Экологическая этика в системе профессиональной подготовки учителя тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Шмаль, Мери Васильевна

  • Шмаль, Мери Васильевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2003, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 225
Шмаль, Мери Васильевна. Экологическая этика в системе профессиональной подготовки учителя: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Москва. 2003. 225 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Шмаль, Мери Васильевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1.1 Педагогические основы этико-экологического воспитания учителя в современной системе образования отечественной и зарубежной педагогики.

1.2 Проблема экологической этики с точки зрения духовной культуры.

1.3 Педагогические условия и пути подготовки учителя к осуществлению этико-экологического образования учащихся.

ВЫВОДЫ.

ГЛАВА И. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К ФОРМИРОВАНИЮ ЭТИКО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ В УЧЕБНОЙ И ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1 Готовность студентов педагогического вуза к работе по экологическому образованию и воспитанию школьников.

2.2 Экокультурные ориентации в профессиональной деятельности будущего учителя.

2.3 Реализация принципа воспитания этико-экологической культуры в условиях преподавания школьного спецкурса "Новая экологическая этика -основа школы XXI века".

ВЫВОДЫ.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Экологическая этика в системе профессиональной подготовки учителя»

В третье тысячелетие человечество вступило в состоянии проявляющегося со всей очевидностью кризиса цивилизации. Экологическая угроза - это глобальная проблема современности, с которой столкнулось мировое сообщество, казалось бы, на высочайшем этапе своего развития.

Преодоление глобальных экологических проблем связывается со сменой потребительского отношения к природе на коэволюционное взаимодействие, основные направления которого определены Конференцией ООН по проблемам окружающей среды и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992). Концепция устойчивого развития положила начало новой идеологии, основанной на гармонизации социально-экономического и экологического развития цивилизации. Решение этих задач стимулирует смещение приоритета в преодолении глобальных экологических проблем из экономической сферы в сферу идеологии, морали, образования.

Особую актуальность на сегодняшний момент приобрело учение великого русского учёного В.И.Вернадского о ноосфере. Ноосфера - это сфера разума (ноос - разум в переводе с греческого). Без вмешательства духовно-нравственных начал Разума в развитие мировой цивилизации её ждет деградация и вымирание. Факты свидетельствуют о том, что ни с появлением человека, ни в настоящее время ноосфера ещё не утвердилась на нашей планете. Очевидно, переход современной биосферы на ноосферу будет противоречивым и мучительным, и, по мнению академика Н.Н.Моисеева, потребует формирования новых экологических принципов нравственности в человеческом обществе. И всё же единственный путь спасения Человечества от экологической катастрофы - неизбежность вхождения планеты в новую эпоху ноосферного развития.

Ноосферное развитие — это разумно управляемое соразвитие человека, общества и природы, при котором удовлетворение жизненных потребностей населения осуществляется без ущерба для природы и будущих поколений.

Без сохранения Природы невозможна жизнь на Земле, и гибель Человечества становится объективной реальностью. Глобальной целью ноосферного развития является благополучие человека, повышение качества его жизни, физическое и духовное здоровье, а также гармоничное взаимодействие с Природой, при котором не ставятся под угрозу интересы будущих поколений.

Ноосферное развитие в центр внимания ставит человека, который должен иметь право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой как в настоящее время, так и в будущем. Переход к ноосферному развитию требует создания нового мирового порядка, направленного на обеспечение скоординированных действий всего мирового сообщества по предотвращению экологической катастрофы, необходимости сотрудничества в планетарном масштабе, включая разработку процедур и механизмов, способных обеспечить сохранение и развитие человеческой цивилизации в целом. При этом проблема выживания человечества должна стать приоритетной среди других национальных проблем.

На этом пути развития потребуется формирование нового мировоззрения людей и замена приоритета потребления на приоритет повышения общего качества жизни. Создание в обществе новой системы ценностей будет способствовать формированию рациональных структур производства и потребления, достижению более высокого жизненного уровня населения посредством изменения образа жизни и сокращения потребления природных ресурсов.

Устойчивое развитие - это образ жизни мирового сообщества, при которой главной задачей является обеспечение нормальных условий для всего населения планеты без ущемления интересов последующих поколений. Понятие устойчивое развитие родилось у экологов, и согласно экологическому подходу -это такое развитие, которое не выводит систему за пределы хозяйственной ёмкости биосферы. Оно не вызывает в биосфере процессов разрушения, деградации, результатом которых может стать возникновение условий, для человека принципиально неприемлемых. (Данилов-Данильян В.И., 128)

Концепция устойчивого (оберегаемого) развития (sustainable development) рассматривается как альтернатива безудержному экономическому росту. Концепция устойчивого развития и экологическое образование сводится к определению и поиску предпосылок и условий выживания и неопределённо длительного существования развития человечества на основе новой системы ценностей, создания культуры, адекватной природе мира и сущности человека. Одним из необходимых условий перехода современной цивилизации к модели устойчивого развития является доминирование в обществе экологической культуры. (Глаза-чев С.Н., 18)

В России имеются природные и социальные предпосылки для перехода на модель устойчивого развития: коллективистская традиция, обостренное чувство социальной справедливости, присущее русским людям, интеллект народа, духовное сознание и образованность населения.

Что необходимо сделать для обеспечения перехода страны на модель устойчивого развития? По мнению учёных-экономистов, следует обеспечить, во-первых, возрождение духовных ценностей, экологических и этнокультурных традиций народа; во-вторых, приоритетное развитие науки, образования и культуры. В-третьих, осуществить глубокую структурную перестройку народного хозяйства страны на основе наукоемких и ресурсосберегающих технологий. В-четвертых, перейти на рентную систему налогообложения; перенос центра тяжести налогообложения на природно-ресурсный потенциал позволит реализовать социальную поддержку населения. В-пятых, необходимо разработать программу реформирования доходов. В-шестых, усилить работу администраций всех уровней государственной власти по развитию экологически ориентированного предпринимательства на подведомственной им территории.

При выполнении вышеназванных условий Россия XXI века сможет состояться как общество с устойчивым развитием; общество, выдвигающее на первый план нравственные принципы, духовность, высокопрофессиональный труд; где каждому человеку обеспечиваются равные стартовые возможности, прежде всего доступ к знаниям и информации.

Движение в нужном направлении названо сегодня sustainable development - самоподдерживаемым, устойчивым развитием, культурой мира. Другой вариант развития - саморазрушающий - всё ещё воспроизводится, хотя к началу XXI века осуждается повсеместно как культура войны, насилия — не только внутри-социального, но и насилия над природой. Его преодоление в теории и на практике - важнейшая задача современности. Определяющая роль в её решении принадлежит главному субъекту образования - учителю, перестраивающемуся на основе экологического подхода, развивающему свою внутреннюю культуру до уровня экологической культуры.

В соответствии с решениями Конференции ООН по охране окружающей среды и развитию (Рио-де-Жанейро, июнь 1992) требуется существенное совершенствование экологического образования, превращение его во всеобщий непрерывный процесс, охватывающий все ступени обучения. Задача экологического воспитания заключается, прежде всего, в формировании у населения особого миропонимания, которое бы максимально отвечало современным представлениям о месте и роли человека в биосфере.

Актуальность исследования проблемы экологической этики в системе профессиональной подготовки учителя обусловлена потребностью практики и педагогической науки.

Для выхода из экологического кризиса необходимо построить в сознании людей целостную картину мира, целостное мировоззрение, в котором будут сбалансированы гуманистические и экологические ценности. Важнейшим путём и условием утверждения в сознании личности и общества этой картины мира является гуманизация отношений между природой и человеком, формирование гуманистического отношения личности к природе.

Экологическое образование — системообразующий компонент всего образовательного процесса, определяющий его стратегические цели и ведущие направления, создающий интеллектуальную, нравственную, духовную основу школы будущего.

Комплексное и непрерывное экологическое образование (далее - НЭО) в связи с этим приобретает характер универсального инструмента для решения глобальных задач выживания человечества, его роль становится опережающей в становлении новых ориентиров человеческой цивилизации. Оно способно выполнять системообразующую функцию в новой ориентации на идеалы гуманизма и экологической культуры, и в современных условиях оно задаёт приоритеты всей системе образования.

Однако в целом положение экологии в системе общего среднего и педагогического образования характеризуется крайней неустойчивостью и неопределенностью. Так, в стадии становления находится сама теория экологического образования, не очевидны его цели, не определено место в базисном учебном плане общего среднего и высшего педагогического образования. Не сформирована и образовательная область "экология".

Сегодня на паритетных началах существуют три теоретических модели экологического образования: однопредметная, полипредметная и смешанная. За каждой из моделей стоят авторитетные группы авторов, отстаивающих свои идеи. Это, например, И.Д. Зверев, А.Н. Захлебный, И.Т. Суровегина, H.H. Родзо-вич, Б.Т. Лихохов, А.Н. Воробьев, В.П. Голов, В.В. Пасечник, И.Н. Пономарева, О.Н. Пономарева и многие другие.

Для того чтобы определиться в выборе образовательной модели, т.е. ответить на вопрос: какой должна быть экология в школе и вузе? - необходимо определиться в целях экологического образования. Еще академик Ю.Н. Бабан-ский писал, что, не решив проблему целеполагания, невозможно разработать убедительную учебную программу, написать учебник и представить модель учебно-воспитательного процесса.

Сегодня в экологическом образовании, как ни в какой иной образовательной области, цели многоаспектны, а следовательно - аморфны и дискретны (С.Н. Глазачев, ст. Современные проблемы методики биологии, географии и экологии в школе и вузе, журнал "Экологическое образование в России: современное состояние и тенденции развития". М., 1999 г.). Так, одна группа специалистов (И.Д. Зверев, И.Т. Суровегина, Н.М. Мамедов, И.Н. Пономарева, К.И. Вартанова и др.) считают, что "высшей и конечной целью экологического образования является сформированное экологическое мировоззрение, овладение совокупностью экологических знаний и умений"; для других (H.H. Родзович, A.B. Волгин, А.Ф. Ширшова, А.Д. Солдатенков и др.) основные цели экологического образования видятся как формирование экологического мышления и духовно-нравственногО воспитания; третьи (В.И. Грачева и др.) свою деятельность ориентируют на формирование экологических убеждений. Ряд специалистов полагают, что в процессе обучения экологии необходимо основное внимание уделять воспитанию эмоционально-ценностного, ответственного отношения к окружающей среде (А.Н. Захлебный, И.В. Сидельковский и др.). В последние годы С.Н. Глазачев и его последователи сосредоточили усилия на разрешение проблемы формирования экологической культуры.

Разумеется, каждая из этих целей заслуживает внимания, но ориентируясь на эти цели, невозможно построить убедительную модель учебно-воспитательного процесса обучения экологии и разработать структуру и содержание учебного предмета.

Доминантной целью экологического образования должна стать экологическая подготовка обучаемых. Термин "экологическая подготовка" - не синоним экологического образования. Экологическая подготовка - процесс формирования личности, способной действовать экологически целесообразно в любой жизненной ситуации. Такое определение показывает, что экологическая подготовка выходит далеко за рамки экологической образованности.

Экологическая подготовка личности возможна только на основе сформированного экологического типа сознания обучаемых. На формирование этого типа сознания как высшей цели экологического образования, обращали внимание Б.Т. Лихачев, С.Д. Дерябо, А.Н. Воробьев, В.П. Голов и ряд других исследователей.

Экологическое образование рассматривается в современной педагогической деятельности как неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса в школе и в вузе. Таким образом, массив экологического образования студентов должен содержать естественнонаучный, духовно-нравственный, эстетический и прикладной компоненты.

Во второй половине XX века началось интенсивное исследование в области экологического образования. Становление будущего гражданина не может быть успешно осуществлено без учета экологической роли человека в изменении естественной окружающей среды. По утверждению ведущих ученых (И.Д.Зверев, А.Н.Захлебный, И.Г.Суровегина, С.Н.Глазачев, В.П.Голов, Т.С.Комарова, В.И.Петрова и др.) экологическая культура в самом ближайшем будущем должна стать культурой нового качества, и от степени её сформированное™ у подрастающего поколения напрямую зависит будущее человечества. К настоящему времени опубликовано большое количество теоретических, учебных и методических материалов по этой тематике. Однако в практике работы учебных заведений по экологическому образованию по-прежнему существует немало нерешённых проблем.

Осуществление экологического образования школьников и студентов ведётся, в основном, в процессе естественнонаучных предметов с использованием традиционных методов обучения, а воспитательный потенциал экологических знаний остаётся невостребованным. Проблемы отношения личности к природе не утратили своей остроты, а стали сегодня ещё более актуальными в связи с тенденцией гуманизации образования.

Учитель занимает ведущую роль в обеспечении эколого-гуманистических преобразований личности, что актуализирует проблему подготовки будущих педагогов к формированию у школьников гуманистического отношения к природе. Личность учителя, его эколого-педагогическая культура начинают играть всё более решающую роль в современном социокультурном процессе. Становление коэволюционной (экогуманитарной) парадигмы образования предполагает значительную силу нравственного примера учителя, создание стройной системы образования, обеспечивающей связь и преемственность поколений, творческую трансляцию опыта и ценностей прошлых культур, проявление толерантного отношения к иным культурам и ценностям (Е.А.Когай).

В современных условиях возросли требования к педагогу как организатору целостного процесса обучения, воспитания и развития экологической этики учащихся. Здесь этика призвана стать механизмом формирования экологической культуры учащихся. Это диктуется возросшими требованиями к педагогу как организатору целостного процесса обучения, воспитания и развития, взращивания экологической культуры учащихся.

Современные исследования и представления об экологической культуре учителя и о её формировании в процессе обучения в педвузе связаны с развитием экогуманитарной парадигмы педагогического образования и науки

О.С.Анисимов, С.Н.Глазачев, Д.Н.Кавтарадзе, Н.М.Мамедов, Н.Н.Моисеев, А.Д.Урсул, Г.А.Ягодин). Главный вывод исследователей: необходимо глубокое осознание актуальности экогуманитарной коррекции культуры, новой экогума-нитарной образовательной парадигмы, экологической культуры учителя.

Педагогическая деятельность приобретает особое значение потому, что это - деятельность по обучению других людей (школьников, студентов), по формированию экологической культуры. Цели, ценности и механизмы передачи экологической культуры должны найти отражение в национальной стратегии экологического образования, призванной обеспечить экологическую безопасность общества и личности, задать алгоритм социокультурного развития России.

Определяющей стратегической нормой деятельности учителя как носителя экологической культуры становится ответственность, обеспечивающая, с одной стороны, творческую созидательную активность, а с другой — исключение действий, способных нарушить гармонию человека и природы.

Подготовить способную к такой деятельности личность призвана формирующаяся система экологического образования. Она действительно может быть названа системой опережающего образования, поскольку способ её реагирования на меняющиеся социальные, социоприродные условия — предвосхищение, а не приспособление к уже произошедшему. Она опирается на процессы, определяющие облик XXI века: глобализации, информатизации и возрождения нравственности, духовности; формирования и утверждения культуры мира и жёсткого ограничения технологической деятельности.

В целях организации учебно-воспитательного процесса по формированию экологической культуры подрастающего поколения Минобразования и Минприроды Российской Федерации в числе первоочередных мер считают следующее:

• создание инфраструктуры для обеспечения системы всеобщего непрерывного экологического воспитания и образования;

• обновление содержания обучения научными знаниями и умениями по экологии на межпредметной основе;

• создание системы практической деятельности учащихся в области улучшения окружающей среды; •

• координация школьной и внешкольной системы образования и эколого-просветительной деятельности неправительственных организаций;

• подготовка и повышение квалификации кадров по вопросам образования в области окружающей среды.

Только экологическое образование и просвещение, поддерживаемое всей инфраструктурой общества, позволит сформировать современного человека, способного жить в согласии с природой.

Прежде всего, необходимо выяснить специфику и структуру экологического знания и образования.

Итак, что же считать экологией? Каково место экологии в структуре научного знания? Экология — в переводе с греческого "собственный дом", "наука о местообитании" (от греч. oikos - дом, жилище, место пребывания, и logos - учение) - наука о взаимоотношении живых организмов и человека с окружающей средой, системе знаний о связях, обеспечивающих воспроизводство всех форм жизни. (Мазур И.И., 60 ). Именно в таком контексте мы говорим об экологии человека, экологии общества, когда домом человечества становится не только природа, его непосредственно окружающая, но и вся биосфера. Качество экологической обстановки мы видим в соответствии условий, определяемых окружающей средой, потребностями общества, и, прежде всего, здоровью населения, возможностям его стабильного существования.

Слово "экология" было впервые использовано немецким биологом Э.Геккелем в 1866 г. в работе "Generelle Morphologie der Organismen". Существует довольно много определений экологии, однако подавляющее большинство современных экологов считает, что экология - это наука, изучающая условия существования живых организмов и взаимосвязи между организмами и средой, в которой они обитают (Р. Дажо).

Глазачев С.Н. в книге "Экологическая культура учителя" (стр. 141) предложил определение, корректно отражающее сущность современного этапа становления экологии как науки о жизни в различных средах: "Экология - наука система знаний) о воспроизводстве жизни и reo-, био-, социальных факторах этого воспроизводства".

Сегодня довольно распространено мнение, что вся экология - есть лишь биологическая экология, а других экологий нет и быть не может. Экология человека, с этой точки зрения, есть раздел биологической экологии как науки о взаимоотношении живых организмов с окружающей средой. Такая биологизаторская интерпретация экологии имеет право на существование, но она не может служить концептуальной основой комплексного непрерывного экологического образования (НЭО). В структуре научного знания при таком подходе не остаётся места для географической и социальной экологии, экологии человека.

Целенаправленно формируя взаимоотношения природы и общества, человек может фиксировать своё отношение к природе в виде социально-экономических, моральных, эстетических и правовых норм. В своих действиях он будет опираться на знание природных и социальных законов, которые в отличие от гипотетических социально-природных законов доступны изучению обычными средствами и в определённой степени уже известны. Нет особых законов взаимодействия между природой и обществом, стоящих над природными и социальными законами.

До тех пор, пока в качестве объекта изучения не выступает само взаимодействие природы и общества как относительно самостоятельный процесс, осмысление воздействия общества на природу, как и воздействия природы на общество, не нуждается в особой природно-общественной науке. Вне зависимости от этого воздействия природа и общество по-прежнему будут функционировать и развиваться по своим, сугубо естественным законам.

Несмотря на то, что компоненты неживой природы планеты испытывают на себе всё возрастающее воздействие общества, они в качестве естественных образований могут и должны исследоваться при системном подходе науками естественного цикла (или традиционными науками: физикой, химией, геологией, географией, биологией).

Точно так же и социальные процессы продолжают существовать и развиваться по сугубо социальным законам независимо от того, что испытывают на себе "толчок" со стороны природных факторов.

Действительная потребность в экологической этике как качественно особой науке (природно-общественной или "социоестественной") возникает только тогда, когда объектом исследования выступает само взаимодействие природы и общества, реально осуществляющееся в деятельности людей.

Сфера экологического знания (географическая, биологическая и социальная экология, экология человека) непосредственно представляет собой подлежащий усвоению познавательный компонент экологического образования.

Наше понимание термина экологическое в аспекте рассматриваемой проблемы исходит из его применимости только к тем случаям, когда речь идёт о целенаправленной (познавательной, образовательной, воспитательной, преобразовательной и т.п.) деятельности, непосредственно связанной с оптимизацией специфических экоотношений в системе природа-человек-общество.

Экологическая этика - неотъемлемая часть обшей культуры, наука о взаимодействии природы и общества, о качественно новых закономерностях, рождаемых взаимодействием общества и природы. Её объектом выступает система отношений, формирующаяся, функционирующая в результате сознательной, целенаправленной деятельности людей, - ноосферы. Процессы формирования и функционирования ноосферы составляют её предмет.

Изучение научно-педагогической литературы по избранной проблеме показало, что профессиональная этическая деятельность является значительной чертой в педагогике, которая является носителем этической педагогической деятельности. Важным качеством этой деятельности является этическая мотивация, этические знания, этические понятия, которые выражаются в профессиональном мастерстве. Особое внимание уделял соблюдению этики в педагогической деятельности В.А.Сухомлинский: "Чтобы нравственный идеал стал реальностью, надо учить человека правильно жить, правильно поступать, правильно относиться к людям и к самому себе".

Учитель лишь тогда становится воспитателем, когда в его руках находится тончайший инструмент воспитания - наука о нравственности - этика. Этика -совокупность норм поведения, мораль каких-либо общественных групп, профессий. Этика в школе - это практическая философия воспитания. Педагог является носителем педагогической этической деятельности. Альберт Швейцер в книге "Философия культуры. Культура и этика" писал: "Определение этики представляется мне таким. То, что поддерживает и продолжает жизнь, - хорошо; то, что повреждает и нарушает жизнь, - плохо".

Категория ответственности - одна из важнейших в этике. Чувство ответственности выражает сопричастность человека к глобальным, общественным, экологическим процессам. Ответственность не формируется у человека автоматически, её содержание должно быть осознано, прежде чем станет автоматизмом поведения. Ответственное отношение к природе - неотъемлемая черта общей социальной ответственности гражданина. Для проведения принципа ответственности в жизнь недостаточно одних благих пожеланий. Успех нравственного дела вряд ли может быть обеспечен без сознательного и целенаправленного использования достижений философии и других наук. В этом деле неуместна какая-либо изоляция философии от наук. В том числе, и от педагогической науки.

В педагогике XIX века Н.И.Пирогов, К.Д.Ушинский выделяли этическую сторону педагогической деятельности в выработке дисциплинированности. Повиновение в детях необходимо: повиновение - нравственность детей. Сейчас эта проблема отодвинута на второй план, но она осталась. В.А.Сухомлинский подходил к этическому воспитанию через развитие индивидуальности. Первоисточником, побудительным толчком каждого поступка человека является внутренние духовные силы - убеждения, эмоции. Совесть, по мнению Сухомлинского, -это эмоциональная и моральная оценка человеком собственного поведения, поступков, как хороших, так и плохих. Совесть как чувство моральной ответственности воспитывается и выражается, раскрывается и формируется только в деятельности, поведении в обстановке, при которой моральная истина становится личной точкой зрения, линией поведения. Совесть проявляется тогда, когда поведение человека никто не проверяет, не контролирует.

А.С.Макаренко развитие этики видел в развитии коллектива. В коллективе более старшее поколение влияет на младшее, получается преемственность поколений, получается моральный и эстетический импульс, который исходит от людей более опытных и организованных, а главное, от людей, которые в известном смысле составляют образец.

Психолог Л.С.Выготский выделяет моральную педагогику. С психологической точки зрения моральное поведение, так же, как и всякое другое, возникает на основе прирождённых и инстинктивных реакций и вырабатывается под влиянием систематических воздействий среды. Сталкиваясь в процессе роста с множеством всевозможных фактов, понятий и явлений, прирождённые реакции превращаются в условные формы поведения, которые мы называем моральными, то есть, соответствующими требованиям нравственности. А нравственность — это совокупность норм поведения человека в обществе, духовные качества, проявляющиеся в этом поведении.

Становление теории и практики экологического образования учителя связано с работами И.Д.Зверева, Б.Г.Иоганзена, И.С.Матрусова, И.Н.Пономаревой, Е.С.Сластениной, И.Т.Суравегиной, Д.И.Трайтака, Е.Ю.Шапокене и других. Теоретические аспекты экологической модели личносто-ориентированной подготовки учителя проработаны В.В.Сериковым, педагогические технологии её реализации - А.Ю.Борисенко, Т.ВЛавриковой, Т.И.Чечет.

В последнее время внимание исследователей привлекает как подготовка учителей экологии, так и экологизация педагогического образования в условиях многоуровневой организации высшего образования (Г.П.Аксакалова, Н.Д.Андреева, В.А.Брылев, Н.Ф.Винокурова, Н.А.Воронков, Г.С.Камерилова, В.В.Николина, В.В.Пасечник, Н.Н.Родзевич, Г.П.Сикорская. Е.В.Шаврина и др.).

Для студента, выпускника педагогического вуза, эталоном является профессиональная педагогическая деятельность. С одной стороны профессиональная педагогическая деятельность является целью педагогического процесса в вузе, с другой - целью самого студента, чтобы он сам осваивал способы этического поведения.

Таким образом, в педагогической деятельности можно выделить профессиональную педагогическую деятельность как одну из существенных её сторон. Учитель, в совершенстве владеющий профессиональными педагогическими навыками, характеризуется соответствующей мотивацией, знанием этических понятий, этическими умениями и поступками, педагогическим тактом и мастерством профессионального этического общения. Но чтобы овладеть такой деятельностью, студенту, будущему педагогу, необходимо усвоить теоретические основы и принципы современной экологической деятельности.

Учитывая требования общества к нравственно-экологической подготовке будущего учителя и её практическую значимость в условиях экологического кризиса, мы избрали в качестве диссертационного исследования тему "Экологическая этика в системе профессиональной подготовки учителя", проблема которой сформулирована следующим образом: каковы теоретические основы, тенденции, принципы и педагогические условия формирования современной экологической этики будущего учителя.

Цель исследования состоит в выявлении и обосновании педагогических инструментов подготовки студентов педвуза к реализации этико-экологического образования школьников как условия успешного формирования профессиональной деятельности будущих учителей.

Объектом исследования является профессиональная подготовка студентов педагогического вуза в свете экологической этики.

Предметом исследования выступает процесс подготовки студентов педагогического вуза к формированию у школьников современной экологической этики.

Гипотеза исследования. Процесс формирования экологической этики будущего учителя может быть существенно улучшен при следующих педагогических условиях:

• понимание цели экологического образования как формирования экологического сознания и мировоззрения, отражения в образовательном процессе природы и человека в их единстве;

• признание экологической культуры системообразующим качеством личности будущего учителя в рамках его профессиональной деятельности как целостного отношения человека к миру, социуму, личности;

• определение критериев эколого-педагогической готовности (экологическое поведение, мышление, самоопределение на основе представления об экологическом как целостном) с целью коррекции воспитательной деятельности;

• разработка моделей эколого-ориентированного поведения и самоопределения будущего педагога в решении им профессиональных задач и проблем;

Определение предмета и гипотезы исследования позволило сформулировать следующие задачи:

• Проанализировать теорию и практику экологической подготовки студентов и пути их совершенствования. Изучить и обобщить философскую, социологическую, педагогическую, психологическую и экологическую литературу по проблеме исследования.

• Определить сущность, структуру, критерии и специфику экологических принципов как средства духовно-нравственного воспитания студентов педвуза.

• Вскрыть и обосновать ведущие тенденции, принципы и педагогические условия формирования экологической этики будущего учителя на основе опыта работы учителей зарубежных школ (в частности, Германии) по экологическому воспитанию школьников.

• На основе опытно-экспериментальной работы сформировать критерии экологической культуры будущего учителя.

• Разработать и апробировать программу по спецкурсу "Новая экологическая этика - основа школы XX века".

• Сформулировать научно-практические рекомендации по формированию современной экологической этики будущего учителя.

Методологическую основу исследования составляет системный анализ познания действительности, а также философское учение о человеке как воплощении единства биологической природы и социальной сущности. Человек -субъект, который преобразует природу, выполняя всё более сложные технологические операции, при этом выявляется сознательная целенаправленность и преднамеренность его действий, раскрывается его активное отношение к природе. В процессе работы использовались труды классиков философской мысли, идеи философской и педагогической антропологии, исследования и разработки проблемы взаимодействия природы и общества (от Э.Канта и Г.Гегеля, русских космистов, Тейяра Де-Шардена, В.И. Вернадского до идей и представлений новой философии России (Г.Д. Гачев, В.И. Самохвалова, B.C. Степин и др.), исследования в области социоестественной истории, современного эволюционизма, культурологии, труды педагогов, психологов и экологов по исследуемой проблеме, и, прежде всего - философские представления об экологии и человеческих ценностях как основах формирования личности; концептуальные установки классиков педагогики и современных педагогов об экологическом воспитании и экологической этике, исследования и разработки проблемы взаимодействия природы и общества; работы о ноосфере (В.И.Вернадский, Э. Леруа, Н.Н.Моисеев, Т. де Шарден); коэволюции общества и природы (Р. С. Карпинская, В. А. Куты-рев, Н.Н.Моисеев, А.П. Огурцов, С.М. Родин); устойчивого развития (В.Г. Горшков, К.Я. Кондратьев, В.А. Лось, А,Д. Урсул); глобального моделирования и прогнозирования (Д. Медоуз, H.H. Моисеев, Э. Пестель, Дж. Форрестер).

Исследование осуществлялось в русле теорий педагогов-классиков: Я.А.Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И.Г.Песталоцци о природосообразности воспитания в условиях приближения к природе, К.Д.Ушинского о гармоничном развитии человека, педагогическими взглядами Г.С.Сковороды о нравственном совершенствовании человека согласно его природным задаткам, В.А.Сухомлинского о личностном подходе к обучению и воспитанию.

Философскую основу настоящего исследования составили работы С.Ф. Анисимова, П.И.Кропоткина, А.Печчеи, А.Швейцера об экологической этике, идеи Д.С.Лихачева об экологическом образовании как необходимом условии интеллигентности и общечеловеческой культуры личности, мировоззренческие функции научной картины мира, отражающие необходимость перехода от при-родопокорительных ориентации к коэволюционным (В.А. Кутырев, U.M. Маме-дов, H.H. Моисеев, B.C. Степин).

Для решения поставленных задач диссертации и проверки правильности выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы исследования:

• изучение трудов учёных в области философии, педагогики, психологии, социологии и экологии, отражающих современное состояние рассматриваемой проблемы;

• анализ учебных программ, сбор и обработка материала по экологической этике;

• наблюдение и изучение работы студентов по усвоению экологических знаний и их использованию в школьной практике;

• социометрические методы исследования (анкетирование и интервьюирование студентов и школьников);

• опытная работа;

•. педагогический эксперимент.

Научная новизна и теоретическая значимость предпринятого исследования заключается в следующем:

• выявлены и обоснованы педагогические условия воспитания экологической этики в общей системе вузовской подготовки студентов;

• разработаны критерии и уровни готовности студентов к деятельности по формированию экологической этики в контексте экологического образования и воспитания школьников;

• уточнено понятие экологической этики и ее роль в гуманизации личностного развития;

• выявлены педагогические условия эффективной реализации экологического потенциала содержания, форм и методов при формировании экологической этики;

• экспериментально установлено, что использование экологической этики способствует формированию проектируемых духовных и нравственных качеств личности студентов, а в перспективе - учащихся общеобразовательной школы.

Установлены и подтверждены эффективные педагогические условия реализации духовных ценностей в процессе совершенствования всего образовательного и воспитательного процесса. К ним относятся:

• связь материала учебных предметов с содержанием экологических принципов;

• постоянное приобщение студентов к возможным решениям экологических проблем;

• привлечение внимания студентов к экологическим проблемам на практике и в общении с окружающей действительностью.

Практическая значимость диссертации заключается в разработке научно-методических рекомендаций, которые могут быть реализованы в процессе экологической подготовки студентов педагогического вуза, а также на факультативных курсах учебных заведений. Разработанная программа по спецкурсу «Новая экологическая этика - основа школы XXI века» может быть использована в учебно-воспитательном процессе вузов, учителями общеобразовательных школ, а также в соответствующих отделениях институтов повышения квалификации преподавателей.

Материалы данного исследования могут применяться педагогами и студентами в учебно-прикладной практической деятельности при изучении спецдисциплин, спецкурсов, в ходе педагогической практики.

Достоверность полученных результатов обеспечивается методологической обоснованностью исследования, использованием разнообразных методов, соответствующих предмету исследования, сочетанием количественного и качественного анализа собранного материала, длительным характером опытной работы. Теоретические выводы и рекомендации подтверждены опытной и экспериментальной проверкой.

Апробация результатов исследования осуществлялась посредством выступлениями автора, разработки спецкурсов по темам, публикацией статей в практических журналах. Результаты диссертационного исследования внедрены в практику работы Московского гуманитарного педагогического института.

Исследование проводилось в три этапа.

Первый (1998-1999), поисковый этап, был связан с изучением состояния исследуемой проблемы в педагогической теории и практике с целью накопления материалов и определения возможных путей решения исследовательских задач. На этом этапе был проведён констатирующий эксперимент на факультете иностранных языков пединститута. Полученные данные позволили определить цели, объект, предмет, выдвинуть гипотезу и задачи исследования, наметить опытно-экспериментальную работу.

На втором (1999-2000) этапе были разработаны методические материалы по реализации преподавания экологической этики с целью повышения степени готовности студентов, студентов педагогического вуза (небиологических специальностей), к осуществлению духовно-нравственного воспитания школьников.

Третий этап (2000-2002), на котором были подведены итоги опытно-экспериментальной работы. Уточнены теоретические положения и педагогические рекомендации. Данные, полученные на первых этапах исследования, соотнесены с результатами последнего этапа. Разработаны методические рекомендации. Оформление рукописи диссертации.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Усвоение экологической культуры на основе экологического воспитания зависит от приобщения студентов к духовным ценностям, к соблюдению их в жизни.

2. Творческое использование принципов современной экологической этики в преподавательской деятельности активно способствует формированию соответствующего сознания, духовному и нравственному совершенствованию личности студентов.

3. В целях эффективной реализации экологического воспитания в работе со школьниками необходима специальная подготовка учителя в вузе и, прежде всего изучение особенностей истории, национального характера и условий жизни.

4. Традиции экологического образования в России и за рубежом содержат богатый познавательно-прикладной материал, который оказывает существенное воздействие на духовное и нравственное развитие учащихся.

Структура диссертации отражает логику исследования. Объективные научные результаты, полученные в исследовании, систематизированы, обобщены и представлены в диссертации, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Шмаль, Мери Васильевна

ВЫВОДЫ:

• Процесс формирования экологической этики учителя находится на уровне эмпирических знаний, пока не затрагивает убеждения и поведение.

• Эко-этическая несостоятельность учителя является серьёзным препятствием в формировании у детей понимания экологии как способа нового видения мира, места и роли человека в нём, понимания, позволяющего выжить в современных условиях.

• Общий принцип содержания экологической подготовки будущего учителя состоит в правильном подборе качественных и эффективных методов и программ обучения экологической этике.

• Вузовский этап экологического образования включает не просто готовность к собственному оптимальному взаимодействию с природой, но и к нравственному воспитанию школьников по отношению ко всему живому и к своему здоровью.

• Экологическая этика является основой формирования нового образа жизни и направлена на оздоровление в социальных и духовных сферах. Неотъемлемой частью экологической этики являются такие понятия, как экология здоровья человека, экология питания, экология жилища, экология в быту и т.д.

• Из имеющихся противоречий между требованиями к экологической этике учителя и её реальным уровнем вытекают следующие задачи высшей педагогической школы: профессиональная, связанная с подготовкой квалифицированных кадров, способных проводить экологическое воспитание учащихся; обще культурная, связанная с формированием личности учителя, когда экологическая этика выступает частью общей культуры человека.

• В педагогических вузах необходимо развивать экологическое образование путём вовлечения студентов в научно-исследовательскую и социально-значимую деятельность на базе факультативно изучаемых курсов по экологической этике.

• Готовность студента педвуза к формированию современной экологической этики школьников — сложное, системное образование, обуславливающее активную гражданскую позицию и сознание учителя. Таким образом, независимо от выбранной специализации выпускник педвуза должен осознавать необходимость и важность приобретения эколого-педагогических знаний, умений и навыков, способности ориентироваться в потоке экологической информации, подчиняя себя цели постоянного профессионального самосовершенствования.

• Развитие экологической этики в системе образования и воспитания требует критического анализа программ, а также новых подходов к её реализации, основанных на социокультурных технологиях, коррекции содержания форм развития экологического сознания и соответствующего мировоззрения, осуществляемое в тесной связи учения (теории) с созидательной деятельностью в природной среде.

• Выдвинутая гипотеза о приоритетности экологической этики подрастающего поколения в развитии цивилизованного общества нашла своё теоретическое и экспериментальное подтверждение. Она реализуется посредством моделирования содержания экологического образования на всех этапах обучения (детский сад, школа, вуз).

• Уточнено содержание понятия "экологическая этика". Экологическая этика понимается нами как сложное, интегрированное, целостное образование, проявляющееся в созидательной деятельности окружающем мире, как единство " чел овек-пр ирода-об щество".

• Разработаны теоретические предпосылки формирования экологической культуры студентов к воспитанию соответствующего поведения школьников.

• Определена сущность содержания экологической этики в системе подготовки учителя к воспитанию экологической культуры учащихся.

• Выдвинуты концептуальные положения и особенности формирования экологической культуры студентов, предложена рабочая модель построения воспитания экологической этики школьников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Формирование экологической этики является новой областью педагогической теории и практики, рассматриваемой с позиций целостного подхода.

Готовность осуществлять экологическое образование и воспитание школьников - сложное системное образование, которое можно определить как психологическое условие успеха, поэтапное формирование качеств личности и т.д. В общем виде готовность к эколого-педагогической деятельности определяется сформированной активной гражданской позицией учителя. То есть, выпускник педвуза с любой профессиональной специализацией должен осознавать необходимость и важность приобретения экологических знаний, умений и навыков для решения современных экологических проблем.

Прилагая понятие цели формирования экологической этики к собственно вузовскому этапу обучения, необходимо выделить ряд особенностей, связанных с будущей педагогической специализацией. То есть, цель экологического образования в педвузе - не просто формирование экологической этики студента (экологически культурной личности, готовой к собственному оптимальному воздействию с природой), но и подготовленной к осуществлению экологического воспитания школьников и к природоохранному просвещению населения.

Повышение уровня экологической воспитанности невозможно с помощью только экологической информированности. Экологизация сознания требует восприятия экологических проблем как личностно-значимых, отсюда возникает необходимость нравственно-эстетической, духовной окраски экологического знания. Именно на этой почве возможно формирование ценностных ориентации и, как результат, экологического сознания личности. Успешное протекание этого процесса наряду с повышением уровня образованности, по нашему мнению, может быть гарантировано при экологизации школьных программ. Работа со школьниками непосредственно в стенах школы или во внеучебной деятельности позволит студентам не только применить полученные знания и умения и приобрести профессиональные навыки осуществления экологической работы со школьниками, но и будет стимулировать потребности получения новых экологических знаний и умений, подчиняя себя цели профессионального самосовершенствования.

Современное состояние биосферы и обострение экологических проблем требуют немедленных действий в плане оптимизации отношений природы и общества, поэтому проблема подготовки педагогических кадров по вопросам окружающей среды становится в настоящее время в ряд наиболее актуальных. Исходя из поставленных задач, в ходе исследований были проанализированы теория и практика экологической подготовки студентов педагогических вузов и установлены значительные пробелы в процессе её осуществления.

Исследование проблемы на теоретическом, методическом и практическом уровнях позволило нам сделать следующие выводы о педагогических основах формирования экологической этики в системе профессиональной подготовки учителя:

• Недостатком некоторых имеющихся в настоящее время экологических программ является то, что проблема экологии сведена к абстрактному принципу "охраны природы".

• Скорейшая экологизация сознания учащихся может осуществиться лишь при условии приложения больших воспитательных усилий со стороны педагогических кадров образовательных учреждений. Однако долгое время экологическому образованию в системе подготовки учителей не уделялось должного внимания.

• Осознание проблем экологии в масштабе возможной катастрофы требует нового мышления и нового отношения к происходящему, без которых невозможно противостоять растущей угрозе. Переход на ноосферный путь развития (т.е. разумно управляемое соразвитие человека, общества и природы, при котором удовлетворение жизненных потребностей населения осуществляется без ущерба для природы и будущих поколений) является спасением человечества от экологической катастрофы.

Проведённые нами исследования показывают, что можно выделить разные этапы формирования экологической этики:

• усвоение знаний законов экологии;

• воспитание соответствующего отношения не только к окружающей нас среде, но и к своему здоровью, жилищу, быту;

• формирование экологического сознания и т.д.

Объединив все эти определения, мы подразумеваем под экологическим образованием процесс, направленный на формирование экологической культуры личности, проявлением которой является экологически обусловленная деятельность.

За время обучения в педвузе наши студенты проходят путь от собственной экологической грамотности до умения воплотить параметры экологического образования в профессиональной деятельности, от начального формирования убеждения в необходимости сохранения природной среды как ценности общества до приобретения и накопления психолого-педагогических знаний и к формированию умений осуществлять экологическое воспитание школьников.

Учреждения образования и воспитания (детские сады, школы, вузы) - основные институты формирования экологической этики личности.

Важнейшим критерием экологической этики студентов педагогического вуза является их готовность к постоянному экологическому образованию и самообразованию, а также воспитание в себе качеств, необходимых для практической деятельности в оздоровлении среды обитания человека и самого человека. Ибо экологическая этика, образование эффективны тогда, когда опираются на внутреннюю активность и сознание студента.

Достижения высокого уровня образованности, по нашему мнению, реально получить при помощи введения в программу обучения ряда интегрированных экологизированных курсов, которые расширят кругозор, повысят культуру мышления и позволят сформировать научно-экологическое мировоззрение и соответственно экологическую этику. Кроме того, материал этих курсов целесообразно дополнить образами искусства и литературы (которые частично прилагается к нашей работе), призванных наполнить объективную информацию духовным содержанием и связать естествознание с историей мировой культуры. Возможно, подобный симбиоз ляжет в основу экологического сознания личности и формирования экологической этики.

Нами предлагаются направления для разработки новых тем, которые составят некую "базу данных", из неё по желанию и возможностям будущего учителя можно будет черпать для себя материалы и методики.

Мы разработали модель и этапы этико-экологического образования и предложили направления для разработки новых тем как попытку реализации выделенных нами психолого-педагогических условий, необходимых для развития экологической этики студентов в процессе обучения в педвузе.

Нами предложена программа по спецкурсу "Новая экологическая этика -основа школы XXI века", рассчитанная на 34 часа преподавания в год. В обеспечение этой программы подобраны необходимые методические материалы для преподавателей и студентов.

Итак, проведённое нами исследование сегодняшнего состояния экологического образования в вузе позволяет сделать вывод о необходимости его активизации для успешного процесса формирования личности учителя с высоким уровнем собственного субъективного отношения к природе и готового осуществлять экологическое воспитание школьников.

Основной задачей усвоения экологической этики студентами педвуза является непрерывность экологического образования и просвещения, имеющая целью развитие экологической культуры и базовых научных знаний студентов и школьников, а также улучшение здоровья подрастающего поколения для обеспечения здоровой и плодотворной жизни в согласии с природой.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Шмаль, Мери Васильевна, 2003 год

1. "Лидеры в области окружающей среды и развития". Учебный план. Эко-Согласие, 1994, N 3.

2. Агаджанян H.A., Грошин В.И. Экология человека. М., 1994.

3. Алексеев С.М., Сосунова И.А., Борискин Д.А. Экология, экономика, социум: состояние, тенденции, перспективы. М.: НИА-Природа, РЭФИА, 2002.

4. Актуальные проблемы экономики и экологии регионов Российской Федерации. Материалы международной научно-практической конференции. М.: Изд-во МПУ, 2002.

5. Андреев Д.Л. Роза мира. Метафилософия истории. М.: Прометей, 1991.

6. Антология философской мысли. Русский космизм. М.: Педагогика-Пресс, 1993.

7. Баландин Р.К. Перестройка биосферы. Минск: Вышэйшая школа, 1981.

8. Браун Л.Р., Флейвин К., Поустел С. Устойчивое развитие общества, XX век: последние 10 лет. 1990-1991. Сборник статей из ежегодников State of the World. M: А/О Издательская группа "Прогресс" "Пангея", 1992.

9. Будыко М.И., Глобальная экология. М., 1977.

10. Валенти О. Куда идешь, человечество? М., Центр духовного развития, 1993.

11. Вернадский В.И. Автотрофность человечества. Несколько слов о ноосфере, Русский космизм. М.: Педагогика-Пресс, 1993.

12. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1988.

13. Воронин В. П. Проблемы охраны окружающей среды в деятельности Европейского экономического сообщества. М.: СЭВ, 1991.

14. Всемирная стратегия охраны природы. Природа и ресурсы, 1982, N 4.

15. Всемирная хартия природы. Вся наша жизнь, 1990. (Москва, СоЭС).

16. Гагут Л. Д. СНГ: новый путь развития в XXI веке. М.: Русь, 2000.

17. Гиренок Ф.И. Экология, цивилизация, ноосфера. М.: Наука, 1987.

18. Глазачев С.Н. Теоретические основы формирования экологической культуры учителя. МГОПУ.- М., 1998.- 68с.

19. Глазачев С.Н. Экологическая культура учителя. М.: Современный писатель, 1998.-432с.

20. Глазачев С.Н., Козлова О.Н. Экологическая культура. М.: Горизонт, 1997.

21. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990.

22. Голов В.П. Экологическое образование в России: современное состояние и тенденции развития. М., Методический центр МПУ,1999.

23. Горшков В.Г. Экологическая устойчивость: допустимые пределы антропогенного возмущения. Сообщение 1. Известия РГО, 1992, т.124, вып.5.

24. Горшков В.Г., Кондратьев К.Я., Лосев К.С. Земля в опасности! Известия РГО, 1992.

25. Громов И.Г. Психология культуры и ноосферная синархия. Духовность, экология, человек (Доклады Международного конгресса, г. Краснодар, 1-3 октября 1993 г.). Краснодар, 1993.

26. Дежникова Н.С., Иванова Л.Ю., Клемяшова Г.М., Снитко И.В., Цветкова И.В. Воспитание экологической культуры у детей и подростков: Учебное пособие. М: Пед. Общество России, 2001.

27. Дежникова Н.С., Цветкова И.В. Экологический практикум: научный поиск, педагогический опыт, авторские проекты. М: Пед. Общество России, 2001.

28. Декларация людей Земли план действий на будущее (Бразилия, 12 июня 1992 г.)

29. Дернинг А. Задаваясь вопросом: где мера достаточного? Экологическая антология. Москва-Бостон, 1992.

30. Дерябо С.Д., Левин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону, 1996.

31. Джонс К. Гипотеза Геи. Исследование будущего. Новосибирск, 1995.

32. Диалло Х.А. Человеческий фактор. Наша планета, 1994, N 5.

33. Захлебный А.Н. На экологической тропе: опыт экологического воспитания.- М.: Знание, 1986.- 77с.

34. Захлебный А.Н. , Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе.- М.: Просвещение, 1984.- 159с.

35. Захлебный А.Н. , Суравегина И.Т., Сорокина Л.Д. Состояние природоохранительного просвещения в условиях перехода школы на новое содержание образования. М.: Педагогика, 1975.- С.30-42.

36. Зверев И.Д. Природа, школа и семья. / Семья и школа,- 1985.-№6.- С.23-25.

37. Зверев И.Д. Экогласность и образование. / Советская педагогика.- 1991.-№1.- С.9-12.

38. Земля людей. Статьи и письма. М.: СоЭС, 1994.

39. Инаятулла С. Эмпирические, цивилизационные и критические подходы по поддержанию и изменению мира для будущих поколений. Исследование будущего. Новосибирск, 1995.

40. Казначеев В.П., Спиркин Е.П. Космопланетарный феномен человека. Новосибирск, 1991.

41. Ким Т-Ч. Окружающая среда, этика и будущие поколения. Исследование будущего. Новосибирск, 1995.

42. Кинг А., Шнайдер Б. Первая глобальная революция. Доклад Римского клуба. М., 1991.

43. Китинг М. Программа действий. Повестка дня на 21 век и другие документы конференции в Рио-де-Жанейро в популярном изложении. Женева: Центр "За наше общее будущее", 1993.

44. Коммонер Б. Замыкающийся круг. Л.: Гидрометеоиздат, 1974.

45. Конвенция о биологическом разнообразии. Рио-де-Жанейро, 1992.

46. Кондратьев К.Я., Горшков В.Г., Шерман С.Г. Раздел 2.3. Устойчивость биосферы как основа экологической безопасности. Итоги науки и техники. Серия Теоретические и общие вопросы географии, том 9.

47. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. ЭКОСинформ. 1996, N 4.

48. Коптюг В. А. Конференция ООН по окружающей среде и развитию. Новосибирск: СО РАН, 1992.

49. Кортен Д.К. Не слишком радикальная программа для устойчивого глобального будущего. Развитие во имя Человека. М.: СоЭС, 1995.

50. Кортен Д.К. Развитие, ересь и экологическая революция. Открытое письмо промышленно-развитым странам. Развитие во имя Человека. М.: СоЭС, 1995.

51. Криницын С., Акимов С. Принципы экологической логики. Alter Eco, 1995.1. Екатеринбург).

52. Культура и экология. Поиск путей становления новой этики. М.: Интеллект, 1996.

53. Курц П. Запретный плод. Этика гуманизма. М., 1993.

54. Кууси П. Этот человеческий мир. М.: Прогресс, 1985

55. Левейман М.Х. Экология предмет: интересно или нет? "Союз", С-Петербург, 2001.

56. Лемешев М. Покаяние. Свет, 1996, N 6.

57. Леопольд А. Этика отношения к Земле. Экологическая антология. Москва-Бостон, 1992.

58. Лукьянчикова H.H., Улитин A.A. Стратегия управления природопользованием. М.: Эльзевир, 2001.

59. Магидов С.Х. Древние восточные философские системы и методы управления психикой необходимая основа в формировании ноосферной этики. К ноосфере через нетрадиционные формы и методы образования и воспитания. М., 1992.

60. Мазур И.И., Козлова О.Н., Глазачев С.Н. Путь к экологической культуре. -М.: Горизонт, 2001.

61. Майкл К. Устойчивое развитие: процветание без роста. Развитие во имя Человека. М.: СоЭС, 1995.

62. Манифест Общественно-политического движения "Сила Разума". М., 2000.

63. Марксистсо-ленинская концепция глобальных проблем современности. М.: Наука, 1985.

64. Медоуз Д.Х., Медоуз Д.Л., Рандерс Й. За пределами роста. М.: "Прогресс" "Пангея", 1994.

65. Медоуз Д.Х., Медоуз Д.Л., Рандерс Й., Беренс III B.B. Пределы роста. М.: Изд-воМГУ, 1991.

66. Менее К. "Философия и задачи защиты среды". Москва: Прогресс, 1991.

67. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Ролевые игры по экологии. М.: Устойчивый мир, 2000.

68. Моисеев Н. "Устойчивое развитие" или "Стратегия переходного периода". ЭКОСинформ, 1995, NN 3-4.

69. Моисеев H.H. Восхождение к Разуму. М.: Изд. AT, 1993.

70. Моисеев H.H. Человек и ноосфера. М.: Молодая гвардия, 1990.

71. Моисеев H.H. Экология и образование. М. "Юнисам", 1996.

72. Молоканов Г.И. Ноосферное движение. Духовность, экология, человек. Краснодар, 1993.

73. Молоканов Г.И., Витульская Н.В. Нормы экологической этики. Духовность, экология, человек (Доклады Международного конгресса, г. Краснодар, 1-3 октября 1993 г.). Краснодар, 1993.

74. Научно-техническая революция, человек, его природная и социальная среда. Л.: Изд-воЛГУ, 1977.

75. Национальный план действий по сохранению биоразнообразия России (приоритетные направления). М.: Мин-во природных ресурсов РФ, 2002.

76. Наэсс A. Deep ecology (Глубинная экология). ECO DEFENSE (Журнал группы "Экозащита"), 1996, N 11.

77. Наэсс А. Самоосознание: экологический подход к роли человека в мире. М.: 1994.

78. Небел Б. Наука об окружающей среде. Как устроен мир. М., 1993.

79. Нижегородская декларация. Alter Eco, 1995. (Екатеринбург).

80. Обращение участников конференции "Философия экологического образования" к Россиянам, Парламенту и Правительству Российской Федерации. ЭКОСинформ, 1996, N 4.

81. Общественный Экологический кодекс. Человек и Земля. М., 1995.

82. Одоевский В.Ф. 4338 год, Русский космизм. М.: Педагогика-Пресс, 1993. 83.0дум Ю. Основы экологии. М., 1975.

83. Панькова В.Н. Экология и природопользование. Словарь-справочник. Новосибирск, 2000.

84. Патури Ф. Современная экотехника. Deutschland, спецвыпуск ,1995.

85. Пивоваров О.Н. Экологическая реконструкция России, "Экодвижение России: проблемы и пути выхода из кризиса". М.: 1994.

86. План действий "Устойчивые Нидерланды". М.: ЭКОПРЕСС "ЗМ", 1995.

87. План действий по охране окружающей среды для Европы и России. М.: Центр "Эко-Согласие", 1995.

88. Пономаренко C.B., Пономаренко Е.В., Офман Г.Ю., Хавкйн В.П. Проект "Зеленая стена России". М.: СоЭС, 1994.

89. Программа действий. Повестка дня на 21 век и другие документы конференции в Рио-де-Жанейро в популярном изложении. Женева, Центр "За наше общее будущее", 1993.

90. Проект Хартии экологических прав и обязанностей отдельных лиц, групп и организаций, Бразилия 92. М., 1992.

91. Р. Риклефс. Основы общей экологии. М., 1979.

92. Рац М.В. Политика развития: первые шаги в России. М.: "Касталь", 1995.

93. Ревелль П., Ревелль Ч. Среда нашего обитания. М.: Мир, 1994.

94. Риксни С. Цивилизация Земли в период первой волны глобального перелома. СпБ., 1995.

95. Саакян В.А. Основы новых нравственных отношений общества будущего. Духовность, экология, человек. Краснодар, 1993.

96. Семенова С.Г. Русский космизм. М.: Педагогика-Пресс, 1993.

97. Сид Дж. Введение: "Услышать в своем сердце голос плачущей Земли". Думая как гора: на пути к Совету Всех Существ. М., 1994.

98. Сид Дж. По ту сторону антропоцентризма. Думая как гора: на пути к Совету Всех Существ. М., 1994.

99. Субетто А. И. Россия и человечество на "перевале" истории в преддверии третьего тысячелетия. Санкт-Петербург, 1999.

100. Суравегина И.Т. Теория и практика формирования ответственного отношения к природе в процессе обучения биологии. Дис. Д-ра пед. Наук.-М., 1986.-353с.

101. Сутокская И. Экология как отправная точка нового видения мира. Экологическая антология. Москва-Бостон, 1992.

102. Существуют ли модели сбалансированного развития. The Network, 1995, январь.

103. Тайчинов М.Г. Формирование личности учащейся молодежи на духовных ценностях народа. М. РИД «Альфа» МГОПУ, 1999, с.201-207.

104. Тойнби Арнольд. "Мир и Запад". Москва: Прогресс, 1991.

105. Тойнби Арнольд. "Постижение истории". Москва: Прогресс, 1990.

106. Тойнби А. Религиозные основы современного экологического кризиса: точка зрения. М.: Наука и религия, 1974.

107. Тоффлер О. Эко-спазм. М., 1976.

108. Тутельян В.А. Кризис в питании человека XXI века: медико-биологические аспекты, пути оптимизации. Владивосток: Дальнаука, 1999.

109. Улитин А. А. Проблемы законодательства о животном мире и охраны окружающей среды и практика его применения. М., 1996.

110. Урсул А.Д. Возрождение России — переход на модель устойчивого развития, "Экодвижение России: проблемы и пути выхода из кризиса". М., 1994.

111. Фролов В.А. Информационная структура мироздания. Духовность, экология, человек Краснодар, 1993.

112. Хабаров О.С. Экологическая диктатура. "Экодвижение России: проблемы и пути выхода из кризиса". Сборник докладов и письменных выступлений участников конференции. М., 1994.

113. Харгроув Юджин. "Основы экологической этики". 1988. (Hargrove Е., 1988, Foundations of environmental ethics, New Jersey, Prentice Hall)

114. Хартия охраны природы. Второй вариант проекта Всемирной стратегии по охране природы. Швейцария, Морж: МСОП, 1978.

115. Хендерсон X. Переоценка благосостояния. Наша планета, 1995, N 7.

116. Хотунцев Ю.Л. Экология и экологическая безопасность. М.: Academia, 2002.

117. Черп О. Куда нам девать Вернадского. Вся наша жизнь, 1991.

118. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М., Прогресс, 1992.

119. Швейцер А. Культура и этика. М.: Прогресс, 1973.

120. Шемшук В.А. Этическое государство. M.: Всемирный фонд планеты Земля, 2001.

121. Шилин К.И. Путь в будущее. Экософы, экософия и живая логика будущего. Экософский словарь. М.: МГУ, 1994.

122. Шилин К.И. Экософия востока. Путь Рерихов. М., 1993.

123. Шпунт A.A. и др. У края пропасти. Новосибирское кн. изд-во, 1990.

124. Экологическая доктрина РФ (проект). М.: Мин-во природных ресурсов РФ, 2002.

125. Экологическая культура и образование: опыт России и Беларуси. М.: Горизонт, 2000.

126. Экологическая культура и образование: опыт России и Германии. М.: Горизонт, 1997.

127. Экологическая культура и образование: опыт России и Югославии. М.: Горизонт, 1998.

128. Экологический кодекс России (экологическая этика для всех групп населения). ЭКОСинформ, 1992, N 1.

129. Экономика, экология и духовность. Материалы неправительственных организаций. М.: Центр координации и информации СоЭС, 1994.

130. Эренфельд Д. Дилемма сохранения природы. Экологическая антология. Москва-Бостон, 1992.

131. Эрлих П.Р., Эрлих А.Г. Демографический взрыв. Экологическая антология. Москва-Бостон, 1992.

132. Яницкий И.Н. Физика и религия. ЭКОСинформ, 1996, N 5.

133. Landesanstalt fur Immisionsschutz NRW informiert: Grenzwerte in der Luftreinhaltung. Juli 1988.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.