Современный культурно-цивилизационный кризис: опыт культурологического анализа тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат философских наук Розанова, Анастасия Анатольевна

  • Розанова, Анастасия Анатольевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2004, Томск
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 122
Розанова, Анастасия Анатольевна. Современный культурно-цивилизационный кризис: опыт культурологического анализа: дис. кандидат философских наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Томск. 2004. 122 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Розанова, Анастасия Анатольевна

Введение

1. Глава Общая характеристика культурно-цивилизационного кризиса

1.1 Опыт дефинирования

1.2 Основные аспекты культурно-цивилизационного кризиса 25 1.3. Сущностные изменения современного человека как основная причина культурно-цивилизационного кризиса

2. Глава Техническая деятельность как важнейший компонент культурно-цивилизационного процесса

2.1 Философия хозяйства - опыт методологического анализа культурно-цивилизационного процесса

2.2 Тема техники в русской философии

2.3 Западная философия о технике

3. Глава От опыта мифологического к императивам 21 века

3.1 «Дары Прометея»: от античности до наших дней

3.2 Роль духовных ценностей в опыте преодоления кризиса

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Современный культурно-цивилизационный кризис: опыт культурологического анализа»

Кризис культуры является традиционной темой в рамках философских и культурологических исследований как для конца XIX, так и в настоящее время. Нами взят достаточно широкий спектр заявленной проблемы -кризисное состояние культуры и цивилизации. Во-первых, потому, что кризис онтологически присущ человеческому обществу как процессу, являясь одним из условий развития и его специфической формой, во-вторых, основные проблемы современного общества, так или иначе, явно> или латентно связаны с кризисным состоянием культуры и цивилизации. От степени понимания этого кризисного состояния зависит и понимание процессов изменения человека как творца культуры и ее творения.

Человечеству всегда было свойственно апокалиптическое предчувствие, связанное с осознанием кризиса, однако, именно сейчас речь идет о действительной угрозе существованию человека и природы. Для доказательства этого положения несложно привести многочисленные примеры: экологические, политические, социальные, и, наконец, культурные катаклизмы, духовное оскудение. Сейчас ставится вопрос не о процветании человечества, а о его выживании. Мощь технического прогресса1 в настоящее время достигла невероятных масштабов, более того, вся эта масса машин, технологий становится угрозой человеку. Меняется не только окружающая среда, которая все больше захватывается человеческим «городом», но и сама человеческая природа, его телесность, душевно-психические, духовные параметры.

Становление культурологии как науки позволяет рассматривать проблему означенного кризиса с позиций смыслов и ценностей культуры вообще, с учетом онтологических оснований творческой технической деятельности, поскольку именно в ней многие исследователи видят причины

Общепринятым является употребление термина «научно-технический прогресс». Однако, в настоящей работе мы вынуждены ограничиться характеристикой техники, технической деятельности в силу рамок, заданных темой диссертации, хотя, в тексте работы общие тенденции развития науки затрагиваются кризиса. Сама по себе техника не является подлинной и главной причиной кризиса культуры и цивилизации.

Сейчас много говорят и пишут об изменении окружающей среды, природы, но основная проблема заключается в том, что происходят глобальные изменения в самой онтологической природе человека, в его внутреннем, духовном мире, что неизбежно ведет не только к экологической, но и антропологической катастрофе. По нашему мнению, важнейшей причиной кризисного состояния культуры и цивилизации является изменение иерархии ценностей, соотношения материального и духовного в потребностях и деятельности человека, в целеполаганиях его и оценках.

Для предотвращения варианта так разрешаемого кризиса2 необходимо осознать его первопричину, исток, который обнаруживается в самой природе человека как творца культуры в виде, например, изменения иерархии ^ ценностей. В этой области происходит деформация онтологического основания культуры, в ее важнейших (духовной и материальной) сферах деятельности. Эти стороны культуры развиваются неравнозначно, с преимущественным опережением материального производства, техники, технологий и позитивной науки, с ними связанной, что, собственно, и является одной из причин кризисности культурно-цивилизационного процесса. В настоящей работе поэтому поставлена тема ценностей и духовности как их особого статуса и роли в культурном самосознании и развитии.

Что является причиной разрушения духовности? При какой стратегии ее можно избежать? Поиск ответов на эти и другие (в рамках темы) вопросы определил необходимость исследования современного состояния культурно-цивилизационного процесса как кризисного, для чего потребовалось не только выявление причин кризиса, их типология, но понадобилось особое внимание уделить анализу проблемы выхода из состояния кризиса как

2 В терминах синергетики кризис есть состояние системы в точке бифуркации, выбора. См , например, ст. Лотмана Ю. «Клио на распутье». // Новое время. 1993. № 47. С. 56-59 культурной стратегии человечества. Теория культуры, как известно, занимается, наряду с другими своими задачами, рефлексией культурных ценностей, в первую очередь, смысложизненных в качестве своего онтологического ядра и выстраивает приоритеты культурно-цивилизационного развития.

Степень теоретической разработанности

В анализе причин культурно-цивилизационного кризиса мы опирались на опыт русской и западной культурологической и философской мысли. В русской философии и культурологии дан анализ трудов следующих авторов:

- проблемы культуры и цивилизации: Н. Я. Данилевский «Россия и Европа», К. Н Леонтьев, П. Сорокин «Человек. Цивилизация. Общество»;

- анализ философии хозяйства: С. Булгаков «Философия хозяйства», Н. Бердяев «О хозяйстве»;

- анализ технической деятельности: Н. Бердяев «Человек и машина», о. П. Флоренский, М. Гершензон «Тройственный образ совершенства»

- Анализ мифа о Прометее: Лосев А. Ф. «Философия. Мифология. Культура», А. Павленко «12 эссе. Бытие у твоего порога», С. В: Кайдаков «Дары Прометея»

- Современное состояние кризиса и стратегия его преодоления: М. Бахтин «К философии поступка», Г. Батищев «Введение в диалектику творчества», «Особенности культуры глубинного общения», Н. Моисеев «Современный антропогенез и цивилизационные разломы», Г. Симкин «Рождение этосферы», А. Кутырев «Культура и технология: борьба миров», «Философия выживания в эпоху постмодернизма».

Западная философия и культурология представлена исследованием следующих авторов:

- Проблема кризиса культуры и цивилизации: Ф. Ницше, А. Шопенгауэр, X. Ортега-и-Гассет «Дегуманизация искусства», «Восстание масс», О.

Шпенглер «Закат Европы», А. Швейцер «Культура и этика», Й. Хейзинга «Ношо ludens. В тени завтрашнего дня»;

- Проблема техники: М. Хайдеггер «Вопрос о технике», X. Ортега-и-Гассет «Рассуждения о технике», «Человек и техника»;

- Перспективы человечества: А. Швейцер «Жизнь и мысли», «Культура и этика», А. Печчеи «Человеческие качества», Г. Йонас «Изменившийся характер человеческой деятельности», Э. Фромм «Иметь или быть», «Бегство от свободы», «Душа человека», Т. Имамичи «Моральный кризис и метатехнические проблемы», Э. Левинас «Время и другой. Гуманизм другого человека», Э. Нойманн «Глубинная психология и новая этика», В. Канке, Я. Паточка, А. Глюксман.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования является культурно-цивилизационное развитие и его кризис, предметом — основания культурно-цивилизационного кризиса, выражающиеся в специфической экспансии материально-технического творчества и ослаблении направляющей, ориентирующей функции ценностно-духовного опыта.

Целью настоящей работы является:

Основную проблему исследования можно сформулировать в виде вопроса: какие изменения сущностных характеристик человека и культуры являются подлинными основаниями современного культурно-цивилизационного кризиса, возможно ли выйти из данного кризисного состояния и как? Целью данной работы, исходя из этих вопросов, является: исследование современного культурно-цивилизационного кризиса, обозначение стратегии его преодоления.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

1. Исследовать аспекты современного культурно-цивилизационного кризиса.

2. Выявить и проанализировать основные причины культурно-цивилизационного кризиса.

3. Исследовать хозяйственную и техническую деятельность как содержательный компонент развития культуры и цивилизации.

4. Представить совокупность тех современных этических концепций, на целостном основании которых можно выделить высшие этические принципы-императивы,как основу духовности, как единственно возможную культурную стратегию развития человечества во все времена, а в настоящее время особенно.

Методологические основания исследования:

Культурологический анализ современного культурно-цивилизационного процессов представляется необходимым и главным, поскольку культурология* занимается не только описанием фактов и закономерностей, но, в первую очередь, выявлением смыслов, норм, ценностей культуры, осуществляемым с помощью демонстрации фактов, оценок, образного представления, игры и фантазирования и логического вывода в системном рациональном дискурсе. Предмет исследования и поставленные задачи диктуют необходимость культурфилософского анализа культуры, цивилизации, духовного и технического творчества, предполагающий метод философской рефлексии, обращение к аксиологическому методу, что продиктовано природой ценностей вообще и этических императивов как высших ценностей. История объекта исследования требует исторического метода; особенности формирования «новой этики» даны с точки зрения психоаналитического метода (Э. Нойманн, В. Франкл), экоэтики (Н. Моисеев, Г. Симкин), онтологической этики (Э. Левинас), религиозной русской философии.

Научная новизна и основные положения, выставляемые на защиту.

Научная новизна работы заключается в следующем:

1. В диссертации проводится последовательный культурологический анализ кризиса, позволяющий актуализировать его содержание (аспекты, причины) с позиций смыслов, ценностей культуры.

2. В работе обоснован малоисследованный в современной литературе путь конструктивного преодоления кризиса в качестве формирования подлинной духовной атмосферы общества, в следовании общечеловеческим смысложизненным ценностям, в первую очередь императивам этическим.

Отстаиваются следующие положения:

- Основной причиной современного культурно-цивилизационного кризиса является кризис духовности, выраженный в изменении системы ценностей, их иерархии, смещение целей и смыслов из области духовного в область материальную.

- Техническое творчество в настоящее время становится одной из главных причин культурно-цивилизационного кризиса. Доказывается, что дело не в том, чтобы «перекрыть» источник «прометеевского дара», но в том, чтобы взять техническую деятельность под контроль духовно-ценностного начала человеческого бытия.

- Быть фундаментом культурно-цивилизационного процесса и осуществлять функцию контроля могут только высшие ценности и смыслы бытия, отобранные опытом культурного развития, их фиксацией и трансляцией через воспитание, традицию и т.д.

- Путь, способный вывести нас из сложившегося кризисного положения — этическое саморазвитие, самосовершенствование в идеале каждого человека, в том содержании и объеме, которые заданы этическими императивами 21 века.

Теоретическая и практическая значимость исследования

Настоящая работа дает по-новому структурированный, идейно акцентированный подход к изучению и анализу современного состояния культуры. Полученные результаты исследования вносят вклад в методологическую базу исследования современных проблем культуры и цивилизации. Представленная стратегия культурного развития основана на императивно-ценностном фундаменте и может быть использована в качестве теоретико-методологических принципов для создания новых современных учебных программ, обогащения их этическим компонентом в рамках курсов культурологии, теории и истории культуры, как для средних, так и для высших учебных заведений. Практически работа может быть представлена в виде спецкурса для студентов культурологов, философов, экономистов, менеджеров, журналистов.

Апробация работы

Основные положения и выводы диссертации обсуждались на заседаниях кафедры этики, эстетики и культурологии Института искусства и культуры ТГУ, на семинарах аспирантов Института искусства и культуры ТГУ, а так же на Всероссийском семинаре молодых ученых, на конференциях культурологического факультета ТГУ, на Межрегиональной научно-практической конференции «Современное музыкальное искусство: из века XX в XXI век», на Всероссийской научно-практической конференции «Традиции и современность». По теме работы опубликованы статьи.

Структура диссертации отражает цель и задачи исследования, последовательное решение которых отражено во введении, трех главах (первой — три параграфа, во второй - три параграфа, в третьей - два параграфа), заключении и списке литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Розанова, Анастасия Анатольевна

Заключение

Основной целью диссертации являлось исследование современного культурно-цивилизационного кризиса и обозначение стратегии его преодоления. Для достижения заявленной цели были выполнены поставленные во введении задачи, что позволяет сделать следующие выводы:

1. Современную культурно-цивилизационную ситуацию можно обозначить как кризисную, на основании представленного опыта теоретической рефлексии культурно-цивилизационного кризиса, исходящего из выделенных аспектов, таких как:

- Смена системы ценностей;

- Соотношение личности и массы;

- «Умирание» культуры;

- Снижение влияния этических ценностей на культурно-цивилизационный процнесс;

- Гипертрофированное потребление;

- Возрастающая мощь техники;

- Экологический кризис;

- Антропоцентризм.

Наличие данных аспектов в современной культуре и цивилизации указывает на их кризисное состояние.

2. Анализ сущностных характеристик современного человека как субъекта современного состояния культуры и цивилизации позволил выявить те изменения внутреннего мира современного человека (психологические, религиозные, нравственные, мировоззренческие), которые с неизбежностью обусловливают изменение творимого «новым человеком» окружающего культурного пространства, эта деятельность показана причиной небывалой величины современного экологического и духовного кризиса.

3. Кризисное изменение человека и как следствие этого изменение культуры происходит вследствие того, что: во-первых, гипертрофируется материальная сторона человеческого бытия и творчества. Наблюдается явное несоответствие развития прогресса материального и духовно-нравственного, интересы производства становятся гораздо важнее духовных проблем и потребностей человека. Во-вторых, деформировано воспроизводство духовных ценностей, их современное артикулирование.

4. В результате исследования хозяйственной и технической деятельности человека выявлено:

- Наличие глубинного единства культуры и цивилизации, которое представлено в философии хозяйства, где высшими ценностями является духовность, а собственно хозяйственная деятельность людей есть неразрывное единство духовного и материального в человеческой природе.

- Техника - это неотъемлемая часть культурно-цивилизационного процесса, собственно с создания техники культура приобретает свой мощный содержательный компонент на правах глубинной онтологии культуры.

- Техника, лишенная духовного контроля, представляет для создателя серьезнейшую опасность.

- Человеческая деятельность, главным образом, превратилась в материальное производство, все в меньшей степени поверяется критериями глубинными, в качестве которых можно считать духовность.

5. В качестве причин кризиса человека были выделены следующие:

- нарушение соразмерности-мерности в формах деятельности человека;

- неверно понятая свобода воли, превратившаяся во вседозволенность и своеволие;

- обособленность человека и как следствие «самозаконодательность» человека и максимальное объективирование мира;

- духовная «разжиженность» — акцент на внешней деятельности (физической и интеллектуальной), взамен духовно-душевному труду.

Показано, что кризис человека обусловливает кризис культурно-цивилизационный.

6. Представлена целостная совокупность высших этических ценностей-императивов как основа духовности, как единственно возможной культурной стратегии развития человечества во все времена, а в настоящее время особенно: диалогичность, «благоговение перед жизнью», ответственность перед всем живым и неживым в мире, аутентичность, т.е. подлинность.

В качестве дальнейшего самостоятельного исследования можно рассматривать проблему ценностей, их иерархию, в контексте современной культуры. Постановка и решение проблем, связанных с этическими ценностями может оказывать конструктивное влияние на культурологическую теорию и культурную практику. Например, продуктивным может оказаться исследование влияния духовных ценностей на уровни бытия человека (его повседневность, социально-политическую, экономическую деятельность).

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Розанова, Анастасия Анатольевна, 2004 год

1. Абишева А. К. О понятии «ценность» // Вопросы философии 2002, № 3, с. 136-146

2. Аксенов Г. П. О научном творчестве Вернадского // Вопросы философии №6, 1993, с. 46

3. Бауман 3. Индивидуализированное общество. М: Логос, 2002. - 390 с.

4. Бауман 3. Философия и постмодернистская социология // Вопросы философии № 3, 1993, с. 46

5. Бережной Н.М. Человек и его потребности. Под редакцией В.Д. Диденко. Московский Государственный Университет Сервиса. 2000 г, 654 с.

6. Бычков В., Бычкова Л. XX век: предельные метаморфозы культуры И: «Полигнозис», 2000, № 2, С. 63-76; № 3, С. 67-85

7. Бодрийар Жан. Система вещей. М. Рудомино, 1995

8. С. Булгаков «Философия хозяйства»//Сочинения в двух томах , М., из-во «Наука», 1993, 603 с.

9. Ю.Бердяева Н. «Человек и машина» // Вопросы философии №2, 1989, с. 143163

10. П.Бердяев Н. О хозяйстве. / Философия неравенства. М. 1990г. с. 231-247 12 Бердяев Н. О Назначении человека. — М.: Республика, 1993 382 с.

11. Бердяев Н.О человеке, его свободе и духовности: Избранные труды . — М.: Моск. Психолого-социальный институт: Флинта, 1999, 312 с.

12. Бубер М. Два образа веры. М.: Республика, 1985 - 464 с.

13. Бочаров С. Г. Примечание к «философии поступка М. М. Бахтина». В кн. «Работы 1920-х годов». Киев 1994г

14. Батищев Г.С. Введение в диалектику творчества. С-П 1997г. 461с.

15. Батищев Г.С. Найти и обрести. Особенности культуры глубинного общения. / Вопросы философии №3. 1995г. с. 103-130.

16. Бахтин М.М. К философии поступка / Бахтин М.М. Работы 20-х годов. Киев, с.9-69

17. Библер B.C. Нравственность.Культура.Современность. / Этическая мысль. М. 1990г. с. 16-57

18. Волков Ю. Г. , Поликарпов В. С.Человек. Энциклопедический словарь-М.: Гардарики, 1999 518 с.

19. Винер Д. «Экологическая идеология без мифов// Вопросы философии №2, 1995, с. 82-92

20. Вебер М. История хозяйства. Город. М.: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2001, 574 с.

21. Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий // Избранное . Образование общества, М. Юрист, 1994 г., 704 с.

22. Вебер А. Избранное: Кризис европейской культуры, 1999 г. Спб. : Университетская книга — 584.

23. Воронин А. А. Периодизация и проблема определения техники // Вопросы философии 2001, № 8, с. 17-29

24. Виндельбанд В. От Канта до Ницше — М.: «канон-пресс», «Кучково поле», 1998, 436 с.

25. Вригт Г. X. Философия техники Николая Бердяева // Вопросы философии , № 4. 1995, с. 69

26. Гартман Н. Этика. Спб.: Из-во «Владимир Даль» 2002, - 709 с

27. Гершензон М. О. Тройственный образ совершенства. -Томск: Издательство «Водолей», 1994., 64 с.

28. Гусейнов А. А., Иррлитц Г. Краткая история этики. М.: Мысль, 1987, 589 с

29. Григорьева Т. П. Дао путь к человеку // Человек №5 , 2003, с. 16-25

30. Гусейнов А. А. Великие моралисты. — М.: Респкблика 351 с.

31. Гусейнов А. А. Золотое правило нравственности. М.: Мол. гвардия , 1988,-269 с.

32. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. — М.: Книга, 1991, 573 с.35. «Духовность, художественное творчество, нравственность» Материалы круглого стола// «Вопросы философии» №2 , 1996, с. 3-41

33. Даль В. М. Толковый словарь великорусского языка. Современная версия. Из-во Эусмо-пресс, М., 2000 г

34. Дефиниции культуры: сборник / под редакцией Э. Бурмакина и А. К. Сухотина. Томск: из-во Томского ун-та, 1993 г. -213 с.

35. Дерябо С.Д. Ясвин В.А. Две модели экологии / Человек № 1, 1998 г. с. 3439 Дерябо С.Д, Ясвин В.А. Слагаемые экологического сознания. К истории вопроса. / Человек № 3, 1999г.с. 19-34

36. Дилигенский Г. Г. «Конец истории» или смена цивилизаций? // Вопросы философии № 3, 1991, с. 29-43

37. Ильенков Э. В. Философия и культура — М.: Политиздат, 1991. 464 с.42 . Имамичи Т. Моральный кризис и метатехнические проблемы // Вопросы философии № 3, 1995, 71-84

38. Иноземцев В. JI. Расколотая цивилизация: системные кризисы постиндустриальной эпохи // Вопросы философии 1999, № 5, с. 3-19

39. Интервью с Э.Левинасом./ Философские науки. 1991г.№ 6

40. Ионас Г. Изменившийся характер человеческой деятельности // Человек. 1999. № 2, с. 5-20, № 3, с. 5-19.

41. Канке В. А. Этика ответственности. Теория морали будущего. М.: Логос, 2003, - 352 с.

42. Кутырев В. А. Разум против человека (Философия выживания в эпоху постмодернизма). М: "ЧеРо", 1999. - 230 с.

43. Кутырев В. А. Духовность, экономизм и «после» : драма взаимодействия // Вопросы философии 2001, № 8, с. 56-66

44. Кутырев В. А. Апология человеческого (предпосылки и контуры консервативного философствования) // Вопросы философии 2003, № 1, с. 6350. Кутырев В.А. Экологический кризис, постмодернизм и культура. / Вопросы философии. № 11, 1996г. с.23-31

45. Кутырев В. А. Естественное и искусственное: борьба миров. — Н. Новгород: Н. Новгород, 1994 199с.

46. Кутырев В. А. Культура и технология: борьба миров. — М.: Прогресс-Традиция, 238 с.

47. Кайдаков С. В. «Дары Прометея»//Человек, 2001, №6, с. 42-55

48. Кассирер Э. Опыт о человеке: Введение в философию человеческой культуры // Проблема человека в западной философии — М. «Прогресс» 1988, с. 3-31

49. Кравченки И. И. Общественный кризис XX века и его отражение в ряде западных концепций/ / Вопросы философии 2001, № 8, с. 3-17

50. Кант И. Трактаты и письма. Предполагаемое начало человеческой истории. М. издат. Наука, 1980, с. 709

51. Киселев Г.С. «Кризис нашего времени» как проблема человека. / Вопросы философии. № 1, 1999г. с.40-52

52. Культурология XX век: энциклопедия в 2 т. Спб: университетская книг 1998, 447 с

53. Леонтьев К. Н. Восток, Россия и Славянство: философская и политическая публицистика. Духовная проза ( 1872-1892). М.: Республика, 1996 - 799 с.

54. Леонтьев К. Н. Поздняя осень России. М.: Аграф, 2000, - 334.

55. Лоренс К. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества // Вопросы философии № 3, 1992, с. 39-54

56. Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура . М.: Политиздат, 1991 г. -525 с

57. Лотман Ю. Kjiho на распутье // Новое время, 1993, № 47, с. 56-59

58. Лемм С. Сумма технологии М.: «Мир», 1968, - 608 с.

59. Лекторский В. А. Умер ли человек // Человек № 4, 2004 — с. 10-17

60. Левииас Э. Время и Другое. Гуманизм другого человека. С-П. 1998 г. 265с.

61. Марсель Г. К трагической мудрости и за ее пределы. / Самосознание европейской культуры 20 века. М. 1991г. с.352-364

62. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. — Киев: Государственная бибилиотека Украины для юнешества, 1995. 352 с.

63. Мотрошилова Н. В. Рождение и развитие философских идей: Ист.-филос. очерки и портреты. М.: Политиздат, 1991, 463 с.

64. Макинтаир Аласдер После добродетели: Исследование теории морали / Пер. С англ. В. В. Целищева М.: Академический Проект; Деловая книга, 2000.-384 с.

65. Михайлов П. В. Проблема хозяйства в философии С. Н. Булгакова //София: рукописный журнал Общества ревнителей русской философии № 1, 2000

66. Мифы народов мира. T.l, М., из-во «Советская энциклопедия», 1980

67. Моисеев Н. Н. Современный антропогенез и цивилизационные разломы // Вопросы философии № 1, 1995, с. 3

68. Моисеев Н. Н. Универсальный эволюционизм (Позиция и следствия) // Вопросы философии № 3, 1991, с. 3-29

69. Московичи С. Машина творящая богов М., «Центр психологии и психотерапии», Из-во «КСП+», 1998 г., с. 560

70. Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс. М.: Центр психологии и психотерапии, 1998, 480 с.

71. Малиновская Н. В, Перерва Г. Ф. Приоритетные общечелоеческие ценности По материалам круглого стола — М.: О-во «Знание» РСФСР, 1989. — 49 с.

72. Ницше Ф. Сочинения в 2 т М.: Мысль, 1997

73. Нойманн Э. Глубинная психология и новая этика — СПб.: Гуманитарное агентство академический проект, 1999, 206 с.

74. Новейший философский словарь / Сост. А. А. Грицанов. Мн: Изд. В. М. Скакун, 1998.-896 с.

75. Назаретян А. П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры (Синергетика исторического процесса). Курс лекций. — М.: «Наследие» 1996 184 с.

76. Назаретян А. П. Историческая эволюция морали: прогресс или регресс? // Вопрося философии № 3, 1992, с. 82-95

77. Наретина С. С. Бердяев и Флоренский: о смысле исторического // Вопросы философии № 3, 1991, с. 67-84

78. Новая этика: солидарность «потрясенных» (Интервью с А. Глюксманом) // Вопросы философии № 3, 1991, с. 84-91

79. Ортега-и-Гассет Избранных труды — М.: из-во «Весь мир» 1997 — 704 с.

80. Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства и др. работы, М, 1991г., 638 с.

81. Ортеги-и-Гассет X. «Размышления о технике» // Вопросы философии № 10, 1993, с. 32

82. X. Ортега-и-Гассет Новые симптомы// Проблема человека в западной философии-М. «Прогресс» 1988, с. 202-207

83. Осипов Ю. М. Философия хозяйства. В двух книгах. М.: Юристъ, 2001. - 624 с.

84. Павленко А. Бытие у своего порога./ Человек №1, 1994г. с. 40-53

85. Петров Ю.В. Антропологический образ философии. Томск. 1997г. 440с.

86. Понцо А. «Другость» у Бахтина, Бланшо и Левинаса. / Бахтинология. С-П 1995г. с.61-78

87. Перображенский В. С Все ли средства хороши? // Вопросы философии №4, 1996

88. Павленко «Бытие у твоего порога» 12 эссе // Человек, №№1,3,4,5,6 1993 г., №№1-4 1994 г., №№1,2.6 1995 г.

89. Платон Собрание сочинений в четырех томах, т.1, академия наук СССР Институт философии Издательство «Мысль» М. 1990

90. Поппер Карл Раймунд. Открытое общество и его враги Т. 1: Чары Платона. Пер. С англ. Под ред. В. Н. Садовского. М.: Феникс, Международный фонд «Культурная инициатива», 1992 - 448 с.

91. Поппер Карл Раймунд. Открытое общество и его враги Т. 2: Время лжепророков: Гегль, Маркс и другие оракулы. Пер. С англ. Под ред. В. Н. Садовского. М.: Феникс, Международный фонд «Культурная инициатива», 1992 - 528 с.

92. Павленко А. Н. «Экологический кризис» как псевдопроблема// Вопросы философии 2002, № 7, с. 66-80

93. Печчеи А. Человеческие качества. М.: из-во «Прогресс», 1980 — 300 с.

94. Риккерт Г. Философия жизни Киев: Ника - Центр, 1998 - 512 с.

95. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М.: «Республика» 1998-413 с.

96. Симкин Г. Н. Рождение этосферы // Вопросы философии. № 3. 1992, с. 95-104

97. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество.- М.: Политиздат, 1992, 542 с.

98. Стругацкией А. Н., Стругацкий Б.Н. Пикник на обочине — М.: Текст: ЭКСМО, 1997-493 с.

99. Стругацкией А. Н., Стругацкий Б.Н. Хищные вещи века // Собрание сочинений т. 3 — М.: «Текст», Ред-изд. фирма «РИФ», 1992, 412 с.

100. Свасьян К. А. Человек как творение и творец культуры // Вопросы философии 1986

101. Степин В. С., Гусейнов А. А., Межуев> В. М., Толстых В. И. От классовых приоритетов к общечеловеческим ценностям // Квинтесенция: Философский альманах, 1991. -М.: Политиздат, 1992. -400с

102. Сорокин П. Главные тенденции нашего времени. М.: Наука, 1997 — 381 с.

103. Сорокин П. Социальная и культурная динамика: исследования изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общих отношений. Спб.: РХГИ 2000 - 1054 с.

104. Степин B.C. Перспективы цивилизации: от культа силы к диалогу и согласию. / Этическая мысль. М. 1991г. с. 182-199

105. Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом истории.- М.-СПб: Прогресс, культура, Ювента, 1995 —480с.

106. Торо Г. О гражданском неповиновении // Новые пророки Спб: из-во «Алетейя» — 348 с.

107. Федоров Ю.М. "Сумма антропологии".Новосибирск.1996, 830с. И4.Феномен человека. Антология. М. 1993,. 348с.

108. Филатов В.П. Живой космос: человек между силами неба и земли. / Вопросы философии. №2, 1994г.

109. Фромм Э. Душа человека. М.1992. 429с.

110. Фромм Э. Бегство от свободы. М. 1995,.251с.

111. Фромм Э. «Человек для себя. Иметь или быть»,. М.: «Прогресс», 1997, -415 с.

112. Фромм Э. Пути из больного общества // Проблема человека в западной философии М. «Прогресс» 1988, с. 443-483

113. Фромм Э. Психоанализ и этика. = М.: АСТ-ЛТД, 1998 566 с.

114. Философский энциклопедический словарь. М., 1997

115. Федоров Ю. М. Сумма антропологии Новосибирск: «Наука» Сибирская издательская фирма РАН, 1999, - 833 с.

116. Франк С. Духовные основы общества. -М.: Республика 1992 510 с.

117. Фрейд 3. Будущее одной иллюзии // сумерки богов. М.: Политиздат. 1989.-с. 94-143

118. Флоренский П. А.: pro et contra. СПб; РХГИ, 2001 - 824 с.

119. Флоренский П. А. Сочинения в 4 т.: т. 3 (1) — М. издательство «Мысль», 1999, 621 с.

120. Франкл В. Человек в поисках смысла. — М.: Прогресс 1990 366 с.

121. Хайдеггера М. Вопрос о технике // Время и бытие: Статьи и выступления: Пер. С нем.- М.: Республика, 1993. 447 с.

122. Хоружий С. С. Вехи философского творчества о. Сергия Булгакова // Булгаков С. Н. Соч.: В 2 т. Т. 1. М., 1993. с. 6.

123. Хоружий С. С. Человек и его три дальних удела. Новая антрология йа базе древнего опыта // Вопросы философии 2003, № 1, с. 38-63

124. Хоружий С. С. Творчество о. П. Флоренсткого в наши дни // Вопросы философии 2001, № 7, с. 170-177

125. Хоружий С. С. Миросозерцание Флоренского — Томск: из-во «Водолей», 1999- 160 с.

126. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня — М.; Прогресс 1992 -464 с.

127. Хейзинга Й. Homo ludens: Статьи по истории культуры — М.; Прогресс — Традиция, 1997 — 416 с.

128. Хайдеггер М. Вопрос о технике / Время и бытие, м.1993г.,с.221-238

129. Человек и общество (культурология) Словарь-справочник Ростов-на — Дону; изд-во «Феникс» 1996, 544с.

130. Шел ер Макс Избранные произведения М.: Издательство «Гнозис», 1994, 490 с

131. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М.: Прогресс, 1992, - 572 с.

132. Швейцер А. Этика и культура. М.: Прогресс, 1973, 343 с.

133. Швейцер А. Жизнь и мысли. М.: Республика, 1996 - 527 с.

134. Швейцер А. великий, гуманист XX века. Воспоминания и статьи. М.: «Наука», 1970, - 238 с.

135. Шпенглер О. Закат Европы — М.: Вузовская книга, 2000,

136. Шпенглер О. Человек и техника // Культурология. XX век: Антология. М., 1995

137. Шопенгауэр А. Избранные произведения. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1997-540с.

138. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Минск: Современный литератор, 1999, - 1405 с.

139. Юдин Б. Г. Еще раз о перспективах человека // Человек № 4, 2004, с. 17

140. Юнг К. Проблема души нашего времени — М.: Изд. группа «Прогресс», «Универс», 1993 —336 с.

141. Яншин A. JI. Я завещаю вам ноосферу// Человек №2, 2000 г., с. 5-11 Литература на иностранном языке:

142. Bell D. The social franwork of information society. In: The computer age: A twenty year view. Ed. By M. L. Detouzos, A. J. Moses. Cambridge (Mass), L., 1981, p. 166-190

143. Hans Jonas. Das Prinzip Verantwortung: Versuch einer Ethik fur die technologische Zivilisation. Frankfurt am Main. 1979

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.