Способы актуализации читательского воображения учащихся в процессе изучения литературного произведения в 11 классе колледжа тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Семенова, Людмила Анатольевна

  • Семенова, Людмила Анатольевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2009, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 225
Семенова, Людмила Анатольевна. Способы актуализации читательского воображения учащихся в процессе изучения литературного произведения в 11 классе колледжа: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Санкт-Петербург. 2009. 225 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Семенова, Людмила Анатольевна

Введение.

Глава 1 Теоретические основы исследования актуализации читательского воображения

1.1. Проблемы актуализации воображения в контексте философского знания.

1.2 Проблема актуализации воображения и его видов в психологии.

1.3. Актуализация читательского воображения в процессе литературного образования.

Выводы по главе.

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по выявлению и актуализации читательского воображения учащихся колледжа.

2.1. Диагностические способы актуализации воображения учащихся в читательской деятельности.

2.2. Экспериментальное исследование воображения в творческой деятельности учащихся колледжа.

2.3. Разработка технологии способов актуализации воображения ученика-читателя в процессе изучения литературного произведения.

Выводы по главе.

Глава 3 Способы актуализации читательского воображения на уроках литературы в 11 классе колледжа.

3.1. Содержание школьного литературного образования и его потенциальные возможности в развитии ученика как читателя.

3.2. Методические способы актуализации читательского воображения учащихся.

3.3. Технология способов актуализации читательского воображения на уроках литературы в 11 классе колледжа.

Выводы по главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Способы актуализации читательского воображения учащихся в процессе изучения литературного произведения в 11 классе колледжа»

Актуальность исследования. Существенной характеристикой современного литературного образования является его гуманистическая парадигма, согласно которой в центре образовательного процесса должна стоять личность ученика, его индивидуальность, способность творить и создавать окружающий мир. В этой ситуации происходит переориентация всей системы обучения и воспитания «.от человека образованного к человеку творческому» (B.C. Библер). Важным средством развития творческости личности является творческое воображение, которое предполагает новое видение действительности, преодоление штампов и стереотипов, готовность к отказу от привычных схем и форм работы, стандартов поведения и мышления, способности к самоизменению.

Развитие современной педагогики характеризуется повышенным вниманием к внутреннему миру ученика, его творческому потенциалу,'созданию такой образовательной среды, которая способствует актуализации и самоактуализации личности. Проблема актуализации представлена в философской и психолого-педагогической литературе и изложена в работах Л.И. Антроповой, Т.А. Ветошкина, А.А. Идинова, М.А. Недашковской, В.И. Муляра, Н.И. Шаталовой и др. В зарубежной психологии проблему актуализации личности исследовали Р. Берне, А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс, Э. Фромм и др. Ученые рассматривали сущность понятия актуализации и самоактуализации с позиций развития творческого и духовного потенциала человека. В этой связи особое значение приобретает проблема актуализации читательского воображения, осознания личностного опыта учащегося в методике преподавания литературы. В методической литературе отмечается необходимость духовного, глубокого и содержательного вовлечения учащихся в творческую деятельность на уроках литературы. Активность учащихся определяется тем, какие свойства, способности личности являются ярко выраженными в процессе восприятия и осмысления литературного произведения. Изучение литературы предполагает выявление, разви3 тие и стимулирование творческой деятельности ученика, т.е. его самоактуализацию (Е.В. Андриенко, Г.Л. Ачкасова, Г.Н. Ионин, Л.И. Коновалова, Н.Е. Мажар, А.К. Маркова, В.Г. Маранцман, Н.М. Свирина, Е.Р. Ядровская и ДР-)

В психолого — педагогических исследованиях показано, что развитие читательских возможностей и внутренних ресурсов восприятия, интенсификация творческого начала в деятельности учащихся, их полноценная самореализация в учебной деятельности обусловливают необходимость изучения функциональных компонентов, способов, методов и приемов^ творческого развития личности ученика и способов актуализации читательского воображения учащихся. Согласно определению (Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка, - М., 1999г) под способом понимается, действие или система действий, применяемая при исполнении какой-нибудь работы, при осуществлении чего-либо. Способы актуализации читательского-воображения необходимо выстроить в такой методической'системе, которая позволит раскрыть возможности и творческие качества каждого учащегося: Анализ литературы и практического опыта свидетельствует о том, что учащиеся не всегда проявляют творческое начало в читательской деятельности. В то же время большинство из них демонстрируют явную направленность на развитие своего творческого потенциала. Полноценное приобщение к искусству слова, актуализация духовного мира учащихся возможны при развитом читательском восприятии. Воображение является одной из главных сфер восприятия.

В методике преподавания литературы, утвердилось мнение, что воображение учащихся является по преимуществу воссоздающим или творческим, что развитие воображения ученика происходит в процессе анализа содержания-художественного произведения посредством творческих приемов и в системе умений. Однако аналитические умения зачастую превалируют, а иногда и подавляют умения сугубо читательские - эмоциональную образность, художественную интуицию, метафоричность, ассоциативность. Мы полагаем, что литературное развитие ученика, как читателя невозможно без 4 актуализации и целенаправленного стимулирования читательского воображения и его компонентов, без которого вообще невозможно постижение литературного произведения.

Цель исследования заключается в методическом обосновании способов актуализации читательского воображения в процессе изучения художественного произведения на уроках литературы в 11 классе колледжа.

Объект диссертационного исследования - процесс актуализации и развития читательского воображения в системе изучения литературного произведения в 11 классе колледжа.

Предмет исследования — способы актуализации читательского воображения учащихся в процессе изучения литературного произведения.

Гипотеза диссертационного исследования состоит в следующем: В основе исследования находится предположение о том, что способами актуализации читательского воображения в процессе изучения литературного произведения могут быть метафоризация, ассоциативность, развитая художественная интуиция, умение мыслить по аналогии, чувственное восприятие. Полноценное восприятие учащимися литературного произведения осуществляется при условии развитости читательского воображения. Системное развитие ученика как читателя возможно: если воображение ученика рассматривается с позиции философского знания как важнейшая категория духовности личности; если определены наиболее эффективные способы актуализации воображения с учетом специфики изучаемых литературных произведений; если создана технология актуализации читательского воображения; если ведется целенаправленная работа по развитию творческих качеств личности ученика с учетом способов актуализации читательского воображения.

Задачи исследования:

1. Раскрыть сущность понятия актуализации, дать системный анализ воображения и выявить специфические черты видов воображения в философской, психолого-педагогической и методической литературе.

2. Осмыслить методические традиции в решении проблемы развития воображения ученика-читателя. Определить наиболее эффективные методические способы стимулирования читательского воображения в процессе изучения художественного произведения.

3. Выявить образовательный и развивающий потенциал содержания литературного образования в целях актуализации читательского воображения.

4. Теоретически обосновать и экспериментально проверить технологию способов актуализации читательского воображения на уроках литературы в 11 классе колледжа.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют важнейшие положения философской и педагогической антропологии о деятель-ностной и творческой природе человека (Аристотель, Г. Гегель, И. Кант, Плотин). Определяющее значение в концептуальном плане имеют теории, раскрывающие сущность креативности (А.В. Брушлинский, JI.M. Веккер, JI.C. Выготский, М.С. Каган, А.Н. Леонтьев, Я.А. Пономарев, C.JI. Рубинштейн, Б.М. Теплов, И.М. Розет и др.); концепции творческой актуализации, самоактуализации и самореализации личности (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франки); теория литературного развития школьников (Г.И. Беленький, О.Ю. Богданова, Т.Г. Браже, М.П. Воюшина, Г.Н. Ионин, М.Г. Качурин, Е.В. Карсалова, Л.И. Коновалова, Н.Д. Молдавская, В.Г. Маранцман, Н.М. Свирина, Н.П.Терентьева, Л.В.Шамрей, М.И. Шутан и др.), современные научные концепции о творческом характере постижения литературного произведения.

Для решения поставленных задач и выдвинутой гипотезы в работе использован комплекс методов исследования: сравнительно-исторический анализ философской и психолого-педагогической литературы; изучение педагогического опыта; результатов деятельности учащихся колледжа; включенное наблюдение; экспертная оценка; самооценка; собеседование; анкетирование; интервьюирование; тестирование; педагогический эксперимент; проективные методики исследования- личности; статистические и графические методы обработки результатов.

Опытно — экспериментальная база и этапы исследования — ФГОУ СПО «Железногорский горно-металлургический колледж». На разных этапах исследованием было охвачено более 200 человек.

На первом этапе (2005 год) проанализированы литературные источники, определен научный аппарат исследования, уточнено содержание понятий «творчество», «воображение», «актуализация», «диагностика творческой самоактуализации», намечены программа и методика эмпирической проверки гипотезы; определена база опытно-экспериментальной работы; осуществлены первичные наблюдения; предпринят анализ содержания эксперимента.

Второй этап (2006 - 2007 годы) связан с выполнением констатирующего и формирующего экспериментов: выбором экспериментальных методик исследования воображения учащихся; разработкой и апробацией технологии способов актуализации читательского воображения в процессе изучения литературного произведения в 11 классе колледжа.

На третьем этапе (2007 — 2008 годы) осуществлены анализ, систематизация и обобщение полученных результатов; сформулированы основные теоретические выводы и практические рекомендации; в 2009 году завершено литературное и графическое оформление диссертации.

На защиту выносятся следующие научные результаты: 1. Теоретически обосновано и экспериментально проверено, что изменение процесса преподавания литературы в школе (колледже) возможно с привлечением философской концепции развития и становления творческой личности и интеллекта, ядром которого является воображение.

2. Воображение ученика-читателя определяется его качественным преобразованием, позволяющим актуализировать внутренний мир учащихся через со-переживание и со-творчество.

3. Эффективность технологии актуализации читательского воображения зависит от способов его развития, использования творческих приемов, содержащих в себе определенную последовательность заданий и упражнений, способности учащихся к ассоциированию, метафоризации, умению созерцать и мыслить по аналогии, читательской интуиции.

4. Выбор способов и приемов в технологии актуализации читательского воображения осуществляется с учетом специфики изучаемого текста, а упражнения и задания в рамках творческих приемов направлены на развитие эмоциональной сопричастности, внутреннего и внешнего созерцания, метафорического мышления, выявления психологии героев — оценки их поступков — отношение автора к героям - художественное мастерство автора — выявление его творческой индивидуальности. Научная новизна исследования состоит в следующем: проанализирован педагогический потенциал проблемы актуализации читательского воображения учащихся; выявлены особенности творческой деятельности учащихся колледжа при восприятии литературных произведений разного литературного рода; определены способы актуализации и основные компоненты читательского воображения — способность ученика к ассоциированию, созерцанию, умению мыслить по аналогии, метафоризации, художественной интуиции; теоретически обоснована и экспериментально проверена технология способов актуализации читательского воображения учащихся в процессе изучения литературного произведения в 11 классе колледжа.

Теоретическая значимость исследования состоит: в уточнении понятий воссоздающего, творческого, читательского воображения учащихся; в теоретическом обосновании ведущей роли читательского воображения в процессе восприятия художественного произведения; в обосновании технологии способов актуализации читательского воображения; в разработке способов и приемов актуализации читательского воображения в процессе изучения литературного произведения с учетом специфики литературного рода изучаемого текста.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработана и внедрена в практику обучения литературе в 11 классе колледжа авторская методика способов актуализации читательского воображения; предложена и экспериментально проверена технология способов актуализации читательского воображения учащихся в процессе изучения и анализа литературного произведения; разработаны приемы, литературно-творческие задания и упражнения в технологии способов актуализации читательского воображения, которые могут быть использованы в практике преподавания учителей — словесников.

Обоснованность и достоверность результатов исследования определяется системным анализом рассмотрения проблемы, выбором теоретических и эмпирических методов, соответствующих целям и задачам исследования, охватом репрезентативной выборки, личным участием автора в проведении аналитического, констатирующего и формирующего этапов исследования. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась лично диссертантом на базе ФГОУ СПО «Железногорский горно-металлургический колледж». Исследование проводилось с 2005 по 2008 год.

Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения и результаты исследования докладывались на научно-практических 9 конференциях: «Вторые Фроловские чтения. Семья и школа: от прошлого к будущему» 23 мая 2008 года ГОУ ВПО Белгородский государственный университет; 4-й Международной заочной научно-практической конференции «Составляющие научно-технического прогресса» 23 — 24 апреля 2008 ГОУ ВПО Тамбовский государственный технический университет; XV Всероссийской конференции «Молодежь и наука» 19 апреля 2008 года ФГОУ СПО «Железногорский горно-металлургический колледж»; Четвертая Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Учитель в России: вчера, сегодня, завтра» 26-28 марта 2008г. г. Санкт-Петербург. Вторая Санкт-Петербургская гимназия.

Разработанные в диссертационном исследовании способы, приемы, упражнения и задания актуализации читательского воображения проходили апробацию на курсах повышения квалификации учителей в г. Курске и г. Же-лезногорске. Результаты исследования внедрены в практику работы РОУ СПО Курский педагогический колледж; МОУ школа № 3 г. Железногорска; МОУ школа № 43 г. Курска.

Структура и объем работы Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Общий объем работы составляет 225 страниц. Работа содержит 7 диаграмм, 4 рисунка, 4 таблицы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Семенова, Людмила Анатольевна

Выводы по главе

1. Реализация технологии осуществлялась нами последовательно, через создание оптимальной творческой организации учебного процесса по литературе в 11 классе с учетом педагогического обоснования и внедрение новых методик, приемов, упражнений и заданий в преподавании литературы с учетом творческих особенностей учащихся.

2. Развитое читательское воображение является универсальной способностью и актуализирует все читательские умения школьников. Анализируя компоненты деятельности воображения — аналогию, ассоциацию, интуицию, созерцание, - можно сказать, что все это личностные процессы, так как результатом их деятельности является образование знания о себе, о мире, и глубокие личностные преобразования, которые актуализируются в познающей личности а новое знание. Творчество, актуализация и самоактуализация — процессы взаимосвязанные, творчество есть ведущая характеристика самоактуализированного человека, творчество становится целью и способом его существования.

2. Говоря о воспитании духовности, мы подразумеваем, что духовность — это высшее представление и назначение человека: это вера в бескорыстное добро, это способность человека к творческой самореализации.

Составляющими элементами понятия «духовный мир» являются ценностные ориентиры. Жизненные цели, нравственный идеал, самооценка человека также входят в смысловое поле духовности.

В процессе чтения именно творческое воображение читателя помогает ему проникнуть в суть авторского замысла, а в ряде случаев и слиться с образами художественного произведения. Происходит своеобразный процесс самоидентификации, самоактуализации, когда читатель, особенно школьник, живет жизнью героев литературного произведения, пытается их понять и примерить их поступки на себя. Здесь к деятельности воображения читателя подключается логика осмысления произведения, помогающая читателю по

191 нять произведение как целостное явление. Только развитое читательское воображение способно подниматься до уровня творческого и актуализировать художественное произведение как целостное явление.

3. Определяющим в читательском развитии является постижение литературного произведения как субъективного отражения объективного мира, неосознанное и осознанное движение читателя к личности писателя, выразившейся в его творении. Оно осуществляется через развитие личностных творческих способностей школьников, развитие читательского воображения в системе творческих приемов.

4. Произведения необходимо изучать с позиций жанрового своеобразия, особенностей стиля, через которые ученики'постигают смысл, содержание и основную идею произведения. Инсценирование, составление психологического этюда, домысливание дальнейшей судьбы героев, заполнение паузы (многоточия) «видением сцены», нахождение в тексте характерных деталей, создающих облик персонажа, рисование портрета героя через восприятие других персонажей текста, «их глазами», выявление ассоциативных связей и аналогий в тексте — рефлексивный анализ и метафоризация являются важнейшими творческими приемами, позволяющие проникнуть во внутреннее состояние, намерения, мотивы, мысли, чувства и ценностные ориентации другого человека, позволяют понять судьбы героев в произведениях, духовность повествования и собственную духовность.

5. Результаты эксперимента, и динамика самоактуализации учащихся колледжа позволяют говорить об эффективности преподавания учебной дисциплины «Литература» с использованием системы упражнений и заданий в рамках технологии развития читательского воображения. Проведенная во время формирующего эксперимента работа убедила нас в том, что развитое читательское воображение учащихся позволяет актуализировать смысл и содержание художественного текста для собственной читательской интерпретации.

Заключение

В результате проведенного нами теоретического и экспериментального исследования способов актуализации читательского воображения учащихся мы пришли к следующим выводам:

Преподавания литературы в школе (колледже) будет наиболее эффективным с привлечением философской концепции развития и становления творческой личности и интеллекта, ядром которого является творческое воображение. Воображение и творчество, актуализация и самоактуализация — процессы взаимосвязанные, творчество есть ведущая характеристика самоактуализированного человека, оно становится целью и способом его существования.

Воображение — изначально творческий процесс, показателями которого являются ассоциативность, метафоричность, умение созерцать и оперировать аналогиями и т.д.

Развитое читательское воображение является универсальной способностью и актуализирует все читательские умения школьников. Компоненты деятельности воображения — аналогия, ассоциация, интуиция, созерцание, — это личностные процессы, так как результатом их деятельности является образование знания о себе, о мире, и глубокие личностные преобразования, которые актуализируются в познающей личности в новое знание.

В процессе чтения именно творческое воображение читателя помогает ему проникнуть в суть авторского замысла, а в ряде случаев и идентифицировать себя с образами художественного произведения. Эффективность актуализации читательского воображения зависит от способов его развития, определения творческих приемов, содержащих в себе систему заданий и последовательность упражнений, способности учащихся к ассоциированию, метафоризации, умению мыслить по аналогии, читательской интуиции.

В процессе восприятия художественного произведения, когда читатель, особенно школьник, живет жизнью героев литературного произведения, пытается их понять и примерить их поступки на себя, происходит своеобразный процесс самоидентификации, самоактуализации. Развитое читательское воображение помогает читателю актуализировать художественное произведение как целостное явление.

Разработанная технология актуализации читательского воображения представляет собой открытую систему способов и приемов стимулирования воображения учащихся с учетом специфики изучаемого текста, а упражнения и задания в рамках творческого приема направлены на развитие способности воображения и эмоциональной сопричастности, внутреннего и внешнего созерцания, метафорического мышления, выявления психологии героев — оценки их поступков - отношение автора к героям - художественное мастерство автора — выявление его творческой индивидуальности.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Семенова, Людмила Анатольевна, 2009 год

1. Albert R.S. 1.entity, experiences, and career choice among the exceptionally gifted and eminentheonesof creativity // Ed M.Runco and R.Albert. -Newbury Park, Calif.: Sage, 1990.-208 p.

2. Blandow D. Innowation and design in advanced technology educational programs // Advanced Educational Technology. V. 109. - Berlin, 1992. — 189 p.

3. Sternberg R. General intellectual abitrty // Human abilities by R. Sternberg. -1985.-360 p.

4. Torrance E.P. Scientific views of creativity and factors affecting its growth. Daedal us: Creativity and Learning, 1965. — 136 p.

5. Torrance E.P. The nature of creativity as manifest in its testing // The nature of creativity/Ed RW Stem berg. New York Cambridge University Press, 1988.-211 p.

6. Айзерман JI.C. Сочинение о сочинениях. -M.: Педагогика, 1986. — 160 с.

7. Алексеев Л.Г., Галкина Т.В. Изучение влияния тестовой ситуации на результаты исследования креативной личности / Методы психологической диагностики. — М.: ИП РАН, 1995. Вып. 2— 132 с.

8. Альтшуллер Г.С., Эерткин И.М. Как стать гением: Жизнь, стратегия творческой личности. Минск, 1994. - 164 с.

9. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во Ленингр.ун-та, 1968.-334 с.

10. Анастази А. Психологическое тестирование /Под ред. К.М. Гуревича, В.И. Лубовского. -М.: Педагогика, 1982.-250 с.12

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.