Философская и гуманитарная проблематика Римского клуба в контексте эволюции кризисного сознания в философии ХХ века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, доктор философских наук Сидорина, Татьяна Юрьевна
- Специальность ВАК РФ09.00.03
- Количество страниц 268
Оглавление диссертации доктор философских наук Сидорина, Татьяна Юрьевна
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА ПЕРВАЯ. АНАЛИЗ КРИЗИСНОГО МИРООЩУЩЕНИЯ В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ XX ВЕКА
1.1 .Социальные и духовные предпосылки кризисного мироощущения в XX веке
1.2.Культурологическая оценка европейского кризиса
1.3.Социально-антропологическая оценка европейского кризиса
ГЛАВА ВТОРАЯ. ЭСХАТОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В РУССКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА.
2.1.Эсхатологизм русской философской мысли
2.2.Русская религиозная философия о кризисе культуры и цивилизации, судьбе и предназначении России
2.3.Восток и Запад: параллели в осмыслении природы кризиса культуры и путей его преодоления
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ТЕХНОКРАТИЗМ И ЕГО ОЦЕНКА В ФИЛОСОФИИ XX ВЕКА
3.1.Генезис «технократической концепции» и ее влияние на кризисное сознание XX века
3.2.Критика «технократической концепции» в западной и
русской философии
3.3.Социальные последствия технологической революции и их оценка
в философской и социологической литературе
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. НАДВИГАЮЩИЙСЯ ГЛОБАЛЬНЫЙ КРИЗИС - ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ РИМСКОГО КЛУБА
4.1 .Переоценка технического прогресса. Новый этап кризиса: угроза
существованию человечества
4.2.Римский клуб: у истоков возникновения
4.3 .Анализ глобальной проблематики в проектах-предупреждениях Римского клуба: 70-80-е годы
ГЛАВА ПЯТАЯ. ФИЛОСОФСКАЯ И ГУМАНИТАРНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ИССЛЕДОВАНИЯХ РИМСКОГО КЛУБА 1990 -XГОДОВ
5.1.Проблема «выживания» в современных социально-философских исследованиях: философия техники, экологическая философия
5.2.Анализ мировой проблематики. Изменение в оценках
глобальных проблем
5.3.Информационное общество и его анализ в исследованиях Римского клуба
5.4.Пути решения глобальных проблем: человек в мире глобальных проблем, «концепция солидарности»
5.5.Развитие идей «Первой глобальной революции» в программных документах Римского клуба 1993-1996 годов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК
Феномен культуры в русской религиозной философии конца XIX - начала XX века2009 год, кандидат философских наук Ковалева, Марина Валерьевна
Кризис культуры в культурологических концепциях Н.А. Бердяева и О. Шпенглера2011 год, доктор философских наук Зимовец, Людмила Григорьевна
Прогнозирование социокультурного развития: теоретико-методологические подходы2010 год, доктор философских наук Арефьева, Нина Тимофеевна
Социально-мировоззренческий потенциал русской философии в развитии отечественной системы образования2004 год, кандидат философских наук Артамонова, Татьяна Александровна
Отечественные истоки глобально-экологического мышления: Историко-философский анализ2000 год, доктор философских наук Апухтина, Нина Георгиевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Философская и гуманитарная проблематика Римского клуба в контексте эволюции кризисного сознания в философии ХХ века»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Обращение к анализу философской и гуманитарной проблематики в исследованиях Римского клуба актуально уже в силу глобального значения исследований, проводимых по инициативе этой международной общественной организации, и характера вопросов, составляющих проблемное поле этих исследований.
XX век называют веком глобальных проблем, глобальных противоречий, эпохой кризисов, нарастающего темпа жизни. Деятельность Римского клуба направлена на изучение и анализ мировой проблематики, приоритет в обращении к которой принадлежат именно этой организации. Поэтому актуальность предлагаемого исследования во многом определяется сферой деятельности и задачами Римского клуба, которые включают в себя: обращение к глобальной проблематике, попытки выявления возможных альтернатив развития человечества, поиски путей и средств гуманизации отношения человека к природе, призывы к объединению усилий мировой общественности для предотвращения возможных кризисных ситуаций (во всем их многообразии), обеспечения безопасности в мире, сохранения окружающей среды - среды обитания человека, достижения социального равенства, свободы и справедливости, повышения благосостояния людей и повышения «качества жизни».
Обращение к исследованию философской и гуманитарной проблематики Римского клуба особенно актуально и своевременно сегодня, на рубеже нового тысячелетия, когда человечество подводит итоги уходящего века, определяя задачи и приоритеты дальнейшего развития. Вместе с тем тематика исследований Римского клуба постоянно меняется, отражая перемены, происходящие в современном обществе. Клуб периодически обновляет программу своей деятельности, и сегодня она во многом отличается от концепции, которой следовали члены Клуба у истоков становления этой организации. Но, тем не менее, и сегодня действия и идеи Клуба направлены на разрешение кризисных ситуаций в современном обществе, анализ и устранение причин, способных вызвать обострение кризисного сознания.
Важно отметить, что кризисное сознание, кризисное мироощущение сопровождают человечество на всех этапах его исторического развития, нередко облекаясь в апокалипсическую форму.
Особенно остро это проявляется в периоды резких социальных трансформаций. На протяжении XX века к теме кризиса культуры и цивилизации обращались многие представители западноевропейской философии: Э. Гуссерль, Г. Зиммель, М. Хайдеггер, X. Ортега-и-Гассет, Р. Гвардини, А. Камю и др. Особое место анализ кризисного мироощущения занимает в творчестве представителей русской религиозной философии: Вл. Соловьева, С. Булгакова, Н. Бердяева, Г. Федотова и др. Русской философии всегда было свойственно эсхатологическое восприятие истории, особенно обострившееся в начале XX века в связи с коренными социальными переменами, происходящими в России и в Европе.
В связи с этим обращение к анализу глобальной проблематики в современном обществе, ее оценке в творчестве того или иного мыслителя, той или иной научной школы, требует развернутого системного исследования подходов к изучению причин и последствий социальных кризисов в XX веке. Особенно актуально сопоставление идей и подходов Римского клуба (особенно философской и гуманитарной проблематики его исследований и программных документов) с тенденциями анализа и оценки социокультурного кризиса (как кризиса духовности, рациональности, гуманизма), возникшего в Европе на переломе эпох, в философской литературе первой половины XX века. Представляется важным и своевременным проследить идейные корни и взаимосвязи такого направления социальной мысли, как современная глобалистика и философии кризиса в XX веке, объединяющей широкий массив работ в области социальной философии, философии истории, философии культуры и т.д., составляющей самостоятельное направление в философии XX века и оказавшей огромное влияние на общее развитие современной философии.
Степень разработанности проблемы. Глобальная проблематика, ее истоки и перспективы, изучаются сегодня многими российскими и зарубежными учеными. В современной историко-философской, социально-философской, социально-экономической и т.п. литературе эти проблемы, а также подходы к их решению, рассматриваются с разных сторон.
В течение многих лет в нашей стране проекты и исследования Римского клуба оценивались односторонне, в свете определенных идеологических позиций. Так, в «Философском энциклопедическом
словаре» отмечалось, что «политическая программа Римского клуба носит характер либерально-буржуазного реформизма. В социальной философии его лидеров эклектически смешаны концепции неомальтузианства, неокантианства, технологических теорий... Ученые -марксисты подвергли критике работы Римского клуба за слабость теоретико-методологической базы исследований, их апологетический характер, игнорирование необходимости коренных социальных преобразований для эффективного решения глобальных проблем».1 Подобные оценки можно было встретить в других работах.2
Лишь с середины 80-х годов читатели в России получили возможность более широко познакомиться с исследованиями, программными документами, отчетами этой международной общественной организации. Большое значение в этом смысле имела публикация книги основателя Клуба А. Печчеи «Человеческие качества». Эта работа посвящена истории возникновения и становления Римского клуба, формированию концептуальных идей и организационных основ его деятельности.
Подробный обзор исследований и анализ идей Римского клуба представлен в работах Гвишиани Д.М., Лейбина В.М., Мотылева В.В., Пригожина А.И., Сеитова A.A., Хозина Г.С. и др.
В отечественной философской литературе широко представлены работы, посвященные исследованию глобальной проблематики. Среди работ этого направления следует отметить труды Араб-Оглы Э.А., Гончаренко А.Н., Гудожника Г.С., Комарова В.Д., Косова Ю.В., Лисеева И.К., Моисеева H.H., Фролова И Т., Чумакова А.Н., Шахназарова Г.Х. и др.
Достаточно подробно в западной и отечественной научной литературе обсуждались методологические аспекты исследования глобальных проблем, возможности глобального моделирования, системного анализа в приложении к решению мировой проблематики. Мировое признание получили исследования японских ученых во главе с Я. Кайя (модель «Фуджи», 1974), латиноамериканских ученых во главе с А. Эррерой (модель «Барилоче», 1974), голландских ученых во главе с X. Линнеманом (модель «Мойра», 1975), американских ученых во главе с П.
1 Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983. С. 584-585.
2 См.: Федоров Ю. Римский клуб: поиски буржуазного реформизма // Мировая экономика и международные отношения, 1977. №12; Бестужев-Лада И.В. Кризис буржуазных концепций будущего человечества. М., 1978; Араб-Оглы Э.А. Демографические и экологические прогнозы. Критика современных концепций будущего человечества. М., 1979 и др.
Робертсоном (модель «Сарум», 1976), разработанная экспертами ООН во главе с В.Леонтьевым модель «Мир-6» (1977) и многие другие. Широко известны исследования С. Менделовича, И. Галтунга, Р. Фалка, Р. Катари, А. Мазруи и др. в рамках «Проекта мирового порядка», Г. Кана, Ч. Фримана, С. Коула, К. Дойча, Ж. Лезури и др. сотрудников Института всемирной вахты (США) во главе с Л.Брауном.
Большой вклад в изучение и моделирование глобальных процессов внесли такие российские ученые, как Гвишиани Д.М., Геловани В.А., Дубовский C.B., Келле В.В., Коржева Э.М., Коспок В.Н., Лапин Н.И., Моисеев H.H., Наумова Н.Ф., Новик И.Б., Пионтковский A.A., Погорецкий В.Г., Садовский В.Н., Яблонский Я.И. и др.
Вместе с тем, несмотря на наличие отечественных работ по истории и теоретическим проблемам Римского клуба, в них в основном представлен анализ тематики и проектов первого десятилетия его деятельности, и прежде всего двух первых докладов. Основное внимание уделялось анализу концепций «нулевого роста», «пределов роста». В результате недостаточно изученными оказались сдвиги в проблематике, оценках, методологии и в целом эволюция идей Клуба в 80-90-е годы.
Следует отметить, что в последние годы сократилось число публикаций, посвященных исследованиям Римского клуба. Между тем в историко-философской литературе до сих пор отсутствуют специальные работы, в которых была бы представлена философская и гуманитарная проблематика Римского клуба, обращение к которой характерно для исследований этой организации последнего десятилетия.
Обращение к глобальной проблематике органично связано с эволюцией кризисного сознания в XX веке. Исследование причин и последствий социокультурного кризиса на протяжении десятилетий привлекало внимание многих видных представителей западной философии. В отечественной философии кризису европейской культуры посвящены работы Гайденко П.П., Ионина Л.Г., Руткевича А..М., Соловьева Э.Ю., Тавризян Г.М. и др.
Однако в этих работах недостаточно прослежены этапы в эволюции кризисного сознания, его особенности в послевоенное время, а также его влияние на понимание противоречий научно-технического развития и генезис глобальной проблематики.
Таким образом, проблема изучения и анализа философской и гуманитарной проблематики Римского клуба в контексте историко-
философского анализа идей и учений XX века является актуальной, необходимой и своевременной.
Цели и задачи исследования. В предлагаемой работе делается попытка историко-философского анализа становления и развития философской и гуманитарной проблематики в исследованиях Римского клуба. В связи с этим ставится цель рассмотреть социальные и духовные предпосылки кризисного мироощущения в XX веке, выявить основания возникновения глобальной проблематики и ее развитие в современных социальных исследованиях (прежде всего на материалах Римского клуба) в контексте эволюции кризисного сознания и его анализа в западноевропейской и русской мысли XX века. Достижение поставленной цели требовало реализации следующих задач.
1 .Выявить социальные, духовные, научно-теоретические предпосылки возникновения глобальной проблематики в XX веке с акцентом на философской и гуманитарной проблематике Римского клуба.
2.Дать историко-философский анализ подходов к рассмотрению кризисного сознания в западноевропейской и русской социальной философии, философии истории и философии культуры.
3.Исследовать генезис и особенности технократического подхода к развитию общества в западной и русской философии в контексте разрешения кризисных ситуаций в современном обществе.
4.Проанализировать становление философской и гуманитарной проблематики Римского клуба в контексте эволюции кризисного сознания в XX веке в современных социально-философских исследованиях.
5.Рассмотреть философскую и гуманитарную проблематику Римского клуба с момента его возникновения и до настоящего времени (с акцентом на материалах 90-х годов XX века), выявить тенденции в трансформации философской и гуманитарной проблематики в зависимости от характера и общей проблематики исследований Клуба на разных этапах его деятельности.
Научные результаты, полученные в диссертации и выносимые на защиту:
1. Исследованы особенности и эволюция кризисного сознания в XX веке. В работе сопоставляется рассмотрение этого социокультурного
феномена в различных философских учениях. Осуществлен историко-философский анализ концепций социокультурного кризиса, представленных в западноевропейской и русской философской литературе: в работах О. Шпенглера, X. Ортеги-и-Гассета, Р. Гвардини, К. Ясперса, А. Вебера, Т. Лессинга, К. Манхейма, Э. Мунье, Э. Гуссерля, Г. Зиммеля, К. Поппера, Й. Хейзинги, П. Сорокина, Г. Федотова, Н. Бердяева и др. Выявлены основные этапы социального кризиса в XX веке, исследованы социальные и духовные предпосылки основных этапов кризиса. Показано, что в XX веке понятие и содержание социального кризиса претерпевает существенные изменения: от кризиса культуры, рациональности, идеалов Нового времени - к кризису реального человеческого существования: экологический, демографический, энергетический, продовольственный и др. кризисы, что в целом определяет характер социальной ситуации в XX веке.
2.В контексте осмысления причин и природы социокультурного кризиса рассмотрены такие философские течения и концепции XX века, как «новый консерватизм», «евразийство», концепция христианского социализма, критика тоталитаризма и др. Показано, что эти концепции связаны с осмыслением эволюции кризисного сознания в XX веке и оказали существенное влияние на формирование программ выхода из кризисных социальных ситуаций.
3.Осуществлен анализ генезиса и особенностей технократического подхода к развитию общества в западной и русской философии в контексте разрешения кризисных ситуаций в современном обществе. Показывается, что с развитием техники в XX веке связан один из центральных этапов эволюции кризисного сознания. В работе исследуются причины и последствия технологической «экспансии», обосновывается связь технологического развития общества и становления глобальной проблематики в XX веке. Показывается, что дискуссии вокруг социокультурной роли техники были связующим звеном между философскими концепциями кризиса первой трети XX века и современной глобальной проблематикой.
4.Выявлены предпосылки становления глобальной проблематики в XX веке на основе анализа западной и русской философской литературы; выявлены общие основания глобального социального кризиса конца XX века и предшествующих ему этапов кризиса. Показано, что обращение в 60-70-е годы XX века к глобальной проблематике является следствием начинающего проявлять себя глобального социального кризиса. В этом
контексте особый интерес представляет деятельность Римского клуба, впервые обратившегося к исследованию глобальной проблематики. Прослежена эволюция идей Римского клуба, изменение характера и предмета исследований, смена приоритетов как в оценке кризисной ситуации в обществе, так и в выборе возможных путей решения глобальных проблем. Показана определенная преемственность в оценках кризисного состояния и возможностей его преодоления в философских работах, посвященных анализу социокультурного, технологического кризиса, и работах, рассматривающих обострение глобальных экологических, демографических, энергетических и др. проблем, составляющих поле исследований Римского клуба. Показано, что в развитии идей Римского клуба можно выделить несколько этапов - от эколого-демографических предостережений человечеству (концепции «нулевого», «органического» роста) до программ гуманитарного характера: «всеобщей солидарности» в решении глобальных проблем, перестройки систем обучения, информатизации, технического оснащения современного общества.
5.Проанализирована философская и гуманитарная проблематика Римского клуба, выявлены основные точки роста данной проблематики в исследованиях Клуба. Показано, что проблематика Римского клуба органично вписывается в общий контекст философских исследований XX века. Особое внимание уделяется последнему десятилетию в деятельности Клуба. Впервые с этих позиций анализируются программные документы 90-х годов XX века, предлагающие гуманитарное решение глобальных проблем.
Научно-практическая значимость работы связана с актуальностью диссертационной темы. Результаты, полученные в работе, могут служить материалом для дальнейшего историко-философского анализа исследований Римского клуба, а также философии кризиса в XX веке. Высказанные в диссертации положения и выводы будут способствовать устранению ряда концептуальных ошибок в оценке исследований, проводимых по инициативе Римского клуба. Материал диссертации может быть использован при переподготовке и повышении квалификации преподавателей философии и социальных наук вузов, молодых исследователей, работников интеллектуальной сферы деятельности. Содержание работы также может оказаться полезным для
преподавания, для разработки вузовских курсов философии и спецкурсов по истории современной философии.
Теоретические и методологические основы исследования.
Теоретической и методологической основой диссертации служит совокупность принципов, выработанных в сфере историко-философской науки.
В работе используются элементы сравнительно-исторического анализа, сочетание изучения истории идей и их социокультурного контекста (прежде всего для сравнения оценки кризиса культуры в западной и русской философской мысли). Вместе с тем данное диссертационное исследование использует метод логико-исторической реконструкции в приложении к исследованию эволюции кризисного сознания, а также типологизацию многобразных проявлений этого феномена в XX веке.
Анализ философской и гуманитарной проблематики Римского клуба строился с ориентацией на требования системного подхода.
Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК
Философско-исторические идеи российского политического консерватизма XIX - начала XX в.2009 год, доктор философских наук Тяпин, Игорь Никифорович
Историософские воззрения Н.А. Васильева в контексте Серебряного века и в свете традиции восточно-христианской философии2004 год, кандидат культурологии Прядко, Игорь Петрович
Социальная философия Питирима Сорокина: сущность, особенности2006 год, доктор философских наук Бадмаева, Мария Валентиновна
Феномен глобальности в философии русского космизма2004 год, кандидат философских наук Исакова, Наталья Владимировна
Проблема семьи в русской религиозной философии второй половины XIX - первой половины XX веков: историко-философский анализ2013 год, кандидат философских наук Блинова, Светлана Анатольевна
Заключение диссертации по теме «История философии», Сидорина, Татьяна Юрьевна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В диссертации предпринята попытка проанализировать формирование и развитие философской и гуманитарной проблематики Римского клуба, одной из влиятельных международных общественных организаций, в 70-х годах XX века обратившейся к исследованию глобальных проблем человечества.
Анализ философской и гуманитарной проблематики Римского клуба представлен в диссертации в контексте эволюции кризисного сознания в XX веке и его анализа в западноевропейской и русской социальной философии, философии культуры, философии истории, начиная с «Заката Европы» О. Шпенглера и до современных исследований в рамках философии кризисов, с ее пиком в исследованиях по философии техники, экологической философии, а также в исследованиях, проводимых по инициативе Римского клуба.
Цель диссертационного исследования также предполагала выявление характерной специфики кризисного сознания, проявляющейся на разных этапах его развития в XX столетии; проанализировать социальные и духовные предпосылки этого социального феномена.
Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи: проанализированы социальные, духовные, научно-теоретические предпосылки возникновения глобальной проблематики в XX веке с акцентом на философской и гуманитарной проблематике Римского клуба; проанализирована эволюция подходов к рассмотрению кризисного сознания в западноевропейской и русской социальной философии, философии истории и философии культуры; рассмотрены особенности кризисного мироощущения в XX веке, сопоставлено рассмотрение этого социокультурного феномена в различных философских учениях; рассмотрена эволюция кризисного мировосприятия в XX веке и проектов, предлагавшихся для преодоления социальных и пр. кризисов, путей его преодоления; исследован генезис и особенности технократического подхода к развитию общества в западной и русской философии в контексте разрешения кризисных ситуаций в современном обществе; рассмотрен вопрос становления философской и гуманитарной проблематики Римского клуба в контексте эволюции кризисного сознания в XX веке в философских исследованиях; рассмотрена философская и гуманитарная проблематика Римского клуба с момента его возникновения и до настоящего времени (с акцентом на материалах 90-х годов XX века), выявлены тенденции в трансформации философской и гуманитарной проблематики в зависимости от характера и общей проблематики исследований Клуба на разных этапах его деятельности.
В результате решения перечисленных задач при проведении диссертационного исследования были получены следующие научные результаты:
В работе рассмотрены особенности кризисного сознания в XX веке, представлен и проанализирован широкий спектр исследований в области философии кризиса в западноевропейской и русской философии первой половины XX века. Осуществлен систематический анализ концепций социокультурного кризиса, представленных в работах О.Шпенглера, X. Ортеги-и-Гассета, Р. Гвардини, К. Ясперса, А. Вебера, Т. Лессинга, К. Манхейма, Э. Мунье, Э. Гуссерля, Г. Зиммеля, К. Поппера, Й. Хейзинги, П. Сорокина, Г. Федотова, Н. Бердяева и др.
В работе показано, что социокультурный кризис рубежа веков не носил узковременного локального характера, в течение столетия кризисное напряжение нарастало, менялся характер кризиса, возникали новые формы кризисной напряженности: на смену социокультурному и антропологическому кризису рубежа веков приходят технологический, социально-экономический, социально-политический, экологический, демографический, энергетический, продовольственный и др. кризисы, что в целом определяет характер социальной и духовной ситуации в XX веке. В работе рассматриваются основные этапы социального кризиса в XX веке, исследуются социальные и духовные предпосылки основных этапов кризиса.
В контексте анализа социокультурного кризиса начала века впервые рассмотрены концепции «радикального консерватизма», «евразийства», «либерализма» и их влияние на эволюцию кризисного сознания ы XX веке.
В работе прослеживаются генезис и особенности технократического подхода к развитию общества в западной и русской философии. Показано, что обращение к «концепции технократии», идеям технологического развития рассматривалось в качестве альтернативы общественного развития, возможного пути преодоления социокультурного кризиса в контексте их влияния на современное общество. Показывается, что с развитием техники в XX веке связан один из центральных этапов эволюции кризисного сознания. В работе рассматриваются причины и последствия технологической «экспансии», обосновывается связь технологического развития общества и становления глобальной проблематики в XX веке.
Выявляются предпосылки становления глобальной проблематики в XX веке. Показано, что обращение в 60-70-е годы XX века к глобальной проблематике является следствием начинающего проявлять себя глобального социального кризиса. В этом контексте особый интерес вызывает деятельность Римского клуба, впервые обратившегося к исследованию глобальной проблематики.
Прослежена эволюция идей Римского клуба, изменение характера и предмета исследований, смена приоритетов как в оценке кризисной ситуации в обществе, так и в выборе возможных путей решения глобальной проблематики.
Показана определенная преемственность подходов к оценке кризисного состояния общества и в философских работах, посвященных анализу социокультурного, антропологического кризиса, кризиса технократической концепции и работах, рассматривающих обострение глобальных экологических, демографических, энергетических и др. проблем, составляющих проблемное поле Римского клуба.
Выделены основные этапы развития идей Римского клуба - от эколого-демографических предостережений человечеству (концепции «нулевого», «органического» роста) до программ гуманитарного характера: «всеобщей солидарности» в решении глобальных проблем, перестройки систем обучения, информатизации, технического оснащения современного общества.
Проанализирована философская и гуманитарная проблематика Римского клуба, выявлены основные точки роста данной проблематики в исследованиях Клуба. Показано, что проблематика Римского клуба органично вписывается в общий контекст философии XX века. Особое внимание уделяется последнему десятилетию в деятельности Клуба. Впервые анализируются программные документы 90-х годов XX века, предлагающие гуманитарное решение глобальных проблем.
Теоретическая и практическая значимость проведенного исследования связана с актуальностью диссертационной темы. Результаты, полученные в работе, могут служить материалом для дальнейшего историко-философского анализа проблематики Римского клуба. Материалы последнего десятилетия деятельности Римского клуба представляют собой значительный массив документов, программ, проектов, научных монографий и статей. Анализ этой литературы весьма интересен в плане исследования современных тенденций развития социальной мысли. Также представляется перспективным проведение сравнительного анализа философской и гуманитарной проблематики в исследованиях и документах Римского клуба и в материалах других общественных организаций, обратившихся к исследованию глобальных проблем человечества в преддверии третьего тысячелетия.
Обращение к исследованию эволюции кризисного сознания в XX веке также требует продолжения. Значительный интерес представляет построение типологии кризисов в XX веке, выявление и сопоставление тенденций и направлений историко-философского и социально-философского анализа кризисного мироощущения и его трансформации.
Список литературы диссертационного исследования доктор философских наук Сидорина, Татьяна Юрьевна, 1998 год
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИЬЕРАТУРЫ I. Литература на русском языке
1.1. Александр Блок — Андрей Белый: Диалог поэтов о России и революции. - М., 1990. - 686 с.
1.2. Алексеев В.П. Очерки экологии человека. - М., 1993. - 285 с.
1.3. Араб-Оглы Э.А. Обозримое будущее. Социальные последствия НТР: год 2000.-М., 1986.-204 с.
1.4. Бастиан Т. Кризис окружающей среды. - СПб., 1995. - 60 с.
1.5. Батурин Ю.М. Человек в мире компьютеров: Обзор. - М., 1990. - 115 с.
1.6. Башляр Г. Новый рационализм. - М., 1987. - 374 с.
1.7. Белый А. Символизм как миропонимание. - М., 1994. - 525 с.
1.8. Бергер П. Капиталистическая революция. - М., 1995. - 315 с.
1.9. Бердяев H.A. Царство духа и царство кесаря. - М.1995. - 382 с.
1.10. Бердяев H.A. О России и русской культуре. - М., 1990. - 238 с.
1.11. Бердяев H.A. Смысл истории. - М., 1990. - 173 с.
1.12. Бердяев H.A. Судьба России. - М., 1990. - 346 с.
1.13. Будущее мировой экономики: Доклад группы экспертов ООН во главе с В. Леонтьевым. - М.: Международные отношения, 1979. -212с.
1.14. Булгаков С. Сочинения: В 2 т. - М., 1993. - 603 е., 750 с.
1.15. Вебер А. Германия и кризис европейской культуры // Культурология. XX век: Антология. - М., 1995. - С. 281-296.
1.16.Вейдле В. Умирание искусства. Размышления о судьбе литературного и художественного творчества. - М., 1996. - 336 с.
1.17. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. - М., 1988. -519с.
1.18. Вишневский А.Г. Консервативная революция в СССР // Мир России. - 1996.-№ 4. - С.3-66.
1.19. Волкогонова О.Д. Евразийство: эволюция идей // Вестник Московского университета. - Серия 7.: Философия. - 1995. - № 4. - С.26-44.
1.20. Волкогонова О.Д. Русская религиозно-идеалистическая философия XIX — начала XX в. - М., 1992. - 87 с.
1.21. Вышеславцев Б.П. Кризис индустриальной культуры. - Нью-Йорк, 1993.-350 с.
1.22. Вышеславцев Б.П. Угроза тоталитарной технократии // Вестник высшей школы. - 1990. - № 7. - С.54-62.
1.23. Гаврюшин H.K. Христианство и экология // Вопросы философии. -1995.-№3,- С.53-60.
1.24. Гайденко П.П. Философия культуры Романо Гвардини // Вопросы философии. - 1990. - №4. - С. 121-126.
1.25. Гвардини Р. Конец Нового времени // Феномен человека. Антология. - М., 1993. - С.240-296.
1.26. Гвишиани Д.М. Аурелио Печчеи и становление глобальной проблематики // Системные исследования: Ежегодник. 1992-1994. - М.: ЭДИТОРИАЛ УРСС, 1996. - С.7-28.
1.27. Гвишиани Д.М. Наука и глобальные проблемы современности // Вопросы философии. - 1981. - №3. - С.10-23.
1.28. Геллнер Э. Условия свободы. - М., 1995. - 222 с.
1.29. Гиляров А.Н. Предсмертные мысли XIX века во Франции. - Киев, 1989. - 705 с.
1.30. Гиренок Ф.И. Экология, цивилизация, ноосфера. - М., 1987. -180 с.
1.31. Гирусов Э.В. Экология и культура. - М., 1989. - 63 с.
1.32. Глобальная нравственность: Материалы симпозиума / Отв. ред. H.H. Моисеев - М.,1989. - 121 с.
1.33. Глобальные проблемы в рамках ООН / Ред. П. Тейлор - М., 1990. - 18 с.
1.34. Глобальные проблемы и будущее человечества. Вып. 1,2,3,4, 5 / Отв. ред. В.Е.Ермолаева. - М.:ИНИОН, 1985,1986,1987.
1.35. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности / Сост. Л.И. Василенко и В.Е. Ермолаева - М.: Прогресс, 1990. - 495 с.
1.36. Глобальные проблемы - объективное состояние и оценки: Труды семинара. -М.: ВНИИСИ, 1986. -111 с.
1.37. Глобальные проблемы научно-технической революции: Научно-аналитический обзор. - М., 1986. - 63 с.
1.38. Глобальные проблемы современности / Отв. ред. Н. Н. Иноземцев -М., 1981.-285 с.
1.39. Глобальные проблемы современности и Африка / Отв. ред. Г.С. Хозин - М.: Наука, 1983. - 237 с.
1.40. Глобальные проблемы современности и религиозная идеология: Реферативный сборник. - М.: ИНИОН, 1989. - 221 с.
1.41. Глобальные проблемы современности: региональные аспекты: Сборник трудов. - М.: ВНИИСИ, 1988. - Вып. 5. - 174 с.
1.42. Глобальные проблемы социального развития. Философско-методологические аспекты. - Кишинев, 1988. - 100 с.
1.43. Глобальные процессы и перспективы взаимодействия России и третьего мира. - М.,1994. - 177 с.
1.44. Глобальное развитие: модели и вычислительные эксперименты. Сборник трудов. - М.: ВНИИСИ, 1986. - Вып.16. - 93 с.
1.45. Голубков A.C., Костюк В.Н., Смолян Г.Л., Черешкин Д.С. Системный анализ объектов и технологий информатизации // Системные исследования. Ежегодник. 1992-1994. - М.: ЭДИТОРИАЛ УРСС, 1996. - С.185-197.
1.46. Голубков A.C. Информатизация: новые правила игры // Промышленный вестник России. - 1995.- №1.
1.47. Гончаренко А.Н. Глобальные модели и футурологические утопии. -Киев, 1983.
1.48. Гор Э. Земля на чаше весов. - М., 1993. - 429 с.
1.49. Горохов В.Г., Степин B.C. Философия науки и техники. - М., 1995. - 377с.
1.50. Грасс Г. Избавить друг друга от страха // Литературная газета. -26 января 1983. - С.10.
1.51. Гудожник Г.С., Елисеева B.C. Глобальные проблемы в истории человечества. - М.: Знание, 1989. - 63 с.
1.52. Гуревич П.С. Философия культуры. - М., 1995. - 286 с.
1.53. Гуревич П.С. Антропологический ренессанс // Феномен человека. - М.:Высшая школа, 1993. - С.3-23.
1.54. Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философии // Культурология. XX век: Антология. - М., 1995. - С.297-330.
1.55. Давыдов Ю.Н. Культура — природа — традиция // Традиции в истории культуры. - М., 1983.
1.56. Девятова C.B., Купцов В.И. Философия и методология науки. - М., 1994. - 4.1.-280 с.
1.57. Дженкс У. Технический прогресс во имя свободы. Человек и окружающая его среда. Вклад МОТ. - Женева, 1992.
1.58. Дрейер O.K., Лось В.А. Глобальные проблемы современности и развивающиеся страны. - М.: Знание, 1986. - 62 с.
1.59. Ерасов Б.С. Социальная культурология. - М., 1994. - 4.1. - 379с.
1.60. За пределами роста: Предотвратить глобальную катастрофу. Обеспечить устойчивое будущее /Д.Х. Медоуз, Д.Л. Медоуз, Й. Рандерс. -М., 1994.-302 с.
1.61. Зеньковский В.В. История русской философии: В 4 т. - Л., 1991. -Т.2. - 4.1,2.-254 е., 268 с.
1.62. Зиммель Г. Конфликт современной культуры // Культурология. XX век: Антология. - М., 1995. - С.378-398.
1.63. Зиммель Г. Философия культуры: В 2 т. - М., 1996. - Т.1. - 670с.
1.64. Иванов Вяч. Родное и вселенское. - М., 1994. - 427 с.
1.65. Игнатовская Н.Б. Природа как ценность культуры. - М., 1987. - 62 с.
1.66. Игнатьев В.Н. Проблема человека и «мировая проблематика» (шестой доклад Римскому клубу) // Вопросы философии. - 1981. -№3.
1.67. Информатизация общества: анализ проблем и поиски решений: Сборник трудов. - М.: ВНИИСИ, 1989. - Вып. 12. - 95 с.
1.68. Информатизация общества и бизнес: Научно-аналитический обзор. -М., 1992.-71 с.
1.69. Информатика и культура. - Новосибирск: Наука, 1990. - 231 с.
1.70. Ионин Л.Г. Социология культуры. - М., 1996. - 278 с.
1.71. Ионин Л.Г. Консервативный синдром // Социологические исследования. - 1987. - №6.
1.72. Ионин Л.Г. Георг Зиммель — социолог. - М., 1981. - 128 с.
1.73. Канетга Э. Масса и власть. - М., 1997. - 527 с.
1.74. Кеннеди П. Вступая в двадцать первый век. Пер. с англ. - М.: «Весь Мир», 1997. - 480 с.
1.75. Кинг А., Шнайдер Б. Первая глобальная революция. - М., 1991. - 339 с.
1.76. Козлова H.H. Горизонты повседневности советской эпохи. Голоса из хора. - М., 1996. - 215 с.
1.77. Комаров В.Д. Что такое глобальные проблемы современности. - Л.: Знание, 1986. - 20 с.
1.78. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. - М., 1994. - 375с.
1.79. Коржева Э.М. Коммуникативный подход к модельному исследованию глобальных проблем культуры // Глобальное моделирование: социальные процессы. Труды семинара. - М.: ВНИИСИ, 1984. - С.108-121.
1.80. Косов Ю.В. В поисках стратегии выживания: Анализ концепций глобального развития. - СПб., 1991. - 119 с.
1.81. Кризис культуры: Антология. -М., 1994.
1.82. Кризисный социум: Наше общество в трех измерениях / Общ. ред. Лапин Н.И., Беляева Л.А. - М., 1994. - 243 с.
1.83. Кузнецов Л.М. Человек в городе: Экологические проблемы современного города. - М., 1981.
1.84. Куликова M.B. Человек и природа: в поисках экологической этики // Наука и ценности. - М., 1987.
1.85. Культура: теории и проблемы. - М., 1995. - 275 с.
1.86. Кууси Пекка. Этот человеческий мир: Пер. с англ. - М., 1988. - 362с.
1.87. Лапин Н.И. Построение базового сценария глобального развития // Глобальное моделирование: социальные процессы. Труды семинара. - М.:ВНИИСИ, 1984. - С.5-38.
1.88. Лапин Н.И. Проблемы социальных индикаторов в системах моделирования глобального развития // Системные исследования. Ежегодник. 1978. - М.: Наука, 1978. - С.217-229.
1.89. Ласло Э. Рождение слова—наука—эпоха // Полис. -1993. - № 2.
1.90. Лейбин В.М. Глобальная проблематика: научные исследования и дискуссии. Препринт. - М: ВНИИСИ, 1991. - 62 с.
1.91. Лейбин В.М. Зарубежная глобалистика: проблемы и противоречия. -М.: Знание, 1988. - 63 с.
1.92. Лейбин В.М. Социокультруные аспекты глобального моделирования // Глобальное моделирование: социальные процессы. Труды семинара. - М,: ВНИИСИ, 1984. - С.121- 132.
1.93. Лейбин В.М. «Модели мира» и образ человека. Критический анализ идей Римского клуба. - М., 1982. - 255 с.
1.94. Лейбин В.М. Дилеммы глобального моделирования // Системные исследования. Ежегодник. - М.: Наука, 1979.
1.95. Лекторский В.А. Рациональность, критицизм и принципы либерализма ( взаимосвязь социальной философии и эпистемологии Поп-пера ) // Вопросы философии. - 1995. № 10. - 27-36 с.
1.96. Ленк X. Размышления о современной технике. - М., 1996. - 181 с.
1.97. Леонтович В.В. История либерализма в России. - М., 1995. - 548 с.
1.98. Лессинг Т. Шопенгауэр, Вагнер, Ницше // Культурология XX век: Антология. - М., 1995. - С.399-431.
1.99. Лисеев И.К. Философская концепция человека и глобальные проблемы современности. - М.: Знание, 1987. - 39 с.
1.100. Лихачев Д.С. Экология культуры // Знание—сила. - 1982. - № 6.
1.101. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. - М., 1991.
1.102. Лосский Н.О. История русской философии. - М., 1991. - 478 с.
1.103. Майор Ф. Новая страница. - М., 1995. - 142 с.
1.104. Майор Ф. Завтра всегда поздно. - М.: Прогресс, 1989.
1.105. Мальтус Т. Опыт закона о народонаселении. - Петрозаводск, 1993. - 136с.
1.107. Марошан Д. Глобальное и региональное в моделях Римского клуба // Диалектика общего и особенного в историческом процессе. -М., 1978.
1.108. Математические модели глобального развития. - Л.,1980. - 192 с.
1.109. Медоуз Д. За пределами роста / Пер. с англ. Т.Ю. Сидориной // Системные исследования: Ежегодник. 1992-1994. - М., 1996. - С.29-40.
1.110. Медоуз Д. и др. Пределы роста. - М., 1991. - 205 с.
1.111. Мечников Л.И. Цивилизация и великие исторические реки. - М., 1995.-459 с.
1.112. Мизес Л. фон. Социализм : Экономический и социологический анализ. - М., 1994. - 414 с.
1.113. Мизес Л. фон. Бюрократия. Запланированный хаос. Антикапиталистическая ментальность. - М., 1993. - 230 с.
1.114. Митчем К. Что такое философия техники? - М., 1995. - 148 с.
1.115. Моисеев H.H. Экология и образование. - М., 1996. - 190 с.
1.116. Моисеев H.H. Человек и ноосфера. - М., 1990. - 351 с.
1.117. Моисеев H.H. Слово о научно-технической революции. - М., 1985. - 238с.
1.118. Моисеев H.H. Человек, среда, общество. - М., 1982. - 240 с.
1.119. Мотылев В.В. Пророчества будущего. - М., 1983. - 63 с.
1.120. Мотылев В.В. Прогнозы Римского клуба: реальность и пророчества // Вопросы экономики. - 1977. - №1.
1.121. Мунье Э. Что такое персонализм? - М., 1994. -125 с.
1.122. Мэмфорд Л. Миф машины // Вестник Московского университета. Серия 12. Социально-политические исследования. - 1992. - № 1. - С.62-82.
1.123. Намики Н. Техническая революция и индустриальное общество. - М.: ИНИОН РАН, 1983. - 324 с.
1.124. Наука и техника современного капитализма // Соц. - экономический справочник. - М.: Мысль, 1987. - 350 с.
1.125. Наше глобальное соседство. Доклад комиссии по глобальному управлению и сотрудничеству. - М.: «Весь Мир», 1996. - 401 с.
1.126. Наше общее будущее: Доклад комиссии Г.Х. Брундтланд. - Дания. Нексстоп. СССР, 1987.
1.127. Новая технократическая волна на Западе. - М., 1986. - 450 с.
1.128. Новик И.Б. Новый тип модельного познания. (Гносеологический анализ глобальных моделей) // Вопросы философии. - 1980. - №7. -С.47-63.
1.129. Образование в конце XX века (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. - 1992. - №9. - С.3-22.
1.130. Один мир на всех: Контуры глобального сознания / Выдающиеся деятели современности о будущем человечества. - М., 1990. - 215с.
1.131. ОлдакП.Г. Колокол тревоги. - М., 1990. - 196 с.
1.132. Ортега-и-Гассет X. Избранные труды. - М.,1997. - 700 с.
1.133. Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства. Тема нашего времени // Самосознание европейской культуры XX века. - М.: Политиздат,1991. -С.230-263.
1.134. Пестель Э. За пределами роста. - М., 1988. - 268 с.
1.135. Печчеи А. Человеческие качества. -М., 1985. - 312 с.
1.136. Печчеи А. Сто страниц для будущего И Будущее в настоящем. -М.,1984.
1.137. Пилипенко В.Е., Поддубный В.А., Черненко И.В. Социальный морфогенез: эволюция и катастрофы. - Киев, 1993. - 96с.
1.138. Полякова Н.Л. Человек и техника : социальный контекст существования человека в концепциях информационного общества 80-х годов (обзор) // Философское понимание человека. Сб. обзоров. -М., 1989.-Вып. 1.
1.139. Поппер К. Нищета историцизма. - М., 1993. - 185 с.
1.140. Поппер К. Логика социальных наук // Вопросы философии. - 1992. -№8.
1.141. Поппер К. Открытое общество и его враги: В 2 т. - М., 1992. -426с., 525с.
1.142. Пригожин А.И. Римский клуб перед социальными проблемами // Вопросы философии. - 1978. - №5. - С.58-67.
1.143. Природа моделей и модели природы / Под ред. Д. М. Гвишиани и др. - М.: Мысль, 1986. - 270 с.
1.144. Проблемы прогнозирования социально-экономического развития. Реф. сборник. - М., 1997. - 178 с.
1.145. Райнов Т.И. Odintzoviana—1947 (Публикация Н.К. Гаврюшина) // Памятники науки и техники. 1989. - М., 1990.
1.146. Развитие информационной технологии и социальные измерения: Научно-аналитический обзор. - М,: ИНИОН, 1987. - 68 с.
1.147. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. - М., 1991. -284с.
1.148. Ревель П., Ревель Ч. Среда нашего обитания: В 4 кн. - М., 1994. -340с., 296 с., 191 с.
1.149. Римский клуб: история создания, избранные доклады и выступления, официальные материалы / Под редакцией Д.М. Гвишиани. - М., 1997. - 372 с.
1.150. Римский клуб. Декларация. Миссия / Перевод и предисловие Т.Ю.Сидориной //Вопросы философии. - 1995. -№3. - С.65-72.
1.151. Родионова И.А. Глобальные проблемы человечества. - М., 1995. -142с.
1.152. Ролстон X. Существует ли экологическая этика? // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. - М., 1990.
1.153. Русский космизм / Сост. С.Г. Семенова, А.Г. Гачева. - М., 1993. -365с.
1.154. Русская философия: Малый энциклопедический словарь. - М., 1995. - 624 с.
1.155. Руткевич А. Философия А. Камю // Камю А. Бунтующий человек. -М.,1990.
1.156. Сагарев В.Б. Современные концепции общественного прогресса: критический анализ. - М., 1987. - 31 с.
1.157. Садовский В.Н. Смена парадигм системного мышления // Системные исследования. Ежегодник. 1992-1994.
М.:ЭДИТОРИАЛ УРСС, 1996. - С.64-78.
1.158. Садовский В.Н. О Карле Поппере и судьбе его учения в России // Вопросы философии. - 1995. - № 10. - С. 14-26.
1.159. Самосознание европейской культуры XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. - М.: Политиздат, 1991. - 366 с.
1.160. Сахаров А.Д. Мир через полвека // Вопросы философии. - 1989. -№12.
1.161. Семченко А.Т. Современный Апокалипсис. - М., 1989. - 125 с.
1.162. Сербиненко В.В. Русская религиозная метафизика (XX век). -М.,1996. - 178 с.
1.163. Сербиненко В.В. Владимир Соловьев: Запад, Восток и Россия. -М.,1994. - 203 с.
1.164. Сербиненко В.В. История русской философии XI-XIX вв. - М., 1991.-253 с.
1.165. Сидорина Т.Ю. Человечество между гибелью и процветанием (философия кризиса в XX веке). - М.: «Мир книги», 1997. - 242 с.
1.166. Сидорина Т.Ю. Современные проблемы философии (дискуссии о кризисе культуры в западноевропейской и русской философии). -М.: «Мир книги», 1997. - 104 с.
1.167. Сидорина Т.Ю. «Пределы роста»: 20 лет спустя // Системные исследования: Ежегодник. 1992-1994. - М., 1996. - С. 65-73.
1.168. Сидорина Т.Ю. Философия техники // Философия: Учебник для вузов. - М., 1996. - С.255-269.
1.169. Сидорина Т.Ю. XX век. Глобальные проблемы человечества. -М.,1995. - 80 с.
1.170. Сидорина Т.Ю. Мыслить глобально — действовать локально // Социологические исследования. - 1994. - № 4. - С.145-148.
1.171. Системные аспекты концепции развития: Сборник трудов. - М.: ВНИИСИ, 1985. - Вып.4. - 98 с.
1.172. Системные исследования. Ежегодник. 1992-1994. М. :ЭДИТОРИАЛ УРСС, 1996. - 399 с.
1.173. Современная западная философия: Словарь. -М., 1990. - 414 с.
1.174. Соловьев B.C. Сочинения: В 2 т. - М., 1988. - 892 е., 822 с.
1.175. Солоневич И.Л. Народная монархия. - Буэнос-Айрес,1973. - 511 с.
1.176. Солонин Ю.Н. Кризис культуры в контексте русского и западноевропейского менталитета // Вестник СПбГУ. Серия 6. - 1993. -Вып. 3 (№20). - С.8-13.
1.177. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992. - 542 с.
1.178. Социальные проблемы экологии и современность / Отв. ред. И.Т.Фролов. - М.: Наука, 1989.
1.179. Тавризян Г.М. О. Шпенглер, Й. Хейзинга: Две концепции кризиса культуры. -М., 1989. - 269 с.
1.180. Тавризян Г.М. Техника, культура, человек: Критический анализ концепций технического прогресса в буржуазной философии XX века. - М.: Наука, 1986. - 199с.
1.181. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. - М.: Наука, 1987. - 239 с.
1.182. Тинберген Я. Пересмотр международного порядка. - М., 1985. -416с.
1.183. Тоталитаризм как исторический феномен. - М., 1989. - 395 с.
1.184. Тоффлер О. Футурошок. - М., 1973.
1.185. Трансформирующиеся общества: цели и пути. - М., 1996.
1.186. Урсул А.Д. Путь в ноосферу: Концепция выживания и устойчивого развития цивилизации. - М., 1993. - 274 с.
1.187. Утопия и антиутопия XX века. - М.: Прогресс, 1990.
1.188. Учение В.И. Вернадского о ноосфере и глобальные проблемы современности / Под ред. Н.В. Карпова. - М.: МВТИ, 1989.
1.189. Ученые предупреждают: Реф. сб. - М.: ИНИОН РАН, 1988. -199 с.
1.190. Фадеева Т.М. Европейская идея: путь к интеграции // Вопросы философии. -1996. - №5. - С. 171-188.
1.191. Федоров Н. Сочинения. - М., 1982. - 711 с.
1.192. Федотов Г.П. Судьба и грехи России: В 2 т. - СПб., 1991-1992. -350с., 348 с.
1.193. Федотов Г.П. Новый град. - Нью-Йорк, 1952.
1.194. Феномен человека: Антология. - М.: Высшая школа, 1993. - 347 с.
1.195. Философия и кризис современоой цивилизации. - М.,1993. - 254 с.
1.196. Философские проблемы социальной экологии / Отв. ред. Э.В. Гирусов. - М.: ВИНИТИ, 1989. - 97 с.
1.197. Философия техники в ФРГ. - М., 1989. - 528 с.
1.198. Философские аспекты информатизации: Труды семинара. - М.: ВНИИСИ, 1989.-110 с.
1.199. Форрестер Дж. Технология и политика: Реферат / Авт. Реф. В.Л.Дудкин. - М., 1989. - 10 с.
1.200. Форрестер Дж. Мировая динамика. - М., 1978. - 167 с.
1.201. Франк С.Л. Сочинения. - М., 1990. - 607 с.
1.202. Фролов И.Т. Сущность и значение глобальных проблем. - М.,
1981.-48с.
1.203. Хайек Ф.А. Дорога к рабству. - М.: Экономика, 1992. - 175 с.
1.204. Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность. - М., 1992. - 302 с.
1.205. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. - М., 1992. -458с.
1.206. Хесле В. Философия и экология. - М., 1994. - 187 с.
1.207. Хиггинс Р. Седьмой враг. Человеческий фактор в глобальном кризисе // Глобальные проблемы и человеческие ценности. - М., 1990.
1.208. Хозин Г.С. В ответе перед будущим: Поиски решения общечеловеческих проблем. - М., 1984. - 159 с.
1.209. Хозин Г.С. Кому служат наука и техника. - М., 1984. - 64 с.
1.210. Хозин Г.С. Глобальные проблемы современности. - М.: Мысль,
1982. - 279 с.
1.211. Четверев В.И. Экологический кризис: поиски выхода. - М., 1994. -208с.
1.212. Чижевский А.Л. Космический пульс жизни. - М., 1995. - 766 с.
1.213. Шахназаров Г.Х. Куда идет человечество? - М.: Мысль, 1985. -192с.
1.214. Швейцер А. Упадок и возрождение культуры. Избранное. - М., 1993.-511 с.
1.215. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. - М., 1992. - 572 с.
1.216. Швейцер — великий гуманист XX века. - М., 1985.
1.217. Шелл Дж. Судьба Земли. - М., 1982. - 226 с.
1.218. Шефер Л. Социальная философия и философия истории Карла Поп-пера // Вестник Московского университета. Сер.7. -1994. - № 3. - С.29-52.
1.219. Шпенглер О. Закат Европы. - М., 1993. - 298 с.
1.220. Шпенглер О. Человек и техника // Культурология. XX век. Антология. - М., 1995. - С.454-496.
1.221. Шпотов Б.М. Промышленный переворот в США: В 2 ч. - М.: Ин-т всеоббщей истории, 1981. - 324 с.
1.222. Шпотов Б.М. Промышленная революция в США: Науч. - анал. Обзор. - М.: ИНИОН, 1990. - 44 с.
1.223. Штемпель Д. Население мира в 2000 году. - М., 1988. - 206 с.
1.224. Шухардин C.B. История науки и техники: В 2 ч. - М.: МГИАИ, 1976.-4.2.-168 с.
1.225. Экологическая антология (Ecological antology: Экологические предвидения западных авторов). - М.: Бостон, 1992. - 267 с.
1.226. Экологическая проблема и пути ее решения. Философские вопросы гармонизации взаимоотношений общества и природы. - М., 1987. - 50с.
1.227. Экологические проблемы в современной глобалистике / Сост. С.Н.Смирнов. -М.: Знание, 1985.
1.228. Экологический кризис и право человека на жизнь. - М., 1991. -31с.
1.229. Экология и политика = Ecology and Politics. - СПб., 1993. - 285 с.
1.230. Экология, культура, образование. - М., 1989. - 242 с.
1.231. Экология: пути выживания и развития человечества. - М., 1988.
1.232. Юдин Б.Г., Фролов И.Т. Этика науки. - М., 1987. - 258 с.
1.233. Яблонский А.И. Наука в системе глобального моделирования // Системные исследования. Ежегодник 1986. - М.: Наука, 1987.
1.234. Яблонский А.И. Глобальные проблемы науки: методологический анализ // Неформализованные элементы системного моделирования. Труды семинара. - М.: ВНЙИСИ, 1980. - С.49-60.
1.235. Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1991. - 527 с.
II. Литература на иностранных языках
2.1. Bell D. The Coming of Post-Industrial Society. A Venture in Social Forecasting. Basic Books. - New York, 1976. - XIV, 507 p.
2.2. Berger G. Social Science and forecasting; Methods and results // Sharping
the future. Gaston Berger and the concept of prospective / Ed. by A. Cournand e.a. L. e.a., 1973. - P.ll-20,29-34,100-106.
2.3. Beyond the limits: confronting global collapse, envisioning a sustainable future / Donella H. Meadows, Dennis L. Meadows, Jorgen Randers. -1992.-300 p.
2.4. Botkin J., Elmandgjra M., Malitza M. No Limits to Learning. Bringing the Human Gap. A Report to the Club of Rome. - Oxford etc., 1979.
2.5. Boyer E.L. Managing tomorrow's education // Challenge to leadership. Managing in a changing world. - N.Y. - P.49-55.
2.6. Castells M. The Information Ages: Economy, Society, & Culture. -Blackwell Publishers. 1996-1997.
2.7. Dizard W. The Coming Information Age: An Overview of Technology, Economics and Politics. - N.Y.-L.,1982.
2.8. Eldredge H.W. University education in futures studies //Futurist. -Washington, 1975. - Vol.9. - N2. - P.98-112.
2.9. Evans Ch. The Mighty Micro: The Impact of the Computer revolution. -L.,1982.
2.10. Falk R, Kim S. An Approach to World Order Studies and the World system. - N.Y.,1982.
2.11. Ferrarotti F. The myth of inevitable progress. - Westport (Conn.); L.: Greenwood press, 1985. - 208 p.
2.12. Forrester J. Global Modelling revisited. - Futures, 1982. - Vol.14. - N.2.
2.13. Galbraith G. Economics and the Social Purpose. - Boston,1973.
2.14. Gatlung J. The True Worlds. A Transnational Perspective. - N.Y., 1980.
2.15. Giarini O. Dialogue on Wealth and Welfare. An Alternative View of World Capital Formation. A Report to the Club of Rome. - Pergamon Press, Oxford, 1980. - XXV, 386 p.
2.16. Globalization, Knowledge and Society / Ed. by Albrow M. And King E. -London: SAGE Publications, 1990.
2.17. Gras A. Grandeur et dependance: Sociologie des macro-systemes techn. -Paris,1993. - 291 p.
2.18. Guernier M. Tiers-Monde: Trois Quarts du Monde. Rapport au Club de Rome. - Paris,1980.
2.19. Hawrylyshyn B. Road Maps to the Future. Towards More Effective Societies. A Report to Club of Rome. - Oxford: Pergamon Press, 1980. - XV, 193 p.
2.20. Herrera A. et. al. Catastrophe or New Society? A Latin American World Model. - Ottawa, 1976.
2.21. Hickman L.A. Technology as a Human Affair. - N.Y.: McGraw-Hill publ., 1990.-XIV, 495 p.
2.22. Husserl E. Die Krisis der Europäischen Wissenschaften und die Transzendentale Phänomenologie. - Haag, 1954. - XXII, 557 p.
2.23. Imamichi T. Moral Crisis and Metatechnical problems. In: Eco-ethica et philosophia generalis. - Tokyo, 1992. - P.LV-LXVI.
2.24. Kahn H. The Coming Boom: Economic, Political, Social. - N.Y.,1982.
2.25. Kassirer E. The mith of state. - L., 11946.
2.26. King A. The Club of Rome-Reaffirmation of a Mission. Interdisciplinary Science Reviewes, 1996. -Vol. 11. - No. 1.
2.27. Laszlo E. Introdaction to System Phylosophy. - N.Y., 1973. - 328 p.
2.28. Lessing T. Europa und Asien. - München, 1939.
2.29. Lessing T. Die verflehte Kulur. - München, 1921.
2.30. Lessing T. Philosophie als Tat. - Guttingen, 1914.
2.31. Marcuse G. One-demensional man: Studies in the ideology of advanced industrial society. - L.: Routledge Paul, 1964.
2.32. Martun J. Technology's crucible: An Exploration of the Next Four Decades. - Englewood Cliffs (N.Y.): Prentice-Hill, 1987.
2.33. Mazrui A. World Federation of Cultures. An African Perspective. - N.Y., 1976.
2.34. Meadows D., Richardson J., Bruckman G. Gropping in the Dark. The First Decade of Global Modelity. - Chichester, 1982.
2.35. Meadows D.L. et. al. The limits to Growth. A Report to the Club of Rome's Project on the Predicament to Mankind. - N.Y.: Uneverse Books, 1974.
2.36. Mendelovitz S. The Struggle for a Just World Order: An Agenda of Inguiry and Praxis for the 1980's. - N.Y.,1982.
2.37. Merton R. - K. Science Thechnology and Society in seventinth Century Britain. - Columbus: Ohio State University Press, 1948. - 632 p.
2.38. Microelextronics and Society. For the Better or for Worse. A Report to the Club of Rome. - Oxford, 1982.
2.39. Möhler A. La revolution conservatrice en Allemagne (1918-1932). -Puiseaux, 1993.
2.40. Moll Peter H. From Scarcity to Sustainability. Future Studies and the Environment: the Role of the Club of Rome - Frankfurt am Main; Bern; New York; Paris, 1991. - XIV, 328 p.
2.41. Mumford L. Technics and Civilisation. - New York: University Press, 1963. -106 p.
2.42. Mumford L. Man as Interptreter. - New York: Harcourt Brace, 1950.
2.43. Norman C. The God that limps. Science and Technology in the Eighties. -N.Y., 1981.
2.44. Partnerships for Sustainable Development: The Role of Business and Industry. - Paris: UNEP, 1994. - 92 p.
2.45. Pauli G.A. Crusader for the Future. - Oxford, Pergamon Press, 1987.
2.46. Peccei A. Global Modelling for Humanity. - Futures, 1982. - Vol.14. - N2.
2.47. Peccei A. One Hundred Pages for the Future.Reflections of the President of the Club of Rome. - N.Y., 1981. - XVI, 191 p.
2.48. Peccei A.The Chasm Ahead. - London: Macmillan, 1969.
2.49. Pelton J. Global Talk: The Marriage of the Computer, World Communication and Man. - Brighton, 1981.
2.50. Robertson R. Globalisation: Social Theory and Global Culture. - L.: Sage Publications, 1992.
2.51. Schneider B. La Revolution aux Pieds Nus. Rapport au Club de Rome. -Paris, 1985. - 344 p.
2.52. Schneider H. Grundriss einer Strategic des Uberlebens // Die Zukunt warter nicht. - Stuttgart, 1971. - S.289-323.
2.53. Schumacher E. Small is Beautiful: A Study of Economics as if People Mattered.-N.Y.,1973.
2.54. Skolimowski H. Freedom, Responsibility and the Information Society. Vital Speeches 50. - (June 1,1984). - №.16.
2.55. Studies in Philosophy, Politics and Economics. - L., 1967.
2.56. Though the '80 s: Thinking Globally, Akting Locally / Ed. by F. Feather. - Washington, 1980.
2.57. Tinbergen J.,Dolman A.,Ettinger J. Rechaping the International Oder. A Report to the Club of Rome. - N.Y., 1987.
2.58. Toffler A. The adoptie corporation. - L.: Gower, 1985.
2.59. Toffler A. The Third Wave. - N.Y.,1980.
2.60. Waters M. Globalization. Routlenge. - London-New-York,1995. -185 p.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.