Шаманизм в культуре XX века: механизмы формирования и функции тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии Бреусова, Анна Ивановна

  • Бреусова, Анна Ивановна
  • кандидат культурологиикандидат культурологии
  • 2007, Москва
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 233
Бреусова, Анна Ивановна. Шаманизм в культуре XX века: механизмы формирования и функции: дис. кандидат культурологии: 24.00.01 - Теория и история культуры. Москва. 2007. 233 с.

Оглавление диссертации кандидат культурологии Бреусова, Анна Ивановна

Введение. Шаманизм как явление религиозной кулыуры.

Глава 1.

Традиционный шаманизм в XX веке.

1.1 Традиционный шаманизм в странах Америки и Азии: истоки и традиции.

1.2. Традиционный шаманизм в России.

Глава 2.

Неошаманизм в контексте культуры XX века в России.

2.1. Причины возникновения неошаманизма и типология модернистских нетрадиционных религиозных сообществ.

2.2 Неошаманизм в контексте современной религиозной культуры России.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Шаманизм в культуре XX века: механизмы формирования и функции»

Актуальность проблемы исследования

Динамика развития современной цивилизации, приоритетный рост технических и технологических составляющих культуры все более видоизменяют духовную жизнь общества. Нарастающий культурный полиморфизм открывает многообразие культурного выбора и поливариантного культурного действия. Это происходит, в том числе и в области религиозной жизни, где на фоне тысячелетних мировых и национальных религий, рождаются и умирают нетрадиционные культы, вспыхивает интерес к архаическим формам религиозных верований, усиливается рост нетрадиционной индивидуальной религиозности мистического характера, происходят активные поиски синтетических религий. В последнее время все больше внимания в исследовательской литературе уделяется восточным религиям в контексте европейской цивилизации, нетрадиционным культам и индивидуальным формам религиозности.

В научной литературе, шаманизм как система, поддерживающая гармонию природы человека и духов, всесторонне исследована в качестве основания традиционных культур, охраняющих свою идентичность и стабильность в изоляции от культурной модернизации. Перенос архаической формы в контекст современной культуры, связан с переозначиванием этих смысловых структур, и конструированием на этой основе новой смысловой формы, соотносящейся с общим архетипическим основанием. Эта модернизированная культурная форма находит реализацию в практиках (целительство, экстатические состояния и т.д.) имеющих отсылку к шаманским, но в смысловом и телеологическом аспектах радикально преобразованную в функцию поддерживающую целостность на уровне миропорядка.

В связи с этим проблема шаманизма в современном культурологическом знании приобретает новый ракурс исследования - в 3 качестве архаического истока и, одновременно, архетипической формы модернизированных религиозных форм.

Кризис духовности, отрыв от природного мира, являющиеся последствиями модернизации, побудили человека к религиозным поискам, которые, в ряде случаев, осуществляются за пределами базовых для культуры конфессий. Конструирование архаизированных религиозных форм, восстанавливающих целостность человека и его природного окружения, является одним из способов его культурной адаптации.

В отечественной научной литературе XX века преобладала классическая эволюционная парадигма, отразившаяся на освещении шаманизма и фигуры шамана. С этих позиций шаманизм рассматривался как неразвитая в этическом плане религия, а шаманистские экстатические состояния трактовались как психические заболевания (С.А.Токарев, В.Василевич). С другой стороны, массовая культура эксплуатирует образ шаманизма как средоточия сакрального опыта, значимость которого превосходит современные "искаженные" прогрессом представления. Задачей современного культурологического знания является преодоление этих крайностей на основе научного анализа механизмов формирования и функционирования шаманизма в интегральном поле модернизированных и традиционных культур. В связи с этим представляется важной проблема соотношения двух самостоятельных и вместе с тем взаимосвязанных феноменов - шаманизма и неошаманизма, взаимосвязи традиционного шаманского миропредставления и модернизированного религиозного миропонимания.

Степень разработанности проблемы

Диссертационное исследование опирается на классические исторические, антропологические, этнографические, социологические и современные культурологические исследования.

Принципиально важные для развиваемой концепции положения были обоснованы выдающимися мыслителями прошлого и современности. Среди них Б.Малиновский, Ф. Боас, Э. Тайлор, Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тоинби, В. Тэрнер, М. Элиаде, К. Медоуз,

A. Минделл, М. Харнер, В.Н. Топоров, А.Ф. Анисимов, Д. Дутаров, Е. Новик, Е.В. Ревуненкова, A.B. Смоляк, Е.Г. Балагушкин, В.Н. Басилов, и многие другие.

Классическими по проблемам шаманизма в современной литературе следует признать труды М. Элиаде. Он предложил целостную и многомерную реконструкцию шаманизма, которая не потеряла своей актуальности и ее можно использовать в качестве базовой исследовательской схемы. Весьма ценными в этом направлении следует признать также труды Л.П. Потапова, A.B. Смоляк, Д. Кэмпбелла. В частности, как показал в своем исследовании Д.Кэмпбелл, мотив странствия, путешествия в иные миры, является универсальным для всех архаических культур.

К этому блоку исследований примыкают теоретические и методологические исследования мифопоэтических форм, базирующиеся на коллективном бессознательном, что подтверждает наличие универсальных культурных смыслов, присущих разным типам культур (В.М Топоров, Е.М Мелетинский, Б.Н Путилов и др.).

Для настоящей диссертации представляются ценными труды отечественных ученых, разработавших проблемы теории и методологии исследования культуры (Ю.В. Бромлей, JI.H. Гумилев, Э.С. Маркарян).

Методология изучения традиционного шаманизма в этнических культурах, представлена в работах С.А. Арутюнова, С.Н. Артановского,

B.П. Турукало, С.А. Рыбакова, В.И. Затеева и др. Стереотипы миропонимания и мироощущения в этнических культурах исследовались в работах B.C. Агеева, A.A. Дергача, И.С. Кона, Ю.П. Платонова, Г.У. Солдатовой и др. В отечественных этнологических исследованиях было 5 показано воздействие традиционного мировоззрения на современные пласты ментальности, исследовалась проблема разрушительного влияния модернизации на традиционные культуры, упразднение ее базовых ценностей, подчеркивалась необходимость сохранения, преемственности и интеграции ее фундаментальных мировоззренческих смыслов в современных представлениях.

В исследовательской литературе представлены работы, ставшие своего рода «классическими», об основных исторических типах шаманского мировоззрения алтайских народностей (Д.С Дугарова, JI.JI Абаева, К.М Герасимова, Е.Н Новик и др.). Существует большой корпус исследований посвященных проблеме типолошческого единства ментальное™ алтайских народностей и социально-философских доминант христианства и буддизма (Е.Т Михайлова, С.П. Нестеркина, И.С Урбанаева), синкретизм и преемственность шаманских и буд дийских мировоззренческих феноменов (K.M. Герасимова).

С конца 80-х гг. XX века в отечественной науке происходит смена научных парадигм, что привело в частности к новым взглядам на проблему шаманизма. Определённый научный интерес, в этом отношении, представляет концепция, предложенная в 80е годы В.Н. Басиловым, который считал, что для рассмотрения развития шаманизма нужно располагать данными, характеризующими этот культ, у одного и того же народа, но в разные времена. При этом предполагалось, что шаманизм представляет собой историко-культурное явление, обладающее у разных народов специфическими чертами, связанными с особенностями их традиционного образа жизни.

Заметный вклад в научную интерпретацию в этом направлении внесли С. Широкогоров, Л.П. Потапов, Е.В. Новик, A.B. Смоляк, Д.А. Функ, JI.A. Лар и др.

Существенный вклад в исследование психологических аспектов шаманизма внесли зарубежные исследователи: М. Элиаде, М. Хоппал, К. 6

Вилбер, Д. Папер, Л. Питере, М. Харнер, К. Медоуз, Д. Стивене, Р. Уолш, А. Бастиан, К. Кинг и др.

Исследованию деятельностной составляющей шаманского комплекса, то есть культу, ритуалам, практикам, уделялось особое внимание в трудах Ф. Гребнера, М. Элиаде, М. Харнера. В трудах этих аналитиков высказывалось мнение, что шаманизм является лишь видом экстаза, однако это определение не дает основание характеризовать каждую форму экстаза, как шаманизм.

Историческому аспекту изучения шаманизма отводится значительное место также в работах Р. Нолла, М. Элиаде, И. Левиса. Работы М. Харнера, М.Ф. Косарева, содержат описание и анализ жизни, быта, практики, философии, религии и социального значения шаманов.

Значительный вклад в изучение шаманизма в условиях культурной модернизации внесли такие ученые как: М. Харнер, К. Медоуз, X. Кальвайт, О. Диксон, К. Кинг, Л. Питер, А. Левис, Р. Уолш.

В целом, необходимо указать, что сложилась устойчивая этнопсихологическая традиция исследования шаманизма, как явления культуры, однако следует отметить отсутствие в отечественной и зарубежной научной литературе единого мнения о хронологических и географических рамках данного явления. Отсутствует единство в определениях самих понятий "шаманизм" и "шаманство", отсутствует четкая характеристика такого явления как неошаманизм, и не выявлены причины его возникновения.

Объектом исследования является шаманизм как феномен культуры в его историческом развитии.

Предметом исследования являются механизмы трансформации, формы и цели функционирования в контексте западной модернизированной культуры XX века. Цели и задачи исследования

Основной целью диссертационного исследования является определение составляющих и вектора социокультурной динамики шаманизма в условиях и контексте культурной модернизации.

Достижение поставленной цели логически и содержательно предопределило решение комплекса исследовательских задач:

-определить логику и основные этапы развития традиционной формы шаманизма в отечественной культуре (на примере сибирского региона);

- дать сравнительные характеристики развития традиционной формы в отечественной культуре с аналогичными формами, существовавшими в культурах Америки и Азии;

-исследовать причины возникновения модернизированной формы шаманизма (неошаманизма) в отечественной культуре России XX века;

- сопоставить формы традиционного и модернизированного шаманизма (неошаманизма);

- проанализировать структуру и функции неошаманизма в контексте отечественной культуры XX века;

-раскрыть роль индивидуального субъекта в конструировании форм неошаманизма;

- определить место и функции неошаманизма в массовой культуре;

- проследить влияние неошаманизма на формирование религиозного мировоззрения молодежных субкультур.

Теоретические и методологические основания исследования

Методология исследования носит комплексный, интегративный характер.

Ведущим принципом исследования является концептуализация, культурологический анализ, базирующийся на обобщении исторических, этнографических, социологических данных, который позволяет реализовать исследовательские задачи.

В общем методологическом ресурсе диссертации, весьма важной представляется эволюционная парадигма, представленная у классических (Э. Тайлор, Дж. Фрезер, И. Уингер, А. Бастиан, и др.) и современных (Л. Уайт, А.Вайда, Р. Кранейро, и др.) исследователей. С точки зрения этого подхода культура рассматривается как универсальная, совершающая поступательное прогрессивное развитие. Шаманизм в этой системе представляется ранней стадией развития религиозного мировоззрения. Для настоящей работы особенно важными представляются идеи культурогенеза (А.Я. Флиер), которые развивались в рамках настоящей парадигмы, позволяющие рассматривать историческую последовательность развития культурных форм.

Большое методологическое значение для разработки темы диссертационного анализа имели исследования структурно-функционального направления в социальной антропологии (Б. Малиновский, А. Радклифф-Браун, Р. Фирт и др.). Представители данного направления рассматривали культуру, как исторически сложившуюся связанную целостность элементов. Эта целостность должна рассматриваться в качестве "контекста" анализа, а отдельные ее элементы, как взаимосвязанные и взаимообусловленные. С позиций данного направления шаманизм представляется системообразующим признаком традиционной культуры, объединяющим и магические и религиозно-этические элементы.

Для настоящей работы особенно важным представляется требование системности и функциональной целостности в рассмотрении проблемы шаманизма. Как культурная форма шаманизм также предполагает определенную трансформацию, поскольку изучаемое явление находится в постоянном движении. Однако в современном поликультурном пространстве ни одна традиционная религия и даже ее 9 элементы не могут существовать изолировано от иных модернистских культурных форм. В результате возникает специфическое синкретическое культурное явление, основой которого являются элементы шаманской культуры, которая включает в себя как традиционные, так и модернистские элементы культуры. Такой способ исследования данного историко-культурного явления затрагивает глубинные теоретические пласты культурологии, касающиеся цивилизационных, региональных, этнических особенностей культуры, вопросов преемственности в историческом движении культуры.

Методологические принципы данной работы во многом основаны на идеях исторической этнологии (Ф. Боас, Р. Бенедикт, М. Мид и др.). Это релятивистское направление в культурной антропологии базируется на принципах плюрализма культурных систем и уникальности опыта различных культур. Исследователи этого направления искали системообразующий принцип - конфигуратор опыта, свойственный исключительно данной культуре. В рамках этого направления развивалась существенная для настоящей работы идея о специфическом психологическом облике культур, (типология шаманистских культур «апполоновские» - «дионисийские"» культуры у Р. Бенедикт). Методология этого направления, базирующаяся на принципах психоанализа, придерживалась принципов культурной релятивности в области психической жизни. Не существует никаких универсальных психологических критериев культурной нормы-патологии. Психологическая норма в культуре определяется исключительно как успех адаптации к ее условиям. Это особенно важно в разработке проблемы экстатического состояния как элемента шаманистских практик.

Непосредственным продолжением данного направления является школа «Культура и личность» (М.Мид, А Кадинер, Р. Линтон, А. Инкельс, К Дюбуа), которая во второй половине века, стала именоваться

Психологическая антропология». В рамках этого направления вели исследования Ф. Хсю, М. Спиро, С.В. Лурье. А. А. Велик и др.

Важными в этом отношении представляются идеи К. Леви-Строса о «сверхрациональности», как гармонии чувственного и рационального начал, свойственного человеку любой культуры. Важной для целей нашей работы представляется структуралистская идея о динамике культуры, основанной на стремлении человека к постоянной верификации культурного мира и изменении в этом процессе принципов комбинаторики своей психики. В настоящей работе автор опирался на идеи структурализма в его классическом (К. Леви-Строс) и современном (М. Фуко, Р. Барт) направлениях.

Важным для формирования многостороннего подхода к анализу шаманизма является психоанализ, поскольку современный культурологический анализ не обходится без рассмотрения структуры бессознательного. Классический психоанализ 3. Фрейда трактовал шаманизм в духе эволюционной парадигмы, отождествляя психические структуры ребенка, невротика и "первобытного" человека. Отсюда его описание личности шаманистских культур, основанное на схеме развития невроза, отношение к шаманистским культурам (как и к религиозности в целом), как к истоку культурного процесса.

Весьма существенными для анализа современных форм шаманизма представляется аналитическая психология (Юнг и т.д.). Особую важность для нас, имеют идеи коллективного бессознательного и его архетипические основы, без которых современное понимание культурных феноменов не возможно.

В работе использованы философский, исторический, социологический, антропологический, этнопсихологический, социологический, компаративистский подходы. Базовыми являются: историко-генетический и структурно-функциональный методы.

В изучении неошаманских практик использован метод включенного наблюдения, погружения в обрядовую культуру, использованный по принципам, описанным В.Тернером, М. Харнером.

В создании реконструкции, использованы герменевтический, семантический, системный, структурно-функциональный методы исследования.

Новизна результатов исследования заключается в анализе неошаманизма как модернизированной традиционной формы в контексте современной культуры. Неошаманизм рассмотрен в качестве сконструированной формы, основанной на переозначивании смыслов традиционной культуры. Предложена реконструкция неошаманистского мировосприятия, базирующаяся на контаминации традиционных и модернизированных культурных стереотипов. Выявлены области культуры, в которых сформировался культурный запрос на актуализацию элементов шаманистских культур. Раскрыты механизмы социального функционирования неошаманизма в современной культуре, показано место и роль неошаманизма в современной массовой культуре и молодежных субкультурах.

Теоретическая и практическая значимость исследования Основные положения и выводы диссертационного исследования позволяют углубить понимание сущности такого социокультурного феномена, как шаманизм и неошаманизм в контексте культурной динамики ХХ-ХХ1 веков.

Материалы и выводы диссертации могут быть использованы в области социокультурного проектирования и решения вопросов культурной политики; в практическом решении этносоциальных проблем; в преподавательской работе; при подготовке методических пособий, курсов лекций по культурологии, религиоведению; а также специальных курсов в высших учебных заведениях.

Положения, выносимые на защиту

1.Шаманизм как целостное мировоззрение представляет собой культурную систему гармонии мира природы, человека и духов. В данной системе, человек является не субъектом, но целью деятельности, реализуемой посредством сети шаманистских практик, среди которых, как наиболее существенные, мы выделяем терапевтическую и экстатическую. Шаманизм представляет собой не религиозный культ, но систему практик, по своим смыслам и функциям, аналогичную религиозным.

2. В условиях культурной модернизации возникает потребность компенсации давления, вызванного прогрессом культуры. Особенно остро в европейской культуре эпохи модерна он ощущался на рубежах столетий и в ситуациях радикальных культурных изменений. Сформирован механизм культурного конструирования за счет переозначивания архаической схемы и наделения ее новыми смыслами, субъективно воспринимаемыми как открытие сакральных "духовных" смыслов.

3. Интерес к шаманизму в современной культуре вызван коллективными потребностями возрождающихся традиционных культур; шаманистское мировоззрение и практики актуализируются носителями традиционных культур.

4. Наряду, и в большой степени связанной с влиянием традиционных культур, появляется сконструированная культурная форма - неошаманизм, которая характерна для представителей современной культуры, не являющимися носителями стереотипов традиционных культур.

5. Неошаманизм базируется на эзотеризме, мистике, экстрасенсорных возможностях отдельных личностей, использовании различных психотехник, позволяющих искусственно создавать измененные состояния сознания. Неошаманизм - это синкретическая форма, объединяющая стереотипы традиционных культур с элементами

13 современной психологии и психоанализа, с одной стороны, и с мистикой и эзотерическими знаниями с другой.

6. Носители неошаманских представлений трактуют свою деятельность как восстановление утраченной гармонии в формах жизни; заботу о социоприродном единстве; поиск практических методов для восстановления ущерба нанесённого природе.

7. Наиболее открытыми к нетрадиционным модернистским формам религиозной жизни, являются молодежные субкультуры, что связано с особенностями современной социализации и инкультурации, предполагающий свободный поиск самоопределения, который свойственен отдельным идеологическим принципам субкультур.

8. В массовой культуре, в средствах массовой информации все больше и больше нарастает интерес к модернистским формам религиозности. Создается много телевизионных программ, основной темой которых, является интерес к нетрадиционным религиозным течениям и причинам их возникновения, создаются фильмы, в которых можно увидеть мировоззренческие концепты неошаманизма, элементы обрядовой стороны этого феномена («След шамана», «Сшитые стрелы», «Медвежий поцелуй», «Ягуар» и др.). К разряду массовой литературы, можно отнести книги по эзотерической тематике К. Кастанеды, по неошаманизму; М. Харнера, который предлагает практический путь становления человека на путь шамана; К.Кинга, который дает в своей книге «Городской шаман» ряд практических и психологических инструкций, как следовать шаманскому пути в городской среде; Р. Уолша, который предлагает ряд мистических практик основанных на шаманской традиции и многих других.

Апробация работы Основные положения и выводы диссертации изложены в 4 статьях, суммарным объемом 2, 5 печатных листа, 4 тезисах и в публичных выступлениях на итоговых научных конференциях АГУ.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Приводится список используемых источников и исследований. Объем диссертации составляет 233 страницы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Бреусова, Анна Ивановна, 2007 год

1. Авдеев, Л. М. Наши враги. Религия, знахарство и табизм /Л. М. Авдеев. - Ташкент, 1967. - 78 с.

2. Агажетов. М. Материалы для изучения шаманства / М. Агажстов, Р. Хангзлов // Известия. ВСОРГО XIV. 1883. № 1-2. С. 12-24.

3. Авилов, В. Шаманов не может быть слишком много, как сейчас / В. Авилов // Наука и религия. М., 1993. - № 12. - С. 23-34.

4. Анисимов, А. Ф. Религия эвенков в историко-генетнческом изучении и проблема происхождения первобытных верований / А. Ф. Анисимов. ~ М., 1958. 65 с.

5. Анисимов, А. Ф. Шаманские духи по воззрениям эвенков / А. Ф. Анисимов. М., 1951.-90 с.

6. Анисимов, А. Ф. Этапы развития первобытной религии / А. Ф. Анисимов. М.: Наука, 1967. ~ 68 с.

7. Анисимов, А. Ф. Общее к особенное в развитии общества и религии народов Сибири / А. Ф. Анисимов. Л. 1969. -123 с.

8. Анисимов, А. Ф. Космологические представления народов Севера / А. Ф. Анисимов. М., 1959. - 89 с.

9. Аничков, Е. В. Язычество и Древняя Русь / Е. В. Аничков. М., 1914 - Ш с

10. Анохин,. А. В. Материалы по шаманству у алтайцев / А. В. Анохин. СПб., 1953. -234 с.1.. Арнольдов, А. И. Введение в культурологию / А, И. Арнольдов. М. ,199.3. -189 с.

11. Арнольдов. А. И. Статус культурологии (Наука о человеке и культуре) I А. й. Арнольдов // Культурология: Новые подходы ; альманах-ежегодник. М., 1995. 69 с.

12. Арутюнов, С. А. Этническая история Японии на рубеже нашей эры / С. А. Арутюнов. М., 1961. - 345 с.

13. Архаический ритуал в фольклорах и раннематериалышх памятниках. -М., 1988. 256 с.

14. А смолов, А. Г. Личность как предмет психологического исследования / А. Г. Асмолов. М. 1984. - 97 с.

15. Балагушкин, Е. Г. Критика современных нетрадиционных религий / Е, Г. Балагушкин. М., 1994. - 273 с.

16. Башаров, Д. Черная вера или искусство у монголов / Д. Банзаров // Ученые записки Казанского университета. Казань, 1846. - Кн. 3. - 82 с.

17. Басилов, В. Н. Избранники духов / В. Н. Басилов. М., 1984.65 с.

18. Басилов, В. Н. Шаманство у народов Средней Азии и Казахстана / В. а Басилов. М., 1992. - 98 с.

19. Басилов, В. Н. Шаманство как ранняя форма мистицизма / В. Н. Басилов И Вопросы научного атеизма. -М„ 1989. № 33. - С. 96-108.

20. Басилов, В. Н, Шаманство / В. И. Басилов // Религиозные верования. Свод этнографических понятий и терминов. М., 1993. 145 с.

21. Бараев, В. Магия шаманизма / В. Бараев // Наука и религия. М., 1983 -.№> 12 -С 7.6-28.

22. Баркер, А Новое религиозное движение / А. Баркер. СПб. 1997 — 367 с

23. Батьянова, Е. П. Материалы по традиционному мировоззрению чукчей и коряков / Е. П. Батьянова // Сибирский этнографический сборник. М., 1993. - Вып. 6, кн. 1. - С. 65-69.

24. Березин, Ф. Б. Методика многостороннего исследования личности / Ф, Б. Березин, М. П. Мирошников, Р. В. Рожанец. М., 1976. -167 с.

25. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимодействий. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы / Э, Берн. СПб., 1992. - 242 с.

26. Богораз-Тан, В. Г, Распространение культуры на Земле. Основы этнографии / В, Г, Богораз-Тан. М.: Госиздат, 1928. 178 с.28Брамлей, Ю. В. Очерки теории этноса / Ю. В. Брамлей. М, : Наука, 1983. -278 с.

27. Бараев, В. Магия шаманизм / В. Бараев // Наука и религия. ~ М., 1993 12 -С 26-28

28. Ванштейн, С. И. Тувинское шаманство / С. И. Ванготейн ¡1 Доклада VII Международного конгресса антропологических и этнографических наук. М., 1964. С 56-59.

29. Вдовин, И. С. Исследования шаманизма народов Сибири и Севера (И. С. Вдовин // 9 Международный конгресс антропологических и этнографических наук. Чикаго; М,, 1973, - С 145-178.

30. Вопросы преодоления пережитков ламаизма, шаманизма и старообрядчества. Улан-Уде, 1971. - 234 с.

31. Гмелин, С. Г, Путешествие по России / С. Г, Гмелии. СПб., 1771-1785.-Ч. 1-3.-.564 с.

32. Горбовский, А. Иные миры / А, Горбовский. М,,. 1991. -- 212 с.

33. Грачева, Д. Н. К этнокультурным связям. Классификация шаманов / Д. Н. Грачева // Этнокультурные контакты народов Сибири. -Л. ,1984. 342 с.

34. Гримак, Л. П. Общение с собой: начало психологии активности / Л. И. Гримак. -М.? 1991. 171 с.

35. Гумилев, Л. Н. Этиосфсра. История людей и история природы / Л. Н. Гумилев. М, 1993. - 267 с.

36. Гоголев, И. Путь шамана / И. Гоголев // Наука и религия. М, 199.1 -№12. -С. 7.8-30.

37. Гребнер, Ф. Шаманство народов Севера / Ф. Гребнер. СПб., 1901 -317 с

38. Григорьева, Л. И. Нетрадиционные религии в современной России / Л. И. Григорьева. М,„ 1994. - 290 с.

39. Гуревич, П. С. Нетрадиционные религии на западе и восточные религиозные культы / П. С. Гуревич. М., 1985, - 243 с.

40. Дискин, И. Е. Культура: стратегия социально-эконохмического развития / И. Е. Дискин М., 1990. -198 с.

41. Долотов, А. С. Шаманская вера / А. С. Долотов. М., 1930. - 267с.

42. Иваненко, С. И, О людях никогда не расстающихся с Библией. -М„ 1999. 302 с.

43. Историография этнографического изучения народов СССР и зарубежных стран. М., 1989. 342 с.

44. Иохельсон, В. Н. Опись фольклорных и лингвистических материалов / В. Я. Иохельсон. Л,, 1919. 421 с.

45. История зарубежной этнологии /' под ред. Ю. В. Брома. М, 1976.- 767 с.

46. Корнев, В. И. Невидимые парадоксы религии и культуры / В. И. Корпев.-М, 1991. 48 с.

47. Косарев, М. Ф. Основы языческого миропонимания 1 М. Ф. Косарев. ~ М: Издательство «Ладога», 2003. 262 с.

48. Критика идеологии и практики нетрадиционных культов и пеомистицизм // Тезисы всесоюзной научной конференции, 19 21 декабря 1989 г. Новосибирск, 1989. - С. 173-176.

49. Ксенофонтов, Г. В. Хрсстес. Шаманизм и христианство / Г . В. Ксенофонтов. Иркутск, 1929. 285 с.

50. Ксенофонтов, Г. В. Легенды и рассказы о шаманизме у якутов, бурят и тунгусов / Т, В. Ксенофонтов. М. 1930. - 369 с.

51. Каждаи. А. П, Но этапам первобытных верований / А. П. Каждан. М., 1967.-201 с.

52. Лебедей, В. И, Личность в экстремальных условиях / В. И, Лебедев. М., 1989. - 203 с.

53. Лебединец, Г. М. Социальная основа религии и особенности религиозного отражения действительности / Г. М. Лебединец. Львов, 1976 - 154 с

54. Левада, Ю. А. Социальная природа религии / Ю. А. Левада. ML J 965 -127 с.

55. Леви-Брюль, Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении / Л. Леви-Брюль. М., 1937. - 264 с.

56. Левинсон, Ю. М. Целительство / Ю. М. Левинсон, М. Ю. Левинсон. М., 1993. - 212 с.

57. Лар? Л. А. Шаманы и боги / Л. А. Лар. Тюмень : Институт проблем освоения севера, 1998. - i56 с.

58. Леви-Стросс, К. Структурная антропология / К. Леви-Стросс. -М., 1985.- 365 с.ТО.Лукина, Н. В, Из истории шаманства / Н. В, Лукина // Сб. статей. Томск, 1976.-219 с.

59. Магический кристалл. Магия глазами ученых и чародеев. М., 1992-241 с.

60. Малюга, Ю, Я. Очерки теории истории культуры / Ю. Я. Малюга. М., 1992. - 403 с.

61. Манжигеев, И. А. Бурятские шаманские и дошаманские термины /И. А. Манжигеев. -М., 1978. -194 с.

62. Мархинин, В. В. Потребность в этнотрационных верованиях / В. В. Мархинин. М., 1992. - 175 с.

63. Методологические проблемы совреметтного религиоведения. Аналитический обзор. ~ М., 1990. 63 с.

64. Мировоззрение финно-угорских народов. Новрогод, 1990.200 с

65. Митрохин, Л, Н. Мистицизм как историко-культурный феномен / Л, Н. Митрохин // Вопросы научного атеизма. М., 1989. - Вып. 38. - С. 34-40.

66. Митрохин, Л. Н. Философия религии / Л. Н. Митрохин. М., 1993.-74 с.

67. Мифы индейцев Южной Америки. СПб., 1994. - 340 с.

68. Михайловский, В. Н. Шаманство / В. Н. Михайловский // Сравнительно-этнографические очерки. М., J 992. - Вып. 1. - С, 57-65.81 .Медоуз, К. Магия североамериканских индейцев ; пер с англ. / К. Медоуз. Киев: София, 1997. - 254 с.

69. Медоуз К. Шаманский опыт. Практическое руководство по современному шаманизму: пер. с англ. / К. Медоуз. М., 1999. - 231 с.

70. Минделл, А. Дао шамана: путь тела сновидения : пер. с англ. / А. Минделл. Киев: София, 1996. -276 с.

71. Ниорадзсг У. История шаманства / У. Ниорадзе. М,, 1983. 287с.

72. Новик, Е. С. Обряд и фольклор в сибирском шаманизме / Е. С. Новик. М., 1984. -543 с.86. «Нетрадиционные религии » в посткоммунистической России // Вопросы философии. №12 - С. 7-8.

73. Новые религиозные группы, движения и организация в России. Словарь-справочник. / К.Ю.Романова М,, 1998. -95 с.

74. Орлова, Е> П. Ительменские сказки / Е. П. Орлова Л., 1937.196 с,

75. Основы религиоведения. Учебное пособие для высшей школы / Под ред. Яблокова И.Н. М., 1994. - 287 с.

76. Парнов, Е. И. Боги Лотоса: критические заметки о мифах, верованиях и мистике Востока / Е. И. Парнов. М., 1980. - 321 с.91 .Познанский, Н. Заговоры. Опыт происхождения развития заговорных формул / Н. Познанский, СПб., 1917. - 340 с.

77. Прокофьева. Е, Д, Шаманские костюмы народов Сибири. Религиозные представления и обряды народов Сибири в ХГХ начале XX в. / Е. Д, Прокофьева. Л„ 1971. - 285 с.

78. Ревуненкова, Е. В. Народы Малайзии и Западной Индонезии / Е. В. Ревуненкова. М„ 1980. -- 376 с.

79. Ревуненкова, Е. В. Проблемы шаманизма в грудах М. Элиадс / Е. В. Ревуненкова // Актуальные проблемы этнографии и современная зарубежная наука. М., 1979. - 452 с.

80. Русский народ: его обычаи, обряды, представления, суеверия и поэзия.-М. 1880,-356 с.

81. Савицкас, Г. А. Причины нетрадиционной религиозности в современном американском обществе / Г. А. Савшжас // Духовные ценности как предмет философского анализа. М., 1976. - 260 с.

82. Сарангэрэл. Зов шамана / Сарангэрэл. -М., 2003. -175 с.

83. Смоляк, А. В. Шаман: личность, функции, мировоззрение / А В. Смоляк. ~М„ 1991.-216 с.

84. Софронов, Д. Д. Тайны шаманов / Д. Д. Софронов // Полярная з!?езда. -1978. Jfe 8. - С. 132-150.

85. Стивене, Дж, Секреты шамана : пер. с англ. / Дж. Стивене, Л. Стивене. Киев: София, 1996. - 243 с.

86. Ситников, Е. Е. К вопросу о норме и патологии в оценки личности шамана / Е. Е. Ситников // Вопросы этнокультурной истории Сибири. Томск, 1980. - 78 с.

87. Традиции и современность в культуре народов Дальнего Востока. Владивосток, 1983. -165 с. ^ТТЬТуПЛТТЛГИЯ И ПроблбМЫ ИСТОрИИотечественной истории. Брянск, 1992.- 154 с.

88. Ткачева, А. А. Вверх по лестнице, ведущей в никуда. Психология мистической практики / А, А. Ткачева // Наука и религия, -М.,1988. -Jfe8. С. 72-79.

89. Ткачева, А. А. Индуистские мистические организации и диалог культур / А. А. Ткачева. М., 1989. - 286 с.

90. Токарев. С, Ранние формы религии / С. Токарев. М. 1975,352 с.

91. Токарев, С. Религия в истории народов мира / С. Токарев. -М., 1982, 386 е.

92. Топоров, В. Н, О ритуале / В. Н. Топоров // Архаический ритуал в фольклорных и раннеанимистических практиках. М., 1988. -154 сНО. Традиционная обрядовость и мировоззрение народов Севера. ~М., 1990. 280 с.

93. Традиционные синкретические религии Африки, М., . 986.342 с.

94. Трофимчук, Н, А. Чего добиваются борцы с новыми сектами? И Религия и право 1999. - №5. - С. 27.

95. Тэрпер, В. Ритуал и символ / В. Тэрнер. М., 1983. 388 с.

96. Топоров, В. Н. Древо мировое / В, Н. Топоров // Мифы народов мира. М„ 1989. - Т. 1. - 987 с.

97. Уитроу, Дж. Естественная философия времени / Дж. Уитроу. -М., 1964, 432 с.

98. Уолш, Р. Дух шаманизма / Р. Уолш. М., 1996. - 255 с.

99. Федорова И. К. Следы шаманизма в фольклоре полинезийцев / И. К. Федорова //Актуальные проблемы развития Австралии и Океании, ^М,, 1984.-243 с.гг 1

100. Фромм, Э. Психоанализ и этика / Э. Фромм. М., 1993. - 365с.

101. Файдьпн, Е. К. Измененное состояние сознания / Е. К. Файдыш. -М., 1993. -2 )1 с.

102. Фрезер, Дж Золотая вегвь / Дж, Фрезер М., 1980 ~ 556с.

103. Хейзингя, Й Homo Indens В тени завтрашнего дня / Й Хейзинга, М., 1992. - 297 с.

104. Хоппая, Н. Некоторые результаты изучения шаманизма в современной этнологии / Н. Хоппал // Мировоззрение финно-угорских народов. Новгород, 1993. - 365 с,

105. Целуйко, В, М Психология нетрахшционных религий в современной России. Волгоград. 2004. -154 с,12,5. Чабоксаров, Н. Н. Народы. Расы. Культуры. / Н, Н. Чабоксаров, И. А, Чабоксарова, М., 1985, - 203 с,

106. Чекаль, Л. А. Социальная природа и гносеологические особенности иллюзорно-компенсаторной функции религиозного сознания / Л. А. Чекаль. Киев, 1989. - 276 с.

107. ГОахнович, М И. Первобытная мифология, психология, философия / М. й. Шахяович. --М„ 1971. 321 с,

108. Шаткой, С. Шаманство в Сибири / С. Шашков. СПб, 1864.543 с.

109. Широкогоров, С. Опыт изучения основ шаманства у тунгусов / С. Широкогоров, Владивосток, 1919. - 486 с.

110. Шульгина, Т. С, Русские исследователи культуры и быта малых народов Амура и Сахалина / Т. С. Шульгина. Владивосток, 1979. -285 с.

111. Штернберг, Л. Я. Избранничество в религии / Л. Я. Штернберг // Этнография. 1927 № 1. - С, 198-209.

112. Штернберг, Л. Я. Первобытная религия в свете этнографии / Л. Я. Штернберг. М., 1936. - 432 с.

113. Эпическое творчество народов Сибири и Дальнего Востока. -Якуцк, 1978. 321 с.

114. Этническая история и фольклор. М. 1977. - 360 с.

115. Этническая история народов Севера М., 1982. -101 с.

116. Элиаде. М. Космос и история / М. Элиаде. М., 1987. - 143 с.

117. Элиаде, М. Шаманизм / М. Элиаде. ~ М., 1990. 434 с.

118. Элиаде, М. Моды культуры / М. Элиаде // Философские науки. М„ 1995. - № 5 -6. С. 65-69.

119. Элиаде, М. Тайные общества. Обряды инициации и посвящения / М. Элиаде. Киев «София» ИД., 2002. - 351 с.

120. Юиг, К. О психологии восточных религий и философии / К. Юнг. М., 1994. -349 с.

121. Ют, К, Архетипы и символы / К. Юиг. М„ 1991. 264 с.

122. Яковлев, Е. Г. Искусство и мировые религии / Е. Г. Яковлев. М., 1985.-321 с.

123. Ямпольская, Ю. А, Шаманский чум и модель мира в традиционном мировоззрении эвенков / Ю. А. Ямпольская // Религиоведческие исследования в этнографических музеях : сборник научных трудов. Л., 1990. -465 с.

124. Ядринцсв, Н. Н. Сибирские инородцы, их быт и современное положение / Н. Н. Ядринцев, СПб., 1891. - 275 с.

125. Bastian, A. Ein Besush bei buratiscben Schamanen. Geographische und ethnologische Bilder / A. Bastian. Jena, 1873. 421 p.

126. Blacker, C, The Catalpa Bow; A Study of Shamanistic Practices in Japan / C. Blacker. Boston, 1986. - 365 p.

127. Boas, F, The Central Eskimo / F. Boas. Leipzig, 1940. -175 p.

128. Eliade, M, Shamanism Archaic Techniques of Ecstasy / M. Eliade. Princeton; N.J.: Princeton University Press, 1964. - 265 p.

129. Eberhard, W. Typen chinesischer Volksmärchen / W. Eberhard. Helsinki, 1937. 195 p.

130. Erkes, E. Chao-Hun des Sung Yuh / F. Erkes. Leipzig, 1914.213p.

131. Clements, F. Primitive Concepts of Disease / F. Clements, 1934. -165 p.

132. David-Neel A. Mystiques et Magiciens du Thibet / A. David-Neel.- Paris, 1929.-89 p.

133. Grof, C.? Spiritual emergency. The understanding and treatment of transpersonal crisis Revision / C, Grof. S, Grof, 1986, - 348 p.

134. Karsten, R. The Civilization of the South American Indians / R. Karsten London, 1986/ - 165 p.

135. Koppers. W, Unter Feiirland-lndianern / W, Koppers, Stuttgart, 1924.-201 p.

136. Ropp. R. S. The Master Game / R. S, Ropp, NX: Delta, 1968.154 p.

137. Hanier, M. Hallucinogens and shamanism / M. Harner, NX: Oxford Unif. Press, 1973 - 439 p.

138. Harner, M. The way of the shaman / M. Harrier. NX : Bantam, 1981-95 p.

139. Haraer, M. Comments / M. Harner // Current Anthropology. -1985 № 26 <- P. 45-49.

140. Hoffman, H. Die Tjus oder Götzen der Minussinsschen Tataren / H. Hoffman. Globus, 1892. - 376 p.

141. Boppal, M. Shamanism in Eurasia / M. Hoppal. Gotingen: Herodot, 1984. -47J p.

142. Hultkrantz, A. Ecological and ph.enomenological aspects of shamanism / A. Hultkrantz // Shamanism in Siberia. Budapest Arfdamia; Kiado, 1978. P. 27. -211 p.

143. Hunter, J. The new religions; deodon/ation and the protest against modemitv / J. Hunter // The social impact of new religion movements, 1981. -#>4 P 190-195

144. Kakar; S. Shamans, Mystics and Doctors: A Psychological inquiry into India and Its Healing Traditions / S. Kaklar. N.Y.; Knopf, 1982. 265 p.

145. Kamata, Hisaki. Daughters of the Gods. Shaman Preistesses in Japan and Okinawa / Kamata Hisaki. 1966. - P, 45-48.

146. Krippner, S. Dreams and shamanism / S. Krippner // Shamanism.- Quest, 1987. P. 125-132.

147. Leington., A. and Hughes J. Cultures as Causative of mental disorder // Causes of Mental Disorder 1 Revive of Epidemiological knowledge.- N.Y.: Milbank Memorial Fund, 1961. 547p.

148. Lewis, I. M. Rcstatic religion. A study of shamanism. A. Spirit posses,sion-L /' I Lewis. N. Y„ 1989. - 243 p.

149. Muiler. F. Unter Tunguscn und Jakuten / F. Müller, Leipzig, 1882. -164 p.

150. Ohlmarks, A. Studien zum problem der Schamanismus / A. Ohlmarks. London, 1939. 209 p.

151. Paper, J. "Sweat lodge": A norther Native American ritual for cjmmunal shamanic trance / J. Paper // Temenos. Helsinki, 1990. ~ 154 p.

152. Peck, M. S. People of the lie; The Hope for Healing Human Evil / M. S. Peek. N. Y.: Simon and Shuster, 1983. - 297 p.

153. Peters, L. G. Shamanism: Phenomenology of a spiritual discipline / L. G. Peters // J. of tnmspcrsonal psychology. Palo Alto, 1989. - 81 p.

154. Peters, L. Toward an experiential analysis of shamanism / L. Peters and D. Prise-Williams // American Ethnologist. -1980. № 7. - P. 408.

155. Palmer, S. "Women's Cocoon Work" in NRMI Sexual experimentation and feminine Rites of Passage / S. Palmer // Journal for the scientific study of religion. 1993. - Vol. 32, № 4. - P. 59-67.

156. Park Shamanism in Western North American. 1965. - 321 p.

157. Romk, T. // Unfinished Animal -1975. № 4. - P. 112-119.

158. Rasroussen, K. The Netsilik Eskimos. Social Life and Spiritual Culture // Reports of the Fifth Thüle Expedition. Kopenhague, 1931. - Vol. 8.№1-2. -P. 69-72.

159. Sikala, A, I. The rite technique of the Siberian Shaman / A. I. Sikala. Helsinki, 1978.-254 p.

160. Shirokogorov, S. General Theoiy of Shamanism among the Tungus / S. Shirokogorov. 1938. 489 p.

161. Snellgrove, D. Buddhist Himalaya / D. Snellgrove. N.Y., 1957. - 220 p.185. lohn Swanton Shamans and Priests Indians North of Mexico // Bulletin of the Bureau of American Ethnology. Washington, 1907. - Vol. 2, №1-1 -P. 58-62.

162. Giuseppe, Tucci. Tibetan Painted Scrolls / Giuseppe Tucci. -Rome, 1949. P. 345-348.J 87, Thalbitzer, W, Parallels within the Culture of the Arctic Peoples / W. Thalbitzer. Rio de Janeiro, 1925, P. 283-287.

163. Walsh, R. Psychedelics and psychological well-being / R. Walsh // Journal of Humanistis psychology. -1982. № 22. - P. 22-32.

164. Wilber, K. Up from Eden. A transpersonal vie on human evolution. N, Y., 1981. 290 p.

165. WiHard, Z. Shamanism / Z. Wiiiard Park Paviotso // Amer. Anthropologist. -1934. P. 98-113.

166. Winkelman, M. A, Cross-cultural Study of Shamanistic healers / M. A, Winkelman // Journal of Psychoactive Drugs. 1989. - № 21. - P. 1724. .

167. Winkelman, M. A. Cross cultural Study of Magical-religious Practitioners: Ph. D. Dissertation / M. A. Winkelman. California: University of California, 1984. -155 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.