Деконструкция гуманизма в постмодернистской глобализации тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Карпова, Светлана Александровна

  • Карпова, Светлана Александровна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2005, Белгород
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 167
Карпова, Светлана Александровна. Деконструкция гуманизма в постмодернистской глобализации: дис. кандидат философских наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Белгород. 2005. 167 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Карпова, Светлана Александровна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1 КУЛЬТУРНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ И

ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ ПРИРОДА ГЛОБАЛИЗАЦИИ.

§1. ГЛОБАЛЬНЫЙ ПОСТМОДЕРН КАК ЗАВЕРШЕНИЕ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ.

§2. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ И АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ТРАНСФОРМАЦИИ В МИРЕ ПОСТМОДЕРНА.

ГЛАВА 2 АНТРОПОГЕННЫЕ КРИЗИСЫ И ИМПЕРАТИВЫ ПОСТМОДЕРНИСТСКОЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ.

§1. ГЛОБАЛЬНЫЕ ВЫЗОВЫ ПОСТМОДЕРНИСТСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ.

§2. ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА В «ЦИВИЛИЗАЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ».

§3. ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД УГРОЗОЙ КУЛЬТУРНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ АНОМАЛИЙ ГЛОБАЛИЗМА.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Деконструкция гуманизма в постмодернистской глобализации»

Актуальность темы исследования. В последние десятилетия XX века социально-экономические, политические и культурные процессы выдвигают новые проблемы, которые оказывают значительное влияние на характер развития как отдельных регионов, государств и сообществ, так и всего человечества. Одной из таких проблем является задача осмысления антропологических условий, факторов и последствий современной глобализации.

Это очень актуально именно в наши дни, когда мы только вступили на неизведанную «историческую территорию» XXI столетия. От того, как человек будет понимать суть глобальных трансформаций, систему решения задач, порождаемых ею, зависит будущее не только отдельно взятого региона и культурного сообщества, но и всей земной цивилизации. Современная действительность показывает, что дальнейшее бесконтрольное вторжение человека в природу, а социальных технологий в самые основания и тайны человеческого бытия может привести к планетарной - культурно-цивилизационной и антропологической - катастрофе. Приоритетность настоящего исследования определяется не только кризисным состоянием современного мира в экологическом, политическом и демографическом отношениях, а прежде всего его ци-вилизационной неустойчивостью в человеческом, духовно-нравственном и культурном измерениях. Попытка взять под контроль решение глобальных проблем предполагает глубокий анализ истинных причин и обстоятельств возникновения этих проблем, что является весьма актуальным для философ-ско-антропологического и культурологического осмысления вполне обозримого будущего человечества.

Глобалистика как наука о современном мире позволяет осветить вопросы устойчивого развития общества, проблемы ноосферы и основы мировоззрения в условиях формирования нового мира. Она изучает наиболее общие закономерности развития человечества и модели управляемого, научно и духовно организованного мира в единстве и взаимодействии трёх основных глобальных сфер человеческой деятельности - экологической, социальной и экономической - в реальных условиях Земли с её конечными физическими размерами и ограниченными природными ресурсами.

Экономическая, военно-политическая и социокультурная глобализация человеческого сообщества, противостояние «золотого миллиарда» и остальной части человечества, глобальный экологический кризис и рост народонаселения, бедность и терроризм - вот не полный перечень проблем, которые мы относим к проблемам, которые пытается решить глобалистика. Разрешение этих проблем зависит от всего человечества и от каждого в отдельности. Это вызывает потребность в философском осмыслении социальной природы глобализации.

Автор полагает, что тема данного исследования очень актуальна и в силу того, что, во-первых, отражает противоречивость глобализационных процессов в современном мире; во-вторых, связана с новым теоретическим направлением - философской глобалистикой; в-третьих, имеет не только теоретическую, но и практическую значимость в аспекте антропологического фактора в решении глобальных проблем, а так же с точки зрения выбора отечественных приоритетов в глобальном мировом раскладе постиндустриального мира.

Степень разработанности проблемы. В настоящее время существует большое количество исследований, посвященных обозначенным проблемам философской глобалистики. Эти исследования характеризуются разнородностью, базируются на различных исходных посылках и основаниях.

Философская глобалистика родилась в результате синтеза и обобщения ряда наук (экологии, социологии, экономики, демографии, медицины и др.) и описывает предельные возможности Земли и её биосферы, приобретает также и методологические функции, задавая ориентиры развития материнских наук. В частности, работы В.И. Вернадского были посвящены изучению сферы глобального взаимодействия человечества с биосферой.

Первые краеугольные камни в фундамент современной глобалистики заложили работы Медоуз Д.Х. и Медоуз Д.Л. Именно их работы позволили оценить антропогенные нагрузки глобализирующегося человечества. Генезис индустриальной цивилизации (мира модерна) и ее культурные трансформации и эволюцию, культурные метаморфозы и феномены отчуждения почти два столетия изучали и осмысливали такие признанные философы и мыслители как X. Арендт, Р. Арон, Ф. Бродель, М. Вебер, Р. Гвардини, Э. Гидденс, В. Гуриан, В. Зомбарт, А. Камю, К.Маркс и Ф. Энгельс, В. Ленин, Г. Маркузе, К. Манхейма, Э. Нольте, Т. Парсонс, К.Поланьи, К.Поппер, Э. Фромм, А.Дж. Тойнби, А.де Токвиль, Ю. Хабермас, Ф. Хайек и многие другие.

Эти проблемы, равно как и общефилософские аспекты современной культуры, духовного производства в условиях развития индустриальной цивилизации исследовали отечественные ученые А.С. Ахиезер, B.C. Библер, Ю.М. Бородай, А.В. Бузгалин, П.С. Гуревич, В.Е.Давидович, Ю.Н.Давыдов, Г.В. Драч, Ю.А. Жданов, А.А.Зиновьев, Э.В. Ильенков, Л.Г. Ионин, М.К. Мамардашвили, Н.А. Нарочницкая, Е.Е. Несмеянов, А.С. Панарин, В.И. Пан-тин, М.К. Петров и многие другие авторы.

Предметом познания глобалистики выступает мир как целое образование. Современная глобалистика представлена многообразием школ и направлений, которые нередко сливаются с другими направлениями поиска путей развития человечества: футурологией, культурологией, политикой, идеологией, философией.

В западной глобалистике выделилось два крыла: «технократическое» и «технопессимистическое». Представители первого из них в решении глобальных проблем уповают на всесилие науки и техники, абсолютизируют научно-технический прогресс и его влияние на жизнь человека и общества. Это такие философы и ученые-гуманитарии, как Т. Веблен, Г. Кон, У. Браун, О. Тоффлер, А. Турен, А. Шадд, Г. Фридрихе, А. Винер, Г. Скотт, Д. Несбит и др. В то же время «технопессимисты» возлагают ответственность за появление и обострение глобальных проблем на научно-технический прогресс и техногенную цивилизацию: К. Боулинг, Т. Роззон, П. Гудман, М. Роберте, К. Девис, А. Эрлих и др.

Учёные признают, что в понятии «глобализация» ключевым моментом является «взаимозависимость», возрастание которой обусловлено экономикой, развитием информации, безопасностью (экология, ядерная энергетика, атомное оружие). Главными сегодня становятся последствия глобализации, что, несомненно, повлияет на облик мира XXI века.

Автор диссертации не ставит задачу рассмотрения глобализации как всеобъемлющего феномена: это, пожалуй, в одной работе невозможно. Диссертанта интересует связь глобализирующегося мира с современной культурой, её этапность, глобальные аспекты экологии человека, культурно-антропологические вызовы глобализации и антропо-демографические аномалии в интегрирующемся человечестве. Представляется, что обращение к фи-лософско-культурологическому и философско-антропологическому измерению заявленной проблематики позволит по новому взглянуть на глобальные цивилизационные процессы, опереться на имеющийся массив философской литературы по проблемам современности и постсовременности.

Автор считает, что определение глобалистской проблематики и антропологических последствий глобализации в терминах и понятиях постмодернистского и постиндустриального дискурса позволит найти некоторые новые концептуальные конфигурации. Здесь мы будем опираться на идеи теоретиков постмодерна (Ж. Бодрийяр, П. Бурдье, Г. Дебор, Ж. Делез, Ж. Деррида, Ж.-Ф. Лиотар), постиндустриализма (У. Бек, Д. Белл), информационного общества (Д. Нейсбит, В.Л. Иноземцев, М. Кастельс, С. Лэш, И.С. Мелюхин, В.П. Терин, А.В. Чугунов), неолиберальной глобализации (Э.А. Азроянц, 3. Бауман, А.В. Назарчук, Дж. Сорос, Дж. Стиглиц, Л. Туроу), виртуализации общества (А.А. Водолагин, И.И. Засурский, Д.В. Иванов, А.И. Соловьев), которые позволяют углубить методологический и философ-ско-концептуальный ресурс диссертационного исследования.

Исходя из всего изложенного, можно сказать, что основная проблема, на наш взгляд, заключается в противоречии между глобализацией культурно-технологических инноваций и утратой антропологических измерений в решении проблем, которые стоят перед всем человечеством. Именно фило-софско-антропологические и философско-культурологические парадигмы в теоретической и практической глобалистике представлены весьма бледно. Человек теряется в субстанционалистских и цивилизационных измерениях глобальной социокультурной динамики в мире, причудливо сочетающем наследие традиционных обществ, модернистской и постмодернистской культуры.

Объектом исследования является человеческий фактор в системе глобализирующихся региональных и мировых проблем; проблема выживания человечества в сложных социокультурных процессах современной глобализации.

Предмет исследования - негативные, деструктивные антропологические формы и последствия постмодернистского этапа развития глобальной цивилизации.

Цель и задачи исследования. Целью настоящей диссертационной работы является анализ антропологических измерений современной, постмодернистской глобализации и ее дегуманизирующего характера . Для реализации этой цели поставлены следующие задачи:

- проанализировать содержание понятия «глобалистика» в его человеческом измерении в контексте трансформации индустриальной цивилизации в ее постмодернистские формы;

- исследовать социокультурные и антропологические трансформации в постмодернистском цивилизационном мирохарактере;

- проследить влияние глобальных проблем на судьбы человека и человечества и гуманистические способы их решения;

- рассмотреть проблему экологизации человека в альтернативных проектах развития современной цивилизации;

- дать понимание культурно-антропологической природы современных демографических аномалий в условиях глобализации.

Теоретико-методологические основы исследования. В диссертации использовались следующие методы, принципы, концепты и подходы, которые дали возможность исследовать антропологический кризис современной глобальной цивилизации вполне адекватно:

- общенаучные методы анализа и синтеза, обобщения и экстраполяции, системный и структурно-функциональный подходы;

- общефилософская, философско-антропологическая и философско-культурологическая методология, сравнительно-исторический метод, метод синергетического подхода, метафизический метод, методология исторического и логического, метод культурно-антропологической реконструкции и культурно-семиотической интерпретации.

Все это позволило нам выявить и определить антропологические и культурные параметры гуманистической деконструкции в условиях торжества постмодернистской парадигмы глобализированного мира.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- на основе сложившихся в философии концепций глобалистики осуществлено философско-методологическое осмысление человеческого фактора в условиях постмодернистского мира;

- определены ^социокультурные и антропологические деформации в цивилизации глобального постмодерна;

- раскрыты и проанализированы антропологические кризисы и роль человека в решении глобальных проблем, возникших в современном мире;

- сформулирован глобальный аспект экологии человека как гуманистический проект создания «цивилизации безопасности»;

- дано понятие культурно-антропологической аномалии как проявления глобального демографического кризиса.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В эпоху постмодерна человечество переживает гигантскую социокультурную и антропологическую трансформацию, воплощающую в себя не столько отрицание эпохи модерна, сколько её полное и окончательное утверждение. Чтобы выйти из хитросплетений постмодернизма нужно переосмыслить культурно-исторические, философско-метафизические и нравствен-но-аксеологические принципы, которые человечество вынесло из предшествующего культурно-цивилизационного состояния.

2. Современные процессы глобализации и связанные с ними кризисные явления обнаруживают тупиковый характер существующей цивилизацион-ной парадигмы и обострение кризиса гуманизма, выход из которого - объединение человечества на основе осознания общих интересов и общей ответственности перед будущими поколениями, возврат к духовно-нравственным и культурно-антропологическим принципам в оценке научно-технических инноваций.

3. Глобализация оказывает трансформирующее воздействие на систему факторов, формирующих личность в самых разных типах культур, расшатывает традиционные системы культурно-антропологических факторов, открывая возможность для развития человека в менее жёстко детерминируемой социокультурной среде.

4. Изменение отношений между человечеством и биосферой невозможно без изменения отношений между людьми в различных культурных контекстах. Основным вектором перемен должен быть приоритет сотрудничества (синергии) и взаимопомощи всего населения Земли в реализации глобального культурного проекта «цивилизации безопасности».

5. Активным и действенным фактором современного многообразного видения мира является новый гуманизм, учитывающий как ценности традиционных религиозных обществ, так и индивидуалистическую аксеологию индустриальной и постиндустриальной цивилизации. Динамичная антропологическая перестройка социально-политических и экономических структур, формирование и распространение нравственно-мировоззренческих ценностей, адекватных новым требованиям, к которым относятся ускоренный рост внутреннего разнообразия и высокий уровень терпимости, выведут современную цивилизацию из состояния гуманистического кризиса.

Теоретическая и научно-практическая значимость исследования видится в том, что её результаты позволяют лучше понять процессы, происходящие в современном мире, могут быть использованы для создания методологии комплексных исследований и нейтрализации культурно-антропологических деструктивных последствий глобализации на уровне микроантропологических и мезокультурных измерений, в контексте конкретных стран и регионов, коллективов и малых групп. Это сделает возможным разработку практических культурных, воспитательных проектов различного уровня, повышающих безопасность человеческого бытия, продвинуться всем нам на пути создания цивилизации безопасности.

Представленный материал диссертации может использоваться при разработке учебно-методических пособий, в преподавании курсов философии, культурологии, политологии, антропологии, спецкурсов по проблемам безопасности и другим актуальным проблемам современности.

Апробация работы. Результаты исследования докладывались на заседаниях учебно-методических семинарах кафедры СГД МОУ «Волжский институт экономики и менеджмента - ВШК», а также сообщались в 2003/2004 гг. на ежегодных научных конференциях профессорско-преподавательского состава МОУ «ВИЭиМ - ВШК»; на региональной конференции «Воздействие глобальных тенденций на трансформацию региональной экономики», проходившей в ВолГУ в ноябре 2003 г.; на всероссийской научной конференции «Светско-религиозное взаимодействие в изменяющейся России», проходившей в Белгороде 6-7 октября 2004 г.

По теме диссертации опубликовано 6 научных работ общим объемом 2,6 п.л.

Диссертация обсуждалась и рекомендована к защите на заседании кафедры культурологии и теологии Белгородского государственного университета.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Карпова, Светлана Александровна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Прав был М. Хайдеггер, когда говорил, что человечность человека покоится в его существе. Но отсюда следует, что человек постоянно поступает вопреки своим сущностным признакам. Философскую версию данного феномена можно найти у Гегеля. Отмечая, что всемирная история есть «прогресс в сознании свободы», он одновременно подчёркивал, что «всемирная история не есть арена счастья» и ради свободы «приносились в течение долгого времени всевозможные жертвы на обширном алтаре земли».155 Результаты человеческого своеволия поражают учёных всех стран. «Современная философия ужаснулась и «онемела», увидев «я могу», осуществлённым в образе цивилизации». 156

Да, «все люди равны, потому что они разные».157 Исходя из данного тезиса, каждый человек, самовыражая свою особенность, не должен действовать в ущерб другим людям - равным себе в таких же действиях. Человек изначально является существом избыточным и непредсказуемым; его действия не могут быть рационально определены и объяснены, исходя лишь из ис-торико-социальных условий. Человек не способен сам обуздать свои неуправляемые инстинкты и творческие потенции.

Общество и государство никогда не были для человека простыми и понятными, но такими сложными как теперь, они тоже никогда не были. Человеку приходится приспосабливаться, адаптироваться к существующим реалиям: экономическим, социально-политическим, духовным. Подобный конформизм сковывает и как бы локализует внутренний мир человека, не способствуя его совершенствованию. Человек нередко остаётся один на один со своими проблемами, своей судьбой.

Помочь здесь могут лишь радикальные средства: прогрессивное изме

155 Гегель, Г.В.Ф. Из лекций по философии всемирной истории / Г.В.Ф. Гегель. - М.: Искусство, 1973.-С. 127.

1 6 Hoffman В. Handbuch des autogenen Traininqs. - Munchen, 1983.

157 Ортега-и-Гассет, X. Новые симптомы / X. Ортега-и-Гассет //Проблемы человека в западной философии. - М., 1997. - С.458. нение общества, в котором живут люди, и их собственное совершенствование. В данном контексте общественный прогресс конкретизируется в глобальных масштабах созданием нового мирового экономического, политического, информационного порядка. Новый человек формируется новой социальной средой, и начинать надо с её решительного преобразования в гуманистических целях. Тогда усилится и встречный процесс - движение самого человека к обществу и собственному совершенству. Соединение усилий высокоразвитой личности и гуманизированной социальной среды на каком-то витке исторической спирали общественного развития приведёт к искомому результату - новой эре в развитии человека и человечества. Как полагали авторитеты, будущее сделает человеческую нравственность как свободное самоопределение воли нравственным законом, (Кант); обеспечит, чтобы были «свободны все люди в себе» (Гегель); приведёт человечество к «царству свободы» (Маркс); достигнет «пункта Омеги» - конечной цели эволюции (Шар-ден).

XX век конкретизировал извечную проблему человечности в двух её ипостасях: насколько человечна вся совокупность общественных отношений, которые составляют объективную социальную среду обитания людей, и насколько самой личности удалось развить собственную природу. Чтобы достичь своих целей, человеку надо овладеть обстоятельствами вне его, подчинить их своей воле. Он обязан очеловечить свою жизнь и самого себя.

В конце двадцатого века на передний план выдвинулись новые «ценности для всех» - мир, свобода, демократия, благосостояние, просвещение, информация и др. Взятые в своей совокупности, они характеризуют достигнутый уровень современного цивилизационного развития. Глубокий кризис окружающей среды впервые поставил под вопрос биологическую и социальную жизнь на планете, а мирный космос раздвинул границы познания, поднял до своих высот эвристические способности и возможности человеческого интеллекта. Так возникли новые противоречия, требующие разрешения.

Предназначение человека на современном витке цивилизационного развития видится исследователям как «покорение времени, высвобождение в пространстве, обеспечение обилия энергии и информации, максимально возможное приближение к безграничным ресурсам материи, к полному познанию человеческой, биосферной и космической среды, а также формирование картины внешнего мира, учитывающей границы знания, и обретение мудро

158 сти».

В целом, можно констатировать, что глобализация действительно оказывает трансформирующее воздействие на систему факторов, формирующих личность в самых разных типах обществ, расшатывает старые традиционные системы таких факторов, открывая возможность для её развития, менее жестко детерминируемые определённой социально-культурной средой. Эти возможности, совершенно очевидно, весьма разнородны в различных конкретных региональных, национальных и социальных ситуациях - в одних случаях открывают путь к обогащению кругозора и жизнедеятельности личности, в других - по всей видимости, гораздо более многочисленных - к её предельной маргинализации, одиночеству и аномии. Во всяком случае, говоря о трансформирующем воздействии глобализации, следует иметь в виду именно этот, крайне противоречивый и многообразный характер изменений, а вовсе не модернизацию, понимаемую как всеобщее прогрессирующее приближение населения планеты к стандартам модерна или постмодерна.

Преодолеть сложившуюся ситуацию можно путём проведения политики культурного синтеза: традиционные ценности будут помогать людям, определять своё «Я», а новые - ориентироваться в сферах экономики, политики, образования и т. д. Это позволит личности, группе, обществу разрешить внутренний конфликт и включиться в новый мир, сохранив свою индивидуальность.

Активным и действенным фактором нового многообразного видения мира является гуманизм. Гуманистическая сила человека никогда не умирала, она бессмертна. Она выступает против разрушительных тенденций в об

158 Allen J. Nelson М. Space Biospheres. - L„ 1986. ществе, деструктивной деятельности отдельных личностей, организаций, государств, различных форм человеконенавистнической идеологии.

Осознание принципиальной нелинейности социального и психологического развития, незамкнутости внешнего и внутреннего мира, неравномерности как естественного состояния любой живой системы позволяют говорить о смене парадигмы нашего мышления, о переосмыслении отношений человека с окружающим миром и самим собою, остро ставят вопрос о нравственных ценностях как сущности культуры, о нравственном императиве как единственном шансе на выживание и развитие.

Вот почему гуманизм в своём собственном содержании обретает глобальный характер, становится императивом с осознанием его объективной необходимости (подобно императивам глобализации, экологизации и др.), выступает в качестве гуманитарного «измерителя» и аксиологической экспертизы глобальных проблем. Гуманизм из морально-этической категории отдельного человека переходит в общесоциологическую, принимает общечеловеческий характер.

История человечества последнего столетия показала, что человек не должен ставить себя над миром, претендовать на роль царя природы. Наоборот, человек должен стать терпеливым и послушным Учеником, вбирающим в себя всю мудрость мира, которую дают ему познания Природы, опыт исторического развития, анализ всего социального и культурного многообразия различных стран, этносов, религиозных конфессий, субкультур. Формирование человека надо начинать с самого человека, решительного его преобразования в гуманистических целях. Например, индустриальная цивилизация, созданная человеком, превратила его самого в Геологическую силу, обратила возможность экологического кризиса в действительность, а осуществление положения «знание-сила» без учёта направленности и базовых ценностей может привести и ведёт человечество к ускоренному самоуничтожению. «Человек, в самой своей глубинной сущности, - существо, ответственное за свой творческий выбор и подчиняющее этому выбору ту информацию и технику, которыми он располагает», - отмечает В. Н. Сагатовский.159

Современный реальный гуманизм обретает широкий социальный и этический контекст. Он позволяет найти меру между знанием и ответственностью в процессе глобализации мира. В этом суть разрешения противоречий современного общества, если оно собирается выжить и двигаться дальше. «Соединение усилий высокоразвитой личности и гуманизированной социальной среды на каком-то витке исторической спирали общественного развития приведёт к искомому результату - новой эре в развитии человечества и человека», - утверждает А.А. Миголатьев.160 «И это будет,- заключает И. Т. Фролов, - новый Ренессанс человека и гуманизма, воплощение надежды на будущее для исстрадавшегося, но не разуверившегося человечества».161 Гуманистическое общество должно стать подлинно человеческим обществом достойных и свободных людей. Это будет цивилизация нового типа гуманизма - социального. В современном мире происходит глобализация социальных процессов. Если ранее человечество представляло собой совокупность отдельных локальных цивилизаций, проходящих определённый путь развития от зарождения до упадка и гибели, то в настоящее время человечество превращается в единое органическое целое.

Тенденции глобализации мира приведут к новому типу цивилизации -социальному гуманизму. Социальный гуманизм означает реализацию гуманистических отношений во всех без исключения структурах общества. Что касается пути перехода к гуманистическому обществу, то это будет путь реформ, а не революции.

Подлинной целью и основой будущего гуманистического общества должна стать действительно целостно развитая личность. Личность нового общества будет творческой индивидуальностью, представляющей собой сво

159 Сагатовский, В.Н. Есть ли выход у человечества? Русская идея: продолжим ли прерванный путь / В.Н. Сагатовский. - СПб. 1994. С.56.

60 Миголатьев, А. А. Социальная философия. Человек и врем / А.А. Миголатьев //Социально-гуманитарные знания. - 1999. - №2. - С.53.

161 Фролов, И.Т. . О человеке и гуманизме / И.Т. Фролов. Избранные труды. - М.:Наука, 2003. - С. 556. его рода микрокосм, в котором отражается макрокосм.

Основой основ гуманистического общества будет являться полное раскрытие творческой сущности человека, ибо человек есть существо, творящее знания. Поэтому все структуры и сферы будущего общества должны быть преобразованы так, чтобы во всех сферах общества человек развивался как творец знаний. В будущем обществе человек должен быть не просто высшей ценностью, а прежде всего творцом знаний, тем самым реализовывая свою подлинную человеческую сущность.

Будущее гуманистическое общество станет своего рода обществом знания, «градом знания» на Земле. Глобальная гуманистическая цивилизация Земли будет своего рода сферой знаний нашей планеты, о которой говорил В.И. Вернадский, называя её ноосферой. Ноосфера это и есть сфера знаний, которая будет распространяться и на другие космические сферы. Разумеется, «град знаний» человек должен воздвигнуть сначала в себе самом, а затем в мире. В новом обществе должно быть гармоническое соответствие между духовным и материальным богатством человека при определяющей роли первого, так как духовные деяния, прежде всего, определяют наши достоинства. Для этого, как минимум, общество должно дать человеку возможность удовлетворять в постоянном ритме самые простые потребности.

Личность будущего общества должна формировать и развивать своё экологическое богатство на основе совместного гармонического развития природы общества и человека. Как справедливо отмечает Н.Н. Моисеев, «наше будущее состоится лишь в том случае, если мы усвоим аксиому: «человек - элемент биосферы и может развиваться только в развивающейся биосфере». Это принцип коэволюции человека и биосферы. Его выполнение -необходимое условие сохранения человека на Земле. 162

Для нового гуманистического общества необходимо создать новую мораль, основанную на гуманистических традициях человечества. Гуманисти

162 Моисеев, Н.Н. Быть или не быть человечеству / Н.Н. Моисеев // Свободная мысль XXI. -2002. - №8. - С. 8. ческая мораль должна быть моралью не по ту сторону добра и зла, как у Ницше, а подлинно человеческой моралью по эту сторону добра и зла. Мораль гуманизма должна возвышать достоинства человека как высшей ценности, доводя его до нравственного самосовершенствования.

Гуманизм будет идеологией свободных и достойных граждан мира. Предпосылки новой морали существуют в современном российском обществе. Важнейшим принципом гуманистического общества должен также стать принцип свободы творчества личности во всех её формах. Творческий труд в будущем обществе будет являться определяющим видом деятельности. Нетворческие виды труда останутся, но они не будут играть решающего значения в обществе. Это идеальный вариант, к которому необходимо будет стремиться в гуманистическом обществе. «С течением времени, - пишет B.JI. Иноземцев, - процесс самосовершенствования личности станет безусловной доминантой развития. Тогда творческая деятельность, порождаемая стремлением, полностью вытеснит труд, связанный с необходимостью удовлетворения материальных потребностей». Таким образом, в будущем обществе на основе творческого труда будут формироваться духовно и материально богатые люди, обладающие глобальным сознанием общности судьбы личности и всего человечества.

1ЛД

Иноземцев B.JI. За пределами экономического общества. Постиндустриальные теории и постэкономические тенденции в современном мире / B.JI. Иноземцев.- М.:Наука, 1998. -С.375.

156

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Карпова, Светлана Александровна, 2005 год

1. Акимов, А. В. Возрастание роли демографических проблем в современной

2. России и некоторые направления формирования демографической политики: Тезисы к семинару «Семья в современной России» / А.В. Акимов. -М., 1999.-318 с.

3. Арбатов, Г.А. Затянувшееся выздоровление (1953-1985). Свидетельствосовременника / Г.А. Арбатов. М.: Междунар. отношения, 1991. - 400 с.

4. Азроянц, Э.А. Глобализация: катастрофа или путь к развитию? Современные тенденции мирового развития и политические амбиции / Э.А. Азроянц. М.: Издательский дом «Новый век», 2002. - 275 с.

5. Английская буржуазная революция XVII века. В 2-х тт. / Под. ред. Е.А.Косминского и Я.И.Левицкого. М.: Изд-во АН СССР, 1954. - Т. 1. -494 е.; Т. 2.-384 с.

6. Бауман, 3. Индивидуализированное общество: Пер. с англ. / З.Бауман.1. М.: Логос, 2002. 390 с.

7. Баранова, В. И. Отношение к природе нравственно активной личности /

8. В.И. Баранова //Экология, культура, образование,- 1989. №3. - С. 14 - 22.

9. Барг, М.А. Великая английская революция в портретах её деятелей / М.А.

10. Барг. М.: Мысль, 1991. - 356 с.

11. Бек, У. Общество риска: На пути к другому модерну / У. Бек: Пер. с нем.

12. М.: Прогресс, 2000. 383 с.

13. Бек, У. Что такое глобализация ?: Пер. с. нем. / У. Бек. М.: Прогресс1. Традиция, 2001. 360 с.

14. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования: Пер. с англ. / Д. Белл. М.: Academia, 1999. - 330 с.

15. Бенхабиб, С. Притязания культуры. Равенство и разнообразие культур в глобальную эпоху: Пер. с англ./ С. Бенхабиб. М.: Логос, 2003.-350 с.

16. Бестужев Лада, И. В. Депопуляция: социальные проблемы / И.В. Бестужев - Лада //Демографические проблемы и семейная политика: регионаивные проблемы: Материалы научно-практ. конф. М., 1999.

17. Бжезинский, 3. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы: Пер. с англ. / 3. Бжезинский. Международные отношения, 2002. - 295 с.

18. Биджиева, Р. У. Диалектика формирования экологического сознания в условиях развитого социализма: Диссертация на соискание кандидата философских наук / Р.У. Биджиева. М. 1981.

19. Бодрийяр, Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального: Пер. с фр. / Ж. Бодрийяр. Екатеринбург: Изд-во уральского университета, 2000.- 119 с.

20. Бодрийяр,Ж. Прозрачность зла: Пер. с фр. / Ж. Бодрийяр. М.: Добро-свет, 2000. - 240 с.

21. Бродель, Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV -XVIII вв : в 3-х т. Т.1. Структуры повседневности: возможное и невозможное / Ф. Бродель. М.: Прогресс, 1986. - 622 с.

22. Брук, С. И. Население мира: Этнодемограф. справочник / С.И. Брук; Отв. ред. П.И. Пучков. -2-е изд., доп., перераб. М.: Наука, 1986. - 828 с.

23. Бузгалин, А.В. Анти Поппер: Социальное освобождение и его друзья / А.В. Бузгалин. - М.: Эдиториал УРСС, 2003. - 152 с.

24. Бутенко, А.П. Глобализация: сущность и современные проблемы // Социально гуманитарные знания. - 2002. - №3. - С.3-18.

25. Валлерстайн, И. Россия и капиталистическая мир-экономика, 1500 2010 / И. Валерстайн // Свободная мысль XXI - 1996. - №5. - С. 30 - 42.

26. Валлерстайн, И. Конец знакомого мира: Социология XXI века: Пер. с англ. / И. Валлерстайн. М.: Логос, 2003. - 368 с.

27. Валлерстайн, И. После либерализма: Пер. с англ. / И. Валлерстайн. М.: Эдиториал УРСС, 2003.

28. Вебер, М. Избранные произведения: Пер. с нем. / М.Вебер. М.: Прогресс, 1990.-480 с.

29. Вебер,М. Протестантская этика и дух капитализма: Пер. с нем. / М.Вебер.

30. Избранные произведения: М.: Прогресс, 1990. - С. 61 - 208;

31. Вебер, М. Избранное. Образ общества: Пер. с нем. / М. Вебер М.: Юрист, 1994. - С. 265 - 278.

32. Вернадский, В. И. Биосфера и ноосфера / В.И. Вернадский. М.: Наука, 1989. - 258 с.

33. Вернадский, В. И. Размышление натуралиста. Научная мысль как планетарное явление / В.И. Вернадский. М.: Наука, 1991. - 270 с.

34. Вернадский, В. И. Философские мысли натуралиста / В.И. Вернадский. -М.: Наука. 1988.-520 с.

35. Вишневский, А. Г. Консервативная модернизация в СССР / А.Г. Вишневский. М.: Наука, 1998. - 185 с.

36. Волков, А. Г. Воспроизводство населения и общество: История, современные взгляды в будущее /А.Г. Волков. М.: Финансы и статистика, 1982. - 288 с.

37. Волков, А. Г. Демографические процессы и их закономерности / А.Г. Волков. М.: Финансы и статистика, 1986.

38. Гегель, Г. В. Ф. Из лекций по философии всемирной истории / Г.В.Ф. Гегель. // Эстетика. Т. 4. М.: Искусство, 1973. - 676 с.

39. Гидденс, Э. Трансформация интимности: Пер. с англ. / Э. Гидденс. -СПб.: Питер, 2004. 388 с.

40. Горшков, В. Г. Физические и биологические основы устойчивости жизни / В.Г. Горшков. М.: Изд. МНЭПУ, 1995. - 275 с.

41. Горшков, М.К. Российское общество в условиях трансформации: (Социологический анализ) / М.К. Горшков.- М.: РОССПЭН, 2000. 384 с.

42. Данилевский, Н. Я. Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо романскому / Н. Я. Данилевский. - М.: Известия, 2003.

43. Данилевский, Н.Я. Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому / Н.Я. Данилевский. М.: Известия, 2003. - С. 273 с.

44. Данилов Данильян, В. И. Зарницы сверкают / В.И. Данилов - Данильян //Зелёный мир. - 1996. - №13. - С.17-21.

45. Данилов Данильян, В.И. Кризис цивилизации и его последствия / В.И. Данилов-Данильян, К.С. Лосев // Россия в окружающем мире: Аналит. Ежегодник. - М.: Изд. МНЭПУ, 1998. - С.39-53.

46. Демографический энциклопедический словарь / Гл. ред. Д. И. Валентей. -М.: Сов. энциклопедия, 1985. 607 с.

47. Дилигенский, Г.Г. В поисках смысла и цели: Проблема массового сознания современого капиталистического общества / Г.Г. Дилигенский. М.: Политиздат, 1986. - 255 с.

48. Доклад о развитии человеческого потенциала в РФ за 1999 год / Издано по заказу Программы развития ООН. ПРООН. Нью-Йорк - Оксфорд, 1999. // Зелёный мир. - 2003. - №15-16. - С. 1-29.

49. Егоршева, О.И., Римский, В.П. культурно-исторические смыслы «современности», или Когда начинается «Новое время»? // Современная социокультурная динамика и духовная жизнь: Сб. статей. Вып.1. / О.И. Егоршева, В.П. Римский. Белгород, 2003. - С. 111 - 120.

50. Ермаков, С. П. Общие тенденции, региональные особенности и долгосрочный прогноз последствий депопуляции в России / С.П. Ермаков // Демографические проблемы и семейная политика: региональные проблемы. М., 1999.

51. Зиновьев, А. Глобальное сверхобщество в России / А. Зиновьев. Минск: Хорвест, 2000. - 127 с.

52. Зомбарт, В. Буржуа: Этюды по истории духовного развития современного экономического человека: Пер. с нем. / В. Зомбарт. М.: Наука, 1994. -442 с.

53. Иванов, Д.В. Виртуализация общества / Д.В. Иванов. СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2000. - 147 с.

54. Иванова, О.В. Синергетический подход к исследованию культуры постмодернизма: Дис. канд. Культурологических наук: 24.00.01. / О.В.

55. Иванова. СПб., 2003. - 154 с.

56. Инглегарт, Р. Культурный сдвиг в зрелом индустриальном обществе / Р. Инглегарт // Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология. И., 1999.-456 с.

57. Иноземцев, В. Л. За пределами экономического общества. Постиндустриальные теории и постэкономические тенденции в современном мире /

58. B.Л. Иноземцев. М.: Наука, 1998. - 640 с.

59. Иноземцев, В.Л. Расколотая цивилизация: Наличествующие предпосылки и возможные последствия постэкономической революции / В.Л. Иноземцев. М.: Наука, 1999. - 724 с.

60. Ионцев, В. А. Международная миграция населения: Россия и современный мир / В.А. Ионцев // Социологические исследования. 1998. - №6.1. C. 38-48.

61. Кагарлицкий, Б.Ю. Протестные движения в глобализирующемся мире / Б.Ю. Кагарлицкий // Глобализация. Конфликт или диалог цивилизаций? -М.: Издательский дом «Новый век». Ин-т микроэкономики, 2002. 429 с.

62. Кальвин, Ж. Наставление в христианской вере: Пер. с фр. / Ж. Кальвин. -М.: РГГУ, 1998. Т. 2: кн. 3. - С. 403 - 404.

63. Капица, С. П. Теория роста населения Земли. / С.П. Капица. -М.:Эдиториал, 1997. 357 с.

64. Капица, С.П. Рост населения Земли и будущее цивилизации / С.П. Капица // Общественные науки и современость. 2003. - №3. - С. 128-146.

65. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура: Пер. с. англ. / М. Кастельс: М.: ГУ ВШЭ, 2000. - 608 с.

66. Кефели, И.Ф. Глобализм на перекрёстке мнений / И.Ф. Кефели //Социально-гуманитарные знания. 2003. - №2. - С.3-17.

67. Коган, Е. А. Экология и проблемы большого города / Е.А. Коган. -М.:Прогресс1992. 194 с.

68. Комаров, В.Д. Социальная экология: Философские аспекты / В.Д. Комаров. Л., 1990. - 276 с.

69. Концепция перехода РФ к устойчивому развитию. // Зелёный мир. 1996. - №12. - С. 3-9.

70. Концепции демографического развития российской Федерации на период до 2015 года// Российская газета. 2001. - 16 октября.

71. Коптюг, В. А. Устойчивое развитие цивилизации и место в ней России / В.А. Коптюг, В.М. Матросов. М.: Академия, 1996. - 425 с.

72. Коптюг, В. А. Новая парадигма развития России. / В.А. Коптюг, В.М. Матросов, В.К. Левашов // Комплексные исследования проблем устойчивого развития. М.: Академия, 2000. 386 с.

73. Косолапов, В. В. XXI век в зеркале футурологии / В.В. Косолапов, А.Н. Гончаренко. М.: Мысль, 1987. - 238 с.

74. Кочергин, А. Н. Экологическое знание и сознание. Особенности формирования / А.Н. Кочергин, Ю.Г. Марков, Н.Г. Васильев. Новосибирск, Наука, сиб. отд. - 1987. - 222 с.

75. Красилов, В.А. Охрана природы: принципы, проблемы, приоритеты. / В.А. Красилов. М.: Академия, 1992.

76. Ламарк, Ж. Б. Избранные сочинения. Т. 2 / Ж.Б. Ламарк.- М.,1959- 529 с.

77. Лиотар, Ж.-Ф. Состояние постмодерна: Пер. с фр. / Ж.-Ф. Лиотар. М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 1998. - 364 с.

78. Ле Гофф, Ж. Цивилизация средневекового Запада: Пер. с фр. / Ж. Ле Гофф. М.: Издат. гр. «Прогресс - Академия», 1992. - 378 с.

79. Мальтус, Т. Р. Опыт закона о народонаселении / Т.Р. Мальтус; Пер. И.А. Вернера. М.: Изд-во К.Т. Солдатенкова. - 1993. - Вып. 3. - 250 с.

80. Маркс, К. Тезисы о Фейербахе: Пер. с нем. / К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. -2-е изд. М.: Госполитиздат. 1955. - Т.З. - 698 с.

81. Маркс К. Манифест коммунистической партии: Пер. с нем. / К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. 2-е изд. - М.: Госполитиздат, 1955. Т.4.

82. Мартин, Г.-П. Западня глобализации: Атака на процветание и демократию: Пер. с нем. / Г.-П. Мартин, X. Шуманн. М.: Альпина, 2001. 388 с.

83. Медоуз, Д. X. За пределами роста / Д.Х. Медоуз, Д.Л. Медоуз, Й. Рандерс;

84. Пер. с анг. под редакцией Г.А. Ягодина. М.:Прогресс Пангея, 1994.

85. Миголатьев, А. А. Социальная философия. Человек и время / А.А. Миго-латьев // Социально-гуманитарные знания. 1999. - №2. - С. 46-56.

86. Моисеев, Н. Н. Быть или не быть человечеству? / Н.Н. Моисеев // Свободная мысль XXI. - 2002. - №8. С. 6-8.

87. Моисеев, Н. Н. Коэволюция природы и общества / Н.Н. Моисеев // Экология и жизнь. 1997. - Весна-лето. - С. 5 - 9.

88. Моисеев, Н. Н. Слово о научно-технической революции / Н.Н. Моисеев. -М.: Молодая гвардия, 1985. 238 с.

89. Моисеев, Н. Н. Современный рационализм и мировозренческие парадигмы / Н.Н. Моисеев М.: Молодая гвардия, 1993. - 270 с.

90. Нарочницкая, Н.А. Россия и русские в мировой истории / Н.А. Нарочниц-кая. М.: Междунар. отношения, 2003.

91. Население России 1998: Шестой ежегодный демографический доклад / Под ред А.Г. Вишневского. М., 1999. - 144 с.

92. Население России 1999: Седьмой ежегодный демографический доклад. -М., 2000. 170 с.

93. Неклесса, А.И. Ordo quadra: пришествие постсовременного мира / А.И. Неклесса // Мегатренды мирового развития / Под редакцией М. Ильина, В. Иноземцева. М.: Экономика, 2001. - 469 с.

94. Никулина, М.А. Специфика дискурса постмодернизма: Дис.канд. философских наук: 09.00.01 / М.А. Никулина. Ростов/н/Д., 2002. - 123 с.

95. Ортега-и-Гассет, X. Новые симптомы; Проблемы человека в западной философии // Избранные труды: Пер. с исп. / X. Ортега-и-Гассет. Под ред. A.M. Руткевич. М.: Весь Мир, 1997. - 700 с.

96. Поланьи, К. Великая трансформация: политические и экономические истоки нашего времени: Пер. с англ. / К. Поланьи. СПб.: Алетейя, 2002.

97. Панарин, А. С. Православная цивилизация в глобальном мире / А.С. Па-нарин. М.: Алгоритм, 2002. - 496 с.

98. Панарин, А.С. Постмодернизм и глобализация: проект освобождения собственников от социальных и национальных обязательств / А.С. Панарин //Вопросы философии. 2003. - №6.

99. Панарин, А.С. Искушение глобализмом / А.С. Панарин. М.: Изд-во ЭКСМО, 2003. - 264 с.

100. Переведенцев, В. И. Постсоветская миграция населения России / В.И. Переведенцев // Демографические проблемы и семейная политика: региональные проблемы. М.: Мысль, 1999. - 206 с.

101. Печчеи, А. Человеческие качества / А. Печчеи: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1985.-312 с.

102. Пивоваров, Ю.С. Историософия или антропология? / Ю.С. Пивоваров // Глобализация. Конфликт или диалог цивилизаций? М.: Издательский дом «Новый век». Ин-т микроэкономики, 2002. - С. 96.

103. Поздняков, Э. А. Геополитика: теория и практика / Э.А. Поздняков. М.: Прогресс, 1995. - 236 с.

104. Полосин, B.C. Миф. Религия. Государство / B.C. Полосин. М.: Ладомир, 1999. - 334 с.

105. Померанц, Г. Выход из транса / Г. Померанц. М.: Юрист, 1995. - 576 с.

106. Поппер, К.Р. Открытое общество и его враги. В 2-х т.: Пер. с англ./ К.Р. Поппер. М.: Культурная инициатива, 1992. - Т. 1. - 446 е.; Т.2. - 525 с.

107. Практика глобализации: игры и правила новой эпохи / Под ред. М.Г. Делягина. М.: ИНФРА-М, 2000. - 341 с.

108. Реймерс, Н. Ф. Надежды на выживание человечества / Н.Ф. Реймерс. -М.: Прогресс, 1992. 260 с.

109. Римашевская, Н. Русский крест / Н. Римашевская // Природа. 1999. -№6.-С. 3-10

110. Римский, В.П. Демоны на перепутье: культурно-исторический образ тоталитаризма / В.П. Римский. Белгород, 1997.

111. Сагатовский, В. Н. Есть ли выход у человечества? / В.Н. Сагатовский. -СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 2000.

112. Сагатовский, В.Н. Русская идея: продолжим ли прерванный путь? / В.Н.

113. Сагатовский. СПб.: Наука, 1994. - 217 с.

114. Сагатовский, В.Н, Русская идея ответ на вызоы эпохи / В.Н. Сагатовский // Преемственность поколений: диалог культур. Материалы между-нар. научно-практ. конф. - СПб.: ТОО ТК«Петрополис», 1996.-Вып. 1.

115. Сигарев, С.Ф. Проблема постмодернизма в западном теоретическом сознании: Дис. канд. философских наук: 09.00.03 / С.Ф. Сигарев. СПб., 1996. - 178 с.

116. Сорокин, П.А. Главные тенденции нашего времени: Пер. с англ. / П.А. Сорокин. М.: Наука, 1997. - 351 с.

117. Сорокин, П.А. Человек. Цивилизация. Общество / П.А. Сорокин. М.: Политиздат, 1992. - 543 с.

118. Спенсер, г. Опыты научные, политические и философские: Пер. с англ. / Г. Спенсер. Минск.: Соврем, литератор, 1998. - 1408 с.

119. Тойнби, А. Дж. Постижение истории: Пер. с англ. / А. Дж. Тойнби. М.: Прогресс, 1991. - 736 с.

120. Тойнби, А.Дж. Византийское наследие России. В кн.: Тойнби, А.Дж. Цивилизация перед судом истории: Пер. с англ. / А.Дж. Тойнби. М.: Прогресс - Культура, СПб.: Ювента, 1996. - 659 с.

121. Токвиль, А.ДЕ. Демократия в Америке: Пер. с фр. / А. Де Токвиль. М.: Весь Мир, 2000. - 290 с.

122. Урсул, А. Д. Переход России к устойчивому развитию: Ноосферная стратегия / А.Д. Урсул. М.: Ноосфера, 1998 .

123. Уткин, А.И. Глобализация: процесс и осмысление / А.И. Уткин. М.: Логос. 2001. - 253 с.

124. Ушкалов, И. Г., Воинова, В. Д. Современные эмиграционные процессы в России / И.Г. Ушкалов, В.Д. Воинов // Социологические исследования. -1994 г. № 1. - С. 39-49.

125. Фролов, И. Т. О человеке и гуманизме / И.Т. Фролов //Избранные труды: В 3 Т. / Отв. Ред. B.C. Стёпин. М.: Наука, 2003. - 790 с

126. Хабермас, Ю. Будущее человеческой природы: Пер. с нем. / Ю. Хабермае. М.: Весь Мир, 2002. - 144 с.

127. Хаттон, У. Мир, в котором мы живём: Пер. с англ. / У. Хаттон. М.: Ла-домир, 2004. - 556 с.

128. Хайек, Ф.А. Пагубная самонадеянность: Ошибки социализма / Ф.А. Хайек: Пер. с англ. М.: Новости, 1992. - 304 с.

129. Хёйзинга, Й. Осень средневековья: Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах: Пер. с нид. / Й. Хёйзинга. 3-е изд., испр.- М.: Айрис- Пресс, 2002.- 382 с.

130. Хёсле, В. Философия и экология / В.Хёсле: Пер. с нем. М.: Наука, 1993. - 205 с.

131. Хомский, Н. Прибыль на людях: Пер. с англ. / Н. Хомский. М.: Праксис, 2002. 265 с.

132. Хомский, Н. Классовая война: Интервью с Дэвидом Барзамяном: Пер. с англ. / Н. Хомский. М.: Праксис, 2003. 134 с.

133. Хомский, Н. Новый военный гуманизм. Уроки Косова: Пер. с англ. / Н. Хомский. М.: Праксис, 2002. - 320 с.

134. Чанышев, А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии / А.Н. Чанышев. М.: Высш. школа, 1991. - 512 с.

135. Что нужно знать о народах России: Справочник для государственных служащих. М., 1999.

136. Шелер, М. Положение человека в Космосе. Проблема человека в западной философии: Пер. с нем. / М. Шелер // Избранные произведения. М.: Гнозис, 1994. - 490 с.

137. Шпенглер, О. Закат Европы / О. Шпенглер. Новосибирск: ВО « Наука», 1993.-592 с.

138. Штомпка, П. Социология социальных изменений / П. Штомпка. М.: Аспект - Пресс, 1996. - 416 с.

139. Шушарин, Д.В. Две Реформации. Очерки по истории Германии и России / Д.В. Шушарин. М.: Дом интеллектуальной книги, 2000.

140. ЛИТЕРАТУРА НА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКАХ

141. Allen, J. Nelson М. Space Biospheres / J. Allen, M. Nelson. L., 1986.

142. Bell, D. Die nachindustriell Gesells chat / Aus d. Amerikanischen v. Summerer

143. Siglinde und Kurz Gerda. New York: Campus 1989. 392 p.

144. Brinkerhoff, D. В., White L.K. Sociology / D.B. Brinkerrhoff. 3rd Edition. St.

145. Paul, N.Y., L. Angeles, S. Francisco, 1991.

146. Carlson, A. C. Family Questions: Reflections on the American Social Crisis /

147. A. C. Carlson. New Brunswick (USA). Oxford, 1990.

148. Foreign Direct Investment, Trade and Migration. Geneva, Yearbook, 1996.-55p.

149. Fukuyama, F. Our Posthuman Future. Consequences of the Biotechnology

150. Revolution / F. Fukuyama. New York: Farrar, Straus Giroux, 2002.

151. Gore, A. Earth in the Balance / A. Gore. N. Y. Plume. 1992.

152. Hoffman, B. Handbuch des autogenen Traininqs / B. Hoffman. Munchen: Herbig, 1983. 382 p.

153. Jary, D. Post-modernity. In: Collins Dictionary of Sociology / D. Jary. 2-nded. Glasgow: Harper Collins Publishers, 1995. - P.688.

154. Medous, D. L. et. al. Dynamics of Growth in a Finite World. Cambridge. 1974.

155. Richmond, A.N. The environment and refugees: theoretical and policy issues. //Population Bulletin of the United Nations. 1995. № 39.

156. Robertson, R. Globalization: Social Theory and Global Culture / R. Robertson. L. 1992.

157. Rugman, A. The End of Globalization. A New and Radical Analisys of Globalization and What It Means to Business / A. Rugman. London: Random House, 2000.

158. Schell, R. Introduction to the Future. / R. Schell. N.Y., 1988r.

159. Soros, G. Open Society Reforming Global Capitalism. / G. Soros. New

160. York: Public Affairs, 2000.

161. Stiglitz, J.E. Globalization and Its Discontents / J.E. Stiglitz. New York: W.W. Norton Co., 2002.

162. Szerzinski, B. Uncommon Ground: Moral Discourse. Foundamentalism and the Environmental Movement. Ph. D. Dept. of Sociology. Lancaster. 1993.

163. Touraine, M. Le bouleversement du monde. Paris. 1995.

164. Thurow, L. Creating Wealth. The New Rules for Individuals, Companies and Countries in a Knowledge-Based Economy / L. Thurow. London: Nicholas Brealey Publishing, 1999.

165. UNCED. Agenda 21. Conches. Switzerland. 1992.

166. World Population Prospects. The 2000 Revision. Highlights. Draft. Doc. February 2001.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.