Содержание профессионального обучения реновации произведений искусства кружевоплетения тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Лончинская, Татьяна Евгеньевна

  • Лончинская, Татьяна Евгеньевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2011, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 165
Лончинская, Татьяна Евгеньевна. Содержание профессионального обучения реновации произведений искусства кружевоплетения: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Санкт-Петербург. 2011. 165 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Лончинская, Татьяна Евгеньевна

Специальность 13.00.08-Теория и методика профессионального образования

Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Научный руководитель доктор педагогических наук, профессор

Шамрай Наталия Николаевна

Санкт-Петербург

Оглавление

Введение

Глава 1. Генезис, теоретические и практические предпосылки профессионального обучения реновации в традиционном прикладном искусстве

1.1. Научно-теоретические основы профессионального образования в художественном кружевоплетении

1.2. Специфика профессионального обучения реновации произведений искусства в системе профессиональной подготовки будущих художников

1.3. Педагогическая модель профессионального обучения реновации произведений искусства кружевоплетения.

Выводы по 1 главе

Глава 2. Содержание обучения реновации будущих художников искусства кружевоплетения

2.1. Педагогическое сопровождение образовательной и художественно-творческой деятельности студентов в процессе реновации произведений искусства кружевоплетения.

2.2. Экспериментальная проверка эффективности внедрения модели профессионального обучения студентов реновации произведений искусства кружевоплетения.

Выводы по 2 главе

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Содержание профессионального обучения реновации произведений искусства кружевоплетения»

Актуальность исследования. Изучение лучших образцов исторического культурного наследия является неотъемлемой частью профессиональной подготовки художников традиционного прикладного искусства. Проблемы сохранения исторической культуры и интеллектуально-духовных ценностей, созданных предыдущими поколениями, всегда были предметом исследования педагогов и ученых (Б. М. Бернштейн, Д. С. Лихачев, В. Ф. Максимович, Б. М. Неменский).

Как показывает практика художественного профессионального образования, одной из важнейших составляющих постижения и сохранения исторической художественной традиции является реновация. Ещё в начале XX века В. В. Кандинский отмечал необходимость создания и развития «науки об искусстве», предварительным этапом которой является выявление и обоснование терминологической сущности дефиниций в каждом виде искусства.

В данном исследовании это реновация (лат. гепоуайо - «обновление, возобновление») в традиционном прикладном искусстве, что, согласно В. Г. Власову, означает воссоздание исторических художественных произведений при всестороннем их изучении. Это в полной мере относится к такому направлению в традиционном прикладном искусстве как художественное кружевоплетение и профессиональному образованию в этой области, где реновация позволяет студентам проникнуть в сущность произведения, освоить исторический, эстетический, этический и культурный опыт поколений, их ценности и достижения.

Практической проблемой профессионального образования в области художественного кружево плетения является, прежде всего, неадекватная оценка его значимости и недостаточная востребованность в современном социуме.

Как показало предварительное анкетирование, за период с 2008 по 2010 годы в России только 7,5 % студентов поступили целенаправленно на обучение художественному кружевоплетению, а 92,5 % - не ориентированы на будущую профессию, при этом 65 % поступающих объясняют свой выбор желанием стать «просто художником». Таким образом, актуальным является педагогическая целесообразность обучения реновации и через неё формирование у студентов профессионального интереса к этому виду традиционного прикладного искусства путём последовательного поэтапного погружения в мир не только искусства кружевоплетения, но и всей художественно-эстетической среды определённого исторического периода.

Степень разработанности проблемы. Анализ науки и практики профессионального образования в традиционном прикладном искусстве (И. Э. Агапова, В. Ю. Борисова, Е. И. Васильева, Л. П. Калинина, Е. А. Лапшина, В. Ф. Максимович), области художественного кружевоплетения (Г. К. Баранова, Н. Ю. Бирюкова, И. Я. Богуславская, С. И. Болыиова, С. А. Давыдова, М. Н. Левинсон-Нечаева, М. А. Некрасова, П. Пёниш, Е. Н. Половцева, И. П. Работнова, М. А. Сорокина, Л. Хауканхеймо, В. А. Фалеева), музейном образовании (Н. Д. Бартрам, В. А. Гуляев, Л. Г. Оршанский), реставрации произведений искусства (И. Э. Грабарь, Н. Н. Семенович, С. В. Ямщиков) послужил теоретическим основанием для нашего исследования, однако проблемы реновации в данных работах не рассматривались.

Зарубежные учёные (П.Пёниш, Е.Тислер) уделяют внимание в основном техническому исполнению примитивных элементов кружевоплетения - лист, лепесток, цветок и так далее.

В то же время С. А. Давыдова, Е. А. Лапшина, В. Ф. Максимович, Л. Хауканхеймо, М. А. Сорокина отмечают необходимость развития профессионального образования с опорой на интегрированную учебную работу с музеями, копирование лучших образцов, изучение технологических и технических приёмов, что можно отнести к отдельным разрозненным составляющим реновации.

Это подтверждает наличие и необходимость решения научной проблемы - научно-исследовательского анализа содержания профессионального обучения реновации произведений искусства, без чего невозможна подготовка высококвалифицированных художников - носителей этого искусства, и как результат - развитие и востребованность самого искусства художественного кружевоплетения.

Исследование педагогических проблем в процессе обучения реновации выявило противоречия между: огромным духовно-нравственным потенциалом традиционного прикладного искусства и отсутствием целенаправленного погружения обучающихся в особенности определенной культурно-исторической, эстетической и художественно-творческой среды, способствующей созданию высокохудожественных произведений; потребностью включения реновации произведений искусства кружевоплетения в профессиональное обучение и отсутствием разработанных теоретических основ и методологических подходов к решению этих проблем, что обусловило выбор темы данного диссертационного исследования: «Содержание профессионального обучения реновации произведений искусства кружевоплетения».

Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить содержание профессионального обучения реновации произведений искусства кружевоплетения.

Объект исследования - профессиональное образование будущих художников в области традиционного прикладного искусства.

Предмет исследования - процесс профессионального обучения реновации произведений искусства кружевоплетения.

Гипотеза исследования. Успешность образовательного и художественно-творческого процесса обучения реновации может быть обеспечена если:

- обучение опирается на принципы профессиональной направленности обучения, системности, научности, творческой активности в постижении художественного кружевоплетения как многовекового искусства, исторической достоверности и самоценности произведения искусства как непосредственного источника профессионального интереса к будущей профессии художника в этой области;

- будет проведен тщательный отбор уникальных произведений искусства кружевоплетения для реновации, при условии полного педагогического сопровождения всего образовательного процесса и взаимосвязи их с региональной исторической принадлежностью;

- будет реализована педагогическая модель профессионального обучения реновации, основанная на особенностях средств художественной выразительности произведений кружевоплетения.

Задачи исследования:

1 .Проанализировать исторические и педагогические основы профессионального образования, определить специфику профессионального обучения реновации в традиционном прикладном искусстве.

2. Разработать и обосновать модель профессионального обучения реновации произведений искусства кружевоплетения.

3. Выявить и подкрепить доказательствами педагогические условия реализации модели профессионального обучения реновации.

4. Разработать и экспериментально проверить эффективность модели профессионального обучения реновации произведений искусства.

Методологическую основу исследования составили: научные труды отечественных и зарубежных философов о культурном наследии (Б. М. Бернштейн, Д. С. Лихачёв), проблемах творчества и создания произведений искусства (А. Банфи, Н. А. Бердяев, Г. Земпер, Н. О. Лосский, В. В. Розанов), деятельностной сущности человека и его творческой активности (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин); теоретические основы народного искусства и профессионального образования в этой области (А. В. Бакушинский, В. М. Василенко, В. С. Воронов, В.Ф. Максимович, Т. М. Разина, Б. А. Рыбаков, В. В. Стасов); работы отечественных и зарубежных учёных о значении ручного художественного труда в воспитании (Я. А. Коменский, М. Монтессори, К. Ю. Цируль).

Методы исследования: анализ исторической, философской, психолого-педагогической литературы по теме исследования; обобщение опыта по воспроизведению произведений художественного кружевоплетения в России, Германии, Бельгии и Финляндии; педагогическое наблюдение, метод моделирования, диагностирующих контрольных тестов; опрос, анкетирование студентов; анализ и обобщение результатов научно-исследовательских работ студентов; проведение педагогического эксперимента; ретроспективный анализ педагогической работы автора в качестве преподавателя специальных дисциплин на кафедре «Художественное кружевоплетение» ФГОУ ВПО Высшей школы народных искусств.

Этапы исследования.

Первый этап (2007-2008 гг.) - констатирующий, где изучалось состояние исследуемой проблемы, анализировался исторический практический отечественный и зарубежный опыт; обосновывалась актуальность исследования, формулировалась гипотеза и формировалась методологическая база исследования.

На втором этапе (2008-2009 гг.) были теоретически обоснованы и разработаны педагогическая модель и содержание учебно-методического комплекса, проводился педагогический эксперимент.

На третьем этапе (2010-2011 гг.) - формирующем - осуществлялся анализ и обработка полученных результатов экспериментальной работы, формулировались заключение и выводы.

Научная новизна. Научно обосновано, что одним из эффективных путей профессионального образования в традиционном прикладном искусстве является соблюдение принципов реновации, которая наиболее продуктивно реализуется в рамках разработанного учебно-методического комплекса «Реновация произведений искусства кружевоплетения».

Раскрыто понятие реновации произведений искусства кружевоплетения в ] профессиональном образовании как необходимого образовательного и художественно-творческого процесса, представляющего собой погружение в эпоху создания произведения искусства, способствующее воссозданию с исторической достоверностью высокохудожественных изделий кружевоплетения.

Выявлены особенности профессионального образования, включающие систему занятий с поэтапной структурой и определённой последовательностью в усвоении содержания учебного материала, и на их основе разработаны критерии оценки результатов реновации путём сравнительного анализа с подлинным произведением искусства.

Установлены причинно-следственные связи между реновацией произведения искусства как источником формирования профессионального интереса, собственной художественно-творческой деятельностью будущего художника и современным этапом в развитии искусства кружевоплетения.

Разработана модель профессионального обучения реновации произведений искусства кружевоплетения, отличительной особенностью I которой является: последовательность педагогического процесса от тщательного отбора произведения искусства до материализации проекта как результата реновации.

Теоретическая значимость.

Введено в педагогическую практику понятие реновация произведения искусства кружевоплетения и раскрыто его содержание для профессионального образования в традиционном прикладном искусстве. Выявлены и научно обоснованы условия реализации модели, подтверждающие педагогическую целесообразность содержания профессионального обучения реновации будущих художников. Теоретически обоснована и доказана необходимость педагогического сопровождения процесса реновации произведений искусства кружевоплетения от идеи до материализации художественно-творческого проекта. Установлены критерии сформированное™ научно-исследовательского уровня студентов, включающие в себя: умение организовать поиск оптимального решения с соответствующим художественно-историческим, и научно-обоснованным анализом, осмысление и современную интерпретацию художественной традиции, самостоятельность проведения исторического исследования, потребность в творческом самовыражении, умение соотнести собственный результат реновации с историческим высокохудожественным произведением искусства кружевоплетения.

Практическая значимость. Разработанная модель профессионального обучения реновации имеет практическое значение для всех уровней профессионального образования в традиционном прикладном искусстве. Учебно-методический комплекс «Реновация произведений искусства кружевоплетения» может быть использован при разработке курсов повышения квалификации и педагогического мастерства в преподавании художественного кружевоплетения.

Соответствие диссертации паспорту научной специальности.

В соответствии с формулой специальности 13. 00.08 - теория и методика профессионального образования (педагогические науки), результаты научного исследования- соответствуют таким пунктам паспорта специальности как: генезис и теоретико-методологические основы педагогики профессионального образования; подготовка специалистов в высших учебных заведениях; переподготовка и повышение квалификации работников и специалистов; непрерывное профессиональное образование; подготовка специалистов в системе многоуровневого образования; учебно-воспитательный процесс в учреждениях профессионального образования; профессиональная ориентация, культура и проблемы воспитания.

Достоверность исследования обусловлена методологическим подходом к изучению проблемы, применением методов исследования, адекватных целям и задачам, изучением педагогической практики и организацией экспериментальной работы, реализацией комплексной методики исследования, опытом работы автора в Высшей школе народных искусств (институте).

Апробация и внедрение. Основные положения диссертации прошли апробацию на международных научно - практических конференциях «Традиционное прикладное искусство и образование» (г. С.-Петербург - 2005, 2007, 2009, 2010 г.г., и г. Москва 2008г.); на международных семинарах: «Возрождение кружева как традиционного прикладного искусства» (Эстония, г. Нарва - 2006 г.), «Финские кружевницы» (Финляндия, г. Хельсинки - 2007г. и Порвоо - 2010г.), на конференциях «Культура России в XXI веке: прошлое в настоящем, настоящее в будущем» (г. С.-Петербург - 2008, 2009, 2010, 2011 г.г.). Результаты исследования внедрены в учебно-воспитательный процесс Губернаторского колледжа народных промыслов г. Вологды, Суздальского художественно - реставрационного училища, ФГБОУ ВПО > Высшей школы народных искусств (института), которые и являлись базой данного исследования.

Основные положения, выносимые на защиту: 1. Профессиональная подготовка будущих художников традиционного прикладного искусства должна опираться на изучение подлинных произведений, которые, являясь эталоном уникального ручного художественного труда, формируют интерес к истинным ценностям и определяют профессиональный уровень современного художника и понимание значимости искусства кружевоплетения.

2. Реновация произведения искусства кружевоплетения как необходимый образовательный и художественно-творческий процесс представляет собой погружение в эпоху создания произведения искусства и способствует: освоению, сохранности и воссозданию подлинных произведений; изучению исторического и художественного контекстов; постижению композиционных и технологических приемов с сохранением художественных традиций.

3. Разработанная модель профессионального обучения реновации с опорой на принципы профессиональной направленности обучения, системности, научности, творческой активности и исторической достоверности характеризуется определенными педагогическими условиями её успешной реализации. К ним относятся: тщательный отбор музейных высокохудожественных образцов для реновации; исследовательская и проектно-художественная деятельность, материализация разработанного проекта, сравнительный интегрированный анализ произведения искусства и результатов реновации, педагогическое сопровождение всей образовательной и творческой деятельности.

4. Результатом профессионального обучения реновации произведений искусства является: способность обучающихся соотнести исторический и художественно-творческий поиск и умение выявлять оптимальные решения реновации; степень самостоятельности проведения исследований по реновации, сформированный интерес к художественному кружевоплетению, высокий уровень осмысления и развития художественных традиций в современном социуме, способность к художественно-творческой деятельности.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Лончинская, Татьяна Евгеньевна, 2011 год

1. Взаимно превращающимися единицами, или составляющими деятельности, являются потребность — мотив — цель — условия и соотносимые с ними — деятельность — действие — операция.

2. Главными процессами деятельности выступают интериоризация её внешней формы, приводящая к субъективному образу действительности, и экспериоризация её внутренней формы как опредмечивание образа, как его переход в идеальное свойство предмета.

3. Конструирующим свойством деятельности является предметность; первоначально деятельность детерминируется предметом, а затем она опосредуется и регулируется его образом, как своим субъективным продуктом.

4. Предметная детерминация деятельности возможна благодаря её особому качеству универсальной пластичности, уподобляемости свойствам, отношениям и связям объективно-предметного мира.

5. Предметный характер деятельности реализуется через нужду субъекта, переходящую в потребность, и через поисковые, опробующие действия, имеющие функцию употребления.

6. Деятельность и её составляющие по определенному закону дробятся и укрупняются, чему соответствует дифференциация и интеграция ориентирующих их субъективных образов.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.