Развитие творческой личности бакалавра-вокалиста в университетах КНР тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, кандидат наук У Хао

  • У Хао
  • кандидат науккандидат наук
  • 2022, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»
  • Специальность ВАК РФ00.00.00
  • Количество страниц 153
У Хао. Развитие творческой личности бакалавра-вокалиста в университетах КНР: дис. кандидат наук: 00.00.00 - Другие cпециальности. ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена». 2022. 153 с.

Оглавление диссертации кандидат наук У Хао

Введение

Глава I. Психолого-педагогический аспект обучения вокалиста в вузе: теоретико-методологические основы

1.1. Формирование творческой личности вокалиста

и классификация К. Г. Юнга

1.2. Воспитание сценической выдержки вокалиста в вузе

в аспекте типологии творческой личности

1.3. Возможности формирования личностного самоопределения бакалавра-вокалиста

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по оценке методики личностного самоопределения вокалиста в университете

2.1. Организация и проведение констатирующего этапа эксперимента

в аспекте личностного самоопределения бакалавра-вокалиста

2.2. Включение театрализации в образовательный процесс

на формирующем этапе эксперимента

2.3. Результаты исследования по решению проблемы личностного самоопределения бакалавра-вокалиста в вузе

Заключение

Список литературы

Приложения

1. Диагностическая карта студента

2. Типы личности обучающихся

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие творческой личности бакалавра-вокалиста в университетах КНР»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы обусловлена важностью воспитания и обучения квалифицированных специалистов нового поколения в сфере культуры, искусства и художественного образования - одного из стратегических направлений развития высшей школы. Это коррелирует с новейшими постановлениями правительства КНР в области культурного строительства и духовного развития нации. Сегодня особого внимания заслуживает профессиональное образование вокалиста - одна из самых популярных музыкантских профессий во всем мире. Практика, опыт стран с высоким уровнем певческой культуры свидетельствуют, что профессионализм современного вокалиста предполагает разностороннее личностное развитие, от которого зависит становление его творческой индивидуальности в противовес пока еще довольно распространенному в Китае своего рода обезличенному «стандартизированному» подходу.

В условиях высокой конкуренции в сфере подготовки специалистов певческого искусства возрастает значимость личности исполнителя, сочетающего музыкальные способности и артистические возможности, определяющие своеобразие его творческой индивидуальности. В этой связи на первый план выходит комплексная профессиональная подготовка певцов, благодаря которой молодые вокалисты способны быть конкурентноспособными, добиваться высоких профессиональных достижений.

Наряду с техникой владения певческим аппаратом, к вокалисту предъявляются особые требования в плане общекультурного и музыкального развития. Это предполагает серьезную образовательную базу в пространстве факультета музыки в контексте вектора самоопределения и профессионально-статусной самореализации в процессе учебной деятельности.

Роль личности певца в значительной мере определяет владение им всей системой профессиональных знаний, умений и навыков, определяющих успешность

его сценических выступлений. Однако часто, несмотря на основательное техническое развитие вокалистов, в их образовании в КНР часто отсутствуют глубоко продуманные педагогические технологии, нацеленные на формирование творческой индивидуальности, что отрицательно сказывается на понимании и интерпретации исполняемых ими произведений. Так возникает серьезное противоречие между профессиональным воспитанием вокалиста и запросами времени.

Существует также проблема адаптации бакалавров-вокалистов к учебному процессу, обусловленная индивидуальными психологическими особенностями студентов, начинающих учиться в вузе, что недостаточно учитываются в процессе занятий. Между тем, данный фактор должен быть во внимании на протяжении всего периода образования, направленного на творческую самореализацию молодых певцов. При этом надо опираться как на мировые, так и китайские традиции вокальной педагогики, связанные с позитивным использованием индивидуально-психологических особенностей вокалистов. Изучение достижений выдающихся певцов показывает, что в их искусстве огромную роль играет способность индивидуально-личностного подхода к выбору репертуара и исполнительской практике. Соответственно необходимо соотносить все требования с психологическими особенностями студентов и обусловленных ими творческим потенциалом. Определение основных педагогических стратегий в формировании творческой личности бакалавра-вокалиста позволяет усовершенствовать его профессиональную подготовку. Однако, повторяем, психологическая индивидуальность студента зачастую не учитывается. Так возникает еще одно противоречие.

В этой ситуации особенно актуальными являются достижения в области психологии личности и личностной диагностики, важные для развития творческого потенциала бакалавров-вокалистов. Следует выделить типологию личности К. Г. Юнга, развитую в аналитической психологии, имеющей широкий выход к изучению личности в различных сферах творческой деятельности.

В формировании личности вокалистов важнейшим ресурсом, кроме соответствующих музыкально-педагогических методик, являются театральные технологии, переосмысление которых становится основой для разработки личностно-

ориентированной системы профессионального воспитания певцов. Таким образом возникает третье противоречие: между достижениями театральной педагогики в плане творческого развития студента и их недостаточным использованием в вузовской вокальной педагогике.

В свете отмеченных противоречий возникает проблема совершенствовать образовательный процесс певца на университетских факультетах музыки, начиная с бакалавриата, с акцентом на формирование творческой индивидуальности, его самоактуализации. Следовательно, для решения указанной проблемы необходимо:

- осуществлять научный поиск новых педагогических технологий и методов вокальной педагогики, апеллирующих к креативной сфере студента;

- целенаправленно развивать индивидуально-личностные качества студента, стимулирующие возможность постоянно и мотивированно работать;

- исследовать психологические особенности личности бакалавров-вокалистов как основы для разработки дифференцированных педагогических программ.

Степень научной разработанности проблемы. Следует отметить, что данная проблема носит междисциплинарный характер, является предметом целого ряда педагогических, искусствоведческих и психологических исследований. В сфере музыкознания, общей и вокальной педагогики и психологии искусства накоплен значительный теоретический багаж идей, концепций, теорий, разработанных в разные исторические периоды, которые направленны на выявление и развитие творческих свойств музыканта и вокалиста, в частности. Назовем работы М. С. Агина, Н. И. Ануфриевой, В. А. Багадуровах, Л. А. Баренбойма, Л. Джиральдони, А. Г. Менабени, Г. А. Прасловой, Б. М. Целковникова, Г. М. Цыпина, А. И. Щербаковой и др.

К различным аспектам творческого становления и личностного развития музыкантов обращались В. А. Багадуров, С. И. Балашова, Т. А. Вострикова, О. В. Далецкий, Ф. М. Рекешева и другие.

1 Публикации всех отмеченных авторов даются в списке литературы.

Отдельные аспекты формирования сценического мастерства и специфику освоения бакалаврами-вокалистами комплекса театральных технологий в процессе репетиционной работы и концертных выступлений исследовали М. С. Зайкова, А. Г. Казакова, А. В. Клабукова, М. В. Попова и другие.

Таким образом, к различным аспектам творческого становления и личностного развития будущих профессионалов в сфере искусства обращались многие теоретики и практики указанных областей знания. Вместе с тем, невзирая на то, что в перечисленных исследованиях накоплены значительные достижения по формированию творческой, самоактуализирующейся личности в сфере вокального исполнительства недостает:

- предложений по совершенствованию вокального образования бакалавра на факультете музыки с учетом разнообразия психологических типов личности;

- поиска новых педагогических технологий методов вокальной педагогики, позволяющих выявить творческую индивидуальность с использованием достижений театральной педагогики;

- углубленного педагогического подхода, направляющего образовательный процесс на личность студента, его творческое развитие через самоопределение, включая профессионально-статусную самореализацию.

Объект исследования: личностное самоопределение бакалавра-вокалиста.

Предмет исследования: процесс формирования личностного самоопределения и самореализации бакалавра-вокалиста через творческое совершенствование и направленность на психологическую индивидуальность студента.

Цель исследования: научно обосновать и практически подтвердить концептуальные основания развития творческой личности бакалавра-вокалиста в современном китайском университете.

Задачи исследования:

- выявить значимость проблемы формирования творческой, самоактуализирующейся личности в вокальной педагогике;

- разработать психологическую типологию личности вокалиста на основе теории К. Г. Юнга и его последователей;

- раскрыть общие и частные признаки междисциплинарных понятий «самоопределение», «самореализация», «профессионально-статусная самореализация» с позиции психолого-педагогической характеристики бакалавра-вокалиста;

- изучить методический инструментарий на основе театральной педагогики по сопровождению и росту личностного самоопределения вокалиста академического направления;

- разработать методику по эффективному развитию творческой личности бакалавра-вокалиста на факультетах (институтах) музыки в университетах КНР;

- на основе интерпретации результатов педагогического эксперимента определить приоритетные направления личностного самоопределения бакалавра-вокалиста, как стержневого фактора успешной деятельности.

Методология исследования базируется на выявлении различных подходов к решению проблем развития творческой личности бакалавров-вокалистов:

- в философском аспекте на трудах А. Грицанова, В. П. Зинченко, Ю. В. Борева, В. В. Шаповала и других;

- в психологическом аспекте на трудах К. Г. Юнга, З. Фрейда, Л. С. Выготского,

A. Маслоу, Л. С. Рубинштейна, Б. М. Теплова, П. С. Гуревича, В. А. Зобкова, Е. П. Ильина, В. А. Лабунской, Д. А. Леонтьева, В. В. Мегедь, Е. М. Мельниковой, А. Б. Надыровой, Р. К. Седых, Л. Р. Яруллиной и других;

- в педагогическом аспекте на трудах Э. Б. Абдуллина, И. В. Арановской,

B. В. Краевского, И. Я. Лернера, Н. О. Петровой, О. Е. Плехановой, В. И. Черни-ченко, Чжан Вэй, Ши Вэй Чжэн и других.

- в аспекте театральной педагогики на трудах Г. П. Анисимова, Т. Н. Баклановой, Л. А. Баренбойма, А. В. Клабуковой, В. Полищук, С. С. Пронина, В. В. Стародубцева, И. Г. Яськевич, а также работ выдающихся режиссеров - К. С. Станиславского, А. Я. Таирова, Вс. Э. Мейерхольда, М. П. Чехова, крупнейшего драматурга и теоретика искусства Б. Брехта.

Немаловажную роль сыграли работы, апеллирующие к творческому развитию студента, в частности совершенствование его музыкального восприятия и других психических функций при освоении музыкально-исполнительского искус-

ства, - Л. В. Антоновой, Л. М. Василенко, Г. В. Иванченко, М. В. Поповой, Г. М. Цыпина, В. Л. Яконюк и других.

В вопросах характеристики музыкальных способностей, музыкальности и одаренности использовались книги по музыкальной психологии Л. Л. Бочкарёва,

A. Л. Годсдинера, Г. П. Овсянкиной, В. И. Петрушина.

При анализе подходов к реализации принципов и методов вокального обучения студентов на факультетах (институтов) музыки в университетах учитывались результаты исследований Ду Хуэйцю, В. П. Ильина, Н. Е. Косовцова,

B. М. Луканина, В. Н. Мищанчука, Р. В. Сладкопевца, А. В. Филиппова, Цзян Шанжун, Е. Ю. Юлпатовой и других;

В методических аспектах обучения академическому вокалу мы исходили из разработок Л. Б. Дмитриева, В. П. Морозова и других. При характеристике развития вокальных умений и навыков у бакалавров-вокалистов учитывались положения, изложенные в работах С. И. Балашовой, Л. М. Василенко, Г. Маркези, Цзян Цинь, Ши Сян Фэн, Го Кэ Цзянь, Лю Яли, Хоу Яан Сян, Цзао Цзе.

Учитывались данные исторических трудов по становлению китайской вокально-исполнительской школы Бай Нина, Мао Хуэй, Тяо Сяо Линь, Чжан Лэй, Ван Юйхэ, Фэн Вэньчи и других.

Музыкально-теоретические положения опирались на исследования В. А. Цуккермана, М. Г. Арановского и других.

Отмеченные теоретические источники помогли выявить педагогические условия, дидактический инструментарий для организации личностно-ориентированного подхода в обучении певческому искусству; раскрыть основные составляющие психолого-педагогического процесса, формирующего творческую личность бакалавра-вокалиста.

Гипотеза исследования: совершенствование обучения бакалавра-вокалиста на факультете (институте) музыки в современном университете КНР будет более успешным, если:

- внимание сосредоточится на формировании творческой, самоактуализирующейся личности бакалавра-вокалиста;

- вектор генеральной линии дальнейшего поиска инновационных технологий и методов вокальной педагогики будет нацелен на выявлении и сохранении творческой индивидуальности студента;

- организация образовательного процесса бакалавров-вокалистов должна опираться на принцип психологической классификации личности всего студенчества;

- не исключено, что в развитии творческой личности бакалавра-вокалиста мощным резервом являются технологии театральной педагогики.

Этапы исследования. Данное исследование осуществлялось соискателем в три этапа:

Первый этап (2013-2016) охватывал изучение источниковой базы, определение методологических основ. Разрабатывалась программа исследования, велась подготовка к констатирующему психолого-педагогическому эксперименту, позволивший сформулировать проблематику исследовательской работы, включая необходимость индивидуального подхода к студентам, ориентации на личностное самоопределение бакалавров-вокалистов. Выстраивалась структура опросов, наблюдений, анализировалась учебная программа, изучалась эффективность учебно-воспитательной работы в аспекте формирования творческой личности вокалистов; разрабатывалась психологическая комплексная диагностика личностного развития студентов.

Второй этап (2016-2019) исследования состоял в подготовке педагогического эксперимента, разработке и апробации авторской методики в процессе работы с контрольной и экспериментальной группами. Осуществлялся констатирующий и формирующий психолого-педагогический эксперимент как практическая основа педагогической стратегии и технология формирования творческой личности бакалавров-вокалистов.

На третьем этапе (2019-2020) исследования осуществлялись итоговые замеры сформированности творческой личности бакалавров-вокалистов; систематизировались полученные результаты; делались выводы и обобщения для разработки перспективных педагогических стратегий в профессиональном обучении певцов.

Полученные результаты опубликовывались в изданиях, рецензируемых ВАК России, и окончательно резюмировались в диссертационном исследовании.

Экспериментальной базой исследования стал вокальный факультет Чжэнчжоуского университета (КНР), где соискатель совместно с преподавателями факультета проводил педагогический эксперимент.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена:

- всесторонним анализом современных положений вокальной педагогики в КНР и России;

- опорой на авторитетные теоретико-методические источники;

- результатами анкетирования и интервьюирования коллектива преподавателей и обучающихся в университетах Китая;

- разработкой, апробированием с положительным результатом авторской методики по формированию творческой личности бакалавра-вокалиста в процессе обучения на факультетах (институтах) музыки КНР.

Апробация диссертации проходила на кафедре музыкального воспитания и образования института музыки, театра и хореографии РГПУ им. А. И. Герцена. Положения работы опубликованы в шести статьях для научных сборников, в том числе три из них в изданиях, рецензируемых ВАК (журналы «Искусство и образование», «Научное мнение»). Также положения исследования отражены в докладах, прочитанных на научно-практических конференциях «Музыка. Культура. Педагогика» (Санкт-Петербургский центр развития духовной культуры, 2018), «Музыкальная культура глазами молодых ученых» (институт музыки, театра и хореографии РГПУ им. А. И. Герцена, 2018), «Музыкальное образование в современном мире. Диалог времен» (институт музыки, театра и хореографии РГПУ им. А. И. Герцена, 2018). Методика, разработанная в диссертации, апробировалась на практических занятиях в Чжэнчжоуском университете (КНР).

Материалом исследования явились учебные, методические пособия, статьи и монографии, затрагивающие инновационные педагогические технологии современного обучения бакалавров-вокалиста в КНР и России. Материал

основывался также на личных наблюдениях и результатах, полученных в процессе конкретных методов исследования.

Методы исследования: теоретические, основанные на анализе и обобщении широкого спектра философской, эстетической, культурологической, психологической, музыкально-методической литературы, методических пособий; методы формализации - табличное и графическое представление результатов исследования; метод моделирования; экспериментальный метод - постановка педагогического эксперимента, осмысление педагогического опыта на основе критического разбора; конкретные методы - анкетирование, беседы, опросы.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые:

1) дается классификации психологических подтипов личности вокалиста:

2) доказывается необходимость организации образовательного процесса бакалавра-вокалиста с учетом разработанной психологической классификации личности вокалиста;

3) научно обосновывается дефиниция «профессионально-статусная самореализация вокалиста академического направления»;

4) выявляются положения театральной педагогики, нацеленные на развитие творческой личности бакалавра-вокалиста, стимулирующие его самоактуализацию.

Теоретическая значимость исследования состоит в разработке организационных принципов учебного процесса, направленного на развитие творческих возможностей вокалистов и намечены пути их дальнейшего совершенствования. Систематизированы положения о роли индивидуальных психологических качеств вокалиста в его профессиональном развитии. Показаны возможности использования этих положений в высшем музыкальном образовании при обучении бакалавров-вокалистов.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его материалы могут быть использованы не только на практических занятиях с бакалаврами-вокалистами на факультетах (институтах) музыки — по сольному пению, камерному исполнительству, оперному классу, но и пополнить сведения по дисциплинам «История и теория вокального искусства», «Психология музыкально-

творческого самовыражения», «Музыкальная психология и психология музыкального образования». Выводы и положения диссертации предполагают их использование в методических разработках.

Положения, выносимые на защиту:

- внедрение личностного подхода в обучении вокалистов становится настоятельной потребностью современного высшего музыкально-педагогического образования;

- сосредоточение внимания в образовательном пространстве вуза на процессе формирования творчески мыслящей личности, обладающей навыками самоактуализации, является одной из профессиональных основ будущего академического певца;

- формирование творческой личности музыканта-вокалиста в процессе профессиональной подготовки предполагает органичное единство вокальных и сценических навыков в соответствии с индивидуальными психологическими особенностями исполнителя;

- использование театральных технологий для формирования творческой личности вокалиста в процессе обучения является важной педагогической стратегией.

Личный вклад соискателя заключается в разработке методологии и теоретических установок психолого-педагогической типизации личности вокалистов; в практической апробации психолого-ориентированной авторской методики в образовательную среду; обобщении и интерпретации полученных экспериментальных результатов; в научном обосновании важнейшей роли самоактуализации для профессионального становления певца.

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (218 наименований на русском и китайском языках) и двух приложений («Диагностическая карта студента», «Типы личности обучающихся», «Анкета опроса студента»).

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОБУЧЕНИЯ ВОКАЛИСТА В ВУЗЕ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

1.1. Формирование творческой личности вокалиста и классификация К. Г. Юнга

Сравнительный анализ требований к системам высшего музыкального образования в России и Китае позволяет сделать вывод о том, что важнейшим компонентом профессиональной подготовки вокалиста является его личностное развитие, от которого зависит становление творческой индивидуальности певца в противостоянии распространенным в КНР (и других странах) обезличенным стандартам певческого искусства. С точки зрения В. Л. Яконюк, для постоянно изменяющегося контекста высшего музыкального образования одинаково ценны укрепление традиций и трансформация их в инновации [164, с. 78]. Между тем, в современном вокальном образовании на факультетах музыки в КНР повсеместно наблюдается игнорирование индивидуального подхода в обучении

В исследуемой взаимосвязи представляются заслуживающими внимания подходы А. Г. Казаковой [67] и китайского автора Сяньюй Хуан [125] к оценке роли системы профессионального образования в направлении необходимости совершенствования исполнительского мастерства будущих певцов, развития личности студента, воспитания и обучения талантливой молодежи, так как в современном мире «определяющим конкурентным ресурсом становится творчество во всех его проявлениях» [67, с. 147].

В условиях насыщенности музыкального рынка возрастает значение личности исполнителя, сочетающего в себе музыкальные способности, общие и частные, связанные с вокальными данными [см.: 98], и артистические возможности,

определяющие своеобразие вокалиста. Поэтому возрастает значение комплексной профессиональной подготовки певцов, которые способны выдерживать творческую конкуренцию и добиваться высоких исполнительских достижений, приобретенным в процессе профессионального становления. Нельзя согласимся с суждением Р. В. Сладкопевца, что сложившаяся система вокального образования, «обладающая фундаментальными, проверенными временем традициями, требует совершенствования, в соответствии с новыми требованиями общества» [120, с. 5].

Предварим анализ междисциплинарных понятий «самоопределение», «самореализация», «профессионально-статусная самореализация» вокалиста рассмотрением понятий «личность» и «типы личности», так как общеизвестны взаимовлияния музыки и личности музыканта-исполнителя. Отметим, что в изучении личности сложились самые различные подходы в определении ее типологических характеристик, многие из которых остаются актуальными и для современной практики художественного образования. Интерес к типизации личностных особенностей в основном начинает проявляться в конце ХХ веке и остается по-прежнему одной из наименее изученных тем в современной психологии и педагогике.

Этому факту есть вполне объективные объяснения, с точки зрения П. С. Гу-ревича, суть которых заключается «в распространенном недоверии многих психологов и педагогов к попыткам определить психические особенности конкретных индивидов, которые могут обладать собственными неповторимыми качествами, не вписывающимися в ту или иную типологию» [46, с. 11]. Это скептическое отношение особенно характерно для представителей творческих профессий и тех, кто их изучает, так как ставится под сомнение целесообразность изучения «алгеброй гармонии», в которой важны такие явления как творческая интуиция, непредсказуемость, своеобразие самопроявления творческой личности.

Важным представляется не сам факт невозможности однозначной психолого-педагогической типологии личности, а в корректности ее применения для решения совокупности профессиональных и педагогических задач. При отказе от дальнейшего углубления типологии личности, становится невозможной объективация знаний о внутренних проблемах личности, как объекте педагогического

воздействия. Одной из издержек такого незнания становится зависимость обучаемых и воспитуемых от встречаемого педагогического произвола и субъективизма педагогов, которые могут нанести непоправимый ущерб, как развитию личности студента, так и его психическому здоровью. В данном контексте интересны выводы Н. Н. Евреинова в книге «Откровение искусства», призывающего к отказу от «мнимого искусствопонимания» [57, с. 51-53].

Само понятие «личность» означает наличие в том или ином человеке психических свойств, имеющих социально-типическую значимость [46; 109]. Таким образом, словосочетание «типология личности» является естественным, если стоит задача: через типическое выявить индивидуально-психологические особенности студента в педагогическом процессе. Соискатель считает, что успешность самоопределения, самореализации, профессионально-статусной самореализации вокалиста находится в прямой зависимости от типа личности музыканта.

В настоящее время сложились различные личностные типологии, которые могут представлять особый интерес для формирования личности, в том числе, вокалиста. Среди них следует выделить типологию личности по Майер-Бриггс, на основе которой были разработаны соответствующие вопросники и шкалы: MBTI Step I; MBTI Step II; MBTI Step III; Keirsey Temperament Sorter (Тест Кейрси); MMTIC (Murphy-Meisgeier Type Indicator for Children); ТОП-Юнит и др. [20; 21].

При этом наиболее общепризнанной типологией личности является типология К. Г. Юнга, изложенная в его фундаментальном труде «Психологические типы» [162], который явился итогом многолетних исследований истории психологии, философии, литературы, искусства, религии и т. д. Проблема типов личности К. Г. Юнгом изучалась на основе трудов античности и средневековья, работ Ф. Шиллера (проблема типов), Ф. Ницше в поэзии, психопатологиии [163] и др. Главным итогом этого изучения стало создание теории об интровертах и экстравертах, которые составили основу последующей разработки типологии личности, получившей распространение в науке. Этому результату предшествовали изыскания ученого в истории изучения личности, которые не потеряли своего значения для современной психологии и педагогики.

Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук У Хао, 2022 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абдуллин, Э. Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования / Э. Б. Абдуллин. - М.: Прометей, 1990. - 189 с.

2. Аверинцев, С. Аналитическая психология К. Г. Юнга и закономерности творческой фантазии / С. Аверинцев // Вопросы литературы. - 1972. №3. - 113-143 с.

3. Авратинер, В. И. Обучение и воспитание музыканта-педагога: учеб. пособие по курсу педагогики для студентов музык. учеб. заведений / В. И. Авратинер. - М.: ГМПИ, 1981. - 80 с.

4. Агин, М. С. История отечественного вокального искусства / М. С. Агин. - М.: Пробел, 2017. - 500 с.

5. Агин, М.С. Развитие певческого голоса (теория и практика): учебно-методическое пособие / М. С. Агин. - 2-е изд. - М.: Пробел-2000, 2016. -102 с.

6. Алиев, И. Ю. Методологическое содержание деятельности педагогов-вокалистов (теоретический аспект): автореф. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / И. Ю. Алиев. - М., 1996. - 19 с.

7. Алиев, И. Ю. Теоретико-методологические основы профессиональной деятельности педагога-вокалиста: дис. ... док. пед. наук: 13.00.08 / И. Ю. Алиев. - М., 2003. - 354 с.

8. Алферов, А. А. Развитие профессионально значимых коммуникативных качеств учащихся в контексте информационной музыкально-аналитической деятельности: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / А. А. Алферов. - М., 2000. - 185 с.

9. Альтшуллер, Г. С.; Верткин И.М., Рабочая книга по теории развития творческой личности: в 2 ч. / Кишинев: Прогресс; Картя Молдовеняскэ, 1990. - 237 с.

10. Анализ музыкальных произведений: программа для вокальных факультетов музыкальных вузов / Сост. Н. Кузьмина. - М., 1988. - 34 с.

11. Андреев, А. К. К истории европейской музыкальной интонационности / А. К. Андреев. - М.: Дека-ВС, 2011. - 284 с.

12. Анисимов, Г. П. Режиссер в музыкальном театре / Г. П. Ансимов. -М.: ВТО, 1980. - 319 с.

13. Антонова, Л. В. Методика обучения студентов академическому пению: история и проблемы исследования / Л. В. Антонова // Поволжский педагогический вестник. - 2014. - №3 (4). - С. 70-74.

14. Антонова, Л. В. Методы обучения сольному пению студентов-музыкантов на основе педагогических традиций итальянской и русской вокальных школ / Л. В. Антонова // Известия Самарского научного центра РАН. - 2012. - Т. 14. - №2. - С. 250-255.

15. Ануфриева, Н. И. Методика преподавания специальных дисциплин: учеб.-метод. и контр.-изм. материалы / Н. И. Ануфриева. -- М.: РГСУ, 2011. - 70 с.

16. Ануфриева, Н. И. Системный подход к подготовке педагога-музыканта: монография / Н. И. Ануфриева. - М.: РГСУ, 2009. - 168 с.

17. Арановский, М. Г. Музыка. Мышление. Жизнь / М. Г. Арановский, -М.: Государственный институт искусствознания, 2012. - 440 с.

18. Арановская, И. В. Эстетическое развитие будущего педагога-музыканта в современной системе высшего образования: дис. ... док. педагогических наук.: 13.00.08 / И. В. Арановская - В., 2002. - 390 с.

19. Аркин, Е. Я. Национальная традиция как базовая модель народно-певческого воспитания: учебно-методическое пособие / Е. Я. Аркин. -Омск: Изд-во Омского гос. ун-та, 2018. - 51 с.

20. Аугустинавичюте, А. Соционика. Введение / А. Аугустинавичюте. -СПб.: Terra Fantastica, 1998. - 444 с.

21. Аугустинавичюте, А. Соционика. Психотипы. Тесты / А. Аугустинавичюте. - СПб.: Terra Fantastica, 1998. - 414 с.

22. Багадуров, В. А. Очерки по истории вокальной педагогики: Ч.3 /

B. А. Багадуров. - М.: Музиздат, 1956. - 268 с.

23. Бакланова, Т. Н. Педагогика художественной самодеятельности: учеб. пособие / Т. Н. Бакланова. - М.: МГИК, 1992. - 100 с.

24. Балаганская, Е. В. Теоретические и методические основы музыкально-исторической подготовки студентов вузов культуры: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Е. В. Балаганская. - М., 2000. - 23 с.

25. Балашова, С. И. Приоритеты профессиональной подготовки академических вокалистов / С. И. Балашова, А.Ш. Руди // Alma mater. - 2017. - Вып. 8. - С.97-100.

26. Бараш, А. Б. Поэма о человеческом голосе: знакомство с искусством академического вокала / А. Б. Бараш. - М.: Композитор, 2005. - 166 с.

27. Баренбойм, Л. А. Воспитание музыканта-исполнителя в свете проблем, поставленных системой Станиславского: дис. ... канд. иск. / Л. А. Баренбойм. - М., 1940. - 162 с.

28. Боброва, Э. В. Становление опыта самореализации студента в процессе музыкально-исполнительской деятельности / Э. В. Боброва // Акмеологи-ческое развитие педагога предметной области «Искусство» в социокультурном пространстве: материалы межрегион. науч.-практ. конф. (Кострома, 25 апр. 2017 г.) / Сост. и науч. ред. З. В. Румянцева. - Кострома: КГУ, 2017. -

C.17-20.

29. Богданов, В. В. Речевое общение: прагматический и семантический аспекты / В. В. Богданов. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. - 87 с.

30. Борев, Ю. Б. Художественная культура XX века (теоретическая история) / Ю.Б. Борев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 495 с.

31. Бочкарёв, Л. Л. Психология музыкальной деятельности / Л.Л. Бочка-рев. - М.: Ин-т психологии РАН, 1997. - 352 с.

32. Бочкарёва, О.В. Дидактический диалог в профессионально-педагогической подготовке учителя музыки в вузе : дис. ... док. пед. наук.: 13.00.08 / О. В. Бочкарёва- Ярославль, 2008. - 531с.

33. Брехт, Б. О театре / Б. Брехт; сост., предисл., коммент. Е. Г. Эткинда. -М.: Изд-во иностр. лит., 1960. - 366 с.

34. Василенко, Л. М. Принципы и методы вокальной подготовки студентов педагогических университетов / Л. М. Василенко // Всероссийский журнал научных публикаций. - 2013. - №5 (20). - С.56-60.

35. Волегов, В. С. Профессиональный комплекс в самоопределении личности / В. С. Волегов // Вестник Пермского ун-та. Философия. Психология. Социология. - 2013.- №3.- С.137-143.

36. Вострикова, Т.А.; Рекешева, Ф. М. Социально-психологические особенности профессионального самоопределения студентов консерватории / Т. А. Вострикова, Ф. М. Рекешева // Общество: социология, психология, педагогика. - 2018. - 6 с. - URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 21.06.2019).

37. Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. - М.: Искусство, 1986. - 573 с.

38. Гапоненко, В.М. Формирование познавательного интереса у студентов вузов культуры и искусств: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / В. М. Га-поненко. - М., 2002. - 223 с.

39. Гедда, Н. Дар не дается напрасно / Н. Гедда. - М.: Радуга, 1983. -252 с.

40. Гинзбург, М. Ф. Психологическое содержание личностного самоопределения / Вопросы психологии. - 1994. - № 3. - С. 43-52.

41. Голдстайн, Д. О. К. Творческая личность. - М.: Манн, Иванов и Фер-бер, 2014. - 402 с.

42. Гончарова Е. П. Развитие творческой индивидуальности школьников в условиях профильного музыкально-педагогического обучения / Е. П. Гончарова. - М.; Мн.: Адукацыя i выхование, 2007. - 321 с.

43. Горбунов, Н. И. На пути к Шаляпину / Н. И. Горбунов. - М.: РАМ, 2002. - 396 с.

44. Готсдинер, А.Д. Музыкальная психология / А.Д. Готсдинер. - М.: Магистр, 1993. - 160 с.

45. Грицанов, А. Самоопределение //Новейший философский словарь. -Минск.: Книжный дом, 2003. - 1279 с.

46. Гуревич, П. С. Психология личности: учеб. пособие / П. С. Гуревич. -М.: Юнити-Дана, 2015. - 559 с.

47. Далецкий, О. В. Школа пения: из опыта педагога: учеб. пособие / О. В. Далецкий. - М.: МГУКИ, 2007. - 156 с.: ил., ноты, табл.

48. Джиральдони, Л. И. Аналитический метод воспитания голоса / Л. И. Джиральдони. - М.: П. Юргенсон, 1893. - 127 с.

49. Дмитриев, В. А.; Яфальян А. Ф. Развитие креативной личности педа-гога-музыканта//Профессиональное образование. - 2016. - № 9. - С. 30-35.

50. Дмитриев, Л. Б. Основы вокальной методики / Л. Б. Дмитриев. - М.: Музыка, 2012. - 366 с.

51. Дмитриев, Л. Б. Подготовка певцов в Италии для оперной сцены / Л. Б. Дмитриев // Вопросы вокальной педагогики: вып. 6. - М.: Музыка, 1982. - С. 100-122.

52. Дмитриев, Л. Б. Солисты театра Ла Скала о вокальном искусстве: диалог о технике пения / Л. Б. Дмитриев. - М.: СиДи-Пресс, 2001. - 183 с.

53. Доминго, П. Мои первые сорок лет / П. Доминго; пер. с англ. - М.: Радуга, 1989. - 304 с.

54. Ду, Сывэй. Формирование певческих умений у вокалистов в высших учебных заведениях КНР: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Сывэй Ду. - М., 2008. - 215 с.

55. Ду, Хуэйцю. Современная концепция вокального образования в КНР в свете российских и китайских научно-методических достижений: дис. ... канд. пед наук: 13.00.02/ Хуэйцю Ду. - М.., 2021. - 169 с.

56. Ду, Хуэйцю. Сравнительный анализ подготовки педагогов-вокалистов в институте музыки униврситета Цзямусы и институте музыки, театра и хореографии РГПУ им. А.И. Герцена/ Хуэйцю Ду // Современные проблемы науки и образования. - 2020. - № 6. - 60 с.

57. Евреинов, Н. Н. Откровение искусства / Н. Н. Евреинов. - М.: Мiръ, 2012. - 794 с.

58. Еленик, А.О. Проблемы вокального обучения бакалавра музыкального образования / А.О. Еленик // Приоритетные направления науки и образования. - 2016.- №4-1. - С.127-129.

59. Зайкова, М. С. Формирование творческих навыков у студентов при создании сценического образа в вокальном произведении / М. С. Зайкова // Вестник МГУКИ. - 2011. - № 6. - С. 159-163.

60. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального образования / Э.Ф. Зеер. -2-е изд., перераб. - М.: МПСИ, 2003. - 480 с.

61. Зинченко, В.П. Миры сознания и структура сознания / В.П. Зинчен-ко // Вопросы психологии. - 1991. - №2. - С.15-36.

62. Зобков, В.А. Психология отношения человека к деятельности: теория и практика / В. А. Зобков. - 2-е изд., испр. и доп. - Владимир: Транзит-ИКС, 2016. - 251 с.

63. Зорилова, Л. С. Духовные идеалы личности: теория, история и современные проблемы формирования: автореф. дис. ... док. культ.: 24.00.01 / Л. С. Зорилова. - М.: МГУКИ, 1999. - 561 с.

64. Иванченко, Г. В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы / Г. В. Иванченко. - М.: Смысл, 2001. - 264 с.

65. Иванченко, Г.В. Стратегии профессионального самоопределения и репрезентации профессионализма / Г. В. Иванченко // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2005. - Т. 2. - №2. - С.24-51.

66. Ильин, Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е. П. Ильин. - СПб.: Питер, 2009. - 436 с.

67. Казакова, А. Г. «Реформа» и «возрождение» высшей школы профессиональной школы / А. Г. Казакова // Вестник МГУКИ. - 2013. - №3(53).-С.146-151.

68. Кашницкий, С. Е. Руководство по практической соционике: 16 граней социона / С. Е. Кашницкий. - М.: Астрель, 2003. - 410 с.

69. Клабукова, А. В. Некоторые принципиальные подходы к развитию сценического мастерства в вузах культуры / А. В. Клабукова // Вестник МГИКИ.- 2016.- №5 (73). - С. 207-214.

70. Климов, Е. А. Психология профессионала / Е. А. Климов. - М.: Академия, 2004. - 304 с.

71. Конецкая, В. П. Социология коммуникации / В. П. Конецкая. - М.: Международ. ун-т бизнеса и управления, 1997. - 302 с.

72. Коростылева, Л. А. Проблема самореализации личности в системе наук о человеке / Л. А. Коростылева // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А.А. Крылова, Л.А. Коростылевой. - СПб.: СПбГУ, 1997. - С. 3-19.

73. Косовцов, Н. Е. Педагогические традиции и методики классической вокальной школы ХУШ-Х1Х вв.: дис. ... канд. пед. наук / Н. Е. Косовцов.-М., 2018. - 188 с.

74. Краевский, В. В. Методология педагогики: прошлое и настоящее / В. В. Краевский // Педагогика. - 2002. - № 1. - С. 24-31.

75. Краевский, В.В. Педагогика между философией и психологией / В. В. Краевский // Педагогика. - 1994. - №6. - С. 3-10.

76. Кудрявцева, В. В. Формирование музыкальной культуры бакалавров вокального искусства в гуманитарном образовании: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / В. В. Кудрявцева. - М., 2013. - 150 с.

77. Лабунская, В. А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход) / В. А. Лабунская. - Ростов н/Дону: Изд-во Ростов. ун-та, 1986. -135 с.

78. Леонтьев, Д. А. Введение в психологию искусства: учеб. пособие / Д. А. Леонтьев. - М.: МГУ, 1998. - 112 с.

79. Лернер, И. Я. Процесс обучения и его закономерности / И. Я. Лер-нер. - М.: Знание, 1980. - 96 с.

80. Ли, Юе. Китайское музыкальное образование в XX веке и его состояние на рубеже ХХ-ХХ1 веков / Ли Юе // Вестник Кемеровского гос. ун-та культуры и искусств. - 2017. - № 40. - 7 с.

81. Лотман, Ю. М. Структура художественного текста / Ю. М. Лотман. -СПб.: Азбука, 2015. - 704 с.

82. Луканин, В. М. Обучение и воспитание молодого певца / В. М. Лука-нин; сост. и общ. ред. Е. Нестеренко. - 2-е изд., перераб. - Л.: Музыка, 1977. - 87 с.

83. Маркези, Г. Опера: путеводитель / Г. Маркези; пер. с ит. Е. Греча-ной. - М.: Музыка, 1990. - 383 с.

84. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - М.: Знание, 1996. - 308 с.

85. Маркова, Е. В. Уроки пантомимы / Е. В. Маркова. - СПб.: Лань, 2012. - 288 с.

86. Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы / А. Маслоу. - М.: Смысл, 1999. - 423 с.

87. Мастерство режиссера. - М.: ГИТИС, 2001. - 152 с.

88. Мегедь, В. В.; Овчаров, А. А. Характеры и отношения / В. В. Мегедь, А.А. Овчаров. - М.: Армада-пресс, 2002. - 704 с.

89. Мейерхольд, В. Э. Статьи, письма, речи, беседы: в 2-х ч. - М.: Искусство, 1968. - Ч.1 (1891-1917). - 350 с.

90. Мельникова, Е. В. Самореализация личности и развитие ее творческого потенциала / Е. В. Мельникова [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

https://lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2007/17/melnikova_ev.doc.pdf (Дата обращения: 01.02.2022).

91. Менабени, А. Г. Вокально-педагогические знания и умения / А. Г. Менабени. - М.: Прометей, 1995. - 30 с.

92. Милицина, О. В. Творческая лаборатория как форма организации музыкально-исполнительской деятельности в педвузе / О.В. Милицина // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. - 2012. - №5. -С. 31-33.

93. Молзинский, В. В. Музыкальное образование в современной России: проблемы и парадоксы / В. В. Молзинский // Вестник СПбГИК. - 2017. -№2 (31). - С. 160-165.

94. Молоствова, И. Е. Акмеологические ориентиры профессиональной подготовки педагога-музыканта / И. Е. Молоствова // Акмеологическое развитие педагога предметной области «Искусство» в социокультурном пространстве: материалы межрегион. науч.-практ. конф. (Кострома, 25 апр. 2017 г.) / Сост. и науч. ред. З. В. Румянцева. - Кострома: КГУ, 2017. - С.46-49.

95. Морозов, В. П. Резонансная техника пения и речи. Методики мастеров. Сольное, хоровое пение, сценическая речь / В. П. Морозов. - М.: Коги-то-Центр, 2013. - 435 с.

96. Музыканты, композиторы и исполнители Китая [электронный ресурс] / ABIRus [АБИРУС: Азия. Бизнес. Информация для России]. - URL: https://www.abirus.ru/content/564/623/625/645/653/14194 (Дата обращения: 0.09.2019).

97. Надырова, А. Б. Основа воспитания творческой личности / А. Б. Надырова. - Наука и образование сегодня. - 2017. - С. 75-76 с.

98. Овсянкина, Г. П. Музыкальная психология: Учебник для факультетов музыки педагогических университетов, консерваторий и гуманитарных вузов. - изд. 2, испр. - СПб.: Союз художников, 2016. - 240 с.

99. Петров, А. Ю. Рефлексивное управление инновационными процессами в вузе / А. Ю. Петров // Вестник ОГУ. - 2005.- № 6. - С. 16-19.

100. Петрова, Н. О. Эффективные методы профессиональной подготовки студента-вокалиста / Н. О. Петрова // Южно-российский музыкальный альманах. - 2017. - С.49-53.

101. Петрушин В. И. Музыкальная психология (Учебник и практикум для СПО)/В. И. Петрушин. - М.: Юрайт, 2019. - 380 с.

102. Плаксина, К. Г. Современный педагогический дизайн профессиональной подготовки исполнителя-вокалиста / К. Г. Плаксина // Общество: социология, психология, педагогика. - 2018. - С. 87-90.

103. Плеханова, О. Е. Технология формирования вокально-педагогической культуры учителя музыки в процессе вузовской подготовки: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / О. Е. Плеханова. - Екатеринбург, 2006. - 230 с.

104. Полищук, В.; Э. Сарабьян. Библия актерского мастерства. Уникальное собрание тренингов по методикам величайших режиссеров / В. Полищук, Э. Сарабьян. - М.: АСТ, 2014. - 666 с.

105. Попова, М. В. Формирование личностных качеств студентов-вокалистов в вузах культуры и искусств: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / М. В. Попова. - М., 2010.- 242 с.

106. Почепцов, Г. Г. Теория коммуникации / Г. Г. Почепцов. - 2-е изд., стереотип. - М.: Смарт Бук, 2009. - 651 с.

107. Праслова, Г. А. Взаимодействие традиций и инноваций в эволюции музыкального образования России: XI — начало XXI в.: автореф. дис. ... док. пед. наук: 13.00.02 / Г. А. Прасолова. - М., 2007. - 46 с.

108. Пронин, С. С. Актурское мастерство и действенное пение / С. С. Пронин // Наука, образование и культура. - 2020. - С. 51-58.

109. Психология: учебник / Под ред. А. А. Крылова. - М.: Проспект, 2000. - 584 с.

110. Ражников, В. Г. Три принципа новой педагогики в музыкальном обучении / В. Г. Ражников // Теория музыкального образования: учебник. - М.,

2013. - С. 388-397.

111. Ржепянская, И. В. О профессиональной подготовке педагога-музыканта в вузе культуры и искусств: к постановке проблемы // Музыкальное искусство современной России: региональный аспект: сборник материалов научно-практ. конф. / науч. ред. Л. С. Зорилова. - М.: МГИК,

2014. - Вып. I. - С. 28-36

112. Россини, Дж. Избранные письма. Высказывания. Воспоминания / Дж. Россини. - Л.: Музыка, 1973. - 352 с.

113. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. - В 2 томах/ С. Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 1989. - 328 с.

114. Салимова, К. Педагогика народов мира: история и современность / К. Салимова, Н. Додде. - М.: Пед. об-во России, 2001. - 576 с.

115. Седых, Р.К. Информационный психоанализ. Соционика как метапси-хология / Р. К. Седых. - М., 1994. - 255 с.

116. Сидорова, М. Б. Формирование профессиональной культуры вокалистов в процессе подготовки в вузе культуры и искусств: дис. ... канд. пед. наук: 13.00:08 / М. Б. Сидорова. - М., 2005. - 203 с.

117. Сизова, Е. Р. Профессиональная подготовка специалистов в системе классического музыкального образования: дис. ... док. пед. наук: 13.00.08 / Е. Р. Сизова. - Челябинск, 2008.- 450 с.

118. Сикур, П. И. Воспою тебе: основы вокал. техники и исполнительства для вокалистов, рук. хоров, профессионалов и любителей свет. и церковного пения / П. И. Сикур. - М.: Рус. хронограф, 2006. - 407 с.

119. Сладкопевец, Р. В. Принципы и методы профессиональной подготовки студентов-вокалистов в процессе изучения bell canto / Р.В. Сладкопевец // Вестник МГИКИ. - 2015. - №1. - Январь-февраль. - С.187-193.

120. Сладкопевец, Р. В. Развитие художественно-творческого потенциала вокалистов в вузах культуры и искусства: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Р.В. Сладкопевец. - М., 2008. - 189 с.

121. Соловьянова, О. Ю. Средства театральной педагогики в развитии профессиональных качеств будущих вокалистов: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / О. Ю. Соловьянова. - М., 2018. - 171 с.

122. Спинжар, Н. Ф. Формирование профессиональной культуры вокалистов как педагогическая и социокультурная проблема / Н. Ф. Спинжар // Сборник статей межвузовского круглого стола. - М.: МГУКИ, 2008. -С. 98-108.

123. Станиславский, К. С. Работа актера над собой / К. С. Станиславский. -М.: Искусство, 1985. - 479 с.

124. Стародубцев, В. В. Методика обучения мастерству актера и режиссуре оперы: дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.01 / Стародубцев, В. В.- М, 2011.- 160 с.

125. Сяньюй, Хуан. Система музыкального образования в Китае / Сяньюй Хуан // Вестник СПбГУКИ. - 2012.- №2. - С.155-159.

126. Таиров, А. Я. О театре / А. Я. Таиров. - М.: Акад. проект, 2017. -504 с.

127. Таланчук, Н. М. Введение в неопедагогику: пособие для педагогов-новаторов / Н. М. Таланчук. - М.: Проф. образование, 1991. - 181 с.

128. Талызина, Н. Ф. Педагогическая психология: учебник / Н. Ф. Талызина. - 4-е стереотип. изд. - М.: Академия, 2006. - 288 с.

129. Теплов, Б. М. Способности и одаренность / Б. М. Теплов // Психология индивидуальных различий. - М., 1982. - С. 9-20.

130. Тураев, Б. А. История Древнего Востока: т. 1. / Б. А Тураев. - М., 1936. - 319 с.

131. У, Хао. Педагогический анализ в профессиональной подготовке музыканта-вокалиста: расширение проблемного поля исследования / Хао У // Искусство и образование. — 2021. — № 3(131). — С. 136-142.

132. Усова, А. В. Теория и практика развивающего обучения / А. В. Усова. - Челябинск, 1998. - 31 с.

133. Фельзенштейн, В. О музыкальном театре / В. Фельзенштейн. - М.: Радуга, 1984. - 406 с.

134. Филатова, Е. Соционика для вас. Наука общения, понимания и согласия / Е. Филатова. - Новосибирск: Сибирский хронограф, 1994. - 283 с.

135. Филиппов, А. В. Педагогическая система формирования готовности студентов к вокально-педагогической деятельности: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / А. В. Филипов. - М., 2005. - 237 с.

136. Философский энциклопедический словарь / Ред.: С. С. Аверинцев и др. - 2-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1989. - 815 с.

137. Фрейд, З. Хрестоматия. Т. 1. Основные понятия, теории и методы психоанализа / З. Фрейд; пер. с нем. А. М. Боковикова. - М.: Когито-Центр, 2016. - 636 с.

138. Фучито, С. Искусство пения и вокальная методика Карузо / С. Фучито, Б. Бейер. - СПб.: Композитор, 2004. - 56 с.

139. Целковников, Б. М. Личность музыканта: общее и особенное / Б. М. Целковников // Теория и практика общественного развития. - 2012. -№12. - С.249-251.

140. Цзян, Шанжун. Педагогический потенциал взаимодействия систем вокального воспитания студентов в музыкально-педагогических вузах России и Китая: автореф. дис. ... канд. пед. наук.: 13.00.02 / Цзян Шанжун.- М., 2019. - 28 с.

141. Цилинко, А. П. Педагогика искусства в развитии эмоциональной сферы личности/ Цилинко, А. П. // Человеческий капитал. - 2014, М.: том 71. -№ 11. - С. 62-64.

142. Цуккерман, В. А. Музыкально-теоретические очерки и этюды / В. А. Цуккерман. - М.: Музыка, 1975. - 408 с.

143. Цыпин, Г. М. Музыкант и его работа: Проблемы психологии творчества. Кн.1 / Г. М. Цыпин. - М.: Сов. композитор, 1998. - 382 с.

144. Цыпин, Г. М. Психология музыкальной деятельности / Г. М. Цыпин. -М.: Интерфакс, 1994. - 372 с.

145. Черниченко, В.И. Дидактика высшей школы: История и современные проблемы / В. И. Черниченко. - М.: Вузовская кн., 2002. - 135 с.

146. Черниченко, В. И. Педагогика высшей школы: Курс лекций по разделу «Дидактика» / В. И. Черниченко. - М.: МГУКИ, 2002. - 120 с.

147. Чехов, М. Путь актера / М. Чехов. - М.: Транзиткнига, 2003. - 356 с.

148. Чжао, Цзинь. Концептуальные основы духовно-нравственного воспитания будущих вокалистов в системах высшего музыкального образования Китая и России / Чжао Цзинь // Педагогика искусства: сетевой электронный научный журнал. - 2017. - № 2.- С.109-113. - URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/chzhao_109-113.pdf (Дата обращения: 21.09.2019).

149. Шайкина, В. Н. Творческая личность и её качества / В. Н. Шайкина // Грамота. - 2007. - №5. - С. 249-252

150. Шаповалов, В. В. Философия рациональности / В. В. Шаповалов.-Дрофа, 1998. - 251 с.

151. Шиляева, Л. Б. К вопросу изучения ценностных ориентаций как составляющей жизненной перспективы личности / Л. Б. Шиляева // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - №6 - 1. - С. 2628.

152. Шиянов, Е. Н. Полипарадигмальность как методологический принцип современной педагогики / Е. Н. Шиянов, Н. Б. Ромаева // Педагогика. -2005. - № 9. - С.17-25.

153. Штейнбах, Х. Э. Психология творчества (учебное пособие) / Х. Э. Штейнбах. - СПб.: ПГУПС, 2011. - 211 с.

154. Шушарджан, С.В.; Василенко А.М. Комплексное применение рефлек-со- и музыкотерапии // Тез. докл. Поволжской Учредительной и 1 Научно-практич. конф. по традиционной медицине. - Казань, 1993.- 123 с.

155. Щербакова, А. И. Образование - самоопределение - самоидентификация: вехи творческого становления и самореализации современного музыканта / А. И. Щербакова // Достижения вузовской науки. - 2015. - №14. - С. 29-34.

156. Юбилейный сборник статей: к 70-летию Московского государственного университета культуры и искусств. - М., 2002. - 368 с.

157. Юдин, С. П. Формирование голоса певца / С. П. Юдин. - М.: Музыка, 1962. - 167 с.

158. Юлпатова, Е.Ю. Психолого-педагогические «координаты» процесса диалогизации высшего профессионального музыкального образования / Е. Ю. Юлпатова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2009. - № 6. - С. 50-53.

159. Юнг, К.Г. Аналитическая психология / К. Г. Юнг.- М.: Современный гуманитарный ун-т, 2001. - 195 с.

160. Юнг, К.Г. Об архетипах коллективного бессознательного / К. Г. Юнг. - М.: Директ-Медиа, 2007. - 77 с.

161. Юнг, К. Г. Проблема души современного человека / К. Г. Юнг. - М.: Директ-Медиа, 2007. - 44 с.

162. Юнг, К. Г. Психологические типы / К. Г. Юнг. - М.: Директ-Медиа, 2008. - 1212 с.

163. Юнг, К. Г. Психология и поэтическое творчество / К. Г. Юнг. - М.: Директ-Медиа, 2007. - 42 с.

164. Якиманская, И. С. Разработка технологий личностно-ориентированного обучения / И. С. Якиманская // Вопросы психологии. -1995. - №2. - С. 56.

165. Яконюк, В. Л. Высшая музыкальная школа: к новой парадигме образования XXI столетия / В. Л. Яконюк // История музыкального образования: новые исследования. Материалы международного семинара пятой сессии Научного совета по проблемам истории музыкального образования. -2016. - С.71-79.

166. Ян, Бо. Динамика развития профессионального сольного пения в Китае: образование, педагогические и исполнительские принципы: дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / Ян Бо. - Нижний Новгород, 2016.- 186 с.

167. Яо, Вэй. Подготовка специалистов вокального искусства в системах высшего музыкального образования Китая и России: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Яо Вэй. - Волгоград, 2015.- 27 с.

168. Яруллина, Л. Р. Профессиональное и личностное самоопределение как поиск смысла в выбираемой профессии / Л. Р. Яруллина // Вестник ТИСБИ. - 2004. - № 2. - С. 20-31.

169. Яськевич, И. Г. История искусства музыкального театра / И. Г. Яське-вич. - Новосибирск: НГТИ, 2011. - 305 с.

Литература на китайском языке

170. Бай, Нин. Формирование современного народного вокального искусства / Нин Бай // Вестник консерватории Си Ань. - 2004.- № 1 - С. 16-23.

йшяш&^ш^ш2004 ^

171. Ван, Бао Чжан. Техники пения / Бао Чжан Ван. - Жэнь Минь, 1988. -112 с.

г^ш тшшш г^ш 1988^

172. Ван, Юйхэ. История современной музыки / Юйхэ Ван. - Жэнь Минь, 1994. - 346с.

1994^

173. Ван, Юйхэ. Новая Китайская музыка XX века: Слияние культуры Китая и Запада / Юйхэ Ван // Вестник Центральной консерватории. - 1995. -№2, 3, 4. - С. 18

1995^

174. Ван, Цзинбао. О научном пении / Цзинбао Ван // Музыка Китая. -1998. - № 1. - С. 32

{"ЩФ'ЩШ'Ш 1998 ^

175. Ван, Юйхэ. История музыки в современном Китае / Ван Юйхэ. - Пекин: Народ. муз. изд-во, 2002.- 362 с.

гип лк^жта 2002 ^

176. Го, Кэ Цзянь. Характер и значение традиционной вокальной культуры на современном этапе / Кэ Цзянь Го // Исследование музыки. - 2003.- № 5. -С. 54

5Я)

177. Го, Цзянь. Китайская традиционная вокальная культура XX в. / Цзянь Минь Го, Чжао Шилань, Чжао Янь.- Пекин: Компания Вуань Цзюань, 2004. - 226 с.

ЯЙЙ20

2004^

178. Лу Жун. Средства развития китайской вокальной школы / Жун Лу, Цзычжэн Юй // Вестник консерватории им. Синхай. - 2004.- №4. - 74 с.

2004 ^

179. Лю Гуэй. Проблемы национального вокала / Гуэй Лю // Музыкальное искусство. - 2003.- №4. - 57 с.

ЖШ 2003^4^

180. Лю, Гуэй Чжэн. Китайская национальная вокальная школа / Гуэй Чжэн Лю // Вестник университета Лань Чжоу. - 2004.- № 3. - 22 с.

181. Лю, Чжи. Мышлении о трех типичных пениях / Чжи Лю // Музыка Китая. - 2002 .- № 8. - 55 с.

Ж 2002^

182. Лю, Яли. Новое искание традиционного вокального искусства / Яли Лю // Жэнь Минь.-1983.- №8.- 43 с.

» 1983^

183. Лю Шу Сян. Культура и философия / Шу-сян Лю. - Хэй Лон Цзян: Образование,1998. -3 56 с.

«т^тмжта» 1998^

184. Ма, Да. Китайское музыкальное образование в заведениях XX в. / Да Ма. - Шанхай: Образование, 2002. - 266 с.

2002^

185. Мао, Хуэй. Обобщение всекитайских вокальных статей в 2003 году / Хуэи Мао // Жэнь Минь. - 2004.- № 12. - 69 с.

2004^

186. Пань, Найсянь. Вокальный практический курс / Найсянь Пань. -Шанхай: Музыка, 1994.-326 с.

1994^

187. Пань, Найсянь. Путь исканий вокала / Найсянь Пань. - Шанхай: Музыка, 2003. - 212 с.

2003^

188. Словарь китайской музыки. - Пекин: Жень Минь Музыка, 1992. -552 с.

189. Сун, Цзинань. История музыкального образования в современном Китае / Цзинань Сун. - Шанхай: Изд-во Шанхайского консерватории, 2004. - 669 с.

«фтякш&тт&я,^» шш

190. Сун, Цзинань. Китайская новая и современная музыкальная история в 1840-1989 гг. / Цзинань Сун. - Шань Дун: Дружба, 2000. - 447 с.

1989} ?/Шт«Ш££ИЖМ±» 2000^

191. Сун, Цзинань Становление китайской музыкальной истории / Цзинань Сун. - Шань Дун: Дружба, 1991.-615 с.

ыт «ш^ижта» 1991^

192. Сун, Цзинань. Краткий курс истории китайской музыки / Цзинань Сун, Чужцуань Чжао. - Шань Дун: Дружба, 2002. -325с.

ышт «Фш^шмшышт, тш «ш^ижта» 2002^

193. Тан, Линь. О вокальном обучении / Линь Тан. - Шанхай: Консерватория Шанхая, 2004. - 102 с.

2004^

194. Тан, Сяо Линь. Характер народного пения и Бельканто и исполнение друг друга / Сяо Линь Тан // Вестник консерватории имени Син Хая. -1998. - № 4. - С. 49.

шшт шшт

1998^

195. У, Вуэнь Кань. Сравнительная педагогика / Вуэнь Кань У, Хань Цзинь Ян. - Жэнь Минь: Образование, 1989. - 368 с.

яхми«АКМЖМ±ЖЮ 1989^

196. Фань, Цзуинь. Традиционное музыкальное образование в консерватории Китая / Цзуинь Фань // Музыка Китая. - 1999.- № 3. - 22 с.

1999^

197. Фэн, Вэньчи Становление основ китайской вокальной школы / Вэньчи Фэн // Музыка Китая. - 1996.- №3. - 22 с.

1996^

198. Хуан, Бо Жун. Современный китайский язык / Бо Жун Хуан. - Пекин: Гань Су, Жень Минь, 1996. - 448 с.

тш ШГС&шшЙ^ 1996^

199. Цзинь, Тэлинь. Научное, национальное и современное пение - после сольного концерта Пэн Лиюнь / Тэлинь Цзинь // Жэнь Минь. - 1991. -№ 1. - 8 с.

«АКЖ»±» 1991^

200. Цзинь, Тэлинь. Существующее положение и нововведение национального вокального обучения / Тэлинь Цзинь // Музыка Китая. - 2005. -№ 4. - С. 37.

«фш^Ж»±» 2005^

201. Цзоу, Чанхай. Психология вокального искусства / Чанхай Цзоу. - Пекин, 2000. - 235 с.

2000^

202. Цзю, Чихун. На пути основания китайской вокальной школа профессора Чжоу Сяоянь / Чихун Цзю // Жэнь Минь. - 1998. - № 8. - С. 44.

1998^

203. Цзян, Цинь. Китайская музыкальная культура / Цинь Цзян, Гуань Цзианьхуа, Цянь Жунь. - Пекин: Пекин. ун-т, 2001. - 289 с.

шщ <Фаш&£{ь» шщ 2001^

204. Чжан, Вэй. Вокальное образование Китая в XX в.: дис. магистра / Вэй Чжан. - Шань Си: Университет, 2005. - 161 с.

205. Чжан, Лэй. Ключ к пению / Лэй Чжан. - Пекин: Китайское молодежное изд-во, 1999.- 223 с.

ЗШ ЗШ «ФШ*^ЖИ±» 1999^

206. Чжан, Сяо Нун. Старинное вокальное искусство в Китае / Сяо Нун Чжан. - Пекин: Чжун Хуа, 2003. - 206 с.

» »2003^

207. Шан, Цзасян. История развития европейского искусства вокала / Цза-сян Шан. - Хуа Юе, 2003. - 383 с.

2003^

208. Ши, Вэй Чжэн. История учения вокала в XX века / Вэй Чжэн Ши // История музыки Китая. - 1997.- №1. - С. 97

5ИШ 1997^

209. Ши, Вэй Чжэн. Мост между Китаем и Западом / Ши Вэй Чжэн // Жен Минь. - 1998. - №12. - С. 33.

Ш 1998^

210. Ши, Вэй Чжэн. Основы учения вокала / Вэй Чжэн Ши. - Жень Минь: Музыка, 2006. - 356 с.

«лк^жта» 2006^

211. Ши, Вэй Чжэн. Сочетание преимуществ традиционной культуры Китая и Запада / Вэй Чжэн Ши // История музыки Китая. - 1997. - №1. - 97 с.

«лк^жта» 1997^

212. Ши, Вэй Чжэн. Характер вокального искусства Китая / Вэй Чжэн Ши // Вестник консерватории Тянь Цзинь. - 2002. - № 3. - С. 27.

5ИШ 2002^

213. Ши, Сян Фэн. Общность и личность бельканто и народного пения Китая / Сян Фэн Ши // Вестник педагогического института г. Шан Чу. - 2004. -№ 3. - С. 333.

214. Шэнь, Сян. Искусство обучения вокалу / Сян Шэнь, Цзинь Вэй Ли. -Шанхай: Музыка, 1998. - 135 с.

215. Шэнь, Сян. Методика вокала / Сян Шэнь. - Шанхай: Образование, 1998. - 133 с.

216. Юй, Дугань. Искусство вокальной речи / Дугань Юй. - Ху Нань: Изд-во культура и искусство, 2002. - 78 с.

2002^

217. Юй, Цзы Чжэн. Вокальное обучение / Цзы Чжэн Юй. - Синань: Пед. ун-т, 2000. - 336 с.

2000^

218. Ян, Иньлю. Китайская старинная музыкальная история / Иньлю Ян. -Жэнь Минь: Музыка, 1990. - С. 156.

^ш] 1990^

152

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Диагностическая карта студента

Личностные качества Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

Оптимальность личностного самоопределения 3 2 1

Конструктивность самореализации 3 2 1

Готовность к расширению художественного кругозора 3 2 1

Готовность к ассоциативному мышлению 3 2 1

Активность в проявлении художественной фантазии 3 2 1

Активность в анализе музыкального материала в содержательном и техническом направлении 3 2 1

Готовность к творческой взволнованности при разборе музыкального произведения 3 2 1

Свобода в искренности исполнения 3 2 1

Готовность эмоционально создать художественный образ 3 2 1

Активность увлечь своим исполнением 3 2 1

Активность к передаче широкой амплитуды эмоций 3 2 1

Умение воплощать авторский замысел музыкального произведения 3 2 1

Готовность к перевоплощению, как результату абстрагирования 3 2 1

Активность в пантомимических движениях, соответствующих характеру музыки 3 2 1

Приложение 2

Типы личности студентов

№ Наименование психологического типа Аббревиатура Псевдоним

1 Интуитивно-логический экстратим ИЛЭ Режиссер-постановщик

2 Сенсорно-этический интротим СЭИ Аниматор

3 Этико-сенсорный экстратим ЭСЭ Шоумен

4 Логико-интуитивный интротим ЛИИ Мыслитель

5 Этико-интуитивный экстратим ЭИЭ Трагик

6 Логико-сенсорный интротим ЛСИ Изобретатель

7 Сенсорно-логический экстратим СЛЭ Командир

8 Интуитивно-этический интротим ИЭИ Мечтатель

9 Логико-интуитивный экстратим ЛИЭ Прагматик

10 Этико-сенсорный интротим ЭСИ Правдолюб

11 Сенсорно-этический экстратим СЭЭ Честолюбец

12 Интуитивно-логический интротим ИЛИ Мим

13 Логико-сенсорный экстратим ЛСЭ Отличник

14 Этико-интуитивный интротим ЭИИ Сострадалец

15 Интуитивно-этический экстратим ИЭЭ Комик

16 Сенсорно-логический интротим СЛИ Оформитель

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.