Развитие этических знаний младших школьников на основе общечеловеческих ценностей тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Хамаганова, Раджана Владимировна

  • Хамаганова, Раджана Владимировна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2004, Улан-Удэ
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 174
Хамаганова, Раджана Владимировна. Развитие этических знаний младших школьников на основе общечеловеческих ценностей: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Улан-Удэ. 2004. 174 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Хамаганова, Раджана Владимировна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. Теоретические предпосылки развития этических знаний младших школьников.

1.1 . Этика, мораль, нравственность: понятия, сущность, исторический аспект.

1.2 . Этапы становления нравственного сознания школьников.

1.3 . Особенности развития этических знаний младших школьников.

Выводы по первой главе.

ГЛАВА 2. Педагогические условия развития этических знаний младших школьников.

2.1. Критерии определения уровня развития этических знаний младших школьников.

2.2. Развитие этических знаний младших школьников в учебной и внеклассной воспитательной деятельности.

2.3. Итоги опытно-экспериментальной работы.

Выводы по второй главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие этических знаний младших школьников на основе общечеловеческих ценностей»

Актуальность исследования. Российское общество, находящееся на этапе интенсивного реформирования, предъявляет соответствующие требования к системе образования. Растущая потребность общества - человек мобильный, способный к самостоятельным и ответственным решениям, с четкими ценностными ориентациями.

Необходимость в формировании нового современного типа человека выразилась в смене образовательной парадигмы - отказ от монологической, авторитарной системы и переход к гуманистическим основам обучения и воспитания. Цели и приоритетные направления обновляющейся системы образования отражены в государственных документах - Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года, Национальной доктрине образования в РФ на период до 2025 года, Федеральной программе развития образования на 2000-2005 годы, Программе развития воспитания в системе образования России на 2002-2004 годы.

Приоритетными задачами провозглашены: воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России, граждан, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих уважительное отношение к традициям и культуре других народов; экологическое воспитание, формирующее бережное отношение населения к природе.

Как явствует из положений государственных нормативных документов, цель современного образования - это воспитание человека с целостным миропониманием, который умеет видеть взаимосвязи в различных сферах жизнедеятельности общества, взаимозависимость социального и природного мира.

Ухудшение экологической обстановки на Земле, загрязнение воздушного, водного бассейна, истощение природных ресурсов, не утихающие конфликты между государствами, локальные войны - все эти проблемы мирового масштаба усиливают актуальность поиска эффективных путей воспитания подрастающего поколения. Все большую значимость приобретают общечеловеческие ценности, провозглашенные в международных правовых документах - Всеобщей декларации прав человека, Европейской конвенции о защите прав человека, Конвенции ООН о правах ребенка.

Подрастающее поколение нуждается в ясных смыслообразующих жизненных ориентирах - главная ценность на Земле - это жизнь как таковая во всех ее проявлениях, человек и благо каждого независимо от национальности, социального положения, физических и психических особенностей.

Современные подходы в воспитании и обучении во многом опираются на педагогику советского периода. В контексте темы нашего исследования нами были осмыслены идеи воспитания, развернутые в педагогических произведениях Н.К.Крупской, А.С.Макаренко и др. Проблема формирования нравственного сознания, поведения во взаимосвязи разрабатывалась такими педагогами-учеными, как И.А.Каиров, Н.И.Болдырев,И. С. Марьенко, И.Ф.Харламов, О.С.Богданова. Программа нравственного воспитания, разработанная Н.И.Болдыревым для всех ступеней общеобразовательной школы является фундаментальным вкладом в данной области. Важно то, что в основу воспитания положены принципы гуманизма, интернационализма, непримиримости к лицемерию, стяжательству, эгоизму.

Вклад коммунистической идеологии в развитие образования в советском обществе был несомненно огромен. Однако нельзя не отметить и отрицательных моментов. Основой нравственного поведения являлась прежде всего принадлежность к коммунистической партии. Главный регулятор деятельности был страх перед исключением из нее. С распадом советского государства стало очевидно, что идеологические рамки были чисто внешними ограничителями, не затрагивающими личностных переживаний людей. Картина духовного обнищания, упадка моральных ценностей, утрата идеалов — это итог формализма, сухой идеологизации правил и норм. Совершенно ясно, что никакие внешние рамки (идеологические, религиозные, политические и другие) не могут быть достаточно твердыми, если не затронуты личностные переживания человека.

В поисках философских оснований воспитания нравственной личности мы обратились к литературе. Основным направлением в современной этике является исследование моральных норм, объединяющих людей вне зависимости от их политических, религиозных убеждений, национальных особенностей и т.д. Проблема поиска фундаментальных философских основ объединяющей этики человечества всесторонне рассматривается многими учеными, среди которых представляют особый интерес труды А.А.Гусейнова, А.Швейцера, Ю.В. Шрейдера, С.В.Мейена. Процессы глобализации экономических, политических процессов, все более тесное взаимодействие стран и народов заставляет обращаться к «этике объединенного человечества» (А.А.Гусейнов), главным ее принципом является принцип сочувствия к другому (С.В.Мейен). Основой нравственного поведения провозглашается сам человек как личность, а не политические, религиозные, идеологические и другие рамки. Всеобщим основанием для равного отношения ко всему живому, признаваемым во многих современных педагогических исследованиях, является «принцип благоговения перед жизнью» (А.Швейцер). Следование ему обеспечивает сохранение природного разнообразия, что является условием жизни человека, разрешение конфликтов мирным путем, без применения насилия.

В целях изучения внедрения философских идей в педагогической теории и практике мы провели анализ современных программ. На сегодняшний день имеется огромное количество разнообразных курсов по приобщению детей к моральным ценностям (23, 24, 46, 58, 77, 94, 111, 142 ). Особый интерес представляют научные исследования Н.Е. Щурковой, А.И. Шемшури-ной, М.И.Шиловой.

Система воспитания этической культуры А.И.Шемшуриной, имея преемственные связи с «Азбукой нравственного воспитания» О.С.Богдановой, опирается на следующие подходы. Это создание этического взаимодействия в сфере общечеловеческих ценностей, обеспечение динамики от объект-субъектной к субъектной позиции учеников методами опосредованного влияния на детей, сензитивность педагогических средств и форм этического воспитания школьников их возрастным и индивидуальным возможностям. Данные положения послужили ориентирами при построении нашего исследования. Важно то, что методика «Этической грамматики» А.И.Шемшуриной основывается на диалоге, равноправном обмене духовными, моральными ценностями учителя и ученика.

Большое значение при разработке методов педагогического взаимодействия в данном исследовании имели теоретические положения Н.Е.Щурковой. Принципом построения взаимоотношений в пространстве школьной жизни является утверждение одного человека в бытии другого. Мера этического определяется вниманием к другому, учитыванием интересов окружающих, безоговорочное принятие ценности личности другого человека вне зависимости от возраста, статуса, успешности и т.д.

Важной предпосылкой при установлении соотношения общечеловеческого, национального, личностного компонентов этического знания в процессе усвоения их младшими школьниками стали исследования М.И.Шиловой. Наполнение гуманистическим содержанием учебного материала, использование богатейшего потенциала народного поэтического творчества, этнокультурологических текстов глубоко созвучно нашему исследованию.

Несмотря на обширный пласт исследований все же мало уделяется внимания формированию целостной картины мира, приобщению к общечеловеческим ценностям (жизнь, благо каждого живого существа на Земле). В программах по нравственному воспитанию внимание в основном уделяется знакомству с этикетом, воспитанию взаимоотношений. Воспитание же нравственного отношения к природе, человеку как части природного мира является прерогативой программ по экологии. Возникает противоречие между необходимостью воспитания равного нравственного отношения ко всему живому (провозглашаемое в философских трудах ) и малой разработанностью этой проблемы в педагогике.

При исследовании психологических предпосылок младшего школьного возраста в усвоении этических знаний мы опирались на труды Ж.Пиаже, Л.Кольберга. Особый интерес представляли научные исследования Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, Л.И. Божович, Н.А.Менчинской. Взаимосвязи между общением в процессе учебной деятельности и нравственным развитием детей рассматриваются В.В.Давыдовым, Д.Б.Элькониным, В.В.Репкиным, А.К.Дусавицким. Активное задействование нравственного сознания ребенка, создание условий для развития этического мышления, организация коммуникативных ситуаций (М.Липман) - являются условиями формирования ответственного и самостоятельного поведения.

Психолого-педагогические исследования указывают на то, что главным условием усвоения этических знаний является активная позиция самих детей. Только в условиях свободного диалога, актуализации собственного жизненного опыта учащиеся могут выработать самостоятельную точку зрения, глубоко осознанное отношение к окружающему миру. Противоречие состоит в том, что на практике мало уделяется внимания применению методов, активизирующих самостоятельность мышления, развивающих эмпатию, умение сочувствовать как основы нравственного поведения.

В ходе поиска путей структурирования содержания этических знаний большую роль сыграло изучение работ по социальной педагогике и психологии (А.В.Мудрик, И.С.Кон, М.С.Комаров и др.) В начале для детей легче проходит усвоение представлений, связанных с ближайшим окружением. В процессе развития этических знаний, создания коммуникативных ситуаций, по мере расширения сведений об окружающем мире, дети становятся способны к усвоению этического содержания знаний о родном крае, стране, мире.

В своем исследовании мы говорим о развитии этических знаний. Этические знания (по сравнению с нравственными нормами ) предполагают более высокий уровень обобщения, понимание абсолютного, всеобщего характера моральных законов. Это не столько заучивание правил, памяток по правилам поведения, сколько самостоятельный поиск способов действий в тех или иных ситуациях на основе принципа сочувствия. Этические знания усваиваются детьми в процессе рассуждения, философствования, при создании коммуникативных ситуаций.

Развитие этических знаний — это процесс накопления представлений об этическом понятии в различных жизненных ситуациях и качественный их переход от понимания необходимости нравственной нормы в конкретной ситуации к пониманию всеобщего, абсолютного ее характера. По мере осмысления ребенком того или иного правила, закона этические знания выходят на новый качественный уровень, частная норма становится общим принципом.

Анализ научной литературы позволил выявить неизученные аспекты данной проблемы и сформулировать противоречия:

- между необходимостью приобщения подрастающего поколения к общечеловеческим ценностям (равное отношение ко всему живому, жизнь и благо каждого как высшая ценность) и недостаточной реализацией данного направления на практике;

- между наличием разнообразных программ по нравственному и экологическому воспитанию и практическим отсутствием программ по формированию целостных представлений о природном и социальном мире, человеке как гармоничной части окружающей действительности;

- между психологическими предпосылками младшего школьного возраста в процессе развития этических знаний и недостаточной активизацией мышления самих детей, актуализацией жизненного опыта, развития эмпатии, сочувствия как главного условия нравственного поведения.

Отмеченные противоречия обусловили проблему систематизации теоретических основ психологии, педагогики образования и воспитания и выработки эффективных путей развития этических знаний в младшем школьном возрасте. Данная проблема определила выбор темы диссертационного исследования: Развитие этических знаний младших школьников на основе общечеловеческих ценностей.

Цель исследования: определить педагогические условия организации процесса развития этических знаний младших школьников.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в начальной школе.

Предмет исследования: развитие этических знаний младших школьников средствами общечеловеческой культуры.

Гипотеза исследования: процесс развития этических знаний младших школьников будет успешным, если

- целью процесса развития этических знаний будет формирование целостного представления о мире, где природное и социальное взаимосвязано, где все живые существа имеют равную значимость;

- содержание этических знаний будет логически структурировано по концентрическому принципу: начиная от близкого социального и природного окружения (семья, одноклассники, учителя, комнатные растения, домашние животные и т.д.), затем последовательно охватывая все более широкие области окружающего мира (люди разных народов, деревья и растения различных уголков страны, мира);

- методы развития этических знаний будут активизировать самостоятельное мышление учащихся (обсуждение этических ситуаций, прием диалектического анализа, прием гиперболизации), актуализировать жизненные впечатления, развивать способность к эмпатии, сочувствию как основы нравственного поведения (прием вживания, игры, психогимнастические упражнения).

Цель и гипотеза исследования определили следующие задачи:

-провести анализ научной литературы по исследуемой проблеме;

- обосновать исходные предпосылки развития этических знаний учащихся младшего школьного возраста;

- определить педагогические условия, обеспечивающие эффективность усвоения общечеловеческих и национальных ценностей;

-определить критерии сформированности этических знаний учащихся младших классов;

- разработать и экспериментальным путем апробировать программу развития этических знаний младших школьников на основе общечеловеческих ценностей.

Методологическую основу исследования составляют: совокупность философских, психологических и педагогических положений, раскрывающих идеи целостности человеческой культуры (И.С.Кон, Л.С.Выготский, А.Н,Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, И.А.Ильин); идеи о закономерностях нравственного развития личности (Ж. Пиаже, Л.Кольберг, В.П.Кобляков, Л.И.Божович, Л.С.Славина, А.А.Люблинская); положения о сложной иерархической структуре морали и нравственного сознания ( М.Н.Росенко, А.Г.Здравомыслов, Е.В.Золотухина-Аболина, И.Л.Зеленкова); научные обоснования механизмов развития этических знаний у детей (А.А.Люблинская, О.С.Богданова, А.И.Шемшурина); принципы гуманистической педагогики (В.С.Сухомлинский, Ш.А.Амонашвили, Е.Н.Ильин).

При выполнении диссертационной работы использован комплекс методов научно-педагогического исследования: наблюдение, беседа, интервьюирование, анкетирование, статистико-математические методы (t-критерий Стьюдента), графические, эксперимент и др.

База исследования: общеобразовательные школы № 20, 10, школа-интернат №6 г. Улан-Удэ.

Этапы исследования:

На первом этапе (1998-2000г.г.), констатирующе-поисковом, изучалась философская, психолого-педагогическая, научно-методическая литература по теме исследования. Разрабатывалась научная гипотеза, цель, задачи, методика исследования, осваивались экспериментальные методы исследования. Выявлялись психологические основания младшего школьного возраста в процессе развития этических знаний. Проводился подготовительный этап, включающий изучение состояния проблемы в практике школ.

На втором этапе (2000- 2002г.г.) была организована и проведена экспериментально-педагогическая работа, направленная на выявление педагогических основ развития этических знаний младших школьников на основе общечеловеческих ценностей. Осуществлялась экспериментальная работа по разработке, созданию, корректировке и апробации педагогических условий для учащихся 1-3 классов. В процессе педагогического эксперимента проводилась диагностика степени развития этических знаний на основе общечеловеческих ценностей.

На третьем этапе (2002-2003 г.г.), теоретически-обобщающем, осуществлялся анализ и уточнение данных, полученных в ходе экспериментальной работы, обобщались результаты исследований, выделялись выводы, формировалось заключение и оформлялся текст диссертационной работы.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

- уточнены понятия «нравственное воспитание» и «развитие этических знаний»;

- разработаны научные основания развития этических знаний в младшем школьном возрасте, выявлены факторы и условия, определяющие динамику нравственного становления детей;

- определено содержание этических знаний как целостного комплекса представлений, охватывающего во взаимосвязи природный и социальный мир, основой которого являются общечеловеческие ценности (жизнь, благо каждого живого существа);

- научно обоснована и экспериментальным путем подтверждена совокупность педагогических условий, определяющих эффективность процесса развития этических знаний младших школьников.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

- определена структура и этапы процесса развития этических знаний;

- обоснована и подтверждена эффективность педагогических условий развития этических знаний в начальных классах;

- выявлены объективные и субъективные факторы, обуславливающие усвоение этических знаний младшими школьниками, определены критерии эффективности процесса;

- разработана целостная система развития этических знаний, охватывающая урочную и внеурочную воспитательную деятельность.

Практическая значимость исследования заключается в разработке научно-обоснованных подходов, практических рекомендаций для учителей начальной школы и методическом обеспечении процесса развития этических знаний младших школьников. Материалы диссертационного исследования могут быть положены в основу методических рекомендаций для системы повышения квалификации учителей.

Достоверность исследования обеспечивается: методологической обоснованностью исходных теоретических положений, их соответствием уровню развития современной педагогической науки и практики; использованием комплекса методов, адекватных целям и задачам исследования; проведением опытно-экспериментальной работы; применением статистических методов обработки результатов диагностик.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Развитие этических знаний - это процесс углубления и систематизации нравственных представлений детей на научном уровне, целью которого является формирование целостной картины окружающего мира, представление себя как гармоничной его части. •

2. Процесс развития этических знаний опирается на общечеловеческие ценности: жизнь - как основополагающая ценность, а также ценности, конкретизирующие ее: семья, одноклассники, учителя, растения в школе и дома (1 концентр ); люди разных народов, профессий, животные и растения родного края (2 концентр); человечество как единая семья, растения, животные мира (3 концентр).

3. Эффективность процесса обусловлена использованием различных методов и приемов активизации мыслительной деятельности детей: приемы «вживания» в состояние другого существа, прием гиперболизации ситуаций, прием диалектического анализа, игры для развития эмпатии; привлечение личного жизненного опыта детей.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложений. Работа иллюстрирована таблицами, схемами, диаграммами.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Хамаганова, Раджана Владимировна

Выводы по второй главе:

Экспериментальная работа, организованная для подтверждения теоретических положений, выдвинутых в первой главе, была проведена в школе №20 как основной экспериментальной базе, школе №10, школе-интернате №6.

Опираясь на методологические и теоретические основы данной проблемы, был сделан анализ актуального уровня развития этических знаний младших школьников.

Констатирующий эксперимент выявил состояние проблемы развития этических знаний в практике современной школы. В качестве диагностических методов были применены опрос, наблюдение, метод ассоциативных связей.

Результаты обследования учащихся были подкреплены анкетированием педагогов школ города. Сравнительный анализ вскрыл противоречия, существующие в сегодняшней школе. В философии, этике выработаны гуманистические идеи о морали современного человеческого общества, свободного от вражды на почве религиозных, идеологических и других разногласий. Провозглашены идеи о воспитании равного нравственного отношения не только к людям, а ко всему живому на земле. Вместе с тем в практике школы данные идеи не получают достаточного развития.

У детей имеется богатый потенциал для развития этических знаний, обусловленный возрастными характеристиками (интерес к новому, стремление к познанию причинно-следственных связей, к пониманию взаимосвязей и закономерностей окружающего мира). С другой стороны, этот потенциал практически не используется, детям не предоставляется возможностей для знакомства с проблемами нравственности, этики.

Причинами этих противоречий являются недостаточность владения философскими, педагогическими представлениями, неготовность к работе с использованием современных воспитательных методов.

Констатирующий эксперимент подтвердил недостаточную разработанность проблемы развития этических знаний в педагогическом плане.

Для разрешения указанных противоречий были разработаны педагогические условия эффективности процесса развития этических знаний у младших школьников. Основой содержания этических знаний явились общечеловеческие ценности - жизнь во всех ее проявлениях, равное гуманное отношение к каждому человеку.

Система развития этических знаний была основана на дидактических принципах комплексного подхода, принципе целостности при изучении явлений природного и социального мира. Знания, получаемые детьми на уроках истории, природоведения, родной речи и др., должны иметь системный характер и помогать детям увидеть целостную картину мира, где все предметы и явления взаимосвязаны и взаимозависимы.

Заключение

Проведенное исследование позволяет выделить наиболее важные положения, обобщающие результаты работы.

В современном мире человек является автономным субъектом деятельности. Роль социальных институтов (семья, родственники, церковь, общество), контролирующих поведение людей сошла к минимуму. Время требует формирования человека, способного принимать правильные самостоятельные решения на основе всестороннего видения проблемы. В этой ситуации особое значение имеет школа, как главный орган воспитания будущих граждан общества.

Было отмечено, что младший школьный возраст является наиболее сен-зитивным для развития этических знаний, обсуждения моральных аспектов различных явлений. Это обеспечивается такими особенностями данного возраста как, эмоциональность, открытость, живой интерес к познанию окружающего мира, непредвзятость. Опираясь на ряд научных работ, мы пришли к выводу, что в младшем школьном возрасте есть широкие возможности для познания детьми глубоких взаимосвязей, философских, этических сторон предметов окружающего мира.

Было выяснено, что в современной педагогической практике имеется ряд программ, курсов по нравственному и экологическому воспитанию.

Но на практике не отражается тот объем наработок, который существует в теории. Нет программ, отвечающих требованиям развития глобального мышления, целостного видения социального и природного мира, воспитания на основе ценностей, закрепленных в международных правовых документах.

Поэтому нами была сделана попытка, разрешить противоречие между требованиями сегодняшнего общества, имеющимся опытом в науке и недостаточной разработанностью данной проблемы на практике.

Анализ философской и педагогической литературы позволил разграничить понятия «нравственное воспитание» и «развитие этических знаний». Нравственные нормы - это правила поведения человека, усвоенные на обыденном уровне сознания. Этические знания - представления, основанные на теоретическом анализе различных явлений, понятия, усвоенные на научном, философском уровне.

Разграничение понятий имеет принципиальное значение, т.к. ведет за собой пересмотр содержания, подходов и методов. Отличие процесса развития этических знаний от нравственного воспитания состоит в том, что здесь предполагается теоретическое рассмотрение, обсуждение детьми моральных законов, их абсолютного характера. Нравственное же воспитание всегда предполагало выведение правил поведения, усвоение норм, предлагаемых учителем. Термин «развитие» предполагает перенос внимания на деятельность учащихся, их активное участие, собственный анализ ими явлений окружающего мира.

Нравственное воспитание ограничивается формированием норм этикета, межличностных отношений детей. Развитие этических знаний предполагает воспитание гуманного отношения ко всему окружающему миру. Все живые существа (растения, животные) имеют право на жизнь как и человек.

Основа нравственности - не прагматические интересы, польза от сохранения природных ресурсов, а эмоциональное переживание, способность чувствовать боль живого существа.

Развитие этических знаний предполагает воспитание отношения к другому человеку, прежде всего как к личности. Главная идея, пронизывающая содержание учебно-воспитательной деятельности, состоит в том, что различия (внешность, увлечения, убеждения и т.д.) делают интересным общение между людьми. Хотя все мы разные, мы одинаково чувствуем счастье и горе, нуждаемся в помощи и поддержке.

Развитие этических знаний — это процесс создания представлений детей об окружающем мире в ходе диалогического общения педагога и учащихся, целью которого является воспитание отношения к другому как к равному (будь то животное, растение, другой человек).

Изучение философской, педагогической литературы, международных правовых документов позволило определить содержание этических знаний как совокупности представлений о мире, взаимоотношениях человека с окружающими людьми, нормы взаимодействия с природой. Основу этических знаний составляют общечеловеческие ценности — жизнь и благоговение перед ней во всех ее проявлениях, человек и благо каждого как высшая ценность, любовь, взаимопонимание и сочувствие, как условие гармонии жизни на земле.

Содержание этических знаний логически структурировано согласно концентрическому принципу. В первом классе обсуждаются знакомые объекты и предметы, воспитывается нравственное отношение к ближайшему социальному (одноклассники, учителя, родные, друзья) и природному (комнатные растения, домашние животные) окружению.

Во втором классе дети расширяют этические знания, знакомятся с традициями народов, живущих в нашей стране, с ее природным богатством и разнообразием. В третьем классе этические знания получают свое дальнейшее развитие. Нравственное отношение с конкретных, знакомых объектов (комнатные растения, птицы во дворе и т.д.) переносится на весь природный мир. Частная норма становится всеобъемлющим моральным законом. Сочувствие, принятие другого как равного себе охватывает уже не только знакомых и близких людей, но и всех людей в принципе вне зависимости от национальной и расовой принадлежности и т.п.

Основой воспитания нравственного отношения к окружающему миру является сочувствие. Поэтому одним из главных педагогических условий была выделена активизация способности к сопереживанию. Жизненный опыт самих детей (собственные огорчения, переживания) - это почва для развития умения вжиться в состояние другого, поставить себя на чужое место. В работе применялись приемы «вживания», игры на развитие эмпатии, психогимнастические упражнения.

Материалы обработки полученных результатов формирующего эксперимента показали положительную динамику развития этических знаний учащихся.

Анализ опытно-экспериментальной работы подтверждает значение развития этических знаний младших школьников. Исследование дало основание сформулировать выводы о том, что:

1. цели и задачи процесса развития этических знаний обусловлены требованиями современного цивилизованного общества, достижениями в области философии, этики, педагогики: формирование целостного мышления, воспитания равного отношения ко всему живому;

2. эффективность организации процесса развития этических знаний младших школьников зависит от соблюдения ряда организационно-педагогических условий:

• отбор оптимального содержания этических знаний на основе современного уровня развития философии, этики, педагогики;

• следование дидактическим принципам, среди которых как основные мы выделяем принцип целостного подхода, принцип систематичности, культуросообразности;

• применение адекватных методов, способствующих формированию целостной картины мира, развитию рефлексии, глобального мышления, воспитанию эмпатии и умения сочувствовать;

3. содержание и методы развития этических знаний младших школьников могут быть научно-методической основой для организации и совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе;

4. развитие этических знаний младших школьников является одним из условий их дальнейшего нравственного самовоспитания и самосовершенствования.

Проведенное исследование не исчерпывает всех методологических, теоретических и практических аспектов данной темы. Хотя педагогами осознается необходимость изменения подходов к воспитанию и обучению, на практике мало используется педагогический потенциал философско-этических трудов, гуманистические положения психологии и педагогики. Остается проблема соответствующей подготовки педагогических кадров. Перспективными являются вопросы расширения и углубления подготовки учителей в области философии, этики; разработки и внедрения соответствующего методического инструментария, обеспечивающего эффективность процесса развития этических знаний.

В целом, выполненное исследование дает основания утверждать, что развитие этических знаний младших школьников, основанного на идеях современной философии, этики, педагогики, способствует воспитанию гармоничной личности ребенка, а в дальнейшем, ответственного гражданина, патриота своего Отечества, гуманного человека, уважающего права и свободы других людей.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Хамаганова, Раджана Владимировна, 2004 год

1. Авдеев В.В. Психотехнология решения проблемных ситуаций. -М.: Феникс, 1992.-128с.

2. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М.: Просвещение, 1979.

3. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя. / Под ред. И.А. Каирова, О.С.Богдановой. М.: Просвещение, 1979. - 318с.

4. Альманах психологических тестов. М.: КСПД996. - 400с.

5. Амонашвили Ш.А. Единство цели: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1987. - 208с.

6. Аплетаев М.Н. Теоретические и методические основы нравственного воспитания личности подростков в процессе обучения: Дис.д-ра пед. наук, М.,1995.

7. Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск, 1979. - 184с.

8. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. -М.: Просвещение, 1982.

9. Бадмаева О.Б. Духовно-нравственное образование учащихся бурятской национальной школы: Дис. канд. пед. наук, Улан-Удэ, 1999.

10. Бардиер Г., Никольская И. Что касается меня. СПб Рига,1998.

11. Беринская И.В. Педагогические основы использования национального компонента содержания образования в процессе подготовки учителя: Дис. канд. пед. наук, Улан-Удэ,2000.

12. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. / Под ред. М.С. Мацковского. М.: Прогресс, 1988. - 400с.

13. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2-х т. М., 1979.

14. Богданова О.С. и др. Этические беседы с подростками: Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1987. 192с.

15. Богданова О.С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах. М.: Просвещение, 1975. - 208с.

16. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. / Под ред. Д.И. Фельдштейна М.: Институт практической психологии, Воронеж: Модэк, 1995.-352с.

17. Болдырев Н.И. Методика работы классного руководителя: Учебное пособие по спец. курсу для студентов пединститутов. М.: Просвещение,• 1984.-172с.

18. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: Вопросы теории. М.: Педагогика, 1979. - 224с.

19. Бондаревская Е.В. Нравственное воспитание учащихся в условиях школьной реформы. Ростов на Дону, 1986. - 120с.

20. Бондаревская Е.В. Формирование нравственного сознания старших школьников: Дис. д-ра пед. наук, Ростов на Дону, 1979.

21. Будаев Ц.Б. Адекватные пословицы и поговорки разных народов.1. W Улан-Удэ, 1969.

22. Бурятские народные традиции. / Сост. Э.Ш.Анганова. Улан-Удэ: Бэлиг, 1996. 23с.

23. Валиева Л.И. Ориентация учащихся общеобразовательной школы на нравственные ценности: Дис. канд. пед. наук, Петрозаводск, 1997.

24. Варнаков С.В. Педагогические основы использования художественной литературы в социально-нравственном воспитании ребенка дошкош льного и младшего школьного возраста: Дис. канд. пед. наук, Н. Новгород,2000.

25. Васильева М.С. Формирование культуры общения учащихся бурятской школы на народных традициях: Автореферат дис. канд. пед. наук, Новосибирск, 1995.

26. Вахрушев А.А. и др. Мир и человек: Мир глазами человека: Учебник для 1 кл. четырехлетней нач. школы. М.: Дрофа, 2000. - 88с.

27. Введение в научное исследование по педагогике. / Ю.К. Бабанский. Под ред. В.И. Журавлева. М.: Просвещение. 1988.- 239с.

28. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия. / Сост. И.В. Дубровина. A.M. Прихожан, В.В. Зацепин.- М.: Академия, 1999. 320с-.

29. Волков Г.Н. Этнопедагогика. М.: Академия, 1999. - 168с.

30. Всеобщая декларация прав человека. Права человека. Основные международные документы. М.,1989.

31. Вульфов Б.Т., Поташник М.М. Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы: Содержание и методика деятельности. М.: Просвещение, 1983.-208с.

32. Выготский JI.C. Кризис 7 лет. Собр. соч., т.4. - М.,1982.

33. Выготский J1.C. Педагогическая психология. / Под ред. В.В. Давыдова. -М.: Педагогика, 1991. 480с.

34. Галиахметова Р.Н. Развитие нравственно-правовой культуры учащихся школ инновационного типа: Дис. канд. пед. наук, Казань, 2001.

35. Гордин Л.Ю. Поощрения и наказания в воспитании детей. М.: Педагогика, 1971.-200с.

36. Горфункель А.Х. Гуманизм и натурфилософия Возрождения. М.: Мысль, 1977.-359с.

37. Грановская P.M., Березная И.Я. Интуиция и искусственный интеллект.-Л., 1981.-272с.

38. Гришин Д.М., Колдунов Я.И. Руководство самовоспитанием школьников. В помощь классному руководителю и воспитателю. М.: Просвещение, 1975. - 176с.

39. Губин В.Д. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Философия. М.: Олимп, Act, 1999. - 464с.

40. Гуменская О.М. Педагогические условия формирования психологических знаний школьников: Автореферат дис. канд. пед. наук, Саратов.

41. Гусейнов А.А. Великие моралисты. М.: Республика, 1995. - 351с.

42. Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. М.: Молодая гвардия, 1982.-208с.

43. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М.: Гардарика, 1998. - 472с.

44. Гусейнов А.А., Иррлиц Г. Краткая история этики. М.: Мысль, 1987. - 589с.

45. Гэсэр. Бурятский народный героический эпос: В 2-х т. Т.2. Улан-Удэ, 1986. 288с.

46. Гяургиева Ф.Ю. Формирование социально-этических норм поведения учащихся национальных школ на традициях народного этикета кабардинцев и балкарцев: Дис. канд. пед. наук, М., 1999.

47. Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения: Сборник статей. -Томск: Пеленг, 1995. 144с.

48. Дамбаева В.Д., Затеев В.И., Янгутов Р.С. История философии и социологии. Улан-Удэ, 1998. - 286с.

49. Дариева Ц.А. и др. Тайна вашего имени. Улан-Удэ, 1991.

50. Детство идеальное и настоящее: сборник работ современных ученых. // Под ред. Е.Р. Слободской. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1994.-266с.

51. Дмитриева Н.Я., Товпинец И.П. Естествознание: Учебник для 2 кл. -М.: Просвещение, 1994. 192с.

52. Доклад министра образования РФ В.М. Филиппова на итоговой коллегии Министерства // Вестник образования. 2002. № 8.

53. Долгунов B.C. Педагогические основы повышения личностного потенциала школьника: Автореферат канд. пед. наук, Якутск, 2000.

54. Дулов А.И. Основы нравственного воспитания в процессе обучения: Учебное пособие. Красноярск, 1975.

55. Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности. М.: Дом педагогики, 1996. - 208с.

56. Дэвис С. Детская астрология. СПб.: Питер Пресс, 1997. - 320с.

57. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Государство и право. 1993. - 4 - с.37-53

58. Ермак Н.А. Педагогические основы развития духовного мира младших школьников средствами изобразительного искусства: Дис. канд. пед. наук, Ростов на Дону, 1999.

59. Естествознание: Учебник для 1 кл. трехлет. нач. шк./ Сост. Н.Я. Дмитриева, И.Т. Товпинец М.: Просвещение, 1997. - 239с.

60. Жильцова Е.И. и др. Политическое и духовное развитие современного общества. / Под ред. JI.H. Богомолова, А.Ю. Лазебниковой. М.: Просвещение, 1993.- 95с.

61. Закон РФ «Об образовании». М.: Астрель: Аст, 2002. - 75с.

62. Зверев И.Д. Экология в школьном обучении. М., 1980.

63. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986. - 223с.

64. Зеленкова И.Л. Основы этики: Учебное пособие. М.: ТетраСи-стемс, 1998. - 496с.

65. Золотухина-Аболина Е.В. Современная этика: истоки и проблемы: Учебник для студентов вузов. Ростов на Дону: МарТ,1998. - 448с.

66. Ивочкина Н.В. Коррекционные возможности народной игры.// Начальная школа 1998. - 11-12 - с.25

67. Игры обучение, тренинг, досуг./ Под ред. В.В. Петрусинского. -М.: Новая школа, 1994. - 368с.

68. Игры: Энцикл. Сборник. / Сост. В.А. Черноземцев. Улан-Удэ, 1995.-800с.

69. Изард К.Е. Эмоции человека. М.: МГУ, 1980. - 439с.

70. Ильин Е.Н. Путь к ученику: Книга для учителя. М.: Просвещение,1998. - 224с.

71. Иманбаева Ч.Н. Воспитание интереса к национальной музыкальной культуре у будущих учителей начальных классов: Автореферат дис. канд. пед. наук, Бишкек, 2000.

72. История: Учебное пособие для вузов. Ростов на Дону: Феникс,2000. - 608с.

73. Итс Р.Ф. Шепот Земли и молчание Неба. М.: Политиздат, 1990. -318с.

74. Кагосян А.С. Гуманистический подход к развитию мышления студентов в ВУЗе: Автореферат дис. канд. пед. наук, Сочи, 2000.

75. Казанский О.А. Игры в самих себя. М.: Роспедагенство, 1995. -128с.

76. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для студентов вузов. М.: Логос, 1996. 320с.

77. Кирьякова А.В. Ориентация школьников на социально-значимые ценности: Дисс. к.п.н.: 13.00.01. М., 1991. - 445с.

78. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Ярославль: Академия развития, 1996. —208с.

79. Кобляков В.П. Этическое сознание. Л., 1979. 222с.

80. Коваленко Ж.В. Формирование нравственных понятий «правда» и «ложь». // Начальная школа 2000. - 10

81. Комаров М.С. Введение в социологию. М., 1994.

82. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т2. -М.: Педагогика, 1982. 576с.

83. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.- Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие / Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. М.: Педагогика, 1988.-416с.

84. Кон И.С. Открытие «Я».- М.: Политиздат, 1978. 367с.

85. Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1988.

86. Конвенция о правах ребенка. Положение детей в мире. Юнисеф. -Женева, 1991.

87. Константинов Н.А. и др. История педагогики / Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаева. М.: Просвещение, 1982. - 447с.

88. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года. // Народное образование. 2002. 4 - с.254-268.

89. Корзинкин А.А. Духовно-нравственная концепция воспитания личности и современное образование: Дис. канд. пед. наук, Курск, 1999.

90. Коростелева А.А. Формирование духовных ценностей старшеклассников: Дис. канд. пед. наук, М.,1992.

91. Крупская Н.К. Избранные педагогические произведения. М., 1957.

92. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М., 1972.

93. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. -М.: Просвещение, 1976. 303с.

94. Куданова М.В. Формирование общечеловеческих добродетелей у младших школьников в учебно-воспитательном процессе: Дис. канд. пед. наук, М., 1999.

95. Курочкина И.Н. Этикет для детей и взрослых. М.: Академия, 2001. -256с.

96. Ленин В.И. О воспитании и образовании: 3-е изд. М.: Просвещение, 1973.

97. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т.1 М.: Педагогика, 1983. - 392с.

98. Липман М. Философия для детей. М., 1994.

99. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. М.: Юрайт, 2001. - 607с.

100. Лихачев Б.Т. Теория коммунистического воспитания. М.,1974.

101. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. Спец. курс: Учебное пособие для студентов ВУЗов. М.: Прометей. 1995. - 282с.

102. Люблинская А.А. Детская психология. М.: Просвещение, 1971. -415с.

103. Максименко Н.В. Патриотическое воспитание учащихся — важнейший аспект этнопедагогической подготовки будущих учителей. // Начальная школа. 2000. - 7.

104. Мантатов В.В. Стратегия разума: Экологическая этика и устойчивое развитие. — Улан-Удэ, 1998. -208с.

105. Маркс К., Энгельс Ф. О воспитании и образовании: В 2-х т. М.: Педагогика, 1978.

106. Марьенко И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников. -М.: Просвещение, 1980. 183с.

107. Молонов Г.Ц. Общие основы педагогики: Учебное пособие. -Улан-Удэ: БГУ, 1999.- 148с.

108. Молонов Г.Ц., Намсараев С.Д. Воспитание. Обучение. Образование. Улан-Удэ: ВСГАКИ, 2002. - 207с.

109. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учебник для студентов педвузов. / Под ред. В.А. Сластенина. М.: Академия, 1999. - 184с.

110. Мухина B.C. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. М.: Академия, 2000. - 456с.

111. Накохова P.P. Развитие ценностных ориентаций младших школьников средствами народного эпоса и мифологии: Дис. канд. пед. наук, Ставрополь, 1999.

112. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов вузов: В 3-х кн. -М.: Владос. Кн. 2. - 608с.

113. Никифоров А.С. Эмоции в нашей жизни. М.: Советская Россия, 1987.-272с.

114. Никольская И.М., Грановская P.M. Психологическая защита у детей. СПб.: Речь, 2001. - 507с.

115. Нравственное воспитание: Проблемы теории и практики. JI.M. Архангельский, А.И. Афанасьев, О.С. Богданова и др. М.: Мысль, 1979. -303с.

116. О государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития. Собрание актов Президента и Правительства РФ. М., 1993. №6.

117. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1987. -750с.

118. Они И.Л. Спасибо, пожалуйста, здравствуйте. Л.: Человек, 1999.190с.

119. Основные направления и план действий по реализации программы развития воспитания в системе образования России на 2002-2004 годы. // Воспитание школьников. 2002. № 3. С. 2-11.

120. Парыгин Б.Д. Социальная психология. СПб.: ИГУП, 1999. - 592с.

121. Педагогика. / Под ред. И.А. Каирова. М., 1939.

122. Педагогика./ В.А.Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 2000.- 512с.

123. Педагогическая энциклопедия: В 4-х т. / Гл. ред. А.И. Каиров, Ф.Н. Петров. М.: Советская энциклопедия, 1968.

124. Педагогические идеи К.Д. Ушинского. М.: Знание, 1971.

125. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.,1996.

126. Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения. / Сост. А.Н. Алексюк, Г.Г. Савенок. М.: Педагогика, 1985.-496с.

127. Победоносцев К.П. Воспитание характера в школе. // Педагогика. -• 1999. 8.

128. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов 100 ответов. — М.: Вла-дос-Пресс, 2001.-368с.

129. Подласый И.П. Педагогика. М.: Просвещение, 1996.

130. Примерное содержание воспитания школьников: Рекомендации по организации системы воспитательной работы общеобразовательной школы. / Под ред. И.С. Марьенко. М.: Просвещение, 1980.-160с.

131. Проблемы развития начальной школы в Бурятии. / Под ред. С. Д. Ф Намсараева. Улан-Удэ: Бэлиг, 1996. - 120с.

132. Программа общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-3) по системе J1.B. Занкова. М.: Просвещение, 1998. -150с.

133. Программа развития воспитания в системе образования России на 1999-2001гг. // Воспитание школьников 2000. - 1 - с.6-9

134. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-3) / Сост. J1.B. Вохмянина. М.: Просвещение, 1998. - 346с.0 135. Психология развивающейся личности. / Под ред. А.В. Петровского.- М.: Педагогика, 1987. 240с.

135. Психология человека. Терминологический словарь. / Сост. И.Л. Бу-лыгин. Улан-Удэ: Сибирь, 1993.

136. Психологический словарь. / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М.: Педагогика - Пресс, 1998.

137. Психолого-педагогический словарь (для учителей и руководителей образовательных учреждений) Ростов на Дону: Феникс, 1998.

138. Рабочая книга школьного психолога./ Под ред. И.В. Дубровиной. -М.: Международная педагогическая академия, 1995. 376с.

139. Ратанова Н.Г. Формирование нравственных ценностей у детей в социально-педагогической деятельности общеобразовательной школы: Дис. канд. пед. наук, М., 1998.

140. Репкина Н.В. Что такое развивающее обучение? Томск: Пеленг, 1993.-64с.

141. Рзаева Т.Н. Формирование гуманности как социально-ценного качества личности в младшем школьном возрасте: Дис. канд. пед. наук, Улан-Удэ, 1997.

142. Родная речь: Учебник по чтению для учащихся начальной школы: В 3 кн. Кн. 3, Ч. 1./ Сост. М.В. Голованова и др. — М. Просвещение, 1994. -255с

143. Родная речь: Учебник по чтению для учащихся начальной школы: В 3 кн. Кн. 2, Ч. 1./ Сост. М.В. Голованова и др. М. Просвещение, 1993. -240с.

144. Романовская З.И. Живое слово: Учебник для 2 класса: В 2ч. 4.1 -М.: Просвещение, 1994. 287с.

145. Романовская З.И. Живое слово: Учебник для 2 класса: В 2ч. 4.2 -М.: Просвещение, 1994. 256с.

146. Романовская З.И. Живое слово: Учебник для 3 класса: В 2 кн. Кн.1 -М.: Просвещение, 1997. 336с.

147. Романовская З.И. Живое слово: Учебник для 3 класса: В 2 кн. Кн.2 — М.: Просвещение, 1997. 272с.

148. Романовская З.И. Живое слово: Учебник по чтению для 1 класса трехлетней начальной школы -М.: Просвещение, 1995. 352с.

149. Росенко М.Н. и др. Основы этических знаний. СПб.: Лань, 1998.256с.

150. Российская педагогическая энциклопедия. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1993.

151. Рубинштейн С.JI. Основы общей психологии: В 2-х т., Т.1 М.: Педагогика, 1989. - 488с.

152. Рубинштейн С.Л. Проблемы способностей и вопросы психологической теории. М., 1973.

153. Рыданова И.И. Основы педагогики общения. Мн.: Беларуская на-вука, 1998. -319с.

154. Садилова О.П. Формирование этически ответственного речевого поведения младших школьников: Автореферат дис. канд. пед. наук, Краснодар.

155. Сандитова И.Н. Трудовые традиции бурятского народа как средство формирования нравственных качеств младших школьников: Дис. канд. пед. наук, М.,2001.

156. Саплина Е.В., Саплин А.И. Введение в историю. 3 кл. М.: Дрофа, 1997.- 128с.

157. Сиренова Э.П., Фролова В.К., Леонтьева В.М, Педагогическая практика студентов: Организационно-методические рекомендации. — Улан-Удэ: БГУ, 2000. 98с.

158. Словарь по этике./ Под ред. И.С. Кона. М.: Политиздат, 1983. -445с.

159. Советский энциклопедический словарь./ Под ред. A.M. Прохорова. -М.: Советская энциклопедия, 1988. 1600с.

160. Соловцова Е. Нравственные представления младших подростков. // Воспитание школьников 2000. - 1 - с. 10

161. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. / Под ред. А.Ю. Согомонова. М.: Политиздат, 1992. - 513с.

162. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студентов вузов/ Под ред. Н.М. Назаровой. М.: Академия, 2000. - 400с.

163. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. М.: Гардарики, 2000. - 816с.

164. Столяренко Л.Д. Основы психологии. 5-е изд. Ростов на Дону: Феникс, 2002. - 672с.

165. Столяренко JT.Д. Основы психологии. Ростов на Дону: Феникс, 1997.-736с.

166. Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет. М.: Новая школа, 1994. - 288с.

167. Сухомлинский В.А. О воспитании./ Сост. С.Соловейчик. — М.: Политиздат, 1982. 270с.

168. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. М.: Просвещение, 1969.-400с.

169. Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. М.: Просвещение, 1973.

170. Тарасова Т.И. Экологическое образование младших школьников на межпредметной основе. // Начальная школа 2000. - 10.

171. Теория и методика пионерской работы: Учебное пособие для учащихся педучилищ. / Под ред. В.В. Лебединского. М.: Просвещение, 1985. -239с.

172. Тихоненко А.В. Нравственное воспитание учащихся в процессе решения задач. // Начальная школа 2001. - 8.

173. Тузова В.А. Мой новый третий класс.// Начальная школа 2001. - 8.

174. Тумунов Ж.Т. Этнопедагогика агинских бурят: Автореферат дис. д-ра пед. наук, Улан-Удэ Чита, 1999. - 58с.

175. Туркова И. Авторский курс «Основы этической культуры».// Учитель.-2001. 2.

176. Умаров А. Духовно-нравственное воспитание старшеклассников во внеучебной деятельности на традициях таджикской народной педагогики: Дис. канд. пед. наук, М.,1998.

177. Федеральная программа развития образования. // Вестник образования. 2000. 12.

178. Философско-психологические проблемы развития образования. / Под ред. В.В. Давыдова. М.: ИНТОР, 1994. - 128с.

179. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М., 1991.

180. Хаматнуров Ф.Т. Теоретические основы развития этических знаний профессионально-педагогических работников: Дис. д-ра пед. наук, 2000.

181. Характер и имя. / Сост. Г.М. Новоселова. М.: Библиополис, 1993. -308с.

182. Харламов И.Ф. Педагогика. Мн.: Университетское, 2002. - 560с.

183. Харламов И.Ф. Теория нравственного воспитания. Минск, 1972.

184. Шагдаров Л.Д. , Хомонов М.П. Буряад орон онхон, хошоо угэнууд. Улан-Удэ: Бэлиг, 1996. - 112с.

185. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2 х т. - М.: Педагогика, 1980.

186. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М.: Владос, 1998.-512с.

187. Шемшурина А.И. Система воспитания этической культуры школьников в работе классного руководителя. // Воспитание школьников. 1991. 3. -с. 15-17

188. Шемшурина А.И. Система воспитания этической культуры школьников: Научный доклад д-ра пед. наук, М.,1998.

189. Шемшурина А.И. Уроки этической грамматики // Воспитание школьников. 1992. 3-4.- с. 12-14

190. Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальной школе. // Воспитание школьников. 1993. 1.- с. 9-11

191. Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальной школе. // Воспитание школьников. 1993. 2. - с. 8-12

192. Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальной школе. // Воспитание школьников. 1993. 3. - с. 7-9

193. Шемшурина А.И. Этическая грамматика в 6 классе. // Воспитание школьников 1993. - 7-8 - с. 10.

194. Шемшурина М.А. Диалогическое взаимодействие на уроках этики как средство нравственного воспитания: Дис. канд. пед. наук, М., 2000.

195. Шемшурина М.А. Диалогическое взаимодействие на уроках этики как средство нравственного воспитания: Автореферат дис. канд. пед. наук, М., 2000.

196. Шилов И.Ю. Фамилистика. Практикум. СПб.: Петрополис, 2000.416с.

197. Шилова М.И., Малиновская Н.И. Теория и практика воспитания черт характера младших школьников в урочной и внеурочной деятельности. Красноярск: РИО КГПУ, 2001. - 104с.

198. Шрейдер Ю.А. Этика: введение в предмет: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Текст, 1998. — 271с.

199. Щиголева Н.В.О курсе «Общение для младших школьников». // Начальная школа. 2000. - 10.

200. Щуркова Н.Е. Нравственные упражнения в системе воспитания подростка: Дис. канд. пед. наук, М., 1965.

201. Щуркова Н.Е. Этика школьной жизни. М.: Педагогическое общество России, 2000. - 192с.

202. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Институт практической психологии, Воронеж: Модэк, 1995.-416с.

203. Яновская М.Г. Творческая игра как средство нравственного воспитания младшего школьника: Дис. канд. пед. наук, JI.,1967.

204. Янушкявичус Р.В., Янушкявичене О.Л. Основы нравственности. -М.: ПРО-ПРЕСС, 1998.

205. Ethics and educational policy. / Ed. By K.A. Strike, K. Egan. — Boston, 1979.-225p.

206. Maslow A.N. Motivation and personality. NY, 1970. - 369p.

207. Анкета 1. Выявление отношения к людям

208. С кем ты здороваешься в школе? (учителями, незнакомыми людьми)

209. Попросишь ли ты прощения у своего одноклассника, если нечаянно его толкнешь? -да, -нет, не знаю

210. Учительница просит, чтобы кто-нибудь намочил тряпку для доски. Откликнешься ли ты на просьбу, если сегодня не твое дежурство ?- да, нет, - не знаю

211. У тебя есть постоянные домашние обязанности ? (стирать, подметать, мыть посуду и т.д.) да, - нет,- я могу помочь, если просят

212. Следишь ли ты за чистотой и порядком в своих вещах ? (учебники, тетради, одежда) да, -нет, -не всегда

213. Ты едешь в трамвае очень уставший. Как ты считаешь, нужно ли уступить место бабушке, если она не просит ?- да, -нет, -не знаю

214. Здороваешься ли ты с соседями ?- всегда,- нет, не всегда

215. Анкета 2. Выявление отношения к природе

216. Послушайте, пожалуйста, начало предложения и закончите его

217. Мы побывали в лесу на пикнике. Перед отъездом мы.

218. Когда я вижу, что мальчишки мучают кошку, я.

219. Когда по телевизору идет передача о животных, я всегда.

220. Некоторые растения называются лекарственными. Например,.

221. В городах обычно сажают деревья, обустраивают парки. Это для того, чтобы.

222. В нашем классе есть комнатные растения, и мы.

223. Если я наблюдаю за птицами, то мне хочется их.1. Анкета 3.

224. Выявление отношения к народным традициям

225. Сможешь ли ты назвать какой-нибудь русский народный ансамбль в нашем городе, выступление которого ты видел ?ф да, - нет

226. Бывал ли ты когда-нибудь на концерте бурятской музыки ? да, - нет

227. Знаешь ли ты сказки других народов ? -да,-нет

228. Бывал ли ты когда-нибудь на празднике Сурхарбан ? -да, -нет

229. Бывал ли ты на празднике Масленицы ? -да, -нет

230. Тебе было бы интересно узнать об обычаях других народов ? -да,-нет,-не знаю

231. Как ты думаешь, нужно ли знать традиции и обычаи другого народа ? -да, -нет,- не знаюШ

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.