Современная православная миссионерская проповедь: методика обучения жанру в высших духовных учебных заведениях тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Шубина, Татьяна Александровна

  • Шубина, Татьяна Александровна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2009, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 253
Шубина, Татьяна Александровна. Современная православная миссионерская проповедь: методика обучения жанру в высших духовных учебных заведениях: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2009. 253 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Шубина, Татьяна Александровна

Введение.

Глава I. Становление православной проповеди как жанра.Исторический экскурс и современное состояние.

1. Православная проповедь на Руси. Периодизация.

2. Типология и виды христианской проповеди в контексте обучения жанру.

3. Современная миссионерская проповедь.

Глава П. Освоение теоретических основ жанра проповеди.

1. Риторические основы проповеди.

2. Жанровые признаки проповеди.

3. Специфика невербальных средств в создании и реализации проповеди.

Глава П1. Анализ образцов проповеди как начальный этап обучения.

1. Речеведческий комментарий и анализ проповеди митрополита Антония Сурожского (Блума).

2. Речеведческий комментарий и анализ проповеди протоиерея Артемия

Владимирова.

3*. Сравнительный анализ проповедей митрополита Антония Сурожского (Блума) и протоиерея Артемия Владимирова (общее и индивидуально-авторское в создании проповеди).

ГлаваГУ. Методика подготовки и произнесения проповеди.

1. Выявление уровня знаний о предмете студентов Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета (конслш!фующий эксперимент).190 ^

2. Программа и методика опытного обучения.

3. Результаты опытного обучения и выводы о наиболее эффективных приемах подготовки студентов.211 |

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Современная православная миссионерская проповедь: методика обучения жанру в высших духовных учебных заведениях»

Актуальность исследования

В последние десятилетия заметно расширилась область распространения религиозной коммуникации, среди жестко регламентированных, «канонизированных» жанров которой особое место занимает православная проповедь. В настоящее время она становится более востребованной, поскольку она призвана противостоять бездуховности и псевдодуховности, в том числе многочисленным оккультным и тоталитарным учениям.

Проповедь, несмотря на присущую ей строгую регламентацию, относится к активно развивающимся жанрам. Сегодня слово проповедника звучит не только в храме, перед прихожанами, но и по радио и телевидению. Миссионеры ездят по городам и селам, священники выступают на презентациях и освещают вновь открывшиеся государственные и частные учреждения; в некоторых учебных заведениях богословие вводится как отдельный предмет. Широкое распространение среди населения получила религиозная литература. Многие учреждения — образовательные, медицинские, места лишения свободы и прочие — активно взаимодействуют с Церковью и окормляются у духовенства. Следовательно, проповедь сейчас очень востребована.

Поэтому обучение жанру проповеди в последнее время приобретает большое значение. Задача научиться произносить проповедь для будущих миссионеров-проповедников выдвигается на первый план. В методике обучения названному жанру придается особое значение формированию коммуникативно-речевых умений, без которых немыслима деятельность пастыря-проповедника. Исследованию этих умений, формируемых в процессе работы над речевыми образцами, посвящены работы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, М.Р. Львова, С.И. Львова, H.A. Ипполитовой, Л.П. Федоренко и других.

Помимо этого в обучении жанру проповеди огромную роль играет гомилетическое наследие, чему посвящены учебники прот. А Ветелева, епископа Полоцкого и Глубокского Феодосия, проф. Н. Барсова, прот. М. Поторжинского и других, а также святоотеческая литература (творения Иоанна Златоуста, Григория Богослова, митрополита Платона (Левшина), Феофана Затворника и других). з

К сожалению, современнаямиссия не всегда имеет успех у слушателей. На наш взгляд, нередко это вызвано не вполне корректным поведением верующих христиан, что приводит светских людей к неприятию слова Божия; поэтому в задачу современного проповедника входит изменение отношения невоцерковленных мирян к Православию. В* последние годы появились работы, затрагивающие нравственную сторону современной миссионерской проповеди, в связи с чем мы рассматриваем ее этический аспект (игумен Петр Мещеринов).

Практика показывает, что неумение студентов составить и произнести проповедь, использовать стилистические средства выразительности, соответствующие этому жанру, говорит о том, что методика обучения жанру проповеди пока не разработана. К тому же проповедь до сих пор не рассматривалась как речевой жанр. Так определилась тема диссертационного исследования: «Современная православная миссионерская проповедь: методика обучения жанру в высших духовных учебных заведениях».

Под проповедью мы понимаем свидетельство о Христе и изложение Его учения.

Освоение жанра проповеди позволит студентам:

- самостоятельно анализировать проповеднические образцы;

- выявлять коммуникативные неудачи в проповеди;

- составлять свои проповеди;

- публично выступать с ними.

Объектом исследования являются специфика богословских жанров и методика их изучения в высших духовных учебных заведениях.

Предмет, исследования: жанр проповеди и методика его изучения.

Дели диссертационного исследования:

- систематическое изложение различных аспектов проповеди — исторического, догматического, нравственного, риторического и методологического. Целостный системный подход помогает обучать освоению этого жанра студентов — будущих проповедников и миссионеров. Рассмотрение проповеди с этих позиций подводит студентов богословского вуза к самостоятельному созданию и исполнению проповедей1, что является итоговой целью их обучения. Задача облегчается непрерывностью традиций христианской православной проповеди, богатым святоотеческим наследием и великолепным образцами проповедей современных миссионеров, которые мы сопоставляем в ходе изучения названного жанра; разработать методику обучения жанру проповеди будущих проповедников и миссионеров.

Гипотеза исследования:

Если определить необходимый минимум теоретических знаний по Гомилетике, разработать методику его реализации, обращаясь к анализу проповеднических образцов, представленных в виде мультимедийного текста, это позволит сформировать у учащихся коммуникативно-речевые умения и наиболее эффективно овладеть жанром проповеди.

Задачи исследования: определить специфику жанра проповеди; вычленить индивидуально-авторское в исследуемых образцах; выявить уровень подготовленности студентов к составлению* собственных проповедей; повысить это уровень с помощью анализа проповеднических образцов лучших представителей'церковного красноречия;

Для проверки гипотезы и решения задач использованы следующие методы исследования:

Аналитические: анализ лингвистической, психолого-педагогической, психолингвистической, учебно-методической, гомилетической литературы; речеведческий комментарий проповеднических образцов; сравнительный анализ проповеднических образцов; наблюдение за поведением проповедников в храмах;

Социопедагогические: анкетирование студентов; беседы с преподавателями гомилетики;

Экспериментальные: педагогический эксперимент (констатирующий и итоговый срезы, опытное обучение);

Статистические: количественный анализ экспериментальных данных; метод математической статистики (Б.Н. Головин).

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

1. Предложена периодизация русской проповеди от начала христианизации Руси до наших дней;

2. Дана классификация проповеди по формам и видам;

3. Предложена характеристика проповеди с позиций жанра;

4. Определены методические основы освоения жанра проповеди.

Практическая значимость исследования: названы наиболее популярные и авторитетные проповедники современности; составлена и апробирована- программа изучения Гомилетики в духовных учебных заведениях; разработаны методы и приемы изучения названного жанра; выбраны и апробированы дидактические материалы, в том числе проповеднические образцы в виде мультимедийного текста, являющиеся наглядными образцами для подражания; исследование представляет модель разбора проповеднических образцов и предлагает в качестве анализируемого материла медиатекст; в работе показано соотношение общего и индивидуально-авторского на конкретных примерах.

Организация и этапы исследования:

Начало работы над жанром проповеди было положено в 2003 году в магистерском диссертационном исследовании, выполненном под руководством проф. З.С. Смелковой.

На следующем этапе (2004-2005 гг.) более глубоко изучались исторические, лингвистические,, речеведческие, философские, методические источники, результатом чего явилось выявление специфики жанра проповеди. Проводились констатирующие срезы, анкетирование учащихся, беседы с преподавателями гомилетики МДА и МДС, разрабатывались и проводились занятия, с целью составления программы опытного обучения. Результатом этого этапа явилось выявление специфики: жанра проповеди и коммуникативно-речевых умений^ необходимых в процессе анализа и созданиягучащимися текстов проповедей:

Третий этап: (2006-2007 гг.) был связан с исследованием современного проповедничества: собирался и отбирался дидактический материал для анализа современных проповеднических образцов. Программа и дидактические материалы были обсуждены на аспирантских объединениях кафедры, риторики и культуры речи МИГУ, на^заседаниях этой кафедры. Результатом этого периода исследования явились публикации по риторике современной православной проповеди (см. список публикаций).

На четвертом этапе (2007-2008); проводились анализ, обобщение и систематизация полученных данных, оформление работы.

Апробация исследования

Предлагаемая теория и методика работы над жанром проповеди была апробирована автором в процессе опытного обучения (2004-2007 гг.) в спецкурсе «Гомилетика» на I курсе Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. Материалы и результаты диссертационного исследования нашли отражение в 6 публикациях автора, обсуждались на аспирантских объединениях кафедры риторики и культуры речи МПГУ и на методических объединениях Духовного Перервинского училища.

Автор диссертации выступал с докладом «Современная православная миссионерская проповедь» на Рождественских чтениях в Духовном Перервинском училище.

Новизна; исследования заключается в том, что проповедь впервые рассматривается с позиций речевого жанра. Кроме того, проповедь никогда ранее не изучалась, одновременно с разных позиций: исторических, догматических, нравственных, риторических, речеведческих и дидактических. Кроме того, проблема обучения жанру проповеди не рассматривалась с позиций методики преподавания.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Проповедь является одним'из речевых жанров, в то же время-основным профессионально значимым жанром для проповедников и миссионеров.

2. Проповедь является частью богослужения, что отличает ее от любого другого текста.

3. Теоретические знания определяются жанровыми*признаками проповеди.

4. В освоении названного жанра необходимо идти от конкретных образцов.

5. Лучшая форма образца — медиатекст.

6. Методика обучения жанру проповеди предполагает развитие от простого к сложному, от репродуктивного к самостоятельному, от самостоятельного — к осмыслению образца, от образца — к созданию своего текста.

7. Жанр проповеди, очень традиционный, поэтому главное — не нарушать его, сохранить и обогатить.

Перспективы' развития

Проблема изучения проповеди как жанра и обучения этому жанру будущих миссионеров-проповедников должна исследоваться дальше. Предложенная система может быть реализована как спецкурс для будущих проповедников или найти место в существующих программах в виде частной профессиональной риторики.

Итак, в настоящей работе анализируются преимущественно форма и средства проповеди, используемые' разными благовестниками, соотношение общего и индивидуального в проповеди. «Однако такой анализ, — как утверждал В.П. Зубов, — имеет смысл только в том случае, если не теряется из виду само выражаемое — единая Истина Церкви» [40, с. 8].

В системе других риторических жанров Руси проповедь — первый сложившийся жанр, самый древний и устойчивый, устный, обращенный, самобытный и традиционный. Важным фактором его становления была возможность письменной, а потом печатной фиксации слова, а значит, слово могло читаться людьми и передаваться поколениям. Эта возможность осуществлялась в монастырях — центрах духовной грамотности и хранилищах летописей и книг. Проповедь звучала для слушателей, пребывавших в храмах, а также записывалась для современников и сохранялась для потомков.

В мире есть высокие непреходящие истины. Проповедь призвана доносить эти ценности до сознания людей. Ее цель — не представить свод правил или запретов, а помочь людям раскрыть вечные истины и убедить их принять эти истины. Именно христианская православная миссионерская проповедь интересна тем, что помимо назидательного характера она являет характер действенный. Книга Деяний апостольских повествует о проповеди апостола Петра, возымевшей такое воздействие на слушателей, что число уверовавших и крестившихся после его речи было около трех тысяч человек. Наличие результата определяет успех проповеди в целом, поэтому рассмотрим также основные способы и средства организации восприятия, благодаря которым православная проповедь может быть наиболее действенной.

Глава Т. Становление православной проповеди, как жанра; Исторический экскурс и современное состояние

Церковную проповедь изучает наука гомилетика (от греческого слова оцгЛёсо — беседа и этика) - общаюсь с людьми. Русское слово проповедь происходит от славянского слова ведение, обозначающее знание важных (священных) предметов, от корня вед. От этого же корня происходят слова: заповедь, совесть, имеющие отношение к внутренней жизни человека. Гомилетика является одной из древнейших областей «частных риторик», иначе — риторика проповеди.

Под церковной проповедью понимается предлагаемое слушателям свидетельство о Спасителе мира Господе Иисусе Христе и изложении Его учения, раскрываемого в духе Православной Церкви. «Проповедь доносит до слушателей слово Божие, учит вере и жизни по вере» [99, с. 217], являясь возвещением истины о Господе Иисусе Христе и призывом к спасению через Слово. В этом определении выражено самое важное и главное в проповеди — ее содержание.

В системе богословского образования церковная проповедь является предметом специальной дисциплины — гомилетики, в задачу которой входит изучение истории проповеди, анализ содержания1 проповеднических образцов в хронологической последовательности, определение их формы, внутреннего характера, а также знакомство с личностью автора конкретной проповеди. Поэтому в данной главе мы знакомимся с проповедью, рассматривая ее периодизацию с позиций дидактики. Проследим, как проходило становление этого жанра, как проповедь воздействовала на слушателей. Так, изучая периоды проповедничества на Руси, проиллюстрируем их наиболее выдающимися представителями, имевшими огромное значение и влияние на современников и оставившими богатое наследие в отечественной гомилетике.

Итак, огромную роль в понимании проповеди имеет изучение исторического развития проповедничества в Церкви. Проповедь существовала еще в дохристианские времена. Свидетельством тому служат книги Ветхого Завета (книги пророческие). С проповедью выходил к людям пророк и Креститель

Иоанн Предтеча. Но поскольку предметом нашего исследования является про

10 поведь новозаветная, нас интересует проповедь христианства, и мы рассматриваем ее с момента появления и утверждения христианской веры.

В первые века новой эры с устроением и обустройством богослужебной жизни в Церкви постепенно выделилась категория лиц, занимающихся исключительно делом проповедничества и обладающих соответствующими духовными дарованиями. Дар учительства проявлялся в раннехристианской Церкви в виде глоссолалии, профитии и дидаскалии [30, с. 45]. Проследим, в чем выражалось различие между ними согласно тексту Священного Писания.

Таблица 1

Виды раннехристианской проповеди Глоссолалия Профития Дидаскалия

Определение (От греч. уА/шстста — непонятное слово и А,аА,ео — говорю). Первоначальная! по времени форма проповеди апостольских времен, названная так по временной ее особенности — благодатному дару говорить на языке, дотоле неведомом говорящему. Апостолы оказались способными просвещать народы на разных языках, чтобы научить их Божественной истине [12, с. 79-80]. Откровение, полученное свыше и осмысленное про-фетом (пророком), преподносившееся, в общепринятом виде окружающим. Эта проповедь была пророчеством в том смысле, в каком это служение в церкви вообще определяется в богословии. Во время произнесения профитии проповедник не утрачивал самообладания и говорил речью стройной и общепонятной. Учительство, содержащее рассуждения и доказательства. Когда христианство начало усваиваться не только чувством, но и логической рефлексией, экстаз и энтузиазм учителей уменьшался, и уже при апостолах преобладала дидаскалия. На собраниях христиан дида-скалы объясняли смысл библейского текста, излагали основы веры и отвечали на вопросы присутствующих.

Отличительные черты проповеди Не всегда понятна. Говорящий сам не отдавал себе отчета в том, что произносил, потому что молился Наиболее понятна и назидательна для слушателей, чем глоссолалия. Будучи также даром Св. Духа, В отличие от глоссолалии и профитии дидаскалия характеризовалась большей логичностью; к тому же его дух, а ум при этом оставался пассивным. С психической стороны состояние глоссолала характеризовалось состоянием экстаза. профития» в психическом отношении является более спокойной и сознательной, чем экстаз глоссолалии. Ап. Павел ставил- дар пророчества выше глоссолалии. учительствовать могли не все; , а только дидаскалы — члены Церкви, которые хорошо знали Священное Писание и истины, христианской, веры.

Ссылки на текст Св. Писания «И исполнились все Духа Святого и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать» (Деян. 2:4). «Ибо, когда я молюсь, на незнакомом языке, то, хотя дух мой и молится, но ум мой остается! без плода» (1 Кор. 14:14). «Желаю; чтобы вы все говорили языками; но лучше, чтобы вы пророчествовали, ибо пророчествующий превосходнее того, кто говорит языками, разве он, притом будет изъяснять, чтобы Церковь получила назидание» (1 Кор: 14:5). «В; церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтоб и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке» (1 Кор. 14:19).

Глоссолалия и профития были в Церкви временными явлениями и во

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Шубина, Татьяна Александровна

Выводы:

1. Цель методики опытного обучения - научить студентов составлению текста проповеди и ее исполнению.

2. Для освоения этого речевого жанра во время обучения следует использовать медиатекст, позволяющий анализировать речевое поведение выдающихся проповедников современности.

3. С помощью констатирующего эксперимента выявлен уровень знаний и подготовленности студентов к составлению собственного текста, который показал, что для успешного выступления недостаточно полученных студентами теоретических знаний о проповеди. Анализ результатов опытного обучения показал, что после практических занятий уровень знаний и умений студентов значительно возрос.

4. Методика опытного обучения должна строиться на основе принципа «от простого к сложному», «от коллективного к самостоятельному», что приводит студентов к творческому процессу.

5. Наиболее эффективными приемами подготовки студентов являются анализ образцов проповеди, сравнение этих образцов, выявление общего и индивидуально-авторского в текстах и речевом поведении проповедников, усложнение заданий, необходимость частых выступлений студентов перед одногруппниками.

Заключение

В ораторском искусстве всегда существовал эталон совершенной речи. Древнегреческая риторика представила риторический идеал прекрасного, согласно которому речь оратора должна нести истину, нравственность, доброту и красоту, во всем являя гармонию. Прекрасная речь понималась как речь эстетически совершенная. Считалось даже, что дар слова человек получает от богов, и этот дар делает человека богоподобным.

Эту античную традицию живо восприняло христианское проповедническое искусство. И античные риторы, и отцы церкви предъявляли к речи и оратору одни и те же требования. Кроме того, христианские проповедники во многом относились к слову так же, как и древние ораторы — слово должно нести истину, добро и любовь. У древних оно обожествлялось, у проповедников Слово - Божество, вторая ипостась Триединого Бога - Сын (Логос), через Которого Бог сотворил весь видимый и невидимый мир.

Христианская проповедь призвана нести богооткровенную истину, а сила ее слова заключается в воздействии и формировании нравственности каждого человека, каждой семьи и целого общества.

Достижение такого воздействия зависит, прежде всего, от духовной составляющей проповеди, но благодатная сила слова проповедника не исключает умения и владения определенными речевыми приемами. И именно у выдающихся и ярких проповедников встречается такое гармоничное сочетание веры, духовности, эрудиции, мастерства и интуиции, что наглядно продемонстрировали проповеди митрополита Антония Сурожского и протоиерея Артемия Владимирова.

Кроме того сопоставительный анализ речевых миссионерских образцов помог установить, что оба проповедника сочетают в своих речах общие и индивидуальные приемы. Использование типовых способов проявляется в традиционном построении композиции речи, ее исполнении, следовании духовным традициям святоотеческого гомилетического наследия. Так, перед аудиторией предстают кроткие миролюбивые проповедники, которые призывают слушателей к покаянию, но делают они это по-разному.

231

Специфику проповеди определяют условия ее произнесения, конкретная тематика, прочитанная именно этим проповедником данной аудитории. Именно адресат диктует тему, способы воздействия и манеру преподнесения речи. Митрополит Антоний и отец Артемий прогнозируют своего телезрителя и интуитивно предлагают подходящие для восприятия данного адресата формы общения и реализацию проповеднического замысла.

В то же время у обоих миссионеров выявлены их индивидуальные особенности общения и воздействия на аудиторию. У одного — это живой взгляд проницательных глаз, увлекательное повествование, разнообразные интонации. У другого — своеобразный юмор, живая мимика и активная жестикуляция. В проповедях продумано все до мелочей - и строгий интерьер, и каноническая одежда священнослужителя, и атрибуты — книги, иконы, крест и Евангелие — все настраивает на восприятие конкретной проповеди, и в каждой детали гипертекста проповеди дышит творческое начало этих незаурядных людей.

Следовательно, на примере миссионерских проповеднических образцов выдающихся проповедников можно обучать студентов общим, типовым приемам в составлении и произнесении проповеди, в то время как индивидуальные средства выразительности призваны открывать и развивать в них неповторимое авторское начало.

Таким образом, можно заключить, что типовым выразительным средствам организации восприятия можно научиться и научить. Они общие для всех, о них говорили еще древние ораторы и впоследствии развили святые отцы-проповедники. Но индивидуальные выразительные средства можно только продемонстрировать. Им научить нельзя — каждый проповедник вырабатывает свой стиль, манеру, решение. Именно творческий подход к делу проповеднического служения отличает сильную, яркую и незаурядную личность. Поэтому каждый проповедник как психотип должен для себя определить, какие средства для него приемлемы и предпочтительны, а какие ему не следует использовать.

Главной задачей для проповедника становится поиск своего — того, что он сможет сочетать с тем общим, которое уже накоплено опытом многих тысячелетий. А для того чтобы достичь этого, проповеднику необходимо быть индивидуальностью.

Перспективы дальнейшего исследования видятся в применении предложенной системы обучения жанру проповеди в профессиональном образовании в виде спецкурса для преподавателей, работающих с будущими священниками и проповедниками, либо в существующих курсах по риторике или гомилетике.

Данное исследование также может быть использовано начинающими проповедниками в деле духовного просвещения людей, а образцы миссионерских проповедей разбудят в них творческое начало. Приемы талантливых миссионеров помогут определиться, выявить индивидуальные методы и оценить свои возможности, и на этом пути возможен лишь творческий подход.

Источники

Священное Писание Ветхого Завета

Священное Писание Нового Завета

Исследуемый материал:

Проповедь митрополита Антония Сурожского. Беседы, DVD. Часть 2. О покаянии и исповеди, 1995.

Проповедь прот. Артемия Владимирова «Врачевание души (об исповеди), 2002, DVD

Проповеди митрополита Кирилла Смоленского и Калининградского, 1 канал

Фильм архимандрита Тихона (Шевкунова) «Гибель империи. Византийский урок», ТК «Россия», 30.01.2008

Проповеди протоиерея Дмитрия Смирнова. 2006 г. Вып. 1 и вып. 2

Проповеди протоиерея Максима Козлова. О лжи. 12.02.2002. Ч. 1 и 2., трЗ; проповеди, произнесенные им в храме св. мученицы Татианы с 2000 по 2008 гг.

Проповеди протоиерея Николая Соколова, произнесенные в храме святителя Николая в Толмачах с 2000 по 2008 гг.

Проповеди дьякона Андрея Кураева. Христианство и пантеизм (Екатеринбург, 1997). Об искупительной жертве Иисуса Христа (Екатеринбург, 1998).

Проповеди иерея Алексия Лымарева, произнесенные в храме святителя Николая в Толмачах с 2000 по 2008 гг.

Проповедь иерея Игоря Палкина, произнесенные в храме св. мученицы Татианы с 2007 по 2008 гг.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Шубина, Татьяна Александровна, 2009 год

1. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. СПб.: Азбука-классика, 2004

2. Аннушкин В.И. История русской риторики. Хрестоматия. М.: Флинта,2002

3. Аннушкин В.И. Русская риторика. Исторический аспект. М.: Высшая школа, 2003

4. Антология речевых жанров: повседневная коммуникация. — М.: Лабиринт, 2007

5. Антоний, Митрополит Сурожский. Любовь всепобеждающая. Проповеди, произнесенные в России. Составитель Е.Л. Майданович. С предисловием игумена Илариона (Алфеева). Крутицкое Патриаршее Подворье. Общество любителей церковной истории. Москва, 2001

6. Архиеп. Савва (Тихомиров). Хроника моей жизни. Сергиев Посад, 1907, т.7, с. 76

7. Аскоченский В.И. Преосвященный Игнатий (Брянчанинов), епископ Кавказский (Биографический очерк). Газета «Домашняя беседа», 1867, №№ 24-25

8. Баранов O.A. Экран становится другом. — М.: Просвещение, 1979

9. Барсов Н., проф. Лекции по Гомилетике, читанные студентам Духовной Академии в 1885-86 уч. году. СПб.: 1886, рукопись

10. П.Барсов Н., проф. Лекции по православной христианской гомилетике. 1888/9 уч. год. СПб. Дух. Академия, Литография

11. Барсов Н., проф. История первобытной христианской проповеди (до IV века). СПб., Тип. С. Добродеева, 1885 — репринтная копия

12. Бахтин М.М. К методологии гуманитарных наук//Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979

13. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров.// М.М. Бахтин Литературно-критические статьи. — М.: Художественная литература, 1986

14. Бриллиантов А.И. Император Константин Великий и Миланский эдикт 313 г. О месте кончины и погребения св. Максима Исповедника: Научное издание/Библиотека христианской мысли. Исследования. СПб.: изд-во Олега Абышко, 2006

15. Викепидия, http://ru.wikipedia.org/wiki

16. Винокур Т.Г. Полилог // ЛЭС. М., 1990

17. Виноградов. В. О характере проповеднического творчества Кирилла, епископа Туровского. В кн.: Сборник статей в память столетия МДА. С.-Посад, 1915

18. Волков A.A. Курс русской риторики. М.: Издательство храма св. мц. Та-тианы, 2001

19. Головин Б.Н. Язык и статистика. М., «Просвещение», 1970

20. Голубинский Е.Е. История Русской Церкви, т. 2, ч. 2 М.: Синодальная типография, 1911

21. Гольденберг И.М. Религиозно-проповеднический стиль современного русского литературного языка: моральные концепты. Диссертация кандидата филологических наук, спец.: 10.02.01/Московский педагогический государственный университет. — М., 2002

22. Греков В.Д. Киевская Русь, Госполитиздат, Ленинград, 1953

23. Гудзий Н.К. Где и когда протекала литературная деятельность Сера-пиона Владимирского. — «ИОЛЯ», т. XI. М., 1952. Вып. 5

24. Даниил, Московский митрополит, как проповедник. Рязанские епархиальные ведомости. 1874, № 6.

25. Дворкин А. Л. Сектоведение. Учебное пособие по курсу «Сектоведе-ние»/Издательство Братства во имя Святителя князя Александра Невского. Нижний Новгород, 1998

26. Дементьев В.В. Изучение речевых жанров: обзор работ в современной русистике// Вопросы языкознания. 1997, №1

27. Дементьев В.В. Коммуникативная генристика: речевые жанры как средство формализации социального взаимодействия//Жанры речи. Саратов: Колледж, 2002

28. Дневники Николая Японского: В 5 т./ Сост. К. Накамура. — СПб.: Гиле-рион, 2004

29. Духовный регламент. Ч. 2. ПСЗРИ. Т. 6. № 4021. СПб.: 1904

30. Епископ Полоцкий и Глубокский Феодосий. Гомилетика. Теория церковной проповеди. Московская Духовная Академия. Сергиев Посад, 1999

31. Еремин И. П. Поэтический стиль Симеона Полоцкого, «ТОДРЛ», М. -Л., 1948, т. VI

32. Еремин №П. Литературное наследие Кирилла Туровского «ТОДРЛ», М.-Л., 1956, т. XII; 1957, т. XIII; 1958, т. XV

33. Еремин И.П. Литературное наследие Феодосия Печерского. — «ТОДРЛ», М.-Л., 1947, т. V. (Тексты поучений и посланий).

34. Еремин И.П. Ораторское искусство Кирилла Туровского // Еремин И.П. Литература Древней Руси. Этюды и характеристики. М.-Л.; 1966.

35. Ефимов А.Б. Очерки по истории миссионерства Русской Православной Церкви М.: Изд-во ПСТГУ, 2007

36. Жинкин Н.И. О психологии восприятия'учебного фильма. — М., 1968

37. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. — М.: Наука, 1982

38. Журнал Московской Патриархии № 6, 1947

39. Журнал Московской Патриархии, № 10, 2004

40. Зубов В.П. Русские проповедники: Очерки по истории русской проповеди. М.: Эдиториал УРСС, 2001

41. Игумен Петр (Мещеринов). О повседневном миссионерстве/Правослар-ное информационное агентство «Русская линия». Радонеж, 2005. Интернет-издание. http://www.шsk.ш/st.php?idaг=321310

42. Иеромонах Марк (Лозинский). Святитель Игнатий (Брянчанинов). -«ЖМП», 1968, № 11

43. Ильминский Н.И. Письма Н.И. Ильминского к крещеным татарам. — Казань: Ред. «Православного собеседника», 1896237

44. Ицкович T.B. Православная проповедь как тип текста. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук, спец.: 10.02.01/Уральский государственный университет им. A.M. Горького. -Екатеринбург, 2007

45. Кабардов М.К., Арцишевская Е.В. Типы языковых и коммуникативных способностей и компетенций.// Вопросы психологии. 1996, №1

46. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения. Учебное пособие. М.: Флинта. 1999

47. Каменский А. Святитель Алексий// Странник, СПб.: 1894, №№ 8-12.

48. Карташов A.B. Очерки по истории Русской Церкви: В 2 т. М.: Наука,1997

49. Киево-Печерский Патерик. — Киев: Наукова думка, 1980

50. Конспект по гомилетике. МДС. Загорск, Лавра-Семинария, 1970

51. Кошанский Н.Ф. Частная реторика. 10-е изд. — СПб, 1849

52. Курцева З.И. Использование средств наглядности на уроках русского языка: Учебно-методическое пособие. — М.: изд-во «Прометей», МГПИ имени В.И. Ленина, 1989

53. Кучкин В.А. Монголо-татарское иго в освещении древнерусских книжников (XIII первая четверть XIV в.)// Русская культура в условиях иноземных нашествий и войн X — нач. XX в.: Сб. научн. тр. — М.: Ин-т истории СССР, 1990. -Вып. 1

54. Ладыженская Н.В. Технические средства обучения на уроках риторики в школе//Школа профессора Т.А. Ладыженской. Коллективная монография/Под ред. H.A. Ипполитовой, З.И. Курцевой, Ю.В. Щербининой. М.: «Прометей», МПГУ, 2005

55. Ладыженская Т.А. Живое слово: устная речь как средство и предмет обучения.: Учебное пособие по спецкурсу для студентов пед. институтов. — М.: Просвещение, 1986

56. Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Уроки риторики в школе: Книга для учителя. М.: Баласс, С-инфо, 2002

57. Ладыженская Т.А. Устная речь как средство и предмет обучения. — М.: Флинта, 1998

58. Леммерман X. Уроки риторики дебатов. Уникум пресс, М.: 2002

59. Леонтьев A.A. Основы психолингвистики. — М.: Смысл, 1997

60. Леонтьев A.A. Психология общения. -М.: Смысл, 1998

61. Лихачев Д.С. Введение к чтению памятников древнерусской литера-туры/Отв. ред. С.О. Шмидт; сост. A.B. Топычканов. М.: Русский путь, 2004

62. Лихачев Д.С. Великое наследие. М.: Современник, 1975

63. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской дитературы. М.: Наука, 1979

64. Лихачев Д.С. Развитие русской литературы X-XVTI вв. СПб.: Наука,1999

65. Лотман Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. — Таллин,1973

66. Львов М.Р. Риторика. Культура речи: Учеб. Пособие для студентов гуманитарных факультетов вузов. М.: Издательский центр «Академия», 2003

67. Малков Ю.Г. Русь Святая: Очерк истории Православия в России. — М.: Правило веры, 2002

68. Масленников В.А. Педагогический контроль. — Новгород, изд-во кафедры ППРР НовГУ, 1997

69. Митрополит Московский Иннокентий. Творения. Кн. 1 — М.: 1886

70. Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 1996

71. Михальская А.К. Русский Сократ: Лекции по сравнительно-исторической риторике: Учеб. Пособие для студентов гуманитарных факультетов. — М.: Издательский центр "Academia", 1996

72. Мурзин Л. Н., Штерн А. С. Текст и его восприятие. — Свердловск, 1991

73. Настольная книга священнослужителя, т. 2, М.: Издание Московской Патриархии, 1978

74. Немов P.C. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2-х кн. Кн. 1. Общие основы психологии. М.: Просвещение: Владос, 1994

75. Общая психология. Учебник для студентов пед. институтов / Под ред. Проф. A.B. Петровского. Изд. 2-е доп. и перераб. -М.: Просвещение, 1977

76. Осина Т.И. Методика использования видеозаписи на уроках риторики. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Спец.: 13.00.02/ Московский педагогический государственный университет. -М., 2005

77. Памятники литературы Древней Руси/ Под ред. Л.А. Дмитриева, Д.С. Лихачева: В 12 вып. -М.: Худож. лит., 1978-1994

78. Патриарх Алексий. Слова, речи, послания. М.: Издательство Московской Патриархии, Т. 1, 1948

79. Патриарх Сергий и его духовное наследство. Изд. Московской Патриархии, 1947

80. Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. Издание 2-е исправленное и дполненное/Под ред. Т.А. Ладыженской, А.К. Михальской; сост. A.A. Князьков. М.: Флинта, Наука, 1998

81. Педагогическая риторика. Учебная риторика под ред. д.п.н. H.A. Иппо-литовой. М.: МПГУ, 2001

82. Пейтер М. Жанровые особенности христианского радиовещания. Одесса, 1996

83. Петрова Е.А. Визуальная психосемиотика общения. — М.: Гном-пресс,1999

84. Полоцкий и Глубокский Феодосий. Гомилетика. Теория церковной проповеди. Московская Духовная Академия. Сергиев Посад, 1999

85. Поторжинский М.А. прот. История Русской церковной проповеди в биографиях и образцах пастырей-проповедников XI XIX вв. Киев, 1901

86. Православная миссия в современном мире// Чтения памяти прот. Вс. Шпиллера. -М.: ПСТБИ, 1992

87. Православное обозрение. Казань: Изд. при Казанской духовной академии. 1860 г., кн. 3

88. Проповеди, произнесенные в России. Крутицкое Патриаршее Подворье. Общество любителей церковной истории. М, 2001

89. Прот. А. Ветелев. История проповедничества на Руси. Курс лекций. Под ред. Прот. М. Козлова, http://biblion.realin.ru/listing/tmp/gomiletikalektzii2.htm

90. Протодиакон Василий Марущак. Жизнеописание святого исповедника, архиепископа Симферопольского и Крымского Луки (Войно-Ясенецкого). Издательский отдел Симферопольской и Крымской епархии, 2000

91. Путятин Родион, прот. Гомилетика. Конспект для 3 курса. На основе конспекта Ставропольской Духовной семинарии. Изд. 25. Пермь, 2005

92. Риторика: Методология и практика: Сборник программ/Отв. ред. и сост. М.И. Потапов и J1.E. Тумина. М.: МПГУ; Ярославль: Ремде, 2003

93. Риторика. Г.Г. Хазагеров, И.Б. Лобанов. — Изд. 2-е. — Ростов н\Д: Феникс, 2006

94. Св. Григорий Двоеслов. Правило пастырское или о пастырском служении, Киев, 1872

95. Св. Иоанн Златоуст. Творения, т. 1, СПб, 1898

96. Св. Иоанн Златоуст, Творения, т. 7, СПБ., 1911

97. Св. Иоанн Златоуст. Том IV. Беседы на книгу Бытия. СПб., 1898

98. Святитель Феофан Затворник. Слова к Тамбовской пастве, СПб., 1861. Вып. 1

99. Святой Исидор Пелусиот. Творения, ч. 2, М.: типография В. Готье,1859

100. Семенов В.Е. Православно-патриотические ценности народа России антиценности СМИ/ http://www.sobor-spb.ru/members/semenov/anticennostysmi.htm241

101. Серль Дж. Классификация'иллокутивных актов//НЗЛ! Выт 17. Теория речевых актов. М., 1986

102. Симеон Полоцкий. Обед душевный; М^: Тип. Верхняя, 1681105: Смелкова З.С. Современные средства наглядности на уроках литературы. М1: Издательство АПН РСФСР, 1971

103. Об. Смирнов Е., прот. Очерк исторического развитии и современного. состояния русской православной миссии.-СПб;: Синодальная тип., 1904

104. Соколов JT Епископ Игнатий Брянчанинов. Его жизнь, личность и морально-аскетические воззрения: В двух частях с приложениями, Киев, 1915

105. Социальная психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие. М;: Лабиринт, 2007 ,

106. Струве Н.А. Православие и культура. — М.: Христианское изд-во, 1992

107. Терновский Ф. Южнорусское проповедничество XVI и XVII вв. Руководство для сельских пастырей, Киев: 1869, № 21, 30, 34

108. Г. Учитель иноков (Жизнь и труды преосвященного епископа- Игнатия Брянчанинова). — «Русский паломник», 1888, № 42

109. Фатеева'НА. Интертекст в мире текстов: Контрапункт интертекстуальности. М.: Комкнига, 2007. Издание второе, исправленное

110. Филиппова О.В. Профессиональная речь учителя. Интонация. Изд. Флинта, М.: 2001

111. Флоренский П.А. Иконостас. М.: АСТ Изд-во, 2005115: Формановская Н.И. Коммуникативно-прагматические аспекты единиц общения. М;: Институт русского языка им. Пушкина, 1998

112. Чаплин^ В., прот. Светильник веры и любви преподобный, Герман Аляскинский и его роль в утверждении христианства на Американском Севере. ЖМП:- 1998 - № 1

113. Великое Зерцало» и сочинение Иоанникия Голятовского, Варшава, 1909242

114. Шмелева T.B. Императивные речевые жанры. // Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник /Под ред. Л.Ю. Иванова, А.П. Сковородникова, E.H. Ширяева и др. — М.: Флинта: Наука, 2003

115. Шмелева Т.А. Речевой жанр. Возможности описания и использования в преподавании языка // Русистика. 1990. № 2

116. Шмелева Т.В. Так что же такое речь? // Речеведение: Научно-методические тетради. №1 /Сост. Т.В. Шмелева. Великий Новгород: НРЦРО, 1999

117. Шмеман А., протопр. Церковь, мир, миссия: Мысли о православии на Западе. М.: Изд-во ПСТБИ, 1996

118. Эйнгор В. Речи, произнесенные Иоанникием Голятовским в Москве в 1670 г., М.,1895, оттиск из: Чтений в Обществе истории и древностей российских, 1895, книга 4

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.