Экологическая культура в мусульманской теологии: Эколого-философский анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 03.00.16, кандидат философских наук Алиева, Патимат Джамалутдиновна

  • Алиева, Патимат Джамалутдиновна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2005, Махачкала
  • Специальность ВАК РФ03.00.16
  • Количество страниц 168
Алиева, Патимат Джамалутдиновна. Экологическая культура в мусульманской теологии: Эколого-философский анализ: дис. кандидат философских наук: 03.00.16 - Экология. Махачкала. 2005. 168 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Алиева, Патимат Джамалутдиновна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава I. Ислам и наука. Теологические источники о происхождении природы и человека.

1.1. Коран и хадисы о происхождении Земли и неба.

1.2. Коран и хадисы о происхождении человека

1.3. Коран и хадисы о происхождении животных и растений

1.4. Гармоничность создания Богом всего живого.

Глава И. Природа в системе ценностей ислама. Мусульманская теология о создании природы для человека

Глава III. Роль ислама в нравственной жизни человека. Экологичное отношение человека к воде, животным, земле и растениям

3.1. Экологичное отношение человека к воде.

3.2. Экологичное отношение человека к животным.

3.3. Теологическое истолкование пищевых запретов

3.4. Экологичное отношение человека к земле.

3.5. Экологичное отношение человека к деревьям растениям.

Глава IV. Сравнительный анализ отношения основных религий к глобальным проблемам экологии и место ислама в устойчивом развитии общества

4.1. Экологическое образование для устойчивого развития

Республики Дагестан

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Экология», 03.00.16 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Экологическая культура в мусульманской теологии: Эколого-философский анализ»

Актуальность темы исследования. Экологические знания открывают жизненно важные стороны действительности, содействуют изменению нашей культуры, нашего образа жизни. Экология зародилась как наука о взаимоотношениях организма с окружающей средой. В последние годы ее чаще определяют как науку об экологических системах. Однако сегодня приходится признать, что это уже не естественнонаучная дисциплина, а комплексная, социоестественная наука, предмет которой практически связан со всеми сторонами жизнедеятельности человека.

Владея экологическим знанием, человек заново открывает окружающий мир, начинает понимать значение многих, раньше казавшихся второстепенными, связей и отношений в природе. Как в свое время открытие Коперника изменило представление людей о порядке мироздания, так и знание экологических закономерностей меняет наше представление о порядке в земной природе. Мы начинаем понимать, что этот порядок не случаен, он необходим для существования и развития человека, для продолжения человеческого рода. Мы обязаны считаться с ним в своей деятельности, не привносить в него нарушений. И по готовности к таким изменениям можно судить о нашей культуре.

Положение самого человека в биосфере двоякое. С одной стороны, он как биологический вид является составной частью экосистем нашей планеты. С другой стороны, в отличие от иных живых существ, человек имеет и небиологические, социально-культурные потребности и механизмы развития. Он создает технику, новые искусственные вещества, строит здания, прокладывает дороги и для этого черпает из окружающей среды такие ресурсы, которые ранее ни одно живое существо не потребляло, - руды, нефть и т.д. При этом возвращает в природу массу чуждых ей синтетических отходов. Так возникают и накапливаются загрязнения.

В связи с усиливающимся загрязнением воздуха, воды, почвы, истощением невозобновляемых природных ресурсов, нарушением устойчивости и снижением разнообразия биосферы, ухудшением здоровья и качества жизни людей цивилизация сейчас стоит перед выбором дальнейшего пути развития. В 1992 г. в Рио-де-Жанейро Организация Объединенных Наций провела конференцию по окружающей среде и развитию, где представители 179 государств приняли Повестку дня на XXI век - всемирный план действий. На конференции был сделан вывод о необходимости перехода человечества на путь так называемого устойчивого (поддерживаемого) развития. В самом широком смысле стратегия устойчивого развития направлена на достижение гармонии в отношениях между людьми и между обществом и природой.

В повестке дня на XXI век разъясняется, что движущими силами перемен в окружающей среде являются население, потребление и технология. Растущее население мира и расширяющееся производство в сочетании со спецификой традиционных норм потребления увеличивают нагрузки на экосистемы. Главная задача - уменьшить расточительное потребление. Каждый человек должен взять на себя ответственность за потребление энергии, товаров, за накопление отходов.

Повестка дня на XXI век призывает государства и правительства обеспечить просвещение по вопросам развития и сохранения окружающей среды для людей всех возрастов. Фундаментом для понимания проблем развития и охраны окружающей среды является базовое экологическое образование.

Усилия по содействию устойчивому развитию, получили весомый импульс на завершившем 4 сентября 2003 г. свою работу Всемирном саммите по устойчивому развитию. В работе саммита приняли участие 21 тыс. человек, в том числе 9101 делегат, 8227 представителей неправительственных организаций и 4012 аккредитованных представителей СМИ. С очень содержательным докладом на саммите выступил Председатель Правительства России М. И. Касьянов.

Одна из важнейших проблем, решаемая в ходе подобного процесса -как сочетается демократическая форма социального развития и новая модель социоприродного УР.

В главном итоговом документе - «Плане выполнения решений» - обозначены цели и установлен график для действий по широкому кругу проблем, включая сокращение к 2015 г. вдвое числа людей, не имеющих доступа к чистой воде и надлежащей санитарии, восстановление истощенных рыбных ресурсов и сохранение биоразнообразия к 2015 г. и постепенное прекращение использования токсичных химикатов к 2005 г. Более того, впервые «с чувством особой срочности» странами были приняты обязательства по увеличению использования возобновляемых источников энергии.

Человечество стоит перед необходимостью реализации безопасного экологического развития. Для этого необходимы новые знания об окружающей среде, новые технологии, новые нормы поведения. Экологические знания не только объясняют неизвестные стороны действительности, но и призваны выполнять предписывающие функции по отношению к человеческой деятельности. Выполнение их становится показателем освоения норм новой, экологической культуры.

Формирование экологической культуры и экологической ответственности личности предполагает рассмотрение таких традиционных проблем, как сущность культуры, механизмы социализации индивида, основания образования и пути повышения его эффективности.

Находясь в неразрывном единстве, культура и человек взаимоопреде-ляемы. Овладение культурой - это формирование в человеке языка, знаний, традиций. Овладение культурой - это и усвоение системы ценностей данной социокультурной среды, усвоение определенного набора социальных ролей. В разных культурах выполнение одной и той же роли требует от человека различных поведенческих моделей, ориентации на разные нормативные системы. Отсюда ясно, насколько важны процессы социализации для сохранения самобытности (непохожести) той или иной культуры, для ретрансляции культурных ценностей и для формирования того типа личности, который необходим, имманентен данной культуре.

Социализация индивида - это, по существу, передача социокультурного опыта от одного поколения к другому. Процесс социализации - это процесс формирования личности и приспособления к жизни в обществе, основывающийся на обучении и приспособлении к культуре, дающий возможность понять эту культуру и сознательно действовать в ее рамках. Посредством данного процесса культура формирует новых членов общества. Содержанием социализации является культурное наследование.

Процессы социализации разворачиваются, прежде всего, на уровне микросреды, где общекультурные нормы и идеалы преломляются в конкретные правила поведения, где складывается особая иерархия ценностей и предпочтений как общесоциального, так и специфически культурного плана. Чтобы эффективно включиться на этом уровне в социальное взаимодействие, человек должен глубоко овладеть "обезличенными" культурными ценностями. Для овладения ими общество создает специальную систему институтов, которые способствуют формированию и распространению «общей культуры». К важнейшим институтам такого характера относятся, прежде всего, образовательно-воспитательные учреждения.

Благодаря усвоению «общей культуры» происходит адаптация индивида к социокультурной среде. Усвоение культурных норм обеспечивает человеку возможность быть "равным среди себе подобных", возможность понимать и быть понятым. Овладение нормами и ценностями данной культуры дает человеку схемы, модели, поведенческие стереотипы, которые активно используются в рамках данного социокультурного контекста, формируя механизмы культурозначимого поведения в типичных стандартных ситуациях.

Из вышесказанного следует, что в процессе социализации культура выступает, прежде всего, со стороны своих социально-адаптивных, нормотвор-ческих механизмов, ограничивая свободу человека, накладывая на все проявления индивида границы, формируя меру человеческого произвола. Выход за данные нормативно-ценностные рамки определяется как антикультурность, некультурность, асоциальность.

Культура, строясь на ретрансляции ценностей от общества к личности и обратно, не является механической суммой индивидуальных культур, также, как индивидуальная культура не представляет собой лишь срез культуры общества. Имманентным источником развития культуры становится активность личности, ее креативная, эвристическая деятельность.

Э. Кассирер (1994) справедливо считал, что «самая главная характеристика человека, его отличительный признак - это не метафизическая или физическая природа, а его деятельность. Именно труд, система видов деятельности определяют область «человечности». Язык, миф, религия, искусство, наука, история суть составные части, различные секторы этого круга».

Таким образом, культура сама создает своего творца посредством усвоения им традиций, всех прошлых достижений; но творец, являясь «продуктом» данной культуры, выступает условием ее эволюции. В этом случае человек одновременно является созидателем и разрушителем культуры: культура при помощи нормативных механизмов формирует и закрепляет у индивида образцы, стереотипы реакций и поведения, но для эволюции культуры человек должен их разрушить, изменить.

Культурность человека, следовательно, это не только усвоение норм и традиций, но и способность выйти за пределы нормативно-культурной заданности. В этом плане потребность в самоактуализации человека - это потребность в преобразовании норм культуры. Несовпадения, противоречия между культурой личности и общества — конечный источник развития и динамики образовательных институтов.

Итак, культура как способ адаптации и организации жизнедеятельности людей является важнейшим показателем их отношения друг к другу и к природному окружению. В зависимости от содержания и ориентации она может сближать и отчуждать народы. В наше время выживание человечества во многом зависит от становления мировой культуры, сочетающего в себе самобытные национальные культуры с общечеловеческими ценностями. Основанием такого единения культур могут служить экогума-нистические ценности и идеалы устойчивого развития общества.

Сущность экологической культуры. Современное общество оказалось перед выбором: либо сохранить господствующий способ взаимодействия с природой - и тогда неизбежна экологическая катастрофа — либо радикально изменить сложившийся тип деятельности и сохранить биосферу в состоянии, пригодном для жизни. Очевидно, что второй вариант единственно приемлем. Однако следование ему предполагает беспрецедентную по сложности и масштабам переориентацию всех видов человеческой деятельности, в первую очередь, тех, которые исторически сложились как разрушительные для природной среды.

Изменение ориентации связано с коренной перестройкой мировоззрения, прежде всего, той шкалы ценностей, которая укоренилась в сознании людей. Предстоит основательная ломка ценностей в области как материальной, так и духовной культуры и формирование новой - экологической культуры. По своей масштабности и сложности этот переход вполне может быть квалифицирован как революционный в истории общества.

Отношение к природе как самоценности культивирует высшие и тончайшие проявления человеческой субъективности, дает возможность наиболее полного - универсального развития человека. Чем более развивается мир человека, тем глубже и шире становятся его связи с природой, тем более включается природа в специфическое культурное бытие, становится условием и фактором собственно человеческого развития. Человеческое отношение к природе ради нее самой, составляющее суть экологической культуры, противостоит человеческой ограниченности, формирует способность соизмерять свое существование, свои потребности с природными возможностями. Человеческое отношение к природе - это отношение любви, а следовательно, бескорыстия и самоотречения, которое не в тягость, которое озаряет жизнь человека иным, высшим, духовным смыслом».

В целом можно проследить две основные группы ценностных установок в отношении к природе, которые в отдельные периоды человеческой истории доминировали в общественном сознании, но полностью не исключали одна другую. Первая группа ценностных установок противопоставляет человека природе. Она присутствует в общественном сознании, начиная с поздней античности, но стала доминирующей в жизни общества с нового времени благодаря идеологии христианства и становлению капиталистической формации. Основоположники классической науки и рационалистически ориентированного гуманизма представляли природу как машину, рассматривали ее как средство, позволяющее достигнуть социального благополучия.

Установка, противопоставляющая человека природе, по мере развития производительных сил, экономики неизбежно привела не только к агрессивному отношению к природе, но и содействовала нагнетанию потребительского отношения к ней. Последнее было также связано с иллюзорным представлением о ресурсах нашей планеты как безграничных и неисчерпаемых.

Вторая система ценностных установок на природу заключается в поклонении природе, ее романтизации. Она исторически более древняя, всегда была представлена в общественном сознании и являлась доминирующей в древних культурах. Именно в этот период моральный статус приписывался всему живому, природа в ее первозданном виде объявлялась святостью, предметом благоговения.

Следует подчеркнуть, что при всей своей полярности указанные ориентации в ценностных установках имеют между собой и некоторую общность, которая обусловлена тем, что природа в них рассматривается как нечто внешнее по отношению к человеку. Коренное изменение в морально-эстетической оценке природы, которое соответствует коэволюции общества и природы, состоит в том, чтобы видеть в окружающей природе ценность культуры. Это означает, что "гуманизм как форма общественной связи между людьми приобретет завершенную форму только тогда, когда он станет одновременно формой связи между человеком и природой".

Неразрывность связи людей с природой существовала всегда, и люди интуитивно чувствовали ее в прошлом в большей степени, чем теперь, когда человек зачастую отгорожен от природы крупными городами, техносистема-ми и прочими приспособлениями, направленными на повышение комфортности быта.

Однако никогда еще связь человека с природой не была столь органичной, как теперь, поскольку впервые состояние природной среды стало величиной, производной от деятельности человека и, следовательно, самым непосредственным образом зависит отныне от уровня культуры людей, их нравственности. Вот почему впервые в истории вполне правомерно рассматривать природную среду как продолжение культуры, включенное в систему социальных ценностей, а не просто как существующую саму по себе, независимо от людей, как это было раньше, до возникновения столь тесной зависимости между обществом и природой.

Экологическая этика ставит вопрос иначе, обращая внимание по существу на мировоззренческую проблематику: каков смысл существования Человека во Вселенной и Вселенной в Человеке? Конкретным преломлением этой фундаментальной мировоззренческой проблематики являются, в частности, вопросы: должны ли принципы экологической этики основываться на признании внутренней ценности природных систем или объектом моральной оценки и регуляции является не природа сама по себе, а отношение к ней.

Еще совсем недавно такая постановка вопроса показалась бы надуманной, поскольку каждому было ясно, что природа дана человеку в естественном виде, она существовала задолго до возникновения самого человека и продолжает существовать независимо от него.

Сейчас, однако, считается, что в систему социальных ценностей должны быть включены не только явления общественной жизни, но и природные явления, взятые хотя бы в рамках биосферы и составляющие естественную среду жизни общества. Тем самым существенно расширяется сфера социального и делается заявка на преодоление того антропоцентризма, который составлял непременную ось всей прежней культуры.

Можно сказать, что прежний антропоцентризм исчерпал себя в силу своей односторонности и, более того, стал весьма серьезной помехой на пути преодоления экологических трудностей человечества, так как, если человек по-прежнему будет сосредотачивать внимание только лишь на себе самом и своих потребностях, то невольно разрушаемая им природа будет все более жестоко мстить человеку за недостаточное внимание к ее нуждам.

Важнейшим признаком экологической культуры является отказ от непосредственного наивного антропоцентризма и переход к системе взглядов, которая строится биосфероцентристски. Конечной целью такого подхода все равно является человек, но не прямо, а опосредованно через сохранение природной среды его существования. Эта опосредованность вызвана острой практической потребностью, порожденной новой ролью человека на планете. Итак, ценности экологической культуры призваны способствовать развитию мировоззренческих установок, формированию творческой человеческой личности. Это связано с такой характеристикой экологической культуры, как сопряженность в ней личного и общественного. Тем самым культура во все большей мере превращается из средства обособления в средство единения общества и природы. Общим признаком новой культуры становится взаимопроникновение социального и природного начал, подчиненное задаче их взаимного сохранения.

Экологическая культура не только формируется в процессе перехода биосферы в ноосферу, но сама выступает условием такого перехода. От того, насколько успешно будет идти экологизация культуры, зависит: быть или не быть человечеству. В этом состоит особенность сознательно осуществляемого развития в отличие от стихийно происходящего, каким оно было до сих пор.

Взаимодействие общества и природа стало на сегодняшний день одной из самых актуальных проблем современности.

Если термоядерной войны может и не быть, то экологический кризис уже налицо. Постепенно это начинают понимать не только люди науки, но и все живущие на Земле.

Человек в результате собственной же деятельности вступил в опасное острое противоречие с условиями своего обитания.

Для того, чтобы вновь вернуть себе место на планете, человек должен осознать свое право, данное в силу своего рождения, и показать свою судьбу, поэтому так актуальна на сегодняшний день проблема выработки нового способа общения с природой, основанной на системе духовно-нравственного воспитания.

Нарастающие противоречия между человеком и окружающей средой, опасности, которые создает цивилизация для будущего человечества, постепенно начинают занимать все большее место в научных и социально-философских исканиях. Все эти противоречия приобрели сегодня глобальный общепланетарный характер. Все более становится очевидным, что для их разрешения необходимо создание соответствующей теории, и чем масштабнее и сложнее задача, тем выше и ответственнее роль теории, дающей необходимые ее решения, мировоззренческие научные и духовно-нравственные ориентиры. Поэтому так актуальны, так особенно важны в настоящее время вопросы, связанные с развитием адекватного экологического сознания, опирающиеся как на научно-философское понимание единства человека и природы, так и на универсальные ценности, заложенные в религиозно-философских учениях.

Человечество вплотную столкнулось с глобальными экологическими проблемами, которые угрожают его собственному существованию: загрязнение атмосферы, истощение и порча почвенного покрова, химическое заражение водного бассейна.

Биосфера является единственным возможным домом для человечества. Результаты современных научных исследований свидетельствует о том, что дальнейшее развитие современной цивилизации может происходить только в согласии с законами природы, при осознании своей роли в биосфере.

Еще в середине XX в. В.И. Вернадский научно доказал, что человечество становится в биосфере единственным в своем роде агентом, «могущество которого растет с ходом времени со все увеличивающейся быстротой. Оно одно изменяет новым образом и с возрастающей быстротой структуры самых основ биосферы». (Вернадский В.И.; 1940г.)

Именно Вернадский В.И. поставил вопрос о том, что в результате деятельности человека в биосфере может быть нарушено ее динамическое равновесие, и она потеряет качества самопроизводящей системы. С одной стороны человечество улучшает условия своего существования, а с другой — ухудшает экологические условия жизни и катастрофически сокращает необходимые для своей жизнедеятельности ресурсы.

Существует мощный фактор жизнедеятельности человека, активно влияющий на его существование, таким фактором, считает А. Печчеи, является огромное и все возрастающее материальное могущество самого человека (Печчеи А.; 1985г.)

Оно обусловлено новейшими достижениями науки и культуры, развитием новой техники, интенсивных технологий.

Таким образом, соотношение «теология-экология» дополняется связью «экология-техника», в котором источником и двигателем развития науки и техники является человек, его существование.

Как отмечают философы, изменение внутреннего мира человека в современных условиях возможно, прежде всего, через систему духовно-нравственного воспитания, в основе которого лежит религиозное начало.

Между тем религия, являясь одной из форм общественного сознания, устанавливает определенные нормы отношения человека к окружающей его среде, активно способствует переориентации человеческого сознания в отношении с природой. Нам представляется, что наука о нашем доме, то есть экология, не будет эффективной до тех пор, пока мы не познаем хотя бы частично законов, скрытых в религиозных учениях. Речь идет о триединстве науки, культуры, экологии, без которых не могут развиваться физическая и духовная жизнь. Человек должен осознать, что на земле есть вещи незыблемые и святые, что мир не простой склад ресурсов, которые при желании могут быть разработаны и потреблены, он подчинен духовному закону единства мироздания.

Особая актуальность этой темы определяется, прежде всего, тем, что религия в той или иной степени всегда затрагивала проблемы взаимоотношения человека с окружающим миром, помогала людям осознать опасность глобальной экологической катастрофы и степень личной ответственности каждого за состояние окружающей среды, содействовать объединению людей разных национальностей для решения экологических проблем. И естественно в их силах сделать особенно много для формирования экологического отношения к природе. Исходя из этого разработка религиозно-этических основ экологии представляет, несомненно, научный интерес.

Как отмечает В. Гейзенберг: «Религия не просто фундамент этики, она есть прежде всего основа для доверия. Возникает доверие к миру, вера в осмысленность нашего пребывания в нем». (Гейзенберг В., 1987г.)

Немецкий философ Э. Кадлец на место традиционной этики, этики человека, ставит этику природы, которая устанавливает ответственность человека в открытии растений и животных. Основной принцип этой этики звучит так: «Соблюдай естественный порядок (гармонию), никогда не причиняй без необходимости какого-либо ущерба другому созданию». (Кадлец Э., 1976г.)

И конкретизируя это положение, философы отмечают, что моральная теология и этика имеют своей целью выработку общих принципов и специфики человеческого поведения в открытии естественной среды т.о., чтобы каждое «экологическое действие» служило сохранению необходимого равновесия между человеком и природой.

В возникновении новых ценностных ориентиров, в многообразных попытках построить экологическую этику на основе тех или иных религиозных мировоззрений, формирующих новое экологическое сознание и новые общечеловеческие ценности — сохранение многообразия экосистем, отношение к Земле как к уникальной экосистеме осмотрительного и бережного отношения к живой природе, складывается новый естественно-исторический взгляд на человека, на его деятельность и на его место в космосе, создаются новые возможности для осмысления экологической ситуации на планете.

В то же время в сложившихся условиях актуальность исследуемой проблемы возрастает в связи с тем, что, специфически отражая действительность, религия как форма общественного сознания устанавливает определенные нормы взаимоотношений человека с окружающим миром.

Человек забыл, что он является частью природы. Физическая и духовная жизнь человека неразрывно связана с природой. Природа для человека не только поле для его преобразовательной деятельности, но и естественное условие для его существования.

Таким образом, в сфере религиозной этики необходимость сохранения благоприятных условий для человека на Земле сочетается с фундаментальным догматом: человеческая жизнь и благоприятная для нее природная среда есть результат «предвечного замысла» и воли Создателя. Отсюда вытекает этический императив, лишающий человека права безнаказанно распоряжаться жизнью своей и жизнью других людей ни сейчас, ни в будущем. Он предполагает обязанность человека сохранять благоприятную для жизни окружающую среду и для себя, и для будущих поколений.

Философия имеет глубокую традицию рассмотрения проблемы взаимоотношения человека, общества и природы. Природа всегда была объектом внимания философов и философского осмысления. Вечные философские вопросы заключаются в выяснении взаимодействия человека и окружающей среды его обитания, отношения человека к Космосу, Вселенной. Эти вопросы волновали философов древности и нового времени, волнуют они и современных философов.

Актуальность темы диссертационного исследования определяется также тем, что философский взгляд на современную экологическую проблему может оказаться продуктивным для точной постановки самой экологической ситуации, более глубокого и всестороннего ее осмысления и выработки оптимальной глобально-экологической стратегии.

Экологический кризис на Земле достиг уровня катастрофы, которую можно остановить, реализуя все ресурсы человечества, материальные и духовные. И поскольку религия является массовой формой общественного сознания, религиозные организации, духовенство, широкие массы верующих могут сыграть главную роль в борьбе за спасение мира и человечества от экологической катастрофы в современном мире.

В своей работе диссертант коснулся вопроса самой большой и в то же время самой молодой религии мира - ислама и его отношения к проблемам экологии. На сегодняшний день экологическая проблематика становится предметом обсуждения не только науки, но и теологии. Анализ предпосылок и путей решения экологической проблематики показывает, что исследование ее религиозных аспектов приобретает в настоящее время особую актуальность.

В последние годы в связи с экологической проблематикой по-новому предстают некоторые фундаментальные положения ислама, выявляются его непредвиденные ранее возможности в решении этических, культурологических и других вопросов глобальных проблем.

Ислам — одна из ведущих мировых религий, которую исповедуют более миллиарда жителей планеты всех континентов, стоящих на всех ступенях социальной лестницы. В отличие от других религий ислам не имеет разделения светских и духовных функций и повсюду способствует сохранению неразделимости религии и государства, политики и морали, правовых норм, экономики и социальных проблем, образа жизни.

Мусульманский теолог В. аз-Захялий считает, что ислам — религия, обладающая мировым гуманистическим характером, призывающая к достижению добра, счастья, справедливости, права свободы для всех людей. (Аз-Захялий В., 1981г.)

Почти с самого начала освещают его путь письменные источники. Первый и основной - это Коран, другие источники — Сунна и хадисы. Коран — Священная книга мусульман, тексты которой им передал посланник Божий — Мухаммед. (18:2)

Это уникальный по стихосложению, торжественному восхвалению и мудрости свод морально-нравственных, религиозных, гражданских, политических и юридических норм, переданных проповедником в течении 20 лет (610-632гг.)

Коран также строго осуждает такие пороки, как взяточничество, воровство, пьянство, проституцию, ложь, сплетни, убийство и многое другое, из чего видно, какую роль играло появление Корана в жизни мусульман. (Мансуров, 1992г.)

В религиозном первоисточнике сосредоточено много указаний, ориентирующих людей бережно относиться к природе. Они-то и могут быть положены в основу совместных действий различных религиозных организаций по формированию высоконравственного отношения к окружающей человека природе. (Дмитриева Л.М., 1994г.)

Для преодоления эгоцентризма Мухаммед от имени Бога и себя как посланника обязал мусульман жить единой общиной (умма) и соблюдать методы духовного самоусовершенствования, главные из которых -признание единобожия и пророческой миссии Мухаммеда, молитва (салят), пост (саум), милость к бедным (закят) и паломничество (хадж) (Корнев).

Центральное место в исламском учении занимает принцип «тавхид» -вера в единого Бога.

Теолог профессор Исмаил Фаруки считает, что аксиологический смысл таухида заключается в том, что Бог признается «созидателем и Судией мира всего» и в том, что человеческому разуму отводится решение двух задач: познать божью волю и подчиниться ей, постигая в то же время «законы природы». (Фаруки, 1987г.)

Из принципа таухида вытекает идея зависимости человека и природы, которая лежит в основе мусульманской философии природы.

Известный исследователь истории исламской культуры С. Наср пишет, что путем отказа разделить человека и природу ислам сохранил целостное воззрение на мир. Фактически человек является источником изящества для природы, через его активное участие в духовном мире он проливает свет в природный мир. Его устами природа дышит и живет. Благодаря тесной связи между человеком и природой внутреннее состояние человека отражается во внешнем порядке. (Наср С.Х., 1976г.)

Мусульманские идеологи пропагандировали идеал такого мусульманина, чье благочестие сопряжено с инициативой, предприимчивостью, трудолюбием и тягой к знаниям, с умением отстаивать человеческое достоинство, с выполнением долга перед семьей, обществом, государством. (Ионова, 1993.)

Однако вопросы отношения к природе в исламе не нашли еще должного отражения в философской литературе. Граждане некоторых мусульманских стран воспринимали и действовали по отношению к природе, исходя из ценностей не ислама, а западной цивилизации. В то же время экологи западных стран стремятся обратить свое внимание на духовный опыт восточных культур, имеющих очевидные экофильные признаки -положительный исторический опыт природопреобразующей деятельности, наличие в культуре, традициях, религиозно-философских системах элементов нравственного отношения к природе, например, тысячелетняя история кочевников-бедуинов доказывает, с какой любовью и вниманием относились они к природе, к пастбищам, источникам воды. Бедуины не имели научных знаний об экологии. Но жизненный опыт научил их, как защищать и сохранять гармонию в природе и первородную ее чистоту.

Циклический, кочевой образ жизни бедуинов был связан с естественной жизнью живой природы. Он не нарушал гармонию и равновесие в природе. Переходя из одного участка на другой, из одной долины в другую, кочевники давали возможность природе и пастбищам отдохнуть и обновить себя. И современному цивилизованному обществу не помешало бы научиться у предков, как сосуществовать с природой. Здесь не имеется в виду, чтобы оседлые народы вернулись к кочевому образу жизни, а использовали опыт древних людей, не нарушая естественной гармонии природы. И в этом отношении религиозные, в том числе и исламские источники могут быть полезными. (Керимов Г.М.; 1994г.)

Современный ислам столкнулся с экологическими последствиями промышленного развития тех стран и регионов Востока, где население традиционно входит в ареал мусульманской цивилизации. В связи с этим первое место здесь занимает задача гуманизации и этизации различных сфер человеческой активности при опоре на духовное наследие, на историко-культурные традиции ислама.

Степень разработанности проблемы. Как было отмечено, экологические вопросы в мусульманской теологии практически не изучены.

И эта важная в сегодняшнее время и интереснейшая область взаимодействия ислама и экологии только начинается. Может быть, дальнейшие исследования внесут уточнения и дополнения в решении этой проблемы.

При написании диссертационной работы основными источниками послужили: Коран и хадисы, общая, социальная экология, курс устойчивого развития, экология человека, география, социология, материалы Международной конференция «Экология и религия», организованная и проведенная Центром гуманитарной подготовки кадров управления и ноосферно-экологическим институтом Российской Академии управления в январе 1994г.

Очень важным для данного исследования были труды российских и восточных авторов: Жданова Н.В., Махмутова М.И., А. Дидат, Н. М. Мамедова, Г.М. Абдурахманова, K.M. Алиловой, М.Б. Пиотровского, А.И. Ионова, С.М. Мусави Лари, С. Кутб, С.Х. Наср, Аль-Маудиди, М. Букейль, М.-Н.О. Осма-нова.

Поскольку в современном мире экологические проблемы приобретают глобальный характер, то в данной работе рассматриваются вопросы формирования общественного сознания и экологического мировоздания. При этом опирались на работы H.H. Моисеева, В. И. Вернандского, Г.М. Абдурахманова, У.А. Раджабова, А.Горелова, А. Печчеи, Э.В. Гирусова.

Проблеме формирования экологической этики посвящена работа дагестанского эколога С.Х. Магидова.

Значительную помощь в написании работы оказала диссертация Алиловой K.M. «Экологический аспект общественного сознания (Анализ религиозно-философских концепций.)

Объект исследования. Объектом данного диссертационного исследования является экологический аспект общественного сознания и его анализ в мусульманском вероучении, социально-философский смысл которого предполагает выяснение области взаимодействия экологии и религии, анализ и поиск путей возрождения и распространения традиций охраны природы, заложенных в исламской религии.

Цель исследования. Целью настоящей работы является рассмотрение экологической проблематики с точки зрения ислама, в ней также анализируется роль мусульманской религии в совершенствовании принципов взаимодействия общества с окружающей природой.

И это возможно лишь после исследования всего комплекса экологических вопросов сквозь призму основных положений ислама, содержащихся в теологических источниках, в Коране, хадисах и в работах мусульманских богословов.

Задачи исследования. Достижение указанной цели обусловило необходимость постановки следующих задач:

- выявить отношение человека к природе, исходя из ценностей ислама,

- рассмотреть экологические вопросы в рамках исламских традиций,

- раскрыть в условиях планетного экологического кризиса роль религии в экологизации общественного создания,

- исследовать вопрос соотношения ислама и науки. Роль Корана и его влияние на научное изучение Вселенной,

- раскрыть положения Корана, ориентирующие бережное отношение к природе,

- осмыслить роль и влияние исламской религии на формирование у человека этического отношения к природе.

Методология и источники исследования. Теоретическое и общеметодологическое основание для исследования экологического аспекта религиозных форм общественного сознания создает философия. Важность социальной философии для конкретно-научного изучения системы взаимоотношений человека со средой его обитания определяется также и самим характером экологической переориентации современной науки. Исследования проблем взаимоотношения общества с природной средой нацелены на синтетическое рассмотрение сложной структуры субъектно-объектных отношений. Это -одно из обстоятельств, сближающих экологический подход к познанию действительности с подходом философским. Философия рассматривает мир как целое, таким образом, помогает синтезу различных областей конкретно - научного знания, конкретно - научного и ценностного подходов, координации познавательной и преобразовательной деятельности. Естественно, что насущная необходимость комплексного изучения экологической проблематики выдвигает на передний план синтезирующую функцию философии, обеспечивающую немалый вклад последней в установление теоретического и методологического единства наук, анализирующих различные аспекты, участки, звенья взаимоотношений человека и природной среды. Исходя из этого, методологической основой диссертационного исследования являлся социально-экологический подход, разрабатываемый отечественными и зарубежными учеными в русле концепции устойчивого развития и методологические установки инвайронментальной философии. В качестве основных мусульманских источников использовались Коран, хадисы и труды известных мусульманских теологов.

Научная новизна исследования. Задачей работы было изменить ценностные установки по отношению к природе, сформировать новый подход к пониманию ее значимости для жизни общества, для жизни человека.

Соотношение религиозных традиций и культурно-бытового уклада с основами хозяйственной деятельности чрезвычайно важно, особенно когда эта бездумно-хищническая деятельность оказывает губительное воздействие на природу. Поэтому опора на духовно-нравственные ценности ислама может сыграть значительную роль в формировании экологического мировоззрения.

Исходя из этого разработка религиозно-этических основ экологии представляет несомненный научный интерес.

Таким образом, научная новизна диссертационной работы заключается в следующем:

- в обосновании новой роли и влияния мусульманской религии на отношение человека к окружающей его среде,

- впервые раскрыты особенности трактовки экологической проблематики в мусульманской теологии,

- с новых позиций рассмотрены вопросы экологии в шариате, так как шариатские установления требуют от мусульманина бережного и уважительного отношения к живой природе,

- в исследовании положений Корана, формирующих высоконравственное отношение к окружающей среде,

- выявлено, что отличительной чертой Корана является то, что его положения посвящены сотворению Богом природы для человека. Таким образом, в мусульманской религии огромное место отводится человеческому фактору,

- определено, что религия может помочь человеку осознать грозящую опасность глобальной экологической катастрофы и степень личной ответственности каждого за состояние окружающей среды, также в его силах сделать много для формирования у человека этического отношения к природе.

Основные положения, выносимые на защиту. Угроза надвигающегося глобального экологического кризиса требует утверждения в общественном сознании новой парадигмы, в соответствии с которой достижения человеческой деятельности корректировались бы критериями экологической целесообразности. Являясь частью общественного организма, религия также испытывает на себе влияние нарастающих глобальных проблем, поэтому необходимо привлекать ее традиционные ценности в определении отношений человека с природной средой. Экологическая ориентация сознания должна стать доминантой времени.

Универсальными факторами адаптации экологического сознания являются: экологическое воспитание, экологическое образование, экологические ценности мировых религий. Включая в себя идеи и убеждения, религия регламентирует взаимоотношения людей со средой обитания через легитмиза-цию форм хозяйственной деятельности, тем самым выступает как один из факторов, обеспечивающих устойчивое развитие и формирование экологического сознания.

В мусульманском мире важнейшим фактором, определяющим отношение человека к природе, является религия. Система норм, регулирующих взаимоотношения человека с природной средой, находит свое отражение, прежде всего, в основополагающих источниках ислама - Коране и Сунне. Экологическое содержание исламских источников преимущественно носит характер религиозно-нравственных установок. Эти установки должны стать главным экологическим ориентиром на пути к достижению устойчивого развития общества. Основанные на исламе ценности, выполняя важные мировоззренческие и социальные функции, могут сыграть заметную роль в становлении новой экологической культуры.

Теоретическая и практическая значимость работы. Результаты проведенного исследования позволяют на основе изучения мусульманских источников определить роль исламских ценностных установок в формировании экологической этики.

Теоретические положения и выводы диссертации помогут лучшему пониманию духовно-нравственных причин экологического кризиса. Наконец, анализ и обобщения, сделанные в диссертации, могут быть использованы для дальнейшего, более углубленного исследования экологических аспектов общественного сознания в мусульманской религии.

Практическая значимость заключается в том, что материалы диссертационной работы могут быть использованы при чтении спецкурса «Ислам и экология» на экологическом факультете Дагестанского государственного университета, а также и в духовных учебных заведениях.

Двигаясь по пути капиталистической модернизации, мусульманский Восток не мог и не может не приглядываться к примеру промышленно развитого Запада. А этот пример не всегда выглядит вдохновляющим, заставляя искать ответ на многие вопросы: как избежать повторения опыта индустриальных стран в том варианте, когда экономический успех сопровождается серьезными природными катаклизмами, утверждением культа наживы в ущерб духовности? Как не растерять собственных ценностей, приобщаясь к благам современной цивилизации. По мнению известного пакистанского экономиста Куршида Ахмада, экономический рост явился тем «божеством, на алтарь которого приносилось все, что можно было принести: культурное достижение, этические ценности, нормативы общественного бытия, религия». (ИоноваА.И.; 1993г.)

Созвучны вышеизложенному и утверждения современных исламских теологов, которые говорят, что в наш век человечество достигло небывалых успехов в области науки и техники. Однако в этой пучине космических ракет, атомных бомб и новейших технологий забывается человеческая душа, разум, вследствие чего человек становится рабом достижений техники. Все это затуманивает его умственные способности. Такое общество люди называют современной цивилизацией.

По мнению некоторых авторов, такое общество можно назвать «обществом современного невежества и безрассудства». (Османов М-Н.О.; 1998г.)

Согласно их утверждениям, современная цивилизация не что иное, как результат технического и промышленного прогресса, она в силу политических причин не предназначена на пользу человека и безнравственна. Однако это не означает, что ислам пренебрегает промышленным прогрессом. Наоборот, ислам призывает к знаниям, науке и производству, к его дальнейшему развитию. Но признания заслуживает такая производственная деятельность, к которой побуждают благочестие и служение добру, а не та, которой сопутствуют греховность, алчность, эгоизм.

Объем и структура диссертационной работы. Диссертация изложена на 168 страницах машинописного текста, состоит из введения, 4 глав, заключения, списка использованной литературы в количестве 146 источников, из них 7 на иностранном языке.

Похожие диссертационные работы по специальности «Экология», 03.00.16 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Экология», Алиева, Патимат Джамалутдиновна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Отсутствие благоговейно-бескорыстного отношения к бытию превращает человека в раба собственной активности, а окружающую его природу — в материал преобразовательной деятельности. (Гайденко В.П.; 1995г.)

Человек, открывающий свои способности создавать и преобразовывать землю собственным трудом, забывает, что нельзя произвольно распоряжаться землей без каких-либо ограничений, в основе которых лежит первоначальный дар Бога, который человек может развивать, но не злоупотреблять им.

Согласно исламской концепции, окружающая природа дана человеку Творцом для дальнейшей цивилизованной деятельности по разумному преобразованию естественной среды. Но, к сожалению, своей цивилизованной деятельностью человек вызвал множество негативных последствий; обогатив естественную среду многими несуществующими в природе вещами, он при этом лишил ее изначальной гармонии и первозданных элементов, необходимых для жизни: чистой воды, чистого воздуха, незараженной почвы и Т.д.

Человек занимает достаточно определенное место в биосфере и образует своеобразную вершину биоценоза, он не может не пользоваться дарами растительного и животного миров и своей производственной деятельностью вносит существенные изменения в биосферу, особенно тех регионов Земли, где сосредоточена основная масса промышленных объектов. Создав современную индустрию, человек поставил природу в трудное положение.

Фактически, стремясь достигнуть технического прогресса, человечество беспощадно эксплуатирует природу. Но природу нельзя рассматривает как кладовую ресурсов и сырья, из которой человек черпает в неограниченном количестве то, что ему необходимо, а возвращает отходы своей деятельности, до которых ему нет дела. Природа, конечно, не храм, которым остается лишь восторгаться, но и не только мастерская, а источник физической и духовной жизни человека, непреходящая ценность, имеющая для человеческого существования решающее значение. (Горелов A.A.; 1990г.)

Ученые приходят к выводу, что вина за происходящее на земле лежит на человеке, эгоистически выбирающем свое собственное «я», человек, охваченный жаждой иметь как можно больше прибыли, безудержно и беспорядочно потребляет земные ресурсы.

Это результат нашего отделения от природы, а этим отрицается святость и духовность жизни. Это отделение от природы аналогично делению внутри нас — между разумом и сердцем, поскольку мы являемся составной частью природы. Наше духовное происхождение и судьба неразрывно связаны со всей эволюцией жизни на земле. (Уайт; 1994г.)

Нам необходимо осознать себя и наше сообщество как часть экологической системы, подчиняющейся законам экологии. Однако это не может быть достигнуто путем замены нашего антропоцентризма биоцентризмом. Наше отделение от природы и наше единство с ней должны быть поняты как сознательная диалектика в развитии человеческого сознания.

Сегодня мыслители самых разных мировоззренческих ориентаций говорят о том, что вся человеческая цивилизация входит в состояние беспрецедентного кризиса. Суть его в перенапряжении основных параметров бытия общества, что находит отражение в увеличении числа глобальных проблем, их углублении.

Требование сегодняшнего дня - поиск точек соприкосновения для решения гуманнейшего вопроса - сохранения человечества. Для этого должны сойтись не только культура и наука, но и наука и религия.

По мнению Е.М. Малышевой, стабильность развития человеческого общества будет во многом определяться способностями человечества воплотить в своем сознании и практической деятельности принципы морали и нравственности, соответствующие религиозным канонам и опыту общественной организации. (Малышева Е.М.; 1994г.)

В современном мире реальный путь к экологической безопасности, по мнению ученых, существует один— поиск оснований органического взаимодействия духовных и светских институтов. Во всем мире особое внимание уделяется именно построению взаимоотношений религия — человек - общество. (Кучумова Л.И.; 1994г.)

По мнению теологов, вера в Бога побуждает человека к действию.

В Коране сказано:

Скажи: Действуйте, ведь Аллах, Его Посланник и верующие увидят ваши деяния.» (Сура 9, «Покаяние»; аят 105.)

Пророк говорил: «Когда настает Судный час и в руках кого-либо из вас будет саженец пальмы, сажайте его, и вы получите вознаграждение». (Османов М.-Н.О.; 1998г.)

Современная мусульманская теология считает, что будущее человечества необходимо связать с моральным и духовным обновлением, на этом она и сосредотачивает свое служение. Можно сделать вывод, что надежды на возрождение ценности природы специалисты справедливо связывают с авторитетом ученых теологов различных конфессий, к которым прислушиваются,

Г' *<\\ I» особенно сейчас, миллиарды жителей планеты. Речь идет о разумном использовании одного из важнейших практических канонов воздействия на духовный, нравственный климат современной эпохи.

Гармонизация взаимоотношений человека с природой — одно из необходимых условий общественного развития, поэтому необходимо определить не только экономические, технологические, социальные, но и духовно-нравственные условия и основания решения экологических проблем. Целью общественного развития должно стать создание такого общества, которое будет способным разрешать экологические проблемы и обеспечить человеку не только благоприятное окружение, но и возможность удовлетворения его потребностей, всестороннего культурного развития.

Необходимо уяснить и довести до каждого живущего на земле человека, что в основе охватившего мир экологического кризиса лежит духовно-нравственная деградация.

По мнению духовных лидеров многих стран, нужно безотлагательно, используя все средства массовой информации, убедить людей, что проникшая во все поры духовная нищета - это уже начавшаяся смерть человечества. И единственный выход — принятие общественных мер к контролю за духовно-нравственным уровнем и его повышению у всех категорий населения и представителей всех конфессий.

К сожалению, сейчас развитие науки и техники не повлекло за собой соответствующей способности к мышлению, не укрепило сознания ответственности за возможные экологические последствия НТП. Развитие науки и техники требует от людей мудрости, но мы не стали мудрее. Стихийный «обесчеловеченный» прогресс, беспардонное отношение к природе обернулось зловещими симптомами. Люди задыхаются от транспорта, мусора, загрязнения атмосферы и рек. Биосфера все более становится непригодной для обитания. А это - экологическая катастрофа, захватывающая все человечество.

Человек понял, что он - центр Вселенной, но при этом «забыл», что он часть природы, продукт эволюции природы, он «забыл» свое единство с природой, забыл, что вне природы он не выживет.

Не делай природе ничего такого, что ты сам не пожелал бы получить от нее. Благоговение перед природой — это благоговение перед мудростью человека, способного к самоограничению, к самодисциплине, к отказу от животного эгоизма и собственнического прагматизма, унаследованного от уходящей в прошлое культуры.

Осмысливая нравственную стороны проблемы и делая соответствующие выводы, в первую очередь, наряду с усилиями отдельных государств во имя восстановления экологического равновесия, концепции порядка вселенной и общего достояния требуется наличие определенной, контролируемой на международном уровне системы управления земными ресурсами. Экологическая проблема зачастую перерастает границы одного государства, поэтому необходимо также международное сотрудничество в этой области.

Религия связана с законами функционирования живой и разумной энергии, а эти законы являются определяющими для понимания того, что происходит с земной цивилизацией в настоящее время. Естественно, что экология не будет эффективной до тех пор, пока мы не познаем хотя бы частично законов, сокрытых в религиозных учениях. Речь идет о триединстве науки, культуры и экологии, без которых не могут развиваться физическая и духовная жизнь.

Данное триединство создает гармонию души и тела. Именно поэтому экология как образ мышления и показатель культуры становится той лакмусовой бумажкой, которая выявляет высшие формы гуманитарной деятельности человека: добро, красоту и творчество во взаимосвязи между людьми и природой.

В исламе утверждается, что Бог сотворил природу для человека, тем не менее она остается неподвластной человеку.

Согласно утверждаемой мусульманской доктрине, все происходящее -результат воли Всевышнего:

Он творит все, что пожелает: ведь Аллах над всякой вещью властен.» (Сура 5, «Трапеза»; аят 20.)

А-*!/ С/.1 с^1

И это Он порождает творение, затем повторяет его, и это совсем легко Ему. Он есть наивысшее состояние на небесах и земле; и Он - Могуч, Мудр». (Сура 30, «Румы»; аят 28.)

4 ш № £

Таким образом, цель человеческой жизни - уразуметь величие Бога и собственное ничтожество, вручить себя Аллаху.

Чтобы через Бога человек мог созерцать величие природы и даже проповедовать идею своей приобщенности к божественному. Именно божественность природы делала ее неподвластной произволу человека, он может лишь созерцать ее, не нарушая гармонии, пользоваться ее благами.

Религия постоянно напоминает людям, что возникающие в мире проблемы, в том числе и экологические, берут свое начало, прежде всего, в безнравственности и нарушении порядка и гармонии, установленных Творцом.

Взаимодействие человека и природы, общества и среды его обитания в результате бурного роста промышленного производства во всем мире, причем производства, которое опирается на существующие многоотходные технологии, достигло предельных, критических форм и размеров. Во весь рост встал вопрос об угрозе самому существованию человечества вследствие исчерпания природных ресурсов и опасного для здоровья человека загрязнения среды его обитания. (Фролов И.Т.; 1989г.)

Неупорядоченная эксплуатация природы проистекает из сиюминутных, эгоистических целей человека — «использования и потребления». Это противоречит миссии, возложенной на человека Богом. Современный человек губит, эгоистически использует природу, в то время как Творец желал - как отмечается в Священном Писании, чтобы человек общался с природой как ее разумный господин и страж, а не как абсолютный эксплуататор.

Человеческая деятельность в глобальном масштабе позволяет прийти к выводу, что человечество скорее можно назвать безумным, чем разумным. Главным аргументом, обосновывающим у человека большого разума, является быстрый рост могущества и силы у человека, как биологического вида, позволяющего ему доминировать над животным и растительным миром. Однако человек не должен обольщаться своими успехами, своим могуществом. (Магидов С.Х.; 1997г.)

В рамках религиозно-нравственного подхода к вопросам экологии, особый акцент делается на проблему ответственности.

С точки зрения теологов, человек должен осознать свою ответственность за окружающий его мир, должен гармонизировать свои отношения с природой, он должен понять, что цивилизация выступает как органическое единство природы и общества. Без этого трудно надеяться на то, что конфликт между природой и обществом разрешится благополучно.

В свое время В.Н.Вернандский увидел путь к гармонизации отношений общества и природы в становлении ноосферы, под которой понимается этап разумного управления биосферой. В конечном счете, не столько природу должно приспосабливать к потребностям общества и человека, а напротив — культурная эволюция, развитие человека все в большей мере должны приспосабливаться к естественной эволюции природы.

Вообще, экологическая идеология не замыкается в рамках взаимодействия человека с природой, а вбирает в себя все основные проблемы человеческого существования. Не может быть мира и согласия человека с природой без согласия в обществе и мира в душе, без того, чтобы экономические отношения стали человечными в высшем смысле этого слова. Поэтому мы ратуем за воспитание у человека «экологического сознания», включающего в себя не только отношение к природе, но и к обществу в целом, друг к другу, знанию , труду, т.е. за справедливость, трудолюбие, честность и. д.

Эти надежные, вечные, моральные ценности может, вероятно, выдвинуть религия, поскольку они отражают не преходящие ценности «грешного» земного существования, а высшую божественную мудрость. И до тех пор, пока эти убеждения сохраняют свою силу, всякая попытка построить моральную систему вне религиозной основы обречена на неуспех. Поэтому разработка духовно-нравственных основ экологии приобретает особое значение.

Немецкий философ Эйнштейн убежден, что «в наш век серьезными учеными могут быть только глубоко религиозные люди.» (Эйнштейн А.; 1967г.)

Говоря о всеохватывающей взаимосвязи человечества и природы, следует подчеркнуть, что человечество не сможет достичь духовного совершенства при явно потребительском отношении к природе.

В Коране говорится:

Странствуйте по просторам земли и пользуйтесь Его дарами и к Нему же вы вернетесь». (Сура 67, «Власть»; аят 15.)

Тем самым человек должен исследовать землю, пользоваться ею, но в пределах предписанных границ так, чтобы не навредить себе, не потерять человеческий облик, чтобы не было вражды и раздоров между людьми.

Эти границы соблюдались пророком Адамом в раю, но, когда он преступил их, тем самым нанес себе огромный вред. Наказанием ему стало изгнание из рая. (Османов М.-Н.О.; 1998г.)

Теологи видят глубинные причины возникновения экологического кризиса в отходе от Бога, а сами экологические проблемы определяют как нарушение гармонии между человеком и средой его обитания, предустановленной Богом вследствие отхода от божественных предначертаний. Богословы отстаивают точку зрения, согласно которой проблема экологическая проблема - это проблема религиозно-нравственная.

Исходя из мусульманской идеологии, Бог наделил людей духовным компонентом, что делает их подобными Творцу в правлении над творением.

Это ощущение божественной любви и ценности всего творения символизирует человек, дающий имена всем вещам, что дает право людям стоять в позиции правителя тварного мира.

Человечество должно научиться применять свое собственное могущество, предвидеть и предупреждать любые нежелательные последствия своей неразумной деятельности, предотвращать вольное или невольное злоупотребление научно-техническими и другими достижениями, когда поймет, что жизнь на земле под угрозой, что природа - не только предмет или полезная вещь для человека, но имеет самодовлеющую ценность.

Таким образом, возникновение глобальных проблем человечества является признаком того, что необходимы новые общепланетарные принципы организации общественной жизни как единого мирового целого. Единственно возможный способ сохранения человечества на планете заключается в консолидации людьми своих усилий на основе общих задач формирования ноосферной целостности.

Как пишет Кнорре Е.Б.: «Возрождение понимания целостности в наших взаимоотношениях с природой, а также видение духовной цели в процессе эволюции жизни создает основу для формирования жизнеутверждающей культуры. Это дает возможность направить жизнь и человеческие потенции на цели веры и творения. Это создает позитивную базу для построения скорее неустойчивой, нежели жизнеисчерпывающей производительной системы. Это поощряет высвобождение духовных возможностей личности, так что люди в полной мере могут стать инициаторами преобразования мира, а уж дальнейшая эволюция будет зависеть от них самих. Все это и есть самые различные аспекты объединения внутренних духовных и внешних материальных реалий; именно это лежит в основе развития экологически устойчивого общества.» ( Кнорре Е.Б.; 1994г.)

Мусульманское представление о природе и человеке носит сакральный характер, ибо человек и природа - есть великое, священное творение Бога.

Поэтому человек как самое разумное и сознательное творение должен с почтением относиться к природе, на нем лежит ответственность перед Богом и обществом за сохранность окружающего мира.

В Коране говорится:

Поставь меня над сокровищницами земли; ведь я - хранитель мудрый». (Сура 12, «Йусуф»; аят 55)

Как бы удаляясь от Бога, человек становится автором беспорядков, которые неизбежно самым отрицательным образом сказываются на всем остальном творении.

Мусульманские теологи видят главные причины экологического кризиса, исчезновение редких видов животных и птиц в современном мире в варварском отношении человека к природе, злоупотреблении достижениями научно-технического прогресса развитыми промышленными странами, падении нравственности, отхода людей от религиозно-духовных ценностей. Забыв Бога, человек стал надменным, он возгордился, считает себя властелином мира, неба и земли и позволяет себе делать все с природой и животным миром, что ему захочется. Это безнравственно. Богословы часто приводят слова имама Али - двоюродного брата пророка Мухаммеда о том, что: «.У человека есть кладбище, а у животных нет его. Желудок человека является местом кладбища для животных». Эта мысль подчеркивает хищническое отношение человека к окружающей природе и животным.

Таким образом, общество не найдет решения экологической проблемы, если не пересмотрит образа своей жизни, в котором присутствует так много гедонизма и потребительства, то есть сегодня имеется налицо насущная потребность воспитания экологической ответственности перед самим собой, перед другими людьми, перед окружающей средой, ответственность должна принадлежать семье, школе и, конечно же, религии, где ребенок учится уважать и любить природу.

Для человека культурная жизнь животного, растения, реки, озера - такая же ценность, как и собственная. Все живое имеет право на жизнь. Человек является такой частью природы, как и все остальные живые существа. А разум дал Бог людям для созидания, а не для разрушения.

Врачи, вступая в профессию, дают клятву Гиппократа, главный принцип которого выражен двумя словами: «Не навреди!»

И каждый в своей жизни должен руководствоваться этим принципом и в отношении между людьми, и в отношении к природе.

Только хозяйское использование природных ресурсов позволит вернуть здоровье пострадавшим от разрушительной деятельности человека уголкам природы, позволить вернуть и сохранить чистый воздух, прозрачную воду, шум лесов - силу и красоту земли, за которые несет ответственность каждый живущий на Земле человек.

Ведь природа - основной источник материальных благ и неиссякаемый источник здоровья, духовного богатства, долголетия каждого человека. Чем разумнее общество будет использовать богатства природы, тем выше станет производительность труда, духовно и физически богаче жизнь людей.

Мусульманские богословы считают необходимым руководствоваться моральными принципами религии в развитии науки и научно-технического прогресса. Забыв нормы морали и религиозные ценности, человек сделал себя заложником научного прогресса. Часто богословы приводят мудрые слова религиозных писаний:

И наступит время, человек станет рабом своего творения.»

Сегодня человек является заложником атомного оружия и ищет пути избавления от него. Но все ли этого хотят? Поведение развитых стран в этом вопросе малоутешительно. Мусульманские богословы уверяют, что только религиозно-духовные ценности помогут людям найти выход из экологического кризиса и сохранить мир и природу как великое творение Бога.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Алиева, Патимат Джамалутдиновна, 2005 год

1. Абд-аль-Манам Ш. Исламизм в противостоянии вызовам современности. Каир, 1980. 23с.

2. Абдуллаев М.А., Гаджиев С.М. Поговорим о мусульманской религии. Махачкала, 1962.- 130с.

3. Абдуллаев М.А. Некоторые вопросы теологии ислама. Махачкала, 1973.-152с.

4. Абдурахманов Г. М. Концептуальные основы системы всеобщего комплексного и непрерывного образования.//Сб. «Программы обязательных дисциплин по специальности «Экология». Махачкала, 1998. С. 11-19.

5. Абдурахманов Г. М., Урсул А. Д., Мамедов Н. М. Социальная экология. Учебное пособие в 2-х частях, Часть I, 164 с. Махачкала, 1998 г.

6. Абдурахманов Г. М., Урсул А. Д., Мамедов Н. М. Социальная экология. Учебное пособие в 2-х частях, Часть II, 303 е., Махачкала, 1998 г.

7. Абдурахманов Г. М., Гаджиев А. А. Экологические знания норма экологической культуры. Сб. «Материалы IV Ассамблеи ассоциаций университетов Прикаспийских государств». Махачкала, 1999. С. 39-40.

8. Абдурахманов Г. М., Гаджиев А. А. Экологические знания норма экологической культуры. Сб. «Материалы IV Ассамблеи ассоциаций университетов Прикаспийских государств». Махачкала, 1999. С. 41-42.

9. Абдурахманов Г. М., Давыдова М. О. Становление экологического образования — главный системообразующий фактор развития. Сб. «Материалы IV Ассамблеи ассоциаций университетов Прикаспийских государств». Махачкала, 1999. С. 42-43.

10. Ю.Абдурахманов Г. М. Базовое экологическое образование и культура фундамент для понимания проблем развития и охраны окружающей среды. Сб. «Материалы IV Ассамблеи ассоциаций университетов Прикаспийских государств». Махачкала, 1999. С. 102-103.

11. Абдурахманов Г. М. Экологическое образование и просвещение в Республике Дагестан. Сб. «Материалы IV Ассамблеи ассоциаций университетов Прикаспийских государств». Махачкала, 1999. С. 103-105.

12. Абдурахманов Г. М., Алиева П. Д. Вопросы экологии в мусульманской теологии // Материалы XV научно-практической конференции по охране природы Дагестана. Махачкала, 1999, стр. 218.

13. Абдурахманов Г.М., Алилова К. Экология и религия. Махачкала,2000.

14. Н.Абдурахманов Г.М., Алилова К., Алиева П.Д. Ислам и экология. Махачкала, 2000 64с.

15. Абдурахманов Г. М., Курбанов И. К., Бекшокова П. М. Современные проблемы экологического образования //Сб. трудов международной конференции «Проблемы технологического обеспечения и экологического образования». Т. 1. Москва, 2002. С. 61-62.

16. Агаджанян, Трошин. Экология человека. М., 1994.-С. 204, 205

17. Аджаматов Б. Изречение пророка Мухаммеда. Махачкала, 1999.

18. Аз-Захялий В. Международные отношения в исламе.- Бейрут, 1981.

19. Албани Н.-Д. Место сунны в исламе.- М.: Бадр, 1999.- 24с.

20. Алиева Б.А. Ислам и наука. Махачкала, 1978. - 118с.

21. Алиева Б.А. Современный ислам и наука. М.: Знание, 1981.-64с.

22. Алиева П. Д. Мусульманская теология по охране природы // Экологический журнал Дагестане. Махачкала, 2000 г.

23. Алимурзаев З.Х. Хадисы пророка. Махачкала, 1999.

24. Аль-Бижури Мусульманское право. Египет, 1882.- (на араб, яз.)

25. Аль-Бухари. Хадисы пророка Мухаммеда. Бейрут, 1994. - 506с. (на араб, яз.)

26. Аль-Газали Абу Хамид Воскрешение наук о вере М., 1980г., С. 8889

27. Аль-Кар дави Ю. Халал и харам в исламе. Махачкала, 1992.- 78с.

28. Аль-Маудиди С.А. Основы ислама.- М., 1980.- 60с.

29. Аль-Маудиди С.А. Коран. 1990.- 167с.

30. Аль-Маудиди. Путь к благоденствию.- М., 1994.- 125с

31. Ас-Санаубари. Диван Бейрут. 1970г., С. 17

32. Афиифий М.С. Ислам и международные отношения. -Бейрут, 1986.130с.

33. Ахадов А. Ислам в погоне за веком М., 1988г., С. 65

34. Аширов Н. Эволюция ислама в СССР. М.: Политиздат, 1972.- 144с.

35. Бараник А. Мусульманское воспитание. М., 1993г, С. 215

36. Бартольд В.И. Ислам и культура мусульманства.- М.: Издательство МГТУ, 1992,- 141с.

37. Бессонов Б.Н. Цивилизация и экология: новые ценности // Экология и религия. М., 1994. С. 16, 17

38. Букейль М. Коран и современная наука. "Аль-Баян", М., март 1995. -№ 2 (И). С.З

39. Вагабов М.В., Вагабов Н.М. Ислам как мировая религия. Махачкала, 1999.-28с.

40. Васильев Л.С. История религий Востока. М.: Высшая школа, 1983.-368с.

41. Вернандский В.И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружение. М., 1965 .-270с.

42. Гаджиев С. Основные черты современного ислама.- Махачкала, 1962.- 28с.

43. Гайденко В.П. Природа в религиозном мировосприятии // Вопросы философии. 1995.- № 3 - С.52

44. Гейзенберг В. Шаги за горизонт. М.: Прогресс, 1987.-366с.

45. Глазачев С.Н. Сохранить ценности экологической культуры // Зеленый мир. 1998,- №13.- С.6

46. Горелов А.А Жить в согласии с природой // Знание.- 1990. № 21. С.18

47. Гусев М.В. От антропоцентризма к биоцентризму // Философия. -1992.-№5- С.75

48. Делокаров К.Х. Русская религиозная философия и кризис современной цивилизации // Экология и религия.- М., 1994.- С. 118

49. Дидат А. Коран чудо из чудес. М., -22с.

50. Дмитриева JI.M. Экологический фонд человечества и религиозные институты // Экология и религия.- М., 1994.- С.361

51. Еремеев Д.Е. Ислам: Образ жизни и стиль мышления. М.: Политиздат, 1990.-286с.

52. Жданов Н.В., Игнатенко A.A. Ислам на пороге XXI. М.: Международные отношения, 1989.- 350с.

53. Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка.- М.: Международные отношения, 1991.-182с.

54. Журавский A.B. Христианство и ислам: социокультурные проблемы диалога.-М.: Наука, 1990.- 126с.55.3омбарт В. Этюды по истории духовного развития современного человека.- М., 1924.- С.220

55. Ибн Сина. Указания и наставления, Избранные философские произведения. М.: Наука, 1980.- 551с.

56. Ибн-Ханбал Мускад 6, 137 — цит. По хрестоматия по исламу, М., 1994.-С. 103

57. Ильин В.В. Моральные абсолюты в нормативном сознании // Философия. 1992.- № 5.- С. 7

58. Ионова А.И., Султангалиева А.Н., Юсупов П.С. Современный ислам, человек и общество. М.: Знание, 1991.- 63с.

59. Ионова А.И. Концепция личности в современном исламе // Вестник Факультета. М., 1993.- № 1.-С.19

60. Ирвинг В. Жизнь Магомета. Махачкала, 1990.- 240с.

61. Ислам. Энциклопедический словарь.- М.: Наука, 1991.- С. 104

62. Керимов Г.М. Шариат и его социальная сущность. М.: Наука, 1978.-223с.

63. Керимов Г.М. Экологические вопросы в мусульманской теологии // Экология и религия М., 1994.- С. 146, 147, 152,154,

64. Климович Л.И. Ислам.- М.: Наука, 1965.- 333с.

65. Климович Л.И. Книга о Коране его происхождении и мифологии. -М.: Политиздат, 1988.-286с.

66. Кнорре Е.Б. Поворот к восточному способу понимания природы и человека у экзистенциональных мыслителей XIX века // Экология и религия М., 1994.-С. 237, 242

67. Кожевникова Е.Н Взгляд на ислам Мах., 1999г., С.38

68. Коран. Пер. И.Ю. Крачковского.-М.: Наука, 1986г.-489с.

69. Коран пер. Саблукова Г.С. Москва-Минск, 1991.- 2т.-1169с.

70. Коран пер. с арабского Шумовского Т.- М.: ТЕРРА, 1995,- 528с.

71. Корнев В. Неизвестная нам религия // Азия и Африка сегодня. -1996.- №2.- С. 127

72. Кутб Сейид. Будущее принадлежит исламу. М.: Б.п., 1993.-104с.

73. Кучумова Л.И. Функции православного церковного перехода в преобразовании и сохранении среды жизни // Экология и религия М., 1994г., С. 334

74. Лему Х.А. Что говорит ислам о происхождении человека // Мусульмане Мах., 1999г., С.39

75. Лоренц К. Восемь смертных грехов цивилизованного человека // Знание и сила 1991г., № 1, М., С.З М., 1978г., С.ЗЗО

76. Магидов С.Х Введение в морибулогию. М.: Дагпресс, 1997.-182с.

77. Магомедов А. Философия и история в Махачкале в 60-е и 90-е годы. Махачкала, 1996.-52с.

78. Малышева Е.М. Опыт деятельности религиозных и общественных организаций по охране окружающей среды // Экология и религия. М., 1994.-С.361

79. Мамедов Н.М. Ислам и экология // Экология и религия.- М., 1994.-С.135, 136

80. Мамедов Н.М., Суравегина И.Т, Глазачев С.Н. Основы общей экологии.- М.: МДС, 1998.- 272с.

81. Мангейм К. Диагноз нашего времени: Очерки военного времени, написанные социологами. М., 1992.- С.210

82. Мансуров А.Н. Влияние ислама на духовную культуру народов Ташкент, 1992.- С. 51

83. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т. 12, С.4

84. Массе А. Ислам: Очерк истории, М.: Наука, 1982.- 191с.

85. Махмутов М.И. Пророк Мухаммед. М., 1997г., С. 29

86. Мевлян Халид Всем нужная вера.- Стамбул.: Издательство Вакифа Ихласа№1, 1996.-119с.

87. Мец А. Мусульманский Ренессанс. М.:Наука, 1973.-473с.

88. Моисеев Н.Н. На пути к нравственному императиву // Экология и жизнь.- 1998.- № 1.-С.9

89. Мур К., Зиндани А.-М., Ахмед М. Коран и современная наука М. 1997г., С.26

90. Мусави Лари С.М. Бог и его атрибуты. Баку.: Иршад, 1994.- 186с.

91. Мусави Лари С.М. Западная цивилизация глазами мусульманина. Баку.: Иршад, 1994.-186с.

92. Мусави Лари С.М. Пророчество. Баку.: Иршад, 1994.-116с.

93. Наср С.Х. Человек и природа М., 1976г., С.20

94. Низами Стихотворения и поэмы. -Ленинград.: Сов. Писатель, 1981 .791с.

95. Ниязи Х.М. Источники Корана.- 1993.

96. Османов М.-Н.О. Ислам и общество. Махачкала, 1997,- 56с.

97. Печчеи А. Человеческие качества. М.: Прогресс, 1985.-312с.

98. Пиотровский М.Б. Коранические сказания.- М.: Наука, 1991г.217с.

99. Пищин Ю. Религия в системе культуры // Свободная мысль.- М., 1994,- №1.-С. 112

100. Порохова В. Коран: перевод смыслов и комментарий Дамаск -Москва, 1995г., С.694, 700, 711, 717, 726, 780

101. Радугин A.A. Философия.-М.: Центр, 1997.-260с.

102. Райнов Т.И. У истоков экспериментального естествознания //Вопросы истории естествознания и техники.-1988.- № 4, С. 115

103. Рамазанов К.Х. Основы мусульманской религии.- Махачкала, 1000.- 112с.

104. Реза Остади. Основные принципы религии для всех Иран, г.Кум, 1993г., С. 14

105. Ростоцкая М.Н. Наука, религия и экософия // Экология и религия.- М., 1994.- С.35

106. Роузентал Ф. Торжество знания. Концепция знания в средневековом исламе.- М.: Наука, 1978.- 372с.

107. Рукайя Максуд Ислам М., 2000г., С. 233

108. Сайд Нурси Б. Трактат о природе Стамбул, 1994г., С.41

109. Сайд Нурси Б. Трактат о природе.- Стамбул, 1994.-73с.

110. Саидбаев Т.С. Ислам и общество. М.: Наука, 1984.-302с.

111. Самохвалова В.И. Человек и мир: проблема анотропоцентризма // Философия. 1992.- № 3- С.161

112. Священный Коран с русским переводом. Лондон.: Аль-Ширкатул Исламийя, 1987.-635с.

113. Сен-Марк Ф. Социализация природы. М.: Прогресс, 1977.- 435с.

114. Сорок хадисов Ан-Навави. М., 1996.- 38с.

115. Степанянц М.Т. Ислам в философской и общественной мысли зарубежного Востока XIX-XX вв.- М.: Наука, 1974.-190с.

116. Степанянц М.Т. Мусульмансие концепции в философии и политике.- М.: Наука, 1982. 248с.

117. Сюкияйнен J1.P. Мусульманское право: Вопросы теории и практики.- М.: Наука, 1986.-254с.

118. Толстой JI.H. Путь жизни.- М.: Высшая школа, 1993.-527с.

119. Торнау Н. Изложение начал мусульманского законоведения. -Санкт-Петербург, 1850.-475с.

120. Уайт P.A. Духовные основы экологически устойчивого общества // Экология и религия. -М., 1994.- С.223

121. Ушаков В.Д. Божественное знание в Коране и Новом Завете // Азия и Африка сегодня. 1996.- № 1.- С. 65

122. Фетхуллах Гюлен. Современный Коран о достижениях науки // Мусульмане.- Махачкала, 1999.- № 2.- С.47

123. Фильштинский И.М., Шидфар Б.Я. Очерк арабо-мусульманской культуры.-М.: Наука, 1971.-259с.

124. Фролова Е.А. Проблема веры и знания в арабской философии. -М.: Наука, 1983.-167с.

125. Фролова Е.А. Человек мир- Бог в средневековой исламской культуре // Бог - человек - общество.- М: Восточная литература, 1993.-224с.

126. Хадисы: Сады праведных. Сост. Ан-Навави. Пер. с арабского Нирша В.(А).М.- М.: Бадр, 2001.- 804с.

127. Хесле В. Философия и экология.- М.: Наука, 1993.-202с.

128. Хидоя: Комментарии мусульманского права.- Узбекистан, 1994.-Т.1.-С. 17

129. Чепуров В.И. Экология духа русского народа // Экология и религия М., 1994г., С. 307

130. Шаграни А.В. Хадисы Египет, 1885г, С. 11, 23, 179, 193 ( на араб.яз.)

131. Шадже А. Исламская концепция международного экологического правам., 1997г., С. 11,58,97

132. Шауки А. Исламская концепция международного экологического права.-Баку, 1992.-23с.

133. Шидфар Б .Я. Абу аль-Маари. М.: Наука, 1985.-214с.

134. Шюон Ф. Понять ислам // Вопросы философии 1994г., № 7-8,1. С.118

135. Эйнштейн А. Собрание научных трудов.- М.: Наука, 1967.-Т.4,599с.

136. Faruki I. Ibadah and Muslim Personality. Iakeen internation Karachi, 1987, v. 35, № 22, p. 258

137. Jahya Q.A.M. The Holy Quran and Science, Islamic review, v. 54,

138. Kadlez E. Realistische Ethik. Verhaltens the oril und Moral der Arterhaltung.- Berlin, 1976, S. 144

139. Kamal-ud-Din H. God and His Attributes, Islamic review, v. 53, № 910, 1965, p. 5

140. Lewis N. The witness of planets Islamic review, Hug. p. 38

141. Nasr S.H. Science and civiliration in islam, Camridge, 1968, p. 22, № 2, p.l 18

142. Siddiki M. An Islamic Apporoach to Economics — At Tauhid Tehran, 987, vol. 4.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.