Особенности содержания среднего профессионального образования в области художественного кружевоплетения Рязанского региона тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат наук Христолюбова Дарья Юрьевна
- Специальность ВАК РФ13.00.08
- Количество страниц 221
Оглавление диссертации кандидат наук Христолюбова Дарья Юрьевна
Введение
Глава 1. Исторические и теоретические основы возникновения и развития среднего профессионального образования в области художественного кружевоплетения Рязанского региона
1.1. Становление и развитие профессионального образования в области художественного кружевоплетения Рязанского региона
1.2. Современное состояние среднего профессионального образования в
области художественного кружевоплетения Рязанского региона
Выводы по главе
Глава 2. Разработка и внедрение инновационной модели содержания среднего профессионального образования в области художественного кружевоплетения Рязанского региона
2.1. Инновационная модель содержания среднего профессионального образования в области художественного кружевоплетения Рязанского региона
2.2. Дидактические условия внедрения инновационной модели содержания среднего профессионального образования в области художественного кружевоплетения Рязанского региона
2.3. Ход и результаты экспериментальных исследований по внедрению инновационной модели содержания среднего профессионального образования в области художественного кружевоплетения в Рязанском
регионе
Выводы по главе
Заключение
Литература
Приложения
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК
Особенности содержания обучения технологии киришского художественного кружевоплетения как фактор развития этого вида искусства2019 год, кандидат наук Лапина Юлия Евгеньевна
Содержание и методы профессионального образования в художественном кружевоплетении2009 год, кандидат педагогических наук Лапшина, Екатерина Александровна
Содержание профессионального обучения реновации произведений искусства кружевоплетения2011 год, кандидат педагогических наук Лончинская, Татьяна Евгеньевна
Содержание обучения мастерству художественной вышивки в системе непрерывного профессионального образования2017 год, кандидат наук Николаева, Анна Алексеевна
Методические основы обучения студентов художественно-графических факультетов орнаментальной композиции: На материале художественного кружевоплетения2004 год, кандидат педагогических наук Ударцева, Анна Валентиновна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Особенности содержания среднего профессионального образования в области художественного кружевоплетения Рязанского региона»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Художественное кружевоплетение является уникальным видом традиционного прикладного искусства, включающим в себя богатство технологических и художественных особенностей в зависимости от исторически сложившихся центров художественного кружевоплетения в конкретном регионе. В настоящее время сохранено художественное кружевоплетение в следующих региональных центрах: г. Вологда (вологодское), г. Кириши Ленинградской области (киришское), г. Елец Липецкой области (елецкое, мценское), г. Киров (кировское), г. Белев Тульской области (белевское), г. Балахна Нижегородской области (балахнинское), г. Рязань (рязанское), Рязанская область (михайловское, ижеславское, скопинское, ряжское). Утраченными видами художественного кружевоплетения являются тверское, калязинское, ростовское. С учетом особенностей каждого вида художественного кружевоплетения в зависимости от региона возникновения возрождения и развития формируются содержание и процесс среднего профессионального образования в этой области, что призвано обеспечить историческую преемственность, распространение и развитие традиционного прикладного искусства, воспитание бережного отношения к культурному наследию.
Культурные ценности являются основой социального и экономического развития народов. Утрата любого элемента культурного наследия, одним из которых является художественное кружевоплетение - невосполнимая потеря, что ведет к духовному оскудению человечества. Отсюда, необходимость осмысления роли традиций, изучение и сохранение элементов или явлений традиционной прикладной культуры является актуальным не только для данного исследования, но и для развития педагогических и искусствоведческих наук.
В искусстве художественного кружевоплетения Рязанского региона существуют пять абсолютно самостоятельных видов в зависимости от районов распространения. В этих видах художественного кружевоплетения отражаются многовековые традиции, собственные технологические особенности:
Михайловский район: михайловское (численное, многопарное) и ижеславское (многопарное сканное), Скопинский район: скопинское (многопарное), Ряжский район: журавинское (многопарное), Рязанский район: рязанское (сцепное). Однако, профессиональное образование в области художественного кружевоплетения Рязанского региона до сих пор не изучено; кроме того, отсутствуют специализированные учебники, учебные и методические пособия по видам художественного кружевоплетения, традиционным для региона. Все вышеизложенное является актуальной практической проблемой, требующей решения.
Степень разработанности темы исследования. Проведенный анализ научных трудов в области традиционного прикладного искусства показал, что в целом профессиональное образование в этой сфере рассматривалось в диссертационных исследованиях Ю.А. Бесшапошниковой, В.Ю. Борисовой, Е.И. Васильевой, П.В. Гусевой, С.Н. Денисовой, Д.С. Дронова, Н.Ю. Дунаевой, С.Ю. Камневой, М.О. Ломакина, В.Ф. Максимович, А.А. Николаевой, Н.М. Носань, О.В. Озеровой, П.Е. Серова, О.В. Федотовой. Имеются научные исследования в области профессионального образования в сфере художественного кружевоплетения: Е. А. Лапшиной (вологодское), Ю.Е. Лапиной (киришское), Т.Е. Лончинской (реновация художественного кружевоплетения), С.И. Большовой (михайловское). В исследованиях Е.А. Лапшиной уделено внимание непосредственно проблемам непрерывного профессионального образования в области художественного кружевоплетения, где отмечается необходимость разработки моделей образования в этой области с учетом региональных особенностей и каждого вида художественного кружевоплетения России, соотнесенного с конкретным регионально-историческим центром, требующего собственных учебных программ по всем специальным дисциплинам. Это относится в полной мере и к Рязанскому региону. Однако, нами не выявлены научные исследования, отражающие профессиональное образование непосредственно в области художественного кружевоплетения Рязанского
региона, объединяющего все традиционные для него виды (михайловское, ижеславское, скопинское, ряжское, рязанское).
Анализ педагогической и методической литературы показал, что, несмотря на пристальный интерес к сохранению и развитию традиций региональных народных художественных промыслов, на данный момент отсутствуют учебники и учебные пособия, раскрывающие специфику содержания и процесса обучения в области художественного кружевоплетения Рязанского региона. Актуальность исследования подтверждается следующими противоречиями между:
• сложившейся системой профессионального образования в области художественного кружевоплетения в целом в России и отсутствием должного профессионального образования в области художественного кружевоплетения Рязанского региона, учитывающего все исторически сложившиеся виды этого традиционного искусства;
• потребностью в научном осмыслении необходимости развития художественного кружевоплетения Рязанского региона и профессионального образования в этой области и недостаточностью комплексных исследований, позволяющих составить целостное представление о содержании и процессе профессионального образования в сфере художественного кружевоплетения Рязанского региона.
Полученные данные позволили обозначить проблему исследования, которая заключается в необходимости совершенствования среднего профессионального образования в области художественного кружевоплетения Рязанского региона, учитывающего конкретные виды данного искусства в его исторических центрах возникновения. Недостаточная разработанность обозначенной проблемы обусловила выбор темы исследования: «Особенности содержания среднего профессионального образования в области художественного кружевоплетения Рязанской региона».
Цель исследования: разработка и внедрение инновационной модели содержания среднего профессионального образования специалистов в области художественного кружевоплетения Рязанского региона.
Объект исследования: профессиональное образование в области художественного кружевоплетения России.
Предмет исследования: содержание среднего профессионального образования специалистов в области художественного кружевоплетения Рязанского региона.
Гипотеза исследования: эффективность среднего профессионального образования в области художественного кружевоплетения Рязанского региона будет обеспечена, если будут:
1) выявлены основные тенденции и особенности развития системы профессионального образования в области художественного кружевоплетения Рязанской области на основе изучения и систематизации архивных и библиографических материалов;
2) использованы регионально-исторический и системный подходы к определению содержания среднего профессионального образования в области художественного кружевоплетения Рязанского региона;
3) создана инновационная модель содержания среднего профессионального образования в области художественного кружевоплетения Рязанского региона;
4) разработаны оптимальные дидактические условия внедрения инновационной модели содержания среднего профессионального образования в области художественного кружевоплетения Рязанского региона.
На основе цели, объекта, предмета диссертационного исследования и выдвинутой гипотезы можно сформулировать следующие задачи диссертационного исследования:
1) выявить историю, современное состояние и направления развития среднего профессионального образования в области художественного кружевоплетения Рязанского региона;
2) на основе анализа регионально-исторической сущности художественного кружевоплетения Рязанского региона и профессионального образования в этой области раскрыть его содержание;
3) разработать инновационную модель содержания среднего профессионального образования в области художественного кружевоплетения Рязанского региона, включающую взаимосвязь учебных дисциплин профессионального цикла, а также профессиональных компетенций, формируемых профессиональными модулями обучения по каждому конкретному виду художественного кружевоплетения Рязанского региона;
4) обосновать и определить дидактические условия внедрения разработанной инновационной модели в учебный процесс;
5) экспериментально проверить разработанную инновационную модель содержания среднего профессионального образования в области художественного кружевоплетения Рязанского региона.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили: регионально-исторический подход к изучению народной художественной культуры (Б.М. Бернштейн, Г.В., Д.С. Лихачев, А.Ф. Лосев и др.); регионально-исторический подход к исследованию становления и развития профессионального образования в области художественного кружевоплетения (С.И. Большова, С.А. Давыдова, В.Ф. Максимович, Е.Н. Половцева и др.); системный и интегративный подходы в создании содержания профессионального образования (И.В. Блауберг, Е.И. Васильева, М.О. Ломакин, М.С. Пак, Л.Г. Савенкова, Э.Г. Юдин и др.); теоретические основы профессионального образования (Ю.К. Бабанский, С.Я. Батышев, Г.Я. Гальперин, И.Я. Лернер, В.В. Шапкин и др.); искусствоведческие и научно-методические исследования в области традиционного прикладного искусства (А.В. Бакушинский, И.Я. Богуславская, В.М. Василенко, А.И. Некрасов, М.А. Некрасова и др.); научные положения профессионального образования в области традиционного прикладного искусства (И.Э. Агапова, И.А. Безина, Н.Ю. Дунаева и др.); моделирование содержания и процесса профессионального образования в области традиционного прикладного искусства (Ю.А. Бесшапошникова, П.В. Гусева, С.Ю. Камнева, Е.А. Лапшина, В.Ф. Максимович и др.).
Методы исследования: анализ исторической, философской, педагогической литературы, методик профессионального обучения; наблюдение и анализ учебного процесса в области художественного кружевоплетения Рязанского региона; систематизация и обобщение педагогического опыта и особых профессиональных приемов работы преподавателей, связанных с особенностями преподавания художественного кружевоплетения; моделирование, опрос, анкетирование учащихся и преподавателей; педагогический эксперимент; формулирование выводов.
Экспериментальная база исследования: отделение художественного кружевоплетения Рязанского филиала Высшей школы народных искусств (институт) г. Рязани, кафедра художественного кружевоплетения Высшей школы народных искусств (институт) - ВШНИ (и) г. Санкт-Петербурга.
Этапы исследования. На первом этапе (2014-2015 гг.) научно-поисковом: осуществлялся поиск и анализ регионально-исторических и педагогических источников по теме исследования, определение основных групп источников -архивных материалов, учебно-методической, научной литературы по преподаванию художественного кружевоплетения в профессиональном образовании; изучение фактического материала музейных экспозиций; установление этапов становления профессионального образования в области художественного кружевоплетения Рязанского региона; изучение практического педагогического опыта, обоснование актуальности темы, формулирование гипотезы и определение методологической и теоретической базы исследования, разработка методики экспериментальной работы.
На втором этапе (2015-2016 гг.) научно-экспериментальном: создавалась инновационная модель содержания среднего профессионального образования в области художественного кружевоплетения Рязанского региона, разрабатывались основные теоретические положения исследования, выявлялись принципы разработки содержания и процесса профессионального образования; устанавливались разные виды профессиональной деятельности, в зависимости от специфики изучаемого вида художественного кружевоплетения; разрабатывались
организационно-педагогические условия реализации разработанной модели, осуществлялся формирующий эксперимент и написание текста первой главы диссертации.
На третьем этапе (2016-2017 гг.) заключительном: систематизировались результаты теоретического и экспериментального исследования; апробировалась и внедрялась инновационная модель содержания среднего профессионального образования в области художественного кружевоплетения Рязанского региона; проводился анализ, обрабатывались и оформлялись полученные результаты работы, формулировались выводы и заключение диссертационного исследования, оформлялась диссертационная работа и автореферат.
Научная новизна исследования заключаются в том, что:
- систематизирован и теоретически обоснован исторический опыт обучения художественному кружевоплетению в Рязанском регионе, выявлены дидактические проблемы в современном профессиональном образовании в этой области;
- найдены методологические и теоретические основания разработки инновационной модели содержания среднего профессионального образования в области художественного кружевоплетения Рязанского региона;
- впервые создана инновационная модель с учетом специфики изучаемых технологических и художественных особенностей кружевоплетения в конкретной области России, способствующих сохранению и развитию исторически сложившихся видов и техник художественного кружевоплетения;
- раскрыты дидактические условия реализации разработанной инновационной модели посредством методов, средств, форм критериев обучения, а также образовательной художественно-творческой среды среднего профессионального образования.
Теоретическая значимость исследования:
- раскрыты исторические этапы развития и современное состояние среднего профессионального образования в области художественного кружевоплетения Рязанского региона на основании регионально-исторического
подхода и систематизации всех имеющихся видов и техник кружевоплетения, соотнесенных с каждым конкретным его центром в регионе;
- установлен дидактические принцип «предоставления информации по всем видам художественного кружевоплетения Рязанского региона» и раскрыта его сущность для отбора содержания профессионального учебного цикла среднего профессионального образования в области художественного кружевоплетения;
- разработаны компоненты инновационной модели содержания среднего профессионального образования в области художественного кружевоплетения в Рязанском регионе, которые утверждают взаимозависимость художественно-технологических традиций, всех видов художественного кружевоплетения региона, содержания профильных, общепрофессиональных дисциплин и дисциплин профессиональных модулей, а также методов, среды обучения и профессиональных компетенций выпускников;
- обоснован выбор методов, средств, форм, образовательной художественно-творческой среды, критериев оценивания обучения художественному кружевоплетению Рязанского региона, обеспечивающих лучшие дидактические условия освоения профессионально значимых знаний, умений и навыков;
- выявлены и раскрыты требования к проведению практических занятий по дисциплинам профессионального учебного цикла для обучения художественному кружевоплетению, исходя из специфики исполнительской, творческой и производственно-технологической деятельности художников в области михайловского, ижеславского, ряжского, скопинского и рязанского художественного кружевоплетения; предложена иерархическая классификация дидактических материалов, используемых для обучения художественному кружевоплетению.
Практическая значимость исследования:
- внедрена инновационная модель содержания среднего профессионального образования в области художественного кружевоплетения
Рязанского региона при подготовке художников по специальности 54.02.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по художественному кружевоплетению)»;
- разработаны учебные программы по дисциплинам «Рисунок», «Живопись», «Технический рисунок», «Цветоведение», «Основы композиции», «Проектирование», «Технология художественного кружевоплетение», «Материаловедение», «Исполнительское мастерство», «История художественного кружевоплетения», включающие учебную информацию для формирования знаний, умений, навыков по всем видам и техникам художественного кружевоплетения Рязанского региона;
- разработаны и внедрены учебные пособия «Проектирование художественного кружевоплетения (михайловское, ижеславское, скопинское, ряжское, рязанское)» и «Технология художественного кружевоплетения Рязанской области», раскрывающие перед студентами художественно-технологические и колористические особенности каждого из пяти видов кружевоплетения.
Результаты научного исследования были использованы в Высшей школе народных искусств и ее Рязанском филиале, расположенном в центре художественного кружевоплетения России.
Соответствие диссертации паспорту научной специальности. В соответствии с формулой специальности 13.00.08 - теория и методика профессионального образования (педагогические науки), охватывающей проблемы профессионального обучения, результаты научного исследования соответствуют следующим позициям паспорта специальности: генезис и теоретико-методологические основы педагогики профессионального образования; подготовка специалистов в системе профессионального образования; методология и методика профессионального образования; профессиональная ориентация, культура и проблемы воспитания.
Основные положения диссертации, выносимые на защиту:
Рязанская область является одним из крупнейших центров традиционных художественных промыслов России, где особое место занимает художественное кружевоплетение, включающее такие его уникальные виды как - михайловское и ижеславское (Михайловский район), скопинское (Скопинский район), журавинское или ряжское (Ряжский район), рязанское (Рязанский район), каждый из которых имеет свои исторические художественно-технологические, орнаментальные, колористические и конструктивные особенности, соотнесенные с регионально-историческим центром их возникновения и развития, что и должно лежать в основе содержания среднего профессионального образования в области художественного кружевоплетения Рязанского региона.
Регионально-исторический подход к содержанию среднего профессионального образования в области художественного кружевоплетения Рязанского региона является определяющим и требует обязательного введения учебной информации теоретического и практического назначения по всем видам художественного кружевоплетения Рязанского региона во все профильные, общепрофессиональные дисциплины и профессиональные модули, обеспечивая системную целостность, преемственность и междисциплинарность содержания образования, что является главенствующим фактором формирования у выпускников профессиональных компетенций в области всех видов художественного кружевоплетения Рязанского региона.
Разработанная инновационная модель содержания среднего профессионального образования в области художественного кружевоплетения Рязанского региона, включающая виды художественного кружевоплетения, художественно-технологические традиции каждого вида, регионально-исторический и системный подходы, принципы отбора содержания обучения, взаимосвязанное содержание профильных, общепрофессиональных дисциплин и дисциплин профессиональных модулей; этапы, методы и образовательную художественно-творческую среду обучения; профессиональные компетенции
выпускников в творческой, исполнительской и производственно-технологической деятельности:
- определила перечень требований к содержанию не только учебных дисциплин различных учебных циклов, но и к сущности практических занятий и содержание учебной литературы;
- способствовала установлению прямой зависимости между содержанием и процессом образования, компетентностью преподавателя и формированием компетенций у выпускника, системами обучения и содержанием практических занятий.
Дидактическими условиями внедрения содержания среднего профессионального образования в области художественного кружевоплетения Рязанского региона являются:
- соответствие содержания профессионально значимых учебных дисциплин «История художественного кружевоплетения», «Рисунок», «Живопись», «Технический рисунок», «Цветоведение», «Основы композиции», «Проектирование», «Технология художественного кружевоплетения», «Материаловедение», «Исполнительское мастерство» сущностному содержанию михайловского, ижеславского, скопинского, ряжского, рязанского художественного кружевоплетения Рязанской области, включая художественно-технологические, колористические, композиционные особенности каждого вида регионального художественного кружевоплетения;
- методы преподавания и учения, основой которых является создание исполнительского и творческого процессов, охватывающих содержание деятельности во всех пяти видах художественного кружевоплетения Рязанского региона;
- пространственно-предметные, социальные, психодидактические компоненты образовательной художественно-творческой среды, которая включает лучшие образцы всех видов и техник художественного кружевоплетения Рязанского региона, разработанные автором учебные программы и учебные пособия «Проектирование художественного
кружевоплетения (михайловское, ижеславское, скопинское, ряжское, рязанское)» и «Технология художественного кружевоплетения Рязанской области»;
- высокий профессионализм преподавателя как носителя сущности художественного кружевоплетения Рязанского региона, способного на создание иллюзии профессионального художественного творчества посредством использования требований к профессиональной деятельности будущего художника.
Достоверность исследования результатов обеспечивается теоретическим и практическим обоснованием педагогических аспектов обучения будущих художников кружевоплетения, а также анализом полученных результатов экспериментального исследования, подтверждением основных положений диссертации в условиях использования разработанной инновационной модели содержания среднего профессионального образования в области художественного кружевоплетения Рязанского региона.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Экспериментальные исследования осуществлялись в ФГОБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (институт)» и его Рязанском филиале. Материалы исследования систематически обсуждались на семинарах, заседаниях отделения профессиональных, общегуманитарных и естественнонаучных дисциплин, научных чтениях и Ученом совете ВШНИ (и) и филиалов (2015-2016 гг.). Результаты исследования излагались в научных статьях, докладах и выступлениях на международных научно-практических конференциях «Традиционное прикладное искусство и образование: исторический опыт, современное состояние, перспективы развития», (Санкт-Петербург, 2013-2016 гг.), Всероссийских научно-практических конференциях «Культура России в XXI веке: прошлое в настоящем, настоящее в будущем» (Санкт-Петербург, 2013-2016 гг.), Международной научно-практической конференции «Традиции и инновации в подготовке детей и молодежи к творческой деятельности в области декоративно-прикладного искусства и дизайна» (Елабуга, 2016 г.), Международной научно-практической конференции «История кружева - история страны» (Москва, 2017 г.),
Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития образования в России» (Новосибирск, 2017 г.). Внедрение результатов исследования осуществлялось в Рязанском филиале Высшей школы народных искусств (институте)», где ведется подготовка художников в области художественного кружевоплетения Рязанской области.
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО
КРУЖЕВОПЛЕТЕНИЯ РЯЗАНСКОГО РЕГИОНА
1.1. Особенности художественного кружевоплетения Рязанского региона и становление профессионального образования в этой области
Народное искусство Рязанской области олицетворяет ценности культурного наследия русского народа. Лучшие достижения народного искусства являются воплощением национального своеобразия России.
В данной главе будут рассмотрены исторические особенности формирования системы среднего профессионального образования в области художественного кружевоплетения Рязанской области.
Интерес к развитию традиционного прикладного искусства в его историческом, региональном, педагогическом аспектах повсеместно привлекали внимание специалистов [2, 19, 26, 28,51]. Каждый регион России всегда отличался спецификой народных художественных промыслов и своими тенденциями в области профессионального образования [93].
В соответствии с Федеральным законом «О народных художественных промыслах» от 6.01.1999 г. народные художественные промыслы являются достоянием и одной из форм народного творчества Российской Федерации. Следуя ему, главной государственной задачей является их сохранение, возрождение и развитие [146]. В связи с постановлением главы администрации Рязанской области от 11 марта 2001 года №106 «Об установлении мест традиционного бытования народных художественных промыслов Рязанской области» были выявлены следующие районы их распространения на территории Рязанской области: Кадомский район - художественная вышивка «вениз»; Касимовский район - роспись и резьба по дереву; Михайловский район -художественное кружевоплетение; Ряжский район - художественное кружевоплетение, ткачество; Рязанский район - художественного кружевоплетение, художественная вышивка, художественная ковка;
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК
Методика обучения декоративно-прикладному ремеслу с использованием компьютерных технологий в условиях профессионального образования2007 год, кандидат педагогических наук Власова, Ирина Анатольевна
Содержание обучения рисунку будущих художников традиционных художественных промыслов в среднем профессиональном образовании2022 год, кандидат наук Кривозубова Юлия Игоревна
Содержание обучения теории и истории традиционного прикладного искусства в профильном высшем образовании2018 год, кандидат наук Куракина, Ирина Игоревна
Научно-методическое обоснование обучения и развития творческих способностей учащихся детских художественных школ на занятиях кружевоплетением2002 год, кандидат педагогических наук Борисова, Екатерина Александровна
Содержание обучения пластической анатомии в высшем образовании в области традиционных художественных промыслов2021 год, кандидат наук Уткин Александр Львович
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Христолюбова Дарья Юрьевна, 2017 год
- 28 с.
50. Давыдова, С.А. Кружевной промысел Рязанской губернии / С.А. Давыдова // Труды комиссии по исследованию кустарной промышленности в России. Вып. VII. - СПб., 1881. - С. 1085- 115.
51. Давыдова, С.А., Половцева, Е.Н., Беренс, К.И., Е.О. Свидерская. Кустарная промышленность в России / С.А. Давыдова, Е.Н. Половцева, К.И. Беренс, Е.О. Свидерская. - СПб., 1913. - 440 с.
52. Долженкова, М.А. Развитие этнохудожественного образования на основе региональных социально-культурных традиций: дисс. . док.пед. наук 13.00.05/ Марина Игоревна Долженкова. - Тамбов, 2000. - 496 с.
53. Дронов, Д.С. Современная педагогическая модель профессионального образования студентов в области ювелирного искусства: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Дмитрий Сергеевич Дронов - М., 2009. - 22 с.
54. Дунаева, Н.Ю. Специфика обучения рисунку будущих художников традиционного прикладного искусства: автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Н.Ю. Дунаева. - СПб, 2013. - 22 с.
55. Ежова, Е.Ю. Журавинское кружево / Е.Ю. Ежова // Декоративно-прикладное искусство Рязанского края. - Рязань: Изд-во РГПУ, 1997. - С. 17-19.
56. Ефимова, Л.В. И не смолкает звон коклюшек / Л.В. Ефимов // Народное творчество. -1998. - №1. - С. 35.
57. Желудков, А.С. Свойства элементов в декоративной и пространственной композиции / А.С. Желудков. - М, 1977. - 48 с.
58. Жирова, И.А. Мураевенское «кружевничество» / И.А. Жирова // Мир музея. 2011. №6. - С. 27-29.
59. Жирова, И.А., Иноземцева, С.В., Смолеевская, Е.Г. Мураевенская вышивка: белая строчка на липецко-рязанском порубежье / И.А. Жирова, С.В. Иноземцева, Е.Г. Смолеевская. - Липецк, 2012. - 60 с.
60. Журнал заседаний Рязанской Губернской Кустарной Комиссии, 1893.
61. Изделия народных художественных промыслов в современном интерьере. Сб. научн. трудов. НИИХП. - М., 1989.
62. Казначеева, С. П. Отчет о деятельности практической женской школы вышивания вс. Подлесное Михайловского уезда Рязанской губернии за 1891 / 92 гг. / С.П. Казначеева. - Государственный архив Рязанской области. - Ф. 5, № 1, арх. 25, ов. 89.
63. Камнева, С.Ю. Формирование проектной культуры студентов высшей профессиональной школы в области художественной вышивки: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Светлана Юрьевна Камнева. - СПб., 2013. - 185 с.
64. Канцедикас, А. С. О красоте и пользе изделий народных художественных промыслов / А. С. Канцедикас. - М., 1989.
65. Климова, Н.Т. Народный орнамент в композиции художественных изделий. Цветное коклюшечное кружево / Н.Т. Климова. - М.: Изобразительное искусство, 1991. - 224 с.
66. Климова, Н.Т. Современная тематика в искусстве русской народной вышивки и кружева / Н.Т. Климова // Идейно-творческая направленность искусства народных художественных промыслов на современном этапе. - М., 1983. - С. 136 -140.
67. Климова, Н.Т. Цветное михайловское кружево и творчество заслуженного художника РСФСР Д.А. Смирновой / Н.Т. Климова // Искусство художественных промыслов на современном этапе. -- М., 1981. - С. 130-141.
68. Колыванов, С. У кадомских кружевниц / С. Колыванов // Сталинское знамя. - 1947. - 30 марта. - С.4.
69. Кораблева, А.А. Кружево в современном костюме / Кораблева А.А. -М., 1967. - 46 с.
70. Корнюшкин, Н.П. Разработка региональной концепции образования: теоретические проблемы и технология внедрения: Дисс... канд. пед. наук.: 13.00.01 / Н. П. Корнюшкин - М., 1995. - 198 с.
71. Крылова, Н.Н. Ряжское узорочье. Из истории ряжского кружева / Н.Н. Крылова. - Рязань.
72. Лапина Ю.Е. Технология выполнения дополнительных элементов кружевоплетения. Часть 1. Элемент кружевоплетения «восьмерка». Учебное
пособие для студентов. Направление подготовки «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». Профиль «Художественное кружевоплетение»
- СПб.: ВШНИ, 2016. - 132 с.
73. Лапина Ю.Е. Технология художественного кружевоплетения (киришское кружево). Направление подготовки «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». Профиль «Художественное кружевоплетение»
- СПб.: ООО «Инжиниринг принт», 2012. - 114 с.
74. Лапина, Ю.Е., Максимович, В.Ф. Технический рисунок. Учебник по направлению подготовки «Декоративно прикладное искусство и народные промыслы», профиль - «Художественное кружевоплетение» - СПб: ВШНИ, 2015.
- 108 с.
75. Лапшина Е.А. Мастерство. Учебная программа для высших профессиональных учебных заведений по специальности «Декоративно-прикладное искусство», специализация: художественное кружевоплетение. -СПб.: ВШНИ, 2008 - 24 с.
76. Лапшина Е.А. Проектирование. Учебная программа для высших профессиональных учебных заведений по специальности «Декоративно-прикладное искусство», специализация: художественное кружевоплетение. -СПб.: ВШНИ, 2009 - 22 с.
77. Лапшина Е.А. Технология художественного кружевоплетения. Учебная программа для высших профессиональных учебных заведений по специальности «Декоративно-прикладное искусство», специализация: художественное кружевоплетение. - СПб.: ВШНИ, 2009 - 22 с.
78. Лапшина, Е.А. Инновационная педагогическая модель профессионального образования в художественном кружевоплетении. [Электронный ресурс] / Е.А. Лапшина // Педагогика искусства. Сетевой электронный научный журнал. - 2009. - №1. - Режим доступа: http://www.arteducation.ru/sites/default/files/journal_pdf/lapshina_ekaterina_aleksandr ovna.pdf
79. Лапшина, Е.А. Обучение композиции на кафедре художественного кружевоплетения / Лапшина Е.А. // Традиционное прикладное искусство и образование. Материалы XIII Международной научно-практической конференции, ноябрь 2007. - Спб., 2008. - С.157-162.
80. Лапшина, Е.А. Содержание и методы профессионального образования в художественном кружевоплетении: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Екатерина Александровна Лапшина - Санкт-Петербург, 2009. - 190 с.
81. Лапшина, Е.А., Москвина И.Н. Технология художественного кружевоплетения. Учебник для высших учебных заведений по направлению «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», профиль «Художественное кружевоплетение». ГОУВПО Высшая школа народных искусств (институт) / Е.А. Лапшина, И.Н. Москвина - СПб.: 2012. - 120 с.
82. Лапшина, Е.А., Проектирование художественного кружевоплетения. Учебно-методическое пособие для высших учебных заведений по направлению «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», профиль «Художественное кружевоплетение»; под научн. ред. Максимович В.Ф. - СПб.: ВШНИ, 2014. - 181с.
83. Лебедев, С.В. Инновации в преподавании гуманитарных дисциплин будущим художникам традиционного прикладного искусства / С. В. Лебедев // Научно-инновационное развитие системы непрерывного профессионального образования в традиционном прикладном искусстве: Сб. науч. тр. / Под ред. В.Ф. Максимович, Н. Н. Шамрай. - СПб.: ВШНИ (ин-т), 2011. - С.63-66.
84. Лихачев, Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников / Б.Т. Лихачев. - М.: Просвещение. - 1985. - 175 с.
85. Ломакин, М.О. Декоративный рисунок в подготовке бакалавров по конкретным видам традиционного прикладного искусства: дисс. . канд. пед. наук: 13.00.08 / Михаил Олегович Ломакин - СПб., 2016 - 252 с.
86. Лончинская Т.Е. Материаловедение. Учебная программа для высших профессиональных учебных заведений по специальности «Декоративно-
прикладное искусство», специализация: художественное кружевоплетение. -СПб.: ВШНИ, 2009 - 22 с.
87. Лончинская, Т.Е. Материаловедение художественного кружевоплетения. Учебник по специальности «Декоративно-прикладное искусство», специализация «Художественное кружевоплетение» под научн. ред. В.Ф. Максимович. - СПб.: 2012. - 79 с.
88. Лончинская, Т.Е. «Реновация произведений художественного кружевоплетения»: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению "Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы", профиль "Художественное кружевоплетение" / Т. Е. Лончинская. -СПб.: ВШНИ, 2013. - 64 с.
89. Лончинская, Т.Е. Содержание профессионального обучения реновации произведений искусства кружевоплетения: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Татьяна Евгеньевна Лончинская - Санкт-Петербург, 2011. - 165 с.
90. Максимович, В. Ф. Общие методологические предпосылки развития учебного заведения нового типа в традиционном декоративно-прикладном искусстве: метод, разработка / В.Ф. Максимович. - М.: Моск. шк. худ.ремесел, 2000. - 21 с.
91. Максимович, В.Ф. Теория и практика подготовки учащихся по художественно-промышленным видам труда в условиях непрерывного образования: дис. докт. пед. наук: 13.00.01 / Валентина Федоровна Максимович. -М., 2000. - 293 с.
92. Максимович, В.Ф. Народные художественные промыслы. Науч.-метод. пособие для высш. и сред. проф. уч. зав. культ. и иск-ва / В.Ф. Максимович. - М.: Флинта, 1999. - 65 с.
93. Максимович, В.Ф. Преемственность профессионального образования в народных художественных промыслах как основа качества обучения [электронный ресурс] / В.Ф. Максимович // Педагогика искусства. Сетевой
электронный научный журнал - 2012. - №2 - Режим доступа: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/maksimovich_12_june.pdf
94. Максимович, В.Ф. Теоретико-методологические основы подготовки специалистов в области традиционного прикладного искусства / В.Ф. Максимович // Научный диалог. - 2016. - №12 (60). - С. 387-398
95. Максимович, В.Ф. Традиционное декоративно-прикладное искусство и образование. Исторический аспект, современное состояние и пути обновления / В.Ф. Максимович. - М.: «Флинта», 2000. - 197 с.
96. Малашкина, Н.Д. Адрес-календарь Рязанской губернии на 1898 г. / Н.Д. Малашкина. - Типо-лит., 1897. - 314 с.
97. Мамонтова, Н. Н. Формы и методы передачи мастерства в хохломском промысле / Н.Н. Мамонтова. - М., 1990.
98. Мариинская практическая школа кружевниц. Краткий исторический очерк и указатель юбилейной выставки МПКШ 1883-1908. - СПб., 1908. - 68 с.
99. Махмутов, М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории / М.И. Махмутов. — М.: Педагогика, 1975. — 367 с.
100. Меерович, М.И. Технология творческого мышления / М.И. Меерович, Л.И. Шрагина. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. - 495 с.
101. Михайлова, Л.И. Народное художественное творчество и его ме-сто в российской культуре / Л.И. Михайлова // Социологические исследования. - 1998.
- №4. - С. 3-16.
102. Москвина, Г.Н. Народные промыслы Рязанского края / Г.Н. Москвина
- Рязань: 1997.
103. Москвина, Г.Н. Народные художественные промыслы Рязанского края как объект историко-культурного исследования: дис. ... канд. ист. наук: 17.00.08 / Галина Николаевна Москвина. - СПб.: 1995. - 185 с.
104. Мусина, Р. Р. Задачи сохранения локальных традиций в искусстве промыслов художественной керамики. / Р. Р. Мусина. - М.: НИИХП. - 1991.
105. Некрасов, А.И. Очерки декоративного искусства древней Руси / А.И. Некрасов. - М.: Т-во «В.В. Думнов, наследие братьев Салаевых», 1924.
106. Некрасова, М. А. Народное искусство как часть культуры / М. А. Некрасова. - М., 1983. - 345 с.
107. Некрасова, М.А. Место народного искусства в современной культуре как духовного феномена / М.А. Некрасова // Народное искусство в современной культуре - М.: «Коллекция М», 2003. - С. 15-43.
108. Некрасова, М.А. Народное искусство как часть культуры. Теория и практика / М.А. Некрасова. - М., 1983. - 346 с.
109. Некрасова-Каратеева, О.Л. Это загадочное ДПИ: анализ и интерпретация произведения искусства / Н.А. Яковлева, Е.Б. Мозговая, Т.П. Чаговец и др.; под ред. Н.А. Яковлевой. - М.: Высшая школа, 2005. - с. 351-380.
110. Неменский, Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания / Б.М. Неменский. - М., Просвещение, 1987. - 165 с.
111. Низшее ремесленное образование в Рязанской губернии. Выпуск 1. Издание Рязанской Губернской Земской Управы. - Рязань, Губернская типография, 1913 - 93 с.
112. Никитин, Н.Н. Несколько страниц из истории, географии и статистики Раненбургского уезда Рязанской губернии / Н.Н. Никитин. - Рязань, 1 904. - 22 с.
113. Николаев, В.А. Теория и методика формирования этнопедагогической культуры учителя: дис. ... доктора пед. наук: 13.00.01 / Валерий Александрович Николаев. - М., 1998. - 404 с.
114. Николаев, В.А. Теория и методика формирования этнопедагогической культуры учителя: дис. ... доктора пед. наук: 13.00.01 / Валерий АлександровичНиколаев. - М., 1998. -404 с.
115. Николаева, А.А. Содержание обучения мастерству художественной вышивки в системе непрерывного профессионального образования: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Анна Алексеевна Николаева. - СПб., 2017. - 214 с.
116. Носань, Т.М. Содержание и методы профессионального обучения технологии художественной вышивки будущих художников-мастеров: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Татьяна Михайловна Носань. - М., 2012. - 145 с.
117. Орлова, М.С. Вышивальный промысел и его нужды в Рязанской губернии. / М. Орлова // Вестник Рязанского губернского земства. - № 6-7. - 1913.
118. Павловский, С.А. Программа экспериментальной работы в студии изобразительного искусства. Теория изобразительной формы. Лекции, статьи, письма: учебно-методическое пособие для средне-специальных и высших учебных заведений художественного профиля. / С.А. Павловский; сост. предисл. М.А. Пресняков. - Рязань: Студия изобразительного искусства г. Рязани (Творческие мастерские); изд-во «Скрижали», 2015. - 200 с.
119. Пармон, Ф.М. Русский народный костюм как художественно -конструкторский источник творчества. / Ф.М. Пармон. - М.: Легкопромбытиздат, 1994. -272 с.
120. Половцева, Е. Н. Деятельность скопинских школ кружевниц, находящихся под попечительством Е. Н. Половцевой / Е. Н. Половцева // Труды 3го Всероссийского съезда деятелей по кустарной промышленности в Санкт-Петербурге в 1913 г. Вып. 2. Отд. 1. - СПб., 1913. - С. 12.
121. Половцова, Е. Н. К вопросу о развитии кустарного кружевного промысла в Рязанской губернии / Е. Н Половцева // «Вестник Рязанского губернского земства». - № 2. -- 1914.
122. Постановление Главы администрации Рязанской области от 11.03.2001 № 106 «Об установлении мест традиционного бытования народных художественных промыслов Рязанской области»
123. Потапов, А. Пусть меня научат / А. Потапов. // Рязанские народные промыслы и ремёсла. - Рязань, издательство "Пресса", 2007.
124. Пресняков, М.А. Художественный колледж декоративно-прикладного искусства: история и достижения / М.А. Пресняков // Российский научный журнал № 3 (41) - 2014 - с. 66-75.
125. Проблемы народного искусства: сборник статей / под ред. М.А. Некрасовой и К.А. Макарова - М.: Изобр. Искусство, 1982. - 135 с.
126. Проблемы развития промыслов художественной керамики. Сб. научн. трудов НИИ художественной промышленности под ред. Черкасовой Н.В. - М.: НИИХП, 1987.
127. Рашидов, O.K. Методические основы обучения студентов ХГФ народному орнаментальному искусству в педуниверситете: дис. ... канд. пед. наук.: 13.00.02 Османнури Камильпашаевич Рашидов - М., 1997. - 206 с.
128. Русское народное искусство на Второй всероссийской кустарной выставке в Петрограде в 1913 г. Репринтное издание 1914 г. СПб.: Альфарет,
2008. - С. 50.
129. Савваитов, П.И. Символика русского костюма / П.И. Савваитов. - М., 2001. - 176 с.
130. Сайфулина, Е.В. Формирование готовности студентов вуза к профессиональной инновационной деятельности в области художественной вышивки: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Сайфулина Елена Витальевна. - СПб., 2014. - 222 с.
131. Салтанова, Ю.С. Теория и практика в мастерстве художественной росписи ткани (создание колорита). Учебно-методическое пособие по предмету «Мастерство» по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» / Ю.С. Салтанова. - М.: ООО «Педагогика», 2002. - 10 с.
132. Сопин, В.И. Дидактическая система проектирования и комплексного применения средств обучения в профессиональных учебных заведениях / В.И. Сопин. - СПб.: Ин-т профтехобразования РАО, 2000. - 258 с.
133. Сорокина, М.А. Из истории кружевных школ в России в конце XIX -начале XX вв. / М.А. Сорокина // Традиционное прикладное искусство и образование. Материалы XI научно-практической конференции, ноябрь 2005. -СПб., 2006. - С. 205-2011.
134. Сорокина, М.А. История художественного кружевоплетения в России. ГОУ ВПО Высшая школа народных искусств (институт) / М.А. Сорокина. - СПб.:
2009. - 150 с.
135. Савенкова, Л.Г. Проблемы интеграции в педагогике искусства / Л.Г. Савенкова // Наука сегодня: теория, практика, инновации: коллективная монография. В 9-ти томах. Том 8. - Ростов-на-Дону: «Научное сотрудничество», 2015. С. 204-240.
136. Савенкова, Л.Г., Никитина А.Б. Современное понимание проблем интеграции в образовании / Л.Г. Савенкова, А. Б. Никитина // Стандарты и мониторинг в образовании. - М.: «Научно-издательский центр ИНФРА-М», 2016. - С. 50-64.
137. Стасов, В.В. Русский народный орнамент / В.В. Стасов - СПб., 1872. -
129 с.
138. Суртаева, Н. Н. Методологические подходы к построению инновационного пространства непрерывного педагогического образования / Н. Н. Суртаева, А. А. Макареня, С. В. Кривых // Человек и образование. - № 2. - 2014. -С. 18-24.
139. Тарасов, В.В. Теория и практика развития региональной системы педагогического образования учителя: дис. ... доктора пед. наук.: 13.00.01 / Вячеслав Владимирович Тарасов. - М., 1997. - 335 с.
140. Тепловодская, Е. История кадомского вениза / Е. Тепловодская // Маяк. - 1994. - 2 авг.
141. Тухтаева, З. Ш., Ибрагимова И. З. Роль и сущность системного подхода в профессиональном образовании / З. Ш. Тухтаева, И. З. Ибрагимова // Молодой ученый. - 2016. - №4. - С. 840-843.
142. Ударцева, А.В. Методические основы обучения студентов художественно-графических факультетов орнаментальной композиции (на материале художественного кружевоплетения): дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Анна Валентиновна Ударцева - Москва, 2004. - 271 с.
143. Указатель Всероссийской кустарно-промышленной выставки 1902 г. -СПб., 1902. -263 с.
144. Фалеева, В.А. Русское плетеное кружево / В.А. Фалеева. - Л., 1983. -
326 с.
145. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 54.02.02 Декоративно -прикладное искусство и народные промыслы (по видам). Приказ Министерства образования и науки РФ. Утвержден от 27 октября 2014 г. №1389. - М., 2014.
146. Федеральный закон «Постановление о художественных промыслах» от 06.01.1999 N 7-ФЗ
147. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Ст. 12 «Образовательные программы»
148. Формы и методы передачи мастерства в современных традиционных промыслах. Сб. трудов НИИ художественной промышленности под ред. Н.В. Черкасовой. - М.: НИИХП, 1990. -220 с.
149. Цветков, Г.А. Взаимосвязь академической и декоративной живописи в профессиональной подготовке художника традиционного прикладного искусства. /Традиционное прикладное искусство и образование: Материалы XII Международной научно-практической конференции, ноябрь, 2006 г. / Под общ. ред. М. Ю. Спириной. - СПб., 2007. - 238 с.
150. Энциклопедия профессионального образования: в 3-х т. / под ред. С.Я. Батышева. - М.: АПО, 1998-1999. Т. 2. М - П. 1999. - 440 с.
151. Эрихсон, Н.Я. Учебная коллекция по плетению кружев для профессиональных школ и мастерских / Н.Я. Эрихсон. - М., 1913. - 16 с.
152. Ясвин, В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин. - М.: Смысл, 2001. - 366 с.
Приложения
Рис. 1. Дипломная работа Христолюбовой Д.Ю.: платья «Краски михайловского края» и «Загорелись цветов огоньки», 2013 г. Руководитель: Лапшина Е.А.
Рис. 2. Проекты салфеток, выполненных студентами в многопарной технике плетения в традициях журавинского (ряжского) кружевоплетения
Рис. 3. Проекты салфеток, выполненных студентами в многопарной сканной технике плетения в традициях михайловского (ижеславского) кружевоплетения
Рис. 4. Агапова Д.А. Панно «Рязань» в сцепной и численной техниках плетения
Рис. 5. Вечкунина Н.В. Панно «Птицы Ижеславля» в многопарной сканной технике плетения
Рис. 6. Орнаментальные копии с работ художников по кружевоплетению
Рязанской области
Рис. 7. Разработка полосы растительного орнамента в сцепной и численной техниках рязанского и михайловского кружевоплетения
Проекты салфеток в традиционных техниках по видам кружевоплетения
Рязанской области
Рис. 8. Горбунова М.М. Проект салфетки в технике михайловского численного
кружевоплетения
Рис. 9. Ямщикова А.А. Проект салфетки в технике ижеславского сканного и михайловского численного кружевоплетения
Рис. 10. Горбунова М.М. Проект головного убора (кокошника) с накосником в сцепной и сканной техниках рязанского и ижеславского кружевоплетения
Рис. 11. Ямщикова А.А. Проект головного убора (капора) в многопарной технике
журавинского кружевоплетения
Рис. 12. Акулина Н.Е. Воротник «Лесная сказка» в сцепной и численной техниках рязанского и михайловского кружевоплетения
Рис. 13. Шамова Л.В. Воротник «Первый снег» в сцепной и численной техниках рязанского и михайловского кружевоплетения
Рис. 14. Образцы кружева михайловской численной и ижеславской сканной техник плетения
Рис. 15. Салфетки-подстаканники численной и сцепной техниках плетения с традиционными элементами михайловского кружева
V ;
mm Л У
■ШЙЙМ
Чшшинг
IlMttMfeA
'MTIf'l
"ТЯШТТТТТ
wrrr
Рис. 16. Кружевные оплёты в многопарной технике михайловского
кружевоплетения
Рис. 17. Салфетки, соединяющие техники сцепного и численного рязанского и
михайовского кружевоплетения
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
образования
РЯЗАНСКИЙ ФИЛИАЛ «ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ НАРОДНЫХ ИСКУССТВ (И)»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 02 ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КРУЖЕВОПЛЕТЕНИЕ)
«ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ МАСТЕРСТВО»
Рязань 2016 год
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО)
54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (художественное кружевоплетение)
Организация-разработчик: федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования Рязанский филиал «Высшей школы народных искусств (институт)»
Разработчик:
Христолюбова Дарья Юрьевна, преподаватель отделения профессиональных, общегуманитарных и естественно-научных дисциплин
Рекомендована Учебно-методическим советом ФГБОУ ВО Рязанского филиала «ВШНИ (и)» Заключение Экспертного совета №_от «_»_2016 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО 186 МОДУЛЯ
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО 187 МОДУЛЯ
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО 188 МОДУЛЯ
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 192 ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ 193 ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 02 «Технология исполнения изделий декоративно-прикладного и народного искусства (художественное кружевоплетение Рязанской области)»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа профессионального модуля (далее программа ПМ) - является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 54.02.02. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (художественное кружевоплетение). Художник народных художественных промыслов должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность: в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД) и соответствующих профессиональных компетенций (ПК) производственно-технологическая деятельность:
ПК 2.1. Копировать бытовые изделия традиционного прикладного искусства.
ПК 2.2. Варьировать изделия декоративно-прикладного и народного искусства с новыми
технологическими и колористическими решениями.
ПК 2.3. Составлять технологические карты исполнения изделий декоративно-прикладного и народного искусства.
ПК 2.5. Планировать работу коллектива исполнителей и собственную деятельность. ПК 2.6. Контролировать изготовление изделий на предмет соответствия требованиям, предъявляемым к изделиям декоративно-прикладного и народного искусства. ПК 2.7. Обеспечивать и соблюдать правила и нормы безопасности в профессиональной деятельности.
1.2. Цели и задачи модуля - требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающейся, в ходе освоения профессионального модуля, должен: иметь практический опыт:
- копирования и варьирования исторических и современных образцов искусства кружевоплетения Рязанской области;
- материального воплощения самостоятельно разработанных проектов изделий искусства кружевоплетения в техниках кружева региона;
- применения технологических и эстетических традиций центров художественного кружевоплетения Рязанской области при исполнении современных кружевных изделий;
уметь:
- выполнять изделия в техниках кружевоплетения Рязанского региона (численной, многопарной сканной, многопарной, сцепной) на высоком профессиональном уровне;
- организовывать рабочее место кружевницы;
- применять знания и навыки в области материаловедения, технологии художественного кружевоплетения, исполнительского мастерства в процессе копирования, варьирования и самостоятельного выполнения кружевных изделий;
знать:
- физические и химические свойства материалов, применяемых при изготовлении кружевных изделий в традициях художественного кружевоплетения Рязанской области;
- технологический процесс исполнения кружевных изделий;
- специфику профессионального материального воплощения авторских художественно-графических проектов кружевных изделий;
- правила техники безопасности при изготовлении кружевных изделий и правила поведения в рабочей мастерской;
- основы профессионального мастерства;
- центры художественного кружевоплетения России, в том числе традиционные центры бытования кружева в Рязанской области.
1.3. Количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего - 824 часа, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 556 часов, включая:
аудиторную учебную работу обучающегося - 432 часа (обязательных учебных занятий)
практические занятия - 432 часа;
внеаудиторную самостоятельную учебную работу обучающегося - 124 часа; учебную практику (по ПМ 02) - 150 часов, производственную практику (по ПМ 02) - 108 часов.
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 02
Код Наименование результата обучения
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
ОК 6. Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды, выполнение результатов работы;
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;
ПК 2.1. Копировать бытовые изделия традиционного прикладного искусства.
ПК 2.2 Варьировать изделия декоративно-прикладного и народного искусства с новыми технологическими и колористическими решениями.
ПК 2.3 Составлять технологические карты исполнения изделий декоративно-прикладного и народного искусства.
ПК 2.5. Планировать работу коллектива исполнителей и собственную деятельность.
ПК 2.6. Контролировать изготовление изделий на предмет соответствия требованиям, предъявляемым к изделиям декоративно-прикладного и народного искусства.
ПК 2.7. Обеспечивать и соблюдать правила и нормы безопасности в профессиональной деятельности.
3.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 02 3.1. Тематический план профессионального модуля_
Коды Наименования Всего Объем времени, отведенный на Практики
профес- разделов часов освоение междисциплинарного
сиональных компетенций профессионального модуля* (макс. учебная нагрузка, вкл Аудиторная учебная работа обучающегося (обязательные учебные занятия) Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающегося, часов Учебная, часов Производ -ственная часов
практики) Всего, часов в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов
1 2 3 4 5 6 7 8
ПК 2.1. Раздел 1. 96 18 18 10 40 28
ПК 2.2. Основные
ПК 2.3. приемы и
ПК 2.5. ПК 2.6. ПК 2.7. элементы кружевопл етения
ПК 2.1. Раздел 2. 718 414 414 114 110 80
ПК 2.2. Выполнен
ПК 2.3. ие изделий
ПК 2.5. ПК 2.6. ПК 2.7. в традицион ных для Рязанской области техниках плетения
Всего: 824 432 432 124 150 108
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю
Наименование Содержание учебного материала, Объем Уровень
разделов лабораторные и практические занятия, часов освоения
профессионального внеаудиторная (самостоятельная) учебная
модуля (ПМ), работа обучающегося
междисциплинарных
курсов (МДК) и тем
1 2 3 4
Знакомство студентов с программой учебной 0,5
дисциплины «Исполнительское мастерство»
Раздел 1. Основные Вводная беседа. Краткие сведения о 17,5 1
приёмы и элементы художественном кружевоплетении Рязанской
кружевоплетения области. Краткая характеристика основных приёмов плетения. Краткая характеристика основных и дополнительных элементов плетения. Требования к качеству выполнения основных и дополнительных элементов кружевоплетения. Возможные виды брака и способы их устранения. Подготовка подушки для работы на ней: обшить съёмной покрывашкой, закрепить рабочий сколок, поставить булавки по линии заплёта, навить нити на коклюшки, навесить пары коклюшек на булавки, поставленные по линии заплёта
Тема 1.1. Основные приёмы плетения - «перевить», 0,5 1
Выполнение «сплести».
приёмов и основных Основной элемент кружевоплетения -
элементов плетешок. Применение плетешка в изделиях
кружевоплетения кружевоплетения Рязанской области. Особенности плетения плетешка. Требования к качеству исполнения учебного задания. Замена нити в плетении при её обрыве или смене на новую нить
Практические занятия: закрепление рабочего 5,5 2
сколка плетешка, освоение приемов плетения
«перевить», «сплести». Выполнение
тренировочных упражнений по плетению
плетешка, плетение плетешка с отвивными
петлями
СРС: подобрать, прочитать литературу по 2 2
изученной теме
Продолжение таблицы
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия, внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающегося Объем часов Уровень освоения
Тема 1.2. Выполнение полотнянки и её разновидностей: городки, полотнянка за пару, кирпичики, полотнянка в перевив всех пар Полотнянка, её характеристика. Виды полотнянок, использующихся в кружеве Рязанской области всех видов. Особенности применения цвета в образцах. Выполнение основного элемента кружева - полотнянка 0,5 1
Практические занятия: подбор нитей для выполнения полотнянок в традиционной для кружева Рязанской области цветовой гамме. Закрепление рабочего сколка полотнянки «городки», навивка нитей двух цветов на 8 пар коклюшек, освоение приемов исполнения полотнянки. Навивка нитей на 8 пар коклюшек, плетение полотнянки «за пару». Плетение полотнянки в перевив крайних долевых пар. Плетение элемента «кирпичики». Изучение особенностей применения скани в кружеве. 11 2
СРС: подобрать, прочитать литературу по изученной теме 2 2
Раздел 2. Выполнение изделий в традиционных для Рязанской области техниках плетения по авторским проектам Вводная беседа. Краткие сведения о выполнении изделий в традиционных техниках плетения для Рязанской области, особенности выполнения проектов в материале. Краткая характеристика основных приёмов плетения, основных и дополнительных элементов плетения. Требования к качеству выполнения. Возможные виды брака и способы их устранения. 0,5
Тема 2.1. Выполнение плоскостного изделия в многопарной технике плетения (оплёта к салфетке, скатерти; края и прошвы к полотенцу) Исполнение изделия по авторскому художественно-графическому проекту в многопарной технике кружевоплетения (скопинского, журавинского, михайловского, ижеславского). Подготовка валика для работы на нём: обшить съёмной покрывашкой, закрепить рабочий сколок, поставить булавки по линии заплёта, навить нити на коклюшки, навесить коклюшки (от 30 до 60 пар), поставленные по линии заплёта 0,5 1
Продолжение таблицы
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия, внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающегося Объем часов Уровень освоения
Тема 2.1. Выполнение плоскостного изделия в многопарной технике плетения (оплёта к салфетке, скатерти; края и прошвы к полотенцу) Практические занятия: выполнение изделия с учётом приобретённых умений и навыков, с соблюдением технологии плетения многопарного кружева (скопинского, журавинского, михайловского, ижеславского). Подбор нитей в соответствии с колоритом изделий на проекте, технологическими особенностями выполнения в зависимости от традиций районов бытования кружева. Выбор места заплёта изделия. Определение зашивки в соответствии с выбранной техникой плетения. 89 2
СРС: подобрать, прочитать литературу по изученной теме 2
Тема 2.2. Выполнение частей женской одежды (воротника, блузы, жилета, пелерины) Исполнение женской одежды по авторскому художественно-графическому проекту в техниках кружевоплетения Рязанского региона: численной, сцепной, многопарной, многопарной сканной с возможностью комбинирования техник художественного кружевоплетения в соответствии с видами. Подготовка валика для работы на нём: обшить съёмной покрывашкой, закрепить рабочий сколок части кружевного изделия, поставить булавки по линии заплёта, навить нити на коклюшки, навесить необходимое количество пар коклюшек на булавки, поставленные по линии заплёта 1 1
Практические занятия: выполнение изделия по авторскому художественно-графическому проекту с учётом приобретённых умений и навыков, традиционного колорита для выбранного кружева, региональных особенностей выбранных техник кружевоплетения. Предварительно проплетается образец из нитей разного цвета и состава. Выбор вида и толщины скани в изделии. Выбор места заплёта. Выбор зашивки в соответствии с используемой техникой. Соединение сплетённых кружевных частей 324 2
СРС: выбор нитей, из которых будет выполнено изделие 2
Всего 556
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 02
4.1. Материально-техническое обеспечение
Реализация программы учебной дисциплины предполагает наличие учебной аудитории. Занятия проводятся в аудитории с санитарно-техническим оборудованием с подводом и отводом воды. Оборудование учебной аудитории: рабочий стол и стул, персональный компьютер/ноутбук, сканер, принтер, меловая доска для преподавателя. Стулья, табуреты, подставки и валики для студентов. В аудитории находятся шкафы для хранения учебно-методического материала, инструментов и материалов, необходимых при выполнении рабочих сколков и при плетении кружева.
4.2. Информационное обеспечение обучения Перечень используемых учебных изданий:
- Климова, Н.Т. Народный орнамент в композиции художественных изделий. Цветное коклюшечное кружево: учебное пособие для художественно-промышленных училищ и училищ прикладного искусства / Н.Т. Климова. - М.: Изобразительное искусство, 1991. - 224 с.
- Лапина Ю.Е., Максимович В.Ф. Технический рисунок: учебник для высших учебных заведений по направлению «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», профиль «Художественное кружевоплетение» / Ю.Е. Лапина, В.Ф. Максимович - СПб.: ВШНИ, 2015. - 108 с.
- Лапшина Е.А., Москвина И.Н. Технология художественного кружевоплетения: учебник для высших учебных заведений по направлению «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», профиль «Художественное кружевоплетение» / Е.А. Лапшина, И.Н. Москвина -СПб.: ВШНИ, 2012. -126 с.
- Христолюбова Д.Ю. Технология художественного кружевоплетения Рязанской области. Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» (вид - художественное кружевоплетение) / Д.Ю. Христолюбова. - СПб.: ВШНИ, 2016. - 80 с.
4.3. Организация образовательного процесса
Освоение данного модуля проходит одновременно с дисциплинами «Технология художественного кружевоплетения», «Материаловедение», «Технический рисунок» и взаимосвязана с дисциплиной «Проектирование».
Программа предусматривает практические занятия по выполнению кружевных образцов и изделий в техниках кружева Михайловского, Скопинского, Ряжского, Рязанского районов Рязанской области, самостоятельную работу студентов.
Изучение дисциплины предусматривает самостоятельное изучение и анализ литературы, рекомендованной программой курса, а также посещение экспозиций музеев Рязани и области с целью изучения произведений традиционного прикладного искусства. Основной задачей в ходе выполнения самостоятельной работы студентами является получение знаний в области декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов, технологических и художественных особенностей кружева Рязанского региона.
На экзамен обучающиеся предоставляют: выполненную практическую работу; и заполненный дневник, который вёлся в процессе выполнения практикой работы.
Базовой площадкой для прохождения учебной и производственной практик является Рязанский филиал ВШНИ (и).
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение: наличие высшего образования, соответствующего профилю модуля «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы».
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 02 (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Основные показатели оценки результата
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес На высоком профессиональном уровне исполнять изделия в техниках кружева Рязанского региона; применять теоретические знания, полученные при изучении технологии художественного кружевоплетения, материаловедения, проектирования; исполнять в материале выставочные изделия художественного кружевоплетения с применением технологических приемов михайловского, ижеславского, скопинского, ряжского, рязанского кружева.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество Постановка цели, задач, выделение объекта и предмета исследований. Владение методикой (основными этапами) выполнения профессиональных задач. Собственная научно-обоснованная оценка эффективности и качества выполненной работы
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. Выдвижение и обоснование своих творческих идей. Способность устранения различных видов брака при выполнении изделий художественного кружевоплетения. Преодоление неуверенности при решении профессиональных задач
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития Изучение происхождения, способность различать виды, а также технологические приемы художественного кружевоплетения разных районов Рязанской области. Использование информационных технологий, фондов библиотек, музеев в своей познавательной деятельности. Включение теоретических знаний о художественно-стилистических особенностях конкретного вида декоративно-прикладного искусства в практическую учебно-познавательную деятельность
ОК 6. Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями Адаптация к условиям работы в художественно-творческом коллективе. Соблюдение субординационных отношений. Понимание сущности и организации индивидуального или коллективного художественного, производственного труда
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий Знать основы коммуникации и основы общения Уметь выбирать совместные пути решения при выполнении заданий Владеть умениями работы в коллективе
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации Активная самостоятельная поисково-исследовательская деятельность. Ставить перед собой профессиональные задачи, находить пути их решения. Совершенствовать личностный профессиональный уровень
Продолжение таблицы
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Основные показатели оценки результата
ПК 2.1. Копировать бытовые изделия традиционного прикладного искусства Знание основных материалов, инструментов и оборудования, технологический процесс при выполнении художественного кружевоплетения Рязанского региона. Применять полученные теоретические знания и практические умения в проектной и исполнительской деятельности; правильно выбирать необходимые для работы материалы, применительно к каждому виду кружева; владеть навыками работы с материалами и инструментами, применяемыми в художественном кружевоплетении
ПК 2.2. Варьировать изделия декоративно-прикладного и народного искусства с новыми технологическими и колористическими решениями Знание принципов исторических и современных аналогов, воплощения художественного замысла различными техниками выполнения художественно-графического проекта в материале
ПК 2.3. Составлять технологические карты исполнения изделий декоративно-прикладного и народного искусства Знание цвета и цветовой гармонии, технологические приемы цветного кружева Рязанской области. Использовать полученные знания в профессиональной деятельности
ПК 2.5. Планировать работу коллектива исполнителей и собственную деятельность Адаптироваться к условиям работы в художественно-творческом коллективе, выполнять изделия художественного кружевоплетения Рязанского региона на высоком профессиональном уровне
ПК 2.6. Контролировать изготовление изделий на предмет соответствия требованиям, предъявляемым к изделиям декоративно-прикладного и народного искусства Применять знания и навыки в области материаловедения, технологии художественного кружевоплетения, исполнительского мастерства и выполнять изделия в соответствии региональными особенностями кружева Рязанской области на высоком профессиональном уровне.
ПК 2.7. Обеспечивать и соблюдать правила и нормы безопасности в профессиональной деятельности Правила и нормы безопасности в профессиональной деятельности; физические и химические свойства материалов, применяемых при изготовлении кружевных изделий в техниках кружевоплетения Рязанской области
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЯЗАНСКИЙ ФИЛИАЛ «ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ НАРОДНЫХ ИСКУССТВ (И)»
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ по профессиональному модулю 02
ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КРУЖЕВОПЛЕТЕНИЕ) «Исполнительское мастерство»
Специальность: 54.02.02 -Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (художественное кружевоплетение)
Рязань 2016
Разработан на основе Федерального Государственного стандарта по специальности среднего профессионального образования 54.02.02 - Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (художественное кружевоплетение)
Зав. отделением профессиональных, общегуманитарных и естественно-научных дисциплин_
Составитель: Христолюбова Дарья Юрьевна, преподаватель
ПАСПОРТ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
по МДК, практикам и квалификационному экзамену Исполнительское мастерство
54.02.02 - Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (художественное
кружевоплетение)
Результаты ПК, Наименование Уровень Наименование контрольно-
обучения ОК темы освое- оценочных средств
(освоенные умения, ния Текущий Промежуточная
усвоенные навыки) контроль аттестация
1 2 3 4 5 6
иметь ПК 2.1. Раздел 1. 1, 2, 3 Практическая Просмотр
практический ПК 2.2. Основные работа по оформленных на
опыт: ПК 2.3. приёмы и выполнению: листе плотной
копирования и ПК 2.5. элементы основного тонированной
варьирования ПК 2.6. кружевоплетения элемента - бумаги кружевных
исторических и ПК 2.7. плетешка, образцов длиной 25
современных основного см
образцов искусства ОК 1. элемента - Оценка
по видам ОК 2. полотнянки - выполненных
художественного ОК 3. четырёх видов, кружевных
кружевоплетения ОК 4. использующи образцов
Рязанской области; ОК 5. хся во всех
материального ОК 6. видах
воплощения ОК 8.
кружева
самостоятельно
разработанных Рязанской
области.
проектов изделий
искусства Образцы
кружевоплетения; предоставляют
применения -ся из учебно-
технологических и методического
эстетических фонда каталога
традиций по видам по всем видам
художественного кружева
Рязанской
кружевоплетения
Рязанской области области
при исполнении Раздел 2. 1, 2, 3 Практическая Просмотр и оценка
современных Выполнение работа: выполненных
кружевных изделий в плетение кружевных
изделий; традиционных для кружевных изделий.
уметь: выполнять Рязанской области изделий,
кружевные изделия техниках плетения утверждённых
на высоком по авторским на заседании
профессиональном проектам отделения
уровне; профессиональ
организовывать ных,
рабочее место общегуманитар ных и
кружевницы; естественно-
применять знания и научных
навыки в области дисциплин для
материаловедения, выполнения из
технологии учебно-
художественного методического
кружевоплетения, фонда
исполнительского Учебная практика 1, 2, 3 Практическая Просмотр заданий
мастерства в Выполнение работа по учебной практики
процессе кружевного выполнению Оценка
копирования, воротника в воротника, выполненного
варьирования и традиционных выбранного на задания
самостоятельного техниках заседании
выполнения кружевоплетения отделения по
кружевных Рязанской области образцу
изделий; учебно-
знать: физические методического
и химические фонда
свойства отделения
материалов,
применяемых при Производственная 1, 2, 3 Практическая Просмотр заданий
изготовлении практика работа учебной практики.
кружевных Выполнение Оценка
изделий; отрисовки выполненного
технологический композиционного задания
процесс решения
исполнения выпускной
кружевных квалификационной
изделий; работы,
специфику технического
профессионального рисунка и сколка
материального
воплощения
авторских
художественно-
графических
проектов
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.