Кризис европейской культуры: проблематика духовного объединения общества тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат наук Столбова, Наталья Викторовна

  • Столбова, Наталья Викторовна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Белгород
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 183
Столбова, Наталья Викторовна. Кризис европейской культуры: проблематика духовного объединения общества: дис. кандидат наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Белгород. 2013. 183 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Столбова, Наталья Викторовна

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Модель кризисной культуры Запада: ее возникновение, развитие и попытки преодоления

1.1. Формирование модели кризисной культуры на Западе (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше и О. Шпенглер)

1.1.1. А. Шопенгауэр о нарушении целостности европейской духовности

1.1.2. Проблема духовного объединения людей как основа модели кризисной культуры Ф. Ницше

1.1.3. Критика мифа фаустовской души как смерть европейской культуры

1.1.4. «Лицо» кризисной модели культуры: обобщение

идей А. Шопенгауэра, Ф. Ницше и О. Шпенглера

1.2. Кризис европейской культуры в феноменолого-экзистенциальном свете

1.2.1. Шопенгауэровско-ницшеанская модель европейской культуры и ее преобразование в философии Макса Шелера

1.2.2. От духа к экзистенции: структуры повседневности как фундамент духовной интеграции у М. Хайдеггера

1.2.3. Выявление М. Шелером и М. Хайдеггером новых ресурсов духовного объединения людей в европейской культуре

1.3. Кризис европейской культуры в философии языка: от

герменевтики к постструктурализму (М. Хайдеггер, X. Гадамер,

Ж. Деррида, Р. Барт)

1.4. Рецепция кризиса европейской культуры в современных

российских исследованиях

Глава 2. Человек в «кризисной» культуре

2.1. Христианские практики духовного объединения людей: достижения, актуальные проблемы, перспективы

2.2. Человек в системе вещей и социальных связей

2.3. Образование в условиях кризисной культуры: новые практики солидарности

Заключение

Библиографический список

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Кризис европейской культуры: проблематика духовного объединения общества»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В философии Нового времени (в частности, у Лейбница) ставился вопрос о том, может ли конечное и ограниченное существо отпасть от своего творца? Отделиться от всего универсума и даже забыть, кто она (тварное существо) есть? Этот вопрос ставился как чисто теоретический и являлся отправной точкой для доказательства обратного - возможности предустановленной гармонии в согласованности души и тела, твари и творца, человека и культуры. Представить себе такую ситуацию отсутствия общей духовности действительно реальной было невозможно.

Сегодня же мы живем в этой невозможной ситуации. После зафиксированной Ницше «смерти Бога» человек поставил под сомнение ценности «большой» культуры, имеющие трансцендентный характер, и оказался, согласно ницшеанской и сартровской терминологии, в состоянии нигилизма лицом к лицу с Ничто. XX век с его мировыми войнами и тоталитарными системами показал, что игры с Ничто чрезвычайно опасны и оборачиваются не духовной интеграцией, а либо растворением всего человеческого во всеобщем (в тоталитарных системах), либо радикальным отрывом человека от культуры (в системах демократических, актуализирующих индивидуальное смыслообразование). Поэтому не случайно, что сегодня духовные поиски захватывают людей, представляясь им путем обретения истины и выхода к бесконечному, но порой оборачиваются либо навязыванием традиционной идеологии, либо просто причудливым хобби, персонализирующим каждого человека, но при этом не спасающим и не объединяющим.

С другой стороны, в отрыве человека от универсума «большая» культура превращается в красивую, но нежизнеспособную традицию, в некий культурный архив, обращения к которому необходимо постоянно искусственно поддерживать. Выхолащивание этого архива неизбежно и уже происходит, а

вместе с ним идет и выхолащивание традиционных стратегий образования, управления, поддержки социальных связей и т.д.

В этих условиях поддержание и преобразование существующих культурно-антропологических практик духовного объединения и поиск новых вариантов интеграции становятся ключевыми и необходимыми для дальнейшего существования общества. Многие исследователи в этом вопросе уповают на повседневность как на всеохватывающую сферу человеческой жизни. С этой точки зрения кризис духовности - вполне поправимое явление: это только лишь смена полюсов реализации духовной интеграции, если традиционно духовное объединение выстраивалось из трансцендентного, то сегодня необходимо искать знаки бытия в самой жизни. В любом случае, актуальность темы духовного объединения сегодня не может подвергаться сомнению, ведь на кон поставлена судьба всей европейской культуры с ее рациональными ценностями, и того общества, которое этими ценностями руководствовалось.

Степень научной разработанности проблемы. Практически каждый философ, начиная с конца XIX века и до сегодняшнего дня, в той или иной мере уделял внимание рассматриваемой проблематике. О кризисе европейской культуры писали такие западные мыслители как Ф. Ницше, О. Шпенглер, А.Тойнби, Т. Лессинг, Й. Хейзинга, А. Швейцер, Э. Гуссерль, К. Ясперс, Э.Мунье, П. Тиллих, Г. Марсель, X. Ортега-и-Гассет, Р. Гвардини, 3. Фрейд, Э.Фромм, М. Фуко, Ж.-П. Сартр, А, Камю, Ж.-Ф. Лиотар, Г. Маркузе, Т.Адорно, М. Хоркхаймер, Э. Тоффлер, Р. Барт, М. Бубер, М. Вебер, К. Поппер, Ю. Хабермас, М. Маклюэн, Ф. Фукуяма и т.д. В русской философии эсхатологические идеи высказывали B.C. Соловьев, Н.Я. Данилевский, Н.Ф.Федоров, К.Н. Леонтьев, H.A. Бердяев, С.Л. Франк, Г.П. Федотов, М.О.Гершензон, Д.С. Мережковский, Ф.А. Степун, В.И. Иванов и др.

В первую очередь, необходимо выделить философско-исторические исследования, посвященные гибели цивилизации, и отождествляющие этот вопрос с нашей проблемой духовного кризиса. К таким работам можно отнести

известнейший труд Э. Гиббона «История упадка и разрушения Римской империи», раскрывающий падение Римской империи через утверждение христианства; а также классиков «цивилизационного подхода» к изучению истории, которые ввели в обиход понимание завершенности любой цивилизации, а соответственно, любого типа духовности: Н.Я. Данилевский, О.Шпенглер, А. Тойнби, Л.Н. Гумилев. В данном контексте кризис европейской культуры - это завершение ее существования и свойственных ей культурно-антропологических практик духовной общности.

Также стоит отметить историков и философов, описывающих, с различных позиций, ход человеческой истории, выделяющих в ней определенные стадии или циклы, характеризующиеся, в том числе, и особыми типами духовности. Применительно к эпохе Древнего мира: Полибий, Тит Ливий, М. Грант, Г. Ферреро, Т. Моммзен, Г. Чайльд, В.И. Гуляев. Описывали ход человеческой истории в целом Августин Блаженный, Дж. Вико, Г. Гердер, Г. Гегель, К. Маркс, К. Ясперс. Эти подходы близки к предыдущему варианту, однако, предполагают возможности взаимодействия различных типов духовности (цивилизационный подход не уделял этому достаточного внимания, в виде исключения можно отметить, пожалуй, лишь понятие «культурного луча цивилизации», введенного А. Тойнби) в варианте общечеловеческой направленности исторического развития, или же существования старого типа духовности в новом в «снятом» виде.

Сравнительно-исторические и историко-ретроспективные попытки осмысления феномена кризиса культуры, выражающегося в появлении кризисного самосознания, представлены сегодня работами ряда российских исследователей. Так, Т.Ю. Сидорина, продолжающая идеи советского философа Ю.Н. Давыдова, противопоставляющего полюсу стабилизационного сознания полюс кризисного сознания и на основе этого различия анализирующего панораму историко-философских исследований духовности, выстраивает в этом ключе целое направление под названием «философия кризиса». Также заслуживает внимание сборник «Кризис сознания»,

включающий в себя фрагменты работ о противоречиях в области духовного таких западных исследователей как К. Манхейм, А. Швейцер, Р. Мертон, Г.Маркузе, Ж. Делез, А. Бадью, Э. Фромм, X. Ортега-и-Гассет, П. Тиллих, Э. ванн ден Хааг, А. Вебер.

В рамках неомарксистских исследований распространяется тенденция анализировать проблематику духовного, причем, как с позиций экономического детерминизма, так и с позиций его преодоления. Франкфуртская школа, представленная работами Г. Маркузе, Т. Адорно, М. Хоркхаймера, в которой творчески развивались идеи К. Маркса, демонстрировала принципиальную «одномерность» человека, формируемого в пространстве общества потребления, а, соответственно, непреодолимую кризисность сложившейся духовной ситуации. Подобные идеи высказывали и близкие к неомарксизму Э. Фромм, Ж.-Ф. Лиотар, Ж. Бодрийяр, Э. Тоффлер, У. Эко.

Современные же философы, симпатизирующие марксизму и анализирующие проблемы культуры, настроены более оптимистично: А. Бадью пишет о производстве тела-истины в пространстве духовного, а С. Жижек - об освобождении .человека в пространстве культуры, критикуя любые ростки идеологии и демонстрируя ее уловки (диалектическую связь идей защитников идеологии и ее критиков). Хотя подобные идеи встречались и ранее. Таким же образом оптимистично, например, был настроен 3. Фрейд, прослеживающий историю человеческого через призму культуры как репрессии и предвкушающий те времена, когда человек наконец-то откроется во всем своем величии, и Ж.-П. Сартр, обещавший торжество подлинного гуманизма в экзистенциальной философии. Подобные подходы предполагают, что человек в освобождении от оков отживших традиций, идеологий, религий и т.д. обретет свое величие, и этот процесс позволит преодолеть духовный кризис через освобождение.

Но все эти идеи, в конечном итоге, упираются в вопрос о том, может ли человек выдержать подобную свободу в области духовного, не возжелав вернуться к идеологии как к зоне комфорта? С этой точки зрения, именно

философско-антропологические исследования, анализирующие духовность, оказываются в выигрышном положении, т.к. исходят из способностей и возможностей человека. Философско-антропологические исследования, посвященные изучению практик духовной интеграции общества, чаще всего связываются с основанием трансцендентальной традиции И. Кантом, разработанная в которой система категорий представляет собой некий «набросок» сознания, обеспечивающий человеческое единство в свободном мышлении. Такой подход развивается в немецкой классической философии вплоть до Гегеля, представившего полномасштабную феноменологию духа, но в условиях кризисной культуры начинает критиковаться в работах А.Шопенгауэра, Ф. Ницше, 3. Фрейда, К. Маркса, что демонстрирует необходимость создания неклассической философской антропологии. Современная философская антропология формируется как преодоление трансцендентализма и связывается с именем Макса Шелера. Достоинство его подхода в том, что именно в условиях кризисной культуры ставится вопрос не о стратегиях освобождения от любой объединяющей духовности, а, напротив, о возможных путях духовного объединения людей и о существующих культурно-антропологических практиках, что направляет проблематику кризисной культуры в конструктивное русло.

Среди западных антропологов, анализирующих вопросы о духовном объединении общества в условиях культурной трансформации в посттрансценденталистском ключе, можно отметить, наряду с М. Шелером, таких авторов как М. Хайдеггер, Х.-Г. Гадамер, X. Плеснер, А. Гелен, Э.Кассирер, М. Бубер, К. Левит, П. Рикер, Э. Левинас, Н. Элиас, П. Бурдье и др.

И хотя амбициозность западной философской антропологии была частично подорвана критикой со стороны структуралистов и постструктуралистов, объявивших после ницшеанских идей «смерти» Бога о «смерти» человека, субъекта, автора и т.д., стоит отметить, что, критикуя философскую антропологию, и Р. Барт, и М. Фуко, очень многое сделали для ее развития и понимания практик духовного объединения общества как через

призму «заботы о себе», так и через «дрейф» между смыслами с сохранением их множественности.

В современной российской философии неклассический подход к анализу духовности присутствует в работах Б.В. Маркова, П.С. Гуревича, Я.А. Слинина, Ю.Н. Солонина, В.А. Подороги, И.И. Евлампиева, В.Д. Губина, С.С. Хоружия, Ф.И. Гиренка, В.П. Щербакова, Д.Ю. Дорофеева, М.С. Уварова, A.C. Колесникова, С.Н.Ставцева, В.Н. Железняка, C.B. Комарова, C.B. Поросенкова и др. Переход к неклассической антропологии показывает необходимость не только осмысления культурно-антропологических практик духовной интеграции отдельно от практик телесных. Феноменология телесного является центральной темой исследований сектора аналитической антропологии В.А. Подороги, телесные практики исихазма, формирующие душу христианина - в подходе С.С. Хоружего и его сторонников. Соотношение телесных и духовных практик солидарности исследуется школой философской антропологии СПбГУ во главе с Б.В. Марковым. Кризисная культура здесь представляет собой симбиоз традиционных и современных практик духовного (телесного) объединения общества.

Необходимо дополнить, что в исследовании речь идет только лишь о проблематике европейской духовной ситуации и стран, объединяемых христианской духовностью, что актуализирует необходимость изучения духовности восточных культур. В этой связи стоит отметить труды таких российских исследователей как С.М. Прозоров, М.Б. Пиотровский, Т.Г.Туманян, обращающихся сегодня к области духовного с учетом ситуации на Востоке.

Но при этом не снимается вопрос о том, насколько современные практики самодостаточны и могут ли они сохранить человеческую универсальность? Или же обращения к «большой» культуре и к традиционным практикам интеграции являются единственной возможностью для сохранений универсальности? Однако, объективно связи с «большой» культурой нарушены, и в современных практиках признания человеческого речь идет не об обогащении ими

культурного ландшафта (о творчестве), а в лучшем случае, об их актуализации оторванным от культуры индивидом. Это и есть основная проблема нашего исследования.

Объектом исследования являются трансформации духовности в условиях кризисной европейской культуры.

Предмет исследования - культурно-антропологические практики объединения общества в духовном пространстве современной кризисной культуры.

Цель работы - выявление новых ресурсов духовного объединения посредством анализа традиционных и современных практик солидарности, проявляющихся на сегодняшний день в культуре и формирующих современного человека.

Цель требует решения следующих основных задач:

1. показать историю формирования и развития кризисной культуры посредством анализа европейских философских концептов и соответствующей проблематики в современных российских исследованиях;

2. выявить специфику традиционных и современных практик духовного объединения общества;

3. определить варианты их симбиоза, преемственности, противоречий;

4. продемонстрировать возможности сохранения и преобразования «большой» культуры в условиях современной духовной ситуации;

5. рассмотреть культурно-антропологические практики духовной интеграции в условиях современной духовной ситуации.

Теоретико-методологической основой исследования выступает опыт философской антропологии, основанный М. Шелером, Г. Геленом, Х.Плеснером.

Работает методология трансцендентальной философии (И. Кант), развитая и переработанная, прежде всего, «философией жизни» (А.Шопенгауэр, Ф. Ницше, Г. Зиммель, О. Шпенглер) и феноменологической, экзистенциалистской и герменевтической традицией (Э. Гуссерль, М. Шелер, М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ф. Шлейермахер, X. Гадамер, М. Фуко, П. Рикер).

Используется диалектический метод в его неспекулятивных и недогматических вариантах (марксова идея разрешения противоречий не в мышлении, а в практике исторической действительности; «негативные» диалектики новейших онтологий М. Хайдеггера и Ж.-П. Сартра).

Научная новизна исследования:

1. Показано формирование кризисной культуры через призму осмысления ее в «философии жизни» (модель Шопенгауэра и Ницше) и в экзистенциально-феноменологической традиции и философии языка, а также рецепция кризисной культуры в современных российских исследованиях, носящих как спекулятивный, так и критический характер.

2. Выявлена специфика традиционных практик духовной интеграции общества, основанных на трансцендентных ценностях, и современных, актуализирующих в повседневности духовные поиски.

3. Определена несамодостаточность современных практик духовной интеграции и необходимость «подпитки извне» в виде подстраивающихся под новый социальный фундамент традиционных практик и функционирующих на уровне партикулярного, а также необходимость обращения к опыту реализации стратегий духовного объединения на Востоке, принципиально отличных от европейских и христианских, в частности, к опыту исламских стран.

4. Продемонстрирована сложная ситуация «большой» культуры, основанной на трансцендентных ценностях, в которой пути трансцендирования оказываются труднореализуемыми, а порой и невозможными в современных условиях, что приводит к неэффективности любых стратегий формирования традиционного

целостного типа духовности. Также невозможным оказывается утверждение любой формы тоталитарной или авторитарной идеологии, когда в современных условиях любая традиционная идеологическая система стразу воспринимается как практика господства и отвергается потоком критики.

5. Рассмотрение культурно-антропологический практик духовной интеграции в современных условиях демонстрирует значимую роль частных пространств смыслообразования и формирования в них обращений к «большой» культуре, посредством ее разархивирования. Иллюстрацией к работе такого пространства является социальный опыт проекта «Флаэртиана-социум».

Положения, выносимые на защиту:

1. Со второй трети XIX века в Европе формируется кризисная культура, характеризующаяся отсутствием целостного типа духовности. Присущее ей отмирание трансцендентных ценностей, иррационализм, индивидуализм, нигилизм, актуализация негативно окрашенной повседневности и ресентимента, необходимость телеологии наряду с ее отсутствием делают невозможным реализацию традиционных форм солидарности. Культура уже духовно не объединяет, наоборот, человек в процессе духовного роста лишь выводит себя за границы общества, что, в свою очередь, делает необходимым поиск новых форм духовной интеграции;

2. Ключевым моментом в осмыслении кризисной культуры является реализованный М. Хайдеггером и М. Шелером онтологический поворот от структур сознания к структурам бытия или от анализа практик духовной интеграции общества, выстроенных из трансцендентных ценностей, к практикам повседневности, направляющей духовные поиски. С одной стороны, этот переход дал возможности для преобразования христианства, а с другой, показал повседневность как

нейтральную усредненность, являющуюся неустранимым базисом для любых духовных поисков и любой духовной интеграции;

3. В результате перехода от традиционных практик духовной интеграции общества к современным выявлена несамодостаточность последних. Повседневность является фундаментом человеческого существования, но никогда не исчерпывает человека. Ничто не может помешать каждому из нас реализовать любую из стратегий выведения себя за границы общества. Поэтому феноменология кризисной духовности требует рассмотрения герменевтических и коммуникативных проблем, в результате анализа которых показано, что для смыслового единства нужна традиция, которая подменяет собой бытие и является утверждением «доброй» воли к власти, а диалог с сохранением множественности смыслов либо ведет к релятивизму, либо требует от человека экзистенциальной готовности. Такой «озабоченный собой» индивид находится в системе взаимосвязей с кризисной культурой, балансируя между различными смысловыми системами, ценностями, практиками самореализации и т.д. Эта система рационализируется в данной работе в понятии «дрейфующая культура».

4. «Большая» культура», превращенная в архив, требует постоянного искусственного поддержания системы обращений к ней, посредством «заботы о себе». Но это не снимает вопроса о дилетантизме обращающегося к ней человека, с одной стороны, и о процессе выхолащивания «большой» культуры, с другой. Одним из вариантов такого выхолащивания являлись попытки утверждения тоталитарных и авторитарных идеологий, реализующих традиционные стратегии объединения в условиях вырождения идеи целостности. Последствия этого представляются нам и достаточно позитивными: XX век выработал иммунитет к утверждению любой целостной идеологии традиционного типа.

5. Современный гуманитарный дискурс, направленный на обращение к «большой» культуре, может быть реализован только на уровне сообщества. Культурно-антропологический практики духовной интеграции сегодня не могут оставаться традиционным: они не игнорируют технологичность, не требуют присоединения к сформированной идеологии или выстраивания «неокончательного Бога», не противостоят тому «миру», в котором человек живет, открывая чуждую ему замысловатую реальность со своими принципами и практиками, и создают пространство, в котором предоставляется возможности для смыслообразования и межличностного диалога.

Личный вклад автора в получении результатов, изложенных в диссертации, состоит в том, что автору принадлежит основная идея диссертационной работы, постановка цели и задач научного поиска, проведение исследования, обсуждение полученных результатов, формулировка основных философско-теоретических выводов, апробация работы.

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования. Полученные результаты исследования представляют собой дополнение и углубление проблемного поля философской антропологии и философии культуры. Культурно-антропологические практики духовной интеграции, традиционные или же выстраиваемые и востребованные в современной культуре, рационализированы в ключе их взаимодействия. Предложенный подход позволяет выделить противоречия; взаимодополнения между традиционными и современными практиками духовного объединения; определить их место и роль в культуре, а также возможности для реализации.

Предложенные в работе выводы об особенностях современных практик духовной интеграции могут быть востребованы не только в философской антропологии, но и в других областях социально-гуманитарных знаний: в культурологи, политологии, истории, социологии.

Результаты исследования можно использовать в преподавательской работе (как в общих, так и в специальных курсах), в дискуссиях и конкурсах, организуемых гуманитарным сообществом.

Автор использовал результаты представленных в работе теоретических построений в курсе философии для бакалавров Пермского национального исследовательского политехнического университета, в дискуссиях и тренингах фестиваля «Флаэртиана». Также положения диссертации использовались в экспертной работе конкурсов «ВУЗ-Флаэртиана» и «Флаэртиана-профессионал» в 2011 и 2012 годах.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации были изложены в выступлениях на следующих конференциях:

• Международных научных конференциях: «Фармация и здоровье» (Пермь, 2005), «Ильенковские чтения-2010. Нет ничего практичнее хорошей теории» (Киев, 2010).

• Днях Петербургской философии - 2009: Международная конференция «Рациональность и вера» (Санкт-Петербург, 2009); Днях Петербургской философии - 2010: «Философская антропология: проблемы и перспективы. Книга и экран: человек в эпоху масс-медиа» (Санкт-Петербург, 2010), «Массовое и национальное сознание в антропологии ресентимента М. Шелера (Санкт-Петербург, 2010); Днях философии в Санкт-Петербурге -2011: XXVII НИЦШЕ-СЕМИНАР «Ценность, истина, бытие» (Санкт-Петербург, 2011), «Аксиология личности в философской антропологии Макса Шелера» (Санкт-Петербург, 2011); Днях философии в Санкт-Петербурге - 2012: «Проблемы и перспективы философской антропологии: Коммуникативные практики в образовании» (Санкт-Петербург, 2012), «Философская антропология и социология образования Макса Шелера: теория и практика» (Санкт-Петербург, 2012).

• VI Российском Философском Конгрессе (Нижний Новгород, 2012).

• Всероссийских научно-практических конференциях: «Формирование гуманитарной среды и внеучебная работа в вузе, техникуме, школе» (Пермь,

2007, 2009), «Антропологическая соразмерность» (Казань, 2010), «Формирование гуманитарной среды в вузе: инновационные технологии, компетентностный подход» (Пермь, 2011,2013). • Региональных научно-практических конференциях: «Совершенствование воспитательной системы образовательных учреждений в современных условиях, проблемы преемственности воспитания школа-вуз» (Пермь, 2007), «Мир начинается в детской» (VII научно-практическая конференция памяти М. А. Осоргина) (Пермь, 2009).

По теме диссертации опубликовано 24 научные работы общим объемом 6,1 п. л.

Диссертация обсуждалась на заседании кафедры философии и права Пермского национального исследовательского политехнического университета и рекомендована к защите.

Структура работы определена целями и задачами исследования. Работа включает в себя две главы (в первой главе представлены четыре параграфа, во второй - три), снабжена введением, заключением и библиографическим списком.

Во Введении обоснована актуальность темы исследования, показано информационное поле, иллюстрирующее степень ее разработанности, определен объект и предмет исследования, представлена методологическая и теоретическая основы исследования, определены цели и задачи, раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость, а также сообщается об апробации основных идей диссертации.

Первая глава «Модель кризисной культуры Запада: ее возникновение, развитие и попытки преодоления» показывает формирование и эволюцию новой модели культуры, которая автором исследования представлена как «кризисная», т.к. она выстраивается в условиях отсутствия целостного типа духовности. Традиционные практики духовного объединения общества уже не работают. Современные же попытки рационализации сферы духовного выстраиваются на «традиционной»

платформе и не могут сплотить общество, хотя и занимают достойное место в современном гуманитарном дискурсе в виде «заботы о себе».

Вторая глава «Человек в «кризисной» культуре» посвящена анализу столкновений традиционных и современных практик духовного объединения общества в различных измерениях пространства современной культуры: в модернизирующемся христианстве, в системе вещей и социальных связей, в образовательной среде. Глава содержит подходы к выстраиванию новых практик духовного объединения, представлен анализ складывающихся в рамках данного проблемного поля основных противоречий.

В Заключении подведены итоги, представлены выводы и зафиксированы направления для дальнейшего исследования практик духовного объединения общества в условиях отсутствия целостного типа духовности.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Столбова, Наталья Викторовна, 2013 год

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.

1. Августин Блаженный О граде Божьем. - М.: Харвест, АСТ, 2000. - 1296 с.

2. Адорно, Теодор В. Проблемы философии морали: пер. с нем. / Т.В. Адорно. - М.: Республика, 2000. - 239 с.

3. Антонов А.И, Сорокин С.А. Судьба семьи в России XXI века: Размышления о семейной политике, о возможности противодействия упадку семьи и депопуляции / А.И. Антонов, С.А. Сорокин. - М.: Грааль, 2000.-415 с.

4. Бадью А. Истина тел и языков // Кризис сознания: сборник работ по «философии кризиса». - М.: Алгоритм, 2009. - С. 67-81.

5. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика: пер. с фр. / Ролан Барт; сост., общ. ред. в вступ. ст. Г.К. Косиков. - М.: Прогресс: Универс, 1994. -615 с.

6. Барт Р. Критика и истина // Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика / Пер. с фр., вступ. ст. и коммент. Г.К. Косикова. - М.: Прогресс, 1989, с. 319-374.

7. Барт Р. Мифологии: пер. с фр. / Р. Барт; Институт «Открытое общество»; Авт. предислов. С. Зенкин. - М.: Изд-во Сабашниковых, 1996. - 314 с.

8. Барт Р. Миф сегодня // Мифологии. Перевод С.Н. Зенкина. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1996.- С. 430-450.

9. Барт Р. Удовольствие от текста // Барт Р.. Избранные работы. Семиотика. Поэтика / Пер. с фр., вступ. ст. и коммент. Г.К. Косикова. - М.: Прогресс, 1989. - С. 462-518.

Ю.Барт Р. Ъ/Ъ / Пер. с фр. Г.К. Косикова и В.П. Мурат; Под ред. Г.К.

Косикова. - 3-е изд. - М.: Академический Проект, 2009. - 373 с. П.Бердяев Н. Предсмертные мысли Фауста. // Освальд Шпенглер и закат Европы. - М.: «Берег», 1922. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://krotov.info/libr_min/sh/shpenl .ЫтШ 1

12.Бодрийяр Ж. Система вещей. - М.: «Рудомино», 1999. - 222 с.

13.Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция [Текст]/ - Перевод O.A. Печенкина. - Тула, 2013. - 204 с.

14.Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального: пер. с фр. / Ж. Бодрийяр; Уральский государственный университет им. A.M. Горького; Институт «Открытое общество». - Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2000. - 95 с.

15.Бодрийяр Ж. Реквием по массмедиа // Поэтика и политика. Альманах Российско-французского центра социологии и философии Института социологии Российской Академии наук. - М.: Институт экспериментальной социологии, СПб.: Алетейя, 1999. - С. 193-226.

16.Бубер М. Два образа веры. Авторский сборник. М.: ACT, 1999. - 592 с.

17.Вебер М. Избранное. Образ общества: пер. с нем. / М. Вебер.— М.: Юрист, 1994.-702 с.

18.Внебрачных Р. А. Троллинг как форма социальной агрессии в виртуальных сообществах // Вестник Удмуртского университета. Философия. Социология. Психология. Педагогика. - Ижевск: Удмуртский государственный университет, 2012. В. 1. С. 48-51.

19.Вико Дж. Основания новой науки об общей природе наций. - М; Киев, 1994.-637 с.

20.Витгенштейн JI. Лекция об этике // Историко-философский ежегодник. -М., 1989.-С. 238-245.

21.Витгенштейн Л. Логико-философский трактат / [пер. с нем. И.С. Добронравова, Д.М. Лахути] ; под общ. ред. В.Ф. Асмуса. - М.: Наука, 1958.- 133 с.

22.Вольский А.Л. Фридрих Шлейермахер и его герменевтическая теория // Ф. Шлейермахер Герменевтика. - СПб.: «Европейский дом», 2004. - С. 541.

23.Гадамер X. Герменевтика и деконструкция / Под ред. Штегмайера В., Франка X., Маркова Б. В. - СПб., 1999. - С. 243— 254.

24.Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы филос. герменевтики: пер. с нем./ Х.-Г. Гадамер; Общ. ред. и вступ. ст. Б.Н. Бессонова. - М.: Прогресс, 1988.-704 с.

25.Гвардини Р. Конец Нового времени // Вопросы философии. 1990. №4. С. 25-38.

26.Гелен А. О систематике антропологии // Библиотека философской антропологии. Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.musa.narod.ru/gelenl .htm

27.Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа // Гегель Г.В.Ф. Сочинения: пер.с нем. / Гегель. Т.4: Система наук: 4.1: Феноменология духа. - 1959. - 439 с.

28.Гегель Г.В.Ф. Наука логики. - СПб.: Наука, 1997.-800 с.

29.Гегель Г.В.Ф. Сочинения: пер. с нем. / Гегель. Т. 8: Философия истории. -1935.-470 с.

30.Гердер И.-Г. Идеи к философии истории человечества. - М. : Наука, 1977. - 704 с.

31.Гершензон М.О. Кризис современной культуры // Минувшее: Исторический альманах. - М.; СПб., 1992. - С. 232-248.

32.Гиббон Э. История упадка и разрушения Римской империи: В 7 т. - СПб.: Наука, 1997-2000.

33.Гиренок Ф. И. Пато-логия русского ума. Картография дословности. - М.: «Аграф», 1998.-416 с.

34.Гиренок Ф.И. Удовольствие мыслить иначе. - М.: Академический проект, 2008.-235 с.

35.Гоготишвили JI. «Больше поле битвы, чем человек» (Русские религиозные мыслители об авторе «Так говорил Заратустра») // НГ-религии. 23 авг. 2000 г. СЛ. С.7.

36.Грант М. Классическая Греция. - М.: ТЕРРА—Книжный клуб, 1998. — 336 с.

37.Гуляев В. И. Древние майя: Загадки погибшей цивилизации. — М.: Знание, 1983. — 176 с.

38.Гусева А.Ю. Игрушка: необходимость соблазна? //Философия желания. Сборник статей /Под ред. И.В.Кузина. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского Государственного Университета, 2005. - С. 107-112.

39.Гуссерль Э. Логические исследования; Картезианские размышления; Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология; Кризис европейского человечества и философии; Философия как строгая наука: пер. с нем. / Э. Гуссерль. - Минск; Москва: Харвест: ACT, 2000. - 750 с.

40. Гуревич П. С. Философская антропология: исторический очерк и актуальные проблемы: монография. — Germany, Saarbrucken: LAP LAMBER Academic Publishing, 2011. — 434 с.

41.Губин В.Д. Проблема человека в современной философии. - М.: Изд-во Ун-та дружбы народов, 1990. - 83 с.

42.Гюго В. Отверженные. Том 1: Эксмо-Пресс; 2004. - 143 с.

43. Давыдов Ю.Н. Предвестники грядущего кризиса // История теоретической социологии. Т. 1. М., 1999.- С. 457-466.

44. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к германо-романскому / [Сост., авторы вступ. ст. и коммент. A.B. Репников, М.А. Емельянов-Лукьянчиков]. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. — 664 с.

45.Декарт Р. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psylib.ukrweb.net/books/dekarO l/txt03 .htm

46.Дорофеев Д.Ю. Суверенная и гетерогенная спонтанность: Философско-антропологический анализ. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. - 671 с.

47. Дорофеев Д.Ю. Под знаком философской антропологии. Спонтанность и суверенность в классической и современной философии. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2012. - 464 с.

48.Евлампиев И.И. Метафизика человека в русской и западноевропейской философии конца XIX - начале XX века: автореф. дис. ... доктора филос.

наук. - СПб, 2008. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://www.dissercat.com/content/metafizika-cheloveka-v-russkoi-i-

zapadnoevropeiskoi-filosofii-kontsa-xix-nachala-xx-veka

49.Железняк В.Н. Феноменология рациональной воли / Пермь: Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 1997. - 170 с.

50.Железняк В.Н. Медиум. Опыт онтологического истолкования кантовский философии / Пермь: Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 1997. - 249 с.

51.Железняк В.Н. Метафизика воли в прямой и обратной перспективе / Пермь: Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 1997. - 170 с.

52.Жижек С. О насилии. - М.: Изд-во «Европа», 2010 - 184 с.

53.Знаменский С. П. «Сверхчеловек» Ницше // Ницше: pro et contra. СПб., 2001.-С. 904-944.

54.3иммель Г. Большие города и духовная жизнь // Логос. 2002. №3-4.

55.Иванов В. И. Кручи. О кризисе гуманизма // Иванов В.И. Родное и вселенское. -М., 1994.-С. 102-111.

56.Камю А. Миф о Сизифе; Бунтарь / Пер. с фр. О.И. Скуратович. - Мн.: ООО «Попурри», 2000. - 544 с.

57.Кант И. Критика чистого разума. - СПб.: Наука, 2008. - 662 с.

58.Кант И. Антропология с прагматической точки зрения // Кант И. Сочинения в шести томах. - М.: Мысль, 1966.-(Философ, наследие). Т. 6, 1966. - 743 е.- С.349-587.

59.Кассирер Э. Избранное: Индивид и космос / Пер. А.Н. Малинкина. — М.—СПб.: Университетская книга, 2000.- 654 с.

60.Колесников A.C., Ставцев С.Н. Формы субъективности в философской культуре XX века. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000.- 112 с.

61.Комаров С.В. Метафизика и феноменология субъективности. Исторические пролегомены к фундаментальной онтологии сознания. -СПб., «Алетейя», 2007. - 736 с.

62.Концепция проекта «Флаэртиана-социум». [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://flahertiana.ru/2012/rus/proektyi/flahertiana-socium2012.html.

63.Коран / Пер. Э. Кулиева. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.falaq.ru/quran/kuli/16

64.Косиков Г.К. Идеология. Коннотация. Текст. // Барт Р. S/Z / Пер. с фр. Г.К. Косикова и В.П. Мурат; Под ред. Т.К. Косикова. - 3-е изд. - М.: Академический Проект, 2009. - С. 5-42.

65.Косиков Г.К. Ролан Барт — семиолог, литературовед // Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. / Составление, общ. ред., вступит, статья Г.К. Косикова. — М.: Прогресс, 1989. - С. 3-45.

66.Коткавирта Ю. Философская герменевтика Х.-Г. Гадамера // Герменевтика и деконструкция / Под ред. Штегмайера В., Франка X., Маркова Б. В. СПб., 1999. - С. 47— 67.

67.Кризис современной цивилизации. Выбор пути. - М., ИНИОН РАН, 1992. - 125 с.

68.Кризис сознания: сборник работ по «философии кризиса». - М.: Алгоритм, 2009. - 272 с.

69.Кротикова Т.И. Философская антропология Иммануила Канта и Макса Шелера. Форум молодых кантоведов. М.: ИФ РАН, 2005. - С. 160-166.

70. Культурология XX века: антология. Кризис культуры / РАН. ИНИОН. Лаб. теории и истории культуры. - М.: ИНИОН, 1994. - 201 с.

71.Лармин О.В. Ницше и европейский нигилизм XX столетия // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. №6. 2003. - С. 82-96.

72.Левинас Э. Время и Другой. Гуманизм другого человека // Пер. с франц. A.B. Парибка. - СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 1999. -265 с.

73.Левит К. От Гегеля к Ницше. Революционный перелом в мышлении XIX века. - СПБ.: Владимир Даль, 2002. - 672 с.

74.Лейбниц Г.В. Сочинения в четырех томах. М., 1982-1989.

75.Леонтьев К.Н. Восток, Россия и Славянство: В 2 т. - М., 1885-1886.

76.Лессинг Т. Шопенгауэр, Вагнер, Ницше // Культурология. XX век: Антология. М., 1995. - С. 68-87.

77.Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. Перевод с фр. Н. А. Шматко «Институт экспериментальной социологии», Москва: Издательство «АЛЕТЕЙЯ», Санкт-Петербург, 1998. - 159 с.

78.Лукач Г. Ленин и классовая борьба. - М.: Алгоритм, 2008. - 448 с.

79.Маклюэн М. Галактика Гуттенберга: сотворение человека печатной культуры. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/makl/02.php

80.Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека / Пер. с англ. В.Г. Николаева; Закл. ст. М.К. Вавилова. - М.; Жуковский: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2003. - 464 с.

81.Малахов В. С. Несостоявшийся диалог. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://anthropology.rinet.ru/old/6/frank.htm

82.Малкина С.М. Деррида и Гадамер: проблема диалога // Вестник МГУ. Серия 7. Философия. №3. 2012. - С. 51-64.

83.Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. - Тбилиси: Мецниереба, 1984. - 82 с.

84.Манн Т. Об учении Шпенглера // Манн Т. Собр. соч. в 10 т. Т. 9: О себе и собственном творчестве. - М., 1960. - С.610-620.

85.Маргинани Б. Хидоя. Комментарии мусульманского права. В 2. ч. 4.2. Т. III-IV./ Пер. с англ. под ред. Н.И. Гродекова. - М.: Волтерс Клувер, 2008. -656 с.

86.Марков Б.В. Антропология и онтология // Философская антропология Макса Шелера: уроки, критика, перспективы. - СПб.: Алетейя, 2011. - С. 163-178.

87.Марков Б.В. Герменевтика Dasein и деструкция онтологии у Мартина Хайдеггера // Герменевтика и деконструкция / Под ред. Штегмайера В., Франка X., Маркова Б. В. - СПб, 1999. - С. 10— 33.

88.Марков Б.В. Знаки бытия // Александр Сокуров на философском факультете / Сост. E.H. Устюгова, отв. ред. И.Ю. Ларионов. Серия «Мыслители», выпуск 6. - СПб: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. - С.74-83.

89.Марков Б.В. Знаки бытия.- СПб: Наука, 2001. - 568 с.

90.Марков Б.В. Люди и знаки: Антропология межличностной коммуникации. - М.: Наука, 2011. - 672 с.

91.Марков Б.В. Культура повседневности. - СПб: Питер, 2008. - 352 с.

92.Марков Б.В. От опыта сознания к опыту бытия // Герменевтика и деконструкция / Под ред. Штегмайера В., Франка X., Маркова Б. В. -СПб, 1999.-С. 182-201.

93.Марков Б.В. Понятие политического. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2007. - 144 с.

94.Марков Б.В. Разум и сердце: История и теория менталитета. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1993. - 215 с.

95.Марков Б.В. Философская антропология: учебное пособие. - СПб.: Питер, 2008. - 352 с.

96.Марков Б.В. Храм и рынок. Человек в пространстве культуры. - СПб.: Алетейя, 1999.-296 с.

97.Марков Б.В. Человек, государство и Бог в философии Ницше. - СПб.: Владимир Даль, 2005. - 788 с.

98.Маркс К., Энгельс Ф. Святое семейство, или Критика критической критики. Против Бруно Бауэра и компании // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т 2. Издание второе. - М.: Государственное издательство политической литературы, 1955. - С. 3-230.

99.Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 23. Издание второе. - М.: Политиздат, 1960.-С. 12-22.

100. Маркузе Г. Одномерный человек: исследование идеологии развитого индустриального общества: пер. с англ. / Г. Маркузе; Пер. А. Юдина. - М.: REFL-book, 1994. - 342 с.

101. Марсель Г. Ницше перед лицом смерти Бога // Философские науки. 2012. №1. С. 106-115; №2. С. 118-130.

102. Марсель Г. Человек, ставший проблемой // Марсель Г. Трагическая мудрость философии. - М, 1995. - С. 107-145.

103. Матсковский М. С., Фотеева Е. В.Семья в кризисном обществе. -М., 1993.-248 с.

104. Мережковский Д.С. Атлантида - Европа: Тайна Запада. - М.: Русская книга, 1992. - 413 с.

105. Миронов В.В. Россия в глобальном мире: отечественное образование и Болонский процесс // Здравый смысл. 2007. № 2 (43). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.atheismm.narod.m/humanisni/journal/43/mironov.htm

106. Моммзен Т. История Рима / пер. с нем. под ред. С.И.Ковлева и Н.А.Машкина, отв. ред. А.Б.Егоров. Т. I, II, III, V. СПб.: Наука; Ювента, 1994-1995.

107. Мунье Э. Манифест персонализма / Пер. с фр. И.С. Вдовина; В.М. Володин.- М.: Республика, 1999.- 597 с.

108. Мунье Э. Что такое персонализм? / Пер. с фр. - М.: Изд-во гуманитар, лит., 1994. - 128 с.

109. Ницше: pro et contra / Сост., вступ. ст, примеч. и библиогр. Ю.В. Синеокой. СПб.: РХГИ, 2001. - 1087 с.

110. Ницше Ф. Веселая наука // Ницше Ф. Сочинения. В двух томах: Т 1. - М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 1997. - С. 489-716.

111. Ницше Ф. К генеалогии морали // Ницше Ф. Сочинения. В 2-х томах. Т.2. - М.: РИПОЛ КЛАССИК, 1997. - С. 409-526.

112. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла // Ницше Ф. Сочинения. В 2-х томах. Т.2. - М.: РИПОЛ КЛАССИК, 1997. - С. 241-408.

113. Ницше Ф. Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм // Ницше Ф. Сочинения. В двух томах: Т 1. - М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 1997.- С. 45-158.

114. Ницше Ф. Так говорил Заратустра // Ницше Ф. Сочинения. В двух томах: Т 2. - М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 1997. - С. 5-240.

115. Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое // Ницше Ф. Сочинения. В двух томах: Tl. - М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 1997. - С. 233-488.

116. Оконская Н.К. О роли гуманитарного знания в информационном обществе: инструмент самоограничения темпов развития // Университетский научный журнал. № 2. 2012. - С. 119-126.

117. Опыт и чувственное в культуре современности: Филос.-антропол. аспекты / Отв. ред. В.А. Подорога. - М.: ИФ РАН, 2004. - 248 с.

118. Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства. Тема нашего времени // Самосознание европейской культуры XX века. М., 1991. - С. 230-263.

119. Ортега-и-Гассет X. Избранные труды: Пер. с исп. / Сост., предисл. и общ. ред. А. М. Руткевича — 2-е изд. — М.: ИНФРА-М; Весь Мир, 2000. — 700 с.

120. Ортега-и-Гассет X. Искусство в настоящем и прошлом // Кризис сознания: сборник работ по «философии кризиса». - М.: Алгоритм, 2009. -С. 157-174.

121. Павлович A.A. Тренды современного российского философствования // Вестник ПНИПУ. Культура. История. Философия. Право. №7(44). - С. 18-30.

122. Петросян Л. А. Зенкевич H.A., Семина Е.А. Теория игр: Учеб. пособие для ун-тов. — М.: Высш. шк., Книжный дом «Университет», 1998.-304 с.

123. Пиотровский М.Б.Коранические сказания. - М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991. — 219 с.

124. Плеснер X. Ступени органического и человек. Введение в философскую антропологию // Библиотека философской антропологии. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.musa.narod.ru/plesl.htm

125. По дорога В. А. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию. — M.: Ad Marginem, 1995. - 339 с.

126. Полибий Всеобщая история в сорока книгах / Пер. с греч. Ф.Г. Мищенко. - М., 1890—1899.

127. Полищук C.B. Тьютор в сфере культуры - «сталкер» в области ценностей и смыслов // Флаэртиана-социум. Сборник материалов проекта. - Пермь, 2012. - С. 19-23.

128. Поппер К. Открытое общество и его враги: В 2 т. М.: Изд-во МГУ, 1992.

129. Поросенков C.B. Быть и действовать. - Пермь: Уральский гуманитарный институт, 2004. - 301 с.

130. Поросенков C.B. Существование и деятельность в определении ценностного отношения. — Пермь: Изд-во Перм. гос. ун-та, 2002.— 408 с.

131. Прозоров С.М. Заметки об исламе // Исламоведение. №1 (7). 2010. С. 73-84.

132. Рассадина С.А. Герменевтика удовольствия: Наслаждение вкусом. -СПб.: ИД «Петрополис», 2010. - 254 с.

133. Рассадина С.А. Практики удовольствия как основание новых традиций // Новые традиции. Коллективная монография под ред. Е.Э. Суровой и С.А. Рассадиной.- СПб.: ИД «Петрополис», 2009. - с. 338-345.

134. Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике / Пер. с фр., вступ. ст. и коммент. И.С. Вдовиной. - М.: Академический Проект, 2008. - 695 с.

135. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: очерк феноменологической онтологии. М.: Республика, 2004. - 639 с.

136. Сартр Ж.-П. Проблемы метода. - М.: Прогресс, 1994. - 234 с.

137. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм // Сумерки богов: [перевод]/ Ф. Ницше [и др.]; Сост. A.A. Яковлев. - М.: Политиздат, 1989. -С. 319-344.

138. Сафрански Р. Хайдеггер: германский мастер и его время /Пер. с нем. Т. А. Баскаковой при участии В. А. Брун-Цехового; Вступ. статья В. В. Бибихина. - 2-е изд. - М.: Молодая гвардия, 2005. - 614 с.

139. Свасьян К.А. Освальд Шпенглер и его реквием по Западу // Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории: Гештальт и действительность. - М.: «Эксмо», 2006. - С. 5-150.

140. Сидорина Т.Ю. Философия кризиса. М.: Флинта-Наука, 2003.- 456 с.

141. Сидорина Т.Ю. Парадоксы кризисного сознания. - М.: РГГУ, 2002. -241 с.

142. Сидорина Т.Ю. Кризис XX века: прогнозы русских мыслителей. М.: ГУ-ВШЭ, 2001.- 181 с.

143. Слинин Я. А. Феноменология интерсубъективности. - СПб.: «Наука», 2004. - 355 с.

144. Соловьев B.C. Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории со включением краткой повести об антихристе и с приложениями. - М.: Товарищество А. Н. Сытин и К°; М.: ПИК, 1991. -191 с.

145. Степун Ф.А. Освальд Шпенглер и Закат Европы // Освальд Шпенглер и Закат Европы. М.: «Берег», 1922. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://krotov.info/libr_min/sh/shpenl.html#l

146. Столбова Н.В. Философское осмысление игрушки // Мир начинается в детской: материалы VII науч.-практ. конф., памяти М.А. Осоргина (1878-1942), г. Пермь, 19 окт. 2009 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации, ГОУ ВПО Перм. гос. техн. ун-т. - Пермь: Изд-во ПГТУ, 2010.-С. 65-71.

147. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество / Общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Согомонов: Пер. с англ. — М.: Политиздат, 1992. — 543 с.

148. Социология семьи: учебное пособие для вузов / А.И. Антонов, В.М. Медков. - М.: Изд-во МГУ: Изд-во Муждунар. Ун-та бизнеса и управления («Братья Карич»), 1996. - 303 с.

149. Сумерки богов: [перевод]/ Ф. Ницше [и др.]; Сост. A.A. Яковлев. -М.: Политиздат, 1989. - 398 с.

150. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. - М.: Наука, 1987. - 240 с.

151. Тиллих П. Мужество быть. // Тиллих П. Избранное. Теология культуры. - М.: Юрист, 1995. - 380 с.

152. Тиллих П. Что помогает ослабить чувство тревоги в нашей культуре // Общественные науки и современность. 1992. №6. - С. 180-187.

153. Тит Ливий История Рима от основания города. В 3 т. / Переводы под ред. М.Л. Гаспарова, Г.С. Кнабе, В.М. Смирина. Отв. ред. Е.С. Голубцова. (Серия «Памятники исторической мысли»). - М.: Наука. 1989—1993.

154. Тойнби А. Исследование истории: В 3 т. / Пер. с англ., вступ. статья и коммент. К.Я. Кожурина. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та: «Издательство Олега Абышко», 2006.

155. Тоффлер Э. Шок будущего. - М.: ООО «Издательство ACT», 2004. -557 с.

156. Туманян Т. Г. Религия и власть в социально-философской мысли ислама (эпоха средневековья): дис. ... доктора филос. наук / СПб, 2009.375 с.

157. Узлов Н.Д. Шизофрения как клинический и культурный феномен: к проблеме шизофренизации массового сознания. - Пермь, 2009. - 372 с.

158. Федоров A.B. Медиаобразование и медиаграмотность. - Таганрог: Изд-во «Кучма», 2004. - 340 с.

159. Федоров Н.Ф. Сочинения. - М.: Мысль, 1982. - 709 с.

160. Федотов Г.П. Завтрашний день (письма о русской культуре) // Культурология. 1997. № 2-3. С. 67-90.

161. Ферреро Г. Величие и падение Рима: / Пер. с фр. А.А. Захарова: в 5 Т. - М.: Тип. М. И С. Сабашниковых, 1915-1923.

162. Флаэртиана-социум: сб. материалов проекта / МКФ «Флаэртиана», Проект комис. Евросоюза «Узнать другого», КГАУК «Перм. краевой киноцентр «ПЕРМКИНО», Перм. Синематека, Лаб. медиапсихологии и медиафилософии ин-та психологии 111 НУ. - Пермь, 2011.

163. Флаэртиана-социум: сб. материалов проекта / МКФ «Флаэртиана», Проект комис. Евросоюза «Узнать другого», КГАУК «Перм. краевой киноцентр «ПЕРМКИНО», Перм. Синематека, Лаб. медиапсихологии и медиафилософии ин-та психологии 11Г11У. - Пермь, 2012.

164. Франк Л. Шайка разбойников // Франк Л. Шайка разбойников. Оксенфуртский мужской квартет. Из трех миллионов трое. М.: «Худож. лит.», 1980.-С. 3-287.

165. Франк М. Политические аспекты нового французского мышления // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// anthropology.rinet.ru/old/ 6/frank.htm

166. Франк С.Л. Крушение кумиров // Франк С.Л. Сочинения. - М.: Правда, 1990.-С. 113-183.

167. Фрейд 3. Будущее одной иллюзии // Сумерки богов: [перевод]/ Ф. Ницше [и др.]; Сост. А.А. Яковлев. - М.: Политиздат, 1989. - С. 94-142.

168. Фрейд 3. Недовольство культурой // Психоанализ, религия, культура. - М.: Ренессанс, 1992. - С. 65-134.

169. Фридрих Ницше и философия в России / Под ред. Н.В. Мотрошиловой и Ю.В.Синеокой. СПб.: РХГИ, 1999. - 309 с.

170. Фридрих Ницше и русская религиозная философия [Текст]: переводы, исследования, эссе философов "серебряного века": в 2 т. / Т. 1. Сост. И. Т. Войцкая. - Минск: Алкиона; М.: Присцельс, 1996. - 350 с.

171. Фридрих Ницше и русская религиозная философия [Текст]: переводы, исследования, эссе философов "серебряного века": в 2 т. / Т. 2. Сост. И. Т. Войцкая. - Минск: Алкиона; М.: Присцельс, 1996. - 542 с.

172. Фромм Э. Здоровое общество // Психоанализ и культура - М, 1995. -С 273-596.

173. Фромм Э. Иметь или быть. - М.: Прогресс, 1990. - 238 с.

174. Фуко М. Герменевтика субъекта: Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1981-1982 учебном году /М. Фуко; Пер. с фр. А. Г. Погоняйло. - СПб.: Наука, 2007. - 677 с.

175. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. Пер. с фр.

B.П. Визгина и Н.С. Автономовой. - СПб.: A-cad, 1994. - 408 с.

176. Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. / Работы разных лет Пер. с фр., сост., комм, и послесл. С. Табачниковой., М. Касталь - М., 1996. - 448 с.

177. Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. 1990. №3. -

C.134-147.

178. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / Пер. с нем. под ред. Д. В. Скляднева, послесл. Б. В. Маркова. — СПб.: Наука, 2000.— 380 с.

179. Хайдеггер М. Бытие и время. / Пер. с нем. В.В. Бибихина. -Харьков: «Фолио», 2003. - 503 с.

180. Хайдеггер М. Вещь. // Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления: Пер. с нем. - М.: Республика, 1993. - С. 316-326.

181. Хайдеггер М. Вопрос о технике. // Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления: Пер. с нем. - М.: Республика, 1993. - С. 221-238.

182. Хайдеггер М. Время и бытие // Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. - М.: Республика, 1993. - С.391-406.

183. Хайдеггер М. Время картины мира // Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. - М.: Республика, 1993. - С.41-62.

184. Хайдеггер М. Ницше: В 2 т. Т.1./ Пер. с нем. А.П. Шубелева. -СПб.: «Владимир Даль», 2006. - 603 с.

185. Хайдеггер М. Ницше: В 2 т. Т.2./ Пер. с нем. А.П. Шубелева. -СПб.: «Владимир Даль», 2006. - 457 с.

186. Хайдеггер M. Ницше и пустота. / Мартин Хайдеггер; [сост. О.В. Селин]. - М.: Алгоритм; Эксмо, 2006. - 302 с.

187. Хайдеггер. М. Слова Ницше «Бог мертв» // Хайдеггер М. Ницше и пустота / Мартин Хайдеггер; [сост. О.В. Селин]. - М.: Алгоритм; Эксмо, 2006. - С. 9-78.

188. Хайдеггер М. Язык. Перевод и примечания Б.В.Маркова. СПб.: Ленинградский Союз ученых, 1991. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: bookz.ru/authors/haidegger-martin/yazyk/1 -yazyk.html

189. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. - М.: ООО «Изд-во ACT», 2003.-608 с.

190. Харман Г. О замещающей причинности // НЛО. № 114. 2012. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://magazines.russ.ru/nlo/2012/114/h7.html

191. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М.: Прогресс-Академия, 1992. - 464 с.

192. Хейзинга Й. Осень Средневековья. Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах. -М.: Айрис-пресс, 2002. - 544 с.

193. Хоркхаймер М. Диалектика просвещения: философские фрагменты: пер. с нем. / М. Хоркхаймер, Т.В. Адорно. СПб; М.: Медиум: Ювента, 1997.-311 с.

194. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ / Пер. с англ. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 464с.

195. Хоружий С.С. Опыты из русской духовной традиции. - М.: Издательский дом «Парад», 2005. - 448 с.

196. Чайлд Г. Расцвет и падение древних цивилизаций. - М.: Центрполиграф, 2012. — 384 с.

197. Шапинская E.H. Очерки популярной культуры. - М.: Академический проект, 2008. - 191 с.

198. Швейцер А. Культура и этика. М.: Прогресс, 1973. - 163 с.

199. Швейцер А. Упадок и возрождение культуры: Избранное. М.: Прометей, 1993.-512 с.

200. Шелер М. Любовь и познание // Философская антропология Макса Шелера: уроки, критика, перспективы / отв. ред. Д.Ю. Дорофеев. - СПб.: Алетейя, 2011. - С. 435-459.

201. Шелер М. Положение человека в космосе // Проблема человека в западной философии: Переводы / Сост. и послесл. П.С. Гуревича; Общ. ред. Ю.Н. Попова. - М.: Прогресс, 1988. - С. 31-95.

202. Шелер М. Ресентимент в структуре моралей. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://krotov.info/libr_min/25_sh/shel/erl .html

203. Шелер М. Университет и народный университет. // Философская антропология Макса Шелера: уроки, критика, перспективы / отв. ред. Д.Ю. Дорофеев. - СПб.: Алетейя, 2011. - С.478-526.

204. Шелер М. Формализм в этике // Шелер М. Избранные произведения: Пер. с нем. / Пер. Денежкина A.B., Малинкина А.Н., Филлипова А.Ф.; Под ред. Денежкина A.B. - М.: Изд-во «Гносис», 1994. -С. 261-337.

205. Шелер М. Человек в эпоху уравнивания // Шелер М. Избранные произведения: Пер. с нем. / Пер. Денежкина A.B., Малинкина А.Н., Филлипова А.Ф.; Под ред. Денежкина A.B. - М.: Изд-во «Гносис», 1994. -С. 98-128.

206. Шелер М. Ordo Amoris // Шелер М. Избранные произведения: Пер. с нем. / Пер. Денежкина A.B., Малинкина А.Н., Филлипова А.Ф.; Под ред. Денежкина A.B. -М.: Изд-во «Гносис», 1994. - С. 339-377.

207. Шлейермахер Ф. Герменевтика. - Спб.: «Европейский дом»,2004. -242 с.

208. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории: Гештальт и действительность. - М.: «Эксмо», 2006. - 800 с.

209. Шопенгауэр А. Критика кантовской философии // Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Афоризмы и максимы. Новые афоризмы.

- Мн.: Литература, 1998. - С. 705-888.

210. Шюц А. Избранное: Мир, светящийся смыслом / Пер. с нем. и англ.

- М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. - 1056 с.

211. Щербаков В.П. Социокультурные механизмы становления человека: автореф. дис. ... доктора филос. наук. - СПб, 2008. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://www. dissercat.com/contentysotsiokulturnye-mekhanizmy- stanovleniy а-cheloveka

212. Щербаков В.П. Социокультурные механизмы становления человека: антропотехники и антропотехнологии. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007. - 227 с.

213. Эдмондс Д., Адиноу Дж. Кочерга Витгенштейна: история десятиминутного спора между двумя великими философами. - М.: Новое литературное обозрение, 2004. - 352 с.

214. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. - М.: Симпозиум, 2006. — 496 с.

215. Элиас Н. Общество индивидов. - М.: Праксис, 2001. - 331 с.

216. Ясперс К. Ницше. Введение в понимание его философствования. Пер. с нем. Ю. Медведева под ред. М. Ермаковой. - СПб.: «Владимир Даль», 2004.-С. 225.

217. Ясперс К. Смысл и назначение истории. / Пер. С нем. - М.: Политиздат, 1991. - 527 с.

218. Call L. Nietzsche as Critic and Captive of Enlightenment. - University of California, Irvine, 1995. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://scrye.com/~station/dissertation.html

219. Derrida J. Three Questions to Hans Georg Gadamer // Dialogue and Deconstruction: The Hadamer-Derrida Encounter. Ed. by D.P. Michelfelder, R.E. Palmer. New-York: State University of New-York Press. Pp. 52 - 57.

220. Donath, Judith S. Identity and Deception in the Virtual Community. — London, 2010.-221 p.

221. Harman G. Heidegger's Fourfold // Harman G. The Quadruple Object. -Winchester, UK; Washington, USA: "Zero Books", 2011. - Pp. 82-85.

222. Jaspers K. Die geistige Situation der Zeit. / K. Jaspers - Berlin, Leipzig, 1931.-191 S.

223. Jaspers, K. Philosophie. / K. Jaspers - Berlin, Gottinggen, Heidelberg: Sprinder-Ferlag, 1948. - 368 S.

224. Mukerji Ch., Schudson M. Introduction. Rethinking Popular Culture // Rethinking popular culture. Contemporary perspectives in cultural studies. Oxford, 1991.-Pp. 1-61.

225. Musil R. Geist und Erfahrung. - Gesammelte Werke, Bd. 8. Reinbek, 1978, S.1044.

226. Müller-Lauter W. Über Werden und Willen zur Macht. NietzscheInterpretationen I. Berlin; New York, 1999. - 398 S.

227. Müller-Lauter W. Über Freiheit und Chaos. Nietzsche-Interpretationen

II. Berlin; New York, 1999. - 190 S.

228. Müller-Lauter W. Heidegger und Nietzsche. Nietzsche-Interpretationen

III. Berlin; New York, 2000. - 364 S.

229. Simon J. Good will to understand and the will to power: remarks on "improbable debates" // Dialogue and deconstruction: The Gadamer-Derrida encounter. - Albany, 1989. - Pp. 162-175.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.