Репрезентация житийной традиции в биографических произведениях об Иоанне Тобольском тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Шильникова, Татьяна Васильевна

  • Шильникова, Татьяна Васильевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2009, Екатеринбург
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 244
Шильникова, Татьяна Васильевна. Репрезентация житийной традиции в биографических произведениях об Иоанне Тобольском: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Екатеринбург. 2009. 244 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Шильникова, Татьяна Васильевна

Введение

Глава I. Исторические корни и образное воплощение святости в литературе Древней Руси

1. Святость в православии: генезис, этапы сакрализации, житийный канон.

2. Вечное и мирское в древнерусских житиях церковных подвижников.

Глава II. Идеализация образа Иоанна Тобольского в произведениях второй половины XIX в.

1. Тобольский митрополит Иоанн Максимович в сакральном пространстве культуры региона.

2. «Жизнеописание» Иоанна Максимовича в произведении А. И. Сулоцкого.

3. Сочинение Н. А. Абрамова об Иоанне Тобольском

4. Исторические факты и легендарные рассказы в «Сказании» об Иоанне Максимовиче

А. М. Карпинского.

Глава Ш. Канонизация Иоанна Максимовича в начале

XX в.: исторический контекст и литературное воплощение

1. «Лик святости» Иоанна Тобольского: народное восприятие и официальная процедура.

2. Житийная традиция в сочинении об Иоанне Тобольском П. В. Остроухова и в Киевских 103 епархиальных ведомостях.

3. Феномен праведничества в сочинениях об Иоанне 114 Тобольском и образных исканиях литературы второй половины XIX в.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Репрезентация житийной традиции в биографических произведениях об Иоанне Тобольском»

Одной из важнейших черт современной науки о литературе является обращение к ее конфессиональной характеристике как в генезисе, так и в аспекте исторической поэтики. Конструктивным фактором, вызывавшим многочисленные публикации, явилась мысль, что русская словесность была и остается глубинно православной. Идея к настоящему моменту достаточно бесспорная, разногласия вызывают разноречивые представления о том, насколько представлены идеи православия во внешне нерелигиозном тексте, как поэтика произведения отражает православную парадигму картины мира в сознании писателя и читателя, какие словесно-православные традиции активизируются на разных уровнях бытования литературы различных культурно-временных пластов и т. п.1 Многочисленность и обширная география появления подобного рода научных изысканий говорит о желании найти такие грани национального литературного процесса, которые при всем разнообразии эпох служили бы доминантой национального своеобразия. Признавая безусловность положения, что «русская культура (и литература) православна, а это значит, что она была пасхальной, спасительной и воскрешающей мертвые и грешные души» (формула обобщения В. Н. Захарова) , необходимо уточнить, что значительную часть общенациональной логосферы занимала в Новое время собственно православная литература, в силу целого ряда обстоятельств оказавшаяся вне должного внимания со стороны литературоведения. Для филолога XIX в. она казалась слишком традиционной и второстепенной, а для исследователя советской и постсоветской эпохи превращалась в terra incognita из-за источниковедческого статуса и неразработанности методологического подхода, отсутствия глубоких знаний в области вероучения и литургической семантики текста.

Главное содержание православной литературы состояло в популяризация христианских идей, чему способствовали идеализированные образы христианских подвижников, рассказы из христианской истории, повествования о святых местах, монастырях, разъяснения церковных догматов и т. п. Подобная литература не претендовала на особую беллетристичность, она была наполнена пафосом христианской нравоучительности, отстаивала традиционные христианские ценности и в художественной организации текста ориентировалась на образный строй и риторику, разработанную в пространстве многовековой православной литературы. Суггестивный пафос подобного рода произведений достигался обращением, а точнее сказать, перекличкой с жанровой системой древнерусской литературы. Обращение к жанровой традиции, связанной не только с сохранением, но и обновлением жанра, дает возможность умножить явления национальной топики, явственно показать связующую нить художественной образности, сформированной мировидением православного автора.

В круге христологических исканий филологов оказываются как широко известные писатели, так и те авторы, произведения которых интересны преимущественно в контексте православной семантики, что существенно раздвигает границы литературного поля. Следует помнить и о популярности подобного рода сочинений для массового читателя. Выходя отдельными брошюрами на дешевой бумаге или будучи частью журнала, предназначенного для церковного клира, подобного рода сочинения через проповеди или приходскую библиотеку становились достоянием верующего люда, тем более что поучительные темы и дидактический стиль вписывались в понимание онтологической функции христианского текста. В биографических повествованиях о христианских святых, столь широко распространенных в православной литературной традиции XIX в., особое место занимали рассказы о деятелях русской церкви, начиная с момента ее создания. Особенная активизация издательской деятельности связана со второй половиной XIX в., когда были основаны многие религиозно-нравственные журналы для нужд церкви (повышения образования местных священников) и для удовлетворения интересов прихода. К тому же издания должны были напомнить о просветительской деятельности церкви.

В центре предпринятого исследования в контексте вышеприведенной проблематики оказались произведения, посвященные исторической личности -митрополиту Иоанну Тобольскому (Максимовичу) (1651/3 - 1715), созданные на протяжении второй половины XIX - нач. XX в.

Святитель Иоанн Максимович - фигура достойная внимания, вписанная не только в историю церковной жизни, но и в историю русской дипломатии и русской словесной культуры. Будучи переводчиком и стихотворцем, он немало способствовал становлению переводческой школы в русской литературе и формированию русского образования. Личность Иоанна Максимовича оказывается значимой как для истории церкви, так и истории русской педагогики и литературы. Происходя из Черниговской губернии, получив образование в Киево-Могилянской академии Максимович прошел непростой путь по служебной лестнице, закончив его митрополитом в Тобольске. В его биографии соединились две окраины Российского государства, две «украины», как в XVIII в. называли земли, отдаленные от центра: Черниговская и Тобольская епархии.

Личность Максимовича периодически привлекала внимание по различным причинам церковных биографов середины XIX - нач. XX в., создавших своеобразную историко-биографическую эпопею, способствующую появлению идеализированного и по-своему этикетного описания событий жизни Иоанна и характеристике его творческой литературной и переводческой деятельности 3. Биография Иоанна Максимовича вбирает в себя различные интенции времени, и обострение внимания к церковному деятелю в различные периоды имеет свои историко-культурные закономерности. Причиной обращения к описанию жизни митрополита было не только его конфессиональная деятельность как лидера русского православия конца XVII-нач. XVIII в. на востоке страны, но и его деятельность как русского религиозного писателя и переводчика, создателя многочисленных сочинений. Важным моментом, востребованным в последующее время, стало соединение в служении Иоанна духовных и государственных интересов.

Существенной для современников и духовных наследников Иоанна Максимовича была его деятельность, связанная с развитием просвещения в России. Его убеждения и взгляды на необходимость для церкви грамотных и мыслящих священников оказались более чем прогрессивны для своего времени.

Конкретные повороты в судьбе позволили ему их успешно реализовать. Так, будучи утвержденным грамотой Петра I в 1697 г. Черниговским архиепископом, Иоанн в 1701 создает в Чернигове Коллегиум, который впоследствии послужил образцом духовных семинарий в епархиях Русской православной церкви4. Все остальные духовные школы-под покровительством малороссийских и великороссийских иерархов появились позднее.

Коллегия в Чернигове отличалась своеобразным демократизмом. Здесь обучались дети духовенства, дворян, казаков и мещан. Учащиеся получали подготовку не только для продолжения образования, но и приобретали способность к самостоятельной деятельности. Предметом особой гордости училища была библиотека, которая для того времени считалась одной из лучших в России по подбору редких и старинных книг. Продолжением просветительской деятельности Иоанна Максимовича была забота об учащихся духовного училища в бытность его митрополитом в Сибири, куда он отправился в 1711 г.

В связи с петровскими реформами по усилению роли церкви в государственной структуре по замечанию историка П. Г. Рындзюнского, требовались кардинальные изменения в структуре духовенства: «Священники должны были получать соответствующее образование, то есть уметь не только отстаивать религиозные догмы ссылками на писание, но и растолковывать эти догмы по возможности простым языком и понятными примерами. Они должны быть осведомлены о важных политических событиях и государственных мероприятиях, чтобы в своих проповедях разъяснять их значение, повышать авторитет государства и прославлять монарха. Свои личные интересы служители церкви обязывались подчинять интересам государства и свою деятельность расценивать как ответственную государственную службу»5. В Указе Петра Великого говорилось: «. на Сибирскую митрополию возводить мужей не только благочестивых, но вместе и ученых».

Иоанн ощущал в себе талант учителя, наставника и подвижника православия. И это своеобразно сказывалось на его литературной деятельности.

Главной творческой приверженностью Максимовича оказалось стихотворство, хотя он не обходил вниманием написанные прозой проповеди. Он не был столь совмещен со светской властью в своем творчестве, как Феофан Прокопович, но в традициях русского православного официоза ставил в центр творчества личность и деяния царской власти, не забывая при этом о своей пастырской функции. Православные иерархи малороссийского происхождения всеми силами поддерживали реформы Петра, создавая миф о просвещенном монархе, стремясь давать в своих сочинениях и переводах нравоучения властям. Не остался в стороне Иоанн Максимович, переведя «Феатрон нравоучительный» (1703) римского каноника Амвросия Марлиана (первая половина XVII в.), в котором содержались наставления, советы и поучения лицам, имеющим власть. Кроме того, в своем сочинении «Синаксарь» (1709) он прославляет победу Петра в Полтавской битве. В одном из эпизодов писатель говорит о встрече с государем при посещении его Черниговской епархии и молитве за его процветание. Позднее церковные историки в традиционном пастырском благословении увидят пророческое предсказание победы Петра Великого над шведами.

Проправославные пристрастия архиепископа Черниговского, а затем Сибирского митрополита не мешали ему для своих переводов брать протестантские и католические сочинения столпов западноевропейского богословия Амвросия Марлиана, Бенедикта Хефтена, Иеремии Дрекселя, Иоанна Герхарда, создавая в своих переводах достаточно оригинальный стиль, обновляя церковнославянский язык заимствованиями и просторечиями Петровского времени.

В истории литературы сформировалось устойчивое критическое отношение к религиозно-нравоучительным поэтическим изысканиям Максимовича. Поэтика объемных произведений иерарха была перенасыщена художественными тропами, но они должны были, по убеждению поэта, способствовать укреплению христианских чувств. Между тем, для современников и особенно столичных поэтов, выспренность и велеречивость писателя говорили о его плохом вкусе. Даже поэтический пересказ «от святых писаний, из древних речений, на ползу всем чтущим.» житий святых («Алфавит», 1705) вызвал недовольство А. Кантемира, младшего современника И. Максимовича. Вместе с тем в истории формирования религиозного чувства эти сочинения, судя по всему, были достаточно высоко оценены церковными подвижниками. Отбор книг говорил о знании Максимовичем современной ему богословской европейской литературы и умении почувствовать необходимость в конкретных сочинениях. Большой популярностью, например, пользовались «Царский путь Креста Господня» (1709), перевод книги Бенедикта Хефтена (была издана Н. Новиковым в 1784 г., а затем переиздавалась неоднократно), и «Илиотропион» («Подсолнечник») — перевод сочинения с латинского языка немецкого ученого-богослова Иеремия Дрекселя (1581-1638 гг.) , посвященный божественному провидению. Сочинение состоит из пяти книг, каждая часть включает несколько разделов с комментарием о том, как человек должен согласовывать свою волю с волей Божией. Для Иоанна важной была мысль о непостижимости знания воли Господа и необходимости подчиняться во всех жизненных ситуациях. Эта тема вполне кор-релировалась с необходимостью дисциплины, которая так дорога была Петру I, строящему государство нового типа. Вот как это звучит в переводе Иоанна:

Для нашего вразумления Господь попускает даже зло и беды,

По нашим грехам и несчастья наши.

Иногда праведные исправляются злыми.

Восставать на причину бедствия — не значит мешать Божьей воле. Комментируя сказанное, автор опирается на два основания. «Первое: наш успех в христианской жизни зависит от того, как будем мы собственную нашу волю покорять Божьей воле. Чем искреннее будет наша покорность воле Божественной, тем обильнее сделается преуспеяние нашей христианской жизни. Вторая заповедь дополняет первую: «возлюби ближнего твоего, как самого себя (Матф. 22:37-40). В этом то и состоит сообразование воли человеческой с волей Божественной. Чего хочет Бог, того хочу и я; а чего Он не хочет, того и я не хочу. Ничего нет сильнее таковой любви!»

Известно, что в библиотеке Оптиной пустыни существовал особый отдел Черниговских изданий, большую часть которого составляли книги Иоанна Максимовича. Преподобный Амвросий Оптинский наиболее почетных гостей одаривал книгой «Царский путь Креста Господня».

В Черниговский период творчества Иоанн Максимович подчеркивал особенности своего творческого подхода, исходя из православной традиции Средневековья, когда писатель ощущал себя хранителем вечной истины, которую он должен был донести до людей силой дарованного Богом таланта. «Не новое аз пишу, з святых собираю.» — утверждал формулу сочинительства Иоанн Максимович в толковании на молитву «Богородице, Дево, радуйся.» (1707 г.). Эмоциональное и духовное напряжение, которое испытал Иоанн Максимович, будучи на протяжении нескольких лет Сибирским митрополитом (1711-1715), вылилось в появление стихотворного автобиографического повествования о путешествии в Тобольск, названное в контексте топоса дороги «Путник» 1.

В Тобольский период жизни Иоанн Максимович продолжает отстаивать прежние приоритеты, направленные на образование и укрепление православия. Умение защищать православные ценности, которые митрополит получил в бытность свою на Украине, оказалось востребованным в многоконфессиональном сибирском контексте. И здесь было необходимо осознание Иоанном Максимовичем государственного значения христианизации местных народов. Собственно говоря, подобное же соединение церковных и государственных интересов лежало в основе деятельности первого святителя коми-пермяков Стефана Пермского (конец XIV в.).

После смерти Иоанна Тобольского в официальных структурах имя плодовитого писателя, воплощавшего просветительское интеллектуальное начало в церковной жизни, миссионера, заложившего основы влияния русского православия (а значит и Российского государства) на Востоке в важнейшем по человеческим ресурсам регионе — Китае — оказалось в забвении.

Почитание его населением Тобольска не прекращалось, вызывая, как будет видно, даже некоторое недовольство церковных иерархов. Устные легенды о чудодейственной могиле митрополита создавались вплоть до официальной канонизации церковного лидера в 1916 г. Во второй половине XIX в. память об Иоанне Тобольском возрождается, и на протяжении полустолетия окончательно складывается система почитания Сибирского митрополита. Участие Николая Второго в прославлении Иоанна Тобольского позволило современному биографу митрополита образно назвать его «последним царским святым» 8.

Сочинения, созданные об Иоанне Тобольском, опирались на прекрасно разработанные в процессе многовекового существования традиции житийного жанра. Основой для идеализации героя в русской литературе XIX—XX вв. служила агиографическая поэтика, что вызывало у читателя ассоциации высоко-духовного характера, формировало чувства преклонения и любви.

Актуальность исследования обусловлена несколькими факторами. Общепризнанная характеристика русской литературы как православной в аксиологической и онтологической сути предопределяет обращение к произведениям не только классического ряда, но и тех, которые оказываются в неизбежной функциональной связи и поэтике с традиционной древнерусской литературой, реанимируя в поэтике пафос и этикетные приемы житийного жанра. К таковым относятся биографические повествования о митрополите Иоанне Тобольском, созданные начиная с середины XIX — до начала XX в. К настоящему моменту выявлено порядка 7 текстов разной степени подробности, написанных богословами, историками региона в Тобольске, Москве и Киеве. Исходя из теории, предложенной М. В. Вербицкой, эти произведения (по крайней мере, те из них, которые получили окончательную литературную обработку), относятся к «вторичным текстам». Их авторы, отмечает исследователь, «сознательно и последовательно воспроизводят характерные черты лингвостилистической и композиционно-образной организации произведения или произведений». Эта направленность текста на «другое слово, на чужую речь» (термин М. М. Бахтина) имеет различные формы и служит разным целям 9. Понять и оценить создаваемые на протяжении длительного времени нарративы можно при условии обращения к жанру жития, рассматриваемого в качестве эстетической основы. Изучение подобного феномена представляется важным для понимания закономерностей развития словесности, особая эстетика произведений раскрывается с привлечением историко-культурного комментария.

Наличие текстов, относящихся к различным десятилетиям и связанных с различными целеустановками авторов, предоставляет редкую возможность уточнить и конкретизировать этапы формирования биографического повествования, в котором элементы житийной структуры используются с различной степенью интенсивности. Произведения, созданные в связи с почитанием Иоанна Тобольского, коррелируются с общим поиском идеала в русской литературе XIX в. и, следовательно, дают новый ракурс видения общей картины важнейшего национального топоса праведничества.

Подобная постановка проблемы, как представляется — вытекает из типа материала и его слабой изученности. Работ, напрямую связанных с исследованием биографических повествований об Иоанне Максимовиче, выявлению в них граней житийного жанра, феномена формирования метасюжета в связи со становлением биографического мифа, нет. Вместе с тем, для диссертации существенен пласт работ, посвященный житиям русских святых. Этот жанр имеет глубокие исследовательские традиции как в отношении к общечтимым, так и местночтимым святым. Это, в первую очередь, работы В. О. Ключевского, В. П. Адриановой-Перетц, Д. С. Лихачева, В. В. Кускова, И. П. Еремина, Л. А. Дмитриева, Р. П. Дмитриевой, Е. К. Ромодановской. Проблему необходимости изучения исторической подвижности жанра на протяжении многовекового развития литературы еще раз подчеркнул С. С. Аверинцев10.

Столь же полезными, дающими существенный сравнительный материал являются работы, раскрывающие постижение праведничества, выраженного в деяниях проповеднического и учительского толка в русской литературе XIX в. В связи с диссертационными проблемами привлекались произведения о праведниках-проповедниках, учителях, носителях христианского слова в творчестве Н. С. Лескова, Jl. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского. Исследования: конкретного плана сопрягались с работами обобщающего характера, связанными с постижением русского национального характера. Ссылки на данные работы приводятся в соответствующей главе.

Объектом диссертационного исследования является функциональная ориентация текстов об Иоанне Тобольском на традиции жанра жития в контексте манифестации в русской литературе идеи праведничества.

Предмет исследования - способы художественного воплощения житийной традиции в биографических повествованиях об Иоанне Тобольском.

Материалы исследования - корпус текстов, посвящённых идеализации тобольского митрополита Иоанна Максимовича.

Цель диссертационного исследования: аналитически представить концепцию художественной идеализации церковного деятеля конца XVII — XVIII в. Иоанна Тобольского в произведениях XIX — начала XX в. в контексте воззрений времени и обращения к исторической памяти жанра.

Для достижения намеченной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Выявить произведения биографического статуса, посвященные идеализации Иоанна Тобольского в публикациях историко-регионального, богословского, историко-культурного характера.

2. Обозначить пути преемственности и единства житийной традиции, выявить особенности идеализирующего повествования в процессе становления национальной системы святости.

3. Определить этапы формирования метасюжета об Иоанне Тобольском соотносительно с этикетом жанра и в зависимости от концепции топоса праведничества в локально-временных контекстах.

4. Раскрыть особенности литературной природы текстов об Иоанне Тобольском в жанровой и стилистической специфике, выявить их художественную семантику.

5. Исследовать видоизменения жанровой структуры биографи ческих повествований об Иоанне Тобольском для выявления особенностей их поэтики.

6. Рассмотреть контекст идеи праведничества в наиболее репрезентативных текстах русской классической литературы XIX века (II половина).

Новизна и научная значимость работы состоит в привлечении внимания к произведениям, ранее не входившим в исследовательский дискурс, и обосновывающим этнопоэтическое своеобразие русской литературы. Впервые рассматриваются культурно-исторические, политические и творческие факторы появления и жанрового оформления идеализирующих повествований об Иоанне Тобольском. Новая страница вписывается в историю региональной словесности, в обогащение представлений о региональной идентичности. В диссертации устанавливается, каким образом усилиями местных писателей восстановлено значение «трудов и дней» тобольского митрополита с целью насыщения христианско-просветительской семантикой всего урало-сибирского пространства. Выявление репрезентации жанра жития существенно для решения актуального вопроса о значении традиции в национальном литературном процессе, что является одной из тем, активно обсуждаемых современным литературоведением.

В диссертации использованы различные методы научного исследования: метод текстологического исследования древнерусских памятников, разработанный школой Д. С. Лихачева; комплексный филологический подход к источникам, соединенный с историко-культурным аспектом; метод описания поэтики «уподоблений», разработанный А. М. Панченко. Выяснение жанровых аналогий в трактовке образа Иоанна Тобольского потребовало типологического подхода.

Теоретическая и практическая значимость работы заключаются в том, что в научный оборот введен цикл сочинений об Иоанне Тобольском. Впервые данный комплекс рассмотрен как часть общелитературного процесса, что дает возможность дополнить характеристику православного аспекта русской литературы. Выявлены этапы формирования идеально-биографических повествований в связи с репрезентации житийного жанра. Некоторые выводы могут найти применение в практической работе археографов по описанию житийных текстов и в деятельности создателей Базы данных по источникам древнерусской агиографии.

Апробация основных положений работы состоялась в докладах, представленных на международных, всероссийских и региональных научных конференциях. В том числе международных: «Ремезовские чтения: "Провинция в русской культуре"» (Новосибирск, 2005); «Дергачевские чтения "Русская литература: национальное развитие и региональные особенности"» (Екатеринбург, 2004); всероссийских: «Северный регион: экономика и социокультурная динамика» (Ханты-Мансийск, 2000); «Этнокультурные процессы в Сибири, роль этноса: история и современность. Кирилло-Мефодиевские чтения» (Ханты-Мансийск, 2005); региональных: «Традиции славяно-русской словесности в Тюмени» (Тюмень, 2000), а также на заседаниях кафедры фольклора и древнерусской литературы Уральского государственного университета им. А. М. Горького. По теме диссертации имеется 10 публикаций, из которых одна в ведущем рецензируемом научном журнале, определенном ВАК РФ.

Структура и объем диссертации. Диссертационное исследование состоит из Введения, трех глав, Заключения, списка литературы, включающего 238 наименований и Приложения, в котором публикуются малоизвестные тексты второй половины XIX - начала XX в. жизнеописания Иоанна Тобольского.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Шильникова, Татьяна Васильевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Праведничество является одним из доминантных топосов не только литературы Древней Ру си, но и последующих периодов. Вероятным след ствием этого является почти полное отсутствие в русской литературе образов выдающихся злодеев. В центре внимания литературы праведники, ищущие дорогу к благодати, истине, строящие светлое будущее для всего человечества и т.п. Повествование о поиске единственно верного пути к спасению, зародившееся в недрах житийного жанра древнерусской литературы, протягивается до того периода литературы, когда спасение в религиозном плане окажется измененным на нравственный долг, вплоть до самопожертвования во имя классовой солидарности и пр. Инновации в этом аспекте окажутся возможными при ориентации в повествовании на каноны житийного жанра, полно разработанные в Средневековье. Эти каноны, возникшие в недрах христианской литературы, получили в Древней Руси собственное наполнение, стали не только носителями, но и факторами национальной идентичности. Необходимым условием понимания этапов и принципов создания образа Иоанна Тобольского было обращение к традициям жанра жития в древнерусской словесности.

В первой главе были выявлены основные моменты в линии развития национального понимания праведничества, касающиеся свят ителей. Оказалось, что важны, в первую очередь, моменты слияния проповедование христианской веры и защиты интересов Отечества.

Уже в первом русском житии о святых Борисе и Глебе деяния и подвиги мучеников наполняются патриотическим содержанием, князья осознаются защитниками не только княжеского рода, не только целителями физической немощи, но и покровителями русского воинства, спасителями Русской земли. Они появляются в литературных памятниках последующих веков в самые драматические моменты сражений, напоминая русским людям о высоком предназначении человека, которое возникает при забвении собственных интересов и даже собственной жизни во имя духовного спасения, соединенного неразрывно со спасением Родины.

Столь же патриотически-ориентированными оказались жития духовных лиц, ставшие образцами служения как в религиозном, так и в общественном планах. В житиях Феодосия Печерского, Авраамия Смоленского, Сергия Радонежского, Стефана Пермского и ряда других, о которых шла речь в первой главе, выявлены наиболее показательные моменты содержания образов преподобных. В житиях формируются идеальные черты духовного служения. Авторы не следуют при этом одному шаблону, проникают индивидуальные характеристики и эпизоды из жизни святителей. Наиболее постоянными чертами святого преподобнического чина оказываются не только традиционно ценимые кротость, нищелюбие, милосердие, бескорыстие, но и упорство в достижении цели, талант воспитателя и организатора, умение находить общий язык с церковной и светской властью, отстаивание региональных и общерусских интересов. Наиболее полно многогранность канона святительского чина, свойственного христианскому сознанию, выразил писатель конца XIV в. Епифаний Премудрый в плаче пермских людей о Стефане Пермском, назвав его учителем, наставником, вождем, проповедником и «наказателем» (воспитателем), равным апостолам.

В соответствие с этими представлениями, как показал материал первой главы, выстраивается логика жития, отбираются существенные содержательные составляющие. К ним можно отнести не только рождение от благочестивых родителей, но и подробный рассказ о воспитании и образовании святых. Именно в житиях этого типа мы имеем развернутый образ преемничества, передачи знания от учителя - ученику. В текстах создается картина интеллектуальной Руси. В идеале церковными иерархами должны были становиться просвещенные и думающие личности. Вторым моментом было описание деятельности святых по созданию храмов и монастырей как в организаторском, так и в духовном плане. В связи с созиданием духовного пространства жития описывают творческие таланты риторического, и литературного характера, формируя в пространстве жития первые представления о характере и энергии воздействия писательского слова.

В этой же главе отмечен важный факт национального своеобразия отбора житийных событий, а именно - проявление тесной связи церковной и светской власти. На наш взгляд, за этим кроется не только определенная конкуренция властных структур (по мнению ряда исследователей), но и глубокая забота авторов текста о судьбе Русской земли, где именно церкви, обволакивая сетью удаленные территории, должны были способствовать их единению в сознании людей. Не случайно поэтому так часты упоминания в житиях, наряду с определенными противоречиями, эпизоды духовной близости и взаимопомощи разных ветвей власти.

Не менее важным оказывается описание общения пастырей с приходом, где открывается милосердие, кротость и вместе с тем боевой дух иереев в отторжении зла. Государственная обширность, пролонгированный процесс крещения проживающих на новообретенных территориях народов регламентировали миссионерскую грань деятельности иерархов, которая описывается во многих житиях.

В отличие от первохристианских священников, которые погибали мученической смертью, в русской традиции таких эпизодов единицы, но готовность отдать жизнь за веру, стойкость в перенесении клеветы, наветов, доносов, а также беспримерное храброе поведение при угрозах, исходящих от язычников или инаковерующих становятся обязательной проверкой истинной праведности. Доказывая читателю особое расположение Господа к описываемому преподобному чину, писатель обязательно проговаривал дарованные тому пророческие и исцеляющие способности, проявляющиеся как при жизни святителя, так и по его смерти. Непременной заключительной частью текста должно было быть описание происходящих на могиле чудес и явлений святого для спасения нуждающихся в милосердии.

Созданная в данной главе схема преподобнического жития помогает в раскрытии связи текстов, посвященных как Иоанну Тобольскому (2 глава), так и образов классической русской литературы (3 глава) с традициями житийного жанра.

Материалы первой главы оказываются большим подспорьем в понимании произведений, возникших с середины XIX (1848) до первых десятилетий XX в. (1917) и связанных с темой идеализации, а затем канонизации Иоанна Максимовича. Начало формирования образа тобольского митрополита, анализируемого во 2 главе, корнями уходит в сочинения изначально делового предназначения. Это грамоты о поставлении иерея на различные должности, сочинение Ремизова и летопись Черепанова, относящиеся к XVIII в. - времени жизни Иоанна — или написанные непосредственно после его смерти современниками митрополита. Документы, хранящиеся в церковном архиве тобольского Софийского собора, были вполне профессионально использованы первыми биографами святителя. Кроме этого ряд биографических сведений был заимствован авторами из сочинений самого митрополита, где во введении он повествовал о своих годах ученичества. Наконец, удивительным источником, придававшим беллетристичность и энергию жизни тексту оказались легенды о митрополите, ходившие не только в среде тобольских жителей, но и территориально шире. Количество источников и качество их использования в различных текстах варьировалось, произведения наполнялись актуальными идеями времени. Синтезатором, соединявшим эти генетически различные источники, явился жанр жития, в рамках которого отбирались и контаминировались в единое целое нужные сведения.

Изначально пробуждение внимания к личности Иоанна Максимовича вырастало из задач исторического регионоведения. Региональное самосознание, на почве которого вырастает интерес к великому прошлому Тобольска, проявляется в середине XIX в. Иоанн Максимович - ярчайший представитель времени, когда Тобольск имел фактически статус столицы Сибири, был центром огромной епархии, протянувшейся на восток. В XIX в. на фоне растущих на Урале промышленных центров тобольчане обращаются к исторической памяти, дабы напомнить православной России о великих христианских подвижниках, входящих в местные анналы. Однако уже в этом первом тексте историка-краеведа Сулоцкого присутствует житийное начало. В сочинении Н. А. Абрамова, отличающегося от предыдущего текста особой экспрессивностью, важным является не столько описание биографических фактов митрополита Иоанна, сколько возвеличивание христианского начала в характере героя, воспитывая тем самым в читателе благоговейные чувства по отношению к святителю.

А. М. Карпинский в своем повествовании соединил беллетристическое повествование с историко-документальными фактами из жизни митрополита, дополненные своими рассуждениями о достоверности документальных повествований, что придает тексту вид научного исследования. В тексте, приуроченном к 200-летию кончины архипастыря и в связи с подготовкой к его канонизации, П. В. Остроухов максимально приближает текст к каноническому житию, придавая тем самым законченность образу Иоанна Тобольского как святого урало-сибирского региона. Учитывая политическую ситуацию, сложившуюся в начале XX в. - войны, революция, смена государственной власти, сближению двух народов — Российской империи и Малороссии, придавалось особое значение. И неизвестный автор текста, опубликованного в Киевских епархиальных ведомостях, основополагающей функцией в деятельности митрополита Иоанна Максимовича считает выполнение им государственных обязанностей, выражающихся в особом почитании власти, придавая тем самым тексту не только религиозный, но и политический смысл. Ильин в качестве главной составляющей русской идеи выявлял силу «государственного инстинкта, духовной лояльности и христианского терпения, которую русский народ обнаруживал на протяжении всей своей истории» 1

В третьей главе характеризуется пореформенное время, в период которого особенно остро встает национальный вопрос, как никогда востребованной становится личность, в деяниях которой видят выражение идей, настроений, мнений, коррелирующиеся с данной эпохой. В оценке авторов второй половины XIX-начала XX в. именно в личности Иоанна Максимовича преломлялись и сопрягались духовные искания и культурный синтез, он способен был решать не только административные, просветительские и культурологические задачи, но и был носителем новых идеалов; он был своего рода медиатором двух взаимодействующих институтов — светских (государственных) и религиозных (церковных), он был своего рода культурным героем, созидающим новые духовные ценности, необходимые для гармоничного взаимодействия человека с окружающим миром. В основе понятия «культурный герой» находится реальная личность, деятельность которой имеет позитивный смысл для общества и оставляет память о себе не только в народе, но и в конкретном регионе, формируя своего рода «культурный ландшафт» регионального духовного пространства. Идеализация героя, сопряженная с идеализацией его мысли и закрепленная в некоем культурном ритуале, способствует формированию биографического мифа о культурном герое. Закономерным становится появление в русской литературе личности, способной к самопознанию и самосовершенствованию, так как основу литературы составляло утверждение высоких нравственных идеалов, воплощенных в образе главного героя, суть которого состояла в особом внутреннем мире, совестливости, в поиске праведнического пути и милосердии, а не в преклонении перед власть предержащими. В народной среде, где религия и церковь занимали большое место, складывался свой образ праведника, связанный с деятельной святостью, воплощенной в делании добрых дел, совершаемых для Бога, а также для спасения души и приносящие пользу окружающим. Рассматриваемая нами тема праведничества получила достойное развитие в творчестве Н. С. Лескова, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого.

По утверждению Лескова, праведник, пребывающий в тишине, вовсе не бесполезен. Хоть и живет он в стороне от социальных битв, но духом он сильнее остальных, потому что они делают историю. Писатель, создавая свои произведения, очень хорошо помнил эпизод из библейской истории, в которой Господь обещал Аврааму сохранить город, если в нем останется хотя бы десять праведников. Поэтому, интерпретируя библейскую мысль о том, что на праведниках стоит мир, Лесков и создал множество неповторимых типов. Раньше святые праведники существовали лишь в житийной литературе, в которой господствовал канон, заслонявший живой образ героя. Мысль, волновавшая Лескова и Достоевского о возможности воплощения на земле идеала Христа, подвигла их к созданию целой галереи праведников, таких непохожих, но вместе с тем близких по духу. Как и Лескова, Достоевского волновал вопрос: «Как возможно в этом неправедном мире существовать праведнику? Как возлюбить ближнего, когда именно ближних, говорит Иван Карамазов, «невозможно любить, а разве лишь дальних». Потому-то судьба человека, стремящегося ходить по земным дорогам, руководствуясь небесными ориентирами, у Лескова чаще всего трагична. Его герой обречен постоянно сталкиваться с людьми, которые руководствуются чаще всего иными координатами. Трагично складывается жизнь праведника, одаренного ярким талантом и устремленного к какой-то своей звезде. Праведники Достоевского всей своей жизнью утверждали, что только во Христе человек становится и может стать для человека ближним, а вне Христа и без Христа люди друг для друга всегда будут чужими. Толстой же смысл человеческой жизни понимал как постоянное нравственное совершенствование на пути достижения христианской чистоты, ибо через это постижение человеку открывался смысл любви к ближнему, способность отказаться от личного блага в пользу счастья ближнего. Общий поиск пути праведника, волновавший писателей русской литературы второй половины XIX в. соотносится и входит в общий топос праведничества, но вместе с тем, такие писатели как Лесков, Достоевский, Толстой, вводят свое понимание праведничества. Образ Иоанна Тобольского, рассмотренный нами в контексте заявленной темы «Репрезентация древнерусской житийной традиции в биографических повествованиях об Иоанне Тобольском» дает свое понимание, при этом не дублируя, не затмевая поиска праведничества в русской литературе, что отражает разнообразие, всю полноту и глубину национальной словесности.

1 Ильин И. А. О русской идее // Русская идея / Сост. и авт. вступит статьи М. А. Маслин. М., 1992. С. 438.

147

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Шильникова, Татьяна Васильевна, 2009 год

1. Абрамов, Н. А. Иоанн Максимович, митрополит Тобольский и Сибирский / Николай Абрамов // Город Тюмень: Из истории Тобольской епархии / Сост. Ю. М. Мандрика и В. А. Чупин. — Тюмень, 1988. С. 186-196.

2. Карпинский, А. М. Иоанн Максимович, митрополит Тобольский и всея Сибири / А. Карпинский. Тюмень, 1899.

3. Киевские Епархиальные ведомости. — Киев, 1916 г. № 22, 26-28.

4. Остроухов, П. В. Жизнеописание святителя Иоанна / Павел Остроухов. -Б.м., 1915.

5. Сулоцкий, А. И. Дополнения к биографии митрополита Тобольского Иоанна Максимовича / Александр Сулоцкий. — В 2-х т. Тюмень, 2000. -Т. 2.-С. 124-144.

6. Сулоцкий, А. И. Жизнь Иоанна Максимовича, митрополита Тобольского и всея Сибири / Александр Сулоцкий. — Тобольск, 1853. 11 с.

7. Титов, А. А. Митрополит Иоанн Максимович / А. Титов. Ростов, 1885. - С. 589-592.1. Исследования:

8. Адрианова-Перетц, В. П. Очерки поэтического стиля Древней Руси / Варвара Адрианова-Перетц. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1947. - 188 с.

9. Адрианова-Перетц, В. П. О реалистических тенденциях в древнерусской литературе (11-15 вв.) / Варвара Адрианова-Перетц. ТОДРЛ. — Т. 16.-М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1958. — С. 5-35.

10. Адрианова-Перетц, В. П. Древнерусская литература и фольклор / Варвара Адрианова-Перетц. 2-е изд., с изм. - Л.: Наука, 1974. - 172 с.

11. Адрианова-Перетц, В. П. Задачи изучения агиографического стиля Древней Руси / Варвара Адрианова-Перетц. ТОДРЛ. - Т. 20; отв. ред. Д. С. Лихачев. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1964. - С. 41-72.

12. Азбелев, С. Н. О художественном методе древнерусской литературы / // Русская литература. 1959. - № 4. - С 9-22.

13. Азбелев, С. Н. Реализм и древнерусская литература // Русская литература.- 1963.-№ 1.-С 45-78.

14. Алексеев, А. И. К характеристике русских архиереев в первой половине XVIII века / А. И. Алексеев // Исторический вестник. № 5/6. - С. 277280.

15. Аннинский, Л.А. Несломленный. Повесть о Лескове / Лев Аннинский. -М.: Книга, 1988. С. 229-351.

16. Аннинский, Л. А. Блажные и блаженные Николая Лескова // Вопросы литературы. 1988. - № 7. - С. 189-198.

17. Апостолов, Н. Н. Живой Толстой: Жизнь Льва Николаевича Толстого в воспоминаниях и переписке: в 5 т. / Николай Апостолов- Л.: Лениздат, 1995.- 686 с.

18. Артемьева, Т. В. От славного прошлого к светлому будущему: Философия истории и утопии в России эпохи Просвещения / Т. В. Артемьева. — СПб.: Алетейя, 2005. 496 с.

19. Архиепископ Филарет (Гумилевский). Историко-статистическое описание Черниговской епархии / Димитрий Гумилевский, архиепископ. — Чернигов, 1874. Ч. 3. - С. 24.

20. Афонин, Л. Н. Слово о Лескове / Леонид Афонин. — Курск, 1977. — С. 3— 11.

21. Ахиезер, А. С. Между циклами мышления и циклами истории // Общественные науки и современность. — 2002. № 3. — С. 122-132.

22. Бахрушин, С. В. Снаряжение русских промышленников в Сибири в XVII веке / С. В. Бахрушин // Исторический памятник русского арктического мореплавания XVII века. Л.; М.: 1951. - С. 86-92.

23. Бахтин, М. М. Проблемы творчества и поэтики Достоевского / Михаил Бахтин. 5-е изд., с изм. - Киев: Советский писатель, 1994. - 509 с.

24. Бельчиков, Ю. А. Человек живет словами . (К 160-летию со дня рождения Н. С. Лескова) // Русский язык в школе. 1990. - № 6. - С. 48-55.

25. Богданов, В. Н. С. Лесков в русской литературе / В мире Лескова: сб. ст. / сост. В. А. Михнюкевич. -М., 1983. С.8-58.

26. Булгаков, С. Н. Православие.Очерки учения православной церкви / Сергей Булгаков. 3-е изд. - Paris: Ymca-Press, 1964. — 480 с.

27. Буслаев, Ф. И. Древнерусская литература и православное искусство / Федор Буслаев. СПб.: Лига Плюс, 2001. - 352 с.

28. Вагнер, Г. К. Канон и стиль в древнерусском искусстве / Георгий Вагнер. М.: Искусство, 1987. - 288 с.

29. Васильев, В. П. История канонизации русских святых / Василий Васильев. -М., 1893.

30. Вербицкая, М. В. К обоснованию теории «вторичных текстов» // Филологические науки. 1989. - № 1. - С. 30-35.

31. Верещагин, Е. М. Христианская книжность Древней Руси / Евгений Верещагин. М.: Наука, 1996. - 208 с.

32. Видуэцкая, И. П. Достоевский и Лесков // Русская литература. 1975. — №4.-С. 127-137.

33. Видуэцкая, И. П. Об атмосфере художественного мира Лескова // Русская словесность. 1995. — № 6. - С. 25-29.

34. Видуэцкая, И. П. Творчество Лескова в контексте русской литературы XIX века // Вопросы литературы. 1981. - № 2. - С. 148-213.

35. Видуэцкая, И. П. Толстой и Лесков. Нравственно-философские искания (1880—1890-е годы) / И. П. Видуэцкая // Толстой и литература народов СССР.-Ереван, 1978.-С. 145-161.

36. Виноградов, В. В. Достоевский и Лесков (70-е годы) // Русская литература. 1961. -№ 1. - С. 63-85.

37. Виноградов, В. В. Достоевский и Лесков (70-е годы) // Русская литература. 1961. -№ 2. - С. 65-97.

38. Виролайнен, М. Н. Речь и молчание. Сюжеты и мифы русской словесности / Марина Виролайнен. СПб.: Амфора, 2003. - 503 с.

39. Водовозов, Н. В. История древнерусской литературы / Николай Водовозов. -М.: Просвещение, 1972. 383 с.

40. Волгин, И. Л. Последний год Достоевского / Игорь Волгин. 2-е изд., с изм. — М.: Советский писатель, 1991. - 544 с.

41. Волков, В. М. Из истории духовного просвещения и духовной школы в Сибири. Тобольская епархия. / В. Волков. — Машинопись. ТДС. — Тобольск, 1993.

42. Волков, С. Диалоги с Иосифом Бродским / Соломон Волков. — М.: Независимая газета, 2000. — 325 с.

43. Волынский, А. Л. Н. С. Лесков // Северный вестник 1897. - № 2.

44. Восторгов, И., прот. Тобольские торжества / Иван Восторгов // Прибавления к Церковным ведомостям. — 1916. — № 28. С. 687-688.

45. Восторгов, И. И., протоиерей. Тобольские торжества / Иван Восторгов. -М, 1916. — С. 17.

46. Выжленцова, Н. Е. Святость как первооснова древнерусской духовности / Н. Е. Выжленцова // Вестник Новгородского гос. университета им. Ярослава Мудрого. Серия: Гуманитарные науки. Новгород, 2001. — № 18.-С. 61-64.

47. Вышегородцев, В. И. Нил Сорский и Иосиф Волоцкий / В. И. Вышего-родцев // Великие духовные пастыри России / под ред. А. Ф. Киселева. — М.: Владос, 1999. С. 254-305.

48. Голубинский, Е. История канонизации святых в русской церкви / Евгений Голубинский. — 2-е изд., с изм. М.: Общ-во истории и древностей рос. при Моск. ун-те, 1903. — 279 с.

49. Гординенко, Н. С. Православные святые: кто они? / Николай Гординен-ко. Д.: Наука, 1979. - 270 с.

50. Горелов, А. А. Н. С. Лесков и народная культура / Ал. Горелов. — Д.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1988. — 296 с.

51. Горелов, А. А. Лесков и русская литература / Ал. Горелов. М., 1988. — С. 39-62.

52. Горелов, А. А. Лесков: демократические начала творчества // Русская литература. 1981. - № 1. - С. 32-56.

53. Горелов, А. А. Путь Николая Лескова / Ал. Горелов. М.; Л., 1966. - С. 5-24.

54. Горелов, А. А. Соединяя времена / Ал. Горелов. М.: Наука, 1978. - С. 23-60.

55. Грихин, В. А. Древнерусские княжеские жития // Русская речь. — 1980. -№2.-С. 106-110.

56. Грихин, В. А. Проблемы стиля древнерусской агиографии XIV XV вв. / В. А. Грихин. - М.: Изд-во Московского ун-та, 1974. - 234 с.

57. Гуминский, В. М. Лесков: тайна народной жизни // Литературная учеба. 1981. -№ 3. — С. 164-174.

58. Гунн, Г. П. «Очарованная Русь» Николая Лескова / Генрих Гунн. — М.: Искусство, 1990. С. 6-45.

59. Гуревич, А. Я. Категории средневековой культуры / Арон Гуревич. -М.: Искусство, 1972. 318 с.

60. Два письма Н. С. Лескова // Русская речь. 1991. - № 1.

61. Демин, А. С. О художественности древнерусской литературы. Очерки древнерусского мировидения от Повести временных лет до Аввакума / А. Демин. М.: Языки русской культуры, 1998. — 56-73.

62. Дмитриев, JI. А. Житийные повести Русского Севера как памятники литературы XIII-XVII вв. / Лев Дмитриев. Л.: Наука, 1973. - С. 154-155.

63. Доброклонский, А. П. Руководство по истории Русской Церкви: учебник. / Александр Доброклонский. — переизд. М.: Крутицкое Патриаршее подворье, 1999. - 582 с.

64. Духовный регламент. СПб, 1820. - 239 с.

65. Дунаев, М. М. Вера в горниле сомнений: Православие и русская литература в XVII-XX вв. / Михаил Дунаев. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2003. - 1056 с.

66. Дыханова, Б. С. В поисках своего слова (Из наблюдений над стилем Н.Лескова) // Вопросы литературы. 1981. - № 2. - С. 189-212.

67. Егоров, Б. Ф. Очерки по истории русской культуры / Борис Егоров. — М.: Языки культуры, 1996. Т. 5.- С. 104-166.

68. Ельникова, О. Е. Формирование публицистического стиля в древнерусской литературе на примере «Жития преподобного Феодосия Печерско-го» // Вестник ВГУ. Серия: Филология, журналистика. 2008, № 2. —1. С. 193-196.

69. Еремин, И. П. Киевская летопись как памятник литературы / И. Еремин. Литература Древней Руси. (Этюды и характеристики). М.; Л., 1966. — С. 98-131.

70. Еремин, И. П. Лекции по древней русской литературе: Учебник. / Игорь Еремин. —2-е изд., с изм. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1968.-207 с.

71. Еремин, И. П. Литература Древней Руси: Этюды и характеристики / Игорь Еремин. -М.; Л., 1966. С. 245-262.

72. Есаулов, И. А. Пасхальность русской словесности / Иван Есаулов. М.: Круг, 2004. - 560 с.

73. Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков. -М., 1908. Июнь. С. 67.

74. Жития в русской литературе XI начала XIII века / В. П. Адрианова-Перетц и др.; История русской литературы: в 10 т. - М.; JL: Изд-во АН СССР, 1941-1956. - Т. 1: Литература XI - нач. XIII в. - 404 с.

75. Заступник Православной Сибири. Житие и чудеса святителя Иоанна Тобольского // Иркутские епархиальные ведомости. 1863. - № 9. -С. 23-25.

76. Зеньковский, В. Проблема красоты в миросозерцании Достоевского / В. Зеньковский // Путь. Париж, 1933. - № 37.

77. Иконникова, С. Н. История культурологических теорий / Светлана Иконникова: учеб. пособие. 2-е изд, с изм. - СПб.: Питер, 2005. - 474 е.: ил.

78. Истрин, В. М. Очерк истории древнерусской литературы домосковского периода (XII—XIII вв.). : учеб. пособие для студ. филол. специальностей вузов / Под ред. О. В. Никитина. М.: Изд. центр «Академия». 2003. 384 с. : ил.

79. Исцеление по молитвам святителя Иоанна (Максимовича), митрополита Сибирского и Тобольского // Тобольские епархиальные ведомости. Отдел неофициальный. 1915. - № 19. - С. 271-272.

80. Кадлубовский, А. П. Очерки по истории древнерусских литературных житий святых / Арсений Кадлубовский. Варшава: Изд-во «Рус. Филол. Вести», 1902.-С. ИЗ.

81. Карсавин, Л. П. Монашество в средние века / Лев Карсавин. М.: МГУ, 1996.-411 с.

82. Карсавин, Л. П. Основы средневековой религиозности в XII—XIII веках / Лев Карсавин. СПб.: РАН, 1995. - Т. 2. - С. 25-27.

83. Карташев, А. В. Очерки по истории русской церкви / Антон Карташев. -Собр. соч.: в 2-х т. -М.: Эксмо, 2006. Т. 1.-847 с.

84. Карташев, А. В. Очерки по истории русской церкви / Антон Карташев. — Собр. соч.: в 2-х т. М.: Эксмо, 2006. - Т. 2. - 815 с.

85. Кедров, К. Фольклорно-мифологические мотивы в творчестве Н. С. Лескова / К. Кедров // В мире Лескова: сб. науч. ст.; сост. В. А. Богданов -М., 1983.-С. 58-74.

86. Кирпотин, В. Я. Мир Достоевского: этюды и исследования / Валерий Кирпотин. М.: Советский писатель, 1980. - 375 с.

87. Клибанов, А. И. Духовная культура средневековой Руси / Александр Клибанов. М.: Аспект Пресс, 1996. - 366 с.

88. Ключевский, В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник / Василий Ключевский. -М.: Наука, 1988. — 512 с.

89. Ключевский, В.О. Православие в России / Василий Ключевский. — М.: Мысль, 2000.-621 с.

90. Колесов, В. В. Древняя Русь: наследие в слове / Владимир Колесов. Собр. соч.: в 5 кн. Кн. 2. Добро и зло. СПб.: Филол. фак-т СПбГУ, 2001.-304 с.

91. Колесов, В. В. Древняя Русь: наследие в слове / Владимир Колесов. Собр. соч.: в 5 кн. Кн. 1. Мир человека. — СПб.: Филол. фак-т СПбГУ, 2000. 326 с.

92. Колесов, В. В. Древняя Русь: наследие в слове / Владимир Колесов. Собр. соч.: в 5 кн. Кн. 3. Бытие и быт. СПб.: СПб.: Филол. фак-т СПбГУ, 2004 (а). - 400 с.

93. Колесов, В.В. Мир человека в слове Древней Руси / Владимир Колесов. Л.: Издательство ЛГУ, 1986. - 312 с.

94. Кологривов, Иоанн, иеромонах. Очерки русской святости / Иоанн Ко-логривов. — Брюссель, 1961.

95. Колымагин, Б. Русские святые // Сельская молодежь. 1993. - № 9. - С. 10-12.

96. Коновалова, О. Ф. К вопросу о литературной позиции писателя конца XIV в. //ТОДРЛ. -М.; Л., 1958.-Т. 14.-С. 208.

97. Концевич, И. М. Стяжание духа святого в путях Древней Руси / Иван Концевич. М.: Алгоритм, 2007. - С. 52.

98. Конышев, Е. М. Творчество Н. С. Лескова / Е. М.Конышев: межвузовский сб. научных трудов Курск, 1988. - С. 124-133.

99. Котельников, В. А. Оптина пустынь и русская литература // Русская литература. 1989. - № 1. - С. 59-66.

100. Котельников, В. А. Православные подвижники и русская литература на пути к Оптиной / Владимир Котельников. М.: Прогресс- Плеяда, 2002. -384 с.

101. Кузнецова, Т. Н. Автор и читатель житий (К кому обращались в своих произведениях Епифаний Премудрый и Пахомий Логофет) // Русская речь. 2000. - № 5. - С. 93-97.

102. Кусков, В. В. История древнерусской литературы: учебник. / Владимир Кусков. 6-е изд., с изм. - М.: Высшая школа, 1998. - 336 с.

103. Кусков, В. В. Эстетика идеальной жизни: Избранные труды / Владимир Кусков. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2000. - 319 с.

104. Кучмаева, И. К. Русская святость и русская культура / И. К. Кучмаева // Агиологическое древо русской культуры: сб. докладов и сообщений участников конференции. М., 2000. - С. 9-18.

105. Лазаренко, Е. Тема Бога в Творчестве Н. С. Лескова // Литература. -1997. -№42. -С. 2-3.

106. Лесков, Н.С. Собрание сочинений: в 12т./ Н.С.Лесков. М.: Правда, 1989.-Т. 2-416 с.

107. Лесков, Н. С. Собрание сочинений: в 11 т. / Н. С. Лесков. М.: Гослитиздат, 1956-1958.-Т. I. - С.263-386.

108. Лесючевский В. И. Вышгородский культ Бориса и Глеба в памятниках искусства / В. И. Лесючевский // Сов. археология. М., 1946. Т. 8. — С. 225-249.

109. Либан, Н. И. Из спецкурса «Творчество Н.С.Лескова» // Русская словесность. 1995. - № 6. - С. 17-22.

110. Лики святых. Пророки. Апостолы. Мученики. Святители. Преподобные. Бессребреники. Блаженные. Праведные. — М.: 1999. 32 с.

111. Лихачев, Д. С. Литература — реальность литература: Текст. / Дмитрий Лихачев. - Л.: Советский писатель, Ленингр. отд-ние, 1981.-215 с.

112. Лихачев, Д. С. Введение к чтению памятников древнерусской литературы Текст. / Дмитрий Лихачев. М.: Рус. путь, 2004. - 337 с.

113. Лихачев, Д. С. Историческая поэтика русской литературы. Смех как мировоззрение Текст. / Дмитрий Лихачев. СПб.: Logos. - 1999. - 606 с.

114. Лихачев, Д. С. Поэтика древнерусской литературы Текст. / Дмитрий Лихачев. Л.: Наука, 1971. - 414 с.

115. Лихачев, Д. С. Человек в литературе Древней Руси Текст. / Дмитрий Лихачев. -М.; Л.: Наука, 1958.-247 с.

116. Лихачев, Д. С. Некоторые вопросы идеологии феодалов в литературе XI-XII веков // ТОДРЛ. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1964. Т. 10. С. 76-91.

117. Лопарев, Хр. Византийские жития святых VIII-IX веков. Византийский временник / Хр. Лопарев. СПб.: 1911- Т. XVII. Вып. 1-4. - С. - 15.

118. Лосский, Н. О. Миропонимание Достоевского / Николай Лосский // Бог и мировое зло. М.: Республика. - 1994. — С. 83-250.

119. Лосский, Н. О. Характер русского народа / Николай Лосский. М.: Ключ, 1990 (репринтное издание, Посев, 1957). — С. 5-6.

120. Лотман, Ю. М. История и типология русской культуры / Юрий Лотман. СПб.: Искусство, 2002. - 768 с.

121. Лужановский, А. В. Документальность повествования жанровый признак рассказов Н. С. Лескова // Русская литература. — 1980. - № 4. —1. С. 144-151.

122. Лужановский, А. В. Сюжет рассказа «Очарованный странник» // Новое о Лескове / А. В. Лужановский. М., Йошкар-Ола, 1998. - С. 82-91.

123. Макарий, (Веретенников П. И.) Русская святость в истории, иконе и словесности. Очерки русской агиографии. — М.: Отчий дом, 1996. — 122 с.

124. Материалы к прославлению святых мощей святителя Иоанна, митрополита Тобольского и всея Сибири // Русский паломник. 1916. - № 25. -С. 370-372; С. 422-424.

125. Минеева, С. В. Истоки и традиции русского агиографического жанра / С. В. Минеева// Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. -2000.-№ 1.-С. 20-31.

126. Новое время. 1915. № 14211.-С. 4.

127. Новое время. 1915. № 14231.-С. 4.

128. О причтении к лику святых митрополита Иоанна Тобольского / Новое время. 1915. № 142. - С. 4.

129. О языке Н. С. Лескова // Русский язык. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». 1997. - № 24 (96). - С. 5-12.

130. Омельницкий, М. П. Концепция святости на пересечении христианского создания и традиционной мифологии / М. П. Омельницкий // Социальная антропология на пороге XXI в.: тезисы и материалы конференции. — М., 1997.-С. 393-395.

131. Ордовский-Танаевский, Н. А. Воспоминания / Николай Ордовский-Танаевский. -М., СПб, 1993. 574 с.

132. Орлов, А. С. Об особенностях формы русских воинских повестей (кончая XVII в.) / А. С. Орлов. ЧОИДР. - М., 1902. - Кн. 4. - С. 1-50.

133. Панченко, А. М. О русской истории и культуре / Александр Панченко. СПб.: Азбука, 2000. - 464 с.

134. Пекарский, П. П. Наука и литература в России при Петре Великом / Петр Пекарский. СПб.: Общественная польза, 1862. - В 2-х т. — Т. 1. -578 с.

135. Пиккио, Р. Древнерусская литература / Р. Пиккио. М.: Языки славянской культуры, 2002. — 352 с.

136. Платонов, О. А. Терновый венец России. Николай II в секретной переписке / Олег Платонов. — М.: Институт русской цивилизации, 2002. — 436 с.

137. Подготовление к празднованию 200-летия со Дня кончины митрополита Иоанна (Максимовича) // Тобольские епархиальные ведомости. Отдел официальный. 1913. -№ 24. - С. 463-466.

138. Полторацкий, Н. П. Русская религиозная философия // Вопросы философии. 1992. - № 2. - С. 126-140.

139. Поселянин, Е. Н. Русская Церковь и русские подвижники XVIII века / Евгений Поселянин. — СПб., 1905. С. 155.

140. Потебня, А. А. Символ и миф в народной культуре / Александр Потеб-ня. Сост. и подг. текстов, ст. коммент. A. JL Топоркова. - М.: Лабиринт-МП, 2000. - С. - 249-260.

141. Прокофьев, Н. И. О мировоззрении русского средневековья и системы жанров русской литературы XI-XVI вв. / Николай Прокофьев // Литература Древней Руси: сб. науч. трудов. М., 1975. - Вып. 1. - С. 5-24.

142. Пульхритудова, Е. М. В мире Лескова / Е. Пульхритудова. М., 1983. — С. 149-186.

143. Пульхритудова, Е. М. Достоевский и Лесков (К истории творческих взаимоотношений) / Е.Пульхритудова / Достоевский и русские писатели. Традиции. Новаторство. Мастерство. — М.: Эксмо-Пресс, 1971. — С. 87-139.

144. Раев, Марк. Георгий Флоровекий: священнослужитель, богослов, философ / Марк Раев. М., 1993. - С. 241-298.

145. Религия и церковь в Сибири: сб. науч. ст. и документальных материалов. Выпуск 16: Святитель Иоанн (Максимович), митрополит Тобольский и всея Сибири (1651—1715), отв. ред. А.В. Чернышев. Тюмень: МИ «РУТРА», 2002. - 135 е.: ил.

146. Розанов, В. В. Мысли о литературе / Василий Розанов. — М.: Искусство, 1989.-С. 41-157.

147. Россейкин, Ф. К жизнеописанию святителя Иоанна Тобольского / Ф. Россейкин // Богословский вестник. 1916. - № 9. — С. 143.

148. Румянцев, А. Б. Н. С. Лесков и русская православная церковь // Русская литература. СПб, 1995. - № 1. - С. 212-217.

149. Русская литература XIX века и христианство / Под ред. В. И. Кулешова. М.: Изд-во МГУ, 1997. - 384 с.

150. Русская словесность в мировом культурном контексте: избранные доклады и тезисы II Международного симпозиума, Москва, 15.12.200618.12.2006 гг./ Фонд Достоевского; под общ. ред. И. Л. Волгина. Москва: Фонд Достоевского, 2008. - 614 с.

151. Русское слово. 1915. №227.-С. 113-117.

152. Русское слово. 1915. №227.-С. 41-71.

153. Русское слово. 1915. № 227. - С. 5.

154. Русское слово. 1915. № 227. - С. 230.

155. Сараскина, Л. И. Достоевский в созвучиях и притяжениях (от Пушкина до Солженицына) / Л. Сараскина. — М.: Русский путь, 2006. 605 с.

156. Селезнев, Ю. И. Достоевский / Юрий Селезнев. — М.: Молодая гвардия, 1985. 543 с.

157. Серебрянский, Н. И. Древнерусские княжеские жития. Обзор редакций и тексты / Николай Серебрянский. М., 1915. — 328 с.

158. Сидоров, А. И. У истоков культуры святости / Алексей Сидоров. — М.: Паломникъ, 2002. 165 с.

159. Смолич, И. К. История Русской Церкви. 1700-1917 / Игорь Смолич. -М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1996. Ч. 1. -384 с.

160. Соболева, JI. С. «Жития Стефана Пермского» Епифания Премудрого в историко-политическом контексте эпохи / Л. С. Соболева // Уральский археографический альманах. Екатеринбург, 2005. - С. 6-41.

161. Соколов, Б. В. Расшифрованный Достоевский / Борис Соколов. — М.: Эксмо, 2007.-512 с.

162. Соловьев, Вл. Собрание сочинений: в 9 т. / Вл. Соловьев. СПб.: Общественная польза, 1901-1907 гг. - Т. 5. - С. 484.

163. Старыгина, Н. Н. Живой дух веры: Рассказы Лескова о праведниках // Литература. 1996. - № 2. - С. 10-11.

164. Старыгина, Н. Н. История русской литературы II половины XIX века: Практикум.; под ред. Н. Н. Старыгиной. М., 1998. - С. 215-229.

165. Старыгина, Н. Н. Образы «светских праведниц» в романах И. А. Гончарова и И. С. Лескова / И. Н. Старыгина. М., Йошкар-Ола, 1998. — С. 52-63.

166. Степанян, К. Сознать и сказать. «Реализм в высшем смысле» как творческий метод Ф. М. Достоевского / К. Степанян. — М., 2005. 508 с.

167. Столярова, И. В. В поисках идеала: творчество Н. С. Лескова / Ирина Столярова. Л.: ОГУ, 1978. - 231 с.

168. Столярова, И. В. Лесков и Россия / И. В. Столярова / Лесков И. С. Собрание сочинений: в 30 т. М., 1996. - Т. 1. - С. 7-100.

169. Струве, П. В. Н. С. Лесков / Петр Струве // Русская литература — СПб, 1992. -№3.- С. 97-100.

170. Тарасов, А. Б. Духовный путь Льва Толстого / Андрей Тарасов // Глагол, 2001.-Ч. 1. — № 6.

171. Тарасов, А. Б. Праведники Толстого / Андрей Тарасов // Глагол, 2001. — Ч. 2.-№7.

172. Тарасов, А. Б. Что есть истина? Праведники Льва Толстого / Андрей Тарасов. -М.: Языки славянской культуры, 2001. 176 с.

173. Татищев, В. Н. История Российская / В. Н. Татищев: в 3-х т. М.: ACT, 2005.-Т. 3.-864 с.

174. Тахиаос А.-Э. Н. Святые братья Кирилл и Мефодий, просветители славян / Антоний Тахиаос. — Сергиев Посад, 2005. 391 е.: ил.

175. Текстология Текст.: на материале рус. лит. X-XVII веков / Рос. Акад. наук, Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). 3-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Алетейя, 2001.-759 с.

176. Тиме, Г. А. Два лика «русской идеи» (Достоевский и Л.Толстой в «Закате Европы» О.Шпенглера) / Г. А. Тиме // Достоевский. Материалы и исследования. Изд-е ИР ЛИ (Пушкинский Дом) РАН. М., 2000. - Т. 16. -С. 288-303.

177. Тобольские епархиальные ведомости. Отдел неофициальный. 1916. — №35.- С. 738-739.

178. Тобольские епархиальные ведомости. Отдел неофициальный. 1916. — № 14.-С. 304-306.

179. Тобольские епархиальные ведомости. Отдел официальный. 1914. — №31.-С. 423-424.

180. Тобольские епархиальные ведомости. Отдел официальный. — 1915. — №8.-С. 215-216.

181. Толстая, А. Л. Отец. Жизнь Льва Толстого / Александра Толстая. — М.: Книга, 1989. В 2-х т. — 503 с.

182. Толстой, Л. Н. Путь жизни / Лев Толстой. — сост. и коммент. А. Н. Ни-колюкина. -М.: Высш. Книга, 1993. 527 с.

183. Топорков, А. Л. Теория мифа в русской филологической науке XIX века / Андрей Топорков. — ЪЛ.: Индрик, 1997. С. 393-396.

184. Топоров, В. Н. Святость и Святые в русской духовной культуре / Владимир Топоров: в 2-х т. — 3VI.: «Гнозис» Школа «Языки русской культуры», 1995.-Т. 1. - 875 с.

185. Топоров, В. Н. Святость и Святые в русской духовной культуре / Владимир Топоров: в 2-х т. М.: «Гнозис» — Школа «Языки русской культуры», 1998. Т. 2. - 864 с.

186. Троицкий, В. Ю. Высшая цель жизни. Духовные начала в творчестве Н.С.Лескова / В. Ю. Троицкий / Домострой. 1991. - № 48. - С. 12-13.

187. Троицкий, В. Ю. Духовный и зримый идеал женщины у Лескова // Литература в школе. — 1991. — № 2. — С. 8—13.

188. Труно, Д. Миф как экстраконцепция (формальное определение мифа) / Д.Трунов // Формирование гуманитарной среды: внеучебная работа в вузе, техникуме, школе. Материалы научно-практической конференции. -Пермь: Изд-во ПГТУ, 2000. Т. 1. - С. 119-122.

189. Фаресов, А. И. Против течений: Н. С. Лесков. Его жизнь, сочинения, полемика и воспоминания о нем / А. И. Фаресов. — СПб, 1904. 412 с.

190. Федотов, Г. П. Собрание сочинений: в 12 т. / Г. П. Федотов. Святые Древней Руси. М.: Мартис, 2000. - Т. 8. - 267 с.

191. Федотов, Г. П. Собрание сочинений: в 12 т. / Георгий Федотов. Русская религиозность. Христианство Киевской Руси. X—XIII в.в / — М.: Мартис, 2001.-Т. 10, Ч. I. -382 с.

192. Флоренский, П. А. Христианство и культура / Павел Флоренский. — вступ. ст. и примеч. А. С. Филоненко. — М.: ООО «Изд-во ACT», 2001. — 672 с.

193. Флоровский, Г. В. О Достоевском / Георгий Флоровский. М.: Книга, 1990.-С. 386-352.

194. Флоровский, Г. В. Пути русского богословия / Георгий Флоровский. — Вильнюс, 2006. 608 с.

195. Фомин, С. В. Последний царский святой / Сергей Фомин. СПб.: Общество Святителя Василия Великого, 2003. — 702 с.

196. Франк, С. Л. О Достоевском / Семен Франк. М.: Книга, 1990. - С. 391— 397.

197. Фудель, С. И. Русское зарубежье в год тысячелетия крещения Руси / Сергей Фудель.-М., 1991.-С. 377-387.

198. Фудель, С. И. Собрание сочинений: в 3 т. / С. Фудель; сост. и коммент. Прот. Н. В. Балашов, JI. И. Сараскина. М.: Русский путь, 2005.

199. Хализев, В. В мире Лескова / В. Хализев, О. Майорова. -М., 1983. С. 196-233.

200. Харлампович, К. В. Малороссийское влияние на великорусскую церковную жизнь / К. Харлампович. Казань, 1914. — С. 302.

201. Черепнин, Л. В. Исторические взгляды классиков русской литературы / Лев Черепнин. М.: Мысль, 1968. - С. 217-245.

202. Шумихина, Л. А. Генезис русской духовности / Л. А. Шумихина // Известия УрГУ. Екатеринбург, 1998. - С. 216-219.

203. Щенников, Г. К. История русской литературы XIX века / Гурий Щенни-ков: учебник. М.: Высш. шк., 2005. - С. 125-139.

204. Щенников, Г. К. Художественное мышление Ф. М. Достоевского: учеб-но-метод. пособие / Гурий Щенников. Свердловск, Средне-Уральское книжн. изд-во, 1978. - 176 с.

205. Эйхенбаум, Б. М. О прозе / Борис Эйхенбаум. — Л.: Сов. писатель, 1969. С. 327-346.

206. Юдин, А. В. Русская народная духовная культура: учебно-метод. пособие / Алексей Юдин. — М.: Высш. шк.,1999. — 331 с.

207. Юрганов, А. Л. Категории русской средневековой культуры / Андрей Юрганов. М.: МИРОС, 1998. - 448 с.

208. Яхонтов, И. П. Жития святых северно-русских подвижников Поморского края как исторический источник / Иван Яхонтов. — Казань, 1881. -355 с.1. Справочная литература:

209. Аверинцев, С. С. Архетипы / С.С.Аверинцев // Мифы народов мира. Энциклопедия. М., 1980. - Т. 1. - С. 110-111.

210. Андреев, А. И. Черепановекая летопись // Ист. записки. Изд-во АН СССР. 1942, № 13. С. 308-323.

211. Василенко, J1. И. Краткий религиозно-философский словарь / JI. И. Василенко. М.: Истина и Жизнь, 2000. - 256 с.

212. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4-х т. / В. И. Даль; под ред. И. А. Бодуэна де Куртенэ. Т. 1. А-3. М.: Цитадель, 1998.-944 с.

213. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4-х т. / В. И. Даль; под ред. И. А. Бодуэна де Куртенэ. Т. 2. В-О. М.: Цитадель, 1998.-1024 с.

214. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4-х т. /

215. В. И. Даль; под ред. И. А. Бодуэна де Куртенэ. Т.З. П-Р. М.: Цитадель, -1998.-896 с.

216. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4-х т. / В. И. Даль; под ред. И. А. Бодуэна де Куртенэ. Т. IV., С-Я. М.: Цитадель, 1998.-832 с.

217. Живов, В. М. Святость. Краткий словарь агиографических терминов / В. М. Живов. М.: Гнозис , 1994. 112 с.

218. Майер, Ф. Библейская энциклопедия Брокгауза / Ф. Майер — СПб., 2003. -984 с.

219. Мень, А. В. Библиологический словарь в 3-х т./ А. В. Мень М., 2002. -Т. 3.-528 е.: ил.

220. Мифология. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. Мелетин-ский Е. М., 4-е изд. М.: Большая Российская Энциклопедия, 1998. -736 с.

221. Николаев, С. И. Словарь русских писателей XVIII в. / С. И. Николаев. -СПб.: Наука, 1999. Вып. 2. С. 266-267.

222. Скляревская, Г. Н. Словарь православной церковной культуры / Г. Н. Скляревская. М.: ACT, 2008. - 447 с.

223. Степанов, Ю. С. Константы: Словарь русской культуры / Ю. С. Степанов. — М.: Академический проект, 2001. — 990 с.

224. Христианство. Энциклопедический словарь: в 3 т. Т. I. А-К / ред. кол. С. С. Аверинцев (гл. ред.) и др. М.: Большая Российская Энциклопедия, 1995.-671 с.

225. Христианство. Энциклопедический словарь: в 3 т. Т. И. J1-C / ред. кол. С. С. Аверинцев (гл. ред.) и др. М.: Большая Российская Энциклопедия, 1995.-671 с.

226. Христианство. Энциклопедический словарь: в 3 т. Т. III. Т-Я / ред. кол. С. С. Аверинцев (гл. ред.) и др. М.: Большая Российская Энциклопедия, 1995.-783 с.166

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.