Феномен философской веры как фактор становления и реализации личности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Карпова, Юлия Владимировна

  • Карпова, Юлия Владимировна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2010, Улан-Удэ
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 169
Карпова, Юлия Владимировна. Феномен философской веры как фактор становления и реализации личности: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Улан-Удэ. 2010. 169 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Карпова, Юлия Владимировна

Введение

Глава 1 Вера как многоаспектное понятие. Роль философского аспекта веры в становлении человека в XX веке.

1.1 Смысловая неоднозначность понятия веры и пути структурирования его смыслового поля.

1.2 Кризис веры и проблема личности в философии XX столетия.

1.3 Место философской веры в процессе формирования духовной целостности личности.

Глава 2 Роль философской веры в разрешении современных общественно значимых противоречий.

2.1 Способ реализации философской веры в контексте тендерных отношений.

2.2 Место философской веры в формах активности личности в условиях повседневности.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Феномен философской веры как фактор становления и реализации личности»

Актуальность темы исследования.

Актуальность выбранной нами темы обусловлена тем кризисным состоянием, в котором находится личность в современном меняющемся обществе. «Мы подошли не только к перелому тысячелетий, но и к перелому цивилизаций, который требует от людей утверждения нового образа мысли и новой структуры ценностей» [113, с. 21]. Данное диссертационное исследование и является попыткой внести свой вклад в формирование «новой структуры ценностей».

Тема, касающаяся кризисного состояния, в котором оказалось общество и личность, была актуальна на протяжении всего XX столетия. Анализом данной проблемы занимались такие мыслители как К. Ясперс, X. Ортега-и-Гассет, И. Хейзинга. Большинство авторов отмечает, что причиной кризиса, в котором оказалось общество, стало то, что материальная сторона культуры развивалась намного активнее и достигла больших успехов, нежели духовная (К. Ясперс, X. Ортега-и-Гассет, Й Хейзинга, А. Швейцер, К. Манхейм). Изменились условия существования человека, его материальные и технические возможности возросли настолько, что материальное начало превалировать над духовным. Современная развитая техническая сфера не только не способствует, но и делает невозможным появление творческой, саморазвивающейся личности. Напротив, рост технического развития привел, по мнению X. Ортета-и-Гассета, к возникновению «человека-массы». Забвение своих культурных истоков привело к нивелированию индивидуальности, каких бы то ни было различий, к господству «среднего человека». К. Манхейм в качестве причины кризиса также называл массовизацию общественной жизни, вследствие которой разрушаются фундаментальные основания культуры [см: 102]. В современном мире утрачивается непосредственное отношение человека к природе, к другому человеку. Распространяются функциональные связи, коммуникации между людьми, как пишет

К. Ясперс, строятся на поверхностных основаниях, безразличных к их подлинному бытию. Это приводит к дефициту живого переживания, дефициту непосредственно личностных связей.

На рубеже веков эта тема достигла своей «пиковой точки», что нашло выражение в констатации «смерти субъекта» в современной философской практике. Кризис приобрел системный характер, охватив все сферы жизнедеятельности личности, и, что особенно важно, практически разрушив те основы, на которых строилась и держалась духовность личности.

Современный человек лишен духовного измерения в своем восприятии мира, для него характерно отсутствие глубоких внутренних ориентиров. Вся жизнь его, как правило, проходит на обыденном уровне повседневности, в котором его естественным состоянием становится потребительство, в том числе и духовное. Отношения между людьми принимают отчужденный характер и редуцируются зачастую к взаимным манипуляциям. Отсутствие аутентичной иерархии ценностей приводит к усреднению качеств личности, реализация которой сводится к имитации стереотипов, предлагаемых масскультом. Известно, что элементарным утверждением массовой психологии является то, что, вливаясь в массу, личность умаляется в нравственном и духовном отношении. Таким образом, личность как бы исчезает, нивелируется и в этом смысле действительно наступает «смерть субъекта».

Противостоять материальной и моральной мощи внешнего мира крайне сложно, для этого «человек нуждается в очевидности собственного внутреннего трансцендентного опыта, который только и может удержать его от неизбежного вне этого опыта превращения в несамостоятельную частицу массы» [190, с. 14]. К.-Г. Юнг считает, что только опыт личной соотнесенности с трансцендентным началом может определить самостоятельность и свободу личности. При этом сопротивление массе может оказать только тот, кто сумел организовать свою индивидуальность в не меньшей мере, чем масса. А организация индивидуальности, с нашей точки зрения, должна начинаться, в первую очередь, с организации своего пространства духовности.

Самое решающее, - писал М. Вебер, — сделать духовное начало столь сильным, чтобы оно вновь направляло ход развития» [35, с. 338]. Поиск духовной основы современности должен помочь человеку преодолеть обыденное понимание жизни и самотождественность личности. Результатом такого поиска должно быть обретение новой реальности, которая существует в духовном и символическом планах. «Причем реальность, которая обретается, может быть понята как мир, в котором могут быть разрешены основные экзистенциальные проблемы и дилеммы, волнующие современного человека» [133, с. 353].

Сегодня одним из центральных направлений в поисках основ новой духовности является попытка возрождения религиозной веры, которое стало казаться «чуть ли не панацеей от массового нравственного оскудения, от ценностного вакуума, в который попали люди» [31, с. 32]. При чем отмечается навязчивый характер христианизации населения, сопровождающийся попытками установить тесную прямую взаимосвязь религии и нравственности. То есть религиозность должна, безусловно, положительно влиять на нравственность, а отказ от веры в Бога должен неизбежно приводить к безнравственности. Но, как писал К.-Г. Юнг «вероисповедание» означает определенное коллективное убеждение, которое представляет церковь, и которое у слишком многих верующих покоится не на личном духовном опыте, а на необдуманной вере. Поэтому принадлежность к тому или иному вероисповеданию чаще является не выражением веры, а выражением общественных отношений и, следовательно, не участвует в образовании индивидуальности. Посещение церковных служб, следование религиозным правилам сейчас в большей мере исполняет эстетическую, а не духовную функцию. Поэтому следование церковно-религиозным обрядам часто может иметь только внешнее отношение к духовной жизни человека, никак не стимулируя его духовного роста.

Однако разделение веры и знания в любом случае является симптомом раздвоенного сознания, характерным для состояния духа нового времени. И восстановление полноценного и цельного человека невозможно путем повышения уровня знания и подавления веры. Но, с нашей точки зрения, необходимо по-новому, феноменологически «подойти» к понятию вера для того, чтобы регенерация личности на таких основаниях имела свой смысл.

Конечно, вера традиционно понимается в религиозном контексте. Но даже и так понятая, она меняет с течением времени свою сущность, свое содержание. Сегодняшнее время как раз и является временем, когда смысл понятия «вера» должен существенно поменяться, для того, чтобы мы не потеряли его совсем. С нашей точки зрения, сегодня необходимо отказаться от религиозного контекста, как единственно возможного в исследовании веры, с тем, чтобы сохранить значимость этого понятия в принципе. Говоря о религиозной значимости атеизма, П. Рикёр пишет о том, что он расчищает место для пост-религиозной веры, веры пост-религиозной эпохи. Она обусловлена нашим усилием утвердить бытие в условиях его нехватки [см.: 151]. Важно не профанировать данное понятие, заменяя веру в Бога верой в социальный успех, в будущее, или еще как-нибудь иначе осмысливая веру как способ успешной реализации себя в социальной жизни. Вера должна оставаться в первую очередь способом духовного развития индивида. В данном исследовании мы пытаемся философски осмыслить понятие веры, что приводит к формированию концепции философской веры. С одной стороны мы продолжаем дело, начатое еще К. Ясперсом, опубликовавшим свой труд под названием: «Философская вера». А с другой стороны, пытаемся преодолеть определенную узость взгляда, которой не избежал К. Ясперс. В наши задачи входило представление концепции философской веры так, чтобы она была приемлема для человека вне зависимости от его взглядов и отношений к какой бы то ни было религиозной системе. Это особенно важно и необходимо еще и потому, что сегодня на первый план выдвигается проблема веротерпимости и единения различных религий на основе общих ценностей человеческого существования [см: 117]. Таким образом, актуальность данного исследования состоит в рассмотрении веры как философско-антропологической категории. Такой подход позволяет находить новые возможности выхода из кризисной ситуации, в которой оказалась сегодня личность.

Степень разработанности темы.

Анализ степени разработанности выдвинутой нами проблемы приводит нас к необходимости разделения научной литературы по данному вопросу на несколько категорий.

Прежде всего, это работы, посвященные анализу понятия философской веры. Надо сказать, что в таком качестве оно до сих пор остается практически не разработанным, исключение составляют работы К. Ясперса и П. Тиллиха, посвященные целенаправленному философскому осмыслению веры. Что касается современности, то можно отметить работы А.А. Новикова, М.А. Можейко, однако здесь вера определяется не феноменологически, а через предмет, на который она направлена. Для многих же авторов это словосочетание остается лишь образным выражением и несет произвольный смысл. С другой стороны, существует литература, посвященная переосмыслению содержания понятия веры (Н.В. Басакова, И.А. Бескова, В.П. Большаков, Н.З. Бросова, Н.С. Коноплев, С.А. Нижников, В.Е. Никитин, А.И. Шафоростов). Варианты классификаций смыслов, вкладываемых в понятие веры, представлены в трудах М.Т. Андрюшенко, Д.И. Дубровского, Е.А. Евстифеевой, Д.В. Пивоварова, А.В. Романова.

О кризисном состоянии, в котором находится сегодня личность, писали такие авторы как К. Манхейм, X. Ортега-и-Гассет, И. Хейзинги, А. Швейцер, К. Ясперс. В рамках экзистенциальной философии связь кризиса личности с кризисом веры выражалась в утверждении возможности жить без веры (А. Камю, Ж.-П. Сартр), без абсолютных ценностей (Ж.-П. Сартр). Однако в экзистенциализме существует и иное направление, в котором не только есть место вере, но и утверждается абсолютная ценность веры в процессе становления личности и утверждения ее в «подлинном существовании» (Г. Марсель, П. Тиллих, М. Хайдеггер, К. Ясперс). В психоанализе 3. Фрейда источником кризисного состояния личности является борьба не личности и общества, а внутриличностный конфликт между Id, Ego и Super Ego. В работах таких ученых как В.Н. Волошинов, В.М. Лейбин, И.М. Меликов, И.И. Плеханова, М. Ширвиндт психоанализ рассматривается как учение, отрицающее специфическое духовное измерение жизни личности, признающее поиск ответа на вопросы о смысле, целях и ценности жизни в качестве проявления невротического состояния. Наиболее радикальная позиция в усмотрении сущности кризисного состояния личности и общества отражена в рамках постмодернизма, провозгласившего «смерть субъекта» (Р. Барт, Ж. Лакан, М. Фуко).

Исследованию сущности духовности личности посвящены труды Н.А. Бердяева, А.Я Канапацкого, И.А. Кудашева, А.Ф. Лосева, А.С. Кармина, О.Н. Козловой, А.Д Леонтьева, Г Марселя, И. Меликова П.А. Флоренского, Й. Хейзинги.

Анализ природы и сущности символа осуществлен в исследованиях следующих ученых: А.Р. Абдулин, Р. Барт, М.М. Бахтин, И.А. Бескова, О.А. Кармадонов, А.Ф. Лосев, М.К. Мамардашвили, A.M. Поляков, М. Пятигорский, П.А. Флоренский, К.-Г. Юнг.

Проблема реализации тендерных отношений в современном социальном пространстве рассматривается в работах таких исследователей как Г.А. Брандт, А.В. Визгина, Н. Габриэлян, Е.С. Гвоздева, К.Х. Делокаров, Р.И. Ерусланова, И.А. Жеребкина, Г. Зиммель, В.В. Знаков, Е.М. Зуйкова, О.Г. Исупова, В.Н. Кириллина, И.С. Кон, Л.В. Попова, В.В. Потапов, О.В. Рябов, Г.Г. Силласте, А.Ю. Стойлик и др.

Проблема существования массового сознания в пространстве современной повседневной реальности рассматривается в трудах К.З. Акопяна, П. Бергера, В.М. Бехтерева, С.Н. Бледного, Ж. Бодрийара, П.С. Гуревича, И.А. Журавлевой, B.JL Иноземцева, И.Т. Касавина, В.И. Кудашева, Т. Лукмана, В.И. Самохваловой, С. П. Щавелева.

Анализ степени разработанности проблемы приводит к выводу о том, что вера до сих пор не оформлена в качестве философской категории. Следствием существующего множества подходов к определению данного понятия является отсутствие его смысловой строгости и однозначности. Существует объективная необходимость в продолжении исследования веры, как единого феномена, имеющего несколько аспектов. Акцент на нравственно-этическом аспекте позволит нам глубже понять сущность сегодняшнего кризисного состояния личности.

Объектом является философская вера, рассматриваемая в качестве одного из базовых аспектов веры вообще.

Предметом — место и роль философской веры в процессе становления духовности личности.

Гипотеза. Философская вера, объектом которой является бесконечный духовный потенциал личности, служит основанием становления духовности личности, как раскрытия высших, сущностных способностей человека, позволяющих ему стать источником личностного самоопределения, смыслополагания, открывающих возможность выхода за пределы обыденного, утилитарного бытия.

Цель — выявление места философской веры в системе базовых представлений о вере вообще. Раскрытие специфических особенностей философской веры, ее функций, определение основных уровней ее реализации.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд задач:

• раскрыть специфику известных классификаций содержания понятия вера, исходя из многоаспектности данного понятия, выявить особенности каждого из выделенных аспектов;

• выяснить, насколько кризис личности ХХ-го столетия может быть связан с кризисом веры в ее философском аспекте;

• рассмотреть веру с точки зрения ее центрирующей и индивидуализирующей функций, выявить их особенности на внешнем и внутреннем уровнях реализации;

• выявить, как философская вера обнаруживает себя в социальной реальности, в частности, в реализации тендерных отношений;

• определить место философской веры в преодолении кризиса субъекта в условиях его повседневной жизни.

Теоретико-методологическая основа, основные методы исследования. Источником теоретического анализа и методологической рефлексии диссертационного исследования послужили труды отечественных и западных философов, прежде всего работы М.Т. Андрюшенко, Н.А. Бердяева, Д.И. Дубровского, Е.А. Евстифеевой, М.К. Мамардашвили, Г. Марселя, С.А. Нижникова, X. Ортега-и-Гссета, Ж.-П. Сартра, П. Тиллиха, М. Хайдеггера, К. Ясперса, в которых сформулированы положения, касающиеся целостности и многоаспектности феномена веры, особенностей духовного роста личности. Совокупность идей, разработанная данными учеными, определила парадигму проведенного нами исследования, следование которой позволило нам выявить основные параметры, определяющие духовный статус современной личности и место философской веры в процессе ее духовного становления.

Методологический аппарат работы включает в себя системный, феноменологический, дескриптивный методы, которые позволили нам выразить основное смысловое содержание философской веры, рассмотреть ее на внешнем и внутреннем уровнях реализации и представить философскую веру как феномен науки, выделив ее основные функции и и характеристики. Кроме того, нами был использован метод критического анализа, с помощью которого мы выявили сильные и слабые стороны научных текстов, посвященных изучению веры. Также при решении поставленных задач были использованы синтетические методы (концептуализация, обобщение) и широкий круг общенаучных и логических методов.

Научная новизна.

1. Вера рассмотрена с точки зрения реализации в ней философского компонента, что позволило говорить о ее субъективированности, направленности на абсолютные ценности и реализацию бесконечного потенциала человека.

2. Обоснована связь кризиса личности с нивелированием философского компонента веры, что выражается в неспособности личности преодолевать границы собственного опыта и налично данной ситуации, в закрытости сознания личности и отсутствии ценностно-смыслового измерения в отношениях с миром.

3. Выделено два плана реализации центрирующей и индивидуализирующей функций философского компонента веры. Реализуясь на внешнем плане, названные функции помогают личности справиться с децентрирующим и деиндивидуализирующим давлением социума, во внутреннем плане функциональная значимость философского компонента веры состоит в центрировании личности по отношению к давлению собственного бессознательного и сохранении динамической и целостной индивидуальности.

4. Выявлено, что в социальной реальности философская вера обнаруживает себя в феноменах, свойственных женскому типу духовности.

5. Выявлено, что философский компонент веры в пространстве повседневности обнаруживает себя в надобыденном плане существования, что выражается в способности личности раскрывать неутилитарный смысл повседневной жизни, противостоять упрощающим стандартам личного и социального поведения.

Положения, выносимые на защиту:

1. Существуют два основных аспекта веры: гносеологический и нравственно-этический, последний представлен религиозным и философским компонентами. Основанием для их выделения является, во-первых, принадлежность или непринадлежность предмета веры конечному бытию, а во вторых, то, что познавательный аспект основан на отношениях субъекта и истины, а нравственно-этический - не только на истинностных, но и на ценностно-смысловых взаимоотношениях субъекта и мира.

2. Кризисные состояния личности, связанные с децентрацией, деиндивидуализацией, расщепленной структурой Я преодолеваются путем формирования философского компонента веры в сознании личности и реализации его функций на внутреннем плане.

3. Философский компонент веры принадлежит сверхсознанию личности, которое включает в себя, помимо механизмов творчества, механизмы формирования иерархии ценностей и жизненных смыслов. Сверхсознание выполняет не только эстетическую, но и нравственно-этическую функцию, являясь результатом творческих усилий личности, направленных на созидание целостной структуры собственного Я.

4. Феминному сознанию имплицитно присуща философская вера, основными характеристиками которой являются субъективированность, направленность к бесконечному, открытость, ориентация на ценностно-смысловые отношения с миром.

5. Реализация основных функций философской веры способствует преодолению таких проявлений кризисного состояния в современной повседневности как духовный нигилизм, интеллектуальная несамостоятельность и отсутствие целостной структуры собственного Я.

Теоретическая и практическая значимость состоит в том, что полученные данные позволяют судить о том, что вера включает в себя не только познавательный и религиозный, но и философский компонент. Анализ философского компонента веры позволяет сделать вывод о духовно-нравственной значимости веры не только для религиозного, но и для атеистического сознания. Таким образом, положения диссертационного исследования дополняют теоретическую базу изучения веры, ее роли в процессе духовного становления личности.

Выводы диссертационного исследование могут быть использованы при информационном сопровождении управленческих решений в сфере социально-культурной политики, направленной на формирование духовности, преодоление духовного нигилизма. Кроме того, материалы диссертационного исследования могут быть использованы в учебном процессе в ВУЗах при разработке и чтении лекций по религиоведению, философии, философии религии. В целом, концепция философской веры должна открыть для личности новые горизонты самосознания и саморазвития.

Апробация исследования. Основные положения диссертационного исследования получили освещение в научных статьях, в том числе, в общенаучных периодических журналах, отвечающих требованиям ВАК, и были апробированы в форме докладов на ежегодных научно-практических конференциях «Методологическое обеспечение современных философских проблем», проходящих в Иркутском государственном университете (март 2003 г., апрель 2004 г., март 2005 г., март 2006 г., март 2007 г.). Диссертация выполнена и обсуждена на кафедре философии Иркутского госуниверситета. По итогам обсуждения диссертация рекомендована к защите.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Карпова, Юлия Владимировна

Выводы:

• Повседневная жизнь - это данность, первичная реальность, сфера человеческого опыта и, наконец, та «оболочка», в которой личность или обретает собственный мир, или растворяется в обыденности.

• Отсюда следует, что повседневная реальность имеет, по крайней мере, два плана реализации: обыденный (план «сниженного бытия») и надобыденный ( план неутилитарного существования, основанный на поиске базовых жизненных смыслов).

• Смещение культурной динамики в технологическую культуру привело к актуализации и придало особую значимость таким параметрам существования как рационализм, утилитаризм, безэмоциональность, преобладание интереса к технике, а не к человеку. Таким образом повседневность, формирующаяся в рамках технологической культуры способна разворачиваться только в плане рационального, «сниженного» бытия, на этом же плане существует и человек, обладающий массовым сознанием.

• Массовое сознание, являясь закрытым, обладает следующими характеристиками: направленность на потребление, развлечение, духовная ведомость, внушаемость, зависимость от стереотипов как поведенческих, так и речевых. Поэтому массовое сознание исключает философскую веру как состояние, в первую очередь, открытого сознания.

• Философская вера в повседневной реальности обнаруживает себя только в надобыденном плане существования. Присутствие здесь философской веры выражается в способности личности раскрывать неутилитарный смысл собственной повседневной, в том числе и профессиональной деятельности, самостоятельно принимать жизненно важные решения, часто противоречащие сложившимся стереотипам, противостоять уравнивающим и упрощающим стандартам личного и социального поведения. Существование в пространстве надобыденности предполагает у личности объем сознания всегда превышающий налично данную жизненную ситуацию, что говорит о способности личности к трансгрессии. Поэтому философская вера с одной стороны открывает личности пространство надобыденности, а с другой — формирует и сохраняет его.

В целом по главе можно сделать следующие выводы.

• Ситуация, в которой оказалось общество в начале XXI столетия, характеризуется как кризисная, что находит выражение по крайне мере в двух аспектах. Во-первых, это проблема дисбаланса в тендерных отношениях, и, во-вторых, проблемы, связанные с влиянием на жизнь общества массовой культуры, что явилось, в свою очередь, причиной формирования массового сознания.

• Дисбаланс в тендерных отношениях выражается, в первую очередь, в том, что сегодня культура, за исключением очень немногих областей, является мужской. Основной ее установкой является обладание объектом, стремление к достижению цели любой ценой, фокусировка на правилах, правах, законах. В рамках мужской культуры более значимым оказывается вопрос о социальных ролях людей, включенных во взаимоотношения, а не об их личностной значимости.

• Анализируя приметы массовой культуры, мы приходим к выводу, что ее характеризуют: рациональность, утилитарность, ослабление межличностного общения людей, ориентация на достижение успеха любыми средствами, стремление человека определить себя через предметы, которыми он обладает.

• Здесь прослеживается определенная логика, взаимосвязь между культурой, построенной на мужских стандартах и массовой культурой. Мы предполагаем, что массовая культура есть последняя стадия развития культуры мужского типа. Вхождение в этот этап развития говорит о необходимости пересмотра культурных и духовных ориентиров человека и общества, а значит - о необходимости обновления и реконструкции духовной и культурной жизни.

• Также мы пришли к выводу о том, что переоценка специфики женского типа духовности и ее роли в общественной жизни способна, вероятно, послужить решению ряда социальных проблем. С нашей точки зрения, философская вера является той базой, на которой возможна подобная переоценка. Кроме того, философская вера, будучи ориентирована на ценность уникальной личности, базируясь на представлении о трансцендентной природе духовности, связанной с надындивидуальными ценностями и смыслами, открывает человеку надобыденный пласт повседневности, актуализируя его способность символьного постижения себя и мира. Поэтому философская вера смогла бы стать основанием для формирования такого пространства социальной реальности, которое можно было бы противопоставить массовой культуре и массовому сознанию.

Заключение.

В заключении следует подчеркнуть, что вера является феноменом единым и целостным, являющимся особым измерением духовной жизни личности. В зависимости от основных характеристик ее предмета, вера может исследоваться с точки зрения ее познавательного или нравственно-этического аспекта. Выделение философской веры как одной из разновидностей нравственно-этического аспекта открыло новые возможности для исследования кризиса личности. Анализируя основные характеристики кризиса в рамках экзистенциальной теории и психоанализа, мы пришли к выводу о его связи с утратой философской веры.

Экзистенциальная теория, представленная Ж-П. Сартром и А. Камю, моделируя пространство индивидуального роста, «погружала» человека в состояние предельного одиночества и отчаяния. Процесс коммуникации становился почти невозможным из-за враждебных установок во взаимодействии человека и общества. В теории психоанализа поиск личностной идентичности разворачивался вокруг анализа неизбежного для каждого человека внутриличностного конфликта, в котором нормы и правила поведения, установленные обществом, играют также весьма существенную роль. В результате такого подхода сформировавшееся представление о структуре личности исключало духовность как особое измерение индивидуальной жизни личности. В контексте психоанализа потеряли актуальность такие параметры оценки личности как способность к волевым действиям, способность к созерцанию, установлению ценностно-смысловых отношений с миром. Различного рода неутилитарная, творческая деятельность получила в психоанализе свое вполне утилитарное, приземленное объяснение. Можно сказать, что уже в психоаналитической теории личность в своем высшем смысле как бы «исчезает».

К концу XX века идея смерти субъекта уже обсуждалась как актуальная в рамках постмодернистской парадигмы философствования.

Основные параметры обсуждаемого явления: децентрация и всеобщий детерминизм действительно позволили сделать вывод об утрате личностью тех «точек», которые давали бы представление о ее «индивидуальных разрешающих способностях».

Появление массового человека с массовым сознанием, с нашей точки зрения, иллюстрирует и процессы децентрации, и наличие детерминирующих процессов. Децентрация проявляется в смещении в структуре личности центра тяжести с сознания в бессознательное. В подавляющем большинстве сегодня человек не способен отдать себе отчет в собственных действиях, предпочтениях, выборе. Уровень саморефлексии становится критически низким, что является результатом процесса децентрации. Человек становится внушаемым, с легкостью поддающимся воздействию различного рода детерминирующих сил. Поэтому так актуальна сегодня тема поиска таких оснований личности,- которые позволили бы ей сопротивляться различного рода манипуляционным воздействиям.

Мы осуществили такой поиск в контексте размышлений о духовности личности. Духовность - это особый процесс, который не совпадет с наличным бытием, а образует особое измерение человеческого существования и ориентирует человека на поиск своей онтологической истинности. Проблема духовности - это проблема обретения себя как онтологически истинного существа. Таким образом, духовность это способ существования человека, формирующий особым образом наличное бытие личности, и, с другой стороны, открывающий иные измерения ее существования. В пространстве духовности рождаются абсолютные, надындивидуальные ценности и смыслы, поэтому основным здесь является формирование веры в абсолютные ценности и веры в возможность бесконечного преобразования собственного Я и мира.

Мы выделяем две основные функции философской веры: центрирующую и индивидуализирующую. Названные функции имеют внешний внутренний план реализации. На внешнем плане это проявляется в способности личности противостоять подавляющему, сковывающему свободу духовного самоосуществления воздействию социальных сил. На внутреннем плане основные функции философской веры с одной стороны центрируют личность по отношению к собственному бессознательному, с другой - позволяют преодолевать границы заданного «образа Я». Так философская вера принадлежит сверхсознанию, которое противопоставляется бессознательному, как область психики, где формируются основные жизненные смыслы, абсолютные ценности, вера в будущее и бесконечность собственного Я. Осуществляя трансгрессивный акт, основанный на философской вере, человек осознает и преодолевает пределы собственного духовного пространства. Духовный рост здесь мыслится как постоянная работа, направленная на преодоление налично данного, то есть преодоление самотождественности.

В целом, философская вера должна помочь человеку адекватно ориентироваться в пространстве собственной личности, осуществлять рост не только с точки зрения собственной материальной и социальной успешности, уходя часто в этом процессе вообще от проблемы постижения истинного «Я», становясь удобным объектом для манипулирования. Философская вера должна заново открыть человеку возможность и необходимость духовного роста и самосовершенствования, что позволило бы личности не утратить самого себя даже в борьбе с довольно агрессивным манипулирующим воздействием социальных сил.

В данном исследовании мы провели сравнительный анализ особенностей женского типа духовности и параметров, описывающих философскую веру, и пришли к выводу, что оно весьма близки между собой. Это говорит о том, что сегодня необходим пересмотр и переоценка качеств, свойственных женскому типу духовности, которые не только не стали значимыми для мужчин, но и теряют свою привлекательность для женщин. Общество движется сегодня по пути маскулинизации, и в контексте нашего исследования это представляется еще одной губительной тенденцией. С нашей точки зрения, актуализация феминного начала и дальнейшая разработка концепции философской веры есть процессы параллельные, жизненно необходимые сегодня как для общества в целом, так и для человека в частности.

Что касается перспектив исследования, то здесь следует отметить, что в диссертации показана огромная значимость символьного мышления, символотворчества в концепции философской веры. Но вопрос о механизмах формирования символа, основывающихся на концепции философской веры и их отличии от механизмов формирования символа на любых других основаниях остается открытым.

В последнее время стали появляться работы, посвященные анализу символа как условию продуктивного действия [см.: 125]. Примечательно, что и концепция философской веры, и концепция продуктивного действия оперируют понятием символ, имея ввиду его двойственную природу: с одной стороны, своим идеальным содержанием он выступает в качестве эталонного инварианта отношения субъекта к предметному миру, с другой - своей предметной формой он представляется результатом деятельности человека. Поэтому, с нашей точки зрения, было бы не безосновательным соотнесение концепции философской веры и концепции продуктивного действия. Такая работа позволила бы непосредственно оценить функциональную значимость концепции философской веры в процессе личностного роста индивида.

Далее, в диссертации только намечены пути использования концепции философской веры в преодолении тех кризисных явлений, которые характерны для сегодняшнего общества. Безусловно, необходима дальнейшая проработка и конкретизация данного вопроса. Остался открытым вопрос о соотношении религиозной веры и концепции философской веры, который также требует детальной проработки. Так как анализ их соотношения, возможно, приведет к раскрытию новых горизонтов в решении проблем, связанных с мирным сосуществованием представителей различных религиозных конфессий, и, в целом, - в решении проблем, связанных с вопросом о веротерпимости.

Так же необходимо продолжать работу по вычленению и, возможно, формированию инвариантного ядра понятия вера. Данное диссертационное исследование направлено, главным образом, на дифференциацию различных аспектов веры, с акцентированием внимания на аспекте морально-нравственном, но необходимо также исследовать понятие вера в общем ключе, находить объединяющие основы его существования, выявлять универсальные принципы, на которых оно формируется. ч

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Карпова, Юлия Владимировна, 2010 год

1. Абдулин А.Р. Культура и символ / А. Р. Абдулин. Уфа: «Гилем», 1997. -158с.

2. Августин Аврелий, Блаженный Исповедь / Б. Августин Аврелий; А. Августин. СПб.: Азбука, 1999. - 393с. - (Азбука - классика)

3. Автономова Н. Деррида и грамматология // Ж. Деррида О грамматологии/ Пер. с фр. М.: "Ad Marginem", 2000. - С.7-111.- (Университетская библиотека. Философия)

4. Акогтян К.З. По направлению к масскульту: наука и религия в эпоху шлягера (4.1) // Философские науки. — 2001. — №3. С.32-48.

5. Акопян К.З. По направлению к масскульту: наука и религия в эпоху шлягера (4.2) // Философские науки. 2001. - №4 С.69-84.

6. Андрюшенко М.Т. Гносеологический анализ веры в философии Канта: предпосылки, сущность, последствия. // Кантовсий сбоник Калининград 1984. Вып. 9 С. 39 52.

7. Андрюшенко М.Т. Познание и вера. Иркутск: Изд-во Иркут. Ун-та, 1990. - 168с.

8. Аристотель Сочинения в 4-х т. Ред. 3. Н. Микеладзе М.: Мысль 1978 Т\2

9. Асмолов А.Г. Личность / А. Г. Асмолов, Д. А Леонтьев // Новая философская энциклопедия. М.,2001. - Т. II. - С.401^404.

10. Ю.Бандуровский К.В. Личность // Новая философская энциклопедия. -М.,2001. Т. II. - С.400-401.

11. П.Барт Р. Основы семиологии. // Р. Барт Структурализм: «за» и «против». М.: Прогресс, 1975.-С. 114-164.

12. Барт Р. Критика и истина // Р.Барт Избранные работы: Семиотика.

13. Поэтика: Пер с фр. / сост., общ. ред. и вступ. ст., с.З 45, Г. К. Косиков. -М.: Прогресс, 1989. - С.319-375.

14. З.Барт Р. Лекция // Р. Барт Избранные работы: Семиотика. Поэтика: Пер с фр./ сост., общ. ред. и вступ. ст., с.З 45, Г. К. Косиков. - М.: Прогресс, 1989. - С.545-574.

15. Барт Р. От произведения к тексту // Р. Барт Избранные работы: Семиотика. Поэтика: Пер с фр./ сост., общ. ред. и вступ. ст., с.З — 45, Г. К. Косиков. -М.: Прогресс, 1989. С.413-424.

16. Барт Р. Смерть автора // Р. Барт Избранные работы: Семиотика. Поэтика: Пер с фр./ сост., общ. ред. и вступ. ст., с.З 45, Г. К. Косиков. - М.: Прогресс, 1989. - С.384—392.

17. Басакова Н.В. Вера Versus - Знание: соотношение, границы, мера, актуализации // Вера как ценность: материалы Всероссийской науч. конф., 25-27 июня 2002г. - Вел. Новг.: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. -С.103-111.

18. Бахтин М.М. К методологии гуманитарных наук. // М. М. Бахтин Эстетика словесного творчества. — М.: Искусство, 1979. — С.361-373.

19. Белый А. Вейнингер о поле и характере // Русский эрос, или философия любви в России / сост. В. П. Шестаков М.: Прогресс, 1991. - С. 100- 105.

20. Бергер П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман. — М.: «Медиум», 1995. 323с.

21. Бердяев Н.А. Я и мир объектов: опыт философии одиночества и общения / Н.А. Бердяев Дух и реальность: основы богочеловеческой духовности. Я и мир объектов: опыт философии одиночества и общения. М.: ACT: ACT Москва: Хранитель, 2007. - с. 207-340.

22. Бескова И. А. Эволюция и сознание (когнитивно-символический анализ) / И. А. Бескова. -М.:ИФ РАН.,2001. 269с.

23. Бехтерев В.М. Внушение и его роль в общественной жизни. / В. М. Бехтерев СПб.: Питер, 2001. - 256с.

24. Библер B.C. Образ простеца и идея личности в культуре средних веков // Человек и культура: Индивидуальность в истории культуры. М.: Наука, 1990. - с. 81-125.

25. Бланшо М. Опыт предел. // Танатография эроса: Жорж Батай и фрпанцузская мысль середины XX века. - СПб.: Мифрил, 1994. - с. 63 -79.

26. Бледный С.Н. Проблема манипулирования сознанием в научной литературе конца XIX — начала XX века // Социально-гуманитарные знания. 2004. № 3 - с.292-302.

27. Бодрийар Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального / Ж. Бодрийар. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2000. - 98с.

28. Болдырев Н.Ф. Сталкер или труды и дни Андрея Тарковского / Н.Ф. Болдырев. — Челябинск: Изд-во «Урал Л.Т.Д.», 2002. — 382с.

29. Большаков В.П. Проблема веры как ценности в современной культуре // Вера как ценность: материалы Всероссийской науч. конф., 25-27 июня 2002г. Вел. Новг.: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. - С.З 1-36.

30. Брандт Г.А. Природа женщины как проблема. (Концепции феминизма) // Общественные науки и современность. — 1998. №2. - С.167-180.

31. Бросова Н.З. «Лесные тропы» бытия. Феноменология истории Мартина Хайдеггера // Вопросы философии. 2006. № 11 - С. 155-163.

32. Бросова Н.З. Феомен веры и проблема основания. М. Хайдеггер «О событии». // Вера как ценность: материалы Всероссийской науч. конф.,25.27 июня 2002г. Вел. Новг.: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. -С.239-248.

33. Вебер А. Германия и кризис европейской культуры // Культурология XX век: антология. М.: Юрист, 1995. - С.281-297.

34. Визгина А.В. Проявление личностных особенностей в самоописаниях мужчин и женщин / А.В. Визгина, С. Р. Пантилеев // Вопросы психологии. -2001.-№3. С.91-100.

35. Волошинов В.Н. По ту сторону социального. О Фрейдизме // В.Н. Волошинов Философия и социология гуманитарных наук. СПб.: Аста-пресс ltd, 1995. - С.25-59. - Круг Бахтина.

36. Волошинов В.Н. Фрейдизм. Критический очерк // Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль / сост. и авт. вступ. ст. В. М. Лейбин. М.: Республика, 1994. - С.269-347.

37. Выготский Л.С. Вопросы теории и истории психологии. // Л. С. Выготский Собр. соч.: В 6т. -М.: Педагогика, 1982. Т. 1. 488с.

38. Гайденко П.П. Человек и история в экзистенциальной философии К. Ясперса // Ясперс К. Смысл и назначения истории / Пер. с нем. М.: Политиздат, 1991. - С.5-25.

39. Гвоздева Е.С. Штрихи к портрету женщин-менеджеров / Е. С. Гвоздева, В. И. Герчиков // Социологические исследования. 2000. - №11. - С36-АА.

40. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. / РАН, Ин-т философии. М.: Наука, 2000. — 496с. (Памятники философской мысли).

41. Гоббс Т. Избр. произведения в 2-х т. М.: Мысль 1964. Т.1 583с.

42. Горных А. А. Лакан // Всемирная энциклопедия: Философия XX век / Главн. науч. ред. и сост. А.А. Грицанов.- М., 2002. С.399-403.

43. Григорьев Л.Г. Социология повседневности Альфреда Шюца // Социологические исследования. 1987. - №1. - С.125.

44. Грицанов А. А. Бонхеффер Д. // Всемирная энциклопедия: Философия XX век / Главн. науч. ред. и сост. А.А. Грицанов. М., 2002. - С.92-93.

45. Гуревич П. С.Антропологический ренессанс// Феномен человека: антология. М.: Высш. Шк., 1993. - С. 3-24.

46. Делез Ж. Логика смысла / Ж. Делез; пер. с фр. М.: Изд. центр «Академия», 1995.-297с.

47. Делокаров К.Х. Женщина и ценности западноевропейской индустриальной цивилизации // Общественные науки и современность. -2000. № 4. - С.68-74.

48. Деррида Ж. О грамматологии / Ж. Деррида пер. с фр. и вступ. ст. Н. Автономовой. М.: "Ad Marginem",2000г. - 511с. - (Университетская библиотека. Философия)

49. Додельцев Р.Ф. Долгов К.М. Психоанализ искусства // Фрейд 3. Художник и фантазирование; пер. с нем. / под ред. Р. Ф. Додельцева, К. М. Долгова. -М.: Республика, 1995. С.5-16.

50. Долгов К.М. От Киркегора до Камю: Очерки европейской философско-эстетической мысли XX века / М.К. Долгов. М.: Искусство, 1990. - 399с.

51. Дубровский Д.И. Проблема идеального. Субъективная реальность. Электронный ресурс. / Д.И. Дубровский. М.: Канон+, 2002.- 368с. -Режим доступа: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000910 stOOO.shtml / (20 марта 2009).

52. Евстифеева Е.А. К анализу феномена веры. // Философские науки. 1984. - №6. - С.71-76.

53. Евстифеева Е.А. Феномен веры и активность сознания. // Философские науки. 1987. - №7. - С.78-88.

54. Евстифеева Е.А. Феномен веры как фактор деятельности. // Философские науки. 1985. - №5. - С. 131-135.

55. Жеребкина И.А. Подчиниться или погибнуть: парадоксы женской субъективации в русской культуре конца XIX века // Общественные науки и современность. 2002. -№3. — С.164-171.

56. Жеребкина И.А. «Прочти мое желание.: постмодернизм, психоанализ, феминизм». М.: Идея-Пресс, 2000. - 256с.

57. Иванов В.И. О существе трагедии // В.И. Иванов Лик и личины современности: Эстетика и литературная теория. — М.: Искусство, 1995. -С.90-103.

58. Ильин И.А. О Русской идее. // И.А. Ильин Собр. соч.: В.Ют. М., 1993. Т.2 Кн. 1.С. 419-431.

59. Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа / И.П. Ильин. М.: Интрада, 1998. - 255с.

60. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм / И. П. Ильин. —М.: Интрада, 1996. 253с.

61. Иноземцев B.JI. На рубеже эпох. Экономические тенденции и их неэкономические следствия / В.Л. Иноземцев. — М.: ЗАО Издательство «Экономика», 2003. 766с.

62. Исупова О.Г. Социальный смысл материнства в современной России // Социологические исследования. 2000. - №11. — С.99-107.

63. Канапацкий А.Я. Духовность как онтологическая компонента истинности человека. // Социально-гуманитарные знания 2004. №2. - С. 201-211.

64. Кант И. Критика чистого разума / И. Кант. СПб.: ИКА «Тайм-АУТ», 1993.-472с.

65. Кармадонов О.А. Символ в социуме и социальном анализе / О.А. Кармадонов. Иркутск: Изд- во ИГУ, 2003. - 264с.

66. Камю А. Человек бунтующий / А. Камю Сочинения: в 5 т.; пер. с фр. — Харьков: «Фолио», 1998. Т. 3. - с.59-409.

67. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием / С.Г. Кара Мурза. - М.: Алгоритм, — 2000. - 736с.

68. Кармин А. Философия культуры в информационном обществе: проблемы и перспективы // Вопросы философии. 2006. - №2. - С.52-60.

69. Карпенко Е.И. Сущность и тенденции современного феминизма Электронный ресурс./ Е.И. Карпенко. — Гуманитарный экологический журнал. Т.4, Вып.1. 2002. - С.67-73. - Режим доступа: http://ecoforum2.narod.ru/hem41/sociol3.htm (10 июля. 2009).

70. Касавин И.Т. Анализ повседневности /И.Т. Касавин, С.П. Щавелев. М.: Канон +, 2004. - 432с. — (Современная философия).

71. Касавин И.Т. Повседневность и альтернативные миры / И.Т. Касавин, С. П. Щавелев // Философские науки. 2003. № 5. - С. 104-124.

72. Категории философии и категории культуры / АН УССР; Ин-т философии; М.А. Булатов и др.; отв. ред. М.А. Булатов, В.Г. Табачевский. Киев: Наук, думка, 1983. - 343с.

73. Кириллина В.Н. Тендерный конфликт как фактор политических изменений // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12, Политические науки. 2004. - №4. - С.5-25.

74. Козлова Г.В. Совместное обучение привело к нивелировке полов / интервью ведет Т. Шишкова // Народное образование. Российский общественно-педагогический журнал. 2002. - №1. - С.147-153.

75. Козлова О.Н. Управляемость социальной жизни: от быта к бытию // Социально-гуманитарные знания. 2002. - №1. - С.128-138.

76. Кон И.С. Человеческие сексуальности на рубеже XXI века // Вопросы философии. 2001. - №8. - С.29-41.

77. Коноплев Н.С. Постижение сущего: в чем оно? «Разучиваем» новую теорию познания. К постановке вопроса // Методологическое обеспечение современных философских проблем: Сборник научных трудов. — Иркутск: Иркут. ун-т, 2000. - С.34-36.

78. Косиков Г.К. Ролан Барт семиолог, литературовед // Р. Барт Избранные работы: Семиотика. Поэтика; пер с фр. — М.: Прогресс, 1989. — С.3-45.

79. Кудрявцев. Л.Д. Предел // БСЭ. 3-е изд. - М., 1975. - Т.20. С.503-505.

80. Лакан Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе / Ж. Лакан; пер. с фр. А.К. Черноглазова. М.: Изд-во «Гнозис», 1995. - 192с.

81. Лакан Ж. «Я» в теории Фрейда и в технике психоанализа. (1954X55) / Ж. Лакан; пер. с фр. А.К. Черноглазова. М.: Изд-во «Гнозис»; Изд-во «Логос», 1999.-520с.

82. Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия / В. М. Лейбин. М.: Политиздат, 1990. - 397с.

83. Леонтьев Д.А. Духовность // Человек. Философско-энциклопедический словарь / под общ. ред. И. Т. Фролова. М., 2000. - С. 114-115.

84. Локк Д. Соч. в 3-х т. / Д. Локк, пер. с англ. М.: Мысль, 1985. - Т. 1. - 622с.

85. Лосев А.Ф. Философия имени / А. Ф. Лосев. М.: Изд- во Моск. Ун- та, 1990,-269с.

86. Малахов В. Смерть субъекта Электронный ресурс. / "Кругосвет": Энциклопедия 2006. Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/ articles/107/1010713/ 1010713a7.htm (10 фев. 2009)

87. Мамардашвили М.К. Если осмелиться быть // М.К. Мамардашвили Сознание и цивилизация. Тексты и беседы. М.: Издательство «Логос», 2004.-С. 104-137.

88. Мамардашвили М.К. Категория социального бытия и метод его анализа в экзистенциализме Сартра// М.К. Мамардашвили Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1990. - С. 249-294.

89. Мамардашвили М.К. Появление философии на фоне мифа // М.К. Мамардашвили Мой опыт нетипичен / М. К. Мамардашвили; вступ. ст. Ю. П. Сенокосова, С. 7-28. СПб.: Азбука, 2000. - С.37-54.

90. Мамардашвили М.К. Символ и сознание: Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке / М.К. Мамардашвили, A.M. Пятигорский под общ. ред. Ю.П. Сенокосова. М.: Школа "Языки русской культуры", 1999. - 216с. - (Язык. Семиотика. Культура.).

91. Мамардашвили М.К. Сознание это парадоксальность, к которой невозможно привыкнуть // М.К. Мамардашвили Как я понимаю философию. - М.: Прогресс, 1990. - С. 72-85.

92. Мамардашвили М.К. Трансценденция и бытие // М.К. Мамардашвили Мой опыт нетипичен / М.К. Мамардашвили; вступ. ст. Ю.П. Сенокосова, С. 7-28. СПб.: Азбука, 2000. - С.54-74.

93. Мамардашвили М.К Философия это сознание вслух. // М.К. Мамардашвили Сознание и цивилизация. Тексты и беседы. М.: «Логос», 2004.-с 87- 104.

94. Манхейм К. Диагноз нашего времени: сборник: пер. с нем. и англ. / К. Манхейм. М.: Юрист, 1994. - 700с.

95. Мареев С.Н. Философия XX века (истоки и итоги). Учебное пособие / С.Н. Мареев, Е.В. Мареева, В.Г. Арсланов. М.: Академический Проект, 2001. - 464с.- (Gaudeamus).

96. Марсель Г. Опыт конкретной философии / Г. Марсель; пер с фр. В.П. Большакова и В.П. Визгина; общ. пед., послесл. и примеч. В.П. Визгина. -М.: Республика, 2004. 224с. - (Мыслители XX века).

97. Меликов И.М. Творчество и духовный мир человека // Вестн. Моск. Ун-та Сер.7. Философия. 2002. - №2. - С. 76-87.

98. Мережковский Д.С. Грядущий хам // Д.С. Мережковский Грядущий хам. М.: Республика, 2004. - С. 4-154.

99. Миголатьев А. А. Ведущие течения современной западной философии // Социально- гуманитарные знания. 2002. - №2. - С. 93-108.

100. Миронов В.В. Коммуникационное пространство как фактор трансформации современной культуры и философии // Вопросы философии. 2006. № 2. - С.27-43.

101. Можейко М.А. Вера / М.А. Можейко, Н.С.Щекин // Новейший философский словарь. 3-е изд. - Мн., 2003. - С. 157-160.

102. Можейко М.А. Воскрешение субъекта // Всемирная энциклопедия: Философия XX век / Главн. науч. ред. и сост. А.А. Грицанов. М., 2002. -С.152.

103. Можейко М.А. Трансгрессия // Всемирная энциклопедия: Философия XX век / Главн. науч. ред. и сост. А.А. Грицанов. М., 2002. - С.788-789.

104. Можейко М.А. Смерть субъекта // Всемирная энциклопедия: Философия XX век / Главн. науч. ред. и сост. А.А. Грицанов. М., 2002. -С.708-710.

105. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума / Н.Н. Моисеев. — М.: Языки русской культуры, 2000. - 224с.

106. Молчанов Ю.Б. Четыре концепции времени в философии и физике. / Ю. Б. Молчанов; Ан СССР, Ин-т философии. -М.: Наука, 1977. 192с.

107. Несмелов В.И. Вера и знание с точки зрения гносеологии. / В.И. Несмелов. Репринт, воспроизведение изд. 1913 г. - Казань: Вернисаж, 1992.- 109с.

108. Нижников С.А. Метафизика веры в Русской философии: Монография / С.А. Нижников. М.: Изд-во РУДН, 2001. - 355с.

109. Никитин В.Е. Вера в историю / Вера как ценность: материалы Всероссийской науч. конф., 25-27 июня 2002г. Вел. Новг.: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. - С.72-75.

110. Новиков А.А. Вера философская // Новая философская энциклопедия М., 2001. Т. I. - С.381-382.

111. Ортега-и-Гассет X. Этюды о любви / X. Ортега-и-Гассет. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2003. - 416с.

112. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс / X. Ортега-и-Гассет: Сб.: пер. с исп. М.: ООО «Издательство ACT», 2002. - с. 11-209.

113. Панфилова Т.В. Гуманистический потенциал психоанализа // Общественные науки и современность. — 2003. — №3. С. 173-176.

114. Пивоваров Д.В. Вера // Социальная философия: Словарь / Сост. и ред. В.Е. Кемеров, Т.Х. Керимов. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая Книга, 2006. - 624с.

115. Плеханова И.И. Преображение трагического / И.И. Плеханова. -Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 2001. Часть 1. - 158с.

116. Попова Л.В. Проблемы самореализации женщин // Вопросы психологии. 1996. - №2. - С.З 1-41.

117. Поляков A.M. Символ как условие продуктивного действия // Вопросы психологии. 2006. — №1. - С.63-72.

118. Проблема человека в западной философии: Сб. пер. с англ., нем., фр. / сост и послесл. П.С. Гуревича; общ. ред. Ю.Н. Попова. М.: Прогресс, 1988.-544с.

119. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990. - 494с.

120. Пушкарева H.JI. Предмет и методы изучения «Истории повседневности» // Этнографическое обозрение. 2004. - №5. - С.3-19.

121. Радионова С.А. Символ // Всемирная энциклопедия: философия XX век/ Главн.науч. ред. и сост. А.А. Грицанов. М., 2002. - С.674-675.

122. Родянский А. Постановки телевизионной реальности // Искусство кино. 2000. - №4. - С.5-11.

123. Розин В.М. Культурология: учебник / В.М. Розин — 2-е изд., перераб. и доп. М.: Гардарики, 2003. - 462с.

124. Романов А.В. Основные парадигмы в понимании веры и этапы ее актуализации // Вера как ценность: материалы Всероссийской науч. конф., 25-27 июня 2002г. Вел. Новг.: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. - С. 41-58.

125. Рябов О.В. «Матушка Русь»: Опыт тендерного анализа поисков национальной идентичности в России в отечественной и западной историософии. - М.: Ладомир, 2001. — 202с.

126. Рябов О.В. «Mother Russia»: тендерный аспект образа России в западной историософии // Общественные науки и современность. 2000. -№4.-С.116-122.

127. Самохвалова В.И. Масскульт и маленький человек // Философские науки. 2001. -№1. - С.55-66.

128. Самохвалова В.И. Человек и судьба мира / В.И. Самохвалова. М.: Новый век, - 2000. - 195с.

129. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии / Ж. П. Сартр; пер. с фр., предисл., примеч. В.И. Колядко. — М.: Республика, 2000. 639с. - (Мыслители XX века).

130. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм это гуманизм // Сумерки богов: сборник / Ф. Ницше, 3. Фрейд, Э. Фромм и др.; сост., общ. ред. и предисл.

131. A.А. Яковлева. М.: Политиздат, 1989. - С. 319 - 344.

132. Сенокосов Ю.П. Призвание философа // М.К. Мамардашвили Как я понимаю философию. -М.: Прогресс, 1990.-С. 5-13.

133. Сидоренко Е. Вспоминая то, чего не было // Педология/Новый век-2001.- Октябрь (№8).-С.29-34.

134. Силласте Г.Г. Тендерная социология как частная социологическая теория // Социологические исследования. 2000. - №11. - С.5 - 15.

135. Симонов П. Сознание, подсознание, сверхсознание. // Наука и жизнь.- 1975. -№12. С.44-51.

136. Симонов П. Красота язык сверхсознания. // Наука и жизнь. - 1989. -№4.-С. 100-107.

137. Современная западная философия: словарь / Сост. B.C. Малахов, В. П. Филатов. М.: Политиздат, 1991. - 414с.

138. Словарь философских терминов / Научная редакция В.Г. Кузнецова.- М.: ИНФРА 2004. - XVI, 731 с.

139. Спиркин А.Г. Сознание // БСЭ. 3-е изд. - М., 1976. - Т. 24. - С. 129-130.

140. Ставцев С.Н. Введение в философию Хайдеггера. Серия «Мир культуры, истории и философии» /С.Н. Ставцев. - СПб.: Изд-во «Лань», 2000. - 192с.

141. Старовойтов В.В. Психоанализ и религия. Электронный ресурс. /

142. B.В. Старовойтов // Журнал практической психологии и психоанализа. Ежеквартальный научно-практический журнал электронных публикаций.- 2005. №2. - Режим доступа: http://psyjournal.ru/j3p/pap.php?id=20050210 (15 фев. 2009)

143. Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры: Изд 3-е, испр. и доп. М.: Академический Проект, 2004. - 992с.

144. Степин B.C. Теоретическое знание / B.C. Степин. М.: Прогресс -Традиция, - 2000. - 744с.

145. Стойлик А.Ю. Ценностные ориентации: социально-психологический и тендерный аспекты // Журнал прикладной психологии. 2003. - №6. -С.60-69.

146. Суковатая В.А. Бизнес-леди: мифы и реальность // Социологические исследования. 2002. -№11.- С.69-77.

147. Суковатая В.А. Фемистская теология и тендерные исследования в религии: перспективы новой духовности // Общественные науки и современность. 2002. - №4. - С. 183-192.

148. Суханцева В.К. Хайдеггер: к онтологии обыденности // Фшософсью дослщження. / Луганськ. 2003. - Випуск 4. - С. 7-15.

149. Теория и методология тендерных исследований. Курс лекций / под общ. ред. О.А. Ворониной. М.: МЦГИ - МВШСЭН - МФФ, 2001. - 416с.

150. Тиллих П. Динамика веры. // Избранное: Теология культуры пер. с англ. -М.: Юристъ, 1995.-С. 132-216.

151. Уитбек К. Другая реальность: феминистская онтология // Женщины, познание и реальность: Исследования по феминистской философии / Сост. Э. Гарри, М. Пирсел; пер. с.англ. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2005. С.65-91.

152. Флоренский П.А. Детям моим. Воспоминания прошлых дней / П.А. Флоренский. М.: ООО «Изд-во ACT», 2004. - 379с. - (Философия. Психология).

153. Флоренский П.А. Иконостас / П.А. Флоренский. М.: ООО «Изд-во ACT», 2003. - 379с. - (Философия. Психология).

154. Франк С.Л. // Шлейермахер Ф. Речи о религии. Монологи. М-К.: REFL book, 1994. - 432с

155. Франкл В. Духовность, свобода и ответственность // В. Франки Человек в поисках смысла: Сборник: Пер с англ. и нем. / Общ. Ред. Л.Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева М.: Прогресс, 1990. - с.93 - 130.

156. Франкл В. Человек в поисках смысла: сборник: пер. с англ. и нем. // В. Франкл М.: Прогресс, 1990 - 368с.

157. Фрейд 3. Неудобства культуры // 3. Фрейд Художник и фантазирование. -М.: Республика, 1995. С.99-337.

158. Фрейд 3. По ту сторон принципа удовольствия. — М.: Прогресс, Литера, 1992.-567с.

159. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура: сборник: пер. с нем. / 3. Фрейд. М.: Ренессанс, 1992. - 289с.

160. Фрейд 3. «Я» и «Оно» // Зигмунд Фрейд Либидо. М.: Изд-во «Гуманитарий» Академии гуманитарных исследований, 1996. - С.235-265.

161. Фромм Э. Иметь или быть? / Э. Фромм. М.: Прогресс. - 1990. -336с.

162. Фромм Э Психоанализ и религия // Сумерки богов: сборник / Ф. Ницше, 3. Фрейд, Э. Фромм и др.; сост., общ. ред. и предисл. А. А. Яковлева. М.: Политиздат, 1989. - С. 143-221.

163. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук / М. Фуко пер. с фр. В. П. Визгина, Н. С. Автономовой; вступ. ст. Н. С. Автономовой. СПб.: A-cad, 1994. - 406с.

164. Фуко М. О трансгрессии. // Танатография эроса: Жорж Батай и фрпанцузская мысль середины XX века. — СПб.: Мифрил, 1994. — с. 111 — 133.

165. Хайдеггер М. Бытие и время. / М. Хайдеггер пер. с нем. В.В. Бибихина. — Харьков: «Фолио», 2003. — 503с.

166. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // М. Хайдеггер Время и Бытие. Статьи и выступления / Пер. с нем. СПб.: Наука, 2007. - С.266-306.

167. Хейзинга Й. В тени завтрашнего дня / Й Хейзинга Homo Ludens. В тени завтрашнего дня; Пер. с нидерланд. В. Ошиса. — М.: ООО «Издательство ACT», 2004. с.343-518.

168. Хоружий С.С. После перерыва. Пути Русской философии / С.С. Хоружий СПб.: «Алетея», 1994г. - 447с. - (Наши современники).

169. Хоружий С.С. Слегка неожиданное родство: Духовная практика и экзистенциальная аналитика // С. С. Хоружий О старом и новом. СПб.: Алетейя, 2000. - С.451-473.

170. Хьелл JL, Зиглер Д., Теории личности (Основные положения, исследования и приминение). СПб.: Питер Пресс, 1997. - 608с.

171. Чирикова А.Е., Кричевская О. Н. Женщина-руководитель: деловые стратегии и образ «Я» // Социологические исследования. 2000. — №11. -С.45-56.

172. Шафоростов А.И. Вера как условие самоидентификации: монография. / А.И. Шафоростов. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2006. - 248с.

173. Ширвиндт М. Психоанализ // Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль / сост. и авт. вступ. ст. В.М. Лейбин. М.: Республика, 1994. -С.347-362.

174. Швейцер А. Культура и этика / А. Швейцер. М.: Прогресс, 1973. -343с.

175. Эпштейн М. Размышления И. Соловьева об Эросе // Человек. 1991. -№1.-С.195-212.

176. Эткинд А. Эрос невозможного. История психоанализа в России // А. Эткинд СПб.: MEDY3A, 1993. - 463с.

177. Юм Д. Соч. в 2-х т. / Д. Юм, пер. с англ. М.: Мысль, 1996. - Т. 1. -733с.

178. Юнг К.Г. Современность и будущее / К. Г. Юнг. Мн.: Университетское, 1992. — 62с.

179. Ямпольская А.В. Идея бесконечного у Левинаса и Койре // Вопросы философии. 2009. - №8. - С. 135-147.

180. Янчук Е.И. Тендерная проекция в курсе «Философия» // Вестник Белорусского Гос. ун-та Сер 3, История, Философия. — 2001. №1. — С.30-35.

181. Ясперс К. Духовная ситуация времени. // К. Ясперс Смысл и назначение истории, пер. с нем. М.: Политиздат, 1991. - С. 288-419.

182. Ясперс К. Философия Электронный ресурс. / К. Ясперс. — Гейдельберг. 1-е издание: 1931. Перевод по: 2-е издание. 1948. — Режим доступа: http://filosof.historic.ru/books/item/fD0/s00/z00003 10 / (17 марта 2009).

183. Ясперс К. Философская вера. // К. Ясперс Смысл и назначение истории, пер. с нем. М.: Политиздат, 1991. - С. 420-508.

184. Social responsibility of the existentialist artist: Camus and Sartre// Existentialism and alienation in American literature by Sidney Finkelstein. International Publishers. New York. - Second Printing, 1967.

185. Heller A. Can Everydey Life be Endangered? // Heller A. Can Modernity Survive. TJ.Press Ltd, Padstow, Cornwall, 1990. P.46.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.