Согласованность бытия человека и животных как морально-ценностный ландшафт городской культуры тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат философских наук Грищенко, Валентина Владимировна
- Специальность ВАК РФ24.00.01
- Количество страниц 161
Оглавление диссертации кандидат философских наук Грищенко, Валентина Владимировна
ВВЕДЕНИЕ.
Глава 1. Животный мир и феномен моральности человека
§1.1. Этико-культурные традиции и религиозные учения Западай
Востока об экосистеме «человек - животные».
§1.2. Нравственный мир современного человека и домашние животные.
Глава 2. Проблемы моральной, взаимосвязи человека и животных в современном городском кулъщрпом ландшафте
§ 2.1 .Катентическое отношение человека к животным в системе нравственных норм в условиях города.
§ 2. 2. Управление процессом включения животных в сферу нравственной регуляции в современной городской экосистеме.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Этические взгляды Альберта Швейцера в контексте современных проблем гуманизации образования2003 год, кандидат педагогических наук Посохова, Людмила Анатольевна
Экологический аспект общественного сознания: Анализ религиозно-философских концепций2001 год, доктор философских наук Алилова, Калимат Мухтаровна
Экологическая культура в мусульманской теологии: Эколого-философский анализ2005 год, кандидат философских наук Алиева, Патимат Джамалутдиновна
Развитие этических знаний младших школьников на основе общечеловеческих ценностей2004 год, кандидат педагогических наук Хамаганова, Раджана Владимировна
Идея эволюции в применении к этическим системам: от этоса природы к космической этике2006 год, доктор философских наук Горелова, Татьяна Анатольевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Согласованность бытия человека и животных как морально-ценностный ландшафт городской культуры»
Актуальность исследования. Человеческое существование немыслимо без исследования отношения человека к Земле и природному миру. Возрастающее воздействие индустриализации на природу поставило ряд проблем, обращенных непосредственно к человеку, разработка которых требует социально-биологического подхода.
По мере усиления воздействия человека на природу возрастает и степень общечеловеческой ответственности за нее. В настоящее время эти процессы достигли стадии преобразования их в моральный модус, концентром которого выступает катентическое отношение как к природе в целом, так и ее составляющей - животному миру. Рост общественного интереса к подобному характеру общения с живой природой (растения, животные, птицы) закономерен: человек нуждается не только в конкретных результатах природообразующей деятельности, но одновременно с этим испытывает потребность деятельного созидания окружающей среды, которая включает его в будущее.
Интерес к проблеме усилился. Изменился его характер,., Животные стали составной частью городской среды. Необходимо отметить, что катентическое общение человека с миром природы, хотя и соответствует общественной потребности, однако наталкивается на затруднения, связанные с противоречивостью социального бытия и сознания, как в теоретическом, так и в практическом плане. Перестройка экономики, технологии, науки, быта, иных реалий городской жизни с учетом норм гуманного, гармоничного отношения к природе, процесс сложный, многоступенчатый и противоречивый в своей сути. Он потребует длительного времени. И в этой связи особую актуальность приобретает обсуждаемая проблематика, отработка практических шагов решения вопросов экологического воспитания, без которого немыслимо формирование личности. Сутью ракурса должны стать подлинно катентические, а следовательно, гуманные отношения человека к природе.
Традиционное рассмотрение проблемы, преимущественно сквозь призму - эмоционально-этических оценок хорошего и дурного, добра и зла, не совсем верно. Культурологический акцент проблемы состоит в особенности рассмотрения действительности под знаком ценностных, акциально-деятельностных установок человеческого разума. Именно такой угол зрения, подобная особенность исследования-прогноза связи человека и природы побуждает обсуждать данную проблему в мировоззренческом и гносеолого-методологическом ключе, подводящий к осмыслению ее сущности, форм и перспектив тех фундаментальных сдвигов в социально-практической и культурной ситуации, которые обозначились в развитии современной цивилизации.
Рассмотрение проблемы единства «человек-животное» как морально-ценностного ландшафта культуры, связано прежде всего с тем, что в ходе решения составляющих его вопросов осуществляется духовно-теоретическое самоопределение человека в мире, повышается уровень его самосознания, происходит насыщение его духовного мира высокими моральными ценностями. Это требует профессионально-адекватной теоретизации и концептуальной реконструкции самого явления - объектом какового выступает экологическая опасность. Комплекс экологических проблем, характеризующих современное состояние антропогенного воздействия на среду обитания для теории культуры, играет роль своеобразного симптома. Речь идет о том, что самый способ деятельностно-практического бытия человека в мире, порождающий эти проблемы, а также соответствующие ему формы сознания, приблизились к конечным границам наличных возможностей, перестали (если пользоваться гегелевской конструкцией) быть разумными, а потому действительными. Этот же симптом -свидетельство настоятельной потребности в переходе цивилизации на новую ступень и новые пути развития, достижение которых возможно лишь на совершенно иных принципах отношений человека-деятеля и природы. И именно в этом смысле экологическая проблематика образует модификацию общекультурологической темы «человек-природа», формирует предмет анализа, требующий привлечения средств многочисленных отраслей знания.
Следовательно, переход общественной практики на новую качественную ступень требует переориентации общественного сознания, культурных ценностей, санкционирующих, регулирующих и оправдывающих практическую деятельность человека во всех ее формах. Он творчески преобразует доступную ему природу, создает, по необходимости, новую очеловеченную культурную среду. Он не только включает в нее животных, растения, создает совершенно новые условия их бытования, но и наделяет эту часть природного мира гуманистическим смыслом, не присущим им изначально. Стремление человека расширить границы своего миропонимания, включив в него растительно-животный мир, усложняет и возвышает ценностные позиции личности, формирует новые языки культуры и раздвигает их до планетарных параметров. Человек выстраивает мир города, собственной квартиры как микрокосмос, в котором присутствует все, позволяющее ему ощущать себя единым целым с окружающей природой. Но итог этой деятельности не всегда однозначно позитивен.
Поэтому философско-культурологический подход может дать более глубокое представление о содержании и тех изменениях, которые происходят в структуре морального сознания, в системе нравственных отношений, в механизмах мотивации поведения современного человека, призванного утвердить единое моральное сообщество.
Степень научной разработанности проблемы. Вопрос о стремлении человека жить в согласии с природой, о его гуманном отношении к животным в европейской философии и культурологии практически не обсуждался и отдельно не включался в круг научных проблем. В начале XX века А.Швейцер обращал внимание философов на необходимость заниматься рассмотрением нравственных аспектов общения человека с животными. Суждения о нравственных обязательствах людей по отношению к животным, о необходимости гуманных способов регуляции их связей с людьми были по преимуществу случайными. [111]
Между тем вопрос о «правах» животных для европейской культурной традиции не нов. В эпоху средневековья в основе представлений о взаимоотношении людей с животными лежал принцип «равного воздействия» и право животных на жизнь «как творений бога». Такое представление о правах животных существовало в новоевропейской культуре вплоть до XVIII в. И.Кант, частности, исключал животных из сферы моральной регуляции, объясняя долг в отношении к животным косвенным долгом перед другими людьми. [45]
Затем оно было вытеснено в ходе формирования механистической картины мира, согласно которой животное воспринималось не иначе как машина. Эту точку зрения разделяли Р.Декарт и Г.Мальбранш, которые считали, что о жестокости по отношению к животным нет смысла говорить, ибо они не чувствуют боли.[65]
Господство механоморфного восприятия животных нашло свое выражение трудах К. Маркса, который указывал на связь новых представлений о животных со сменой способа материального производства.
Поводом для первых попыток рассмотрения катентических проблем, встающих перед человеком в ситуации общения с животными, послужило возникновение в XIX в. обществ, предупреждающих и пресекающих жестокое обращение с ними (Англия, 1824 г. Р. Мартин, Т. Эрскин; Санкт-Петербург, 1865 г. JI. Толстой). Они распространяли сведения по зоологии, способствовали росту интереса к положению животных в обществе. Что' же касается теоретических аспектов проблемы катентического, по своему характеру общения с животными, то вклад представителей движения в их защиту был очень скромным.
Дальнейшее развитие мировой научной мысли ослабило позиции механицизма и разрушило представление о животном как о нечувствительной машине. К концу XIX в. были предприняты попытки теоретически обосновать позиции по защите прав животных. Английский ученый и общественный деятель Г.Солт высказал мысль относительно защиты животных. Ее смысл заключался в идее закрепления в законодательной практике борьбы с жестокостью по отношению к животным, что и являлось косвенным признанием прав животных как домашних, так и всех остальных. [43]
Тесное переплетение катентических и моральных мотивов отношения к животным с соображениями прямой или косвенной полезности преобладают и сегодня. Так, отечественный биолог A.M. Гиляров, зарубежные ученые С.Кларк, П.Сингер, М.Фокс, Т.Риган и другие утверждают, что основной этический вопрос в отношении животных - жить в согласии с ними - должен ставиться в один ряд с простыми нормами нравственности. [121]
В русле рассматриваемой проблемы представляется целесообразным остановиться на сущности этологического подхода. Европейские специалисты, называвшие себя «этологами», занимались главным образом изучением инстинктивного поведения животных в естественной. Американская школа «психологов» акцентирует внимание на поведении животных в контролируемых лабораторных условиях. В учениях Ч. Дарвина, Ч. Уайтмена, Л.Долло, О.Хейнрот в Западной Европе и Северной Америке и В.А.Вагнера в России обозначился зоологический подход в изучении поведения животных. Создание этологии как самостоятельной зоологической науки - это в первую очередь заслуга К.Лоренца, работавшего в содружестве с Н.Тинбергом. [43]
В России исследования этологов до середины 60-х годов XX были практически неизвестны. В отечественной физиологии безраздельно господствовали ортодоксальные последователи условно рефлекторной теории И.П.Павлова, и лишь отдельные работы В.А.Вагнера, А.Н.Промтова, Л.В.Крушинского по своим целям и методам соответствовали классической этологии. [43]
Большую роль в популяризации достижении этологии в нашей стране сыграли А.С.Слоним, К.Э. Фабри, а в 70-е годы XX в. к ним присоединился Е.Н. Панов. Первые работы по этологии, как новой науки, появились в 30-е годы, а уже в 1952 г. была опубликована книга К.Лоренца "Кольцо царя Соломона" как одна из лучших научно-популярных книг о поведении животных.
В 60-70-х годы XX в. интерес исследователей был сосредоточен в основном на поисках исторических предпосылок экологического кризиса, его истоков и культурных детерминант, а уже в последние десятилетия внимание ученых сконцентрировано, главным образом, на определении ценностного статуса как природы в целом, так и ее части - животного мира, и в частности, на установлении оснований и пределов согласительных, а следовательно, нравственных обязательств людей по отношению к животным. Поэтому публикация книг С. Кларка «Моральный статус животных» [121] и П.Сингера «Освобождение животных: новая этика общения с животными» [140], работ Т.Ригана, Райдгера, Дж.Бенсона и других, посвященных анализу возможностей включения животных в сферу нравственной регуляции в обществе, послужила началом возникновения споров о «правах» животных.
Между тем, изучение этой проблематики в ракурсе катентичности существования «человек-животные» в морально-ценностных позициях в городской культурной среде до настоящего времени не исследовалось в целостном виде, что и послужило поводом для проведения нашего исследования.
Цель исследования заключается в установлении общих закономерностей и принципов сбалансированного взаимодействия «человек-животное», разработки общей теории, основанной на определении основ и границ нравственных обязательств людей к животным в городской среде.
Задачи исследования проистекают из поставленной цели и заключаются в:
• изучении этико-философского и культурологического наследия о связи катентических (согласительных) и нравственно-этических аспектов общения человека с животными;
• постановке проблемы совершенствования экологической этики как научной дисциплины, задающей систему ценностных представлений и этических принципов в отношениях согласия человека с природой;
• исследовании личностных трансформаций в нравственном механизме взаимоотношений человека и животных, направленных на воспитание экологического гуманизма.
• выявлении путей преодоления дисбаланса в состоянии системы «человек - животные» в городской культурной среде;
• определении допустимых границ и норм регулирования катентического поведения человека в отношении городского культурного ландшафта.
Объектом исследования являются система отношений «человек-животные» в городской культурной среде.
Предметом исследования выступают аксиологические и деонтологические элементы культуры, духовно-нравственное состояние личности в сложившейся системе отношений «человек-животные» в городской культурной среде.
Теоретико-методологическую основу диссертационного исследования составляют сложившиеся концепции этико-культурологической традиции, раскрывающие аксиологические и деонтологические стороны катентического отношения человека к природе и развитие на этой базе интеллектуального и нравственного потенциала человека, как субъекта культуры и как биосоциального существа. Основой исследования стали положения, разработанные Ш.Монтескье, Я.Кондерсе, Ж.Руссо, И.Гердером, рассматривающими историю человечества как независимый от бога закономерный процесс, а человека как физическое существо, являющееся частью природы. В то же время природа не ограничивает возможности человека в самосовершенствовании. (Кондорсе Ж. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. М., 1936, с.240). В связи с этим особое значение в понимании человека приобретает его нравственная культура как практическая философия. Были предприняты попытки раскрыть смысл бытия человека сквозь призму его нравственного сознания. В работах Б.Спинозы, И.Канта, Г.Гегеля, Л.Фейербаха человек рассматривается как главная ценность мироздания. Важнейшим фактором единения человека с обществом становятся нравственные требования, устанавливающие нормы взаимоотношений между индивидами, и положившие начало формированию духовно-нравственных ценностей культуры.
В свете современных научных открытий взаимосвязь природы и человека приобретает особый смысл. «Победы» человека над природой породили серьезную экологическую проблему во всем мире. Одними из первых, кто остро поставил этот вопрос в конце 60-х начале 70-х годов XX в. были А.Печчеи, Д.Медоуз. Но еще раньше вопросы о взаимоотношениях человека и природы были поставлены Пьером Тейяр-де Шарденом и В.И.Вернадским. Основной этический принцип «благоговения перед жизнью» был сформулирован А.Швейцером. Этот принцип, открытый в недрах этики и культуры, оказывается с естественно-исторической точки зрения принципом природным, универсальным. Он и экологически идеален. Этносфера -это более высокая, чем ноосфера, стадия развития биосферы Земли. В условиях этносферы именно этика становится абсолютной, универсальной силой, высшим регулятором всей физической и духовной деятельности человека и человечества.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в:
• выявлении творческого и адаптивного потенциала теоретического наследия в аспекте воссоздания социокультурных оснований коэволюции социума и среды обитания в современной экологической ситуации;
• обосновании необходимости рассмотрения катентических связей в городской культурной среде системы «человек-животные» в культурологическом и философско-социологическом аспектах через категории «ценность», «моральная ценность»;
• характеристике вариантов форм катентичности и акатентичности в нравственных действиях человека в его отношениях с животными в ситуациях: когда человек выступает как самоформирующаяся катентическая субстанция; а также человек как хозяин и друг животного.
Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в:
• обосновании необходимости выявления сущности и причин трансформации катентических связей и отношений между человеком и природой в условия городской культурной среды;
• анализе ценностных установок культуры в аспекте их гомеостатических возможностей, сохраняющих общую систему функционирования. Определении возможностей их преломления через раскрытие традиций, обычаев, иных культурных особенностей современного общества;
• осуществлении сближения гносеологического и аксиологического подходов в становлении единого, целостного восприятия мира, где человек и животное выступает как единое целое в условиях согласованного бытия;
• обосновании необходимости отказа от крайних точек зрения антропоцентризма и биоцентризма, позволяющих преодолеть полярные позиции в системе «человек - животные» в городском культурном ландшафте.
Практическая значимость заключается в выявлении динамики правового законодательства в отношении к природоохранной деятельности; в возможности использования выводов диссертации при знакомстве любителей природы и владельцев домашних животных с законодательным обеспечением равновесия общества и природного окружения; в определении правовых доминант экологической направленности в существующих позициях историко-культурного опыта человечества; в возможности использования материалов и выводов исследования при чтении ряда специальных курсов культурологического цикла и в практике экологического воспитания.
Положения, выносимые на защиту:
• Выделение коэволюционных аспектов духовно-нравственного мира в качестве доминанты личностной культуры человека позволяет рассматривать его не только как биосоциальное существо, но и как нравственную личность, обладающую определенным набором нравственных ценностей, а потому способную осуществлять регулятивную и оценочную функцию в обществе. Наличие собственной моральной ответственности подвигает его к необходимости-стремлению жизни в согласии с природой вообще, и в городской культурной среде, в частности.
• Существование в системе «человек - животные» предполагает совершение морального выбора. Последний предъявляет повышенные требования к нравственной эрудиции человека. В силу этого создается необходимость формирования социокультурологических знаний всех уровней, обеспечивающих выбор максимально эффективных средств при установлении контактов человека с животными в природной и социальной средах.
• Катентические отношения возможны при создании научно обоснованных технологий, основанных на: а) синергетическом подходе, вариативном мышлении, плодотворной интеграции естественнонаучного и гуманитарного знания в качестве равноправных, равноценных способов постижения мира отдельным человеком и обществом в целом; б) выработке комплекса закрепляющих воспитательных приемов, учитывающих возможности организаций, учреждений, сообществ и движений любителей живой природы, осуществляющих познавательную и практическую деятельность; в) разработке общей системы средств культуры в эколого-образовательном процессе, которая позволяет осуществлять согласованное бытие человека и животных в условиях городской культурной среды.
Апробация работы.
Основные положения и выводы диссертационного исследования прошли апробацию на межрегиональных и межвузовских научно-практических конференциях: «Державинские чтения», Тамбов, 1999-2003; «Интеграция экологической, хозяйственной и социальной политики», Тамбов, 1999;
Танцевальный фольклор: проблемы сохранения», Тамбов, 2000; «Культура и образование на рубеже тысячелетий», Тамбов, 2000. «Интеллектуальный потенциал культурологи» Тамбов, 2003, были опубликованы в научных статьях.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Социологический анализ городской среды и формирование экологической культуры человека1998 год, кандидат социологических наук Ангелова, Елена Валерьевна
Этические основания экологического менеджмента2005 год, кандидат философских наук Зинченко, Зоя Валерьевна
Эволюционная эпистемология Конрада Лоренца2007 год, кандидат философских наук Салова, Светлана Евгеньевна
Экологическая этика в системе профессиональной подготовки учителя2003 год, кандидат педагогических наук Шмаль, Мери Васильевна
Проблема нравственного отношения к природе в русской философии середины XIX - начала XX вв. в контексте современной экологической этики2009 год, кандидат философских наук Удалова, Надежда Егоровна
Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Грищенко, Валентина Владимировна
Результаты исследования позволили выявить значительные упущения в организации работы по воспитанию и обеспечению соответствующими знаниями владельцев животных. Более половины опрошенных нами владельцев домашних животных предоставлены сами себе. Исследование ориентационно-оценочной, мотивационной сфер связи человека и животных (среди владельцев), позволило придти к выводу - человеком движет любовь и сострадание к своему животному, ибо оно способно "излечить от недуга", "спасает от одиночества", наконец, самому человеку обязательно необходимо заботиться о животных как о "созданиях божьих", так как это "святой долг". Ориентация на последнее способствует, по нашему мнению, наиболее успешному развитию деонтологических элементов этики хозяина животного, так как аккумулирует усилия индивида в направлении согласования его личного интереса с требованиями природы и общества. То есть наличие более или менее устойчивого понимания человеком этой взаимосвязи как нравственного долга, определяет либо позитивную, либо негативную, либо различные варианты индифферентного отношения к домашним животным.
Анализ современного состояния проблемы формирования катентического отношения человека к домашним животным позволил нам выявить особенности, характерные для данного процесса в условиях современного города: нет законодательных документов, регулирующих существование животных в городе; отсутствие системной индивидуальной и коллективной работы с любителями животных; функциональная неграмотность граждан и владельцев животных; оставляет желать лучшего система ветеринарного обслуживания и лечения животных; в современной урбосистеме отсутствуют места для выгула животных и площадки для занятий с ними; недостаточно активна деятельность зоозащитных организаций, клубов и объединений по данному направлению.
Все это в совокупности послужило основой для постановки и обоснования проблемы, связанной с необходимостью разработки эффективных методик и программ, направленных на совершенствование этико-экологического образования и воспитания горожан. По нашему мнению, подобные программы должны строиться по следующим направлениям: систематическое проведение информационно-образовательной работы с населением города через СМИ по проблемам, связанным с содержанием животных в условиях города; использование наглядно-эмоциональных и дискуссионных методов подачи материала; популяризация специальных изданий о животных (газеты, журналы, научная и художественная литература); издание и распространение буклетов по ответственному отношению к городским животным и культуре их содержания; создание Центров изучения взаимоотношений человека и животных, в работе которых сочетались бы как традиционные, так и новые формы занятий с любителями животных.
Работа по специально разработанным тестам, методикам и программам позволит определить существование нравственных механизмов и их трансформацию в системе "человек - домашнее животное" от симпатии к тому или иному из них, до осознания того, что забота о животном - это долг каждого человека. То есть, будет иметь место движение в сторону повышения социально-ценностных мотивов в отношениях человека к живой природе.
Таким образом, решение проблемы согласованности бытия человека и животных как морально-ценностного ландшафта городской культуры - процесс сложный, многомерный, динамичный, в ходе которого все же возможно развитие и закрепление катентического отношения человека с макро- и микромиром. Ведь лишь повсеместный переход к подлинному, творческому созиданию может избавить человечество от экологической катастрофы антропогенного характера и сделает ее невозможной.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современных условиях человечество все больше начинает осознавать свою органическую связь с живой природой, стремясь сохранить себя и ее от уничтожения.
К сожалению, частью жизни современного общества остается насилие: это разрешение межгосударственных конфликтов через войны, преступная деятельность уголовных и террористических элементов общества и многое другое. Казалось бы, все эти проблемы не связаны с отношением человека к животным. Но это не так: жестокость к животным - отражение низкого нравственного уровня общества, неразвитой способности к сопереживанию, отсутствие альтруизма у членов общества.
Греческий философ и ученый Пифагор убеждал, что тому, кто спокойно убивает животное, нетрудно убить и человека. Другие мыслители были еще более прямолинейными и указывали, что жестокость в отношении к животным ведет к войнам (Платон, Плутарх, Овидий, Будда, Леонардо да Винчи, Гассенди, Вольтер, Руссо, Гюго, Л.Н. Толстой). Представляется, что отношение к животным не причина жестокости человечества, а показатель, индикатор этического уровня общества. И если сейчас все большее число людей озабочено страданиями и гибелью животных, причиной которых оказывается человек, это признак роста нравственного уровня общества.
Вопрос существования людей и животных в городе очень непростой. Для одних - городские животные источники беспокойства и страхов, для других - они обожаемые существа, согревающие своей любовью и преданностью хозяев. Как правило, домашние питомцы появляются у нас не просто так - правильный выбор домашнего животного может изменить судьбу хозяина. Как заявляют ученые Калифорнийского университета, нет таких животных, которые бы воспитывали в человеке отрицательные качества, но новые приятные черточки он обязательно приобретет.
Сегодня идет становление гуманно-ориентированного общества, базирующегося на общечеловеческих целях и ценностях. Поэтому ставятся новые задачи осмысления положения человека в макро- и микромире, осознания их катентических связей и отношении, перспектив развития сложностей, проблем. Катентическое отношение является воплощением самосознания и духовности, которые прежде всего утверждаются в форме моральности человека и этики.
Катентический подход поднимает вопросы личной и коллективной ответственности перед природным окружением, утверждением новых форм нравственных связей в области взаимодействия человека и животных и адекватного правового обеспечения этих отношений.
Важнейшей частью системы "человек - природа" является организация катентических связей человека и домашних животных в условиях городской социокультурной среды, представляющей собой совокупность индивидуальных потребностей, интересов, этико-экологических и правовых знаний, а также нравственных качеств личности, позволяющих решать в новой экосистеме данные задачи.
Нравственная культура личности выступает основным средством проявления сущностных сил человека для решения проблем взаимоотношения человека и домашних животных со средой обитания. Именно наличие высокой нравственной культуры не может не сказаться положительно на содержании быта горожан, особенностях их жизнедеятельности, методах и средствах организации городской инфраструктуры.
Вместе с тем, нельзя не заметить, как остро противоборствуют старое и новое (живучесть консервативных стереотипов, традиций, привычек, рецидивы технократического подхода, формализм), когда механизм торможения еще полностью не демонтирован и не заменен механизмом ускорения. Следовательно, и формирование катентического отношения человека к миру природы не освобождено от недостатков, оно требует обновления. Изучение взаимосвязи человека и домашних животных как катентического процесса позволяет рассматривать его как систему, куда входит: особенности социокультурной среды современного городского жителя; программные требования к человеку, регламентирующие его поведение; личностные и, прежде всего, нравственные качества индивида; специфические особенности системы этико-экологического образования и воспитания; ее содержание и ее основные направления.
Речь идет об обновлении процессов этико-экологического образования и воспитания, обеспечения тесных связей теории и практики, слова и дела, содержания и формы.
Значительное место в формировании катентического отношения человека к окружающей природной среде и домашним животным занимает традиционная система общественного образования и воспитания. Анализируя состояние существующей системы образования и воспитания (средняя школа, специальные средние и высшие учебные заведения) в диссертации подчеркивается их особая роль. Собранный практический материал свидетельствует о значительных реальных возможностях данной системы.
Результаты диссертационного исследования, однако, показали, что до сих пор в своих практических действиях система образования и воспитания опирается на нормативные представления и образовательные стандарты, которые продолжают рисовать линейную, плоскостную, но никак не объемную картину становления человека, то есть действуют в рамках старой (традиционной) парадигмы развития образования. Вполне понятно: нужны новые социально-педагогические идеи, подходы, новые формы, методы, средства, технологические приемы обучения и воспитания, новые варианты отношений в системе "учитель - ученик", "преподаватель -студент". Учащийся в современной системе среднего и высшего образования должен стать не просто потребителем этико-экологических знаний и норм, а их созидателем.
Эмпирический материал свидетельствует о том, что существующая система этико-экологического образования и воспитания, как правило, не рассматривает организацию этой работы как самостоятельное направление, что ведет к снижению авторитета соответствующих учреждений.
Наш опыт работы с региональной, городской системой образования показал, что в их деятельности определяющим должны быть: обеспечение организаторов этого процесса необходимыми знаниями, умениями, методиками в области этико-экологического воспитания (курсы, семинары). Второе направление должно быть связано с реформированием взглядов, ломкой своеобразного психологического стереотипа на организацию этико-экологического образования как на нечто само собой разумеющееся на всех уровнях (семья, учебные заведения, государственные учреждения и общественные организации). В познавательной сфере значительным должно стать обращение к эмоциональной сфере развивающейся личности, не только к нравственному, но и к эстетическому, творческому началу.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Грищенко, Валентина Владимировна, 2003 год
1. Августин Аврелий. Отраде Божием: В 4т.- М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского Ставропитиального монастыря, 1994.Т.1.400 е.; Т.3.288 е.; Т.4.416 с.
2. Аврелий Марк. Наедине с собой: Размышления. Ростов-на-Дону: Феникс,1991.С.20.
3. Актуальные проблемы культуры XX века. М.: Общество "Знание" Российской Федерации, 1993. 191 с.
4. Акимушкин И. Человек и природа. М.: Общество "Знание" Российской Федерации, 1984.С. 30.
5. Альберт Швейцер великий гуманист XX века. М.:-Наука, 1970. С. 87.
6. Александровский Г. Есть ли интеллект у братьев наших меньших? //Наука и жизнь.-1999.-№6.-С.48-51.
7. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человека. М.: -Наука, 1977. С. 6-7.
8. Анатомия мудрости. 106 философов. Жизнь, судьба, учение. В 2 т. Т.1, Симферополь, 1995, 382 с.
9. Аристотель. Метафизика //Аристотель. Соч.: В 4 т. Т.1. М.: Мысль, 1975.
10. Ю.Асмус В.Ф. Античная философия. М.: Высшая школа, 1976. С. 30.
11. П.Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники:- Ежегодник 1984-1985, М.:- Наука, 1986, С. 124.
12. Бердяев Н.А. Человек и машина (проблема социологии и метафизики техники)//Вопросы философии. 1989. № 2.-С.159.
13. Бекетов А.Н. Питание человека в его настоящем и будущем. Спб, 1879. С. 5.
14. Бергсон А. Два источника морали и религии: Пер.с фр. М.: Канон, 1994. 384 с.
15. Библейская энциклопедия. Репринтное издание. М.: Терра, 1991.2, 902 с.
16. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век.- М.: Политиздат, 1990. 413 с.
17. Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Брюссель: Издательство "Жизнь с Богом", 1973. 26, 2357 с.
18. Бодалев А.А. О коммуникативном ядре личности //Советская педагогика. 1990, № 5. С. 77-80.
19. Болыпой путеводитель по Библии: Пер. с нем.- М.: Республика, 1993. 320 с.
20. Бондаренко В.Д. Культура общения с природой. М.: Агропромиздат, 1987. С. 3-20.
21. Бубер М. Я и Ты //Два образа веры. -М.: ООО «Фирма «Издательство ACT», 1999. С. 24-121.
22. Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения.- М.: Республика, 1994. С. 249-250.
23. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М.: Наука, 1989. 261 с.
24. Выготский JI.C. Исторический смысл психологического кризиса.// Собр. соч. в 6 т.-М.:-Наука, 1982. С. 291.
25. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М.: Наука, 1977. С. 30.
26. Гершун В.И. Беседы о домашних животных. М.: Колос, 1992. -206 с.
27. Гиляров А. Человек и животные: этика отношений.// Паука и жизнь.- 1976,- № 12.- С. 133, 139.
28. Гирусов JI.B. Система "общество- природа" //Проблемы социальной экологии. М.: Изд. МГУ, 1976. С. 30-50.
29. Гумилев JI.H. Этногенез и биосфера земли. М.: Рольф, 2001. С. 15.
30. Гусев В. Животные у нас дома: Справ, пособие.- М.: Экология, 1992. -366 с.
31. Гржимек Б. Животные рядом с нами/ Пер. с нем.Ю.А.Зеленова.-М.: Прогресс, 1984. -255 с.
32. Гржимек Б. Экологически очерки о Природе и человеке. М.: Наука, 1988. С. 40-50.
33. Гумбольдт А. Картины природы. М.: Географгиз, 1959. С. 21.
34. Гусейнов А. А. Этика ненасилия .//В опросы философии. -1992.-№3.-С. 72.
35. Давыдов Ю.Н. Этика любви и метафизика своеволия: Проблемы нравственной философиию М.: Молодая гвардия, 1989. 320 с.
36. Декарт Р. Рассуждение о методе. Сочинения: В 2 т. T.l. М.: Мысль, 1989. С. 30.
37. Дорст Ж. До того, как умрет природа. Пер. с франц. М.: Прогресс, 1977. С.30-40.
38. Дубинин Н.П. Что такое человек. М.: Знание, 1983. С. 36-38, 115-116.
39. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М.: Мысль, 1991. 300 с.
40. Ерофеев Б.Е. Экологическое право в России. В 2-х т. М., 1995.
41. Еремеев Д.Е. Ислам: Образ жизни и стиль мышления. М.:-Политиздат, 1990. 288 с.
42. Запад и Восток: Традиции и современность. М.: Общество "Знание" Российской Федерации, 1993. 240 с.
43. Игнатовская Н.Б. Отношения к животным как проблема нравственности// Этическая мысль. Научно- публицистические чтения. Политическая литература, 1998. С.233.
44. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения // Кант И. Сочинения: В 6 т. М.: Мысль, 1966. Т.6. С. 351.
45. Кант И. Основы метафизики нравственности. Соч.: В 6 т. М.: Мысль, 1964. Т.4., ч.1. с.384-385.
46. Когай Е.А. Социальная экология. Культура и природа: этапы развития // Социально-политический журнал. № 6, 1998. С. 85.
47. Конт О. Курс позитивной философии. Спб., 1912. Вып.4. С. 19.
48. Косвен М.О. Очерки истории первобытной культуры. М.: Ак.Наук СССР, 1953. С.137-148.
49. Кропоткин П.А. Этика. М.: Наука, 1991, С. 32.
50. Климович Л.И. Книга о Коране, его происхождении и мифологии. М.:Политиздат, 1988. 286 с.
51. Косидовский 3. Библейские сказания. М.: Политиздат, 1975. 455 с.
52. Кон И.С. Психология доброго поступка// Этическая мысль. М.: Политиздат, 1988. С. 58.
53. Кондорсе Ж.А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. М.: Учпедгиз, 1936. С. 53.
54. Кубланов М.М. Возникновение христианства: Эпоха. Идеи. Искания. М.: Наука, 1974. 216 с.
55. Культурология XX век: Антология. М.: Юрист, 1995. 703 с.
56. Ламетри Ж. Человек-машина // Ламетри Ж. Сочинения. М.: Мысль, 1983. С. 56.
57. Ли А. Я смотрю в глаза Марса.// Кот и пес.-1999.-№11, 12.-С.12.
58. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. М.: Слово, 1988. С. 150-152.
59. Лоренц К. Год серого гуся. М.: Наука, 1984, С.183.
60. Лоренц К. Человек находит друга. М.: Наука, 1992. С.74.
61. Лоренц К. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества.// Вопросы философии.-1992.-№3.-С.45.
62. Лоренц К. Агрессия. М.: Мысль, 1994. С.30-143.
63. Лоренц К. Кольцо царя Соломона. М.: Мир, 1980. С.40.
64. Лосев А.Ф. Миф. Число. Сущность. М.: Мысль, 1994. С.75.
65. Маркс К., Энгельс Ф. Перенесение стоимости машин на продукт.// Соч.-2-е изд. М.: Политиздат, 1960.-Т.23.-С.398-406.
66. Мифологический словарь: Книга для учителя /М.Н. Ботвинник, Б.М. Коган, М.Б. Рабинович, Б.П. Селецкий. М.: Просвещение, 1985. 176 с.
67. Медкова И.Л., Павлова Т.Н. Брамбург Б.В. Все о вегетарианстве. М.: Экономика, 1993. 300 с.
68. Моисеев Н.Н. Современный антропогенез и цивилизационные разломы //Вопросы философии.-1995.-№1.-С.10.
69. Непомнящий Н. 200 кошачьих "почему?". М.: Вагриус, 1995. С.6-20.
70. Непомнящий Н. Кошки. М.: Колос, 1994. С. 10-47.
71. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла: к генеалогии морали. -Минск.- 1992. С. 10-40.
72. Ньюком Т. Исследование согласия. //Социология сегодня. Пер. с англ. М., 1965, С. 304-305.73.0дум Ю. Основы экологии. М.: Мир, 1975. С. 3-30.
73. Панарин А.С. О возможностях отечественной культуры// Новый мир.- 1996,.-№9.- С. 180.
74. Парк Р., Берджес Э. Введение в социологию. Чикаго, 1925, С.163.
75. Петров В.В. Экологическое право России. М.: Мысль, 1993. С. 27.
76. Плаксина Н.П. Нравственные отношения и нравственные потребности.// Философские науки, 1972,- № 5.- С.152.
77. Померанц Г. Витражей много, но свет один. Духовные изменения экологического развития // Знание - сила, 1994.- № 3.- С. 111.
78. Пригожин П., Стенгерс И. Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой. М.: Наука, 1986. С.386.
79. Павловский А.И. Популярный библейский словарь: Книга для чтения.-М.: Панорама, 1994. 464 с.
80. Поздняков Э.А. Философия культуры. М.: Интурреклама, 1999. 574 с.
81. Прайор К. Не рычите на собаку. О дрессировке животных и людей. М.: Селена, 1995. С. 11-95.
82. Пигалев А.И. Культурология. Учебник. Изд. Волгоградского университета, 1988. С. 49.
83. Рамада Ф. Прикладная экология. JL: Гидрометиздат, 1981. С. 545.
84. Реймерс Н. Теоремы экологии.// Наука и жизнь.- 1992.-№10.-С.130.
85. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре// Культурология. XX век. Антология.-М.-1995. С.69-71, 73-75.
86. Риклефс Р. Основы общей экологии. М.: Экономика, 1979. С.80.
87. Ромах О.В. Культурология. Теория культуры. Тамбов, 2002. С.30-40.
88. Роулс Дж. Теория справедливости. Пер. с англ. В.В.Целищева. Новосибирск, 1995, С.23.
89. Рукероль Ж.В. Книга о собаках.-М.: Колос, 1992. -300 с.
90. Свенцицкая И.С. Раннее христианство: Страницы истории. М.: Политиздат, 1988. 336 с.
91. Сосновский И.П. Живые музеи. Изд. Знание, М., 1981. С. 9-18.
92. Тайлор Э.Б. Первобытная культура: Пер. с англ.М.: Политиздат,1989. 573 с.
93. Тейяр де Шарден П. Феномен человека: Пер. с фр. М.: Наука, 1987. С. 149.
94. Тинберген Н. Поведение животных. М.:Мир, 1985. С.36.
95. Толстой Л.Н. Путь жизни. М.: Наука, 1993. С. 37.
96. Тойнби А. Дж. Постижение истории: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1991.736 с.
97. Уиттекер Р. Сообщества и экосистемы. М.: Прогресс, 1980. С. 20-30.
98. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины: в 3 т. М.: Правда, 1990. Т.1. С. 272-273.
99. Флоренский П.А. У водоразделов мысли. М.: Правда,
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.