Систематизация понятий плоской онтологии в социологической теории: критический анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, кандидат наук Попов Евгений Владимирович

  • Попов Евгений Владимирович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2024, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Специальность ВАК РФ00.00.00
  • Количество страниц 132
Попов Евгений Владимирович. Систематизация понятий плоской онтологии в социологической теории: критический анализ: дис. кандидат наук: 00.00.00 - Другие cпециальности. ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». 2024. 132 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Попов Евгений Владимирович

Введение

Глава 1. Философская перспектива плоско-онтологического теоретизирования

1.1 Общий анализ онтологии в социальной теории

1.2 Первый критерий отбора авторов: Голдсмитский ворк-шоп

1.3 Имматериализм, онтикология

1.4 Новый реализм: актуальность и второй критерий отбора авторов

1.5 Систематизация философских перспектив плоско-онтологического теоретизирования: обособленность от социологической традиции

Глава 2. Социологическая перспектива плоско-онтологического теоретизирования

2.1 Новый материализм

2.2 Основные интуиции нового материализма

2.3 Систематизация социологической перспективы плоско-онтологического теоретизирования

Глава 3. Материальный разворот: плоская онтология и метод социологии: реконструкция метода Э. Дюркгейма на основании философских и социологической перспектив

3.1 Плоская онтология в методе Э. Дюркгейма

3.1.1 Чувственные данные науки

3.1.2 Исследования должны проводиться в рамках онтологического, а не эпистемологического реализма

3.1.3 Отчуждение эпистемологии в сферу онтологии через текстуальную фиксацию создает материальный объект - вещь-в-себе

3.1.4 Необходимость отказа от идеализма в социологических исследованиях

3.1.5 Установление границ исследуемого объекта - стартовый шаг любого анализа

3.1.6 Объектом социологического исследования должна являться некоторая совокупность

3.2 Итог: Дюркгейм как протоплоский онтолог

Глава 4. Лакуна плоской онтологии

4.1 Базовые априори объектно-ориентированных исследований в социологии

2

4.2 Определение и формулировка лакуны плоской онтологии в прикладных объектно-ориентированных исследованиях в социологии

4.3 Перспектива заполнения лакуны: корректировка объектно-ориентированного подхода в социологии

4.4 Экспликация уточненного подхода к социологическому исследованию материальности

4.5 Заполнение лакуны и последствия для плосконтологических социологических исследований: итог

Заключение

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Кодифицированный тезаурус базовых терминов плоской онтологии в социологических теоретических и эмпирических исследованиях

Список использованной литературы

Введение

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Систематизация понятий плоской онтологии в социологической теории: критический анализ»

Актуальность темы исследования

Необходимость проведения теоретико-методологического исследования, которое представлено в рамках диссертационной работы, связывается, прежде всего, с отсутствием систематической точки зрения на то, как происходило и происходит развитие идей того, что принято называть поворотом к материальному, в рамках социологической и социально-философской традиций. В истории развития социологического знания можно обнаружить большое количество поворотов, которые брали свое начало за пределами дисциплины, но через интеллектуальный трансфер оказывались в ее границах - дискурсивный, нарративный, визуальный. Все эти повороты были осмыслены и вписаны в канву социологического канона. Сейчас проведение подобных операций требуется и в контексте поворота к материальному. Иными словами, констатируется отсутствие тематизированного вокабуляра, позволяющего адекватно обсуждать включение материального в фокус социологической теории. Зачастую отсутствие такого дискурса приводит к противоречивым трактовкам подходов в рамках поворота к материальному, отсутствию теоретически фундированной схемы проведения исследований. Последнее особо ярко отмечается в контексте формулируемой в рамках диссертации лакуны плоской онтологии, которая проявляется в подмене понятий - за объект принимается не он сам, а совокупность практик по его осуществлению.

В этой связи главные сюжеты диссертационного исследования - его практическая и теоретическая значимость - сосредоточены вокруг следующих областей:

1. Формулировки лакуны прикладных исследований в рамках поворота к материальному;

2. Заполнению сформулированной лакуны на основе интеллектуальных ресурсов систематизированной плоской онтологии;

3. Связывании исходных посылок плоской онтологии с социологической традицией.

Но обо всем по порядку. Прежде всего, следует осмыслить роль диссертационного

исследования в контексте общетеоретического социологического фона.

Развитие социологической теории после создания гранд-теорий, к примеру, структурного функционализма Т. Парсонса1,2,3,4,5,6,7 или теории систем Н. Лумана8,9,10,11,12,13 продолжилось в пост-модерном ключе - Ж. Ф. Лиотар именует этот

14 т->

период развития «концом метанарративов» . В науке и, в частности, в социологии он характеризуется междисциплинарностью, неопределенностью концепций, открытостью концептуальных границ и парадоксальностью15. В смысловом контексте можно перекинуть мостик от Ж. Ф. Лиотара к П. Фейерабенду. Последний в своих работах обосновывал анархический взгляд на функционирование науки, которая характеризуется несоизмеримостью концепций и пролиферацией - развитием новых теорий без опоры на уже существующие подходы16. Пост-модерность и анархизм характерны и для современной социологической теории. Говоря о неопределенности концепций можно сказать, например, что в социологической теории на данный момент есть неопределенность термина «дискурс». Одни интерпретаторы трактуют его в чисто фукодианском смысле как рационально организованный властью и социокультурно детерминированный способ вербальной артикуляции субъективного содержания сознания и опыта17. А другие рассматривают дискурс в хабермасовском смысле как совокупность тематизированных норм, выступающую критерием истинности или ложности соглашений18. В то же время

1 International Encyclopedia of the Social Sciences // Ed. by D.L. Sills. The Macmillan Co., 1968. Vol. 15. P. 458-473.

2 Парсонс Т. Система современных обществ // Пер. с англ. Л.А. Седова, А.Д. Ковалева; Научн. ред. перевода М.С. Ковалева. - М.: Аспект-Пресс, 1997.

3 Parsons T. Action Theory and Human Condition. - New York: Free Press. 1978.

4 Parsons T. The Social System. - New York: The Free Press. 1951.

5 Parsons T. The Structure of Social Action: A study in social theory with special reference to a group of recent European writers. Glencoe, Ill: Free Press. 1937.

6 Parsons T. The Evolution of Societies. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall. 1977.

7 Батыгин Г. С. Структурный функционализм Толкотта Парсонса // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2003. №4-5. С. 6- 34.

8 Филиппов А. Теория систем: аутопойесис продолжается // Социологическое обозрение. 2003. №1. С. 50-58.

9 Луман Н. Тавтология и парадокс в самоописаниях современного общества. Социо-Логос. — Вып. 1. — М., 1991. — С. 194-218.

10Луман Н. Реальность масс-медиа . Пер. с нем. А. Ю. Антоновского. М.: Праксис. 2005.

11Луман Н. Понятие риска. — Thesis. № 5, 1994 год. С. 135-160.

12Луман Н. Введение в системную теорию. М.: Логос. 2007.

13 Leydesdorff L. Luhmann, Habermas and the Theory of Communication // Systems Research and Behavioral Science. John Wiley & Sons. 2000. № 3. P. 273-288.

14 Лиотар Ж.Ф. Состояние постмодерна. // пер. с фр. Н. А. Шматко, «Институт экспериментальной социологии». М.: Издательство «АЛЕТЕЙЯ». 1979. С. 56.

15 Энциклопедия эпистемологии и философии науки /под ред. И.Т. Касавина. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». 2009.

16 Фейерабенд П. Против метода. Очерк анархистской теории познания / Пер. с англ. А. Л. Никифорова. М.: АСТ. Хранитель. 2007. С. 37.

17 Фуко М. Порядок дискурса // Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. М.: Касталь. 1996.

18 Шавеко Н. А. Этика дискурса Юргена Хабермаса: критический анализ // Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2021. №60. С. 125-136.

ориентация на открытость концептуальных границ в социологии может быть прослежена, например, в появлении смешанных эмпирических исследований (в которых сочетаются количественные и качественные методы сбора данных19). Концептуальная парадоксальность же обнаруживается, к примеру, в объектно-ориентированных

исследованиях, в которых материальным объектам приписывается такая же агентность как

20 21

и живым людям - действующим акторам , .

Оценка влияния всех разобранных пост-модерных тенденций на социологию в целом не входит в цели диссертации. Здесь будет отмечена лишь одна заметная тенденция, влияние которой на традицию исследований общества особенно значимо: у современной социальной науки и, в частности, у социологии нет единого метода22 (прежде всего концептуального), который позволил бы исследователю получить знание о процессах, действующих в едином мире; который мог бы отбраковать ложные гипотезы23. В своей книге Дж. Ло пишет о том, что задача конструирования такого метода является первоочередной для современных исследователей24. Но попытки создания гранд-теории в эпоху постмодерна обречены на провал в том смысле, что крайне тяжело объединить в одном подходе открытия всех социальных наук. Таким образом, видится адекватным конструировать не гранд-методологический подход, но такую концептуальную методологию, которая поможет адекватно проводить исследования в рамках одной конкретной проблематики. В связи с этим в данной диссертационной работе фокус сосредоточен на плоско-онтологических сюжетах в социологии и социальной философии. Развитие сюжета диссертации происходит в контексте критики того, что принято понимать под материальным поворотом в социальных науках - стремлением относиться к вещи как вещи, не редуцируя ее25. Делается предположение, что адекватная интерпретация материального поворота должна быть понята не как «поворот от», а как «поворот к»26. В данном случае поворот от классического социологизма. В этой связи в диссертационной работе показывается неадекватность материального «поворота от», ведь такая логика

19 Tashakkori A., Creswell J.W. The new era of mixed methods. Journal of mixed methods research. 2007. 1(1). Р. 3-7.

20 Деланда М. Новая философия общества: Теория ассамбляжей и социальная сложность / М. Деланда; пер. с англ. К. С. Майоровой. - Пермь: Гиле Пресс. 2018.

21 Латур Б. Пересборка социального: введение в акторно -сетевую теорию / Пер. с англ. И. Полонской; под ред. С. Гавриленко. Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики. 2014. 384 с.

22 Ло. Дж. После метода: беспорядок и социальная наука / пер. с англ. С. Гавриленко, А. Писарева и П. Хановой. Науч. ред. перевода С. Гавриленко. М.: Изд-во Института Гайдара. 2015. С. 27.

23 Там же. С. 27.

24 Там же. С. 28.

25 Социология вещей. Сборник статей / Под. Ред. В. Вахштайна. М.: Издательский дом «Территория будущего». 2006. С.8.

26 Там же. С.9.

подменяет исключительную важность мира социального исключительной важностью мира материального. Кроме того, в одной из глав диссертации показывается, что базовый ресурс материального поворота в социологии - акторно-сетевая теория ланкастерской ветви - не реализует заявленные программные цели и продолжает редуцировать вещи до их человеческой перцепции. Видится, что адекватный «поворот к» должен исходить не из отрицания, а примирения противоположных точек зрения. Единственным вариантом примирения социального и материального в современном теоретическом дискурсе выступает плоская онтология и исследования, базирующиеся на ее идеях.

Плоская онтология - это термин, который восходит к М. Деланда. Под такой онтологией он понимает равенство элементов в контексте наличия у них перформативной силы для создания ассоциацией - коллективов, ассамбляжей, общностей, реляций и т.п. Конвенционально определить плоскую онтологию можно как течение в философской и теоретико-социологической мысли, основными чертами которого являются27:

1. Стирание границ социального;

2. Открытость онтологической вселенной;

3. Равенство всех объектов вне зависимости от их статуса;

4. Аксиоматизация множественности.

Особо стоит подчеркнуть, что термин плоская онтология зачастую не совсем корректно может трактоваться в контексте материального поворота сугубо как равенство материального и социального аспектов в создании реляций. Но это довольно упрощенное понимание. Вместо этого плоская онтология, прежде всего, должна пониматься как теоретико-методологическая установка, направленная на размывание априорных границ классического теоретизирования - будь то граница между природой и артефактом (как это прослеживается в работах Л. Бейкер и М. Феррариса) или же водораздел между ученым и объектом исследования (как это демонстрируется в последней главе настоящей диссертации).

27 Керимов Т. «Онтологический поворот» в социальных науках: возвращение эпистемологии. // Социологическое обозрение. 2022. №1. С.113.

Применение ресурсов плоской онтологии в исследованиях имеет уже устойчивую традицию в городских исследованиях28,29,30,31,32; в game studies33,34,35,36; в социологии медицины37,38,39 и социологии науки40,41. Несмотря на это отмечается, что рецепция идей плоской онтологии в социологии и социальной философии не сформировала систематического тезауруса или общего взгляда на ее ресурсы. Обычным явлением в русскоязычной и зарубежной социологической литературе является тенденция смешивания таких концептов как, например, ассамбляж (М. Деланда)42 и сеть (Б. Латур)43 (см, например, статью М. Ерофеевой44 или И. Керимова45). За этим скрывается серьезная теоретическая проблема несистематизированного использования теоретических ресурсов, которое приводит к подмене понятий и искажению результатов прикладных эмпирических социологических исследований46. Иными словами, суть данной проблемы заключается в существующей неясности отношений и взаимосвязей между различными вариантами теоретических подходов плоской онтологии. Например, между трансцедентальным реализмом М. Феррариса и нейтральным реализмом М. Габриэля, или же агентным реализмом К. Барад и ассамбляжной теорией М. Деланда и т.п. Решение данной проблемы через систематизацию понятий и положений плоской онтологии позволит прояснить, какой интеллектуальный/эвристический ресурс привносится в социологическую теорию вместе с рецепцией идей плоской онтологии.

28 McFarlane C.'Translocal assemblages: space, power and social movements'. Geoforum. 2009.

29 McFarlane C. Learning the City: Knowledge and Translocal Assemblage. Oxford: Wiley-Blackwell. 2011.

30 McFarlane C. 'Assemblage and critical urbanism'. City. 2011. №15. P. 209-221.

31 Farias I. Urban Assemblages: How Actor-Network Theory Changes Urban Studies. London: Routledge.

2009.

32 Farias I. The politics of urban assemblages. City. 2011. № 15. Р. 3-4.

33 Богост И. Чужая феноменология, или Каково быть вещью. Пермь: Гиле Пресс. 2019. 200 с.

34 Bogost I. Persuasive games: The expressive power of videogames. mit Press. 2010.

35 Богост Я. Бардак в видеоиграх / Пер. с англ. К. С. Майоровой // Логос, 2014, № 1. С. 79-99

36 Сергеева О. В. Социология науки и технологий. Социология. 2021.№12. С. 171-84.

37 Mol A. The body multiple: ontology in medical practice. Durham: Duke University Press. 2002.

38 Мол А. Множественное тело: Онтология в медицинской практике / Пер. с англ. группы Cube of Pink (МГУ); под науч. ред. А. Писарева, С. Гавриленко. Пермь: Гиле Пресс. 2017.

39 Ло. Дж. После метода: беспорядок и социальная наука / пер. с англ. С. Гавриленко, А. Писарева и П. Хановой. Науч. ред. перевода С. Гавриленко. М.: Изд-во Института Гайдара. 2015.

40 Latour B. Pandora's Hope: Essays on the Reality of Science Studies, Cambridge: Harvard University Press.

1999.

41 Latour B. For David Bloor and Beyond. Studies in the History and Philosophy of Science. 1999. Vol. 30. № 1. P. 113-129.

42 Деланда М. Новая философия общества: Теория ассамбляжей и социальная сложность / М. Деланда / пер. с англ. К. С. Майоровой. - Пермь: Гиле Пресс, 2018. С. 44.

43 Латур Б. Нового Времени не было. Эссе по симметричной антропологии / пер. с фр. Д.Я. Калугина. СПб.: Издательствово Европейского ун-та в С.-Петербурге, 2006. С. 154.

44 Ерофеева М. Акторно-сетевая теория и проблема социального действия. // Социология Власти Том 27 № 1 (2015).

45 Керимов Т. Х. «Новый материализм» в социологии: онтологические последствия // Вестник Томского государственного университета. 2015.№462. С. 56-62.

46 Попов Е. Онтологический анализ исследований ланкастерской ветви акторно-сетевой теории: от восприятия к объекту // Социологическое обозрение. 2021. №3. С. 261-279

Научная разработанность проблемы

Различные теоретические разработки плоской онтологии как таковой - довольно популярная тема как в философской, так и в социологической мысли. Прежде всего, следует отметить наличие в рамках плоской онтологии деления на философскую и социологическую перспективы теоретизирования (более подробно о принципах такого деления написано в нижеследующем параграфе «Формирование корпуса текстов для анализа»). В рамках философской перспективы существуют два основных направления -это новый реализм (вторая философская перспектива)47 и американская плоская онтология в лице Г. Хармана и Л. Брайанта (первая философская перспектива). Для американской онтологии характерны следующие положения:

1. Объекты (в том числе материальные) сами по себе оперативно закрыты и непознаваемы;

2. Материальные объекты сами по себе являются активными и взаимодействующими с другими объектами48;

3. Исследователю даны в качестве эмпирически доступной информации лишь некоторые качества объекта.

В рамках второй философской перспективы - нового реализма - существует деление на две оси (оси выделены в результате процесса систематизации, проведенной автором диссертационной работы) - «контекстуальную и артефактную. На контекстуальной оси располагаются подходы Ж. Бенуа и М. Габриэля, которые включают в орбиты своих идей положения об онтологическом плюрализме, влиянии контекста на формирование концептов и объектов; в то время как на артефактной оси реализмы М. Феррариса и Л. Бейкер, которые включают в свои орбиты положения о неизменности базовой составляющей артефакта, а также о виртуальности»49.

В свою очередь социологическая перспектива (новый материализм) настаивает на следующих положениях плоской онтологии:

1. Фокусировка исследователя на материи;

2. Фокусировка на том, что материя делает, а не чем является;

3. Эмоции и чувства обладают материальным измерением;

4. Локальность силы материальных действий.

47 Попов Е.В. Новый реализм: идеи и границы // Вестн. Том. гос. ун-та. 2022. № 477. С. 67-73.

48 Розов Н.С. Социологический реляционизм С. Фукса и объяснение" рабочего платонизма" в математике. Философия науки. 2006. №3. С. 39-48.

49 Попов Е.В. Новый реализм: идеи и границы // Вестн. Том. гос. ун-та. 2022. № 477. С. 69.

Такое положение дел привело к тому, что корпус литературы, которая является источником для поиска понятий и базовых положений плоской онтологии и их дальнейшей систематизации, довольно обширный. Даже в рамках русскоязычного исследовательского дискурса предпринимались попытки систематизации понятий, но они не могут быть названы удовлетворительными, так как в них только эскизно нанесен контур этих подходов50,51,52.

Так, например, неудовлетворительным может считаться текст сборника В. Лекторского, в рамках которого новый реализм рассматривается только с точки зрения одного философа - М. Феррариса53. Похожие заходы на создание таксономий плоских онтологий могут быть обнаружены в западных научных источниках, в частности, в таких статьях как работа М. Де Каро54. Существуют попытки систематизировать понятия и идеи нового материализма через формат статей. В частности, наиболее адекватные, но не исчерпывающие попытки систематизации понятий нового материализма можно обнаружить в статьях Керимова55 и Писарева56.

Для создания адекватной систематизации философских и социологической перспектив плоской онтологии необходимо, прежде всего, выработать принцип систематизации. Под систематизацией в данной диссертации понимается процесс исследования, в рамках которого изучаемые объекты организуются в определенную систему на основе выбранного принципа57. Ключевой принцип организации системы положений и понятий плоской онтологии - это анализ идей, в соответствии с исследовательской областью происхождения - философией, социологией. Для этого в рамках каждой области были выделены перспективы плоской онтологии, и сформулированы ключевые тезисы, которые именуются в дальнейшем жестким ядром. С этой целью в диссертации проводится анализ идей американской плоской онтологии, нового реализма и нового материализма. Ключевыми идеями для реконструкции первой философской перспективы послужили онтикология Л. Брайанта, в рамках которой

50 Лекторский В. А. (ред). Перспективы реализма в современной философии: сб. трудов, М.: Канон+ РООИ «Реабилитация». 2017.

51 Керимов Т. Х. «Новый материализм» в социологии: онтологические последствия // Вестник Томского государственного университета. 2015.№462. С. 56-62.

52 Писарев А. Сети, плоскости, материя: об употреблении плоских социальных онтологий. Вестник ТвГУ. Серия «ФИЛОСОФИЯ». №51 С. 144-157.

53 Там же. С. 144-157.

54 De Caro, M. (2015), Realism, Common Sense, and Science, The Monist, Vol. 98, No. 2, P.197-214.

55 Керимов Т. Х. «Новый материализм» в социологии: онтологические последствия // Вестник Томского государственного университета. 2015.№462. С. 56-62.

56 Писарев А. Сети, плоскости, материя: об употреблении плоских социальных онтологий. Вестник ТвГУ. Серия «ФИЛОСОФИЯ». №51 С. 144-157.

57 Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова. М: «Большая Российская Энциклопедия». 1993.

системное видение объектов сочетается с контекстуальными характеристиками, а также имматериализм Хармана, обосновывающего оперативную закрытость объектов.

Основными ресурсами для формулирования идей в рамках нового реализма служат работы упомянутых ранее философов: Ж. Бенуа (который пишет о контекстуальном реализме, когда значение того или иного концепта может иметь различные онтологические свойства в зависимости от ситуации)58, М. Феррариса (который пытается создать социальную онтологию на основе текста)59,60,61, М. Габриэля (выдвигающего тезис о существовании нейтрального реализма - скорее, больше методологическая работа, которая так же как и работа Бенуа подчеркивает важность контекста)62,63 и Л. Бейкер (вводящей в научный дискурс концепции первичного вида, артефакта и конституции)64,65.

Ключевыми авторами в рамках нового материализма для целей данной диссертационной работы видятся Р. Брайдотти (ее концепция 2ое и постчеловека)66, К. Барад (с ее обращением к дискурсивным машинам)67,68, Дж. Беннет (ее тексты, посвященные силовому материализму вещей)69, Р. Долфин и И. Ван дер Тьюин (обзорные работы, в которых производится попытка создания жесткого ядра подхода)70, Н. Фокс и П. Аллдред71, М. Деланда (его тезисы об ассамбляжной теории)72,73,74, Б. Латура (его

58 Benoist. J.(2012). Making ontology sensitive, Continental Philosophy Review, Vol. 45, No. 3, P. 411-424.

59 Ferraris M. Transcendental realism. The Monist. 2015. Vol. 98, №. 2. P. 215-232.

60 Ferraris, M. A New Realist Approach to Hermeneutics. Phainomena. Selected Essays in Contemporary Italian Philosophy, Vol.11. 2012. No. 82-83. P. 67-83.

61 Феррарис М. Что такое новый реализм? // Вопросы философии. 2014. №08. С. 145-160.

62 Gabriel, M. Neutral Realism. The Monist. 2015. Vol. 98. №. 2. P. 181-196.

63 Gabriel M. Fields of Science. A New Realist Ontology. Edinburgh, University Press, 2014. 564 р.

64 Бейкер Л. Онтологическая значимость артефактов // Эпистемология и Философия науки. 2011. №2.

С.55-63.

65 Baker L. Ontology Down-to-Earth // The Monist. 2015. Vol. 98. No. 2. Р.145-155.

66 Брайдотти. Р. Постчеловек. / пер. с англ. Д. Хамис / под ред. В. Данилова. М.:Издательство Института Гайдара, 2021.

67 Barad К. Posthumanist Performativity: Toward an Understanding of How Matter Comes to Matter. Journal of women in culture and society. 2003. № 28(3). Р. 801-831.

68 Barad К. Diffracting Diffraction: Cutting Together-Apart. Parallax. 2014. № 20(3). P. 168-187.

69 Bennett J. The Force of Things: Steps toward an Ecology of Matter // Political Theory. 2004. Vol. 32. no. 3. Р. 347-372.

70 Dolphijn R., van der Tuin I. New Materialism: Interviews & Cartographies. Michigan: Open Humanities Press. 2012.

71 Fox N.J. and Alldred P. Sociology and the New Materialism. Theory, Research, Action. - London: SAGE Publications Ltd. 2017.

72 DeLanda M. Deleuze: History and Science. - NY.: Atropos Press, 2016.

73 DeLanda M. Intensive Science and Virtual Philosophy. - NY.: Bloomsbury Publishing. 2002.

74 Деланда М. Новая философия общества: Теория ассамбляжей и социальная сложность / пер. с англ. К. С. Майоровой. - Пермь: Гиле Пресс, 2018.

положения акторно-сетевой теории)75,76,77. Особую роль для диссертационной работы играет вспомогательный корпус литературы. Наиболее фундаментальными могут быть названы работы Э. Дюркгейма78.

«Жесткое ядро» в данном контексте трактуется в духе идеи И. Лакатоса, которую он вписал в свою методологию научно-исследовательских программ79. По мысли Лакатоса, «жестким ядром» считается совокупность априорно принятых фундаментальных положений, которые нельзя опровергнуть внутри конкретной программы80. В свою очередь программой именуется конкретная перспектива плоской онтологии (социологическая и философская) как единица научного знания.

Формирование корпуса текстов для анализа

Отдельное внимание стоит уделить процессу отбора текстов, которые по своей исследовательской направленности могут быть отнесены к той или иной перспективе плоской онтологии. Прежде всего, на первом этапе был проведен общеконцептуальный метаанализ, позволивший сформировать корпус текстов, которые могут быть объединены общей интенцией плоской онтологии - включению материального или же отличного от человеческого по своей природе в оптику анализа. На этом этапе было отобрано более 100 источников различных направлений (в соответствии с классификатором и рубрикатором статьи) - общефилософских, социологических (в том числе теорий среднего уровня), антропологических, урбанистических. Второй шаг был связан с классификацией текстов и созданием корпуса работ, на которых будет выстраиваться процесс систематизации понятий. Поскольку акцент в исследовании делается именно на социологический аспект, то сразу же были отсечены работы, которые разворачивают свои нарративы на специфические области знания - антропологию, урбанизм и т.п. Одной из важных причин отсечения корпуса этих текстов была не столько их дисциплинарная принадлежность, сколько обобщающий характер текстов - в них проводилась попытка систематизации, а значит, были заложены изначальные критерии систематизации, которые не позволили бы

75 Латур Б. Пересборка социального: введение в акторно -сетевую теорию / Пер. с англ. И. Полонской; под ред. С. Гавриленко. Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики. 2014.

76 Латур Б. Нового Времени не было. Эссе по симметричной антропологии. / пер. с фр. Д. Я. Калугина / науч. ред. О. В. Хархордин. - СПб.: Изд-во Европ. ун-та в С.-Петербурге, 2006.

77 Latour B. On Technical Mediation. Common Knowledge. 1994. №3(2). Р. 29-64.

78Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод и предназначение. Пер. с фр., составление, послесловие и примечание А. Б. Гоффмана. М.: Канон, 1995.

79 Лакатос И. Избранные произведения по философии и методологии науки. М.: Академический проект. 2008.

80 Кравченко А.И. «Твердое ядро» и «защитный пояс» и. Лакатоса: структура и функции ценностной системы // Социология. 2021. №6. С.15-33.

развернуть наш методологический арсенал. После отсечения части нерелевантных текстов работа продолжилась в систематическом ключе - необходимо было выделить критерий, который позволил бы структурно разнести тексты по специфике их основного фокуса. Была применена предложенная Г.С. Батыгиным классификация гуманитарного (социологического и философского) дискурса81, в которой отдельно выделяются гуманитарные доктрины, обследования и прикладные исследования. Отталкиваясь от этих критериев доктринальные работы, которые Батыгин бы описал как пытающиеся охватить весь горизонт событий, были отнесены нами к философской традиции плоской онтологии. В них основной фокус ставится на выделение критериев возможности существования объектов независимо от человека и человеческого восприятия. То есть рассматриваются вопросы общего онтологического характера. К доктринальным работам нами были отнесены работы американских онтологов - Г. Хармана и Л. Брайнта, а также представителей европейско-американского интеллектуального конгломерата нового реализма - М. Феррариса, Л. Бейкер, Ж. Бенуа и М. Феррариса. Данный шаг был продиктован тем, что их работы, включенные в анализируемый корпус, затрагивают базовые онтологические вопросы, не переходя на уровень конкретных примеров - не захватывая какой-либо кусок реальности для анализа.

Второе направление анализа было сформулировано также при опоре на классификацию Батыгина, который помимо доктринальных работ выделял также обследования (исследования в рамках теорий среднего уровня). Батыгин писал о том, что для обследований характерно их стремление на описание как можно более детально определенного куска реальности - социальной группы, ситуации или случая82. Именно в связи с этой интуицией параллельно с доктринальными работами по плоской онтологии нами были проанализированы работы, в которых концептуально исследовались какие-либо среднеуровневые объекты - производство знания (К. Барад, Б. Латур), феминистская перспектива (Р. Брайдотти), рынок (М. Деланда). Подобное соотнесение с интуицией Батыгина позволило определить еще одну перспективу плоской онтологии -социологическую. Именно поэтому в рамках диссертации философская и социологическая перспективы рассматриваются отдельно.

Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Попов Евгений Владимирович, 2024 год

Список использованной литературы

1. Агамалова Л, Костылева Е. Антифилософия Донны Харауэй: объективность без объективации. Философско-литературный журнал «Логос». 2022. №32. С. 223-36.

2. Астахов С. С. Концептуальный стиль Ланкастерской школы в АСТ // Социология власти. 2019. С 17-44.

3. Батыгин Г. С. Структурный функционализм Толкотта Парсонса // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2003. №4-5. С. 6- 34.

4. Батыгин Г. С. Три типа социологического дискурса: исторический очерк //Журнал исследований социальной политики. 2003. Т. 1. №. 2. С. 245-262.

5. Бадью А. Делез. Шум бытия / Пер. с франц. Д. Скопина. М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры». 2004. 184 с.

6. Бейкер Л. Онтологическая значимость артефактов // Эпистемология и Философия науки. 2011. №2. С. 55-63.

7. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: "Медиум", 1995. 323 с.

8. Беркли Д. Трактат о принципах человеческого знания. DirectMEDIA; 1978.

9. Богост И. Чужая феноменология, или Каково быть вещью. Пермь: Гиле Пресс. 2019. 200 с.

10. Богост Я. Бардак в видеоиграх / Пер. с англ. К. С. Майоровой // Логос, 2014. № 1. С. 79-99

11. Бор Н. Избранные научные труды. Рипол Классик. 1970.\

12. Борисов С. В. Онто-гносеологическое значение «тезиса несоизмеримости теорий Куна-Фейерабенда» для истории и философии науки //Вестник Челябинского государственного университета. 2012. №. 15 (269). С. 126-134.

13. Брайант Л. На пути к окончательному освобождению объекта от субъекта // Логос, 2014, № 4. С. 275-292.

14. Брайант Л. Демократия объектов / пер. с англ. О. С. Мышкина. Пермь: Гиле Пресс, 2019. 320 с.

15. Брайдотти. Р. Постчеловек. / пер. с англ. Д. Хамис / под ред. В. Данилова. М.: Издательство Института Гайдара, 2021. 360 с.

16. Брассье Р. Понятия и объекты // Философско-литературный журнал «Логос». 2017. №3 (118). С.227-260.

17. Бурдье П. Социология социального пространства. 2007. 288 с.

18. Вахштайн415 В. С. (2005). Возвращение материального. «Пространства», сети, потоки в акторно-сетевой теории. Социологическое обозрение, 4 (1): 94-115.

19. Возняк Р. Мозг и сознание. От Рене Декарта до Уильяма Джеймса. Litres; 2022. 130 с.

20. Вундт В. Психология в борьбе за существование. Reflexio. 2017. №10. С. 5782.

21. Габриэль М. Метафизика или онтология? Нейтральный реализм. пер. Миронова, Д. М.: Идея-Пресс, 2017. 127 с.

22. Газнюк Л. М. Соматический эссенциализм как методология исследования человека. Харьков, 2015. 144 с.

23. Гофман А. Б. Семь лекций по истории социологии. Общество с ограниченной ответственностью издательско-полиграфический комплекс Университет; 1997. 208 с.

24. Гуссерль Э. Идея феноменологии. Изд-во СПбГУ. 2008. 318 с.

25. Глухова Т. И. Диффузионизм как модель интерпретации феноменов культурного взаимодействия. Вестник университета Российской академии образования. 2014. №10. С. 110-113.

26. де Кастру Э. В. Каннибальские метафизики. Рубежи постструктурной антропологии. Ад Маргинем Пресс. М.: 2017. 403 с.

27. Деланда М. Новая философия общества: Теория ассамбляжей и социальная сложность / М. Деланда; пер. с англ. К. С. Майоровой. - Пермь: Гиле Пресс. 2018. 196 с.

28. Деланда М. Новая онтология для социальных наук. Философско-литературный журнал «Логос». 2017. № 27. С. 35-56.

29. Делез Ж., Гваттари Ф. Тысяча плато: Капитализм и шизофрения, пер. с франц. и послесл. Свирского Я. И.; науч. ред. Кузнецов В. Ю. М.: Астрель, 2010. 895 с.

30. Деррида Ж. Позиции / пер. с. Фр. В. В. Бибихина. М.: Академический проект. 2007. 162 с.

31. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод и предназначение. Пер. с фр., составление, послесловие и примечание А. Б. Гоффмана. М.: Канон, 1995. 322 с.

32. Ерофеева М. Акторно-сетевая теория и проблема социального действия. Социология власти. 2015. № 27(1). С. 15-40.

33. Изиляева Л.О. Ковид-диссидентство-социально-политический феномен современности. Экономика и управление: научно-практический журнал. 2021. №4. С. 153157.

415 Признан иностранным агентом.

34. Каллон М. Акторно-сетевая теория // International Encyclopedia for the Social and Behavioral Sciences. Elsevier Science Ltd. 2001. P 62-66 (на правах рукописи).

35. Каллон. М. Некоторые элементы социологии перевода: приручение морских гребешков и рыболовов бухты Сан-Бриё. // Логос. №2. 2017. С. 49-94.

36. Каллон М, Сесиль М, Вололона Р. Экономика качеств // Журнал социологии и социальной антропологии. 2008. №11. С. 59-87.

37. Кареев Н. И. Объективизм и субъективизм в социологии. Журнал социологии и социальной антропологии. 2000. №3. С. 61-85.

38. Касавин И.Т. Натуралистическая онтология в поисках реальности. Эпистемология сегодня. Идеи, проблемы, дискуссии, Нижний Новгород, ННГУ им. Лобачевского. 2018. 318 с.

39. Керимов Т. Х. «Новый материализм» в социологии: онтологические последствия // Вестник Томского государственного университета. 2015.№462. С. 56-62.

40. Керимов Т. «Онтологический поворот» в социальных науках: возвращение эпистемологии. // Социологическое обозрение. 2022. №1. С.109-130.

41. Кирдина С. Г. Методологический индивидуализм и методологический институционализм. Вопросы экономики. 2013. С. 66-88.

42. Кравченко А.И. «Твердое ядро» и «защитный пояс» и. Лакатоса: структура и функции ценностной системы // Социология. 2021. №6. С.15-33.

43. Кралечкин Д. Enter Speculative Realism // Logos. 2013. №2. С. 38-43.

44. Лакан Ж. О бессмыслице и структуре Бога. Консультативная психология и психотерапия. №10. 2002. С. 36-50.

45. Лакан Ж. Психоз и другой. Консультативная психология и психотерапия. 2002 №10. С.17-35.

46. Лакатос И. Избранные произведения по философии и методологии науки. М.: Академический проект. 2008. 457 с.

47. Латур Б. Нового Времени не было. Эссе по симметричной антропологии. // Пер. с фр. Д. Я. Калугина; Науч. Ред. О. В. Хархордин. СПб.: Изд-во Европ. ун-та в С.Петербурге. 2006.

48. Латур Б. Пересборка социального: введение в акторно-сетевую теорию / Пер. с англ. И. Полонской; под ред. С. Гавриленко. Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики. 2014. 384 с.

49. Латур Б. Пастер: Война и мир микробов, с приложением «Несводимого» / пер. с фр. A.B. Дьякова. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге. 2015. 316 с.

50. Лаэт М., Мол А. Зимбабвийский втулочный насос: механика текучей технологии. Логос. №1. С. 117-132

51. Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М.: Республика, 1994. 384 с.

52. Лекторский В.А. (ред). Перспективы реализма в современной философии: сб. трудов, М.: Канон+ РООИ «Реабилитация». 2017. 464 с.

53. Лиотар Ж.Ф. Состояние постмодерна. // пер. с фр. Н. А. Шматко, «Институт экспериментальной социологии». М.: Издательство «АЛЕТЕЙЯ». 1979. 160 с.

54. Ло. Дж. После метода: беспорядок и социальная наука / пер. с англ. С. Гавриленко, А. Писарева и П. Хановой. Науч. ред. перевода С. Гавриленко. М.: Изд-во Института Гайдара. 2015. 352 с.

55. Луман Н. Социальные системы. Общий очерк теории. СПб.: Наука. 2007. 412

с.

56. Луман Н. Введение в системную теорию / пер. с нем. К. Тимофеева. М.: Издательство «Логос». 2007. 360 с.

57. Луман Н. Тавтология и парадокс в самоописаниях современного общества. Социо-Логос. №. 1. 1991. С. 194-218.

58. Луман Н. Реальность масс-медиа / пер. с нем. А. Ю. Антоновского. М.: Праксис. 2005.

59. Луман Н. Понятие риска. Thesis. № 5. 1994. С. 135-160.

60. Луман Н. Введение в системную теорию. М.: Логос. 2007.

61. Малиновский Б. Избранное: Аргонавты западной части Тихого океана. М.: Росспэн 2004. 672 с.

62. Мейясу К. После конечности: Эссе о необходимости контингентности / пер. с фр. Л. Медведевой, науч. ред. П. Хановой. Екатеринбург; Москва: Кабинетный ученый. 2015. 193 с.

63. Мейясу К. Итерация, реитерация, повторение: спекулятивный анализ пустого знака / пер. с фр. Д. Жуковой // Транслит. 2017. №19.

64. Мейясу К. Число и сирена. Чтение «Броска костей» Малларме / пер. с фр. С. Лосевой, К. Саркисова, науч. ред. И. Дуденковой, А. Писарева. М.: Носорог. 2018. 224 с.

65. Мейясу К. Дилемма призрака / пер. с анг. Писарев А. // Логос. 2013. №2. С.70-

80.

66. Мол А, Ло Дж. Воплощенное действие, осуществленные тела: пример гипогликемии // Философско-литературный журнал «Логос». 2017. №2. С. 255-285.

67. Мол А. Множественное тело: Онтология в медицинской практике / Пер. с англ. группы Cube of Pink (МГУ); под науч. ред. А. Писарева, С. Гавриленко. Пермь: Гиле Пресс. 2017. 254 с.

68. Неврюев А.Н. Антиваксеры vs Прививочники: анализ исследований аттитюдов к вакцинации. Ученые записки Института психологии РАН. 2021. №1. С.31-39.

69. Никифорова С. Н. Мультидисциплинарность как осознанная необходимость. Актуальные научные исследования в современном мире. 2016. №11. С. 74-79.

70. Новожилова Е.О, Галковская О.А. Ковид-диссидентство как социальный феномен. Здоровье населения и качество жизни. 2021.№3. С. 17-25.

71. Паперно И. Самоубийство как культурный институт. М. 1999.

72. Парсонс Т. Система современных обществ // Пер. с англ. Л.А. Седова, А.Д. Ковалева; Научн. ред. перевода М.С. Ковалева. - М.: Аспект-Пресс. 1997.

73. Пирс Ч.С. Избранные философские произведения. Пер с англ. К. Голубович, К. Чухрукидзе, Т. Дмитриева. М.:Логос. 2000.

74. Писарев А. Сети, плоскости, материя: об употреблении плоских социальных онтологий. Вестник ТвГУ. Серия «ФИЛОСОФИЯ». №51 С. 144-157.

75. Платонова С. И. Теоретико-методологические основания социального факта. Манускрипт. 2016.№ 7-2. С. 142-146.

76. Попов Е. Онтологический анализ исследований ланкастерской ветви акторно-сетевой теории: от восприятия к объекту // Социологическое обозрение. 2021. №3. С. 261279

77. Попов Е.В. Новый реализм: идеи и границы // Вестн. Том. гос. ун-та. 2022. № 477. С. 67-73.

78. Попов Е.В. Жесткое ядро нового материализма в социальной теории // Философия. Журнал Высшей школы экономики. 2023. № 7. С.86-115.

79. Прись И.Е. Контекстуальность онтологии и современная физика, СПб.: Алетейя.2020. 384 с.

80. Прись И.Е. Квантовая механика Карло Ровелли и контекстуальный реализм // Вестник ЧелГУ. 2019. №8 (430). С. 102-107.

81. Решетников А. В. Эволюция социологии медицины // Социология медицины. 2012. №2. С. 4-7.

82. Розов Н.С. Социологический реляционизм С. Фукса и объяснение" рабочего платонизма" в математике. Философия науки. 2006. №3. С. 39-48.

83. Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова. М:

«Большая Российская Энциклопедия». 1993.

125

84. Руденко Н. Сети, знание и реальность: проблематика социальной топологии в концепции Джона Ло // Социология власти. № 6-7. С. 38-51.

85. Рэдклифф-Браун А. Р. Естественная наука об обществе. Личность. Культура. Общество. 2010. №12. С. 17-39.

86. Санженаков А. Метафизика Аристотеля как основа его этики. Этическая мысль. 2018. №13. С. 66-77.

87. Социология вещей. Сборник статей / Под. Ред. В. Вахштайна416. М.: Издательский дом «Территория будущего». 2006.

88. Сергеева О. В. Социология науки и технологий. Социология. 2021.№12. С.

171-84.

89. Спасенников Б. А. COVID-19: уроки вакцинации. Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н. А. Семашко. 2021. №3. С 116-125.

90. Сюткин А. Жиль Делёз среди новых материалистов: материалистическая диалектика против неовитализма. Stasis. 2019. №7. С. 420-447.

91. Тенбрук Ф, Кильдюшов О. Главный труд Макса Вебера. Социологическое обозрение. 2020. №2. С. 76-121.

92. Тихонов А.В. От социологии менеджмента к социологии управления // Социологические исследования. 2011. №2. С.40-45.

93. Урри Дж. Социология за пределами обществ: виды мобильности для XXI столетия / пер. с англ. Д. Кралечкина; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. 336 с.

94. Фейерабенд П. Против метода. Очерк анархистской теории познания / Пер. с англ. А. Л. Никифорова. М.: АСТ. Хранитель. 2007. 413 с.

95. Феррарис М. Ты где? Онтология мобильного телефона. М.:НЛО. 2010. 234 с.

96. Феррарис М. Что такое новый реализм? // Вопросы философии. 2014. №08. С. 145-160.

97. Фигура А. О. Онтологические основания социальной реальности в концепции трансцендентального реализма Р. Бхаскара // Вестник ОмГУ. 2012. №1 (63). С.35-40.

98. Филиппов А. Теория систем: аутопойесис продолжается // Социологическое обозрение. 2003. №1. С. 50-58.

99. Фуко М. Порядок дискурса // Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. М.: Касталь. 1996.

416 Признан иностранным агентом.

100. Хайдеггер М. Бытие и время / Пер. с нем. В.В. Бибихина. Харьков: Фолио. 2003. 509 с.

101. Харауэй Д. Манифест киборгов: наука, технология и социалистический феминизм 1980-х. Ad Ма^тет. 2017.

102. Харман Г. Четвероякий объект: Метафизика вещей после Хайдеггера / Пер. с англ. А. Морозов и О. Мышкин. Пермь: Гиле Пресс. 2015.

103. Харман Г. Имматериализм. Объекты и социальная теория / Пер. с англ. А. Писарев. М.: Издательство Института Гайдара. 2018. 190 с.

104. Харман Г. Спекулятивный реализм: введение. Спекулятивный реализм: введение, пер. с англ. Писарева А. А. М.: РИПОЛ классик. 2020.

105. Харман Г. Ужас феноменологии: Лавкрафт и Гуссерль // Философско-литературный журнал «Логос». 2019. №5 (132). Ц^: https://cyberleninka.ru/article/n/uzhas-fenomenologii-lavkraft-i-gusserl (дата обращения: 04.02.2022).

106. Харман Г. Weird-реализм: Лавкрафт и философия / пер. с англ. Г. Коломийца и П. Хановой. Пермь: Гиле Пресс. 2020. 258 с.

107. Харман Г. О замещающей причинности / пер. с англ. А. Маркова // Новое литературное обозрение. 2012. №114.

108. Хаустов Д. Теорема Томаса: жизнь одной идеи. Идеи и идеалы. 2014. №2. С.

38-45.

109. Шавеко Н. А. Этика дискурса юргена хабермаса: критический анализ // Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2021. №60. С. 125-136.

110. Шалагинов Д. Апокалиптические митофизики и радикальный антропоморфизм (Дебора Дановски, Эдуарду вивейруш де Кастру. Концы света). Философско-литературный журнал «Логос». 2019.№3. С. 268-278.

111. Шеллинг Ф. В. Й. О мировой душе // Сочинения в 2 т. Т. 1. / пер. с нем. М. И. Левиной. М.: Мысль. 1987. 412 с.

112. Шмидт Ф. К. Физико-химические основы катализа. И.: Фрактал. 2004. 285 с.

113. Штракс, М.Г. Философские взгляды Д. Беркли и Д. Юма. // Актуальные проблемы философии и политологии. 2015. С. 104-115.

114. Щербина В. В. Существует ли сегодня наука социология?. Социологические исследования. 2012. №8. С 31-41.

115. Энциклопедия эпистемологии и философии науки /под ред. И.Т. Касавина. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». 2009.

116. Ядов ВА. К вопросу о макро-микро дилемме в социологии. Социологический журнал. 2009. №1. С. 145-154.

117. Archer M, Bhaskar R, Collier A, Lawson T, Norrie A. Critical realism: Essential readings. Routledge. 2013.

118. Bateson G. Form, Substance and Difference // General Semantics Bulletin. 1970. № 37. P. 5-13.

119. Baker L. Ontology Down-to-Earth // The Monist. 2015. Vol. 98. No. 2. P.145-155.

120. Barad K. Posthumanist Performativity: Toward an Understanding of How Matter Comes to Matter. Journal of women in culture and society. 2003. № 28(3). P. 801-831.

121. Barad K. Diffracting Diffraction: Cutting Together-Apart. Parallax. 2014. № 20(3). P. 168-187.

122. Bennett J. The Force of Things: Steps toward an Ecology of Matter // Political Theory. 2004. Vol. 32. no. 3. P. 347-372.

123. Benoist J. Making ontology sensitive // Continental Philosophy Review. 2012. Vol. 45. no. 3. P. 411-424.

124. Bhaskar R. A realist theory of science. Routledge. 2013

125. Boghossian P. Fear of Knowledge, Oxford: Oxford University Press. 2006. 383 p.

126. Bogost I. Persuasive games: The expressive power of videogames. mit Press. 2010.

127. Brassier R. Nihil Unbound: Enlightenment and Extinction. London: Palgrave Macmillan, 2007.

128. Brassier R. Prometheanism and its Critics // #Accelerate: The Accelerationist Reader / Mackay R., Avanessian A. Falmouth: Urbanomic. 2014. P. 467-487.

129. Brenner N and Elden S (eds). State, Space, World. Minneapolis, MN: University of Minnesota Press. 2009.

130. Brewer J. Ethnography. McGraw-Hill Education (UK). 2000.

131. Burke K. A grammar of motives. NY.: Prentice-Hall. 1945.

132. Button T. The Limits of Realism. Oxford: Oxford Univ. Press. 2013.

133. Callon M. Some elements of a sociology of translation: domestication of the scallops and the fishermen of St BrieucBay. Power, Action and Belief: A New Sociology of Knowledge? J. Law (ed.). London: Routledge. 1986. P. 196-223.

134. Coole D. Agentic capacities and capacious historical materialism: Thinking with new materialisms in the political sciences. Millennium. 2013. № 41(3). P. 451-469.

135. Coole D. Rethinking agency: A phenomenological approach to embodiment and agentic capacities. Political Studies. 2005. №53(1). P. 124-142.

136. Coole D., Frost S. New Materialisms. Ontology, Agency, and Politics. Durham; London: Duke University Press. 2010.

137. De Caro M. Realism, Common Sense, and Science // The Monist. 2015. Vol. 98. No. 2. P.197-214.

138. DeLanda M. Intensive Science and Virtual Philosophy. NY.: Bloomsbury Publishing. 2002.

139. DeLanda M. Deleuze: History and Science. NY.: Atropos Press. 2016.

140. Deleuze G.and Guattari F. Anti-Oedipus. New York: Viking. 1977.

141. Deleuze G.and Parnet C. Dialogues II. New York: Columbia University Press.

2002.

142. Dolphijn R., van der Tuin I. New Materialism: Interviews & Cartographies. Michigan: Open Humanities Press. 2012.

143. Elsass P. Individual and collective traumatic memories: A qualitative study of posttraumatic stress disorder symptoms in two Latin American localities. Transcultural psychiatry. 2001.№38. P. 306-316.

144. Farias I. Urban Assemblages: How Actor-Network Theory Changes Urban Studies. London: Routledge. 2009.

145. Farias I. The politics of urban assemblages. City. 2011. № 15. P. 3-4.

146. Ferraris M. A New Realist Approach to Hermeneutics // Phainomena. Selected Essays in Contemporary Italian Philosophy. 2012. Vol.11. No. 82-83. P. 67-83.

147. Ferraris M. Documentality or Why nothing social exists beyond the text // Cultures. Conflict - Analysis - Dialogue. Proceedings of the 29th International

148. Ferraris M. Transcendental realism // The Monist. 2015. Vol. 98. No. 2. P. 215-232.

149. Ferraris, M. A New Realist Approach to Hermeneutics. Phainomena. Selected Essays in Contemporary Italian Philosophy, Vol.11. 2012. No. 82-83. P. 67-83.

150. Foucault M. Afterword: the subject and power. Harvester. 1982.

151. Fox N.J. and Alldred P. Sociology and the New Materialism. Theory, Research, Action. - London: SAGE Publications Ltd. 2017.

152. Gabriel M. Fields of Science. A New Realist Ontology. Edinburgh, University Press. 2014. 564 p.

153. Gabriel, M. Neutral Realism. The Monist. 2015. Vol. 98. №. 2. P. 181-196.

154. Garfinkel H. Ethnomethodology's program: Working out Durkheim's aphorism. Lanham: Rowman and Littlefield Publishers, 2002.

155. Giddens A. New Rules of Sociological Method: A Positive Critique of Interpretetative Sociologies / Second Edition: Polity Press, 1993.

156. Grant I. H. Philosophies of Nature After Schelling. London: Continuum, 2006.

157. Grosz E. Volatile bodies: Toward a corporeal feminism. Routledge. 2020. №25.

129

158. Grosz E. Chaos, territory, art: Deleuze and the framing of the earth. Columbia University Press. 2008.

159. Harris J., Huntington A. Emotions as analytic tools: Qualitative research, feelings, and psychotherapeutic insight. The emotional nature of qualitative research. 2001. P. 129-145.

160. Harman G. The Current State of Speculative Realism // Speculations. 2013. №4 P.22-28.

161. Harman G. Dwelling with the Fourfold // Space and Culture. 2009. №12 (3). P.292-

302.

162. Harman G. Laruelle F. Philosophies of Difference: A CriticalIntroduction to Non-Philosophy // Notre Dame Philosophical Reviews. 2011.

163. Harman G. I Am Also of the Opinion that Materialism Must Be Destroyed // Environment and Planning D: Society and Space. 2010. №28 (5). P.772-790.

164. Harman G. Meillassoux's Virtual Future // continent. 2011. №1. P.78-91.

165. Harman G. Object-Oriented Ontology: A New Theory of Everything. London: Pelican, 2018.

166. Harman G. Prince of Networks: Bruno Latour and Metaphysics. Melbournere.press,

2009.

167. Harman G. The Problem with Metzinger // Cosmos and History. 2011. №7 (1). P.

7-36.

168. Harman G. Quentin Meillassoux: A New French Philosopher // Philosophy Today. 2007. №51 (1). P.104-117.

169. Harman G. Quentin Meillassoux: Philosophy in the Making. 2nd edition. Edinburgh: Edinburgh University Press, 2015.

170. Harman G. The Third Table/Der dritte Tisch. Ostfi ldern: Hatje Cantz, 2012.

171. Harman G. Time, Space, Essence, and Eidos: A New Theory of Causation // Cosmos and History. 2010. №6 (1). P.1-17.

172. Harman G. Tool-Being: Heidegger and the Metaphysics of Objects. Chicago: Open Court, 2002.

173. Harman G. Towards Speculative Realism: Essays and Lectures. Winchester: Zero Books, 2010.

174. Harman G. Undermining, Overmining, and Duomining: A Critique // ADD Metaphysics / Sutela J. (Ed.). Aalto, Finland: Aalto University Digital Design Laboratory, 2013. P. 40-51.

175. Harman G. Whitehead and Schools X, Y, and Z // The Lure of Whitehead / Gaskill

N., Nocek A.J. Minneapolis: University of Minnesota Press, 2014. P. 231-248.

130

176. Harman G. Bruno Latour: Reassembling the Political. Pluto Press, 2014.

177. Harvey A, Bryant R. A qualitative investigation of the organization of traumatic memories. British Journal of Clinical Psychology. 1999. №3. C.401-405.

178. Holland J. Emotions and research. International Journal of Social Research Methodology. 2007 №10. C. 195-209.

179. International Encyclopedia of the Social Sciences // Ed. by D.L. Sills. The Macmillan Co., 1968. Vol. 15. P. 458-473.

180. Kirby V. Reality Bytes: Virtual Incarnations. Telling Flesh: the Substance of the Corporeal. 1997.

181. Kirby V. Telling Flesh: The Substance of the Corporeal Routledge. New York.

1997.

182. Latour B. On Technical Mediation. Common Knowledge. 1994. №3(2). P. 29-64.

183. Latour B. Pandora's Hope: Essays on the Reality of Science Studies, Cambridge: Harvard University Press. 1999.

184. Latour B. For David Bloor and Beyond. Studies in the History and Philosophy of Science. 1999. Vol. 30. № 1. P. 113-129.

185. Law J., Hassard J. (eds) Actor-Network Theory and After. Blackwell. Oxford.

1999.

186. Leydesdorff L. Luhmann, Habermas and the Theory of Communication // Systems Research and Behavioral Science. John Wiley & Sons. 2000. № 3. P. 273-288.

187. Lynch W. What does the double hermeneutic explain/justify? Social epistemology. 1993. №2. P. 193-204.

188. McFarlane C.'Translocal assemblages: space, power and social movements'. Geoforum. 2009.

189. McFarlane C. Learning the City: Knowledge and Translocal Assemblage. Oxford: Wiley-Blackwell. 2011.

190. McFarlane C. 'Assemblage and critical urbanism'. City. 2011. №15. P. 209-221.

191. Meillassoux Q. Appendix: Excerpts from L'Inexistence divine / Harman G. (tr.). // Harman G. Quentin Meillassoux: Philosophy in the Making. 2nd edition. Edinburgh: Edinburgh University Press. 2015. P.224-287.

192. Merton R. K. Social Theory and Social Structure. Glencoe. 1957.

193. Merton R. On the sociological theories of the middle range // Classical Sociological Theory. C. Calhoun (Ed.). N.Y.: Blackwell Publishing. 2007.

194. Mol A. The body multiple: ontology in medical practice. Durham: Duke University Press. 2002.

195. Origgi, G. What's New About 'New Realism'. // The Berlin Review of Books. URL: https://berlinbooks.org/brb/2016/10/whats-new-about-new-realism/ (дата обращения: 12.12.2020).

196. Parsons T. Action Theory and Human Condition. - New York: Free Press, 1978.

197. Parsons T. The Social System. New York: The Free Press. 1951.

198. Parsons T. The Structure of Social Action: A study in social theory with special reference to a group of recent European writers. Glencoe. Ill: Free Press. 1937.

199. Parsons T. The Evolution of Societies. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall. 1977.

200. Pris Francois-Igor. О новом философском методе и новой реалистической философии Жослина Бенуаста, Philosophy and Social Sciences (in Russian). 2014. No. 1. С. 32-36.

201. Putnam H. Ethics Without Ontology. Cambridge. MA: Harvard University Press, 2004. 277 р.

202. Rammert W. New rules of sociological method: Rethinking technology studies // British Journal of Sociology. 1997.№ 1. Р.171-191.

203. Rawls, A. W. (2001). Durkheim's treatment of practice: Concrete practice vs. representations as the foundation of reason. Journal of Classical Sociology. 1(1). P. 33-68.

204. Rosenberg A. The Atheist's Guide to Reality: Enjoying Life Without Illusions. New York: W W. Norton and ^mpany, 2011. 441 р.

205. Scott J. Social Network Analysis. (London: Sage Publications, 2000).

206. Smith J, Dunworth F. Qualitative methodology. Handbook of developmental psychology. 2003 P. 603-621.

207. Tashakkori A., Creswell J.W. The new era of mixed methods. Journal of mixed methods research. 2007. 1(1). Р. 3-7.

208. Tarski A. The Semantic Conception of Troth and the Foundations of Semantics // Philosophy and Phenomenological Research. 1944. Vol. 4. No. 3. P. 341-375.

209. Zizek S. Less Than Nothing: Hegel and the Shadow of Dialectical Materialism. London: Verso. 2021.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.