Самоопределение как способ бытия человеком в современную кризисную эпоху тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат наук Ланганс, Елена Геннадьевна

  • Ланганс, Елена Геннадьевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, Челябинск
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 173
Ланганс, Елена Геннадьевна. Самоопределение как способ бытия человеком в современную кризисную эпоху: дис. кандидат наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Челябинск. 2014. 173 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Ланганс, Елена Геннадьевна

Оглавление

Введение

Глава 1. От проблемы бытия человеком в современную кризисную эпоху к понятию о способе бытия человеком

1.1. Проблема бытия человеком в зеркале антропологического кризиса XX - начала XXI вв

1.2. Понятие о способе бытия человеком в метафизическом и экзистенциально-феноменологическом подходах

Глава 2. Практика и теория самоопределения человека в истории философской и научной мысли

2.1. Становление темы самоопределения человека в опыте самоопределения и деятельности мыслителей (от Античности до Нового времени)

2.2. Развитие темы самоопределения человека в философии Нового времени

2.3. Актуализация и разработка темы самоопределения человека в философской и научной мысли XX века

Глава 3. Человек на переходе: самоопределение человека в условиях современной кризисной эпохи

3.1. Понятия о кризисе и переходе как основания самоопределения человека в современную эпоху

3.2. Человек на переходе: функции и соотношение пределов и границ в человеческом самоопределении

Заключение

Список использованной литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Самоопределение как способ бытия человеком в современную кризисную эпоху»

Введение

Актуальность темы исследования. Мировой цивилизационный кризис XX - начала XXI вв. выдвинул в центр философских и гуманитарно ориентированных исследований и разработок проблему бытия человека. Обесценивание человеческой личности и ее жизни в ходе мировых войн, революций, в практике тоталитарных режимов и террористических организаций; девальвация самой идеи Человека в историческом явлении человека массы в первой трети прошедшего века и в заявлениях постмодернистов о смерти субъекта, автора и человека в последней его трети - поставили философию перед дилеммой: есть или нет реальное будущее у Человека вообще, быть или не быть Человеку в возможной новой картине мира? Как писал итальянский философ Э. Агацци: «Было время, когда одной из наиболее серьезных задач философии считалось доказательство бытия Бога; видимо, уже трудно сомневаться в том, что в наше время важнейшей задачей философии является доказательство бытия человека» [4, с. 79].

Вызов времени приняли философская антропология, экзистенциализм, персонализм, герменевтика, философия культуры, философия диалога, и др. Философская антропология ушедшего столетия прошла большой путь от программы М. Шелера, имевшей целью построение целостной концепции человека, до анализа проблем современного антропологического кризиса. И сегодня, по мысли Л. Е. Моториной, «на место идеи человека встает проблема его самоопределения, свободная от всяких видов редукций» [114]. Последняя и в теоретическом, и в практическом плане есть выражение проблемы «культурно-исторического творчества человека» [там же].

На вопрос об антропологических перспективах человека невозможно отвечать вне контекста глобального социокультурного кризиса, все аспекты которого и «собрал» в себе современный антропологический кризис. Мировой кризис, который поставил на грань выживания человеческую цивилизацию вообще, так или иначе, проходит через реальную жизнь всех и

каждого человеческого индивида. Каждый человека сегодня вынужден думать не только о повседневном выживании, осмысливая постоянно возникающие риски, но и о необходимости самостоятельно определять горизонты и рамки, в которых он должен самоопределяться, строить свою жизнь и деятельность, поскольку кризис разрушил все опоры и основания бытия человеком: онтологические, культурные, социальные, и даже повседневные. Вслед за девальвацией когда-то всеобщих регулятивов — онтологических идей (Бога, Разума, Истории и пр.) рушатся и культурные устои [см.: 161], «размываются» казавшиеся незыблемыми социальные структуры (например, семья), становятся ненадежными структуры повседневности. Даже физическая идентичность существа рода homo сегодня оказалась под вопросом. Как отмечал Ж. Бодрийяр, сегодня перед индивидом встает не только вопрос: кто я, мужчина или женщина, но и - человек я или машина? Всему этому сопутствуют явления кризисного сознания: шок от скорости и непредсказуемости перемен, переживание отсутствия смысла и перспектив жизни, что ведет к депрессиям или всплескам порой немотивированной агрессии. Общее положение дел усугубляется отсутствием единой картины мира при доминировании процессов глобализации, с одной стороны, и его (мира) фрагментации, с другой. Потеряв координаты, в которых он мог бы понимать мир и себя, «вести свою жизнь» (X. Плеснер) и строить свою деятельность, человек оказался в ситуации беспредельности, безопорности и бесперспективности. Человек действительно стал бездомным. Все вышеизложенное с необходимостью требует философско-антропологического осмысления таких вопросов, как, что значит быть человеком и как быть человеком в кризисную эпоху, которые стали ключевыми для настоящего исследования. Ответы на эти вопросы будут иметь не только теоретический, но и практический смысл в силу указанных обстоятельств.

Степень научной разработанности проблемы и темы. Данные обстоятельства породили в прошлом веке новое философское направление — философию кризиса (см., например, учебное пособие «Философия кризиса» Т. Ю. Сидориной), одной из центральных тем которой стал антропологический кризис. Ему посвящены работы М. Бубера, Р. Гвардини, А. Камю, К. Манхейма, Г. Маркузе, Э. Мунье, X. Ортега-и-Гассета, П. Тиллиха, Э. Фромма, К. Ясперса, М. М. Бахтина, П. С. Гуревича, М. К. Мамардашвили, Б. В. Маркова, Л. Е. Моториной, В. М. Розина, В. И. Слободчикова, С. А. Смирнова, С. Л. Франка, Б. Г. Юдина и многих других. При всем многообразии подходов в оценках кризиса человека есть общий момент, который М. Фуко выразил в тезисе о смерти человека. Конечно, Фуко анализировал эпистемические образования, к которым он причислял и образ человека. Но, так или иначе, речь идет о «смерти» нововременного человека. Вопрос же о судьбе человека индустриального, сменившего в XX веке «прежнего», сегодня остается открытым.

Огромное количество работ в' области философии, культурологии, ,

социологии, политологии и пр. посвящены исследованию других кризисных

явлений цивилизации. Их далеко не полный список приводит в своей

монографии «Культура на переходе: императивы трансформации и

возможности развития» В. И. Ионесов. Особое значение в рамках настоящего

исследования приобрел вопрос: какова основная характеристика нашей эпохи

- ее кризисность или переходность? Как правило, в различных

интерпретациях современного исторического периода эти характеристики

сближаются вплоть до отождествления. Представляется, что нужно

различить данные понятия таким образом, чтобы человек, опираясь на них,

мог осмысленно осуществлять свое самоопределение, не впадая в ужас от

осознания возможного, прогнозируемого глобалистикой катастрофического

исхода современного кризиса, с одной стороны, и не рассчитывая на то, что

переход к новому устойчивому состоянию цивилизации осуществится сам

собой, с другой. ' ••

5

В последней трети прошлого века произошел всплеск интереса к теме самоопределения человека, как в философии, так и в других гуманитарных дисциплинах. Перенесение акцента исследований и разработок с идеи человека на вопросы его самоопределения, на наш взгляд, свидетельствует о сформированной потребности поиска ответа на вопрос, что значит быть человеком и как им быть в новых условиях. В истории европейской и отечественной философии тема самоопределения человека прошла долгий путь: становления (от Сократа до Декарта), развития (в Новое время), дальнейшей разработки в XX в., начатой в трудах Н. И. Бердяева, С. Н. Булгакова, С. Л. Франка, П. А. Флоренского и др., где базовой проблемой становится возможность и способность самоопределения человека по отношению к миру и Богу, в свободе и творчестве. Щей российских философов оказали влияние на Ж.-П. Сартра, у которого тема свободы и самоопределения человека стала центральной. Проблему соотношения самоопределения человека и его свободы, его границ и пределов разрабатывали как выше указанные мыслители, так и А. Камю, X. Плеснер, К. Ясперс, а среди современных отечественных - М. К. Мамардашвили, А. М. Максимов, С. А. Смирнов, и др. Самоопределение через мироопределение и миротворение рассматривает И. А. Беляев в коллективной монографии «Человек самоопределяющийся».

Параллельно этому в тот же период в западной и отечественной

философской мысли обозначился «крен» в сторону разработки темы

самоидентификации человека. Поводом для этого явились: процесс

увеличения количества притязаний различных социальных групп и

общностей на ту или иную идентичность (гражданскую, политическую,

культурную, лингвистическую, национальную, расовую, половую, и т. п.) и,

соответственно, разной силы конфликты и столкновения на этой почве, о чем

писал в своих книгах С. Хантингтон. По существу проблему кризиса

идентичности и самоидентификации в прошлом веке поставила психология

(Э. Эриксон и др.), что было воспринято философией, в том числе и

6

постмодернистского толка, объявившей об исчерпанности «ресурсов» Я как центра человеческого сознания и человеческой активности. Безусловно, проблема целостности человека, его самотождественности в условиях постсовременной множественной, фрагментарной, стремительно меняющейся реальности весьма актуальна. Но получилось так, что во многих философских исследованиях произошла подмена темы самоопределения человека темой его идентичности (Н. И. Едалина, У. В. Кармазина, Е. Г. Трубина, П. Шульц и др.). Этого не случилось в российской философско-методологической мысли и деятельности (Г. П. Щедровицкий, Н. Г. Алексеев, В. М. Розин, О. И. Генисаретский, П. Г. Щедровицкий, В. А. Никитин и др.), где с 50-х гг. развивалась традиция классической европейской философской мысли, создавались (и сегодня создаются) новые схемы самоопределения человека, которые применяются, как в исследованиях и разработках различных проектов, так и в образовательной и игровой практике. Представляется, что возникла необходимость различения этих двух тем и соответствующих' им понятий, особенно сегодня, в * «постсовременной» ситуации. Последняя, прежде всего, требует ответа на вопрос, что (человеку) делать в этих новых и опасных обстоятельствах, поскольку привычные реакции и необдуманные действия в условиях усугубляющегося мирового кризиса могут привести к таким катастрофическим последствиям, когда уже некому будет отвечать на вопрос, кто я.

Не ослабевает интерес к теме самоопределения человека (личностного, жизненного, социокультурного, профессионального и т. д.) в педагогике и психологии, где получено множество интересных результатов. И это не случайно. Так сложилось в истории, что данные сферы прикладной гуманитарной мысли и деятельности традиционно наделялись ответственностью и сегодня пытаются отвечать за различные процессы жизнедеятельности живого реального человеческого индивида. В России

проблема самоопределения человека разрабатывалась П. П. Блонским, Л. С.

7

Выготским, С. Л. Рубинштейном, и далее - их учениками, последователями, мыслителями, которые опирались на их идеи. Это А. С. Абульханова-Славская, Л. И. Божович, М. Р. Гинзбург, О. С. Газман, М. С. Каган, И. С. Кон, Л. Н. Коган, В. Ф. Сафин, и многие другие. И сегодня личностное самоопределение рассматривается в контексте определения жизненного пути, жизненной позиции, ценностных предпочтений, выбора жизненных стратегий и т. д. С опорой на понятие о человеческих потенциях самоопределение человека представляется в качестве механизма его личностного саморазвития. В деятельностно-психологическом подходе (А. Н. Леонтьев и др.) самоопределение человека понимается как сознательный выбор и обоснованные этим действия человека, обеспечиваемые разными формами рефлексии. На основе понятий поступка, принятия решения в сложной ситуации рассматривали самоопределение В. П. Зинченко, В. А. Петровский, и др. Этот ряд можно продолжать долго. При этом вопрос о самоопределении человека в условиях глобального социокультурного кризиса (а не, например, возрастного) практически не поднимается, а если встает, то касается какой-либо социальной группы.

В практике западной психологии, начиная примерно с середины

прошлого века, применялись различные версии понятия самоопределения

человека. Так, А. Маслоу писал,' что способность к самоопределению

представляет собой умение искать решения и ответственно претворять их в

жизнь, быть самостоятельным и самоуправляемым. Без данной способности

вообще, по его мнению, невозможно демократическое общество. В. Франкл

утверждал, что человек есть существо самоопределяющееся. Это

утверждение он реализовывал в своей практике, как в мирное время, так и в

условиях нацистских концентрационных лагерей. Известно, что

исследования обоих психологов оказали серьезное влияние на понимание

человека в мировой философской и психолого-педагогической мысли.

Сегодня активно разрабатываются психологические теории

самодетерминации личности (например, наиболее авторитетная из них — это

8

теория Э. Деси и Р. Райна), основанные, как и многие другие, на идее персональной самоидентификации (определения своего истинного Я). В этой связи возникает необходимость различения самодетерминации и самоопределения как двух по-разному ориентированных и категориально определяемых процессов.

Необходимо заметить, что существенным принципом, в частности, педагогических исследований является практический выход их результатов в сферу образования. На этом пути сегодня встают, как трудности институционального плана (в современной школе и вузе просто нет специально выделенного места и времени для такого сложного процесса как самоопределение), препятствующие внедрению результатов теоретических разработок в процессы реального функционирования образовательных учреждений, так и трудности иного плана, связанные с вопросом о применимости какого-либо теоретического знания в практике. А именно таким - применимым - должно быть знание о самоопределении человека. Часто последнее строится в интенции ответа на вопрос, что такое самоопределение. Но знание, построенное по типу ответа на подобный вопрос, вообще трудно применять. Представляется, что философско-антропологический подход, рассматривающий человека не только в его личностной, но и в масштабной культурно-исторической ситуации в их сопряженности, создает возможность разработки такого прикладного знания о самоопределении человека, которое может задать основания для индивидуальной рефлексии и самоопределения в указанных рамках. Последнее весьма актуально для индивида, вынужденного осмысливать свою жизнь и деятельность не только в перспективе личных, но и в глобальных кризисных обстоятельств.

Постановка проблемы бытия человеком в кризисную эпоху в

философско-антропологичеком ключе выводит тему самоопределения на

иной обобщенный уровень философского вопрошания, собирая всю

предыдущую историю мысли в попытку построения практического

философского знания в отношении самоопределения современного человека. В XX (кризисном) веке данная проблема рассматривалась рядом философов с точки зрения философско-антропологического и экзистенциально-феноменологического подходов. Так М. Шелер, искавший ответ на вопрос, «что такое человек?», утверждал, что быть человеком — значит сказать «нет» конкретности ситуации, чувственной реальности «тут-бытия», что способствует пробуждению в нем (человеке) дремлющего духа. Однако установкам нашего исследования ближе оказались позиции М. М. Бахтина, М. К. Мамардашвили, М. Хайдеггера и К. Ясперса, которые не брались отвечать на вопрос, что есть человек, но фиксировали, как нам представляется, свое внимание на вопросе: что означает есть человека При этом все названные мыслители сходились на том, что трансцендирование — это один из тех процессов, которые определяют возможность индивида быть человеком. Можно рассматривать проблему бытия человеком в двух ракурсах: с акцентом на определении некоей сущности человека, и с акцентом на его бытии. В настоящем исследовании нами выбран второй путь.

Объект данного исследования задан вышеуказанной проблемой и определен как бытие человеком в кризисную эпоху. Предмет исследования — самоопределение как способ бытия человеком в кризисную эпоху. На этом основании были поставлены основная цель и задачи исследования.

Цель исследования - обосновать необходимость и возможность перехода («выхода» из глобального кризиса на индивидуальном уровне) как содержания самоопределения человека в современную кризисную эпоху.

Задачи исследования:

- сформулировать проблему бытия человеком в кризисную эпоху;

- осуществить экспликацию понятия о способе бытия человеком;

- проанализировать представленный в текстах опыт самоопределения философов и их соответствующую деятельность в период становления темы

самоопределения человека (от Античности до Нового времени);

10

- осуществить анализ развития темы самоопределения человека в философии Нового времени;

- обобщить опыт разработки темы самоопределения человека в философской и научной мысли XX в;, различив при этом «самоопределение» и «самодетерминацию», а также «самоопределение» и «самоидентификацию»;

- прояснить различия и соотношение понятий «кризис» и «переход», «переход» и «транзит», являющихся необходимыми для осмысления возможностей индивидуального «перехода» человека в его самоопределении;

- различить понятия «граница» и «предел» и определить их соотношение в ориентации на возможность индивидуального «перехода» в самоопределении человека, а также построить мыслительное средство для индивидуального самоопределения человека (как действительного «перехода» в мысли, предваряющего действия) в условиях кризисной эпохи.

Теоретическую базу исследования составили труды: X. Плеснера, М.

Хайдеггера, К. Ясперса, А. Камю, М. М. Бахтина, С. Л. Рубинштейна, М. К.

Мамардашвили, Г. П. Щедровицкого, а также работы Л. Е. Моториной, В. С.

Невелевой и С. А. Смирнова. В этих работах особо значимыми для

настоящего исследования стали идеи: X. Плеснера о человеке как существе

искусственном, пограничном и эксцентрическом — для формулировки одного

из базовых постулатов исследования - бытие человеком означает

возможность быть другим, а самоопределение как способ бытия человеком

является искусством быть другим (искусством перехода границ); М.

Хайдеггера о том, что сегодня гуманизм должен мыслить человечность

человека из его отношения к бытию, - для постановки основных вопросов

настоящего исследования, что значит быть человеком и как быть человеком в

кризисную эпоху; К. Ясперса о бытии человеком как самосозидании и о том,

что сегодня от человека, от его определенности зависит все, - для

обоснования мысли о том, что, по сути, самоопределение человека состоит в

11

созидании своих возможностей созидать мир; А. Камю о том, что человек способен преодолеть абсурдность мира своим интеллектом и своей работой без надежды увидеть окончательный результат своих трудов, — для развития мысли о необходимости постоянного индивидуального самоопределения в условиях глобального кризиса; принцип неполноты бытия и принцип необходимости формы М. К. Мамардашвили, а также идея «не-алиби в бытии» М. М. Бахтина, - для обоснования мысли о том, что человек отвечает за бытие, поскольку человек свершает бытие и сам свершается в нем, для чего нужна воля поступка и форма, задающая возможность свершения; принцип «внешнего через внутреннее» С. Л. Рубинштейна, - для разработки мысли о принципиальном влиянии индивидуального самоопределения на масштабные социокультурные процессы; идея «человека-принципа» В. С. Невелевой, - в том же плане; утверждение о том, что без самоопределения нет человека Г. П. Щедровицкого, — для содержательной проверки этого тезиса всем исследованием; мысль Л. Е. Моториной о том, что сегодня философская антропология должна решать проблему самоопределения человека как проблему его культурно-исторического творчества — для определения предмета данного исследования; представление С. А. Смирнова об этапе постсовременной истории как открытом переходном периоде и ситуации человека в нем, что позволило выйти на проблему настоящего исследования.

Методологическую базу исследования составляют: философско-

антропологический подход, фокусирующийся на таком предмете как человек

в его ситуации, понимаемой и как ситуация мира, культуры, истории,

позволивший сконцентрировать внимание на проблеме индивидуального

самоопределения человека в современной глобальной ситуации; понятие X.

Плеснера о человеке как существе искусственном, предоставившем

принципиальное основание для построения (прежде всего, в мысли)

искусственного средства осуществления человеческим индивидом своей

12

жизни и деятельности в ситуации современного кризиса, а также для разработки идеи границы как возможности перехода-выхода из кризиса на индивидуальном уровне; экзистенциально-феноменологический подход, разрабатывающий принципы бытия индивида человеком, что позволило из соответствующих текстов аналитически выделить схему понятия о способе бытия человеком; вышеуказанные принципы С. Л. Рубинштейна и В. С. Невелевой - в функции средства анализа историко-философского материала и его интерпретации; элементы теории деятельности и системо-мыследеятельностного подхода (Г. П. Щедровицкий и др.), обеспечившие возможность представить общий характер современного социокультурного кризиса, поставить проблему согласования воспроизводства и саморазвития человека как родового существа, а так же разработать идею самоопределения человека как перехода-выхода- из кризиса в рамках принципа мыследеятельности, в котором задается необходимость согласования (рефлексивной увязки) действия (мысле-действования), коммуникации (мысле-коммуникации) и мышления; понятие о самоопределении Г. П. Щедровицкого и П. Г. Щедровицкого, позволившее раскрыть возможности и определить место человека в решении проблем социокультурного кризиса. В работе были также задействованы элементы системного и герменевтического методов, историко-философский подход и метод типологизации.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Выделены два основных этапа современного антропологического кризиса: 1) «смерть» нововременного человека как девальвация идеи Человека и идеала человека Нового времени и соответствующих культурных форм бытия человеком; 2) кризис человека индустриального, который проявляется в архаизации сознания людей, в их приверженности различным иллюзиям и мифам (в том числе, и иллюзии собственной значимости, благодаря симуляции своей жизни в медиа-пространстве), в феномене «как бы бытия» индивида и т. д.

2. Сформулирована проблема бытия человеком в современную кризисную эпоху как проблема согласования процессов воспроизводства Человека как рода и его саморазвития, которая должна решаться и на уровне индивидуального самоопределения.

3. На материале истории философской мыследеятельности показано, что собственное самоопределение и соответствующая ему деятельность мыслителей в переломные периоды истории приводили к появлению в культуре новых форм бытия человеком, фиксирующих различные варианты ответа на вопрос, что значит быть человеком.

4. Дано представление о форме бытия человеком как такой значимой культурной форме, которая сначала складывается в различных способах мысли и деятельности отдельных людей, берущих на себя труд решения проблем своего кризисного времени, как способ их бытия, а затем, закрепляется в культуре (как способ бытия человеком вообще) и далее реализуется людьми в более устойчивые периоды истории.

5. Дано представление о пространстве бытия человеком как таком мыслимом (и переживаемом) пространстве, обращаясь к которому индивид обретает смысл быть человеком.

6. Обосновано, что содержанием самоопределения как способа бытия человеком в кризисную эпоху становится про-мысленный «переход», в котором он (человек) созидает новые основания своей жизни и деятельности, благодаря чему обретает «устойчивость» в ситуации социокультурных перемен. В так понимаемом самоопределении согласуются процессы воспроизводства и саморазвития человека (и в родовом, и в индивидуальном смысле), что позволяет ему «быть другим», т. е. мыслить и действовать иначе.

7. Введена типология пределов («предел-препятствие», «предел-мера», «предел-рубеж» и «предел-горизонт»), позволяющих человеку в мысли строить пространство самоопределения как перехода, т. е. определять границы своих возможностей по отношению к знанию и незнанию, наличию

14

или отсутствию горизонтов и ориентиров, соответствующих средств и способов действия. Обосновано, что такая граница и позволяет осуществить переход от мысли либо к решению задач и к действию, либо к постановке проблем, указывающих направление дальнейших шагов самоопределения, что делает отдельного индивида само-стоятельным, задает ему возможность подлинного бытия человеком.

Положения, содержащие элементы новизны и выносимые на защиту:

1. Проблема бытия человеком в кризисную эпоху определяется тем, что в ситуации глобального социокультурного кризиса оказались обесцененными созданные в истории формы и соответствующие им способы бытия человеком, тогда как новые еще не сложились, что приводит к необходимости самоопределения человека как особой конструктивной мыследеятельности.

2. Подлинное самоопределение человека (и как рода, и на индивидуальном уровне) возможно именно в кризисные эпохи, выводящие его на пределы всех привычных представлений о себе и мире, устоявшихся способов мысли и действия. Поэтому самоопределение — это не выбор. Кризис лишает человека такой возможности: что бы он ни выбрал из наличных представлений и способов деятельности, все это ведет только к усугублению кризисной ситуации.

3. Способом бытия человеком в исторически конкретной кризисной ситуации выступает самоопределение человека как искусство быть другим, т. е. как самостоятельное определение и преодоление трудностей и проблем и созидание новых основ своей жизни и деятельности, которые способствуют преобразованию, как себя, так и ситуации.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Ланганс, Елена Геннадьевна, 2014 год

Список использованной литературы

1. Абульханова-Славская, К. А. Стратегии жизни [Текст] / К. А. Абульханова-Славская. - М.: Мысль, 1991. - 245 с.

2. Аврелий, А. Исповедь [Текст] /Августин Аврелий // Августин Аврелий. Исповедь. Пьер Абеляр. История моих бедствий: Пер. с латин. — М.: Республика, 1992. - 335 с.

3. Аврелий, М. Наедине с собой. Размышления [Текст] / Марк Аврелий; Пер. с греч. С. Роговина. - СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2014. — 224 с.

4. Аггаци, Э. Человек как предмет философского познания [Текст] / Э. Аггаци // О человеческом в человеке: кн. под общ. ред. И. Т. Фролова. — М.: Политиздат, 1991. - с. 59-79.

5. Алексеев, Н. Г. Заметки к соотношению мыследеятельности и сознания [Текст]. / Н. Г. Алексеев // Вопросы методологии. - № 1 - 1991-С. 3-8.

6. Апухтина Н. Г. От истоков к основаниям глобально-экологического мышления: Монография [Текст]. / Н. Г. Апухтина. — Челябинск: ЧГАКИ, 2006. - 196 с.

7. Аристотель. Сочинения [Текст]. В 4 т. Т. 1 Метафизика: Пер. с древнегреческ. / Аристотель; ред. В. Ф. Асмус. - М.: Мысль, 1976. - 550 с. [1 л. портр.]

8. Аристотель. Сочинения [Текст]. В 4 т. Т. 4 Никомахова этика. Большая этика: Пер. с древнегреческ. / Аристотель; общ. ред. А. И. Доватура. - М.: Мысль, 1984. - С. 374-644.

9. Аристотель. Сочинения. [Текст] В 4 т. Т. 4 Поэтика: Пер. с древнегреческ. / Аристотель; ред. и вступ. статьи А. И. Доватура., Ф. X. Кессиди. - М.: Мысль, 1984. - С.646-680.

10. Аристотель. Сочинения ■ [Текст]. В 4 т. Т. 3 Физика: Пер. с древнегреческ. / Аристотель; вступ. статья и примеч. И. Д. Рожанский. - М.: Мысль, 1981.- С. 59-262.

11. Арно, H., Николь, П. Логика или Искусство мыслить, где помимо обычных правил содержатся некоторые новые соображения, полезные для развития способности суждения [Текст] / Н. Арно, П. Николь; отв. ред. и авт. послесловия А. Л. Субботин; пер. с франц. В. П. Гайдамак. - М.: Наука, 1991.-413 с.

12. Асмус, В. Ф. Античная философия (история философии) [Текст] / В. Ф. Асмус. - 3-е изд. - М.: Высш. шк., 2003. - 400 с.

13. Бадью, А. Этика: Очерк о сознании Зла [Текст] / Ален Бадью; пер. с франц. В. Е. Лапицкого. - СПб.: Machina, 2006. - 126 с.

14. Баткин Л. М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления / Л. М. Баткин. - М.: Издательство «Наука»,1978.-199 с.

15. Баткин Л. М. Итальянское Возрождение: проблемы и люди [Текст] / Л.М. Баткин. - М.: РГГУ, 1995. - 448 с.

16. Бауман, 3. Текучая современность: Пер. с англ. [Текст] / 3. Бауман; под ред. Ю. В. Асочаков. - СПб.: Питер, 2008. - 240 с.

17. Бахтин M. М. К философии поступка [Электронный ресурс] / М. М. Бахтин. — Режим доступа: http://philosophv.ru/library/bahtin/post.html. -Дата обращения: 01.06. 2012.

18. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования: Пер. с англ. [Текст] / Д. Белл; под ред . В. Л. Иноземцева- М.: Academia, 1999.-CLXX, 783 с.

19. Беляев, И. А. Человек самоопределяющийся: Монография / И. А. Беляев, В. В. Кашин, А. М. Максимов и др.; под ред. И. А. Беляева. — Екатеринбург: УрАГС; Оренбург: Филиал УрАГС в г. Оренбурге, 2004. -108 с.

20. Бердяев, Н. А. ' Самопознание (Опыт философской автобиографии) [Текст] / Н. А. Бердяев; сост., предис., подгот. текстов, коментар. А. В. Вадимов. - М.: «Книга», 1991. - 446 с.

21. Бердяев, Н. А. Философия свободы. Смысл творчества [Текст] / Н. А. Бердяев; вступ. статья, сост., подгот. текста, прим. Л. В. Полякова. — М.: Издательство «Правда», 1989. - 607 с.4

22. Блонский, П. П. Избранные педагогические сочинения [Текст] / П. П. Блонский; Редкол Б. П. Есипов и др.; сост. Н. И. Блонская и др. - М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. - 696 е.: 1 л. портр.

23. Бодрийяр, Ж. Симулякры и симуляции: Пер. с франц. [Текст] / Ж. Бодрийяр. - 2012 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ИИт: //ех1з1еп81а.Нуе^ита1/сот/9726Л1йп1. - Дата обращения: 01.06. 2013.

24. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды [Текст] / Л. И. Божович; ред., вступ. статья Д. И. Фелынтейн - 3-е изд. - Моск. психол.-соц. ин-т, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001.-352 с.

25. Больнов, О. Ф. Философия экзистенциализма: Философия существования [Электронный ресурс] / О. Ф. Больнов; [Сост. Ю. А. Сандулов]; научные редакт.: А. С. Колесников, В. П. Сальников; [Пер. С. Э. Никулина]. — СПб.: ' Лань, ' 19991' - 222 с. - Режим доступа: http://philosof.onu.edu.ua/elb/articles/bogataya/bogatava 2.pdf - Дата обращения: 01. 11. 2013.

26. Бубер, М. Два образа веры: Пер. с нем. [Текст] / Мартин Бубер; ред. П. С. Гуревич, С. Я. Левит, С. В. Лезова. - М: Республика, 1995. - 464 с.

27. Булгаков, С. Н. Свет невечерний: созерцания и умозрения [Текст] / С. Н. Булгаков. М.: Республика, 1994. - 415 с.

28. Вернан, Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли: Пер. с фр. [Текст] / Ж.-П. Вернан; общ. Ред. Ф. X. Кессиди, А. П. Юшкевич; послеслов. Ф. К. Кессиди. - М.: Прогресс, 1988. - 224 с.

29. Воропай, Т. С. Между глобализацией и масскультурой [Текст] / Т. С. Воропай // Философские науки. - 2009. - №.10 - с. 11-29.

30. Всемирная энциклопедия: Философия / Главн. науч. ред и сост.

A. А. Грицанов. - М.: ACT, Мн.: Харвест, Современный литератор, 2001. -1312 с.

31. Выготский, JI. С. Психология искусства [Текст] / JI. С. Выготский; предисл. А. Н. Леонтьева; коммент. Л. С. Выготский, В. В. Иванов. - 3-е. изд. - М.: Искусство, 1986. - 573 с.

32. Газман, О. С. Неклассическое воспитание: От авторитарной педагогики к педагогике свободы [Текст] / О. С. Газман. - М.: Мирос, 2002. -296 с.

33. Гайденко, П. П. Парадоксы свободы в учении Фихте [Текст] / П. П. Гайденко - М.: Наука, 1999. - 128 с.

34. Гвардини, Р. Конец Нового времени [Электронный ресурс] / Романо Гвардини // Вопросы философии. - № 4 - 1990. - Режим доступа: www.krotov/info/libr min/04 g/gva/rdini/htm. - Дата обращения: 13.03.2012

35. Гегель, Г. В. Ф. Наука логики [Текст]. В 3 т. Т. 1 / Гегель Г. В. Ф. - М.: «Мысль», 1970. - 501 с.

36. Гегель, Г. В. Ф. Философия права: Пер. с нем. [Текст] / Гегель Г.

B. Ф.; ред. и сост. Д. А. Каримов, В. С. Несесянц; авт. вступ. ст. и примеч. В.

C. Нерсесянц. -М.: Мысль, 1990. - 524 [2] с.

37. Генисаретский О. И. Упражнения в сути дела [Текст] / О. И. Генисаретский. - М., Русский мир, 1993. - 279 с.

38. Генисаретский О. И. Культурно-антропологическая перспектива [Электронный ресурс] / О. И. ' Генисаретский. — Режим доступа: http://old.russ.ru/antolog/inoe/genis.htm - Дата обращения: 10. 11 2012.

39. Гинзбург, М. Р. Путь к себе [Текст] / М. Р. Гинзбург - М.: Педагогика, 1991. - 159 с.

40. Гиппократ. Сочинения. [Электронный ресурс] / Гиппократ.; пер. с греч. проф. В. И Руднев. - Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/426hippo/index.htm - Дата обращения: 01.06. 2014.

41. Грицанов, А. А. Жан Бодрийяр / А. А. Грицанов, Н. JI. Кацук. -Мн.: Книжный Дом, 2008. - 256 с.

42. Громыко, Н. В. Трансляция теоретического знания как проблема воспитания ученого / Н. В. Громыко // Человек. - 2008. - №4. - с.20-29.

43. Губин, В. Д. Онтология. Проблема бытия в современной европейской философии [Текст] / В. Д. Губин - М.: Роосийск. гос. гуманит. Ун-т, 1998.-191 с.

44. Гулыга, A.B. Немецкая классическая философия [Текст] / А. В. Гулыга. -М.: Мысль, 1986. - 334с.

45. Гуревич, П. .С. Феномен деантропологизации человека [Текст] / П. С. Гуревич // Вопросы философии. -2009. - № 3. - С. 19-31.

46. Гусейнов, А. А., Краткая история этики [Текст] / А. А. Гусейнов, Г. Иррлитц . - М.: Мысль, 1987. - 589, [3] е., ил.

47. Дацюк, С. А. Теории перспективы [Электронный ресурс] / С. А. Дацюк. — Киев, 2011. - Режим доступа: lit.lib.ru/editors/d/dacjuk_s_a/text_0050.shtml / - Дата обращения 20.08.2012.

48. Декарт, Р. Сочинения [Текст]. В 2 т.: Пер. с лат. и франц. Т. I. / Р. Декарт; сост., ред., вступит, ст. В.В.Соколов. - М.: Мысль, 1989. 1994. - 654, [2] с.

49. Декарт, Р. Сочинения [Текст]. В 2 т.: Пер. с лат. и франц. Т. 2. / Р. Декарт; сост., ред., В.В.Соколов. - М.: Мысль, 1994. - 640 с.

50. Делёз, Ж., Гваттари, Ф. Анти-Эдип: Капитализм и шизофрения [Текст] / Ж. Делез, Ф. Гваттари; пер. с франц. и послесл. Д. Кралечкина; науч. ред. В. Кузнецов. — Екатеринбург: У-Фактория, 2007. — 672 с.

51. Дилигенский, Г. Г. «Конец истории» или смена цивилизаций? [Электронный ресурс] / Г. Г. Дилигенский // Вопросы философии. — 1991. — № 3. - Режим доступа: http://iph.ras.ru/elib/3357.html - Дата обращения: 21.07. 2013.

. . . 1 ! , ' ' 156

52. Дубровский, Д. И. Основные категориальные планы проблемы сознания [Текст] / Д. И. Дубровский // Вопросы философии. — 2008. - № 12. -С. 59-75.

53. Зинченко, В. П. Человек развивающийся. Очерки российской психологии [Текст] / В. П. Зинченко. - М.: Тривола, 1994. - 304 с.

54. Егоров, А. Б. Кризисы в истории Рима (События и проблемы) [Текст] / А. Б. Егоров // Мнемон. Исследования и публикации по истории античного мира. Сборник статей к 80-летию со дня рождения проф. Э. Д. Фролова. Вып. 12. - СПб., 2013. - С. 346—365.

55. Едалина, Н. А. Самоопределение личности как путь к себе: Монография [Текст] / Н. А. Едалина; Рос. филос. о-во; Межвуз. Центр проблем непрерыв. Гуманитар. Образования при Урал. гос. ун-те им. А. М. Горького. - Екатеринбург: Банк культурной информации, 2003. -148 с. (Сер. «Филос. образование» / Ред. совет: В. В. Ким и др.; Вып. 31).

56. Зиновьев, А. А. Коммунизм как реальность [Текст] / А. А. Зиновьев. -М.: Центрполиграф, 1994.-495 с.

57. Зиновьев, А. А. На пути к сверхобществу [Текст] / А. А. Зиновьев. - М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2000. - 638 с.

58. Зиновьев, А. А. Фактор понимания [Текст] / А. А. Зиновьев. -М.: Алгоритм, Эксмо, 2006. - 528 с.

59. Иванов, В. Г. История этики древнего мира [Текст] / В. Г. Иванов. - Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1980. -223 с.

60. Ионесов, В. И. Культура на переходе: императивы трансформации и возможности развития - Culture in Transition: Imperatives of Trasformation and Possibilities of Development [Текст]: монография / В. И. Ионесов; М-во культуры РФ, ФГБОУ ВПО «СТАКИ»; Самарское культурологическое о-во «Артефакт - культурное разнообразие»; под. ред. Э. А. Куруленко. - Самара: ООО «Изд-во ВЕК # 21», 2011. - 537 с.

61. Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство: Пер. с фр. [Текст] / А. Камю - М.: Политиздат, 1990. — 415 с.

62. Камю, А. Миф о сизифе. Эссе об абсурде [Текст] / А. Камю // Сумерки богов / Сост. и общ. ред. А. А. Яковлева: Перевод. — М,: Политиздат, 1989. - с.222-318.

63. Кант, И. Антропология с прагматической точки зрения [Текст] / И. Кант. - СПб: наука, 1999. - 471 с.

64. Кант, И. Критика чистого разума [Текст] / И. Кант; пер. с нем. Н. О. Лосского. - С.-Петербург: ИКА «ТАЙМ-АУТ», 1993. - 477 с.

65. Кант, И. Сочинения в 6 т., Т. 2. [Текст] / И. Кант; ред. А. В. Гулыга; перевод Б. А. Фохт. - М.: Мысль, 1964. - 510 с.

66. Кант, И. Сочинения в 6 т., Т. 4, ч. 1. [Текст] / И. Кант; ред. В. Ф. Ойзерман. - М.: Мысль, 1965. - 544 с.

67. Кант, И. Что такое просвещение [Текст] // И. Кант Сочинения в 8 т. Т. 8 /И. Кант- М.: Чоро, 1994. Т. 8. С. 29-37.

68. Кармазина, Е. В. Философия свободы и проблема идентичности [Текст] / Е. В. Кармазина. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2006. - 236с.

69. Карнозова, Л. М. Самоопределение профессионала в проблемной ситуации: психосемиотическое исследование на материале организацинно-деятельностных игр: автореферат дис.... канд. психол. наук / Л. М. Карнозова-М.: 1991. - 18 с.

70. Кассирер, Э. Избранное: Индивид и космос. [Текст] / Э. Кассирер. - М.; СПб.: Университетская книга, 2000. - 654 с.

71. Кассирер, Э. Опыт о человеке: введение в философию человеческой культуры [Текст] / Э. Кассирер// Проблема человека в западной философии: Переводы. / Сост. и послесл. П. С, Гуревич; Общ. ред. Ю. Н. Попова. -М.: Прогресс, 1988. - 552 с.

72. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения:

учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. [Текст] / Е. А. Климов. — 3-е

изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 304 с.

■ 158

73. Кокорина, Е. Г. Переходный период и кризис: соотношение понятий [Текст] / Кокорина Е. Г. // Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского Сер. «Философия. Культурология. Политология. Социология». Т. 23 (62). - 2010. - №1. - С. 101-106.

74. Кон, И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание [Текст] / И. С. Кон. - М.: Политиздат, 1984. - 335 с.

75. Коплстон, Ф. От Фихте до Ницше [Текст] / Ф. Коплстон; пер. с англ., вступ. ст. и примеч. В. В. Васильева. - М.: Республика, 2004. - 542 с.

76. Красиков, В. И. Метафизика самоопределения [Текст] / В. И. Красиков; Кемеров. гос. ун-т. - Кемерово: Кузбасиздат, 1995. - 220 с.

77. Кризис сознания: сборник работ по «философии кризиса» [Текст]. - М.: Алгоритм, 2009. - 272 с.

78. Кузьмина, Е. И. Психология свободы: теория и практика [Электронный ресурс] / Е. И. Кузьмина. - СПб.: Питер, 2007. - Режим доступа: http://iknigi.net/avtor-elena-kuzmina/53969-psihologiya-svobody-teoriya-i-praktika-elena-kuzmina.html. - Дата обращения: 19. 07.2014.

79. Ланганс, Е. Г. К вопросу о способе бытия человеком в эпоху глобального кризиса [Текст] / Е. Г. Ланганс // Вестник Омского гос. ун-та. -№3,2014.-С. 65-69.

80. Ланганс, Е. Г. Некоторые характеристики современного антропологического кризиса на примере концепта одномерного человека Г. Маркузе через призму идей Ж.-Ж. Руссо [Текст] / Е. Г. Ланганс // Вестник Челяб. гос. акад. культуры и искусств.1-№3 (31), 2012. - С.81-83.

81. Ланганс, Е. Г. Построение пространства перехода как начало самоопределения человека в условиях глобального кризиса [Текст] / Е. Г. Ланганс // Вестник Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - № 4 (36), 2013. — С.53-56.

82. Ланганс, Е. Г. Человек на переходе [Текст] / Е. Г. Ланганс //

Социально-психологические особенности личности в условиях

159

трансформации общества. Сб. статей по материалам II междунар. конференции 28. 01. 2013 / Макеевский экон.-гуманитарн. институт. -Макеевка, 2013.-С. 105-108.

83. Левинас, Э. Избранное: Трудная свобода [Текст] / Э. Левинас; пер. с франц. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. - 197 с.

84. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А. Н. Леонтьев - М.: Политиздат, 1975. - 304 с.

85. Леонтьев, Д. А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности [Электронный ресурс] / Д. А. Леонтьев // Психологический журнал Т. 21. - 2000. - № 1. - Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/ 1еопсЮ1 Лит - Дата обращения: 19. 07. 2014.

86. Лефевр, П. А. Естественное и искусственное в семиотических системах [Текст] / П. А Лефевр, Г. П. Щедровицкий, Э. Г. Юдин // Семиотика и восточные языки. - М. Изд-во «Наука», 1967. - с. 48-56.

87. Ливинцева, Т. П. Категория "мужество быть" в онтологии, антропологии и этике Пауля Тиллиха [Текст] / Т. П. Ливинцева // Человек. -209.-№4-С. 96-111.

88. Лосев, А.Ф. Эстетика Возрождения [Текст] / А.Ф. Лосев - М.: «Мысль», 1982. - 623 с.

89. Максимов, А. М. Свобода и самоопределение [Текст] / А. М. Максимов // Человек самоопределяющийся: Монография / И. А. Беляев, В. В. Кашин, А. М. Максимов и др.; под ред. И. А. Беляева. - Екатеринбург: УрАГС; Оренбург: Филиал УрАГС в г. Оренбурге, 2004. - 108 с.

90. «Мало не покажется» [Электронный ресурс]: «Эксперт» № 16 (799), 23 апр. 2012. - Режим доступа: http://expert.ru/expert/2012/16/ша1о-пе-рокаг1^5уа/тесНа/ргеу{еуу/#апс1юг-1 - Загл. с экрана. — Дата обращения: 21. 08.2014.

91. Мамардашвили, М. К. Введение в философию / М. К.

Мамардашвили. // М. К. Мамардашвили. Необходимость себя [Электронный

160

ресурс] / М. К. Мамардашвили. - М.: Лабиринт, 1996. - с. 7-154 - Режим доступа: http://psvlib.ukrweb.net/books/mamar02/index.htm - Дата обращения: 15.07.2014

92. Мамардашвили, М. К. Как я понимаю философию... [Текст] / М. К. Мамардашвили; сост. и предисл. Ю. Л. Сенокосов. - М.: Прогресс, 1990. -368 с.

93. Мамардашвили, М. К. Кантианские вариации. [Текст] / М. К. Мамардашвили. - М.: «Аграф», 2002. - 320 с.

94. Мамардашвили, М. К. Картезианские размышления. [Текст] / М. Мамардашвили. -М.: Издательская группа «Прогресс»; «Культура», 1993. -352 с.

95. Мамардашвили, М. К. Классический и неклассический идеалы рациональности. [Текст] / М. К. Мамардашвили. - М.: Издательство «Логос», 2004. - 240с.

96. Мамардашвили, М. К. Лекции по античной философии [Текст] / М. Мамардашвили. - М.: «Аграф», 1997. - 320 с.

97. Мамардашвили, М. К. Мысль под запретом (Беседы с А. Эпельбаум) / М. К. Мамардашвили. // Вопросы философии. - 1992. - № 4, -С. 70-83.

98. Мамардашвили, М. К. Очерк современной европейской философии [Текст] / М. К. Мамардашвили. - СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2012.-608 с.

99. Мамардашвили, М. К. Эстетика мышления [Текст] / М. К. Мамардашвили. - М.: «Московская школа политических исследований», 2000.-416 с.

100. Манхейм, К.. Диагноз нашего времени [Текст] / К. Манхейм; пер. с нем. и. англ. — М.: Юрист, 1994. - 700 с.

101. Марков, Б. В. Образ человека в постантрологическую эпоху [Текст]/Б. В. Марков// Вопросы философии.- 2011.- №2— С.23-33.

102. Маркс К. Критика Готской программы. [Электронный ресурс]/ К. Маркс - Режим доступа: http://www.marxists.org/russkii/marx/1875/gotha.htm - Дата обращения: 01.04.

2013.

103. Маркс К. Немецкая идеология [Текст] / К. Маркс, Ф. Энгельс. -М.: Политиздат, 1988. - 574 с.

104. Маркс, К. Тезисы о Фейербахе / К. Маркс // К. Маркс, Ф. Энгельс. Сочинения. - М.: Государственное издательство политической литры, 1955.-С. 1-5.

105. Маркузе, Г. Одномерный человек [Текст] / Г. Маркузе; пер. с англ. А.А. Юдин. - М.: ACT: ACT МОСКВА, 2009. -331, [5] с.

106. Марсель, Г. К трагической мудрости и за ее пределы [Текст] / Г. Марсель // Самосознание европейской культуры XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. - М.: Политиздат, 1991. - с. 352-3 64.

107. Маслоу, А. Мотивация и личность [Электронный ресурс] / Маслоу А.; / Abraham Н. Maslow. Motivation and Personality (2 nd ed.) N. Y.: Harper & Row, 1970; СПб.: Евразия, 1999.; перевод A. M. Татлыбаева, терминолог. правка В. Дадченко. - К.: PSYLIB, 2004. - Режим доступа: http://www.psvlib.ukrweb.net/books/maslaO 1 /index.htm - Дата обращени: 24.07.

2014.

108. Медиафилософия II. Границы дисциплины [Текст] / Под ред. В. В. Савчука и др. - 2-е изд. Стереотип. - СПб.: Санкт-Петербургское Философское общество, 2009. - 245 с.

109. Меняева, М. П. Проблема согласия в философии и культуре: Монография [Текст] / М. П. Меняева; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Челябинск, 2013. - 256 с.

110. Михайличенко, Д. Г. Субъективация современного человека на

фоне технологий массовой манипуляции психикой: Монография [Текст] / Д.

Г. Михайличенко. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2010.-180 с.

162

111. Михайловский, А. В. О критике кризиса [Электронный ресурс]/ А. В. Михайловский. — Режим доступа: http://socrat-online.ru/page/o-kritike-krizisa - Дата обращени: 01.06. 2012.

112. Можейко, М. А. Руссо Жан-Жак. [Текст] / М. А. Можейко // Всемирная энциклопедия: Философия / Главн. науч. ред и сост. А. А. Грицанов. - М.: ACT, Мн.: Харвест, Современный литератор, 2001. - С. 885887.

113. Моторина, JI. Е. Философская антропология: Учеб. пособие для вузов [Текст] / JI. Е. Моторина. — М.: Высш. шк., 2003.— 256 с.

114. Моторина, JI. Е. Философская антропология: статус, проблемы, перспективы [Электронный ресурс] / Л. Е. Моторина // Полигнозис. - 1999. -№ 2 (6) - http://www.polygnozis.ru/default.asp?num=6&num2=338 — Дата обращения: 01.11.2013.

115. Мунье, Э. Манифест персонализма [Текст] / Э. Мунье; Пер. И. С. Вдовина, В. М. Володин. - М.: Республика, 1999. - 559 с.

116. Найдорф, М. И. К постижению логики ренессансного кризиса [Текст] / М. И. Найдорф // Сб. науч. трудов каф. Культурологи и искусствоведения Одесского национ. политех, ун-та. Вып.5 / Под общ. ред А. Г. Баканурского и др. - Одесса: ЧП «Фридман A.C.», 2002- 125 с.

117. Невелева, В. С. Антропологический принцип в философии истории (от современности к истокам): Монография [Текст] / В. С. Невелева; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. -Челябинск, 2001. - 167 с.

118. Нейсбит, Д. Мегатренды [Текст] / Д. Нейсбит; Пер. с англ. М. Б. Левина - М.: ООО «Издательство АСТ»: ЗАО НПП «Ермак», 2003. - 380 с.

119. Неклесса, А. И. Конец цивилизации или Зигзаг истории [Электронный ресурс] / А. И. Неклесса. - Режим доступа: http://www.intelros.org/books/ludi vozd 3.htm — Дата обращения: 03. 06.2011.

120. Неклесса, А. Н. Трансмутация истории [Текст] / А. Н. Неклесса // Вопросы философии. - 2001. - № 3. - С. 58-71.

121. Нерсесянц, В. С. Сократ [Текст] / В. С. Нерсесянц - М.: Издательство «Наука», 1977. - 152 с.

122. Нерсесянц, В. С. «Философия права»: история и современность [Текст] / В. С. Нерсесянц // Гегель, Г. В. Ф. Философия права: Пер. с нем. / Гегель Г. В. Ф.; ред. и сост. Д. А. Каримов, В. С. Несесянц; авт. вступ. ст. и примеч. В. С. Нерсесянц. - М.: Мысль, 1990. - С. 3-43.

123. Никитин, В. А. Оппозиция виртуального и идеального как форма рефлексии современной истории [Текст] / В. А. Никитин. // Вопросы методологии. - № 1-2 - 1996 - С. 74-78.

124. Никитина, H. Н. Становление культуры профессионально-личностного самоопределения учителя: Монография [Текст] / Никитина Н. H. - М.: Прометей, МПГУ, 2002. - 316 с.

125. Ницше, Ф. Так говорил; Заратустра [Текст] / Ф. Ницше // Ф. Ницше Избранные произведения в 2 т. Кн. 1; сост., подг. текста М. Ш. Иванова. -М.: Итало-советское изд-во «Сирин»,1991. - с. 3-258

126. Новые информационные технологии и судьба рациональности в современной культуре (материалы «круглого стола») [Текст] // Вопросы философии. - 2003. - №12. - С. 3-52.

127. О человеческом в человеке [Текст] / Под общ. ред. Т. Фролов. -М.: Политиздат, 1991. - 384 с.

128. Ортега-и-Гассет, X. Восстание масс [Текст] / Хосе Ортега-и-Гассет // Хосе Ортега-и-Гассет. Эстетика., Философия культуры / Вступ. статья Г. М. Фридлендер; сост. В. Е. Багно. - М.: Искусство, 1991. - С. 309350.

129. Переслегин, С. Б. Новые карты будущего, или Анти-Рэнд [Текст] / С. Б. Переслегин. - М.: ACT МОСКВА, СПб.: Terra Fantastica, 2009.-701, [3] с.

130. Переслегин, С. Б. Самоучитель игры на мировой шахматной доске [Текст] / С. Б. Переслегин. - М.: ACT; СПб.: Terra Fantastica, 2005. — 619, [5] с.

131. Петров, М. К. Язык, знак, культура [Текст] / М. К. Петров. - М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991. - 328 с.

132. Петровский, В. А. Психология неадаптивной активности [Текст] / В. А. Петровский / Российский открытый университет. - М.: ТОО «Горбунок», 1992. - 224 с.

133. Пико делла Мирандола, Дж. Речь о достоинстве человека [Текст] / Дж. Пико дела Мирандола // История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли в 5 т., T.I. Античность. Средние века. Возрождение / отв. ред М.Ф. Овсянников. - М.: Изд. Академии художеств СССР, 1962. - С. 506514.

134. Пископпель, А. А. Категория личности в перспективе европейской культурной традиции [Текст] / А. А. Пископпель // Вопросы методологии. - № 1-2 (№25-26) - 1997 - с.58-75.

135. Платон. Сочинения: Пер. с древнегреческ. [Текст]. В 4 т. Т. I / Платон; общ. ред. А.Ф. Лосев и др.; авт. вступит, статьи А.Ф. Лосев; примеч. А. А. Тахо-Годи; -М.: Мысль, 1990. - 860, [2] с.

136. Плеснер X. Ступени органического и человек: Введение в философскую антропологию: Пер. с нем. [Текст] / X. Плеснер. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. - 368 с.

137. Подвойский, Д. Г. Вызовы "Текучей современности": ответы Зигмунта Баумана [Текст] / Д. Г. Подвойский // Человек. - 2010. - № 1- С. 66-78.

138. Попов, А. А. Педагогическая антропология в контексте идеи самоопределения / А. А. Попов, И. Д. Проскуровская // Вопросы образования. - 2007. -№ 3. - С. 186-198.

139. Поппер, К. П. Открытое общество и его враги. Соч. В 2 [Текст] т. Т. 1. Чары Платона / К. П. Поппер; пер. с англ., ред. В. Н. Садовский. - М.: Феникс, Международный фонд «Культурная инициатива», 1992-448 с.

140. Рабинович, В. Л. Исповедь книгочея, который учил букве, а

укреплял дух [Текст] / В. Л. Рабинович. - М.: «Книга», 1991. - 496с.

165

141. Роджер, А. Д. Производство субъективности [Текст] / А. Д. Роджер // Логос. - 2008. - №2 (65). - С.53-60.

142. Розин, В. М. Как можно помыслить тело человека или на пороге антропологической революции [Текст] / Розин В. М. // Философские науки. — 2006-№7.-С. 33 -53.

143. Розин, В. М. Конституирование себя и реальности как способ

* • ' 'г

жизни новоевропейской личности и философа [Текст] / Розин В. М. // Вопросы философии. -2009 -№7. - С. 91-106.

144. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. — 2-е изд.; Отв. ред. Е. В. Шорохов. - М.: «Педагогика», 1976. — 415 с.

145. Рубинштейн, С. Л. Бытие и сознание. [Электронный ресурс] / С. Л. Рубинштейн - Режим доступа: http://www.litmir.net/bd/?b=217859 — Дата обращения: 11.02.2014.

146. Руссо, Ж.-Ж. Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми [Текст] / Жан-Жак Руссо // Жан-Жак Руссо Трактаты / Изд. подг. В. С. Алексеев-Попов, Ю. М. Лотман и др. - М.: «Наука», 1969.-с.31-108.

147. Руссо, Ж.-Ж. Рассуждение, получившее премию Дижонской академии в 1750 году по вопросу,, предложенному этою же академией: «Способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов?» [Текст] / Жан-Жак Руссо // Жан-Жак Руссо Трактаты / Изд. подг. В. С. Алексеев-Попов, Ю. М. Лотман и др. - М.: «Наука», 1969. - с. 9-30.

148. Савчук, В. В. Конверсия искусства [Текст] / В. В. Савчук -СПб.: ООО «Издательство «Петрополис»», 2001. - 288 с.

149. Сагатовский, В. Н. Противоречие между искусственным и естественным - глубинная основа глобальных проблем современности [Текст] / В. Н. Сагатовский // Вестник Российского философского общества. - 2013. - № 2 (66).- С. 88-94.

150. Саймон, Г. Науки об искусственном [Текст] / Г. Саймон. - М.: Едиториал УРСС, 2004. - 144 с.

151. Сартр, Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии [Текст] / Ж. П. Сартр; пер. с фр., предисл., примеч. В. И. Колядко. - М.: Республика, 2000. - 639 с.

152. Сартр, Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм [Текст] / Сартр Ж. -П. // Сумерки богов / Сост. и общ. ред. А. А. Яковлева: Перевод. - М,: Политиздат, 1989. - 398 с.

153. Сафин, В. Ф. Самоопределение личности: теоретические и эмпирические аспекты исследования: Монография [Текст] / В. Ф. Сафин. -Уфа: Гилем, 2004. - 158 с.

154. Семенова, Ю. А. Кризис гражданской идентичности в условиях трансформации современного общества / Ю. А. Семенова // Вестник Омского гос. ун-та - № 7 (113), 2010. - С.87-92.

155. Сидорина, Т. Ю. Философия кризиса: Учеб. пособие [Текст] / Т. Ю. Сидорина. - М.: Флинта: Наука, 2003. - 456 с.

156. Слободчиков, В. И. Антропологический кризис европейской модели человека [Текст] / В. И. Слободчиков. // «Кентавр» Методологический и игротехнический альманах. Вып. 36. - 2005. - С. 2439.

157. Слободчиков, В. И. О соотношении категорий "субъект" и "личность" в контексте психологической антропологии [Текст] / В. И. Слободчиков. // Развитие личности. - 2005. - №2 - С. 49-58.

158. Смирнов, А. Е. Проблема субъектной идентичности в контексте методологии современного обществознания [Текст] / А. Е. Смирнов // Российск. Научн. форум "Россия. ; .Культура. Будущность". Часть I. // "Идентичность в культуре: феномен и теоретико- методологические аспекты исследования" / ЧГАКИ, ЧИ (филиал) УрАПС. - Челябинск, 2005. - С. 1823.

159. Смирнов, С. А. О судьбе антропологии в философии XX века [Электронный ресурс] / С. А. Смирнов. — Режим доступа: www/antropolog.ru/doc/persons/smirnov/ persons_3. — Дата обращения: 01.09.2013.

160. Смирнов, С. А. Словарь Антропологии перехода [Текст] / С. А. Смирнов // Философские науки. - 2008. - № 12. - С. 97-119.

161. Смирнов, С. А. Человек перехода [Текст] / С. А. Смирнов. // «Кенравр» Метадологический и игротехнический альманах. Вып. 32. —

2003.- С. 29-36.

162. Современный философский словарь [Текст] / под общ. ред. д.ф.н. проф. В. Е. Кемерова. - 3-е изд. испр. и доп. - М.: Академический проект,

2004. -864 с.

163. Соколов, В. В. Европейская философия XV-XVII веков: Учеб. -2-е изд., испр. и доп. [Текст] / В. В. Соколов. - М.: Высш. шк., 1996. - 400с.

164. Соловьев, Э. Ю. Судьбическая историософия М. Хайдеггера [Электронный ресурс] / Э. Ю. Соловьев - Режим доступа: http://scepsis.net/librarv/id 2661 .html - Дата обращения: 30.05. 2014.

165. Сорокин, П. А. Человек. Цивилизация. Общество [Текст] / П. А. Сорокин; Общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Согомонов: Пер. с англ. - М.: Политиздат, 1992.- 543 с.

166. Сумерки богов [Текст] / Сост. и общ. ред. А. А. Яковлева: Перевод. - М.: Политиздат, 1989. - 398 с.

167. Тоффлер, Э. Шок будущего: пер. с англ. [Текст] / Э. Тоффлер. -М.: ООО «Издательство ACT», 2004. - 557, [3] с.

168. Трубина, Е. Г. Рассказанное Я: Проблема персональной идентичности в философии современности [Текст] / Е. Г. Трубина. -Екатеринбург: УрО РАН, 1995. - 151 с.

169. Трубина, Е. Г. Рассказанное Я: отпечатки голоса [Текст] / Е. Г. Трубина. - Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2002. - 272 с.

170. Фасмер, М. Р. Этимологический словарь русского языка в 4 т. [Электронный ресурс] / М. Р. Фасмер - М.: Прогресс, 1964-1973. - Режим доступа: http://fasmer-dictionarv.info/ - Дата обращения: 01.06. 2013.

171. Фихте, И. Г. Сочинения в 2 т., Т. 1 [Текст] / И. Г. Фихте // Сост. и примеч. Вл. Волжский. - СПб.: Мифрил, 1993. - 637 с.

172. Флоренский, П. А. Сочинения [Текст]. В 2 т. Т. 2. У водоразделов мысли / П. А. Флоренский; вступ. статья С. С. Хоружий; историограф, статья игумен Андроник (А. С. Трубачев); сост.: игумен Андроник, М. С. Трубачева, П. В. Флоренский; прим.: С. С. Аверинцев, игумен Андроник, В. В. Бибихин и др. - М.: Изд-во «Правда», 1990. - 447 с.

173. Франк, С. JI. Реальность, и человек: Метафизика человеческого бытия [Текст] / С.Л. Франк. - М.: ACT: ACT МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. -328, [2] с.

174. Франк, С. Л. Сочинения [Текст] / С. Л. Франк; вступ. статья, сост., прим. Ю. П. Сенокосов. -М.: Издательство «Правда», 1990.- 667 с.

175. Франкл, В. Э. Основы. логотерапии. Психотерапия и религия [Текст] / В. Э. Франкл. - СПб: Речь, 2000. - 286 с.

176. Фролов, Э. Д. Факел Прометея. Очерки античной общественной мысли [Электронный ресурс] / Э. Д. Фролов - Ленинград: Изд-во ЛГУ, 1991. — Режим доступа: http://centant.spbu.ru/sno/lib/index.htm - Дата обращения: 01.06.2010.

177. Фромм, Э. Революция надежды [Текст] / Э.Фромм; пер. с англ. Т Панфиловой. - М.: ACT: ACT МОСКВА, 2006. - 283 [5] с.

178. Фромм, Э. «Иметь» или «быть» [Текст] / Э. Фромм; пер. с нем. Э. Теляткиной. - М.: ACT: ACT МОСКВА, 2008. - 314 с.

179. Фромм, Э. Человек для самого себя [Текст] / Эрих Фромм: Пер. с англ. - М.: ACT МОСКВА, 2010. - 349, [3]с

180. Фуко, М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук [Текст] /

М. Фуко: Пер. с фр. В. П. Визигина, Н. С. Автономовой; вступ. статья Н. С.

Автономовой — Cn6.:A-cad, 1994. - 405 с.

169

181. Фуко, M. Что такое Просвещение [Текст] / М. Фуко; пер. Е. Никулин. // Вопросы методологии. — 1996. — № 1-2. - С. 44-54.

182. Хабермас, Ю. Демократия. Разум. Нравственность (Лекции и интервью. Москва, апрель 1989 г.) [Текст] / Ю. Хабермас. - М.: Наука, 1992.-176 с.

183. Хайдеггер, М. Бытие и время [Текст] / Хайдеггер М.; пер. В. В. Бибихина. - M.: AD MARGINEM, 1997. - 451с.

184. Хайдеггер, М. Время и бытие: Статьи и выступления: Пер. с нем. [Текст] / Хайдеггер M.- М.: Республика, 1993. - 447 с.

185. Хайдеггер, М. Ницше и пустота [Текст] / Хайдеггер М.; сост. О. В. Селин. - М.: Алгоритм; Эксмо, 2006. - 304 с.

186. Хантингтон, С. Кто мы? Вызовы американской идентичности [Текст] / С. Хантингтон; пер. с англ. А. Башкирова. — М.: ACT: ACT МОСКВА, 2008. - 635, [5]с.

187. Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций [Текст] / С. Хантингтон; пер с англ Т. Велимеева. -М.: ACT: ACT МОСКВА, 2006. -571, [5] с. > ч -и

188. Хейзинга, Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня: Пер. с нидерл. [Текст] / Й. Хейзинга; общ. ред. и послесл. Г. М. Тавризян. - М.: Издательская группа «Прогресс», «Прогресс-Академия», 1992. - 464 с.

189. Хейзинга, Й. Осень средневековья [Текст] / Й. Хейзинга; сост. и пер. с нидерл. Д. В. Сильвестров; коммент., указатели Д. Э. Харитонович. -СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2011. - 788 с. ил.

190. Холл, X. Интенциальность и мир - первый раздел «Бытия и времени» [Электронный ресурс] / Харрисон Холл; пер. А. В. Парибок. -Режим доступа: http://socialistica.lenin.rU/txt/h/hall 1 .pdf- Дата обращения: 10. 01.2014.

191. Хоружий, С. С. Кризис классической европейской этики в антропологической перспективе. [Текст] / Хоружий С. С. // Этика науки:

Рос. акад. Наук, Ин-т философии / Отв.ред В.Н. Игнатьев - М.: ИНФРА, 2007 - С.85-97.

192. Хоружий, С. С. Ницше и Соловьев в кризисе европейского человека. [Текст] / Хоружий С. С. // Вопросы философии. - 2002 - №2 -С.12-68.

193. Чанышев, А. Н. Курс лекций по древней философии: Учеб. пособие для филос. фак. и отделений ун-тов [Текст] / А. Н Чанышев. - М.: Высш. школа, 1981.-351 с.

194. Шелер, М. Положение человека в космосе [Текст] / М. Шелер // Проблема человека в западной философии: Переводы / Сост. и послесл. П. С. Гуревича; общ. ред. Ю. Н. Попова. - М.: Прогресс, 1988. - с. 31-95.

195. Шеллинг, Ф. В. Й. Сочинения: Пер. с нем. [Текст]. В 2 т. Т. 1 / Ф. В. Й. Шеллинг; сост., ред., авт. вступ. ст. А. В. Гулыга. - М.: Мысль, 1987. -637 [2] с.

196. Шеллинг, Ф. В. Й. Сочинения: Пер. с нем. [Текст]. В 2 т. Т.2 / Ф. В. Й. Шеллинг; сост. А. В. Гулыга; прим. М. И. Левин, А. В. Михайлов. - М.: Мысль, 1989. - 636, [2] с.

197. Шпенглер, О. Закат Европы [Текст] / О, Шпенглер; авт. вступ. статьи А. П. Дубов, авт. комментар. Ю. П. Бубенков. - Новосибирск: ВО «Наука». Сибирская издательская фирма, 1993. - 592 с.

198. Шульц, П. Философская антропология. Введение для изучающих психологию [Электронный ресурс] / П. Шульц. - Новосибирск: НГУ, 1996. — 118 с. - Режим доступа: http://www.pedlib.ru/Books/4/0474/4 0474-52.shtml#book page top-Дата обращения: 10. 08. 2014.

199. Щедровицкий, Г. П. «Естественное» и «искусственное» в развитии и функционировании знаковых систем [Текст] / Г. П. Щедровицкий // Щедровицкий Г. П. Знак и деятельность. В 3 кн. Кн. I. Структура знака: смыслы, значения, знания: 14 лекций 1971 г.; сост. Г. А. Давыдова. - М.: Вост. лит., 2005. - С. 415-429.

200. Щедровицкий, Г. П. Избранные труды [Текст] / Г. П. Щедровицкий; ред.-сост. А. А. Пископпель, JI. П. Щедровицкий. - М.: Шк. Культ. Полит., 1995. - 800 с.

201. Щедровицкий, Г. П. Московский методологический кружок: развитие идей и подходов [Текст] / Г. П. Щедровицкий // Из архива Г. П. Щедровицкого. Т.8. Вып. 1.; ред. Г. А. Давыдова и др. - М.: Путь. - 2004. -352 с.

202. Щедровицкий, Г. П. Педагогика и логика [Текст]: Сборник. / Г. П. Щедровицкий, В. М. Розин, Н. И. Непомнящая, Н. Г. Алексеев. - М.: «Касталь», 1993.- 415 с.

203. Щедровицкий, Г. П. Философия. Наука. Методология [Текст] / Г. П. Щедровицкий; Ред.-сост. А.А. Пископпель и др. - М.: Шк. Культ. Полит., 1997. — 656 с.

204. Щедровицкий, Г. П. Я всегда был идеалистом... [Текст] / Г. П. Щедровицкий. - М.: Путь. — 2001. г- 368 с.

205. Щедровицкий, П. Г. Введение в философию образования: Курс лекций [Электронный ресурс] / П. Г. Щедровицкий - Режим доступа: http://www.bsu.ru/content/hec/filobraz/index-1 .htm — Дата обращения: 10. 02. 2013.

206. Юдин, Б. Г. Что там после • человека? [Текст] / Б. Г. Юдин // Философские науки. - 2013. - № 8. - С. 24-37.

207. Ясперс, К. Смысл и назначение истории: [Текст] / К. Ясперс; пер. с нем М. И. Левина, вступ. статья П. П. Гайденко. — М.: Политиздат, 1991 — 527 с. . >> ■

208. Benton, Т. Craib, I. Philosophy of social science: The philosophical foundation of social thought / T. Benton, I. Craib. - New York: PALGRAVE: 2001.-203 p.

209. Deci, E. L., Ryan, R. M. The "What" and "Why" of Goal Pursuits: Human Needs and the Self-Determination of Behavior / Edward L. Deci, Richard. M. Ryan // Psychological Inquiry. - 2000, Vol. 11, No. 4 - p. 227-268.

172

210. Erikson, E. H. Identity and the Life Cycle: Selected Papers. [Электронный ресурс] / Erik H. Erikson. — International Universities Press; 1ST edition (1959). - https://archive.org/details/psvchologicalissQOerik - Дата обращения: 10. 04. 2014.

211. Kane, R. "Contemporary Introduction to Free Will" / R. Kane. -Oxford University Press. - 2005. - 208 p.

212. Skutnabb-Kangas, T. Language and Self-Determination / Tove Skutnabb-Kangas // International perspectives in Self-Determination. / Edit, by D. Clark and R. Williamson. - Great Briatain: Macmillian Press LTD, 1996. - p. 124140.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.