Содержание и методы профессионального обучения технологии художественной вышивки будущих художников-мастеров тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат наук Носань, Татьяна Михайловна

  • Носань, Татьяна Михайловна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 204
Носань, Татьяна Михайловна. Содержание и методы профессионального обучения технологии художественной вышивки будущих художников-мастеров: дис. кандидат наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Санкт-Петербург. 2012. 204 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Носань, Татьяна Михайловна

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение.............................................................................................................. 3

Глава 1. Исторические и теоретические основы профессионального обучения в области художественной вышивки.

1.1. История развития художественной вышивки и обучения данному виду искусства в России и за рубежом............................................................. 12

1.2. Специфика профессионального обучения технологии художественной вышивки будущих художников-мастеров........................... 48

1.3. Теоретическое обоснование обновления содержания

профессионального обучения технологии художественной вышивки......... 64

Выводы по первой главе.................................................................................... g2

Глава 2. Обновление содержания профессионального обучения технологии художественной вышивки будущих художников-мастеров 2.1. Содержание обучения будущих художников-мастеров и методы работы с ними в процессе освоения предмета «Технология

художественной вышивки»................................................................................ 84

2.2 Содержание экспериментальной работы, организация и методика

исследования........................................................................................................ 117

Выводы по второй главе................................................................... 133

Заключение............................................................................... 135

Список используемой литературы................................................................ 138

Приложения........................................................................................................ 147

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Содержание и методы профессионального обучения технологии художественной вышивки будущих художников-мастеров»

СОДЕРЖАНИЕ

Актуальность исследования. Сохранение и развитие традиций отечественной художественной культуры лежат в основе воспитания и образования современного художника традиционного прикладного искусства. Исторически одним из самих распространенных видов традиционного прикладного искусства является художественная вышивка (до 77 %), которая представляет собой целостную систему, объединяющую более восьмидесяти видов технологий исполнительского мастерства в этом виде искусства в различных регионах России. В основе каждого вида лежит технология ее выполнения, соотнесённая с конкретными региональными особенностями. Понимание профессионального обучения технологии художественной вышивки как регионально-исторической и художественно-технологической сущности и целостности этого искусства позволяет подойти к формированию содержания обучения через развитие профессионального интереса к этому искусству, а на этом основании - профессиональной культуры обучающегося.

Этому способствуют традиции прикладного искусства и разнообразие стилей современного быта и мировой высокой моды, что не может не отразиться на реформировании среднего профессионального образования - подготовке художников и содержании обучения в этой области. Художественная вышивка с одной стороны - «физическое воспитание - строго методические упражнения руки и глаза, которые находятся в тесной связи с нашими интеллектуальными качествами, с другой - художественный труд -нравственная, духовная категория, имеющая познавательную, созидательную, ценностно-ориентированную составляющие» (К. Ю. Цирюль), что в полной мере отвечает сущности профессионального образования в этой сфере, основой которого являются уникальные исторические технологии.

В этом смысле курс «Технология художественной вышивки» обладает

огромным образовательным потенциалом. Однако обучение

3

профессионально значимой дисциплине в образовательных учреждениях данного профиля сводится лишь к освоению только технических приёмов -простой передаче данного опыта исполнительских традиций, что в целом тормозит развитие данного искусства и не позволяет создавать высокохудожественные произведения. Это является актуальной практической проблемой, которая, как показал анализ реально существующего положения в этой области, никогда не являлась предметом научного исследования.

Степень разработанности проблемы. До настоящего времени в отечественной литературе не существует обобщающего практико-ориентированного исследования, посвященного проблемам профессионального обучения искусству художественной вышивки. Данная работа опирается на ряд исследований, определивших теоретические и практические подходы к профессиональному образованию в традиционном прикладном искусстве (И. Э. Агапова, М. Р. Белоусов, В. Ю. Борисова, Н. Р. Казанская, Л. П. Калинина, Е. А. Лапшина, В. Ф. Максимович, Н. В. Севрюкова, Ю.С. Салтанова, О.В. Федотова), теоретические работы искусствоведов в области вышивки (И. Я. Богуславская, А. П. Журавлева, Н. М. Калашникова, Н.Т.Климова, А. П. Косменко, Г. С. Маслова, М. А. Сорокина, В. А.Фалеева), зарубежных авторов в этой области (П. Эрншо, П. Браун, Д. Макки, Д. Хеилманн, С. Малагусс).

В современных условиях задачи, стоящие перед профессиональной школой художественной вышивки, требуют, во-первых, научного обоснования направлений развития профессионального интереса обучающихся (в целом к недостаточно востребованному в современном обществе этому искусству) при индивидуально-творческом подходе к процессу обучения, во-вторых, необходимости перспективного подхода к отбору целей, содержания и методов обучения, без чего невозможна подготовка художников-мастеров.

В связи с этим, значимость отбора, структурирования, обновления содержания обучения технологии и выявления практико-ориентированных

методов обучения являются важной научной проблемой, так как это обеспечивает не только усвоение знаний, умений и навыков исполнительского мастерства, формирующих становление обучающегося, но и соотнесение создаваемого произведения с регионально-историческими технологическими и художественными традициями искусства вышивки. В результате научного педагогического исследования установлено, что в настоящее время заметно обострились противоречия между: сложившейся системой обучения художественной вышивке и умением реагировать на современные условия изменившейся системы общественных отношений и необходимостью создания высокохудожественных изделий, востребованных в современном социуме; предметным ремесленническим характером обучения и необходимостью создания целостной художественно-творческой и исполнительской учебной образовательной среды; примитивно-практическим характером обучения и реальной будущей художественно-творческой и исполнительской деятельностью.

Актуальность и недостаточная разработанность вышеназванных проблем, а также выявленные противоречия обусловили выбор темы исследования: «Содержание и методы профессионального обучения технологии художественной вышивки будущих художников-мастеров»

Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить обновление содержания и методы обучения технологии художественной вышивки.

Объект исследования: профессиональное образование в области художественной вышивки как одного из ведущих направлений в области традиционного прикладного искусства.

Предмет исследования: содержание и методы обучения технологии художественной вышивки с учётом исторически сложившихся традиций и современной социокультурной среды.

Гипотеза исследования. Эффективность профессиональной подготовки в области художественной вышивки возможна при соблюдении следующих условий:

- выявления значения художественной вышивки и профессионального образования в этой области с акцентом в обучении на комплексные образовательные технологии, обеспечивающие базу для формирования профессионального интереса как фактора развития и востребованности этого искусства;

- создания обновленного содержания курса технологии как фундаментальной основы процесса интегрированного обучения, объединяющего в себе исполнительское мастерство, основы композиции, технический рисунок, соотнесённые с регионально-историческими художественно-технологическими особенностями каждого конкретного вида вышивки;

- разработки и внедрения методов обучения, обеспечивающих активное взаимодействие восприятия художественной вышивки как искусства и технологии её выполнения с опорой на самоценность каждого уникального вида вышивки, практико-ориентированное индивидуальное обучение и исследовательскую деятельность студентов при выполнении учебных и художественно-творческих заданий.

Задачи исследования:

1. На основе анализа регионально-исторических и художественно-технологических особенностей вышивки определить значение и специфику профессионального образования в этой области, а также место и роль предмета «Технология художественной вышивки» в подготовке художников

- мастеров.

2. Разработать содержание образовательной дисциплины «Технология художественной вышивки» как базового предмета в профессиональном образовании специалистов в данной области.

3. Разработать и научно обосновать методику обучения технологии - основы формирования профессионального интереса к художественной вышивке как к искусству.

4. Экспериментально проверить, обобщить результаты апробации и внедрения разработанного обновлённого содержания и методов профессионального обучения технологии художественной вышивки.

Методологическую основу исследования составили теоретические положения о системном подходе, теории деятельности, единстве теории и практики. На разработку теоретических основ профессионального обучения технологии художественной вышивки повлияли научные труды о культурном наследии (H.A. Бердяев, Д. С.Лихачёв, И. Ф.Лосев), проблемах творчества (Л. С. Выготский), развивающего обучения (В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин), теории народного искусства и профессионального образования в этой области, сущности ручного художественного труда (А. В. Бакушинский, В. М. Василенко, В. Ф. Максимович, М. А. Некрасова, Т. М. Разина, Б. А. Рыбаков, В. В. Стасов, К. Ю. Цируль, М. Монтессори), дидактике профессионального образования (С. Я. Батышев, А. М. Новиков, Е. В. Ткаченко, Н. Н. Шамрай).

Методы исследования: анализ исторической, философской, психолого-педагогической, искусствоведческой литературы и научных публикаций в области традиционного прикладного искусства и ГОСТов среднего профессионального образования; системный анализ учебных планов и учебных программ; опрос, наблюдение, моделирование и педагогический эксперимент; анализ и обобщение результатов учебной деятельности обучающихся и формирующего эксперимента.

Основные этапы исследования: I этап (2007-2008гг.) поисковый -теоретическое исследование исторической, психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме; изучение практического опыта и архивных материалов; обоснование актуальности темы, формулировка гипотезы и определение методологической базы исследования. II этап (20082010гг.) научно-экспериментальный - проведение эксперимента с целью апробации концептуальных подходов к исследованию и внедрению результатов. III этап (2010-2011гг.) формирующий - анализ, обработка и оформление полученных результатов экспериментальной работы; формулировка заключения и выводов.

Научная новизна исследования. Систематизирован и теоретически обобщен исторический опыт обучения художественной вышивке, выявивший

необходимость обновления профессионального образования в этой области. Научно обосновано, что одним из эффективных путей обучения является овладение художественно-технологическими приёмами рассматриваемого вида традиционного прикладного искусства через формирование профессионального интереса к искусству вышивки и мотивации к сохранению и развитию её художественных традиций по предмету «Технология художественной вышивки», содержание которого определяется необходимостью освоения совокупности духовной, технологической и художественно-исполнительской составляющих этого искусства. Раскрыто содержание и введено в педагогическую практику понятие «художественно-технологические традиции в художественной вышивке» как исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение технологические приёмы, характерные для конкретного вида художественной вышивки и необходимые для сохранения и развития этого искусства будущими художниками-мастерами.

Теоретическая значимость исследования. Определены пути формирования профессионального интереса и мотивации к сохранению и развитию художественно-технологических традиций художественной вышивки, раскрыта зависимость художественно - творческой деятельности обучающихся от фундаментальности приобретённых знаний, умений и навыков по технологии художественной вышивки. Выявлено, что комплексный интегрированный подход в обучении, основанный на взаимодействии исполнительского мастерства, основ композиции, технического рисунка с регионально-историческими и художественно-технологическими особенностями конкретного вида вышивки, обеспечивает передачу традиций и осмысление духовной сущности этого искусства. Условием же трансформации технологических знаний является объединение исполнительского мастерства и проектной графики в проектно-художественной деятельности с последующей материализацией художественно-технологической идеи через исполнительское мастерство в произведение искусства.

Практическая значимость. Обобщён исторический опыт профессионального образования в области художественной вышивки, который необходим в качестве основы построения модели подготовки художников-мастеров в системе среднего профессионального образования в традиционном прикладном искусстве. Разработанные содержание и методы профессионального обучения технологии могут быть использованы в системе дополнительного, начального и среднего профессионального образования и повышения квалификации в области реставрации художественной вышивки.

Соответствие диссертации паспорту научной специальности. В соответствии с формулой специальности 13.00.08 - теория и методика профессионального образования (педагогические науки), результаты научного исследования соответствуют таким позициям паспорта специальности как: генезис и теоретико-методологические основы педагогики профессионального образования; подготовка специалистов в средних профессиональных учебных заведениях; учебно-воспитательный процесс в учреждениях профессионального образования; профессиональная ориентация, культура и проблемы воспитания.

Достоверность исследования обусловлена методологическим подходом к изучению проблемы, применением методов исследования, адекватных целям и задачам, изучением исторической и современной педагогической практики и организацией экспериментальной работы, реализацией комплексной методики исследования, опытом работы автора в Высшей школе народных искусств (институте) в качестве доцента кафедры художественной вышивки.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертации прошли апробацию на международных научно-практических конференциях «Традиционное прикладное искусство и образование» (С.Пб- 2005, 2006, 2007, 2009, 2010 г.г., и г. Москва 2008г.); «Культура России в XXI веке: прошлое в настоящем, настоящее в будущем» (С.Пб-2008, 2009, 2010, 2011 г.г.); Российском форуме «Традиционная вышивка Русского Севера» (2010г.). Итоговые результаты одобрены на

заседании Ученого совета Высшей школы народных искусств (институт) (20.10.11.гг.) и внедрены в учебно-воспитательный процесс ФГБОУ ВПО «Высшая школа народных искусств (институт)» и ФГБОУ СПО Суздальского реставрационного училища.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Возрождение и развитие художественной вышивки требует совершенствования профессиональной подготовки художников-мастеров, включающей овладение регионально-историческими, художественно-технологическими традициями каждого вида этого искусства, сохранение и развитие которых являются фундаментальной основой будущей профессиональной деятельности. Наиболее эффективно это осуществляется в рамках курса «Технология художественной вышивки» в процессе погружения обучающихся в это искусство через изучение, обобщение и анализ художественно-технологических традиций художественной вышивки.

2. Уникальность и самоценность художественной вышивки как искусства и источника профессионального интереса, малочисленный контингент обучающихся и индивидуальность обучения на примерах исторических образцов с целью изучения, сохранения и развития художественно-технологических традиций определяют специфику профессионального обучения по технологии и необходимость перехода от учебной программы историко-повествовательного типа к комплексным учебным программам с кардинальным обновлением содержания обучения, направленным на художественно-технологическую деятельность обучающихся.

3. Разработанное содержание профессионального обучения технологии вышивки, основанное на принципах соответствия научному пониманию сущности, вариативности, целостности, креативности искусства вышивки, отражает уникальность регионально-исторических художественно-технологических традиций и способствует фундаментальности приобретённых знаний, умений, навыков и их трансформации через

исполнительское мастерство и технический рисунок как основы композиции с последующей реализацией в проектно-художественной и исполнительской деятельности и материале.

4. Методика профессионального обучения технологии основывается на развитии позитивного отношения к искусству художественной вышивки, её сохранению, развитию, востребованности и включает практико-ориентированные методы, в т.ч. дифференцированный подход к выбору вида художественной вышивки как для индивидуального, так и совместного анализа её художественно-технологических особенностей; поэтапное освоение технологических элементов языка изучаемого искусства, соотнесённых с особенностями регионально-композиционных и колористических решений; поисковую и художественно-технологическую деятельность в процессе выполнения учебных работ и создание на учебных занятиях эстетической среды, способствующей готовности обучающихся к конкретной учебной и будущей профессиональной деятельности.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Носань, Татьяна Михайловна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении отражены основные результаты исследования и сформулированы следующие выводы:

1. Осуществлён исторический и теоретический анализ профессионального обучения художественной вышивке, который показал:

искусство художественной вышивки и профессиональное образование в этой области являются единым взаимозависимым культурно-образовательным пространством, в котором сохранение, развитие историко-региональных художественно-технологических традиций каждого вида художественной вышивки являются основополагающими в подготовке художников-мастеров;

- наиболее эффективно обучение осуществляется в рамках курса «Технология художественной вышивки» в процессе погружения обучающихся в искусство вышивки через изучение и анализ её художественно-технологических традиций;

- уникальность и самоценность художественной вышивки как искусства- источника профессионального интереса, малочисленный контингент обучающихся и индивидуальность обучения на примерах исторических образцов, определяют специфику профессионального обучения и необходимость перехода к комплексным учебным программам с кардинальным обновлением содержания обучения, направленных на художественно-технологическую деятельность обучающихся и как результат - сохранение и развитие художественно-технологических традиций.

2. Основой учебной художественно-технологической деятельности

являются художественно-технологические традиции каждого вида

художественной вышивки. В связи с этим раскрыто и введено в

педагогическую практику содержание понятия «художественно-

технологические традиции» как исторически сложившиеся и передаваемые

из поколения в поколение технологические приёмы, характерные только

135

для конкретного вида художественной вышивки и необходимые восприятия его духовной сущности, сохранения и развития, что реализуется в интегрированной работе по передаче технологического и исполнительского мастерства от преподавателя к обучающемуся.

3. Разработано обновлённое содержание обучения технологии, основанное на принципах соответствия научному пониманию сущности, вариативности, целостности, креативности искусства вышивки, которое способствует осознанному приобретению знаний, умений, навыков и на их основе овладению технологическими приемами, их трансформации через -с одной стороны, исполнительское мастерство, а с другой - проектную графику (технический рисунок и композицию) в интегрированную художественно-технологическую деятельность.

4. Разработанная методика обучения технологии художественной вышивки, основанная на развитии позитивного отношения к этому искусству, включает:

-дифференцированный подход к выбору вида художественной вышивки с целью выявления её художественно - технологических особенностей;

-поэтапное освоение технологических элементов языка этого искусства, соотнесённых с особенностями регионально-композиционных и колористических решений на основе взаимосвязи технологии с исполнительским мастерством, техническим рисунком и композицией;

-поисковую и художественно-технологическую деятельность в процессе выполнения учебных работ в созданной на занятиях эстетической среде, способствующей готовности обучающихся к конкретной учебной деятельности;

-качественный отбор и анализ музейных образцов для индивидуального и интегрированного анализа и разработка вариантов учебных заданий, соотнесённых с конкретными регионально-

историческими художественно-технологическими особенностями каждого вида художественной вышивки;

- репродуктивные и творческие упражнения, способствующие мотивации к учебной художественно-технологической деятельности.

5. Внедрение обновлённого содержания и практико-ориентированных методов обучения позволяют обеспечить положительную динамику формирования профессионального интереса к художественной вышивке, выраженную в: умении осуществлять постоянный поиск альтернативных путей в технике исполнения изделия; соблюдении требований к качеству выполнения учебной работы; понимании технологических и технических схем декора и развитии навыков выполнения расчетов элементов вышивки; потребности в творческом самовыражении и профессиональной самостоятельности; творческом отношении к выполнению задания на основе историко-региональных художественно-технологических традиций художественной вышивки.

Результаты работы реализованы в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, что подтверждается справками о внедрении. Задачи исследования были решены, а гипотеза подтверждена.

Данное исследование не является исчерпывающим в области теории и методики профессионального образования и требует дальнейшей разработки не только в области художественной вышивки, но и других направлений традиционного прикладного искусства.

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Носань, Татьяна Михайловна, 2012 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агапова И. Э. Педагогические условия формирования профессионального интереса у учащихся колледжа традиционного прикладного искусства: Автореф. дис. канд. пед. Наук : 13.00.08 / И. Э. Агапова - М., 2004. - 22 с.

2. Антология педагогической мысли: В 3 т. Т. 2: Русские педагоги и деятели народного образования о трудовом воспитании и профессиональном образовании / Сост. Н. Н. Кузин. - М.: Высш. Шк. - 463 с.

3. Анопов И. А.Основные положения о промышленных училищах. Устав средних технических училищ / С. Я. Батышев // Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т. Т. I. С. 47.

4. Атутов П. Р.; Поляков В. А., Андрианов П. Н., Байдалинова Э. А., Бухалов Б. И., Казакевич В. М., Кочетов О. Л., Лукин В. В., Перченок Р. Л., Романовская М. Б., Шамрай Н. Н. Дидактика технологического образования: Кн. для учителя. Часть I. / Под ред. П. Р. Атутова. - М.: ИОСО РАО, 1997. - 203 с.

5. Арсеньева Е. В. Старые узорные ткани России XVI - XX в. / Е. В. Арсеньева. -М.: Госуд. Ист. музей, 1999. - 157 с.

6. Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. - М.: Педагогика, 1986. - 192 с.

7. Бакушинский А. В. Художественное творчество и воспитание. - М.: Культура и просвещение. 1922. - 66 с.

8. Бардина Р. А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры (товароведение и организация торговли). - М.:Высш.шк.,1990. - 302 с. : ил.

9. Батышев С. Я. Новикова А. М. Профессиональная педагогика.

/ Под ред. Батышева С. Я. Новикова А.М. - М.: Издательство 3-е изд., перераб. -М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 2010. -456 с.

10. Батышев С. Я. История профессионального образования в России / С. Я. Батышев, А. М. Новикова, Е. Г. Осовский//- М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 2003. - 672 с.

11. Батышев. С. Я. Особенности профессионального обучения в условиях мирового экономического кризиса // Труды четвертых международных научных чтений, посвященных памяти Героя Советского Союза академика РАО

С. Я. Батышева. Россия, г. Москва. 18 -октября 2010 г. / Под ред. академика РАО А. М. Новикова. - М.: Из-во ЭГВЕС, 2010. - 218 с.

12. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.

13. Беспалько В. П. Основы теории педагогических систем. - Воронеж, 1977 - 304с.

14. Беляева А. П. Интеграция рабочих профессий. // Энц. Про. Обр. М., т. 1. /С. Я. Батышев. - М.: АЛО. 1998. // С.385 - 387.

15. Богуславская И. Я. Коллекция Школы народных искусств / И. Я. Богуславская / Из истории формирования этнографических коллекций в музеях России (XIX -XX вв.): Сб. науч. тр. / Гос. музей этнографии. - СПб. 1992. С. 163-170.

16. Богуславская И. Я. Проблемы традиций в искусстве современных народных художественных промыслов / И. Я. Богуславская / Творческие проблемы современных народных промыслов: Сб. статей / Сост. и науч. ред. И. Я. Богуславская. - Л.: Художник РСФСР, 1981. - С. 16-43.

17. Богуславская И. Л. Русская народная вышивка. - М.: Наука, 1972. - 165 с.

18. Болынова С. И. Рязанские вышивальные промыслы XIX - начала XX века: Сб.

тр. НИИХП, 1992. - 60 с.

19. Борисова В. Ю. Профессиональное образование в области Мстерской лаковой миниатюрной живописи как фактор сохранения и развития традиционной художественной культуры: Автореф. дис. канд. пед. наук : 13.00.08 / В. Ю. Борисова. - М., 2010. - 22 с.

20. Борытко Н. М. Диагностическая деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. М. Борытко; под ред. В. А. Сластенина,

И. А. Колесниковой. - М.: Изд. центр «Академия», 2006. - 288 с.

21. Борытко Н. М., Соловцева И.А. Методология и методы психолого-педагогических исследований. - М.: «Академия», 2008. -320 с.

22. Божьева Н. П. Русский орнамент в вышивке: традиция и современность. М.: МХУПИ, 2008.- 263 е., ил.

23. Бурмистрова Т. П. «Материаловедение и технология художественной вышивки». Учебная программа по специальности 05.23.00 М.: «Декоративно -прикладное искусство и народные промыслы. М., 2002. - 38 с.

24. Васильев А. А. Европейская мода. Три века. / А. А. Васильев. - М.: «Слово», 2006. - 440 е., ил.

25. Вентцель К. Н. Свободное воспитание / К. Н. Вентцель Свободное воспитание. 1912-1913г. №8 - С. 35-63.

26. Возрастные возможности усвоения знаний / Под ред. Д. Б. Эльконина, В.В.Давыдова. - М.: Просвещение, 1966. - 440с.

27. Возникновение и развитие женской ремесленной школы Общества распространения технических знаний. - М., 1888.

[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.science-education.ru/ 22-725

28. Воронов В. С. Источники народного творчества / В. С. Воронов // Воронов В. С. и советские художественные промыслы в период становления: Сб. науч. тр. / Под общ. ред. В. А. Гуляева; Всерос. музей декоратив.-прикл. и нар. иск-ва. -М., 1991.-С. 66-71.

29. Возрождение традиций в искусстве народных художественных промыслов (из опыта работы НИИХП) / Сб. научн. трудов НИИ художественной промышленности по ред. Черкасовой Н.В. - М.: НИИХП, 1985. - 167 с.

30. Выготский JI. С. Педагогическая психология / JI. С. Выгодский // Под ред. В. В. Давыдова. -М.: ACT: Астрель: Люкс, 2005. - 671 с.

31. Гальперин П. Я. Теория поэтапного формирования умственных действий. Труды в области теории и методологии психологии, истории психологии. Педагогический энциклопедический словарь. (Методы обучения и умственное развитие ребенка). - М.: Изд-во МГУ, 1963. № 5.

32. Гершунский Б. С. Педагогическая прогностика / Б. С. Гершунский. Киев: Шк. изд-во Киев, ун-та, 1986. - 121 с.

33. Гончаров Н. Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности / Н.Ф. Гончаров. - М.: Педагогика, 1986. - 128 с.

34. Горбунов-Посадов И. Мастерская ручного труда // Свободное воспитание. 19121913. №6.

35. Государственный музей-заповедник Павловск: Полн. Кат. коллекций. Т. IV. Ткани. СПб.: Павловск, 2008. - 160 е., ил.

36. Гузеев В. В. Преподавание. От теории к мастерству. Школьные технологии. М., 2009.

37. Гуляев В. А. Художественные музеи и профессиональное образование

/ В. А. Гуляев // Традиционное прикладное искусство и образование: Мат. XI науч.-практич. конф., ноябрь. - СПб., 2005.-С. 53-57.

38. Гумилевская М. Н. Строчка и вышивка. - М.: Легкая индустрия, 1963.

39. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении / В.В. Давыдов-М.:Педагогика, 1972.-424 с.

40. Давыдов В.В. О деятельностном подходе к определению содержания образования. Тезисы/ В.В. Давыдов. - Томск. Изд. «Пеленг», 1995. -149 с.

41. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения/ В.В. Давыдов. - М.: Педагогика, 1972 -544 с.

42. Динцес Л. А. Древние черты в русском народном искусстве. История культуры Древней Руси. T.I, II. М.-Л.: Наука, 1951. - 120 с.

43. Динцес Л.А. и К. Болыпева. Народные художественные ремесла Ленинградской области //Сов. Этнография. II. 1939. С.118 -120; Левинсон М. Н. - Нечаева. Золото серебряное кружево XVII в. Тр. Гос. Ист. музея, вып. XIII. М.,1941, 178 с.

44. Дружкова Н. И. В. Кандинский в Баухаузе / Н. И. Дружкова // История художественного образования в России XX века в лицах, фактах, событиях, произведениях художественного творчества детей и подростков. Том I. / Составл. и науч. ред. Н. Н. Фоминой. Редактор Ю. В. Голобоков М.: Педагогика,2002 - с. 303-323 (Институт художественного образования).

45. Дурасов Г. П. Яковлева Г.А. Изобразительные мотивы в русской народной вышивке М.: 1990.-311 с.

46. Дуров И. Кустарное производство поморских рукодельниц //Экономика и статистика Карелии № 4-6. 1926. С. 73-76.

47. Ермоленко В. А. Проектирование содержания непрерывного профессионального образования: концептуальные и методологические основы / 2-е изд. перераб. и доп. - М.: ИТОП РАО, 2004. - 131 с.

48. Забелин И. Е. Домашняя жизнь русских цариц / И. Е. Забелин,- М.: Эксмо, 005.-С.409, 432 с, ил.

49. Загвязинский В. И. Методология и методика дидактического исследования / В. И. Загвязинский. - М.: Педагогика, 1981. - 160 с.

50. Зива В. Ф. Прогностическая модель и стратегия построения инновационной системы художественного образования в России: автореферат дис. докт. пед. наук: 13.00.01 / В. Ф. Зива - М., 2009. - 47 с.

51. Зимняя. И. А. Педагогическая психология /И. А. Зимняя. - М., 2002. - 384 с.

52. Зиновкина М. М. Инженерное мышление: Теория и инновационные педагогические технологии: Монография / М. М. Зиновкина. - М.: МГИУ, 1996.- 283 с.

53. Зотов С. В. Понятие о методе и методологии научного исследования / С. В. Зотов // Научно-инновационное развитие системы непрерывного профессионального образования в традиционном прикладном искусстве: Сб. науч. тр. / Под ред. В. Ф. Максимович, Н. Н. Шамрай. - СПб.: ВШНИ, 2011. С.81-99.

54. Ибрагимов Г. Б. Формы организации обучения. - Казань, 1994. - 134 с.

55. История художественного образования в России-проблема культуры XX века. Издат. дом Росс. Акад. Образов. М., 2003 - 411 с.

56. Каблукова М. Комиссия по женским ремеслам при Политехническом музее в Москве. Ее задачи и деятельность (1888-1903): Очерк // Записки Московского

Отделения Императорского Русского Технического Общества. - М.: Типолитография Т-ва И. Н. Кушнерев и К, 1904.- 69 с.

57. Казанская Н. Р. Традиционное прикладное искусство как учебный предмет в образовательных учреждениях народных художественных промыслов: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Н. В. Казанская. М., 2000. - 20 с .

58. Калинина JI. П. Формирование эстетической культуры студентов профессиональных учебных заведений традиционного прикладного искусства: Автореф. дис. канд. пед. наук : 13.00.08 / JI. П. Калинина. М., 2004. - 22 с.

59. Кальней В. А. Основы методики трудового и профессионального обучения / Под ред. В. А. Полякова. - М.: Просвещение, 1987. -191 с.

60. Камнева С. Ю. Формирование мастерства на примере техники художественной вышивки «Крестецкая строчка» // Мат. XIV междунар. науч.- практич. конф. Традиционное прикладное искусство и образование, СПб, 10-11 декабря 2008 г.: /Под ред. И.Э. Кашековой. М., 2008. С. 175-178.

61. Кандинский В. В. О духовном в искусстве / В. В. Кандинский. - Л., 1989; Берлин, 1911 - 107 с.

62. Кирсанов А. А. Методологические проблемы создания прогностической модели специалиста: Монография. - Казань: Изд-во Казан, гос. технолог, ун-та, 2000. -229 с.

63. Климова Н. Т. Ручная и машинная вышивка: учебное пособие - М.: Легк. индустрия, 1980. - 224 е., ил.

64. Климова Н. Т. Вышивка. - В сб. Основы художественного ремесла, т.1. М.:1978.

65. Климова Н. Т. Народная вышивка Горьковской обл. - Горький: 1983. 95 с.

66. Климов Е. А. Психологическое содержание труда и вопросы воспитания / Е. А.Климов М.: Знание, 1986. - 78 с.

67. Коноплина Н. В., Лазарев В. С. Развитие педагогического вуза: методология,

теория, опыт: Монография. - 2-е изд. - Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2010.- 288 с.

67. Косменко А.П. Карельское народное искусство. Петрозаводск, Карелия, 1977.

- 161 с.

68. Косменко А. П. «Северные узоры» Народная вышивка Карелии г. Петрозаводск, 1989. - 238 с.

69. Котряхов Н. В. Теория и практика использования ручного труда в педагогических целях в русской общеобразовательной школе в конце XIX -начале XX вв. Автореферат дисс. докт. пед. наук. М., 1997. - 22 с.

70. Королева Н. С. Вышивка народов Поволжья.- М.:Наука, 1958. - 60 с.

71. Королева Н. С. Традиционная чувашская вышивка. - Сб. трудов НИИХП, 1992. -92 с.

72. Краткие очерки деятельности «Школы народного искусства» январь март 1912 г. СПб. 1913 г.-60 с.

73. Программы занятий в школе народного искусства ее императорского величества государыни императрицы Александры Федоровны за 1914 год. СПб. 1914г. -С. 1-21.

74. Краевский В.В. «Методология педагогического исследования / В.В. Краевский Самара: Изд-во Сам. ГПИ, 1994. - 165 с.

75. Красикова А. В., Романтовская Т. М. Исполнительское мастерство. (Производственное обучение): Учеб.-метод. пособие по специал. «Декоративно-

прикладное искусство»; Специализация «Художественная вышивка» /В.Ф. Максимович - научн. ред. - СПб.-:ВШНИ, 2009.- 60 е.: ил.

76. Кузнецова Н. С. Профессиональная подготовка студентов педагогического вуза к работе с учащимися в условиях художественного музея: автореф. дис. канд.пед.наук : 13.00.08 / Н. С. Кузнецова - М., 2008. - 24 с.

77. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. - JL: Изд-во ЛГУ, 1970. -114 с.

78. Кустарная промышленность в Олонецкой губернии / сост.: И. И. Благовещенский, А. Л. Гарязин. - Петрозаводск: Губернская типография, 1895.

79. Лазарев B.C. Управление инновациями в школе / B.C. Лазарев. - М.: Центр педагогического образования, 2008. - 352с.

80. Лапшина Е. А. Профессиональное образование в художественном кружевоплетении (монография). СПб.: ВШНИ (ин-т), 2009. - 164 с.

81. Лебедев С. В. Инновации в преподавании гуманитарных дисциплин будущим художникам традиционного прикладного искусства /С. В. Лебедев // Научно-инновационное развитие системы непрерывного профессионального образования в традиционном прикладном искусстве: Сб. науч. тр. / Под ред.

B. Ф. Максимович, Н. Н. Шамрай. - СПб.:ВШНИ, 2011.С.63-66.

82. Леднев В. С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы - М.: Высш. шк., 1991.-224 с.

83. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность/ А Н. Леонтьев. М.:Политиздат, 1977. -304 с.

84. Лернер И. Я. Проблемное обучение / И. Я. Лернер. - М.: Знание, 1974- 64 с.

85. Литвиненко О. В. «Личностно - ориентированный подход к студентам в процессе обучения декоративно-прикладному искусству» // Материалы XVI международной научно-практической конференции Традиционное прикладное искусство и образование, СПб 2-Зноября 2010г./Под общ. ред. С. А.Тихомирова.- СПб.,2012. С.236 -239.

86. Лихачева В. Д.; Лихачев Д. С. Художественное наследие древней Руси и современность / В. Д. Лихачева, Д. С. Лихачев. - Л.: Наука Лен. отд-е, 1971-121с.

87. М.Н.П. I. Женские профессиональные школы и курсы. II. Классы рукоделий при общеобразовательных женских учебных заведениях. - СПб.: 1909. Издание отдела промыш. училищ, -74 с.

88. Максимович В. Ф. Сущность и педагогическое значение ручного художественного труда / В.Ф. Максимович // Традиционное прикладное искусство и образование: Мат-лы XI науч-практич. конф., - СПб.,2005. нояб.

C.3-10.

89. Максимович В. Ф. Народные художественные промыслы: Науч.- метод, пособие для высш. и сред. проф. уч. зав. культ, и иск-ва / В. Ф. Максимович. - М.: Флинта, 1999. - 65 с.

90. Максимович В. Ф. Социально-экономические проблемы профессионального образования в области народных художественных промыслов и пути их решения / В. Ф. Максимович // Научно-инновационное развитие системы непрерывного профессионального образования в традиционном прикладном искусстве: Сб. науч. Тр. / Под ред. В. Ф. Максимович, Н. Н. Шамрай. - СПб.: ВШНИ, 2011. С.10-16.

91. Максимович В. Ф. Традиционное декоративно-прикладное искусство и образование: Историч. аспект, современное состояние и пути обновления / В. Ф. Максимович - М.: Флинта, 2000. -200 с.

92. Максимович В. Ф. Теория и практика подготовки учащихся по художественно-промышленным видам труда в условиях непрерывного образования (на примере учебных заведений традиционного декоративно-прикладного искусства: Дис. Докт. пед. наук : 13.00.01/ В. Ф. Максимович; Рос. Аккад. Образ; ин-т худож. образования - М., 2000. -293 с.

93. Маслова Г. С. Северодвинская золотошвейная вышивка. - Л.: Наука, 1972,- 129 с.

94. Махмутов М. И. Методы проблемного обучения / М. И. Махмутов // Энциклопедия профессионального образования: В Зх т. / Под ред. С. Я. Батышева. - М.: АП0.1999. т.2. С.61-62.

95. Мелик-Пашаев А. А. Педагогическая система С. Д. Левина (1907-1990) в фактах творческой биографии и детских рисунках / А. А. Мелик-Пашаев // История художественного образования в России - проблема культуры XX века. - М.: Издат. дом Рос. акад. образов. 2003. - С. 373-379. (Рос. Акад. образов.)

96. Музей народного искусства и художественные промыслы: Сб. тр. НИИХП. - М.: Изд-во «Изобраз. Иск.», 1972. - 279 с.

97. Народное искусство Каргополья: Сб. ст. / Науч. ред. И Богуславская -СПб.:ГРМ, - 2006. - 95 с.

98. Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры / М. А. Некрасова. -М., 1983.-345 с.

99. Некрасова М. А. Народное искусство России. Традиция и современность: Мат. Всерос. Науч.- Практич. конф. Сб. - Вологда, 2008./редакторы: М. А. Некрасова, Т. Л. Астраханцева, А. У. Греков, В. В. Воропанов / Вологда 2008, 280 с. С.41 -47.

100. Неменский Б. М. Педагогика искусства / Б. М. Неменский. - М.: Просвещение, 2007.-255 с.

101. Николаева А. А. «Художественная вышивка в профессиональной подготовке художника декоративно-прикладного искусства» // Материалы XIV международной научно-практической конференции Традиционное прикладное искусство и образование, СПб 10-11 декабря 2008г. /Под ред. И.Э. Кашековой .М.-2008. С.172-175.

102. Новиков А. М. Методология художественной деятельности / А. М. Новиков. -М.: Изд.- во «Эгвес», 2008. - 72 с.

103. Носань Т. М. и др. Профессиональное обучение художественной вышивке в Республике Карелия: монография / Под науч. ред. С. И. Назаровой. - СПб., 2011. - 182 с. Всего 11,5 п. л., в том числе автора 5,75 п. л.

104. Носань Т. М. Технология художественной вышивки. Экспериментальная программа курса по специальности 070802 «Декоративно- прикладное искусство и народные промыслы» Спб., 2007. - 29 с.

105. Обозрение министром народного просвещения Д. А.Толстым учебных заведений Олонецкой губернии. Петрозаводск: Изд. Олонецкой губ. Петрозаводск. 1877. Общее образование и техническая подготовка кустарей и ремесленников. Распределение по полам и возрастам. Грамотность. Ремесленные школы, классы и мастерские. Результаты обучения в них. [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://elibrary.karelia.ru/book.shtrnl?id=970#t20c

106. Оршанский JI. Г. Художественная и кустарная промышленность СССР 19171927. - Л.: Изд. Акад. Художеств, 1927. - 82 е., ил.

107. Отчет Школы народного искусства ее величества государыни императрицы Александры Федоровны за 1912год. - СПб. 1912-1915 гг.

108. Программы занятий в Школе народного искусства ее императорского величества государыни императрицы Александры Федоровны за 1914 год. -СПб., 1914. [№, с. 1-21].Отчет ГРМ Ленинград: ГРМ, 1925. С.19-22 Пастон Э. Собрание № 2 2004, С.78-87.

109. Отчет о состоянии начальных народных училищ Олонецкой губернии за 1901г., 1902г., 1903г., 1905г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kizhi.karelia.ru/library/ryabinin-1999/217.html#note-id566443 8.

110. Подласый И. П. Педагогика: учебник / И. П. Подласый. - М. : Высш.образование, 2007. - 540с., (Основы наук)

111. Положение о ремесленных отделениях по законам 21 апреля 1903 г. и 13 марта 1904 г. при низших общеобразовательных учебных заведениях МНП. Утверждено МНП 8 ноября 1907 г. // Настольная книга по народ, образованию. Т. IV. М.,1913. С. 606-609.

112. Подготовка техников в новых экономических условиях. М. :А.П.О. 1994. - 376 с. Научные редакторы: академики РАО Батышев С. Я., Гершунский Б. С. д.п.н. Семушина Л. Г.

113. Психолого-педагогические проблемы профессионального учения / Под ред. проф. П. Я. Гальперина, пр. Н. Ф. Талызиной, доц. 3. А. Решетова.- М. , Изд-во Моск. ун-та, 1979. - С. 208.

114. Работнова И. П., Королёва Н. С. Народная вышивка РСФСР. - М., 1959. - 60 с.

115. Разина Т. М. Традиционное и новое в искусстве современных художественных промыслов / Т. М. Разина // Народное декоративное искусство. Традиции и поиск. М., 1979.-С.20 -73.

116. Разина Т. М. Художественные промыслы России в первое десятилетие советской власти / Народные художественные промыслы РСФСР. История и современность: Сб. науч.тр. / Отв.ред. Н. В. Черкасова. М., 1991 - С. 29-53.

117. Рождественская С. Б. Русская народная художественная традиция в современном обществе. Архитектурный декор и художественные промыслы

/ С. Б. Рождественская / Академия Наук СССР, Ин-т Этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. М.: Наука, 1981

118. Русское народное искусство в собрании Государственного Русского музея / Ред.-сост. И. Я. Богуславская. - Л.: Художник РСФР, 1984. - 293 с.

119. Русское народное искусство на Второй Всероссийской кустарной выставке в Петрограде в 1913 году: Репринт. Изд. 1914 года / Вступ. ст. В. П. Савченко. -СПб.: Альфарет, 2008. - 132 е., 88 табл.

120. Рыбникова О. П. Влияние функционального состояния мелкой моторики пальцев рук на формирование творческого мышления студентов ВШНИ. Материалы XIII Международной научно-практической конференции «Традиционное прикладное искусство и образование: исторический опыт, современные проблемы, перспективы развития», - СПб.; ноябрь 2007.СПб.: ВШНИ (институт), 2007. - С. 222-224

121. Рыбаков Б. А. Ремесло древней Руси / Б. А.Рыбаков. - М. 1948. - 95 с.

122. Савенкова JI. Г. Творческое задание в практике работы педагога образовательной области «Искусство»// Педагогика искусства: электронный журнал, №1, 2007. - режим доступа http //www.art-education.ru/AE-magazine/.

123. Е. В. Сайфулина «Вышивка в Русском мужском костюме» // Материалы IV Международной студенческой научной конференции «Культура России в XXI веке: прошлое в настоящем, в будущем» «М., декабрь2008. - С. 84-88.

124. Селиванов В. С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. 3-е изд., испр. М.: Изд. центр «Академия», 2004 - 336 с.

125. Семушина Л. Г. Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе. /С. Я. Батышев // Энц. Проф. обр. в 3-х томах. Т.2 С. 75-76.

126. Семушина Л. Г., Ярошенко Н. Г. Содержание и методы обучения в средних специальных учебных заведениях: Учеб. пособие. - М.: Высш. Шк., 1990. - 192 с.

127. Синельникова Л. П. Русская вышивка белой гладью и тамбуром. - Сб.тр. НИИХП, 1979. С. 38.

128. Синельникова Л. П. Традиционное искусство калужской вышивки - Сб. трудов НИИХП, 1986. С.15.

129. Симакова И. Л. Традиции русской народной вышивки в художественных промыслах - М.: Граница, 2000. 185 е.: ил.

130. Скакун В. А. Тестирование качества теоретического обучения /С.Я. Батышев // Энциклопедия профессионального образования в 3-х томах. Т.З С. 237.

131. Скаткин М. Н. Методология и методика педагогических исследований. - М.: Педагогика, 1986. -152 с.

132. Смирнов В. И. Как можно построить курс «Теория творчества» для художественного вуза // Материалы 13-й научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава кафедр гуманитарных и философских наук и общеобразовательных дисциплин института имени И Е. Репина по проблеме «Вопросы совершенствования педагогического мастерства в современных условиях». - СПб.: изд-во Ин - та им. И.Е.Репина, 2000. С. 21 -25.

133. Сорокина М. А. Вологодское кружево и женский костюм XIX-XX веков

/ М. А. Сорокина // Народный костюм и современная молодежная культура: Сб. ст./ Ред. Е. Ш. Галимова - Архангельск, 1999.-272 с.

134. Сорокина М. А. Народное искусство Ленинградской области из собрания Государственного Русского музея: Каталог выставки. /М.А.Сорокина,

И.Я. Богуславская. - Л., 1985. - 125 с.

135. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. - Киев: Школа, 1974. - 288 с.

136. Ткаченко Е. В. Основные итоги, проблемы и пути развития российского образования. 1996 год: Избранные выступления, статьи Министра образования России Е.В. Ткаченко. - М.: МОРФ, 1996. -130 с.

137. Ткаченко Е. В. Основы Регионализации базового профессионального образования. М.: Издательский центр АПО, 2001. - 43 с.

138. Тюников Ю. С. /С. Я. Батышев // Энциклопедия профессионального образования в 3-х томах. T.I. С. 47.

139. Уткин П. И. Традиции и современные тенденции развития искусства народных художественных промыслов / П. И. Уткин / О специфике современного этапа развития искусства народных художественных промыслов РСФСР: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Н. В. Черкасова. - М., 1989. - С. 28-37. - (НИИ ХП).

140. Уханова И. Н. Народное декоративно-прикладное искусство городов и посадов Русского Севера конца XVII-XIX веков,- СПб, 2001.- 307 с.

141. Фалеева В. А. Пособие по вышивке /В. А.Фалеева, Е. И. Кокуинова / Всесоюз. Дом нар. творчества им. Н. К. Крупской. - М.: Гос. изд-во, 1954. - 45 с.

142. Федотова О. В. Педагогическая взаимосвязь учебных предметов «мастерство» и

«композиция» в профессиональном обучении студентов лаковой миниатюрной живописи: автореф. дис. анд. пед. наук:13.00.08 /. -М.: 2005 -22с.

143. Фокин Ю. Г. Теория и технология обучения: деятельностный подход: Учеб.

пособие для высш. учеб. заведений / Ю.Г. Фокин. - М.: Изд. центр «Академия», 2006. - 240с.

144. Цируль К. Ю. Ручной труд в общеобразовательной школе / К. Ю.Цируль. -СПб., 1894.- 125 с.

145. Шамрай H.H. Инновационное развитие профессионального образования: гносеологический подход / Н. Н. Шамрай // Научно-инновационное развитие системы непрерывного профессионального образования в традиционном прикладном искусстве: Сб. науч. тр. / Под ред. В. Ф.Максимович, Н. Н. Шамрай. - СПб.: ВШНИ, 2011. - С. 17-21.

146. Шамрай Н. Н. Педагогические основы адаптации учащихся к условиям труда в процессе технологического образования: Дис. докт. пед. Наук : 13.00.01

/ Н. Н. Шамрай ; Рос. Акад. образования; Ин-т общего среднего образования.-М., 2000 -338 с.

147. Школяр JI. В. О состоянии и перспективах развития научных исследований Учреждения Российской академии образования «Институт художественного образования» / JI. В. Школяр // Электрон. Науч. журн. http: // www.art-education. ru AE-magazine -2010. № 4

148. Ховов Б. С. Профессиональная компитентность /С. Я. Батышев // Энциклопедия профессионального образования в 3-х томах. T.I С. 454-455.

149. Royal School of Needlework Art of embroidery/ History of style and technique -Искусство вышивки: ./L.Syng; Royal School of Needlework.- Suffolk.: Antique Collectors Club, 2006. - 352 е.: ил. 194.

150. Spies J. Kostbarkeiten aus dem stadtischen Museum Braunschweig. Stuttgart, 1978. -174 c.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.