Шаманизм в социокультурной традиции бурят тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Баиров, Андрей Семенович
- Специальность ВАК РФ09.00.13
- Количество страниц 153
Оглавление диссертации кандидат философских наук Баиров, Андрей Семенович
Введение
Глава I. Шаманизм бурят: философско-методологические и религиозно-мировоззренческие аспекты.
1.1 Теоретико-методологическая база исследования шаманизма.
1.2 Представления о Душе и Духе в шаманской практике: антропологический подход.
1.3 Основы и предпосылки зарождения бурятского шаманизма в контексте формирования этноса.
Глава II. Семантика культов и символика бурятского шаманизма: история и современность. 2.1. Религиозно-этическое содержание семантики и культов бурятского шаманизма.
2.2 Этнокультурные особенности символики и религиозной практики бурятского шаманизма.
2.3 Специфические особенности современного бурятского шаманизма.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК
Шаманизм бурят Предбайкалья в постсоветский период: социальные функции, традиции и новации2010 год, кандидат исторических наук Дарханова, Аюна Ильинична
Бурятский шаманизм как целостная мировоззренческая система2003 год, доктор философских наук Зомонов, Михаил Дармаевич
Культурно-историческая преемственность традиций шаманизма в Агинском бурятском автономном округе, 1991-2001 гг.2001 год, кандидат исторических наук Будажапов, Зоригто Цыбенович
Шаманизм у бурят Тункинской долины: Вторая половина XIX-XX вв.2003 год, кандидат исторических наук Шагланова, Ольга Андреевна
Культовые места Баргузинской долины в контексте этнокультурной истории Байкальского региона2004 год, кандидат исторических наук Гомбоев, Баир Цыремпилович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Шаманизм в социокультурной традиции бурят»
Актуальность данного исследования заключается в том, что в настоящее время возросла роль религиозного фактора в становлении духовной жизни бурятского народа и характерной чертой современного общества стал религиозный синкретизм, присущий немалой части населения этнической Бурятии. Такой синкретизм характерен для обыденного социокультурного ц религиозного восприятия окружающего мира. Сознание современного верующего (или "полуверующего") лишь отчасти формируется под непосредственным воздействием официальной религиозной идеологии: главным здесь является осознание причастности к национальным, бытовым, культурным и языковым традициям. Религиозная установка современного человека влияет на его ценностную ориентацию, но вместе с тем снижает критическое осмысление содержательной стороны фактов, относящихся к разряду этнорелигиозных. Следует отметить, что некритичное отношение к "родной" этнорелигиозной информации детерминируется стереотипом обыденного сознания, который по своей природе всегда устойчив, схематичен и консервативен. Такой характер стереотипов обуславливает социокультурные и религиозные ощущения, не приемлющие логического анализа как такового. Для стереотипов современного обыденного сознания характерна эмоциональная насыщенность и иррациональность.
Своеобразие нынешней религиозной ситуации заключается в том, что после снятия множества ограничений на деятельность буддийской и христианской конфессий, а также на традиционное религиозное верование бурят - шаманизм, возникли самодостаточные буддийские, православные, католические, старообрядческие, мусульманские общины верующих, шаманские объединения («Боо Мургэл», «Тэнгэри», «Луусад», «Боо дархан», «Сагаан боо»), каждое из которых претендует на особую роль и место в дальнейшем развитии своих конфессий.
Вследствие этого актуальность, на наш взгляд, приобретает проблема всестороннего осмысления своеобразия и конкретно-исторического содержания этнокультурного процесса у бурятского этноса. Специфику становления бурятской культуры составило сосуществование различных религий: буддизма-ламаизма, православного христианства и шаманизма.
Поскольку каждая из этих религиозных традиций, несмотря на тотальную унификацию советского типа и односторонне нигилистическое отношение к культурным и религиозным традициям, в настоящее время жива и представлена значительным числом носителей, то своеобразие современного историко-культурного пространства этнической Бурятии определяется сочетанием этих религий.
В связи с этим исследователи обсуждают вопросы о перспективах развития религиозной ситуации в современном бурятском обществе. Еще столетие назад бурятские мыслители - Ц.Ж. Жамцарано и Б.Б. Барадийн -предсказывали будущее за буддизмом и упадок шаманизма. Однако сегодня, взаимодействуя с буддизмом и христианством, шаманизм не поглотился ими, а, наоборот, обогатился их учениями. Решение вопросов о перспективе развития религиозной ситуации в современном бурятском обществе усугубляется тем фактом, что неясна картина индивидуального религиозного сознания и характер восприятия отдельным индивидуумом разнородности или целостности своих верований.
Идея жизни, ее начала и конца, движущей силы и смысла выражается в присущем шаманизму комплексе представлений о душе, некой космической энергии, жизненной силе, субстанции. Общество положительно осознает себя относительно этих представлений и вырабатывает комплекс норм поведения, исходя из знаний об общих сакральных космических законах.
Комплекс традиционных ценностей и представлений сохранился благодаря системе межпоколенной трансляции ему соответствующих норм и установок, которые являются составной частью социокультуры. Чтобы понять современную динамику бурятской этнической социокультуры, необходимо изучить достижения исследователей в разных специализированных областях, которые применяют как классические методы, так и новые методологические подходы.
Изложенные проблемы являются весьма актуальными. Их актуальность обусловила научную значимость возвращения к изучению истоков религиозных верований бурят, определения сущности шаманизма, выявления его места и роли в социокультурной традиции бурят.
Степень изученности темы. Первые описания традиционных этнокультурных обрядов, называемых «языческими верованиями инородцев», «так называемых шаманских», относятся к XVII в., и уже в XIX в. появились первые аналитические исследования. За три века наукой собран огромный материал, имеющий общепризнанную фундаментальную ценность. В большинстве своем это описания верований, обычаев, ритуалов в различных этнических культурах, оформленных в солидных этнографических, исторических, фольклористических трудах.
Шаманизм как религиозно-мировоззренческая система рассмотрен в обобщающих монографиях общетеоретического значения Н.А. Алексеева, А.Ф, Анисимова В.Г. Богораз, В.М. Басилова, С.И. Вайнштейна, H.JI. Жуковской, Г.В. Ксенофонтова, Е.А. Смоляка, А.П. Окладникова, Л.П. Потапова, Б.Э. Петри, С. Пурэвжав, Е.С. Новик, С.А. Токарева и мн. др.
Обряды, культы, ритуалы, традиционные верования бурят раскрываются в эпосе и фольклоре, родословных хрониках, исторических летописях, собранных в дневниках и полевых записях бурятских исследователей: М.Н. Хангалова, Г.Ц. Цыбикова, Б.Б. Барадийна, М.Н. Богданова, Ц.Ж. Жамцарано, С.П. Балдаева, А.И. Уланова, имеют непреходящую ценность.
Приобрели значительную научную ценность рукописи бурятских писателей: Х.Н. Намсараева, А.А. Бальбурова, И.Н. Мадасона, в которых сделаны записи шаманских призываний.
Шаманизм как существенный и необходимый компонент духовной жизни бурятского народа привлекает большое внимание современных исследователей: Л.Л. Абаевой, К.М. Герасимовой, Г.Р. Галдановой, Т.Д.
Скрынниковой, Д.С. Дугарова, М.Д. Зомонова и др. В монографии Г.Р. Галдановой освещаются проблемы доламаистских верований бурят. В трудах К.М. Герасимовой затрагиваются вопросы взаимодействия шаманизма и буддизма. В трудах J1.J1. Абаевой значительное место имеет освещение культа сакральных мест. Д.С. Дугаров всесторонне исследовал исторические корни белого шаманизма.
Особенно значительный вклад в изучение шаманизма внес Т.М. Михайлов, который посвятил целый ряд фундаментальных научных работ теме бурятского шаманизма. Им освещены многие неизвестные страницы истории, философско-мировоззренческие аспекты этой древней религии. Однако, как он считает, не везде ему удалось в достаточной степени показать материальные корни тех или иных шаманских представлений и культов, установить и охарактеризовать все пути изучаемого явления. Сделать это зачастую не позволяет состояние источников. Разработанной схеме эволюции бурятского шаманизма предстоит совершенствоваться, дополняться новыми фактами и связующими звеньями.
Кроме того, большой вклад в изучение шаманизма вносят прогрессивные бурятские шаманы: Б.Д. Базаров, С.Т. Баиров, С.Д. Гомбоев, Б.Ж. Цырендоржиев. Они уверены, что будет создана парадигма сотрудничества между шаманами-практиками и учеными для того, чтобы раздвинуть границы знания.
Интерес к шаманизму как к важному феномену мировой культуры особенно активизировался в мировой науке в последние 15 лет: регулярно проводятся международные конгрессы по шаманизму (Будапешт-1989, Якутск-1994, Улан-Удэ-Ольхон-1996, Москва-1998, Улан-Батор-1998, Москва-Новосибирск-Абакан-2001).
Цель данного исследования - раскрыть сущность бурятского шаманизма, показать истоки его зарождения, обосновать причины возрастания роли шаманизма в социокультурной традиции бурят.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
- определить методологию исследования бурятского шаманизма;
- проанализировать основы и предпосылки зарождения бурятского шаманизма в контексте формирования этноса;
- дать семантический анализ культам бурятского шаманизма;
- показать место и роль символики и религиозной практики шаманизма в социокультурной традиции бурят;
- дать анализ особенностям современного шаманизма, его место и роль в жизни бурятского общества.
Объектом исследования является бурятский шаманизм.
Предмет исследования - сущность, место и роль шаманизма в социокультурной традиции бурят.
Гипотеза исследования. Бурятский шаманизм сформировался как целостное образование, а не как конгломерат произвольно объединенных религиозных культов пришлых из Монголии, с Алтая, Енисея родов и относительно аборигенных родов Байкальского региона. Эти культы на протяжении многих поколений последовательно, эволюционно внедрялись во весь шаманский комплекс как его составные элементы. Поэтому формирование бурятского шаманизма необходимо рассматривать в тесной связи с формированием бурятского этноса.
Сравнительно-исторический анализ истоков зарождения бурятского шаманизма показал, что он продукт сложного этнического процесса, в котором приняли участие тюркские, монголо-ойратские, тунгусские и другие этнические элементы со своими вероисповеданиями, божествами, мифами, в которых превалировали центральноазиатские космогонические мотивы, идея о трехчленности мира и взаимопроницаемости трех ее сфер, но и сам человек как часть природы. Сакральный мир формирующегося этноса был направлен на гармонизацию отношений с божествами, эжинами и духами, в чьей воле физическое и духовное благополучие людей.
Понимание бурятского шаманизма складывается не только при изучении его автохтонности, традиционности, выявлении элементов синкретичности, инноваций в связи с существенным изменением менталитета этноса, появлением признаков неошаманизма, но и в объективной оценке его роли в жизни социума.
Здесь важно и то, какими собственно методами пользуются исследователи, в чем их принципиальная новизна и специфика в сравнении с другими методами.
Современный бурятский шаманизм, обогащенный фрагментами буддийской идеологии, освоивший мораль христианских заповедей, продолжает оставаться неотъемлемым составным элементом социокультурной традиции бурят.
Положения, выносимые на защиту:
1. Бурятский шаманизм сформировался как целостное образование, а не как конгломерат произвольно объединенных культов различных родов. Поэтому формирование бурятского шаманизма нужно рассматривать в тесной связи с формированием бурятского этноса.
2. Шаманские культы своими истоками восходят к традиционным мировоззрениям центральноазиатских народов, в том числе и аборигенным родам Прибайкалья.
В семантике шаманизма нашли свое отражение социокультурные процессы формирования бурятского этноса.
Символика занимает в нем особое место, так как отражает традиционное мировоззрение бурят и оказывает определенное воздействие на религиозную практику шаманов.
3. Бурятский шаманизм обладает богатейшей символикой и религиозной практикой. Религиозная практика шаманов, с одной стороны, включает в себя обязательный комплекс обрядов, с другой стороны, зависит от внутреннего видения и энергетики самого шамана.
4. Появление многочисленных шаманов-самозванцев, прошедших курсы целителей или экстрасенсов, научившихся медитировать или входить в измененное состояние сознания, но не прошедших обряды посвящений в шаманы из-за отсутствия у них родовых шаманских корней, отрицательно сказывается на имидже как истинных шаманов, так и на отношении к шаманизму в целом.
Возрождение бурятского шаманизма - в первую очередь - в строгом соблюдении традиций посвящений в шаманы.
Научная новизна работы заключается в том, что: в ней на основе новых научных концепций по этногенезу бурят предпринята попытка анализа зарождения бурятского шаманизма в контексте формирования этноса;
- определена методология исследования бурятского шаманизма как неотъемлемой составной части социокультурной традиции бурят;
- поставлены принципиальные вопросы по уточнению отдельных положений относительно семантики, символики, культов и религиозной практики бурят;
- раскрыты представления о Душе и Духе как теоретические основы шаманской практики; поставлены проблемы по конкретизации сути традиционной религиозной синкретичности в социокультуре бурят;
- раскрыты некоторые особенности современного бурятского шаманизма.
Источниковая база исследования. В работе использованы материалы
С.П. Балдаева, М.Н. Хангалова, В.А. Михайлова, Б.Д. Базарова1, сборника «Хухэ Мунхэ Тэнгэри», содержащие шаманские призывания. Основными источниками информации по шаманизму послужили результаты собственных экспедиционных исследований автора - материалы, собранные в селах Усть-Ордынского Бурятского национального округа и в г. Улан-Удэ.
Были использованы материалы устных бесед с ныне действующими
1 Балдаев С.П. Родословные предания и легенды бурят. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1970; Хангалов M.H. Собрание сочинений: В 3-х т. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1958; Михайлов В.А. Религиозная мифология. - Улан-Удэ: Соёл, 1996; Базаров Б.Д. Таинства и практика шаманизма: В 2 ч. Улан-Удэ: ОАО Респ. типография, 2003. шаманами, выступившими в качестве наших информаторов. Это шаманы: С.Т. Баиров, Б.Д. Базаров, В.А. Ябжанов и др., любезно согласившиеся дать интервью и принять непосредственное участие в виде включенного наблюдения в их религиозной практике.
Особый интерес представляют работы, написанные современными шаманами. Эти работы были продиктованы стремлением приоткрыть миру не известные ранее грани шаманской философии и идеологии, что является немаловажным условием для понимания сущности шаманской религии. Шаманское мироощущение современной неошаманки Н,А. Ангараевой отразилось в книгах «Время огня» (1996), «Веточка вербы с бубенцами» (1997), «Красота бескорыстной любви» (2002). Довольно интересно предстает видение шаманского мироздания в работах наследственных шаманов Б.Д. Базарова «Таинства и практика шаманизма» (2000), JI.A. Борбоева «Сказания старого шамана» (2001), а также личный архив шамана высшего посвящения - зарин-боо - С.Т. Баирова.
Теоретические и методологические основы исследования.
Методология исследования основывается на совокупности общенаучных методов, прежде всего, философского, сравнительно-исторического и системного. С помощью примененного сравнительно-исторического метода в работе рассматриваются особенности в формировании бурятского шаманизма.
Кроме того, теоретико-методологической основой данного исследования являются концептуальные положения в области исследования шаманизма, выдвинутые Т.М. Михайловым, JI.JI. Абаевой, В.Н. Басиловым, В.И. Харитоновой, Д.С. Дугаровым, Т.Д. Скрынниковой, Н.Л. Жуковской и др.2 В процессе работы были использованы описательный, сравнительно
2 Михайлов Т.М. Из истории бурятского шаманизма (с древнейших времен по XVIII в.). - Новосибирск: Наука. Сиб. отд., 1980; Абаева Л.Л. Культ гор и буддизм в Бурятии. - M.: Наука, 1992; Басилов B.H. Избранники духов. - М., 1984.; Харитонова В.И. Шаманство или шаманизм? // Избранники духов. Избравшие духов. Традиционное шаманство и неошаманизм. Памяти В.Н. Басилова. - M., 1999; Дугаров Д.С. Исторические корни белого шаманства (на материале обрядового фольклора бурят). - M.: Наука, 1991; Скрынникова Т.Д. Традиционное мировоззрение и шаманизм // Методологические и теоретические аспекты изучения духовной культуры Востока. Вып. 2. — Улан-Удэ, 1997; Скрынникова Т.Д. Божества и исполнители обрядов у монголоязычных народов // Сибирь: этносы и культуры. Вып. 3. -Улан-Удэ, 1998. — С. 106-161; Жуковская Н.Л. Бурятский шаманизм сегодня: возрождение или эволюция? // Шаманизм и иные традиционные верования и практики. - М., 2001. - С.162-176. исторический и типологический методы.
Научно-практическая значимость. Данное исследование помогает восполнить существующий пробел в исследовании такого сложного явления, как шаманизм, может послужить хорошим материалом для исследования религиозной ситуации в республике. Результаты исследования могут быть использованы в университетских курсах по философии религии.
Структура и апробация работы
Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих по три параграфа, заключения, библиографического списка использованной литературы, четырех приложений.
Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК
Психологические функции шаманизма в современных социальных и политических процессах1998 год, кандидат психологических наук Ондар, Татьяна Алексеевна
Возрождение и трансформации традиционных верований и практик тувинцев в постсоветский период: основные проблемы2007 год, кандидат исторических наук Пименова, Ксения Викторовна
Шаманская наследственность "Удха" у западных бурят: Эхирит-булагатов2003 год, кандидат исторических наук Болхосоев, Станислав Борисович
Бурятский шаманизм в постсоветский период: на материале г. Улан-Удэ2013 год, кандидат наук Цыденов, Энхэ Мункоевич
Влияние религий Тувы на региональную культуру2004 год, кандидат культурологии Андреев, Дмитрий Юрьевич
Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Баиров, Андрей Семенович
Выводы :
По всей видимости, задачу научного осмысления процесса дальнейшего укрепления позиций шаманизма должна взять на себя разработанная концепция социально-религиозной деятельности шамана. Отметим, что это явится новым подходом к изучению шаманства и шаманизма. При создании такой концепции необходимо исходить из того, что бурятский шаманизм - это не религиозное верование, или какое-то экзотическое подобие религии, а религия - легитимность которой уже не подвергается сомнениям со сторон, составляющих религиозный синкретизм народа.
Ввиду отсутствия концепций, определяющих и как бы узаконивающих и вместе с тем контролирующих социально-религиозную деятельность шаманов у каждого исследователя шаманизма есть свой вариант интерпретации сути шаманизма.
Овладение шаманской специальной компетенцией является важным моментом в профессиональной деятельности шамана, в которой можно выделить два блока профессиональных знаний: общей подготовки и специальной.
Подготовительные знания определяются набором знаний основ традиционной и нетрадиционной медицины, психологии, этнографии, этногенеза родов и племен, религиозных учений, юриспруденции и т.д.
Специальные шаманские знания предполагают познание сути шаманизма и его практику.
В ходе изучения современного состояния шаманизма выявилось, что шаманам любых рангов необходимо быть социально компетентными в понимании процессов, происходящих в современном обществе, экономике, культуре, обладать способностью и возможностью взаимодействия с людьми разных социально-профессиональных групп, этнической, религиозной принадлежности.
Необходимо подчеркнуть, что в успешном становлении профессионального шамана является его социально-правовая компетенция -умение взаимодействовать с другими шаманами и их сообществами, владение приемами общения и поведения, толерантность к разным этнокультурам и религиям.
Компетентный авторитетный и признанный шаман - это постоянно совершенствующий свои навыки и умения, обогащающий свои специальные знания, которые являются базисом в развитии его профессиональной компетенции. Современный шаман становится своего рода «менеджером» в своей профессиональной деятельности в виду нарастающей конкуренции со стороны других служителей шаманской конфессии не только в регионе, районе, но иногда даже в своем улусе.
Заключение
Шаманизм, его символика, обряды, семантика имеют огромное значение в социальной жизни бурят и в развитии его духовной традиции. Бурятский шаманизм формировался как необходимый компонент зарождающегося этноса.
Существующие границы между отдельными отраслями науки, с которыми связана проблема изучения шаманизма, настолько резко выражены, что не может быть и речи о простом состыковании конкретных результатов исследований.
На современном уровне исследования проблемы шаманизма такой подход представляется уже недостаточным. Во-первых, потому что роль и значение шаманизма в жизни и культуре практикующих его обществ оказывается более значимой. Поэтому правомерно рассматривать интересующий нас феномен как культурное явление. Во-вторых, достижения в изучении шаманизма касаются не только шаманистов, а имеют важное значение для социума вообще.
Сложный комплекс феномена шаманства: транс, медитация, поэзия, мифология, гипноз, магия, способность устанавливать связь с трансцендентальным миром и т.д. - образовали прочный фундамент шаманизма.
Накопленный огромный полевой материал по бурятскому шаманизму требует нового теоретического осмысления.
С учетом вышеизложенных соображений представляется более перспективным междисциплинарный подход к рассматриваемой проблеме, предписывающий анализировать все явления, в которых участвует шаман. Такой подход позволяет преодолеть базовое противоречие разделения шаманов на белых, черных и жрецов и объективно рассматривать результаты их духовной и практической деятельности. Можно условно выделить три основных подхода к изучению шаманизма: 1) этнографическоантропологический; 2) медицинско-психологический; 3) философско-аналитический.
Этот принцип интеграции различных научных дисциплин выступает основой организации и оптимизации исследовательских работ по шаманизму, реализуется как единство фундаментального, прикладного и междисциплинарного в едином объекте - шаманизме. Здесь важно то, какими собственными методами пользуются исследователи шаманизма, в чем их принципиальная новизна и специфика в сравнении с методами коллег из других областей науки.
По всей видимости, задачу научного осмысления процессов возрождения истинного шаманизма должна взять на себя разработанная концепция социально-религиозной деятельности шамана. Отметим, что это явится новым подходом к изучению шаманизма и явится необходимым юридическим обоснованием укрепления позиций шаманских конфессий.
В качестве духовных традиций, как известно, выступаюг укоренившиеся представления, идеи, обычаи, обряды, позволяющие социумам сохранить неповторимое своеобразие, специфические особенности, менталитет этноса.
На наш взгляд, современная религиозная ситуация в какой-то степени напоминает ситуацию столетней давности, когда православное духовенство и ламы вынуждены были констатировать полную неразбериху в умах своей паствы и полнейшую религиозную их неустойчивость: ламаисты прибегали к помощи и заклинаниям шаманов, православные закалывали овец и коней в жертву бурханам, а шаманисты посещали дацаны и дуганы, в церквях стаили свечи христианским святым и проводили тайлаганы, посвященные Николаю Угоднику.
В результате этого синкретизма в шаманизме усилились этико-нравственные устои, содержащие огромный потенциал для оздоровления духовности подрастающего поколения.
Если в начале века в бурятском национальном движении шаманизм совершенно исключался как фактор, способствующий возрождению народа, то сейчас он может выступать в качестве такового.
О значении шаманизма в бурятском обществе говорит тот факт, что он стал официально признанной религиозной конфессией.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Баиров, Андрей Семенович, 2006 год
1. Абаева, JI. JI. Культ гор и буддизм в Бурятии (эволюция верований и культов селенгинских бурят) / JI. J1. Абаева; Отв. ред. Н. Л. Жуковская; АН СССР. Сиб. отд-ние. Бурят, ин-т обществ, наук. М.: Наука, 1992. -159 с. - Библиогр.: с. 130-136.
2. Агапитов, Н. Н., Хангалов, М. Н. Материалы для изучения шаманства в Сибири / Н. Н. Агапитов, М. Н. Хангалов. Иркутск, 1883. - 169 с: ил.
3. Анисимов, А. Ф. Общее и особенное в развитии общества и религии народов Сибири / А.Ф.Анисимов; АН СССР. Музей истории религии и атеизма. Л., 1969. - С. 148 с.
4. Асеев, И. В. Прибайкалье в средние века (по археологическим данным) / И. В. Асеев; РАН. Сиб. отд-ние. Ин-т истории, филологии и философии. Новосибирск: ВО "Наука", 1980. - 151 е.: ил.
5. Бабуев, С. Д. Из родословных закаменских бурят / С. Д. Бабуев; Отд. культуры Закаменской администрации. Закаменск, 1993. - 24 с.
6. Базаров, Б. Д. Таинства и практика шаманизма. Кн. в 2 ч. / Б. Д. Базаров. Улан-Удэ: ОАО "Респ. тип.", 2003. - 236 е.: ил. - Библиогр.: с. 228-229.
7. Баиров, А. С. Размышления о научном труде Доржи Банзарова "Черная вера или шаманство у монголов" / А. С. Баиров //Буряад Унэн. 2002. -28 фев. - С. 8
8. Бакаева, Э. П. Добуддийские верования калмыков / Э.П. Бакаева; Отв. ред. H.JI. Жуковская, А.Г. Митиров; РАН. Калм. ин-т гуманит. исслед. Элиста: Джангар, 2003. - 358 с.
9. Балдаев С. П. Родословные предания и легенды бурят / С. П. Балдаев; АН СССР. Сиб. отд-ние. Бурят, фил. Ин-т обществ, наук. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1970.
10. Балдаев, С. П. Избранное / С. П. Балдаев. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1961.-255 с.
11. Банзаров, Д. Черная вера или шаманство у монголов и другие статьи / Д. Банзаров; Под ред. Г. Н. Потанина. СПб.: Тип. Импер. АН, 1891. -129 с.
12. Барадин, Б. Б. Бурят-монголы: Краткий исторический очерк оформления бурят-монгольской народности / Б. Б. Барадин. -Верхнеудинск, 1927.
13. Басилов В. Н. Одержимые духом / В. Н. Басилов Якутск, 1996. - 155 с.
14. Басилов В. Н. Что такое шаманство? / В. Н. Басилов // Этнографическое обозрение 1997. № 5. - с. 13.
15. Басилов, В. Н. Избранники духов / В. Н. Басилов. М.: Политиздат, 1984.-208 е.: ил.
16. Будаев, Ц. Б. Бурятские диалекты (опыт диахронического исследования) / Ц. Б. Будаев; Отв. ред. В. И. Рассадин; РАН. Сиб. отд-ние. Бурят, ин-т обществ, наук. Новосибирск: ВО "Наука". Сиб. отд-ние, 1992. -217 с.
17. Бураев, Д. И. Религия Бон и проблемы сакрализации власти в тибетском государстве VII-IX вв. : Дис. . канд. ист. наук / Д. И. Бураев; М-во образования РФ; Бурят, гос. ун-т. Улан-Удэ, 2001. - 293 с.
18. Бурятские летописи / РАН. Сиб. отд-ние. Бурят, ин-т обществ, наук; Сост. Ш. Б. Чимитдоржиев, Ц. П. Ванчикова (Пурбуева). Улан-Удэ, 1995.- 198 с.
19. Бурятские племена в трудах Рашид-Эд-дина / С. П. Балдаев // Уч. зап. / Бурят-Монг. гос. пед. ин-т им. Д. Банзарова. 1958. - Вып. 16: Ист,-филол. сер. - С. 158-163.
20. Владимирцов, Б. Я. Общественный строй монголов. Монгольский кочевой феодализм / Б. Я. Владимирцов. Л.: Изд-во АН СССР, 1934. -223 с.
21. Вяткина, К. В. Очерки культуры и быта бурят / К. В. Вяткина; Ред. J1. П. Потапов; АН СССР. Ин-т этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. -JL: Наука. Ленингр. отд-ние, 1969. 218 с.:ил.
22. Галданова, Г. Р. Доламаистские верования бурят / Г. Р. Галданова; Отв. ред. JI. П. Потапов; АН СССР. Сиб. отд-ние. Бурят, фил. Бурят, ин-т обществ, наук. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1987. - 115 с.
23. Галданова, Г. Р. Эволюция представлений о тэнгри (по текстам монголоязычных обрядников) / Г. Р. Галданова // Средневековая культура Центральной Азии: письменные источники. Улан-Удэ, 1995. - С. 94-107
24. Галданова, Г. Р. Бурятский шаманизм: прошлое и настоящее / Г. Р. Галданова // Сибирь: Этносы и культуры (традиционная культура бурят). Улан-Удэ, 1998. - Вып. 3. - С. 5-46.
25. Герасимова, К. М. Шаманизм в Бурятии: материалы полевых исследований XIX XX вв. / К.М.Герасимова // Культура Центральной Азии: письменные источники. - Улан-Удэ, 1998. - Вып. 2. - С. 186-193.
26. Гирченко, В. Русские и иностранные путешественники XVII, XVIII и первой половины XIX веков о бурят-монголах / В. Гирченко; Бурят-Монг. гос. науч.-исслед. ин-т языка, лит. и истории. Улан-Удэ: Бурмонгиз, 1939.-91 с.
27. Дашиева, Н. Б. Календарь в традиционной культуре бурят / Н. Б. Дашиева // Сибирь: этносы и культуры (традиционная культура бурят). М.; Улан-Удэ, 1998. - Вып. 3. - С.47-105.
28. Доржи Банзаров: Собр. соч. / РАН. Сиб. отд-ние. Бурят, ин-т обществ, наук; Редкол.: Д. Б. Улымжиев (отв. ред.), В. Ц. Найдаков, Б. В. Базаров, Ц. П. Ванчикова; Предисл. В. Ц. Найдаков. 2-е изд., доп. -Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1997. - 240 с.
29. Дугаров, Б.С. О происхождении окинских бурят / Б. С. Дугаров // Этнические и историко-культурные связи монгольских народов. -Улан-Удэ, 1983,-С.90-101.
30. Дугаров, Д.С. К проблеме происхождения хонгодоров / Б. С. Дугаров // Этническая история народов Южной Сибири и Центральной Азии. -Новосибирск, 1993. С. 207-235.
31. Дугаров, Д. С. Шаманский камень "задай шулуун" / Д. С. Дугаров // Восток-Запад: диалог культур: Тез. и докл. Междунар. науч.-практ. конф., 20-26 июня 1996 г. Улан-Удэ, 1996. - Ч. 1. - С. 71-73.
32. Дугаров, Р. Н. К истории бурятского рода онходоевский / Р. Н. Дугаров // Этнические и этнографические группы в СССР и их роль в современных этнокультурных процессах: (Тез. докл.). Уфа, 1989. -С.39-41. - Библиогр.: с. 41 (3 назв.)
33. Дугаров, Р. Н. Культ горы Шалсаны/ Р. Н. Дугаров // Исследования по исторической этнографии монгольских народов: Сб. ст. Улан-Удэ, 1986.-С. 142-147.
34. Дьяконова, В. П. Тувинско-монгольские этнокультурные связи / В. П. Дьяконова // V Междунар. конгр. монголоведов (Улан-Батор, сент. 1987 г.): Докл. сов. делегации. М., 1987. - Т. 2. - С. 64-68.
35. Дьячкова, А. Н. Г.В.Ксенофонтов и бурятский шаманизм/ А. Н. Дьячкова // Цыбиковские чтения-6: Проблемы истории и культуры монгольских народов: Тез. докл. и сообщ. Улан-Удэ, 1993. - С. 35-36.
36. Жамцарано, Ц. Ж. Путевые дневники 1903 -1907 гг. / Ц. Ж. Жамцарано. Улан-Удэ, 2001 г. - 385 с.
37. Жамцарано, Ц. Ж. Следы шаманства у Агинских бурят Забайкальской области / Ц. Ж. Жамцарано // Живая старина. 1906. - Вып. 2. - С. 42. -Дана краткая информация о сообщении, сделанном Ц. Жамцарано на заседании ИРГО по отд-нию Этнографии 23 дек. 1906 г.
38. Жуковская, Н. Л. Бурятский шаманизм сегодня: возрождение или эволюция? / НЛ.Жуковская // Шаманизм и иные традиционные верования и практики. М., 2001. - С. 162-176
39. Жуковская, Н. Л. Буддизм в истории монголов и бурят / Н.Л.Жуковская // Буддийский мир. М., 1994. - С. 6-16.
40. Зомонов, М. Д. Словарь бурятского шаманизма/ М. Д.Зомонов, И. А.Манжигеев, Д. Дугаров. Улаан-Удэ: Буряад Унэн, 1998.
41. Зориктуев, Б. Р. Баргуджин-Тукум и Монголия в эпоху Чингис-хана / Б. Р. Зориктуев // Базар Барадин: жизнь и деятельность: Докл. и тез. науч. конф., посвящ. 115-летию Базара Барадиевича Барадина. Улан-Удэ, 1993.- С. 129-131
42. Зориктуев, Б. Р. Шаманы в коллективных облавных охотах зэгэтэ-аба / Б. Р. Зориктуев // Материалы V междунар. конф. по шаманизму. -Улан-Батор, 1999.
43. Зориктуев, Б. Р. К вопросу о местоположении Баргуджин-Тукума / Б. Р. Зориктуев // Этническая история народов Южной Сибири и Центральной Азии. Новосибирск, 1993. - С. 175-179.
44. Зориктуев, Б. Р. Об этническом составе населения Западного Забайкалья и Предбайкалья во второй половине I первой половине II тысячелетия н.э. / Б. Р. Зориктуев // Этническая история народов
45. Южной Сибири и Центральной Азии. Новосибирск, 1993. - С. 121131.
46. Зориктуев, Б. Р. Об этнониме "Бурят" / Б. Р. Зориктуев // Владимирские чтения 2 Всесоюз. конф. монголоведов: Тез. докл. и сообщ. М.: Наука, 1989.
47. Зориктуев, Б. Р. Шаманы в коллективных облавных охотах зэгэтэ-аба/ Б. Р. Зориктуев // Материалы V междунар. конф. по шаманизму. -Улан-Батор, 1999.
48. Иванов, В.Ф. Предания и исторические факты // Фольклор и современная культура. Якутск, 1991. - С. 54-60.
49. История Бурят-Монгольской АССР, Т. 1 / Бурят-Монг. науч.-исслед. ин-т культуры; Под ред. А.П.Окладников. Улан-Удэ: Бурмонгиз, 1951.-574 е.: ил.
50. История Бурят-Монгольской АССР, Т. 1 / Бурят-Монг. науч.-исслед. ин-т культуры; Под ред. А.П.Окладников. Улан-Удэ: Бурмонгиз, 1951.-574 е.: ил. +2 карт.
51. К вопросу о выходе хонгодоровских родов из Монголии и их расселении в Алари / Ж. А. Зимин // Этнические и историко-культурные связи монгольских народов. Улан-Удэ, 1983. - С. 102113.4. 1: Булагаты и эхириты. - Улан-Удэ, 1970. - 362 с.
52. Ковычев, Е. В. Кочевники Забайкалья в эпоху средневековья / Е. В. Ковычев Новосибирск, 1981.
53. Ксенофонтов, Г. В. Шаманизм: Избранные труды: (Публикации 19281929 гг.) / Г. В. Ксенофонтов; Сост. А. Н. Дьячкова. Якутск, 1992. -318с.
54. Кызласов, JT. Р. История Южной Сибири в средние века. М., 1984. -С. 84.
55. Линховоин, Л. Заметки о дореволюционном быте агинских бурят/ Л.Линховоин; Ред. К.М.Герасимова. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1972. - 101 с.
56. Ломмель, А. Эстетическая природа шаманизма / А. Ломмель М., 1997.-209 с.
57. Лосев, А.Ф. Античная философия истории / А. Ф. Лосев. СПб.: Алетейя, 2000. - 256 с.
58. Любимов, П. П. Религия и вероисповедный состав населения Азиатской России / П. П. Любимов // Азиатская Россия. В 3 тт. СПб., 1914. - Т. 1.: Люди и порядки за Уралом. - С. 234-235.
59. Малиновский, Б. Избранное: Динамика культуры / Б. Малиновский; Пер. с англ. И. Ж. Кожановская, В. Н. Порус, Д. В. Трубочкин, Отв. ред. А. Н. Кожановский. М.: Рос. полит, энцикл. ("РОССПЭН"), 2004. - 959 е.: ил.
60. Манжигеев И. А. Бурятские шаманистические и дошаманистические термины. -М.: Наука, 1978. С. 127.
61. Мельхеев М. Н. Топо- и этнонимические связи в топонимике Восточной Сибири // Изв. ВСОРГО СССР. Иркутск, 1976. - Т. 69. - С. 128.
62. Мельхеев М. Н. Топонимика Бурятии. Улан-Удэ, 1969. - С. 24.
63. Мельхеев М. Н. Карты расселения и перемещения бурятских родоплеменных групп по данным топо- и этнонимики // Этнографический сборник. Вып. 6. Улан-Удэ, 1974. - С. 3-27.
64. Миронов А. В, Бабинов Ю. А. Основы религиеведения. Эволюция религии в современном мире // Социально-гуманитарные знания. -1999.-№2.
65. Михайлов Т. М. Бурятия накануне присоединения к России (XVI -пер. пол. XVII вв.) // Актуальные проблемы истории Бурятии. Улан-Удэ. 1987.-С. 24.
66. Михайлов Т. М. Бурятский шаманизм: история, структура, социальные функции. Новосибирск, 1987. - С. 286
67. Михайлов Т. М. История и культура бурятского народа / Соавт. Д. Д. Нимаев, К. Д. Басаева. Улан-Удэ, 1999. - С. 245.
68. Михайлов Т. М. Бурятская традиционная культура: история и факторы её формирования. // Методологические и теоретические аспекты изучения культуры Востока. Выпуск 3, Улан Удэ, 1998. С. 31).
69. Влияние ламаизма и христианства на шаманизм бурят / Т.М.Михайлов // Христианство и ламаизм у коренного населения Сибири (вторая половина XIX начало XX в.). - Л., 1979. - С. 127-149.
70. Манжигеев, И. А. Шаманизм и шаманство / И. А. Манжигеев // О некоторых религиозных культах и их сущности. Улан-Удэ, 1961. - С. 4-29
71. Михайлов Т. М. Из истории бурятского шаманизма (с древнейших времён по XVIII в.). Новосибирск, 1980.
72. Михайлов Т. М. Из истории бурятского шаманизма (с древнейших времён по XVIII в.). Новосибирск, 1980.
73. Михайлов, В. А. Религиозная мифология / В. А. Михайлов. Улан-Удэ, 1996.- 111 е.
74. Михайловский, В. М. Шаманство. Сравнительно-этнографические очерки, Вып. 1 / В. М. Михайловский. М., 1892. - 115 с.
75. Нацов, Г.- Д. Материалы по истории и культуре бурят. Ч. 1 / Г.- Д. Нацов; Введ., пер. и примеч. Г. Р. Галдановой; РАН. Сиб. отд-ние. Бурят, науч. центр. Ин-т обществ, наук. Улан-Удэ, 1995. - 156 е.: ил.
76. Небесная дева Лебедь: Бурятские сказки и предания / Сост.: И. Е. Тугутов, А. И. Тугутов; Пер. и предисл. А. И.Тугутова; Коммент.: И. Е. Тугутов, Л. Н. Нуркаева. Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1992. - 368 с.
77. Неклюдов, С. Ю. Тенгри / С. Ю. Неклюдов // Мифы народов мира, Т.2 -М., 1994. С.500-501.
78. Неклюдов, С. Ю. Хормуста / С. Ю. Неклюдов // Мифа народов , Т.2. -М., 1994.-С. 596.
79. Никонов, В. А. Этнонимия / В. А. Никонов // Этнонимы. М., 1970. -С. 14-15.
80. Нимаев, Д. Д. Проблемы этногенеза бурят / Д. Д. Нимаев -Новосибирск: Наука, 1988.-С. 167.
81. Окладников, А. П. Из истории просвещения у западных бурят-монголов / А. П.Окладников // Зап./ БМ НИИКЭ. 1948. - Вып. 8. - С. 176-177.
82. Пахоруков, Е. Д. О шаманстве: Из доклада на Сиб. собр. 14 янв. 1912 г./ Е.Д.Пахоруков // Сиб. вопросы. 1912. - N: 3-4. - С. 67-73.
83. Подгорбунский, И. А. Идеи бурят шаманистов о душе, смерти, загробном мире и загробной жизни / И. А. Подгорбунский //Изв./ВСОРГО. Иркутск, 1891. - Т. 22, № 1. - С.18-33.
84. Подгорбунский, И. А. Шаманистические верования монголов и бурят/ И. А. Подгорбунский. Иркутск: Тип. Сизых, 1895. - 80 с.
85. Попов, А. Суд над шаманом / А. Попов // Иркут. епарх. вед. -1876. -№36.- С. 508-510.
86. Поппе Н. Аларский говор: Д., 1930. - С. 71-72.
87. Потанин, Г. О крестообразных фигурах на шаманских бубнах и писаницах / Г.Потанин // Изв./ВСОРГО. Иркутск, 1893. - Т. 24, № 2. -С.13-20.
88. Потапов JI. П. Из истории ранних форм семьи и религиозных представлений // Советская этнография. 1959. - № 2. - С. 18-30.
89. Потапов JI. П. Из истории ранних форм семьи и религиозных представлений // Советская этнография. 1959. - № 2. - С. 18-30.
90. Румянцев Г. Н. Предания о происхождении аларских бурят // Этнографический сборник. Улан-Удэ, 1961. - Вып. 2. - С. 120-121.
91. Санжеев Г. Д. Заметки по этнической истории бурят // Современность и традиционная культура народов Бурятии. Улан-Удэ, 1983.-С. 94-95.
92. Санжеев Г. Д. Некоторые вопросы этнонимики и древней истории монгольских народов / Этнические и историко-культурные связи монгольских народов. Улан-Удэ, 1983. - С. 47-49.
93. Санжеев Г. Д. Песнопения аларских бурят. Зап. Коллегии востоковед. - Л., 1928.
94. Скрынникова Т. Д., 1998. Божества и исполнители обрядов у монголоязычных народов. // Сибирь: этносы и культуры. Вып. 3. -Улан-Удэ, 1998. С. 106-161.
95. Скрынникова Т. Д. Традиционное мировоззрение и шаманизм // Методологические и теоретические аспекты изучения духовной культуры востока. Выпуск 2. Улан-Удэ. 1997.
96. Скрынникова Т. Д. Традиционное мировоззрение и шаманизм. // Методологические и теоретические аспекты изучения духовной культуры востока. Выпуск 2. Улан-Удэ. 1997.
97. Скрынникова Т. Д., 1997. Изучение традиционной культуры бурят (новый подход). // Монголоведные исследования. Вып. 2. Улан-Удэ, 1997, - С. 3-19.
98. Скрынникова, Т. Д. Сакральная функция стрелы / Т. Д. Скрынникова//Конгресс по шаманизму. Улан-Батор, 1999.
99. Смирнов Ю. М. Мифологая и религия в российском сознании // Метологические вопрос исследования.- С-Пб.- 2000 -128 с. С. 36.
100. Современность и традиционная культура народов Бурятии / Под ред. К. Д. Басаевой. Улан-Удэ: БФ СО АН СССР, 1983. -186 с.
101. Сосновский В. И. К вопросу об образовании бурятской народности // Бурятиеведение. Вып. 4 (8). - Верхнеудинск, 1928.
102. Социокультурные аспекты религии в контексте кочевой цивилизации / Л. Л. Абаева // Проблемы истории и культуры кочевых цивилизаций Центральной Азии: Материалы междунар. науч. конф. -Улан-Удэ, 2000. Т. 1: Археология. Этнология. - С. 225-229
103. Сухова А. Д. Религия как общественный феномен / А. Д. Сухарев -М.: Мысль, 1973,- 144 с
104. Тайлор Э. Б. Первобытная культура / Э. Б. Тайлор М.: Политиздат, 1989. - 572 с.
105. Тойч Д. Второе рождение или искусство познать и изменить себя/Д. Тойч -М., 1995.
106. Токарев С. А. Ранние формы религии / С. А. Токарев М.: Наука, 1964. -399 с.
107. Токарев С. А. Религия в истории народов мира / С. А. Токарев -М.: Политиздат, 1986. 575 с.
108. Токарев С. А. История русской этнографии (дооктябрьский период) / С. А. Токарев М., 1966.
109. Торчинов Е. А. Религии мира. Опыт запредельного / Е. А. Торчинов СПб., 1998г.
110. Тотыш С. Записки молодого Кама / С. Тотыш Кемерово, 1992-С.114.
111. Традиционная культура бурят/ Ин-т этнологии и антропологии; Вост.-Сиб. гос. акад. культуры и искусств; Отв. ред. З.П.Соколова. -Улан-Удэ: Изд.-полиграф. комплекс ВСГАКИ, 1998. 159 с.
112. Традиционная культура народов Байкальского региона / Материалы международной конференции. Улан-Удэ., 1999.
113. Традиционная культура народов Центральной Азии: Материалы и исследования / АН СССР. Сиб. отд-ние. Бурят, фил. Бурят, ин-т обществ, наук; Отв. ред. К. М. Герасимова. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1986. - 178 е.: ил.
114. Традиционные верования и быт народов Сибири. Новосибирск, 1997.
115. Тугутов И. Е. Материальная культура бурят. Этнографическое исследование / И. Е. Тугутов Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1958. - 215 с.
116. Тушемилов П. М. Шаманские материалы (1948 г) / П. М. Тушемилов Улан-Удэ, 1995.
117. Уланов А. И. Древний фольклор бурят / А. И. Уланов Улан-Удэ, 1974.
118. Урбанаева, И. С. Человек у Байкала и мир Центральной Азии / И. С. Урбанаева Улан-Удэ: БНЦ СО РАН. - 388 с.
119. Уланов А. И. К характеристике героического эпоса бурят / А. И. Уланов Улан-Удэ, 1957.
120. Функ Д. А., Харитонова В. И. Шаманство или шаманизм? // «Избранники духов». «Избравшие духов». Традиционное шаманство и неошаманизм Памяти В. Н. Басилова.-М., 1999.
121. Хагдаев, В. В. Шаманизм и мировые религии / В. В. Хагдаев; Отв. ред. И. С. Урбанаева. Иркутск: Изд. ГП "Иркут. обл. типография, 1998.-80 с.
122. Хамзина, Е. А. Археологические исследования А. П. Окладникова в Бурятии / Е. А. Хамзина // Проблемы археологии и этнографии в Сибири: Тез докл. к регион, конф. (7-9 апр. 1982 г.). -Иркутск, 1982. С.7-8.
123. Хангалов, М. Н. Собрание сочинений. В 3 тт. / М.Н. Хангалов; Под ред. Г.Н. Румянцева. Улан-Удэ: ОАО "Респ. тип.", 2004. - 508 е.: ил.
124. Харитонова, И. В. Шаманы и шаманисты: некоторые теоретические аспекты изучения шаманизма и иных традиционных верований и практик / И. В. Харитонова // Этнографическое обозрение. -М., 2004.-№2-С. 99-118.
125. Харнер М. Путь шамана / М. Харнер М., 1996. - 225 с.
126. Хомонов, М. П. О значении слов "тэнгэри" и "огторго" (небо) / М.П.Хомонов // Традиционный фольклор бурят. Улан-Удэ, 1980. - С. 155-158.
127. Хухэ мунхэ тэнгэри: Сб. шаманских призываний / Преде, ред. совета Ц. А. Жимбиев. Улан-Удэ: Респ. тип., 1996. - 272 с.
128. Цыбикдоржиев Д. В. Семантика и генезис военного культа чёрных всадников // Проблемы истории и культуры кочевых цивилизаций Центральной Азии. Материалы Международной конференции. Т. 1 / Д. В. Цыбикдоржиев Улан-Удэ, 2000.
129. Цыбиков Г. Ц. Избранные труды. В 2-х тт. / Г. Ц. Цыбиков -Новосибирск: Наука, 1981. 2 т.
130. Цыдендамбаев Ц. Б. Бурятские исторические хрпоники и родословные / Ц. Б. Цыдендамбаев Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1972. -С. 662.
131. Чагдуров С. Ш. Поэтика Гэсэриады / С. Ш. Чагдуров Иркутск, 1993.
132. Черемисов К. М. Бурятско-русский словарь / К. М. Черемисов -М.: Советская энциклопедия, 1973.
133. Черная вера или шаманство у монголов // Банзаров Д. Черная вера или шаманство у монголов и другие статьи / Под ред. Г.Н.Потанина / Д. Банзаров СПб., 1891. - С. 1-47.
134. Чеснов Я. В. О социальной мотивированности древних этнонимов // Этнонимы / Я. В. Чеснов М., 1970. - С. 47.
135. Шубин А. С. Краткий очерк этнической истории эвенков Забайкалья (XVII-XX вв.) / А. С. Шубин Улан-Удэ, 1973. - 20 с.
136. Элиаде Мирча. Шаманизм: древние техники экстаза / М. Элиаде -К.: «София», 1998.-383 с.
137. Яблоков И. Н. Религиоведение / И. Н. Яблоков М.: Гардарика. -315 с.
138. Яблоков И. Н. Основы религиоведения / И. Н. Яблоков М.: Высшая школа, 1998. - 480 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.