Развитие музыкально-эстетического кругозора у будущих драматических актеров на занятиях по дисциплине "Вокальное искусство" тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Давыдова, Галина Евгеньевна
- Специальность ВАК РФ13.00.02
- Количество страниц 239
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Давыдова, Галина Евгеньевна
Введение.
Глава I. Традиции и базовые эстетические аспекты вокальной подготовки российских драматических актеров.
1.1 Вокальная подготовка и ее значение в профессии актера.
1.2 Музыкально-эстетическая культура драматического актера.
1.3 Терминологические особенности сущности, содержания и структуры понятия «музыкально-эстетический кругозор драматического актера».
1.4 Роль музыкально-эстетической потребности в обучении будущего драматического актера.
1.5 Выводы по первой главе.
Глава II. Теоретическое обоснование и практические аспекты обучения «поющего» драматического актера в России.
2.1. Вокально-эстетический ракурс в истории российской театральной педагогики.
2.2. Содержание и специфика обучения основам вокала.
2.3. Организация педагогического процесса и вокальная подготовка будущих актеров театра и кино.
2.4. Практико-методические условия успешности вокальной подготовки будущего драматического актера в театральном вузе.
Глава III. Опытно-экспериментальное исследование процесса развития музыкально-эстетического кругозора драматического актера на занятиях по дисциплине «Вокальное искусство».
3.1. Основные положения, условия и задачи опытно-экспериментальной работы.
3.2. Обследование мнения преподавателей о состоянии вокальной подготовки в вузах и колледжах театральной направленности г. Москвы: зондирующий этап.
3.3. Диагностика начального уровня развития компонентов музыкально-эстетического кругозора драматического актера на констатирующем этапе.
3.4. Развитие компонентов музыкально-эстетического кругозора драматического актера на занятиях по вокальному искусству: формирующий этап.
3.5. Диагностика уровня развития компонентов музыкально-эстетического кругозора на контрольном этапе.
3.6. Сравнительная, результативная стадия педагогического эксперимента.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Дидактические особенности актерской подготовки вокалистов в вузах культуры и искусств2008 год, кандидат педагогических наук Ланщикова, Оксана Геннадьевна
Современные и традиционные методы обучения сценической речи в китайской театральной школе: Из опыта преподавания в Шанхайской театральной Академии2005 год, кандидат искусствоведения Люй Янь
Единство внутреннего и внешнего в сценическом действии как художественно-педагогический принцип руководства музыкально-драматическим творчеством школьников2003 год, кандидат педагогических наук Аккуратова, Елена Анатольевна
Танец в системе профессионального становления актера драматического театра в России2012 год, кандидат искусствоведения Лещинский, Антон Анатольевич
Сценическое мастерство оперного артиста в контексте актерской школы Ф.И. Шаляпина2005 год, доктор искусствоведения Кузнецов, Николай Иванович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие музыкально-эстетического кругозора у будущих драматических актеров на занятиях по дисциплине "Вокальное искусство"»
Перемены в социально-экономической и культурной жизни нашего общества, начавшиеся в последние десятилетия XX века, привели к формированию нового социального заказа и поставили музыкальную педагогику перед необходимостью соотнесения с современными реалиями основных положений профессиональной подготовки будущих деятелей культуры и искусства.
Эстетический и вокальный компоненты подготовки драматического актера традиционно занимали важное положение в русской театральной педагогике. История искусства и литературы, музыка и пение включались в обязательный перечень дисциплин, о чем красноречиво свидетельствуют программы многих профессиональных образовательных учреждений на всем протяжении истории театрального дела в России.
Музыкальность, лежащая в основе художественной природы русского драматического актера, во многом определяла развитие русского театра на разных исторических этапах. В настоящее время на сценах театров именно спектакли с музыкой занимают все большее место. Так сложилось, что сегодня не поющих актеров на театральных подмостках практически нет. В некоторых случаях пение выполняет сложную драматургическую функцию, являясь полноправным компонентом спектакля, наряду с драматургией, актерским мастерством и декоративным оформлением. В связи с этим повысились требования к вокальной подготовке актера, соответственно, растет и значение предмета «Вокальное искусство» в театральном вузе.
Ныне действующий Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства по специальности 050100 «Актерское искусство»1 предполагает, что артист драматического театра и кино должен «свободно владеть сценической речью, обладать основами музыкальной грамоты, пения (как сольного, так и в
1 По новой классификации - 070201.52 «Актерское искусство», см. на официальном сайте http://eduscan.net/standart/070201 вокальном ансамбле)». С этой целью в разделе «Музыкальное воспитание артиста драматического театра и кино» определены учебные дисциплины: теория музыки, история музыки, гармония, сольфеджио, гигиена голоса, ансамблевое пение, сольное пение с преподавателем и концертмейстером. Однако в практике обучения указанные дисциплины не всегда рассматриваются как базовые и нередко попадают в разряд дополнительных, допускающих для обучаемых свободу выбора.
Необходимость всестороннего развития личности будущего драматического актера и его музыкально-эстетического вкуса, формирования готовности студента театрального вуза к актерской деятельности обуславливают потребность в расширении его музыкально-эстетического кругозора. Осложняющим фактором здесь выступает отсутствие начальной музыкальной подготовки у подавляющего большинства сегодняшних абитуриентов. Понимание глубокой связи между культурным уровнем обучаемого и реальными способами освоения вокального материала, вокальных умений и навыков, необходимых актеру, находит выражение в создании сбалансированных методик по дисциплине «Вокальное искусство», которые призваны развивать кругозор, а также эстетическую культуру личности в целом. Стремление найти адекватные для театрального дела коллективные формы музыкального исполнительства приводит к предположению о возможности трансформировать имеющиеся в театральной педагогике виды деятельности в сторону усиления в них музыкальной составляющей. Целенаправленное планирование процесса обучения призвано обеспечить его оптимизацию, успешность решения педагогических задач, в том числе и развитие музыкально-эстетического кругозора будущего драматического актера.
Степень изученности темы. Проблемы культурного развития, духовного обогащения будущих деятелей культуры и искусства в годы их учебы, как и вопросы вокальной подготовки представителей различных специальностей издавна привлекали и продолжают привлекать внимание исследователей и педагогов-практиков. В частности, о значении развития эстетического кругозора для формирования общей культуры личности писал К. Д. Ушинский [238]; различных аспектов содержания и сущности музыкально-эстетического кругозора личности, определения его компонентов и структуры касались Н. Б. Крылова [125], С. В. Попова [186], В. Д. Пурин [189], Е. А. Романюк [195], Л. А. Тарасова [223, 224, 225] и др. Однако системно, тем более, специализированно (в отношении будущих актеров театра и кино) эта проблематика не разрабатывалась.
Непосредственно к особенностям обучения вокалу драматического актера обращались Б. В. Окулова [172], Т. Я. Розен [194], А. Н. Стулова [219], Ю. С. Удалов [236] и др. Тем не менее, не удалось выявить ни у нас в стране, ни за рубежом работ, исследующих особенности вокальной подготовки драматических актеров в новых условиях (для которых характерно понижение культурного уровня в среде молодежи, что, в свою очередь, сказывается на абитуриентах творческих вузов).
Современное общество заинтересовано в служителях Мельпомены с высоким уровнем развития эстетического кругозора, с гармонично развитым комплексом музыкальных способностей, готовых соответствовать высоким отечественным театральным образцам. Для этого нужно совершенствовать музыкальную подготовку будущего актера драматического театра. Можно констатировать, что обострилась необходимость разрешения противоречий между потребностью внедрения новых подходов к преподаванию дисциплины «Вокальное искусство» в театральном вузе и отсутствием научного обоснования способствующих этому психолого-педагогических условий.
Проблема исследования заключается в недостаточной разработанности теоретических и практических аспектов, связанных с развитием музыкально-эстетического кругозора драматического актера в годы обучения в театральном вузе, в том числе в отсутствии технологий диагностики.
Объект исследования: педагогический процесс подготовки будущих актеров театра и кино.
Предмет исследования: музыкально-эстетический кругозор драматического актера и способы его развития на занятиях по дисциплине «Вокальное искусство» в театральном вузе.
Теоретическая база исследования. Диссертационное исследование базируется на теоретическом фундаменте, включающем справочно-энциклопедическую, методико-педагогическую, эстетическую, психологическую и музыковедческую литературу, а также государственные документы, связанные с профессиональным образованием в РФ.
Помимо уже упомянутых трудов и документов, мы опирались на различные издания, в которых музыканты, философы и общественные деятели обращались к сложным вопросам музыкальной культуры. Выделим лишь наиболее значительных отечественных авторов, расположив их имена в алфавитном порядке: Э. Б. Абдуллин [3], Б. В. Асафьев [16; 17], Н. А. Ветлугина [53], Д. Б. Кабалевский [107], Л. А. Рапацкая [193], А. Н. Сохор [213], Л. А. Тарасова (Тихомирова) [223; 224; 225; 232], Р. А. Тельчарова [228], М. А. Фадеева [239] и др. О формировании и развитии потребностей личности писали Л. С. Выготский [66], Л. Н. Горюнова [79], А. Н. Леонтьев [134], Э. И. Мелькумова [149], В. Г. Мозгот [154], 3. П. Морозова [161], У. Б. Спанов [214], Г. С. Тарасов [221; 222] и др.
Большое значение имеют для нас работы, связанные с обучением вокальному искусству. Теоретические основы и практические рекомендации по становлению певца как профессионала и художественной личности даны в обобщающих трудах Н. Д. Ангуладзе [13; 14], А. А. Касьянова [114], И. П. Шейко [254] и др. Методические положения подготовки певцов рассмотрены у М. С. Агина [4], В. А. Багадурова [21], А. Л. Бараша [22], П. Виардо [55], Фр. Ламперти [131], К. М. Мазурина [142], А. Г. Менабени [150], Б. А. Мордвинова [155], В. П. Морозова [157; 158; 159; 160], О. С. Чишко [250], Н. Д. Шпиллер [258], Р. Юссона [270] и др. Воспитанию волевых качеств вокалиста, а также решению разного рода эстетических и методических вопросов вокальной педагогики посвящены книги Ф. Ф. Витта [56], М. Гарсиа [70], А. А. Иванова [102; 103], И. И. Левидова [132], В. И. Луканина [138] и др. Большое число работ посвящено проблемам певческого дыхания и педагогического репертуара (А. Григорьев [84], Ж. Дюпре [91], М. Н. Щетинин [260] и др.).
Цель исследования состоит в совершенствовании вокальной подготовки драматического актера в театральном вузе с учетом специфики сценической деятельности и ориентации на развитие музыкально-эстетического кругозора личности. Задачи исследования:
• уточнить сущность, содержание и структуру понятия «музыкально-эстетический кругозор драматического актера»;
• разработать и обосновать структуру процесса обучения будущего драматического актера основам вокального искусства в театральном вузе, в том числе его основные компоненты - целевой, содержательный, операционно-деятельностный, оценочно-аналитический, а также виды связей между ними;
• разработать диагностику уровня музыкально-эстетического кругозора, рассматривая его как основной показатель сформированное™ музыкально-эстетической культуры драматического актера;
• сформулировать методические рекомендации по развитию музыкально-эстетического кругозора и работе с голосом драматического актера, адресованные преподавателям вокала учебных заведений театральной направленности.
Гипотеза исследования. Для эффективности протекания процесса развития музыкально-эстетического кругозора драматического актера в годы его обучения в театральном вузе необходимо соблюдение следующих условий:
• с целью повышения общекультурного уровня студентов необходимо всесторонне расширять и обогащать традиционные программные требования к содержанию занятий по дисциплине «Вокальное искусство»;
• обязательное использование методик, учитывающих специфику актерской деятельности и особенности голосообразования у драматических актеров;
• целенаправленный контроль за выбором музыкального материала, осуществляемый преподавателем вокала;
• оптимизация педагогического процесса вокальной подготовки с позиций современных требований, предъявляемых к умениям и навыкам драматического актера.
В основу методологии исследования положен деятельностный подход, при котором педагогические процессы изучаются в логике целостного рассмотрения всех основных компонентов деятельности: ее целей, мотивов, действий, операций, способов регулирования, корреляции, контроля и анализа достигаемых результатов.
Привлекались также идеи личностно-ориентированного образования (В. А. Сластенин [209], В. А. Сухомлинский [220] и др.), философско-эстетического воспитания (М. М. Бахтин [26], II. М. Беловегина [28], Д. С. Лихачев [136] и др.).
Сущностную основу данного исследования составляют теоретическое наследие К. С. Станиславского [115; 116; 117]; исследования психологии художественного творчества Л. С. Выготского [67]; представления о художественной педагогике как о науке воспитания и обучения Б. М. Неменского, Б. П. Юсова [269] и др. Значимыми в контексте избранной проблематики являются исследования в важнейшей для нас отрасли психологии - музыкальной психологии (А. Л. Готсдинер [80], Г. П. Овсянкина [169], Г. С. Тарасов [222], Б. М. Теплов [231] и др.). Большое значение для данной работы имела также опора на теорию музыкального восприятия в интерпретациях Н. А. Ветлугиной [53], В. В. Медушевского [148], Е. В. Назайкинского [163; 164] и др.
Решение проблем оптимизации педагогического процесса в театральном вузе предполагает учет закономерных связей между компонентами системы. За основу структурирования процесса обучения взяты теоретические положения, изложенные В. А. Сластениным, И. Ф. Исаевым, Е. Н. Шияновым [210].
Методы исследования разделяются на теоретические — контекстуальный и сравнительный анализ, обобщение педагогического опыта - и эмпирические: анкетирование, беседа, тестирование, наблюдение.
Практической базой исследования стала серия экспериментов разного уровня, поставленных в 2008-2010 годах, которые можно трактовать как единый педагогический эксперимент, состоящий из четырех этапов. Для проведения зондирующего эксперимента (первого этапа) были привлечены 100 преподавателей вокала из вузов и колледжей театральной направленности г. Москвы (со случайной выборкой). Базу для проведения последующих этапов педагогического эксперимента - констатирующего, формирующего и контрольного - составили студенты актерского факультета РАТИ-ГИТИС (две группы по 25 человек каждая). Эксперимент проводился в естественных условиях протекания педагогического процесса в театральном вузе.
Научная новизна состоит в том, что впервые:
• выявлены и проанализированы системообразующие компоненты процесса развития музыкально-эстетического кругозора драматического актера в театральном вузе;
• разработана и апробирована в условиях театрального вуза авторская программа Г. Е. Давыдовой, учитывающая специфику деятельности актера драматического театра, традиции русской актерской школы и требования, предъявляемые к пению в современной театральной деятельности;
• проанализирована и введена в научный обиход малоизвестная программа А. Н. Островского, разработанная великим русским драматургом для подготовительной театральной школы, где музыкальному искусству уделено серьезное внимание;
• уточнены сущность, содержание и структура базового эстетического понятия «музыкально-эстетический кругозор драматического актера»;
• разработана и апробирована диагностика уровня развития компонентов музыкально-эстетического кругозора драматического актера.
Теоретическая значимость исследования:
• Обоснованы научно-методические пути и принципы педагогической работы, направленной на развитие музыкально-эстетического кругозора драматического актера.
• Выявлены и сформулированы основные эстетические категории, необходимые в контексте исследования.
• Обоснованы и введены в научный обиход критерии сформированности основных компонентов музыкально-эстетического кругозора драматического актера.
Практическая значимость исследования. Материалы, представленные в диссертации, могут быть использованы при проведении занятий по дисциплине «Вокальное искусство» с будущими актерами драмы и кино, а также на курсах повышения квалификации - с вокальными педагогами. Они могут стать основой для последующего создания педагогами-вокалистами программ, учебных курсов, пособий для студентов театральных учебных заведений. Учебно-методическое пособие, изданное на основе разработанной нами авторской программы, получило распространение в театральных вузах и колледжах страны. Предложенные в работе принципы и методы диагностики могут быть положены в основу определения уровня развития любого из компонентов музыкально-эстетического кругозора драматического актера или других сложных структур, относящихся к музыкально-эстетической культуре личности. Созданы рекомендации, способствующие оптимизации педагогического процессе в театральном вузе и обеспечивающие при их соблюдении развитие компонентов музыкально-эстетического кругозора драматического актера на занятиях по дисциплине «Вокальное искусство».
На защиту выносятся:
1. Формулировки содержания, сущности и структуры понятия «музыкально-эстетический кругозор драматического актера».
2. Принципы, способы и методические приемы развития музыкально-эстетического кругозора драматического актера на занятиях по дисциплине «Вокальное искусство».
3. Авторская программа занятий по дисциплине «Вокальное искусство» в вузе театральной направленности.
4. Рекомендации по развитию музыкально-эстетического кругозора драматического актера и по работе с голосом на занятиях по вокальному искусству, учитывающие специфику сценической деятельности.
5. Технология диагностики уровня развития музыкально-эстетического кругозора драматического актера.
Апробация и внедрение результатов исследования. Диссертация неоднократно обсуждалась на кафедре музыкального образования Тверского государственного университета. Основные положения исследования были представлены в публикациях научных статей (в том числе, в журнале «Вестник Тверского государственного университета. Серия: педагогика и психология», рецензируемом ВАК), в выступлениях на научно-практических конференциях, в числе которых «Православная история и традиционная культура» (Тамбов, 2009), «Традиции и новации в профессиональной подготовке и деятельности педагога» (Тверь, 2009, 2010, 2011), «Актуальные проблемы музыкальной педагогики и исполнительства на современном этапе» (Тольятти, 2010).
Учебно-методическое пособие для студентов театральных и музыкальных вузов «Вокальное искусство» (2009) получило распространение и закрепилось в учебной практике вузов и колледжей театральной направленности.
Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечены а) теоретическими основами, которые, в свою очередь, явились обобщением широкого круга источников из различных областей научного знания - философии, психологии, физиологии, педагогики, музыкознания, искусствоведения; б) использованием разнообразных методов, адекватных предмету, целям и задачам исследования; в) проведением опытно-экспериментальной работы с целью проверки выводов и практических рекомендаций, выработанных в ходе десятилетней работы в Российской академии театрального искусства.
Структура исследования: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и использованных источников (275 единиц на русском языке, 10 - на английском, 1 - на немецком, 2 - на итальянском, 1 - на испанском), 13 приложений, которые включают, помимо схем, иллюстрирующих содержание и структуру ключевых эстетических понятий, разного рода материалов экспериментального исследования (анкеты, таблицы, диаграммы), специальные упражнения на дыхание, список скороговорок и авторскую программу Г. Е. Давыдовой по дисциплине «Вокальное искусство». Основной текст диссертации изложен на 145 страницах.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Педагогические пути формирования танцевальной культуры студента-актера2011 год, кандидат педагогических наук Ершова, Елена Вячеславовна
Педагогические условия музыкально-ритмического воспитания будущих актеров в вузе2009 год, кандидат педагогических наук Карцев, Сергей Владимирович
Теория и практика актерского тренинга в современной китайской театральной школе2009 год, кандидат искусствоведения Лю Лю
Театральное образование Узбекистана (к вопросу воспитания национального актера)1985 год, кандидат искусствоведения Левина, Елена Исаковна
Музыкально-творческое развитие специалистов народно-певческого искусства в средних специальных учебных заведениях2005 год, кандидат педагогических наук Поповская, Ольга Николаевна
Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Давыдова, Галина Евгеньевна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование процесса развития музыкально-эстетического кругозора у будущих драматических актеров на занятиях по дисциплине «Вокальное искусство» в театральном вузе подтвердило нашу гипотезу о возможности успешного решения педагогической задачи повышения эффективности вокальной подготовки драматических актеров в годы их обучения в театральном вузе. Нами разработана и апробирована в условиях театрального вуза авторская программа, учитывающая специфику деятельности будущих актеров театра и кино. Она реализуется в полном объеме и в соответствии с принятыми учебным планом и графиком учебного процесса, а изданное на ее основе учебно-методическое пособие получило распространение в театральных вузах и колледжах страны. Результатом исследования является создание профессионального комплекса, который, по нашему мнению, должен освоить студент театрального вуза на занятиях по дисциплине «Вокальное искусство».
Побочным результатом явилось введение в научный обиход малоизвестной программы А. Н. Островского, разработанной великим русским драматургом для подготовительной театральной школы. В этой программе музыкальному искусству уделено серьезное внимание; пение и игра на музыкальном инструменте находятся в базовой части программы.
Мы пришли к следующим выводам:
1. При обосновании требований к профессиональной подготовке будущих драматических актеров должны учитываться социальный заказ, программы Министерства культуры РФ, социально-культурная и экономическая ситуация в России. Следует также учитывать, что развитие музыкально-эстетического кругозора драматического актера - это действенное средство формирования музыкально-эстетической культуры личности, интеграции знаний студентов по культуре, эстетике и музыке.
2. Педагогический процесс по обучению будущих драматических актеров вокальному искусству преследует цели приобщения студентов к системе культурных ценностей в области вокального искусства, отражающих богатство общечеловеческой и национальной культуры.
3. Наиболее показательным компонентом, отражающим состояние музыкально-эстетической культуры личности, является музыкально-эстетический кругозор драматического актера, структура которого представлена в нашей диссертации.
4. Содержание дисциплины «Вокальное искусство» должно быть неразрывно связано с другими предметами актерского учебного комплекса, а именно: актерское мастерство, сценическая речь, танец и др.
В дальнейшем исследовании предусмотрен отсроченный контроль в отношении владения выпускниками театрального вуза вокальными навыками, успешности их деятельности, гармоничности включения пения в их сценическое «бытие», развития их музыкально-эстетической культуры. Вторым направлением последующей исследовательской деятельности является разработка различных аспектов теории этюдной деятельности в применении к обучению будущих актеров вокальному искусству.
Мы выделяем следующие основные рекомендации педагогам-вокалистам по работе с голосом драматического актера:
• не допускать разницу в характере звучания певческого и речевого голосов, добиваться свободного естественного звучания на достаточно крепкой опоре;
• обучать владению смешанным (реберно-диафрагматическим) дыханием и приемами зевка и полу-зевка, осваивать пение «в маску»;
• изучать строение голосового аппарата и учить управлять его отделами;
• работу по сглаживанию регистров и развитию недостающих студенту резонаторных ощущений проводить в тесном контакте с преподавателем по сценической речи;
• использовать специальные упражнения и другие материалы, представленные в приложениях настоящей диссертации, на занятиях по вокальному искусству с будущими актерами драматического театра и кино;
• дать возможность овладеть ресурсами собственного голоса и освоить общепрофессиональные, а также специальные вокальные навыки, необходимые в условиях сценической деятельности.
Организация педагогического процесса в творческом вузе должна опираться на систему принципов, причем ведущими являются принципы научности и культуросообразности, а также диалогический подход, который обусловлен тем, что только в условиях субъект-субъектных отношений между преподавателем и студентом возможно гармоничное развитие личности. Важными представляются также еще два принципа - воспитания личности в коллективе и выбора оптимальных методов, форм, средств обучения и воспитания. Для театрального вуза весьма ценным представляются перцептивный и целостный подходы. При этом основными методами обучения и характера деятельности преподавателя и студентов являются информационно-рецептивный и эвристический. Роль преподавателя заключается в тактичном профессиональном руководстве, помощи в планировании свободного времени студента, своевременной информации о культурных событиях города.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Давыдова, Галина Евгеньевна, 2011 год
1. Абалкин Н. Система Станиславского и советский театр / под ред. П. А. Маркова. М.: Искусство, 1954. - 394 с.
2. Абалкин Н. Диалог с актером М.: Всероссийское театральное общество, 1982. - 320 с.
3. Абдуллин Э. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983. - 268 с.
4. Агин М. Физиологические основы вокальной методики. Вопросы вокального обучения. -М.: Медгиз, 1994. 166 с.
5. Аетарова К. Беседы К. С. Станиславского. М.: Искусство, 1952. -186 с.
6. Азаров Ю. Игра. Размышление о нравственном воспитании // Новый мир. 1983. №8. М.: Просвещение, 1983. - С. 37-38.
7. Акеева 3. Нарушения и восстановительное лечение голоса у вокалистов -М.: Медгиз, 1985.- 146 с.
8. Акимов И. О театре. Л.; М.: Искусство, 1965.-21 Ос.
9. Алперс Б. Искусство актера // Записки Государственного института театрального искусства им. А. В. Луначарского. М.; Л.: Искусство, 1940.-С. 25-67.
10. Алперс Б. Театр Мочалова и Щепкина. М.: Искусство, 1979.-312 с.
11. Алперс Б. Искания новой сцены. М.: Искусство, 1985. - 180 с.12 .Ананьев Б. Задачи психологии искусства // Психология художественного творчества: Хрестоматия. Минск: Просвещение, 1999.-С. 452-464.
12. Ангуладзе Н. В поисках смысла. М.: Искусство, 2003. - 196 с.
13. Ангуладзе Н. Homo cantor: Очерки вокального искусства. -М.: АГРАФ, 2003.-244 с.
14. Анциферова Л. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. -С.3-19.1 в.Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс: В 2-х кн. Кн. 2. - 344 с. -Л.: Искусство, 1971.
15. М.Асафьев Б. Принцип контраста в музыке и его методическая роль в постановке занятий по слушанию музыки // Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Л.: Искусство, 1973. -С. 72-87.
16. Асеев Б. Русский драматический театр. ХУП-ХУШ вв. М.: Искусство, 1958.-292 с.
17. Афасижев М. Эстетика Канта. М.: Наука, 1975. - 256 с.
18. Бабанский Ю. Педагогика / Под ред. Г. Нойера. М.: Просвещение, 1984.-480 с.21 .Багадуров В. Очерки по истории вокальной методологии: В 3-х ч,- I часть, 1929. 322 е.; II часть, 1932. - 296 е.; III часть, 1937. - 358 с. -М.: Искусство, 1929-1937.
19. Бараш А. Поэма о человеческом голосе. Знакомство с искусством академического вокала. М.: Искусство, 2005. - 326 с.
20. Барбой Ю. Театральный образ: основные элементы и природа связей. Дисс. на соискание ученой степени д-ра искусствоведения. Л.: ЛГИТМиК, 1989.-348 с.
21. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Просвещение, 1975. - 356 с.
22. Беленчук Л. Этнокультурные основы воспитания в русской педагогике рубежа XIX-XX вв. // Педагогика и политика в образовании России конца XIX начала XX века / Под ред. Егорова С.Ф. - М.: Просвещение, 1997.-С. 80-107.
23. Беловегына Н. Природа в эстетическом воспитании молодежи: Дисс. канд. пед. наук. М.: МГПУ, 1999. - 224 с.
24. Бензе М. Введение в информационную эстетику. М.: Просвещение, 1972.-288 с.
25. Беренгард Ю. Система Станиславского и современное учение о высшей нервной деятельности // Ежегодник МХТ. 1953-1958. М.: Искусство, 1961.-С. 95-138.31 .Бестужев-Лада И. Мир нашего завтра. М.: Мысль, 1986 - 234 с.
26. Ъ2.Блауберг И., Юдин Э. Становление и сущность системного подхода. -М.: Просвещение, 1973.- 164 с.
27. Блинова М. Музыкальное восприятие и исполнение как проявление целостной деятельности головного мозга // Музыкальное воспитание в школе / Сост. O.A. Апраксина. Вып. 11. - М.: Просвещение, 1976-С. 22-24.
28. Бодалев А. Психология личности. М.: Просвещение, 1998. - 422 с.
29. Богоявленский С. Московские театры при царях Алексее и Петре. -М.: Искусство, 1914. 168 с.
30. Большакова И. Музыкальная культура Самары середины XIX века-30-х годов XX века: Автореф. дисс. .канд. искусствоведения. М.: МГК им. П.И. Чайковского, 1992. - 24 с.
31. Большая советская энциклопедия / Под ред. А. М. Прохорова. В 32 т. -М.: Советская энциклопедия, 1970-1978.
32. АО.Бореев Ю. Основные эстетические категории. М.: Просвещение, 1960.-248 с.41 .Бореев Ю. Эстетика. М.: Просвещение, 1976.-326 с.
33. Борисова Н. Подготовка учителя к работе с родителями по музыкальному воспитанию детей // Музыкальное воспитание в школе / Сост. О. А. Апраксина. Вып.16. - М.: Просвещение, 1985 - С. 39-46.
34. Бочкарева Л. Что должен знать обучающийся сольному пению. М.: Просвещение, 1987.- 124 с.
35. Брюсова Н. Русская народная песня в советской музыке. М.: Музыка, 1948.-86 с.
36. Бутенко Э. Имитационная теория сценического перевоплощения. М.: Культурно-просветительский центр «Прикосновение», 2004. - 188 с.
37. Бучель В. Технология мембранно-резонансного пения. М.: Музыка, 2007.-262 с.
38. Васильев Ю. Воспитание диапазона голоса драматического актера: Метод, разработка. Л.: ЛГИТМиК, 1981. - 92 с.
39. Васильев Ю. О развитии современной методики речевого обучения актеров-билингвов // Сценическая педагогика: Национальные студии ЛГИТМиК: Сб. научн. трудов. Вып. 3. - Л.: ЛГИТМиК, 1988. - С. 103-112.
40. Васильев Ю., Куницын А. Начальные этапы голосо-речевого тренинга. Методич. разработка. Л.: ЛГИТМиК, 1988. - 98 с.
41. Васильев Ю. О сценической педагогике Л.Ф. Макарьева // Из истории сценической педагогики Ленинграда: Сб. статей / Отв. ред. Ю.А. Васильев.-Л.: ЛГИТМиК, 1991.-С. 83-92.
42. Введение в научное исследование по педагогике: Учеб. пособие / под ред. В. И. Журавлева. М.: Просвещение, 1988. - 240 с.
43. Верди Дж. Избранные письма. М.; Л.: Искусство, 1973. - 248 с.53 .Ветлугина Н. Возрастная и музыкальная восприимчивость // Восприятие музыки. М.: Музыка, 1980. - С. 238-247.
44. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе: Сб. тр. -Л.: Музыка, 1989.- 176 с.5Ъ.Виардо П. Упражнения для женского голоса. М.: Искусство, 1994. -214с.
45. Витт Ф. Практические советы обучающимся пению. М.: Музыка, 1968. - 186 с.
46. В мире искусства: Словарь основных терминов по искусствоведению, эстетике, педагогике и психологии искусства / Сост. Т. К. Каракаш, А. А. Мелик-Пашаев, науч. ред. А. А. Мелик-Пашаев. М.: Искусство, 2001.-422 с.
47. Волков Ю. Песня, опера, певцы Италии. М.: Музыка, 1967. - 356 с.
48. Волошин М. Лики творчества. Л.: Искусство, 1988. - 168 с.
49. Воспитателю о работе с детьми: Сб. ст. / Под ред. Н. Ф. Виноградовой. М.: Просвещение, 1989. - 194 с.63 .Всеволодский-Гернгросс В. Театр как действование // Из истории советской науки о театре. 20-е годы: Сб. трудов. М.: ГИТИС, 1988. -С. 107-119.
50. Всеволодский-Гернгросс В. Русский театр. От истоков до середины XVIII в. М.: Гослитиздат, 1957. - 354 с.
51. Всеволодский-Гернгросс В. Иван Афанасьевич Дмитревский. М.; Л.: Гослитиздат, 1945. - 176 с.
52. Выготской Л. Психология искусства. М.: Просвещение, 1987. - 422 с.61 .Выготский Л. Педагогическая психология / под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991.-480 с.
53. Газман О. Путь в гуманистическую цивилизацию XXI века. Новые ценности образования // Педагогика свободы: Сб. ст. Вып. 6. - М.: Просвещение, 1996.-С. 10-28.
54. Галендеев В. Учение К.С. Станиславского о сценическом слове. Л.: Искусство, 1990. - 176 с.
55. Гарей а М. Школа пения: В 2-х ч. Ч. 2. - 244 с. - М.: Музыка, 1956.
56. Х.Гегель Г. Сочинения. М.: Просвещение, 1968. - 466 с.
57. Гиппиус С. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств. СПб.: Речь, 2001.-288 с.
58. Глинка М. Автобиографические и творческие материалы / Под ред. В. Богданова-Березовского. Т. 1. -342 с. - Л.; М.: Музгиз, 1952.
59. Гозенпуд А. Музыкальный театр в России. От истоков до Глинки: Очерк. Л.: Музгиз, 1959. - 782 с.
60. Гозенпуд А. Русский оперный театр XIX века, 1836-1856. Л.: Музгиз, 1969.-392 с.76Толубовский Б. Пластика в искусстве актера. М.: Искусство, 1986. -190 с.
61. Гольдштейн К. Абстрактное конкретное мышление // Психология мышления: Хрестоматия по общей психологии. М.: Просвещение, 1981.-С. 141-144.
62. Горчаков Н. Режиссерские уроки К. С. Станиславского. М.: Искусство, 1950. - 186 с.
63. Горюнова Л. На пути к педагогике искусства / Музыка в школе. № 2, 1988.-М.: Музыка, 1988.-С. 9-12.
64. Готсдинер А. Музыкальная психология. М: ИВ Магистр, 1993. -224 с.
65. Грачева Л. Психотехника актера в процессе обучения в театральной школе: Теория и практика: Дисс. д-ра иск. СПб.: СПГАТИ, 2001. -404 с.
66. Грачева JI. Динамика развития психофизического аппарата студентов театральной школы в процессе обучения. Терапия «бытового паралича» // Материалы межвузовской научно-практической конференции. СПб.: СПГАТИ, 1998. - С. 6-59.
67. Грачева Л. Эмоциональный тренинг: искусство властвовать собою. -СПб.: Речь, 2004.-216 с.
68. Данилов С. Очерки по истории русского драматического театра. М.; Л.: Гослитиздат, 1948. - 322 с.
69. Дивненко О. Методическое пособие по эстетике. М.: Просвещение, 1995.- 190 с.
70. Ю.Дмитриев Л. Основы вокальной методики. М.: Музыка, 2000. - 178 с.90.,Дмитриев Л. Солисты театра «Ла Скала» о вокальном искусстве: Диалоги о технике пения. М.: Молодая гвардия, 2002. 188 с.
71. Дюпре Ж. Искусство пения. М.: Музыка, 1955. - 322 с.
72. Дюфрен К. Мария Каллас / пер. с фр. Л. Чечет. М.: Молодая гвардия, 2007.-288 с.
73. Егорова Г. Формирование кругозора учащихся при реализации гуманитарной концепции химического образования: Дисс.канд. пед. наук. Саратов: СГУ, 1999. - 218 с.
74. Емельянов В. О переходе от пения к речи и обратно у актеров музыкальной комедии // Методические указания научно-методическогосовета по вокальному образованию. Москва: ЦНМК ГУУЗ МК РСФСР, 1983.-С. 4-8.
75. Емельянов В. Методика координационно-тренировочного этапа вокальной подготовки будущих учителей музыки в педагогическом вузе: Автореф. . канд. пед. наук. Екатеринбург: УрГПУ, 2005. - 22 с.
76. Емельянов В. Проблемы формирования и применения вокально-педагогической терминологии // Перспективы развития вокального образования. Москва: ЦНМК ГУУЗ МК РСФСР, 1984. - С. 73-77.
77. Закон Российской Федерации «Об образовании». Новая редакция. М.: Гос. Дума, 1996.-78 с.
78. Емельянов В. О неравномерности развития голосового аппарата и голосовой функции // Музыкальное движение: вчера, сегодня, завтра. -Санкт-Петербург: ЛОИРО, 1998. С. 37-39.
79. Емельянов В. Эстетика академического пения // Искусство в школе. -2003. № 4.-М.: Просвещение, 2003.-С. 14-18.
80. Заседателев Ф. Научные основы постановки голоса. М.: ОГИЗ-Музгиз, 1935.- 114 с.-М.: КД Либроком, 2012. - 115 с.
81. Злобин К. Физиология пения в профилактике заболеваний голоса певцов. Л.: Музыка, 1958. - 136 с.
82. Иванов А. Об искусстве пения. М.: Музыка, 1963. - 132 с.
83. Иванов А. О вокальном образе. М.: Профиздат, 1968. 132 с.
84. Иванов П. Психология. М.: Просвещение, 1956. - 342 с.
85. Иконников А. Художественный язык архитектуры. М.: Просвещение, 1985.-326 с.
86. История эстетики. Т. 2. - 466 с. - М.: Просвещение, 1964.
87. Кабалевский Д. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы. Музыка: 1-3 классы трехлетней начальной школы. М.: Музыка, 1988. - 188 с.
88. Кабанов А. Учебник анатомии и физиологии человека. Л.: Медгиз, 1949.-340 с.
89. Каган M. Человеческая деятельность: Опыт системного анализа. М.: Просвещение, 1974. - 258 с.
90. Казбанова В. Основные принципы работы над вокальным репертуаром студентов актеров драмы. - М.: Просвещение, 1997. -194 с.
91. Кан-Калик В., Никондров Ю. Педагогическое творчество. М.: Просвещение, 1990. - 366 с.
92. Караковский В. Любимые мои ученики. М.: Знание, 1987. -164 с.
93. Карелин В. Новая теория в постановке голоса. Л.: Музыка, 1984.- 128 с.
94. Касьянов А. Владимир Маторин: уроки мастерства. М.: Знание, 1999.-280 с.
95. Кизин M Иванов Алексей: актер-певец. Дисс. канд. искусствоведения. - М.: РАТИ, 2008. - 288 с.
96. Киселев А. Теоретические основы методики обучения пению студентов факультета драматического искусства. Методическая разработка. Л.: ЛГИТМиК, 1979. - 30 с.
97. Кобин Н. Развитие эстетической потребности рабочей молодежи в клубных учреждениях: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. М.: МГУКИ, 1984.
98. Коган Л. Духовное развитие личности // Материалы сессии вузов Уральской зоны. Вып. 3. - Свердловск: УрГУ, 1967. - С. 122-140.
99. Коротяев Б. Учение процесс творчества. - М.: Просвещение, 1989.-324 с.
100. Краевский В. Содержание общего среднего образования. Проблемы и перспективы. -М.: Знание, 1981. 168 с.
101. Кренке Ю. Практический курс воспитания актера. М.: Искусство, 1938. - 224 с.
102. Кристи Г. Воспитание актера школы Станиславского: Учеб. пособие. М.: Искусство, 1978. - 248 с.
103. Критская Е. О трех моделях развития музыкального восприятия // Теория и методика музыкального образования детей: Науч.-метод, пособие. М.: Флинта-наука, 1999. - С. 31-33.
104. Крылова Я. Эстетический потенциал культуры. М.: Искусство, 1990.-422 с.
105. Куракина К. Основы техники речи в трудах К. С. Станиславского. -М.: ВТО, 1959.- 170 с.
106. Куликова К. Кинжал Мельпомены. Рассказ о жизни Федора Волкова. — Л.; М.: Гослитиздат, 1963.
107. Лакшин В. Берега культуры. М.: Искусство, 1994. - 194 с.
108. Ламперти Фр. Искусство пения. М.; Пг.: Искусство, 1923. -78 с.
109. Ланской М. Методика Франческо Ламперти и проблема дикции в пении // Перспективы развития вокального образования (методические рекомендации для преподавателей вузов и средних специальных учебных заведений). М.: Музыка, 1984. - С. 55-57.
110. Левидов И. Певческий голос в здоровом и больном состоянии. -М.: Искусство, 1939. 160 с.
111. Лемешев С. Путь к искусству. М.: Искусство, 1968. - 182 с.
112. Леонтьев А. Потребности, мотивы и эмоции: Конспект лекций. -М.: Издательство МГУ, 1971. 276 с.
113. Лернер И. Качества знаний учащихся. Какими они должны быть? -М.: Знание, 1978.-128 с.
114. Лихачев Д. Письма о добром и прекрасном. М.: Знание, 1989. -152 с.
115. Лотман Л. А. Н. Островский и русская драматургия его времени. -М.; Л.: Гослитиздат, 1961.-258 с.
116. Луканин В. Обучение и воспитание молодого певца. Л.: Музыка, 1977.-160 с.
117. Лукьянов Б. В мире эстетики. -М.: Просвещение, 1988. -320 с.
118. Мазель Л., Цуккерман В. Анализ музыкальных произведений: Элементы музыки и методика анализа малых форм: Учебник спец. курса для муз. вузов. М.: Музыка, 1967. - 280 с.
119. Мазель Л. Строение музыкальных произведений. М.: Музыка, 1986.- 324 с.
120. Мазурин К. Методология пения: В 2-х ч. Ч. I, 1902. - 216 е.; ч. II, 1903.- 188 с. -М.: Искусство, 1902-1903.
121. Марон А. Профессиональная культура педагога и проблема внедрения новых информационных технологий // Современные подходы и технологии формирования общей и профессиональной культуры педагога: Сб. статей. СПб.: Просвещение, 1992. - С. 29-32.
122. Масленникова И. О современной русской вокальной школе // Вопросы вокальной педагогики. Вып. 4. - М.: Музыка, 1969. - С. 117134.
123. Маслов А. Самоактуализация // Психология личности. Тесты. -М.: Просвещение, 1982. С. 44-72.
124. Мастера музыки, искусства и архитектуры / Сост. Н.Б. Сергеева. М.: Вече, 2008. - 400 с. - (Великие россияне).
125. Матвеев В. Педагогика сотрудничества. М.: Просвещение, 1999. - 210 с.
126. Медушевский В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1980. - 374 с.
127. Мелькумова Э. Формирование у подростков потребности в музыкальном самообразовании. М.: Музыка, 1991. - 168 с.
128. Менабени А. Методика обучения сольному пению. М.: Знание, 1987.-220 с.
129. Менабени А. Методика обучения сольному пению: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1987. - 95 с.
130. Менабени-Шамшинова А. Певческое голосообразование. М.: Музыка, 1968.-93 с.
131. Моисеев Ч. Дыхание и голос драматического актера. М.: Музыка, 1974.-162 с.
132. Мозгот В. Формирование эстетического сознания учащейся молодежи на современном этапе: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М.: МГУКИ, 1996.-24 с.
133. Мордвинов Б. Практика основной работы по постановке голоса. -М.: Музыка, 1948.- 168 с.
134. Морозов В. Биофизические основы вокальной речи. Л.: Наука, 1977.-232 с.
135. Морозов В. Вокальный слух и голос. М.: Музыка, 1965. - 160 с.
136. Морозов В. Занимательная биоакустика. М.: Знание, 1987. -208 с.
137. Морозов В. Искусство резонансного пения. М.: Знание, 2002. -248 с.
138. Морозова 3. Формирования музыкальной потребности младших школьников: Дисс. канд. пед. наук. -М.: МГПУ, 1979. 196 с.
139. Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре: Сб. ст. / Под ред. А. П. Аникина, В. Е. Гусева, Н. И. Толстого. М.: Знание, 1994.-268 с.
140. Назайкинский Е. Звуковой мир музыки. М.: Музыка, 1988. -342 с.
141. Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия. -М.: Музыка, 1972.-424 с.
142. Назаренко И. Искусство пения. М., Музыка, 1968. - 622 с.
143. Николаева Т. Сочетание общеклассной, групповой и индивидуальной работы на уроках как одно из средств повышения эффективности учебного процесса: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М.: МППУ, 1992.-22 с.
144. Нимировский А. Мифы древней Эллады. М.: Просвещение, 1992.-282 с.
145. О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании». -М.: Просвещение, 1996. 64 с.
146. Овсянкина Г. Музыкальная психология: Учебник для факультетов музыки, педагогических университетов, консерваторий и гуманитарных вузов. СПб.: Изд-во «Союз художников», 2007. - 242 с.
147. Овсянников М. Краткий словарь по эстетике. М.: Просвещение, 1983.-266 с.
148. Ожегов С., Швецова Н. Толковый словарь русского языка. М.: Изд-во РАН, Институт русского языка им. В. В. Виноградова, 1999. -640 с.
149. Окулова Б. Вокальное воспитание драматического актера: Вопросы теории и практики, методические рекомендации, программы. Ярославль: ЯГТИ, 2008. - 148 с.
150. Органов П. Певческий голос и методика его постановки. М.: Музыка, 1951. - 124 с.
151. Островский А. О театре. Записки, речи и письма. Л.; М.: Искусство, 1941. - 216 с.
152. А. Н. Островский драматург. - М.: Искусство, 1946. - 266 с.
153. А. Н. Островский: Сб. статей и материалов. М.: Гослитиздат,1962.-346 с.
154. Павлов И. Полное собрание сочинений. В 12 т. - Т. 4. - 358 с. -М.: Изд-во Академии медицинских наук СССР, 1954.
155. Павлова И. Музыкально-эстетическое воспитание в современной школе. -М.: Просвещение, 1994. 148 с.
156. Паламарчук А. Формирование музыкального интереса у младших школьников: Дисс. . канд. пед. наук. -М.: МПГУ, 1980.
157. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед институтов / Под ред. Ю. К. Бабанского, В. А. Сластенина и др. М.: Просвещение, 1988. -480 с.
158. Педагогика общей заботы: Сб. ст. / Под. ред. И. Д. Аваниян. -СПб.: Природа и культура, 1996. 166 с.
159. Петрова Е. О динамике звука певческого голоса. М.: Музгиз,1963.-48 с.
160. Пинкевич А. Основы советской педагогики. М.: Просвещение, 1929. -226 с.
161. Поляков С. В поисках педагогической инновации. М.: Просвещение, 1993. - 156 с.
162. Понтрягин П. Некоторые вопросы формирования и воспитания певца-актера // Вопросы вокальной педагогики. Вып. 4. - М.: Музыка, 1969.-С. 135-149.
163. Попова С. Формирование музыкального кругозора подростков на уроках музыки и внеклассных занятиях: Дисс. канд. пед. наук. М.: МПГУ, 1998.-232 с.
164. Программа развития музыкального воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы. М.: Просвещение, 1999. -96 с.
165. Прянишников И. Советы обучающемуся пению / Под ред. И.Назаренко. М.: Музгиз, 1958. - 112 с.
166. Пурин В. Профессиональная подготовка учителя музыки на основе применения принципа интеграции в педагогическом процессе. Дисс. канд. пед. наук.-М.: МПГУ, 2003.-214 с.
167. Равнин 3. Развитие образования в России / Новые ценностные ориентиры педагогики. №5. - М.: Просвещение, 1995-С. 7-9.
168. Рагс Ю. Вибрато и восприятие высоты // Применение акустических методов исследования в музыкознании. М.: Музыка, 1964.-С. 32-39.
169. Разуваева Л. Формирование духовных потребностей студентов педвуза: Дисс. канд. пед. наук. М.: МПГУ, 1990. - 192 с.
170. Розен Т. Особенности формирования певцов актеров театра. -М.: Просвещение, 1976. - 188 с.
171. Романюк Е. Хоровая культура родного края как средство формирования музыкально-эстетической потребности у будущих учителей музыки. Дисс. канд. пед. наук. Тверь: ТвГУ, 2004. - 194 с.
172. Российская социологическая энциклопедия: В 4-х т. / Под общ. ред. Г. В. Осипова.-Т. 1.-466 с. -М.: Энциклопедия, 1993.
173. Российское образование на рубеже двух веков: Сб. ст. / Под ред. С.Ф. Егорова. М.: Просвещение, 1996. - 224 с.
174. Рубинштейн С. Основы общей психологии: В 2 т. / Гл. ред. В.В. Давыдов.-Т. 1.-428 с. -М.: Просвещение, 1993.
175. Савкова 3. Голосовой тренинг в воспитании актера: Дисс. канд. искусствоведения. JL: ЛГИК им. H.K. Крупской, 1971. - 198 с.
176. Садовников И. Орфоэпия в пении. М.: Просвещение, 2001. -188 с.
177. Саричева Е. Сценическая речь. М.: Искусство, 1956. - 247 с.
178. Сафронов Б. Эстетическое сознание и духовный мир личности. -М.: Просвещение, 1984.-226 с.
179. Сергей Леонидович Рубинштейн. Очерки. Воспоминания. Материалы. М.: Наука, 1989. - 344 с.
180. Сеченов И. Рефлексы головного мозга. М.: Изд-во АМН СССР, 1952.-324 с.
181. Силантьева И. Путь к интонации. М.: Просвещение, 2005. -188 с.
182. Симонов П. Мотивированный мозг. М.: Просвещение, 1987. -234 с.
183. Скатерщиков В. Эстетическая культура как составная часть духовной культуры общества // Эстетические очерки: Сб. ст. М.: Просвещение, 1967. - С. 56-73.
184. Сладкопевцев В. Искусство декламации. М.: Изд. журнала «Театр и искусство», 1918. - 272 с.
185. Сластенин В. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. -366 с.
186. Сластенин В., Исаев И., Шиянов Е. Педагогика: Учебник / под ред. В.А. Сластенина. М.: Изд. Центр «Академия», 2008. - 568 с.
187. Словарь иностранных слов. М.: ACT, 1996. - 622 с.
188. Соколовский А. Я за достоверную интонацию в пении / Советская музыка. 1982. № 1. - М.: Искусство, 1982. - С. 84-46.
189. Сохор А. Музыка как вид искусства М.: Искусство, 1970.-346 с.
190. Спанов У. Психолого-педагогические особенности и пути формирования музыкальных потребностей школьников в коллективе оркестра народных инструментов: Дисс. .канд. пед. наук. М.: МГУКИ, 1988.- 194 с.
191. Станиславский и Немирович-Данченко об искусстве актера-певца: Сб. материалов. М.: Искусство, 1973. - 144 с.
192. Станиславский К. Моя жизнь в искусстве. М.: Искусство, 1983. - 424 с.
193. Станиславский К. Собрание сочинений: В 3-х т. — Т. 1. 354 с. -М.: Искусство, 1954.
194. Стреллер Дж. Театр для людей. М.: Искусство, 1984. - 342 с.
195. Стулова Л. Вопросы вокального воспитания актера драматического театра. М.: Искусство, 1974. - 256 с.
196. Сухомлинский В. Духовный мир школьника (Подростковый и юношеский возраст). М.: Педагогика, 1961. - 174 с.
197. Тарасов Г. Проблема духовной потребности. М.: Педагогика, 1979.- 166 с.
198. Тарасов Г. Психология музыкальной потребности (на материале классического музыкального искусства): Автореф. дисс. . д-ра искусствоведения. М.: МПГУ, 1991. - 40 с.
199. Тарасова Л. Музыкальное краеведение в системе подготовки педагога музыканта, музыковеда, фольклориста. - М.: Искусство, 2003.-448 с.
200. Тарасова Л. Теория и практика музыкального краеведения в системе современного музыкального образования: Дисс. д-ра пед. наук. М.: МПГУ, 1997. - 422 с.
201. Тарасова Л. Теория и практика музыкального краеведения в системе современного музыкального образования: Автореф. дисс. д-ра пед. наук. М.: МПГУ, 1997. - 42 с.
202. Театральное образование на пороге третьего тысячелетия: Материалы Международной научно-практической конференции 11-14 мая 2000 года. / Отв. ред. Г.А. Лапкина. СПб.: Лань, 2000. - 190 с.
203. Тевлина В. Методика работы над песней // Музыкальное воспитание в школе: Сб. тр. / Сост. O.A. Апраксина. Вып. 17. -М.: Просвещение, 1986. - С. 25-26.
204. Тельчарова Р. Музыка и культура (личностный подход). -М.: Искусство 1985. 368 с.
205. Теплое Б. Психология: Учебник для средней школы. -М.: Учпедгиз, 1954. 266 с.
206. Теплое Б. Проблема индивидуальных различий. М.: Высшая школа, 1961. - 266 с.
207. Теплое Б. Психология музыкальных способностей // Избранные труды: В 2-х т. Т. 1.-328 с. - М.: Педагогика, 1985.
208. Тихомирова Л. Музыкально-краеведческий материал: Дисс. . канд. пед. наук. М.: МГПИ, 1991. - 208 с.
209. Толстой Л. Собр. соч.: В 30 т. Т. 15. - 324 с. -М.: Художественная литература, 1964.
210. Топорков В. Станиславский на репетиции. М.: Искусство, 1949. - 192 с.
211. Тронина П. Из опыта педагога-вокалиста. М.: Музыка, 1976. - 147 с.
212. Удалое Ю. Программа для поступающих в театральные и музыкальные ВУЗы. М.: Изд-во ГИТИС, 2000. - 186 с.
213. Успенский Вс. М. И. Глинка. Л.: Молодая гвардия, 1950. - 216 с.
214. Ушинский К. Собр. соч. / Сост. В.Я. Струминский- Т. 10: Материалы к третьему тому «Педагогическая антропология». М.; Л.: Молодая гвардия, 1950. - 429с.
215. Фадеева М. Развитие музыкально-эстетической культуры подростков в условиях дополнительного образования: Автореф. дисс.канд. пед. наук. Саратов: СГУ, 2000. - 212 с.
216. Фант Г. Акустическая теория речеобразования / Пер. с англ. -М.: Наука, 1964.-284 с.
217. Федоров А. Специализация по эстетическому воспитанию // Эстетическое воспитания средствами киноискусства: Сб. ст. -Таганрог: Изд-во ТГПИ, 1983. С. 20-25.
218. Федор Волков и русский театр его времени: Сб. материалов. М.: Искусство, 1953. - 178 с.
219. Фролов Ю. Пение и речь в свете учения И. П. Павлова. М.: Музыка, 1966.-98 с.
220. Фучито С., Бейер Б. Искусство пения и вокальная методика Э. Карузо / пер. с нем. СПб.: Композитор, 2004. - 56 с.
221. Хериот Э. Кастраты в опере. М.: Искусство, 2001.'- 362 с.
222. Цыпин Г. Психология музыкальной деятельности: Проблемы, суждения, мнения. М.: Интерпракс, 1994. - 384 с.
223. Чарели Э. Как работать над дикцией и голосом актеру. Иркутск: Искусство, 1969. - 96 с.
224. Черкасова Н. Недостатки голоса драматического актера и некоторые способы их исправления. М.: ГИТИС, 1980. - 50 с.
225. Черная М. История зарубежной музыки. Европейское музыкальное искусство во вторую половину XIX столетия и на рубеже XIX-XX веков: Учеб. пособие. Тверь: ТвГУ-РГПУ им. А.И. Герцена, 2010.-196 с.
226. Чишко О. Певческий голос и его свойства. М.; Л.: Искусство, 1966.-342 с.
227. Шаров Ю. Формирование духовных потребностей советских школьников как социально-педагогическая проблема: Автореф. дисс. . д-ра пед. наук. Л.: ЛГУ, 1971. - 24 с.
228. Шацкая В. Воспитание музыкального вкуса / Известия АПН РСФСР. Вопросы художественного воспитания. № 11, 1947. М.; Л.: Искусство, 1947.-С. 14-16.
229. Швердштрем-Вербек В. Школа обнаружения голоса: путь катарсиса в искусстве пения / Пер. с нем. В.И. Емельянова. Дорнах; Л.: Искусство, 1969. - 220 с.
230. Шейко Р. Елена Образцова. Записки в пути (диалог). М.: Искусство, 1984. - 244 с.
231. Шикин Е. Образование в конце XX века: Материалы круглого стола // Вопросы философии. № 9. 1992. М.: Просвещение, 1992. -С. 3-12.
232. Шильникова Н. Педагогические взгляды А. Роуза // Вопросы физиологии пения и вокальная методика. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1976. - С. 9-15.
233. Шильникова Н. О вокально-педагогической практике в Италии // Вопросы физиологии пения и вокальная методика. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1975.-С. 19-27.
234. Шпиллер Н. Заметки о формировании вокальной культуры / Музыкальное исполнительство. №8, 1973. - М.: Музыка, 1973. -С. 26-34.
235. Щепкин М. Записки крепостного актера. М.: Искусство, 1928. -212 с.
236. Щетинин М. Дыхательная гимнастика Стрельниковой. М.: Учпедгиз, 2000. - 244 с.
237. Щукина Г. Педагогика школы. М.: Учпедгиз, 1997. - 224 с.
238. Щукина Г. Проблема познавательного интереса в педагогике. -М.: Учпедгиз, 1971.-284 с.
239. Щуркова Н. Воспитание: новые взгляды с позиций культуры. -М.: Искусство, 1997. 266 с.
240. Хёйзинг И. Человек играющий. М.: Искусство, 1938. - 166 с.
241. Энрико Карузо на сцене и в жизни / Пер. с англ. Л. М. Дугиной. -М.: Аграф, 2002.-480 с.
242. Эстетика: Словарь / Под ред. А. А. Беляева. М.: Учпедгиз, 1989. -528 с.
243. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: Сб. ст. / Ред. Г. С. Лавновской. М.: Учпедгиз, 1983. - 182 с.
244. Юдин С. Формирование голоса певца. М.: Искусство, 1962. -246 с.
245. Юсов Б. Современная концепция образовательной области «Искусство» // Виды искусства и их взаимодействие: Книга для учителя. М.: Владос, 2001. - С. 15-17.
246. Юссон, Р. Певческий голос. М.: Искусство, 1974. - 190 с.
247. Юышанов В. Вокальная техника и ее парадоксы. СПб.: ДЕАН, 2002.- 128 с.
248. Яковенко С. Волшебная Зара Долуханова. М.: Искусство, 1996. -331 с.
249. Яковлев А. Физиологические закономерности певческой атаки. -Л.: Музыка, 1971.-64 с.
250. Яковлева Е. Эстетика. М.: Гардарика, 2000. - 322 с.
251. Яновская М. Эмоционально-ценностные технологии нравственного воспитания. Киров: Изд-во ВГПУ, 1998. - 164 с.
252. Яровая А. История русского театра. М.: Искусство, 2000. -296 с.
253. Aller R. Montserrat Caballé. Madrid: Catalán, 2008. - 204 p.
254. Appelman D. The science of vocal pedagogy: Theory and Application. Bloomington: Indiana University Press, 1986. - 434 p.
255. Bunch M. Dynamics of Singing Voice. Wien: Springer-Verlag, 1995,- 196 p.
256. Gobbi T. My Life. L.: Macdonald &Jane's, 1979. - 217 p.
257. Heirich J. Voice and the Alexander Technique: Active Explorations for Speaking and Singing. L.: Mornum Time Press, 1986. - 372 p.
258. Hogset C. Singing technique. Florida: Well Tempered Press. Boca Raton, 1996.-23 p.
259. Lovaglio E. Mario Lanza. Una voce, un artista. Rome: Azzali, 2008. -400 p.
260. Lovaglio E. Renata Tibaldi. Estatico abbandono. Rome: Azzali, 2008.- 151 p.
261. Miller R. The Structure of Singing. N.J.: Schirmer Books, 1986. -224 p.
262. Schwarzkopf E. Vom Blumenmädchen zur Marschallin. Stuttgart: Molden, 2007.- 168 S.
263. Seghes A. Franco Corelli: Prince of Tenors. N. Y.; L.: Amadeus Press, 2007.-480 p.
264. Stark J. Bel Canto: A History of Vocal Pedagogy. Toronto: University of Toronto Press, Scholarly Publishing Division, 2003. - 352 p.
265. Troup G. The physics of the singing voice // Physics reports. No. 5. -Amsterdam, 1981. P. 379-386.
266. Vennard W. Singing. The mechanism and the technique. N. J.: Carl Fischer, University of Southern Carolina Press, 1967. - 275 p.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.