Социологический анализ городской среды и формирование экологической культуры человека тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.06, кандидат социологических наук Ангелова, Елена Валерьевна

  • Ангелова, Елена Валерьевна
  • кандидат социологических науккандидат социологических наук
  • 1998, Мичуринск
  • Специальность ВАК РФ22.00.06
  • Количество страниц 204
Ангелова, Елена Валерьевна. Социологический анализ городской среды и формирование экологической культуры человека: дис. кандидат социологических наук: 22.00.06 - Социология культуры, духовной жизни. Мичуринск. 1998. 204 с.

Оглавление диссертации кандидат социологических наук Ангелова, Елена Валерьевна

1.СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ.

1.1 .ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ГОРОДОВ ЦЕНТРАЛЬНО-ЧЕРНОЗЕМНОГО

РАЙОНА.

1.2.ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ, СОЗНАНИЕ

И КУЛЬТУРА ГОРОЖАН,,.,.,.,,.,,.,.,.

1.3.СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ОПТИМУМ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ.

2.ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕЛОВЕКА.

2.1. ЦЕЛ И И ЗАДАЧИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

2.2.СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ

ПОРЕСУРСНОГО И ЭКОСИСТЕМНОГО ПОДХОДОВ ИЗ

ЛОЖЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ. ос

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социологический анализ городской среды и формирование экологической культуры человека»

Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время существует необходимость в изучении тенденций социально-экологического развития городской среды обитания населения, в разработке мер но повышению уровня экологического сознания и культуры горожан и поиска путей активного включения их в процесс оптимизации городской среды, в выработке научных и практических рекомендаций по оптимизации экологических условий жизни населения в городской среде обитания.

Современный этап развития цивилизации можно охарактеризовать как кризисный, ставящий перед человечеством многочисленные глобальные проблемы, которые при дальнейшем обострении несут реальную угрозу мировому сообществу. Ег о будущее зависит от того, насколько успешно и последовательно в интересах людей и природы будут решаться важные вопросы их жизнедеятельности. Вопросы урбанизации занимают среди них не последнее место и вызывают повышенный интерес общественности, ученых, специалистов.

По мнению многих исследователей, города, представляющие сложную социопрнродную систему, в настоящее время находятся на такой грани развития, на которой они могут развиваться по-прежнему ,толысо "наступая" на человека и природу. В соответствующих прогнозах предполагается, что к 2000 году около 50 % населения мира будет жить в городах.

В современных условиях города, городские агломерации являются местом расселения, в основном, всех социальных групп людей.

Экологические проблемы города являются комплексными, многоплановыми, имеют различную степень остроты, также как и формы, методы их решения в различных регионах. В этой связи актуальными представляются вопросы исследования экологического мировоззрения и сознания, экологической культуры горожан, оптимизации городской среды и др.

Анализируя работы, проводимые с целью изучения экологических проблем города, нами не было встречено четкого определения города.

Исходя из определения, данного К Линчем, можно говорить, что "город - иолифункциональная, подвижная организация, вместилище множества функций, осуществляемых множеством участков с различной скоростью" (84. С.7|.

Мы придерживаемся мнения В Л.Глазычева, утверждающего что город обычно рассматривается как " !) средоточие движущих сил истории в рамках историко-экономического, историко-политического, историко-культурного исследования; 2) сложный общественный организм в рамках социологических исследований;

3) узел системы расселения в рамках географических исследований;

4) автономная экосистема или элемент объемлющий экосистему в биоэкологических исследованиях; 5) объект проектирования, планирования, формирования и регулирования в теории деятельности и теории организации" [39. С.24].

Состояние изученности исследуемой проблемы.

Один из основных подходов к изучению жизни городов сформировался в Чикагском университете в 20-е годы. Он основывался на социально-экологических исследованиях. Процессы переселения населения, происходящие в городах, описывают Парк, Бургесс в работе "The city"[l80J. Даваемый в этой работе анализ помогает объяснить и понять причины переселения групп людей разного достатка, представителей этнических групп в разные районы города. Согласно гипотезе концентрических зон. предложенной Эрнестом Бургесом, развитие города сопровождается формированием концентрических зон: центрального делового района, смешанной зоны, рабочего района, жилой зоны представителей среднего класса, привилегированной зоны, сельскохозяйственных районов, расположенных вблизи города, районов удаленных от города [170]. Среди недостатков, которые присущи этой гипотезе является то, что она не полно объясняет основные формы развития города. Дасманн в работе "Environmental conservation" рассматривает влияние шума на жителей городов [173].

Маркс, Дюркгейм, Вебер. Вирт исследовали вопросы влияния размера территории городов, плотности и гетерогенности населения на формирование мировосприятия жителей городов [127. С.267].

Воздействие окружающей среды города на личную жизнь людей обосновывает в своей теории субкультуры Клед Фишер [127. С.261].

Одним из важных аспектов урбоэкологии является распределение населения и отношение между различными социальными слоями. Решению данной проблемы способствует теория централизации, предложенная Вальтером Кристаллером [127. С.256].

Урбоэкологию изучают философы, градостроители, экологи, биологи, медики; вопросы развития транспорта крупных городов рассматриваются учеными :3.И.Александровской,Я.В. Медведевым,А.Г. Богачевым [4],-В.И. Смирновым,В-С. Кожевниковым,Г.М. Гавриловым [128].

Город можно сравнить с единым сложно устроенным организмом, который активно обменивается веществом и энергией с окружающими его природными и сельскохозяйственными территориальными комплексами и другими городами. "Важно отметить, что город можно разделить на две активные подсистемы: 1) территориальная общность людей (все горожане), которая составляет неотъемлемую часть города и является смыслом его существования; 2) все материальные объекты, которые составляют как бы "раковину" для всех жителе ¿Г* [ill. С. 147].

Городскую среду и ее восприятие человеком рассматривают

B.П.Казначеев, А.В.Баранов [144. С.17], Б.Б.Прохоров [111, 112, 113, 114], В.В.Владимиров [144. С.ЗЗ], Г.З.Каганов [67], В.А.Филин [150], 10.А.Ведении [144. С.61], ИЛО.Филенков [145. С.61]. Биологию городских популяций изучают В.П.Алексеев [144. С.70], О.Л.Курбатова [145. С.77], АЛ.Пурунджан [145. С.86], Е.З.Година [145. С .92]. Б. А, Рев и ч [145. С.186], В.С.Вишаренко [145. С.198], А.А.Беккер, Г.И.Резиичеико [145. С.207], В.В.Алексашина [145.

C.217] рассматривают городскую среду и охрану здоровья горожан. Влияние городской среды на здоровье и социально-трудовой потенциал горожан анализируют Е.М.Андреев, В.А.Бирюков [145. С.159], Ю.К.Кор не ев [145, 167], В.И.Хаснулин [145. С.174], Ю.П.Гичев [145. С. 182].

Пейл Смслзср, рассматривая экологические проблемы городов, считает, что к ним относятся "заторы уличного движения, потребление энергии, загрязнение воздуха, утилизация отходов и вредное воздействие шума" [127. С.272]. Что, на наш взгляд, недостаточно при рассмотрении социально-экологических проблем города. Большую значимость в оценке городских ландшафтов имеют их особенности - открытые пространства, зелень, особенно оживленные пути, зрительный контраст. Роль образов окружения в городской жизни исследовалась в Бостоне, Джерси-сити и Лос-Анджелесе [84]. Известный специалист по проблемам теории зрительного восприятия города К Л и нч в своей работе "Образ города" [84] рассматривает комплекс социально-психологических, психологических, социальных проблем архитектурно-градостроительной науки. Дает классификацию элементов облика города (границы, район и др.), приводит их характеристику и раскрывает особенности взаимодействия городских структур при зрительном восприятии.

В работе Х.А. Джувеликян [54] изложены результаты многолетних исследований по изучению степени загрязнения атмосферного воздуха, почвенного покрова и водоемов солями тяжелых металлов (ТМ), канцерогенами и другими токсикантами.

В работе Т.В.Бочкаревой "Экологический "джин" урбанизации" [23] предпринята попытка на примере США проанализировать экологические проблемы поселений, их осознание и решение во взаимосвязи с особенностями хода урбанизации и хозяйственного развития страны.

Интересна, на наш взгляд, работа Р.Э. Дэнлапа - "Взрослое население России: экологическое сознание" [60]. В ней опрошенным населением указываются в качестве детерминирующих следующие экологические факторы: промышленность (69 % опрошенных), технологии производства (63%), бездействие правительства (55%), нанесение ущерба природе каждым человеком в отдельности (54 %), недостаток экологических знаний (48 %). Но в этой градации нет виновных среди опрошенных, отсутствует конкретизация: виноваты все, но не я.

В статье Дж. В. Кауфмана и II. Кармона "Encoraging residential revitalisation: a method for the selection of target neibourhoods" [171] описан метод отбора населенных районов, которые оцениваются по ряду индексов, отражающих их состояние. Используется три основных индекса: привлекательность района для населения, индекс потенциала развития, индекс потребности в обновлении. Подобная методика была использована в г. Хайфе.

В ряде социологических исследований выяснялось отношение горожан к загрязнению городской среды, изучались некоторые социальные аспекты природоохранной и рекреационной деятельности горожан.

Так в работе М.Бранч "Проектирование городской среды" [24] содержится аналитический материал по различным источникам загрязнения воздуха, рассматриваются проблемы борьбы в США с шумом в городах и на транспорте.

В работе О.Н.Яннцкого "Экологическая перспектива города" приведен обстоятельный философский, социологический и историко-культурный анализ проблемы "город-природа" [166]. Особое внимание уделяется самоорганизации городской жизни, перспективе роста ее социально-воспроизводственного потенциала.

Социолог из Санкт-Петербурга А.В. Баранов в начале 80-х гг. изучал беспокоящие население факторы экологической обстановки в городе: уличный шум, загрязнение воды в реках и каналах, загрязнение воздуха [111]. Респонденты (% к общему числу опрошенных) показали в своем большинстве (49 %—76 %), что их мало беспокоят эти факторы экологической обстановки в городе. В среднем

8 % опрошенных считают эти явления очень серьезной проблемой, столь же великой, как и жилищная [111. С.164-175]. Что, на наш взгляд, является показателем низкого уровня экологического сознания опрошенных. В своем исследовании мы обратили внимание на степень экологического развития горожан.

В настоящее время предпринимаются попытки осмыслить знание о городе с позиций системного мышления, но предмет с трудом поддается осознанию, так как нет базиса для обощения знания о г ороде и нет понимания механизма его функционирования. Упускаются из виду состояние и динамика качества городской жизни [5].

По мнению Б .Б. Прохорова, при оценке степени экологической комфортности города целесообразно рассматривать "среди прочих такие характеристики уровня и качества жизни горожан, как степень их социального благополучия (бюджеты семей, жилье, использование сферы услуг, учеба детей, состояние здоровья, состояние медицинской помощи, социального обеспечения и т.д.); степень экологической безопасности и правовой защищенности, занятость и удовлетворенность своей работой (характером и сферой занятости, взаимоотношениями на работе, транспортной и пешеходной связью с местом работы и т.п.); наличие условий для полноценного отдыха и восстановления сил; степень полноты информационного обеспечения и обеспечения условий для преемственности культурных традиций и многие другие" [110. С.89-103].

Основными целями, ориентирами оптимизации планировочного развития города являются разработки программы обустройства заселяемых территорий, которые рассматриваются в работе Эл Гора "Земля на чаше весов" и состоят в следующем: а) способствовать защите исконного права человека на комфортную жизненную среду, оставляя при этом простор для творчества градостроителей и архитекторов профессионалов; б) способствовать расширению диапазона и возможностей индивидуального человеческого выбора, в то же время обеспечивая сохранность, а там, где требуется, и регенерацию историко-культурной специфики места, с одной стороны, и целостности его социально-пространственной организации с другой; в) способствовать повышению качества жизни горожан путем улучшения среды их жизнедеятельности, имея в виду не только природный и культурный ландшафт местности, но и все биосферные и социальные составляющие жизненной среды. Иными словами, речь идет о стимулировании как оздоровления локальных экологических и социально-воспроизводственных процессов, так и об обеспечении социально-культурной почвы для экономического процветания города" [4L С.9-37].

Заслуживает, в этой связи, внимания книга CJI. Каттер "Rating Places: A geographer's View on Quality of Life" [170], в которой проанализировано 140 работ американских авторов по оценке "качества жизни" и "качества среды". Под качеством жизни понимают качество удовлетворения материальных и духовных потребностей человека [72]. В отличие от большинства работ по оценке "качества жизни", в которых основное внимание уделено разработке более совершенных методов и моделей, С.Л. Каттер делает акценты на вопросах пространственной дифференциации "качества жизни", в том числе внутригородской [172].

Основная проблема заключена сегодня в выборе стратегии дальнейшего развития взаимоотношения города, горожан, природы. Учитывая то, что урбанизация рассматривается и как рост доли городского населения, и как процесс перестройки всей среды обитания человека, по мнению В.П.Казначеева [69], С.П.Ермоченковой [61]. Б.Б.Прохорова [111, 112, 113, 114] требуются изменения в мышлении людей. Так как "человечество должно максимально "встраиваться" в существующую сеть видов живой природы, а не уничтожать ее" [161. С.120], а для этого необходимо проводить локальные социально-диагностические исследования [114]. В этом огромную роль может сыграть общественное мнение, которое "может быть достаточно объективным "инструментом" для измерения состояния окружающей среды городов, так и его пространственных структур в целом. вопросы экологии и отношения к ним населения необходимо изучать наряду со всем широким спектром проблем функционирования городского пространства" [158. С .33]. Включение оценок, даваемых горожанами среде своего обитания, в механизм формирования урбанистической политики есть главное средство ее демократизации. При этом "город выступает одновременно и субъектом и объектом: его формируют, и сам он живет, действует" [165. С.41].

Нельзя изучать и конструировать городскую среду не учитывая тех представлений о ней, которые существуют в сознании горожан. Как считает Г.З.Каганов "субъективное мнение, симпатии, оценки составляют не менее важный фактор средообразования, чем факторы чисто объективные - санитарно-гигиенические, географические, социально-экономические и др." [68. С.38].

При этом нельзя упускать из поля зрения то, что человек способен будет понять организмы природы и города достаточно хорошо, чтобы сформулировать такое построение, которое будет функционировать в согласии с миром природы, лишь тогда, когда будет обладать экологическим сознанием, экосистемным мировоззрением, экологической культурой, так как в понимании сущности экологических проблем и подходов ярко проявляются мировоззренческие и культурные аспекты. Поступки и действия людей обусловлены их сознанием. А отсюда следует то, что состояние окружающей среды во многом зависит от уровня осознания людьми экологической проблемы.

Существует мнение, что нынешний экологический кризис - это главным образом, кризис мировоззренческий. Для преобладающего ныне у людей антропоцентрического экологического сознания характерны следующие особенности: "1) высшую ценность представляет человек. Только он самоценен, все остальное ценно лишь тогда, когда оно может быть полезно человеку. Природа считается собственностью человечества; 2) миру людей противостоит мир природы; 3) целью взаимодействия с природой является удовлетворение тех или иных прагматических потребностей: производительных, научных и т.д.; 4) характер взаимодействия с природой определяется своего рода "прагматическим императивом": правильно и разрешено то, что полезно человеку и человечеству; 5) природа воспринимается только как объект человеческих манипуляций, как обезличенная "окружающая среда"; 6) этические нормы и правила действуют только в мире людей и не распространяются на взаимодействие с миром природы; 7) дальнейшее развитие природы мыслится как процесс, который должен быть подчинен процессу развития человека;.8) деятельность по охране природы продиктована дальнейшим прагматизмом: необходимостью сохранить природную среду чтобы ею могли пользоваться будущие поколения" [52. С.7-8].

Для преодоления нарастающего экологического кризиса необходим новый тип экологического сознания.

Сущность экологического сознания пытаются понять и исследовать особенно активно с конца 70-х и начала 80-х гг.

По мнению О.С. Эзимовой, "экологическое сознание — совокупность идеи, теории, взглядов, убеждении, эмоции, интересов, мотиваций, чувств, настроений и переживаний, отражающих реальную практику отношений между человеком и средой его жизни, между обществом и природой" [159. С.11].

Определение экологического сознания данное

П.В.Симоновым, на наш взгляд, более лаконично и четче выражает суть: "экологическое сознание — особая форма общественного сознания, отражающая взаимодействие двух систем - природной и социальной - в условиях общего их кризиса" [125. С.З].

Один из краеугольных камней экологизации сознания и поведения — воспитание доброго человека. ".Пришло время говорить о геосознаиии", — подчеркивал С.С. Шварц, т.е. о сознательном отношении к земле [156. С. 102]. Человеческая доброта, экологическая грамотность и если не любовь, то "отношения, основанные на доверии" — все это и есть необходимый фундамент экологического сознания.

Посмотрим в далекое прошлое. Первые проявления духовной жизни человека были связаны с культом природы — тотемизмом. Природный объект, избранный в качестве племенного тотема, исключался из хозяйственной деятельности и использовался лишь в ритуальных целях [76]. Тотемизм позволял древнему человеку в течение десятков тысяч лег сохранять естественную среду обитания.

Тотемическую стадию развития прошли все народы [76]. В античности бывший тотем переходил в спутника бога. В качестве такого он продолжал выполнять природоохранные функции. Следы тотемизма видны под позднейшими наслоениями и в Библии.

5 дальнейшем в результате роста городов происходило расхождение городской и сельской субкультур, причем в последней пережитки тотемизма сохранились до наших дней. Городская субкультура отрывалась от природных корней, духовный мир горожан все больше смещался в область идеального. Платон обосновал философскую систему, в основе которой лежит представление о транс-цендентах — недоступных чувственному познанию идеях. Он же разработал древнейшую модель тоталитарного государства.

Оппонентом Платона в Древних Афинах был философ Диоген, который возрождая элементы тотемизма, призывал к сохранению только тех человеческих потребностей, которые продиктованы самой природой.

В Древней Иудее, по уровню урбанизации почти равной Греции, также главенствовала идея трансцендентного божества, которое недоступно чувственному познанию.

Позже идеализация духовной жизни была сопряжена с вытеснением ее природной составляющей и решительной борьбой с пережитками тотемизма.

В христианстве антропоцентрическая иудейская религиозность подвергалась влиянию языческих культов и возрожденных элементов тотемизма (в обрядах крещения - приобщения к водному тотему, причастия и др.), образовав устойчивую синкретическую систему" [76. С. 136]. В культуре средневековья природа была для человека, по, как божье создание, требовала нормативного отношения.

В средние века землевладельцы и монастыри считались с правами животных. Споры разбирались в суде, причем интересы животных представлял специально приглашенный для этой цели адвокат. Возрождение забыло эти обычаи. Человек был поставлен в центр, природа — на задний план.

Закат Возрождения связан с гелиоцентрической системой Н. Коперника, эпохой великих географических открытий, которые показали величие девственной природы, ставшей для европейцев важнейшим фактором изменения духовного мира.

Эскапизм — бегство от цивилизации на лоно природы как путь духовного возрождения — стал основным мотивом культуры предромантизма, а затем и высокого романтизма 18 в." [76. С. 158].

Романтизм, обращаясь к природе, оказал сильное влияние на развитие есгествознания.

Большой переворот в общественном сознании произвел Дарвин, не без сопротивления воспринявшем генетическую связь человека с природой.

Первая мировая война была первой в европейской истории, развязанная, в основном, ради перераспределения природных ресурсов.

Затем мир вступил в эпоху тоталитаризма, которая потребовала воспитания нового человека и покорения природы.

Огромный ущерб природе нанесли милитаризация экономики, войны.

Основной задачей посттоталитарного периода является реконструкция личности, самостоятельно решающей проблему смысла жизни, монополизированную в прошлом государством.

Природа все больше начинает заполнять духовный мир человека, позволяя ему раздвинуть замкнутое пространство социума, восстановить связи с системой, которой он обязан своим происхождением.

Попытки формирования нового экологического сознания были предприняты в России во второй половине XIX века философско-религиозным течением. Оно было представлено Н.А.Бердяевым, В.С.Соловьевым, Н.Ф.Федоровым и др. Они считали Человека составной частью Природы, но отмечали существенное противоречие между Разумом и Природой. Взаимоотношение человека и природы занимает одно из центральных мест в философской системе основоположника "русского космизма" Н.Ф.Федорова. Он принципиально не отделял человека от природы, человечество, по мнению Н.Ф.Федорова, есть часть самой природы, в нем, в человечестве, природа начинает осозновать сама себя [56]. Мысли Н.Ф.Федорова о том, что священным долгом человечества является одухотворение Вселенной, но никак не покорение. Н.Ф.Федоров более столетия назад сумел понять взаимосвязь между деградацией духа и истощением Природы и осознать, что экологический кризис и кризис духовный - суть две стороны одной и той же медали [56].

Проблема души человеческой - это и проблема понимания природы человеком, понимание ее как совокупности ценностей [97. С.112]. Как критерий определения человеческого в человеке является наличие идеала у человека, а также наличие смысла жизни.

Быть Человеком означает быть ответственным за свои действия, поступки [97. С.112-113]. По мнению Л.А.Никитича смысл жизни в постоянном труде души [96. С. 113].

Первым, кто во второй половине нашего столетия сформулировал проблему "Биосфера и Человечество" был Н.В.Тимофеев-Ресовский. Он считал главным разработку естественно-исторического тииа мышления. Н.В.Тимофеев-Ресовский сформулировал важнейшее эмпирическое обощение о непрерывности развития естественно-исторического типа мышления и считал его представителями: Леонардо да Винчи, Ж.Бюффона, М.В.Ломоносова,

A.Гумбольдта, В.В.Докучаева, В.И.Вернадского. Новаторство

B.В.Докучаева заключалось в том, что изучение генетических, вековечных и всегда закономерных взаимосвязей и взаимоотношений между природой и человеком он считал "сущностью познания естества", "лучшей и высшей прелестью естествознания" [144. С.32].

Н.В.Тимофеев-Ресовский отмечал, что человечеству необходимо строить свою деятельность с учетом параметров, определяющих состояние стабильности биосферы, В этом отношении учение о биосфере выступает как общетеоретическая концепция стабилизации биосферы в условиях всевозрастающей нагрузки на нее [144]. Иначе говоря, учение о биосфере оказывается общенаучной основой охраны природы. В связи с этим нужно ясно осознать, что человечество должно перейти к новой стратегии взаимодействий с биосферой, необходимы экосистемный и социоэкосистемный подход в природоохранительной деятельности [144].

Биогеоценология, придав учению о биосфере форму внутренней логической завершенности, позволила вплотную приступить к разработке учения о ноосфере. К биосферному мышлению шла вся мировая наука в целом, в этом русле развивалась и русская естественно-научная школа, но в то лее время ей принадлежит заслуга создания учения о биосфере.

Начало XX века в России - "разброд и шатания", попытки найти решения "проклятых вопросов", глубокие тревожные философские раздумья и острейший накал политических страстей, попытки хозяйственных реформ и, как говорил Фритьоф Нансен, "желтый вопрос", "серебрянный век русской литературы" и "русские сезоны в Париже" [144. С.28]. В это время в сознание людей начинает входить представление о человечестве как едином целом. В свое время В.И.Вернадский заметил, что "логика описательного естествознания еще не разработана. Чтобы сохранить биосферу, нужно уметь выявить, описать, классифицировать всю совокупность многообразных костных и живых компонентов биосферы и проследить генетические и функциональные взаимосвязи между ними" [144. С.ЗО].

Идея единства человека и природы рассматривается в учении о ноосфере В.И.Вернадского. Еще в начале века В.И.Вернадский писал о том, что человек превращается в основную геолого-образующую силу планеты [109]. Поскольку ныне место обитания человека - вся планета, то экологические кризисы носят глобальный, всеохватывающий характер и оказывают свое воздействие не только на судьбу живого вещества, но и на судьбу всей биосферы. Поэтому человечеству необходимо предвидение побочных результатов своей деятельности. Этому будет способствовать изменение образа жизни людей, их мировоззрения, сознания, культуры.

Учение о ноосфере близко основополагающим идеям эколо-гизма. Марш, Росс, Ист, Клементе и др. выдвинули следующие идеи: морального сообщества, экосистемного холизма, экологической этики [52. С.203]. Идея экосистемного холизма считает разумным то, что стремится к сохранению стабильности и неразумным то, что стремится к обратному. Принцип холизма распространяет закономерности развития экосистемы на общество, понятие же морального сообщества переносит влияние норм морали "и на "нечеловеческие" элементы экосистемы" [52. С.204]. Идея экологической этики требует создания совершенно новой этики, культуры, которые должны соответствовать и человечеству и законам окружающей среды. Идеи "универсальной этики" явились идеологической базой биоцентризма. "Биоцентристы рассматривают Природу как наиболее совершенное и наделенное духовными качествами сущее, воплощающие в себе основополагающие принципы жизнедеятельности всего живого и разумного" [52. С.205]. Эмерсон, Лоу, Элист и др. биоцентристы выдвинули три идеи: "1) синкретич-носгь мира подразумевает, что мир представляет собой единое целое; 2) биосферный эгалитаризм подразумевает равное право всех живых существ жить и процветать, равную внутреннюю присущую им ценность; 3) принцип экологического самообеспечения, т.е. материальные стандарты должны быть снижены, качество же жизни, как удовлетворение духовных потребностей, должно быть существенно улучшенно" [52. С.205]. Биоцентристским идеям, на наш взгляд, присущ метафизический характер, в то же время им свойственна высокая степень включенности человека в мир природы.

В настоящее время наметились три пути решения экологической проблемы: полная нетронутость природы, с помощью современных научно-технических возможностей решения любых природоохранных проблем, ограниченное преобразование природы с одновременным изменением общественных институтов. Третий путь - это не что иное, как путь коэволюционного развития природы и человечества, путь перехода природных экосистем в социоэкоси-стемы - первичные составляющие новые оболочки планеты - ноосферы [134, С. 10].

Вопросы осмысления нравственных начал экологического поведения, методология исследования экологического знания и сознания нашли свое отражение в работах С.Н.Глазычева [37, 38],

A.А.Горелова [42], Л.А.Гребеньковой [45], В.С.Крисаченко [77], Ю.Г.Маркова [88], Н.Н.Моисеева [93, 94], В.А.Писачкина [108],

B.Ф.Томилина [132, 133, 138], И.Т.Фролова [153], А.В.Яблокова [161, 162].

В работах Л. Кяхрика, А.Г. Маслеева исследовано место экологического сознания в структуре экологической культуры общества [79, 89].

Сущность и структура экологической культуры рассматривается работах A.M. Галеевой, Ю.Ю. Галкина, Н.В. Соловьевой.

Социологи Бердникова Л.М., Рукавишников В.О. обратились к анализу массового экологического сознания посредством анализа общественного мнения по экологическим вопросам [109].

Исследования С.П.Баньковской [15], О.Н.Яницкого [165, 166] показывают необходимость изменения сознания человека с помощью инвайроментальной теории, которая должна способствовать преодолению односторонности технологической культуры. Учитывая содержательность в общетеоретическом аспекте работ по инвайроментальной теории, нужно отметить, что остаются нерассмотренными конкретные вопросы формирования экологического сознания и экологической культуры.

Сегодня экологическое сознание горожанина как бы проходит в своем развитии основные этапы освоения экологической проблемы современной культуры. Под воздействием средств массовой информации горожанин узнает, что существует экологическая проблема. "На данном этапе сознание человека склонно интерпретировать факты деградации природной среды, как "стихийные", т.е. чисто природные явления. Это и есть проявление существующего культурного стереотипа внешней, "большой природы"" [166. С.194].

Далее происходит осознание связи между состоянием окружающей среды и собственной его, человека, деятельностью.

Третий этап связан с осознанием в полной мере, что причина всех экологических проблем — он сам, что даже его "малые", "незначительные" (по сравнению с биосферными процессами) действия и поступки, формы поведения имеют непосредственное отношение к состоянию природной среды, в которой он живет [166. С.194].

Важно в данный момент преодолеть глубоко укоренившийся стереотип научного и массового сознания ("город или природа"), антропоцентризма мышления и действия, в каких бы формах он не проявлялся.

На наш взгляд, в отечественной науке вопросы переориентации сознания человека в его отношении к природе недостаточно в полном объеме разработаны.

Необходимо радикально изменить сложившийся тип деятельности человека. Изменение ориентации деятельности связано с изменением мировоззрения, "прежде всего той шкалы ценностей, которая укоренилась в сознании людей под воздействием противостояния человека природе" [36. C.9J. Необходимо формирование новой экологической культуры.

Ценности экологической культуры способствуют развитию мировоззрения человека.Своеобразие видения мира,отбор жизненного материала определяются и регулируются мировоззрением. Через мировоззрение возможно принципиальное изменение способа взаимодействия общества с природой. Исходя из определения, "культура - это проявление сознательной деятельности как правильно понятой и практически освоенной людьми необходимости" [36. С.11], теперь культура должна стать способом воссоединения общества и природы на основе адекватного понимания природной среды. Эту задачу должна решать экологическая культура, "которая обусловливает соответствие социальной деятельности и законов природной целостности (в частности, соответствие человеческой активности и такого качества природной среды, как ее жиз-непригодность)" [36. С. 12]. Термин "экологическая культура" определяется исследователями по-разному, в зависимости от контекста самого понятия "культура". И.П.Сафронов определяет экологическую культуру как "специфическую часть общей культуры, выражающую характер и качественный уровень отношений между человеком, обществом и природой, непосредственно связанных с познанием, освоением и преобразованием природы" [123. С. 150]. "Культура прежде всего - природный феномен хотя бы потому, что ее творец - человек - биологическое создание. Без природы не было бы культуры, потому что человек творит на природном ландшафте" [47. С. 10]. Культуру часто определяют как "вторую природу". По сути дела, по мнению П.С.Гуревич, природа и культура противостоят друг другу [47]. Но, по выражению философа XIX века

П.А.Флоренского, они существуют лишь друг с другом. Ведь в основе любого явления культуры лежит обязательно природное явление. Следовательно, противопоставление "природа и человек" по сути дела не имеет смысла, так как человек и есть составляющая природы.

Мы согласны с тем, что экологическую культуру можно представить через экологический образ жизни, через соответствующий ему духовные и материальные ценности. Иными словами, через понятие сосуществование, которое является составной частью понятия коэволюции - совместного развития. Коэволюционная стратегия, в отечественной науке разработанное, как философское направление, Р.С.Карпинской, И.К.Лисеевым, А.П.Огурцовым, является той основой, на которой может формироваться экологическая культура [71].

Мы придерживаемся мнения ряда исследователей о необходимости региональных социально-экологических исследований. Экологическое мировоззрение и сознание селян и жителей пригорода Тамбовской области изучают А.П.Кудрявцев, М.А.Хатунцева [139, 140, 141]. Ценностный аспект экосоциальных проблем современного развития студенчества рассматривает Л.А.Гребенькова [15]. Она дает анализ сознания студенческой молодежи, который имеет большое значение для прогнозирования формирования и развития в России экологической культуры.

Изучение экологического состояния Тамбова и области проводилось по следующим направлениям:

- оценка экологических абиотических факторов, уровня загрязнения водного и воздушного бассейнов, наличия токсических веществ в продуктах питания и т.д.;

- анализ проблем экологии Тамбова и вопросы выживания не только населения отдельных областей и регионов, но и цивилизации в целом;

- определение уровня экологической опасности, выявление ее причин; определение уровня планируемых и реальных расходов, которые направляются на поддержание и улучшение экологической обстановки;

- эколого-этические аспекты, уровень экологической образованности тех, кто определяет и утверждает бюджетную ситуацию;

- установление этапов социально-экологического кризиса Тамбова в свете социо-естественной истории;

- проведение систематических долговременных метеорологических наблюдений и контроль за состоянием окружающей среды для оценки климатических ресурсов в области, их воздействие на хозяйственную деятельность людей и, наоборот, воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду, на местный и глобальный климат;

- изучение природных восстановленных и антропогенных ландшафтов в городе и его окрестностях. Анализ и наблюдения проводятся много лет в сотрудничестве с городским отделом архитектуры, санэпидемстанцией, комитетом экологии, управлениями малых рек, сельского и лесного хозяйства, центром по гидрометеорологии, естественным факультетом ТГУ им. Г.Р.Державина;

- исследование процесса разрушения основ живой природы -воды и леса в контексте проблемы садов и парков города Тамбова;

- исследование эстетического, охранного и оздоровительного аспектов лесопаркового пояса города Тамбова; изучение здоровья населения г.Тамбова [67].

Вместе с тем, как отмечают В.И.Вигдорович, Л.Е.Цыганкова о детальной экологической ситуации в Тамбовской области говорить трудно, так как не проводилось обстоятельной оценки в рамках областной экологической программы или каких-либо иных проектов [67. С.9].

Но нет работ, посвященных всеохватывающему анализу эко-лого-социологического исследования городской среды обитания, включающих изучение экологического мировоззрения и сознания горожан, их экологической культуры, социально-экологического оптимума городской среды, анализа поресурсного и экосистемного подходов формирования экологического сознания, экосистемного мировоззрения и экологической культуры горожан.

В целом состояние изученности экологической проблемы городов, формирование экосистемного мировоззрения, сознания и экологической культуры человека характеризует следующий момент: остается малоизученным взаимосвязь между формированием экосистемного мировоззрения, сознания и культуры человека и экологическим состоянием городской среды обитания. Поэтому данная проблема избрана нами для исследования.Объектом данного исследования выступает взаимодействие окружающей ¿реды и культуры человека. Обследование проводилось с февраля 1994 года по февраль 1997 г. Натурными наблюдениями и социологическими исследованиям» были охвачены два города Тамбовской области: Тамбов и Мичуринск. В них опрошено более 600 респондентов. Было проведено сравнительное изучение эффективности поре-сурсного и экосистемного подходов изложения экологических знаний,в котором участвовали молодые горожане.

Предмет исследования - социологические аспекты взаимодействия городской среды обитания и экологической культуры населения. Целью работы является выявление путей повышения уровня экологического сознания и культуры населения, направлений формирования экосистемного мировоззрения человека и способов оптимизации городской среды на основе социологического среза.

В соответствии с этой целью, в диссертации были поставлены следующие Задачи:

- установить взаимосвязь между экологическим мировоззрением, сознанием и культурой населения и экологическим состоянием его среды обитания;

- установить субъективные критерии оциально-экологического оптимума городской среды обитания;

- изучить мнения горожан о природной составляющей городской среды обитания;

- дать социально-экологический анализ состояния городской среды обитания;

О - разработать программу экологического образования горожан и апробировать на практике.

В основу исследовании положена гипотеза, согласно которой предполагается, что субъекты среды обитания окажутся компетентными в оценке экологического состояния собственной среды обитания, а экосистемное изложение экологической информации должно способствовать формированию экосистемного видения устройства мира и повышению экологического сознания и культуры горожан.

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКУЮ ОСНОВУ исследования составляют работы отечественных и зарубежных ученых по социально-экологическим проблемам городской среды обитания и экологизации сознания, мировоззрения и культуры человека. При работе над диссертацией автор опирался на ряд методов:

- теоретические - анализ литературы по социальной экологии, экологии культуры, экологии человека, инвайронмен-тальной социологии, культурологии, социологии;

- эмпирические - данные ВЦИОМа,анкетирование.

В основу концепции оптимизации проблемы социально-экологического развития городов автором положен социоэкоси-стемный подход к разрешению противоречий между запредельным антропогенным вторжением в природную среду и низким уровнем осознания человеком экологических проблем города.

Научная новизна исследований состоит в следующем:

- изучена взаимосвязь между экологическим мировоззрением, сознанием и культурой населения и экологическим состоянием его среды обитания;

- установлены субъективные критерии социально-экологического оптимума в городской среде обитания;

П - разработана программа экологического образования молодых горожан и апробирована на практике.

Научная к практическая значимость исследования заключается в следующем:

1. Социоэкосистемный подход, "субъектность" социоэкологии городских поселений позволяет повысить степень надежности, расширить круг обоснования принимаемых решений по социоэкораз-витию, социоэкоустройству городских поселений.

2. Теоретические положения данной работы можно использовать в целях формирования экосистемного мировоззрения горожан и повышения уровня осознания ими экологической проблемы городской среды,могут быть учтены и использованы при организации учебного процесса в вузах в лекционных и практических курсах по социологии и социальной экологии.

3. Для лучшего усвоения экологических знаний рекомендуется разработанная нами и апробированная на практике эколого-образовательная программа (приложение 3).

ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ:

1. Существует тесная взаимосвязь между экологическими мировоззрением, сознанием и культурой городского населения и экологическим состоянием его среды обитания.

2. Субъективная социально-экологическая оценка состояния городской среды обитания населением в сравнении с объективным научным знанием экологической ситуации в Тамбовской области говорит об их идентичности.

3. Оптимальной средой обитания опрошенных горожан является пригородная среда, оптимальными жилищными условиями городскими респондентами признан коттедж со всеми удобствами и приусадебным участком в экологически благоприятных условиях.

4. Научное и образовательное экологическое знание предлагается излагать с точки зрения экосистемного видения устройства природы.

Апробация исследования. Основные положения диссертации использовались при проведении учебных занятий по курсам "Социальная экология", "Социология", а также изложены на научных конференциях "Геоэкологические проблемы устойчивого развития городской среды" (Международный симпозиум, г.Воронеж, 11-13 сентября 1996 года), "Сельскохозяйственное производство и высшая школа на переломном этапе реформирования" (Областная научно-практическая конференция, г.Мичуринск, 21-22 марта 1996 года), "Новые информационные технологии в экологии" (Международная научно-методическая конференция, г.Липецк, 30 сентября - 1 октября 1997 года), "Преподавание общегуманитарных и социально-экономических дисциплин в вузе: опыт, проблемы" (Межрегиональная научно-практическая конференция, г.Тамбов, 22-23 мая 1997 года), "Возрождение российского села" (Научно-практическая конференция, г.Рязань, 28-29 мая 1997 года).

Похожие диссертационные работы по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социология культуры, духовной жизни», Ангелова, Елена Валерьевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для опрошенных горожан изучаемого региона характерно антропоцентристское мировоззрение, в 90% ассоциаций с Природой сам человек отсутствует. Исследование показало, что большинство респондентов (95%) находится на первом (когнитивном) уровне осознания экологической проблемы - они распознают в окружающей среде позитивные и негативные экологические явления. На втором уровне - эмоционально-оценочном - 13% респондентов. На поведенческом уровне осознания экологической проблемы - 2,2%.

Т—Г м V/

При почти сплошной первичнои экологической грамотности, только 2,2% городского населения природоохранительно активна, сре-дообразующая деятельность стала для них культурным явлением. Высока субъективная готовность респондентов к природоохранительной деятельности (95%). В ней виден огромный резерв участия населения в средообразующих инициативах и делах властей и профессионалов. Привлечению субъектов среды обитания- человека - к активному участию формирования объекта - оптимальной среды обитания - будут способствовать экономические, административные, правовые и другие способы регулирования взаимоотношений "Человек-Природа", не получившие пока должного развития. Опрошенные горожане оценили экологическое состоянние городов в среднем на 2 балла.

Миграционно настроенных в городской среде обитания оказалось 10,4% респондентов. Горожан настраивает на миграцию чаще всего меньшая зашумленность и загрязненность городской среды жизни, лучшие в этом отношении условия в пригороде, экономические трудности, желание воссоединиться с родственниками и др. Разнообразие мотивов и разнонаправленность будущего вселения потенциальных мигрантов будут способствовать, фактически, в основном, внутриобластной миграции.

С целью повышения уровня осознания горожанами экологической проблемы необходимо: активное включение человека в процесс создания городской среды обитания; повышение экологической грамотности горожан и повышение их общей экологической культуры; развитие движений общественности за сохранение и улучшение природной среды. Социологическое исследование городской среды показывает, что современный горожанин значительную часть свободного времени тратит на общение с природой, на что необходимо обратить внимание властей и профессионалов.

Одним из важнейших вопросов городской среды является воспитание культуры общения с природной средой, распространение среди горожан природоохранительных знаний.

Пропаганда природоохранительных знаний должна быть тесно связана с деятельностью населения. Необходимо, на наш взгляд, обратить внимание властей и профессионалов на использование полученной при проведении социологического исследования информации об основных формах природопользования жителей городов.

Обращает на себя внимание то, что более высоким приоритетом в глазах населения обладают компоненты среды поддающиеся хорошей визуальной оценке. Несмотря на преобладание у населения Тамбовской области традиционного антропоцентристского экологического сознания, в нем достаточно полно отражена вся Природа, происходящие в ней антропогенные изменения и вызывающие их причины: негативное возздействие на окружающую среду выбросов заводов, транспорта и атомных электростанций (45,9 % ответов), вина руководства и государства (28,5% ответов), вина населения (18,6% ответов), отсутствие контроля, равнодушие и безответственность (3,6% ответов) и др. Никто из опрошенных не взял вину на себя .Этот факт отчуждения субъекта среды обитания от объекта- собственной среды обитания может быть устранен активным включением горожан в процесс создания собственной оптимальной среды обитания, их экологическим образованием и социализацией.

Вполне компетентны предложения населения по устранению негативных экологических явленийгочистить город (19,4%) и реки (15,2%) от м^усора, применять сооружения очистки дыма, газов и стоков (6,8%), повысить уровень экологического образования населения (6,1%), ужесточить наказания виновных за загрязнения (4,8%) и пр. Задача общественности, властей и профессионалов реализовать положительный настрой населения на создание благоприятной городской среды обитания.

Люди не безразличны к Природе, они понимают взаимосвязь человека и Природы.Более дифференцированные ответы на вопросы анкеты по теме "Природа в городе" дали респонденты, имеющие биологическое образование, или работу, связанную с биологией, медициной. Респонденты в возрасте 35 и более лет отмечают скудность растений, животных и птиц в промышленных зонах городов, разнообразие их в зонах отдыха и на окраинах города, отмечая при этом значительную долю негативных экологических явлений именно в этих зонах. Респонденты отмечают положительные экологические явления в городах: 25% опрошенных отметили, что по сравнению с недалеким прошлым, стали чаще убираться улицы, больше появилось зеленых насаждений. В г.Тамбове на 8% опрошенных больше указали на положительные экологические явления, чем в г. Мичуринске.

Негативное изменение среды обитания человека влечет за собой рост заболеваемости населения. В этих условиях первоочередной задачей становится проведение комплекса эффективных природоохранных мероприятий препятствующих развитию негативных природных процессов. Эти мероприятия должны обеспечивать здоровую природную среду для жизни людей. В результате проведенного исследования выяснилось, чем дольше живут люди в условиях экологического загрязнения своей среды обитания, тем хуже состя-ние их здоровья. И чем хуже жилищные условия, тем ниже оценка горожанами состояния своего здоровья.

Исходя из того, что ценности экологической культуры способствуют развитию мировоззренческих установок, формированию активной человеческой личности - в настоящее время приложением человеческой активности может служить решение экологических проблем города. Тем самым через мировоззрение отдельных участников природоохранной деятельности возможно внесение основ экологической культуры во взаимодействие общества с природой.

На основе проведенного социологического исследования можно сделать следующие Выводы и предложения:

1. Субъективная социально-экологическая оценка состояния городской среды обитания населением Тамбовской области в сравнении с объективным научным знанием экологической ситуации на Тамбовщине говорит об идентичности этих оценок с той лишь разницей, что население в большей мере дает качественную характеристику экологической ситуации.

2. Полученная экологическая информация субъективного характера расширяет наши представления о качестве среды обитания с точки зрения субъекта этой среды, может быть использована при корректировке эколого-образовательных стратегий, при выработке экологической политики и в практической деятельности властей и профессионалов.

3. Пригородная среда обитания чаще всего выбирается респондентами города в качестве оптимальной. Ей отдали предпочтение около 53 % горожан. Главные мотивы предпочтения выбора пригородной среды обитания "Близко от города и рядом природа", "Можно вести личное подсобное хозяйство", "Чище воздух", "Меньше шума" и др. 14,8% респондентов предпочитают город, указывая на то, что "Здесь все есть и работа, и детям есть где учиться", "В городе меньше грязи, кругом асфальт", в качестве оптимальных жилищных условий опрошенные горожане выбирают коттедж со всеми удобствами и с земельным участком.

4. Научное и образовательное экологическое знание предлагается излагать с точки зрения экосистемного видения устройства природы.

5. Для лучшего усвоения экологических знаний детьми рекомендуется разработанная нами и апробированная на практике эко-лого- о бр аз ов ательн а я пр о гра м ма.

6. Подсистема изучения общественного мнения об экологической обстановке в регионах должна быть включена в единую систему экологического мониторинга.

7. Для повышения уровня осознания населением экологической проблемы города рекомендуется: а) экосистемный подход на всех уровнях экологического образования; б) социоэкосистемиый подход в процессе выдвижения и реализации экологических инициатив и дел населения властей и профессионалов; в) дифференцированный подход в организации экологического образования и социализации различных слоев населения.

Список литературы диссертационного исследования кандидат социологических наук Ангелова, Елена Валерьевна, 1998 год

1. Абдуллаев 3. Экологические отношения и экологическое сознание. -Ташкент: Фан, 1990. 247 с.

2. Агаджанян H.A., Стуиаков Г.П., Ушаков И.Б., Полунин И.Н., Зуев В.Г. Экология, здоровье, качество жизни. Москва-Астрахань: АГМА, 1996. -248 с.

3. Александров В.В., Моисеев П.II. Тарко A.M. Человек и биосфера. М'.: Наука, 1987. - 272 с.

4. Александровская З.И., Медведев Я.В., Богачев А.Г. Чтобы город был чистым. ~ М.: Стройиздат, 1986. С. 102.

5. Алпатьев A.M. О принципиальных основах охраны природы Земли // Вопросы охраны природы и рационального использования природных ресурсов. Л., 1978.

6. Ангелова Б.В. Упустишь не догонишь. // Тамбовский вестник, 1994. - №46.-С. 6.

7. Ангелова В.В., Кудрявцев А.Н., Томилин В.Ф. Сравнительный анализ экологического сознания селян и горожан Тамбовской области. Геоэкологические проблемы устойчивого развития городской среды. Воронеж: Квадрат, 1996. - С. 305-308.

8. Атеистический словарь. М.: Изд-во политической литературы, 1986.-С, 414.

9. Баевский P.M. Прогнозирование состояния на грани нормы и патологии. -М.: Медицина, 1979. С. 10.

10. Баньковская С.П. Инвайронментальная социология. Рига: Зи-натпе, 1991. -130 с. - Лагв. акад. наук. Институт философии и права. - 2 (2 с.

11. Барис В.В., Садыхбеков Д.Р. Тупичева М.И., Чернышев В.И. Начинающему социологу (как правильно составить программу исследования). -М.: Социнвест, 1991.- 95 с.

12. Беллер Г.А. Экзамен разума. М.: Мысль, 1988. - 240 с.

13. Бедный М.С. Демографические процессы и прогнозы здоровья населения. -М.: Статистика, 1972. С. 5.

14. Бестужев-Лада И.В. Поисковое социальное прогнозирование: перспективные проблемы общества. М.: Наука, 1984. - С. 8.

15. Бигон М., Xapriep Дж., Таузенд Л. Экология. Особи, популяции, сообщества. М.: Мир, 1990. - Т. 1. - 667 с.

16. Блаватская Е.П. Новый Панарион. М., 1994. - С.22.

17. Борейко В.Е. Дорога к заповеднику. М.: Момент, 1996. - 120 с.

18. Бочкарева Т.В. Экологический "джинн" урбанизации. М.: Мысль, 1988. - 268 с. .

19. Бранч М. Проектирование городской среды (пер. с англ.). М.5 Стройиздат, 1979. - 176 с.

20. Будыко М.И. Глобальная экология. М.: Мысль, 1977. - 326 с.

21. Буева Л.Г1. Духовность и проблемы нравственной культуры /У Вопросы философии. М.: Наука, 1996. - № 2. - С. 3.

22. Вакулин A.A., Макевник С.Г'. Охрана природы. М.: Колос, 1983. - С. 14.

23. Венецкий И.Г., Кильдишев Г.С. Основы теории вероятностей и математической статистики. ~ М.: Статистика, 1968. С. 155.

24. Вернадский В.И. Биосфера. М., 1963. С. 355.

25. Вигдорович В.И., Цыганкова Л.Е. Некоторые вопросы состояния и развития экологической обстановки в Тамбовской области. /У История и экология г. Тамбова. Тамбов: Пролетарский светоч, 1996. -С. 9.

26. Выготский Л .С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. М.: Мир, 1993.-С. 143.

27. Гачев Г.Д. Книга удивлений, или Естествознания глазами гуманитария, или Образы в науке. М.: Мир, 1991. - С. 12-13.

28. Герасимов ИЛЬ Окружающая среда и здоровье человека. М.: Наука, 1979.- 200 с.

29. Гиппократ, Избранные книги. М.: Биомедгиз, 1936. - С. 14.

30. Гирусов Э.В. Система "общество-природа": (Проблемы социальной экологии). М.: Изд-во Моск. ун-та. 1976. - 167 с.

31. Гирусов Э.В., Широкова И.10. Экология и культура. М.: Знание, 1989.-64 с.

32. Глазачев С. Экологическое образование: школьный учебник. // Зеленый мир, 1997. № 12. - С. 12-13.

33. Глазачев С.11, Постулаты экологического образования. // Экологическое образование: концепции и технологии: Сборник научных трудов. -Волгоград: Перемена, 1996. С. 4-5.

34. Глазычев В Л. Социально-экологическая интерпретация городской среды. М'., 1984.

35. Голованов Л.В. Созвучие полное в природе. М.: Мысль, 1977. - С. 15.

36. Гор Эл. Земля на чаше весов. Экология и человеческих дух. -М.: ППП, 1993.-С. 9-37.

37. Горелов A.A. Философия и решение экологической проблемы. -М.: Наука, 1986.-С. 18.

38. Госкомстат Российской Федерации. Тамбовский областной комитет государственной статистики. Тамбовская область в 1996 году: Статистический сборник. Тамбов, 1996. - Ч. 1. - С. 6, 13, 18, 32, 186.

39. Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды Российской Федерации в 1995 году. М.: Экос-Информ. 1996. - 451 с.

40. Гребеиькова Л.А. Экосоциальные проблемы современного развития и студенчество: ценностный аспект. Автореф. дисс. канд. социологических наук. - Санкт-Петербург, 1998. - 24 с.

41. Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследовании. М.: Изд-во МГУ. 1988. - С. 64.

42. Гуревич П.С. Культурология. М.: Знание, 1996. - 281 с.

43. Дажо Р. Основы экологии. М.: Прогресс, 1975. - С. 34.

44. Данило Ж. Маркович. Социальная экология. М.: Просвещение. 1991.- 165 с.

45. Данилов-Данильян В.И. Население Москвы крайне пассивно в конкретных экологических делах. // Зеленый мир. 1997. - № 19. -С. 6-7.

46. Дахин А. Экология в диалектике и диалектика в экологии. // Народное образование. 1998. - № 9. - С. 70.

47. Дерябо С.Д., Левин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 473 с.

48. Детри Дж. Атмосфера должна быть чистой. М.: Прогресс, 1973.- С. 18.

49. Джувеликян Х.А. Экология Город Человек. Воронеж: Воронежский государственный университет, 1996. - 99 с.

50. Дмитриев 10.Д. О природе для больших и маленьких. М.: Педагогика, 1982.- С. 31.

51. Дойникова О.Ю. Духовный кризис как причина вражды с Природой в философских воззрениях Николая Федорова // Экология и жизнь: Междунар. сборник статей творческого коллектива "Биолог". Вып. 1. - Новгород, 1996. - С.118-121.

52. Доклад о состоянии окружающей и природной среды Тамбовской области в 1996 г. -Тамбов: Пролетарский светоч, 1997.- 138 с.

53. Докучаев В.В. Избранные сочинения М., 1949. - Т. 3. - 317 с.

54. Дридзе Т.М. Город как урбосисгема. Кн. 1. Прогнозное социальное проектирование и город. - М.: Институт социологии РАН, 1994-1995.-С. 28.

55. Дэнлап Р.Э. Взрослое население России: экологическое сознание //Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. Информационный бюллетень. - 1993. - № 7.- С. 69.

56. Ермоченков СЛ. Городская среда и анализ состояния перспективы изменений. Кн. 1. Прогнозное и социальное проектирование и город. - М.: Институт социологии РАН, 1994. - 1995.1. С. 78.

57. Жуйков В.В., Трущенко O.E. Экологическая ситуация и экологическое сознание как факторы образа жизни городского населения //В кн.: Социальная ситуация как инструмент анализа образа жизни городского населения. М., 1984. - С.91-92.

58. Зарубаев И.В. и др. Охрана водных ресурсов. М.: Колос, 1979. -С.З.

59. Зверев И.Д. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы /V Экологическое образование: концепции и технологии: Сборник научных трудов. Волгоград: Перемена, 1996.1. С. 72.

60. Здравомыслов А.Г. Методология и процедура социологических исследований. М.: Мысль, 1969. - С. 99.

61. Иконникова С.Н. Социология о молодежи (Проблемы воспитания духовного облика). Л.: Знание, 1985. - 31 с.

62. История и экология г. Тамбова (иод ред. Филичкиной O.A.). -Тамбов: Пролетарский светоч, 1996. 142 с.

63. Каганов Г.З. Проблемы восприятия городской среды населением. Сб.: Урбоэкология / Научный совет по проблемам биосферы. - М.: Наука, 1990. - С.38-45.

64. Казначеев В.П., Прохоров Б.Б., Вишаренко B.C. Экология человека и экология города: комплексный подход Экология человека в больших городах. - Л., 1988. - С. 12-17.

65. Как провести социологическое исследование (под ред. М.К. Горшкова и Ф.Э. Шереги). М.: Политиздат, 1990. - 288 с.

66. Карпинская P.C., Лисеев И.К, Огурцов А.П. Философия природы: коэволгоционная стратегия. М.: Ишерпракс, 1995. - 352 с.

67. Когай Е.А. Очерки социальной экологии. Курск: Курский государственный педагогический университет, 1997. - 143 с.

68. Косицкий Г.И. Цивилизация и сердце. М.: Наука, 1977. - С. 8.

69. Котлов Ф.В., Братнина И.А., Сипягина И.К. Город и геологические процессы. М.: Наука, 1967. - С. 14.

70. Краковский А.И., Мукасьян С.П., Романова Г.И. В защиту среды обитания. М.: Финансы и статистика, 1991. - С. 13.

71. Красилов В.А. Охрана природы: принципы, проблемы, приоритеты. М.: Институт охраны природы и заповедного дела, 1992. - 170 с.

72. Крисаченко B.C. Образование ноосферы. Киев, 1991. - С. 20.

73. Культурология /под ред Радугина A.A. М.: Центр, 1996. - 397 с.

74. Лаппо Г.М. Рассказы о городах. М.: Мысль, 1972. - 192 с.

75. Лаппо Г.М., Пивоваров ЮЛ. Урбанизация и природная среда.- Кн.: Географические аспекты урбанизации. М.: Знание, 1971.- С. 24.

76. Лаптев И.Д. Испытание разума. М.: Педагогика, 1983. - С. 15.

77. Лемешев М.Я. Пока не поздно . Размышления экономиста-эколога. М.: Молодая гвардия, 1991. 239 с.

78. Линч К. Образ города (пер. с анг. канд. архит. В.Л. Глазычева, под ред. д-ра архит. A.B. Иконникова). М.: Стройиздат, 1982.- Г 71. Чу • } ■

79. Лукьянчиков H.H. Стратегия выхода РСФСР из экологического кризиса. И Зеленый мир. 1991. - № 43-44. - С. 6.

80. Львова М.Л. Теоретические и методологические аспекты рейтинговых исследований культуры. АвтОреф. дисс. канд. культурологических наук. - Челябинск. 1977. - 18 с.

81. Мамедов I1.M., Глазачев С.Н. Экологическое образование как предпосылка устойчивого развития общества. // Экологическое образование: концепции и технологии: Сборник научных трудов. Волгоград: Перемена, 1996. -С. 21.

82. Марков Ю.Г. Социальная экология. Новосибирск: Наука, 1986.- 186 с.

83. Маслеев Л.Г. Экологическая культура как фактор развития ноосферы //Экологизация сознания во взаимодействии общества и природы: Межвузовский сборник научных трудов. Иваново, 1984. - С. 47-56.

84. Медведков 10.В. Человек и городская среда. М.: Наука, 1978.- 206 с.

85. Миллер Т. Жизнь в окружающей среде. М.: Пангея, 1993. - С. 30.

86. Милованов ЭЛ., Вейцман Е.А. Англо-русский словарь по охране окружающей среды. М.: Русский язык, 1980.

87. Моисеев H.H. Историческое развитие и экологическое образование. М.: Изд-во МНЭПУ, 1995. 56 с.

88. Моисеев H.H. На рубеже третьего тысячелетия. II Зеленый мир. 1997. -№ 18.-С. 2.

89. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. -Минск: Асар, 1996.-С. 125.

90. Небел Б. Наука об окружающей среде. М.: Мир, 1993. - С. 42.

91. Некитич Л .А, Охрана души человека важнейшая экологическая проблема /7 Экология и жизнь: Междунар. сборник статей творческого коллектива "Биолог". - Вып. 1. - Новгород, 1996. -С.П2-П8.

92. Николаева С.11. Программа экологического воспитания дошкольного возраста /7 Дошкольное воспитание. 1996. - № 7. -С. 36-42.

93. Никулин И., Степанищев И., Бахарев А., Кострикин В. Мичуринск. -Воронеж: Центрально-Черноземное книжное издательство, 1969. С. 6-9.

94. Ноэль Элизабет. Массовые опросы. Введение в методику демо-скопии. М.: Прогресс, J978. - С. 128.

95. ЮКОдум Е. Основы экологии. М.: Мир, 1975. - С. 43.

96. Окатов В.Н. Социология менеджмента: историко-критический очерк: Учеб. пособие. /Тамбовский гос. институт культуры. -Тамбов, 1991. 128 с.

97. Окружающая среда и здоровье человека (ред. Лебедев А.Д.). -М.: Наука, 1979.-С. 13-14.

98. Ю4.0рбелн Л.А. Вопросы высшей нервной деятельности. Л.: АН СССР, 1949.- 360 с.

99. Ортега-и-Гассет Восстание масс. Вопроосы философии. - 1989. - № 3. - С. 139.

100. Юб.Паннотто В.И. Качество социологической информации. Киев: Наукова думка, 1986. - С. 82.

101. Петров K.M. Общая экология: взаимодействие общества и природы (Учебное пособие). Санкт-Петербург: Химия, 1997. - 362 с.

102. Пиеачкин В.А. Мораль и экологическое воспитание. Саратов, 1989.- С. 19.

103. План действий "Устойчивые Нидерланды". М.: Эко-Пресс-"ЗМ", 1995.- 69 с.

104. Ю.Полосин B.C. Некоторые проблемы исследования в методике обучения химии. /7 Химия в школе. 1967. - Ks 3.

105. Прохоров Б.Б. Введение в экологию человека: социально-демографический аспект. ~ М.: МНЭПУ, 1995. С. 164-175.

106. Г1рохоров Б.Б. Демоэкология и саноэкология: проблемы дифференциации и синтеза. // Предмет экологии человека: Сборник-научных трудов. Ч. 2. -М.: АН СССР, 1991. - С. 5.

107. З.Прохоров Б.Б. Комплексная медицинская география и проблемы саноэкологического пространства // Методологические основы Медицинской географии. -Л.: Географ, общество СССР, 1983.-С. 17.

108. Н.Прохоров Б.Б. Экология человека и территориально дифференцированная политика. Кн. 1. Прогнозное социальное проектирование и город. - М.: Институт социологии РАН, 1994-1995. -С. 89-103.

109. Ревель П., Ревель Ч. Среда нашего обитания. М.: Мир, 1994, 1995.- С. 24.

110. Реймерс Н.Ф. Популярный биологический словарь. М.: Наука, 1991. - 544 с.

111. Реттер Э.И., Стриженов С.И. Аэродинамика зданий. М.: Стройиздат, 1968.- С. 17.1 18.Риклефс Р. Основы общей экологии. М.: Мир, 1979. - С. 32.

112. Розанов В.В. Основы учения об окружающей среде. М.: Изд-воМГУ, 1984.-С. 20.

113. Рыжова H.A. Блок занятий "Ветер, ветер, ты могуч". Методическое пособие по экологическому воспитанию дошкольников. -Тамбов: Предприятие Акулинина "Книжная лавка писателя", 1995.- 27 с.

114. Ш.Рыжова H.A. Что такое экология. Методическое пособие по экологическому воспитанию и образованию дошкольников. -Тамбов: ИПКРО, 1993. - С. 14.

115. Самкова В.А., Прутченков A.C. Экологический бумеранг. М.: Ариант, 1995. - 46 с.

116. Сафронов И.Г1. Формирование экологической культуры учителя. Дисс. канд. филос. наук. - М., 1991. - 157 с.

117. Селъе Г. От мечты к открытию. М.: Прогресс, Í 987. - 386 с.

118. Симонов П.В. Мозг и творчество. // Вопросы философии. М.: Наука. 1992. 11. -С. 3.

119. Смелзер Ней л Социология: пер. с англ. М.: Феникс, 1994. - 688 с.

120. Смирнов В.И. Кожевников B.C., Гавр и лов Г.М. Охрана окружающей среды при проектировании городов. Л.: Стройздат, 1981.-С. 164.

121. Соколов Д.К. Человек в большом городе (Соц.-гигиен, исследование). -Юж.-Уральское кн. изд-во, 1973. С. 22.

122. Томилин В.Ф. Сельская среда обитания: социология, экология, экономика. Акмола: Жана-Арка, 1992. -111с.

123. Томилин В.Ф. Сельская среда обитания (социально-экологические основы). Тамбов: Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, 1997. - 27 с.

124. Томияин В.Ф. Социально-экологическое развитие аграрных поселений. Авгореф. дисс. доктора социологич. наук. - М.; 1992. - 41 с.

125. Томилин В.Ф. Ангелова Б.В. Наш город грязный считают мичуринцы. II Мичуринская правда. - 1996. - № 67. - С. 2.

126. Томилин В.Ф. Ангелова Б.В. Социально-экологическая оценка состояния городской среды г. Мичуринска. II Наше слово. -1996.-№23.-С. 6.

127. Томилин В.Ф., Ангелова Б.В., Кудрявцев А.Н., Хатунцева М.А. Общественное мнение как составная часть мониторинговых информационных технологий о состоянии окружающей среды. II

128. Новые информационные технологии в экологии: Тезисы докладов международной научно-практической конференции, 30 сентября-! октября 1997. Липецк, 1997.- С.33-35.

129. Тюрюканов А.II., Федоров Б.М. Н.В.Тимофеев-Ресовский: Биосферные раздумья. М., 1996. - 368 с.

130. Урсул А., Пугачева Т., Снакин В. Опыт синтеза экологических знаний. /7 Зеленый мир. 1997. - № 2. - С. 14.

131. Урбоэкология. Научный совет по проблемам биосферы. - М.: Havica, 1990. - 240 с.

132. Урсул А.Д. Перспективы экоразвития. М.: Наука, 1990. - С. 18.

133. Федоров В.Д., Гильманов Т.Г. Экология. М.: Изд-во МГУ, 1990.-С. 18.

134. Федотова В.Г. Душевное и духовное. // Философские науки. -1988.-№7.-С. 51-52.

135. Филин В.А. Наше настроение и удача. // Зеленый мир. -1997.-№ 19.-С. 15.

136. Фишмен Р. Американский город. // Диалог-США. 1991. - № 49.-С. 49-54.

137. Флоренский Г1.А. У водоразделов мыслей: Черты конкретной метафизики. Ч. П. - М.,1992. - № 28. - С.128.

138. Фролов И.Т. Перспектива человека. М.: Наука, 1979. - С. 21.

139. Хагуров A.A. Социальный эксперимент: Логико-методологические и социальные проблемы. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета, 1991. - 205 с.

140. Хесле В. Философия и экология. М.: Наука, 1993. - С. 32.

141. Шварц С .С. Экологические основы охраны биосферы. // Методологические аспекты исследования биосферы. М., 1975. - С. 102.

142. Шмалыаузен И.И. Организм как целое в индивидуальном и историческом развитии. Избранные труды. М.: Наука, 1982. -383 с.

143. Шумная И.П. Социально-экологические аспекты изучения проблем развития городской среды. // Городская среда: Материалы научной конференции. М.: ВНИИТАГ, 1996. - Ч. 2. - С. 33.

144. Эзимова О.С. Формирование нового экологического сознания (на материалах Туркменистана). Автореф. дисс. канд. философских наук. M.: Российская Академия Управления, 1992. -С. 11.

145. Экологическая обстановка в Тамбовской области в 1997 году: Статистический сборник (Областной комитет Госстатистики). -Тамбов, 1998. 54 с.

146. Я блоков А.В. Многообразие живого драгоценное наследие эволюции. //Наука и жизнь. - 1978. - № 1. - С. 120.

147. Яницкий О.Н. Экологическая перспектива города. М.: Мысль, 1987. -С. 34.167Лргина З.Н. Коеицкий Я.В„ Владимиров В.В., Гутнов А.Э, Микулина Е.М., Сосновский В.А. Основы теории градостроительства. М.: Стройиздат, 1986. - С. 247.

148. Almond G., Sidney Verba. The Civic Culture. Princeton, 1963.

149. Bovd W.C. Genetics and the races of man. Boston Univ. Press, 1958.

150. Cutter S.Z. Rating Places: A geographer's View on Quality of Life. -Washington, 1985.

151. Dasmann R.F. Environmental conservation/ New York: John Wiley, 1972.

152. Environmental education: Strategies toward a more liable future? 1974. N.Y. L.; Sydney; Toronto. 232 p.

153. Handbook of Environmental Education, 1974. N.Y., L.; Sydney; Toronto, 232 p.

154. Henderson I.F., W.D. A Dictionary of biological terms. Longman. London, 1976.

155. Herbert Henke. Was die Baume erzählen. //Neues Leben, 1993. № 34.

156. Interpreting the environment. 1976. N.Y., L.; Sydney; Toronto, 232 p.

157. Park R., Burgess E.W. R.D .McKenzie (Eds.) The city. Chicago:

158. University of Chicago Press, 1925. ISO.Neuniann E. Die Deutschen und die Nato. Allensbach, 1969. 18I.Rudolf S. de Groot, 1992. Function of Nature, Wolters-Noordhoff. - 314 p.

159. Schaefer G. Twelve principles of Life as a basis of ethics and education // Biol. Intern. Spec. Issue. Paris, 1986. - P. 3-13. 183.Ulrich Roger S. 1993, Biophilia, biophobia and natural Landscapes. USA (Texas). - 66 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.