Формирование проектной культуры студентов высшей профессиональной школы в области художественной вышивки тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Камнева, Светлана Юрьевна

  • Камнева, Светлана Юрьевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2013, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 233
Камнева, Светлана Юрьевна. Формирование проектной культуры студентов высшей профессиональной школы в области художественной вышивки: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Санкт-Петербург. 2013. 233 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Камнева, Светлана Юрьевна

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ПРОЕКТНАЯ КУЛЬТУРА КАК ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В ОБЛАСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫШИВКИ

1.1. Теоретико-методологическое обоснование становления проектной культуры в России и за рубежом

1.2. Исторические предпосылки становления высшего профессионального образования будущих художников в области художественной вышивки

1.3. Модель формирования проектной культуры студентов в области

художественной вышивки

Выводы по первой главе

Глава II. РЕАЛИЗАЦИЯ УСЛОВИЙ И СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ХУДОЖНИКОВ В ПОСТИЖЕНИИ ИСКУССТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫШИВКИ

2.1. Содержание и интегративная методика профессионального обучения студентов в области художественной вышивки

2.2. Экспериментальная проверка результатов исследования

Выводы по второй главе

Заключение

Список литературы

Приложения

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование проектной культуры студентов высшей профессиональной школы в области художественной вышивки»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Художественная вышивка, основанная на исторических художественных традициях, требует возрождения, сохранения и развития, что возможно только при соответствующем высшем профессиональном образовании художников в этой области. В настоящее время, в период модернизации высшей профессиональной школы, встает проблема подготовки будущих художников к профессиональной деятельности, развития их творческого и визуального мышления и как результат - формирование проектной культуры и создание на ее основе востребованных высокопрофессиональных изделий художественной вышивки.

Работа современного художника представляет собой конструктивную, художественную и проектную деятельность, для успешной реализации которой необходимо не только владение различными техниками и технологиями выполнения художественной вышивки, но и овладение теорией и практикой проектирования конкретного вида художественной вышивки с учетом исторических художественных традиций, осознания современного состояния и восприятия этого вида традиционного прикладного искусства. Единственным из специальных предметов профессионального обучения в высшей школе, отражающих эту проблему, является «Проектирование художественной вышивки».

Однако по данным нашего исследования преподаватели вуза не владеют педагогическими технологиями обучения проектированию, в том числе и потому, что до настоящего времени вопросы формирования проектной культуры студентов не рассматривались ни методически, ни теоретически не только в области художественной вышивки, но и в других видах традиционного прикладного искусства. А образовательные программы средних профессиональных учебных заведений вообще не предусматривают обучение этой дисциплине, что не способствует преемственности в системе непрерывного профессионального образования в этой области. В то же время все преподаватели считают необходимым формирование проектной культуры студентов и научного обеспечения проектной деятельности. Таким образом, существует актуальная практическая проблема формирования проектной культуры у студентов через совершенствование

содержания и методов обучения в высшей школе с учетом специфического характера проектно-творческой деятельности в традиционном прикладном искусстве.

Степень научной разработанности проблемы. В зарубежной психолого-педагогической науке высший уровень развития способности к проектной деятельности получил название «проектной культуры» (Дж. Джонс, Дж. Дьюи, В. Килпатрик, Е. Коллинз и др.), в отечественной проектная деятельность отражена в работах И.В. Бестужева-Лады, В.П. Беспалько, О.И. Генисаретского, М.С. Кагана, K.M. Кантора, B.C. Лазарева, В.М. Розина. Роль проектной культуры исследовалась Т.В. Селивановой, O.A. Ческидовой, H.A. Масюковой, Ю.А. Фильчаковой, Т.М. Кауда и т.д. Большое внимание исследователей уделено изучению вопросов теории искусства художественной вышивки и профессионального образования в этой области (И.Я. Богуславская, Е. И. Васильева, Н.М. Ведерникова, A.B. Красикова, В. Ф. Максимович, М.А. Некрасова, Т.М. Носань, Т.М. Разина, П.Е. Серов, Т.В. Толбузина). Однако ни в одном из исследований проблема формирования проектной культуры в профессиональном образовании в области художественной вышивки не рассматривалась, что определило научную проблему данного исследования.

Решение указанных проблем состоит в исключении противоречия между отсутствием педагогических условий и способами формирования проектной культуры студентов в процессе профессионального образования в области художественной вышивки, недостаточностью теоретических наработок в этой области и необходимостью выстраивания проектно-творческой деятельности будущего художника как основы проектной культуры с учётом регионально-исторических, художественно-технологических традиций и как результат - создание высокохудожественных работ, востребованных в современном мире. Необходимость решения проблем обусловила выбор темы настоящего исследования: «Формирование проектной культуры студентов высшей профессиональной школы в области художественной вышивки».

Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить модель формирования проектной культуры студентов высшей школы в области художественной вышивки.

Объект исследования: содержание высшего профессионального образования студентов в области художественной вышивки.

Предмет исследования: современные условия и способы формирования проектной культуры студентов высшей профессиональной школы в области художественной вышивки.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что качественные изменения в формировании у студентов проектной культуры в области художественной вышивки будут происходить, если:

- процесс профессионального обучения будет отражать и учитывать исторические особенности искусства художественной вышивки и профессионального образования в этой области;

- определены сущность проектной культуры обучающихся - будущих художников искусства вышивки, а также условия и способы её формирования;

- на базе системного, деятельностного, интегрированного подходов и исторической реконструкции искусства художественной вышивки будет теоретически обоснована, разработана и внедрена модель формирования проектной культуры, отражающая содержание и средства обучения, обеспечивающие её реализацию в целостном творческом образовательном пространстве;

основой преподавания специальной дисциплины «Проектирование художественной вышивки» будет являться интегративная методика, обеспечивающая профессиональную подготовку будущих художников как создателей высокохудожественных проектов и их реализацию.

Цель, предмет и гипотеза исследования определили задачи исследования:

1. Изучить сущность и тенденции становления проектной культуры в России и за рубежом и обосновать исторические предпосылки профессионального обучения студентов художественной вышивке, выявить условия и способы формирования проектной культуры.

2. Выявить и определить сущность проектной культуры студентов в высшем профессиональном образовании в области художественной вышивки.

3. Теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить модель формирования проектной культуры студентов высшей профессиональной школы в области художественной вышивки.

4. Разработать интегративную методику формирования проектной культуры будущих художников и обосновать ее применение в процессе изучения специальной дисциплины «Проектирование художественной вышивки».

5. Экспериментально проверить и обобщить результаты апробации модели формирования проектной культуры студентов.

Методологической основой исследования являются системный подход (JI. Берталанфи, М.С. Каган, Э.Г. Юдин); историческая реконструкция (И. Кант); деятельностный подход к обучению (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин); интегрированный подход (А.Д. Урсул); общенаучные принципы исследования социально-педагогических объектов (Ю.К. Бабанский, В.И. Загвягинский).

Теоретическую основу исследования составили: теория творчества в ее различных аспектах: в философском понимании (И. Кант, Д.С. Лихачев, М.С. Каган); в педагогическом (В.В. Краевский, И .Я. Лернер); в аспектах психологии (В.П. Зинченко, B.C. Лазарев, В.И. Панов, В.И. Слободчиков); теория художественного образования (Н.И. Дружкова, В.Ф. Зива, С.П. Ломов, В.Ф. Максимович, Б.М. Неменский, Л.В. Школяр, H.H. Фомина, Б.П. Юсов); исследования вопросов по истории народного прикладного искусства (И.Я. Богуславская, В.М. Василенко, М.А. Некрасова, Т.М. Разина и др.); теория креативности (Д.Б. Богоявленская, Дж. Гилфорд, Дж. Дьюи и др.); теория и методика профессионального образования (Н.М. Александрова, С.Я. Батышев, A.M. Новиков, H.H. Шамрай и др.).

Для проверки выдвинутой гипотезы, решений поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические - изучение архивных материалов и документов, учебной документации; анализ исторической, философской, искусствоведческой, научно-методической и психолого-педагогической литературы; изучение состояния профессиональной подготовки в сфере традиционного прикладного искусства, сравнительный анализ педагогического

опыта, практики проектной деятельности; эмпирические - педагогическое наблюдение, опросы, анкетирование, беседы, педагогический эксперимент, комплексный анализ творческих работ студентов; анализ деятельности выпускников, статистическая обработка результатов эксперимента.

Экспериментальная база. Исследование проводилось в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Высшая школа народных искусств (институт)». В эксперименте участвовало 80 студентов (из них 60 входили в экспериментальные группы, 20 - в контрольную) и 6 преподавателей.

Основные этапы исследования:

I этап (2005-2007 гг.) - включал целенаправленное изучение и анализ исторической, психолого-педагогической литературы; изучение практического опыта и архивных материалов; обоснование актуальности темы, формулировку гипотезы, разработку методики экспериментальной работы.

II этап (2008-2012 гг.) - диагностический - определение исходного уровня владения студентами приемов графического моделирования и проектирования формы объекта; разработка модели; проведение экспериментальной проверки новых теоретических положений, корректировка методик, проверка достоверности рабочей гипотезы.

В процессе III этапа (2012 гг.) осуществлялись анализ, обработка, обобщение полученных результатов экспериментальной работы, оформление диссертации и автореферата.

Научная новизна исследования. В процессе исследовательской работы было сформулировано понятие «проектная культура студентов в высшем профессиональном образовании в области художественной вышивки», как степень овладения проектно-творческой системой ведущих деятельностей (художественной, конструктивной, технологической, проектной) на основе интеграции знаний специальных дисциплин (технологии, материаловедения и производственного обучения, основ композиции, технического рисунка, моделирования и конструирования одежды) и последовательного постижения проектирования художественной вышивки, выражающаяся в реализации творческого замысла

методом выбора оптимального алгоритма решения учебной и художественно-творческой проблемы, а также сформированность собственно мотивационно-ценностного опюшения к искусству художественной вышивки.

На основе теоретических исследований и практического опыта преподавания проектирования в области художественной вышивки разработана модель формирования проектной культуры студентов на базе исторической реконструкции, системного, деятельностного и интегрированного подходов, а также принципов профессионального обучения художественной вышивке и соответствия учебного процесса логике осваиваемой проектно-творческой деятельности именно в художественной вышивке, которая способствует развитию творческого потенциала, мотивационно-творческой направленности, ориентации в видах проектно-творческой деятельности, ценностного отношения к профессии, способности предвидеть результат проектной работы, решать с поэтапной корректировкой проектно-творческие задачи.

Определено, что формирование проектной культуры студентов базируется на создании творческого образовательного пространства, включающего мотивационно-личностный, креативный и практико-прикладной компоненты, которые отражают выразительные художественно-изобразительные средства искусства художественной вышивки в процессе проектирования изделий и способствуют формированию мировоззрения студентов, пониманию их сопричастности к развитию и функциональной ценности произведений вышивки и как результат - современной востребованности искусства художественной вышивки на основе исторических художественных традиций и творческой интерпретации художественных образов с использованием оригинальных композиционных (конструктивных, колористических, технологических) решений в трактовке современных моделей.

Теоретическая значимость исследования. Раскрыта взаимосвязь мотивационно-личностного, креативного и практико-прикладного компонентов художественно-творческого образовательного пространства, обоснованы условия и способы формирования проектной культуры студентов и их реализация в рамках учебно-методического комплекса «Проектирование художественной вышивки», применение метода алгоритмического и корректирующего действия, а также метода

анализа поэтапного решения проектно-творческой задачи и как результат - выбор правильной выбранной стратегии выполнения художественно-творческих проектов художественной вышивки. Установлены причинно-следственные связи между требованиями к проектной культуре будущих художников и условиями и способами ее формирования в процессе профессионального образования. Обоснованы особенности реализации разработанной интегративной методики формирования проектной культуры студентов, имеющей строение и сущность метаметодики, позволяющей повысить уровень проектно-творческой деятельности, проявляющейся в преобразующей и постадийной активно-созидательной работе студентов при руководящей роли преподавателя по реализации индивидуальных проектных художественно-творческих учебных заданий.

Практическая значимость. Экспериментальным путем подтверждена эффективность профессионального обучения в области художественной вышивки на основе внедрения модели формирования проектной культуры студентов. Разработан учебно-методический комплекс «Проектирование художественной вышивки», включающий учебные программы, сборник проектно-творческих заданий, методические рекомендации по выполнению курсового проекта, наглядные дидактические материалы, интегрированное пособие, сценарии проведения занятий, контрольные вопросы. Результаты данного исследования имеют значение для всех уровней профессионального образования в различных видах традиционного прикладного искусства. Материалы диссертации могут бьпь использованы в системе повышения квалификации преподавателей и в профессиональной переподготовке.

Соответствие диссертации паспорту научной специальности.

Согласно формуле специальности 13.00.08 - теория и методика профессионального образования (педагогические науки), результаты исследования соответствуют таким пунктам специальности, как: генезис и теоретико-методологические основы педагогики профессионального образования; подготовка специалистов в высших учебных заведениях; методология и методика профессионального образования; непрерывное профессиональное образование; учебно-воспитательный процесс в учреждениях.

Достоверность исследования обусловлена методологическими принципами, комплексом методов, адекватных целям и задачам исследования, а также экспериментальной проверкой, теоретическим анализом полученных результатов исследования, обобщением выводов и многолетним педагогическим опытом работы соискателя в должности доцента в Московском филиале Высшей школы народных искусств (института).

Апробация и внедрение теоретических положений. Направление исследования и отдельные его результаты обсуждались на семинарах, заседаниях кафедры теории и методики профессионального образования, научных чтениях и Ученом совете ВШНИ (института) в г. Москве, г. Санкт-Петербурге (2007-2012 гг.), а также в докладах и выступлениях на международных научно-практических конференциях «Традиционное прикладное искусство и образование» (2008, 2009, 2010, 2011, 2012 гг.); на международной научно-практической конференции в г. Улан-Удэ (2011 г.); на Межрегиональном фестивале ремесел и фольклора «Народные художественные промыслы: педагогика, экономика, политика и мораль». Результаты исследования внедрены в Суздальском филиале «Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств».

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Формирование проектной культуры будущих художников в области художественной вышивки возможно на основе определения специфики и сущности искусства художественной вышивки и особенностей профессиональной подготовки в этой области; исторической реконструкции как условия развития и современной востребованности этого вида искусства; исследования путей и динамики формирования проектной культуры, исследовательско-исторической и проектно-творческой деятельности студентов, направленной на созидание в области художественной вышивки.

2. Содержание понятия «проектная культура студентов высшей профессиональной школы в области художественной вышивки» представляет собой степень овладения проектно-творческой системой ведущих деятельностей (художественной, конструктивной, технологической, проектной) на основе интеграции знаний специальных дисциплин (материаловедения, технологии и

производственного обучения; основ композиции; технического рисунка; моделирования и конструирования), выражающаяся в сформированности ценностного отношения к искусству художественной вышивки и реализации творческого замысла в проектировании изделий, соотнесённых с мировой высокой модой.

3. Модель формирования проектной культуры будущих художников разработана при полном соответствии учебного процесса логике осваиваемой проектно-творческой деятельности в области искусства художественной вышивки с учетом особенностей и специфических принципов профессионального обучения и включает творческое образовательное пространство как необходимое условие, учебно-методический комплекс как информативную базу проектной культуры, проектно-творческую деятельность студентов и показатели сформированности проектной культуры (творческий потенциал, мотивационно-творческая направленность, ориентация в видах проектно-творческой деятельности, уровень развития желания и умения учиться, предвидеть результат и решать творческие задачи); критерии оценки сформированности проектной культуры - умение выполнять проект на бумажном носителе и прогнозировать его материализацию.

4. Процесс профессионального обучения по формированию проектной культуры студентов в области художественной вышивки, учитывающий дифференциацию двух задач - требования стороннего потребителя-заказчика, определяющего основные условия и желаемый результат выполняемой работы, и особенности и возможности свободной от заказчика собственно-творческой работы художника, включает:

- поиск вариантов формы и конструкции модели и последующий выбор идеи проекта для форэскизирования; варианты художественной вышивки;

- выбор идеи как принятие решения- конкретный вид художественной вышивки, соотнесенной с выбранной моделью, виды ткани и нитей;

- итоговый отбор оптимального варианта и колористическое решение проекта с использованием оригинальных композиционно-творческих элементов художественной вышивки в трактовке современных моделей;

- анализ возможностей материализации проекта, его технологической и конструктивной состоятельности, творческой интерпретации эскизных вариантов;

- создание, анализ и оценка выполненного графического проекта;

- собственная оценка и презентация проекта студентом-исполнителем, оценка студентами-сокурсниками, итоговая оценка преподавателем.

5. Интегративная методика профессионального обучения, имеющая строение и сущность метаметодики, основанная на реализации алгоритмических и корректирующих действий студентов в ходе проектирования художественной вышивки, на анализе поэтапных решений индивидуальной проектно-творческой задачи и правильности выбранной стратегии выполнения проекта при научно-методическом педагогическом сопровождении, обеспечивает освоение и реализацию проектно-творческой деятельности обучающихся, раскрывает закономерности как самостоятельной работы, так и под руководством преподавателя, и способствует реализации поставленных задач по формированию проектной культуры студентов в высшей школе.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Камнева, Светлана Юрьевна

Выводы по II главе

Интегративная методика профессионального обучения, имеющая строение и сущность метаметодики, основанная на реализации алгоритмических и корректирующих действий студентов в ходе проектирования художественной вышивки, на анализе поэтапных решений индивидуальной проектно-творческой задачи и правильности выбранной стратегии выполнения художественно-творческого проекта при научно-методическом педагогическом сопровождении, обеспечивает:

- освоение и реализацию проектно-творческой деятельности обучающихся;

- раскрывает закономерности как самостоятельной, так и под руководством преподавателя проектно-творческой деятельности студентов;

- способствует реализации поставленных задач по формированию проектной культуры студентов в высшей школе в процессе создания высокохудожественных произведений в области художественной вышивки.

Проектно-творческая деятельность студентов в области декоративно-прикладного искусства способствует возрождению вышивальных центров, восстановлению забытых техник, включение в проектную деятельность современных изделий, декорированных вышивкой, способствует формированию проектной культуры и совершенствованию творческой личности и творческого мышления студентов. В связи с чем необходимо введение учебных заданий по разработке современного ассортимента изделий, включение старинных уникальных техник. Внедрение инновационной педагогической программы рассматривается нами как эксперимент в профессиональном образовании в области художественной вышивки. Длительный период материализации является характерной особенностью художественной вышивки.

В результате проведенного экспериментального исследования подтвердилось наше предположение о том, что формирование проектной культуры студентов в профессиональном образовании в области художественной вышивки является основополагающим фактором не только в будущей профессиональной деятельности выпускников вуза по созданию высокохудожественных произведений, но и в востребованности самого многовекового искусства художественной вышивки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении на основании обобщения результатов, полученных на различных этапах исследования, сформулированы основные выводы.

Доказано, что проектная культура будущих художников в области художественной вышивки определяется её необходимостью и развитием как профессионально значимой для их будущей проектно-творческой деятельности. Формирование проектной культуры обучающихся, ранее никогда не являвшееся предметом научного изучения, требует: определения специфики и сущности искусства художественной вышивки и особенностей профессиональной подготовки в этой области; исторической реконструкции как условия сохранения и обязательного развития и современной востребованности этого искусства; исследования путей и динамики формирования проектной культуры, исследовательско-исторической и проектно-творческой созидательной деятельности студентов.

Определено, что проектная культура студентов высшей профессиональной школы в области художественной вышивки представляет собой степень овладения проектно-творческой системой ведущих деятельностей (художественной, конструктивной, технологической, проектной) на основе интеграции знаний специальных дисциплин (технологии, материаловедения, производственного обучения, технического рисунка, основ композиции) и постижением проектирования художественной вышивки, выражающаяся в сформированности мотивационно-ценностного отношения к искусству художественной вышивки и реализации творческого замысла.

Доказано, что отличительной особенностью модели формирования проектной культуры будущих художников является: соответствие учебного процесса логике осваиваемой проектно-творческой деятельности; корректировка содержания учебной информации и многоуровневой системы заданий; приемы эскизного и графического проектирования объекта, соотнесённого с технологическими особенностями художественной вышивки и условиями их материализации.

Представленная модель включает: творческое образовательное пространство как необходимое условие формирования проектной культуры; учебно-методический комплекс как информативную базу проектной культуры;

- проектно-творческую деятельность студентов;

- показатели сформированности проектной культуры, в том числе творческий потенциал, мотивационно-творческая направленность, ориентация в видах проектно-творческой деятельности, направленность на развитие желания учиться и предвидеть результат;

- умение отбирать варианты эскизирования, выполнять проект на бумажном носителе и видеть перспективы его материализации.

Установлено, что педагогический процесс формирования проектной культуры включает:

- поиск вариантов и последующий выбор идеи проекта (варианты художественной вышивки, формы и конструкция изделия, разработка форэскизов);

- выбор идеи как принятие решения (конкретный вид вышивки и изделия, виды ткани и нитей);

- итоговый отбор оптимального варианта и колористическое решение проекта с использованием оригинальных композиционно-творческих элементов в трактовке современных моделей;

- анализ технологической и конструктивной состоятельности, творческой интерпретации проекта;

- создание, анализ и оценка выполненного графического проекта;

- собственная оценка проекта студентом-исполнителем, его презентация, оценка студентами-сокурсниками и итоговая оценка преподавателем.

Интегративная методика профессионального обучения студентов, имеющая строение и сущность метаметодики, основана на реализации алгоритмических и корректирующих действий студентов в ходе проектирования художественной вышивки, на анализе поэтапных решений индивидуальной проектно-творческой задачи и правильности выбранной стратегии выполнения художественно-творческого проекта при научно-методическом педагогическом сопровождении, обеспечивает:

- освоение и реализацию проектно-творческой деятельности обучающихся;

- раскрывает закономерности как самостоятельной, так и под руководством преподавателя, проектно-творческой деятельности студентов;

- способствует реализации поставленных задач по формированию проектной культуры студентов в высшей школе в процессе создания высокохудожественных произведений в области художественной вышивки.

В результате проведенного экспериментального исследования подтвердилось наше предположение о том, что формирование проектной культуры студентов в профессиональном образовании в области художественной вышивки является основополагающим фактором не только в будущей профессиональной деятельности выпускников вуза по созданию высокохудожественных произведений, но и востребованности самого многовекового искусства художественной вышивки.

Данная работа является начальным этапом научного исследования в области формирования проектной культуры студентов высшей профессиональной школы в области художественной вышивки и требует дальнейших разработок по направлениям профессионального образования во всех видах традиционного прикладного искусства.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Камнева, Светлана Юрьевна, 2013 год

Список литературы

1. Агеев В.Н. Семиотика. - М.: Весь мир, 2002. - 256 с.

2. Амброз А.К. О символике русской крестьянской вышивки архаического типа. // Советская археология. 1966. № 1. С. 61 -76.

3. Анисимов В.В. Общие основы педагогики / В.В.Анисимов, О.Г.Грохольская, Н.Д. Никандров. - М.: Просвещение, 2006. - 574 с.

4. Атутов П.Р.; Поляков В.А., Андрианов П.Н., Шамрай H.H. и др. Дидактика технологического образования: Книга для учителя. Часть I. / Под ред. П.Р. Атутова. - Москва: ИОСО РАО, 1997. - 203 с.

5. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. - М.: Педагогика, 1989.-342 с.

6. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1986. - 192с.

7. Бадяева Т.А. Тенденции развития крестьянской вышивки и особенности искусства строчевышивальных промыслов второй половины XIX- начала XX века // Русские художественные промыслы XIX- начала ХХвеков и город. Социальные основы искусства. - М.,1983. С. 79.

8. Бакушинский А. В. Художественное творчество и воспитание. - М.

Культура и просвещение, 1922. - 66 с.

9. Барышникова H.A. Формирование творческой деятельности будущих учителей технологии в процессе художественной обработки материалов на примере вышивки: дис. канд. пед. наук : 13.00.08 / H.A. Барышникова -М., 2004.- 191с.

10. Батышев С. Я. История профессионального образования в России / С.Я. Батышев, A.M. Новикова. - М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 2003. - 672 с.

11. Берталанфи JI. Общая теория систем: Обзор проблем и результатов // Системное исследование: Ежегодник. - М.: Наука, 1969. - 170 с.

12. Беспалько В.П. Педагогика и современные технологии обучения. - М.: Ин-т проф. обр. РАО, 1995. - 336 с.

13. Бестужев-Лада И.В. Перспективы развития культуры в проблематике социального прогнозирования. - СПб.: ГУП, 1997. - 128 с.

14. Богуславская И. Я. Коллекция Школы народных искусств / И.Я. Богуславская // Из истории формирования этнографических коллекций в музеях России (XIX - XX вв.): Сб. науч. тр. / Гос. музей этнографии. -СПб., 1992. С. 163- 170.

15. Богуславская И. Я. Проблемы традиций в искусстве современных народных художественных промыслов / И.Я. Богуславская // Творческие проблемы современных народных промыслов: Сб. статей / Сост. и науч. ред. И.Я. Богуславская. - Л.: Художник РСФСР, 1981. С. 16-43.

16. Большова С. И. Формы и методы передачи мастерства в Михайловском производственном объединении «Труженица» // Формы и методы передачи мастерства в современных традиционных промыслах / Отв. ред. Н.В. Черкасова. - М.: НИИ худож. пром-сти , 1990. С.75-89.

17. Божьева Н.П. Русский орнамент в вышивке: традиция и современность. -М.: МХУПИ, 2008. - 263 е.: ил.

18. Бурков В.Н., Новиков Д.А. Как управлять проектами. - М.: Синтег -ГЕО, 1997,- 188 с.

19. Валицкая А.П. Метаметодический подход: конфликт интерпретаций // Метаметодика как перспективное направление развития частных методик: (материалы II Всероссийской научно-практической конференции). - СПб: 2005. С. 11

20. Василенко В. М. О развитии народного искусства / В. М. Василенко // Богуславская И.Я. Творческие проблемы современных народных художественных промыслов: Сб. статей / Сост. и науч. ред. И. Я. Богуславская. - Л.: Художник РСФСР, 1981. С. 44-59.

21. Вентцель К. Н. Свободное воспитание и семья / К. Н. Вентцель Свободное воспитание. 1912-1913 г. № 8. С. 35-63.

22. Вернадский В.И. Мысль как планетарное явление. - М.: Наука, 1965.- 96 с.

23. Вестник Первой Всероссийской выставки монастырских работ и церковной утвари. 1904. Вып. 8. СПб., С.7

24. Власов В.Г. Теоретико-методологические концепции искусства и терминология дизайна: автореф. дис. докт. искусствовед. / В.Г. Власов -СПб, 2009. - 23 с.

25. Возрастные возможности усвоения знаний / Под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. - М.: Просвещение, 1966. - 440 с.

26. Вопросы деятельности экспериментальных учебно-воспитательных учреждений в СССР, Западной Европе и США. / Под ред. Н.П. Кузина,

A.И. Пискунова /Сб. научных трудов АПН СССР, 1981. С.60.

27. Воронов В. С. Источники народного творчества / В. С. Воронов // Воронов B.C. и советские художественные промыслы в период становления: Сб. науч. тр. / Под общ. ред. В. А. Гуляева; Всерос. музей декоратив.-прикл. и нар. иск-ства. - М, 1991. С. 66-71.

28. Воронов Н.В. Дизайн: русская версия / HJB.Воронов.-Тюмень, 2003.-205 с.

29. Выготский J1.C. История развития высших психических функций // Выготский J1.C. Собрание сочинений: Т. 3 С. 302.

30. Выготский JI. С. Педагогическая психология / J1. С. Выготский // Под ред.

B.В. Давыдова. - М.: ACT: Астрель: Люкс, 2005. - 671с.

31. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка / П.Я. Гальперин. - М.: Изд-во МГУ, 1985. - 45 с.

32. Гвишиани Д.М. Наука, дизайн и будущее / Д.М. Гвишиани // Техническая эстетика. 1970. № 1.

33. Генисаретский, О.И. Дизайн и культура / О.И. Генисаретский. - М.: ВНИИТЭ, 1994.- 165 с.

34. Генисаретский О.И. Проблемы исследования и развития проектной культуры дизайна: Автореф. канд. искусствовед. - М.: ВНИИТЭ, 1988. - 22 с.

35.

36.

37,

38,

39

40

41.

42

43

44

45

46

47

48

Генисаретский, О. И. Проектная культура и концептуализм / О.И.Генисаретский // Социокультурные проблемы образа жизни и предметной среды. -М., 1987. С. 39-53.

Глазычев В.Л. О дизайне. Очерки по теории и практике дизайна на Западе / В.Л. Глазычев. - М.: Искусство, 1970. - 190 с.

Горбунов-Посадов И. Мастерская ручного труда // Свободное воспитание. -1912-1913. № 1, 6.

Грабарь М.И., Краснянская К.А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. - М.: Педагогика, 1977. - 136 с.

Гринкова Н.П. Термины вышивания в русских диалектах // Учен. зап. ЛГПИ. - Т.ХХ. - Л., 1939. С. 60-89.

Гумилев Л.М. Этногенез и биосфера земли. - М.: ВИНИТИ, 1979. С.9 Гумилевская М.Н. Строчка и вышивка. - М.: Легкая индустрия, 1963. - 46 с. Гусева ПВ. Создание иконостаса Домовой церкви как фактор совершенствования профессионального образования в иконописи / В.Ф. Максимович, П.В. Гусева. - СПб., 2012. - 99 с.

Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. - М.: Интор, 1996. - 544 с.

Декоративно-прикладное искусство: Межвуз. сб. науч. трудов. - М.: МАРХИ, 1985.- 176 е..

Джонс Дж. К. Методы проектирования: Пер. с англ. / 2-е изд., доп. - М.: Мир, 1986.- 326 е.: ил.

Джуринский А.Н. Зарубежная школа: Современное состояние и тенденции развития: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов / А.Н. Джуринский. - М.: Просвещение, 1993. - 192 с.

Дидактика технологического образования: Книга для учителя. Часть 1. / Под ред. П.Р. Атутова. - М.: ИОСО РАО, 1997. - 203 с. Динцес Л.А. Древние черты в русском народном искусстве. История культуры Древней Руси. Т.1 - II. - М.-Л., Наука, 1951. - 120 с.

49. Добрых дел мастерство / Состав. И. Богуславская. - JL: Искусство, 1976. -210 с.

50. Документация Немецко-Русского форума. Работа в будущем -профессиональное обучение в будущем: производственное обучение. 2127.06.1998 в Международном Центре Зонненберг. T.I / Под ред. К. Деблер. Ганновер, 2000. - 367 с.

51. Дронов Д.С. Современная педагогическая модель профессионального образования студентов в области ювелирного искусства: автореф. дис. канд. пед. наук : 13.00.08 / Д.С. Дронов - М., 2009. - 22 с.

52. Дридзе Т.М. Прогнозное социальное проектирование: теоретико-методические и методологические проблемы / Отв. ред. Т.М. Дридзе. 2-е изд. - М.: Наука, 1994. - 304с.

53. Дружкова Н. И. В. Кандинский в Баухаузе / Н. И. Дружкова // История художественного образования в России XX века в лицах, фактах, событиях, произведениях художественного творчества детей и подростков. Том I / Составл. и науч. ред. H.H. Фоминой / Ред. Ю.В. Голобоков - М.: Педагогика, 2002. С. 303-323 (Ин-т художественного образования)

54. Дурасов Г.П., Яковлева Г.А. Изобразительные мотивы в русской народной вышивке. - М.: 1990. - 311с.

55. Дьюи Дж. Мое педагогическое кредо: Пер. с англ. / Дж. Дьюи // Свободное воспитание. 1913/1914. № 2. С. 5.

56. Дьюи Дж. Школы будущего / Дж. Дьюи. - М.: Госиздат, 1922. - 179с.

57. Дюков В.М., Пьянкова Г.С. Формирование проектной культуры: введение в проблему // Современные наукоемкие технологии. 2010. № 9. С. 80-83.

58. Ефимова JI.B., Белогорская P.M. Русская вышивка и кружево. Собрание ГИМ. - М., 1982. - 269 е.: ил.

59. Загвязинский В. И. Методология и методика дидактического исследования / В. И. Загвязинский. - М.: Педагогика, 1981. - 160 с.

60. Зеер Э.Ф. Психология профессии. - М.: Академический проект; Фонд Мир, 2005. - 336 с.

61. Земпер Г. Практическая эстетика / Г. Земпер. - М: Искусство, 1970. - 320 с.

62. Зива В.Ф. Художественное образование в контексте духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения / В.Ф. Зива // Традиционное прикладное искусство и образование: Материалы X науч.-практич. конф., г. Санкт- Петербург, декабрь 2004. - СПб.: ВШНИ (ин-т), 2005. С. 45-54.

63. Зива В.Ф. Прогностическая модель и стратегия построения инновационной системы художественного образования в России: автореф. дис. д-ра пед. наук: 13.00.01 / В.Ф. Зива. - М., 2009. - 47 с.

64. Зимняя И. А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя; 2-е изд., доп., испр. и перераб. - М.: Логос, 1999. - 384 с.

65. Зиновкина М.М. Инженерное мышление: Теория и инновационные педагогические технологии. Монография / M. М. Зиновкина. - М.: МГИУ, 1996. - 283 с.

66. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся: Очерки Российской психологии. - М.: Тривола, 1994. - 304 с.

67. Зинченко В.П. Наука - неотъемлемая часть культуры? / В.П. Зинченко // Вопросы философии. 1990. №1.

68. Зинченко В.П. Формообразование в дизайне и вопросы визуальной культуры / В.П. Зинченко, А.Г. Устинов // Проблемы формообразования и композиции промышленных изделий: Труды ВНИИТЭ. - М.: ВНИИТЭ, 1975. № 11.

69. Зотов C.B. Понятие о методе и методологии научного исследования / C.B. Зотов // Научно-инновационное развитие системы непрерывного профессионального образования в традиционном прикладном искусстве: Сб. науч. тр. / Под ред. В.Ф. Максимович, H. Н. Шамрай. - СПб.: ВШНИ (ин-т), 2011. С.81-99.

70. Изобразительное искусство и художественный труд: Кн. для учителя / БМ Неменский, Н. Н. Фомина, НВ.Гросул и др. - М.: Просвещение, 1991.- 192 с.

71. Изобразительные мотивы в русской народной вышивке. Музей народного искусства // Сост. Г.П. Дурасов, Г.А. Яковлева. - М.: Сов. Россия, 1990. -317 с.

72. Ильин Г.Л. Теоретические основы проективного образования: автореф. дис. д-ра пед. наук / Г.Л. Ильин. - Казань, 1995. - 37 с.

73. Ильин М.А. Художественная «речь» народного искусства // Декоративное искусство СССР. 1973. №7.

74. История художественного образования в России - проблема культуры XX века. - М.: Издательский дом Российской академии образования, 2003.- 411 с.

75. Каблукова М. Комиссия по женским ремеслам при Политехническом музее в Москве. Ее Задачи и деятельность (1888-1903): Очерк // Записки Московского Отделения Императорского Русского Технического Общества. - М.: Типо-литография Т-ва И.Н. Кушнерев и К, 1904. - 69 с.

76. Каган М.С. Искусствознание и художественная критика. Избранные статьи. - С.-Петербург.: ООО «Издательство «Петрополис», 2001. - 528 с.

77. Каган М.С. Морфология искусства. Историко-теоретические исследования внутреннего строения мира искусств / М.С. Каган. - Л.: Искусство, 1972. - 440 с.

78. Каган М.С. Системно-синергетический подход к построению современной педагогической теории. / М.С. Каган // Педагогика культуры. 2005. №%. С. 12-21.

79. Казанская Н.Р. Традиционное прикладное искусство как учебный предмет в образовательных учреждениях народных художественных промысло: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Н.В. Казанская. - М., 2000. -20 с.

80. Калинина Л.П. Формирование эстетической культуры студентов профессиональных учебных заведений традиционного прикладного

искусства: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / JI. П. Калинина. - М., 2004. - 22 с.

81. Калиничева М.М., Жердев Е.В., Новиков А.И. Научная школа эргодизайна ВНИИТЭ: предпосылки, истоки, тенденции становления: Монография. - М.: ВНИИТЭ; Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2009. -368 е.: ил.

82. Камнева С.Ю. Сборник проектно-творческих заданий (с иллюстрациями). М.: МФ ВШНИ (И), 2012. - 88с.

83. Камнева С.Ю. Развитие игольного шитого кружева и ажурной вышивки в России // Традиционное прикладное искусство и образование: исторический опыт, современное состояние, перспективы развития: Материалы XVII междунар. науч.-практич. конф., г. Санкт-Петербург, 2-3 ноября 2011 г. / Под ред. С.А. Тихомирова. - СПб., ВШНИ (ин-т) 2012. С.347-353

84. Камнева С.Ю. Роль художественной идеи в создании оригинальной композиции при проектировании художественной вышивки // Традиционное прикладное искусство и образование: исторический опыт, современное состояние, перспективы развития: Материалы XV Междунар. науч.- практич. конференции. -СПб.: ВШНИ (ин-т), 2009. С. 116-121.

85. Камнева С.Ю. Формирование мастерства на примере техники художественной вышивки «Крестецкая строчка» // Традиционное прикладное искусство и образование: Материалы XIV междунар. науч.-практич. конф. - СПб.: ВШНИ (ин-т), 2008. С.175.

86. Кант И. Сочинения В 6 т. - Т. 1-6. / Под ред. В.Ф. Асмуса - Т. 1-6. - М.: Мысль, 1963-1966.

87. Кантор K.M. Красота и польза: социологические вопросы материально-художественной культуры / K.M. Кантор. - М.: Искусство, 1967. - 278 с.

88. Кантор K.M. Проектность русской культуры: О причинах нереализованное™ отечественного дизайна / K.M. Кантор // Кантор К. Тысячеликий Аргус. - М.: Сов. художник, 1990. С. 167.

89. Кауда Т.М. Формирование проектной культуры в системе архитектурно-художественного образования: дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Т.М. Кауда. Великий Новгород, 2000. -283 с.

90. Каукина О.В. Формирование проектной культуры будущих дизайнеров в процессе профессиональной подготовки в вузе: дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / О.В. Каукина. - Магнитогорск, 2010. - 158 с.

91. Килпатрик В. Основы метода./ В. Килпатрик. - M.-JL, 1928. - 114 с.

92. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: Арена, 1994. - 222 с.

93. Козлов В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий. - М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981.-31 с.

94. Коллингс Е. Опыт работы американской школы по методу проектов. -М.: Новая Москва, 1926. - 144 с.

95. Коноплина Н. В., Лазарев В. С. Развитие педагогического вуза: методология, теория, опыт: Монография. 2-е изд. - Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2010. - 288 с.

96. Королева Н. С. Вышивка народов Поволжья. - М.: Наука, 1958. - 60 с.

97. Красикова A.B. Старинные технологии народной вышивки в профессиональном обучении художника декоративно-прикладного искусства // Материалы XIII Международной научно-практической конференции Традиционное прикладное искусство и образование, г. Санкт-Петербург, ноябрь 2007 г.- СПб., ВШНИ (ин-т), 2007. С. 128-131.

98. Красикова A.B. Оценка качества проектирования изделий с художественной вышивкой. // Материалы XV международной научно-практической конференции. Традиционное прикладное искусство и образование, г. Санкт-Петербург 10-11 декабря 2009г. в 2-х тт. / Под ред. С.И.Назаровой. - Т. I. - СПб., 2009. С. 105-109.

99. Крупская Н.К. Педагогические сочинения. Т. 10 - М: изд-во АПН, 1962,- С. 379.

100. Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. - М.: Просвещение, 1985.- 305 с.

101. Лазарев B.C., Мартиросян Б.П. Педагогическая инноватика. - М.: Багира -2, 2006. - 360 с.

102. Лапшина Е.А. Профессиональное образование в художественном кружевоплетении: (монография). - СПб.: ВШНИ (ин-т), 2009. - 164 с.

103. Лебедев C.B. Инновации в преподавании гуманитарных дисциплин будущим художникам традиционного прикладного искусства /С. В. Лебедев // Научно-инновационное развитие системы непрерывного профессионального образования в традиционном прикладном искусстве: Сб. науч. тр. / Под ред. В.Ф. Максимович, H. Н. Шамрай. - СПб.: ВШНИ (ин-т), 2011. С.63-66.

104. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность/ А Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1977. - 304 с.

105. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. 3 -е изд. - М.:Изд-во МГУ, 1972.-576 с.

106. Лернер И.Я. Проблемное обучение / И. Я. Лернер. - М.: Знание, 1974. -64с.

107. Лихачев Д.С. Древнерусская культура и современность / Д.С. Лихачев // Декоративное искусство СССР. 1970. №1.

108. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984.-226 с.

109. Ломов С.П., Аманджолов С.А. Методология художественного образования: Учеб. пособие. - М.: Mill У, 2011. - 188 с.

110. Лотман Ю.М. Культура и информация // Лотман Ю.М. Статьи по семиотике искусства. - СПб: Гуманитарное агентство «Академический проект», 2002. С. 149-150.

111. Лотман М.Ю. Символ в системе культуры // М.Ю. Лотман. Статьи по семиотике искусства. - СПб.: Гуманитарное агентство «Академический проект», 2002. С. 149-150; 213-214.

112. Максимович В.Ф. Возрождаем традиционное прикладное искусство России... и очень успешно! // Ректор. 2011. №10. - С. 22-27.

113. Максимович В.Ф. Сущность и педагогическое значение ручного художественного труда / В.Ф. Максимович // Традиционное прикладное искусство и образование: Мат-лы XI науч.- практич. конф, - СПб, 2005. С. 3-10.

114. Максимович В.Ф. Народные художественные промыслы. Науч.-метод. пособие для высш. и сред, проф.уч.зав. культ, и иск-ва / В.Ф. Максимович. - М.: Флинта, 1999. - 65 с.

115. Максимович В.Ф. Социально-экономические проблемы профессионального образования в области народных художественных промыслов и пути их решения / В.Ф. Максимович // Научно-инновационное развитие системы непрерывного профессионального образования в традиционном прикладном искусстве: Сб. науч. тр. / Под ред. В.Ф. Максимович, H.H. Шамрай. - СПб.: ВШНИ (ин-т), 2011. С.10-16.

116. Максимович В. Ф. Традиционное декоративно-прикладное искусство и образование: Исторический аспект, современное состояние и пути обновления / В.Ф. Максимович. - М.: Флинта, 2000. -200 с.

117. Максимович В.Ф. Теория и практика подготовки учащихся по художественно-промышленным видам труда в условиях непрерывного образования (на примере учебных заведений традиционного декоративно-прикладного искусства): дис. д-ра пед. наук: 13.00.01/В.Ф. Максимович; РАО ин-т худож. образования - М, 2000. -293 с.

118. Маслова Г. С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. - М.: Наука, 1978. - 206 с.

119. Масюкова H.A. Теория и практика проектной деятельност в системе повышения квалификации работников образования.: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / H.A. Масюкова - М, 2001. - 44 с.

120. Махмутов М. И. Методы проблемного обучения / М. И. Махмутов // Энциклопедия профессионального образования: в Зх т. / Под ред. С.Я. Батышева. - М.: АП0.1999. - Т.2, С. 61-62.

121. Молева Н.М., Белютин Э.М. Педагогическая система Академии художеств XVIII века. - М.: Искусство, 1956.- 519 с.

122. Музей народного искусства и художественные промыслы: Сб. трудов НИИХП. - М.: Изобраз. искусство, 1972. - 279с.

123. Наследие монастырской культуры: ремесло, художество, искусство. Статьи, рефераты, публикации: Вып.1. СПб.,1997. С.84.

124. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры /М.А. Некрасова -М.: Изобраз. искусство, 1983. - 345 с.

125. Некрасова М.А. Проблемы народного искусства: Сб. статей. / Ред. М.А. Некрасова. - М.: Изобраз. искусство. 1982. -135 с. - (АХ СССР).

126. Некрасова М.А. Народное искусство России. Традиция и современность. Материалы Всерос. науч.-практич. конф. г. Вологда, 2008. / ред.: М.А.Некрасова, Т.Л. Астраханцева, А.У. Греков, В.В. Воропанов. -Вологда 2008. - 280с.

127. Неменский Б.М. Педагогика искусства / Б. М. Неменский. - М.: Просвещение, 2007. - 255 с.

128. Николаева A.A. Художественная вышивка в профессиональной подготовке художника декоративно-прикладного искусства // Материалы XIV междунар. науч.-практич. конф. Традиционное прикладное искусство и образование, г. Санкт-Петербург, 10-11 декабря 2008г.- М. -2008. С.172-175.

129. Новиков A.M., Новиков Д.А. Образовательный проект (методология образовательной деятельности). - М.: Эгвес, 2004. - 120 с.

130. Новиков A.M. Методология художественной деятельности / A.M. Новиков. - М.: Эгвес, 2008. - 72 с.

131. Новиков A.M. Российское образование в новой эпохе / Парадоксы наследия, векторы развития. - М.: Эгвес, 2000. - 272 с.

132. Носань Т.М. Содержание и методы профессионального обучения технологии художественной вышивки будущих художников - мастеров: дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Т.М. Носань.- СПб, 2012. -151с.

133. Оршанский JI. Г. Художественная и кустарная промышленность СССР 1917-1927. - Л.: Издание Академии Художеств, 1927. - 82 е.: ил.

134. Отчет Школы народного искусства ее величества государыни императрицы Александры Федоровны за 1913 год. - СПб., 1913 -1915.

135. Панов В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. - СПб.: Питер, 2007. - 352 е.: ил.- (Серия «Практическая психология»),

136. Пармон Ф.М. Композиция костюма. -М.: Легпромбытиздат, 1997. - 318 с.

137. Пармон Ф.М. Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества. - М.: Легкопромбытиздат, 1994.- 272 с.

138. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении / Н.Ю. Пахомова. - М.: АРКТИ, 2003. - 112 с.

139. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е.С. Полат // Иностранные языки в школе. 2000. №№ 2, 3.

140. Попков В.А., Коржуев A.B. Дидактика высшей школы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издат. центр «Академия», 2004. - 192 с.

141. Программы занятий в школе народного искусства ее императорского величества государыни императрицы Александры Федоровны за 1914 год. СПб. 1914. С. 1-21.

142. Пронина И.А. Русская академическая школа декоративно-прикладного искусства в конце XVIII - первой половине XIX века.: автореф. канд. пед. искусств. / И.А.Пронина - М., 1968. - 31с.

143. Профессиональное образование в Германии и Америке (Сб. статей, переведенных из журнала «Technik und Wirtschaft») М.: Госиздат., 1921,- 59 с.

144. Профессиональная педагогика / Под ред. С .Я. Батышев, A.M. Новикова. -М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 2010. - 456 с.

145. Психолого-педагогические проблемы профессионального учения / Под ред. проф. П.Я. Гальперина, проф. Н.Ф. Талызиной, доц. З.А. Решетова. -М., Из-во Моск. ун-та, 1979 - 208 с.

146. Работнова И.П. Композиция северных русских вышивок // Сб. трудов НИИХП: Вып.7. - М., 1973 - 94 с.

147. Работнова И.П., Королёва Н.С. Народная вышивка РСФСР. - М., 1959.-60 с.

148. Разина Т.М. Традиционное и новое в искусстве современных художественных промыслов / Т. М. Разина // Народное декоративное искусство. Традиции и поиск. Сб. трудов 9. / Отв. ред. Черкасова Н.В.: М., 1979.-С. 20 -73.

149. Разина Т.М. Художественные промыслы в экономической и культурной жизни России конца XIX - начала XX в. / Народные художественные промыслы РСФСР. История и современность: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Н.В. Черкасова. - М., 1991, С. 6-28.

150. Розин В.М. Смысл прогностической деятельности в проектировании / В.М. Розин // Проблемы прогнозирования материально-предметной среды: труды ВНИИТЭ. - М.: ВНИИТЭ, 1972. - № 2.

151. Розин В.М. Эволюция проектной культуры; труды ВНИИТЭ/В.М.Розин. -М.: ВНИИТЭ, 1974. Вып.8. С.12-33.

152. Русское народное искусство в собрании Государственного Русского музея / Ред.-сост. И.Я. Богуславская. - Л:Художник РСФР, 1984.-293 с.

153. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси / БАРыбаков.-М: Наука, 1988.-781 с.

154. Рыбникова О. П. Влияние функционального состояния мелкой моторики пальцев рук на формирование творческого мышления студентов ВШНИ (инт-т). Материалы XIII Международной научно-практической конференции «Традиционное прикладное искусство и образование:

исторический опыт, современные проблемы, перспективы развития», г. Санкт-Петербург; ноябрь 2007. - СПб.: ВШНИ (ин-т), 2007. С.222-224.

155. Рыбаков Б.А. Ремесло древней Руси / Б.А.Рыбаков. - М.: Академия наук СССР, 1948.-95 с.

156. Сайфулина Е.В. Вышивка в Русском мужском костюме // Материалы IV Международной студенческой научной конференции «Культура России в XXI веке: прошлое в настоящем, в будущем» декабрь 2008. - М.: ИТПИ. С. 84-88.

157. Селиванова Т.В. Формирование проектного мышления учителя изобразительного искусства на основе информационных технологий: автореф. дис. канд. пед. наук / Т.В. Селиванова - М., 2003. -23 с.

158. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и методы обучения в средних специальных учебных заведениях: Учеб. пособие. - М.: Высш. шк.. 1990.- 192 с.

159. Сидоренко В.Ф.Эстетика проектного творчества / В.Ф.Сидоренко. - М.: ВНИИТЭ, 2007. С. 11-12.

160. Симакова И.Л. Традиции русской народной вышивки в современных художественных промыслах: автореф. дис. канд. ист. наук / И.Л. Симакова - М., 1999. - 28 с.

161. Скакун В.А. Наглядность в обучении. Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т./ Под ред. С.Я. Батышева. - М.: АПО, 1999, Т. 2. С.104-106.

162. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1986. - 152 с.

163. Смирнов В.И. Как можно построить курс «Теория творчества» для художественного вуза // Материалы 13-й научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава кафедр гуманитарных и философских наук и общеобразовательных дисциплин института имени И.Е. Репина по проблеме «Вопросы совершенствования

педагогического мастерства в современных условиях». - СПб: изд-во Инта им. Репина, 2000.

164. Современные исследования эстетического воспитания и художественного образования в контексте Буровской школы. К 90-летию со дня рождения

A.И. Бурова: Сб. науч. тр. / Под общ. ред. Л.П. Печко / Ред.-сост.: Е.Ф. Командышко. - М.: ИХО РАО, 2009. - 336 с.

165. Сорокина М. А. Вологодское кружево и женский костюм XIX-XX веков / М. А. Сорокина // Народный костюм и современная молодежная культура: Сб. ст./Ред. Е.Ш. Галимова. - Архангельск, 1999. С. 136-143.

166. Справочная книжка по женскому профессиональному образованию в России / Издание Общества Поощрения Женского Профессионального Образования. - СПб: Типография A.C. Суворина, 1898. - 148 с.

167. Стасов В.В. Русский народный орнамент: Шитье, ткани, кружево. Вып.1. - Спб.,1872. - 129 с.

168. Стенина Т.Д. Становление проектной культуры студентов/ Т.Л.Стенина. -Ульяновск: УлГТУ, 2011. -243с.

169. Талызина Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения / Н.Ф. Талызина - М.: МГУ, 1969. -134 с.

170. Теоретические основы процесса обучения в советской школе / Под ред.

B.В. Краевского, И.Я. Лернера; Науч.- исслед. ин-т общей педагогики АПН СССР. - М.: Педагогика, 1989. - 320 с.

171. Теория профессиологии педагогического образования: Монография / Т. 11; под науч. ред. Н.М. Александровой. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2013.-230 с.

172. Техническая эстетика и дизайн: Словарь. - М.: Академический проект; Культура, 2012. - 356 с. - (Summa).

173. Титова И.М. Метаметодический подход к модернизации обучения в общеобразовательной школе. // Академические чтения. Вып. 3. Теория и практика модернизации отечественного образования. - СПб.: 2002.

174. Топилина H.B. Проектная культура как основа готовности педагога к инновационной деятельности: дис. канд. пед. наук / Н.В. Топилина. -Таганрог, 2006. -212 с.

175. Труды Академии художеств СССР. Вып. 3: Сб. статей /ордена Ленина Акад. Художеств СССР. - М.: Изобраз. искусство, 1985. С. 201, 288.

176. Урсул А.Д. Философия и интегративно-общенаучные процессы. -М: 1981.- 140 с.

177. Уткин П. И. Особенности развития народных художественных промыслов на современном этапе /П. И. Уткин // Народное декоративное искусство. Традиции и поиск: Сб. тр. 9 / Под ред. Н. В. Черкасовой; НИИ худож. пром-сти. - М., 1979. С.3-14.

178. Уханова И.Н. Народное декоративно-прикладное искусство городов и посадов Русского Севера конца XVII-XIX веков. - СПб, 2001. - 307 с.

179. Фалеева В.А. Пособие по вышивке. / В.А.Фалеева, Е.И. Кокуинова; Всесоюз. Дом Народного Творчества им. Н.К. Крупской. - М.: Гос. изд-во, 1954.- 45 с.

180. Федотова О.В. Педагогическая взаимосвязь учебных предметов «мастерство» и «композиция» в профессиональном обучении студентов лаковой миниатюрной живописи: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / О.В. Федотова. - М.: 2005. -22 с.

181. Филимонюк Л.А. Формирование проектной культуры педагога в процессе профессиональной подготовки: дис. д-ра пед. наук / Л.А. Филимонюк -Ставрополь, 2008. - 425 с.

182. Фильчакова Ю.А. Условия развития проектной культуры подростков на занятиях изобразительным искусством и дизайном в общеобразовательной школе: дис. канд. пед. наук / Ю.А. Фильчакова. -М., 2003. -175 с.

183. Фомина H.H. Развитие педагогики искусства на основе ведущих научных школ: (постановка проблемы на примере «Школы A.B. Бакушинского» // Педагогика искусства как новое направление гуманитарного знания:

Материалы I Междунар. науч. сес. (29-31 мая 2007 г.). - М.: ИХО РАО, 2007. С. 16-23.

184. Фомина H.H. Научная школа А.В.Бакушинского в современной педагогике искусства // Научные школы в педагогике искусства. - М.: Издательский Дом РАО, 2008.

185. Художественное проектирование: К 20-летию ЦЭС СХ СССР 1985. - М.: Сов. художник, 1987. - 163с.

186. Ческидова O.A. Формирование проектной культуры учащихся общеобразовательных школ на занятиях изобразительным искусством: дис. канд. пед. наук: 13.00.02. - М., 2008. - 268 е.: ил.

187. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. Б-ка журнала «Директор школы» 1998. Выпуск 7. - М.: Сентябрь, 1998 - 144с.

188. Шабельская Н. П. Материалы и технические приемы в древнерусском шитье / Н. П. Шабельская // Вопросы реставрации: Сб. центр. Гос. рестав. мастерских / Под ред. Игоря Грабаря. - М., 1926. С. 113-124.

189. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. - М.: Издательская корпорация «Логос», 1996. - 320 е.: ил.

190. Шамрай H. Н. Инновационное развитие профессионального образования: гносеологический подход / H.H. Шамрай // Научно-инновационное развитие системы непрерывного профессионального образования в традиционном прикладном искусстве: Сб. науч. тр. / Под ред. В.Ф. Максимович, H. Н. Шамрай. - СПб.: ВШНИ (ин-т), 2011. С. 17-21.

191. Шамрай H.H. Механизм адаптации учащихся в начальном профессиональном образовании к условиям рынка труда. - М.: ИОСО, 1997.- 761с.

192. Шамрай H.H. Принципы профессионального обучения. / H. Н. Шамрай // Энциклопедия профессионального образования,- M.; Т.2. С.327-329.

193. Шамрай H.H. Педагогические основы адаптации учащихся к условиям труда в процессе технологического образования: дис. д-ра пед. наук:

13.00.01 / H.H. Шамрай; Рос. Академия образования; Ин-т общего среднего образования. - М, 2000. -338 с.

194. Шиллер Ф. Собрание сочинений: В 7 т, Т. 6. - М, Гослитиздат, 1957. С.329.

195. Школа искусств, художеств и рукоделий, содержащая нужные познания всего, что Изящные искусства представляют полезного, занимательного и приятного. Сочинение Г-на Жофре в пользу юношества, с 125 искусно гравированными картинками (перевод с фр. Часть вторая). М.: В Типографии Августа Семена, 1820. - 207 с.

196. Школяр JI.B. О состоянии и перспективах развития научных исследований Учреждения Российской академии образования «Институт художественного образования»/ JI.B. Школяр // Электронный научный журнал, http: // www.art-education. ru AE-magazine -2010. № 4.

197. Шмелев И.П. Архитектор фараона. -СПб.: Искусство России, 1993. - 95с.

198. Юцявичене П.А. Принципы модульного обучения. / Сов. Педагогика, 1990. - № 1. С.55-70, № 2. С.56-72

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.