Развитие читательского воображения школьников (5-8 кл. ) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, доктор педагогических наук Коновалова, Людмила Ивановна

  • Коновалова, Людмила Ивановна
  • доктор педагогических наукдоктор педагогических наук
  • 1994, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 447
Коновалова, Людмила Ивановна. Развитие читательского воображения школьников (5-8 кл. ): дис. доктор педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Санкт-Петербург. 1994. 447 с.

Оглавление диссертации доктор педагогических наук Коновалова, Людмила Ивановна

ВВЕДЕНИЕ. 4

ГЛАВА I. ПУТИ ПОЗНАНИЯ ВООБРАЖЕНИЯ: СОСТОЯНИЕ

ПРОБЛЕМЫ.

§ I. Феномен воображения в произведениях русской классики и литературной критики

§ 2. Воображение как методическая проблема

§ 3. Воображение как психологическая категория

§ 4. Проблема воображения в философии

ГЛАВА П. ДИНАМИКА ПРОСТЫХ ФОРМ И ВИДОВ ВООБРАЖЕНИЯ В

ИНда-ШЩ1УАЛЬН0М РАЗВИТИИ.

§ I. Предметно-чувственное воображение: пути и способы его развития.

§ 2. Первично-социализированное воображение

§ 3. Становление и развитие социально-детерминированного воображения на основе нагляднообразного мышления.

§ 4. Первичное художественное воображение

ГЛАВА Ш. ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ

ПОЗНАНИИ.

§ I. Гносеологический анализ творческого воображения художника.

§ 2. Воображение читателя.

§ 3. Содержание школьного литературного образования и его потенциальные возможности в развитии читательского воображения

§ 4. Диагностические способы выявления вообрар женил ученика-читателя.

ГЛАВА 1У. ЧИТАТЕЛЬСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ - ОСНОВА ЛИТЕРАТУРНОГО И ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ

§ I. Методические стимулы развития читательского воображения учащихся

§ 2. Этапы развития читательского воображения в 5-6 классах.

§ 3. Читательское воображение - основа духовного развития школьников в 7-8 классах

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие читательского воображения школьников (5-8 кл. )»

Актуальность темы исследования. Отрешение изменить существующую систему образования нацеленностью- на развитие духовной, творческой личности, на развитие ее сенсорно-психической деятельности обусловливают актуальность исследования. Важным средством интеллектуального совершенствования современного человека, его духовности является сенсорное воображение. Для того, чтобы его развивать (а оно нуждается в направленном развитии) надо знать структуру воображения, механизмы и способы его стимулирования.

Осмыслить и определить основные этапы развития воображения ученика-читателя в школе, научиться управлять воображением в процессе изучения литературного произведения - одна из задач методики преподавания литературы. Однако данная задача может быть успешно решена лишь в сотрудничестве с другими специальными исследованиями по проблеме и с опорой на эти исследования, в частности, на психологию и особенно на философию, поскольку философский аспект в педагогических науках чаще всего не предусматривался. Поэтому обращение к феномену воображения осуществлялось нами с позиций разных наук, но в первую очередь с позиции философского знания.

Состояние исследования проблем ы . Ретроспективное рассмотрение проблемы в контексте искусствознания, методики, педагогики, психологии позволило установить, что воображение, как важнейший феномен человеческой личности, подразделяют на воображение воссоздающее или творческое. Такое деление необходимо и в какой-то степени правомерно, оно позволяет рассматривать воображение в крупном плане, что явно недостаточно, так как данная классификация не вскрывает детальных ме

- 5 ханизмов феномена, выходящего за ее пределы» В нашей работе речь идет об уточнений сложившегося в психологии и методике преподавания литературы взгляда на воображение ребенка и ученика-читателя, которое традиционно определяюсь как непреднамеренное или репродуктивное, воссоздающее или творческое. Вряд ли воображение ребенка 2-6 летнего возраста и воображение ученика-читателя 9-17 лет исчерпывается данными характеристиками. Воображение является сложным феноменом, для адекватного описания которого требуется широкий и разнообразный набор тонких, детальных и глубоких характеристик.

Основой развития воображения традиционно считается деятель-постный принцип, деятельностное начало в познании, которое рассматривается специалистами разных наук; философской (П.В.Коднин, Ю.М.Бородай, А.М.Коршунов) , психологической (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.Г.Асмолов, С.Л.Рубинштейн, А.Р.Лурш, Б.М.Тепдов, А.А.Смирнов, П.К.Анохин, В.В.Давыдов и др.), педагогической (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин, Г.И.Щукина), в методической науке; (В.Г.Маранцман, М.Г.Качурин, Т.Г.Браже, Г.И.Беленький, Е.В.Карсалова). В работах эстетиков понятие деятельности исследуется

Ю.В.Боревым, М.С.Каганом, С.Н.Столовичем, А.Л.Андреевым, М.И. Новиковым, Б.М.Руниным и т.д.). Но традиционная классификация воображения недостаточно согласовывается со структурой деятельности, этапами возрастного и психологического развития, поскольку она задает некую модель воображения вообще, не ориентированную на определенный возрастной период ребенка ж ученика-читателя.

Таким образом, в центре данного диссертационного исследования находится одна из сложнейших категорий философии, эстетики, психологии, искусствознания - категория воображения, которой по* fr священо немало исследований. Но нам не известно ни одного научно-^ го труда, в котором бы решался комплекс психолого-педагогических и методических проблем развития воображения школьников с олорой на философское знание, в особенности с учетом сравнительно-исторического подхода к его развитию, А между тем, необходимость такого подхода выражается рядом факторов, в частности тем, что дальнейшая разработка воображения остро нуждается в изучении объективной теоретической (исторической) основы, поскольку современное состояние исследований является зачастую интуитивно-эмпирическим, отчасти интроспективным. Уровень психологических исследований воображения при их несомненных достоинствах, все-таки требует тщательного его анализа и корректировки, а также уточнения ряда положений и определений в терминологии (0.И.Никифорова, Й.Б.Страхов, А.Я.Дудецкий, И.М.Розет и др.). Кроме того, имеющиеся концепции специфики, структуры воображения, его виды и формы (воссоздающее, воспроизводящее, репродуктивное, творческое) достаточно условны и априорны.

Являясь по своей сущности феноменом отражения, воображение может быть исследовано достаточно полно прежде всего с опорой на философские методы и средства. В осмыслении этого нового направления в решении проблемы воображения нас побудили философские исследования, В современной философской науке произошла серьезная эволюция взглядов на процесс познания. Та гносеологическая схема, которая долгое время оставалась преобладающей, в настоящее время претерпевает существенные изменения. Так, ощущения - восприятие - представление - абстрактное мышление - эта схема оказалась уязвимой. Исследования В.А.Скоробогатова, к которым мы обратились, показывают, что чувственной предпосылкой и исходной единицей познания выступают не ощущения и восприятия, а предельно сложный перцептивный сенсорный образ - предаетно-чувственное воображение. В работах В.А.Скоробогатова представлены эволюционно-филогенетические предпосылки развития воображения, однако дри всей значимости его идей относительно эволюционного развития форм отражения они не могут прямо и непосредственно использоваться педагогом, который имеет дело не с эволюционным процессом, а с индивидуальным развитием сенсорно-психической деятельности ученика, Поэтому перед нами встала задача - спроецировать эволюционный ряд форм воображения на индивидуальное развитие сенсорно-психической деятельности учащихся. При этом мы исходили из известного положения, что онтогенез повторяет филогенез в ином, преобразованном виде. Для того, чтобы установить, как именно в индивидуальном развитии проецируется эволюционный путь, необходимо решить сложную исследовательскую задачу - а именно - разработать сравнительно-исторический метод анализа развития феномена воображения в онтогенезе. Решение этой проблемы носит междисциплинарный характер, лежащий на стыке философских и психолого-педагогических наук. Эта комплексная проблема потребовала объединить усилия философа и диссертанта-педагога. Совместно с B.A.Gko-робогатовым был разработан метод сравнительно-исторического анализа. Сравнительно-исторический анализ феномена воображения позволил определить,какие пути становления проходит данный феномен в своем развитии. Оказалось, что этапы филогенетического развития воображения реализуются и совершенствуются в онтогенезе, где воображение претерпевало следующие изменения: от предметно-чувственного к первично-социализированному, далее, к наглядно-образному, первично-художественному воображению и к высшей форме воображения. Поэтому и в индивидуальном развитии школьника нужно исходить не из модели воображения вообще, а видеть в нем раз-^ ные виды и формы. Деятельность воображения ребенка на каждом || возрастном этапе позволяет определить характерные признаки того или иного вида воображения, соответствующего тому или иному виду деятельности и этапу психического развития. Онтогенетический ряд является теоретической основой концепции, изложенной в диссертации. Но мы не ограничились только этой основой. Значительное место уделяется анализу актуальной методической проблемы - читательскому воображению.

Читательское воображение - одно из центральных понятий в диссертации. По этой проблеме имеется немного работ, хотя во многих психологических, методических исследованиях так или иначе затронуты вопросы его формулированиям развития. Но как термин -читательское воображение полноправно в психолого-педагогическую литературу до сих пор так и не вошел. Исследователи оперируют в характеристике воображения читателя теми же понятиями: воссоздающего, репродуктивного или творческого воображения.

В методике преподавания литературы утвердилось стремление развивать воображение ученика-читателя прежде всего в процессе анализа текста посредством творческих приемов, в системе умении. Но аналитические умения зачастую превалируют, а иногда и подавляют умения сугубо читательские - эмоциональную образность, метафоричность и ассоциативность. Поэтому мы считаем, что совершенствование литературного образования невозможно без разработки теоретической основы, научно обоснованной, проверенной в школьной практике системы развития читательского воображения, без которого вообще невозможно постижение литературного текста» Развитие читательского воображения при изучении художественной литературы совершается в первую очередь на уроках литературы, поэтому необходимо разработать теоретическую основу развития читательского воображения, пересмотреть и сгруппировать традиционные методиче-I ские приемы, способы ж ередетва развития читательского воображения, а также разработать ноше упражнения и задания в рамках творческих приемов с ©порой на специфику изучаемого произведения. Указанные проблемы, нерешенные в методической науке, позволяет определить в качестве объекта диссертационного исследования процесс развития читательского воображения школьников в системе изучения литературного произведения в 5*8 классах.

Предметом исследования явились раскрытие сущности, структуры и специфики онтогенетического ряда форм и видов воображения, а также его специфической формы-читательского воображения и способов его стимулирования на уроках литературы в школе.

Проблема исследования определяется отсутствием в методике преподавания литературы и школьной практике системы в развитии воображения ученика, способствующей воспитанию творческой интеллектуальной и духовной личности.

Гипотеза диссертационного ис -следования. Системное развитие воображения ученика-читателя возможно на основе сравнительно-исторического анализа, учитывающего весь генетический ряд форм и ввдов воображения, реализующихся в индивидуальном развитии (предметно-чувственное -первично-социализированное - социально-детерминированное воображение на уровне наглядно-образного мышления - первичное художественное воображение - творческое воображение). Таким образом, вместо деления воображения на творческое или репродуктивное,яод которые обычно пытаются подвести воображение разных возрастных групп, в диссертации выдвигается ряд качественно различных его форм и видов. Причем, каждый предшествующий вид воображения на ояределенном онтогенетическом уровне развития не исчезает, а трансформируясь, изменяясь, составляет естественную основу новой, t более развитой формы воображения. На основе этого генетического ряда разработана концепция читательского воображения. Данное теоретическое и методологическое основание существенно изменяет методику теоретической интерпретации экспериментальных исследований и их результатов, а также методику развития читательского воображения на разных этапах литературного образования.

Цель исследования - выявить этапы развития воображения ученика-читателя как методологической основы для разработки конкретных методик по развитию воображения школьников разных возрастных групп, методически обосновать систему творческих приемов, упражнений и заданий, стимулирующих развитие читательского воображения с учетом специфики литературного произведения.

Цель исследования осуществляется в решении следующих з а -дач:

- Сравнила и спроецировать филогенетический ряд форм и видов воображения на реальный онтогенез, с учетом ведущих типов деятельности и возрастной психолого-педагогической периодизации ребенка-школьника.

- Выявить специфические черты форм и видов воображения. Определить особенности читательского воображения, его структуру, как синтетическую творческую деятельность и уровень его развитости.

- Установить критерии сформированности и развитости основных составляющих читательского воображения: умение ассоциативно и метафорически мыслить; оживлять чувственный опыт; умение создавать собственные читательские аналогии, ассоциации в ответ на слово или образ,

- Раскрыть образовательный и развивающий потенциал содержаний литературного образования в средней школе в целях развития к

4 читательского воображения и культуры чтения в целом.

- Теоретически обосновать и экспериментально проверить систему методических стимулов развития читательского воображения школьников на разных этапах литературного образования в школе. Показать возможность ее реализации в преподавании конкретных тем на уроках литературы в 5-8 классах.

Методологической основой диссертационного исследования являются принцип развития; деятельностный и системный подходы, получившие широкое признание и воплощение в дисциплинах психолого-педагогического цикла; комплекс методологических ориентиров и положений, вытекающих из концепции онтогенетического развития сенсорного воображения; теория литературного развития школьников в методике преподавания литературы; психология чтения и восприятия художественного произведения;

Основным методом диссертационного исследования является метод сравнительно-исторического анализа.

Фактологической основой исследования является широкий круг научных и научно-методических исследований в области искусствознания, философии, литературоведения, дисциплин психолого-педагогического цикла, а также собственный педагогический опыт и большой фактический и статистический материал, полученный нами, а также вузовскими преподавателями и школьными учителями в городах С.-Петербурге, Оренбурге, Челябинске, Семипалатинске, Чите, где внедрялись концептуальные идеи и методические рекомендации диссертанта.

В исследовании использовались методика выявления читательского восприятия В.Г.Маранщана, наблюдение за работой учащихся, изучение и обобщение педагогического опыта, констатирующие срезы, изучение творческих письменных работ учащихся, опытная про-i верка, педагогический эксперимент, а также проективные методики исследования уровня развитости воображения, анализ результатов художественной деятельности учеников, метод качественной обработки данньк, статистическое сравнение результатов при помощи непараметрических критериев (ранговый коэффициент Спирмена).

Результаты исследования, выносимые на защиту.

1. Активизация процесса преподавания литературы в школе с учетом различных подходов к личности ученика, разнообразия новых предметов и программ возможна на основе и с привлечением философской концепции развития и становления личности, человеческого интеллекта, важной и составной частью которого является сложнейший сенсорный механизм - воображение. Прежнее деление воображения на воссоздающее и творческое недостаточно, поскольку не обнаруживает всех сложнейших психических механизмов. Реальный психогенез и виды деятельности позволили определить,что воображение как феномен реализуется в виде ряда форм: предметно-чувственного, первично-социализированного воображения на уровне наглядно-образного мышления, художественного и творческого воображения.

2. Установлено, что в онтогенезе развитие воображения идет по двум линиям: ступенчато и по спирали. Непреложная ступенчатость этого процесса состоит в том, что все последующие формы и виды воображения возникают и развиваются не иначе, как на основе предыдущих, более простых форм и видов. Все простые виды воображения, развиваясь, преобразуются, трансформируются и являются базой для последующих, более сложных видов воображения, развитие которых идет не прямолинейно неуклонно поступательно, а ступенчато и с возвратами, но на более высоком уровне. То есть ступенчатое развитие воображения дополняется развитием по спи рали.

3. Развитие воображения определяется прежде всего его качественным преобразованием. Воображение - это врожденная универсальная способность человека, которая проявляется сначала в своих исходных, простых формах, а затем совершенствуется. Воображение не может быть "шаблонным, репродуктивным, воспроизводящим". Оно - изначально творческий процесс, содержащий в себе элементы творческости уже в самых простых видах и фордах* Для каждого вида воображения есть свой показатель творческости, являющийся его специфической чертой - ассоциативность; сенсорный кругозор ребенка; элементы созерцания, социально-эмоциональные отношения и оценка воображаемых образов; образная речь: ее метафоричность, ассоциативность, умение оперировать аналогиями.

4. Дана разработка особенностей читательского воображения: его нельзя ни противопоставлять первичным, базисным формам воображения, ни ставить его в один ряд с ними в качестве однородного звена. Они связаны между собой генетически, но не тождественны. Читательское воображение мы определяем как активную сенсорно-психическую деятельность, интегрирующую (синтезирующую) те первичные формы и виды воображения, которыеглголучиля развитие на данный возрастной период.

5. Установлено, что в процессе взросления развитие получают разные формы воображения,что для различных возрастных периодов у детей-читателей доминируют разные формы и виды воображения. Так, в начальной школе читательское воображение мы характеризуем в основном как наглядно-образное с некоторыми элементами первичного художественного воображения. Для учащихся средних классов в качестве основного выступает первичное художественное воображение с элементами творческого. Для учащихся старших классов за основу могут быть приняты разные степени развития высшей формы воображения. Однако столь явно выраженный прогресс возможен лишь при систематической работе учителя по развитию воображения учащихся. При ее отсутствии положение резко меняется, и тогда может возникнуть воображение "стихийное", "разнузданное и произвольное", "подавленное".

6. Дано теоретическое обоснование необходимости дифференцированного подхода к развитию воображения ученика-читателя на разных возрастных этапах с учетом ведущего типа деятельности и лсихолого-педагогической периодизации развития личности. Показано, что способность к ассоциациям, метафорическому мышлению, умению мыслить по аналогии, способность к живому непосредственному созерцанию и художественной интуиции, - являются не только сенсорно-психическими механизмами развертывания читательского воображения, но и объективными признаками, объективными показателями степени его развития,

7. Уточнены и систематизированы творческие приемы анализа текста, имеющиеся в методике преподавания литературы. Систематизация возможна потому, что все творческие приемы достаточно синтетичны и вариативны. В них нет "резких границ", они естественно переливаются один в другой, иногда содержат в себе "скрытые" приемы в качестве заданий, поэтому в средних классах на уроках литературы они должны звучать комплексно. Но в зависимости от уровня литературного развития и особенностей художественного текста одни приемы доминируют, однако не отменяют собой другие, а органично включают их в себя на правах сопутствующих. Так, в 5-6 классах доминирующими приемами анализа и одновременно развития воображения являются устное словесное рисование и киносценарий; в 7-8 классах - инсценирование, драматизация и художественное рассказывание.

8. Все творческие приемы строятся на деятельности воображения читателя, именно оно является ведущим в приеме, и в постижении литературного произведения при помощи избранного приема. Каждый из названных доминирующих приемов содержит в себе определенную систему заданий и последовательность упражнений. Однако среди упражнений и заданий в рамках творческих приемов не уделяется достаточного внимания способности школьников к ассоциированию, метафорическому мышлению, умению мыслить по аналогии, созерцанию, стимулированию читательской интуиции. Эффективность развития воображения читателя должна определяться системным стимулированием названных компонентов.

9. Установлены следующие направления и© развит» читательского воображения в 5-8 классах;® процессе анализа литературного произведения выбор творческих приемов, активизирующих воображение: осуществляется только с учетом специфики изучаемого текста, а упражнения и задания в рамках приема направлены на вжжвание в конкретный эпизод текста, на установление событийной линии произведения, выявление психологии поведения героев и приобщение их миру - оценки их поступков - отношение автора к героям - художественное мастерство писателя - выявление его творческой индивидуальности. Актуальность проблемы развития читательского воображения в том и состоит, что оно не сводится к количественным изменениям, а выражается прежде всего в качественных преобразованиях, когда ученики через способность "понимать воображением" идут к пониманию красоты слова-детали и проникают в глубину идеи произведения, авторского замысла. В 5-6 классе от развитой способности чувствования на уровне живого "непосредственного", "внутреннего и внешнего" созерцания, ассоциирования школьники должны подойти в 7-8 классах посредством воображения,;содержащего в себе глубокие аналогии и метафорическое мышление, к глубинным основам духовности.

10. Все задания и упражнения на развитие воображения должны быть художественными, то есть идти от изучаемого произведения и представлять собой "малое" искусство, которое естественно направляется к аналитическому постижению произведения.

Научная новизна исследования состоит в том, что нами впервые раскрыт и описан онтогенетический ряд форм и видов воображения, который является теоретической основой для решения методических проблем и практического воплощения; уточнено и скорректировано понятие воображения читателя по сравнению с ранее существующими его определениями, принятыми в психологии и методике преподавания литературы.

Определены основные формы и виды воображения ученика-читателя, выявлена специфика их онтогенетического развития. Установлено, что развитие воображения идет по двум линиям: ступенчато и по спирали. Все последующие виды воображения не могут развиваться иначе, как на основе предыдущих более простых видов, но с другой стороны, простые виды воображения не остаются неизменными на уровне своего первичного возникновения. Включаясь, в структуру более развитых, они сами получают дальнейшее развитие (изменение) в качестве компонентов сложного, то есть ступенчатое развитие дополняется развитием по спирали.

Установлена обратно-пропорциональная зависимость временных интервалов в развитии форм и видов воображения в онтогенезе, по сравнению с филогенезом.В эволюции прослеживается прогрессивное сокращение временных интервалов развития: чем ниже эволюционный уровень воображения,тем больше по времени он существует и разви-\ вается.Прямо противоположная тенденция прослеживается в онтогенезе.

Новым для методики преподавания литературы является теоретическое обоснование дифференцированного подхода к развитию воображения ученика-читателя на разных возрастных этапах с учетом ведущего типа деятельности и психолого-педагогической периодизации развития личности. Дано обоснование читательского воображения как творческой деятельности, содержащей в себе все первичные формы воображения и основные компоненты и механизмы его осуществления: способность к ассоциированию, метафорическому мышлению, умению мыслить по аналогии, живому непосредственному созерцанию, художественной интуиции.

В диссертации предложены новые подходы в реализаций использования творческих приемов анализа текста и развития читательского воображения, В дополнение к известным функциям приемов дано понятие доминантного приема в анализе текста и в развитии воображения ученика-читателя с учетом возраста и специфики изучаемого текста.

Предложены методические способы изучения отдельных литературных произведений и художественных систем конкретного автора в 5-8 классах с опорой на специфику творческой деятельности школьников, уровня развитости их воображения. Дана система заданий в рамках умений ассоциативного и метафорического мышления, оживления чувственного опыта, умения мыслить по аналогии.

Практическая значимость исследования состоит в том, что в диссертации предложена и определена возможность преемственного развития читательского воображения как основы духовного и интеллектуального развития личности»

Полученные в ходе исследования результаты о сущности, специфике, формах и видах воображения позволяют создать еистещу методяческого воздействия по развитию читательского воображения.

Исследование читательского воображения школьников в системе литературного развития, читательских умений, являющихся основой "со~воображенияи, позволяют определить, что воображение является основой и условием литературного развития учащихся. Возрастная периодизация развития воображения может быть использована в школьном литературном образовании в качестве основы руководства читательской деятельностью и развития читательской культуры школьника.

Система литературных заданий и упражнений может быть использована в практике преподавания учителей-словесников, а также в хрестоматиях и методических руководствах по литературе для . 5-8 классов.

Конкретная методика работы по отдельным темам и разделам программы может быть использована при создании новых учебников и пособий для учителей.

Исследование проводилось с 1978 по 1993 год. Опытно-экспериментальная работа велась на базе городских и сельских школ Читинской области, "срезовые" работы проводились в г.Санкт-Петербурге, в школах $ 203, 209, 344, а также в школах г.Читы $ 4, 22, 19, с.Смоленка Читинского района, школы № I станции Оловян^ ная,№ 42, 47 пос.Шерловая Гора Читинской области. Экспериментальная проверка результатов велась в школах Читинской области через институт повышения квалификации учителей.

Объем исследования 397 страниц машинописного текста.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Коновалова, Людмила Ивановна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Осветим кратко логику диссертационного исследования. Предпринятый аспект исследования феномена воображения показал, что традиционная классификация воображения, существующая в методике (воображение подразделяется на воссоздающее и творческое), имеет весьма ограниченный смысл и не отражает на самом деле детальных механизмов феномена воображения. Нас не удовлетворило такое представление о воображении. Поскольку воображение исконно является предметом исследования философии, мы обратились к философским исследованиям. Наше внимание привлекла концепция эволюционного развития воображения, которая несет в себе идею развития и воплощает ее рядом качественно различных форм и видов воображения. Но и она в своем эволюционном варианте оказывается непригодной для методиста, поскольку педагог управляет не эволюционным процессом, а индивидуальным развитием школьников. Поэтому возникла потребность спроецировать данную концепцию на онтогенез. Однако осуществить такую трансформацию априорно невозможно. Эта задача междисциплинарна и она решалась диссертантом совместно с философом. Итогом этой сложной работы стала наша концепция онтогенетического развития воображения детей дошкольного и школьного возраста. Вместе с тем обнаружились значительные отличия онтогенетической концепции, в сравнении с эволюционной.

Проделанный анализ показал, что в онтогенезе развитие воображения выступает в виде переходов от одних (низших) форм и видов воображения к качественно другим (высшим). Звеньями онтогенетического ряда являются: предметно-чувственное воображение f" - первично-социализированное воображение - социально-детерминированное на уровне наглядно-образного мышления - первичное ху

- 395 дожественное воображение - высшая форма художественного воображения. Выявлены также своеобразные тенденции развития воображения в онтогенезе, по сравнению с филогенезом. Все эти качественно различные формы и виды воображения, образующие звенья онтогенеза, мы рассматриваем как первичные, или базисные, формы воображения.

Особый, специфический вид представляет собой читательское воображение. Однако и при рассмотрении читательской деятельности исследователи также оперируют понятиями воссоздающего и творческого воображения. Наш анализ показал, что читательское воображение - это не отдельная, самостоятельная форма воображения, оно производно от первичных форм и видов воображения, строится на их основе и включает их в себя. Читательское воображение выступает своеобразным синтезом первичных форм воображения. Первичные же формы и виды воображения лежат в основе не только высшей форш воображения, но и человеческого интеллекта. Так, первичное художественное воображение объективно не только по содержанию, но и по форме, и в этом смысле оно предвестник и предшественник единства чувственного и логического познания. Поэтому мы говорим, что читательское воображение является средством не только литературного, но и духовного развития школьников.

Исходя из уровня развития первичных форм воображения, а также ведущего типа деятельности для каждого возрастного этапа, мы пришли к выводу, что у учащихся начальной школы преобладает социально-детерминированное воображение на уровне наглядно;- образного мышления, у учащихся средних классов доминирует развитие первичного художественного воображения, а у старшеклассников за основу могут быть приняты разные степени развития высшей формы художественного воображения.

Рассматривая особенности читательского воображения детейподростков, мы увидели, что оно в качестве основных компонентов содержит в себе ассоциации, аналогии, интуицию, живое непосредственное созерцание, читательскую догадку, озарение, способность к метафорическому мышлению, которые выполняют роль механизмов развертывания читательского воображения. Вместе с тем они могут выполнять роль определенного указателя относительно уровня развитости воображения, поскольку для разных возрастных групп на передний план выдвигаются и играют ведущую роль разные механизмы из числа указанных выше. Так, у учащихся 5-6 классов на первый план выдвигается ассоциативность и живое непосредственное созерцание, а у учащихся 7-8 классов ведущими являются механизмы метафорического мышления и умения мыслить по аналогии. Наличие таких внешних признаков открывает возможность направленного стимулирования и развития читательского воображения школьников.

Кроме того, мы установили корреляцию между возрастными этапами и этапами литературного развития, с одной стороны, и преобладающими видами художественной деятельности, с другой. Так, конкретно® ь;; ассоциативность мышления младших подростков и их эстетические потребности связаны с изобразительным, наглядно-иялюстративным творчеством. Поэтому развитие читательского воображения учащихся этого возраста в процессе изучения литературного произведения строится на основе таких доминантных творческих приемов как устное словесное рисование и киносценарий. Сенсорно-психическая особенность учащихся 7-8 классов состоит в том, что их восприятие действительности и произведений искусства совершается с позиций "направленности на себя" и углублением субъективности, которую необходимо корректировать объективными критериями текста. Поэтому здесь развитие читательского воображения осуществляется с опорой на такие доминантные приемы,как

- 397 художественное рассказывание, драматизация, инсценирование.

Системное развитие читательского воображения не сводится к количественным изменениям, а прежде всего выражается его качественным преобразованием. Так, ученики через способность "понимать воображением" идут к пониманию красоты слова-детали, проникают в глубину идейного художественного содержания произведения и авторского замысла. Таким образом, в процессе обучения и индивидуального развития ребенка воображение ученика-читателя на каждом этапе литературного образования развивается разными комплексами методических стимулов. И еще: направленность на развитие читательского воображения не умаляет роли логического мышления и познания. Напротив, развивая воображение, мы стимулируем интеллектуальную активность, поскольку воображение читателя является стимулом такой активности и ключевым., компонентом в генезисе человеческого духа. Г

Список литературы диссертационного исследования доктор педагогических наук Коновалова, Людмила Ивановна, 1994 год

1. Абакумов С.И. Творческое чтение. Л., 1925. - 136 с.

2. Абдуллина А.А. Формирование умения воссоздавать художественные образы в процессе чтения литературных произведений (I-3 класс). Автореф. . дис.канд.пед.наук. М., 1977. 19 с.

3. Аксаков С.Т. Собр.соч. в 4-х т. Т.З. М.: Гослитиздат, 1955-1956. 840 с.

4. Актуальные вопросы методологии современного искусствознания. М.: Наука, 1983. 368 с.

5. Актуальные проблемы социологии чтения и пропаганды книги среди молодежи / Сост.Валиахметов А.К. М.: Кн.палата, 1987. -186 с.

6. Анастази А. Психологическое тестирование. В 2-х т. T.I. М.: Педагогика, 1982. 318 с.

7. Андреев А.Л. Художественный образ и гносеологическая специфика искусства. М.: Наука, 1981. 192 с.

8. Аристотель. Сочинения. В 4-х т. T.I. М.: Мысль, 1975. - 550 с.

9. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений. Оценка. Событие. Факт. М.: Наука, 1988. 341 с.

10. Арнаудов М. Психология литературного творчества. М.: Прогресс, 1970. 653 с.

11. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. 392 с.

12. Асмус В. Вопросы теории и истории эстетики. М.: Искусство, 1968. 652 с.

13. Ахматова А.А. О Пушкине. Статьи и заметки. М.: Книга, 1989. - 367 с.- 399

14. Балталон Ц.П. Беседы по методике начального обучения. Воспитательное чтение. Изд.2-е. М., I9II. 287 с.

15. Балталон Ц.П. Пособие для литературных бесед и письменных работ. 9-е изд. М., 1912. 230 с.

16. Балталон Ц.П. Хрестоматическая система и новые методы. С.-П., 1914. 66 с.

17. Баратынский Е.А. Предисловие к отдельному изданию поэмы "Наложница" // Стихотворения. Проза. Письма. М.; Правда, 1963. С.164-172.

18. Баратынский Е.А. Стихотворения. Письма. Воспоминания. М.: Правда, 1987. 477 с.

19. Басе М. Стихотворения. М.: Худож.лит., 1985. 223 с.

20. Басин Е.А. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1985. 64 с.

21. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. 445 с.

22. Бауэр Т. Психическое развитие младенца / Пер. с англ. А.Б.Леоновой. 2-е изд. М.: Прогресс. 318 с. ^

23. Бедняев Г.В. Развитие воспроизводящего воображения у старшеклассников на уроках литературы./ Уч.пособие для студентов-филологов. Горький, 1971. - 28 с.

24. Беленькая 1.И. Ребенок и книга. 0 читателе 8-9 лет. М.:-Книга, 1969. 167 с.

25. Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова. М.: Просвещение, 1990. 192 с.

26. Белинский В.Г. Собр.соч. в 9-ти томах. Т.6. М.: Худож. лит. 1979. 678 с.

27. Белова B.C. Проблема личности писателя в школьном изучении литературного произведения. Автореф. дисс. канд.пед.наук.1. Л., 1984. 17 с.

28. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989. 601 с.

29. Беркинблит М., Петровский А. Фантазия и реальность. М., 1968. 128 с.

30. Берхин Н.Б. О творческом и репродуктивном уровне изучения личности // Социально-психологические проблемы формирования личности и учебно-воспитательного коллектива. М., 1975, С.87-106.

31. Берхин Н.Б. Литературное развитие школьников. (Уч.пособие). М.: Прометей, 1989. 165 с.

32. Библер B.C. Культура. Диалог культур (Опыт определения) Вопросы философии, 1989, № 6. С.31-42.

33. Бирич И.А. Роль культуры и искусства в становлении и развитии универсальных сил человека // Человек в зеркале культуры и образования. М.: Фил.общ-во СССР, 1988. С.36-54.

34. Благой Д.Д. Стихотворения Пушкина. // Пушкин А.С. Собр. соч. в 10 т. T.I. М.: Худож.лит.,1974. С.615-641.

35. Блейхер В.М. Клиническая патопсихология. Ташкент: Медицина, 1976, 325 с.

36. Богданова О.Ю. Развитие мышления старшеклассников в процессе изучения литературы. Автореф. дисс. . д-ра пед.наук. М., 1980. 28 с.

37. Богданова О.Ю. Формирование понятия критического реализма в процессе изучения литературы в 8 классе. М.: Просвещение, 1980. 96 с,

38. Богданова О.Ю. Обогащение духовного мира школьников в процессе изучения литературы // Коммунистическое воспитание на уроках литературы. М.: Просвещение, 1987. С.24-49.

39. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Д., 1983. 173 с.

40. Бородай Ю.М. Воображение и теория познания. М.: Высшая шк., 1966. 150 с.

41. Браже Т.Г. Воспитание читателя в 5-8 классах вечерней школы. Л., 1968. 182 с.

42. Браже Т.Г. Изучение литературы в вечерней школе как путь духовного обогащения учащихся. Автореф.дисс. . д-ра пед. наук. М., 1979. 42 с.

43. Браунли К.А. Статистическая теория и методология в науке и технике. М.: Наука, 1977. 407 с.

44. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. М.: Педагогика, 1990.144 с.

45. Брушлинский А.В. К психологии творческого процесса // Человек, творчество, наука. М.: Наука, 1967. С.13-40.

46. Брушлинский А.В. Воображение и познание. Вопросы философии, 1967, № II. С.80-85.

47. Брушлинский А.В. Воображение и творчество (трудности в трактовке воображения) // Научное творчество. М.: Наука, 1969. С.341-346.

48. Бухштаб Б.Я. А.А.Фет. Очерки жизни и творчества. Л.: Наука, 1974. 135 с.

49. Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности. / Пер. с англ. Вступ.ст. В.С.Агеева. М.: Прогресс, 1990. 192 с.

50. Вайсфельд И. Поэзия педагогического поиска // Искусство и школа. М.: Просвещение, 1981. С.71-82.

51. Вейн A.M., Молдавану И.В. Специфика межполушарного взаимодействия в процессах творчества. Принцип метафоры // Интуиция, логика, творчество. М.: Наука, 1987. С.54-64.

52. Величковский Б.И. Современная когнитивная психология. М.: МГУ, 1982. 326 с,

53. Веккер Л.М. Психические процессы. В 3-х т. Т.З. Л.: ЛГУ, 1981. 206 с.

54. Венгер Л.А. Воспитание сесорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. М.: Просвещение, 1988. 143 с.

55. Взаимодействие науки и искусства и творчества художника. Киев: Наук.Думка, 1988. 278 с.

56. Витцяак Г. Основы психодиагностики // Психодиагностика: Теория и практика. М.: Прогресс, 1986. С.27-103.

57. Водовозов В.И. Словесность в образцах и разборах. СПб., 1868. 407 с.

58. Водовозов В.И. Предметы обучения в народной школе. СПб., 1873. 274 с .

59. Возрастные и индивидуальные особенности образного мыш-. ления учащихся / Под ред. И.С.Якиманской и др. М.: Педагогика, 1989. 224 с.

60. Володина И.А. "Это было раненое сердце" / Уроки по произведениям Некрасова (в 4-7 классах). ЛВШ, 1980, Ш 4. С.32-40.61 о Воображение // Воспитание и обучение. СПб., 1882, № 2. C.I20-I3I.

61. Восприятие и воображение. / Под ред. Е.И.Игнатьева. М., 1963. 368 с.

62. Воспитание творческого читателя. Кн.для учителя. М.: Просвещение, 1981. - 240 с.

63. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1967. 92 с.

64. Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства // Собр.соч.: В 6-ти т. Т.5. М.: Педагогика, 1983. С.257-322.

65. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство,1968. 575 с.

66. Выготский Л.С. Мышление и речь. Собр.соч. В 6-ти т. Т.2. М.: Педагогика, 1982. 504 с.

67. Гачев Г.Д. Содержательность художественных форм. Эпос, лирика, театр. М.: Просвещение, 1968. 303 с.

68. Гачев Г.Д. Творчество. Жизнь. Искусство. М.: Дет.лит. 1980. - 143 с.

69. Гегель Г. Работы разных лет. В 2-х т. Т.2. М.: Мысль, 1971, 630 с.

70. Гегель Г. Энциклопедия философских наук. Т.З. Философия духа. М.: Мысль, 1974. 371с.

71. Гей Н.К. Художественность литературы. Поэтика .Стиль. М.: Наука, 1975. 470 с.

72. Гиргинов Г. Наука и творчество. М.: Прогресс, 1979. -365 с.

73. Глинтерщик Р.В. Развитие речи в связи с развитием образного мышления учащихся при изучении русской литературы в старших классах // Творческая работа учащихся в процессе изучения литературы. М.: Просвещение, 1964. С.15-25.

74. Глинтерщик Р.В. Драматизация литературного текста как одна из форм сочетания логического и образного начал в процессе школьного изучения литературы // Литература в средней школе. Л., 1969. Вып.4. С.262-306.

75. Глинтерщик Р.В. Киносценарий как форма изучения литературного произведения и его роль в развитии образного видения // Литература в средней школе. Л., 1966. Вып.З. С.73-106.

76. Гоббс Т. Сочинения в 4-х т. Т.2. М.: Мысль, 1991. -735 с.

77. Голубков В.В. Методика преподавания литературы. М.: Учпедгиз, 1962. 458 с.

78. Гончарук А.Ю. Формирование эстетического идеала старшеклассников в процессе художественного сотворчества с педагогами // Творчество и педагогика, М., 1988. C.I09-II2.

79. Гомбоева М.И. Чувственное отражение в структуре познания. Диссертация . канд.философ.наук. Л., 1990. 157 с.

80. Горанов К. Социологические и социально-психологические подходы к изучению художественной культуры // Актуальные вопросы методологии современного искусствознания. М.: Наука, 1983. С.181-206.

81. Горелов й.Н. Разговор с компьютером. Психолингвистический аспект проблемы. М.: Наука, 1987. 256 с.

82. Горецкий В.Г. Теория и практика обучения чтению учащихся начальных классов общеобразовательной школы. Автореф. дис. . д-ра пед.наук. М., 1986. 38 с.

83. Горький о литературе. М.: Гослитиздат, 1961, 612 с.

84. Горобец Н.И. Своеобразие деятельности читателя при изучении драматических произведений. Автореф. дисс. . . канд.пед.наук. Л., 1990. 16 с.

85. Гостев А.А. Образная сфера личности — Психологический жур. Т.8. № 3, 1987. С.33-41.

86. Гранин Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Когда книга учит. М.: Педагогика, 1988. 192 с.

87. Грановская P.M., Березная И.Я. Интуиция и искусственный интеллект. Л.: ЛГУ, 1991. 272 с.

88. Гришина Л.Я. Развитие воссоздающего воображения на начальном этапе литературного образования (4 класс). Автореф. дисс. канд.пед.наук. М,, 1972. 22 с.

89. Губанов Н.И. Чувственное отражение. М.: Мысль, 1986. -237 с.

90. Гуйс И.Н. Стимулирование и объективация читательских интерпретаций, Автореф. дисс. канд. пед. наук. СПб., 1992. 22 с.

91. Гулыга А.В. Принципы эстетики. М.: ИПЛ, 1987. 286 с.

92. Гуральник У.А. Эстетические взгляды Добролюбова // Добролюбов Н. А. Избранное. М.: Искусство, 1975. С.7-32.

93. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1982. 423 с.

94. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. -М.: Педагогика, 1986. 240 с.

95. Данилов В.В. Литература как предмет преподавания. М., 1917. 176 с.

96. Джуринский А.Н. Реформы зарубежной школы. Надежды и действительность. М.: Знание, 1989. 80 с.

97. Денисюк А.С. Развитие воображения учащихся младшего школьного возраста на уроках чтения. Автореф. дисс. канд.пед. наук. Киев, 1971. 23 с.

98. Диагностика учебной деятельности и индивидуального развития детей. М.: НИИ ОПП, 1981. 157 с.

99. Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. Л.А.Венгера, В.В.Холмовской. М.: Педагогика, 1978. 248 с.

100. Диалектика познания / Под ред. А.С.Кармина. Л.: ЛГУ, 1988. 298 с.

101. Диалектика эмоционального и рационального в художественном творчестве и восприятии. М.: ИФАН, 1985. 138 с.

102. Добролюбов Н.А. Избранное. М.: Искусство, 1975. 439 с.

103. Дьяченко О.М., Кириллова А.Й. О некоторых особенностяхразвития воображения у детей дошкольного возраста. / Вопросы психологии. 1980. J* 2. С.I07-114.

104. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников. М.: Педагогика, 1984. 128 с.

105. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. М.: Знание, 1986. 94 с.

106. Дудецкий А.Я. Воображение. Смоленск, 1969. 94 с. ■

107. Дудецкий А.Я. Теоретические вопросы, воображения и творчества. Смоленск, 1974. 153 с.

108. Евдокимов Н. Реальность и воплощение. М.: Сов.Россия, 1976. 72 с,

109. Ермолаева А.Н. Опыт исследования взаимоотношения воображения и восприятия // Вопросы экспериментальной психологии и ее истории. М., 1975. С.284-293.

110. I. Есин А.Б. Психологизм русской классической литературы. М.: Просвещение, 1988. 175 с.

111. Жабицкая Л.Г. Воображение в восприятии художественной литературы школьниками. М,:Сов.педагогика, № 10, 1971. С.81-88.

112. Жабицкая Л.Г. К вопросу о психологическом исследовании критериев литературного развития. Вопросы психологии, 1972,1. J6 5. С.89-100.

113. Жабицкая Л.Г. Психодиагностика для учителя. Кишинев; ' Лумина, 1990. 128 с.

114. Жилене Д.Ю. Изучение рассказа в 9-II классах вечерней школы как средство формирования активного читателя. Автореф.дисс. канд.пед.наук. Вильнюс, 1980. 25 с.

115. Зайцев Е.Н. Творческие упражнения в 4 классе общеобразовательной школы как условие постижения литературных произведений в их специфике. Автореф. дисс. канд.пед.наук. М., 1973,18 с.

116. Завьялов В.Ю., Дубицкая Л.С. Особенности воображения и типология личности (на примере героев романа П.Уоррена "Встречай меня в зеленом доле) // Бессознательное. Тбилиси, 1978. 795 с,

117. Занк.ов Л.В. Избранные педагогические труды. 1У1.: Педагогика, 1990. 418 с.

118. Злотников В.Г. Процесс воображения в художественном творчестве. Автореф. дисс. канд.философ,наук. М,, 1966. 16 с.

119. Зинченко 'В.П. Наука, техника, культура: проблемы гуманизации и социальной ответственности. Материалы круглого стола.-1 Вопросы философии. 1989. № I. С.3-27.

120. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить: Кн.для учащихся. М.: Просвещение, 1986. 224 с.

121. Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. М.: Знание, 1968,- 32 с.

122. Игра драматизация в школе. М., Пг. 1924. - 183 с.

123. Игры на уроках литературы в 4-5 классах., Метод.реком. для учителя. / Сост.О.И.Белова. Л., 1982. 48 с.

124. ИльенковЭ.В. 0 специфике искусства // Искусство и коммунистическое воспитание. М.: Искусство, I960. С.32-42.

125. Ильенков Э.В. Искусство и коммунистический идеал. М.: Искусство, 1984. 349 с.

126. Интуиция, логика, творчество. / Отв.ред. Панов М.И. М.: Наука, 1987. 175 с.

127. Ирина В.Р., Новиков А.А. В мире научной интуиции. Интуиция и разум. М.: Наука, 1978. 198 с.

128. Искусство и дети. Эстетическое воспитание за рубежом. М.: Искусство, 1969. 272 с.

129. Искусство и общество. М.: Наука, 1978. 224 с.

130. Искусство и общение. Л.: ЛГИТМиК, 1984. 168 с.

131. Искусство и творческая деятельность. Киев: Наук.Думка, 1979. 315 с.

132. Искусство и художник в русской прозе I пол.19 в. Л.: ЛГУ, 1983. 557 с.

133. Искусство и школа. М.: Проев, 1981. 288 с.

134. История биологии с древнейших времен до начала 20 века. В 2-х т. T.I. / Ред. С.Р.Микулйнскии. М.: Наука, 1972. 563 с.

135. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке. М.: Просвещение, 1989. 187 с.

136. Калинина М.Ф. Начало 20 века. // Современные проблемы методики преподавания литературы. Куйбышев, 1974. С.245-248.

137. Калинина М.Ф. Психологическая школа в истории методики преподавания литературы. Автореф.дисс.канд.пед.наук. Л., 1976. 21 с.

138. Какая философия нам нужна? Размышления о философских и духовных проблемах нашего общества. / Сост.Ю.Н.Солонин. Л.: Лениздат, 1990. 238 с.

139. Кант И. Критика чистого разума. Соч. в 6-ти т. Т.З. М.: Мысль, 1964. 799 с.

140. Караганов А.В. Не только отражает, но и творит. М,: Сов.писатель, 1981. 303 с.

141. Карсалова Е.В. "Стихи живые сами говорят." Кн.для учителя: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1990. 207 с.

142. Карсалова Е.В. Методические основы руководства читательской деятельностью школьников на уроках литературы в средних и старших классах. Автореф. дисс. д-ра пед.наук. М., 1991. 41с.

143. Качурин М.Г. 0 читательском воображении // Развитие творческой активности школьников в процессе преподавания литературы. Л., 1977. 0.8-17.

144. Качурин М.Г. Системность литературного образования в школе. Автореф. дисс. д-ра пед.наук. Л., 1976. 39 с.

145. Кедров Б.М. 0 творчестве в науке и технике. М.: Мол. гвардия, 1987. 192 с.

146. Киященко Н.И., Лейзеров Н.Л. Эстетическое творчество. М.: Знание, 1984. 112 с.

147. Киященко Н.И., Лейзеров Н.Л. Теория отражения и проблемы эстетики. М.: Искусство, 1983. 224 с.

148. Ковалев А.Г. Психология литературного творчества. Л.: ЛГУ, I960. 136 с.

149. Ковальчук Ю.М., Шиловцева А.Г. Воображение в учебной деятельности учащихся подготовительных классов // Воспитание, обучение и психическое развитие. М.: АПН СССР, 1983. С.214-215.

150. Коган Л.Н., Ханова О.В. Культура в условиях НТР. Саратов, 1987. 151 с.

151. Кожинов В.В. Н.Рубцов.//Статьи о современной литературе. М.: Современник, 1982. С.161-190.

152. Коломинский Я.Л., Панько. Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: Кн.для учителя. М.: Просвещение, 1988. 190 с.

153. Коновалова Л.И. Развитие читательского воображения школьников. СПб.-Чита, 1992. 186 с.

154. Коновалова Л.И. Устное словесное рисование в 4 классе.-ЛВШ, 1984, J6 3. С.32-35.

155. Короленко Ц.П., Фролова Г.В. Чудо воображения. Новосибирск: Наука, 1975. 210 с.

156. Корольков А.А. Восхождение к нравственной философии // Какая философия нам нужна? Л.: Лениздат, 1990. С.89-106.

157. Корсунский Е.А. Развитие читательского воображения школьника. Метод.рекомендации. Л.: ЛПШ, 1986. 66 с.

158. Корсунский Е.А. К вопросу о сущности и структуре читательских способностей // Формирование умений и навыков по литературе у учащихся средней школы. М., 1986. С.32-42.

159. Корсунский Е.А. Развитие литературных способностей школьников. Автореф. дисс. д-ра пед.наук, М., 1993. 32 с.

160. Коршунов A.M. Теория отражения и творчество. М.: ИЕН, 1971. 254 с.

161. Коршунов A.M. Отражение, познание, творчество // Творчество и социальное познание. М.: МГУ, 1982. С.7-38.

162. Коршунов A.M., Мантанов В.В. Диалектика социального познания. М.: ШЛ. 383 с.

163. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. М.: МГУ, 1979. 145 с.

164. Коссов Б.Б. Проблемы психологии восприятия. М.: Высш. школа, 1971. 320 с.

165. Книга для чтения. Учебник для 2 класса трехлетней нач. школы в 2-х частях. 4.1. М.: Просвещение, 1987. 222 с.

166. Книга и чтение в зеркале социологии. М.: Кн.палата, 1990. 207 с.

167. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. М.: Знание, 1987. - 80 с.

168. Кудина Г.Н., Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Как развивать художественное восприятие у школьников? М.: Знание, 1988. 80 с.

169. Кудрявцев В.Т. Творческая природа психики человека.-* Вопросы психологии, 1990, $ 3. C.II3-I20.

170. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Развитие творческогомышления школьников. 1.: Знание, 1967. 38 с.

171. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся. М.: Педагогика, 1971. III с.

172. Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. М.: Просвещение, 1989. 127 с.

173. Курдюмова Т.Ф. Пейзаж средство эстетического воспитания (на уроках литературы). М.: Просвещение, 1965. - 156 с.

174. Лазарев Н.А. Роль аналогии в переходе от мифа к логосу. // Детерминация социального познания. Л.: ЛГПИ, 1983. С. 8398.

175. Лакеев В.А. Наследие К.С.Станиславского и изучение художественной прозы в школе. // Совершенствование преподавания литературы в школе. М.: Просвещение, 1986. С.92-107.

176. Левидов A.M. Автор-образ-читатель. 2-е изд. Л.: ЛГУ, 1983. 360 с.

177. Левидов A.M. Литература и действительность. Л.: Сов. писатель, 1987. 432 с.

178. Лейбсон В.И. Развитие художественно-творческих способностей школьников на уроках и в процессе внеклассной работы по литературе // Совершенствование литературного развития школьников. М.: АПН СССР, НИИ ХВ., 1979. С.91-135.

179. Лейбсон В.И. Методические рекомендации по литературно-творческому развитию школьников во внеклассной работе. М.: НИИ ХВ, 1984. 102 с.

180. Львов М.В. Методика развития речи младших школьников. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1985. 176 с.

181. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: МГУД981. 584 с.

182. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979. 46 с.

183. Лесохина Л.Н. Урок-диспут. Л.: Просвещение, 1965. -176 с.

184. Лилов А. О природе художественного мышления // Актуальные вопросы методологии современного искусствознания. М.: Наука, 1983. С.101-125.

185. Лимонченко В.В. Воображение в контексте педагогики сотрудничества // Творчество и личность. М., 1985. С.189-193.

186. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 кл.сред.шк. В 2-х ч. / Сост.Т.Ф.Курдюмова. М.: Просвещение, 1992. - 223 с.

187. Литература: Учебник-хрестоматия для 6 кл.сред.шк. / Сост.В.П.Полухина. М.: Просвещение, 1992. - 415 с.

188. Литература. 10 класс. / Под ред. Н.Н.Скатова. М.: Просвещение, 1990. 368 с.

189. Лихачев Д.С. Б.А.Пастернак / Вс.ст. Б.Пастернак. Избранное. В 2-х т. T.I. С.3-28.

190. Локк Дж. Сочинения в 3-х т. T.I. М.: Мысль, 1985. -621 с.

191. Лосев А.Ф. Теория творческой фантазии в античной эстетике // Литература и искусство в системе культуры. М.: Наука, 1988. С.17-23.

192. Лосева В.К. Рисуночная методика "четыре персонажа" иее использование в целях психодиагностики личности // Экспериментальные методы исследования личности в коллективе. Даугавпилс, 1985. С.66-68.

193. Лукин Ю.А., Скатерщиков В.К. Основы марксистскоШенин-ской эстетики. М., 1988. 266 с. .

194. Лустина Е.А. Слово и образ в процессе воображения. Автореф.дисс. канд.психолог.наук. М., 1984. 22 с.

195. Лурия А.Р. Об истории развития познавательных процессов. М., 1974. 172 с.

196. Маймин Е.А. Опыты литературного анализа. М.: Просвещение, 1972. 207 с.

197. Маймин Е.А. Русская философская поэзия. М.: Наука,1976. 190 с.

198. Маймин Е.А. Искусство мыслит образами. М.: Просвещение,1977. 144 с.

199. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1990. 368 с.

200. Маранцман В.Г. Единство субъективного восприятия и объективного смысла при анализе лирических произведений в 6 классе // Литература в средней школе. Л.: ЛГПИ, 1969. С.79-130.

201. Маранцман В.Г. Роман А.С.Пушкина "Дубровский" в школьном изучении. Л.: Просвещение, 1974. 159 с.

202. Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников. Л.: Просвещение, 1974, 175 с.

203. Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения в соотношении с читательским восприятием школьников. Автореф. дисс. д-ра пед.наук. М., 1980. 47 с.

204. Маранцман В.Г, Труд читателя: От восприятия литературного произведения к анализу. М.: Просвещение, 1986. 127 с.

205. Маранцман В.Г. Критерии литературного развития и читательские умения школьников // Формирование умений и навыков по литературе у учащихся средней школы. М., 1986. С.22-32.

206. Маранцман В.Г. Художественная литература: Кн. для учащихся 9 кл. М.: Просвещение, 1991. 319 с.

207. Маркович В.М. Тема искусства в русской прозе эпохи романтизма // Искусство и художник в русской прозе I пол.19 в. Л.: ЛГУ, 1989. С.5-42.

208. Медведев П.Н. В лаборатории писателя. М.: Сов.писатель, 1971. 387 с.

209. Мейлах Б.С, Художественное восприятие как научная проблема // Художественное восприятие. Л.: Наука, 1971. С.10-29.

210. Мейлах B.C. Процесс творчества и художественное восприятие. Комплексный подход: поиски, опыт, перспективы. М.: Искусство, 1985.-318 с.

211. Мейлах Б.С. Талант писателя и процессы творчества. Л.: Сов*писатель, 1969. 448 с.

212. Мелик-Пашаев А.А. Психологические проблемы эстетического воспитания и художественно-творческого развития школьников. Вопросы психологии, 1989, № I. С.15-23.

213. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству: Художественное развитие ребенка в семье. М.: Педагогика, 1987. 144 с.

214. Мещерякова Н.Я., Гришина Л.Я. О формировании читательских умений на уроках литературы .-ЛЕЩ, 1976, Jft 3. С.29-41.

215. Миропольский С. Воспитание и обучение вообще // Семья и школа. Кн.2. СПб., 1873, № 4-5. С.270-333.

216. Молдавская Н.Д. Воспитание читателя в школе. М.: Просвещение, 1968. 128 с.

217. Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. М.: Педагогика, 1976. 224 с,

218. Молдавская Н.Д. Формирование читательских умений шеи развитие читателя?-ЛВШ, 1977, № 6. С.42-48.

219. Мухина B.C. Детская психология: Учеб.пособие для студентов пед.ин-тов / Под ред. Л.А.Венгера. М.: Просвещение, 1985.- 272 с•

220. Мухина B.C. Шестилетний ребенок в школе. М.: Просвещение, 1986. 143 с.

221. Налчаджян А.А. Некоторые психологические и философские проблемы интуитивного познания / Интуиция в процессе научного творчества. М.: Мысль, 1972. 271 с.

222. На пути к новой школе. Опыт перестройки народного образования в Эстонской ССР. М.: Педагогика, 1988. 224 с.

223. Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения, (экспериментальное исследование). Тбилиси: Мецниереба, 1972. 184 с.

224. Неменский Б.М. Мудрость красоты: 0 проблемах эстетического воспитания. М.: Просвещение, 1987. 253 с.

225. Непомнящий В. Заметки о сказках Пушкина Вопросы литературы, 1972, J* 3. C.I24-I5I.

226. Никифорова О.И. К вопросу о воображении -'Вопросы психологии, 1972, if 2. С.67-76.

227. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы. М.: Книга, 1972. 205 с,

228. Новлянская З.Н. Почему дети фантазируют? М.: Знание, 1978. 48 с.

229. Новиков В.В. Художественная правда и диалектика творчества. М.: Сов.писатель, 1971. 398 с.

230. Новоселова С.Л. Развитие мышления в раннем возрасте. М.: Педагогика, 1978. 160 с.

231. Новый человек и школа будущего. М.: Философ.общ-во СССР, 1989. 228 с.

232. Новое педагогическое мышление. М.: Педагогика, 1989. -278 с.

233. Нусенкис В.И. Формирование читательских умений при изучении эпических произведений у школьников в 6 классе. Автореф. дисс. канд.пед.наук. Л., 1984. 16 с.

234. Общая психодиагностика / Под ред. А.А.Бодалева, В.Б. Столина. М.: МГУ, 1987. 303 с.

235. Овсянико-Куликовский Д.Н. О преподавании теории словесности в средней школе// Вопросы теории и психологии творчества. T.I. Харьков, I9II.

236. Овчинников В. Ветка сакуры. М.: Мол.гвардия, I97X. -219 с.

237. Острогорский В.П. Руководство к чтению поэтических сочинений. СПб., I9II. 107 с.

238. Панько Е.А., Белоус А.Н., Карандышев Ю.Н. Развитие познавательных процессов дошкольника. Минск: МГП им.Горького, 1984. 102 с.

239. Панкин Б. Строгая литература. М.: Сов.писатель, 1982.400 с.

240. Петров В.В, Понимание метафоры. На пути к общей модели// Метафора в языке и тексте. М.: Наука, 1988. С.165-170.

241. Петрова И.В. Мир, общество, человек в лирике Тютчева // Тютчев. Литературное наследие. Кн.1. М.: Наука, 1988. С.13-69.

242. Петровский А.В. История советской психологии. М.: Просвещение, 1967. 367 с.

243. Писарев Д.И. Собр.соч. в 4-х т. T.l. М.: Худож.лит. 1955. 388 с.

244. Подовинникова А.Я. Развитие воображения учащихся при изучении драматических произведений // Современные вопросы анализа литературного произведения в школе. М.: МГПИ, 1986. С.99-107.

245. Полозова Т.Д. Открытие мира. М.: Просвещение, 1979. -256 с.

246. Полуянов Ю.А. Воображение и способности. М.: Знание, 1982. 96 с.

247. Полуянов Ю.А. Дети рисуют. М.: Педагогика, 1988. -176 с.

248. Пономарев А.А. Психика и интуиция. IvI.: Политиздат, 1967. 256 с.

249. Потапова Е.Н. Радость познания. Кн.для учителя. М.: Просвещение, 1990. 96 с.

250. Потебня А.А. Теоретическая поэтика. М.: Высш.шк.,1990.- 344 с.

251. Платонов К.К. Система психологии и теория отражения. М.: Наука, 1982. 308 с.

252. Плотников И.П. Вопросы преподавания родного языка в свете современной психологии. Курск, 1920. 207 с.

253. Плотников И.П. Методическая трилогия. 4.1. Курск, 1921.- 348 с.

254. Плотников И.П. Родной язык в комплексе на первой ступени обучения // Вопросы комплексного обучения в школе. Л., 1924. С.90-110.

255. Природа искусства и механизмы художественной деятельности / Под ред. А.Н.Илиади. Л.: ЛГУ, 1975. 206 с.

256. Программа по литературе 5-II кл. (для школ, гимназий, лицеев)/ Сост.А.Б.Есин, М.Б.Ладыгин, А.Г.Кутузов. ЛВШ, 1991, №6;i992,JSI.

257. Программа по литературе / Сост. Т.Ф.Курдюмова и др. М.: Просвещение, 1992. 90 с.1259. Программа по литературе для школ и классов с углубленным изучением литературы, гимназий и лицеев гуманитарного профиля 5-II кл. М.: Просвещение, 1992. 52 с.

258. Прозоров В.В. Произведения М.Е.Салтыкова-Щедрина в школьном изучении. Л.: Просвещение, 1979. 136 с.

259. Психология общая и экспериментальная. Л.: ГИЗ, 1925. -290 с.

260. Психология / Под ред. А.Н.Леонтьева и др. М., 1962. -559 с.

261. Психология процессов художественного творчества. Л.: Наука, 1980. 284 с.

262. Психология современного подростка / Под ред. Д.И.Фельд-штейна. М.: Педагогика, 1987. 240 с.

263. Психологическая диагностика. Проблемы и исследования / Под ред. Гуревича К.М. М.: Педагогика, 1981. 232 с.

264. Психологические измерения. М.: Мир, 1967. 196 с.

265. Психическое развитие младших школьников: Экспериментально-психологическое исследование / Под ред. В.В.Давыдова. М,: Педагогика, 1990. 160 с.

266. Пушкин А.С. Собрание сочинений. В 10-ти томах. М.: Ху-дож.лит., 1974.

267. Рез З.Я. Изучение лирических произведений в школе (4-7 кл.). Л.: Просвещение, 1968. 175 с.

268. Рибо Т. Творческое воображение. СПб., 1901. 328 с.

269. Розанов В.В. Сумерки просвещения. М.: Педагогика, 1990. 620 с.

270. Розет Н.М. Психология фантазии. Минск: БГУ, 1977. -312 с.

271. Родари Дж. Грамматика фантазии. М.: Прогресс, 1978. -207 с.

272. Родная литература: Учебник-хрестоматия для 8 кл. ср. шк. / Сост.Г.И.Беленький. М.: Просвещение, 1991. 399 с.

273. Родное слово: Учебник по чтению для учащихся 2 кл. четырехлетней нач.шк. / Сост.В.Г.Горецкий и др. М.: Просвещение, 1987. 351 с.

274. Романовская З.И. Чтение и развитие младших школьников: Приобщение детей к художественной литературе как искусству. М.: Педагогика, 1982. 128 с.

275. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. 423 с.

276. Рунин Б. Вечный поиск. М.: Искусство, 1964. 176 с.

277. Рыбак Л.А. Образное мышление и урок литературы. М.: Просвещение, 1966. 203 с.

278. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. 4-е изд. М.: Просвещение, 1985. 287 с.

279. Рябов В.Ф. Человек творит искусство. Л., 1981. 160 с.

280. Рябцева G.A. Дети восьмидесятых: Дневник учителя. М.: Педагогика, 1989. 240 с,

281. Саламатов Ю.П. Как стать изобретателем. 50 часов творчества: Кн.для учителя. М.: Просвещение, 1990. 440 с.

282. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. М.: Просвещение, 1977. 207 с.

283. Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение младших школьников: Теоретико-экспериментальное исследование. М.: Педагогика, 1980. 160 с.

284. Светловская Н.Н. Основы науки о читателе: теория формирования типа правильной читательской деятельноети.М.,1993.-183 с.

285. Сеченов Н.М. Избранные произведения / Под ред. В.М.Ка-ганова. Изд.2-е. М.: Учпедгиз, 1958. 413 с.

286. Сигаева Т.Ф. Взаимодействие эмоционально-образного и логического начал в читательской деятельности пятиклассника. Автореф.дисс.канд.пед.наук. Л., 1984. 18 с.

287. Скатов Н.Н. Русские поэты природы. М.: Правда, 1980.63 с.

288. Скоробогатов В.А. Развитие форм отражения. Л.: ЛГУ, 1984. 165 с.

289. Скоробогатов В,А., Коновалова Л.И. Феномен воображения. СПб.: Образование, 1992. ИЗ с.

290. Славин А.В. Наглядный образ в структуре познания. М.: ИПЛ, 1971. 271 с.

291. Случевский К.К. Стихотворения. М.: Сов.Россия, 1984. -256 с.

292. Смирнов К.Н. Фауст против Мефистофеля? М.: ИПЛ, 1987.287 с.

293. Смирнов А.А. Избр.псих.труды в 2-х т. T.I. / Под ред. Б.Ф.Ломова. М.: Педагогика, 1987. 172 с.

294. Соколов Н.М. Устное и письменное слово учащихся. М.-Л.: ГИЗД927. 119 с.

295. Соколов Н.М. Изучение литературных произведений. М.-Л.: ГИЗ, 1928. 161 с.

296. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. М.: МГУ, 1980. 174 с.

297. Соломатина Т.Б. Составление киносценария в процессе изучения литературного произведения. ЛВШ, 1978, $ I. С.37-42.

298. Соломатина Т.Б. Обучение инсценированию в 4 классе,-ЛБШ, 1982, № I. С.36-40.

299. Сохряков Ю.И. Художественные открытия русских писателей: 0 мировом значении русской литературы. М.:Просвещение, 1990. 206 с.

300. Социально-психологические проблемы формирования личности и учебно-воспитательного коллектива. М.: МГШ, 1975. 87 с.

301. Спиркин А.Г. Формирование подрастающего человек как философская проблема // Человек в зеркале культуры и образования. М.: Философ.общ-во СССР, 1988. С.5-13.

302. Субботина Л.Ю. Разработка психологии способностей в русской психологии на рубеже 19-20 вв. // Диагностика познавательных способностей. Ярославль, 1986. С.127-134.

303. Сухомлинский B.C. Рождение гражданина. М.: Мол.гвардия, 1979. 335 с.

304. Станиславский К.С. Собр.соч. в 9-ти Т. Т.З. М., 1990.505 с.

305. Страхов й.В. Психология воображения. Саратов, 1971*78 с.

306. Стрелков В.И. Духовность и творчество // Человек как философская проблема: Восток-Запад. М.: УДН, 1991. С.197-209.

307. Стрелянова Н.И. Индивидуальные особенности и различия воображения у детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности. Омск, 1963.

308. Столович Н.Н. Жизнь-Творчество-Человек / Функции художественной деятельности. М.: ЙШ1, 1985. 415 с.

309. Стоюнин В.Я. 0 преподавании русской литературы. СПб., 1864. 392 с.

310. Стоюнин В.Я. Руководство для преподавателей русского языка в младших классах в среднеучебных заведениях. СПб., 1876. 61 е.

311. Стоуне Э. Психопедагогика, М.: Педагогика, 1984. -471 с,

312. Творчество и педагогика. Материалы всесоюзной научно-практической конференции. В 3-х частях. М., 1988.

313. Творчество и социальное познание. М.: МГУ, 1982. -256 с.

314. Тенденции развития психологической науки / Под ред.Б.Ф. Ломова, Л.И.Анциферовой. М.: Наука, 1989. 268 с.

315. Тимофеев А.В. Художник // Искусство и художник в русской прозе первой половины 19 века. Л.: ЛГУ, 1989. С.237-320.

316. Толстых А.В. Психология юного зрителя. М.: Знание, 1986. 80 с.

317. Толстых А,В. Искусство понимать искусство: Психологический коллаж. М.: Педагогика, 1990. 160 с.

318. Троицкий Л.С. К вопросу об анализе литературного произведения в средней школе. Л., 1935. 38 с.

319. Тютчев Ф.И. Собр.соч. в 2-х т. М.: Правда, 1986.

320. Урок литературы / Сост.Т.С.Зепалова, Н.Я. Мещерякова. М.: Просвещение, 1983. 160 с.

321. Уроки литературы и проблема литературного развития учащихся, М.: НИИ школ, 1974. 218 с.

322. Фейербах Л. История философии в 3-х тт. T.I. М.:Мысль, 1974. 554 с.

323. Фельдштейн Д.И. Психологические основы общественно-полезной деятельности подростков. М.: Педагогика, 1982. 224 с.

324. Фет А.А. Стихотворения. Поэмы. / Вот.статья А.Е.Тархо-ва. М.: Правда, 1988. 480 с.

325. Филипчук Г. Знаете ли вы своего ребенка? Кн.для родителей. Пер.с польск. 4-е изд. М.: Прогресс, 1989. 400 с.

326. Философия и ее место в культуре. Новосибирск, Наука, 1990. 241 с.

327. Философско-психологические проблемы образования / Под ред. В.В.Давыдова. М.: Педагогика, 1981. 176 с.

328. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сб.пер.с англ. и нем. М.: Прогресс, 1990. - 368 с.- 423

329. Харциев В. Психология поэтического образа в применении к воспитанию // Вопросы теории и психологии творчества. T.I. Харьков, I9II. G.417-425.

330. Художественное воображение и отражение действительности. Соврем.зарубеж.исследования. М.: ИНИОН, 1983. 176 с.

331. Цейтлин А.Г. Труд писателя: Вопросы психологии творчества, культуры и техники писательского труда. 2-е изд. М.: Сов. писатель, 1968. 563 с.

332. Человек в зеркале культуры и образования. М.: Философ* общ-во СССР, 1988. 213 с.

333. Человек в мире художественной культуры: Приобщение к искусству: Процесс и приобщение / Под ред.Ю.У.Фохт-Вабушкина. М.: Наука, 1988. 335 с.

334. Человек читающий. Писатели 20 века о роли книги в жизни человека и общества / Сост.С.И.Бэлза. М.: Прогресс, 1983. -453 с.

335. Чернышевский Н.Г. Избр.эстетические произведения. М.: Искусство, 1974. 550 с.

336. Чернышевский Н.Г. Что делать? М.: Худож.лит., 1988. -478 с.

337. Чирковская Т.В. Устное словесное рисование // Эстетическое воспитание в средней школе. Л.: Учпедгиз, 1962. С.138-170.

338. Чирва А. Книга и культура личности. М.: Знание, 1983. 64 с.

339. Чичерин А.В. Что такое художественное воспитание? М., 1926. 84 с.

340. Чубарьян О.С. Человек и книга (Социологические проблемы чтения). М.: Наука, 1978. III с.

341. Шахнарович A.M., Юрьева Н.М. К проблеме понимания метафоры // Метафора в языке и тексте. М.: Наука, 1988. C.I08-II9.

342. Шелестова З.А. Обучение художественному рассказыванию на уроках литературы в 4-6 классах. Автореф. дисс. канд.пед.наук. М., 1979. 16 с.

343. Шервинский С.В. О двух воображениях // Искусство звучащего слова. М.: Сов.Россия, 1974. С,76-85.

344. Шереметевский В.П. Сочинения. М., 1897. 330 с.

345. Шукшин В.М. Нравственность есть Правда. М.: Сов.Россия, 1979. 352 с.

346. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.

347. Эмоции и воображение / Под ред. В.М.Банщикова и др. М., 1975. 222 с.

348. Экспериментальные методы и исследования личности в коллективе. Тезисы всесоюзной научно-методической конференции. В 3-х частях. Даугавпилс, 1985.

349. Эстетика. Словарь. М.: ШШ, 1989. 445 с.

350. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1971. 48 с.

351. Ярошевский М.Г. История психологии. 3-е изд. М.:Мысль, 1985. 575 с.

352. Ярошевский М.Г. На путях к общей теории творчества // Художественное и научное творчество. I.: Наука, 1972. С.19-37.

353. Botvin Y. and Sutton-Smith В. 1977. The developement of structuroe complexity in children's fantasy narratives. Developemecntal Psychology.

354. Copland A. 1977 Music and imagination Cambridge: Harvard University Press.

355. Pitcher E., Prelinger E. 1963. Children tell stories an andlysis of fantasy. Wev York: International Universities Press.

356. Torranse E.R. Childing creative talent. Wev York 1962.

357. Fhantasis und sinnliche Entnriklung des Jugendlichen. Berlin, 1967.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.