Социальное одиночество как духовное состояние социальных субъектов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.06, доктор социологических наук Уледова, Ирина Александровна

  • Уледова, Ирина Александровна
  • доктор социологических наукдоктор социологических наук
  • 1999, Москва
  • Специальность ВАК РФ22.00.06
  • Количество страниц 259
Уледова, Ирина Александровна. Социальное одиночество как духовное состояние социальных субъектов: дис. доктор социологических наук: 22.00.06 - Социология культуры, духовной жизни. Москва. 1999. 259 с.

Оглавление диссертации доктор социологических наук Уледова, Ирина Александровна

Содержание

Введение

Глава I.

Одиночество как явление.

1. Современное толкование одиночества

2. Подходы к определению одиночества

3. Одиночество и уединение

Глава II.

Концепция социального одиночества.

1. Социолого-психологический (духовный ) подход

к исследованию социального одиночества

2. Особенности социального одиночества

3. Причины социального одиночества

4. Социальная жизнь и одиночество

5. Осознание одиночества

71-360003 (2287x3435x2 tiff)

Глава III.

Социальное одиночество и общественная психика.

1. Общественная психика как фактор

жизнедеятельности социума

2. Деформированная психика - источник

социального одиночества

3. Иждивенчество - типичная форма

деформированной общественной психики

4. Рыночная экономика и изменение общественной психики, социального самочувствия людей

Глава IV.

Духовный кризис и его влияние на одиночество

1. Духовность

2. Кризис духовности

3. Потребность возрождения духовности

4. Преодоление одиночества

Заключение

Список цитируемой и используемой

литературы

71-360004 (2281x3431x2 111!)

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социальное одиночество как духовное состояние социальных субъектов»

Введение

Актуальность темы.

Проблема одиночества в XX веке является одной из самых острых в социальной и духовной жизни. Она затрагивает самую суть человеческого бытия. В начале века люди воспринимали одиночество не адекватно его природе. Не уяснив сути феномена одиночества как состояния разрыва социальных и духовных контактов между людьми и связанных с ними острых переживаний, люди назвали одиночество «чумой XX века». Распространенная в то время идея об «одиноком человеке», об «одинокой толпе» была попыткой справиться с этой чумой и рационально описать данное

«

явление.

В современной России, как и в других странах, одиночество распространено довольно широко. Однако мы мало знаем о нем, о его природе, сущности, о путях преодоления, ибо предметом научного исследования оно стало совсем недавно. Одиночество испытывают люди, не только не имеющие семьи и близких. В реальной жизни состояние одиночества присуще достаточно большому количеству людей, живущих в семьях, то есть не одиноких, имеющих друзей, хорошее окружение на работе. Одиночество переживают люди, которые ощущают политическое и экономическое бессилие; которые чувствуют, что в расцвете лет удалены от принятия жизненно важных решений.

Страдающие одиночеством в определенной степени со временем утрачивают положительные человеческие качества, культурные, духовные ценности. Ситуативное одиночество у них может переходить в устойчивое, хроническое, а последнее открывает путь к психическим расстройствам, к деградации личности. Эта

71-360005 (2282x3432x2 Щ

опасность обусловливает крайнюю необходимость познания одиночества как феномена социальной и духовной жизни. А на основе познания - преодоления социального одиночества. Познание и преодоление социального и тем самым индивидуального одиночества направлены на сохранение и укрепление здоровья личности и общества, и уже только поэтому заслуживают внимания к себе как к проблеме. Люди могут нормально жить, работать, развиваться и совершенствоваться только в здоровом обществе. А пока наше общество нездорово. Его разрушают существующий социально-психологический климат, бездуховность и другие факторы, в том числе и одиночество.

Согласно статистическим данным, за время реформ 1985-1997* годов в России в 1,5 раза возросла смертность от причин, непосредственно связанных с социально-психологическим климатом социума, увеличилось число убийств, самоубийств, травм, отравлений, психосоматических заболеваний; по данным Министерства здравоохранения РФ в 1997 году в психиатрические медучреждения обратилось 6,8 млн. человек. За последние пять лет рост психических заболеваний и зависимостей составил 57 %, число самоубийств на почве неврозов и психозов возросло в 1,7 раза, наркомании и алкоголизма - в 5-6 раз1.

Неблагоприятный социально-экономический, политический, психологический, культурологический фон, сложившийся в настоящее время, оказывают комплексное влияние на психику общества, ее сознательный и бессознательный уровни, на духовность путем множества воздействий: экономического (спад производства,

1 Из доклада Министра здравоохранения РФ т. Дмитриевой на Международной конференции психиатров стран СНГ и Балтии (См.: Независимая газета, 18.02.98 г.)

71-360006 (2294x3440x2 Щ

изменения в структуре хозяйства, формах собственности, безработица), финансового (невыплаты, задержки зарплаты и пенсий), политического (борьба ветвей власти), информационного (воздействие СМИ, дающих пугающую и отвлекающую информацию), правового (невыполнения законов, несовершенство законодательства, высокий уровень преступности) и ряда других.

Подобное массированное комплексное воздействие травмирует психику общества, индивида, личности, продуцируя изменения взглядов, установок, целей и смыслов жизни, усугубляя тревогу, фрустрацию, агрессию, одиночество. Согласно данным института социологии парламентаризма, проводившего всероссийский опрос общественного мнения в феврале 1998 года/ 20% населения страны выдвинули на первый план одиночество как то, что наиболее страшит их в современных условиях. Уже один этот факт говорит о том, что мы имеем дело с очень серьезной проблемой, требующей своего осмысления и практического решения.

Социологи, политологи, социальные психологи и другие обществоведы отмечают, что у людей происходит размывание духовных потребностей и ценностей, смещение мотивации поведения в сторону биологического вектора, удовлетворения биологических, экономических потребностей.

Ведущим мотивом поведения и деятельности, особенно у поколения, формирование нравственного сознания которого пришлось на годы реформ, становится обогащение любой ценой, деньги становятся не только средством, но и целью всего существования. Вектор ценностных ориентаций смещается к ценностям эгоизма, расчетливости, конкуренции, индивидуализма,

71-360007 (2286x3434x2 Щ)

что непременно ведёт к нарушению баланса ценностных ориентадий, к разрушению социальных и духовных потребностей. В результате меняется психическое и духовное здоровье, что находит свое проявление во многих состояниях общества, индивида, личности.

Отставание в своем развитии социальной и духовной сфер общественной жизни; неудовлетворенность социальных потребностей - всё это ведет к нарушению баланса социальных отношений, а последние находят неадекватное отражение в психике, сознании людей. Недооценка роли науки, образования, культуры в прогрессивном развитии общества, вторжение насилия в духовную жизнь через СМИ, культурное и идейное преобладание установок* западной ориентации, в особенности монетаристских экономических программ, потворство низменным инстинктам способствуют росту духовного нигилизма, примитивизации духовных потребностей, размыванию нравственных жизненных приоритетов. Российское общество, ориентируясь на западные ценности индивидуализма, выступающие опорой одиночества, теряет собственную самобытность как носителя соборности, общинности, милосердия, сострадания, духовности, то есть тот склад жизни, который в России всегда противостоял одиночеству, сдерживая и преодолевая его.

Таким образом, существующие в нашем обществе потребности в развитии социальности и духовности, в укреплении здоровья людей обусловливают актуальность темы исследования.

Степень разработанности проблемы исследования.

Систематические представления об одиночестве стали складываться в 20-х годах XX века, хотя высказывания о нем

71-360008 (2281x3431x2 tiff)

встречаются и в античной философии и ранее. Раскрыть феномен одиночества попытались представители «философии жизни» -одного из направлений западной философии: Г. Риккерт, Г.Зиммель, В. Дильтей и др. Они истолковывали жизнь как непосредственное внутреннее переживание, раскрывающееся в сфере исторического опыта духовной культуры. В их концепциях одиночество рассматривалось как индивидуальная форма реализации жизни, но форма ущербная. Г.Зиммель понимал жизнь как процесс, постигаемый главным образом во внутреннем переживании, интуитивно. Это переживание жизни объективируется в многообразных формах культуры. Одиночество, по его мнению, как индивидуальная форма реализации жизни ущербно, поскольку от* него жизнь перестает быть творческим процессом, она начинает разрушаться.

В России в работах C.JI. Франка, E.H. Трубецкого, Н.А.Бердяева, И.А. Ильина, Н.О. Лосского и других мыслителей анализировались вопросы духовной жизни: - дух, душа, духовность, душевность и т.д., раскрывались причины духовного кризиса и пути его преодоления как явления мирового масштаба. Духовный кризис рассматривался как существенная причина одиночества.

В 70-80 годах тема одиночества стала предметом обсуждения большого количества работ философов, социологов, социальных психологов. Такие философы как Э. Фромм, А. Маслоу, Э. Гуссерль, К. Ясперс, К. Роджерс, Ж-П Сартр, М. Хайдеггер, М. Бубер и другие разрабатывали по преимуществу модели объяснения одиночества. С позиций экзистенциализма, феноменализма, когнитивизма и других подходов философы размышляли об истоках, причинах одиночества, об одиночестве как целостном образовании и т.д.

71-360009 (2289x3436x2 Щ)

Социологи ( Д. Рисмен, К.К. Баумен, Ф. Слейтер, У. Уорд, О.Тоффлер и другие ) интересовались прежде всего проблемами измерения одиночества, методиками проведения исследований и проводили многочисленные конкретные социологические исследования одиночества среди пожилых людей, студентов, женщин и других групп населения. Особенно популярной была концепция маргинальности, наряду с ней учёные пытались подойти к проблеме одиночества, как к утрате индивидом социальной связи.

Психологов ( Р. Вейс, С. Гроф, К. Хорни, В. Франкл, М. Мид, Д. Мейерс и другие ) интересовали вопросы одиночества как внутреннего специфического переживания, чувства какой-то утраченности внутренним миром личности, вопросы длительности* протекания одиночества, формы проявлений, преодоления одиночества.

При исследовании одиночества философы, социологи, социальные психологи и другие обществоведы выделяют по меньшей мере три толкования: одиночество - это область эмоционального переживания; одиночество - это область сознания (самосознания); одиночество - это сложное состояние, овладевающее личностью целиком - чувствами, мыслями, поступками. В литературе встречается большое количество определений, раскрывающих сущность одиночества как переживания, сознания, целостного состояния. К примеру, одиночество - это переживание, вызывающее комплексное и острое чувство, которое выражает определенную форму самосознания и показывающее раскол основной реальной сети отношений и связей внутреннего мира личности. Другое толкование: одиночество отражает тяжелый разлад личности, господство дисгармонии, страдания, кризис "Я".

71-360010 (2281x3431x2 Щ)

Из приведенных суждений следует, что одиночество связывается главным образом с личностью, переживающей внутренний разлад, кризис "Я" и его характеристики еще нельзя принять за определение исследуемого феномена.

Вопрос об определении одиночества обсуждается в течение почти целого столетия, но так и не нашел своего решения. Это связано прежде всего с тем, что существуют две точки зрения относительно направленности одиночества: одни признают негативную направленность, а другие напротив - позитивную. Позитивная служит совершенствованию личности, проявлению ее самосознания1, а негативная - разрушению личности. Объединить одним понятием феномен, имеющий две противоположных* направленности, трудно. Поэтому в науке до сих пор нет общепринятого определения одиночества. Подавляющее большинство исследователей придерживается негативной направленности, но проблема тем не менее остаётся нерешенной.

К настоящему времени достаточно обстоятельно разработана проблема причин данного феномена. Серьезный вклад в выяснение причин одиночества внесли А. Маслоу и Э. Фромм. Они, независимо друг от друга, обосновали идею о том, что неудовлетворенность высших потребностей (потребность в уважении, в признании и высокой оценке, в самовыражении и самореализации) является причиной одиночества. Другие исследователи усматривают причину одиночества в ускорении темпов жизни, в наличии условий, когда человек остается один в толпе ( Д. Рисмен, О. Тоффлер); в утрате ценностей и смысла жизни

1 См. Бердяев Н.А. Самопознание. М., 1990, с. 50; Ницше Ф. По 1у сторону добра и зла // Соч. в 2 тт., М.; 1990.

71-360011 (2284x3433x2 Щ)

( В. Франкл ). Многие исследователи основную причину одиночества усматривают в отчуждении человека и его деятельности. Деятельность, результаты которой отчуждены от человека, теряет свой позитивный смысл. Теряя смысл своей деятельности, человек и сам себя чувствует потерянным, одиноким. Нередко причиной одиночества называется изменение общения в современном мире. Оно все больше становится деловым, утилитарно-функциональным и лишается теплоты, искренности, солидарности между людьми. Душевность, эмоциональность человеческого общения приносятся в жертву формальным связям.

Называется много и других причин, что вполне объяснимо. Изменения социальной, экономической, политической, духовной* жизни социума вносят коррективы в жизнь каждого человека, общности людей. Меняется уровень жизни, возраст человека, характер деятельности, социальное окружение, культурная среда. Происходят и другие изменения, и все они не могут не способствовать формированию одиночества.

Следом за причинами усиленно разрабатывается и вопрос о видах одиночества. Выделяются в основном четыре вида одиночества: нравственное, культурное, духовное и социальное. Идея о том, что нарушение норм нравственности может быть причиной одиночества идет от Канта, поддерживается Ницше и развернута Фроммом. Последний придавал серьезное значение этой причине и порожденное ею одиночество обозначил термином «моральное одиночество». Идея о моральном одиночестве жива и сейчас. Так, философ А.Ф.Зотов пишет: «Забвение вечных

71-360012 (2277x3428x2 Щ

нравственных норм, истин обусловило обнищание духа, озлобленность, одиночество»1.

Культурным одиночеством называют такое состояние, когда люди ощущают, что их связь с собственным культурным наследием порвана или что общепринятая культура неприемлема для их внутреннего мира.

Идея социального одиночества была выдвинута американским исследователем Р. Вейсом. Он подразделил одиночество на два типа: эмоциональное и социальное. Первое, на его взгляд, вызвано отсутствием привязанности к конкретному человеку, а второе -отсутствием достаточного круга социального общения. Эмоциональное одиночество носит межличностный характер, а* социальное связано с социальными группами и проявляется в результате недостаточности социального взаимодействия индивида, не соответствующего основным социальным запросам личности. В социальном одиночестве различают субъективные чувства одиночества и объективную социальную изоляцию субъектов.

Проблему одиночества и аномии (то есть одиночества, но уже перешедшего в заболевание с симптомами моральной опустошенности, обессмысливания и обесценивания жизни) рассматривал Э. Дюркгейм. Он полагал, что одиночество, аномия развиваются тогда, когда быстрые социальные и экономические изменения нарушают установленный порядок в обществе. Из-за этого ожиданиям человека не суждено осуществиться. Не найдя жизненных, ориентиров, люди устают от существования; их усилия становятся болезненными, жизнь теряет ценность, и следствием этого может быть аномичное саморазрушение.

1 Зотов А.Ф. Мировоззрение на рубеже тысячелетий//Вопросы философии, 1998, №9, с. 11.

71-360013 (2277x3428x2 Щ

Интересные мысли о социальном одиночестве развивал Д.Рисмен Он проанализировал такой вид социального одиночества как страх человека по поводу непризнания группой. Люди в этом случае все больше осознают, что мало преуспели в жизни, немногого добились. В результате исследований Д. Рисмен пришёл к выводу, что в течение всей своей жизни человек оказывается подверженным различным видам отчуждения и самоотчуждения, обусловленным самой системой организации всей социальной жизни.

Из суждений Р. Рисмена и Э. Дюркгейма вытекает, что причины социального одиночества следует искать в обществе, в его социальной и духовной жизни. Но, к сожалению, их глубокие суждения о социальном одиночестве не были подхвачены и развиты * приемниками ни на Западе, ни в России.

В России проблема одиночества вообще не изучалась. «Многие годы и десятилетия без особых доказательств мы принимали тезис о том, что одиночество - это неизбежный спутник отчуждения - присущ только западному миру, тогда как у нас в силу гуманистического характера социалистического общества одиночества быть не может»1. В реальной жизни оказалось, что одиночество у нас не только имеет место, но и широко распространено. В 90-х годах стали появляться отдельные статьи, брошюры, книги, диссертации. В 70-90-е годы проводился целый ряд исследований, анализировавшие в том числе и проблемы одиночества отдельных групп населения страны. Опубликованные материалы заслуживают положительного отношения к ним уже потому, что в них авторы пытаются анализировать еще не

1 Покровский Н.С. Человек, одиночество, гуманизм// Лабиринты одиночества// М.: Прогресс,

1989, с. 5.

71-360014 (2281x3431x2 tiff)

исследованную в нашей научной литературе проблему - проблему одиночества. Они изучают феномен одиночества личности с философских, нравственных, психологических и иных позиций1. Так, авторы книги «Одиночество», рассматривая одиночество как свойство личности, выделяют три типа личности и обстоятельно выясняют отношения каждого типа к одиночеству.

Вместе с тем следует отметить, что в опубликованных отечественных трудах по одиночеству по существу не затрагивается проблема социального одиночества. А для России, как страны, постоянно занятой решением своих исторических задач, она имеет первостепенное теоретическое и практическое значение. Объект исследования - социальное одиночество как внутреннее* состояние социального субъекта.

Предмет исследования - особенности социального одиночества как социодуховного состояния субъекта.

Цель исследования - разработать концепцию объяснения социального одиночества, позволяющую раскрыть причины появления социального одиночества, формы его проявления, механизм воздействия на него социальной и духовной жизни.

1 См. Швалб Ю.М., Данчева О.В. Одиночество. Киев; 1991; Гримак А. Общение с собой. М., 1991; Тулина Н.В. Одиночество (социально-политический аспект).//Вестник Московского университета. Серия 12. Социально-политические исследования. №3,1992. Старовойтова Л.И. Одиночество: социально-философский анализ. Канд. дис. M., 1993. Куртиян C.B. Одиночество как социальное явление: автореф. дис. канд. социол. наук/ Ин-т молодежи/1995. Тихонов Г. Антология одиночества: философский аспект// Простор. Алма-Ата, 1996, № 1, с. 89-92

Покровский H.E. Одиночество в зеркале философской культуры// Перепутья и тупики буржуазной культуры// М., 1986, с. 136-173.

Гагарин А. С. Одиночество как феномен человеческого бытия// Рациональность иррационального. Екатеринбург, 1991, с. 77-109.

Лабиринты одиночества / общ. ред. и предисл. Покровского H.E., М.: Прогресс, 1989. Шаповалов В.Ф. Творчество. Борьба. Духовное одиночество// Вестник Моск. ун-та, сер. 7, М., 1992, № 6, с. 71-79.Крвсга H. По ту сторону одиночества / Пер. с нем. Радекой Э.М./ Калуга: Духовное сознание, 1993. Работы, в которых затрагиваются проблемы одиночества названы в библиографии.

71-360015 (2281x3431x2 Щ)

Задачи исследования:

1. Обосновать концептуальные положения исследования социального одиночества:

- раскрыть специфику социолого-психологического (духовного) подхода и использовать его наряду с онтологическим, аксиологическим, культурологическим, системным и другими теоретико-методологическими подходами в процессе исследования;

- различить в научном плане два самостоятельных понятия: «одиночество» и «уединение»;

- выявить признаки социального одиночества, причины его формирования, формы проявления и другие особенности;

- определить социальное одиночество как сложное социодуховное образование.

2. Проанализировать влияние социальной жизни на социальное одиночество (формы жизнедеятельности, социальные отношения, социальные группы).

3. Раскрыть воздействие деформированной общественной психики на одиночество.

4. Охарактеризовать духовную сферу и выделить духовный кризис как источник социального одиночества, а также наметить пути преодоления социального одиночества.

Гипотезы исследования.

1. Социальное одиночество есть специфический тип среди других проявлений одиночества.

2. Социальное одиночество в России имеет тенденцию к расширению.

3. Социальное одиночество в нашей стране имеет свои особенности.

71-360016 (2272x3425x2 Щ

4. Основными его детерминантами в современных условиях выступают социальная и духовная сферы общественной жизни.

5. До сих пор ещё нет чёткого осознания опасности социального одиночества, особенно его тяжелых форм, для общества, а также необходимости принятия серьезных мер по его преодолению.

Теоретико-методологической основой исследования являются принципы и подходы философской методологии, в том числе и марксистской, положения общесоциологической теории, социальной психологии. В процессе анализа социальности и духовности, общественной психики, духовного кризиса с целью выяснения проявления социального одиночества диссертант опирался на методологические положения С. Л. Франка, Н.О.Лосского, Н.А. Бердяева и других представителей философско-религиозного направления в России. В диссертации также задействованы теоретико-методологические положения западных исследователей: Э. Фромма, М. Манхейма, Д. Рисмена, К. Хорни.

Методы исследования: контент-анализ, интервью, анкетные опросы, а также психосоциологический и социопсихологический методы, недавно введенные в исследовательскую практику.

Эмпирической базой исследования служат материалы двух всероссийских исследовательских центров: * Института социологии парламентаризма и независимого Института социальных и национальных проблем. В некоторые анкеты по общественному мнению были включены вопросы, касающиеся одиночества в нашей стране. Частично использованы материалы американских социологов. Диссертант опирался и на собственные

71-360017 (2274x3426x2 Щ

исследования, проведенные в Москве на тему: «Одиночество в среде молодежи» в ряде московских вузов ( Московском юридическом институте. Институте экономики и предпринимательства, Академии налоговой полиции (сентябрь-октябрь 1998 года)). На защиту выносятся следующие положения:

1. В общественной науке имеет место недооценка социального одиночества как феномена социальной и духовной жизни, проблем его научного исследования. С учётом современных запросов общества актуально изучение специфики, особенностей социального одиночества, причин его распространения, путей преодоления, а также разработка теоретико-методологических компонентов гармоничной концепции объяснения социального одиночества.

2. В течение XX века оставался спорным вопрос о субъекте социального одиночества. В качестве субъекта выступал индивид, личность. Последние, как утратившие связи с отдельными людьми, друзьями, считались субъектами индивидуального одиночества, но становились субъектами социального одиночества, когда утрачивали социальные связи, то есть связи с сообщностями людей и чувство общности. Однако социальные связи могут потерять целые группы, сообщности людей (пожилые люди, молодежь, беспризорные дети и т.д.) как между собой, так и сообществом. Потеря такого рода связей и является отличительным признаком социального одиночества. Субъектами социального одиночества выступают прежде всего группы, общности людей, обладающие сознанием «Мы».

3. Спорным вопросом является вопрос о двойственной направленности одиночества - позитивной и негативной, то есть

71-360018 (2272x3425x2 Щ

способствующей развитию личности или, напротив, деформирующей, разрушающей ее. Материалы диссертационных исследований подтверждают, что любое одиночество носит негативный характер, оно снижает умственную деятельность, вызывает болезненные переживания и тем самым способствует в конечном счете разрушению личности. Размышления о двойственной природе одиночества, двойной направленности приводит к выводу о необходимости введения в научный анализ двух самостоятельных понятий: «одиночество» и «уединение». Данный вывод приведет, по-видимому, к дальнейшей дискуссии о природе одиночества.

4. В современном российском обществе сложилась тенденция к* расширению социального одиночества. В условиях системного кризиса действует такое число детерминаторов одиночества, что последнее не может не расширяться, не иметь все большее распространение. Проведение разноцелевых социологических исследований на должном уровне по известным причинам сейчас не представляется возможным. Конкретная сторона этого вопроса остаётся недостаточно изученной.

5. В нашей стране отсутствует целенаправленная работа по преодолению социального одиночества. Социальная терапия еще не получила должного развития, особенно в случае с проявлениями временного, ситуативного одиночества. Вина в этом не только государственных лечебных органов, не получающих на то необходимых средств. Это объясняется также низким уровнем массового сознания и стереотипным отношением к одиночеству как состоянию преходящему и преодолимому.

71-360019 (2277x3428x2 Щ

Практическая значимость диссертации.

Предложенная социолого-психологическая (духовная) концепция одиночества может послужить определенным ориентиром в организации и проведении конкретных социологических и социально-психологических исследований одиночества в России и её регионах. Практическое значение имеет строгое различение понятий «одиночество» и «уединение», «социальное одиночество» и «индивидуальное одиночество». Определение соотношения социального одиночества с неврозами, анемией и другими понятиями позволит осмысленно применять понятийный аппарат при разработке программ конкретных социологический и социально-

«

психологических исследований.

Акцентирование вопроса о необходимости развертывания социальной терапии по социальному одиночеству может оказаться полезным в деле создания системы учреждений по социальной терапии, ибо забота о здоровье общества, каждой личности -первостепенная забота государства.

Материалы диссертации могут быть использованы в структуре гуманитарного обучения на уровне высшей школы, в рамках программ по социологии, социальной психологии, психологии и педагогике.

Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения и практические выводы диссертации изложены в публикациях автора; результаты исследования обсуждались на кафедре гуманитарных и общенаучных дисциплин Академии налоговой полиции (1998 г.); диссертация и автореферат обсуждались на заседании кафедры социологии Московского государственного университета коммерции (1998г.); работа

71-360020 (2274x3426x2 Щ

«Социальное одиночество как явление» (Брошюра. Москва. Экспертное Бюро-М, 1998.) обсуждалась на кафедре философии и социологии Всероссийского заочного финансово-экономического института (1998 г.); автор диссертации участвовал в научно-практической конференции на тему: «Современные проблемы этики и нравственный кризис», проводимой совместно Московским юридическим институтом и Академией ФСБ в 1998 г. Структура диссертации определяется общей концепцией, целью и задачами исследования и состоит из введения, четырёх глав, заключения, списка использованной литературы.

71-360021 (2286x3434x2 Щ)

Похожие диссертационные работы по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования доктор социологических наук Уледова, Ирина Александровна, 1999 год

Список цитируемой и используемой литературы.

Монографии, сборники, статьи.

1.Абаев Н.В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае. - Новосибирск: Наука, 1989. -272 с.

2.Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М.: Наука, 1980. - 335 с.

3.Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991.-229 с.

4.Авдуевская Е.П., Петровская Л.А. Проблема одиночества с позиций гуманизма // Вопросы психологии. - М., 1991. - № 4. - С. 179-180.

5.Автономова Н.С. Рассудок, разум, рациональность. - М.: Наука, 1988. - 286 с.

6.Августин. Исповедь. Пер. с лат. - М.: Гендальф, 1992. - 544 с. *

7.Айшервуд М. Полноценная жизнь инвалида. Пер с англ. - М.: Педагогика, 1991. - 88 с.

8.Александер Ф., Селеснин Ш. Человек и его душа: познание и врачевание от древности и до наших дней. - М.: Прогресс- Культура, из-во Агенства «Яхтемен», 1995. - 608 с.

9.Аллахвердов В.М. Опыт теоретической психологии. - СПб., 1993. - 325 с.

ЮАльтшулер В.Б. Вредные привычки - угроза здоровью. - М.: Знания, 1989. - 64 с.

И.Алферов Ю.П. Дезептация человека в местах лишения свободы и пути рационализации его личности. / Комплексные проблемы человека. - М.: Издат-во МГУ, 1989. - 140 с.

12.Американская социологическая мысль: Тексты. / Под ред. Добренькова В.И. - М.: Из-во МГУ, 1994. - 496 с.

13.Андриянов В., Москаленко А. Полынь чужбины. - М.: Правда, 1987. - 359 с. *

14.Андрусенков В. Социальный страх ( опыт философского анализа). - Свердловск.: Издат-во Уральского ун-та, 1991. - 172 с.

15.Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребления. - М.: Мысль, 1988. - 253 с. 1

16Апресян Р.Г. Первичные детерминанты нравственного опыта |

// Вопросы философии. 1993. - № 8. - С. 41-49 |

17.Аристотель. Политика. Сочинения. Т.4 - М.: Мысль, 1983. j

18.Баранов А.В. Человек в городе / Духовное становление t человека. - Л.: Знание. 1972. - 345 с.

71-360245 (2298x3442x2 tiff)

19.Барулин B.C. Социальная философия, ч. 1 - M.: Издат-во МГУ, 1993. - 336 с.

20.Барулин B.C. Социально-философская антропология. Общие начала социально-филосовской антропологии. - М.: Омега, 1994. -255 с.

21.Бакштановский В.И. Моральный выбор личности: альтернативы и решения. - М.: Издат-во МГУ, 223 с.

22.Бердяев H.A. Судьба России. - М.: Из-во МГУ, 1990. - 256 с.

23.Бердяев H.A. Судьба человека в современном мире // Новый мир. - 1990.-№1.- С. 207-232.

24.Бердяев H.A. Человек и машина // Вопросы философии. 1989. - № 2. - С. 143-162.

25.Бердяев H.A. Философия свободы; Смысл творчества. - М.: Правда, 1989. - 607 с.

26.Бердяев H.A. Философия свободного духа. - М.: Республика,

1994.-480 с.

27.Бердяев H.A. Царство духа и царство кесаря. - М.: Советский, писатель, 1990. - 342 с.

28.Бердяев H.A. Я и мир объектов: опыт философии одиночества и общения. - Париж: Имка-пресс, 1934. - 287 с.

29.Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. - М.: Прогресс, 1988. - 399 с.

30.Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 1986. - 423 с.

31.Бессонов Б.Н. Российская цивилизация. Т. 1,2. - М.: Луч, 1997.-492 с.

32.Богомолов A.C. Немецкая буржуазная философия после 1865 г. - М.: Из-во МГУ, 1969. - 448 с.

33.Братусь Б.С. Аномалии личности. - М.: Мысль, 1988. - 301 с.

34.Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. - М.: Мысль, 1978.-216 с.

35.Бубер М. Два образа веры. Пер. с нем. - М.: Республика,

1995.-464 с.

36.Бубер М. Я и ты. Пер. с нем. - М.: Высшая школа, 1993. -175 с.

37.Буянов М.И. Ребёнок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. - М.: Просвещение, 1988. - 227 с.

38.Быховский Б.Э. Кьеркегор. - М.: Мысль, 1972. - 238 с.

39.Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб., 1997. - 500 с.

40.Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. - М.: Из-во МГУ, 1984. - 200 с.

71-360246 (2300x3443x2 tiff)

41.Вацлавик П. Как стать несчастным без посторонней помощи. Пер. с англ. 2-е изд. - М.: Прогресс, 1993. - 160 с.

42.Введение христианства на Руси. / Под ред. Сухова А.Д. - М.. Мысль, 1987. - 302 с.

43.Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. - М.: Из-воМГУ, 1976- 142 с.

44.Войскунский А.Е. Я говорю, мы говорим... Очерки о человеческом общении. 2-е изд. - М.: Знание, 1990. - 240 с.

45.Габиани A.A. На краю пропасти: наркомания и наркоманы. -М.: Мысль, 1990. - 220 с.

46.Габитова P.M. Человек и общество в немецком экзистенциализме. - М.: Наука, 1972. - 222 с.

47.Гагарин A.C. Одиночество как феномен человеческого бытия / Рациональность иррационального. - Екатеринбург, 1991. - С. 77109.

48.Гараджа В.И. Протестантизм. - М.: Политиздат, 1971. - 199

с.

49.Гарнет М.Н. История царской тюрьмы. Т.2 - М.. Соцэкгиз, 1951.-426 с.

50.Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет. Т. 1,2. - М.: Мысль, 1973.

51.Гегель Г.В.Ф. Наука логики. В 3-х тг. - М.: Мысль, 1970-1973.-371 с.

52.Гернек Ф. Пионеры атомного века. Великие исследователи от Максвелла до Гейзенберга. - М.: Прогресс, 1974. - 369 с.

53.Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и науке. - М.: Искусство, 1991.-432 с.

54.Графова Л.И. Зачем человеку звёзды? - М.: Мол. гвардия, 1990. -192 с.

55.Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. - М.: Политиздат, 1989.- 319 с.

56.Гримак Л.П. Общение с собой: Начала психологии активности. - М.: Политиздат, 1991. - 319 с.

57.Громов Е.С. Природа художественного творчества. - М.: Просвещение, 1986. - 239 с.

58.Гроф С. Духовный кризис. - М.: МТМ, 1995. - 256 с.

59.Гундарев И.А. Духовное неблагополучие как причина демографической катастрофы. - М., 1995.- 230 с.

60.Гуссерль Э. Феноменология // Логос. 1991. - № 1. - С. 4658.

61.Даниленко И.М. Моральные критерии социальной зрелости лшичности. - М.: Знание, 1980. - 64 с.

71-360247 (2326x3460x2 tiff)

62.Демографические проблемы общества. Сб. ст. / Под. ред. Степащенко B.C. - М.: Наука, 1991. - 187 с.

63.Долгов K.M. От Кьеркегора до Камю: Философия. Этика. Культура. - М.: Искусство, 1990. - 397 с.

64.Духовное производство: Социально-философский аспект проблемы духовной деятельности. / Под ред. В.И. Толстых. - М.: Наука, 1981.-352 с.

65.3имбардо Ф. Застенчивость. Пер. с англ. - М.: Педагогика, 1991.-207 с.

бб.Зиммель Г. Проблемы философии истории. - М., 1998. - 320

с.

67 .Игнатович A.A. Буддизм в Японии: Очерк ранней истории. -М.: Наука, 1987.-314 с.

68.Ильенков Э.В. Диалектическая логика: Очерки истории и теории. 2-е изд. - М.: Политиздат, 1984.

69.Ильин И.А. Путь и очевидности. - М.: Республика, 1993. -431с.

70.Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности бога и человека. В 2-х тт. - СПб.: Наука, 1994. - 542 с.

71 .Имамичи Т.И. Моральный кризис и метатехнические проблемы. // Вопросы философии. 1995. - № 3. - С. 77-82.

72.Каган М.С. Мир общения. Проблема межсубъективных отношений. - М.: Политиздат, 1988. - 319 с.

73 .Каган М.С. Человеческая деятельность: Опыт системного анализа. - М.: Политиздат, 1974. - 328 с.

74.Как построить своё «Я» ? / Под ред. В.П. Зинченко. - М.: Педагогика, 1991. - 136 с.

75.Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. Пер. с фр. - М.: Политиздат. 1990. - 415 с.

76 .Кент М. Как выйти замуж. Пер. с англ. - Рига, 1991 г. - 250

с.

77.Квинтэссенция: Философский альманах / Сост. В.И.Мудрагей и В.И.Усанов - М.: Политиздат, 1990. - 447 с.

78.Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. - М.: Наука, 1985. -368с.

79.Клупт М.А. Версия в жизни человека (демографический аспект). - М.: Мысль, 1985. - 78 с.

80.Ковалёв B.C. Психология современной семьи. - М.: Просвещение, 1988. - 208 с.

81.Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. - М.: Мысль, 1984. - 252 с.

82.Коган Л.Н. Человек и его судьба. - М.: Мысль, 1988. - 284 с.

71-360248 (2313x3452x2 tiff)

83.Козлов A.A. Лисовский A.B. Молодой человек: становление образа жизни. - М.: Политиздат, 1986. - 168 с.

84.Колесникова Л.А. К проблеме изолированности и феномену одиночества в психоанализе // Конференция «Социальное бытие, человеческое бытие». - СПб., 1993. - С. 58-62.

85.Кон И.С. В поисках себя. Личность и её самопознание. - М.: Политиздат, 1984. - 335 с.

86.Кон И.С. Открытие «Я». - М.: Политиздат, 1987. - 367 с.

87.Конилева И.Я. Возьмём его в союзники. - М.: Политиздат, 1987.- 120 с.

88.Кристи Н. По ту сторону одиночества: Сообщества необычных людей / Пер. с нем. Радской Э.М. - Калуга: Духов, познание, 1993. - 178 с.

89.Крывелев И.А. История религий. Очерки в 2-х томах. - М.: Мысль, 1976. - 834 с.

90.Кузнецов О.Н., Лебедев В.И. Психология и психопатология одиночества. - М.: Медицина, 1972. - 182 с.

91.Культура семейных отношений. Сб. ст. -М.: Знание, 1985.176 с.

92.Кург И. Торопись не спеша. - Таллинн: Валгус, 1983. - 224 с.

93.Кьеркегор С. Болезнь к смерти. М.: Республика, 1993. С.251-

350.

94.Кьеркегор С. Несчастнейший. Северные цветы. Кн.4. -СПб., 1908.

95.Кьеркегор С. Страх и Трепет. // Философские науки. 1991. -№6.-с. 112-127.

96 .Лабиринты одиночества. Пер. с англ. / Под ред. Н.Е. Покровского. - М.: Прогресс, 1989. - 624 с.

97.Ларошфуко Ф. Максимы / Ларошфуко Ф. Максимы. Паскаль Б. Мысли. Лабрюйер Ж. Характеры, или нравы нынешнего века. М.: Худож. лит., 1974. С.29-108.

98 .Ларошфуко Ф. и др. Суждение и афоризмы. / Ф. Ларошфуко. Б. Паскаль. Ж.Лабрюйер: сост. Н.А.Жирмунская. - М.: Политиздат, 1990. - 384 с.

99.Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях. - М.: Политиздат, 1989. - 304 с.

ЮОЛебон Г. Психология народов и масс. - СПб.: «Макет», 1995.-316 с.

101.Левин Г.Д. Свобода и покинутость. Методологический анализ // Вопр. философии. - М., 1997. - № 1. - С. 56-68.

Ю2.Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. - М.: Политиздат, 1990. - 397 с.

71-360249 (2319x3456x2 Щ

103.Лоренц А. Археология психоанализа ( интимность и социальное страдание). - М.: Прогресс-Академия, 1966. - 303 с.

104.Лосев А. Владимир Соловьёв и его время. - М.: Прогресс, 1990.-720 с.

105 .Лукьянов Я .А. Барьеры общения, конфликты, стресс... 2-е изд. - Минск, выш. шк., 1988. - 222 с.

106. Ляхова Е.И. Драматизм одиночества ( эстетическая интерпретация художественного мотива ) // Эстетический дискурс. -Новосибирск, 1991. - С. 52-61.

Ю7.Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: Питер, 1996. -684 с.

108.Манхейм К. Диагноз нашего времени. - М.: Юрист,1994. -700 с.

Ю9.Марк Аврелий. Размышления. - Л.: Наука ленин. отд-е,

1985.-245 с.

ПО.Маслоу А. Психология бытия. - М., 1997. - 300 с.

Ш.Маслоу А. Самоактуализация. Психология личности.* Тексты. - М., 1982.

112.Мелибруда Е.Я. Я - Ты - Мы. Психологические возможности улучшения общения. Пер. с польск. - М.: Прогресс,

1986. - 254 с.

113.Менегетти А. Система и личность. - М.: Серебряные нити, 1996. - 128 с.

114.Менегетги А. Словарь образов. Практическое руководство по имагогике. - Ленинград: Экое, 1991. - 89 с.

115.Моисеев Н.Н. Человек во Вселенной и на Земле. // Вопросы философии. 1990. - № 6. - С. 32-45.

116.Московичи С. Век толп. - М.: Центр психологии и психотерапии, 1996. - 478 с.

117.Мудрагей Н.С. Рациональное и иррациональное: исторический теоретический очерк. - М.: Наука, 1985. -175 с.

118.Муздыбаев К. Природа переживания несправедливости // Филос. и социолог, мысль. 1992. - №5. - С. 157-162.

119.Муздыбаев К. Идея справедливости // Социол. иссл. 1992. -№.11.-С. 94-101.

120.Муздыбаев К. Переживание вины и стыда. СПб.: СПбф ИС РАН, 1995. - 210 с.

121.Мэй Р. Искусство психологического консультирования. -М.: Независимая фирма «Класс», 1994. -144 с.

122.Наука любви / Ред. и сост. Усенко В.В. - М.: Политиздат, 1990.-319 с.

71-360250 (2324x3459x2 tiff)

123 .Некрасова E.H. Проблема человека в русском экзистенциализме: Этический аспект. / Человек как философская проблема. Восток-Запад. - М.: Наука, 1990.

124.Ницше Ф. Так говорил Заратустра: Книга для всех и ни для кого. М.: СП «Интербук», 1990. - 301 с.

125.Ницше Ф. Антихристианин. Сумерки богов. Пер. - М.: Политиздат, 1989. - 398 с.

126.Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. Соч. В 2-х томах. -М.: Политиздат, 1990.

127.Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. - М.

128.0рлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. - М.: Просвещение, 1991. - 287 с.

129.0 человеческом человеке. / Под общ. ред. И.Т. Фролова. -М.: Политиздат, 1991. - 384 с.

130.Павлов Б.С. Матери, отцы, дети. Социологический очерк. -М.: Сов. Россия, 1984. -192 с.

131.Панасюк А.Ю. А что у него в подсознании? - М.: Дело, 1996. - 272 с.

132.Парыгин Б.Д. Научно-техническая революция и личность: социально-психологические проблемы. - М.: Политиздат, 1978. -240 с.

133.Пезешкиан Н. Психотерапия повседневной жизни. - М.: Медицина, 1995. - 336 с.

134 .Переведенцев В.И. Молодёжь и социально-

демографические проблемы СССР / Под общ. ред. В.И. Шубникова. - М.: Наука, 1990. -190 с.

13 5.Петрищева Г.В. Социально-нравственные факторы отчуждения человека от природы // Социальная экология и устойчивое развитие. - М., 1996. - С. 83-101.

136.Петровский Психология о каждом из нас и каждому из нас о психологии. - М.: Российский гос. гуманит. ун-т, 1996.- 342 с.

137.Писманник М.Г. Личность и религия. - М.: Наука, 1976. -152 с.

138.Платон. Собрание сочинений в 3-х томах. - М.: Мысль, 1971.

139.Плюс-минус жизнь. Социально-психологические аспекты проблемы суицида. - М.: Мол. гвардия, 1990. - 123 с.

140.Подольный Р.Г. Человечество открывает себя. - М.: Политиздат, 1982. - 110 с.

71-360251 (2294x3440x2 tiff)

141.Покровский Н.Б., Добреньков В.И. Американская социология в диалоге с современностью // Современная американская социология. - М., 1994. - С. 290-294.

142.Покровский Н.Б. Лабиринты одиночества // Наука и религия. - М., 1987. - № 5. - С. 59-62.

143.Покровский Н.Б. Одиночество в зеркале философской культуры // Перепутья и тупики буржуазной культуры. - М., 1986. -С. 136-173.

144.Помческий Б.С. Этно- и социокультурные аспекты психического здоровья в современной России. - М., 1995,- 210 с.

145.Попов В.Д. Социальный психоанализ в России: проблемы и перспективы. - М.: СПА - Консалтинг, 1997. - 176 с.

146.Попова П. Современный мужчина в зеркале семейной жизни. Пер. с бол. - М.: Мысль, 1989. - 188 с.

147.Пошатаев В.В. Человек в эпоху НТР. - М.: Педагогика, 1987. - 128 с.

148.Прибыткова И.М. Что волнует социологов? // Филос. и. социол. мысль. - Киев, 1990. - № 6. - С. 123-124.

149.Проктор Я. Плавание под парусом. Пер. с англ. - Л.: Гидрометеоиздат, 1981. -144 с.

150.Психологическая наука в России в 20-м столетии: проблемы теории и истории. - М., 1997. - 260 с.

151.Психологические проблемы космических полётов. / Под ред. Б.Ф. Ломова - М.: Наука, 1979. - 239 с.

152.Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типологии характеров. - Самара: Издат. дом «БАХРАХ», 1997. - 640 с.

153 .Психология о каждом из нас и каждому о психологии. - М.: РГТУ, 1996. - 342 с.

154 .Психотерапия и духовные практики: подход Запада и Востока к лечебному процессу. - Л.: «Вида-Н», 1998. - 320 с.

155.Пузанова Ж.В. Философско-социологические подходы к проблеме одиночества. - Рукопись депонирована в ИНИОН РАН № 505 от 13.07.1995.

156.Разумихина Г.П. Мир семьи. - М.: Просвещение, 1986. -208 с.

157.Ракова Л.В. Быт и культура городской молодёжи. - Минск: Наука и техника, 1989. -127 с.

158.Ратников В.П. Социальная защита и рыночные отношения. // Вест. Соц. Раб. 1993. - № 1. - С.64-70.

159.Ратников В.П. Социальная справедливость и рыночные отношения. // Вест. Соц. Раб. 1994. - № 1. - С.35-37.

71-360252 (2303x3445x2 tiff)

160.Ратников,В.П. Коллектив как социальная общность. - М., 1987.

161.Ренан Э. Жизнь Иисуса. Пер. с фр. - М.: Политиздат, 1991. - 398 с.

162.Реформы службы психического здоровья: проблемы и перспективы. - М., 1997,- 300 с.

163.Рисмен Д. Некоторые типы характера и общество. // Соц. исследов. 1993,- №3. - С.121-129; №5 - С. 144-151.

164.Роджерс Карл Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.: «Прогресс»-«Универс», 1994. - 480 с.

165.Романова Е.С., Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты. Генезис. Функционирование. Диагностика. - Мытищи: Из-во «Талант», 1990. - 144 с.

166.Рубинов А.З. Семья, одиночество, любовь. - М.: Сов. Россия, 1986. - 186 с.

167.Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М.: Педагогика, 1973. - 423 с.

168.Руденко И.П. Кратчайшее расстояние. - М.: Политиздат, 1989. - 358 с.

169.Румянцев O.K. Культурная сущность феномена отчуждения // Постижение культуры: Концепции, диску е., диалоги. - М., 1996. -Вып. 5-6.-С. 216-253.

170.Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. // Философ, науки. 1989.-С. 87100.

171.Сартр Ж.-П. Стена: Избранное произведение. - М.: Политиздат, 1992,- 480 с.

172.Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм. / Сумерки богов. Пер. - М.: Политиздат, 1989. - 398 с.

173.Семья: книга для чтения: Книга 1; / Сост. И.С. Андреева и A.B. Гулыга. - М.: Политиздат, 1990. - 346 с.

174.Семья: книга для чтения: Книга 2; / Сост. И.С. Андреева и A.B. Гулыга, - М.: Политиздат, 1990. - 527 с.

175.Сенсорные и сенсомоторные процессы / Под ред. Б.Ф. * Ломова.- М.: Педагогика, 1972. - 312 с.

176.Сенека Луцей Анней. Нравственные письма к Луцию. - М.: Наука, 1977. - 383 с.

177.Сергеев Б.Ф. Стать гением: от инстинкта к разуму. - Л.: Лениздат, 1991. - 220 с.

178.Симеонова Л. Человек рядом. Пер. с бол. - М.: Политиздат, 1989.- 159 с.

179.Слободчиков В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека. - М., 1995. - 180 с.

71-360253 (2291x3437x2 tiff)

180.Смоленцев Ю.М., Прохоровская Т.И. Особенности морального отчуждения. // Вестн. Моск. ун-та. 1995. - С. 48-55

181 Сознание личности в кризисном обществе. - М., 1995. - 96 с.

182.Соловьёв B.C. Собрание сочинений в 8-и тт. - СПб, 18941897 гг.

183.Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. Пер. с англ. - М.: Политическая литература, 1992. - 543 с.

184.Софокл. Трагедии. - М.: Худож. лит-ра, 1988. - 493 с.

185.Старшембаум Г.В. Любовь против одиночества. - М.: Знание, 1991.-64 с.

186.Тарасов A.A. Между нами мужчинами. - М.: Моск. рабочий, 1988. - 208 с.

187.Тейяр де Шарден П. Феномен человека. - М.: Наука, 1987.

188.Титаренко А.И. Антиидеи. Опыт социально-этического анализа. 2-е изд. - М.: Политиздат, 1984. - 478 с.

189.Тихонов Г.М. Антология одиночества: философский аспект // Простор. - Алма-Ата, 1996. - № 1. - С. 89-92.

190.Topo Г.Д. Уолден, или жизнь а лесу. Пер. с англ. - М.: Из-во Академии наук СССР, 1962. - 240 с.

191.Тоффлер Олвин. Смещение власти: знание, богатство и принуждение на пороге XXI века / Пер. Калькова В.Л. -М.: 1991. -32 с.

192.Тоффлер Олвин. Футурошок. Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1973. - 379 с.

193.Тоффлер Олвин. Эко-спазм. Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1976. - 100 с.

194.Тулина Н.В. Одиночество: ( Социал. - полит, аспект ) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12, Соц. - полит, исслед. - М., 1992. - № 3.-С. 51-58.

195.Углов Ф.Г., Дроздов И.В. Живём ли мы свой век. - М.: Мол. гвардия, 1983. - 239 с.

196.Узы брака, узы свободы / Сост. Т. Разумовская. - М.: Мол. гвардия, 1990. - 222 с.

197.Уотгс А. Психотерапия. Восток и запад. - М.: Изд-во «Весь мир», 1997. - 237 с.

198.Федотова В.Г. Духовное и душевное. - Рига, 1990. -160 с.

199.Фейдимен Д., Фрейгер Р. Теория и практика личностно-ориентированной психологии. - М.: «Три Л», 1996. - 208 с.

200.Фейербах Л. Избранные философские произведения. В 2-х томах. - М.: Госкомиздат, 1955. - 414 с.

201.Философия любви. 4.2. Антология любви. / Сост. A.A. Ивин, - М.: Политиздат, 1990. - 605 с.

71-360254 (2310x3450x2 tiff)

202.Философский энциклопедический словарь. - M.: Сов. Энциклопедия, 1983. - 840 с.

203.Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990. - 366 с.

204.Франк C.J1. Смысл жизни. // Вопросы философии, 1990. -№6,- с. 68-132.

205.Фрейд 3. Будущее одной иллюзии. / Сумерки богов. Пер. -М.: Политиздат, 1989. - 328 с.

206.Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. - М.: Наука, 1989.-455 с.

207.Фрейд 3. Психология масс и анализ человеческого «Я». // Диалог, 1990. -№ 12/- С.104-112.

208.Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. Пер. -М.: Республика, 1994. - 447 с.

209.Фромм Э. Бегство от свободы. - М.: Прогресс, 1990. - 269 с.

2Ю.Фромм Э. Иметь или быть? - М.: Прогресс, 1986. - 238 с.

211.Фромм Э. Искусство любить. Исследование природы* любви. -М.: Педагогика, 1990. - 157 с.

212.Фромм Э. Мужчина и женщина .- М.: Из-во «АСТ»,1998.-512 с.

213.Фромм Э. Психоанализ и этика. - М.: Республика, 1993. -414 с.

214.Хейли Дис. Необычайная психотерапия ( психотерапевтические техники Милтона Эриксона ). Ч. 1,2. - М.: 1986.- 172 с.

215.Хорни К. Женская психология. Восточно-европейский инс-т психоанализа. - СПб., 1993. - 420 с.

216.Хорни К. Невростеническая личность нашего времени. Самоанализ. - М., 1990. - 310 с.

217.Хьелл, Д. Зиглер. Теории личности.- СПб.: Питер, 1997. -700 с.

218.Человек в контексте глобальных проблем. Реф. сб. / Под ред. В.Е. Ермолаева. - М.: ИНИОН, 1989. - 138 с.

219.Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX в. - М.: Республика, 1995. - 528 с.

220.Человек один не может... Сборник / Сост. Агильдиев И.М. -М.: Сов. Россия, 1989. - 206 с.

221.Человек: Философские аспекты сознания и деятельности. / Под ред. Д.И. Широканова. - Минск: Наука и техника, 1989. - 206 с.

222.Чертков. Древнеримский философ Эпикур. - М.: 1911. - 96

с.

71-360255 (2308x3449x2 tiff)

223.Чистякова Т.Ю. Одиночество женщины среднего возраста как социальная проблема // Демографические процессы: вопросы изучения. - М., 1987. - С. 48-51.

224. Шаповалов В.Ф. Творчество. Борьба. Духовное одиночество // Веста. Моск. ун-та. Сер. 7, Философия. - М., 1992. -№6,- с.71-79.

225.Швалб Ю.М., Данчева О.В. Социокультурные истоки одиночества // Филос. и социол. мысль. - Киев, 1990. - № 9. - С. 117-130.

226.Швалб Ю.М., Данчева О.В. Одиночество: Социал.-психол. пробл. - Киев: Украина, 1991. - 270 с.

227.Швалб Ю.М., Данчева О.В. Феномен одиночества: культурно-историчесике формы // Филос. и социол. мысль. - Киев, 1990,-№8.-С. 89-94.

228.Шварц Т. От Шопенгауэра к Хейдеггеру. Пер. с нем. - М.: Прогресс, 1964. - 359 с.

229.Шерток JL, Р. Де Соссюр. Рождение психоаналитика от-Меслера до Фрейда. - М.: Прогресс, 1991. - 288 с.

230.Шкуратов В.А. Историческая психология. - М.: Смысл, 1997. - 505 с.

231.Шмелёв А.Г. Острые углы семейного круга ( психология обыденной жизни). - М.: Знание, 1986. - 96 с.

232.Шритнер М. Единственный и его собственность. Харьков: Основа, 1994. - 560 с.

233.Шопенгауэр А. О гении. -СПб.: 1899.

234.Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. - М.: Республика, 1992. - 448 с.

235.Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. Бхагавад-Гита как она есть. - М.: Изд-во «Бхактиведанта Бук Траст», 1984.-832 с.

236.Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. Источник вечного наслаждения. - М.: Изд-во «Бхактиведанта Бук Траст», 1986. - 896 с. *

237 .Энгельс Ф. О первоначальном христианстве. Сборник. -М.: Политиздат, 1983. - 48 с.

238.Эриксон Э. Детство и общество. - Обнинск: 1993. - 55 с.

239.Юнг К.Г. Приближаясь к бессознательному / Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. - М.: Наука, 1990.

240.Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. - М.: «Прогресс» - «Универс», 1996. - 336 с.

241.Юнг К.Г. Проблема души современного человека. // Философ, науки, 1989. - С. 114-126.

71-360256 (2289x3436x2 tiff)

242.Юнг К.Г. Архитип и символ. - М.: Ренессанс, 1991. - 304 с.

243.Ясперс К. Философская вера // Ежегодник философского общества СССР. -М.: 1990. - №7.- С.264-303.

1 .Atkinson G. The Effective Negotiator: A Practical Guide To The Strategies and Tactics of Conflict Bargaining. - L.:Quest, 1980.

2.Avruch K. (ed.) Conflict Resolution: Cross-Cultural Perspectives. -N.Y.: Greenwood Press, 1991.

3.Beck A. Cognitiv therapy and the emotional disordes. - N.Y., I.U.P. 1976. P. 50.

4.Behavioral and characterological attributional styles as predictors of depression and loneliness: review, refinement, and test / Anderson C.A., Miller R.S., Riger A.L. // J. of personality a. social psychology. - Wash., 1994. - Vol. 66, № 3. - P. 557-558.

5.Bellan R., Madsen R., Sullivan, Swidler A., Tipton S. Habits of the Heart. Individualism and commitment in American life/ P.L., 1986, p.. 55-56.

ö.Bercowich J. Social Conflict and Third Parties: Strategies of Conflict Resolution. - Boulder: Westview Press, 1984.

7.Berke J.H. The Tyranny of Malice: Exploring the Dark Side of Character and Culture. - N.Y.: Summitt Books, 1988.

8.Bishop T. Mediation Standarts. // Mediation Quarterly, 1987. -№4. -P.5-18.

9.Blake R. Managing Intergroup Conflict in Industry. - Houston, 1984.

10.Buhr M. Enzyklopedie zur bürgerlichen Philosophic in 19 and 20. Jahrhundert koln. 1988. S. 66.

11.Burton J., Sandole D. Generic Theory: The Basis of Conflict Resolution. //Negotiation Journal, 1986. - № 2. - P.333-344.

12.Calvin J. Works. - Philadelphia, 1936, vol l.p.771.

13.Clanton G. and Smith L.G. ( Eds ). Jealousy. - Lanham: Univ. Press of America, 1977.

14.Donohue W., Allen M., Burrell N. Communication Strategies in Mediation. - Mediation Quarterly, 1985.

15.Echoes of the baby boom and bust: Recent and prospective changes in living alone among elderly widows in the United States / Macunovich DJ., Easterlin R.A., Schaeffer C.M., Crimmins E.M. // Demography. - Wash., 1995. - Vol 32, № 1. - P. 17-28.

16.FarherL. The Faces of Envy// Review of Existential Psychology and Psychiatry. 1961.- V.6.- P.131-140.

71-360257 (2274x3426x2 tiff)

17.Fisher R.J. The Social Psychology of Intergroup and International Conflict Resolution. - New York, 1990.

18.Fisher R., Brown S. Getting Together: Building A Relationship That Gets To Yes. - Boston, 1988.

19.Gerstein L.H., Tesser A. Antecedents and responses associated with loneliness //J. of social a. personal relationships. - L. etc., 1987. -Vol. 4, № 3. - P. 329-363.

20.Hancock B.W. Loneliness: Symptoms a. social causes. - Lanham ets.: Univ. press of America, 1986. - XII, 112 p.

21.Hatfield E. and Walster G.W. The Social Psychology of Jealousy / Eds. Clanton G. and Smith L.G. Jealousy. - Lanham: Univ. Press of America. 1977. - P.91-100.

22.Van Kaam A. Living Creatively. - Lanham: Univ. Press of America. 1985.

23.Kaczmarek K. Rozumienie samotnosci i jej wychowawcze aspekty na przestrzeni epok // Studia edukacyjne. - Poznan, 1995. - № 1. -S. 57-75.

24.Kingsley D. Jealousy and Sexual Property / Eds. Clanton G. and Smith L.G. Jealousy. - Lanham: Univ. Press of America. 1977. P. 129-134.

25.Koch Ph.J. Solitude // J. of speculative philosophy. N. S. -University Park (Pa), 1990. - Vol. 4, № 3. - P. 181- 210.

26.Love, Loneliness and well-being // Sociology and Scial research. -Los Angeles, 1988. - vol.72, № 2. - P.106-117.

27.May R. Man's Seach for Himself. - N.Y., 1953, p. 26.

28. Von Miscs L. Socialism. - Indianapolis: Liberty Classics, 1981.

29.Moustakas. Loneliness and lone. Englewood Chiffs. N.Y.P. -H. 1972, p.20-21.

30.Neu J. Jealousy Thoughts / Eds. Rorty A.O. Explaining Emotions. - Berkeley: Univ. Press of California, 1980. P.425-663.

31.Nishet R. Envy / Nisbet R. Prejudices. A Philosophical Dictionary. Cambridge, Mass.: Harvard Univ. Press, 1982. P.107-109.

32.Pari'ott W.G. The Emotional Experience of Envy and Jealousy / Ed. Salovey P. The Psychology of Jealousy and Envy. - N.Y.: The Guiford Press, 1991. P. 3-30.

33.Puesman D., Glaser N., Denney R. The lonely crowd. A study of the changing American character. - N.Y., 1961.

34.Rawles J. A Theory of Justice. - Cambridge. Mass.: The Belknap Press of Harvard Univ. Press, 1971.

35.RokachA. The experience of loneliness: A tri-level model//J. of psychology. - Provincetown, 1988. - Vol. 122, № 6. - P. 531-544.

71-360258 (2293x3439x2 tiff)

36.Saklofske D.H., Yackulic R.A. Personality predictors of loneliness // Personality a. individual differences. - Oxford ets., 1989. -Vol. 10, № 4. - P. 467-472.

37.Salovey P. and Rodin J. The Differentiation of Social-Comparison Jealousy and Romantic Jealousy // J. of Pers. and Soc. Psychol. 1986. -V.50. - P.l 100-1112.

38.Scheler M. Das Ressentiment im Aufbau der Moralen // Scheler M. Abhandlungen und Aufsatze. - Bern: Frankeke Verlag. 1955. Band 3. S.33-147.

39.Schoeck H. Envy: A Theory of Social Behavior. - N.Y.: Harcourt. Brace and World, 1969.

40.Schwab R., Petersen K.U. Religiousness: its relation to loneliness, neuroticism and subjective well-being // J. for the sei. study of religion. - Storrs, 1990. - Vol. 29, № 3. - P. 335-345.

41. Slaughter M.M. [ Recensio ] // Columbia law rev. - N.Y., 1995 -Vol. 95, № 12. - P. 2156-2192. Ree. ad op.: Fineman M.A. The neutered mother, the sexual family and other twentieth century tragedies. % N.Y., 1995.-239 p.

42.Smith R.H. Envy and the Sense of Injustice // The Psychology of Jealousy and Envy / Ed. Salovey P. - N.Y.: The Guiford Press, 1991. P.79-99.

43.Spielman P.M. Envy and Jealousy: An Attempt at Clarification // Psychoanalytic Quarterly, 1971. - V.40. - P.59-82.

44.Stueve A., Rischer C. Scial net work and older women. -California. 1978. - p.22.

45.Suis J.M. Social Comparison: Theory and Ressearch // Social Comparison Processes / Eds. Suis J.M. and Miller R.L. - Washington, D.C.: Hemisphere Publishing Corporation, 1977. - P.l-29.

46.Titellman P.A. Phenomenological Comparison between Envy and Jealousy // J. of Phenomenological Psychology. 1982. - V.12. - P.189-204.

47.Varolins, Janina. I am myself alone. Acta Univ. Gothoburgemss. 1997. - 243 p.

48.Walton R. Managing Conflict: Interpersonal Dialog and Third Party Roles. - Mass., 1987.

49.« What a friend...» : Loneliness as a motivator of intrinsic religion / Bums Ch.T., Batson C.D., Altstaedten M., Stephens K. // J. for the sei. study of religion. - Wash., 1994. - Vol. 33, № 4. - P. 327-334.

50.Whitet-hui-st R. N. Jealousy and American Values / Eds. Clanion G. and Smith L.G. Jealousy. - Lanham: Univ. Press of America. 1977. P.136-139.

71-360259 (2296x3441x2 tiff)

Авторефераты диссертаций.

293 .Белякова Н.В. Роль социального обособления в развитии личности: Автореф. дис. ... канд. филос. наук / Тюм. гос ун-т. -Тюмень, 1987. - 16 с.

51.Куртиян C.B. Одиночество как социальное явление: Автореф. дис. ... канд социол. наук / Ин-т молодёжи. Дис. Совет Д-150.01.03.-М., 1995.-20 с.

52.Пузанова Ж.В. Одиночество и общение: ( Филос. - социол. аспект ). Автореф. дис. ... канд. филос. наук. / Рос. ун-т дружбы народов. - М., 1995. - 16 с.

53.Старовойтова Л.И. Одиночество: социально-философский анализ: Автореф. дис. ... канд. филос. наук / Моск. гос. социал. ун-т. Каф. философии. - М., 1995. - 27 с.

54.Тихонов Г.М. Феномен одиночества: опыт философско-социологического анализа: Автореф. дис. ... канд филос. наук / Урал. гос. ун-т им. A.M. Горького. - Екатеринбург, 1992. - 19 с.

299.Черепухин Ю.М. Социальные проблемы мужского одиночества в условиях крупного города: Автореф. дис. ... кан. социол. наук / РАН. Ин-т социологии. - М., 1995. - 24 с.

■V

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.