Ритуалы повседневности летнего детского лагеря в процессах социализации молодого поколения тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.04, кандидат наук Абашкина Елена Викторовна
- Специальность ВАК РФ22.00.04
- Количество страниц 175
Оглавление диссертации кандидат наук Абашкина Елена Викторовна
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ РИТУАЛОВ ПОВСЕДНЕВНОСТИ ЛЕТНЕГО ДЕТСКОГО ЛАГЕРЯ КАК ИНСТИТУТА СОЦИАЛИЗАЦИИ
1.1 Структура повседневности социального института
1.2 Аналитические ресурсы теории ритуалов интеракции Р. Коллинза
в исследовании структуры повседневности летнего детского лагеря
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РИТУАЛОВ
ПОВСЕДНЕВНОСТИ ЛЕТНЕГО ДЕТСКОГО ЛАГЕРЯ
2.1. Ритуалы повседневности советского пионерского лагеря
2.2 Ритуалы повседневности летнего детского лагеря в современной
России
ГЛАВА 3. МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ ИНСТИТУТА СОЦИАЛИЗАЦИИ «ЛЕТНИЙ ДЕТСКИЙ ЛАГЕРЬ»
3.1 Развитие государственной молодежной политики в постсоветском обществе
3.2 Направления совершенствования государственной молодежной политики в практике институциональной социализации (на примере Волгоградской области)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная структура, социальные институты и процессы», 22.00.04 шифр ВАК
Интерактивный ритуал как социально-коммуникативная технология организации группового взаимодействия2009 год, кандидат социологических наук Прозорова, Юлия Александровна
Модель культурной социализации активной личности: факторы формирования и вектор трансформации: На примере ВДЦ "Орленок"2004 год, кандидат социологических наук Федотова, Юлия Александровна
Детская повседневность Советской России 1920-х гг. (на материалах Курганского и Шадринского округов)2021 год, кандидат наук Перова Марина Андреевна
Коммуникативное содержание ритуала в современном российском обществе: реинтерпретация смыслов2022 год, кандидат наук Синютин Александр Александрович
Педагогические условия реализации программ социализации подростков в детском оздоровительном лагере2006 год, кандидат педагогических наук Малащенко, Юрий Михайлович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Ритуалы повседневности летнего детского лагеря в процессах социализации молодого поколения»
Введение
Актуальность темы исследования. В современной ситуации актуализируется необходимость научного анализа различных, меняющих свой статус в условиях социально-политической динамики, агентов социализации. В недавнем прошлом в России происходили значительные трансформации институтов социализации детей и молодежи, поэтому особенно востребованным является изучение сложившихся практик взаимодействия мира взрослых и мира детей, в том числе - в условиях летнего детского лагеря.
Реформы российского общества 1990-х гг. повлекли за собой пересмотр смысла функционирования системы социализации в целом, практика организации лагерей была коммерциализирована и лишена идеологической направленности. Однако с наступлением 2000-х российское государство возобновило внимание к молодежной политике и вовлечению детей и подростков в организованный лагерный досуг (новая традиция - «Селигер», «Территория смыслов», «СелиАс», «Волга» и др.). Это обусловлено тенденциями усиления государственного влияния на жизнь общества, поиском национальной идеологии, что и влияет сегодня на государственное руководство институциональной социализацией молодого поколения.
Летний детский лагерь, являясь особым агентом социализации для детей и подростков, объединяет их в коллектив по принципу полного суточного цикла жизнедеятельности, что называется в социологии «тотальным социальным институтом». Летний лагерь, интенсивно воздействующий на своих участников за счет удаленности за пределы обычной жизни, опирается на ежедневные коллективные ритуалы, которые регулируют распорядок дня и деятельность в процессе всей лагерной смены. Такая ритуализированная тотальность обладает сильным контролирующим воздействием, вовлекая находящихся в лагере в постоянные взаимодействия внутри группы.
Обращение к исследованию летнего детского лагеря с использованием идей и методов современной социологии, позволяет решить следующие научные
задачи: во-первых, обосновать способы воздействия коллективных ритуалов, продолжив традиции социологии повседневности, во-вторых, выявить изменения в ритуалах повседневности летнего лагеря на основе обобщения опыта участников советских пионерских лагерей и современной молодежи, в-третьих, критически оценить социальный смысл документов государственной и региональной молодежной политики. Комплекс этих задач и обусловил выбор темы диссертационного исследования.
Степень научной разработанности проблемы. Популяризация темы повседневности началась с трудов представителей французской школы
19
«Анналов» Л. Февра , М. Блока и Ж. Ле Гоффа , которые, изучая повседневность, стремились показать значение микроисторического уровня жизни в развитии макроструктур - экономики, политики, техники и т.п. Эти авторы доказывали взаимосвязь бытовых особенностей жизни и привычек с принципами общественного устройства той или иной эпохи.
Параллельно с идеями историков повседневности переживает становление феноменология Э. Гуссерля4, главной особенностью которой являлось обоснование социальной обусловленности мышления. Идеи Э. Гуссерля дали импульс развитию феноменологической социологии А. Шюца5, показавшего доминирование мира повседневности в ряду других сфер человеческого опыта. Задачей социологии, по мнению ученого, является изучение не реальности мира, а тех смыслов и значений, которые люди придают его объектам.
Теория повседневности показала значение и роль невидимых правил во многом благодаря этнометодологии Г. Гарфинкеля6, появившейся в 70-е гг. XX в. Школа этнометодологов нацелена на обнаружение общепринятых, а потому
1 Блок, М. Апология истории, или ремесло историка / пер. Е.М. Лысенко. - 2-е изд., доп. - М.: Наука, 1986. - 254 с.
2 Ле Гофф, Ж. Интеллектуалы в Средние века / пер. А. Руткевич. - СПб.: Изд. дом СПбГУ, 2003. - 160 с.
3 Февр, Л. Бои за историю / Пер. с фр. - М.: Наука, 1991. - 629 с.
4 Гуссерль, Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Т. 1 / Пер с нем. А.В. Михайлова, вступ. ст. В.А. Куренного. — М.: Академический проект, 2009. - 368 с.
5 Шюц, А. Смысловая структура повседневного мира: очерки по феноменологической социологии / Сост. А.Я. Алхасов; Пер. с англ. А.Я. Алхасова, Н.Я. Мазлумяновой; Научн. ред. перевода Г.С. Батыгин. - М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2003. - 336 с.; Шюц, А. Структура повседневного мышления / А. Шюц // Социологические исследования. - 1988. - № 2. - С. 129-137.
6 Garfinkel, H. Ethnomethodology's program: Working out Durkheim's aphorism / H. Garfinkel - Lanham: Rowman and Littlefield Publishers, 2002. - 297 р.
незаметных, методов (средств), которыми пользуется современный человек для реализации всего многообразия повседневных действий.
Развивая идеи о ритуалах повседневности, нельзя не отметить социологию знания П. Бергера и Т. Лукмана7, продемонстрировавших, каким образом повседневное знание является основой общественной деятельности. Для нашей работы важно, как эти авторы, говоря об институциализации, понимали под ней взаимную типизацию опривычненных действий.
Работа норм, регламентирующих порядок повседневности, представлена
о
также в исследованиях И. Гофмана . Его понятие «фрейм» объясняет, как человек интерпретирует смысл своего окружения, попадая в разнообразные житейские ситуации.
Ряд идей М. Фуко9 также формирует багаж социологии повседневности. Согласно М. Фуко любой объект может быть исследован на основе дискурса о нем, который всегда определён во времени и пространстве.
Вклад отечественных исследователей повседневности можно представить по работам историков - Е.И. Забелина10, Н.И. Костомарова11, Н.Б. Лебиной12,
A.В. Терещенко13, И. Утехина14; культурологов - М.И. Козьяковой15,
B.Д. Лелеко16, Г.Ю. Мягченко17; социологов - В.С. Вахштайна18, В.В. Волкова19,
7 Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: трактат по социол. знания / перевод Е. Руткевич, М.: «Медиум», 1995. - 323 с.
8 Гофман, И. Представление себя другим в повседневной жизни / И. Гофман - М.: Канон-пресс-ц, 2000. - 304 с.
9 Фуко, М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы / перевод В. Наумова - М.: Ад Маргинем, 1999 - 480 с.
10 Забелин, И.Е. Домашний быт русских царей в XVI—XVII веках [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://az.lib.ru/z/zabelin_i_e/text_0080. shtml
11 Костомаров, Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей / Н.И. Костомаров, М.: Эксмо, 2011. - 1024 с.
12 Лебина, Н.Б. Энциклопедия банальностей: Советская повседневность: Контуры, символы, знаки / Н.Б. Лебина -СПб: «Дмитрий Буланин», 2008. - 444 с.
13
Терещенко, А.В. Быт русского народа [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://az.lib.ru/t7tereshenko_a_w/text_0020.shtml
Утехин, И. Очерки коммунального быта. - М.: ОГИ, 2004. - 227 с.
14
15 Козьякова, М.И. История. Культура. Повседневность. Западная Европа: от античности до XX века / М.И. Козъякова. - М., 2002. - 360 с.
16 Лелеко, В.Д. Пространство повседневности в европейской культуре / В.Д. Лелеко - СПб: 2002. - 320 с.
17 Мягченко, Г.Ю. Предметная среда и элементы культуры повседневности / Г.Ю. Мягченко // Аналитика культурологии. - № 2. - 2004. [Электронный журнал]. - Режим доступа: http://www.analiculturolog.ru/
18 Вахштайн, В.С. Социология повседневности и теория фреймов / В.С. Вахштайн - СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2011. - 334 с. - (Серия «Прагматический поворот»; Вып. 4).
19 Волков, В.В. Теория практик / В.В. Волкова, О.В. Хархордин. - СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2008. - 298 с.
90 91 99
В.Б. Звоновского , Н.Н. Козловой , О.В. Сергеевой , О.В. Хархордина;
9 9 А 9 ^
философов - Е.В. Золотухиной-Аболиной , Т.Б. Мойсеевой , С.М. Фроловой . Особым направлением является изучение советской повседневности
Л/Г Л'У ЛО ЛО
(Л.Б. Брусиловская , М.В. Воробьева , О. Гурова , А.В. Долгов и др.).
Для понимания разработанности темы нашей диссертации важно отметить комплекс идей о ритуалах. Социологическая концепция ритуалов сформировалась
30
благодаря классическим работам Э. Дюркгейма . Ученый рассматривал религиозные ритуалы, принимая во внимание их место в механизмах формирования и поддержания социальной солидарности. Американский социолог
31
У.Л. Уорнер дополнил дюркгеймовское понимание религиозного ритуала и выделил секулярный ритуал.
32
И. Гофман еще более расширил понимание ритуала, показав, что ритуальные действия проявляются и в повседневности, играя ключевую роль в формировании личности. Опираясь на основные положения этих подходов, но
33
придав им другое значение, американский социолог Р.Коллинз создал новую теорию интерактивных ритуалов, в которой синтезируются два уровня социального анализа - макроуровень социальной солидарности и микроуровень повседневных межличностных ориентаций.
20 Звоновский, В.Б. Социальное освоение пространства повседневности в условиях трансформации общества -дисс. докт. социол. наук, Волгоград, 2013. - 368 с.
21 Козлова, Н.Н. Социология повседневности: переоценка ценностей / Н.Н. Козлова // Общественные науки и современность, 1992. - № 3. - С. 48-56.
22 Сергеева, О.В. Медиакультура в практиках повседневности- дисс. докт. социол. наук, СПб, 2011. - 411 с.
23 Золотухина-Аболина, Е.В. Повседневность: философские загадки / Е.В. Золотухина-Аболина - М.: 2005. - 289 с.
24 Мойсеева, Т.Б. Повседневность: философско-антропологический аспект / Т.Б. Мойсеева // Гуманитарные и социальные науки, - 2008. - №2. - С.21-28.
25 Фролова, С.М. Повседневность как основа институционализации общества / С.М. Фролова // Известия Саратовского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. - Т.12. - вып. 3. - 2012. - С. 57-61.
26 Брусиловская Л.Б. Культура повседневности в эпоху «оттепели» (метаморфозы стиля). - М.: Изд-во УРАО, 2001. 186 с.
27 Воробьева, М.В. Городской советский быт: клише идеологии и реальность // Социокультурное развитие города: история и современность; сборник научных трудов. - Екатеринбург, 2006. - С. 24-40
28 Гурова, О. Советское нижнее белье. Между идеологией и повседневностью. - М.: Новое литературное обозрение, 2008. - 288 с.
29 Долгов, А.В. Советская повседневность во второй половине XX века на материалах Ставропольского нотариата [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.newlocalhistory.com/content/dolgov-av-stavropol-sovetskaya-povsednevnost-vo-vtoroy-polovine-xx-veka-na-materialah
30 Дюркгейм, Э. Элементарные формы религиозной жизни (Введение, первая глава; перевод А. Б. Гофмана) // Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология - М.: Канон +, 1998. - 432 с.
31 Уорнер, У.Л. Живые и мертвые / У.Л. Уорнер. - СПб.: Университетская книга, 2000. - 671 с.
32 Гофман, И. Ритуал взаимодействия. Очерки поведения лицом к лицу / И. Гофман - М.: Смысл - 319 с.
33 Collins, R. Interaction ritual chains / R. Collins. - Princeton university press, 2004. - 464 p.
Тема ритуала постоянно привлекает внимание социальных исследователей, поэтому можно говорить и о вкладе современных отечественных авторов -В.В. Глебкина , Д.А. Лушникова , Ю.А. Прозоровой , Ю.А. Хамриной .
Поскольку наше диссертационное исследование связано с проблемами социализации, то нельзя не отметить еще раз вклад Э. Дюркгейма, который одним из первых занимался этим вопросом. Он видел социализацию двусторонним процессом: с одной стороны это усвоение индивидом социального опыта, а с другой - обратный процесс воздействия индивида на социальную среду.
38
Ч.Х. Кули38 описывал процесс социализации с позиции «Зеркального Я», а
39
французские социологи Р. Клутье и А. Рено выделили четыре основные социальные структуры - микроструктура, мезоструктура, экзоструктура и макроструктура, которые воздействуют на социализацию.
Наконец, обобщим исследования детского лагеря. Лагерь был объектом анализа, прежде всего, отечественных ученых-педагогов. В работах советского периода Л.К. Балясной40, И.Н. Жукова41, Н.К. Крупской42, А.В. Федуловой43 пионерский лагерь рассматривался как политический институт, посредством которого политическая партия может прививать подрастающему поколению идейно-нравственные установки, необходимые для граждан. Современные авторы, пишущие о социализации детей и подростков в детских и молодежных
34 Глебкин, В.В. Ритуал в советской культуре / В.В. Глебкин. - М.: «Янус-К», 1998. - 168 с.
35 Лушников, Д.А. Социальный ритуал и структурные основания дезорганизации интерактивного взаимодействия / Д.А. Лушников // Вестник Северо-Кавказского федерального университета, 2013. - №5 (38) - С. 120-124.
36 Прозорова, Ю.А. Интерактивный ритуал как социально-коммуникативная технология организации группового взаимодействия - дисс. канд. социол. наук, СПб, 2009. - 261 с.
37 Хамрина, Ю.А. Воспроизводство социального посредством ритуала / Ю.А. Хамрина // Вестник Томского государственного университета. - 2011. - №353. - С. 59-62.
38 Кули, Ч.Х. Социальная самость. В кн.: Американская социологическая мысль: Тексты. / под. ред. В.И. Добренькова - М.: МГУ, 1994. - С. 320-327.
39 Cloutier, P., Psychologic de Fenfant Boucherville / P. Cloutier, A. Renaud. - 1990 - 264 р.
40 Балясная, Л.К. Школьный коллектив и пионерская организация // Л.К. Балясная, Л.И. Новикова - Советская педагогика, 1974. - Л 5. - С.19-27.
41 Жуков, И.Н. Игра и детское движение: В помощь организаторам детского движения и педагогам / Сост. и автор вступительной статьи И. В. Руденко. — М., 1992. - 70 с.
42 Крупская, Н.К. Педагогические сочинения в 10 т. Т. 5. Детское коммунистическое движение. Пионерская и комсомольская работа. Внешкольная работа с детьми / Н.К. Крупская. - М.: Изд-во АПН. - 1959. - 687 с.
43 Федулова, А.В. Роль пионерской организации в воспитании подрастающего поколения на современном этапе / А.В. Федулова // Советская педагогика. - 1973. - № 5. - С. 3-5.
организациях - А.Г. Антипьев44, Л.А. Гегель45, В.Н. Гуляихин46, А.И. Ковалева47, Е.В. Красавина48, Л.Е.Сикорская49, В.А. Смирнов50.
Социологических исследований, освещающих социальные процессы в детском летнем лагере, в советское время не проводились, а в ранний постсоветский период лагерю не уделяли должного внимания, поскольку приоритетными были темы трансформации основных социальных макроинститутов. Сегодня также в развитии темы лагеря преобладают педагогические работы, социологические исследования проводятся крайне редко.
В имеющихся работах о детском лагере не акцентировано внимание на повседневных процессах внутри этой институциализированной сферы. Недостаточно внимания уделяется тому, как в ежедневных взаимодействиях может происходить процесс закрепления социальных норм и правил, культивироваться доминантная идеология. Недостаточно разработанный исследовательский ракурс восполняет социология летнего детского лагеря, объясняющая механизм социализации через анализ ритуализированной деятельности внутри социального института, на основе чего возможно развитие обоснованной государственной молодежной политики.
Объект исследования: социализация молодого поколения в летнем детском лагере.
Предмет исследования: повседневные ритуалы летнего детского лагеря советского и постсоветского периодов.
44 Антипьев, А.Г. Социализация современной российской молодежи: состояние и проблемы / А.Г. Антипьев, Н.Н. Захаров // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2012. - №5 (15) - С. 121-126.
45 Гегель, Л.А. Основные предпосылки формирования российской молодежной политики / Л.А. Гегель, Е.О. Казакова // Научные труды Института непрерывного профессионального образования. - 2015. - № 5 (5). -С. 71-76.
46 Гуляихин, В.Н. Молодежные и детские общественные объединения как субъекты вторичной социализации: опыт регионального исследования / В.Н. Гуляихин, А.П. Галкин, Е.Н. Васильева // Социологические исследования. -2012. - Т. 338, № 6. - С. 127-132.
47 Ковалева, А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория / А.И. Ковалева // Социологические исследования. - 2003. - №1. - С. 109-115.
48 Красавина, Е.В. Социализация молодежи: проблемы и перспективы / Е.В. Красавина // Образование. Наука. Инновации. - 2012 - № 1 (21). - С. 124 - 130.
49 Сикорская, Л.Е. Кризис институтов социализации современной молодежи / Л.Е. Сикорская // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. Ювенология. Социокинетика. - 2009. - №4. - С. 258-265.
50 Смирнов, В.А. Молодежные общественные объединения как субъект региональной молодежной политики / В.А. Смирнов // Вестник Тамбовского университета. - 2008. - Вып. 2(58). - С. 510-517.
Целью исследования является определение особенностей ритуалов повседневности летнего детского лагеря как инструмента социализации и обоснование ориентиров современной молодежной политики в направлении институциональной социализации.
Цель исследования предполагает решение следующих задач:
1) охарактеризовать структуру повседневности социального института «летний детский лагерь», определив ее основные элементы;
2) обосновать объяснительный потенциал теории ритуалов интеракции Р. Коллинза в исследовании повседневности летнего детского лагеря;
3) выявить с использованием эмпирических данных особенности ритуалов повседневности советского пионерского лагеря;
4) проанализировать на основе эмпирических данных особенности ритуалов повседневности современного летнего детского лагеря;
5) определить этапы становления современной отечественной государственной молодежной политики с позиции развития летних детских лагерей;
6) предложить направления совершенствования государственной молодежной политики в отношении летних детских лагерей.
Теоретико-методологической основой исследования послужили идеи социологии повседневности. В исследовании был использован концепт «тотальный социальный институт» И. Гофмана51 для объяснения условий ежедневной деятельности детей и подростков, сосредоточенных в пределах закрытой территории. В таких условиях даже в короткие периоды лагерных смен социализирующее воздействие «обобщенных других» происходит очень интенсивно.
Летний детский лагерь, как институт социализации, рассмотрен с позиции
52
теории ритуалов интеракции Р. Коллинза . Подход Р. Коллинза эффективен тем, что он помогает зафиксировать и объяснить среду повторяющихся
51 Goffman, E. Asylums: Essays on the social situation of mental patients and other inmates / E. Goffman. - N.Y., 1961. -386 р.
52 Collins, R. Interaction ritual chains / R. Collins. - Princeton university press, 2004. - 464 p.
9
взаимодействий. Согласно идеям Р. Коллинза индивид является цепочкой пережитых им ритуалов интеракций. Центральным положением теории ритуалов интеракции является утверждение, что социальная жизнь «тотально ритуализирована», ритуал, таким образом, выполняет социализирующую функцию и готовит индивида к жизни в обществе.
Для более точного воспроизведения повседневности советского пионерского лагеря, использовался метод обоснованной теории (grounded theory). Обоснованная теория является качественным исследовательским подходом,
53
совместно разработанным Б.Г. Глезером и А.Л. Страуссом . Систематические техники и процедуры этого подхода дают исследователю возможность разработать теорию на основе индуктивной логики, собирая материал, представляющий ситуацию глазами самих участников деятельности.
Эмпирической базой диссертационного исследования послужили социологические исследования, проведенные автором в Волгоградской области:
- глубинное полуструктурированное интервью с отдыхавшими в пионерских лагерях в советское время (N=15, 2012-2014 гг.);
- сплошной анкетный опрос участников смены, отдыхавших в профильном лагере «Интеграл» в Волгоградской области в 2013 году (N=106);
- анкетный опрос студентов-первокурсников ВолГУ, которые отдыхали в оздоровительных летних детских лагерях (N=125, выборка целенаправленная, гнездовая Волгоград, 2014 г.);
- анализ дневников «Артековцев» (N=15), взятых с интернет-сайта http://www.artekovetc.ru в 2013 г.;
- анализ документов государственной молодежной политики (Закон СССР «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР»; Указ Президента Российской Федерации «О федеральной программе «Молодежь России»; Постановление Верховного Совета РФ «Об основных направлениях государственной молодежной политики в РФ»; Постановление Правительства РФ
53 Страусс, А. Корбин, Дж. Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники / Пер. с англ. и послесловие Т.С. Васильевой. — М.: Эдиториал УРСС, 2001. - 256 с.
10
«О федеральной целевой программе «Молодежь России» (1998 - 2000 годы)»; Постановление Правительства РФ «О федеральной целевой программе «Молодежь России» (2001 - 2005 годы)»; Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации»; Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года»; Закон Волгоградской области «О государственной молодежной политике в Волгоградской области»; Закон Волгоградской области «Об организации отдыха и оздоровления детей в Волгоградской области»; Постановление Правительства Волгоградской области «Об утверждении государственной программы Волгоградской области «Региональная молодежная политика Волгоградской области» на 2014-2016 гг.»).
Положения диссертации, выносимые на защиту.
1. Основные элементы структуры повседневности летнего детского лагеря представлены особым временем и пространством (хронотопом), телесной памятью, привычками и дисциплиной. Каждый из этих элементов воспроизводит институциональный порядок летнего детского лагеря через закрепление в нормах и правилах. Социализирующее воздействие летнего детского лагеря заключается в особенностях пространства-времени (у акторов почти нет личного времени и пространства), что позволяет эффективно контролировать социально неодобряемое поведение и проверять лояльность по отношению к культурным образцам эпохи.
2. В силу того, что теория ритуалов интеракции Р. Коллинза нацелена на понимание роли повторяющегося опыта личности в формировании социальной солидарности и социокультурной идентичности, ее использование для исследования повседневности летнего детского лагеря обладает большим объяснительным потенциалом. Концепт ритуалов интеракции позволяет сфокусироваться на повторяющихся взаимодействиях (распорядок дня в лагере, переживаемые эмоции коллективных ритуалов) как основе социализации и факторе дальнейшей лояльности по отношению к социальной макроструктуре.
Участие в этих ритуалах составляет социальный опыт летнего детского лагеря, который, несмотря на его кратковременность, обладает большим социализирующим влиянием в силу тотальности института.
3. Ритуалы в советском лагере отличались степенью формализации и зависели от общей политической ситуации в обществе: послевоенный пионерский лагерь и позднесоветский пионерский лагерь - два полюса, различающихся наличием армейского духа в формальных ритуалах лагеря. Неформальные ритуалы пионерского лагеря складываются как альтернатива бюрократизировавшемуся порядку пионерской организации, а также как проявление агентности детей и подростков. Существует взаимосвязь и преемственность ритуалов скаутского и пионерского движения, а также ритуалов летних детских лагерей современной России.
4. Постсоветский летний детский лагерь находится под влиянием новых критериев социальной дифференциации - формируются профильные лагеря (по досуговым увлечениям, по интересам к научным дисциплинам). Наблюдается упрощение формальных ритуалов, переход некоторых неформальных ритуалов в ранг формальных, что характеризует 1990-е гг. и тенденцию деидеологизации лагеря. По данным опроса молодежи, посещавшей современные летние лагеря, лагерь понимается как место общения (87% отдыхавших в профильном лагере и 69% отдыхавших в оздоровительных лагерях считает возможным не только обретение новых друзей в лагере, но и продолжение этой дружбы после смены). Изменения в количестве и содержании формальных ритуалов летнего лагеря характеризует идеологический вектор общественной жизни и направление молодежной политики государства
5. На каждом из этапов развития постсоветской государственной молодежной политики летний детский лагерь занимает особое место в процессах социализации. Первый этап (1990-1997 гг.) характеризуется институциональной перестройкой и выработкой новой модели летнего детского лагеря. На втором этапе (1997-2005 гг.) была развернута деятельность по созданию региональных детских и молодежных лагерей как нового типа институтов социализации. Третий этап (с 2006 г. по
настоящее время) связан с диверсификацией форм и направленности молодежного досуга вообще и летнего детского лагеря, в частности.
6. Социологическая диагностика особенностей повседневности летнего детского лагеря позволяет констатировать, что в условиях диверсификации молодежного досуга эффективным инструментом институциональной социализации является профильный (специализированный) лагерь. Закрепление организационных основ на законодательном уровне социального института «летний детский лагерь» будет способствовать его совершенствованию. Поэтому целесообразно дополнить Закон Волгоградской области статьей 29, изложив её в следующей редакции: «С целью развития и поддержания инфраструктуры летних лагерей, органы государственной власти Волгоградской области в рамках своих полномочий содействуют сохранению материальной базы учреждений детского отдыха, предотвращению перепрофилирования детских оздоровительных лагерей. Органы исполнительной власти Волгоградской области в пределах своей компетенции, разрабатывают и реализуют региональные программы по созданию и развитию профильных (специализированных) лагерей». Такая формулировка будет способствовать развитию познавательно-досуговой специализации летнего лагеря.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная структура, социальные институты и процессы», 22.00.04 шифр ВАК
Советская детская повседневность: факторы влияния и конструирования (на материалах города Томска. 1961–1985 гг.)2021 год, кандидат наук Ермолова Александра Ивановна
Управление социальными изменениями в молодежной среде Хабаровского края средствами государственной молодежной политики2007 год, кандидат социологических наук Кострюкова, Ольга Николаевна
Жизненно-стилевые особенности практик маскулинности в молодежной среде0 год, кандидат социологических наук Костерина, Ирина Владимировна
Проблема интерпретации ритуала в структурализме, постструктурализме и философии повседневного языка2011 год, кандидат философских наук Кириленко, Юлия Николаевна
Средства массовой информации как институт политической социализации российской молодежи2013 год, кандидат социологических наук Зайцева, Ольга Михайловна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Абашкина Елена Викторовна, 2016 год
Список использованной литературы
1. Закон СССР от 16.04.1991 г. № 2114-1 «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР» URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ESU;n=5091 (дата обращения 08.08.2015).
2. Указ Президента Российской Федерации от 15.09.1994 г. № 1922 «О федеральной программе «Молодежь России» URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=219183;dst=100001 (дата обращения 08.08.2015).
3. Постановление Верховного Совета РФ от 03.06.1993 г. №5090-1 «Об основных направлениях государственной молодежной политики в РФ» URL: http://base.consultant.ru/cons/CGI/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=2138 (дата обращения 08.08.2015).
4. Постановление Правительства РФ от 18.06.1997 г. № 746 «О федеральной целевой программе «Молодежь России» (1998 - 2000 годы)» URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=EXP&n=252354&req=doc (дата обращения 08.08.2015).
5. Постановление Правительства РФ от 27.12.2000 г. № 1015 «О федеральной целевой программе «Молодежь России» (2001 - 2005 годы)» URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=333980 (дата обращения 08.08.2015).
6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18.12. 2006 г. № 1760-р «Об утверждении Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации» URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_98451/ (дата обращения 08.08.2015).
7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 г. №2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171835/ (дата обращения 08.08.2015).
8. Закон Волгоградской области от 15.07.2011 г. № 2210-ОД «О государственной молодежной политике в Волгоградской области» URL: http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW180;n=117088 (дата обращения 08.08.2015).
9. Закон Волгоградской области от 01.07.2010 г. №2079-0Д «Об организации отдыха и оздоровления детей в Волгоградской области» URL: http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW180;n=119932 (дата обращения 30.01.2016).
10. Постановление Правительства Волгоградской области от 07.04.2014 г. №170-п «Об утверждении государственной программы Волгоградской области «Региональная молодежная политика Волгоградской области» на 2014-2016 гг.» URL: http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW180; n=99979 (дата обращения 30.01.2016).
11. Абельс, Х. Интеракция. Идентичность. Презентация. Введение в интерпретативную социологию / Х. Абельс - СПб.: Алетейя, 2000. - 265 с.
12. Антипьев, А.Г. Социализация современной российской молодежи: состояние и проблемы / А.Г. Антипьев, Н.Н. Захаров // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2012. - №5 (15) - С. 121-126.
13. Бадмаев, А.З. Стратегия государственной молодежной политики в РФ: попытка анализа / А.З. Бадмаев // Вестник ВСГТУ. - 2011. - №3 (34). - С. 165-170.
14. Балясная, Л.К. Школьный коллектив и пионерская организация // Л.К. Балясная, Л.И. Новикова - Советская педагогика, 1974. - Л 5. - С.19-27.
15. Бахтин, М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. - М.: Худож. лит., 1975. - С. 234-407.
16. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: трактат по социол. знания / перевод Е. Руткевич, М.: «Медиум», 1995. - 323 с.
17. Блок, М. Апология истории, или ремесло историка / пер. Е.М. Лысенко. -2-е изд., доп. - М.: Наука, 1986. - 254 с.
18. Бойм, С. Общие места: Мифология повседневной жизни. - М., 2002. -320 с.
19. Бродель, Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв. т. 1. Структуры повседневности: возможное и невозможное / пер. с фр. Л.Е. Куббеля. - 1-е изд. - М.: Прогресс. - 1988. - 624 с.
20. Брусиловская, Л.Б. Культура повседневности в эпоху «оттепели» (метаморфозы стиля). - М.: Изд-во УРАО, 2001. 186 с.
21. Бурдье, П. Практический смысл / П. Бурдье. - СПб, Алетейя, 2001. -562 с.
22. Вандельфельс, Б Повседневность как плавильный тигль рациональности / Б. Вандельфельс // Социо-Логос, Вып., 1, - М.: Прогресс, 1991. - С. 39-50.
23. Вахштайн, В.С. Пять книг о социологии повседневности / В.С. Вахштайн // Социология власти. - 2013. - №1-2. - С. 303-306.
24. Вахштайн, В.С. Социология повседневности и теория фреймов / В.С. Вахштайн - СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2011. - 334 с. - (Серия «Прагматический поворот»; Вып. 4).
25. Власова, О.Е. Эрвин Гофман: микросоциология опыта и социальная феноменология тотальных институций / О.Е. Власова // Личность. Культура. Общество, 2008. - Вып. 3-4 (42-43). - С. 32-38.
26. Волков, В.В. Теория практик / В.В. Волкова, О.В. Хархордин. - СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2008. - 298 с.
27. Воробьева, М.В. Городской советский быт: клише идеологии и реальность // Социокультурное развитие города: история и современность; сборник научных трудов. - Екатеринбург, 2006. - С. 24-40.
28. Гарфинкель, Г. Исследования по этнометодологии / Г. Гарфинкель -СПб.: Питер, 2007. - 335 с.
29. Гегель, Л.А. Основные предпосылки формирования российской молодежной политики / Л.А. Гегель, Е.О. Казакова // Научные труды Института непрерывного профессионального образования. - 2015. - № 5 (5). -С. 71-76.
30. Глебкин, В.В. Ритуал в советской культуре / В.В. Глебкин. - М.: «Янус-К», 1998. - 168 с.
31. Горнисты трубят сбор: Пионерская организация Волгоградской области в очерках, документах и фотографиях, стихах и прозе: [Альманах / авт. -сост.: М.Е. Чулкова, А.В. Анипкина, В.И. Беспалова]. - Волгоград: Принт, 2015. -608 с.
32. Гофман, И. Об особенностях тотальных институций. Пер. с англ. О.А. Власовой // Личность. Культура. Общество. - 2008. - № 3-4. - С. 38-50.
33. Гофман, И. Представление себя другим в повседневной жизни / И. Гофман - М.: Канон-пресс-ц, 2000. - 304 с.
34. Гофман, И. Ритуал взаимодействия. Очерки поведения лицом к лицу / И. Гофман - М.: Смысл - 319 с.
35. Гуляихин, В.Н. Молодежные и детские общественные объединения как субъекты вторичной социализации: опыт регионального исследования / В.Н. Гуляихин, А.П. Галкин, Е.Н. Васильева // Социологические исследования. - 2012.
- Т. 338, № 6. - С. 127-132.
36. Гуревич, А.Я. Исторический синтез и Школа «Анналов» / А.Я. Гуревич -М., 1993. - 319 с.
37. Гурова, О. Советское нижнее белье. Между идеологией и повседневностью. - М.: Новое литературное обозрение, 2008. - 288 с.
38. Гуссерль, Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Т. 1 / Пер с нем. А.В. Михайлова, вступ. ст. В.А. Куренного. — М.: Академический проект, 2009. - 368 с.
39. Данилин, П.В. Новая молодежная политика (2003-2005) // П.В. Данилин.
- М.: Издательство «Европа», 2005. - 292 с.
40. Дюркгейм, Э. Элементарные формы религиозной жизни (Введение, первая глава; перевод А. Б. Гофмана) // Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология - М.: Канон +, 1998. - 432 с.
41. Жуков, И.Н. Игра и детское движение: В помощь организаторам детского движения и педагогам / Сост. и автор вступительной статьи И.В. Руденко. — М., 1992. - 70 с.
42. Звоновский, В.Б. Собственный и привлеченный опыт освоения пространства / В.Б. Звоновский // Журнал социологии и социальной антропологии.- 2009. - №4. - С. 58-59.
43. Звоновский, В.Б. Социальное освоение пространства повседневности в условиях трансформации общества - дисс. докт. социол. наук, Волгоград, 2013. -368 с.
44. Золотухина-Аболина, Е.В. Повседневность: философские загадки / Е.В. Золотухина-Аболина - М.: 2005. - 289 с.
45. Институциональные механизмы социализации детей средствами дополнительного образования: коллективная монография / Р.Г. Тер-Григорьянц, Б.А. Коростелев, Е.С. Мезенцева, А.А. Тер-Григорьянц, А.А. Бабич. -Ставрополь: Ставролит, 2014. - 172 с.
46. Ионин, Л.Г. Возникновение и развитие феноменологической социологии. А. Шюц и этнометодология. / Л.Г. Ионин // В кн.: История теоретической социологии. Том 3. - М.: Изд-во: Канон, 1998. - 468 с.
47. Ионин, Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие / Л.Г. Ионин - М.: Логос, 2000. - 431 с.
48. Касьянов, В.В. К проблеме макросоциологического осмысления категории «Социализация личности» / В.В. Касьянов // Теория и практика общественного развития. Социологические науки. - 2011. - №8. - С 51-53.
49. Кнабе, Г.С. Диалектика повседневности / Г.С. Кнабе // Вопросы философии. - 1989. - № 5. - С. 26-46.
50. Ковалева, А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория / А.И. Ковалева // Социологические исследования.
- 2003. - №1. - С. 109-115.
51. Козлова, Н.Н. Социология повседневности: переоценка ценностей / Н.Н. Козлова // Общественные науки и современность, 1992. - № 3. - С. 48-56.
52. Козьякова, М.И. История. Культура. Повседневность. Западная Европа: от античности до XX века / М.И. Козъякова. - М., 2002. - 360 с.
53. Козлова, Н.Н Советские люди: сцены из истории. - М.: Европа, 2005. -544 с.
54. Коллинз, Р. Программа теории ритуала интеракции / Р. Коллинз // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2004. - Том VII, № 1 - С. 2739.
55. Комлев, Н.Г. Словарь иностранных слов / Н.Г. Комлев - М.: ЭКСМО-Пресс, 2006. - 1308 с.
56. Королев, А.А. Требовательное доверие: О партийном руководстве коммунистическим воспитанием молодежи на современном этапе / А.А. Королев
- М.: Политиздат, 1986. - 223 с.
57. Коряковцева, О.А. Государственная молодежная политика в современной России / Коряковцева О.А. // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4. - 2009. - №1 (15). - С. 122-128.
58. Костин, Р.А. Вторичная социализация: понятие, проблемы и тенденции развития / Р.А. Костин, А.Е. Климанова // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. - 2011. - №3 (9). - С. 47-58.
59. Костомаров, Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей / Н.И. Костомаров, М.: Эксмо, 2011. - 1024 с.
60. Красавина, Е.В. Социализация молодежи: проблемы и перспективы / Е.В. Красавина // Образование. Наука. Инновации. - 2012 - № 1 (21). - С. 124 -130.
61. Крупская, Н.К. Педагогические сочинения в 10 т. Т. 5. Детское коммунистическое движение. Пионерская и комсомольская работа. Внешкольная работа с детьми / Н.К. Крупская. - М.: Изд-во АПН. - 1959. - 687 с.
62. Кули, Ч.Х. Социальная самость. В кн.: Американская социологическая мысль: Тексты. / под. ред. В.И. Добренькова - М.: МГУ, 1994. - 496 с.
63. Ле Гофф, Ж. Интеллектуалы в Средние века / пер. А. Руткевич. - СПб.: Изд. дом СПбГУ, 2003. - 160 с.
64. Лебина, Н.Б. Энциклопедия банальностей: Советская повседневность: Контуры, символы, знаки / Н.Б. Лебина - СПб: «Дмитрий Буланин», 2008. - 444 с.
65. Лелеко, В.Д. Пространство повседневности в европейской культуре / В.Д. Лелеко - СПб: 2002. - 320 с.
66. Луков, Вал.А. Концептуализация молодежи в XXI веке: новые идеи и подходы / В.А. Луков // Социологические исследования. - 2012. - №2. - С. 21-30.
67. Лушников, Д.А. Социальный ритуал и структурные основания дезорганизации интерактивного взаимодействия / Д.А. Лушников // Вестник Северо-Кавказского федерального университета, 2013. - №5 (38) - С. 120-124.
68. Материалы XIX Всесоюзной конференции Коммунистической партии Советского Союза. 28 июня - 1 июля 1988 года. - М.: Политиздат, 1988. - 160 с.
69. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 10 января 1989 г.-М.: Политиздат, 1989. - 31 с.
70. Мид, Дж.Г. Философия настоящего / под. ред. А.И. Мерфи; пер. с англ. В.Г. Николаева. - М.:ВШЭ, 2014. - 272 с.
71. Мойсеева, Т.Б. Повседневность: философско-антропологический аспект / Т.Б. Мойсеева // Гуманитарные и социальные науки, - 2008. - №2. - С.21-28.
72. Молодежь СССР. Статистический сборник. ЦУНХУ Госплана СССР / Под ред. В. Косарева. М., 1936. - 383 с.
73. Мудрик, А.В. Социализация человека: Учеб. пособие для студ. вузов / А.В. Мудрик - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 304 с.
74. Прозорова, Ю.А. Теория интерактивных ритуалов Р. Коллинза: от микроинтеракции к макроструктуре / Ю.А. Прозорова // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2007. - Том Х, № 1 - С. 57-73.
75. Прозорова, Ю.А. Интерактивный ритуал как социально-коммуникативная технология организации группового взаимодействия - дисс. канд. социол. наук, СПб, 2009. - 261 с.
76. Прозорова, Ю.А. Интерактивный ритуал как социально-коммуникативная технология (на примере собраний сообщества Анонимные Наркоманы) / Ю.А. Прозорова // Материалы XIII международной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов», 8-12 апреля 2008 г. - М., 2008. - С. 63-65.
77. Реале, Дж., Антисери, Д. Западная философия от истоков до наших дней. От романтизма до наших дней (4) / Пер. с итал. С.А. Мальцевой — Издательство «Пневма», СПб: 2003 - 880 с.
78. Семенов, В.Е. Ценностные ориентации современной молодежи / В.Е. Семенов // Социологические исследования. - 2007. - №4. - С. 37-43.
79. Сергеева, О.В. Домашний телевизор: экранная культура в пространстве повседневности / О. В. Сергеева. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2009. - 161 с.
80. Сергеева, О.В. Медиакультура в практиках повседневности- дисс. докт. социол. наук, СПб, 2011. - 411 с.
81. Сергеева, О.В. Повседневность новых медиа: монография / под ред. В.В. Козловского. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2010. - 202 с.
82. Сикорская, Л.Е. Кризис институтов социализации современной молодежи / Л.Е. Сикорская // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. Ювенология. Социокинетика. - 2009. - №4. - С. 258-265.
83. Смирнов, В.А. Молодежные общественные объединения как субъект региональной молодежной политики / В.А. Смирнов // Вестник Тамбовского университета. - 2008. - Вып. 2(58). - С. 510-517.
84. Современный городской фольклор / под ред. Неклюдова С.Ю. - 2003. -М. : Рос. гос. гум. ун-т, - 736 с.
85. Социология в России / Под ред. В.А. Ядова. -2-е изд., перераб. и дополн. - М.: Издательство Института социологии РАН, 1998. - 696 с.
86. Страусс, А., Корбин, Дж. Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники / Пер. с англ. и послесловие Т.С. Васильевой. — М.: Эдиториал УРСС, 2001. - 256 с.
87. Трыкова, О.Ю. Современный детский фольклор и его взаимодействие с художественной литературой / О.Ю. Трыкова. - Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского. - 1997. - 132 с.
88. Уорнер, У.Л. Живые и мертвые / У.Л. Уорнер. - СПб.: Университетская книга, 2000. - 671 с.
89. Утехин, И. Очерки коммунального быта. - М.: ОГИ, 2004. - 227 с.
90. Фарафанова, Л.Н. Идея воспитания социальной активности личности в деятельности пионерской организации в советской педагогике 60-х - середины 70-х годов - дисс. канд. пед. наук. - Хабаровск. - 2000. - 242 с.
91. Февр, Л. Бои за историю / Пер. с фр. - М.: Наука, 1991. - 629 с.
92. Федулова, А.В. Роль пионерской организации в воспитании подрастающего поколения на современном этапе / А.В. Федулова // Советская педагогика. - 1973. - № 5. - С. 3-5.
93. Философия: в поисках онтологии: Сб. ст./ Самар. гуманит. акад.; Отв. ред. Н. Ю. Воронина. - Самара, 2003. -213 с.
94. Фролова, С.М. Повседневность как основа институционализации общества / С.М. Фролова // Известия Саратовского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. - Т.12. - вып. 3. - 2012. - С. 57-61.
95. Фуко, М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы / перевод В. Наумова - М.: Ад Маргинем, 1999 - 480 с.
96. Хайдеггер, М. Время и бытие: Статьи и выступления / М. Хайдеггер. -М.: Республика, 1993. - 445 с.
97. Хамрина, Ю.А. Воспроизводство социального посредством ритуала / Ю.А. Хамрина // Вестник Томского государственного университета. - 2011. -№353. - С. 59-62.
98. Чирун, С.Н. Молодежная политика: теория и практика взаимодействия // С.Н. Чирун. - Кемерово, 2008. -186 с.
99. Шматко, Н.А. «Габитус» в структуре социологической теории / Н.А. Шматко // Журнал социологии и социальной антропологии, Том 1, № 2. - 1998. -С. 59-69.
100. Штомка, П. В фокусе внимания повседневная жизнь. Новый поворот в социологии / П. Штомка // Социс. -№8. - 2009. - С. 3-13.
101. Шюц, А. О множественности реальностей / А. Шюц // Социологическое обозрение. - 2003. - Т. 3. - № 2. - С. 3-34.
102. Шюц, А. Смысловая структура повседневного мира: очерки по феноменологической социологии / Сост. А.Я. Алхасов; Пер. с англ. А.Я. Алхасова, Н.Я. Мазлумяновой; Научн. ред. перевода Г.С. Батыгин. - М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2003. - 336 с.
103. Шюц, А. Структура повседневного мышления / А. Шюц // Социологические исследования. - 1988. - № 2. - С. 129-137.
104. Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В.А. Ядов. - 3-е изд., испр. -Москва: Омега-Л, 2007. - 567 с.
105. Башарин, А.С. Актуализация и «деактуализация» песенного текста. (К вопросу о локальных песнях и локальных вариантах) / А.С. Башарин. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ruthenia.ru/folklore/ basharin3.htm
106. Гинзбург, К. Широты, рабы и Библия: опыт микроистории / пер. с англ. Т. Бузиной // «НЛО», 2004. - № 65. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //magazines.russ. ru/nlo/2004/65/gin3 .html
107. Гофман, А.Б. Ритуал в теории Дюркгейма [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://postnauka.ru/video/17420
108. Долгов, А.В. Советская повседневность во второй половине XX века на материалах Ставропольского нотариата [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.newlocalhistory.com/content/dolgov-av-stavropol-sovetskaya-povsednevnost-vo-vtoroy-polovine-xx-veka-na-materialah
109. Забелин, И.Е. Домашний быт русских царей в XVI—XVII веках [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://az.lib.ru/z/zabelin_i_e/text_0080. shtml
110. Криворученко, В.К. Советское общество в воспитании молодёжи / В.К. Криворученко, Л.С. Цветлюк // Знание. Понимание. Умение. - 2011. - №4. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2011/4/Krivoruchenko~Tsvetliuk_Soviet_Society/
111. Мягченко, Г.Ю. Предметная среда и элементы культуры повседневности / Г.Ю. Мягченко // Аналитика культурологии. - № 2. - 2004. [Электронный журнал]. - Режим доступа: http://www.analiculturolog.ru/
112. Неофициальный сайт лагеря Артек [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.artekovetc.ru/
113. Социологический словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://enc-dic.com/sociology/Ritual-7122.html
114. Социологический энциклопедический англо-русский словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.diclib.cOm/s/cat3/xn_ sociology/хабитуализация# .U9tRTON_tAU
115. Тарасов, А. По другую сторону баррикад / А. Тарасов // Дружба народов. - 2007. - №1. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://magazines.russ.ru /druzhba/2007/1/ ta9.html
116. Терещенко, А.В. Быт русского народа [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://az.Hb.ru/t/tereshenko_a_w/text_0020.shtml
117. Ферапонтов, И.Е. Туристский быт и фольклор [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.ruthenia.ru/folklore/ ferapontov7.htm
118. Чекмарев, К. «Неизвестный Артек» 1957 г. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.artekovetc.ru/0kip1957_1.html
119. Шюц, А. Формирование понятия и теории в общественных науках // Американская социологическая мысль: Тексты. М., 1996. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://gtmarket.ru/laboratory/expertize/5394
120. Энциклопедия социологии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://slovarionline.ru/entsiklopediya_sotsiologii/page/ uslovie.4204/
121. Blumer, H. Symbolic Interactionism: Perspective and method / H. Blumer. -Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall, 1969. -386 р.
122. Cloutier, P., Psychologic de Fenfant Boucherville / P. Cloutier, A. Renaud. -1990 - 264 р.
123. Collins, R. Interaction ritual chains / R. Collins. - Princeton university press, 2004. - 464 p.
124. Cottingham, M.D. Interaction Ritual Theory and Sports Fans: Emotion, Symbols, and Solidarity / M.D. Cottingham // Sociology of Sport Journal. - 2012. -Vol. 29. - P. 168-185.
125. Erickson, R.J. Where the ritual is: Examinations of a microfoundational mo(ve)ment / R.J. Erickson // Contemporary Sociology. - 2007. - Vol. 36. - P. 209211.
126. Garfinkel, H. Ethnomethodology's program: Working out Durkheim's aphorism / H. Garfinkel - Lanham: Rowman and Littlefield Publishers, 2002. - 297 р.
127. Goffman, E. Asylums: Essays on the social situation of mental patients and other inmates / E. Goffman. - N.Y., 1961. - 386 р.
128. Goffman, E. Interaction Ritual. Essays on Face-to-face Behaviour / E. Goffman - New York: Doubleday, 1967. -271 p.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
МАТЕРИАЛЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ «Формальные и неформальные ритуалы в повседневности профильного
летнего детского лагеря»
1. Опросный лист.
Уважаемый респондент!
В целях изучения ритуалов повседневности летнего детского лагеря просим Вас
ответить на наши вопросы.
Анкета носит анонимный характер, и ее результаты будут использованы в
обобщенном виде.
1. Ваш возраст
2. Пол
3. Какой раз ты отдыхаешь в лагере?
4. Каким образом ты сюда попал?
A) сам захотел
Б) родители сказали
B) узнал в школе Г) узнал от друзей
5. Что больше всего тебе здесь нравится? (пометь галочкой по 5 балльной шкале)_____
1 2 3 4 5
общение со сверстниками (новые друзья)
общение со взрослыми (преподаватели, вожатые)
социокультурная программа
образовательная программа
возможность оторваться от родителей
6. Как ты относишься к хождению строем на линейку, в столовую и пр.?
A) очень нравится Б) нравится
B) затрудняюсь ответить Г) не нравятся
Д) совершенно не нравится
7. Считаешь ли ты необходимой утреннюю линейку в лагере?
A) да, обязательно Б) скорее да, чем нет
B) затрудняюсь ответить Г) скорее нет, чем да
Д) нет, она не нужна
8. Как ты относишься к подъему и отбою по расписанию?
A) очень нравится Б) нравится
B) затрудняюсь ответить Г) не нравятся
Д) совершенно не нравится
9. Как ты думаешь, какое количество детей должно проживать в одной комнате?
A) 1 Б) 2
B) 3 Г) 4
Д) свой вариант_
10. Как часто должны приезжать родители в лагерь?
A) никогда Б) редко
B) иногда Г) часто
Д) затрудняюсь ответить
11. Многие считают, что отдых в летнем лагере сопровождается романтическими отношениями. А как ты думаешь, возможна ли любовь в лагере?
A) да, конечно
Б) скорее да, чем нет
B) затрудняюсь ответить Г) скорее нет, чем да
Д) нет, не возможна
12. Возможно ли продолжать эти романтические отношения после приезда из лагеря?
A) да, конечно
Б) скорее да, чем нет
B) затрудняюсь ответить Г) скорее нет, чем да
Д) нет, не возможно
13. Многие также считают, что в лагере можно обрести новых друзей, а как думаешь ты?
A) да, конечно
Б) скорее да, чем нет
B) затрудняюсь ответить Г) скорее нет, чем да
Д) нет, не возможно
14. Возможно ли продолжать эти дружеские отношения после приезда из лагеря?
A) да, конечно
Б) скорее да, чем нет
B) затрудняюсь ответить Г) скорее нет, чем да
Д) нет, не возможно
15. Будут ли связаны твои воспоминания о лагере с: (пометь галочкой по 5 балльной шкале)______
1 2 3 4 5
Лагерными песнями под гитару
Страшными историями
Речевками, кричалками
Песнями нашего времени
16. Что обычно ты фотографируешь, когда отдыхаешь в лагере?
A) только себя
Б) себя с друзьями
B) природу
Г) мероприятия
Д) свой вариант_
17. Для чего ты ходишь на дискотеку?
A) просто потанцевать
Б) потанцевать с противоположным полом
B) постоять рядом
Г) я не хожу на дискотеки
18. Опиши распорядок своего идеального дня в лагере «Интеграл»
Благодарим за участие!
Результаты анкетного опроса участников смены, отдыхавших в профильном
лагере «Интеграл» в 2013 году (N=106)
1. Ваш возраст?
Варианты Результаты, %
12-14 35%
15-16 65%
2. Ваш пол?
Варианты Результаты, %
мужской 32%
женский 68%
. Какой раз ты отдыхаешь в лагере?
Варианты Результаты, %
Первый 11%
Второй и более 89%
4. Каким образом ты сюда попал?
Варианты Результаты, %
сам захотел 27%
родители сказали 19%
узнал в школе 21%
узнал от друзей 33%
5. Что больше всего тебе здесь нравится? (пометь галочкой по 5 балльной шкале)
Вопросы Варианты / результаты, %
1 2 3 4 5
общение со сверстниками (новые друзья) 1% 1% 10% 16% 72%
общение со взрослыми (преподаватели, вожатые) 2% 1% 11% 34% 52%
социокультурная программа 3% 1% 16% 30% 50%
образовательная программа 3% 5% 16% 39% 37%
возможность оторваться от 11% 19% 16% 25% 29%
родителей
6. Как ты относишься к хождению строем на линейку, в столовую и пр.?
Варианты Результаты, %
очень нравится 10%
нравится 39%
затрудняюсь ответить 26%
не нравится 21%
совершенно не нравится 4%
7. Считаешь ли ты необходимой утреннюю линейку в лагере?
Варианты Результаты, %
да, обязательно 48%
скорее да, чем нет 42%
затрудняюсь ответить 4%
скорее нет, чем да 6%
нет, она не нужна 0%
8. Как ты относишься к подъему и отбою по расписанию?
Варианты Результаты, %
очень нравится 6%
нравится 41%
затрудняюсь ответить 32%
не нравится 18%
совершенно не нравится 3%
9. Как ты думаешь, какое количество детей должно проживать в одной комнате?
Варианты Результаты, %
1 0%
2 9%
3 90%
4 1%
10. Как часто должны приезжать родители в лагерь?
Варианты Результаты, %
никогда 6%
редко 34%
иногда 51%
часто 8%
затрудняюсь ответить 1%
11. Многие считают, что отдых в летнем лагере сопровождается
романтическими отношениями. А как ты думаешь, возможна ли любовь в лагере?
Варианты Результаты, %
да, конечно 32%
скорее да, чем нет 35%
затрудняюсь ответить 20%
скорее нет, чем да 10%
нет, не возможна 3%
12. Возможно ли продолжать эти романтические отношения после приезда из лагеря?
Варианты Результаты, %
да, конечно 25%
скорее да, чем нет 27%
затрудняюсь ответить 26%
скорее нет, чем да 19%
нет, не возможно 3%
13. Многие также считают, что в лагере можно обрести новых друзей, а как думаешь ты?
Варианты Результаты, %
да, конечно 88%
скорее да, чем нет 11%
затрудняюсь ответить 1%
скорее нет, чем да 0%
нет, не возможно 0%
14. Возможно ли продолжать эти дружеские отношения после приезда из лагеря?
Варианты Результаты, %
да, конечно 73%
скорее да, чем нет 22%
затрудняюсь ответить 4%
скорее нет, чем да 1%
нет, не возможно 0%
15.Будут ли связаны твои воспоминания о лагере с: _(пометь галочкой по 5 балльной шкале)
Вопросы Варианты / результаты, %
1 2 3 4 5
Лагерными песнями под гитару 78% 10% 6% 3% 3%
Страшными историями 39% 25% 16% 13% 7%
Речевками, кричалками 32% 27% 21% 15% 5%
Песнями нашего времени 21% 17% 16% 10% 36%
16. Что обычно ты фотографируешь, когда отдыхаешь в лагере?
Варианты Результаты, %
только себя 1%
себя с друзьями 52%
природу 7%
себя с друзьями и 22%
мероприятия
всё 8%
комиссаров и себя 1%
не беру фотоаппарат 2%
не фотографируюсь 2%
ничего 4%
я забыл фотоаппарат 1%
17. Для чего ты ходишь на дискотеку?
Варианты Результаты, %
просто потанцевать 66%
потанцевать с противоположным полом 14%
постоять рядом 1%
я не хожу на дискотеки 19%
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
МАТЕРИАЛЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ «Формальные и неформальные ритуалы в повседневности оздоровительного
летнего детского лагеря»
1. Опросный лист.
Уважаемый респондент!
В целях изучения вопроса ритуалов повседневности летнего детского лагеря
просим Вас ответить на наши вопросы.
Анкета носит анонимный характер, и ее результаты будут использованы в
обобщенном виде.
1. Ваш возраст
2. Пол
3. Сколько раз ты отдыхал в летнем детском лагере?
4. Что больше всего тебе там нравилось? (пометь галочкой по 5 балльной
шкале)
1 2 3 4 5
общение со сверстниками (новые друзья)
общение со взрослыми (преподаватели, вожатые)
социокультурная программа
образовательная программа
возможность оторваться от родителей
5. Как ты относишься к подъему и отбою по расписанию?
A) очень нравится Б) нравится
B) затрудняюсь ответить Г) не нравятся
Д) совершенно не нравится
6. Были ли в лагере, в котором ты отдыхал, хождение строем на линейку, в столовую и пр.?
А) да Б) нет
7. Как ты относишься к хождению строем на линейку, в столовую и пр.?
A) очень нравится Б) нравится
B) затрудняюсь ответить Г) не нравятся
Д) совершенно не нравится
8. Нужна ли утренняя линейка в лагере?
A) да, обязательно Б) скорее да, чем нет
B) затрудняюсь ответить Г) скорее нет, чем да
Д) нет, она не нужна
9. Как часто должны приезжать родители в лагерь?
A) никогда Б) редко
B) иногда Г) часто
Д) затрудняюсь ответить
10. Как ты думаешь, какое количество детей должно проживать в одной комнате?
A) 1 Б) 2-3
B) больше 3-х
11. Многие считают, что отдых в летнем лагере сопровождается романтическими отношениями. А как ты думаешь, возможна ли любовь в лагере?
A) да, конечно
Б) скорее да, чем нет
B) затрудняюсь ответить Г) скорее нет, чем да
Д) нет, не возможна
12. Возможно ли продолжать эти романтические отношения после приезда из лагеря?
A) да, конечно
Б) скорее да, чем нет
B) затрудняюсь ответить Г) скорее нет, чем да
Д) нет, не возможно
13. Многие также считают, что в лагере можно обрести новых друзей, а как думаешь ты?
A) да, конечно
Б) скорее да, чем нет
B) затрудняюсь ответить Г) скорее нет, чем да
Д) нет, не возможно
14. Возможно ли продолжать эти дружеские отношения после приезда из лагеря?
A) да, конечно
Б) скорее да, чем нет
B) затрудняюсь ответить Г) скорее нет, чем да
Д) нет, не возможно
15. Будут ли связаны твои воспоминания о лагере с: (пометь галочкой по 5 балльной шкале)_
1 2 3 4 5
Лагерными песнями под гитару
Страшными историями
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.