Одиночество как феномен индивидуальной и социальной жизни тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Мазуренко, Елена Александровна

  • Мазуренко, Елена Александровна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2006, Архангельск
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 186
Мазуренко, Елена Александровна. Одиночество как феномен индивидуальной и социальной жизни: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Архангельск. 2006. 186 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Мазуренко, Елена Александровна

Введение

Глава 1. Проблема одиночества в истории философии

1.1. Специфика понимания одиночества в философии

Древнего мира

1.2. Трансформация философского видения одиночества в Европе Средневековья и эпохи Возрождения

1.3. Изменение взглядов на одиночество в процессе развития представлений о личности в Новое время

1.4. Развитие теории одиночества в экзистенциализме

Глава 2. Институализация одиночества в современной социально-философской науке

2.1. Становление категориального аппарата теории одиночества

2.2. Социальные и личностные функции одиночества в современном мире

2.3. Типы одиночества и социальные условия их формирования

Глава 3. Индивидуальные особенности и социальные детерминанты переживания одиночества

3.1 Влияние возрастных особенностей на формирование индивидуального отношения к одиночеству

3.2 Переживание одиночества в уединении. Сущностные отличия понятий «одиночество», «уединенность», «единственность».

3.3 Социальные противоположности: общение и одиночество. Возможности взаимного дополнения.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Одиночество как феномен индивидуальной и социальной жизни»

Актуальность темы исследования

Одиночество является одной из наиболее актуальных проблем современного общества. Это не только сложный феномен индивидуальной жизни человека, но и важнейшее общественное явление, требующее регулярного психологического, антропологического и социально-философского осмысления. Только при наличии широкого междисциплинарного подхода возможно точное понимание феномена одиночества, его трансформации в современном мире и прогнозирование воздействия на мир будущего.

Ценность социально-философского осмысления одиночества заключается в акцентировании внимания на значимости данного феномена для человека и общества. Опасность понимания его только как индивидуального феномена заключается в том, что при этом игнорируются ситуации и причины, при которых одиночество возникает и ощущается человеком. Тем самым не учитывается множество динамических факторов, непосредственно связанных с сущностью одиночества как явления социального. С другой стороны, чрезмерное внимание к социальным проявлениям одиночества без учета его значимости для внутреннего мира человека может привести к недопониманию важнейших личностных функций одиночества.

Большинство исследований одиночества в современной науке ограничено рамками социальной психологии и социологии. Поэтому одиночество традиционно понимается как негативное эмоциональное переживание в социальной изоляции от других людей, как социальное явление, распространяющееся с появлением мегаполисов, увеличением социальной мобильности населения, кризисом семейных отношений.

Одиночество является понятием, жизненный смысл которого кажется доступным. Однако такая ясность обманчива, а понимание обыденно, поскольку феномен одиночества наполнен противоречивым философским содержанием, представляющим трудность для рационального анализа.1

В современном обществе практически отсутствует позитивное отношение к одиночеству. Сугубо психологическое понимание данного явления, как болезненного эмоционального состояния, привело к нивелированию ценности одиночества как индивидуального феномена, имеющего решающее значение для самосознания и самопознания личности, оказывающего влияние на формирование навыков конструктивного взаимодействия с обществом, влияющего на развитие способности к истинному общению, к истинному человеколюбию.

Негативные социальные последствия переживания одиночества, такие как депрессия, суицид, агрессия, девиантное поведение и другие формы социальных деформаций, имеют своей причиной не собственно одиночество, а неспособность его переносить и использовать. Активное социальное взаимодействие в современном обществе не удовлетворяет потребность человека в близком общении, необходимом для преодоления негативных переживаний одиночества.

Такие значимые индивидуальные потребности, как чтение, размышление, созерцание в массовом сознании считаются редкостью, странностью. Современное общество стремится контролировать не только социальное поведение человека, но и его внутреннюю жизнь. Осуществляется это, в частности, с помощью ограничения возможности мыслить в одиночестве. Принятые способы поведения, готовые нравственные оценки, а, по сути, - отсутствие всяких нравственных ограничений, социальные стереотипы, транслируемые современным обществом, привели к формированию огромной массы людей одинаковых и легко управляемых в своей «одинаковости». Именно поэтому пребывание наедине с собой для многих представителей современного поколения не имеет смысла, а одиночество пугает.

Покровский Н Е. Человек, одиночество, гуманизм//Лабиринты одиночества - М : Прогресс, 1989 - С 8

Социальные процессы, призванные оптимизировать и облегчить жизнь человека, в конечном итоге, приводят к нивелированию ценности отдельной личности. Индивидуальности стираются, снижается возможность «обмена» как обогащения при общении с другими людьми. Соответственно снижается ценность самого общения, качество заменяется количеством. Это приводит к социальной изоляции, аномии, отчуждению, причинами которых являются страх одиночества и стремление избежать его любым путем.

Тема исследования актуализируется необходимостью привлечения внимания к угрожающей стандартизации современного общества, к опасности интеллектуальной деградации. Возможность преодоления сложившейся ситуации видится, в том числе, в изменении социального отношения к одиночеству. Борьба с негативными последствиями одиночества должна начинаться не с искоренения одиночества как такового, а с формирования нового отношения к нему. Большое значение имеет социально-философский подход, который дает возможность выявить значимые личностные и социальные функции одиночества, определить отличительные особенности социальных модусов одиночества, таких как несвоевременность, покинутость, непонятость. Это позволит увидеть истинные причины социальных аномалий и снизить риск их возникновения.

Одиночество представляет собой сложнейшее социальное явление, требующее междисциплинарного анализа. Изучение данного феномена и аспектов его взаимосвязи с асоциальным поведением необходимо, но это является прерогативой психологии и социологии. Взаимосвязь суицидального поведения и одиночества, например, уходит своими корнями в область психопатологии. Это медицинская проблема, которая достаточно серьезна и имеет обширную базу исследований. В рамках избранного подхода мы не будем рассматривать одиночество как патологическое эмоциональное переживание.

Современная философская научно-справочная литература не дает определения одиночеству. Однако история гуманитарной мысли показывает, что философия всегда признавала ценность одиночества. Проблема заключается в том, что определения, которые используются, носят сугубо психологический характер и отражают только негативные характеристики исследуемого явления. Таким образом, существует потребность в определении одиночества, отражающем его философское содержание.

Современная социальная реальность отличается тем, что возможности человека обрести себя и свой внутренний мир, сдерживаются тиранией общественного, анонимностью, безликостью отношений, пропагандой опасности одиночества. Таким образом, «современное общество похищало и похищает нас у нас самих», - считает В.А. Кувакин, аргументируя собственный гуманистический взгляд на мир и человека.

На самом же деле, такое гуманизированное, окрашенное человечностью чувство, такое осознание своей неповторимости, особенности как одиночество, является не только мощнейшим внутренним стимулом к самопознанию и творчеству, но и катализатором стремления к истинному общению, а не просто акту коммуникации. Именно поэтому изучение с позиции социальной философии отличительных особенностей одиночества как индивидуального феномена и социального явления, исследование социальных характеристик истинного общения, поможет транслировать в общество новое отношение к одиночеству и раскрыть возможности взаимного дополнения одиночества и общения.

Степень разработанности проблемы

Отношение к проблеме одиночества в ходе исторического развития человечества определялось различными обстоятельствами. Во-первых, социокультурными условиями, включающими развитие науки, доминирующее мировоззрение, экономические условия в тот или иной период. Во-вторых, личностными факторами, поскольку существует зависимость понимания одиночества от индивидуальных черт авторов. И, в

2 Кувакин В А. Твой ад и рай человечность и бесчеловечность в человеке. - СПб : Алетейя, М : Логос, 1998 -C.I45. третьих, принадлежностью к какому-либо направлению гуманитарной мысли, формирующему определенную точку зрения на одиночество.

В многообразии научных подходов, составляющих базу для формирования современных знаний об одиночестве как индивидуальном и социальном явлении, можно выделить несколько групп источников.

Первая группа включает труды тех мыслителей в истории философии, чьи размышления, так или иначе, касаются одиночества и отражают отношение к данному феномену. Ценность этих работ определяется тем, что, несмотря на принадлежность к различным философским направлениям, они включают как общие, свойственные каждому времени особенности одиночества, так и индивидуальные отличия, обусловленные жизненной ситуацией и субъективной позицией каждого автора.

Размышления Платона, Аристотеля, Эпиктета, Сенеки, М. Аврелия, Конфуция отражают понимание одиночества древними мыслителями.

Средневековая позиция в отношении одиночества, окрашенная религиозными убеждениями автора, наиболее ярко представлена в работах Августина Аврелия (Блаженного).

Новое восприятие человека мыслителями эпохи Возрождения отражается и на отношении к одиночеству, на понимании его предназначения. Новый смысл пребывания наедине с собой обнаруживается в творчестве таких мыслителей, как Д. Алигьери, Ф. Петрарка, К. Салютати, JI. Бруни, Дж. Манетти.

Изменение взглядов на одиночество в процессе формирования понимания новоевропейской личности прослеживается в работах Н. Макиавелли, М. Монтеня, Б. Паскаля. Кроме того, антропологическая мировоззренческая ориентация Л.Фейербаха, положившего начало новому пониманию «Ты» имела большое значение для осознания ценности одиночества в процессе перехода к Новому времени.

Идея творческого уединения, провозглашенная представителем трансцендентализма Г.Д. Торо, впервые показала человеку возможность свободного выбора одиночества для активизации творческих сил личности.

Ценность единичного человека с его ответственностью и огромными возможностями познания через собственную единичность провозглашает датский теолог и философ С. Къеркегор. С работ этого философа начинается экзистенциальная традиция, наиболее полно и глубоко раскрывшая смысл и назначение одиночества, кроме того, наиболее ясно выразившая собственное понимание одиночества, как изначального и неизбежного положения человека в мире. Экзистенциальная направленность в понимании одиночества представлена в истории философии работами А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, Ж.П. Сартра, М. Бубера, Н.А. Бердяева.

Для XX века характерно нарастание отрицательного отношения к одиночеству. Эта позиция отражена в работах социального философа и психолога Э. Фромма. Патологическое одиночество, изучалось и другими представителями неофрейдизма, например, Ф. Фромм-Рейхман. Однако в данном диссертационном исследовании это направление не рассматривается, поскольку особенности переживания одиночества, имеющего причиной психические расстройства или другие нарушения, не соответствует выбранному ракурсу работы.

Следующая группа источников - это работы, отражающие трансформацию социально-философской и культурологической мысли, оказавшие значительное влияние не развитие теории одиночества в ракурсе данного диссертационного исследования. К ним относятся научные воззрения, изложенные в исследованиях зарубежных мыслителей (X. Ортега-и-Гассета, П. Тиллиха, В. Виндельбанда, X. Хофмайстера, Э. Левинаса, Ж. Липовецки, Н. Элиаса, Р. Сеннета, Г. Лукача), отечественных философов (И.А. Ильина, В.В. Розанова, А.Ф. Лосева, Э.В. Ильенкова, М.К. Мамардашвили), современных отечественных социальных философов (А.А. Гусейнова, В.В.Бибихина, К.Х. Момджяна, B.C. Барулина,

В.А. Кувакина, В.В. Васильковой, И.Т. Касавина, П.С. Таранова, Г.С. Батищева, А.Ю. Агафонова, В.Н. Карандашева). Кроме того, большой вклад в понимание сущности феномена одиночества как социокультурного явления внесли работы по истории философии и культуры (А.В. Гулыги, П.Гайденко, Л.М. Баткина, А.Я. Гуревича, А.А. Велика).

Авторами современных обобщающих публикаций по проблеме одиночества являются И.С.Кон, Ю.М. Швалб, О.В. Данчева, В.И. Лебедев, Н.П. Романова, А.С. Гагарин. Серьезный вклад в разработку проблемы одиночества внесли современные мыслители: Н.В. Хамитов - представитель психоаналитической философии («Одиночество женское и мужское», «Метафизика человека»), Н.Е. Покровский - автор одной из первых значительных работ по изучению взаимосвязи одиночества и аномии, Ж.В. Пузанова, представляющая современное социологическое направление в исследовании одиночества, С.В. Куртиян, Л.И.Старовойтова, изучавшие социальные характеристики одиночества. Кроме того, экзистенциально-герменевтический анализ одиночества дан в работе Д.В. Гарбузова. Исследование таких экзистенциалов человеческого бытия, как одиночество, страх, смерть, предпринято в работе А.С. Гагарина. Изучение одиночества в контексте соотношения индивидуального и общественного представлено в работе О.Ю. Порошенко. Анализ одиночества как духовного состояния социальных субъектов осуществлен в исследовании И.А. Уследовой. Онтологический подход к изучению одиночества изложен в работах А.В. Нечаева, А.П. Глазкова, современный феноменологический подход отражен в исследовании В.А. Сакутина.

Важными для понимания возрастных характеристик переживания одиночества являются психологические и педагогические исследования. Это теории общих возрастных особенностей (В.В. Зеньковского, Е.Е. Рогова, Г.С. Абрамовой, Г. Шихи). А также исследования одиночества в подростковом и юношеском возрасте, рассматриваемые в работах И.С. Кона, Э. Эриксона, О.Б. Долгиновой, Н.А. Николаевой, С.В. Малышевой,

В. Киселевой, Л.П. Еньковой, Л.А. Карнацкой, Н.В. Перешеиной, Г.Р. Шагивалеевой; изучение социальных и психологических причин одиночества в старости, представленное в исследованиях О.В. Левиной, М. Ермаковой, Л. Волковой, С.Г. Максимовой.

Большой вклад в изучение одиночества через взаимосвязь данного феномена с общением внесли М.С. Каган, Е.И. Головаха, Н.В. Панина, Е.Я. Мелибруда, Л.А. Ситниченко. Возможности психотерапии одиночества представлены в работах И. Ялома, А. Хараш, Ф.Г. Майленовой, Т.Л. Мышко; исследования семейных взаимоотношений и одиночества отражены в работах А.Ю. Жданова, Г.Ф. Дэйнеги, А. Алнашева; изучение особенностей переживания одиночества в зависимости от пола изложено в исследованиях А. Росс, Н.В. Самоукиной, Н.В. Хамитова, Ю.М. Черепухина, М.А. Давыдовой.

Социальные философы, подобно социологам, рассматривают феномен одиночества через призму социальных процессов и механизмов: через политические изменения в обществе как покинутость (Г.Д. Левин); через аномию как следствие изменения социальной структуры (Ж.В. Пузанова, В.И. Курашов); через социальную функцию личности нетипичной, «белой вороны» (Л.Г. Березова).

В современной научной литературе есть исследования, которые в контексте изучения других социально-философских проблем выходят на серьезный анализ одиночества. Косвенно затрагивает проблему одиночества, изучая внутренний мир человека, А.А. Миголатьев; понимая человека, как частицу Космоса, Т.Ф. Яркина; изучая природность и социальность человека, А. Гусейнов, Н. Новинская, Е.Н. Панов; исследуя особенности человеческого общества, Ю. Кожевников.

Следует отметить, что на современном этапе как отечественные, так и зарубежные исследования одиночества изложены, в основном, в научных статьях. Классические зарубежные подходы к изучению проблемы одиночества представлены в хрестоматийном сборнике «Лабиринты одиночества» под редакцией Н.Е.Покровского. Данный сборник имеет монографическую целостность, поскольку работы зарубежных авторов не только объединены единой проблематикой, но имеют структурное и логическое единство. В сборнике представлены классические психологические, социологические и социально-психологические теории одиночества: исследования психодинамического направления Дж. Зилбурга, Г. Салливана, Ф. Фромм-Рейхман; интеракционистского направления Р.С. Вейса; экзистенциального направления К.Мустакаса, Фон Вицлебена; когнитивного направления Л.Пепло, Д. Перлмана, Дж. Янга; теоретико-системные модели одиночества Дж. Фландерса, феноменологические К. Роджерса, У. Садлера, Т. Джонсона, интимные В. Дерлеги, С. Маргулиса, а также социологические концепции одиночества К. Боумена, Д. Рисмена, П. Слейтера, М. Мид. В рамках перечисленных наук были предприняты наиболее настойчивые попытки классифицировать виды одиночества, определить понятия «одиночество», «изоляция», «уединение», «аномия».

Серьезный вклад в изучение проблемы одиночества вносят работы западных исследователей, которые переведены на русский язык при подготовке данной диссертации. В частности серия научно-практических работ канадской исследовательницы Эмми Рокач (Торонто). Изучение совокупности проявлений одиночества в различных жизненных ситуациях, а также серия кросс-культурных исследований одиночества совместно с учеными других стран, определяют научную ценность данных работ. Э. Рокач исследовала одиночество как социальное и эмоциональное отчуждение, изучала особенности переживания одиночества матерью в период вынашивания и рождения ребенка (A. Rokach, 2004). Совместно с Э. Рокач Н. Байер (N. Bauer, 2004) осуществила сравнительный анализ влияния возрастных и культурных различий на переживание одиночества чехами и канадцами; Т. Орзек (T.Orzeck, 2004) исследовала одиночество пожилых людей и особенностей его преодоления в североамериканской и португальской культуре.

Кроме того, большой интерес представляют работы К. Лонга и Д. Эврилла (C.-R. Long, J.-R. Averill, 2003) - немногие в современной литературе, посвященные ценностям уединения, а также статьи М.К. Ричад де Минзи и К. Сачи (М.-С. Richaud de Minzi, С. Sacchi, 2004), М. Маргалит (М. Margalit, 1999), Н. Тур-Каспа (Н. Tur-Kaspa, 1999), Т. Мост (Т. Most, 1999), Дж. Бернса (J. Burns, 1999), посвященные проблемам подросткового и юношеского одиночества. К этой же группе источников относятся работы, изучающие моральные основания выбора друзей (С. Гоэринг (S, Goerring, 2003)), и проблемы взаимоотношений в браке (Э.-М. Кейв (Е.-М . Cave, 2003)).

Объект исследования

Объектом исследования является одиночество как социально-философский феномен.

Предмет исследования

Предметом исследования являются социальные и личностные формы одиночества в современном обществе.

Цель и задачи исследования

Цель диссертационного исследования заключается в социально-философском осмыслении и определении понятия и функций одиночества в изменяющихся социальных условиях современного общества.

В работе ставятся следующие задачи:

1. Изучить трансформацию понимания одиночества в истории философской мысли.

2. Проанализировать основные концепции одиночества в философском, социологическом и социально-психологическом дискурсах и определить отличительные особенности философского подхода.

3. Синтезировать рабочую модель философского определения одиночества.

4. Сформулировать основные социальные и личностные функции одиночества в современном обществе, определяющие значимость феномена с социально-философской точки зрения.

5. Раскрыть влияние возрастных особенностей на формирование индивидуального отношения к одиночеству.

6. Выявить особенности переживания одиночества в ситуации уединения, определив сущностные отличия понятий «одиночество», «уединенность», «единственность».

7. Рассмотреть взаимообусловленность процессов общения и переживания одиночества.

Теоретические и методологические основы исследования

Проблема одиночества с ее многогранностью и сложностью проявлений в современном мире, поставила задачу целостного изучения одиночества как феномена индивидуальной и социальной жизни.

Методологической основой диссертации является совокупность социально-философских и социально-психологических подходов к изучению феномена одиночества, его социальных и личностных функций. В качестве методологической базы используется принцип диалектической взаимосвязи и взаимообусловленности одиночества как индивидуального феномена и социального явления. Применяемый в работе конструктивистский подход как понимание человека во взаимосвязи с другими людьми и обществом позволил рассматривать одиночество как явление социальное. Деконструктивистский подход помог выявить сущностные аспекты исследуемого феномена.

Кроме того, в ходе исследования использовался метод сравнительно-сопоставительного анализа различных точек зрения и подходов, дающий возможность проследить контекстуальную нагрузку понятия «одиночество» и конкретно-исторический подход, позволивший изучить трансформацию понимания исследуемого феномена в зависимости от социальных и культурных факторов.

Особенности предмета изучения обусловили междисциплинарный характер данного диссертационного исследования. Его основу составили системный и логический подходы. При изучении какого-либо явления социальной реальности междисциплинарный подход имеет особое значение, поскольку всякое социальное явление многогранно.

Информационную базу исследования составили положения и выводы, представленные в философской, социологической и социально-психологической мысли, что позволило рассмотреть исследуемый феномен во взаимосвязи его индивидуальных и социальных проявлений.

Научная новизна исследования

Научная новизна исследования заключается в междисциплинарном подходе к изучению одиночества как целостного, многомерного явления индивидуальной и социальной жизни.

1. Выявлена специфика философского подхода к одиночеству, заключающаяся, в отличие от социально-психологического и социологического понимания, в признании ценности и позитивности данного феномена.

2. Сформулированы важнейшие социальные и личностные функции одиночества в современном обществе, определяющие значимость феномена с социально-философской точки зрения.

3. Синтезирована рабочая модель философского определения понятия «одиночество».

4. Рассмотрена нетождественность понятия «одиночество» с понятиями «уединенность», «единственность», влияющая на понимание особенности переживания одиночества в уединении.

5. В ходе анализа возрастных особенностей переживания одиночества выявлены факторы, влияющие на формирование индивидуального отношения к данному феномену.

6. В научный оборот вводятся прежде не переведённые на русский язык источники, в которых дан анализ различных аспектов проблемы одиночества.

Теоретическая и практическая значимость исследования

Теоретическая значимость данного диссертационного исследования заключается в том, что в нем представлены актуальные для социальной философии концепции одиночества и его значения в современной социальной реальности. Сформулированные социальные и личностные функции данного феномена помогают понять важность одиночества для развития и сохранения личностной индивидуальности. Модель философского определения одиночества может применяться для дальнейшего анализа феномена в современной социальной философии.

Признание одиночества важнейшим явлением индивидуальной и социальной жизни, трансляция в современную реальность позитивного понимания одиночества может способствовать изменению социального отношения к данному явлению, снижению вероятности переживания его негативных последствий.

Материалы исследования могут быть использованы для преподавания курсов социальной философии, философской антропологии, социальной и возрастной психологии, социологии и т.д., а также при подготовке специалистов в области социальной работы, психологов, социологов.

Отдельные положения диссертации, касающиеся возрастных особенностей переживания одиночества, могут быть использованы для практической работы с определенными категориями людей, нуждающихся в помощи (подростки, пожилые люди, разведенные супруги и т.д.).

Апробация работы

Основные положения исследования изложены в научных публикациях автора. Результаты работы получили апробацию в материалах следующих научных конференций: «Россия на пороге XXI века: закономерности и проблемы развития» (Архангельск, 1998); «Личность и власть в российской истории» (Северодвинск, 2000); «Мир и Человек в философии и искусстве» (Архангельск, 2001) «Россия: Путь в XX век» (Архангельск, 2001); «Ломоносовские чтения» (Архангельск, 2001, 2004). «Проблемы культуры, языка, воспитания» (Архангельск, 2006).

Структура работы

Работа состоит из введения, трех глав (первая состоит из четырех параграфов, вторая и третья - из трех), заключения и библиографического списка.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Мазуренко, Елена Александровна

Заключение

Выбор направления и постановка проблемы данного диссертационного исследования, состоящая в социально-философском анализе одиночества как феномена индивидуальной и социальной жизни, являются значимыми для современного общества. В соответствии с поставленной целью, заключавшейся в философском осмыслении феномена и определении понятия и функций одиночества, появилось представление, что философское понимание одиночества отличается от социологического и психологического восприятия признанием данного феномена важнейшей характеристикой жизни человека, независимо от присутствия или отсутствия других людей. Кроме того, с точки зрения философии не вызывает сомнения ценность одиночества как творческого, активизирующего личностный рост начала. В данном диссертационном исследовании одиночество проанализировано как феномен, имеющий позитивные личностные функции, позволяющий человеку выйти из социально-вовлеченной позиции и получить возможность анализировать свой внутренний опыт.

В истории философской мысли можно выделить два этапа осмысления одиночества. Первый - это понимание одиночества как состояния, необходимого для погружения в свой внутренний мир, для познания мира через самосознание, для созерцательной деятельности. Состояние одиночества считалось значимым и необходимым только для избранных людей. Одиночество на первых этапах развития философской мысли не существовало ни как философская проблема, ни как общечеловеческое явление. Оно понималось только как фактическое состояние переживающего его человека, как явление сугубо индивидуальное. Для этого этапа, включающего периоды от древних веков до Нового времени, важны выводы, сделанные в отношении одиночества. Во-первых, понимание возможности внутреннего уединения независимо от уединения физического. Во-вторых, осознание важности одиночества для развития отношений с другими людьми. В-третьих, признание зависимости отношений с другими людьми от отношения к себе. В-четвертых, понимание важности причастности к природе для преодоления негативного переживания одиночества. В-пятых, возможность преодоления одиночества через слияние с божественным народом. В-шестых, обоснование причин боязни одиночества, определяемых «пустотой» внутреннего мира. В-седьмых, признание важности одиночества для активизации творческих сил личности.

Следующий этап в истории философии, связанный с новым пониманием одиночества, начинается с появления экзистенциальной позиции. Трактовка одиночества как переживания изначального и неизбежного, как общечеловеческого экзистенциала бытия, приводит к мысли, что в той мере, в какой человек ответственен за свою жизнь, он одинок. Пока человек идентифицирует себя с коллективом, с обществом, он не осознает возможности и ответственности индивидуального действия, он не боится, не ощущает одиночества, но он и не свободен. Как только человек осознает свою отдельность, особенность, неповторимость, он осознает собственное одиночество.

Для осознания философской ценности исследуемого феномена важно, что в экзистенциальном понимании одиночество является базовой основой для переживания других пограничных ситуаций, таких, как рождение и смерть. Суть проблемы одиночества, поднятой и не решенной в философии экзистенциализма, заключается не в том, что современные люди не имеют коммуникативных навыков или достаточного количества социальных связей, а в том, что люди не видят смысла в пребывании наедине с собой, боятся той скуки, пустоты, которая окружает их в одиночестве. Стремление избежать одиночества толкает человека к установлению социальных контактов, которые, по сути, являются лишь «коммуникационным коллекционированием». Подобное «общение» обостряет переживание одиночества в эмоциональной или социальной форме.

Именно поэтому особенности современной социальной реальности требуют не только переосмысления теоретических положений в отношении одиночества, но и практической трансформации социального и индивидуального отношения к данному феномену. С этой целью, в соответствии с поставленными задачами после обобщающего анализа существующих подходов к пониманию одиночества в данном диссертационном исследовании сформулирована рабочая модель философского определения одиночества.

Одиночество понимается как экзистенциальное состояние, возникающее вследствие осознания человеком своей отдельности, особенности, уникальности, неповторимости, предполагающее полную и осознанную ответственность за свою жизнь, определяющее степень внутренней свободы личности, выводящее человека за пределы собственного «Я», обращающее к миру, расширяющее круг его интересов и позволяющее самому определять меру и границы собственной самореализации.

С целью конкретизировать значение исследуемого феномена для личностного развития и его назначение в общественной жизни, в диссертации, в соответствии с поставленной задачей, сформулированы основные личностные и социальные функции одиночества. Во-первых, одиночество способствует формированию необходимых личностных качеств. К ним относятся устойчивость внутренней жизни к внешним воздействиям, умственная оригинальность, стремление к самодостаточности, милосердие, любовь к людям через любовь к себе. Вышеперечисленные качества повышают не только жизненную самоценность личности, но и ее социальную привлекательность и помогают избежать социальной изоляции. Во-вторых, формирование и сохранение личностной индивидуальности через момент одиночества противостоит угрожающей стандартизации современного общества. В-третьих, одиночество способствует развитию и накоплению интеллектуального богатства человечества, так как является наилучшим условием для интеллектуальных открытий. В-четвертых, одиночество участвует в регуляции отношений между людьми, осуществляя избирательный контроль доступа к личности. В-пятых, одиночество является внутренним барьером, позволяющим сохранить определенную информацию о внутреннем мире человека, которая может помешать взаимоотношениям с другими людьми.

Социально-философское осмысление существующих теорий одиночества позволило сделать следующие выводы. Во-первых, существует разграничение собственно одиночества как изначального состояния человека, как возможности общаться с самим собой, как позитивного самоощущения (ощущение истинного или первичного одиночества) и социальных проявлений одиночества, стремлений избежать этого переживания любым путем (состояние суеты одиночества или вторичное одиночество). Именно с этой позиции становится возможным позитивное восприятие феномена одиночества и конструктивное его использование. Во-вторых, с точки зрения философии, социальная детерминированность исследуемого явления проявляется в стремлении человека соответствовать ожиданиям окружающих людей в ущерб внутреннему миру личности. В-третьих, существуют социальные факторы, влияющие на формирование у человека отношения к собственному переживанию одиночества. К числу этих факторов относятся процесс социализации, процесс воспитания, влияние СМИ и конкретных жизненных ситуаций. Кроме того, дополнительной характеристикой понимания одиночества становится фактор необходимости доверительных отношений в ситуации межличностного общения, поскольку только такое общение помогает преодолеть негативное переживание одиночества.

Социально-философский анализ основных классификаций одиночества, социальных условий формирования типов одиночества и значимости их для современного общества, привел к выводу, что одиночество, понимаемое как особая форма самосознания человека, является феноменом, детерминированным культурными, социально-экономическими и политическими факторами. Реализация одиночества через его социальные модусы как одиночество - несвоевременность, непонятость, покинутость, отверженность, невостребованность, неподтвержденность - зависит от измерения переживаемого одиночества (божественного, культурного, социального, личностного).

Рассмотрены основные сущностные отличия объективного состояния изоляции от сопровождающего ее переживания одиночества. Приводится классификация типов изоляции, в основе которой положены критерии свободы выбора и возможности контроля человеком данного состояния (фактор добровольности/вынужденности), а также степени изолированности (фактор относительности/абсолютности). Одиночество - явление сложное и многоуровневое. Переживание одиночества одного человека может одновременно находиться в нескольких измерениях. Кроме того, существуют определенные различия в типах переживаемого одиночества, уровне переживаний, их интенсивности и продолжительности. Временная перспектива одиночества (преходящее, ситуативное, хроническое) позволяет предположить, что данный феномен становится непереносимым, когда человек переживает его хронически и в нескольких измерениях сразу. На индивидуальном уровне одиночество порождается потерей смысла бытия личности. На социальном уровне одиночество определяется как явление, сущность которого состоит в неудовлетворенности социальными и коммуникационными отношениями. Не каждая личность в состоянии найти в себе силы принять одиночество и позитивно его использовать.

Социально-философское осмысление процесса формирования индивидуального отношения к одиночеству в онтогенезе, изложенное в заключительной главе диссертационной работы, привело к выводу, что одиночество не одинаково важно для различных возрастных групп. Кроме того, отношение к одиночеству определяется системой взаимоотношений с близкими людьми в детстве, их эмоциональной насыщенностью и значимостью. Недостаточность семейных отношений в детстве транслирует во взрослую жизнь стремление к привязанности и эмоциональной зависимости, что определяет негативное отношение к одиночеству. Отношение к одиночеству мужчины и женщины в обществе различно. Если уединенная жизнь выбирается мужчиной, то общество более благосклонно относится к его выбору. Если это выбор женщины, ее обычно осуждает общественное мнение. За исключением тех случаев, когда одиночество социально оправдано (монашество, творчество и т.д.). Отношение общества к одиночеству женщины определяется ее социальной функцией - рожать и воспитывать детей. Именно поэтому отношение чаще негативное, осуждающее. Индивидуальное переживание одиночества менее выражено в тендерном поведении мужчин, учитывая требование неэкспрессивности, чем в тендерном поведении женщин.

Кроме индивидуальных особенностей, переживание одиночества определяется ситуациями, в которых оно происходит. В данной работе в качестве социальных детерминант одиночества рассмотрены: ситуация вне общества людей как добровольная, относительная изоляция (уединение) и ситуация переживания одиночества в обществе людей, в процессе общения.

Переживание одиночества в ситуации уединения характеризуется одним из главных факторов, определяющих позитивное отношение к одиночеству, - добровольным выбором человека. Понимание одиночества как сложного явления внутреннего мира потребовало выяснения его сущностных отличий от понятий «уединенность», «единственность». В ходе исследования выявлено, что в социальной науке ведутся дискуссии на эту тему. Однако данные термины не идентичны, поэтому сведение сложного феномена одиночества к переживанию только лишь уединенности не отражает всех его сторон. В частности, понятие «одиночество» включает такие конструкты, как «отдельность», «особенность», «неповторимость». «Уединенность» в этом смысле лишь благоприятное состояние переживания субъективно принимаемого одиночества. Главным отличием понятия «единственность» от понятия «одиночество» является завершенность, самодостаточность и обособленность «единственности». В то время как такое гуманизированное, окрашенное человечностью переживание, как одиночество, направляет человека к людям.

Выявленная в работе взаимозависимость человеческого общения и его качества от осознания и принятия человеком собственного одиночества, подтверждает, что одиночество как явление индивидуальной жизни и его социальные проявления неразрывно связаны друг с другом. Общение, являясь важнейшим компонентом человеческой жизни, представляет собой существование человека, выражающееся в различных формах взаимодействия людей и их воздействия друг на друга. Можно выделить наиболее важные функции общения, определяющие его значимость для человека. Во-первых, общение является способом самовыражения и самореализации человека. Во-вторых, дает человеку ощущение причастности к другим людям и поддержки. В-третьих, активизирует жизненные силы человека. В-четвертых, общение обеспечивает непрерывное информационно-духовное воздействие людей друг на друга. В-пятых, выступает сдерживающим фактором для глубинно-личностной информации.

Истинное общение характеризуется признанием самоценности личности, высокой степенью духовности отношений и предполагает взаимное самораскрытие. Осознание человеком собственного одиночества способствует налаживанию подлинного диалога с другими людьми, характеризующегося взаимной направленностью партнеров по общению. Монологичность как самоцентрированность, самоутверждение за счет другого человека снижают возможности человека наладить диалогическое общение. Кроме того, именно монологические люди нуждаются в постоянном подтверждении собственного существования другими людьми, испытывают привязанность и страдают от одиночества.

Таким образом, в современном обществе назрела актуальная необходимость формирования позитивного отношения к одиночеству, которая позволит избежать негативных последствий переживания социальной изоляции. Наиболее точно эту мысль выразила М. Мид: «Если бы пребывание в одиночестве можно было не связывать с тем, что от тебя отказались или что ты сам отказался от общения, и рассматривать такую ситуацию, как вполне характерное для человека и желанное состояние, мы бы уменьшили страдание от одиночества, которое нам навязывает общество».216 Немаловажную роль в формировании позитивного отношения к одиночеству играет социально-философский подход к изучаемому явлению. Кроме того, в этом смысле приобретает большое значение высшее образование, в особенности философские курсы и дисциплины. Чем более образован человек, чем выше его способность к рефлексии, тем спокойнее он относится к одиночеству и может позитивно его использовать.

216 Мид M Одиночество, самостоятельность и взаимозависимость в контексте культуры // Лабиринты одиночества - M , 1989. - С. 113.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Мазуренко, Елена Александровна, 2006 год

1. Агафонов А.Ю. Человек как смысловая модель мира. Пролегомены к психологической теории смысла. Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2000.-336с.

2. Августин А. Исповедь. СПб.: Азбука, 1999. - 393с.

3. Аврелий М. Наедине с собой. Размышления. Пер. с древнегреч. Под. Общ. Ред. А.В.Добровольского; примеч. Б.Б. Лобановского. К.: Collegium Artium Ing, Ltd. - Черкассы: РИЦ «Реал», 1993. - 336 с.

4. Алейникова О.С. Одиночество: философско-культурологический анализ: Дис. канд. филос. наук: 24.00.01. СПб., 2005. - 155 с.

5. Алнашев А. Прощай, одиночество. Семья зеркало Мироздания. -СПб.: Весь, 2004 (ГИПК Лениздат). - 255с.

6. Аристотель Никомахова этика. Философы Греции/ Пер. Нина Брагинская, М.: ЗАО «Издательство «Эксмо-Пресс»», 1997. С. 255с.

7. Аренд X. Vita active, или О деятельной жизни / Пер. с нем. И англ. В.В.Бибихина; Под ред. Д.М.Носова. СПб.: Алетейя, 2000 г. -437с.

8. Барулин B.C. Основы социально-философской антропологии М.:ИКЦ «Академ-книга», 2002. - 455 с.

9. Батищев Г.С. Найти и обрести себя, особенности культуры глубинного общения // Вопросы философии. -1995. №3. - С.103-129.

10. Баткин Л.М. Европейский человек наедине с собой. Очерки о культурно исторических основаниях и пределах личного самосознания. М.: Российск. гос. гуман. ун-т, 2000. - 1005с.

11. БеликА.А. Культура и личность. Психологическая антропология. Этнопсихология. Психология религии. -М.: РГГУ, 2001. 377с.

12. Бердяев Н.А. Я и Мир объектов. Опыт философии одиночества и общения // Философия свободного духа. М.: «Республика», 1994. - 480с.

13. Бердяев Н.А. Самопознание (Опыт философской автобиографии). М.: «Книга», 1991 -433с.

14. Бердяев Н.А. Судьба человека в современном мире// Новый мир, 1990-№1-с.207-232.

15. БерезоваЛ.Г. Нетипичная личность в историческом пространстве или эффект «белой вороны» // ОНИС. 1998. - №6. - с. 125-135.

16. Бибихин В.В. Другое начало. СПб.: Наука, 2003. - 430с. (Серия «Слово о сущем»).

17. Бибихин В.В. Узнай себя. СПБ.: Наука, 1998. - 577с. (Серия «Слово о сущем»).

18. БольновО.Ф. Философия экзистенциализма. СПб.: Лань, 1999. -224с.

19. Большой толковый психологический словарь: в 2хт. Т.1 (А-О)/ Пер с англ./ А. Ребер. ООО «Изд. ACT»; «Изд. «Вече», 2003. - 592с.

20. Бубер М. Два образа веры/ Пер. с нем.; под ред. П.С. Гуревича, С .Я. Левит, С.В. Лезова. М.: Республика, 1995. - 464с.

21. Бубер М. Я и Ты / Пер.с нем. М.: Высшая школа, 1993.-175с.

22. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. -216с.

23. Василькова В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем: (Синергетика и теория социальной самоорганизации). С-Пб.: Лань 1999. -480с.

24. Виндельбанд В. От Канта до Ницше: История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками. М.: Канон-пресс: Кучково поле, 1998. - 492с. - (Канон философии).

25. Виноградов В.В. Одиночество, одинокий, одиначество, одинакий // В.В. Виноградов// История слов / РАН/ Отв. Ред. Академик РАН Шведова Н.Ю. М.: 1999. -1138с. - с.947-948.

26. Всемирная энциклопедия: Философия / Гл. научн. ред. и сост. А.А. Грицанов. М.: ACT, Мн.: Харвест, Современный литератор, 2001. -1312с.

27. Габитова P.M. Человек и общество в немецком экзистенциализме. -М.: Наука, 1972.-222с.

28. Гагарин А.С. Экзистенциалы человеческого бытия одиночество, смерть, страх: От античности до Нового времени, историко-философский аспект: Дис. д-ра филос. наук: 09.00.03. - Екатеринбург, 2002. - 355с.

29. Гагарин А.С. Экзистенциалы человеческого бытия: одиночество, смерть, страх: от античности до нового времени. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2001.-372 с.

30. Головаха Е.И., Панина Н.В. Психология человеческого взаимопонимания. Киев: Политиздат, 1989.

31. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М. Наука, 1980.

32. Глазков А.П. Одиночество Dasein в "Бытии и времени" М. Хайдеггера: Дис. канд. филос. наук: 09.00.03. М., 1998. - 111 с.

33. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М.: Рольф, 2001. -416 с.

34. Гусейнов А. Что же мы такое? //Человек. 2001. - №2. - С.5-19.

35. Гуревич А.Я. Индивид на средневековом Западе. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОСПЭН), 2005. - 424с. (Серия «Российские Пропилеи»).

36. Давыдова М.А. Как преодолеть одиночество: Многообразие видов одиночества. Материнство как способ преодоления одиночества/ М.А. Давыдова, И.А. Агапова. М.: Айрис-Пресс: Рольф, 2001. - 285с.

37. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. -М.: «ТЕРРА» «TERRA». - М. 1995. -Т. 1. - 699с., Т.2. - 784с.

38. Демидов А.Б. Феномены человеческого бытия. Мн.: ЗАО Издательский центр «Экономпресс», 1999. - 180с.

39. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология: В 15 томах. Т.8: Социализация и образование. М.: ИНФРА - М, 2005. - 1040с.

40. Долгинова О.Б. Одиночество и отчужденность в подростковом и юношеском возрасте: Дис. канд. психол. наук: 19.00.07. -СПб., 1996. 166 с.

41. Долгинова О.Б. Изучение одиночества как психологического феномена // Прикладная психология. -2000. №4. - С.28-36.

42. ЕникеевМ.И. Общая, социальная, юридическая психология. Краткий энциклопедический словарь. М.: Юрид.лит., 1997. - 448 с. С. 127.

43. ЕньковаЛ.П. Взрослеющий миф, или Предчувствие// Вестник Гум-го ин-та ДВГМА. 2001. - Вып. 2. - С. 120-123.

44. Ермакова М. Одиночество // Социальное обеспечение. 2006. - №2. -С.36-37.

45. Жданов А.Ю. Брак с одиночеством: Кн. Для тех, кто разведен или думает о разводе. Архангельск: Изд-во АГМА, 1998. - 171с.

46. Задорожная О.В. Одиночество как проблема Европейской историко-пед. мысли: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01. Ростов н/Д, 2004. - 220с.

47. Зеньковский В.В. Психология детства / Отв. ред. и сост. П.В. Алексеев. М.: Школа-Пресс, 1996. - 336с.

48. Ильенков Э.В. Философия и культура: Сборник/ Вступ. Ст.А.Г. Новохатько. М.: Политиздат, 1991. - 462с. (Мыслители XX века).

49. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. В 2-х т. / Отв. ред. и авт. вступ. ст. И.Н. Смирнов. М.: ТОО «РАРОГЪ», 1993. - 448с.

50. Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. - 431с. (Мыслители XX века).

51. Каган М.С. Мир общения. Проблема межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 1988. - 319с.

52. Карандашев В.Н. Жить без страха смерти. М.: Смысл; СПб.: Питер, 2005.-336с.

53. Карнацкая Л.А. Подростковое одиночество // Вестник Гум-го ин-та ДВГМА.-2001. Вып.2. - С. 142-145.

54. Касавин И.Т., Щавелев С.П. Анализ повседневности. М.: Канон+, 2004. - 432с. (Современная философия).

55. Кирибаум Э.И. Смысл одиночества // Вестник Гум-го ин-та ДВГМА. -2001. Вып.2. - С.120-123.

56. Киселева В. Подростковое одиночество: причины и последствия // Воспитание школьников. 2003. - №6. - С.47-52.

57. Кожевников Ю. Социальный муравей. (Жизнь человеческого общества) // Свет. 2000.- №1. - С.6-7.

58. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984. - 335с.

59. Кон И.С. Дружба: этико-психологический очерк. М.: Политиздат, 1980.-255с.

60. Кон И.С. Возраст и возрастные категории// Психология возрастных кризисов/ Сост. К.В. Сельченок. Мн.: Харвест, 2000.

61. Кон И.С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. - 367с.

62. Конфуций. Луньюй. Изречения. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, Изд-во ЭКСМО-МАРКЕТ, 2000. - 464 е., (Серия «Антология мудрости»)

63. Кордуэлл М. Психология. А-Я: Словарь.Справочник/ Пер.с англ. К.С. Ткаченко. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. - 448с.

64. Кочемасов Г. Одиноки ли мы во Вселенной.(Человек и Космос) // Наука и религия. 2006. - №2. - С. 12-13.

65. Красова Е.Ю. Одиночество в контексте тендерных исследований// Гендерные отношения в России: история, современное состояние, перспективы: Материалы международной научной конференции. Иваново, 1999. -С.172-177.

66. Краткая философская энциклопедия. М.: Издательская группа «Прогресс» - «Энциклопедия». - 1994. - 576 с.

67. Кьеркегор С. Несчастнейший. Сборник сочинений. Второе издание. -М.: Библейско-богословский институт святого апостола Андрея, 2005. -376с. (Серия «Религиозные мыслители»).

68. Кьеркегор, С. Страх и трепет/ Пер. с дат. Комментарии Н.В. Исаевой, С.В. Исаева. -М.: Республика, 1993. -383с. (Библиотека этической мысли).

69. Кувакин В.А. Твой рай и ад: человечность и бесчеловечность человека (Философия, психология и стиль мышления гуманизма). СПб.: Алетейя: М.: Логос, 1998.-360с.

70. Кузнецов О.Н., Лебедев В.И. Личность в одиночестве// Вопросы философии. 1971. - №7. - С. 114-125.

71. Куртиян С.В. Одиночество как социальное явление: Дис. . канд. социол. наук: 22.00.04. -М., 1995. 145 с.

72. Лабиринты одиночества: Пер. с англ./ Сост., общ. ред. и предисл. Н.Е. Покровского. М.: Прогресс, 1989. - 624с.

73. Латур Б. Нового времени не было. Эссе по симметричной антропологии/ Пер. с фр. Д.Я.Калугина; Научн. ред. О.В. Хархордин. Спб.: Изд-во Европ. Ун-та в С.-Петербурге, 2006. - 240 с. (Прагматический поворот; Вып.1).

74. Лебедев В.И. Психология и психопатология одиночества и групповой изоляции. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 407с.

75. Левин Г.Д. Свобода и покинутость. Методологический анализ// Вопросы философии, 1997.-№1.-С.56-68.

76. Левина О.В. Одиночество в социально-генерационной структуре современного российского общества: геронтологический аспект: Дис. . канд. социол. наук: 22.00.04. Ростов н/Д, 2001. - 141с.

77. Левинас Э. Время и другой. Гуманизм другого человека. СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 1998. - 265с.

78. Липовецки Ж. Эра пустоты. Очерки современного индивидуализма / Пер. с фр. В.В. Кузнецова. СПб.: «Вл. Даль», 2001. -332с.

79. Лосев А.Ф. История античной эстетики: Итоги тысячелетнего развития: в 2-х кн. Кн.2 / Отв.редактор А.А. Тахо-Годи. М.: Искусство, 1994. - 604 с.

80. Лукач Г. Новое одиночество и его лирика // Душа и формы. Эссе. Пер.с нем./ Перевод и предисл. С.Н. Земляного, послесл. А.С. Стыкалина. М.: «Логос Альтера» «Eccehomo», 2006. - 264с.

81. Малышева С.В. "Образ Я" и представление о сверстнике у подростков, переживающих одиночество: Дис. к. пс. наук: 19.00.07. М., 2003. - 214 с.

82. Майленова Ф.Г. Два лика одиночества // Человек. 2002. - №»2. -С.129-135.

83. Максимова С.Г. Социальное положение одиноких лиц пожилого и старческого возраста в контексте проблемы адаптации в современных социально-экономических условиях// Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 1998. - №4. - С. 174-183.

84. Мамардашвили М.К. Лекции о Прусте. Психологическая топология пути. М.: Наука, 1995. - 309 с.

85. Мамардашвили М.К. Лекции по античной философии/ Под ред. Ю.П. Сенокосова. М.: Аграф, 1998. - 309с. - (Путь к очевидности).

86. Маркес Г.-Г. Сто лет одиночества. М.: Худ.лит. - 1989.

87. Мелибруда Е.Я. Я-Ты-Мы. Психологические возможности улучшения общения / Пер.с польск. М.: Прогресс, 1986. - 254с.

88. Миголатьев А.А. Проблема отчуждения человека // Соц.гум. знания. -1999. -№1. -С.71-83.

89. Миголатьев А.А. Человек его внутренний и внешний мир // Социально-политический журнал. - 1998. -№3. - С. 17-21.

90. Минеев В.В. Личность и лесбианский миф как отрицание одиночества, времени и смерти // Личность, творчество и современность: Сб.научн.тр./ Сиб.юрид.ин-т. 2000. - Вып.З - С.45-56.

91. Мертон Р.К. Социальная структура и аномия // Социальные исследования. 1992. -№3. - С. 104-114.

92. Момджян К.Х. Введение в социальную философию. М.: Высш.шк., КД «Университет», 1997. - 448 с.

93. Монтень М. Опыты. Избранные главы/Пер. с фр., Сост.,вступ.ст. Г.косикова; Примеч. Н. Мавлевич. М.: Правда, 1991. - 656с.

94. Монтень М. Избранное / Сост., вступ. ст., коммент. С.Д.Артамонова. -М.: Советская Россия, 1988. -416с.

95. Мышко Т.JT. Боль одиночества // Энергия: экономика, техника, экология. 2003. - №9. - С.69-72.

96. Немов Р.С. Психология: Словарь справочник в 2 ч. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 4.1. - 304с., 4.2. - 352 с.

97. Неумоева Е.В. Одиночество как психический феномен и ресурс развития личности в юношеском возрасте: Дис. . канд. психол. наук: 19.00.07. Тюмень, 2005. - 233с.

98. Ницше, Ф. Злая мудрость (Афоризмы и изречения): Пер. с нем./Сост.Журавлева Е.В. М.: Триада-Файн, 1993. - 240с.

99. Ницше Ф. Сочинения в 2 т./ Сост., ред. и авт. примеч. К.А. Свасьян. -М.: Мысль, 1990. -Т.1. 829с.; Т.2. - 829с. (Литературные памятники)

100. Ницше Ф. Несвоевременные размышления// Избранные произведения в 3 т. М.: Наука, 1994.

101. Ницше, Ф. Сочинения: в 2-х т.т./ Сост., вст.ст., примеч. К.А. Свасьяна; Пер.с нем. Г.А. Рачинского и др. М.: РИПОЛ - КЛАССИК, 1998. - Т.1 -831с.; Т.2 - 863с.

102. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Сборник: Пер.с нем. Харьков: Фолио, 1999.- 342с.

103. Новая философская энциклопедия: В 4 т./ Институт философии РАН, Нац. общ.-научн. фонд; Научно-ред. совет: преде. B.C. Степин, заместители преде.: А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин, уч.секр. А.П. Огурцов. М.: Мысль, 2001.-Т.З.-692с.

104. Новинская М.И. Поиск «новой социальности» (место человека в жизни общества XXI века) // Политические исследования. 1998. - №5. - С.59-78.

105. Николаева Н.А. Изолированность и одиночество в юношеском возрасте / Н.А. Николаева ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Оренбург, гос. пед. ун-т". Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2005.- 139с.

106. Одинокое человечество желает познакомиться. (Гл. тема) // Знание-сила. - 2004.-№ 11.-С.28.

107. Ожегов С.И. Толковый словарь Русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. 4-е изд., доп. М.: Азбуковник, 1999. - 944с., с.445, С.827.

108. Одиночество и свобода // Георгий Адамович. СПб.: Алетейя, 2002. -469с. (Собрание сочинений).

109. Онтология одиночества: рассуждения о природе человеческого одиночества / А. В. Нечаев; М-во образования и науки РФ, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Самар. гос. ун-т". Самара: Самар. ун-т, 2004.-281с.

110. Опенков М.Ю. Страх как антропологическая проблема// Духовность: современность и ретроспектива: Межвузовский сборник научных трудов. -Н.Новгород: НГПУ, 1995. 212 с. - С.90-98

111. Ортега-и-Гассет X. Человек и Люди// Дегуманизация искусства. Эссе о литературе и искусстве. Сб-к.пер.с исп. М.: Радуга., 1991. - С.439.

112. Ошо. Любовь, свобода и одиночество = Love, freedom and aloneness: Новый взгляд на отношения. СПб.: Весь, 2002, (ГИПК Лениздат). - 273с. -(Добрые вести).

113. Панов Е. Не добро человеку быть единому: психологическая проблема общения//Деловой мир. 1996,- 11-17 окт.-С. 10.

114. Панов Е.Н. Бегство от одиночества. Индивидуальное и коллективное в природе и человеческом обществе. М.: Лазурь, 2001. -637с.

115. Паскаль Б. Мысли. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, Изд-во ЭКСМО-МАРКЕТ, 2000. - 368с. (Серия «Антология мудрости»).

116. Перешеина Н.В. Особенности переживания одиночества в подростковом возрасте // Вестник Вятского гос.пед.ун-та. 2000. - №3/4. -с52-54.

117. Платон Горгий // Собрание сочинений в 4-х томах: Т.1./ Общ.ред. А.Ф.Лосева и др.; Авт.вступ.ст. А.Ф.Лосев; Примеч. А.А.Тахо-Годи; Пер.с древнегреч. М.: Мысль. - 1990. - 860 с. (Филос. Наследие). С.477-574.

118. Платон Пир // Собрание сочинений в 4-х томах: Т. 2./ Общ.ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, А.А. Тахо-Годи; примеч. А.Ф. Лосева и А.А. Тахо-Годи: Перевод с древнегреч. С.П.Маркиша. М.: «Мысль», 1993. - 528 с. (Филос. наследие). С.81-134.

119. Платон Федон // Собрание сочинений в 4-х томах: Т. 2./ Общ.ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, А.А. Тахо-Годи; примеч. А.Ф. Лосева и А.А. Тахо-Годи: Перевод с древнегреч. С.П.Маркиша. М.: «Мысль», 1993. - 528 с. (Филос. наследие). С. 7-80.

120. Покровский Н.Е. Одиночество и аномия: Философ, и теорет.-социол. аспекты: Дис. д-ра социол. наук: 22.00.01. М., 1996. - 296 с.

121. Попов С. Поиски внеземного разума в начале XXI века: взгляд скептика. (Одиноки ли мы во вселенной?) // Наука и жизнь. - 2006. - №4. -С.40-41.

122. Постмодернизм. Энциклопедия. Минск: Интерпресс сервис, Кн. Дом. -2001.-1040 с.

123. Психология. Словарь/ Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990. - 494с.

124. Психологический словарь/ Под.ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. -2-е изд., переработ, и доп. М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство ACT»: ООО «Транзиткиига», 2004. - 479с.

125. Психологическая энциклопедия. 2-е изд./ Про ред. Р.Корсини, А.Ауэрбаха. Спб.: Питер, 2003. - 1096 с.

126. ПузановаЖ.В. Одиночество и общение: Филос.-социол. аспект: Дис. канд. филос. наук: 09.00.11. М., 1995. - 127 с.

127. ПузановаЖ.В. Одиночество = Loneliness: (Опыт филос.-социол. анализа) / Ж.В. Пузанова. М.: Уникум Центр, 1998. - 85с.

128. ПузановаЖ.В. Одиночество и аномия // Тезисы докладов и выст. всероссийского социологического конгресса Глобализация и социальные изменения в современной России. М.: Альфа - М, 2006. - Т.5. - 183 с.

129. ПузькоВ.И. Экзистенциальный невроз как бегство от одиночества// Вестник Гум-го ин-та ДВГМА. -2001.- Вып.2 С. 153-158.

130. Ремке И. О достоверности внешнего мира для нас // Новые идеи в философии. Вып.6. - СПб, 1913. - С.66-98.

131. Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. М.: ТЕРРА -Книжный клуб; Республика, 1998. - 544с.

132. Рисмен Д. Некоторые типы характера и общество // Социологические исследования. 1993. - №3. - С. 121 -129; №5. - С. 144-151.

133. Рогова Е.Е. Возрастные кризисы и проблема одиночества / Е.Е.Рогова, Е.И. Рогов// Наука и образование. 2002. - №2 - С.93-94.

134. Розанов В.В. Уединенное // Сочинения /Сост., подгот. текста и коммент. A.J1. Налепина и Т.В.Померанской; Вступ. Ст. A.J1. Налепина. М.: «Советская Россия», 1990. - 592с., с 26-118.

135. Розанов В.В. Опавшие листья. Апокалипсис нашего времени. Статьи о русских писателях/ В.В. Розанов. М.: Слово/ Slovo, 2001. - 773с.

136. Розанов В.В.: pro et contra. Кн.1./ Сост., вступ.ст. и прим. В.А.Фатеева. -СПб.: РХГИ, 1995. 512с. - (Русский путь).

137. Романова Н.П. Одиночество: введение в проблему: монография. / Романова Н.П., Дробышевский B.C.; М-во образования Рос. Федерации, Моск. пед. ун-т. М.: МПУ, 2003. - 323 с.

138. Романова Н.П. Свобода, одиночество, право: религиоз.-филос. аспект / Романова Н.П., Дробышевский B.C.; М-во образ. Рос. Федерации, Читан, гос. техн. ун-т. Чита: Читан, гос. техн. ун-т, 2005 (РИК ЧитГТУ). - 245с.

139. Росс А. Как победить одиночество. Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 314с.

140. Рузова J1.А. Социально-философские аспекты проблемы одиночества в современном обществе // Проблемы гуманизации вузовского образования: Сб.научн. тр., Моск.гос.ун-т сервиса, Поволжский технолог.ин-т сервиса. -2000.-Вып.6.-С. 85-88.

141. Сакутин В.А. Ситуация как язык одиночества // Вестник Гум-го ин-та ДВГМА. 2001. - Вып.2. - С. 142-145.

142. Самоукина Н.В. Женское одиночество: Полноценная жизнь или страдание? М.: ACT: Астрель, 2004. - 250с.

143. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм это гуманизм. Сумерки богов/ Ж. П. Сартр. - М.: Политиздат, 1989. - 398 с.

144. Седов JI. Личность и общество в их взаимных отношениях в XIX веке// Вестник воспитания. 1901. - №8. - С. 17-43

145. Седов Л. Одиночество и общественность как факторы индивидуального развития // Вестник воспитания. 1900. - №8. - С.65-77.

146. Семечкин Н.И. Одиночество как эндемическое состояние цивилизованного сознания // Вестник Гум-го ин-та ДВГМА. 2001. - Вып.2. -С.145.

147. Сенека Нравственные письма к Луцилию // Древнеримская философия. От Эпиктета до Марка Аврелия: Сочинения/ Пер. с лат. и древнегреч. -Харьков: Фолио; М.:000 «Фирма издательство ACT», 1999. 832с. (Библиотека античной литературы).

148. Сеннет Р. Падение публичного человека/ Пер. с англ. О. Исаева, Е. Рудницкая, Вл. Софронов, К. Чухрукидзе. М.: «Логос», 2002. - 424с.

149. Ситниченко Л.А. Человеческое общение в интерпретациях западных философов. Киев: «Украина», 1990. - 224 с.

150. Словарь синонимов. Справочное пособие. Л.: Издательство «Наука», 1995.-c.648.

151. Смит Р. Человек между биологией и культурой // Человек. 2000. -№ 1. - С.25-36.

152. Социологическая энциклопедия: В 2 т. Т.2./ Национальный общественно-научный фонд/ Руководитель научного проекта Г.Ю.Семигин; Главный редактор В.Н. Иванов. М.: Мысль, 2003. - 863 с.

153. Спасибенко С.Г. Социальная идентичность человека // Соц.гум. Знания. 2000. - №1. - С.53-75.

154. Старовойтова Л.И. Одиночество: Соц.-филос. анализ: Дис. . канд. филос. наук: 09.00.11. М., 1995. - 126с.

155. Стрельцова Г.Я. Блез Паскаль./ Г.Я. Стрельцова. М.: Мысль, 1979. -176 с.

156. Струа М. Одиночество // Известия, 1967, № 190-193.

157. Суворов А.В. Отчуждение, человечество, личность // Свободная Мысль. 1993. - №16. - С.36-45.

158. Сутоцкая Е. Одиночество дело семейное// Химия и жизнь - XX век. -2006. -№2. -с.71.

159. Таранов П.С. Многоликая философия. Д.: Сталкер, 1998. - Т.2. 432 с.

160. Тиллих П. Мужество быть //Избранное: Теология культуры/ Пер. с англ. М.: Юрист. - 1995. - 479 с. - (Лики культуры).

161. Тихонова Е.В. Одиночество как этическая проблема человека в европейской культуре XX столетия: Дис. . канд. филос. наук: 09.00.05. -Саранск, 2002.- 151с.

162. Торо Г.-Д. Уолден, или жизнь в лесу. М.: Издательство «Наука», 1980.-390с.

163. Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, Русский двор, 1997. - 576с.

164. Тулина Н.В. Одиночество // Вестник МУ, социология и политология. -1992.-№3.

165. Уследова И.А. Социальное одиночество как духовное состояние социальных субъектов: Дис. д-ра социол. наук: 22.00.06. М., 1999. - 259с.

166. Фейербах Л. Избранные философские произведения/Общ.ред. и вст. ст. М.М. Григорьяна. М.: Гос.изд-во полит.лит., 1955. - Т. 1. 676 е., Т.2. 942 с.

167. Философский энциклопедический словарь/ Редколлег.: С.С.Аверинцев, Э.А.Араб-Оглы, Л.Ф.Ильичев и др. 2е изд. М.: Сов. Энц., 1989. - 815 с.

168. Философский энциклопедический словарь/ Ред.-сост.: Е.Ф. Губский, Г.В.Кораблева, В.А. Лутченко. М.: ИНФРА - М, 1999. - 576с.

169. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс. - 1990. - 366с.

170. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: Республика, 1994.-447 с.

171. Фромм Э. Бегство от свободы /Пер. с анг. Г.Ф. Швейника; общ.ред. и послесл. П.С. Гуревича. М.: Прогресс, 1989. - 272с.

172. Фромм Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1986. - 238 с.

173. Хамитов Н.В. Одиночество женское и мужское // Философия и психология пола. К.: Ника-Центр. - 2001. - 224с.

174. Хамитов Н.В. Философия человека: от метафизики к метаантропологии. К.: Ника-Центр, М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002. - 335с.

175. Хамитов Н.В. Освобождение от одиночества. М; Харьков; ACT: Торгсин, 2005.-415 с.

176. Хараш А. Вдвоем с самим собой. Краткое введение в психогигиену одиночества // Знание-сила. 1994. - №8. - С. 134-144.

177. Харви Э. Одиночество/ Пер. с англ. -СПб.: ХО "Библия для всех", 1998. 125с.

178. Харламенко Е. О примирении человечества с природой и самим собой// Диалог, 1996.-№7.

179. Хофмайстер, X. Что значит мыслить философски. СПб.: «Лань», 2000. - 512с. (Серия «Мир культуры, истории и философии»),

180. Хьелл Л. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). СПб.: Питер Пресс. 1997. - 608с.

181. Черепухин Ю.М. Социальные проблемы мужского одиночества в условиях крупного города: Дис. канд. социол. наук: 22.00.04. М., 1995. -197с.

182. Шагивалеева Г.Р. Одиночество и особенности его переживания студентами ССУЗ: Дис. канд. психол. наук: 19.00.05. Казань, 2003. - 169с.

183. ШвалбЮ.М., ДанчеваО.В. Одиночество: Социально-психологические проблемы/ Ю.М. Швалб, О.В. Данчева. Киев: Издательство «Украша», 1991.-c.270.

184. Шелер М. Положение человека в Космосе/ М. Шелер// Избранные произведения. М.: Гнозис, 1994. - 490с.

185. Шихи Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста/ Пер. с англ. СПб.: «Ювента», 1999. - 436 с.

186. Шкловский И.С. Проблемы современной астрофизики. М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1982. - 224 с.

187. Шопенгауэр А. Афоризмы и максимы/ Предисл. Ю. Перова. JL: Изд-во ЛГУ.- 1991.-288 с.

188. Шопенгауэр А. Избранные произведения/ Пер.с нем.; Сост.,авт.вст.ст. и прим. И.С. Нарский. Ростов н/Д: Феникс, 1997. - 542с.

189. Шопенгауэр А. Об интересном. (Сборник)/ Пер.с.нем.,Сост. Предисл. В.Г. Голобокова; Под.общ.ред. П.С. Гуревича. М.: Олимп: ACT., 1997. -425 с.

190. ШтирнерМ. Единственный и его собственность. Харьков: Основа, 1994.-560с.

191. Элиас Н. Общество индивидов / Пер. с нем. М.: Праксис, 2001. -336с. - (Серия «Образ общества»).

192. Эпиктет В чем наше благо? // Древнеримская философия. От Эпиктета до Марка Аврелия: Сочинения/ Пер. с лат. и древнегреч. Харьков: Фолио; М.:000 «Фирма издательство ACT», 1999. - 832с. (Библиотека античной литературы).

193. Эриксон Э. Детство и общество / изд.2-е пер. и доп./ Пер. с англ. -Спб.: ООО «Речь», 2000. 416 с.

194. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М. «Прогресс», 1996. -344с.

195. ЮнгК.Г. Проблемы души нашего времени. М.: «Прогресс», «Универс», 1994. - 336с.

196. Юрчук В.В. Современный словарь по психологии/ Авт. сост. В.В. Юрчук. - Мн.: Элайда, 2000. - 704с.

197. ЯковенкоС.И. Философия незамкнутости// Вопросы философии. -1996. №2. - С.41-50.

198. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия/Пер. с англ. Т.С. Драбкиной. М.: Независимая фирма «Класс», 2000. - 576с.

199. Яркина Т.Ф. Проблемы духовного мира человека на пороге ноосферной эпохи (современные представления о человеке как частице Космоса) // Педагогика. 1996. - №2. - С.40-47.

200. Burns, J. I am so Lonely// Campus Life; Jan/Feb 1999, vol.57, Issue 6, p. 12.

201. Cave, E.-M. Marital Pluralism: Making Marriage Saver for Love// Journal of Social Philosofhy, vol.34, No.3, Fall 2003, p.331-347.

202. Goerring, S. Choosing Our Friends: Moral Partiality and Value of Diversity// Journal of Social Philosofhy, vol.34, No.3, Fall 2003, p.400-413.

203. Long, C.-R., Averill J.-R. Solitude: An Exploration of Benefits of being Alone// Journal for the Theory of Social Behaviour, 2003, p.21-44.

204. Margalit, M, Tur-Kaspa H, Most T. Reciprocal nominations, Reciprocal regections and Loneliness among students with learning disorders// Educational Psychology, Mar. 1999, Vol. 19, Issue 1.

205. Rokach, A., Bauer. N. Age, Culture, and Loneliness among Czechs and Canadians// Current Psychology: Developmental. Learning. Personality. Social. -Spring 2004, Vol.23, No.l, pp.3-23.

206. Rokach, A. Loneliness Then and Now: Reflections on Social and emotional alienation in everyday life// Current Psychology: Developmental. Learning. Personality. Social. Spring 2004, vol.23, No.l, pp.24-40.

207. Rokach, A., Orzeck T. Coping with Loneliness in old Age: A Cross-Cultural Comparison// Current Psychology: Developmental. Learning. Personality. Social. -Summer 2004, Vol.23, No.2, pp. 124-137.

208. Rokach, A. Giving Life: Loneliness, Pregnancy and Motherhood// Social Behavior and Personality, 2004, 32(7), p.691-702.

209. Richaud de Minzi, M.-C., Sacchi C. Adolescent Loneliness Assessment// Adolescence, Vol. 39, No. 156, Winter 2004, pp. 701-709.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.