совершенствования профессиональной подготовки обучающихся вокалистов отражает единство: концептуально-целевого, организационно-содержательного и результативно-оценочного блоков на основе интегрированного подхода и основополагающих принципов: полихудожественного обучения; педагогической поддержки самостоятельной творческой деятельности; средовой организации учебного процесса.
4. Эффективность этой модели обеспечивается применением разработанной методической системы технологических приемов обучения: «эскизного освоения музыкальных произведений»; «совместного исполнения произведений с педагогом»; «музыкального разговора»; «виртуального
спектакля»; «полифонического освоения музыкального текста». Критериями динамики формирования профессиональных компетенций у обучающихся вокалистов являются: наличие развитости интеллектуального и эмоционального потенциала; музыкально-исполнительского мастерства; творческой активности.
Структура диссертации определена логикой исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, тезауруса и приложения. Результаты исследования обобщены в таблицах, схемах и диаграммах, наглядно демонстрирующих наиболее значимые факты диссертационного исследования.
Глава 1. Теоретические основания совершенствования профессиональной подготовки вокалистов в системе среднего профессионального образования
Задачи, решаемые в 1 главе диссертации:
• Проанализировать научную литературу по проблеме профессиональной подготовки обучающихся в системе среднего профессионального образования.
• Исследовать наиболее эффективные педагогические условия формирования профессиональных компетенций у обучающихся вокалистов.
• Обосновать значение интегрированного подхода в организации процесса формирования профессиональных компетенций обучающихся вокалистов.
1.1. Профессиональная подготовка обучающихся вокалистов в системе среднего профессионального образования как проблема
исследования
Система среднего образования на современном этапе в России характеризуется новой, компетентностной парадигмой, включая смену приоритетных ценностных ориентиров и направленность на подготовку компетентных специалистов, готовых к профессиональной деятельности в современных условиях информационного общества. Законодательные инициативы, принятые в XXI веке в России с целью обновления и модернизации художественного образования поставили перед педагогами и общественностью ряд задач. Среди них:
• создание условий для образования, включая творческое развитие учащейся молодежи;
• подготовка будущих педагогов к осуществлению творческой деятельности в системе художественного образования;
• организация продуктивного использования сложившихся в России традиций профессионального образования в сфере культуры и искусства, а также подключение достижений и концепций зарубежной педагогики;
• активизация эстетического и нравственного потенциала искусства.
В одном из важнейших государственных документов в сфере образования (Концепции модернизации российского образования до 2020 года) [165] выдвигается требование восстановления образовательного статуса России как ведущей мировой державы. В Концепции подчеркивается необходимость комплексного подхода к среднему профессиональному образованию, а также отмечается значимость фундаментальных научных исследований, которые являются инструментом к поиску, анализу и обновлению технологий развития профессиональной компетентности будущих специалистов.
В первые десятилетия XXI века процесс, направленный на совершенствование подготовки специалистов в сфере культуры и искусства, неразрывно связан с повышением уровня их профессиональной компетентности. В психолого-педагогической науке понятие «компетентность» связано с представлениями о самостоятельно реализуемой способности к продуктивной практической деятельности. Понятие «компетенция», в свою очередь, несколько уже. Это результат образования, то есть «присвоенные» знания, навыки и умения, которые выражаются в готовности личности реализовать внешние и внутренние ресурсы для достижения определенной образовательной цели [78]; [183].
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК
Контекстно-культурологический подход в обучении китайских вокалистов в вузах России и КНР2024 год, кандидат наук Чжу Тяньи
Начальная эстрадно-джазовая подготовка вокалистов в общеобразовательных учреждениях КНР: комплексный подход2024 год, кандидат наук Гао Тяньли
Формирование музыкальной культуры бакалавров вокального искусства в гуманитарном университете2013 год, кандидат педагогических наук Кудрявцева, Виктория Викторовна
Формирование музыкального вкуса у будущих эстрадных вокалистов в системе высшего профессионального образования2014 год, кандидат наук Илларионова, Надежда Николаевна
Совершенствование вокальной подготовки будущих оперных певцов средствами инновационных творческих проектов в Китае2023 год, кандидат наук У Цзинь
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Петрова Валентина Петровна, 2018 год
- 50 с.
129. Печко, Л.П. Теоретические представления о педагогической эстетической среде школы и урока / Л.П. Печко // Педагогика эстетической среды: теория и опыт: сб. науч. тр. / Под ред. Л.П. Печко, Н.Н. Яковлевой. -Минск: НИО, 2002. - С. 5-20.
130. Печко, Л.П. Научные представления о феномене эстетической выразительности в реальности и искусстве как основа современной отечественной эстетики и гуманитарно-эстетического образования / Л.П. Печко // Взаимосвязи искусства и культуры в современном образовании: новые интерпретации экспрессионного подхода: сб. науч. ст. / Науч. ред. Л.П. Печко, Е.Ф. Командышко. - М.: ИХО РАО, 2012. - С. 21-38.
131. Петрова В.П. Педагогические условия формирования профессиональных компетенций учащихся вокалистов в системе среднего профессионального образования [Электронный ресурс] / В.П. Петрова // Педагогика искусства - № 2 - 2016 - Режим доступа: http://www.art-education. ru/sites/default/files/j ournal_pdf/141- 145_petrova.pdf (дата обращения: 09.09.2018)
132. Петрова В.П. Структурно-функциональная модель совершенствования профессиональной подготовки обучающихся вокалистов: интегрированный подход [Электронный ресурс] / В.П. Петрова // Педагогика искусства - № 2 - 2018 - Режим доступа: http://www.art-education. т/еЬсйюшс- ournal/strukturno-funkcionalnaya-model-sovershenstvovaniya-professionalnoy-podgotovki (дата обращения: 09.09.2018)
133. Письмак Г.А. Педагогические условия реализации полихудожественного подхода в гимназическом образовании учащихся. Автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ю.В. Ганичева. - М., 2008. - 24 с.
134. Платонов, К.К. Структура и развитие личности / Отв. ред. А.Д. Глоточкин. - М.: Наука, 1986. - 256 с.
135. Полякова, Т.Н. Интеграция предметов художественно-эстетического цикла как фактор творческого развития личности / Т.Н. Полякова // Материалы Всероссийской конференции: Юсовские чтения. «Интеграция искусства в систему непрерывного образования: воспитание искусством детей и молодежи как фактор социализации личности в меняющемся мире». - М.: ИХО РАО, 2008. - С. 227- 231.
136. Пономарёв, Я.А. Психология творчества и педагогика. -М.: Педагогика, 1976. - 280 с.
137. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика / Д.К. Кирнарская, К.В. Тарасова и др. // Под ред. Г.М. Цыпина. -М.: Академия, 2006. - 368 с.
138. Пуни, А. Ц. Некоторые вопросы теории воли и волевая подготовка в спорте // Психология и современный спорт. - М., 1973.
139. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация: Пер. с англ. - М.: «Когито-Центр», 2002. -396 с.
140. Радомская, О.И. Повышение профессионального мастерства учителя изобразительного искусства в процессе применения интегрированных технологий: Дис. ... канд. пед. наук / О.И. Радомская. - М., 2004. -195 с.
141. Райский Б.Ф. Развитие у школьников стремления к самообразованию. Волгоград: ВГПИ, 1973. - 190 с.
142. Рапацкая, Л.А. Проблемы развития культурологического направления в отечественной педагогике искусства накануне нового тысячелетия / Л.А. Рапацкая // Материалы Международной конферен-ции
Теория и практика музыкального образования: исторический аспект, современное состояние и перспективы развития, посвященной 95-летию со дня рождения Д.Б. Кабалевского (Москва, 7-11 декабря 1999 года) / Под ред. Е.Д. Критской, Л.В. Школяр. - М.: Флинта, 1999. - С. 76-81.
143. Ражников, В.Г. Диалог о воображении, фантазии и образном мышлении в искусстве / В.Г. Ражников // Эстетический опыт как источник активности творческого воображения в художественном образовании: сб. науч. тр. - М., 2004. - С. 54- 57.
144. Резикова, О.В. Оптимизация процесса повышения квалификации педагогов-музыкантов на современном этапе: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / О.В. Резикова. - М., 2013. - 26 с.
145. Рогачева, Ю.Б. Организация самостоятельной работы студентов в процессе производственной практики в системе СПО. / Ю.Б. Рогачева. -Тамбов: Грамота, 2007. - № 1 (1). - C. 208-210.
146. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. - М.: Mass Media, 1999. -544 с.
147. Российская педагогическая энциклопедия. - М., 1993. - Т.1. - 608 с.
148. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии. - М.: Педагогика, 1973. - 416 с.
149. Рудой, Е.Л. Профессиональная подготовка педагога-музыканта в сфере культурно-просветительской деятельности: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е.Л. Рудой. - М., 2015. - 22 с.
150. Савенкова, Л.Г. Технологии интегрированного полихудожественного обучения. [Электронный ресурс] / Л.Г. Савенкова // Электронный научный журнал «Педагогика искусства», 2011 г. № 3. - Режим доступа: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/ savenkova-10-09-2011.pdf. (дата обращения 01.05.2017).
151. Савенкова, Л.Г. Интегрированное обучение - основа гуманитаризации современного образования. Развитие идей научной школы Б.П. Юсова / Л.Г. Савенкова // Материалы I Международного научно-
практического форума, 6-9 ноября 2012 г. «Научные школы педагогики искусства в современном образовании»: сб. науч. ст. / Под ред. Л.Г. Савенковой, Е.Ф. Командышко. - М.: ИХО РАО, 2012. - С. 28-31.
152. Савшинский, С.И. Детская фортепианная педагогика / С.И. Савшинский // Вопросы фортепианной педагогики. - М.: Музыка, 1976. - Вып.4. - С. 3-8.
153. Сахарова, Н.С. Категории «компетентность» и «компетенция» в современной образовательной парадигме / Н.С. Сахарова // Вестник СГУ. -1999. - № 3. - С. 51-58.
154. Сахарчук, Е.И. управление качеством подготовки специалистов в педагогическом вузе: гуманитарный подход: монография / Е.И. Сахарчук. - Волгоград: Перемена, 2003. - 259 с.
155. Селевко, Г.К. Воспитательные технологии. / Г.К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - С. 26-67.
156. Семушина, Л.Г. Содержание и технологии обучения в ср. спец. уч. заведениях / Л.Г. Семушина, Н.Г. Ярошенко. - М.: Мастерство, 2001. - 272 с.
157. Сизова Е.Р. Профессиональная подготовка специалистов в системе классического музыкального образования. Автореф. дис. ... докт. пед. наук / Е.Р. Сизова. - М., 2008. - 43 с.
158. Сигал, И.М. Формирование литературно-музыкальной компетенции в профессиональной подготовке вокалистов и хормейстеров: Дис. ... канд. пед. наук - Самара, 2010. - 187 с.
159. Сластенин, В.А., Подымова, Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. - М.: Изд-во «Магистр», 1997. - 308 с.
160. Сластенин, В.А. Аксиологические основания общего и профессионального образования / В.А. Сластенин // Материалы международной научно-практической конференции «Качество жизни: проблемы системного научного обоснования». - Липецк: ЛГПИ, 2000. -С. 15-25.
161. Сличенкова Т.Н. Что такое методическая система обучения? // Код доступа: http://www.silchenkova.ru/metod sist obycMndex.html
162. Степанов, Н.И. Народное музыкально-инструментальное исполнительство. Теория и методика обучения: Учебное пособие / Н.И. Степанов. - СПб.: Лань, 2014. - 224 с.
163. Стукалова, О.В. Эстетическая среда воспитания и образования на уроке словесности: от истории российской школы к современности / О.В. Стукалова // Педагогика эстетической среды: теория и опыт: сб. науч. тр. / Под ред. Л.П. Печко, Н.Н. Яковлевой. - Минск: НИО, 2002 - С. 110-120.
164. Теория и методика музыкального образования детей / Л.В. Школяр, М.С. Красильникова, Е.Д. Критская и др. - 2-е изд. - М.: Флинта: Наука, 1999. - 336 с.
165. Теплов, Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий. - М.: Изд-во «Институт практической психологии». - Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. - 544 с.
166. Тихонов, Э.А. Формирование профессионального самоопределения студентов колледжа в системе дистанционного образования. - Ишим: Изд-во ИГПИ, 2001. - 66 с.
167. Третьяков, П.И. Управление образованием по результатам: теория и практика. - М.: Новая школа, 1997. - 288 с.
168. Уколова, Л. И. Дирижирование: учеб. пособие для СПО / Л. И. Уколова. // 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. -210 с.
169. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 53.02.04 Вокальное искусство. Педагогическое образование [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://минобрнауки.рф/документы/938 (дата обращения 01.05.2017)
170. Философский энциклопедический словарь / под ред. Л.Ф. Ильичева, П.Н. Федосеева. - М.: Советская энциклопедия, 1983. - 840 с.
171. Холопова, В.Н. Специальное и неспециальное музыкальное содержание. 2-ое изд. - М.: ПРЕСТ, 2008. - 32 с.
172. Холопова, В.Н. Музыка как вид искусства [Текст]. - СПб: Лань, 2000. - 320с.
173. Франкл, В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990. - 368 с.
174. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Электронный ресурс] / А.В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». - 2002. - 23 апреля. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/ joumal/2002/0423.htm (дата обращения 01.05.2017)
175. Хуторской, А.В. Образовательные компетенции в дидактике и методике личностно-ориентированного обучения / А.Хуторской // Известия МСАО. - 2003. - № 2. - С. 167-171.
176. Цыпин, Г.М. Психология музыкальной деятельности: Проблемы, суждения. - М.: Интерпрайс, 1994. - 384 с.
177. Цыпин, Г.М. Музыкально-исполнительское искусство: Теория и практика. - СПб: Алетейя, 2001. - 320 с.
178. Цыпин, Г.М. Диссертационное исследование в области музыкальной культуры и педагогики (проблемы содержания, формы, языка и стиля) / Г.М. Цыпин. - Тамбов: ТГМПИ им. С. В. Рахманинова, 2005. - 337 с.
179. Чебанная И.А. Формирование профессиональных компетенций выпускников колледжа. Автореф. дис. ... канд. пед. наук / И.А. Чебанная. - Астрахань, 2008. -26с.
180. Чошанов, М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения / М.А. Чошанов. - М.: Народное образование, 1996. - 160 с.
181. Шавир, П.А. Психология профессионального самоопределения в юности. - М.: Педагогика, 1981. - 234 с.
182. Шадриков, В.Д. Мысль, мышление и сознание / В.Д. Шадрикова // Мир психологии. Научно-методический журнал, 2014. - № 1. -С. 17-32.
183. Шаповалова, В.А. Компетентностная модель профессиональной подготовки менеджера в системе среднего профессионального образования: Дис. ... канд. пед. наук / В.А. Шаповалова - М. - 2007. - 173 с.
184. Шевченко, Г.П. Межпредметные и внутрипредметные связи как резерв повышения эффективности обучения. - М., 1975. - 132 с.
185. Шеншин А.А. Принципы и методы общего музыкального образования / А.А. Шеншин // Музыка в школе: Материалы по общему музыкальному образованию в школе. - М., 1921. - С. 11-16.
186. Шерехова, О.М. Межсубъектная творческая деятельность как основа эффективного общения участников образовательного процесса вуза [Электронный ресурс] / О.М. Шерехова // Вестник МГОУ. - 2013. -№ 1. - С. 1-2 - Режим доступа: www.evestnik-mgou.ru
187. Шишов, С.Е. Компетентностный подход к образованию: прихоть или необходимость? / С.Е. Шишов, И.Г. Агапов // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2002. - № 2. - С. 58-62.
188. Шишова, О.А. Развитие творческих способностей детей в условиях школы искусств / О.А. Шишова // Молодые голоса: Сб. науч.-исслед. работ аспирантов и соискателей МГОПУ. - М.: МГОПУ, 1998. -С. 211-214.
189. Школяр, В.А. Методология музыкального образования: реальность и перспективы развития / В.А. Школяр // Материалы Международной конференции Теория и практика музыкального образования: исторический аспект, современное состояние и перспективы развития, посвященной 95-летию со дня рождения Д.Б. Кабалевского «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании» (Москва, 7-11 декабря 1999 года) / Под ред. Е.Д. Критской, Л.В. Школяр. - М.: Флинта, 1999. - С. 84-88.
190. Школяр, Л.В. Школа Кабалевского в педагогике искусства / Л.В. Школяр // Материалы Международной конференции Теория и практика музыкального образования: исторический аспект, современное состояние и перспективы развития, посвященной 95-летию со дня рождения Д.Б.
Кабалевского «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании» / Под ред. Е.Д. Критской, Л.В. Школяр. - М.: Флинта, 1999. -С. 10-15.
191. Щербакова, А.И. Современное музыкальное образование как носитель гуманитарной культуры / А.И. Щербакова // Метериалы II Международного научно-практического форума. «Педагогика искусства: современные тенденции развития, история и опыт»: сб. науч. ст. - М.: ИХО РАО, 2013. - С. 105-111.
192. Щуркова, Н.Е. Педагогическая технология. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 224 с.
193. Эльконин, Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1978. -301 с.
194. Эстетическая среда и развитие культуры личности. Межвузовский сборник научных трудов. - М.: ИХО РАО; - Елец: ЕГПИ, 1999. - 226 с.
195. Юсов, Б.П. Взаимосвязь культурогенных факторов в формировании современного художественного мышления учителя образовательной области «Искусство». - М.: ИХО РАО, 2004. - 252 с.
196. Юсов, Б.П. Концепция образовательной области искусства. -М.: ИХО РАО, 2000. - 210 с.
197. Юсов, Б.П. Современная концепция образовательной области «Искусство» в школе / Б.П. Юсов // Изв. Рос. акад. обр., 2001. - № 4. -С. 64-73.
198. Яворский Б.Л. Избранные труды, тт. 1-2. - М., 1972-1987
199. Hutmacher, Walo. Key competencies for Europe // Report of the
Symposium Berne, Switzezland 27-30 March, 1996. Council for Cultural Cooperation (CDCC) a // Secondary Education for Europe Strsburg, 1997. - 103 p.
200. Kratus, J. Eminence in Music Education Research as Measured in the Handbook of Research on Music Teaching and Learning / J. Kratus // Bulletin of the Council for Research in Music Education. 1993. № 118. -Р. 21-32.
201. Merriam, Alan P. The Anthropology of Music. North western university press. Evanston, 1964. - 358 p.
202. Reimer, B. A. Philosophy of Music Education. Englewood Cliffs, 1989. - 252 p.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Процесс интерпретации музыкальных произведений на занятиях по классу фортепиано
Использование метода музыкального разговора, связанного
с применением полихудожественного подхода
Освоение профессиональных навыков на основе взаимодействия разных видов исполнительской деятельности (вокальной и инструментальной)
Концертная деятельность обучающихся
Подготовка к музыкальным конкурсам
На занятиях по предмету фортепиано
Совместная творческая работа педагога и обучающихся
Реализация разных видов исполнительской деятельности, на основе интегрированного подхода
КОНЦЕРТ «Праздничный концерт»
Участники: учшим ГБПОУ городя Москвы "Колледж музыкально-театрального яскусетм имея» Г.П. Вищиевдцпв"
РОМАНОВ ИВАН САВИНОВ ПАВЕЛ СТРЕЛЬНИКОВ КИРИЛЛ ЗАЙЦЕВА ДАРЬЯ МАЛЕР АЛИНА КОРСАКОВ ВАЛЕРИЙ
Преподаватель вокала: Стёпин С.А. Преподаватель фортепиано: Петрова В.П. Концертмейстер: Петрова В.П.
Репертуар ДМШ и музыкальных училищ
КОНЦ(РТНЫ( мсы
m фортжю
I
СОНСМТ P№S
(■он pi/ino
Music schools and colleges repertoire
— 1ВДГ llllfflt —
25 ЩОВ ДЛЯ ФОРТШПДЙО
an. fie
Использованный музыкальный материал.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.