Педагогическое руководство обучением живописи в среднем профессиональном учебном заведении традиционного прикладного искусства тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат наук Серов, Пётр Евгеньевич

  • Серов, Пётр Евгеньевич
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 194
Серов, Пётр Евгеньевич. Педагогическое руководство обучением живописи в среднем профессиональном учебном заведении традиционного прикладного искусства: дис. кандидат наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Санкт-Петербург. 2012. 194 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Серов, Пётр Евгеньевич

ОГЛАВЛЕНИЕ Введение

ГЛАВА I. Психолого-педагогические основы обучения живописи в области традиционного прикладного искусства.

1.1. История и теория обучения живописи: отечественный и зарубежный опыт

традиционного и декоративно-прикладного искусства

1.3. Модель педагогического руководства обучением живописи в колледже

традиционного прикладного искусства

Выводы по первой главе

ГЛАВА П. Содержание и методы обучения живописи в среднем профессиональном образовании традиционного прикладного искусства.

2.1. Методика обучения живописи художников-мастеров

2.2. Методические рекомендации по педагогическому руководству обучения живописи

2.3. Экспериментальная проверка эффективности апробации модели педагогического руководства обучением живописи будущих

художников-мастеров

Выводы по второй главе

Заключение

Список литературы

Приложения

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогическое руководство обучением живописи в среднем профессиональном учебном заведении традиционного прикладного искусства»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Одной из важнейших задач современного художественного образования является приобщение молодого поколения к истокам отечественной культуры, традиционному прикладному искусству России. Сохранение и развитие традиций требует обязательного творческого подхода к источникам прошлого, художественного переосмысления ярких образцов народного искусства.

Умение создать высокохудожественное изделие, в котором традиционное искусство получает совершенно новое, современное звучание - главная задача художника-мастера. Путь от возникновения замысла до его воплощения требует от обучаемого самых различных умений - от создания грамотного эскиза до разбора сложнейших колористических отношений в работе. Художник-мастер должен владеть выразительными средствами живописи, знать закономерности колорита и правила построения формы, выполнять эскизы своего изделия и, в конечном итоге, представить грамотный проект.

Как показал предварительный анализ анкет абитуриентов и последующих учебных работ по живописи в образовательных учреждениях среднего профессионального образования традиционного прикладного искусства за период с 2006 по 2009 г.г., студенты поступали без какой-либо художественной подготовки в основном на специализацию ювелирное искусство, художественную вышивку и только 33% с начальной художественной подготовкой. При этом на такие специализации как лаковая миниатюрная живопись, роспись ткани, роспись по металлу более 51% абитуриентов поступали без достаточной подготовки по живописи. У студентов отсутствуют теоретические знания и практические умения декоративной переработки живописных этюдов, в процессе выполнения которой обучающиеся выявляют наиболее характерные свойства и признаки предметной формы, осуществляют процесс переработки реалистического изображения в декоративно-условную композицию на плоскости, обобщают, создают художественный образ. В связи с этим система

подготовки студентов в этой области нуждается в качественных изменениях в деятельности учебных заведений, в новом осмыслении содержания и формы учебно-воспитательного процесса, в фундаментально подготовленных преподавательских кадрах.

Существующие программы по живописи, используемые в учебных заведениях среднего профессионального образования традиционного прикладного искусства, отражают в основном элементы академической живописи, в то время как подготовка художников-мастеров традиционного прикладного искусства ведется более чем по двадцати специализациям, не связанным между собой (например, лаковая миниатюрная живопись, художественная вышивка или художественное кружевоштетение), что является большой практической проблемой при обучении будущих художников-мастеров. Кроме того, их профессиональная подготовка предполагает овладение фундаментальными знаниями, умениями и навыками в области живописи, понимание специфики выразительных средств живописи, наличие опыта реализации художественного замысла в создании произведения традиционного прикладного искусства.

Степень разработанности проблемы. Анализ научных трудов и практики профессионального образования в традиционном прикладном искусстве (И.Э. Агапова, М.Р.Белоусов, В.Ю.Борисова, Е.А.Лапшина, В.Ф.Максимович, О.В.Федотова) и изучение проблем содержания и методики преподавания живописи (Г.В. Беда, Е.И. Васильева, B.C. Кузин, С.П. Ломов, М.В. Одаряев, H.H. Ростовцев, Л.И. Рындина, Г.Б. Смирнов, A.A. Унковский, А.П. Яшу хин и др.) послужили теоретическим основанием для нашего исследования.

Вопросам обучения живописи студентов, изучающих декоративно-прикладное искусство, посвящено исследование Е. И. Васильевой, в котором рассматривается специфика содержания и разработана концепция преподавания «Академической живописи» будущим художникам традиционного прикладного искусства в высшем профессиональном учебном заведении и отмечается ведущее значение использования декоративно-плоскостного метода в процессе преподавания живописи.

Проблема педагогического руководства обучением рассматривалась в психолого-

педагогических исследованиях. В частности, Н.Ф. Талызина считает, что в функции преподавателя всегда входило не только сообщение знаний, но и управление процессом их усвоения, Е.К. Амергазин рассматривает педагогическое руководство как средство повышения эффективности профессиональной подготовки студентов художественных, художественно-промышленных колледжей в процессе обучения декоративно-прикладному искусству. Однако до настоящего времени в научно-педагогических исследованиях отсутствует модель педагогического руководства обучением живописи в средних профессиональных учебных заведениях традиционного прикладного искусства, что определило необходимость решения данной научной проблемы.

Исследование процесса обучения живописи будущих художников-мастеров традиционного прикладного искусства посредством педагогического руководства обусловлено следующими противоречиями между:

- возрастающими требованиями к качеству подготовки художников-мастеров и созданию высокохудожественных произведений в каждом виде традиционного прикладного искусства и существующими учебными программами, а также методикой преподавания живописи как предмета общепрофессионального цикла, не связанного с видами традиционного прикладного искусства;

- необходимостью формирования профессиональных знаний, умений и навыков в процессе обучения живописи и недостаточной степенью подготовленности преподавателей живописи, имеющих подготовку в области академической живописи и недостаточные знания в области традиционного прикладного искусства.

Актуальность и недостаточная разработанность практической и научной проблемы обусловили выбор темы настоящего исследования: «Педагогическое руководство обучением живописи в среднем профессиональном учебном заведении традиционного прикладного искусства».

Цель исследования: разработать, научно обосновать и экспериментально проверить модель педагогического руководства обучением живописи будущих художников-мастеров.

Объект исследования: профессиональное образование в средних учебных

заведениях традиционного прикладного искусства.

Предмет исследования: процесс обучения живописи будущих художников-мастеров в традиционном прикладном искусстве.

Поставленная цель, выявленные объект и предмет исследования позволили выдвинуть гипотезу: педагогическое руководство обучением живописи в учебных заведениях среднего профессионального образования традиционного прикладного искусства будет эффективным и способствовать профессиональному становлению обучающихся при следующих условиях:

- изучения и анализа философской, психолого-педагогической литературы и выявления на этой основе значения и специфики обучения живописи студентов -будущих художников-мастеров традиционного прикладного искусства;

- разработки модели педагогического руководства обучением живописи, включающей содержание, средства и методы подготовки студентов и педагогические условия ее реализации;

- разработки и внедрения в учебный процесс инновационной учебной программы по предмету «Живопись», методических рекомендаций, наглядных и электронных учебно-методических пособий, обеспечивающих формирование профессиональных умений и навыков будущих художников-мастеров традиционного прикладного искусства.

Задачи исследования:

1. На основе анализа философской, психолого-педагогической литературы, отечественного и зарубежного исторического опыта художественного образования определить специфику обучения живописи в подготовке студентов, изучающих традиционное прикладное искусство, и значение педагогического руководства обучением живописи будущих художников-мастеров.

2. Разработать модель педагогического руководства обучением живописи будущих художников-мастеров, соотнесенную с конкретным видом традиционного прикладного искусства, и определить педагогические условия ее реализации.

3. Выявить и обосновать содержание и методы обучения живописи, реализуемые в учебной программе и способствующие формированию профессиональных

компетенций будущих художников-мастеров.

4. Экспериментально проверить эффективность разработанной модели педагогического руководства обучением живописи в процессе профессиональной подготовки обучающихся по конкретному виду традиционного прикладного искусства.

Теоретико-методологической основой исследования являются: теория творчества в ее различных аспектах - философском (Г. Гегель, М.С. Каган.); педагогическом (В.В. Давыдов, В.И. Загвязинский, И.Я. Лернер.); психологическом (JI.C. Выготский, Дж. Гилфорд, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, Я.А. Пономарев.); теория и методика художественного образования (И.В. Алексеева, B.C. Бадаев, A.B. Бакушинский, H.H. Волков.); исследования об особенностях народного искусства и культуры России (Т.К.Вагнер, В.М.Василенко, В.С.Воронов, В.Ф.Максимович, М.А. Некрасова, А.Б. Салтыков.); педагогика профессионального образования (С.Я. Батышев, Т.Г. Новикова, А.М. Новиков, Н.М. Александрова, H.H. Шамрай.); история изобразительного искусства (Н.Э. Грабарь, Н.И. Дружкова).

Методы исследования. Теоретические: анализ философской, психолого-педагогической, искусствоведческой литературы, сравнительно-сопоставительный анализ отечественного и зарубежного опыта; моделирование; педагогический эксперимент. Эмпирические: выявление особенностей обучения живописи; изучение учебно-творческой деятельности обучающихся на занятиях по мастерству, композиции и проектированию; наблюдение; опрос студентов; анализ учебной, художественно-творческой деятельности обучающихся до и после введения экспериментальной программы, метод экспертных оценок; статистические методы обработки результатов исследования.

Организация и этапы исследования. I этап исследования - поисково-теоретический (2006-2007 гг.). Изучение и анализ научных трудов отечественных и зарубежных исследователей традиционного прикладного искусства по проблеме обучения живописи будущих художников традиционного прикладного искусства, поиск методологической и теоретической основ исследования, моделирование. II этап научно-экспериментальный (2008-2009 гг.). Разработка модели, критериально-

оценочного инструментария дня определения эффективности учебного процесса, апробация комплекса организационно-педагогических условий оптимизации процесса обучения живописи. Ш этап - формирующий (2009-2011 гт.). Решение задач исследования и проверка основных положений выдвинутой гипотезы; апробация и внедрение модели педагогического руководства обучением живописи, систематизация полученных данных, корректировка основных положений и выводов исследования.

Научная новизна исследования заключена в следующих положениях:

- выявлена специфика обучения живописи в развитии профессионально значимых умений и навыков обучающихся традиционному прикладному искусству, отличительной особенностью которой является взаимодействие декоративных и объемно-пространственных выразительных средств живописи, направленных на развитие профессиональных и творческих способностей будущих художников-мастеров;

- разработана модель педагогического руководства обучением живописи будущих художников-мастеров на основе как общедидактических принципов, так и принципа соотнесенности содержания обучения живописи с будущей профессией в конкретном виде традиционного прикладного искусства, реализующаяся при следующих педагогических условиях: создание на занятиях по живописи художественно-творческой среды, высокопрофессиональная подготовка преподавателей, владеющих не только средствами живописи, но и понимающих суть традиционного прикладного искусства, взаимодействие декоративных и объемно-пространственных средств живописи;

- обоснована взаимосвязь подготовительного, репродуктивного и продуктивного этапов с объяснительно-иллюстративным, частично-поисковым и проблемным методами обучения, в соответствии с которой проведен отбор и структурирование содержания по типам заданий (кратковременные этюды, многосеансные длительные этюды, декоративные решения), представленных в учебной программе «Живопись».

Теоретическая значимость. Уточнено содержание понятия «педагогическое руководство обучением живописи будущих художников-мастеров» как деятельность преподавателя, направленную на организацию и управление образовательным

процессом, развитие образного мышления, индивидуальности, формирование профессионально значимых знаний, умений, и навыков самостоятельной творческой деятельности. Дано определение и выявлена роль декоративных и объемно-пространственных средств живописи в профессиональном становлении будущих художников-мастеров традиционного прикладного искусства с учетом особенностей выразительных средств конкретных специализаций. Результаты исследования являются теоретической базой для создания условий формирования собственного творческого опыта обучающихся, понимания художественно-эстетических достижений историко-культурного наследия.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработана методика обучения живописи, способствующая овладению системой знаний, умений и навыков в области живописи, необходимых в профессиональной деятельности художников-мастеров традиционного прикладного искусства. Материалы диссертации могут быть использованы в учебно-педагогическом процессе образовательных учреждений, на курсах повышения квалификации и педагогического мастерства в процессе преподавания живописи.

Соответствие диссертации паспорту научной специальности. В соответствии с формулой специальности 13.00.08 - теория и методика профессионального образования (педагогические науки) результаты научного исследования соответствуют таким пунктам паспорта специальности как: генезис и теоретико-методологические основы педагогики профессионального образования; переподготовка и повышение квалификации работников и специалистов; непрерывное профессиональное образование; подготовка специалистов в системе многоуровневого образования; учебно-воспитательный процесс в учреждениях профессионального образования; профессиональная ориентация, культура и проблемы воспитания.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается теоретическим и практическим обоснованием философских, психологических, педагогических аспектов обучения живописи студентов, изучающих традиционное прикладное искусство, а также экспериментальной проверкой, теоретическим анализом полученных результатов исследования, обобщением выводов и

многолетним педагогическим опытом соискателя.

Апробация и внедрение осуществлялась на международных научно-практических конференциях «Традиционное прикладное искусство и образование» (Санкт-Петербург 2007г., 2008г., 2009г., 2010г., 2011г.), на мастер-классах в рамках выставки «Традиционное прикладное искусство и образование», 2010 г. Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры живописи и заседаниях Ученого совета Высшей школы народных искусств (института) в 2007 - 2011гг. Проверка выдвигаемых положений осуществлялась с помощью эксперимента, который проводился в 2009-2011 году в образовательных учреждениях: Высшей школе народных искусств (институте) и Российском колледже традиционной культуры Санкт-Петербурга. Результаты диссертационного исследования отражены в 8 публикациях автора общим объемом 6,9 п.л.

Основные положения, выносимые на защиту:

1.Традиционное прикладное искусство требует адекватного содержания профессионального образования, важным компонентом которого является обучение живописи, которое не может сводиться только к созданию реалистического изображения - необходимо овладение навыками его декоративной переработки - что соответствует историческим декоративно-композиционным и колористическим традициям этого искусства.

2. Педагогическое руководство обучением живописи будущих художников-мастеров представляет собой деятельность преподавателя по организации, управлению и контролю над процессом обучения живописи; данная деятельность подразумевает своевременную корректировку учебных программ, в соответствии с задачей развития образного мышления и живописного мастерства студентов через проблемно-творческие задания и декоративные переработки натурных этюдов.

3. Модель педагогического руководства обучением живописи основана на принципе взаимосвязи содержания обучения живописи с декоративно-композиционными и колористическими решениями традиционного прикладного искусства и включает цели, содержание, этапностъ и методы обучения, уровни развития живописных знаний и умений, а также критерии их оценки. Педагогическими условиями реализации

разработанной модели является: создание на занятиях по живописи художественно-творческой среды, учитывающей особенности конкретных видов прикладного искусства (художественная вышивка, художественное кружевоплетение, роспись по металлу и т.д.) и способствующей формированию профессиональных умений; индивидуально-групповая форма учебных занятий; высокопрофессиональная подготовка преподавателей, не только владеющих средствами живописи, но и сущностью исторических, художественно-композиционных и колористических традиций народного искусства.

4. Разработанная учебная программа, содержание предмета «Живопись», методические рекомендации, тщательно отобранный натурный фонд для живописных постановок направлены на выполнение колористических, тональных, декоративно-композиционных и объёмно-пространственных изображений различных предметов, создание декоративных композиций, развитие умений переосмысливать и декоративно перерабатывать натуру, стилизовать, анализировать и производить отбор и выявление основных пластических признаков предметов, формировать навыки гармонизации цветовых отношений. В основу обучения живописи положены следующие методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемный и исследовательский (эскизного поиска, поэтапного освоения живописи и промежуточного контроля; анализа, обсуждения и обобщения выполняемой учебной работы, тоновые и цветовые отношения, колерованная палитра, техника и технология живописи, степень декоративности, композиционные закономерности в живописи). Все вышесказанное позволяет рассмотреть обучение живописи как продуктивную среду для будущей художественно-творческой деятельности художника в конкретном виде этого искусства.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, четырех приложений. Список используемой литературы включает 250 наименований. Объем диссертации 158 страниц, 5 таблиц, 3 схемы, 6 диаграмм.

ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ЖИВОПИСИ В ОБЛАСТИ ТРАДИЦИОННОГО ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

1.1. История и теория обучения живописи: отечественный и зарубежный опыт.

Художественное образование имеет многовековую историю. Это сложный, процесс, касающийся всех видов искусств: графика, живопись, все виды прикладного искусства.

Изучение истории вопроса показывает, что методика преподавания изобразительного искусства прошла сложный путь развития. Методы обучения живописи менялись в результате борьбы мнений, смены художественных направлений, изменений принципов обучения. История методов преподавания живописи, храня накопленный опыт предшествующих поколений, помогает правильно решать в современных условиях учебно - воспитательные и художественно - педагогические задачи.

Изучение исторического аспекта показало, что проблема профессионализации художественного воспитания и образования возникла ещё в эпоху Древнего Египта. Здесь впервые создаются специальные художественные школы с ясной системой обучения, с чёткой методикой преподавания искусства. В этих школах учили правилам и законам построения изображения и требовали от учеников неукоснительного их соблюдения [195].

В эпоху Средневековья все художники, как правило, объединялись по принципу принадлежности к мастерской того или иного именитого мастера. Художник-мастер, принимая подростка, обучал его в течение 4 или 6 лет, в эти первые годы ученик овладевал технологической частью живописи. Цехи в то же время воспитывали в будущем художнике коллективное сознание и, конечно, стремились «связать» определенными традициями. Следующим шагом в систематизации художественного образования стало открытие

приватных школ рисования. Обучение в этих школах производилось в несколько этапов - сначала копирование, затем рисование со слепков, потом - с натуры и, наконец, высшая ступень - самостоятельное, свободное творчество мастера. Такой метод воспитания художников в эпоху Высокого Возрождения описывает Леонардо да Винчи в своем «Трактате о живописи» [121]. Уже в эпоху Высокого Возрождения в наиболее известных и передовых мастерских характер обучения меняется. Главным для учеников становиться изучение манеры мастера, руководителя художественной мастерской. Художники стали заниматься анатомией, перспективой, осваивали геометрию и оптику.

Академические методы преподавания живописи начали складываться в эпоху Возрождения. Возрождение открывает новую эру и в истории изобразительного искусств, и в области профессиональных методов обучения художников. Художники этого времени разрабатывали теорию изобразительных искусств, а вместе с тем и теорию обучения живописи. Над проблемами разработки методик обучения начинают работать лучшие мастера изобразительного искусства: Ченнини Ченнино, Леон Батист Альберти, Леонардо да Винчи, Альбрехт Дюрер и др. [195]. Художники Возрождения активно вступают на путь научного исследования, стремятся понять закономерности явлений природы установить связь между наукой и искусством. Важную информацию для этих исследований дали результаты археологических раскопок, а также сведенья историков о великом искусстве Древней Греции.

В 1585 году братьями Карраччи была основана Болонская Академия, которая уже в полном смысле являлась высшей школой. В ней были специалисты не только в области искусства, но и ученые - философы, медики, поэты. Читались лекции по эстетике, анатомии, литературе, велись занятия по перспективе [153].

Изучение архивных источников показало, что лучшие достижения в области методики преподавания живописи, выработанные в европейской классической педагогической науке, были заложены в основу художественного

академического образования в России. Рождение академии связывают с именем императрицы Елизаветы Петровны, хотя идея создания подобного заведения принадлежала еще ее отцу, Петру I. Академия художеств была учреждена при Московском университете по решению Сената от 6/17 ноября 1757 года. Открытая в 1758 году как «Академия трех знатнейших художеств», Академия художеств была отделена от университета указом от 3 марта 1763 года. Екатерина II посетила Академию 8 июля 1764 года и повелела составить проект «приличного» для нее здания. В том же году 4 ноября она утвердила «Привилегии и устав императорской Академии трех знатнейших художеств: живописи, скульптуры и архитектуры с воспитательным при оной Академии училищем», определившие статус, структуру и штат Академии художеств.

В основу педагогической системы Академии художеств в XVIII- XIX веках были положены принципы, выработанные Королевской академией живописи и скульптуры в Париже, однако во многом она ориентировалась на деятельность итальянских академий, прежде всего — Болонской. Восприняв лучшие методический опыт этих учебных заведений, Академия художеств пошла по пути их дальнейшего развития и в то же время отказа от всего устаревшего и мешавшего установлению новой системы. С открытием Воспитательного училища основная часть общеобразовательных предметов была отнесена на первые годы обучения с тем, чтобы разгрузить старшие возрасты для занятий специальностью. В общей сложности курс академического обучения рассчитывался на пятнадцать лет или пять возрастов, из которых первые три, то есть примерно от пяти до четырнадцати лет, падали на Воспитательное училище, а два последних представляли собственно Академию. В процессе обучения педагоги могли не только дать обучаемым хорошую подготовку в отношении изобразительной грамоты, но и выяснить характер способностей любого воспитанника, подобная установка была одним из проявлений индивидуального подхода к ученику. Принципиально новым положением, на котором основывалась педагогическая система Академией художеств, было требование сознательности обучения, осмысленного усвоения

учеником материала, дифференцированного, индивидуального подхода к каждому воспитаннику. В процессе исследования установлено, что Академия делила всю систему подготовки художника на три этапа:

- первый должен был сообщить начальные сведения об искусстве;

- второй и самый основной заключал в себе собственно изучение законов техники и технологии живописи;

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Серов, Пётр Евгеньевич, 2012 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Александрова Н.М. Методология и теория производственного обучения в структуре профессионального образования: монография / под ред. Н.М.Александровой.- СПб.: НПО РАО, 2008.-240 с.

2. Алексеева И.В. Развитие художественно-творческих способностей студентов к декоративно-прикладной деятельности: Дис. д-ра пед. наук : 13.00.02/ И.В. Алексеева - Ростов н/Д, 2005. - 500 с.

3. Анри де Моран. История декоративно-прикладного искусства / Анри де Моран. - М.: Искусство, 1982. - 578 с.

4. Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системе / Л.И. Анцыферова // Психология формирования и развития личности. - М. : Наука, 1981.-С. 3-18

5. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм; сокр. пер. с англ. В.Н. Самохина. - М. : Прогресс, 1974. - 392 с.

6. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. Пер. с англ./ Р. Арнхейм -М.: Прометей, 1994.- 352 с.

7. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения (Общедидактический аспект)/ Ю. К.Бабанский.- M :., «Педагогика», 1977.- 256 с.

8. Бадаев В. С. Формирование художественной культуры школьников в процессе освоения искусства декоративной росписи : На примере народных промыслов России : диссертация доктора педагогических наук : 13.00.02./ В. С. Бадаев - Набережные Челны, 2005. - 399 с.

9. Бабияк В. В. Русский академический учебный рисунок : XVIII - начало XX века : диссертация ... доктора искусствоведения : 17.00.04 / В. В. Бабияк, -С-Пб, 2005. -740 с.

10. Бакушинский A.B. Художественное творчество и воспитание / A.B. Бакушинский - М.: Карапуз, 2009 - 304 с.

11. Банфи А. Философия искусства / А. Банфи Предисл. К. М. Долгова; Пер. с итал. Г. П. Смирнова.— М.; Искусство, 1989.- 384 с.

12. Батышев С.Я.Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям./ С .Я. Батышев.- М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997.512 с.

13. Барышников А.П. Лямин И.В. Основы композиции./ А.П. Барышников И.В.Лямин-М.:Трудрезервиздат. - 1951.- 188с.

14. Беда Г. В.Основы изобразительной грамоты./ Г.В. Беда.- М.: Просвещение, 1989.- 192с.

15. Беда Г. В. Ведение в теорию живописи: Учебное пособие / Г. В.Беда -Кубан. ун-т. Краснодар, 1987.- 89 с.

16. Беда Г.В. Живопись : учеб. пособие / Г.В. Беда. - М. : Просвещение, 1986.192 с.

17. Беда Г. В. Живопись и ее изобразительные средства. Учеб. Пособие для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов./ Г. В. Беда/ - М., «Просвещение», 1977.-188 с.

18. Беликов В.А. Философия образования личности: Деятельностный аспект : монография / В.А. Беликов. - М. : ВЛАДОС, 2004.- 354 с.

19. Белоусов М.Р.Живопись Программа курса по специальности 0515 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»/ М.Р. Белоусов - Палех 2002.- 19 с.

20. Белютин Э.М. Начальные сведения по живописи./ Э.М.Белютин .- М. Искусство 1955. - 37 с.

21. Беляева СЕ. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования : учебник для учащихся нач. проф. учеб. заведений / С.Е.Беляева. - 2-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2007. -208 с.

22. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем / В.П. Беспалько. -Воронеж, 1977.-304 с.

23. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии / В.П. Беспалько. -М. : НПО МО Россия, 1995. - 336 с.

24. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. -М. : Педагогика, 1989. - 192 с.

25. Бесчастнов Н.П.Изображение растительных мотивов : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подгот. дипломир. специалистов «Худож. проектирование изделий текстил. и лег. пром-сти» / Н.П. Бесчастнов. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2008. -175 с.

26. Бесчастнов Н.П. Графика натюрморта: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подгот. дипломир. специалистов «Художеств, проектирование изделий текстил. и лег. пром-сти» / Н.П. Бесчастнов. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 255 с.

27. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства / П.Г. Богатырев -М.: Искусство, - 1971.- 515 с.

28. Богоявленская Д.Б.Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / Д.Б. Богоявленская - М.:Издательский центр «Академия». 2002. - 320 с.

29. Богуславская И.Я. Дымковская игрушка / И .Я. Богуславская - Л.: Художник РСФСР, - 1988. - 334 с.

30. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности : учеб. пособие для вузов/В.А. Бодров. -М. : ПЕР СЭ, 2001,- 511 с.

31. Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога : учеб. пособие цля студ. высш. учеб. заведений/Н. М. Борытко ; под ред. В. А. Сластёнина, И.А. Колесниковой. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 288 с.

32. Борытко Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.М. Борытко, А. В. Моложавенко, И. А.Соловцова ; под ред. Н. М. Борытко. -М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 320 с.

33. Борев Ю. Б. Эстетика: / Юрий Борев. - М.: Русь-Олимп ACT: Астрель, 2005. - 829 с.

34. Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности / Л.И. Божович; под ред. Д.И. Фельдштейна. - М. : Междунар. пед. акад., 1995. - 209 с.

35. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. : Б. Г.Мещеряков,

B.П. Зинченко. - СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 672 с.

36. Борев Ю.Б. Эстетика : учебник / Ю.Б. Борев. - М. : Высш. шк., 2002. -511с.

37. Бранский В.П. Искусство и философия: Роль философии в формировании и восприятии художественного произведения на примере истории живописи / В.П. Бранский. - Калининград : Янтарный сказ, 2000. -704 с.

38. Брушлинский A.B. Психология мышления и проблемное обучение / A.B. Брушлинский.- М., 1983.-315 с.

39. Вагнер Г. К., Лихачов Д. С., Раппопорт П. А. Средневековая Русь / Г.К. Вагнер, Д. С. Лихачов, П. А. Раппопорт - М.: Наука, 1976.- 366 с.

40. Вакуленко Е.Г.Народное декоративно-прикладное творчество: теория, история, практика / Е. Г. Вакуленко. — Ростов н/Д : Феникс, 2007. - 380с.

41. Ванслов В.В. О декоративности / В.В. Ванслов // Творчество. 1972. -№7. -

C. 12-13.

42. Ванслов В.В. Что такое искусство / В.В. Ванслов. - М. : Искусство, 1988.326 с.

43. Ванслов В.В.Искусство и красота./ В.В. Ванслов - М.: Знание, 2006.- 288 с.

44. Васильева Е.И. Специфика обучения живописи студентов в сфере декоративно-прикладного искусства: диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Е. И. Васильева.- Москва, 2009.- 215 с.

45. Васильева Е. И. Особенности обучения живописи будущих художников традиционного прикладного искусства: монография / Е. И. Васильева -СПб.: Высшая школа народных искусств (институт), СПб; 2009.- 162 с.

46. Василенко В.М. Русское прикладное искусство / В.М. Василенко - М.: Искусство, 1977.-464 с.

47. Виппер Б. Р. Введение в историческое изучение искусства. - 2-е изд., испр. и доп./ Б. Р. Виппер - М.: изобраз. искусство. 1985. - 288с.

48. Виппер Б. Р. Проблема и развитие натюрморта / Б. Р. Виппер - СПб.: Азбука-классика, 2005. - 384 с.

49. Вишнякова С.М.Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика./ С.М. Вишнякова—М.: НМЦ СПО, 1999. - 538 с.

50. Волков Н.Н.Цвет в живописи / H.H. Волков. - М. : Искусство, 1985. -320 с.

51. Волков H.H. Композиция в живописи: в 2 ч. / H.H. Волков. — М. : Искусство, 1977.- 4.1.-263 с; 4.2.-215 с.

52. Воронов B.C. Крестьянское искусство./ В.С.Воронов - М. Государственное издательство, 1924.- 139с.

53. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте:

54. Психологические очерки : кн. для учителя /J1.C. Выготский. - 3-е изд. - М.,

1991.- 93 с.

55. Выготский JI.C. Психология искусства / JI.C. Выготский; общ. ред. В.В. Иванова. - 3-е изд. -М. : Искусство, 1986. - 573 с.

56. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие / П.Я. Гальперин. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1985. - 45 с.

57. Гегель Г.В. Эстетика : в 4 т. / Г.В. Гегель.- М.Искусство, 1971. -Т.3.-621 с.

58. Геккель Э. Красота форм в природе / Э.Геккель - СПб.: Изд-во Вернера Регена, 2006,- 143с.

59. Гершунский Б.С. Философия образования на XXI век. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций) / Б.С. Гершунский. -М.: Изд. «Совершенство», 1998. - 608 с.

60. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта. // Психология мышления. - М.: Прогресс, 1965.- 14 с.

61. Голубева О. JI. Основы композиции : учебник для студентов / О Л. Голубева.- М. : Изобраз. искусство, 2001. - 119 с.

62. Грабарь И.Э. История русского искусства. Том 6. Живопись. Допетровская эпоха / И.Э. Грабарь М.: И. Н. Кнебеля, 1910. - 538 с.

63. Григоревская Е.Б., Мамедов Ю.А. «Живопись» программа курса по специальности 070801 «Декоративно-прикладное искусство»/ Е.Б. Григоревская Ю.А.Мамедов - М. ИТПИ 2008. - 32 с.

64. Гурьянова Н.К. Рабочая программа учебной дисциплины «Живопись»/ Н.К.Гурьянова - Мстера, 2008. - 17 с.

65. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов. - М.: Педагогика, 1986. - 240 с.

66. Даглдиян К.Т. Декоративная композиция : учебн. пособие / К.Т. Даглдиян. Изд. 2-е, перераб. и доп.— Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 312 с.

67. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / В.И. Даль. - М. : Русский язык, 1978. - Т.2. И-О, 1979. - 779 с.

68. Даниэль С.М. Искусство видеть/С.М. Даниэль. - JL: Искусство, 1990.-221 с.

69. Дитрих Ф. Практическое руководство к живописи масляными красками, акварелью, по дереву; фрески, миниатюры, брызгание по дереву и проч./ Ф.Дитрих.-М.: Издательство Московской государственной специализированной школы акварели Сергея Андрияки с музейно-выставочным комплексом, 2007. - 258 с.

70. Дронов Д. С. Современная педагогическая модель профессионального образования студентов в области ювелирного искусства : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Д. С.Дронов. - М. 2009.- 181 с.

71. Дружинина В. Н. Психология: Учебник для гуманитарных вузов. 2-е изд. / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2009. - 656 с.

72. Дружкова Н. И. В. Кандинский в Баухаузе / Н. И. Дружкова // История художественного образования в России XX века в лицах, фактах, событиях, произведениях художественного творчества детей и подростков. Том I / Составл. и науч. ред. H.H. Фоминой. Редактор Ю. В. Голобоков М.: педагогика,2002 - С. 303-323( Институт художественного образования)

73. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества : учеб. пособие для вузов / Л.Б. Ермолаева-Томина. - 2-е изд. — М. : Академический Проект: Культура, 2005. - 304 с.

74. Есипов Б.П. Вопросы дидактики / отв. ред. Б.П. Есипов. - М. ;JI. : Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1949. - 218 с.

75. Живопись: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений, обучающихся по специальности «Художественное проектирование изделии текстильной и легкой промышленности» / [Н.П. Бесчастнов и др.]. - М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 223 с.

76. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования /В.И.Загвязинский. — М. : Педагогика, 1982. - 157 с.

77. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация : учебное пособие / В.И. Загвязинский. - 3-е издание, исправленное. - М. : Академия, 2006.-192 с.

78. Зайцев A.C. Наука о цвете и живопись / А.А.Зайцев. - М. : Искусство, 1986.-158 с.

79. Зеер Э.Ф. Психология профессий : учеб. пособие для студентов вузов / Э.Ф. Зеер. - 2-е изд., перераб., доп. - М. : Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. - 336 с.

80. Зива В.Ф. Художественное образование в контексте духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения / В.Ф. Зива // Традиционное прикладное искусство и образование: Материалы X научно-практической конференции, декабрь 2004. - СПб.: Высш. шк. нар. иск-в (ин-т), 2005. С.45-54.

81. Зинченко В.П. Психологические основы педагогики (Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова): учеб. Пособие / В.П. Зинченко. - М. : Гардарики, 2002. - 431 с.

82. Зинченко В.П. Психологическая педагогика: материалы к курсу лекций. Ч. 1. Живое знание / В.В. Зинченко. - Самара, 1998. - 216 с.

83. Зись А. Я. Философское мышление и художественное творчество / А.Я. Зись.- М. : Искусство, 1987. - 252 с.

84. Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека / Е.И. Игнатьев. - М. : Знание, 1977. - 32 с.

85. Зотов C.B. Научно-инновационное развитие системы непрерывного профессионального образования в традиционном прикладном искусстве /С.В.Зотов. // Сб. науч. Тр. Под ред. В.Ф.Максимович, H. Н. Шамрай. -СПб.: ВШНИ, 2011. С.81-99

86. Иогансон Б.В. Молодым художникам о живописи / Б.В. Иогансон. -М., 1958.- 22 с.

87. Иттен И. Искусство цвета. / И. Иттен. - 2-е изд. - М. : Аронов, 2001. -325 с.

88. Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание : избр. ст. / М.С. Каган. - Л.: Изд-во Лен. Ун-та, 1991. - 384 с.

89. Каган М.С. Морфология искусства/ М.С.Каган :- Л Искусство 1972. 221с.

90. Каган М.С. Эстетика как философская наука / М.С. Каган. — СПб. : ТОО ТК «Петрополис», 1997. - 544 с.

91. Каган-Розенцвейг Б.Л. Педагогические условия формирования авторской позиции будущих художников декоративно-прикладного искусства : дис. канд. пед. наук / Б.Л. Каган-Розенцвейг. - Магнитогорск, 2006-164 с.

92. Казанская Н.Р. Традиционное прикладное искусство как учебный предмет в образовательных учреждениях народных художественных промысло: автореф. дис. ... канд.пед.наук : 13.00.08 / Н.В. Казанская. М, 2000. -20 с.

93. Калинина Л.П. Формирование эстетической культуры студентов профессиональных учебных заведений традиционного прикладного искусства: автореф. дис. ... канд.пед.наук : 13.00.08 /Л. П. Калинина. М., 2004. - 22 с.

94. Канцедикас A.C. Искусство и ремесло : К вопросу о природе нар. искусства / A.C. Канцедикас НИИ худож. пром-сти Роспромсовет. - М. : Изобразительное искусство, 1977. - 87 с.

95. Касань А.Руководство к рисованию акварелью./А.Касань.-М. Издательство Московской государственной специализированной школы акварели Сергея Андрияки с музейно-выставочным комплексом,2007. - 224 с.

96. Кедров Б.М. Социальное и биологическое в научном творчестве / Б.М. Кедров // Биологическое и социальное в развитии человека. — М. : Мысль, 1997. - 140 с.

97. Кибрик Е.А. Об искусстве и художниках / Е.А. Кибрик. - М. : Изд-во Акад. Художеств, 1961.-311 с.

98. Кибрик Е. А. Объективные законы композиции в изобразительном искусстве / Е.А. Кибрик // Вопросы философии, 1966. - № 10.- С. 103-113.

99. Киплик Д.И. Техника живописи / Д.И.Киплик - М. Сварог и К, 1998 - 495с.

100. Киреенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности / В.И. Киреенко. - М. : АПН РСФСР, 1959. - 304 с.

101. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения : учеб. пособие для вузов / Е.А. Климов. - Ростов н/Д : Феникс, 1996. - 512 с.

102. Климова Т.Е. Педагогический эксперимент / Т.Е. Климова, И.А. Кувшинова. - Магнитогорск : МаГУ, 2004. - 158 с.

103. Коджаспирова Г.М. Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. - М. : ИКЦ «МарТ» ; Ростов н/Д : Издательский центр «МарТ», 2005. - 488с.

104. Кожагулов Т. М. Развитие живописных умений студентов начальных курсов художественно-графических факультетов педагогических вузов : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.02/ Т. М. Кожагулов -Омск, 2007 -132 с.

105. Козлов В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий : учебник для вузов / В.Н. Козлов - М. : Легкая и пищевая промышленность, 1981.-264 с.

Юб.Коменский Я.А. Избранные пед. соч: в 2 т. / Я.А. Коменский. -М. : Педагогика, 1982. - Т. 1. - 656 с.

107. Коробко Ю.В. Формирование целенаправленного восприятия живописного качества цвет в работе с натуры- студентов художественно-графического факультета. Диссертация д.п.н. - М., 2006. - 351с.

108.Косенко H.A. Индивидуальный подход в обучении мастерства акварельной живописи: Диссертация кандидата педагогических наук - М., 2003 -158 с.

109. Кошаев В.Б. Композиция в русском народном искусстве (на материалах изделий из дерева) : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Декора-тив.-приклад, искусство и народные промыслы» / В.Б. Кошаев. - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, - 2006. -120 с.

110. Краевский В.В. Общие основы педагогики : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.В. Краевский. - 2-е изд., испр. - М. : Издательский центр «Академия», 2005. - 256 с.

111. Кругликов Г. И. Методика профессионального обучения с практикумом: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г. И. Кругликов. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 288 с.

112. Кудрявцев Т.В. Психолого-педагогические проблемы высшей школы / Т.В. Кудрявцев // Вопр. психологии. - 1981.- № 2.- С. 20-31.

113. Кузин B.C. Психология живописи : учеб. пособие для вузов / B.C. Кузин. -4-е изд., испр.- М. : ООО «Издательский дом «Оникс 21 век», 2005.-304 с.

114. Кузнецов Н. Г. Влияние внутренних пространств древнерусского храма на композиционно-ритмическую и колористическую организацию росписей (На примере псковских и новгородских храмов XII века) : 17.00.09.: Дис. кандидата искусствоведения : 17.00.09 / Н. Г Кузнецов - СПб., 2006. - 250 с.

115.Кыверялг A.A. Методы исследований в профессиональной педагогике / A.A. Кыверялг. - Таллин : Валгус, 1980. - 334 с.

116. Лапшина Е. А. Содержание и методы профессионального образования в художественном кружевоплетении: диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Е. А.Лапшина; [Место защиты: Ин-т худож. образования Рос. акад. образования].- М. 2009.- 190 с.

117. Лебедев C.B. Инновации в преподавании гуманитарных дисциплин будущим художникам традиционного прикладного искусства /СВ. Лебедев // Научно-инновационное развитие системы непрерывного

профессионального образования в традиционном прикладном искусстве: Сб. науч. Тр. / Под ред. В.Ф.Максимович, Н. Н. Шамрай. - СПб.: ВШНИ, 2011.С.63-66

118. ЛедневВ. А. Феномен народного праздника в художественном творчестве Б. М. Кустодиева : диссертация... кандидата искусствоведения : 17.00.09/ В.

A. Леднев С-Пб, 2007,- 250 с.

119.ЛедневВ.С. Научное образование: развитие способностей к научному творчеству. Издание второе, исправленное ./ B.C. Леднев - М.: МГАУ, 2002. -120 с.

120. Ленинградская школа дизайна. Опыт подготовки дизайнеров в ЛВХПУ им.

B.И. Мухиной: метод, материалы ВНИИТЭ, 1990. - 100 с.

121. Леонардо да Винчи. Избранные произведения. О живописи. - М. : Гослитиздат, 1952 -260 с.

122. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения : в 2 т. / А.Н. Леонтьев. - М. : Педагогика, 1983- Т.2. - 318 с.

123. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лернер.-М. : Педагогика, 1981. - 186 с.

124. Лепикаш В.А. Акварель./ В.А.Лепикаш - М. Издательство Московской государственной специализированной школы акварели Сергея Андрияки с музейно-выставочным комплексом, 2007.-125 с.

125. Лихачев Д.С. Заметки и наблюдения: Из записных книжек разных лет / Д.С. Лихачев. - Л. : Сов. Писатель, 1989. - 608 с.

126. Лихачев Б.Т. Педагогика : курс лекций : учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК / Б.Т. Лихачев. -М. : Прометей, 1992. - 528 с.

127. Ломов Б.Ф. Методические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. - М. : Наука, 1984. - 44 с.

128. Ломов С.П. Система оптимальной живописной подготовки учителей декоративно-прикладного искусства и народных промыслов: Диссертация д.п.н. - М., 2003.-339 с.

129. Лосев А.Ф. Форма-Стиль-Выражение / А.Ф. Лосев; сост. A.A. Тахо-Годи; общ.Ред.А.А.Тахо-Годи и И.И. Маханькова. - М. : Мысль, 1995.-944 с.

130.Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек - текст - семиосфера -история / Ю.М. Лотман. - М. : «Языки русской культуры», 1996.-464 с.

131. Лук А.Н.Мышление и творчество/А.Н. Лук - М.: Политиздат, 1976.-144 с.

132. Макаров К.А. Декоративность как форма выражения красоты : дис. канд. филос. наук / К.А. Макаров. - М., 1966. - 249 с.

133. Максимович В. Ф. Народное декоративно - прикладное искусство: Учебно-методическое пособие для студентов средних и высших учебных заведений традиционного декоративно-прикладного искусства. В 2-х частях. Часть 1-ая/ В. Ф. Максимович. - М 1999.- 129 с.

134. Максимович В.Ф. Традиционное декоративно-прикладное искусство и образование: Исторический аспект, современное состояние и пути обновления./ В.Ф. Максимович — М.: Флинта, 2000. - 200 с.

135. Максимович В.Ф. Народные художественные промыслы. Науч.-метод, посооие для высш. и сред, проф.уч.зав. культ, и иск-ва / В.Ф. Максимович. М.: Флинта, 1999.-65 с.

136. Максимович В. Ф. Понимать значимость народного искусства. Школа мастеров / В. Данилов. // Вузовский Вестник. - М., 2008. август №16 (64). С. 14-15

137. Максимович В. Ф. Социально-экономические проблемы профессионального образования в области народных художественных промыслов и пути их решения / В. Ф. Максимович // Научно-инновационное развитие системы непрерывного профессионального образования в традиционном прикладном искусстве: Сб. науч. Тр. / Под ред. В.Ф.Максимович. Н. Н. Шамрай. - СПб.:ВШНИ, 2011.С. 10-16.

138. Максимович В. Ф. Теория и практика подготовки учащихся по художественно-промышленным видам труда в условиях непрерывного образования (На примере учебных заведений традиционного декоративно-

прикладного искусства) : Дис. д-ра пед. наук : 13.00.01/ В. Ф. Максимович: -М. 2000.- 340 с.

139. Малахова С. А., Журавлева Т. А., Козлов В.Н.и др. Художественное оформление текстильных изделий/С. А. Малахова, Т. А. Журавлева, В.Н.Козлов и др.-М.: Легпромбытиздат, 1988.-304 с.

140. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию

/М.К. Мамардашвили. - М. : Прогресс, 1990. - 356 с.

141. Марков П. Об акварели или живописи водяными красками./ П. Марков.-М.: Московская государственная специализированная школа акварели Сергея Андрияки с музейно-выставочным комплексом, 2003. - 192 с.

142.Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики / А.Г. Маслоу. - СПб. : Евразия, 1999. - 430 с.

143. Маслоу А.Г. Психология бытия: пер. с англ. / А.Г.Маслоу. - М. : «Рефл-бук», Киев: «Ваклер», 1997. -304 с.

144. Маслоу А.Г. Мотивация и личность / А.Г. Маслоу; пер. с англ. A.M. Татлыбаева. - СПб.: Евразия, 2001. - 479 с.

145.Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки / Г.С.Маслова - М. «Наука» - 1978.- 205 с.

146. Мастера искусства об искусстве. М.-Л, 1937-1939, т.4. - 356с.

147.Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / A.M. Матюшкин. - М. : Педагогика, 1972. - 208 с.

148.Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А.М.Матюшкин.- М.: Директмедиа Паблишинг, 2008 .- 392 с.

149.Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории / М.И. Махмутов. —М. : Педагогика, 1975. - 367 с.

150. Медведев Л. Г. Формирование графического образа на занятиях по рисунку : учеб. пособие для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов / Л.Г. Медведев. -М. : Просвещение, 1986. - 159 с.

151. Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности / A.A. Мелик-Пашаев. - М. : Знание, 1981. - 96 с.

152. Мерлин B.C. Очерки психологии личности / B.C. Мерлин.- Пермь, 1959.173 с.

153.Молева H. М., Белютин Э. М. Педагогическая система Академии художеств XVIII века [Текст] / H. М. Молева, Э. М. Белютин. - М.: Искусство, 1956.-519 с.

154. Молева H. М., Белютин Э. М. П. П. Чистяков : Письма, записные книжки, воспоминания, 1832—1919 [Текст] / H. М. Молева, Э. М. Белютин. - М.: Искусство, 1953. - 592 с.

155. Молева H. М., Белютин Э.М. П.П.Чистяков-теоретик и педагог/ Н.М. Молева, Э. М. Белютин.-М. : Изд-во Акад. художеств СССР, 1953.228 с.

156. Московская школа дизайна. Опыт подготовки специалистов в МВХПУ (б. Строгановском): метод, материалы ВНИИТЭ, 1991.-180 с.

157.Мошков В. М. Пластическая основа композиции (проблемы синтеза искусств) / В.М. Мошков, О.И. Кузнецов. - СПб. : Изд-во С.-Петербургского университета, 1994. - 80 с.

158. Мухаметзянова Г.В. Проектноцелевой подход - императив формирования профессиональной компетентности // Высшее образование в России.№8 .М: - 2008 С. 104-109

159. Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания : кн. для учителя / Б.М. Неменский. - 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Просвещение, 1987.-255 с.

160. Некрасова М.А.Народное искусство как часть культуры. М., 1983.- 345 с.

161.Немов P.C. Психология: в 3 кн. Кн.2. Психология образования : учебник для вузов / P.C. Немов. - 4-е изд. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 606 с.

162. Новиков A.M. Как работать над диссертацией : пособие для начинающего педагога-исследователя / A.M. Новиков. - 4-е изд. - М. : Изд-во «Эгвес»,2003.-104 с.

163. Новиков A.M., Новиков Д.А. Методология./ A.M.. Новиков Д.А. Новиков -М.:СИНТЕГ, 2007. - 668 с.

164. Одаряев М. В. Формирование у студентов ХГФ умений и навыков построения пространства в многослойной масляной живописи: диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.02./ М. В. Одаряев - М, 2006. - 178 с.

165. Ожегов СИ. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / СИ. Ожегов, И.Ю. Шведова. — 4-е изд., доп. — М. : Азбуковник, 2002. - 943 с.

166. Орловский Э.И. Изделия народных художественных промыслов./ Э.И.Орловский - Л. Лениздат. 1974. - 197с.

167. Осмоловская И.М Наглядные методы обучения : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.М.Осмоловская. - М. : Издательский центр «Академия», 2009. -192 с.

168. Основы дидактики. / Под ред. д-ра пед. наук проф. Б. П. Есипова. М., «Просвещение», 1967.-472с.

169. Особенности профессионального обучения в условиях мирового экономического кризиса // Труды четвертых международных научных чтений, посвященных памяти Героя Советского Союза, академика РАО Сергея Яковлевича Батышева. / Под ред. Академика A.M. Новикова - М.: ЭГВЕС. 2010-218 с.

170.Панксенов Г. И. Живопись. Форма, цвет, изображение: учеб. пособие для студ. высш. худ учебных заведений/Г. И. Панксенов. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 144 с.

171. Педагогика. Большая современная энциклопедия / сост. Е.С Рапацевич. -Минск : «Совр. слово», 2005. - 720 с.

172. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад; ред. кол. : М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С Глебова и др. - М. : Большая Российская энциклопедия, 2002. - 528 с.

173. Педагогика профессионального образования : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / [Е. П. Белозерцев, А.Д.Гонеев, А.Г.Пашков и др.] ;

под ред. В.А.Сластёнина. - 4-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2008. - 368 с.

174.Печкин М. Б. Соль, иконы, миниатюра : [история с. Холуй Ивановской области] / М. Б. Печкин - Иваново : Новая Ивановская газета, 2011. - 125с.

175.Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся / П.И. Пидкасистый. - М. : Педагогика, 1972. - 184 с.

176. Платонов К.К. Проблемы способностей / К.К. Платонов. - М.: Наука, 1972.312 с.

177.Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн./ И.П. Подласый - М.; Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, - Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. 1999. - 576 с.

178. Полуянов Ю.А. Воображение и способности / Ю. А. Полуянов. - М. : Знание, 1982.-96 с.

179. Пономарев Я.А. Психология творчества / Я.А. Понамарев. - М. : Наука, 1976.-303 с.

180. Попова О. С, Каплан Н. И., Королева Н. С, Работнова И. П., Чирков Д. А., Федотова Л. В. Народные художественные промыслы /Попова О. С, Королева Н. С, Чирков Д. А. и др. Под общ. ред. О. С. Поповой. - М.: Легкая и пищевая пром-сть, 1984.- 192 с.

181. Поташник М.М. Педагогическое творчество / М.М. Поташник. - М. : Наука, 1988.-189 с.

182.Потиха В. П. Формирование профессиональной направленности личности студентов колледжа : Дис. канд. пед. наук : 13.00.01/ В. П.:Потиха.- М. 2000.- 172 с.

183. Пронина Н.К. Формирование колористического единства в процессе живописного изображения (на начальном этапе обучения студентов педагогических вузов) : автореф. дис. канд. пед. наук / Н.К. Пронина. -Омск, 2004,- 18 с.

184.Просеуский A.A. Психология творчества / A.A. Просеуский, В.А. Семиченко. -М. : Прометей, 1989. - 83 с.

185. Психология рисунка и живописи / под ред. Е.И. Игнатьева. - М. : Изд-во АПН РСФСР, 1954.-233 с.

186. Психологический словарь / под ред. В.В. Давыдова и др.; Науч-исслед. инт общей и педаг. психологии АПН СССР. -М. : Педагогика, 1983.- 448 с.

187. Пучков A.C., Триселев A.B. Методика работы над натюрмортом: Учеб. пособ. для студ-тов./ А.С.Пучков, A.B. Триселев. - М., 1982.-160с.

188. Раппопорт С.Х. Мышление в образах и декоративность / С.Х. Раппопорт // Художественный образ и декоративность в искусстве Азии и Африки / отв. Ред. Э. В. Кильчевская. - М.: Наука, 1969. - С. 7-29.

189.Раушенбах Б.В. Пространственные построения в живописи. Очерк основных методов /Б.В. Раушенбах. - М. : Наука, 1980.-288с.

190. Раушенбах Б. В. Геометрия картины и зрительное восприятие./ Б.В. Раушенбах - СПб.: Азбука-классика, 2002. - 320 с.

191.Ревякин П.П. Техника акварельной живописи./ П.П.Ревякин :-М. ГИЛСАСМ1959 -121с.

192. Репин И. Е. Далекое близкое. —9-е изд./ И. Е.Репин—Л.: Художник РСФСР, 1986.- 488 с.

193. Репин И.Е. Избранные письма : 1867—1930 [Текст] : в 2 т. / сост. и авт. вступ. ст. И. А. Бродский. - М. : Искусство, -Т. 1. - 455 с. : ил. ; Т. 2. 1969.463 с.

194. Роджерс K.P. Становление личности. Взгляд на психотерапию / K.P. Роджерс; пер. с англ. М. Злотник. - М. : Эксмо-Пресс, 2001.- 414 с.

195. Ростовцев H.H. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Н.Н.Ростовцев Учебник для студентов худож.- граф. фак. пед. ин-тов. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1980. - 239 с.

196. Ростовцев H. Н. Рисунок. Живопись. Композиция: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов худож.-граф. фак. пединститутов / Сост. H.H. Ростовцев и др.— М.: Просвещение, 1989.—207 с.

197. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер Ком, 1998. - 688 с.

198. Русское народное искусство на Второй Всероссийской кустарной выставке в Петрограде в 1913 году. -Репринтное издание 1914 года. - Санкт-Петербург: Альфарет, 2008. - 132 с.

199. Рыбникова О. П. Влияние функционального состояния мелкой моторики пальцев рук на формирование творческого мышления студентов ВШНИ. Материалы XIII Международной научно-практической конференции «Традиционное прикладное искусство и образование: исторический опыт, современные проблемы, перспективы развития», -СПб.; ноябрь 2007.СПб.: ВШНИ (ин-т), 2007. - С.222-224

200. Рындак В.Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя (теория взаимодействия) / В.Г. Рындак. - М. : Педагогический вестник, 1997. — 244 с.

201.Рындина Л.И.. Научно-теоретическое обоснование системы упражнений в обучении живописи при подготовке художника-педагога (на примере живописи головы) : Дис. канд. пед. наук : 13.00.02 :/ Л.И Рындина М -1980-172 с.

202. Садомова Н. И. Развитие образного мышления в процессе выполнения графических и живописных краткосрочных изображений на начальном этапе обучения студентов вузов : на материале подготовки художников-педагогов, дизайнеров и художников декоративно-прикладного искусства : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Н. И. Садомова - М 2008. -304 с.

203.Саттон Т. Гармония цвета: Полное руководство по созданию цветовых комбинаций /Т. Саттон, Б. Вилсн; Пер. с англ. В. П. Воропаева. - М.: ООО «Издательство Астрель»: 000 «Издательство АСТ», 2004. - 215 с

204. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. -М. : Народное образование, 1998. - 256 с.

205. Семушина Л. Г., Ярошенко Н.Г.Содержание и технологии обучения в средних специальных Учебных заведениях: Учеб. пособие для преп.

учреждений сред. проф. образования./ J1. Г. Семушина, Н.Г. Ярошенко -М.: Мастерство, 2001. - 272 с.

206. Серов П.Е. Преподавание живописи в Высшей школе народных искусств /П.Е.Серов и его ученики / (на 3-х языках) Учебно-методическое пособие. СПб. : ВШНИ(И), 2009.- 63 с.

207. Серов П.Е. Изучение живописи для специализаций «Художественная вышивка» и «Художественное кружевоплетение» традиционного прикладного искусства (журнал ВАК) // Известия РГПУ им. А.И.Герцена. -2009.-№ 105.- С. 101-105.

208. Скаткин М.Н., Лернер И.Я.О методах обучения./ М.Н. Скаткин, И.Я Лернер.- М., 1965.- 154с.

209. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской тттколы в процессе профессиональной подготовки / В.А. Сластенин. - М. : Просвещение, 1976. - 160 с.

210. Смирнов Г.Б., Унковский A.A. Акварель, уч.пос.для студ.- заоч.худ.-граф.фак.пед.инст., под ред. Бахтина Ю.К., издание второе/ Г.Б.Смирнов, А.А.Унковский : - M - Л.Просвещение, 1964 - 46с.

211. Смирнов Г. Б. Живопись. Учеб. пособие для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов./ Г. Б. Смирнов/ - М., «Просвещение», 1975.- 143 с.

212. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: От Деятельности к личности : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ С.Д.Смирнов. -3-е изд., стер..- М.: Издательский центр «Академия», 2007: -400 с.

213. Соколов М.В. Профессиональная направленность будущих учителей на занятиях по декоративно-прикладному искусству: теория и практика формирования: монография / М.В. Соколов.- М. : Прометей, 2002. -216с.

214. Сокольникова H. М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: Краткий словарь художественных терминов./ Н. М.Сокольникова -Обнинск: Титул, 1998.- 80 с.

215. Сорокина М.А. История художественного кружевоплетения в России / М.А.Сорокина - С.Пб.,2009 - 64с.

216. Стародуб К.И. Рисунок и живопись: от реалистического изображения к условно-стилизованному: учебное пособие / К.И. Стародуб, H.A. Евдокимова. - Ростов н/Д:Феникс, 2009. -190 с.

217. Степанова С. С. Московское училище живописи и ваяния. Годы становления./ С. С. Степанова - Санкт-Петербург: «Искусство - СПБ», 2005. - 288 с.

218. Стор И.Н. Декоративная живопись. Основные проблемы курса / И.Н. Стор.

- М.: МТИ им. А.Н. Косыгина, 1988. - 396 с.

219. Строгановская школа композиции / гл. ред. O.JI. Голубева. - М. : МГХПУ им. С.Г. Строганова, 2005. - 352 с.

220. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний / Н.Ф. Талызина. -М. : МГУ, 1975. - 343 с.

221. Тэн И. Философия искусства / Подгот. к изд., общ. ред. и послесл. А.М. Микиши; вступ. ст. П. С. Гуревича. - М.: Республика, 1996. - 351с.

222.Теплов Б.М. Избранные труды : в 2 т. / Б.М. Теплов. - М. : Педагогика, 1985. -Т.1.-328 с.

223. «Традиции школы живописи в Государственной художественно-промышленной Академии имени A.JI. Штиглица» Под ред.В .Пугина СПб Лики России 2010-271 с.

224. Турунов Е.И. Рабочая программа. Дисциплины «Живопись»/ Е.И.Турунов

- Холуй 2006.- 29с.

225. Узнадзе Д.Н. Теория установки / Д.Н. Узнадзе; под ред.: Ш.А. Надирашвили и В.К. Царева. - М. : Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 448 с.

226. Унковский A.A. Изобразительное искусство /A.A. Унковский. -М. : Просвещение, 1987. - 116 с.

227. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения : в 6 т. / К.Д. Ушинский. - М. : Педагогика, 1990. - Т.5. - 528 с.

228. Фарман И.П. Воображение в структуре познания./ И.П. Фарман - М, 1994. -215 с.

229. Федотова О. В. Педагогическая взаимосвязь учебных предметов "мастерство" и "композиция" в профессиональном обучении студентов лаковой миниатюрной живописи : Дис. канд. пед. наук : 13.00.08 / О.В. Федотова.:- Москва, 2005. -166 с.

230. Философский энциклопедический словарь.-М.: ИНФРА-М 2009.- 570 с.

231. Флоренский П. А. Иконостас: избр. тр. по искусству / П.А.Флоренский. -СПб. : Мифрил, Русская книга, 1993. - 366 с.

232.Чекалов К.А. Основы понимания декоративно-прикладного искусства / К.А. Чекалов. - М. : Академия художеств СССР, 1962. - 123 с.

233.Шадриков В.Д. Деятельность и способности / В.Д. Шадриков. -М.: Изд. корпорация «Логос», 1994. - 320 с.

234. Шамрай H.H. Механизм адаптации учащихся в начальном профессиональном образовании к условиям рынка труда. - М.: Изд. дом,Орёл.1997. - 170 с.

235. Шорохов Е.В. Композиция : Учебник для худ.-граф. ф-тов. пед. институтов / Е.В. Шорохов. - 2-е изд. перераб. и доп. - М. : Просвещение, 1986.-285 с.

236. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе / Г.И. Щукина.- М. : Просвещение, 1986. - 219 с.

237. Эльконин Д.Б.Избранные психологические труды/Д.Б. Эльконин; под ред.: В.В.Давыдова, В.П.Зинченко; АПН СССР.-М. : Педагогика, 1989.-555 с.

238. Энциклопедия профессионального образования : в 3 т. / под ред. С .Я. Батышева.- М.: АПО, 1999.-Т. 2. М-П.- 440 с.

239. Эстетика : словарь / под ред. А.А.Беляева [и др.] - М. : Политиздат, 1989. -447 с.

240. Эстетика Морриса и современность: Сб. статей/А.А.Аникст, В.В.Ванслов, Т.Ф.Верижникова и др.; Отв. ред. и сост. В.П.Шестаков.— М.: Изобраз. искусство, 1987.-256 с.

241. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека / П.М. Якобсон. - М. : Просвещение, 1969. - 314 с.

242. Якобсон П.М. Психология художественного творчества / П.М. Якобсон. -М. : Знание, 1971. -48 с.

243.Яшухин А. П. Живопись: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 2003 «Преподавание черчения и изобразит, искусства»/ А. П. Яшухин — М.: Просвещение, 1985. - 288 с.

244.Bammes G. Der nackte Mensch / G.Bammes - Dresden.: VFR VF. Rlag DF.R Kunst 1982.- 473c.

245. Frost Patricia Miller's collecting textiles/ P. Frost - London.: Octopus Publishing Group LTD, 2000-160c.

246. Hardy Alain-Rene Art Deco textiles: The Frencr Hardy-London.:Thames&Huds 316ил.2003-255с

247. Marc Chagall .-./Barcelona.: ODEON, 1987.- 141 С

248. Miniatures from Bruni Tedeschi collection: Donates ti the Civil Museum of Ancient Art in Palazzo Madama in Turin./ G.P.Bona.- Turin.: Umberto Allemandi&C, 2005,- 127c.

249. Rococo.: The continuing cun/e. 1730 - 20087 S.D.Coffm. G.S. Davidson; National design museum, Smithsonian institution - New York.: Smithsonian inst 2008.-265c.

250. van Roojen Pepin Batik design/ Pepin van Roojen-Amsterdam Pepin Press. 1993.-192c.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.