Роль социальных сетей в формировании социокультурных пространств на примере интернет-сервиса "Твиттер" тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат наук Сергеева, Ирина Леонидовна

  • Сергеева, Ирина Леонидовна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2017, Москва
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 155
Сергеева, Ирина Леонидовна. Роль социальных сетей в формировании социокультурных пространств на примере интернет-сервиса "Твиттер": дис. кандидат наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Москва. 2017. 155 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Сергеева, Ирина Леонидовна

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Массовая культура и массовая коммуникация в современном

социокультурном пространстве

§1. Эволюция понятия «массовая культура» в XX-XXI вв

§2. Современное состояние массовой культуры: массовая культура в

цифровой среде

§3. Эволюция понятия «массовая коммуникация» в XX-XXIвв

Глава 2. Функциональные возможности и социокультурные функции сервиса

микроблогинга «Твиттер»

§1. Этапы развития сервиса микроблогинга «Твиттер»

§2. Социокультурные функции сервиса микроблогинга «Твиттер»

Глава 3. «Твиттер» как площадка для формирования инновационных

культурных практик

§1. «Твиттер» как источник информации для глобальных культурно-

антропологических исследований

§2. «Твиттер» как площадка для создания коллаборативных социокультурных

проектов

§3. Новые формы художественного повествования в «Твиттере»

§4. Твиттер как инструмент модерации культурных проектов в нецифровой

среде

§5. Концепция «длинного хвоста» и фрагментация массовой культуры в

Твиттере

Заключение

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Роль социальных сетей в формировании социокультурных пространств на примере интернет-сервиса "Твиттер"»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность диссертационного исследования определяется, с одной стороны, трансформационными процессами, происходящими на этапе формирования нового типа массовой культуры — цифровой массовой культуры, а с другой — возросшей ролью социальных медиа как социокультурных пространств, позволяющих как реинтерпретировать классическую, элитарную культуру, так и генерировать качественно новые культурные продукты и инновационные культурные практики. Также крайне важным и требующим дальнейшей проработки представляется некомплексный подходом к изучению сервиса микроблогинга «Твиттер» мировым научным сообществом.

Научный интерес к «Твиттеру» сосредоточен в основном в области лингвистики и журналистики. Некоторое количество работ посвящены лингвоконцептуальным исследованиям новых языковых паттернов, возникших в результате ограничения сообщений в 140 знаков. Основной же массив научных исследований — особенно в западной академической традиции — изучают «Твиттер» с точки зрения новых медиа, породивших концепцию «гражданской журналистики», тем самым в корне изменив индустрию производства новостей и направления информационных потоков. Действительно, с появлением «Твиттера» журналистика стала «глокальна» (термин «glocal» прозвучал в одном из заголовков в британской газете The Telegraph и очень точно резюмирует происходящие изменения), то есть понятия «глобальный» и «локальный» максимально сблизились. За событиями, происходящими за сотни тысяч километров, стало возможно наблюдать в режиме реального времени.

Потенциал же «Твиттера» именно как цифрового социокультурного пространства, в котором массовая культура развивается по особым сценариям, проанализирован научным сообществом крайне скудно и обрывочно.

Для каждой исторической эпохи характерно существование определенных социокультурных пространств. Современное постиндустриальное общество характеризуется, прежде всего, ростом различных видов технологий и коммуникации, тотальной цифровизацией, а также — благодаря сети Интернет в целом и социальным сетям в частности — единым глобальным информационным пространством. С появлением социальных медиа человечество оказалось на пороге нового этапа социального развития, когда основными видами деятельности стали производство, распространение и потребление информации.

Термин «цифровизация» (англ. «digitalization») пришел из западной научной традиции и переводится как «оцифровывание» или «приведение в цифровую форму». Широкое распространение цифровизация получила в 60-70 гг. XX века благодаря появлению цифровых форматов контента, что, в дальней перспективе, безусловно способствовало разработке всемирной сети Интернет. Термин «цифровизация» зачастую предшествует устоявшемуся определению «цифровая революция», так как именно перевод разнообразного контента — текстов, аудио, фото, видео — в цифровой формат в корне изменил медийную парадигму и привел к фундаментальному сдвигу в функционировании медийных площадок в принципе.

Суть цифровизации в 2004 году четко охарактеризовала Карли Фиорина, являвшаяся на тот момент генеральным директором компании Hewlett Packard. В одном из публичных выступлений Фиорина выделила три ключевых характеристики цифровизации:

• Все виды контента трансформируются из физических, аналоговых и статичных в цифровые, мобильные, виртуальные и, в конечном счете, персональные форматы (т. е. контролируемые человеком — потребителем информации).

• Осуществляется переход от сложных технологий к простым и управляемым, так как технологии — все еще лишь инструмент для осуществления межкультурной коммуникации.

• Осуществляется переход от вертикальной, иерархичной организации коммуникации к горизонтальной, сетевой структуре и гетерогенному мировому сообществу1.

Так как термин еще не обрел четкие дефинитивные границы в русском языке, в научной литературе можно встретить различные адаптивные варианты перевода исходного западного понятия — «цифровизация», «дигитализация», «диджитализация». В рамках данного исследования мы принимаем их тождественность.

Энциклопедический словарь СМИ трактует понятие «цифровизация» как «перевод информации в цифровую форму». В США в цифровизации видят «путь к информационному обществу, дальнейшей глобализации и транснационализации информационных связей на всей планете». В Европе и других регионах мира существует иная точка зрения на цифровизацию, связанная с «защитой наземного вещания как средства сохранения национально-локальных особенностей и интересов посредством собственных информационных средств»2. В то же время, описывая понятие «цифровизация», декан факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова Е. Л. Вартанова обращает особое внимание на то, что цифровизация, «устраняя различия между отдельными СМИ и уравнивая их

3

содержание, прокладывает дорогу к их конвергенции» .

Термин «конвергенция» применяется в различных сферах научного знания — языкознании, биологии, физике и др. В широком смысле данный термин описывает процессы сближения, взаимного уподобления. В середине XX века термин «конвергенция» закрепляется в ряде научных трудов, посвященных общественно-политической философской мысли (У. Ростоу, Я. Тинберген): ряд ученых использовали данный термин, чтобы обозначить сближение капиталистического и социалистического общественного строя. В новом контексте термин «конвергенция» осмыслил теоретик медиа, социолог Д. Белл:

Fiorina C. 18th Annual Government Technology Conference.

URL: http://www.hp.com/hpinfo/execteam/speeches/fiorina/gtc04.html

2 Князев А. А. Энциклопедический словарь СМИ. Бишкек: Издательство КРСУ. А. А. Князев, 2002. 162 c.

3 Вартанова Е. Л. Медиаэкономика зарубежных стран: Учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 2003. 335 c.

выдвинув идею о формировании нового, информационного общества (основным продуктом которого является информация), в то же время применил термин «конвергенция» для обозначения интеграции информационных и коммуникационных технологических устройств — компьютеров, телефонов, телевизоров.

Е. Л. Вартанова отмечает, что в основе технологической конвергенции медиа лежит процесс цифровизации, «перевода содержания в цифровую форму, который позволяет «уравнивать» печатное слово и движущееся изображение». «Технологическая конвергенция предполагает также, что интерактивность становится одной из важнейших составляющих современной коммуникации» .

Конвергенцию следует понимать как интеграционный мегапроцесс, «в рамках которого происходят слияние, взаимодействие и интеграция различных процессов»5. Иными словами, современные медийные платформы дают шанс воспринимать информацию не только в виде текстовых символов, но и просматривать аудио-, видео- и фотоконтент. Отметим, что чрезвычайно важным последствием технологического развития конвергентности является всестороннее обогащение распространяемой информации.

В данном исследовании изучается цифровое социокультурное пространство, возникшее на базе сервиса микроблогинга «Твиттер». Рождение формата микроблогинга практически совпало с рождением социальных сетей — партисипационных медиасистем, сделавших возможной коммуникацию между миллионами пользователей по всему миру. Задуманный изначально как сервис простых SMS-оповещений, «Твиттер» на различных этапах своей технической эволюции никогда не осмыслялся с точки зрения возможного влияния на массовую культуру человечества в глобальном масштабе. Первые работы относительно бихевиористских паттернов, прослеживающихся в социокультурном пространстве «Твиттера», появились не раньше 2009 года, а комплексного анализа культурных артефактов, которые начали появляться с

4 Вартанова Е. Л. К чему ведет конвергенция СМИ? Информационное общество, 1999. Вып. 5. С. 11-14. URL:

http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/b59df6463a315de4c32568fd0038da32

5Лукина М. М. Интернет-СМИ: теория и практика. М.: Аспект Пресс, 2010. С. 13

использованием «Твиттера» как в цифровой среде, так и в реальной жизни, не проводилось вовсе.

Благодаря технологическому прогрессу информационные потоки достигли невиданных доселе скоростей: достаточно буквально одного движения пальца, чтобы получить актуальную новостную картину мира, обновив контент на экране смартфона или планшета. В цифровой среде также стала проистекать межкультурная коммуникация, что позволяет транслировать культурные коды на бесконечно дисперсную аудиторию; при этом распространение культуры в цифровом социокультурном пространстве никак не зависит от геолокации участников коммуникационного процесса. Многие исследователи называют данный феномен «коммуникационной революцией»: как пишет в своей книге «The Network Society: Aspects of New Media» исследователь Иэн Ван Дийк6, суть настоящей коммуникационной революции может быть выражена тремя словами — цифровизация, конвергенция и интерактивность.

Произошедший вследствие технологического прогресса сдвиг в медиапроизводстве и медиапотреблении в основном характеризуется переводом контента во всех его формах — текстовой, звуковой и визуальной — в цифровую форму. Это явление и получило название «цифровизация»; в результате Интернет из простого связующего звена между компьютерами по всему миру превратился в особую инфокоммуникационную среду.

Цифровая среда также предполагает высокую степень интерактивности, что ярче всего проявляется в социокультурных пространствах социальных сетей, базирующихся на партисипационных моделях коммуникации. В подобных социокультурных пространствах компоненты общей системы могут обмениваться информацией друг с другом. Из существующих уровней интерактивности Интернет-коммуникация находится на самом высшем, полностью интерактивном уровне, где все субъекты коммуникации могут участвовать в обмене информацией на равных друг с другом.

6 Van Dijk J. The Network Society: Aspects of New Media. SAGE Publications, 2006. P. 17.

Важно понимать, что социальные сети и блогинговые системы вовлекают человека не только как реципиента, но и как активного генератора контента, таким образом порождая пользователя нового формата — «производопотребителя» контента. Термин «consumer generated media», или «контент, созданный пользователями», описывает важнейшую часть революционных изменений в медиасфере. По мнению медиаэксперта Питера Блэкшоу, который и ввел этот термин, «партисипационные медиа» вывели массовую коммуникацию на новый уровень развития в целом.

Выбор именно «Твиттера» для изучения социокультурного потенциала конкретного медиа не случаен, так как при общей скудности внешней формы (пользователи «Твиттера» могут писать публичные сообщения — твиты — длиной не больше 140 символов) «Твиттер» обладает большим потенциалом именно как площадка, на которой формируются новое социокультурное цифровое пространство и, как следствие, — атомарные социокультурные кластеры пользователей, которые, используя партисипационные и конвергентные модели коммуникации, могут как моделировать и дозировать собственное потребление цифровой массовой культуры, так и создавать литературные и визуальные произведения нового формата, который нигде, кроме «Твиттера», зародиться не мог.

«Твиттер» — социальная сеть для публичного обмена короткими (до 140 символов) сообщениями. Сервис был запущен в 2006 году, к 2009 году количество пользователей «Твиттера» по всему миру превысило 10 млн, а число уникальных посетителей возросло на 1382 %. На сегодняшний день за сутки по всему миру пишется в среднем 500 млн твитов, а количество активных пользователей в месяц выросло до 313 млн. Миссия «Твиттера» формулируется следующим образом: «дать каждому возможность создавать и делиться идеями и

п

информацией постоянно и безбарьерно» .

Действительно, уникальное отличие «Твиттера» от других социальных сетей — в первую очередь, скорость инфорамации. Несмотря на то что аудиторию

7 Официальная страница сервиса Twitter. About Twitter. URL: http://twitter.com/about

«Твиттера» по численности составляет лишь одна пятая пользователей социальной сети «Фэйсбук», «Твиттер» до сих пор неизменно лидирует в категории быстрого оповещения о новостях и событиях, что подтверждается статистическими данными, опубликованными в феврале 2016 года компанией

о

Bloomberg . (Рис. 1)

Рис.1

Среди уникальных сервисных характеристик «Твиттера» следует отметить следующие:

— глобальность сервиса (500 млн твитов в день, 313 млн активных пользователей в месяц, более 40 языков);

— высокая скорость информационных потоков и постоянное обновление контента;

— возможность транслирования сообщений на массовую дисперсную аудиторию .

Данные характеристики способствуют ведению глобального культурного диалога в многоязычной социокультурной среде.

«Твиттер» — целая микросистема, в рамках которой сформировался

8 Molla R. Social Studies: Twitter VS Facebook // Bloomberg. URL: https://www.bloomberg.com/gadfly/articles/2016-02-12/social-studies-comparing-twitter-with-facebook-in-charts

особый понятийный аппарат. С течением времени «Твиттер» претерпел множество изменений чисто с технической стороны — появилась возможность отмечать понравившиеся твиты, удалять свои записи, отправлять пользователям личные сообщения, но базовые опции всегда были неизменны — с помощью знака @ пользователи могут обращаться друг к другу и упоминать в сообщениях, таким образов таргетируя свои твиты на конкретного человека или круг пользователей; чужие сообщения можно ретвитить, а волнующие темы обозначать знаком хэштэга #.

Хэштег — это метка, с помощью которой классифицируются сообщения по темам в социальных сетях. С помощью хэштегов пользователи помечают свои сообщения и дают возможность другим пользователям находить тематическую информацию с помощью поиска. Система хэштегов была придумана и начала развиваться именно внутри экосистемы сервиса микроблогов «Твиттер».

Ретвит — цитирование твита другого пользователя в собственной ленте новостей.

«Твиттер» наряду с блогами стал ярким предвестником коренных изменений в классической модели информации. Традиционные СМИ действуют по принципу «немногие — многим», т. е. «канал / радиостанция — широкой аудитории». Здесь выявляется лишь одностороннее взаимодействие. В Интернет-пространстве такое взаимодействие становится многосторонним. В «Твиттере», в свою очередь, взаимодействие начинает происходить по схеме «многие — немногим». «Есть масса людей, транслирующих свое мнение, но их слушают очень немногие. Иными словами, модель массовой коммуникации переворачивается с ног на голову».

Журнал Time назвал «Твиттер» не только новой стадией развития связей между людьми, но и выразил уверенность, что «каждый из важных каналов информации будет „твиттеризован" в течение нескольких лет» (Здесь и далее перевод мой. — И. С.)9.

9 «In fact, every major channel of information will be Twitterfied in one way or another in the coming years». Johnson S. How Twitter Will Change the Way We Live // Интернет-версия журнала Time. URL: http://content.time.com/time/magazine/article/0,9171,1902818,00.html

Исследователь Тим ОРейли называет «Твиттер» «потрясающим инструментом исследования сознания масс, который позволяет следить за тем, что волнует мировое сообщество»10.

Цель данного исследования — на основе комплексного анализа массовой культуры в цифровой среде (сервиса микроблогинга «Твиттер») определить роль социальных медиа в формировании социокультурных пространств.

Для достижения поставленной цели в исследовании решается ряд задач:

1) выявить основные характеристики социокультурного пространства в цифровой среде;

2) изучить эволюцию научных взглядов на понятия «массовая коммуникация» и «массовая культура»;

3) проанализировать новый этап развития массовой культуры — «цифровая массовая культура»;

4) изучить функциональные возможности сервиса микроблогинга «Твиттер» и выделить функции, которые имеют непосредственное влияние на культурную составляющую жизни современного человека;

5) исследовать «Твиттер» как социокультурное цифровое пространство, в котором происходит обмен культурными ценностями.

Объект исследования — электронно-сетевая коммуникация как социокультурное пространство современного общества;

Предмет исследования — цифровая массовая культура внутри социокультурных пространств в рамках Интернет-платформ экспресс-коммуникации.

Гипотеза исследования. В работе выдвигается и обосновывается гипотеза о том, что социальные сети формируют особые цифровые социокультурные пространства, в рамках которых массовая культура приобретает новые характеристики. Новые качества массовой культуры — уже цифровой — позволяют существенно расширить сценарии взаимодействия аудитории с

10 «It is an amazing mind-reading tool, letting you see what individuals are thinking about». O'Reilly T., Milstein S. The Twitter Book. O'Reilly Media, 2009. P. 48.

культурными артефактами вполть до возможности объединения в группы и создания новых культурных форм. Для подтверждения гипотезы выбран «экстремальный» объект исследования — социальная сеть с явно ограниченной внешней формой, где любой текст ограничен лимитом в 140 знаков.

Методологическую основу исследования составляют положения, принципы и выводы, содержащиеся в научных публикациях зарубежных и российских авторов по проблемам современного состояния массовой культуры при её переходе в цифровую среду, а также в исследованиях, посвященных анализу социальных сетей.

В основе первой главы лежит принцип системности и историзма — научных методов, позволяющих рассматривать социокультурные явления в динамике их изменения во времени, предполагающий анализ объекта исследования в связке с конкретными историческими условиями.

Вторая глава использует метод функционального и социокультурного анализа — метода выявления функций рассматриваемого объекта социокультурной действительности и изучение его влияния на другие объекты.

В третей главе используется комбинация индуктивного метода познания, перехода в процессе анализа феномена от частных примеров к общим выводам, с экспериментальным методом, позволяющим доказать или опровергнуть гипотезу — в данном случае гипотезу о высоком культурно обогащающем потенциале формата «ротационное кураторство» в «Твиттере» — экспериментальным путем.

Основным методом исследования является метод качественного контент-анализа. Поскольку целью исследования обозначен анализ массовой культуры в цифровом социокультурном пространстве сервиса микроблоггинга «Твиттер», качественными единицами анализа были выбраны понятия «Твиттер», «массовая культура», «соавторство», «коллаборация», «цифровая культура» и др.

В качестве материала для анализа были выбраны публикации в крупнейших мировых изданиях — The Washington Post, BBC, LA Times, New York Times, The Telegraph, The Guardian, Time, Vice, Wired, Interview (подробный

обзор источников приведён в разделе «Обзор источников»). Временные рамки, взятые за основу в рамках контент-анализа, ограничены периодом с 2006 по 2016 год. Выбор периода обусловлен тем, что именно в 2006 году был создан сервис микроблоггинга «Твиттер».

Поиск по вышеперечисленным ключевым словам на веб-сайтах данных изданий позволил собрать соответствующие теме исследования публикации. Было отобрано более 45 тематически релевантных публикаций. Декомпозиция текстового массива публикаций позволила выделить из содержания множество смысловых элементов, описывающих конкретные культурные проекты, созданные в экосистеме сервиса микроблогов «Твиттер», а также обратиться к первоисточнику — твитам, упоминаемым в публикациях. Последующий анализ выборки твитов, написанных разными пользователями сервиса «Твиттер» по схожей тематике, позволил контекстуально расширить источниковую базу для исследовательской работы и формирования выводов относительно поставленной цели. Содержательная интерпретация результатов декомпозиции текстового массива и анализ выделенных элементов позволили категоризировать культурные практики, возникшие в конкретной цифровой социокультурной среде, и выделить превалирующую тематику в каждой из категорий, например создание культурно -ориентированных проектов в соавторстве, новых форм художественного повествования, использование цифровой социокультурной среды для идентификации этнической принадлежности, использование цифровой социокультурной среды для управления культурными проектами в реальном мире и т.д.

Междисциплинарный характер работы предопределил привлечение дополнительных методов к основному методу качественного контент-анализа, использованному в диссертационном исследовании. Были также использованы общие методы описания, обощения и классификации системного междисциплинарного подхода, который позволяет использовать теоретические наработки как классической и современной культурологии, так и других наук — социологии, медиакоммуникативистики, философии.

Теоретической основой исследования является анализ сообщений англо-и русскоязычного Твиттера в период с 2009 по 2016 год, для чего проводилась выборка сообщений по ряду тематических меток — хэштегов.

Одновременно с этим разрабатываемая проблематика потребовала междисциплинарного подхода и дополнительного привлечения работ по философии, социологии, медиакоммуникативистике и культурологии. В основу настоящего исследования легли материалы традиционных и Интернет-изданий (The Washington Post, BBC, LA Times, New York Times, The Telegraph, The Guardian, Time, Vice, Wired, Interview) — в частности, интервью с медиа аналитиками и специалистами в области цифровой культуры, посвященные развитию социальных медиа в целом и Твиттера в частности, а также новостные заметки и аналитические статьи о Твиттер-проектах, обладающих культурологической ценностью. Также исследование опирается на результаты международных конференций, посвященных разностороннему изучению Твиттера и его влиянию на социокультурные и информационные процессы, происходящие в современном обществе (WebScilO: Extending the Frontiers of Society On-Line, ASCILITE Conference). В работе также используются результаты научных исследований зарубежных университетов: Бостонского университета, Калифорнийского университета, Университета Северной Каролины, Делфтского технологического университета, центра научных исследований Berkman, коммуникационного агентства La Magnetica, исследовательского центра Pew Research Center.

Обзор источников. В качестве основного источника исследования использовался анализ сообщений англо- и русскоязычного «Твиттера» с период с 2009 по 2016 год, для чего проводилась выборка сообщений по ряду популярных хэштегов.

Твиты — тексты, написанные и опубликованные в «Твиттере» — можно отнести к источникам личного происхождения межличностной коммуникации с нефиксированным адресатом.

Их также можно охарактеризовать как источник, направленный на коммуникацию в коэкзистенциальном целом; однако, в отличие от частной переписки и дневников твиты качественно выделяются двумя характеристиками: они неразрывно связаны с параметром актуальности и своевременности, а также предназначаются не для конкретного читателя, а для крайне широкой группы пользователей. Также, в отличие от дневников и личных писем, твиты изначально не создаются для длительного хранения: их написание подразумевает фиксирование определенной информации здесь и сейчас.

Выбор источника для данного исследования является обоснованным, так как в контексте исследуемого феномена — особого социокультурного пространства, возникшего в сервисе микроблогинга «Твиттер» — твиты являются контентом, с помощью анализа которого можно судить о процессах, происходящих в массовой культуре. Представляется необходимым подчеркнуть актуальность исследования данного источника, так как на предмет появления в нем инновационных культуротворческих практик ранее он не исследовался.

Целевая аудитория «Твиттера» как источника информации максимально широка и социально негомогенна. Согласно статистическим данным, на 2016 год пользователями «Твиттера» — непосредственными потребителями информации, в нем производимой, — являются более 317 млн человек11. Тем не менее, так как «Твиттер» является часто цитируемым источником на внешних медийных площадках, доступ к твитам имеет гораздо более широкий круг Интернет-пользователей, даже не зарегистрированных в сервисе микроблогинга.

Обширную группу источников, на материале которых велось данное исследование, также составляют материалы Интернет-версий российских, британских и американских изданий (The Washington Post, BBC, The Los Angeles Times, New York Times, The Telegraph, The Guardian, Time, Vice, Wired, Interview) — интервью с медиааналитиками и специалистами в области цифровой культуры, посвященные развитию социальных медиа в целом и «Твиттера» в частности, а

11 Данные актуальны на 2016 год. URL: https://www.statista.com/statistics/282087/number-of-monthly-active-twitter-users/

также новостные заметки и аналитические статьи о «Твиттер»-проектах, обладающих культурологической ценностью. В данном исследовании намеренно использовались исключительно Интернет-версии изданий, которые существуют и в печатном формате, так как они рознятся с точки зрения контентного наполнения, портрета аудитории и ее охвата: над Интернет-версиями изданий работает отдельная редакция, обладающая гораздо более широкими возможностями отбора и размещения материала по сравнению с печатными изданиями, а аудитория Интернет-порталов как правило более молода.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Сергеева, Ирина Леонидовна, 2017 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ашин Г. К. Доктрина массового общества. — М, Политиздат, 1971. — С. 79-85.

2. Бабаева А.В. Современная западная философия о культурном пространстве // Современная философия как феномен культуры: исследовательские традиции и новации. Серия "Symposium", Выпуск 7. / Материалы научной конференции Санкт-Петербург : Санкт-Петербургское философское общество, 2001. — 224 с.

3. Баева Л. В. Электронная культура: опыт философского анализа // Вопросы философии. — 2013. — № 5. — С. 75-83.

4. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. — М., 1999. — 944 с.

5. Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия [Текст] / В.М. Березин. — М.: РИП-холдинг, 2013. — 174 с.

6. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. Изд. 2-е, перераб. и доп. — Москва, Санкт Петербург, 2000.

7. Бурдье, П. Социальное пространство и символическая власть. Пер. С французского: В. И. Иванов // Электронная публикация: Центр гуманитарных технологий. — 2006. URL: http://gtmarket.ru/laboratory/expertize/2006/883

8. Буряковская В.А. Коммуникативные характеристики массовой культуры в медийном дискурсе (на материале русского и английского языков). — Волгоград, Издательство ВГСПУ «Перемена». — 2014. — 228 с.

9. Быкова Э.В. Культура народная, элитарная и массовая: методическая разработка по курсу "Культурология" [Текст]. — 53 с. URL: http://archive.ec/O3gd

10. Быстрова А. Н. Культурное пространство как предмет философской рефлексии // Философские науки. — 2004. — №12. С. 39.

11. «В НИУ ВШЭ открывается научная группа по фандомам и субкультурам» // Портал Edutainme. URL: http://www.edutainme.ru/post/participatory-hse/

12. Вартанова Е.Л. К чему ведет конвергенция СМИ? Информационное общество, 1999. №5. С. 11-14. URL: http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/b59df6463a315de4c32568fd0038da32

13. Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран: Учеб. пособие / Елена Вартанова. — М.: Аспект Пресс, 2003. — 335 с.

14. Глазычев В. Л. Проблема массовой культуры // Вопросы философии. — 1970. — №12. URL: http://www.glazychev.ru/publications/public_full.htm

15. Грушин Б.А. Массовое сознание. — М.: Политиздат, 1987. — 368 с.

16. Горошко Е. И. «Чирикающий» жанр 2.0: Твиттер или что нового появилось в виртуальном жанроведении // Вестн. Твер. гос. ун-та. — 2011. — № 3. — С. 1121.

17. Гофман А. Б. Социальное - социокультурное - культурное: историко-социологические заметки о соотношении понятий «общество» и «культура» // Социологический ежегодник: сб. науч. тр. / ред. и сост. Н. Е. Покровский, Д. В. Ефременко. — М., 2010. — С. 185-198.

18. Григорьева Е. Н. Современное социокультурное пространство: социальный аспект // Международный журнал экспериментального образования: материалы конф. — Пенза: Пензенский гос. ун-т, 2011. — № 5. — С. 97-98.

19. Зиммель Г. Философия денег (фрагмент). Теория общества: сборник / пер. с нем., англ. — М.: КАНОН-пресс-Ц, 1999. — 416 c.

20. Иванько, А. Ф., Останина, И. С. Микроблог Twitter в образовании. [Текст] / А. Ф. Иванько, И.С. Останина // Вестник Московского государственного университета печати. — № 6. — 2015. — С. 57-58.

21. Карцева, Е. Н. Массовая культура в США и проблема личности [Текст]: монография. — Москва: Издательство «Наука», 1974. — 192 с.

22. Кастельс М. Галактика Интернет. — Екатеринбург, У-Фактория (при участии издательства Гуманитарного университета), 2004. — 328 с. URL: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s01/z0001024/st000.shtml

23. Князев А. А. Энциклопедический словарь СМИ. Бишкек: Издательство КРСУ. А. А. Князев. — 2002. — 162 с.

24. «Коллективный разум: Что такое краудсорсинг?» // Интернет-портал Look At Me. URL: http://www.lookatme.ru/flow/posts/iron-sky/174065-hayvmaynd-chto-takoe-kraudsorsing

25. Костина А. В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. — М.: Едиториал, 2005. — 352 с.

26. Кукаркин А.В. Буржуазная массовая культура. — Москва, Издательство политической литературы. — 1985. — 399 с.

27. Литвинова, Е. Н. Массовая культура и массовая коммуникация в современном информационном пространстве: к проблеме взаимодействия [Текст] / Е.Н. Литвинова // Знание. Понимание. Умение. — 2010. — № 1. — С. 95-99.

28. Лукина М.М. Интернет-СМИ: теория и практика. — М., Аспект Пресс, 2010. — С. 13.

29. Лукина М.М., Фомичева И.Д. СМИ в пространстве Интернета. — М., Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005. — 348 с.

30. Ляпина Т.В. Политическая реклама. — Киев, ВИРАР. — 2000. — 178 с.

31. Маклюэн Г.М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека. — М., «Канон-пресс-Ц», «Кучково поле», 2003. — 464 с.

32. Маркарян Э.С. О генезисе человеческой деятельности и культуры. // Ереван: Изд-во АН Армянской ССР. — 1973. — 147 с.

33. Маркузе Г. Одномерный человек. Исследование идеологии Развитого Индустриального Общества. — М., 1994. — 368 c.

34. Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования. — Аванти-Плюс, 2004. — С. 181.

35. Науменко Т.В. Массовая коммуникация как социальный процесс : Философско-методологический анализ проблемы. — Москва, 2004. — 380 с.

36. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс [Текст]: монография. — Москва, 1991. — 256 c. URL: http://lib.ru/FILOSOF/ORTEGA/ortega15.txt_with-big-pictures.html

37. Патаракин Е. Д. Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю: уч.-метод. пос. 2-е изд. — М.: Интуит.ру, 2007. — 64 с.

38. Петров Л. В. Массовая коммуникация и культура [Текст]: автореф. дис. ... д-ра философских наук: 17.00.08 / Петров Леонид Васильевич. Ленинградский ордена Дружбы народов Государственный институт культуры им. Н.К. Крупской.

— Ленинград, 1991. — 37 с.

39. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. — 2-е изд., стер. — М.: СмартБук, 2009. — 651 с.

40. Ремизова М. Н. Интерпретация понятия «социокультурное пространство» в классической социологии // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — Тамбов. — 2012. — № 10 (24). Ч. 1. — С.158-162.

41. Садыгова Т. С. Социально-психологические функции социальных сетей // Вектор науки ТГУ. — 2012. — №3 (10). — 192-194 с.

42. Сидоров, Д. «Лев Манович: «Технологии у нас новые, а содержание — 200300-летней давности» // Интернет-версия журнала Interview Russia. URL: http://www.interviewrussia.ru/life/lev-manovich-tehnologii-u-nas-novye-soderzhanie-200-300-letney-davnosti

43. Силкина Л. В. Социально-философские основания анализа культурного пространства: дисс. ... канд. филос. наук: 09.00.11 / Силкина Лариса Владимировна. — Саратов, 1999. — 130 с.

44. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Пер. с англ. В.И. Кузнецова; Под ред. С.Б. Крымского. — М. — ВЛАДОС, 2003. — 655 с.

45. Сорокин П. А. Система социологии. — М.: Астрель, 2008. — 1003 с.

46. Сорокин П. А. Социальная и культурная динамика. — М.: Астрель, 2006.

— 1176 c.

47. Социологический энциклопедический словарь: на русском, английском, немецком, французском и чешском языках / ред. -координатор Г. В. Осипов. — М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1998.

48. Сумленный, С. Профессор Йо Грёбель препарирует интернет с немецкой педантичностью [Текст ] / С. Сумленный // Журнал «Эксперт». — 2010. — № 3031 (715). URL: http://cikrf.ru/news/relevant/2010/10/12/stat.html

49. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация [Текст]: монография. — Москва, 2000. — С. 10.

50. Терин В.П. Массовая коммуникация. М. 2000.

51. Титова С.В., Т. Талмо. Создание модели интерактивной лекции с помощью мобильной системы опроса SRS // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. — 2015. — №3. — С. 49-63.

52. Филимонов Г.Ю., Цатурян Г.А. Социальные сети как инновационный механизм «мягкого» воздействия и управления массовым сознанием / «Политика и общество». — М. Nota Bene, 2012. — С. 65-75.

53. Философский энциклопедический словарь. — М. — 1989. URL: http://diclist.ru/slovar/filosofskiy/o/massa.html

54. Философская энциклопедия / Под ред. В. Кемерова., Панпринт, 1998. URL: http: //terme.ru/dictionary/183

55. Хоркхаймер М., Адорно Т. В. Диалектика просвещения. Философские фрагменты. — М., СПб.: Медиум, Ювента, 1997. — С. 4-6.

56. Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации. — М., 2003. — С. 37-56.

57. Энциклопедия социологии. М. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/socio/2001/%D0%9C%D0%90%D0%A1%D0%A1%D0 %90

58. An, J. et al. Media landscape in Twitter: A world of new conventions and political diversity // University of Cambridge. URL: http: //www.cl.cam.ac. uk/~j ac22/out/twitter-diverse.pdf

59. Ananeva E.P. Socio-cultural space: the essence and structure // International Scientific Journal. — №9 (2015). — P. 74-76.

60. Anderson C. The Long Tail. [Текст] / C. Anderson // Интернет-версия журнала WIRED. — 2004. URL: https://www.wired.com/2004/10/tail/

61. Anderson, M., Hitlin, P. The hashtag #BlackLivesMatter emerges: Social activism on Twitter. URL: http://www.pewinternet.org/2016/08/15/the-hashtag-blacklivesmatter-emerges-social-activism-on-twitter/

62. Arceneaux, N., Schmitz Weiss, A. Seems stupid until you try it: Press coverage of Twitter, 2006-9 // Электронный журнал New Media & Society. — №12(8), 2010. — P. 1262-1279.

63. Augar, N., Raitman, R., Zhou, W. Teaching and learning online with wikis. // Цит. по R. Atkinson, C. McBeath, D. Jonas-Dwyer, R. Phillips, Beyond the comfort zone: Proceedings of the 21st ASCILITE Conference. — Perth, Australia, 2004. — P. 95-104.

64. Bachi, V., Fresa, A., Pierotti, C., Prandoni, C. The Digitization Age: Mass Culture is Quality Culture. Challenges for cultural heritage and society // Интернет-портал Digital Meets Culture. URL: http://www.digitalmeetsculture.net/wp-content/uploads/2014/12/The-Digitization-Age-Mass-Culture-is-Quality-Culture.pdf

65. Bautista, S.S. Museums in the Digital Age: Changing Meanings of Place, Community, and Culture. — AltaMira Press, 2013. — P. 27-29.

66. Bernstein, P. Twitter Storytelling: See Tweets Transformed Into Haunting Works Of Art. URL:

https://www.fastcocreate.com/1682207/twitter-storytelling-see-tweets-transformed-into-haunting-works-of-art

67. Blain, K. Not Just Another Hashtag: Reflections On The #Charlestonsyllabus // Интернет-портал African American Intellectual History Society. URL: http: //www.aaihs .org/not-j ust- another-hashtag/

68. Bruns, A. Blogs, Wikipedia, Second Life, and Beyond: From Production to Produsage. — New York: Peter Lang, 2008. — 418 p.

69. Bloch, N. The art of #BlackLivesMatter. URL: http: //wagingnonviolence. org/feature/art-blacklivesmatter/

70. Carter, J.F. Why Twitter influences cross-cultural engagement // Интернет-портал Mashable. URL: http://mashable.com/2010/10/14/twitter-cross-cultural/#8cx0gxEUUkq3

71. Chen, E. 2012. Soda vs. Pop with Twitter // Edwin Chen's Blog. URL: http: //blog.echen.me/2012/07/06/soda-vs-pop-with-twitter/

72. Collis, C. 'Hoodwinked!' writer-director launches world's 'first episodic Twitter series': 'Roger Cosmonkey' // Интернет-портал Entertainment Weekly. URL: http://www.ew.com/article/2011/05/16/roger-cosmonkey-twitter

73. Coming soon: Jennifer Egan's «Black Box» // Интернет-версия журнала The New Yorker. URL: http://www.newyorker.com/books/page-turner/coming-soon-j ennifer-egans-black-box

74. Church Tragedy Inspires Many To Learn More About Charleston's History // NPR Radio. URL: http://www.npr.org/2015/06/23/416736925/church-tragedy-inspires-many-to-learn-more-about-charleston-s-history

75. Clark, Meredith D. To tweet our own cause: a mixed-methods study of the online phenomenon «black Twitter» // University of North Carolina. — 2014. — 186 p. URL: https://cdr.lib.unc.edu/indexablecontent/uuid:1318a434-c0c4-49d2-8db4-77c6a2cbb8b1

76. Ebner, M. The influence of Twitter on the academic environment // Цит по: B. Patrut, M. Patrut, C. Cmeciu. Social media and the new academic environment: Pedagogical challenges. — Hershey, 2013. — P. 293-307.

77. Fiorina, C. 18th Annual Government Technology Conference. [Текст] URL: http://www.hp.com/hpinfo/execteam/speeches/fiorina/gtc04.html

78. Fletcher, A., Lee, M.J. Current social media uses and evaluations in American museums. — Museum Management and Curatorship. — 2012. — P. 505-521.

79. Florini, S . Tweets, Tweeps, and S ignifyin': Communication and Cultural Performance on "Black Twitter" // Sage Journals, 2013. URL: http://tvn. sagepub.com/content/early/2013/03/07/1527476413480247.abstract

80. Gowen, A. A prosperous clan in India rallies for government aid, sparking violence // Интернет-версия газеты The Washington Post. URL: https://www.washingtonpost.com/world/asia_pacific/in-india-a-powerful-clan-protests-preferences-for-the-underprivileged/2015/08/25/fb6dd7ec-49dd-11e5-9f53-

d 1 e3ddfd0cda_story. html?tid=a_inl

81. Halavais, A. Structure of Twitter: Social and Technical. Twitter and Society. — New York, Peter Lang Publishing, 2014. — P. 29.

82. Hargadon, S. Web 2.0 is the future of education. URL: http://www.stevehargadon.com/2008/03/web-20-is-future-of-education.html

83. Hauser, A. The Sociology of Art. — Routledge & Kegan Paul, 1982. — P. 611.

84. Henkel, L. Twitter Users Create New Abstraction Digital Art with Artist Jim Briare at Life Is Beautiful's Art Motel // Интернет-портал Pr Web. URL: http://www.prweb.com/releases/2015/08/prweb12904715.htm

85. Hepp, A. Cultures of Mediatization, Cambridge, UK: Polity Press, 2012. 180 p.

86. Hill, L. What to tweet about. Twitter for Museums: Strategies and tactics for success: A collection of essays. — Edinburgh, 2010. — P. 90-106.

87. Holt R. Twitter in numbers // Интернет-версия журнала The Telegraph. URL: http://www.telegraph.co.uk/technology/twitter/9945505/Twitter-in-numbers.html

88. Ilina, E., Abel, F. and Houben, G. Mining Twitter for Cultural Patterns. // Web Information Systems, Delft University of Technology [URL: http://www.daehnhardt.com/publications/abis2012-workshop.pdf]

89. Jenkins, H. Convergence culture. — NYU Press, 2006. — P. 37-40.

90. Jenkins, H. 2004. The cultural logic of media convergence. — International Journal of Cultural S tudies №7(1). — P.33-43.

91. Johnson, S. How Twitter Will Change the Way We Live // Интернет-версия журнала Time. URL: http://www.time.com/time/magazine/article/0,9171,1902818,00.html

92. Kelly J., Barash V., Alexanyan K., Etling B., Faris R., Gasser U., Palfrey J. Mapping Russian Twitter // Berkman Center Research Publication. — No. 2012-3, 2012. URL: https://cyber.law.harvard.edu/sites/cyber.law.harvard.edu/files/Mapping_Russian_Twitt er_2012.pdf

93. King, J. Twitter is changing the news // The Daily Free Press, Boston University. URL: http://dailyfreepress.com/2015/11/30/king-twitter-is-changing-the-news/

94. Kutchinsky, S. Has technology changed cultural taste? // Интернет-версия газеты The Guardian. URL: https://www.theguardian.com/culture-professionals-network/2014/oct/31/-sp-technology-cultural-taste-youtube-vloggers-vice

95. Lakshmi, R. The new 140-character war on India's castle system // Интернет-версия газеты The Washington Post. URL: https://www.washingtonpost.com/world/asia_pacific/the-new-140-character-war-on-indias-caste-system/2016/05/11/df3f38e8-299a-43b8-a313-fcce84055301_story.html

96. Lanyado, B. LIVE: TwiTrip to Liverpool // Интернет-версия газеты The Guardian. [http: //www.guardian.co. uk/travel/2010/nov/29/twitrip-liverpool-twitter]

97. Lasswell H. D. The Structure and Function of Communication in Society // Mass Communications. URL: http://www.dhpescu.org/media/elip/The%20structure%20and%20function%20of.pdf

98. Lazarsfeld P., Berelson B., Gaudet H. The people's choice: How the voter makes up his mind in a presidential campaign. — New York, 1944. — 239 p.

99. Letierce, J., Passant, A., Breslin, J., Decker, S. Understanding how Twitter is used to spread scientific messages. // Цит. по: Proceedings of the Web S ci10: Extending the Frontiers of Society On-Line. URL: http://journal.webscience.org/314/2/web-sci10_submission_79.pdf

100. Lull, J. Media, Communication, Culture: A Global Approach. — Polity Press, Oxford, UK, 2000. — 320 p.

101. Manjoo, F. How Black People Use Twitter // Электронный журнал Slate, 2010. URL:

http://www.slate.com/articles/technology/technology/2010/08/how_black_people_use_t witter.single.html

102. Marwick, A.E. I tweet honestly, I tweet passionately: Twitter users, context collapse, and the imagined audience // New Media & Society. — №13(1). — 2010. — 114 p.

103. McLuhan M. The Gutenberg Galaxy: The Making of Typographic Man [Текст]: монография. — University of Toronto Press, 2011. — 332 p.

104. McMillan, G. Introducing the Twitter fiction festival // Интернет-портал Digital Trends. URL: http://www.digitaltrends.com/social-media/introducing-the-twitter-fiction-festival/

105. Mitchell, D. Review: «The Right S ort» // Электронный журнал Neon Magazine. URL: http: //neonmagazine.co. uk/?p=4887

106. Modern take for Shakespeare play Romeo and Juliet // Интернет-портал BBC News. URL: http://news.bbc.co.uk/2/hi/8615432.stm

107. Molla, R. Social Studies: Twitter VS Facebook // Интернет-портал Bloomberg. URL: https://www.bloomberg.com/gadfly/articles/2016-02-12/social-studies-comparing-twitter-with-facebook-in-charts

108. Motoyama, M., Meeder, B., Levchenko, K., Savage, S., Voelker, G. Measuring Online Service Availability Using Twitter. // Dept. of Computer Science and Engineering University of California, San Diego, USA. URL: http: //www.cs.cmu.edu/~bmeeder/papers/W0SN2010. pdf

109. Murthy, J. Twitter: Microphone for the masses? // Media, Culture & Society. — Bowdoin College, USA. — №33(5). — 2011. — P. 779-789.

110. Newman, A.A. It's Broadway Gone Viral, With a Musical Meted Out via Twitter // Интернет-версия газеты The New York Times. URL: http: //www.nytimes.com/2009/08/17/technology/internet/17normal .html

111. Nodjimbadem, K. «How the African American History Museum Is Curating "Black Lives Matter"». URL: http://www.smithsonianmag.com/smithsonian-institution/african-american-history-museum-black-lives-matter-180957530/?no-ist

112. Ohannessian, K. Neil Gaiman, the BBC, and 124 Twitterers Make Fiction // Интернет-портал The Fast Company. URL: http://www.fastcompany.com/1475513/neil-gaiman-bbc-and-124-twitterers-make-fiction

113. O'Reilly, T., Milstein, S. The Twitter Book. — O'Reilly Media, 2009. — 240 p.

114. Ott M., Pozzi F. Towards a new era for Cultural Heritage Education: Discussing the role of ICT. Computers in Human Behavior. — №27. — 2011. — P.1365-1371.

115. Owens, T. «Digital Culture is Mass Culture»: An interview with Digital

Conservator Dragan Espenschied // The Signal Blog, Library of Congress. URL: https://blogs.loc.gov/digitalpreservation/2014/03/digital-culture-is-mass-culture-an-interview-with-digital-conservator-dragan-espenschied/

116. Saccardo, N. [Exclusive] Ai Weiwei says Twitter is Art // Электронный журнал The Creators Project. URL: http://thecreatorsproject.vice.com/blog/ai-weiwei-says-twitter-is-art

117. Sarno, D. Twitter creator Jack Dorsey illuminates the site's founding document. Part I // Интернет-версия газеты Los Angeles Times. URL: http://latimesblogs.latimes.com/technology/2009/02/twitter-creator.html

118. Sarno, D. Twitter creator Jack Dorsey illuminates the site's founding document. Part II // Интернет-версия газеты Los Angeles Times. URL: http://latimesblogs.latimes.com/technology/2009/02/twitter-creator.html

119. Savage, M. Twitter feed gives Swedes a new picture // BBC News. URL: http://www.bbc.com/news/world-europe-16534090

120. S chafer M.T. Bastard culture! — Amsterdam University Press, Amsterdam, 2011. — 250 p.

121. Sicha, C. What Were Black People Talking About on Twitter Last Night? // Интернет-портал The Awl, 2009. URL: https://theawl.com/what-were-black-people-talking-about-on-twitter-last-night-4408ca0ba3d6#.3sib436t6

122. Stephen, B. Social Media Helps Black Lives Matter Fight the Power // Интернет-версия журнала WIRED. URL: https://www.wired.com/2015/10/how-black-lives-matter-uses-social-media-to-fight-the-power/

123. Sullivan, A. The revolution will be Twittered // Интернет-портал The Atlantic. URL: http://www.theatlantic.com/daily-dish/archive/2009/06/the-revolution-will-be-twittered/200478/

124. The Dalit History Month Series // Интернет-портал The News Minute. 2016. URL: http://www.thenewsminute.com/article/dalit-history-month-series-41033

125. «The people formerly known as the audience» // Интернет-версия журнала The Economist. URL: http://www.economist.com/node/18904124

126. Toronyi-Lalic, I. First Twitter opera given premier // Интернет-версия газеты The Guardian. URL: http://www.telegraph.co.uk/culture/music/opera/6143295/First-Twitter-opera-given-premier.html

127. Tremlett, G. Don Quixote project aims to put epic tale on Twitter // Интернет-версия газеты The Guardian. URL: https://www.theguardian.com/technology/2010/jan/14/don-quixote-twitter

128. Turoff, M., & Hiltz, S. R. The future of professional communities of practice. // Цит по. C. Weinhardt, S . Luckner, & J. Stößer, Designing e-business systems: Markets, services, and networks. — Berlin, Springer, 2009. — P.144-158.

129. Van Dijk, J. The Network Society: Aspects of New Media. — SAGE Publications, 2006. — P.17.

130. Williams, A., Domoszlai, D. #BlackTwitter: a networked cultural identity // Интернет-портал Harmony Institute. — 2013. URL: http://harmony-institute.org/latest/2013/08/06/blacktwitter-a-networked-cultural-identity/

131. Young, Jeffrey R. Professor Encourages Students to Pass Notes During Class — via Twitter // Электронный журнал The Chronicle of Higher Education. URL: http://www.chronicle.com/blogs/wiredcampus/professor-encourages-students-to-pass-notes-during-class-via-twitter/4619

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.