Социальная память как инструмент социального влияния тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.01, кандидат социологических наук Мекаева, Юлия Юрьевна

  • Мекаева, Юлия Юрьевна
  • кандидат социологических науккандидат социологических наук
  • 2011, Москва
  • Специальность ВАК РФ22.00.01
  • Количество страниц 181
Мекаева, Юлия Юрьевна. Социальная память как инструмент социального влияния: дис. кандидат социологических наук: 22.00.01 - Теория, методология и история социологии. Москва. 2011. 181 с.

Оглавление диссертации кандидат социологических наук Мекаева, Юлия Юрьевна

Введение.

Глава I Теоретико-методологические аспекты исследования социальной памяти.

§1.1 Социальные науки о структуре социальной памяти.

§1.2 Концептуальные составляющие изучения социальной памяти

Отечественные исследователи социальной памяти.

Зарубежные исследователи социальной памяти.

§1.3 Историческая память как вид социальной памяти.

Глава II Социальное влияние: методологические подходы.

§2.1 Теоретические аспекты изучения социального влияния.

§ 2.2 Методы и механизмы манипуляции сознанием населения как составляющие социального влияния.

§ 2.3 Социальное конструирование исторической памяти.

§ 2.4 Взаимосвязь идеологии и исторической памяти.

Глава III Образ прошлого в современных СМИ.

§ 3.1 Контент-анализ электронных СМИ по проблемам интерпретации истории.

§3.2 "Конфискация памяти", "забвение памяти", "создание памяти" при помощи современных СМИ.

§ 3.3 Конструктивный и деструктивный потенциал исторической памяти.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория, методология и история социологии», 22.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социальная память как инструмент социального влияния»

Актуальность исследования

С развитием современного информационного общества влияние социальной памяти, равно как и исторического прошлого, в целом на характер и особенности социального развития всё более усиливается, так как современные СМИ способствуют оперативному распространению информации различного характера.

Социальная память все увереннее становится одним из ключевых элементов, определяющих не только настоящее состояние общества, но и активно формирующих его будущее. Она может способствовать ускорению одних социальных, политических процессов и одновременно тормозить и блокировать другие. Весьма существенно ее влияние на формирование трендов социального развития того или иного общества в целом.

Знание подобных механизмов воздействия социальной памяти на общество, конкретные социальные группы, отдельного индивида позволяет глубже понимать многомерную социальную реальность, более эффективно осуществлять социальное планирование и социальное управление различными процессами, происходящими в обществе.

Для того чтобы адекватно разобраться в этих процессах, необходим комплексный, междисциплинарный подход, объединяющий наработки не только социологов, но и философов, психологов, культурных антропологов, этнологов, историков и представителей других социальных наук.

Реальная практика предоставляет нам различные примеры того, как социальные группы с определенными целями, ценностями и мировоззренческими подходами соревнуются в создании и продвижении их собственных версий прошлого.

Каждая группа в обществе обладает собственным символическим капиталом. Память может выступать формой трансляции этого капитала. Таким образом, память является выразителем групповых ценностей и представлений.

В последнее время все чаще происходит использование социальной памяти, а также исторической памяти, как одного из ее видов в целях манипулирования сознанием общества.

Степень разработанности проблемы

Исследование памяти имеет междисциплинарную основу и в литературе представлено достаточно широко. Изучение проблематики памяти мы находим в работах таких философов как: Платон, Аристотель, Плотин, А. Августин, Т. Гоббс, Д. Локк, И. Кант, Г.В. Гегель, К. Маркс, В. Дильтей, А. Бергсон, Ф. Ницше, Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, П. Рикер, H.A. Бердяев, JI.M. Лопатин, Вл. Соловьев, П.А.Флоренский и др.

В социологии память рассматривается с позиций существования коллективных представлений. Под влиянием теоретических и методологических идей Э.Дюркгейма, французский ученый М. Хальбвакс в 1925 году вводит в обращение термин «коллективная память». Продолжателем идей Э. Дюркгейма являлся Л. Леви-Брюль. Связь социальной памяти с повседневностью анализировалась в работах А. Шюца, Э. Гидценса, П. Бурдье, Н. Лумана, П. Бергера и Т. Лукмана.

В психологии феномену социальной памяти также отводится важное место. В трудах П. Жане, П.П. Блонского, Ф. Брентано, В. Вундта, У. Джеймса, 3. Фрейда, К. Юнга, Э. Фромма рассматриваются психические явления, связанные с совместной жизнью людей, а память исследуется в ракурсе социальной психологии. Обращение к памяти мы также находим в психологических исследованиях Л.С. Выготского, А.Г. Асмолова, А.Н.Леонтьева, А.Р. Лурии, Т. Рибо, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейна, Р. Солсо и др. Они определяют важную роль памяти в процессе становления личности, ее познавательной деятельности, которая осуществляется на основе памяти.

Проявление феноменов социальной памяти теснейшим образом связано с развитием культуры. В связи с этим формируется представление о культурной памяти, которая носит не только индивидуальный характер, но и коллективный. Исследования коллективной памяти в культурологическом аспекте проводили А. Моль, Я Ассман, П. Хаттон. Они определяли существование культурной памяти, а также представили ее различные классификации. Э. Тоффлер и В.Шкуратов выделили различные этапы развития социальной памяти и указывали на ее изменения в историческом и информационном аспекте. JI.H. Люблинская и JI.H. Лепилин рассматривали социальную память в ее взаимосвязях со временем. Ю.М. Лотман через семантический анализ определяет культуру как коллективную память, память у него является частью текстообразующего механизма, он связывает ее существование с определенными смыслами, указывает на процессы деактуализациии, при которых происходит исчезновение определенных текстов из смыслового пространства. Социальная память как преемственность в культуре также рассматривалась такими авторами как: Э.А. Баллер, В.М, Межуев, М.П. Мчедлов. В.Д. Плахов, М.К. Мамардашвили, Л.П. Репина, В.Б. Устьянцев, В.П. Барышников, Е.И. Кознова, О.Т.Лойко и др. Взаимосвязь памяти и истории в контексте отечественной текстовой культуры рассматривается в исследованиях Б.Г. Могильницкого, П.В. Лукина, И.В. Ведюшиной, И.Г. Коновалова, Б.Н. Устьянцева, Э. Варбурга, Ю.А. Левады, Б.Г. Могильницкого, Ф. Йейтса, В.А. Ельчанинова, О.Г. Эксле, Г.У. Река, П.Бурке, A.B. Фирсова и др.

Объект исследования - социальная память и ее структура.

Предмет исследования - методология использования социальной памяти в целях социального влияния.

Основные цели исследования:

- рассмотреть социальную память как фундаментальный элемент социальной реальности;

- выявить структуру социальной памяти;

- показать, что использование исторической памяти как структурной составляющей социальной памяти способно оказывать социальное влияние, формировать сознание и идентичность людей.

Задачи исследования:

- рассмотреть категориальный аппарат исследования;

- исследовать социальную память как сложноструктурированный, многоаспектный феномен социальной реальности; построить типологию теоретико-методологических концепций исследования социальной памяти; типологизировать теоретико-методологические концепции исследования социального влияния;

- систематизировать механизмы, используемые для конструирования исторической памяти и влияния на общественное сознание;

- структурировать и изучить методы, используемые в целях социального влияния;

- на конкретных эмпирических материалах показать практику использования исторической памяти для манипулирования общественным сознанием;

- подтвердить теоретические выводы исследования данными контент-анализа периодической печати.

Методологические основания исследования

Исследование социальной памяти возможно только на междисциплинарной основе, предполагающей синтез различных наук и мулътипарадигмалъный подход.

Угол рассмотрения понятия «социальной памяти» у разных наук свой. Социология обращается к социальной памяти не только через разработку теоретических подходов, но и через призму прикладных социологических исследований, анализируя место в социальной памяти отдельных исторических событий или персонажей, а таюке рассматривая память с позиций существования коллективных представлений. I

Социальная психология выделяет в социальной памяти психологические особенности отражения в индивидуальной и коллективной памяти социальных явлений.

В культурологии социальная память рассматривается как память культурная, имеющая коллективный характер.

В исторической науке исследуются закономерности сохранения в памяти событий прошлого, обращение к ним в результате политических деяний или потребности в социальном самоопределении отдельных групп и слоев населения.

Несмотря на различные углы зрения, эти науки используют общие теоретико-методологические основания, к числу которых относятся: компаративный анализ, позволяющий сравнивать различные страновые и временные контексты, культурно-исторический, опирающийся на фиксацию изменения социальных форм во времени, и классические подходы к конструированию социальной реальности, обуславливающие двухстороннее взаимное влияние социальной реальности и деятельности человека.

Положения, выносимые на защиту:

- различные теоретико-методологические подходы к изучению социальной памяти и социального влияния возможно объединить на основе выявления общих признаков;

- историческая память как вид социальной памяти является результатом социального конструирования;

- с применением специальных технологий социальная память используется как фактор управления обществом и манипуляции сознанием общества;

- роль и значение использования исторической памяти значительно возрастают в условиях информационного общества;

- социальная память может использоваться как в конструктивных, так и в деструктивных целях.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

- проанализирован категориальный аппарат исследования и даны авторские определения ключевых понятий;

- систематизированы различные теоретические трактовки структуры социальной памяти (см. схему 1);

- построена типология теоретико-методологических подходов к исследованию социальной памяти (см. схему 2)\ типологизированы теоретико-методологические подходы к исследованию социального влияния (см. схемы За, 36); проанализированы механизмы социального конструирования исторической памяти;

- структурированы и изучены методы, используемые в целях социального влияния;

- на конкретных эмпирических материалах показана практика использования исторической памяти для манипулирования общественным сознанием; с использованием контент-анализа подтверждена практика применения конкретных методов и технологий социального влияния.

Теоретическая значимость диссертационного исследования обусловлена систематизацией, типологизацией большого количества теоретико-методологических подходов к исследованию социальной памяти и социального влияния.

Практическая значимость:

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в качестве лекционных курсов, методических пособий по теоретической социологии, культурологии, социальной психологии, подготовке практикумов по технологиям социального влияния.

Апробация исследования

Различные выводы и положения диссертационного исследования были представлены автором на XVI Мировом социологическом конгрессе (Дурбан, ЮАР, июль 2006 г.); на Социологических симпозиумах Российского общества социологов (Москва, 2007 и 2008 гг.); на 38-м Мировом конгрессе Международного института социологии (Будапешт, Венгрия, июнь 2008 г.); на II Всероссийском социологическом конгрессе, в рамках научной секции «История и теория социологии»; на научно-практической конференции «Отражение событий современной российской истории в общественном сознании и отечественной литературе (1985-2000 гг.)», организованной Фондом Современной Истории, ИСПИ РАН 27-28 октября 2009 г.; на научно-практической конференции, посвященной 65-летию Победы, организованной Московским институтом социально-культурных программ 20 апреля 2010 г., , а также в публикациях автора. Результаты диссертационного исследования были использованы в рамках научно-исследовательской, научно-аналитической и методической деятельности Московского института социально-культурных программ, что подтверждается справкой о внедрении результатов диссертационного исследования №125 от 27 апреля 2011 года.

Структура диссертационного исследования. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, включающих десять параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы, четырех схем и приложения, содержащего результаты контент-анализа и иллюстративные материалы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория, методология и история социологии», 22.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория, методология и история социологии», Мекаева, Юлия Юрьевна

Заключение

В нашей работе была рассмотрена структура социальной памяти, определено в ней место исторической памяти, типологизированы различные теоретико-методологические подходы к исследованию социальной памяти, рассмотрены основные теоретико-методологические аспекты исследования социального влияния, на конкретных исторических примерах показана практика использования исторической памяти для манипулирования общественным сознанием, рассмотрены основные методы и механизмы социального влияния в обществе.

Нами было выявлено, что социальная память является необходимой предпосылкой и условием формирования сознания как каждого отдельного человека, так и общества в целом. Вместе с тем посредством социальной памяти осуществляется процесс общечеловеческого познания.

Рассмотрена историческая память как одна их структурных составляющих социальной памяти. Ее роль в последнее время достаточна велика. В современном обществе историческая память оказывается весьма существенной характеристикой образа жизни людей, во многом определяет их намерения, настроения, поведения и мировоззрение.

Возможности использования исторического знания еще более увеличились в современную информационную эпоху. Новейшие политические и психологические технологии позволяют направленно формировать общественное мнение, манипулировать общественным сознанием при помощи исторического знания и исторической памяти, сконструированными с заранее заданной стратегической целью при помощи определенным образом отобранной информации, - влияющей на эмоции, мотивы, мышление и поведение тех, на кого направлено данное информационное воздействие.

Историческая память, ровно, как и историческое знание, может быть использована для поддержания стабильности в обществе, или, напротив, для общественной дестабилизации.

Историческое знание не бывает нейтральным, не зависящим от интересов людей, преследующих конкретные цели. Оно — мощное средство социального влияния. Оно обладает колоссальным потенциалом, поэтому его умелое использование способно не только влиять на идентичность отдельного индивида или группы, менять содержание сознания, корректировать социальное поведение, оно способно спровоцировать конфликт.

Список литературы диссертационного исследования кандидат социологических наук Мекаева, Юлия Юрьевна, 2011 год

1. Archaeologies of memory / Ed. by Ruth M. Van Dyke a. Susan E. AlcockMalden (MA) etc. : Blackwell publ., 2003

2. Collective Memory // Qualitative sociology, 1996, vol. 19, no 3 (special issue).

3. Janet P. L'évolution de la memoire et de la notion du temps. P.,1928. p. 156162.

4. Memory and memorials, 1789-1914 : lit. a. cultural perspectives / ed. by Matthew Campbell, Jacqueline M. Labbe a. Sally ShuttleworthLondon; New York : Routledge, 2000

5. Prager, Jeffrey Presenting the past : Psychoanalysis a. the sociology of misremembering / Jeffrey Prager Cambridge (Mass.); London : Harward univ. press, 1998

6. Witness and memory : the discourse of trauma / edited by Ana Douglass and Thomas A. VoglerNew York ; London : Routledge, 2003.

7. Августин. Творения, T.4. О граде Божием. Сиб., Киев: Алетея, УЦИММ-Пресс, 1998.

8. Автономова Н.С, Караулова Ю.Н., Муравьев Ю.А. Культура, история, память Вопр. философии. 1988. № 3

9. Адорно Т. Что значит «проработка прошлого» // Неприкосновенный запас. 2005., № 2-3 (40-41)

10. Ю.Аристотель. О памяти и припоминании // Вопросы философии.2004. №7.

11. П.Аристотель. О памяти и припоминании // Собрание сочинений в 4-х томах. Т.4. М.: Мысль, 1976.

12. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения: Пер. с англ. общ. ред. Ю.М. Забродина, Б.Ф.Ломова, М.: Прогресс, 1980.

13. Афанасьев В.Г. Социальная информация и управление обществом. М.: Политиздат, 1975 .

14. Н.Афанасьев В.Г., Урсул А.Д. Социальная информация (некоторые методологиеческие аспекты) // Вопросы философии, 1974, №10. С.64.

15. Бакиева Г. Социальная амнезия http: www.polyspere. ru

16. Батомункуева P.A. Социальная память как стабилизирующий фактор в процессах общественных изменений. Автореф. дис. . канд. социол. наук : 22.00.04/

17. Бергер. П., Лукман. Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Издательство «Медиум», 1995.

18. Бергсон А. Материя и память. Исследование об отношении тела к духу. Пер. с фр. СПб., 1911.

19. Бердяев H.A. Смысл истории.- М., 1990. с. 13-15.

20. Блумер Г. Коллективное поведение. Американ. социологии, мысль: Тексты под ред. В.И. Добренькова. М.: Изд-во МГУ, 1994.

21. Бурдье П. «Социальное пространство и символическая власть» // Начала. М., 1994.

22. Век памяти, память века : опыт обращения с прошлым в XX столетии : сб. ст. / Челяб. отд-ние Рос. о-ва интеллектуал, истории ; редкол.: И. В. Нарский и др. Челябинск : Каменный пояс, 200423 .Гуссерль Э. Логические исследования. Т.2 //Логос. 1997. № 10

23. Гуссерль Э. Феноменология Логос. 1999. №1.

24. Давыдов Ю. Н. Этическое измерение памяти / Этическая мысль: Науч.публицист. чтения.- М., 1990.

25. Дубинин Б. В. Национализированная память: о социальной травматике массового исторического сознания Человек. 1991. №5.

26. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение/ Пер. с фр., составление,послесловие и примечания А.Б. Гофман; М.: Наука,. 1995.

27. Емельянова Т.П. О созидательных функциях исторической памяти Культура и творчество: Сб. науч. тр. Тверь, 1995. 38

28. Жане П. Эволюция памяти и понятие вреени // Христоматия по общей психологии. Психология памяти / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. М., 1979.

29. Илизаров Б.С. Роль ретроспективной социальной информации в формировании общественного сознания: в свете представлений о социальной памяти // Вопросы философии, 1985 №8.

30. Ионин Л.Г. Социология культуры. М.: Издательская корпорация «Логос», 1996

31. Историческая память: преемственность трансформации (круглый стол) //Социс. 2002. №8

32. История социологии Западной Европы и США. М.: НОРМА, 2001. с. 403.

33. Йейтс Ф. Искусство памяти СПб., Университетская книга, 1997-480 с.

34. Кара-Мурза Манипуляция сознанием. М.: «Алгоритм», 2000.

35. Коган Л.Н. Вечность: преходящее и непреходящее в жизни человека. Екатеринбург: Уральский государственный университет, 1994.

36. Кознова И.Е. XX век в социальной памяти российского крестьянства. М.2000.

37. Козырев Г.И. «Жертва в социально-политической конфликте». Москва. Эквилибрис-Пресс. 2008 .

38. Колеватов В.А. Социальная память и понимание. — М.: Мысль, 1984.

39. Коллингвуд Р.Дж. Идея истории. Автобиография. М., 1980. с.231. // Репина Л.П. Культурная память и проблемы историописания (историографические заметки). Препринт \\Ф6/2003/07 — М.: ГУ ВШЭ, 2003.

40. Кондратьев Н.Д. Основные проблемы экономической статики и динамики (предварительный эскиз) // Социо-логос. Социология. Антропология Метафизика. М.: 2001

41. Кравченко С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения. М., 2002.

42. Лапп Д. Искусство помнить и забывать. — СПб.: Питер, 1995. — 216 с.

43. Латур Б. Нового времени не было. Эссе по симметричной антропологии. СПб, 2006.

44. Лебедев А.Н. Память человека, ее механизмы и границы Исследование памяти. М., 1990.

45. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: Педагогика-пресс, 1994.

46. Леонтьев A.A. Язык, деятельность, социальная память философии. Ереван-1988. 6/7.

47. Леонтьев А.Н. Философия психологии: Из науч. наследия /Под ред. A.A. Леонтьева, А.Д. Леонтьева. М.: Наука, 1994.

48. Лойко О.Т. Память и культура Культура как способ бытия человека в мире: Материалы 2-ой Всерос. конф.- Томск, 1998.

49. Лойко О.Т. Память общества и доминанта культурно-исторического развития России Вестн. Том. гос. пед. ун-т. Сер.: Гуманитар, науки. 1999.-Вып. 1.

50. Лойко О.Т. Проблема понимания содержания социальной памяти Филос. образование. М., 2003.

51. Лойко О.Т. Социальная память в контексте философской рефлексии Тр. /Том. политех, ун-т, 2003.

52. Лойко О.Т. Социальная память: модальный подход Филос. и правовая мысль. Саратов; СПб., 2001.

53. Лойко О.Т. Социальная память: феноменологический дискурс //Филос. образование. 2001. 6. 3 12.

54. Лойко О.Т. Феномен социальной памяти. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2002.-256 с. памяти и культуры в рекламной деятельности //Экономика рекламы Под ред. И.В. Мелик-Гайказян.

55. Лойко О.Т. Онтология социальной памяти : Дис. . д-ра филос. наук : 09.00.01, Красноярск, 2004

56. Локк Д. Опыт о человеческом разуме // Избранные философские произведения в 2-х томах. T.l. М.: Соцэкгиз, 1960.

57. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М.: Изд. группа «Прогресс», «Гнозис» 1992.

58. Лотман Ю.М. Память в культурологическом освещении // Лотман Ю.М. Избранные статьи. Таллинн. 1992.

59. Лотман Ю.М. Память в культурологическом освещении Лотман Ю.М. Избр. ст.: В 3 т. Таллинн, 1992. Т. 1.

60. Лотман Ю.М. Память культуры // Язык. Наука. Философия. Логико-методологический и семиотический анализ. Вильнюс. 1986.

61. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти: Ум мнемониста. М., 1968.

62. Манхейм К. Избранное: Социология культуры. М.; Спб.: Университетская книга, 2000.

63. Маркс К. Собр.соч. М., 1957.

64. Мертон Р.К. «Социальная теория и социальная структура», М.: «Хранитель», 2006

65. Могильницкий Б.Г. Введение в методологию истории. Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «история».-М.: 1989.

66. Могильницкий Б.Г., Николаева И.Ю., СГ. Ким и др, Историческая наука и историческое сознание. Томск: ТГУ, 2000.

67. Молдобаев К.К. Этносоциальная память : Дис. . канд. филос. наук : 09.00.11, СПб., 1995

68. Назарова М.П. Социальная память как предмет философского анализа : Автореф. дис. . канд. филос. наук : 09.00.11 / Волгоград, гос. ун-т, Волгоград, 1997 в

69. Нора П. Всемирное торжество памяти. // Неприкосновенный запас. 2005., №2-3 (40-41)

70. Нуркова В.В. Автобиографическая память как проблема психологического исследования //Психологический журнал. — 1996. -Т.П. №2.

71. Орлова И.Б. Введение в социологию исторического знания. ИСПИ РАН. -М.: Наука, 2009.

72. Орлова И.Б. Утрата общей истории как постсоветский синдром // Наука.Культура.Общество. №1, 2009г.

73. Осипов Г.В. Российская социологическая энциклопедия., М.: «Норма»,1999.

74. Платон. // Собрание сочинений в 4-х томах. Т.2. М.: Мысль, 1993. с.129.

75. Платон. Федон / Пер. С.П. Маркиша // Собр. Соч.: В 4 т. М., Мысль, 1993. Т. 1.

76. Полянский B.C. Историческая память в этническом самосознании народов. / СОЦИС.- 1999 №3.

77. Психология памяти/ под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я.Романова. М.:2000.

78. Ракитов А.И. Историческое познание: Системно-гносеологический подход. М.: Политиздат, 1982.

79. Ребане Я.К. Информация и социальная память: к проблеме социальной детерминации познания // Вопросы философии, 1982, №8.

80. Ребане Я.К. Информация и социальная память: к проблеме социальной детерминации познания Вопр. философии. 1982. №8.

81. Ребане Я.К. О биологических предпосылках «социальной памяти» //Учен. зап. Тартун-т, 1974. Вып. 15.

82. Ребане Я.К. Принцип социальной памяти // Философские науки, 1977, №5.

83. Ребане Я.К. Принцип социальной памяти Филос. науки. 1977. №5

84. Репина Л.П. Культурная память и проблемы историописания (историографические заметки). Препринт WP6/2003/07 М.: ГУ ВШЭ, 2003.

85. Рикёр П. Историописание и репрезентация прошлого // Анналы на рубеже веков: Антология. М.: «XXI век: Согласие», 2002.

86. Роговин М.С. Философские проблемы теории памяти. М.: Высшая школа, 1966.

87. Розов М.А. Знание и механизмы социальной памяти //На пути к теории научного знания. М., 1984.

88. Розов М.А. Научное познание и механизмы социальной памяти: Автореф. дис. д. филос. наук /Моск. гос. ун-т. им. М.В. Ломоносова. М., 1990.

89. Розов М.А. Проблемы ценностей и развитие науки Наука и ценности. -М., 1982.

90. Романовский Н.В. Историческая социология: опыт ретроспективного анализа// Социологические исследования, 1998, № 5.

91. Ромащенко И.А. Социальная память и картина мира : Дис. . канд. филос. наук : 09.00.11, Саратов, 2000

92. Роуз Устройство памяти. От молекул к сознанию: Пер. с англ. М.: Мир, 1995.

93. Савельева И.М., Полетаев A.B. Историческая истина: эволюция представлений// Диалог со временем. Вып. 4. М., 2001.

94. Савельева И.М., Полетаев A.B. Социология знания о прошлом. М.: Изд.дом ГУ ВШЭ, 2005.

95. Современная социальная теория: Бурдьё, Гидденс, Хабермас. Новосибирск: Изд-во Новосибирского университета, 1995.

96. Соломина И.Ю. Социальная память: структура и феномены : Дис. канд. филос. наук : 09.00.11, Самара, 2005

97. Социологическая энциклопедия: в 2 Т./ гл. ред. В.Н. Иванов. -М.: Мысль, 2003.

98. Тард Г. Законы подражания, СПб, 1903г.

99. Тернер Дж. Социальное влияние — Спб.: Питер, 2003.

100. Тоффлер Э. Третья волна. М.: ООО "Фирма "Издательство ACT", 1999.

101. Тощенко Ж.Т. Историческая память и социология // Социологические исследования, 1998, № 5.

102. Туровский М.Б. Философские основания культурологи. М., 1997.

103. Устьянцев В.Б. Жизненное пространство социальной памяти: проблемы генезиса // Материалы Пятых Страховских чтений. Саратов: Изд-во СГУ. 1996.

104. Устьянцев В.Б. Социальная память и начало исторического знания Филос. вопр. социал. познания. Саратов, 1980.

105. Устьянцев В.Б. Социальный и гносеологический аспекты становления исторического знания: Автореф. дис. канд. филос. наук. Саратов, 1972.

106. Федоров О.С. Онтологическая составляющая проблемы исследования человеческой памяти : Исторический и социальный аспекты : Дис. . канд. филос. наук : 09.00.11,Казань, 2005

107. Федорова A.B. нна Валерьевна Социальное время и управленческий риск : Автореф. дис. . канд. филос. наук : 09.00.11 / Сарат. гос. ун-т им. Н. Г. Чернышевского Саратов, 2003

108. Фирсов A.B. Опыт социальной памяти как анализ современности //Философия, творчество, культура. Саратов, 1994.

109. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М.: "Наука", 1995.

110. Фромм Э. Цитируется по И.Б.Орлова «Введение в социологию исторического знания» ИСПИ РАН. М.: Наука, 2009.

111. Хальбвакс М. Коллективная и историческая память. // «Неприкосновенный запас» 2005, № 2-3 (40-41)

112. Хальбвакс М. Социальные рамки памяти /Пер. с франц. С.Н.Зенкина. М.: Новое издательство, 2007.

113. Чехлов С.Ю. Методологический анализ категории "социальная память" : Автореф. дис. . канд. филос. наук : 09.00.01 / Кемеров. гос. акад. культуры и искусств, Кемерово, 2002

114. Чудинов A.B. // Новое литературное обозрение. 2007. № 86.

115. Шевцов К.Ю. Память в структуре когнитивных процессов. Автореф. дисс. канд. филос. наук. СПб., 2002.

116. Шюц А. Структура повседневного мышления // Социологические знания, 1988, №2.

117. Шюц А. Формирование понятия и теории в общественных науках // Американская социологическая мысль. / Под ред. В.И. Добренькова. М.: Изд-во МГУ, 1994.

118. Ассман, Я. Культурная память / Я. Ассман. — М.: Языки славянской культуры, 2004.

119. Климов, И. А. Исторические знания и проблема идентичности / И. А. Климов // http://www.gorby.ru/ rubrs.asp?rubrid=\24238/

120. Люббе Г. В ногу со временем : О сокращении нашего пребывания в настоящем /

121. Г. Люббе // Вопросы философии. 1994. - №4.

122. Рюзен, Й. Утрачивая последовательность истории : (некоторые аспекты исторической науки на перекрестке модернизма, постмодернизма и дискуссии о памяти) / Й. Рюзен // Диалог со временем. 2001. — Вып. 7.

123. Тощенко, Ж. Т. Историческое сознание и историческая память : анализ современного состояния / Ж. Т. Тощенко // Новая и новейшая история. 2000. - № 4.

124. Хальбвакс, М. Социальные классы и морфология. СПб. : Алетейя, 2000.

125. Феномен прошлого / отв. ред. И. М.Савельева, А. В.Полетаев. -М., 2005.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.