Духовное одиночество: опыт социально-философского исследования тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Нуреева, Рида Курбангалиевна
- Специальность ВАК РФ09.00.11
- Количество страниц 148
Оглавление диссертации кандидат философских наук Нуреева, Рида Курбангалиевна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ФЕНОМЕНА ОДИНОЧЕСТВА.
§ 1. Сущность одиночества: социально-философский аспект понятия
§ 2. Одиночество в свете проблем отчуждения и самоотчуждения человека.
ГЛАВА 2. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ (СНЯТИЯ) ДУХОВНОГО ОДИНОЧЕСТВА.
§ 1. Духовное одиночество как универсалия и императив культуры в фазе её эволюционной зрелости.
§ 2. Способы предупреждения и снятия духовного одиночества.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Одиночество как феномен индивидуальной и социальной жизни2006 год, кандидат философских наук Мазуренко, Елена Александровна
Социологическое измерение одиночества2009 год, доктор социологических наук Пузанова, Жанна Васильевна
Одиночество: философско-культурологический анализ2005 год, кандидат философских наук Алейникова, Ольга Сергеевна
Одиночество человека: философско-антропологическое осмысление проблемы2012 год, кандидат философских наук Рашидова, Тамила Ризвановна
Проблема одиночества в социальной философии XX века2011 год, кандидат философских наук Музашвили, Диана Зурабовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Духовное одиночество: опыт социально-философского исследования»
Актуальность диссертации обусловлена потребностью исследования феномена духовного одиночества, которое затрагивает самую суть человеческого бытия. Одиночество - феномен достаточно распространенный, многогранный и сложный. Он позволяет затронуть предельные основания человеческого бытия, трактовать себя одновременно в нескольких аспектах: социальном, психологическом, экзистенциальном. Духовное одиночество, рассмотренное в своем позитивном значении, выступает как нечто естественное, вытекающее из самой сущности человека и его существования. Не уяснив сущности одиночества как состояния разрыва социальных и духовных контактов между людьми и связанных с ними острых переживаний, невозможно разрабатывать программы дальнейшего социального и духовного развития человека и общества. Распространённая идея об «одиноком человеке», об «одинокой толпе» есть своеобразная попытка рационального преодоления одиночества, но, на наш взгляд, всё же требуется концепция, раскрывающая сущность одиночества и отчуждения человека в современном сложном мире.
В современной России, как и в других странах, одиночество сегодня распространено достаточно широко. Однако мы мало знаем о его природе, сущности, о путях преодоления, поскольку предметом научных изысканий оно стало совсем недавно. Одиночество испытывают люди, не только не имеющие семьи и близких. В реальной жизни состояние одиночества присуще достаточно значительному кругу людей, живущих в семьях, т.е. формально не одиноких, имеющих друзей, благоприятное окружение на работе. Социальное одиночество переживают люди, ощущающие, экономическое и социальное бессилие, чувствующие, что в самом расцвете лет оказались удаленными от принятия жизненно важных решений.
Страдающие одиночеством люди в с течением времени утрачивают с течением времени положительные человеческие качества, культурные, духовные ценности. Их одиночество может переходить в устойчивое духовное состояние, выражающееся в чувстве полного самоотчуждения. Последнее открывает путь к психическим расстройствам, к социальной деградации личности. Данная опасность обусловливает необходимость познания одиночества как феномена социальной и духовной жизни. А на основе познания - самого пути преодоления социального и духовного одиночества. Актуальность работы обусловлена необходимостью исследования процесса идентификации личности, благодаря которой человек осознаёт свою «инаковость» в отношениях с миром и учится противостоять миру. Только благодаря способности человека к идентификации возможно существование другого «Я». Но следует признать, что данная функция разумного существа нередко гипертрофируется и превращается в «демоническую» привязанность к самому себе, влекущую за собой обострённое чувство одиночества. Познание и преодоление социального, а тем самым и духовного одиночества направлены на сохранение и укрепление здоровья личности и общества, и уже только поэтому заслуживают внимания к себе как к социальной проблеме. Люди могут нормально жить, трудиться, развиваться и совершенствоваться только в духовно здоровом обществе. Пока же наше общество находится в состоянии духовного, нравственного кризиса. Его разрушают существующий социально-психологический климат, бездуховность и другие факторы (в том числе и одиночество).
Судя по показателям психического и духовного здоровья российского общества, его психологическое состояние находится на беспрецедентно низком уровне. За последние двенадцать лет в России стало в два раза больше психических заболеваний. По прогнозам врачей к 2020г. количество самоубийств может увеличиться в 1,5 раза, считают эксперты. В стране более 3,5 млн. наркопотребителей, увеличилась смертность в 12 раз среди подростков и в 42 раза среди детей. Такое позорное явление в России как социальные сироты, которых насчитывается уже более 1 млн. человек, является следствием алкогольной деградации и потери духовных ценностей.
С 90-х годов наша страна вступила в полосу острого демографического кризиса, который характеризуется ростом естественной убыли населения. За 10 лет население России сократилось на 1,7 млн. человек. Неутешительны прогнозы Госкомстата России: к 2016г. в России будет насчитываться 134 млн. жителей, что на 11,6 млн. меньше, чем сейчас. Такая ситуация еще длительное время будет оказывать дестабилизирующее воздействие на экономику и социальную сферу.'
Неблагоприятный социально-экономический, политический, культурологический фон, сложившийся в настоящее время, оказывает негативное влияние на социальное настроение общества, её сознательный и подсознательный уровни, на общественное сознание. Такие негативные факторы, как спад производства, диспропорции в структуре хозяйства, безработица, задержки зарплаты, мизерные пенсии, борьба различных ветвей власти, воздействие СМИ, дающих пугающую и часто отвлекающую от реального положения дел информацию, несовершенство законодательства, высокий уровень преступности, травмируют психику общества, индивида, личности, продуцируя изменения взглядов, установок, целей и смыслов жизни, усугубляя тревогу, фрустрацию, агрессию, одиночество.
Необходимо также отметить, что духовное одиночество (в отличие от социального одиночества) является необходимым условием собственного превозможения, особенно в духовной и творческой деятельности. Духовное одиночество составляет вечный фон и суть человеческого мира; оно часто приобретает значение великого стимула к иному и особенно в такой своей форме, как уединение, становится основанием человеческого мира, культуры, цивилизации.
1 Здравоохранение Российской Федерации на рубеже веков. Из доклада министра здравоохранения РФ Ю.Шевченко на Пироговском съезде врачей. // Медицинская газета. - 2001 г. - 9 июня, № 41.
При этом проблема одиночества сама по себе не была предметом углублённого рефлексивного анализа. Но данная проблема стала для многих философов XX века основой осмысления феноменов общественного бытия. Вероятнее всего, некоторые философы (например, Э. Гуссерль) оставляют проблему одиночества на периферии своего философского мировоззрения, поскольку их не оставляет чувство, что предрасположенность философской системы к субъективизму свидетельствует не о её силе, а о её слабости.
Сегодня резко увеличилось количество людей, которые уже в своей повседневной жизни руководствуются моделью одинокой личности и соответствующей ей системой ценностей, которые выдвигают в настоящее время на первый план одиночество как то, что наиболее пугает их в современных условиях. Уже один этот факт говорит о том, что мы имеем дело с очень серьёзной проблемой, требующей своего теоретического осмысления и разработки практических рекомендаций.
Социологи, политологи, социальные психологи и представители других общественных дисциплин отмечают, что у людей происходит размывание духовных потребностей и ценностей, смещение мотивации поведения в сторону физиологического вектора, удовлетворения чисто биологических, экономических потребностей. Поэтому способом «преодоления», «снятия» одиночества является не только обеспечение социальной, но и духовной защиты людей, защиты их «внутреннего мира», их экзистенции. Вместе с тем надо признать, что «духовное одиночество» стало отправным пунктом для мышления философов экзистенциальной ориентации, превративших трансцендентальное одиночество в символ своей веры.
Ведущим мотивом поведения и деятельности у людей становится сегодня обогащение любой ценой; деньги приобретают роль не только средства, но и цели всего существования. Вектор ценностных ориентаций смещается к ценностям эгоизма, расчётливости, конкуренции, индивидуализма, прагматического духа, что непременно ведёт к нарушению баланса ценностных ориентаций, к разрушению социальных и духовных потребностей и интересов. В результате меняется психическое и духовное здоровье, что находит своё проявление во многих состояниях общества, индивидуума, личности.
Отставание в развитии социальной и духовной сфер общественной жизни; неудовлетворительный уровень социальных потребностей - всё это приводит к дисгармонии общественных связей и отношений, а последние находят неадекватное своему месту и роли в социуме отражение в социальном настроении, сознании людей. Недооценка роли науки, образования, культуры в поступательном развитии общества, вторжение насилия в духовную жизнь через СМИ, культурное и идейное преобладание прагматического духа, потворство низменным инстинктам людей способствует росту духовного нигилизма, примитивизации духовных потребностей, размыванию нравственных жизненных приоритетов.
Российское общество в настоящее время постепенно утрачивает собственную духовную и культурную самобытность, перестаёт выступать носителем соборности, общинности, милосердия, сострадания, духовности, т.е. того склада жизни, который всегда противостоял одиночеству как проявлению отчуждения человека от общества и от самого себя.
Отчуждение человека от своей деятельности и опыта самопознания как главной её характеристики приводит к увеличению доли духовного одиночества, которое выступает не как субстанциальная форма уединения, а как определённая мера отчуждённой жизни. В принципе, данные моменты исследования отчуждения и самоотчуждения и обусловливают актуальность избранной темы исследования.
Степень научной разработанности проблемы. Системные представления об одиночестве как достаточно сложном социальном явлении стали складываться в начале XX века. При этом необходимо заметить, что тема одиночества в философских учениях Древнего мира часто либо вписывается в контекст рационалистических, либо иррационалистических доктрин. И всё же многие древние мыслители сходились в главном - в отрицании любой попытки универсализации одиночества, любой аргументации, опирающейся исключительно на логико-грамматические категории.
Раскрыть феномен духовного одиночества попытались представители «философии жизни» (Ф. Ницше, В. Дильтей и другие). Они истолковывали жизнь как непосредственное внутреннее, т.е. духовное, переживание, раскрывающееся в сфере исторического опыта духовной культуры. В их концепциях одиночество предстало как индивидуальная форма реализации жизни, но форма в то же время достаточно ущербная.
По мнению Г. Зиммеля, духовное одиночество, как индивидуальная форма реализации жизни, ущербно, поскольку оно перестаёт делать жизнь творческим процессом; духовная жизнь начинает разрушаться. Одна из основных заслуг Г. Зиммеля состоит в том, что он попытался «вписать» феномен одиночества в контекст исследования форм взаимоотношений между людьми.1 Он понимал жизнь как процесс, постигаемый главным образом во внутреннем переживании, т.е. интуитивно. Это переживание жизни объективируется, по его мнению, в многообразных формах культуры.
В отечественной философии (сочинения Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, Н.О. Лосского, Е.Н. Трубецкого, С.Л. Франка) обстоятельно анализировались такие универсалии, как дух, душа, духовность, душевность. Исследовались причины духовного кризиса, который рассматривался как существенная причина одиночества.2
С начала 70-х годов XX века тема одиночества стала предметом обсуждения в работах значительного количества философов и социологов. При этом был дан анализ моделей объяснения одиночества, которые
1 См.: Зиммель Г. Избранное. Т. 1. Философия культуры. - М.,1996. Избранное. Т. 2. Созерцание жизни. -М., 1996. - 607с.; Дильтей В. Введение в науки о духе. - М., 2000. - 214с.
2 См.: Бердяев Н.А. Самопознание (опыт философской биографии). - М.: Международные отношения, 1990; Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря. - М.: Республика, 1985. - 383 е.; Ильин И.А. Путь к очевидности. -М.: Республика, 1993.-431 е.; Франк С.Л. Сочинения. - М.: Правда, 1990.-608 е.; Франк С.Л. Предмет знания. Душа человека. - СПб.: Наука, 1995.-656 с. присутствовали в трудах М. Бубера, Э. Гуссерля, А. Маслоу, К. Роджерса, Ж.- П. Сартра, Э. Фромма, М. Хайдеггера, К. Ясперса.
Социологи (Д. Рисмен, К. Боумен, П. Слейтер, Э. Тоффлер и другие) интересовались прежде всего проблемами измерения одиночества, методиками проведения социологических исследований; они проводили многочисленные конкретные социологические исследования одиночества среди пожилых людей, студентов, женщин и других групп населения. Особенно популярной являлась концепция маргинальное™, наряду с ней учёные пытались подойти к проблеме одиночества, как к утрате индивидом социальных связей.
Социальные психологи (С. Гроф, М. Ленд, В. Франкл, К. Хорни) рассматривали одиночество как внутреннее специфическое переживание. Они обращались к проблеме протекания одиночества, к изучению форм его проявления, а также путей преодоления одиночества. При этом выделяется по меньшей мере три толкования: одиночество как сфера эмоциональных переживаний, одиночество как сфера сознания (самосознания или духа), одиночество как сложное состояние, овладевающее личностью целиком (чувствами, мыслями, поступками).
Вопрос об исследовании сущности одиночества обсуждается в течение почти целого столетия, но так и не нашёл своего целостного решения. Это во многом связано с тем, что одиночество имеет глубоко противоречивую природу: оно обладает негативной направленностью и в то же время -позитивной. Позитивная служит совершенствованию личности, проявлению её самосознания,1 а негативная - разрушению личности. Объединить одним понятием феномен, имеющий две противоположных направленности,-трудно. Поэтому в науке до сих пор нет общепринятого определения одиночества. Подавляющее большинство исследователей придерживается негативной направленности, но проблема тем не менее остаётся нерешённой. См.: Бердяев Н.А. Самопознание. - М., 1990. - С. 50; См. также: Ницше Ф. По ту сторону добра и зла // Он же. Сочинения в 2-х т. - М., 1990. - 240с.
Нам думается, что проблема до некоторой степени может быть разрешена, если признать, что одиночество носит не только социальный, но и духовный характер. Ведь одиночество глубоко связано с кризисом духовных, нравственных основ личности, как нарушением её целостности. К настоящему времени достаточно обстоятельно разработана проблема причин возникновения духовного одиночества. Серьёзный вклад в выяснение причин социального и духовного одиночества внесли А. Маслоу и Э. Фромм. Независимо друг от друга, они, обосновали идею о том, что неудовлетворённость социальных и духовных потребностей (потребность в уважении, в признании и высокой оценке, в самовыражении и самореализации) является причиной возникновения одиночества. Другие исследователи усматривают причину одиночества в ускорении темпов жизни, в наличии условий, когда человек остаётся один в толпе (Д. Рисмен, Э. Тоффлер); в утрате ценностей и смысла жизни (В. Франкл).1
Многие исследователи основную причину социального одиночества усматривают в отчуждении человека от продуктов деятельности и от самой деятельности. Деятельность, результаты которой отчуждены от человека, утрачивает свой позитивный, положительный смысл. Теряя смысл своей деятельности, человек и сам себя чувствует потерянным, духовно одиноким. Нередко причиной духовного одиночества называется изменение характера общения в современном мире. Оно всё больше становится деловым, утилитарно-функциональным и лишается теплоты, искренности, душевности, солидарности между людьми. Душевность, эмоциональность человеческого общения часто приносятся в жертву формальным связям.
Авторами называется и много других причин, что вполне объяснимо. Изменения социальной, экономической, политической, духовной жизни социума вносят коррективы в жизнь каждого человека, общности людей. Изменяется уровень жизни, возраст человека, характер деятельности,
1 См.: Тоффлер Э. Шок будущего: Пер. с англ. // Он же. - М.: ООО «Издательство ACT», 2002. - 557 е.; Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990. - 368 с. социальное и культурное окружение. Происходят и другие изменения; все они, вместе взятые, не могут не способствовать формированию социального и духовного одиночества.
Помимо исследования причин духовного одиночества, разрабатывается и вопрос о видах одиночества. В научной литературе выделяют четыре вида одиночества: нравственное, культурное, духовное и социальное. Идея о том, что нарушение норм нравственности может быть причиной одиночества идёт от И.Канта, поддерживается Ф.Ницше и развёрнута в учении Ф.Рома. Последний придавал большое значение данной причине и порождённое ею одиночество обозначил термином «моральное одиночество». Идея морального одиночества жива и поныне. Так, А.Ф. Зотов пишет: «Забвение вечных нравственных норм, истин обусловило обнищание духа, озлобленность, одиночество».1
Под культурным одиночеством понимается, как правило, такое состояние, когда люди ощущают, что их связь с собственным культурным наследием прервана или что общепринятая культура неприемлема для их внутреннего, духовного мира.
Идея социального одиночества была выдвинута американским исследователем Р. Вейсом. Он подразделил одиночество на два типа: эмоциональное и социальное. Первое, на его взгляд, вызвано отсутствием привязанности к конкретному человеку, а второе - отсутствием достаточного круга социального общения. Эмоциональное одиночество носит межличностный характер, а социальное связано с социальными группами и проявляется как недостаточность социальных взаимодействий индивида, не соответствующей основным социальным запросам личности. В социальном одиночестве следует различать субъективные чувства одиночества и объективную социальную изоляцию субъекта.
Проблему одиночества и аномии (т.е. одиночества, но уже перешедшего в заболевание с симптомами моральной опустошённости,
1 См.: Зотов А.Ф. Мировоззрение на рубеже тысячелетий // Вопросы философии. - № 9. - 1998. - С. 11. обессмысливания и обесценивания жизни) рассматривал Э. Дюркгейм. Он полагал, что одиночество, социальная и духовная аномия развиваются тогда, когда быстрые социальные и экономические изменения нарушают установленный порядок в обществе. Из-за этого ожиданиям человека не суждено осуществиться. Не находя жизненных ориентиров, люди устают от своего существования; их усилия становятся болезненными; жизнь утрачивает ценность, и следствием этого может быть духовное саморазрушение.
Социологи (особенно хотелось бы отметить сборник статей зарубежных учёных «Лабиринт одиночества») анализируют такой вид социального одиночества, как страх человека по поводу непризнания социальной группой. Люди в данном случае всё больше осознают, что недостаточно преуспели в жизни, немногого добились.
Из суждений Р. Рисмена и Э. Дюркгейма вытекает, что причины социального одиночества следует искать в обществе, в его социальной и духовной жизни. Но, к сожалению, их глубокие суждения о социальном одиночестве не были подхвачены социологами и развиты преемниками ни на Западе, ни в России.
В России проблема одиночества изучалась недостаточно. «Многие годы и десятилетия без особых доказательств мы принимали тезис о том, что одиночество - этот неизбежный спутник отчуждения - присущ только западному миру, тогда как у нас в силу гуманистического характера социалистического общества одиночества быть не может».1 В реальной же жизни оказалось, что одиночество в нашей стране не только имеет место, но и широко распространено.
В 70-90-е годы проводился целый ряд исследований, в числе которых анализировались и проблемы одиночества отдельных групп населения страны. Опубликованные материалы заслуживают позитивного отношения к ним уже по той причине, что в них авторы попытались рассмотреть ещё не См.: Покровский Н.С. Человек, одиночество, гуманизм // Лабиринты одиночества. - М.: Прогресс, 1989. - С. 5. исследованную в отечественной литературе проблему - проблему одиночества. Они изучают феномен одиночества личности с философских, нравственных, психологических и ряда иных позиций.1 Так, авторы книги «Одиночество», рассматривая одиночество как свойство личности, выделяют три типа личности и обстоятельно выясняют отношения каждого типа к одиночеству.
В трудах отечественных философов Л.И. Старовойтовой, Е.В. Тихоновой, С.В. Куртиян, И.А. Уледовой, В.А. Сакутина исследуются сущность, детерминанты и типология одиночества, вопросы, связанные с одиночеством и социальной защитой; социальное одиночество анализируется как духовное состояние социальных субъектов; одиночество рассматривается как социальное явление; как этическая проблема человека в европейской культуре XX века; анализируется феноменология одиночества.2
В исследовании проблемы возникновения духовного одиночества, а также в разработке способов его предупреждения и снятия большую помощь нам оказали труды современных отечественных философов - Б.Г. Ананьева, С.Ф. Анисимова, В.Ф. Асмуса, П.В. Алексеева, В.А. Бальзамовой,
1 См.: Швалб Ю.М., Данчева О.В. Одиночество. - Киев, 1991.-270с.; Гримак А. Общение с собой. -М., 1991.-319с.; Тулина Н.В. Одиночество (социально-политический аспект) // Вестник Моск. ун-та, сер. 12. Социально-политические исследования. -№ 3. - 1992.-С.З-17.; Старовойтова Л.И. Одиночество: социально-философский анализ, канд. дисс. -М., 1995.-396с.; Куртиян С.В. Одиночество как социальное явление: Автореф. дис. канд. социол. наук.М,1995.-22с.; Тихонов Г. Антология одиночества: философский аспект// Простор. Алма-Ата, 1996, № 1. - С. 89-92; Покровский Н.Е. Одиночество в зеркале философской культуры // Перепутья и тупики буржуазной культуры. - М., 1986. - С. 136-173; Гагарин А.С. Одиночество как феномен человеческого бытия // Рациональность иррационального. - Екатеринбург, 1991. - С. 77-109; Лабиринты одиночества / Общ. ред. и предисл. Н.Е. Покровского. - М.: Прогресс, 1989.-924с.; Шаповалов В.Ф. Творчество. Борьба. Духовное одиночество // Вестник Моск. ун-та, сер. 7. - М., 1992, № 6. - С. 71 -76; Кристи Н. По ту сторону одиночества / Пер. с нем. Радской Э.М. - Калуга: Духовное сознание, 1993.-276с.
2 См.: Старовойтова Л.И. Одиночество: социально-философский анализ. Авт. дисс.канд. филос. наук. - М., 1995.-21 е.; Тихонова Е.В. Одиночество как этическая проблема человека в европейской культуре XX столетия. Автореф. дис.канд. филос. наук. - Саранск, 2002.-22 е.; Куртиян С.В. Одиночество как социальное явление. Авт. дисс.канд. социол. наук. - М., 1995. -22 е.; Уледова И.А. Социальное одиночество как духовное состояние социальных субъектов. Автореф. дис. доктора социол. наук. - М., 1999.-42 е.; Сакутин В.А. Феноменология одиночества. - Морской госуд. ун-т им. Г.И. Невельского. -Владивосток: Дальнаука, 2002.
B.C. Барулина, Л.И. Баткина, С.Л. Вербицкой, М.А. Давыдовой, О.Б. Долгиновой, П.П. Гайденко, Д.В. Гарбузова, Б.С. Галимова, А.С. Гагарина, В.Е. Кемерова, О.В. Левиной, А.В. Лукьянова,
A.В. Нечаева, Д.А. Нуриева, Т.Ж. Ордоковой, И.М. Орешникова, Н.Е. Покровского, С.М. Поздяевой, Ж.В. Пузановой, В.А. Сакутина, Ю.М. Смоленцева, Г.М. Тихонова, А.К. Уледовой, И.Т. Фролова,
B.Г. Федотовой, Н.В. Хамитова, Ю.М. Черепухина, Ю.М. Швалб, В.Ф. Шаповалова, А.Б. Элебаевой, Ю.В. Яковца.
Вместе с тем следует отметить, что в опубликованных отечественных трудах по одиночеству ещё недостаточно затрагивается проблема духовного одиночества, его сущности. А для России, как страны, постоянно занятой решением своих исторических и нравственных задач, она имеет первостепенное теоретическое и практическое значение.
В качестве объекта диссертационного исследования выступает феномен одиночества, которое пронизывает все сферы человеческой жизнедеятельности и находится в эпицентре жизненных исканий человека, его социальная природа и сущность.
Предмет исследования: духовное одиночество как явление, находящееся в сфере культурного опыта социального субъекта.
Цель диссертации заключается в исследовании природы и сущности духовного одиночества, раскрытии его социально-эвристического потенциала, который обнаруживается наиболее полным образом, когда исследование духовного одиночества переносится в плоскость его социально-философского анализа. Эта цель может быть конкретизирована в виде следующих основных задач: о исследовать одиночество как социально-философскую проблему; о раскрыть одиночество в свете проблем отчуждения и самоотчуждения человека и на данной основе проанализировать специфику трансцендентального подхода, а также применить его наряду с аксиологическим, культурологическим, системным и другими теоретико-методологическими подходами в процессе исследования духовного одиночества; о выявить специфику двух самостоятельных понятий: «одиночество» и «уединение»; о выявить признаки социального и духовного одиночества, причины их формирования, формы проявления и иные особенности; о обосновать положение о том, что духовное одиночество, хотя и предстает как универсалия и императив культуры, но в то же время представляет собой и болезнь цивилизации; о рассмотреть духовный кризис общества как источник социального одиночества и выявить способы «снятия» духовного одиночества.
В качестве рабочей гипотезы исследования выступает та мысль, что духовное одиночество есть специфическая форма проявления одиночества, которая имеет тенденцию к своему расширению (основными его детерминантами в современных условиях выступают социальная и духовная сферы общественной жизни).
Теоретико-методологическая основа диссертационного исследования. Автор исходит из того тезиса, что социальное одиночество есть не только предпосылка, но и результат одиночества духовного, когда разрушается способность субъекта к самопознанию, а следовательно, и потенция к его дальнейшей социализации.
В процессе анализа социальности и духовности, духовного кризиса российского общества с целью исследования особенностей проявления социального и духовного одиночества диссертант опирался на труды К. Маркса и представителей немецкой классической философии ( И.Канта, И.Г. Фихте, Г.В.Ф. Гегеля ), а также на всё рациональное, что заключается в методологических положениях C.JI. Франка, Н.О. Лосского, Н.А. Бердяева и других представителей философской мысли в России. В диссертации также задействованы теоретико-методологические положения западных исследователей: Э. Фромма, А. Маслоу, Д. Рисмена, К. Хорни.
Научная новизна диссертации состоит в исследовании духовного одиночества как особого состояния общественного субъекта. Эта новизна может быть конкретизирована в идее следующих положений, выносимых на защиту: о обосновано, что, если уединение связано с творческой деятельностью человека и представляет собой позитивную форму духовного одиночества, то одиночество по своей сути означает утрату социальности и духовности, т.е. важнейших свойств общественного субъекта; о доказано, что, если социальное одиночество вызвано прежде всего социальными отношениями - их ослаблением, падением их качества, нарушением социальных отношений между людьми, то духовное одиночество проявляется в объективном процессе формирования неповторимой, уникальной индивидуальности, а также в субъективной сознательной самоизоляции в целях сохранения своего «Я», но сохранения всё же болезненного, связанного с духовными страданиями; о выявлено, что духовное одиночество есть сложное и многоуровневое явление, возникновение которого связано с взаимодействием социально-психологических и личностных факторов, с духовным кризисом общества и потребностью возрождения высокой духовности и нравственности; о обнаружено, что духовное одиночество человека связано с его нравственной ответственностью перед обществом и самим собой; духовное одиночество в своей позитивной форме «уединения» сопряжено с формированием «самости» человека, когда на первое место выдвигается поиск форм творческой реализации «Я»; о обоснована та мысль, что в современном российском обществе прослеживается тенденция к расширению духовного одиночества, вызванного кризисными явлениями в социокультурной жизни. В условиях системного кризиса задействовано обширное количество детерминант одиночества, так что последнее не может не приобрести всё большее распространение.
Теоретическое и практическое значение диссертации. Положения и выводы работы направлены на дальнейшее осмысление причин возникновения социального и духовного одиночества и, в конечном счёте, -на их преодоление. Социальная и духовная терапия ещё не приобрела должного развития (особенно в случаях с проявлениями ситуативного одиночества). Во многом это объясняется низким уровнем общественного сознания и духовной культуры общества, стереотипным отношением к одиночеству как преходящему и преодолимому состоянию.
Предложенная концепция духовного одиночества как определённой формы самосознания, показывающей «раскол» внутреннего мира личности, может послужить ориентиром в проведении социологических исследований одиночества в России и её регионах. Акцентирование на необходимости развёртывания социальной терапии по предупреждению социального и духовного одиночества может оказаться полезным в деле создания системы соответствующих учреждений, поскольку забота о здоровье общества, каждой личности - первостепенная забота государства.
Материалы диссертации найдут своё применение в процессе формирования гуманитарной культуры выпускников высших учебных заведений, в рамках программ по социальной философии и социальной психологии.
Апробация диссертации. Основные идеи и выводы диссертации докладывались автором на научных и научно-практических конференциях, в том числе: на IV Российском философском конгрессе «Философия и будущее цивилизации» (Москва, 24-28 мая 2005г.), на международной научной конференции «Философия XXI века» (С-Петербург, 30 мая 2006г.), на российской научно-практической конференции «Социально-экономические проблемы переходного периода» (Нефтекамск, 14-15 апреля 2006г.), материалы диссертации обсуждались на заседании кафедры истории философии и науки Башкирского государственного университета, а также представлены в 5 публикациях автора общим объемом 4,5 п.л.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав (по два параграфа в каждой), заключения и списка литературы, включающего в себя 221 наименование. Общий объём диссертации составляет 148 страниц.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Социальное одиночество как духовное состояние социальных субъектов1999 год, доктор социологических наук Уледова, Ирина Александровна
Феномен одиночества и проблема нарушения коммуникации: социально-философский аспект2008 год, кандидат философских наук Матеев, Даниел Андреев
Феноменология социально-психологического одиночества в среде студенческой молодежи2016 год, кандидат наук Филиндаш Елизавета Вячеславовна
Социально-психологические особенности одиночества как субъективного переживания2009 год, кандидат психологических наук Заворотных, Евгения Николаевна
Социально-психологические факторы переживания одиночества2002 год, кандидат психологических наук Вербицкая, Светлана Львовна
Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Нуреева, Рида Курбангалиевна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Поскольку отечественное обществознание делает первые шаги в разработке темы одиночества, то мы посчитали возможным поставить во главу угла вопрос о разработке системного представления о духовном одиночестве, т.е. вопрос о системе взглядов, позволяющих дать представление о духовном одиночестве как феномене и теоретическом к нему отношении.
В настоящем исследовании обосновано, что духовное одиночество представляет собой социально-философскую проблему, т.е. её решение может дать объективные знания, расширить границы социального познания.
В диссертации раскрыты вопросы о сущности феномена одиночества, о причинах его возникновения, существования, изменения; духовное одиночество сопоставляется с другими сходными явлениями; высказаны суждения в пользу негативной направленности социального одиночества и поставлены другие вопросы, имеющие содержательное значение (например, вопрос об исследовании феномена одиночества в тесном контексте проблем отчуждения и самоотчуждения человека, вопрос о способах предупреждения и снятия духовного одиночества).
Разработан подход к определению духовного одиночества как к сложному социодуховному образованию. Духовное одиночество - это одновременно и социальное, и нравственное состояние общественного субъекта; это - определённая форма самосознания субъекта, отражающая раскол основной реальной части отношений и связей внутреннего мира личности, а в конечном счёте означающая утрату субъектом чувства человеческой общности. Духовное одиночество включает в своё содержание психику (мир переживаний), сознание (самосознание) и поведение субъекта.
В диссертации обосновывается положение о том, что субъектом социального и духовного одиночества выступает не только индивид, личность, но и социальная группа, общность людей.
По сложившейся традиции одиночество индивида, личности сводится к эмоциональной изоляции и проявляется в связи с общением. В этом случае эта изоляция и характеризуется как дефицит общения. Такая характеристика авторами часто переносится и на социальное одиночество. Настоящее исследование социального одиночества, проявляющегося в социальной и духовной сферах, привело к выводу о том, что социальное одиночество охватывает многие стороны жизнедеятельности людей, в деятельности субъекта, его отношениях и в формах общения.
На соответствующем культурологическом и социологическом материале нами обосновано положение о разделении понятий «одиночество» и «уединение». В зарубежной и отечественной литературе уединение, как правило, включается в одиночество и рассматривается как позитивная сторона последнего. Мы пришли к выводу о неправомерности включения уединения в понятие «одиночество» в силу их различного содержания. Уединение связано, как правило, с творческой деятельностью человека, а одиночество - с тяжёлым переживанием, негативными чувствами, страданиями, с отчуждением человека не только от результатов его деятельности, но и от самой деятельности, вызвавшей кризис «Я». Поэтому посчитали правомерным рассматривать «уединение» как самостоятельное понятие с определённым позитивным содержанием. Такое различение понятий даёт возможность более чётко выявить одиночество как социальный феномен с негативной направленностью. Это важно и для науки, и для конкретных социологических исследований одиночества. Одиночество по своей сути во всех своих типах и формах есть прежде всего утрата социальности и духовности, то есть важнейших качеств субъекта.
Социопсихологический подход довольно подробно раскрывает состояние общественной психики в переходный период и позволяет сделать вывод о её деформации и негативном влиянии на социальное и духовное одиночество.
Духовная жизнь на всех своих уровнях может позитивно и в то же время негативно воздействовать на социальное одиночество. Её негативное воздействие больше всего сказывается в моменты духовных кризисов, когда обществу приходится напрягать все свои силы. Существующий у нас духовный кризис не в меньшей мере детерминирует одиночество, чем деформированная общественная психика.
В диссертационном исследовании мы отмечаем, что в России проявляются различные формы социального одиночества, но не в одинаковой степени. В дореволюционной России моральное, культурное, духовное одиночество было распространено по преимуществу среди духовной интеллигенции. Социальное же одиночество - удел всех иных общественных слоёв. Пожалуй, именно в этом ярко проявляется важнейшая особенность одиночества в нашем обществе. Вероятнее всего, это было обусловлено слабой развитостью социальной и духовной сфер общественной жизни, а также незаинтересованностью властей в преодолении и даже снижении степени социального и духовного одиночества. Проводя репрессии, депортации народов, применяя насилие как основной способ управления обществом, власть часто сама способствовала распространению одиночества и его различных форм.
В настоящей диссертации из всех сфер общественной жизни нами взяты две - социальная и духовная. И это сделано далеко не случайно: социальное одиночество вызывается к жизни прежде всего социальными отношениями - их ослаблением, падением их качества, нарушением социальных связей между людьми, игнорированием интересов слабых, т.е. не защищённых экономически и социально, общественных «корпускул»». Духовная жизнь на всех своих уровнях, связанная с утратой, разрушением социальных отношений, подвергается деформациям, приводящим к одиночеству субъектов, её образующих.
В заключении диссертации можно сделать следующие выводы: о духовное одиночество есть специфический тип среди иных проявлений одиночества; такое одиночество отлично от уединения в том плане, что приводит к болезненной, хотя и сознательной самоизоляции от общественно негативного в целях сохранения и воспроизводства своего «»Я»; о духовное, как и социальное, одиночество имеет сегодня в России тенденцию к расширению, что связано, на наш взгляд, не только с экономическим, социальным и духовным кризисом, но и с усилением роли интеллигенции в системе общественного производства с одновременным снижением той доли общественного богатства, которой интеллигенция сегодня располагает; о позитивная сторона духовного одиночества человека связана с той ответственностью, которая вытекает из его внутреннего (нравственного «Я») мира и которая «замещает» все другие «Я» своей незаменимостью.
Исследование социального и духовного одиночества является весьма перспективной темой. Это связано с кризисным положением нашего общества, наличием системного кризиса, с духовным кризисом, в котором находится всё население. Одиночество наносит огромный вред духовному здоровью общества, парализует социальную энергию. Поэтому мы и стремились исследовать формы проявления и пути преодоления данного феномена.
Нам думается, что необходимо выделить в качестве стратегической цели развития России обеспечение духовных, культурных и материальных условий для роста её населения. Гармония общественного развития в социальном смысле - это первенство культурной и духовной гармонии в общественной жизни. Духовное и культурное развитие открывают естественный путь развития для всех иных сфер жизнедеятельности общества. Преодоление социального и других форм одиночества способствует развитию духовной и культурной жизни, а тем самым решению обозначенной нами стратегической цели.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Нуреева, Рида Курбангалиевна, 2006 год
1. Аббаньяно Н. Введение в экзистенциализм. СПб: Алетейя, 1998. -508 с.
2. Адамович Г. Одиночество и свобода. М.: Республика, 1996. - 447 с.
3. Адлер А. Понять природу человека. СПб.: Академический Проект, 2000.-256 с.
4. Алейникова О.С. Одиночество как экзистенциальная сущность человека // Философия и будущее цивилизации. В 5 т.: Т. 4. М.: Современные тетради, 2005. - С. 7-8.
5. Алексеев П.В. Социальная философия. М.: ООО «ТК Велби», 2003. -256 с.
6. Алиев X. Этюды о саморегуляции. М., 1993. - 120 с.
7. Амбрумова А.Г., Калашникова О.Э. Психологические аспекты одиночества // Социальная и клиническая психиатрия, 1996. Т. 6. Вып. З.-С. 53-64.
8. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977. -С. 6-9.
9. Андрусенко В.А. Социальный страх. Оренбург: Оренбургский государственный университет, 1995. - 210 с.
10. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. -М.: Мысль, 1988.-255 с.
11. П.Антипов Г.А., Кочергин А.Н. Проблемы методологии исследования общества как целостной системы. Новосибирск, 1998. - 256 с.
12. Асадуллин А.Р., Хазиев B.C., Шарипов Р.А. Истинность социума: Монография. Уфа: Изд-во БППУ, 2003. - 130 с.
13. Асмолов А.А. Культурно-историческая психология и констурирование миров. -М.; Воронеж, 1996. -360 с.
14. Асмус В.Ф. Античная философия. М., 2001. - 400 с.
15. Бакиров В. Социальное познание на пороге постиндустриального мира // Общественные науки и современность. 1991. - № 1. - С.5-9
16. Бальзамова В.А. Проблема преодоления экзистенциального одиночества и обретение «новой укрытости» в антропологии О.Ф. Больнова // Философия и будущее цивилизации. В 5 т.: Т. 4. М.: Современные тетради, 2005. - С. 15-16.
17. Барулин B.C. Соотношение материального и идеального в обществе. -М., 1977.- 143 с.
18. Барулин B.C. Социальная философия. М., 2000. - 511 с.
19. Баткин JI.A. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. -М.: Наука, 1978.-200 с.
20. Баткин Л.И. Европейский человек наедине с собой. Очерки о культурно-исторических основаниях и пределах личного самосознания. -М., 2000. 1005 с.
21. Бачинин В.А. Духовная культура личности. М., 1986. - 108 с.
22. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. -М.: Академия, 1999. 956 с.
23. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. Репринтное воспроизведение издания YMKA-PRESS, 1955. М.: Наука, 1990. -348 с.
24. Бердяев Н.А. Опыт философии одиночества и общения. М.: Республика, 1993. - 390 с.
25. Бердяев Н.А. Самопознание (опыт философской биографии). М.: Международные отношения, 1991. - 445 с.
26. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994, -480 с.
27. Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря. М.: Республика, 1985. -383 с.
28. Бердяев Н.А. Я и мир объектов: Опыт философии одиночества и общения. Пармис, 1934. - 287 с.
29. Берн Э. Трансактивный анализ в группе. М.: Лабиринт, 1994. - 310 с.
30. Бонхеффер Д. Сопротивление и покорность. М.: Прогресс, 1994. -170 с.
31. Вейнингер О. Пол и характер. М.: Форум, 1991. - 170 с.
32. Вейс Р. Вопросы изучения одиночества // Лабиринты одиночества. -М.: Прогресс, 1989. С. 114 -128.
33. Вербицкая С.Л. Социально-психологические факторы переживания одиночества. Автореф. дис. канд. психологических наук. СПб., 2002.-21 с.
34. Ветров С.А. Отчуждение в трансформирующемся обществе. Авт-т дисс. канд. псих. наук. Омск, 1995. - 16 с.
35. Видгоф В.И. К проблеме духовности истины // Культура Отечества: прошлое, настоящее, будущее. Томск, 1993. Вып. 1. - С. 80-84.
36. Волков Т.Н. Три лика культуры: Историко-философские очерки. М., 1986.- 333 с.
37. Воропаев В.А. Воспитание красоты // Начальная школа, 1992. № 5/6.
38. Гагарин А.С. Одиночество как феномен человеческого бытия // Рациональность иррационального. Екатеринбург, 1991. - 332 с.
39. Гагарин А.С. Экзистенциалы человеческого бытия одиночество, смерть, страх: от античности до Нового времени, историко-философский аспект. Дисс. доктора философских наук. -Екатеринбург, 2002. - 44 с.
40. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентализму: Новая онтология XX века. М.: Республика, 1997. - 495 с.
41. Галимов Б.С., Мусин Г.Х. Биосоциосистема: опыт потребностного подхода / Изд-е Башкирск. ун-та. Уфа, 2000. - 284 с.
42. Гарбузов Д.В. Феномен одиночества: опыт герменевтико-экзистенциального анализа. Автореф. дис. канд. философских наук. Волгоградский госуд. ун-т. - Волгоград, 2000. - 162 с.
43. Гегель Г.В.Ф. Политические произведения. Вступит, статья B.C. Нерсесянца. -М., 1978.- 438 с.
44. Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет: В 2 т. Вступит, статья А.В. Гулыги. -М., 1970-1971.-С. 5-44.
45. Гегель Г.В.Ф. Сочинения В 14 т. М.-Л., 1929-1958. - 440 с.
46. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. В 3 т.: Т. 3. Философия духа. -М.: Мысль, 1977. С. 7
47. Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 4 т. Вступит, статья М.А. Лифшица. М., 1968-1973.-621 с.
48. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977. -378с.
49. Гердер И.Г. Избранные сочинения. Вступит, статья В.С Жирмунского. -М., 1959.-392 с.
50. Гидденс Э.Устроение общества: Очерк теории структурации. М.: Академический Проект, 2003. - 528 с.
51. Глозман Ж.В. Личность и нарушении общения. М.: Изд-во МГУ, 1987.- 170 с.
52. Гримак А.Общение с собой. -М., 1991. 319 с.
53. Гулыга А.В. Гердер. -М., 1975. 181 с.
54. Давыдова М.А. Как преодолеть одиночество: Многообразие видов одиночества. М., 2001. - 232 с.
55. Демидов Д.Е. Феномен человеческого бытия. Минск: ЗАО Издательский центр «Экономиресс», 1999. - 180 с.
56. Джон-Гирвельд Д., Раадшелдерс Д. Типы одиночества // Лабиринты одиночества. М.: Прогресс, 1989. - С. 301-319.
57. Дильтей В. Введение в науки о духе. М., 2000. - 214 с.
58. Долгинова О.Е. Одиночество и отчуждённость в подростковом и юношеском возрасте. Автореф. дисс. канд. психологических наук. Ростовский пед. ун-т. СПб., 1996. - 23 с.
59. Доля В.Е. Иллюзия духовности. Львов, 1985. - 224 с.
60. Драч Г.В. Проблема человека в раннегреческой философии. Ростов-на-Дону, 1987. - 174 с.
61. Духовное производство: Социально-философский аспект проблемы духовной деятельности. М., 1981. - 352 с.
62. Дюркгейм Э. Самоубийство: социологический этюд. М.: Мысль, 1994.-80 с.
63. Дюркгейм Э.О. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991. - 572 с.
64. Зимбардо Ф. Застенчивость. М.: Педагогика, 1991. - 140 с.
65. Зиммель Г. Избранное Т. 1. Философия культуры, 1996. Избранное. Т. 2. Созерцание жизни, 1996. 607 с.
66. Зотов А.Ф. Мировоззрение на рубеже тысячелетий // Вопросы философии.-№9.- 1998.-С. 11.
67. Ильенков Э.В. Диалектическая логика. -М., 1984. 320 с.
68. Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. - 431 с.
69. Иноземцев В Л. Расколотая цивилизация: системные кризисы индустриальной эпохи . М.: Наука, 1999. - 724 с.
70. Как построить своё «Я»? / Под ред. В.П. Зинченко. М.: Педагогика, 1999.- 136 с.
71. Камю А. Бунтующий человек. М., 1990. - С. 133.
72. Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде // Сумерки богов. М., 1992. - 398 с.
73. Кант И. Сочинения. Вступит, статья Т.И. Ойзермана, А.В. Гулыги,
74. B.Ф. Асмуса. -М., 1963-1966. 543 с.
75. Кант И. Трактаты и письма. Вступит, статья А.В. Гулыги. М., 1980.
76. Карев П.В. Дом как универсалия культуры // Философия и будущее цивилизации. В 5 т.: Т. 4. М.: Современные тетради, 2005.1. C. 304-305.
77. Кемеров В.Е. Концепция радикальной социальности // Вопросы философии.-№ 7.- 1999. С.7-11.
78. Кемеров В.Е. Методология обществознания: Проблемы, стимулы, перспективы. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1990. - 160 с.
79. Кемеров В.Е. Перспективы социальной философии // Социемы. Сб.ст. Вып. 1. Екатеринбург, 1994. - С. 4 -14.
80. Кемеров В.Е., Керимов Т.Х. Грани социальности: постклассический взгляд. Екатеринбург, 1999. - 314 с.
81. Кон И.С. Многоликое одиночество // Знание сила. - 1986. - № 12. -42 с.
82. Корчагина С.Г. Генезис, виды и проявления одиночества. М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. - 196 с.
83. Коршунов A.M., Мантатов В.В. Диалектика социального познания. -М, 1988.-243 с.
84. Кристи Н. По ту сторону одиночества / Пер.с нем. Радской Э.М. -Калуга: Духовное сознание, 1993. 276 с.
85. Кроче Б. Эстетика как наука о выражении как общая лингвистика. -М.: Intrada, 2000. 160 с.
86. Куртиян С.В. Одиночество как социальное явление. Авт-т дисс.канд. социол. наук. М., 1995. - 22 е.;
87. Куртиян С.В. Одиночество как социальное явление. Дисс. канд. социологических наук. Институт молодёжи. М., 1995. - 168 с.
88. Кьеркегор С. Несчастнейший // Северные цветы. Кн. 4. СПб., 1908. -С. 38-39.
89. Кьеркегор С. Страх и трепет: Пер. с дат. М.: Республика, 1993. -383 с.
90. Лабиринты одиночества: Пер. с англ. / Сост., общ. ред. и предисл. Н.Е. Покровского. -М.: Прогресс, 1989. 624 с.
91. Лаут Р. Философия Достоевского в систематическом изложении. М.: Республика, 1996. - 447 с.
92. Левина О.В. Демографические проблемы общества. Сб. науч. статей под ред. B.C. Степанищенко. М.: Наука, 1991. - 187 с.
93. Левина О.В. Одиночество в социально-генерационной структуре современного российского общества: геронтологический аспект. Дисс. канд. социологических наук. Ростов-на-Дону, 2001. - 158 с.
94. Левинас Э. Избранное: Трудная свобода / Пер. с франц. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЖН), 2004. - 725 с.
95. Лосский И.О. История русской философии: Пер. с англ. М.: Советский писатель, 1991. - 480 с.
96. Лукьянов А.В. И.Г. Фихте о проблеме критериев духовного «Я» // Философские науки. 2002. - № 6. - С. 81-90.
97. Лукьянов А.В. Идея метакритики «чистой» любви (Философское введение в проблему соотношения диалектики и метафизики). Уфа: Изд-е Башкирск. госуд. ун-та, 2001. - 226 с.
98. Лукьянов А.В. Философия Иоганна Готлиба Фихте (1762-1814). -Оренбург: Издат. центр ОГАУ, 1997. 252 с.
99. Льюис К.С. Любовь. Страдание. Надежда. М.: Республика, 1992. -432 с.
100. Малинин В.А. Диалектика Гегеля и антигегельянство. М.: Наука, 1983.-240 с.
101. Малинин В.А., Шинкарук В.И. К. Маркс, Ф. Энгельс и левое гегельянство. Киев: Наукова Думка, 1986. - 380 с.
102. Малинин В.А., Шинкарук В.И. Левое гегельянство. Критический анализ. Киев: Наукова Думка, 1983. - 207 с.
103. Малышев М.А. Человек и мир его переживаний. Екатеринбург, 2000.-280 с.
104. Марк Аврелий. Наедине с собой. Размышления. Ростов-на-Дону, 1991.-176 с.
105. Маркс К. Критика политической экономии (черновой набросок 1857-1858 годов) // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 46. Часть 2. -932 с.
106. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 42. С. 41-174.
107. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956. - 689 с.
108. Маркс К., Энгельс Ф. Наёмный труд и капитал // Маркс К. Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 6. М., 1957. 615 с.
109. Маркс КА., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 3. М., 1955. 630 с.
110. Межуев В.М. Культура и история. М., 1977. - 199 с.
111. Менегетти А. Система и личность. М.: Серебряные нити, 1996. -76 с.
112. Миголатьев А.А. Человек как объект философского знания // Социально-политический журнал. 1998. - № 2. - С. 67-78.
113. Мид М. Одиночество, самостоятельность и взаимозависимость в контексте культуры // Лабиринты одиночества: Пер.с англ. М.: Прогресс, 1989.-С. 107-112.
114. Мороз О.П. Прекрасна ли истина? М., 1989. - 173 с.
115. Нарский И.С. Ценность и полезность // Философские науки. -1969.-№3.-С. 4-12.
116. Нечаев А.В. Онтология одиночества. Рассуждения о природе человеческого одиночества: Самара: Изд-во Самарского ун-та, 2004.369 с.
117. Ницше Ф. Злая мудрость // Избранные произведения. М.: Просвещение, 1993. - 432 с.
118. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла // Он же Сочинения в 2-х т. -М., 1990.-240 с.
119. Ордокова Т.Ж. Когда одиночество в радость. М., 2004. - 423 с.
120. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М.: Просвещение, 1991. - 286 с.
121. Ортега-и-Гассет X. Углубление в себя // Философские науки. -1991. -№5. с. 156-173.
122. Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? М.: Наука, 1991.
123. Пепло Л., Мицелли М., Мораш Б. Одиночество и самооценка // Лабиринты одиночества. -М.: Прогресс, 1989. С. 169-191.
124. Печчеи А. Человеческие качества. М., 1985. - 312 с.
125. Погосян В.А. Проблема отчуждения в «Феноменологии духа» Гегеля. Ереван, 1973. - 129 с.
126. Поздяева С.М., Фролова И.В. Социальная утопия: тип сознания, идеал и эксперимент. Уфа: Изд-е Башкирск. ун-та, 1997. - 150 с.
127. Покровский Н.Е. Одиночество в зеркале философской культуры // Перепутья и тупики буржуазной культуры. М., 1986. - 314 с.
128. Покровский Н.Е. Одиночество и аномия: философские и теоретико-социологические аспекты. Дисс. д-ра социологических наук. МГУ. М., 1996. - 320 с.
129. Покровский Н.Е. Человек, одиночество, гуманизм // Лабиринты одиночества: Пер. с англ. -М.: Прогресс, 1989. С. 5-20.
130. Полешукки К. Любянов. Проблема одиночества как отчуждение личности и его преодоление. Благоевград: Форчън, 1992. - 365 с.
131. Порошенко О.Ю. Проблема одиночества в контексте соотношения индивидуального и общественного. Дисс. канд. философских наук. Казань, 1998. - 152 с.
132. Преодоление одиночества: Почему тягостно одиночество? Об одиночестве в браке. Если не удаётся создать семью. Об одиночестве после смерти близких. Пути преодоления одиночества. М.: Благо, 2001.-432 с.
133. Пузанова Ж.В. Одиночество и общение (философско-социологический аспект). Автореф. дис. канд. философских наук. Ростовский ун-т дружбы народов. М., 1995. - 21 с.
134. Рассел Д. Измерение одиночества // Лабиринты одиночества. -М.: Прогресс, 1989. С. 192 - 226.
135. Рахматуллина З.Я. Башкирская традиция (социально-философский анализ). Уфа: Изд-е Башкирск. ун-та, 2000. - 204 с.
136. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. СПб.: ТОО «Петрополис», 1994-1997. - Т. 1- 4. - 320 с.
137. Розанов В.В. Уединённое / Он же. Сочинения. М.: Советская Россия, 1990. - 592 с.
138. Рук К., Пепло Л. Перспективы помощи одиноким // Лабиринты одиночества. М.: Прогресс, 1989.- С. 512 - 551.
139. Сакутин В.А. Феноменология одиночества: опыт рекурсивного постижения. Министерство транспорта Российской Федерации. Морской государственный ун-т им. Г.И. Невельского. Владивосток: Дальневосточная наука, 2002.
140. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм это гуманизм // Сумерки богов. -М., 1992.-С. 220 -321.
141. Смоленцев Ю.М., Пороховская Т.И. Особенности морального отчуждения // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия,- 1995.-№ 1.-С. 48 55.
142. Соловей П. Пройти сквозь одиночество // Аврора. 1985. - № 11. -С. 116-121.
143. Соловьёв B.C. Сочинения в 2 т.: Т. 2. М.: Мысль, 1988. - С. 314 -315.
144. Социальная психология личности. М.: Наука, 1991. - 327 с.
145. Социальная философия. Словарь. М.: Академический Проект, 2003.-560 с.
146. Социальные идеалы и политика в меняющемся мире. М.: Наука, 1992.-248 с.
147. Старовойтова Л.И. Одиночество: социально-философский анализ. Дисс. доктора философских наук. Московский государственный социальный университет. М., 1995. - 396 с.
148. Старшембаум Г.В. Любовь против одиночества. М.: Знание,1991.-64 с.
149. Степанянц М.Т. Восточная философия: Вводный курс. Избранные тексты. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1997.-503 с.
150. Стуруа М. Одиночество // Известия. 1967. - С. 190 -193.
151. Суфизм. Его святые и святыни / Пер.с англ. СПб.: Издательство «ДИЛЯ», 2005. -256 с.
152. Тевзадзе Г.В. Иммануил Кант. Проблемы теоретической философии. Тбилиси, 1979. - 645 с.
153. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.: Наука, 1987. -240 с.
154. Тихонов Г.М. Антология одиночества: философский аспект // Простор. Алма-Ата, 1996, № 1. С. 89 - 92.
155. Тихонов Г.М. Феномен одиночества: опыт философско-социологического анализа. Автореф. дисс. канд. философских наук. -Екатеринбург. Уральский государственный университет, 1992. 22 с.
156. Тихонов Г.М. Феномен одиночества: опыт философско-социологического анализа. Дисс. канд. филос. наук. Екатеринбург,1992.
157. Тихонова Е.В. Одиночество как этическая проблема человека в европейской культуре XX столетия. Автореф. дисс. канд. философских наук. Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва. Саранск, 2002.
158. Толерантность: Сб. научных статей. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2000.-112 с.
159. Тоффлер Э. Метаморфозы власти: Пер. с англ. / Тоффлер Э. — М.: ООО «Издательство ACT», 2002. 669 с.
160. Тоффлер Э. Шок будущего: Пер. с англ. / Тоффлер Э. М.: ООО «Издательство ACT», 2002. - 557 с.
161. Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. Онтология. М., 1994. - 218 с.
162. Тулина Н.В. Одиночество (социально-политический аспект) // Вестник Моск. ун-та, сер. 12. Социально-политические исследования. — №3.- 1992.-С. 5-17.
163. Узы брака, узы свободы. Проблемы семьи и одиночества глазами учёного. -М.: Молодая гвардия, 1990. -224 с.
164. Уледов А.К. Духовная жизнь общества. М., 1980. - 271с.
165. Уледова И.А. Социальное одиночество как духовное состояние социальных субъектов. Автореф. дисс. доктора социологических наук. Академия налоговой полиции. М., 1999. - 42 с.
166. Улыбина Е.В. Обыденное сознание. Структура и функции. — Ставрополь, 1998.-314 с.
167. Фёдоров Н. Философия общего дела. В 2-х т.: Т. 2. — М.: ООО Издательство ACT, 2003. 721 с.
168. Федотова В.Г. Социальное конструирование приемлемого для жизни общества//Вопросы философии. -2003. -№ 11.-С. 3 -18.
169. Феномен человека: Антология. Сост. П.С. Гуревич. М., 1993. — 349 с.
170. Философия Канта и современность. М., 1974. - 469 с.
171. Фихте И.Г. Избранные сочинения. Т. 1. М., 1916. Вступит, статья Б.В. Яковенко.
172. Фихте И.Г. Назначение человека // Он же. Сочинения в двух томах. Т. 2. СПб.: Мифрил, 1993. - С. 65 -224.
173. Фишер К. Шеллинг // История новой философии. Т. 7. — СПб., 2004. 723 с.
174. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. М., 1990. - Т. 1.- 839 с.
175. Фрагменты из произведений И.Г. Фихте // Философские науки. -1973.-№. 2.-С. 121 -126.
176. Франк C.J1. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992. -511 с.
177. Франк C.J1. Предмет знания. Душа человека. СПб.: Наука, 1995.- 656 с.
178. Франк С.Л. Сочинения. М.: Правда, 1990. - 608 с.
179. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. -366 с.
180. Фролов И.Г. О человеке и гуманизме: Работы разных лет. М.: Политиздат, 1989. - 559 с.
181. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: Республика, 1994. - 447 с.
182. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1990. - 374 с.
183. Фромм Э. Душа человека: Пер. с нем. М.: Республика, 1992. -430 с.
184. Фромм Э. Здоровое общество // Психоанализ и культура. М., 2005. - 571 с.
185. Фромм Э. Иметь или быть. М., 2004. - 382 с.
186. Фромм Э. Человек для самого себя // Психоанализ и этика. М.: Республика, 1996. - 415 с.
187. Фромм Э. Человек одинок // Иностранная литература. 1996. -№ 1. - С.11 - 24.
188. Фурдуй Ф.И. Стресс и одиночество // Стресс и здоровье. -Кишинёв, 1990. 239 с.
189. Хабермас Ю. Будущее человеческой природы: Пер.с нем. М.: Издщательство «Весь Мир», 2002. - 144 с.
190. Халфина М.Л. Одиночество // Дела семейные. Томск, 1986. -15 с.
191. Хамитов Н.В. Одиночество женское и мужское: опыт вживания в проблему. -М.: ACT Харьков.: Торсинг, 2004. 126 с.
192. Хамитов Н.В. Проблема человека: Вып. 1. Киев: Ника-центр; М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. - 224 с.
193. Хамитов Н.В. Философия одиночества. Опыт вживания в проблему. Одиночество женское и мужское. Киев: Наукова Думка, 1995.- 171 с.
194. Хараш Л. Наедине с собой // Урания. 1994. - № 4. - С. 12-19.
195. Черепухин Ю.М. Социальные проблемы мужского одиночества в условиях крупного города. Автореф. дисс. канд. философских наук. -М., 1995.-23 с.
196. Шаповалов В.Ф. Творчество. Борьба. Духовное одиночество // Вестник МГУ. Серия 7. Философия, 1992. С. 71-79.
197. Швалб Ю.М., Данчева О.В. Одиночество. Киев, 1991. - 270 с.
198. Швалб Ю.М., Данчева О.В. Феномен одиночества: культурно-исторические формы // Философская и социологическая мысль. 1990. - № 9 - С. 117-131.
199. Шеллинг В.Ф.Й. Философия откровения. Т. 2. СПб.: Наука, 2002. - 480 с.
200. Шеллинг Ф.В.Й. Сочинения. В 2 т. М., 1998. - Т. 1. Вступит, статья А.В. Гулыги. - 637 с.
201. Шеллинг Ф.В.Й. Философия откровения. Т. 1. СПб: Наука, 2000. - 699 с.
202. Шеллинг Ф.В.Й. Философские исследования о сущности человеческой свободы и связанных с нею предметах // Новые идеи в философии. Сочинения. В 2 т. - М., 1987. - 637 с.
203. Штирнер М. Единственный и его собственность. Харьков: Основа, 1994.-560 с.
204. Штраус Д.Ф. Жизнь Иисуса: Кн. 1 и 2: Пер. с нем. М.: Республика, 1992. - 528 с.
205. Экзистенциальная психология. Экзистенция. М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2001. - 624 с.
206. Элебаева А.Б. Духовная культура, проблемы и перспективы её развития. Фрунзе, 1975. - 91 с.
207. Юнг К. Человек и его символы. М.: Серебряные нити, 1997. -368 с.
208. Юнг К.Г. AION. Исследование феноменологии самости: Пер. с англ./ Общ. ред. C.JI. Удовик. М.: Киев: REFL-book Ваклер, 1997. -330 с.
209. Юнг К.Г. Проблемы души современного человека // Философские науки. 1989. - №8,- С. 114.
210. Яковец Ю.В. Циклы. Кризисы. Прогнозы / Яковец В.Ю. М.: Наука, 1999.- 447 с.
211. Ярошевский М.Г. Наука о поведении: русский путь. М.; Воронеж, 1996. - 367 с.
212. Ясперс К. Смысл и назначение истории: Пер. с нем. М.: Политиздат, 1991. - 527 с.1. ИНОСТРАННЫЕ ИСТОЧНИКИ
213. Bitter W. Einsamkeit in medizinisch-psychologischer, theoretischer und soziologischer Sicht. Stuttgart, Germany: Klett. - 1967.
214. Bragg M. A comparison of nondepressed and depressed loneliness. Paper presented at the UCLA Research Conference of Loneliness. Los Angeles, May 1979.-348 s.
215. Bowman C.C. Loneliness and social change // American Journal of Psychiatry. -N 112. New York, 1955. - S. 74.
216. Fromm E. To Have or to Be, 1976.-P. 170-171.
217. Georges Leyenberger. Metaphores de la Presence. II. La philosophie de Holderlin. Editions Osiris, 1994. 171 p.
218. Husserl E. Zur Phamenologie ser Intersubjektivitat. Bd. 2, hrsg. von Iso Kern. Der Haag, 1973. - S. 157.
219. Husserl E. Cartesian meditations. The Hague, 1973. - 475 s.
220. Peplau H.E. Loneliness. American Journal of Nursing, 55 (12), 1476-1481.-P. 67.
221. Sartre J.-P. L'existentialisme est un humanism. P., 1946. - P. 49-50.
222. Schelling F.W.J. Philosophie der Offenbarung / M. Frank. Frankfurt a.M., 1993.-599 s.
223. Whitehead A.N. Religion in the Making // An Anthology. Cambridge (Mass.), 1953.-p. 472-484.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.