Экологический аспект общественного сознания: Анализ религиозно-философских концепций тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, доктор философских наук Алилова, Калимат Мухтаровна

  • Алилова, Калимат Мухтаровна
  • доктор философских наукдоктор философских наук
  • 2001, Махачкала
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 312
Алилова, Калимат Мухтаровна. Экологический аспект общественного сознания: Анализ религиозно-философских концепций: дис. доктор философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Махачкала. 2001. 312 с.

Оглавление диссертации доктор философских наук Алилова, Калимат Мухтаровна

ВВЕДЕНИЕ. 4

ГЛАВА 1. Религиозные ценности и экологическая ориентация общественного сознания.

1.1. Экологическое сознание и духовно-нравственные проблемы гармонизации взаимоотношений человека с окружающей средой. 22

1.2. Религиозный компонент экологизации общественного сознания как фактор устойчивого развития. 41

1.3. Религиозно-этический аспект сознания и проблемы глобальной экологии. 56

ГЛАВА 11. ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК В ИУДЕО-ХРИСТИАНСКОМ МИРЕ. СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ.

2.1. Библия: экологическая специфика ценностных ориентации. 75

2.2. Экологические принципы религиозно-этических норм иудаизма. 97

2.3. Проблемы единства природы и человека в христианстве: анализ религиозно-философских концепций.

116

2.4. Экологические проблемы в религиозно-культурной традиции христианства. 136

ГЛАВА 111. ИСЛАМ И ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ.

3.1. Природа в системе исламских ценностей. 157

3.2. Экологическая проблематика в контексте религиозно-философских концепциий современного мусульманского Востока. 180

3.3. Экологический кризис и мусульманский мир. 207

ГЛАВА IV. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ В ИНДО-БУДДИЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ.

4.1. Мировоззренческие принципы экологической нравственности буддизма. 224

4.2. Этико-экологические основы буддизма в некоторых религиозных учениях Востока. 239

4.3. Экологический аспект в религиозно-философской системе индуизма. 258

4.4. Культ священных животных как экологическая традиция в индуизме.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Экологический аспект общественного сознания: Анализ религиозно-философских концепций»

Угроза экологической катастрофы до сих пор выступает не настолько очевидной для общественного сознания, как ,скажем; угроза атомной войны. Хотя темпы осознания проблемы взаимоотношений между обществом и природой нарастают, в целом они безнадежно отстают от темпов реального ухудшения экологической ситуации. Эффективно ускорить эволюцию внутреннего мира человека в современных условиях можно, прежде всего через систему духовно - нравственного воспитания.

Проблема единства человека и природы никогда не была чисто познавательной. Она всегда несет в себе конкретное социально-философское содержание, отражает объективные противоречия и назревшие потребности общественного развития. Однако действия требуют соответствующей теории, и чем масштабнее и сложнее практическая задача, тем выше и ответственнее роль теории, дающей необходимые для ее решения мировоззренческие, научные, духовно-нравственные ориентиры. Поэтому так актуальны, так жизненно важны сейчас вопросы, связанные с развитием адекватного экологического сознания, опирающиеся как на научно-философское понимание единства человека и природы, так и на универсальные ценности, заложенные в религиозно-философских учениях.

Особая актуальность этой темы определяется, прежде всего, тем, что религия, являясь одной из форм общественного сознания, в той или иной степени всегда затрагивала проблемы взаимоотношения человека с окружающим миром, но трудно переоценить ее роль в интеграции этической, составляющей мировоззрения в моральные основы экологического поведения людей. Например, христианство провозглашает, что с приходом Христа появляется возможность человеческого участия в формировании истинно правильного образа мыслей и действий.1 "В то же время в сложившихся условиях актуальность исследуемой проблемы возрастает в связи с тем, что в существующих религиозных традициях сформировались совершенно различные, порой противоречивые, идеалы взаимоотношений человека с природой. В связи с этим большое значение имеют мировоззренческие функции религии. Специфически отражая действительность, религия, как форма общественного сознания, устанавливает определенные нормы взаимоотношений человека с окружающим миром. Нам представляется, что экология не будет эффективной до тех пор, пока мы не познаем законов, скрытых в религиозных учениях. Речь идет о триединстве науки, культуры и экологии, без которых не могут развиваться физическая и духовная жизнь. Человек должен осознать, что на земле есть ценности незыблемые и святые, что мир - это не просто склад ресурсов, а также объект, подчиненный закону единства мироздания. Человечество посредством взаимодействия науки и религии сможет с уважением относиться к природе, используя современную технологию.

Философия имеет глубокую традицию рассмотрения проблемы взаимодействия человека, общества и природы, которая относится к числу ее вечных проблем. В различных философских системах данная проблема получает своеобразное решение. Особенности подхода к ней во многом определяют специфику той или иной философской системы, ее ценномировоззренческую направленность.

Актуальность темы диссертационного исследования определяется также тем, что философский взгляд на современную экологическую ситуацию может оказаться очень плодотворным для правильной постановки самой

1 ТИсИ Р, Афанасьев Э., Калхоун Н. , Трофимова И. Христианская этика и православные христиане в деловой жизни России. // Вопросы экономики, №8, с. 110. экологической проблемы, более глубокого и всестороннего ее осмысления и выработки оптимальной глобально-экологической стратегии. Более того, потребность в философском подходе всегда возрастает в трудные и переломные периоды развития общества, и философский анализ особенно важен при осложнении какой-либо проблемы, когда обсуждению начинают подвергаться основополагающие принципы, относящиеся к ней.

В ходе общественного развития XIX - XX веков оказались в значительной мере утраченными основополагающие принципы бытия человека в мире, выработанные человечеством на протяжении всей истории. Сюда можно отнести и многие идеи, развивавшиеся в марксизме с момента его возникновения. Во многом они оказались мировоззренчески извращены в угоду волюнтаристским представлениям о необходимости «покорения природы», ее «переделки» и др. В то же время многие ценные результаты получены в других направлениях философской мысли. Поэтому одной из задач начавшегося переосмысления и критики многих концепций в философии было восстановление классических взглядов на то, что сегодня мы называем экологической проблематикой, а также дальнейшее развитие философского осмысления всей широты экологических проблем.1

Мировые религии являются самой массовой формой общественного сознания. Более половины человечества находится под влиянием христианства, ислама, буддизма, поэтому религиозные организации, духовенство, широкие массы верующих могут сыграть важную роль в борьбе за спасение мира и человечества от экологической катастрофы. Исходя из этого, представляется важным факт философского осмысления проблемы отношения к природе в религиозно-культурных традициях разных народов.

1 Фролов И.Т. Гуманитарные проблемы экологии. //Правда, 5 июня 1991, с.4.

В этом смысле экология должна стать парадигмой современного диалога цивилизаций и основой межкультурных взаимодействий. Понимание соотношения религиозных традиций и культурно-бытового уклада с основами хозяйственной деятельности чрезвычайно важны, особенно когда эта деятельность оказывает разрушающее воздействие на природу. Поэтому опора на духовные ценности всех религий может сыграть значительную роль в формировании экологического мировоззрения.

Изучение многосложной и интереснейшей области взаимодействия экологии и религии только начинается. Последующие исследования внесут, вероятно, уточнения и дополнения в решение этой проблемы. В связи с этим необходимы концептуальные исследования религиозно-философских основ экологии.

Степень разработанности проблемы.

Экология, традиционно рассматривая проблемы взаимоотношений животного и растительного мира со средой обитания с биологических позиций, в последние десятилетия приобретает все более отчетливую социальную направленность. В настоящий момент в условиях нарастающего глобального экологического кризиса учеными признается актуальная необходимость перехода к научно-обоснованному пути развития общества. В этом смысле для философского анализа экологической проблемы представляется важным выявление ее связей с различными формами общественного сознания и обращение к вопросам духовно-нравственного звучания.

Проблемы национальных, религиозных и этических особенностей экологического поведения, в виду своей новизны и недостаточной разработанности, в последнее время привлекают к себе пристальное внимание исследователей. Перед экологическим познанием ставится задача изучения различных аспектов взаимоотношений человека и природы, в том числе и религиозно - философских.

Проблема взаимоотношений общества с природой внутренне связана с проблемой человека как центральной во всем комплексе глобально-экологических проблем современности. До сих пор во многих направлениях наших философских исследований экологических проблем современности преобладали подходы, в которых собственно человеческое измерение проблематики было представлено в самом общем виде, без прямого обращения к тщательному философскому анализу основных мотивов, целей и задач материально-технической деятельности человека, взятой в ее связи с духовно-гуманистическим пониманием полноты человеческой жизни. Те концепции экологического развития, которые предлагались до сих пор, пользовались самыми простыми моделями человека как одного из многих факторов и компонентов экологического развития, в принципе мало отличающегося от естественных компонентов, и безлично понимавшихся социальных факторов. В них часто преобладал технократический, социологический или биологический функционализм.

В то же время, традиционно, ряд культур именно на религиозной основе формировал положительное, жизнеутверждающее отношение человека к миру, к самому себе, к другим людям, к обществу в целом, к природе.

На теоретическом уровне источником идей и многочисленных сведений для концепции автора являются труды М. Вебера, который впервые указал на неразрывную связь религиозной этики с хозяйственной деятельностью, ориентирующей человека на реализацию определенных нравственных установок, диктуя нормы и характер отношений с окружающим миром.1

1 Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. М., 1990. Вебер М. Социальная психология мировых религий. //Религия и общество. М.,1995, ч. 1

Важным для рассматриваемой проблемы являются и труды А. Тойнби, особенно главное в его концепции определение «Вызов и ответ».1 Природа не раз заставляла человека направлять все силы в борьбе за жизнь, она же давала убийственный ответ на вызов той или иной цивилизации, стирая ее с лица земли.

Свое видение проблемы было предложено основоположниками марксизма, которые отвергали не только политеистические, но монотеистические воззрения на природу. По мнению Ф. Энгельса, бессмысленное и противоестественное представление о какой-то противоположности между человеком и природой « получило наивнейшее развитие в христианстве». Согласно К. Марксу, отношение к природе, зафиксированное в Библии, является отражением частной собственности. «Воззрение на природу, закладывающееся при господстве частной собственности и денег, есть действительнейшее презрение к природе, практическое принижение ее».2

Заметный вклад в разработку исследуемых философских проблем внес известный американский эколог Уильям О. Дуглас. Согласно его утверждениям, протестантизм как буржуазная версия христианства, способствовал хищническому отношению к природе, так как поощрял обогащение и наживу, погоню за прибылью. Вера христиан «позволяла бездумно эксплуатировать леса, озера, реки».3

Непосредственному изучению религиозно - этических проблем экологии посвящена Международная конференция «Экология и религия», организованная и проведенная Центром гуманитарной подготовки кадров

1 Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.

2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч, т. 23, М, 1985.

3Дуглас У.О. Трехсотлетняя война. Хроника экологического бедствия. М.,1975. управления и Ноосферно - экологическим институтом Российской Академии управления в январе 1994 года.1

Анализу философско-методологических аспектов экологической проблемы посвящен совместный труд отечественных авторов.2

Значительный интерес представляют работы российских и западных исследователей - М. Степанянц, В. Лысенко, В. Фроловой, М. Юлена, В. Меликова, Ф. Жюльена, которые посвящены сравнительному анализу духовных культур Запада и Востока, представлениям о природе и человеке в религиозных традициях Востока.

Религиозно - философский аспект устойчивого развития обозначен в о совместном труде отечественных экологов О. Дрейера и В. Лося.

Поскольку в современном мире экологические проблемы приобретают особую значимость, то в данной работе соответственно рассматриваются вопросы формирования общественного сознания и экологического мировоззрения. При этом мы опирались на работы В.И. Вернадского, Э.В. Гирусова,4 В.А. Лося, H.H. Моисеева, А.Д. Урсула,5 Г.М.

-6 7 8

Абдурахманова, Раджабова У.А., Н.М. Мамедова, Яковлева В. ,Фролова И.Т. ,

1 Международная конференция « Экология и религия». М., январь,1994.

Взаимодействие общества и природы. М., 1986.

3 Дрейер O.K., Лось В.А. Экология и устойчивое развитие. М., 1997.

4 Гирусов Э.В. От экологического знания к экологическому сознанию. //Взаимодействие общества и природы. М., 1986.

5 Урсул А.Д. Ноосферная модель науки и образования XXI века. // Соц.-полит.журнал, 1996, №4.

6 Абдурахманов Г.М., Раджабов У.А. Экология - от биологической социальной. Махачкала, 1998;

Абдурахманов Г.М., Раджабов У.А. Глобальный эволюционизм и эволюция идей охраны природы. Махачкала, 1999.

Абдурахманов Г.М., Урсул А.Д., Мамедов Н.М. Социальная экология. Махачкала, 1998, в 2-х частях.

7 Яковлев В. Ценность и цена университетского образования. //Свободная мысль, 1995, №7.

8 Фролов И.Т. Гуманитарные проблемы экологии. //Правда, 1991, 5 июня.

Горелова А.1 и др., а также представителей Римского клуба: А. Печчеи, А. Кинга, Б. Шнайдера, Дж. Форрестера, Э. Пестеля, Я. Тинбергена, Д. Меддоуза и др. Анализу религиозно - этических систем, проблемам формирования экологической этики посвящена работа известного дагестанского эколога С. Магидова.2

К середине 90-х годов была проделана существенная работа по теоретическому осмыслению феномена устойчивого развития, в которой активное участие принимали и авторские коллективы, и отдельные ученые, и специалисты (B.C. Голубев, В.Г. Горшков, И.Н. Лукьянчиков, H.H. Моисеев, А.Д. Урсул и др.), наметилась система практических мероприятий по реализации соответствующих концептуальных построений.

Среди работ отечественных философов следует отметить работы Г.А. Кругловой, Н.Б. Игнатовской, Е.Г.Сокуренко, Н.Г.Козина,3 в которых обозначены отдельные контуры исследуемой темы.

Из последних исследований, посвященных различным вопросам экологизации общественного сознания в избранном аспекте исследования, частично рассматривается в диссертациях Вальковской В.В.,4 Алмаева Г.Н.,5Крайнова А.Л.6

Значительную помощь в осмыслении рассматриваемой проблемы оказали труды отечественных экономистов и историков, посвященные

1 Горелов А. Экологическая идеология и будущее России.// Свободная мысль, 1995, №1.

2 Магидов С.Х. Введение в морибулогию. Махачкала, 1997.

3 Козин Н.Г. Человек как универсальный фактор биологической эволюции. //Методология экологических исследований. Саратов, 1992.

4 Вальковская В.В. Экологическое сознание как самосознание цивилизаций. Дисс.на соиск. уч. степ. докт. Филос. наук. М., 2000.

5 Алмаев Г.Н. Экологические аспекты религиозного сознания. Дисс. на соиск. уч. степ. канд. филос. наук. Казань, 2000.

6 Крайнов А.Л. Экологическое сознание: сущность и социально-исторические феномены. Автореф. дисс. на соиск. степ. канд. филос. наук. Саратов, 2001. этическим вопросам хозяйственной деятельности, среди них хотелось бы выделить работы Л. Суперфина.1

Очень важными для данного исследования были работы А. Ионовой,2А. Виленского,3 Д.Афанасьева, И. Трофимовой.4

В динамике развития цивилизации ее духовные стимуляторы являются одними из определяющих. Вместе с тем, усложнение социальной структуры общества, усиливающееся влияние эколого - глобальных проблем, осознание неустойчивости социальных, политических, технологических структур, сложившихся в индустриальный период, обострение противоречий религиозного и национального характера, сопровождающих наметившийся переход к постиндустриальному обществу, по - новому поднимают проблему роли в этих процессах мировых религий, которые по - разному ставят вопрос о месте человека в системе природных связей и отношений.

При этом на фоне кризиса основных ценностей индустриального общества, на наш взгляд, государство вряд ли сможет, отбрасывая религиозную мотивацию, строить свою деятельность на основе определенных философских или мировоззренческих концепций и идей.

Таким образом, теоретическая разработка данной проблемы дает основание для дальнейшего, более глубокого исследования экологических аспектов различных религиозно - философских систем.

1 Суперфин Л. Религия в индустриальном и постиндустриальном мире (тенденции западного опыта). //Вопросы экономики. 1993, №8.

Ионова А.И. Концепция личности в современном исламе. //Вестник РАН, 1993,т.63,№1. 5

Виленский А. Японские парадоксы. // Вопросы экономики. 1993, № 8.

4 Афанасьев Э., Калхоун Н., Трофимова И. Христианская этика и православные христиане в деловой жизни России. // Вопросы экономики. 1993, № 8.

Объект исследования.

Объектом настоящего исследования является экологический аспект общественного сознания и его анализ в различных религиозно-философских учениях, социально-философский смысл которого предполагает выяснение области взаимодействия экологии и религии, анализ и поиск путей возрождения и распространения традиций охраны природы, заложенных в N различных религиозно-философских системах.

Цель исследования.

Целью диссертационного исследования является решение фундаментальной проблемы экологизации общественного сознания в контексте современных религиозно-философских концепций.

Задачи исследования.

В связи с поставленной целью в диссертации ставятся следующие задачи:

- выявить отношение человека к природе в различных религионо-философских системах;

- раскрыть социокультурную значимость экологических ценностей мировых и национальных религий и их возможности в преодолении экологического кризиса; определить роль религии в экологизации общественного сознания;

- проанализировать статус природы в системе социальных ценностей и ее связь с нравственностью;

- исследовать этические основания современного экологического кризиса, в том числе и определенные религиозно-нравственные императивы, усиливающие негативные тенденции современной экологической ситуации;

- раскрыть роль и значение духовности в преодолении экологического кризиса и формировании экологического мировоззрения;

- с новых теоретических позиций определить роль образования в становлении экологического сознания;

- исследовать заблуждения социальных субъектов в выборе ценностных ориентиров, следствием которых является ущерб, наносимый природе и человеческой сущности;

- раскрыть значение религиозных ценностей как фактора, обеспечивающего устойчивое развитие.

Методология и источники

Теоретическое и общеметодологическое основание для исследования экологического аспекта религиозных форм общественного сознания создает философия. Важность социальной философии для конкретно-научного изучения системы взаимоотношений человека со средой его обитания определяется также и самим характером экологической переориентации современной науки. Исследования проблем взаимоотношения общества с природной средой нацелены на синтетическое рассмотрение сложной структуры субъектно - объектных отношений. Это - одно из обстоятельств, сближающих экологический подход к познанию действительности с подходом философским. Философия рассматривает мир как целое и таким образом помогает синтезу различных областей конкретно - научного знания, конкретно

- научного и ценностного подходов, координации познавательной и преобразовательной деятельности. Естественно, что насущная необходимость комплексного изучения экологической проблематики выдвигает на передний план синтезирующую функцию философии, обеспечивающую немалый вклад последней в установление теоретического и методологического единства наук, анализирующих различные аспекты, участки, звенья взаимоотношений человека и природной среды. Исходя из этого, методологической основой диссертационного исследования послужил социально-экологический подход, разрабатываемый отечественными и зарубежными учеными в русле концепции устойчивого развития и методологические установки инвайронментальной философии.

Поскольку в рамках философии и других сфер гуманитарного знания уже идет становление глубинно-экологического мировоззрения, необходимого для проведения радикальных изменений в отношениях человека с природой, большую помощь в разработке проблем взаимодействия религии и экологии оказали методологические идеи, восходящие к М. Веберу, который впервые указал на связь религиозной этики с хозяйственной деятельностью, и А. Тойнби, считавшего, что только религия может отвести угрозу экологической катастрофы, направив людей на путь нравственного обновления. Это определило приоритет ценностного подхода к рассматриваемой проблеме.

Концептуальный анализ исследуемой проблемы предполагает использование историко-проблемного и системно-структурных методов, поэтому автор опирается на работы по ноосферному развитию, а также на труды по истории философии, которые позволяют ему обосновать возможность реализации эволюционных стратегий, трансформации общественных потребностей на пути к коэволюционному развитию общества и природы.

Особое значение автором придавалось причинно-следственным и закономерным связям, анализ которых составляет основное содержание социального детерминизма как теоретического и методологического принципа исследования социальных явлений, ориентирующего на всесторонний учет существующих между ними причинно-следственных и закономерных связей и отношений.

Общественное сознание есть отражение общественного бытия, оно имеет как бы производный, вторичный характер. Сегодня с полным основанием можно говорить о рождении экологической формы общественного сознания, вызванной к жизни небывалым усложнением и обострением взаимодействия природы и общества и, соответственно, обострением отношений между людьми по поводу их отношения к природе.

Такой подход позволяет объяснить развитие общественного сознания с позиции социального детерминизма. Этот принцип указывает на объективные и субъективные принципы тех или иных проявлений общественного сознания.

В качестве источников использовалась каноническая религиозная литература, а также труды известных теологов и религиозные предания.

В работе автор попытался использовать не разнородные философские системы, а «работающие» в них методологические подходы, которые помогли раскрыть и отразить в той или иной степени взаимосвязь религии и экологии. Вот почему все используемые методы - анализ и синтез, индукция и дедукция-как и принципы историзма и системности, были подчинены основной задаче -определению и анализу экологического аспекта, общественного сознания в религиозно-философских концепциях различных конфессий.

Научная новизна исследования.

В результате рассмотрения и анализа поставленных вопросов были получены следующие результаты:

- с новых теоретических позиций выделен ценностный аспект экологизации общественного сознания;

- обоснована новая роль религии, как синтеза общечеловеческих моральных устоев, в гармонизации взаимоотношений человека с окружающей средой в период глобализации экологического кризиса;

- выявлены факторы легитимизации тех или иных форм хозяйственной деятельности, детерминирующие экологические ценности в различных религиозно-культурных традициях;

- предложена авторская концепция исследования религии, основанная на том, что, обращаясь к сознанию человека, формируя ценностные ориентиры, религия становится носителем воспитательной и консолидирующей функции. Включая в себя идеи и убеждения, она регламентирует взаимоотношения человека с окружающей средой, тем самым выступая как один из факторов, обеспечивающих устойчивое развитие и формирование экологического сознания;

- по - новому показана специфика библейской традиции взаимоотношения общества и природы;

- обоснована приоритетная роль духовности как основы экологической этики иудаизма; ее неотрывность от общекультурного уровня евреев;

- выявлена специфика религиозного восприятия современного экологического кризиса в различных направлениях религиозно-философской мысли христианства;

- впервые раскрыты особенности трактовки экологической проблематики в религиозно-философских концепциях современного мусульманского Востока, суть которых заключается в том, что современные проблемы человечества вызвали необходимость развития исламской религиозно-философской мысли в таком направлении, которое позволило бы рассматривать вопросы вероучения в связи с нынешней глобальной экологической ситуацией;

- в новом аксиологическом аспекте определена роль этических ценностей ислама в формировании экологического мировоззрения, основные параметры которого соответствуют «экологической парадигме», их значение, в которых идея гармонии человека с природой является определяющей, в решении проблем надвигающегося экологического кризиса и экологизации общественного сознания;

- предлагается авторский вариант роли этических основ буддизма, где законы природы не отделяются от законов морали, в формировании современной экологической культуры;

- с новых позиций раскрыта специфика мировоззренческих принципов индуизма, способствующих экологизации сознания, в основе которых природа выступает как воплощение Абсолютного Духа;

- выработаны практические рекомендации для образовательных учреждений и средств массовой информации, могущие способствовать формированию общественного мнения, способного содействовать процессу духовно-нравственного обновления в направлении его экологизации.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Угроза надвигающегося глобального экологического кризиса требует утверждения в общественном сознании новой парадигмы, в соответствии с которой достижения человеческой деятельности корректировались бы критериями экологической целесообразности. Являясь частью общественного организма, религия также испытывает на себе влияние нарастающих глобальных проблем, поэтому необходимо привлекать ее традиционные ценности в определении отношений человека с природной средой. Экологическая ориентация сознания должна стать доминантой времени.

2. Ценностные установки индустриального общества приходят в противоречия с современным экологическим императивом эпохи. Разумеется, религия не может решить все проблемы, но в условиях глобализации экологического кризиса, как синтез общечеловеческих моральных устоев, она может ввести человека в мир универсальных ценностей, перевести их во внутренний, личностный, этически окрашенный мир, став тем самым важной предпосылкой в объединении усилий, как верующих, так и атеистов для улучшения экологической обстановки.

3. Согласно авторскому определению, функции духовных начал в религии могут в определенной мере способствовать осознанному отношению к природе, которое детерминируется экологическими нормами и принципами, содержащихся в религиозно-культурных традициях. Большинство опрошенных по результатам социологического исследования считают, что в формировании экологического сознания наука и религия имеют равные возможности. В диссертации предложены пути формирования эколого-ориентированной личности.

4. Необходимость создания благоприятных условий для жизни на земле остро ставит вопрос о разработке цивилизованного и экономически корректного поведения людей, определяющего их права и обязанности в отношении природы. В связи с этим, встает принципиальной значимости задача -экологизация образования. Она должна способствовать преодолению следствий сциентистского и прагматико-утилитарного подхода к личности, возвращению духовных ценностей в центр культуры. Это сложный и противоречивый процесс формирования новой культуры, нового человека, способного жить в согласии с природой.

5. Универсальными факторами адаптации экологического сознания являются экологическое воспитание, экологическое образование, экологические ценности мировых религий. Включая в себя идеи и убеждения, религия регламентирует взаимоотношения людей со средой обитания через легитимизацию форм хозяйственной деятельности, тем самым выступает как один из факторов, обеспечивающих устойчивое развитие и формирование экологического сознания.

6. В экологическом плане противоречивость христианства выражается в том, что в основе его мировоззренческой традиции лежит направленность на преобразование не только отдельного человека, но и всего окружающего мира. При таком подходе от христианина всегда требуется активная позиция, действие. Однако, нынешняя экологическая ситуация требует осуществлять свое владычество над природой «мудро и с любовью». С учетом этого необходимо, чтобы основанные на Библии христианские ценности, воспитывая человека как личность, могли играть важную роль в формировании экологического сознания.

7. Анализ различных направлений религиозно-философской мысли христианства позволил показать, как мировоззренческие установки индустриальной эпохи, подкрепленные постулатами иудаизма и христианства о роли человека как «покорителя» природы, в значительной степени способствовали выработке хищнического отношения к природе. В то же время, такой анализ позволяет выявить наиболее рациональные элементы, которые несет в себе библейская традиция для формирования экологической этики.

8. Именно человек, вооруженный новейшей технологией, но лишенный, согласно иудаизму, нравственных ориентиров, принимает активное участие в разрушении природной среды. Так как духовность играет важную роль в иудаизме, то заложенные в нем этические принципы должны помочь формированию экологически ориентированной личности.

9. В мусульманском мире важнейшим фактором, определяющим отношение человека к природе, является религия. Экологическое содержание исламских источников преимущественно носит характер религиозно-нравственных установок. Эти установки должны стать главным экологическим ориентиром на пути к достижению устойчивого развития общества. Основанные на исламе ценности, выполняя важные мировоззренческие и социальные функции, могут сыграть заметную роль в становлении новой экологической культуры. Религиозно-философская мысль современного мусульманского Востока видит выход из экологического кризиса в создании, под эгидой ислама, новой нравственной атмосферы.

10. В поисках духовного обоснования современной экологической культуры люди все чаще стали обращаться к буддизму, индуизму и т.д. В этих религиозных учениях красной нитью проходит идея о единстве и самоценности всего живого, целостном характере мироздания. Именно в этих религиозно-философских традициях заложен культ бережного и разумного отношения ко всему живому. Без системы этических ценностей этих религий, учитывающих современные экологические реалии, трудно изменить направление экономического развития, совместив его с сохранением естественной среды обитания людей.

Теоретическая и практическая значимость работы.

Результаты проведенного исследования позволяют дополнить методологическую и теоретическую разработку религиозно-этических основ экологии.

Теоретические положения и выводы диссертации помогут лучшему пониманию духовно-нравственных причин экологического кризиса. Наконец, анализ и обобщения, сделанные в диссертации, могут быть использованы для дальнейшего, более глубокого исследования экологических аспектов общественного сознания в различных религиозно-философских системах.

Практическая значимость заключается в том, что материалы диссертации используются при чтении спецкурса «Экология и религия» на экологическом факультете Дагестанского государственного университета. Их можно использовать также в курсах лекций по этике (в частности экологической этике), в лекциях по истории естествознания, истории религии, культурологии.

22

Результаты работы могут быть использованы при выработке теоретических основ экологического образования.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Алилова, Калимат Мухтаровна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Анализ, проведенный в диссертационном исследовании религиозно-философских концепций и посвященный этическим аспектам экологической проблемы, позволяет сделать ряд практических выводов для планомерных и согласованных действий образовательных учреждений и средств массовой информации в трудном и противоречивом процессе совершенствования взаимоотношений человека с окружающей средой.

Чем более мощными средствами воздействия на природную среду обладает общество, тем в большей степени нарастает важность формирования экологического сознания, что напрямую связано с переменами в духовной сфере. Экологический кризис в значительной мере становится проблемой воспитания и этики, поскольку от врутреннего мира отдельного индивида зависит уровень воздействия общества на природу.

Ухудшающаяся экологическая ситуация вызвала в обществе напряженные нравственные искания, приведшие к определению предмета экологической этики, сущности экологического сознания и ряда духовно-нравственных понятий в рамках концепции устойчивого развития. В этом смысле особую значимость приобретает фактор общественного сознания. Следовательно, формирование экологического сознания выступает как важная закономерность развития общества, немаловажная роль по утверждению которого, принадлежит философии. «Сейчас философия должна выполнять свою главную функцию, она обязана искать мировоззрение, способное спасти от гибели людей, для которых дороги ценности, выходящие за рамки удовлетворения животных потребностей».1

Данные социологических исследований подтвердили необходимость перестройки сознания людей, в том числе и за счет возможностей, которые несут в себе экологические ценности мировых религий.

Религиозное видение глобальных проблем, опора на духовно-нравственные ценности, может способствовать, на наш взгляд, выработке социально целесообразных норм взаимоотношений человека с окружающей средой.

Вместе с тем( признание государством исповедуемых значительным большинством граждан религиозных ценностей и мотиваций, вовсе не предполагает наполнение деятельности государства религиозным содержанием.

Форма и функции государственных органов остаются светскими. В этом случае создаются условия для реализации предложенной выдающимся католическим мыслителем Ж.Маритеном формулы: «Светсткое государство, принявшее христианскую форму жизни»1 и соблюдения фундаментального принципа отделения церкви от государства.

В связи с этим представляется необходимым использовать экологические идеи, заложенные в религиозных учениях, используя при этом различные формы сотрудничества государства с религиозными организациями. Речь здесь может идти о государственной поддержке просветительской, природоохранной, воспитательной и других форм деятельности религиознах объединений.

Современная экологическая ситуация, основной характеристикой которой является экологический кризис, по сути своего цивилизационного происхождения порождена всем ходом цивилизационного развития человечества. На развитие и особенности цивилизации влияло содержание религиозных и философских форм общественного сознания, а также

1 Филиппов Б. Церковь в современном демократическом обществе. //История, №28,1999,с.6. использование их в качестве важнейших средств овладения всеми другими ценностями общества. Христиансткая, по сути западная цивилизация, развивалась под меньшим воздействием культурных структур и единоначалия. Она более активно менялась под влиянием науки, искусства, политики. Два формообразующих идеала западной традиции - идеал рыцаря и идеал святого-нацелены на преобразование, развитие. Специфической чертой христианской нравственности является ее активный характер, направленность на преобразование не только отдельной личности, но и всего окружающего социума. Все это предполагает формирование в общественном мнении того, что истоки современного экологического кризиса обнаруживаются в логике развития фундаментальных основ западной цивилизации - ее технико-технологического базиса. Следовательно, соответствующим образом должны быть ориентированы и поиски путей и средств выхода из этой ситуации. Исходя из этого, современная христианская религиозно-философская мысль сосредоточила свои усилия на разработке теоретических проблем, связанных с моральным и духовным обновлением, считая, что выход из возникшей экологической ситуации находится внутри, а не вне человеческого существа.

Экологические проблемы мусульманских стран сходны с проблемами других стран мира. В отличие от других религий ислам не имеет разделения светских и духовных функций и повсюду способствует сохранению неразделимости религии и государства, политики, морали, правовых норм, экономики и социальных проблем, образа жизни. Естественно, рассматривая экологические вопросы в рамках исламских традиций как религиозную проблему, можно привлечь массу верующих мусульман в движение защиты природы и мира в целом от экологической катастрофы в огромном регионе проживания мусульман.

Исследуя опыт мусульманского возрождения на всем постсоветском пространстве, можно заметить, что происходит некоторая десакрализация религии. Нет почти ни одной социально значимой области, где ислам не выступает как самостоятельная сила - его уважают, его используют, но им фактически не руководствуются. Господствует номинальный ислам, при котором формы в цене, но ценности забыты (не восстановлены). В этих обстоятельствах секулярные тенденции, видимо, будут преобладать и в дальнейшем. В силу множества причин люди здесь больше ориентированы на повседневные материальные объекты. Ислам пока еще не стал смыслообразующим основанием национального бытия. В этом смысле пропаганды экологических ценностей ислама имеет свою специфическую направленность. Исходя из этого, средствам массовой информации необходимо содействовать преодолению в сознании тех, чьи убеждения формировались вне религиозных традиций, предубеждений об исключительно фантастическом, иллюзорном характере исламской морали, отказаться от пропаганды, противоречащих реальности взглядов о несовместимости норм религиозной и светской морали, превносящих во взаимоотношения людей, резко относящихся к религии, элемент отчуждения.

Религиозное сознание людей во многом развивалось в направлении познания мира и его законов, приемов их практического использования. В буддизме и индуизме человек обожествляет природу, а боги учат людей, как жить между собой и природой в гармонии.

Современные реальности нашей жизни таковы, что они ставят каждого человека перед необходимостью постижения принципов нового мышления. При этом мы не делаем попытки представить религию «спасителем» общества, наиболее действенным фактором нравственного возрождения общества. На наш взгляд, экологическая идеология вообще не замыкается в рамках взаимодействия человека с природой, а вбирает в себя все основные проблемы человеческого существования. Не может быть мира и согласия человека с природой без согласия в обществе и мира в душе, без того, чтобы экономические отношения стали человечными в высшем смысле этого слова. Портому мы ратуем за воспитание у человека «экологического сознания», включающеего в себя не только отношение к природе, но и к обществу в целом, друг к другу, знанию, труду, т.е. за справедливость, трудолюбие, честность и т.д.

Эти надежные, вечные моральные ценности может, вероятно, выдвинуть религия, поскольку они отражают не преходящие ценности «грешного» земного существования, а высшую, божественную мудрость. И до тех пор, пока эти убеждения сохраняют свою силу, всякая попытка построить моральную систему вне религиозной основы, обречена на провал. Поэтому разработка духовно - нравственных основ экологии приобретает особое значение. Тем более, что сегодня уже не только церковные, но и многие светские авторы не без основания уверяют, что именно религия способна указать путь к духовному и нравственному возрождению.1

На протяжении длительного времени охрана окружающей среды строилась на базе эмпирических представлений или ограниченных знаний о природе, а применяемые меры были направлены на сохранение отдельных популяций, биоценозов или ландшафтов. Сегодня речь идет о биосфере. С учетом того, что именно религия в прямой или косвенной форме оказывает существенное воздействие на хозяйственную деятельность людей, формирует определенный характер отношений с окружающим миром, современное теоретическое естествознание должно заново осмыслить проблему человека и его роль в биосфере и во Вселенной. На наш взгляд, объединив усилия, естествознание и религия сумеют добиться того, чтобы вопрос о сохранении жизни на Земле стал приоритетным для мирового сообщества и чтобы мировая культура обрела « духовную точку единения».

Есть конфессии, чьи приверженцы добиваются лучших экономических результатов, но отсюда не следует, что их вера хуже других в экологическом

Пищик Ю. Религия в системе культуры. //Свободная мысль, 1994, № 1, с. 112. плане. Ганди, великий миротворец, считал «Бхагават гиту» пособием по ненасилию, но убивший его брамин перед тем, как совершить свое страшное деяние, читал для вдохновения как раз «Бхагават гиту».1 Религии как и культуры, также должны научиться сосуществовать друг с другом. Важнейшая цель диалога конфессиий - способствовать формированию экологической этики, представлению о человеке как части природы и невозможности выживания человечества без сохранения созданной Творцом Природы.

Близость подходов, наблюдаемых в отношении к вопросу о природе в рассматриваемых нами религиозно - философских концепциях, позволяет надеяться на сближение духовных культур между народами и создает новые возможности для осмысления экологической ситуации.

Проведенное нами исследование позволяет сделать следующие выводы и предложения: самое главное - это формирование в обществе экологического сознания; придавая определенное значение общечеловеческим ценностям и культурно-историческому универсализму, необходимо способствовать становлению экологического сознания как решающему фактору устойчивого развития; расширять и укреплять взаимовыгодные связи между различными конфессиями и учеными для решения экологических проблем; содействовать созданию в средствах массовой информации постоянной программы по проблемам духовного и экологического воспитания и образования;

1 Толстых В. Диалог культур в глобальном мире. // Свободная мысль, 1998, №8, с. 127. необходимо найти во всех имеющихся религиозно-философских доктринах нечто общее и взаимосогласующееся, что позволило бы определить универсально приемлемые и взаимосогласующиеся цели и ценности для всего мирового сообщества во имя достижения экологической стабильности; если человечество хочет избежать экологических катастроф, то оно должно выработать новую парадигму прогресса, основанную на самоограничении, изменении типов производства в сторону уменьшения его роста; глобальная ситуация требует понимания диалектики перехода человечества к формам социально-исторического бытия, связанного с ростом значимости таких идей, которые позволяют человеку судить о своем собственном бытии с позиции адекватных экологических критериев; первое требование, которое вытекает из современной экологической ситуации, - это подчинение всех действий человека сохранению окружающей природы. Для этого придется централизованно решать проблемы экологии, рассматривая планету как единое целое; поскольку мир находится на грани гибели, в первую очередь, должны быть приостановлены самые губительные и безнравственные для человека действия. Категорически запретить любые эксперименты с человеческими генами и на человеческом зародыше; обратиться к руководителям религиозных конфессий с просьбой принять участие в разработке религиозной программы и учебных пособий по духовно -нравственному развитию с использованием уже имеющихся в конфессиях опыта и материалов по экологическому воспитанию; обратиться к правительственным органам с просьбой оказать помощь в скорейшей разработке программы, методических пособий по духовно -нравственному воспитанию детей и взрослых и включению их в учебные программы дошкольных и всех учебных заведений, а также занятий для экологических служб и административных и хозяйственных работников;

292 необходимо развивать экологическое движение, т.к. именно движение - это новые взаимоотношения человека с миром; особое место в решении экологических проблем должна занять международная солидарность в этом вопросе, особенно в отношениях развивающихся стран с промышленно - развитыми, во избежание повторения уже допущенных ошибок; человек должен ответственно осознать, что все негативные последствия научно - технического прогресса и, прежде всего, экологическая катастрофа, перед которой оказалось человечество, - это результат деятельности самих людей, их бездумно - хищнического отношения к природе и среде своего обитания; только в духовном возрождении находится ключ к решению экологических проблем: к восстановлению и сохранению экологического равновесия природы и здоровья человека, а также всего общества.

Список литературы диссертационного исследования доктор философских наук Алилова, Калимат Мухтаровна, 2001 год

1. Бхагават Гита. Врактиведанта «Бук Траст», 1986, 832.

2. Всемирная конференция. Религиозные деятели за спасение священного дара жизни от ядерной катастрофы. Москва, 10-14 мая 1982 года. Издание Московской патриархии. М., 1983, 105.

3. Коран. Пер. Пороховой В. Перевод смыслов и комментарии. Дамаск Москва, , .1995, 815. Коран. Пер. Крачковского И.Ю. М.,1986, [493].

4. Абаев Н. В. Чань буддизм и культурно - психологические традиции в современном Китае. Новосиб., 1989, 271.

5. Абашидзе А. X. , Копылов М.Н. Ислам и международное гуманитарное право, j //Новое политическое мышление и международное право. М., 254. Абдуллаев Г. Б., Исмаилов А. Ш., Магомедов А. М. Естествознание против идеализма и религии. Махачкала, 1982, [212].

6. Абдурахманов Г.М., Раджабов У.А. Экология от биологической к социальной. Махачкала, 1998, 180.

7. Абдурахманов Г.М.,Раджабов У.А. Глобальный эволюционизм и эволюция идей охраны природы. Махачкала, 1998, 271. .

8. Абдурахманов Г.М., Урсул А.Д., Мамедов Н.М. Социальная философия. Махачкала, 1998, в 2-х частях.

9. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977, 320. ' Авшалумова JI. X., Вагабов М. В. История религий. Курс лекций. Махачкала, 1996, [271].

10. Агаджанян H.A., Трошин В. И. Экология человека. М., 1994, 245. Аль Газали Абу Хамидю Йиха улум ад-дии (Воскрешение наук о вере). Пер. с ; арабск. В.В. Наумова. 1980, [267].

11. Аль Кардави Ю. Халал и харам в исламе. Махачкала, 1992, 127. : Аль - Фанджари М. Ш. Ознакомление с исламской экономикой. Каир, 1989, [78]. ( на арабе, яз.).

12. Александрова Р.И., Смольянов A.B. Экология и мораль. М., 1981, 162.

13. Аль Аля Аль Маудуди. Основы ислама. М., 1993, 125.

14. Андросов В.П. Буддизм: религия и философия. М., 1985, 245.

15. Атфилд Р. Этика экологической ответственности. //Глобальные проблемы иобщечеловеческие ценности. М., 1990, 495.

16. Белл Д. От священного к светскому. //Религия и общество. М., 1994, в 2-х частях. ! Белла Р. Основные этапы эволюции религии в истории общества. //Религия и ! общество. М., 1994,4.11, 127- 134. Барулин B.C. Социальная философия. М., 1999, [558].

17. Бергер П. Религиозный опыт и традиция. //Религия и общество. М.,1994, в 2-х ч. Бердяев H.A. Новое Средневековье. М., 1990, 225. Бертилье А.Е. Суфизм.//Философский словарь. М., 1989, [637].

18. Бессонов Б.Н. Цивилизация и экология. //Экология и религия. М., 1994, 14-22. БлиноваЛ.Н., Одногулова И.Л. Новое тысяселетие: духовные начала цивилизации и образования. //Христианство и культура. К 2000-летию христианства. Астрахань, 2000, [165-168].

19. Бог человек - общество. Под ред. Степаньянц М.Т. М., 1993, 224. .

20. Боги, брахманы, люди. М., 1969, 415.

21. Ван Янмин цюаньци. ПСС, т.111, Шанхай, 1936, 563.

22. Васильев Л.С. История религий Востока. М., 1983, 366.

23. Васильев Л. С. История Востока. В 2-х томах, 1993.i

24. Введение в культурологию. М., 1996, 324.

25. Вебер М. Религия и социальный статус. //Религия и общество. М., 1994, ч.1, 167 197.

26. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990, 805.

27. Вернадский В.И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. М., 1965, 669.

28. Взаимодействие общества и природы. М., 1986, 348. Вернадский В.И. Биохимические очерки. М., 1940, [356].

29. Гараджа В.И. Мировоззрение и культура. //Христианство и культура. К 2000jлетию христианства. Астрахань, 2000, 5-6.i

30. Делокаров К.Х. Русская религиозная философия и кризис современной цивилизации. // Экология и религия. М.,1994, 113-126. Дидат А. Коран это чудо из чудес. Дурбан, 1993, [61].

31. Дмитриева Л. Экологический фонд человечества и религиозные институты. //Экология и религия. М., 1994, 359-361.

32. Дзэн-Буддизм. Дайсаку Судзуки. Основы Дзэн-Буддизма. Сэеда Кацуки. Практика Дзэн. Бишкек, 1993, 312. I Егоров В. Философия культуры в современной России. //Свободная мысль, № 12, ! 2000, [4- 15].

33. Ермолаев A.C. Народная сельскохозяйственная мудрость в пословицах, поговорках. С Петербург, 1901, т. 1, 530.

34. Еремеев Д.Е. Ислам: Образ жизни и стиль мышления. М., 1990, 286. Гачев Г. Национальные образы мира. М., 1988, [430]. Гегель. Соч. Т. 9. Л., 1932.

35. Гауги Г.Религия сикхов.// Пер. Полонской H.H. Нечипуренко В.Н. Феникс, Аризона, 1997, 345.

36. Гильдебранд У. Вселенная указатель на существование Бога? Изд. Берник,1991, 31.

37. Гирусов Э.В. От экологического знания к экологическому сознанию. //Взаимодействие природы и общества. М., 1986, 144-159. : Глазачев С.Н., Козлова О.Н. Экологическая культура. М., 1998, [205].1.■

38. Гласхауэр У. Дж. Как возник наш мир. М., 1994, 104.

39. Горелик М. Иудаизм и история еврейского народа. //История, 1996, №36, 6 -12. Горелов A.A. Философия и решение экологической проблемы. //Взаимодействие общества и природы. М., 1986, [163-171].j

40. Гусева Н.Р. Индуизм. История формирования. М., 1977, 327.

41. Дуглас У.О. Трехсотлетняя война. Хроника экологического бедствия. М., 1975,239.

42. Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка. М., 1991, 214. 1 Зомбарт В. Этюды по истории духовного развития современного человека. М., ! 1924, [220].

43. Ибн Сина. Указания и наставления. Избранные философские произведения. М., 1980, 372.

44. Инэда К. Экологическая проблематика в буддизме.//Глобальные проблемы и : общечеловеческие ценности. М., 1990, 289-307. История и теория атеизма. М., 1974, [356].

45. Карпинская P.C., Лисеев И.К.,Огурцов А.П. Философия природы: I коэволюционная стратегия. М., 1995, 267. Камю А. Бунтующий человек. М., 1990, [414].

46. Кобзев А.И. Ван Янмин и чань буддизм. // Философские вопросы буддизма. Новосиб, 1984, 352.

47. Магидов С.Х. Введение в морибулогию. Махачкала, 1997, 181.

48. Мельников Е. Вера и экология. // Экология и религия. М., 1994, 43-51.

49. Мень А. История религий. Пути христианства. М., 1999, 223.

50. Мировоззрение талмудистов. Свод религиозно нравственных поучений. М.,1994, 672.i

51. Мохала Гаури Г.Религия сикхов. Пер. Полонская И.Н., Нечупуренко В.Н. Феникс, Аризона, 1997, 345.

52. Радионов B.B. Культура и духовно нравственное здоровье человека: проблемы и I реалии. // Экология и религия. М., 1994, 372-377. Радхакришнан С. Мои поиски истины. //Литман А.Д. Сарвепалли Радхакришнан. М, 1983, [298].

53. Радхакришнан С. Индийская философия. В 3 -х томах. М., 1993. I Реймо Ж. В чем смысл жизни ? N.Y., 1993, 135.

54. Роузенталь Ф. Торжество знания. Концепция знания в средневековом исламе. М., 1978, 372.

55. Рукни Мусави Лари С. Западная цивилизация глазами мусульманина. Баку, 1994, 156.

56. Рогозин П.И. Существует ли загробная жизнь ? М., 1990, 142.

57. Романова И.К. Сарвапалли Радхакришнан: философия «вечной религии» иклассический ведантизм. //История современной зарубежной философии. С.Пб.,130.135.

58. Ростовская М.Н. Наука, религия и экософия. // Экология и религия. М., 1994, ! 33-36.

59. Сагадеев A.B. Религия и философия в арабских странах //Философия и религия на зарубежном Востоке XX век. М., 1985, 272.

60. Сайид Ахмад-хан. Тахзиб уль-ахлак (Цивилизация). Т.2, Лахор, 1913, 256. Сафронова Е.С. Экологическая программа Д.Икэда. //Экология и религия М., 1994, [271-290].

61. Степаньянц М.Т. Лотос на ладонях. М., 1971, 142.

62. Степаньянц М.Т. Ислам в философской и общественной мысли зарубежного I Востока(XIX-XXв.в.). М., 1974, 189. Степаньянц М.Т. Религия Востока и современность. //Философия и религия на зарубежном Востоке. М., 1985, [272].

63. Уайтход А.И. Избранные работы по философии. М., 1990, 580. Ульрих Н. В. Нетрадиционная астрология. [188]. Фейербах Л. Избранные философские произведения. М., 1955. Феодор, епископ. Православие и экология. // Экология и религия. М., 1994, [3643].

64. Филипс Т. Проблемы экологии в свете объединения. // Экология и религия. М., I 1994, 252-262.

65. Фролова Е.А. Человек мир - Бог в Средневековой исламской культуре. // Бог -! человек - общество. М., 1993, 224.

66. Чепуров В.И. Экология духа русского народа. // Экология и религия. М., 1994, 306-311.

67. Шайдаева Г.М. Исламская этика. Махачкала, 2001, 112.

68. Шарден Т. де. Феномен человека. М., 1987, 215.

69. Шахнович М.И. Критика религиозных истолкований экологических проблем. М., 1985, 164.

70. Швейцер А. Упадок и возрождение культуры. М., 1993, 324.

71. Шишкина Е.А. Религия в свете глобальных перемен. //Христианство и культура.

72. К 2000 летию христианства. Астрахань, 2000, 275-279.

73. Шнирельман В.А. Доместикация животных и религия. //Исследования по общей этнографии. М., 1979, 12-34. , Шрейдер Ю. Утопия или устройство. //Глобальные проблемы и ; общечеловеческие ценности. М., 1990, [7-12].

74. Штайнзальц А. Роза о тринадцати лепестках. Иерусалим Москва - Рига, 1990, 115.

75. Фен Юлань. Синь юань дао. (По новому об изначальном пути). Шанхай, 1946, ; 376.

76. Эйнштейн А. Собрание научных трудов, т. 4, М., 1987, 664 .jв) Статьи в периодической печати.

77. Алексий 11, патриарх Московский и всея Руси. Не противостоять, а объединятьусилия. Встреча депутатского объединения «Российское согражданство» с

78. Алексием 11. //Русский вестник, 1992, № 49, 52, 2-15.

79. Амаду М.Б. О сути ислама. //Курьер ЮНЕСКО. 1981, №9-10, 2-10.

80. Антонов П. Второе заседание московского круглого стола по декларации земли. //1.«Зеленый мир», 1998, № 12, 8-21. «Ар Рисоля», январь 1997, [3-6]. « Ассалам», № 6 (44 ), [2-8].

81. Вебер М. Социальная психология мировых религий. // Религия и общество. М., 1994, в 2-х частях.

82. Ветелев А. Поучение в неделю третью по Пятидесятнице.// Журнал Московской патриархии. 1967, № 7, 12-23.

83. Ветелев А. Царство Божие. // Богословские труды, 1975, № 14, 65-73. : Виленский А. Японские парадоксы. // Вопросы экономики, 1993, №8, [126-134]. Ганди М. Моя вера в ненасилие. // Вопросы философии. 1992, № 3, [64-68].

84. Гранин Ю. Власть и экологическое сознание. // Свободная мысль, 1994, № 2 4, 40-49.

85. Глазачев С.Н. Ценности экологической культуры устойчивому развитию. //«Зеленый мир», 1998, № 9, 2-7.

86. Глазачев С. Н. Сохранить ценности экологической культуры. // «Зеленый мир», 1998, № 13, 3-10.

87. Глушкова Н. Коровы индийские и прочие.// Журнал Азия и Африка сегодня, ! 1997, № 1, 69-76.

88. Канторович Я. Процессы против животных в Средние века. //Северный вестник. С.Пб, 1994, 57-67. : Карлович А. Язычество как мировозрение. //История, 1998, № 35, [5-11]. | Кефели И. Ф. Судьбы культуры XX века.// Соц. политич. журнал, 1996, № 5, [77-• 92].

89. Козиков И. А. В.И. Вернадский: ноосфера и россиская цивилизация. // Соц. -политич. журнал, 1995, № 4, 43-61.

90. Козлов В.И. Исторические аспекты этносоциальной экологии. | //Этнографическоне обозрение. 1994, № 1, 41-49. Коломейцев В. Раймон Арон: философия истории. //Свободная мысль,1995, №8, [100-109].

91. Кулаков А.Е. Мудрец из рода Шакья. //История, 1997, № 34, 5-12. | Кумок Я. Черное солнце Колгелет. Год за годом. //Литерат. ежегодник. 1988, № 4, [15-32].

92. Мирзоян Н.В. Хексле. Философия и экология. // Вестник РАН, т. 64, 175-179. Моисеев H.H. Стратегия выживания человечества. // Вестник РАН, 1996, т. 66, № 2, [143-147].

93. Моисеев H.H. Нравственность и феномен эволюции. Экологический императив и этика XXI века. // Общественные науки и современность, 1994, № 6, 105-132. Моисеев H.H. Революция или стагнация. // Свободная мысль, 1998, №9 12, [5 -j 20].

94. Моисеев H.H. На пути к нравственному императиву. // Экология и жизнь, 1998, № 1, 4-10.

95. Мчедлов М. Терпимость свойство культуры, путь к гражданскому согласию, i //Свободная мысль, 1994, №5, 59-69. Нурпеисова Ш. «. Вновь становится Востоком». //Свободная мысль, 1995, № 3, [87-98].

96. Ольтециан И. Андре Ропер о революциях: успехи и неудачи радикальных | преобразований.// История, 1997, № 23, 5-9.

97. Овсянников А. Россия на перепутье. // Зеленый мир, 1997, № 19, 7-9.

98. Плимак Е. Главная альтернатива современности. //Свободная мысль, 1996, № 4, 42-52.

99. Пищик Ю. Религия в системе культуры. //Свободная мысль, 1994, № 1, 108-114. ^ Попов Ю. Христиане, марксисты и либералы. //Свободная мысль, 1994, №7-8, [93 ! 104].

100. Померанц Г. Испытание мраком и светом. //Наука и религия. 1993, № 3, 6-18. Рыбаков О.Ю. Человек экологическая проблема. //Соц. - политич. журнал, 1996, ' № 2, [200-208].

101. Самарская Е. Индустриальное общество перед лицом перемен. //Свободная мысль, 1997, №2, 72-83 .

102. Суперфин Л. Религия в индустриальном и постиндустриальном мире (Тенденции ! западного опыта). // Вопросы экономики. 1993, № 8, 32 -43. ! Тань Е. Китайская традиционная культура и модернизация. //Вопросы экономики, 1994, №7, [139-145].

103. Толстых В. Диалог культур в глобальном мире. // Свободная мысль, 1998, №8, 119-128.

104. Урсул А.Д. Ноосферная модель науки и образования XXI века. //Соц. политич. журнал, 1996, № 4, 68-78.

105. Фесенкова Л.В. //Гусев М.В. «От антропоцентризма к биоцентризму». Вестник МГУ (сер. Философии), 1992, №5, 74-78. I Финкелстайн Л. Еврейская религия: верования и практика. //Азия и АфрикаIсегодня. 1995, №№ 2,3,4,5.

106. Филиппов Б. Церковь в современном демократическом обществе. //История, 1999, №28,/5-9/.

107. Фролов И.Т. Гуманитарные проблемы экологии. //Правда, 1991, 5 июня, 4. Фромм Э. Психоанализ и дзен буддизм. //Философия и социологическая мысль. 1992, №3, [112-140].

108. Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций. //Преподавание истории в школе, 1995, № 5, 72-78.

109. Хрибар С.Ф. Библия о взаимоотношениях человека с природой и Богом, i //Экология и жизнь, 1998, № 1, 11 -15. Чепуров В.И. Экология духа руссокого народа. //Экология и религия. М., 1994, [306-311].

110. Абакарова H.A. Переоценка роли религии. Автореферат дисс. на соиск. степ.j1.канд. филос. наук. Ташкент, 1999, 17. i ' Алмаев Т.Н. Экологические аспекты религиозного сознания. Дисс. на соиск. степ.канд. филос. наук. Казань, 2000, 195.

111. Беркут В.П. Экология как новая парадигма мышления: социально-философскиеаспекты. Дисс. на соиск. степ. канд. филос. наук. М., 1996,189.

112. Буровский A.M. Возникновение и проблематика антропоэкологии. Дисс. насоиск. степ. канд. филос. наук. Красноярск, 1996, 181.

113. Вальковская В.В. Экологическое сознание как самосознание цивилизации. Дисс. на соиск. степ. докт. филос. наук. М., 2000, 312. I Девятова C.B. Современное христианство. Дисс. на соиск. степ. канд. филос. наук. М., 1993, [179].

114. Игнатовская Н. Б. Ценностное отношение человека и общества к природе. Дисс. на соиск. степ. докт. филос. наук. М., 1983, 324.

115. M Крайнов A.JI. Экологическое сознание: сущность и социально-исторические феномены. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. филос. наук. Саратов, 2001, 17.

116. Мансуров А.Н. Влияние ислама на духовную культуру народов. Автореф. дисс. на I соиск. степ. канд. филос. наук. Ташкент, 1992, 24.I

117. Мирзаахмедов A.M. Ислам и урбанизация. Автореф. дисс. на соиск. степ. канд. 1 филос. наук. Ташкент, 1991,20. Нечупуренко В.И. Эсхотологические мифы. Автореф. дисс. на соиск. степ. канд. филос. наук. Ростов-на-Дону, 1997, [22].

118. Чигринская Л.Ф. Критика православной интерпретации экологических проблем вi

119. I прошлом и настоящем. Дисс. на соиск. степ. канд. филос. наук. Л., 1982, 202. ! Шауки А. Исламская концепция международного экологического права. Дисс. на соиск. степ. канд. филос. наук. М., 1997, [180].д) Литература на иностранном языке.

120. Barr J. Man and Nature : the Ecological Controversy and the Old Testament . In : j I Ecology and Religion in History, N. Y., 1974, 55 75. 4! Black J. Mans Dominion. Edinburgh Univ. Press, 1970, [148]. Buddahadasa B. No religion. Bangkok, 1969, [247].

121. Coldwell L. In defense of Earth. Bloomington, 1972, 230. ! Cox H.G. The Secular City. Secularization and Urbanization in Theological Perspective. N. Y., 1965, [22 65]. Faith and Science in Unjust World? Vol. 1, [198].

122. Huizinga J. Incertitudes . Essai de diagnostic du mal dont souffre notre temps. Preface de G. Marcel. P., 1930, cap.l 11.

123. Mc Harg I. L. Desigh with. Nature. N. Y., Doubleday, 1969, 127.

124. Tilch P.,Афанасьев Э., Калхоун H. Христианская этика и православные христианев деловой жизни России. // Вопросы экономики, 1993, №8, с.110 109-112.i

125. The Muslim World League Jornal. Makkah. 1986, v. 14, № 3, 12 29. i Toynbee A. J. The religion background of the environmental crisis. In : Ecological and Religion in History, N. Y. 1974, [146].

126. Nasr S.H. Science and civilization in Islam. Harvard University Press.Cambridge, Massachusetts, 1968, 234.

127. Nasr S. H. Man and Nature .The spiritual crisis of Modern Man. London, 1976, 2995.

128. Nasr S.H. Knowledge find Sacred.The Gifford Lecture, 1981,261. I NisbetR. The History of the Idea of Progress. N.Y. 1980, [356]. 1 Passmor J. The Treatment of Animals. «Journ. Of the History of Idens», 1975, v. 36, № 2, [29-39].

129. Passmor J. Man' s Responsibility for Nature. Ecological Problems and Traditions. Duckworth, 1974, 229.

130. Peccei A., Ikeda D. Before it is too late , Tokio. 1985, 256. Rathanavali. 1,4-5.-D.Ticci.Opera Minora, 1971, [322].

131. Siddiki M. An Islamic Apporoach to Economics.- «At Tauhid, Tehran, 1987, vol. 4, №2, 45-56.

132. Seyfarth R. M., Cheney D.L., Marler P. Monkey responses to three different alarm calls : evidence of predator classification and a semantic communication, Science, 1980, 203.

133. The Muslim World Lengue Jurnal" Makkah, 1986, vol. 14,№3, 34. i Toynbee A. J. The religion background of the enviromental crisis. In: Ecological and Religion in History, N. Y. 1974, [45-56]. Weber M. The Sociology of Religion. L.,1965, [289].312

134. White L. The Historical roots of our ecological crisis. In : Ecology and religion in history. N. Y., 1974, 23-68.

135. Vivekananda S. The Complete Works of Swami Vivekananda. Calcutta, 1948, vol.5, 299.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.