Редьярд Киплинг-публицист: историко-журналистские и жанрово-тематические аспекты интегративной характеристики тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.10, кандидат наук Мардынский, Иван Павлович

  • Мардынский, Иван Павлович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Краснодар
  • Специальность ВАК РФ10.01.10
  • Количество страниц 177
Мардынский, Иван Павлович. Редьярд Киплинг-публицист: историко-журналистские и жанрово-тематические аспекты интегративной характеристики: дис. кандидат наук: 10.01.10 - Журналистика. Краснодар. 2012. 177 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Мардынский, Иван Павлович

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-ЖУРНАЛИСТСКИЕ АСПЕКТЫ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТВОРЧЕСТВА КИПЛИНГА

1.1. Р. Киплинг: становление жанра репортажа в ранний период творчества

1.2. Своеобразие творчества Киплинга: рецепция в российской публицистике

1.3. Киплинг и современный ему газетно-журнальный процесс

ГЛАВА 2. ЖАНРОВО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ СПЕЦИФИКА ПУБЛИЦИСТИКИ КИПЛИНГА

2.1. Имперская идея в публицистическом наследии Киплинга

2.2. Жанр баллады в контексте публицистики Киплинга

2.2.1. «Баллада новостей» в Европе как пражурналистский жанр

2.2.2. Влияние неоархаических формы журналистики на творчество Киплинга

2.2.3. Системные характеристики баллады в публицистическом творчестве Киплинга

2.2.4. Векторы воздействия творчества Киплинга: медийно-публицистические аспекты

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Редьярд Киплинг-публицист: историко-журналистские и жанрово-тематические аспекты интегративной характеристики»

ВВЕДЕНИЕ

Современная наука о журналистике характеризуется возрождением и актуализацией интереса к взаимодействию публицистического и художественного познания, представленному в творчестве мастеров различных эпох и национальных традиций: Д. Дефо, Ч. Диккенса, М. Твена, M. Е. Салтыкова-Щедрина и многих иных. Эта интегративная установка позволяет выявить образные, жанровые, проблемные корреляции, существенные для медийного пространства, а в иной плоскости обобщения -специфику взаимодействия функций письменности, значимую для филологического знания в целом1. Творчество Р. Киплинга-публициста, специально не исследовавшееся, репрезентативно для развития указанной тенденции.

Рецепция Киплинга в последующие периоды характеризует и их медийную суть, тем более что для медиаведения всё более важен тот факт, что «каждое поколение по-своему прочитывает жизнь и деятельность своих предшественников»2.

Органичный характер его привлечения к проблемно-объектному пространству современного медиаведения своеобразно подтверждается и афористичным концептуальным созвучием. Как отмечено в ряде обзоров, в мировой журналистике используются шесть основных вопросов: Who - What - When - Where - Why - How. Журналисты должны стремиться ответить на них даже в самой коротенькой информации; в профессиональном сообществе нередко их именуют «Пять W и один Н». И эта емкая система соотносится именно с традициями Редьярда Киплинга, представленными в его «медийно-знаковом» стихотворении «Six serving men». Начиная с раннего периода (так

1 См.: Лучинский Ю.В. История зарубежной журналистики: от истоков до наших дней. Краснодар; Сухум, 2010.С.7. См. также: Barnouw Е. The Image Empire. N. Y., 1990. P.12-13; Ford B. A Case for Kipling? - Kipling and Crities. L., 1965; Rooney Caroline; Kaori Nagai, eds. Kipling and Beyond: Patriotism, Globalisation, and Postcolonialism. N.Y.: Palgrave Macmillan; 2011. 214 p.

2 Громова Л.П. О некоторых стереотипах в исследованиях о В.Г.Белинском // Журналистика в 2010 году: СМИ в публичной сфере М.: МГУ, 2011.С.145-146.

называемого периода «колониальной журналистики») в его творчестве в Индии и до конца дней своих, Киплинг придерживался этого правила как на страницах периодических изданий, так и в художественных произведениях.

Журналистское наследие Киплинга огромно и до конца еще не переведено на русский язык. Хрестоматийными стали как ранние его медийные тексты различных периодов: от «Jack Sprat» (1883), «Jottings from Jeypore» (1883), «Lord Truro and Indian Crime» (1883), «The Dasera Festival» (1883) - до «France and Britain» (1931), «Mary Kingsley» (1932), «Speech to Canadian Authors» (1933), «An Undefended Island» (1935). Его статьи, очерки, путевые заметки, корреспонденции с места боевых действий, политическая публицистика, переписка с известными деятелями культуры и искусств ждут своего переводчика и исследователя.

Особое место как в журналистском, так и в литературном наследии Киплинга занимают материалы, связанные с его политическими и идеологическими взглядами. Споры о них на эту тему ведутся не только в

kj KS ТЛ

научной литературе, но и на страницах сетевой журналистики. В силу отмеченных причин интегративное изучение журналистских и публицистических материалов Киплинга представляется актуальным, и на нем сделан акцент в данном диссертационном исследовании. Актуальность усиливается в аспектах уточнения роли творчества Киплинга в истории публицистики, в журналистском процессе, утверждения новых граней балладности, раскрытия представлений о языковом портрете современной Киплингу эпохи3.

Степень изученности материала определяется как неравномерная. Даже в общей характеристике творчества нобелевского лауреата

3 Gilmour David. The Long Recessional: The Imperial Life of Rudyard Kipling New York: Farrar, Straus and Giroux, 2003; Lycett, Andrew (ed.). Kipling Abroad, L.: I. B. Tauris, 2010; Rutherford A., ed. Kipling's Mind and Art. Edinburgh and London: Oliver and Boyd, 1964; Shippey T. Rudyard Kipling // Cahier Calin: Makers of the Middle Ages. Essays in Honor of William Calin, ed. Richard Utz and Elizabeth Emery. Kalamazoo, MI: Studies in Medievalism, 2011. Pp. 21-23; Tompkins J. M. S. The Art of Rudyard Kipling London : Methuen, 1959, online edition.

публицистика может почти не упоминаться4 или же освещается фрагментарно5. В то же время показательны те единичные, однако весьма значимые замечания о ценности журналистского наследия Киплинга, публицистических элементов его творчества, которые встречаются в трудах, посвященных общефилологическим проблемам в связи с творчеством таких мастеров: от Н.Тихонова - до Вл. Высоцкого6. В целом познавательную ситуацию определяет взаимодействие трех направлений: характеристики публицистического наследия Киплинга ; освещения связей между жанровой и тематической динамикой медиа8; социокультурных тенденций историко-журналистского исследования9.

Ввиду специфики познавательной ситуации объект исследования, то есть явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения, определяется как взаимосвязь между историко-журналистскими и

4 Palmer J. Rudyard Kipling. L., 1973. 240 p. Shamsul I. Kipling's "Law". A Study of His Philosophy of Life. L., 1975. 150 p.; Allen Charles. Kipling Sahib: India and the Making of Rudyard Kipling, Abacus, 2007; David C. Rudyard Kipling: a critical study, New Delhi, Anmol, 2007.

5 Gilbert Elliot L. ed. Kipling and the Critics. New York: New York University Press; 1965; Green R. L., ed. Kipling: the Critical Heritage. L.: Routledge and Kegan Paul, 1967; Gross J., ed. Rudyard Kipling: the Man, his Work and his World. L.: Weidenfeld andNicolson. 1972; Kemp Sandra. Kipling's Hidden Narratives Oxford: Blackwell, 1988.

6 См. Айхенвальд Ю.И. Силуэты русских писателей. В 2 т. T.I. M.: Терра — Книжный клуб; Республика, 1998. 304 с. работы А.Л.Дымшица Звенья памяти: Портреты и зарисовки. М.: Советский писатель, 1968. 427 с..; Литература и народ: Сборник статей. Л.: Лениздат, 1958. 381с.; Проблемы и портреты. М.: Современник, 1972. 383 е.; Солдатенков П.Я. Владимир Высоцкий: Человек-легенда. Монография. М.: Олимп; Смоленск: Русич, 1999. 480 е.; Чудакова М.О. Избранные работы. Т.1. Литература советского прошлого. М.: Языки русской культуры, 2001. 472 с. Шошин В.А. Николай Тихонов: Очерк жизни и творчества. Л.: Художественная литература, 1981. 304 с.

7 Казимиров К. Традиции и новаторство сказок Р.Киплинга //Итоговая научная конференция АГПУ (22 апреля 1999 года): Тезисы докладов. Литература. Русский язык. Астрахань: Изд-во АГПУ, 1999. С.60; Конрад Н.И. Запад и Восток. М.: Наука, 1972. 450 е.; Мейлах B.C. Вопросы литературы и эстетики: Сборник статей. Л.: Советский писатель, 1958. 529 е.; Федоров A.A. Зарубежная литература XIX-XX веков: Эстетика и художественное творчество. М.: Изд-во МГУ, 1989. 252 с. Wilson A. The Strange Ride of Rudyard Kipling: His Life and Works New York: The Viking Press, 1978.

8 Ахмадулин E.B. Модели систем журналистики российской научной школы // Акценты. 2004. № 3-4. С. 1726; Кройчик Л.Е. Коммуникативные и функциональные стратегии газетных жанров // Эволюция жанров в истории российской журналистики: Сб. науч. ст. (Самара, 15-16 марта 2007). Самара: Изд-во «Универс-групп», 2008. С. 20-34; Кройчик Л.Е. Публицистический текст как эстетическая форма освоения реальности // Жанровая палитра современных масс-медиа: Тезисы II Всеросс. науч.-практ. конф. (г. Самара, 20-21 марта 2008 г.). Самара: Изд-во «Универс-групп», 2008. С. 5-7; Прохоров Е.П. Искусство публицистики: Размышления и разборы. М.: МГУ, 2004. 359 е.; Соколов B.C., Виноградова С.М. Периодическая печать Великобритании. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007. 407 е.; Тертычный A.A. Методы профессиональной деятельности журналиста. М.: ВК, 2011. 560 с.

9 Лучинский Ю.В. Кавказ в системе конкурирующих медиастратегий: история, политика, культура. Краснодар: Trivium, 2011. 104 е.; Млечко A.B. Репрезентация мифологем Космоса и Хаоса в пространстве русского текста «Современных записок» (1920-1940) // Журналистика в 2010 году. М.: МГУ, 2011.С. 453454; Прутцков Г. В. Введение в мировую журналистику: Антология: В 2 т. Т. 1. M.: Омега-Л, 2003. 416 с.

жанрово-тематическими аспектами характеристики Киплинга-публициста. Предмет исследования, то есть все то, что находится в границах объекта исследования, дифференцируется на основной и дополнительные. Основной предмет характеристики — это статьи, дорожные корреспонденции и путевые заметки, вошедшие в книгу очерков «From Sea to Sea» («От моря до моря») и сборника «Письма из путешествий» (1892 - 1913), а также рассказы и баллады Киплинга на языке оригинала и в русских переводах ХХ-ХХ1 вв., функционирующие в публицистическом и журналистском контексте этого периода. Дополнительно привлекаются публицистические статьи и воспоминания современников Киплинга.

Основная цель работы - выявить внутреннюю взаимосвязь историко-журналистских и жанрово-тематических аспектов публицистики Киплинга в произведениях всех периодов его творчества, в различных жанрах и в связи с направленностью различных изданий.

Целью определены задачи исследования:

определить тематические корреляции в общем контенте публицистики Киплинга;

систематизировать основные особенности журналистской и публицистической деятельности Киплинга;

- проследить сущность рецепции балладного творчества Киплинга в публицистике;

соотнести своеобразие творчества Киплинга-публициста с закономерностями и спецификой современного ему газетно-журнального процесса;

- охарактеризовать динамику «имперской идеи» в публицистическом творчестве Киплинга.

На защиту выносятся следующие положения:

1. В творческой журналистской, медийной деятельности Р. Киплинг определяется как преемник классических принципов взаимодействия

медийных и литературных традиций Д. Дефо, Ч. Диккенса. В поэзии Р.

6

Киплинг, следуя журналистским интенциям балладного творчества Ф. Брет Гарта, возродил к жизни стихотворные размеры и синтаксис народной баллады, которые после романтиков считались стертыми в условиях доминирования жанра поэмы. В отличие от поэтов-романтиков Киплинг обратился не к «области таинственно-прекрасного», а встал на путь «прозаизации стиха» с элементами публицистики и большей приближенности к суровым реалиям жизни. Для сфер его творчества: медийной и смежных - характерно взаимовлияние. Оно определяется в связи с особенностями его очерков Киплинга, в том числе путевых, а также репортажей, корреспонденций.

2. Жанр баллады в силу сюжетности и направленности на устное запоминание оказался удобен для передачи новостей. Системное взаимодействие медийных и литературных феноменов проявлялось многоаспектно и многоэтапно; на этапе становления «протоСМИ» существенно, что исполнители пели «новостные баллады» наравне с обычными балладами традиционной тематики. Эта традиция послужила предпосылкой для публицистических установок в творчестве Киплинга. Соответственно понятие медийной сферы «баллада новостей» определяется как особый тип «протоСМИ», нацеленный на передачу новостной информации.

3. Киплинговские баллады интегрируют элементы различных публицистических жанров, включая репортаж, интервью, фельетон. Это «простые истории» из жизни, рассказанные либо бесстрастным репортером, либо персонажем, выходцем из народной среды.

В творчестве Киплинга жанры функционируют специфически:

Киплинг создавал стихотворения, близкие к фельетону, рассказы, похожие на

репортаж или очерк; он обновил старую балладу, сочетая классическую

балладную форму с тематикой и лексикой своего времени. Взаимосвязи

репортажа и новеллы прослеживаются в его материалах 1882-1886 гг. в "Civil

and Military Gazette". Путевые заметки, представленные преимущественно в

7

газете "Pioneer", стали основой книги очерков " From Sea to Sea " (1889), в которой взаимосвязаны собственно-публицистическое и литературно-художественное начало. Жанровые новации Киплинга оказали воздействие на новейшую журналистику и литературу.

4. Своеобразие журналистской деятельности Киплинга неразрывно связаны с «имперской идеей» в его балладах. Это обусловлено тем, что образ Империи является ведущим и основополагающим во всей идеологической и поэтической системе Киплинга. Пропаганда имперского мессианизма связана с ведущим образом Империи в журналистском творчестве Киплинга. Доминантным воплощением Империи для Киплинга был образ корабля как символа государства.

Методологической базой исследования служит системный подход, направленный на обобщение связей между медийной сферой и культурой в

10 I—V

широком смысле . Эта методология реализуется как социокультурная интерпретация медийных феноменов и их связей со смежными явлениями, включая литературный процесс, «языковые портреты» эпохи и некоторые другие.

При характеристике материала используются историко-компаративистский и дескриптивный методы, а также приемы контент-анализа.

Теоретической базой исследования послужили работы отечественных и зарубежных мыслителей, занятых разработкой общетеоретических принципов в сфере истории журналистики, теории коммуникации политологии и культурологии11, рецептивной эстетики и смежных с ней

10 Из новых работ см.: Хорольский В.В. Медийное измерение культуры в зеркале коммуникологии (методологические аспекты проблемы) // Вестник Волгоградского гос. ун-та: Литературоведение. Журналистика. 2011. Вып.10.С.55-64.

11 Землянова Л. M. Зарубежная коммуникативистика на рубеже веков (проблемы и приоритеты) // От книги до Интернета: Журналистика и литература на рубеже тысячелетий. M.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. С. 61 - 74; Мансурова В. Д. Журналистская картина мира как фактор социальной детерминации. Монография. Барнаул: Издательство Алтайского университета. 1999; Терин В.П. Основные направления исследования теории массовой ком-муникации // Социологические исследования, 1997, № 11. С. 25-31; Терин В.П. Основные направления исследова-ния теории массовой коммуникации // Социологические исследования, 1997, № 11, С. 25-31; Taylor Ch. Interpretation and the Sciences of Man//Review of Metaphysics, 25 (Fall 1971).P. 3-51; Edelman, M., Symbolics of Politics// Urbana: University of Illinois, 1964; Edelmann Murray, Political Language:

8

направлений12, позволяющие проследить сам процесс «реагирования» на появление нового произведения в контексте национальной культуры.

Научная новизна настоящей диссертации определяется тремя взаимосвязанными результатами: впервые в отечественной науке систематизированы связи между историко-журналистскими и жанрово-тематическими аспектами публицистики Киплинга; обосновано представление о рецепции балладного творчества Киплинга в публицистике его времени; освещена роль журналистского творчества Киплинга в последующем развитии публицистики.

Направленность теоретизации соотносится с теми корреляциями между различными аспектами медийных феноменов и категорий, которые намечены в исследованиях 2000-х гг., главным образом, в трудах Е.П. Прохорова о природе журналистского творчества13, а также в анализе медийных взаимосвязей, проводимом представителями волгоградской медиаведческой

14

ШКОЛЫ .

Теоретическая значимость диссертации заключается в медиаведческой категоризации и систематике публицистического наследия Киплинга и в концептуальном уточнении роли баллад в условиях их публицистического функционирования на страницах европейской печати.

Практическая значимость работы состоит в том, что ее материалы и выводы могут быть использованы в различных условиях обучения филологическим дисциплинам при подготовке программ и учебных пособий,

Words that Succeed and Policies that Fail// New York: Academic Press, 1977; Lance W. В., The Paradox of Public Discourse: A Framework for the Analysis of Political Accounts// The Journal of Politics, № 42, 1980. P. 792-812; Boorstin, D. J. The Image. New York: Atheneum, 1962; Berger P. and T. Luckmann, The Social Construction of Reality: A Treatise in the Sociology of Knowledge//Garden City, NY: Anchor, 2001.

12 Ауэрбах Э. Мимесис: Изображение действительности в западноевропейской литературе. Пер. с нем. М.: Пер. Сэ; СПб.: Университетская книга, 2000. 511 е.; Брудный А.А. Психологическая герменевтика. M.: Изд-во Лабиринт, 1998. 336 е.; Историко-литературный процесс. Проблемы и методы изучения. М.: Наука, 1974. 274 е.; Нестеров Ф.Ф. Связь времён: Опыт исторической публицистики. M.: Молодая гвардия, 1987. 239 с.

13 Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики.. М., 2004. 352 е.; Прохоров Е.П. Журналистика и демократия. М., 2003. 367 с.

14 Млечко А.В. «Несрочная весна»: рассказы Ивана Бунина и русский текст «Современных записок» // Вестник ВолГУ. Серия 8: Литературоведение. Журналистика. 2011. Вып.10.С.73-82; Млечко А.В. Мифологема возвращения на семантическом пространстве русского текста «Современных записок» (19201940) // Медийные стратеги современного мира. Краснодар: КубГУ, 2011.С.224-227; Шильникова О.Г. Литературная критика в журнальном контексте рубеж ХХ-ХХ1 веков: Принципы функционирования и качественного взаимодействия текстов. Волгоград: ВолГУ, 2011.285 с.

а также при проведении занятий по истории зарубежной журналистики, при разработке спецкурсов и спецсеминаров по русско-зарубежным медийным связям и других дисциплин. Практическая значимость полученных результатов не ограничивается указанными аспектами - они могут использоваться при освоении наследия Киплинга в условиях его растущей востребованности: например, в пособии для средней школы отдельные сведения о Киплинге-журналисте представлены в материалах к викторинам15.

Апробация исследования осуществлялась в ходе докладов на научных конференциях различных вузов, включая Астраханский государственный университет (ранее АГПУ). В их числе - Первая международная научная конференция «Русская словесность в контексте современных интеграционных процессов» (Волгоград, ВолГУ, 24 - 27 апреля 2005), Научная конференции студентов и аспирантов высших учебных заведений Поволжья и Юга России «Современная филология: инновации и традиции» (Астрахань, АГУ, 26 - 27 октября 2006) и др. Материалы диссертации использовались в рамках курса «История зарубежной журналистики» в ходе семинаров и лекций на специальности «Журналистика» филологического факультета АГУ.

Структура и объем работы. Диссертация объемом 177 страниц состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка (284 позиции).

15 Перемышлев Е.В. В помощь учителю // Киплинг Р. Книга Джунглей. Стихотворения и баллады. Книга для ученика и учителя. М.: Олимп; АСТ-ЛТД, 1998. С.460-503.

ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-ЖУРНАЛИСТСКИЕ АСПЕКТЫ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТВОРЧЕСТВА КИПЛИНГА

1.1. Р. Киплинг: становление жанра репортажа в ранний период

творчества

Рубеж XIX - XX веков в истории англоязычной журналистики характерен одним немаловажным явлением. В условиях бурного развития капитализма и его перерастании в монополистическую стадию многие известные английские и американские писатели пошли в журналистику. Это позволяло им держать руку на пульсе жизни, глубже понимать происходящие перемены. А перемены были значительные. На авансцену истории выходил рабочий класс; на мировой арене начиналась борьба за передел уже поделенного мира; журналистика и культура в целом из элитарных становились массовыми. В Америке на смену популизму, господствовавшему ранее и учитывавшему нужды фермеров журналистскому течению, пришел прогрессивизм, рассчитанный на широкие слои населения, в том числе и рабочих. Прогрессивисты требовали широких демократических реформ; макрекеры бичевали коррупцию и всевластие монополий; весьма ощутимым явлением стали рабочее и социалистическое движения. Известные писатели и журналисты (Джек Лондон, Эптон Синклер, Уилл Ирвинг, Чарльз Эдвард Рассел, Ида Тарбелл, Линкольн Стеффенс, Том Лоусон, Хелен Кемпбелл, Джэкоб Рис, Марк Салливен и многие другие) активно выступали в периодической печати. Они откликались газетными и журнальными статьями на животрепещущие проблемы современности, требовали проведения реформ на благо всего населения страны, а не горстки «толстосумов». «Прогрессивное десятилетие» в журналистике США, которое продлилось до начала Первой мировой войны, достаточно хорошо изучено.

Иное дело — Великобритания, бывшая метрополия США. Здесь наряду

с широким рабочим движением и борьбой за реформы существовало

достаточно влиятельное движение в защиту прежних имперских порядков,

против борьбы колоний за независимость. И среди тех, кто отстаивал

И

интересы начавшей рассыпаться империи, было немало одаренных и талантливых людей.

Английские литераторы занимали самые разные позиции в британской журналистике. Так, Бернард Шоу публиковался в социалистическом журнале «Today»; одним из руководителей органа Социал-демократической федерации еженедельника «Justice» был поэт и художник, пропагандист прикладного искусства Уильям Моррис. Конечно, левой ориентацией не заканчивались позиции британской интеллигенции. Например, Эмиль Джозеф Диллон, корреспондент газеты «The Daily Telegraph», обладал несомненным даром литератора. Он учился в ряде крупнейших университетов, знал европейские и восточные языки, свои статьи он писал на пяти языках. Дружбой с Диллоном гордились многие видные политики. Его называли «журналистом по призванию, ученым и философом по выбору, государственным деятелем по честолюбию». О смелости Диллона ходили легенды. Так, в 1895 - 1896 гг. он сумел пробраться в Армению и, несмотря на угрозы турецких властей, собрал необходимые сведения; посетил Испанию накануне испано-американской войны; был на Крите во время восстания; присылал из Парижа отчеты о деле Дрейфуса

Особое и весьма своеобразное место в британской журналистике того периода занимает «романтический певец британского империализма» и проповедник «бремени белого человека» Редьярд Киплинг, сумевший отразить в своем публицистическом творчестве языковой портрет современной ему эпохи.

Писатель Редьярд Киплинг (1865 - 1936) вышел из колониальной

журналистики. Семилетняя работа в англо-индийской прессе (1882 - 1889)

дала ему жизненный материал, сформировала «магистральный сюжет» и

поэтику его произведений, наконец, определила его писательскую судьбу.

Литературный дебют Киплинга состоялся необычайно рано - как продолжение

стремительной карьеры журналиста: в семнадцать лет он уже помощник

редактора, в девятнадцать начинает публиковать свои рассказы и

12

стихотворения, наряду с репортажами, обозрениями и очерками. По горячим следам из этих газетных публикаций составляются сборники - в форсированном темпе, с последовательным увеличением тиража: в 1886 году -«Департаментские песенки», в 1888 - «Простые рассказы с гор» и ещё шесть сборников рассказов. Прорыв в большую литературу завершается уже вне Индии. За три года путешествий (1889 - 1892 годы - Гонконг, Сингапур, Япония, США, Южная Корея, Италия, Англия) Киплинг успевает рассчитаться с журналистикой путевыми очерками, издать свой первый роман «Свет погас» и новые сборники, прозаический - «Жизнь даёт фору» и поэтический - «Казарменные баллады и другие стихи». Уже названия первых сборников Киплинга - полемический жест «газетчика», порвавшего с викторианской «религией красоты», пришедшего с примитивистской программой: принципиальный отказ от тематической и стилистической иерархии, ставка на язык быта и факта. Едва ли случайно и сходство названий «Казарменных баллад» с «Лирическими балладами» У.Вордсворта и С.-Т. Кольриджа: Киплингом как бы вновь подхвачен революционный лозунг рубежа XVIII - XIX веков (поэзия равна «обыденной речи») - и в расчёте на поэтическую сенсацию доведен до предела (поэзия равна сленгу). Тот же расчет и в «Простых рассказах», вызывающе приравнивающих новеллу к репортажу. Сенсация состоялась, отмеченная эпитетами восторга и удивления: «Наконец-то литература!» (Д. Мейсон); «Эврика! Гений!» (Э. Ланг); «Комета, вспыхнувшая в небе» (Э. Госсе). Новизна Киплинга была признана всеми: защитниками - с оттенком страха перед его журналистским экстремизмом, обвинителями - с оттенком восхищения перед его талантом. Г. Джеймс: «дитя-чудовище». Р. Л. Стивенсон: «Киплинг - самый талантливый из молодых, появившихся после того, как - гм - появился я. Он поражает ранней зрелостью и разнообразием дарований.»16. О. Уайльд: он - «репортер,

17

знакомый со всем вульгарным лучше, чем кто угодно другой до него» .

16 Стивенсон Ф., Стивенсон Р. Л. Четыре года на Самоа. Пер. с англ. М.: Наука, 1989. С.68.

17 Писатели Англии о литературе XIX - XX вв.: Сборник статей. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1981. С. 182.

13

Позднее Дж. Джойс назовет «Простые рассказы с гор» наиболее многообещающим произведением современной эпохи, а их автора, к двадцати четырём годам завоевавшего всемирную славу, - одним из самых одарённых от природы писателей.

Изучая газетные статьи, очерки, рассказа Киплинга, напечатанные в «Civil and Military Gazette» за 1882 - 1886 гг., можно проследить путь от репортажа к новелле. Новеллы вырастали у него из репортерской работы, требовавшей скорейшего отклика на события или явления. Киплинг не отделял журналистскую практику от литературного творчества. Разумеется, у репортажа есть свои специфические слабости - отрывочность, малый охват действительности, неизбежная сжатость, локальность. Однако есть и свои преимущества. Репортаж - это почти всегда сюжетный рассказ иди сценка, это одна из самых разносторонних и свободных литературных форм. Документальное содержание репортажа никогда не отталкивало Киплинга от этого жанра, а, наоборот, необычайно привлекало его, так как давало ему возможность, с одной стороны, проявить свой энциклопедизм, неистощимое стремления к исследованию фактов и явлений окружающей жизни, с другой, - подтвердить свою всегдашнюю привязанность к документальной пунктуальности описания увиденного в действительности.

Д. Мирский справедливо пишет о Киплинге: «Он - не творец живых, трехмерных типичных человеческих образов: он лирик и очеркист. Мастерство Киплинга сказывается в его удивительном умении создавать видимость сонетного движения, где его в действительности нет. Приемами интонации новеллиста он создает иллюзию новеллы, где есть только анекдот

1 R

или беллетризированный очерк» .

Почти каждый рассказ вырастал из корреспондентского и документального материала. В основе каждого рассказа Киплинга лежит авторское наблюдение действительности, личное впечатление. В самой форме киплинговской новеллы, в характере повествования, в той роли,

Похожие диссертационные работы по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Мардынский, Иван Павлович, 2012 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Авраамов Д. С. Профессиональная этика журналиста: Парадоксы развития, поиски, перспективы. М., 1991. 253 с.

2. Айхенвальд Ю.И. Силуэты русских писателей. В 2 т. Т.1. М.: Терра -Книжный клуб; Республика, 1998. 304 с.

3. Алексеев М.П. Литература средневековой Англии и Шотландии. М.: Высшая школа, 1984. 351 с.

4. Анастасьев H.A. Продолжение диалога: Советская литература и художественные искания XX века. Монография. М.: Советский писатель, 1987. 432 с.

5. Английская и шотландская народная баллада: Сборник/Сост. Л.М. Аринштейн; На англ.яз. с параллельным русским текстом. М.: Радуга, 1988. 512 с.

6. Английские и шотландские баллады. В переводах С.Я.Маршака / Под ред. В.М.Жирмунского, Н.Г.Елиной. М.: Наука, 1973. 155 с.

7. Аникст A.A. История английской литературы. М.: Гос. Уч.- пед. Изд-во Мин. Просвещения РСФСР, 1956. 483 с.

8. Антология акмеизма: Стихи. Манифесты. Статьи. Заметки. Мемуары/Вст.ст., сост. и примеч. Т.А.Бек. М.: Моск.рабочий, 1997. 367 с.

9. Ауэрбах Э. Мимесис: Изображение действительности в западноевропейской литературе. Пер. с нем. М.: Пер. Сэ; СПб.: Университетская книга, 2000. 511 с.

Ю.Багрицкий Э.Г. Стихотворения и поэмы. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. 320 с.

П.Басинский П.В. Федякин С.Р. Русская литература кон. XIX - нач. XX века и первой эмиграции. М.: Изд-й центр Академия, 1998. 528 с.

12.Баскер М. Ранний Гумилев: путь к акмеизму. Пер. с англ. СПб.: Изд-во РХГИ, 2000. 160 с.

1 З.Бахтин М.М. Фрейдизм. Формальный метод в литературоведении.

Марксизм и философия языка: Статьи. М.: Лабиринт, 2000. 640с. Н.Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. 445 с.

15.Белецкий А.И. В мастерской художника слова: Сборник трудов. М.: Высшая школа, 1989. 158 с.

16.Бельчиков Н.Ф. Пути и навыки литературоведческого труда. М.: Высшая школа, 1975. 238 с.

17.Берберова H.H. Курсив мой: Автобиография. М.: Согласие, 1999. 736 с.

18.Беспалова А. Г., Корнилов Е. А., Короченский А. П., Лучинский Ю. В., Станько А. И. История мировой журналистики. Ростов-на - Дону, 2004. 350 с.

19.Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. 270 с.

20.Блок A.A. Собрание сочинений: в VI т. t.IV: Очерки. Статьи. Речи. 1905-1921/Сост. Вл. Орлова; Примеч. Б.А.Аверина, 1982. 464 с.

21.Богомолов H.A. Строки, озаренные Октябрем: Становление советской поэзии 1917-1927 годов. М.: Просвещение, 1987. 191 с.

22. Брехт Б. Избранные произведения. Пер. с нем. /Предисл. И.М.Фрадкина. М.: Искусство, 1976. 527 с.

23.Брехт Б. О литературе. Пер. с нем. /Сост. Е.А.Кацева. М.: Художественная литература, 1988. 525 с.

24.Брехт Б. Пьесы. Книга первая. Пер. с нем. /Предисл. И.М.Фрадкина. М.: Гудьял-Пресс, 1999. 544 с.

25.Брехт Б. Стихи. Роман. Новеллы. Публицистика. Пер. с нем. /Предисл. И.М.Фрадкина. М.: Иностранная литература, 1956. 658 с.

26.Брудный A.A. Психологическая герменевтика. М.: Изд-во Лабиринт, 1998. 336 с.

27.Брюсов В .Я. Избранные сочинения /Сост. А.А.Козловский. М.:

Художественная литература, 1980. 574 с.

158

28.Брюсов В.Я. Избранные сочинения. В 2 т. Т.1. Стихотворения и поэмы /Вступ. Ст. A.C. Мясникова. М.: Гос. Изд-во Художественной литературы, 1955. 750 с.

29.Брюсов В.Я. Избранные стихотворения. / Сост. и ред. И.М. Брюсовой;-М.: ОГИЗ Гос. изд-во Художественная литература, 1945. 471 с.

30.Брюсов В.Я. Неизданные стихотворения. / Предисл., ред. и примеч. А. Тер-Мартиросяна. М.: Гос. изд-во Художественной литературы, 1935. 542 с.

31.Брюсов В.Я. Собрание сочинений. В 7 т. Т.З. Стихотворения 19181924, стихотворения, не включавшиеся В.Я.Брюсовым в сборники 1891-1924. Египетские ночи: Поэма. Опыты по метрике и ритмике, по евфонии и созвучиям, по строфике и формам. М.: Художественная литература, 1974. 696 с.

32.Брюсов В.Я. Сочинения. В 2-х т. т.1. Стихотворения. Поэмы / Сост., вст.ст., коммент. A.A. Козловского. М.: Художественная литература, 1987. 574 с.

33.Брюсов В.Я. Среди стихов: 1894-1924: Манифесты, статьи, рецензии / Вст.ст. Н.А.Богомолова. М.: Сов. писатель, 1990. 720 с.

34.Бурлина Е.Я. Культура и жанр: Методологические проблемы жанрообразования и жанрового синтеза. Саратов: Изд-во СГУ, 1987. 167 с.

35.Бушмин A.C. Методологические вопросы литературоведческих исследований. Л.: Наука, 1969. 228 с.

36.Бушмин A.C. Наука о литературе: Проблемы. Суждения. Споры. М.: Современник, 1980. 334 с.

37.Васильев В.В. Сопричастность жизни: литературно-критические статьи. М.: Современник, 1979. 268 с.

38.Волков A.A. Очерки русской литературы конца XIX и начала XX веков. М.: Гослитиздат, 1952. 576 с.

39.Волков A.A. Современники и предшественники: Литературные очерки. М.: Современник, 1984. 336 с.

40.Высоцкий B.C. Кони привередливые: Песни. Стихотворения. М.: Эксмо-Пресс, Эксмо-Маркет, 2000. 448 с.

41.Высоцкий B.C. Сочинения. В 2 т. Т.1. Песни. М.: Локид, Осирис, 1999. 527с.

42.Высоцкий B.C. Сочинения. В 2 т. Т.2. Стихотворения. Песни театра и кино. Поэма. Проза и драматургия. М.: Локид, Осирис, 1999. 527 с.

43.Высоцкий B.C. Я, конечно, вернусь: Стихотворения. Песни. Проза. М.:Эксмо, 2003.512с.

44.Гаранин Л.Я. Поиск духовного единства. Характер ценностных ориентаций в современной советской литературе. Мн.: Наука и техника, 1990. 223с.

45.Гарт Френсис Брет. Собрание сочинений. В 6-ти т. Т. 6. Рассказы. Стихи и баллады. Пер. с англ. М.: Правда, 1966. 456 с.

46.Гаспаров МЛ. Очерк истории русского стиха. М.: Фортуна лимитед, 2000. 352 с.

47.Гачев Г.Д. Содержательность художественных форм: Эпос. Лирика. Театр. М.: Просвещение, 1968. 303 с.

48.Гачечиладзе Г. Р. Художественный перевод и литературные взаимосвязи. М.: Советский писатель, 1972. 262 с.

49.Горбачев В.В. Постижение: Статьи о литературе. М.: Советская Россия, 1989. 477 с.

50.Горбунов A.M. Панорама веков: Зарубежная художественная проза от возникновения до XX века. Популярная библиографическая энциклопедия. М.: Книжная палата, 1991. 576 с.

51.Горький A.M. Собрание сочинений. В 30 т. т.28.: Письма, телеграммы, надписи. 1889 - 1906. М.: Гослитиздат, 1954. 600 с.

52.Григорьев В.П. Поэтика слова: На материале русской советской поэзии. М.: Наука, 1979. 343 с.

53.Гринберг И.Л. Творчество Николая Тихонова: Монография. М.: Советский писатель, 1972. 480 с.

54.Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало: Популярные лекции по народоведению. М,: Рольф, 2002. 384 с.

55.Гумилев Н.С. Глоток зеленого шартреза: Стихи. Проза. Поэмы. М.: Эксмо, 2002. 640 с.

56.Гумилев Н.С. Избранное /Сост. И.А.Панкеев. М.: Просвещение, 1990. 382с.

57.Гумилев Н.С. Избранное /Сост. Л.А.Смирнова. М.: Советская Россия, 1989. 491 с.

58.Гумилев Н.С. Сочинения. В 3-х т. т.З. Письма о русской поэзии. М.: Худ. лит., 1991.430 с.

59.Гумилев Н.С. Сочинения. В 3-х т. т.1. Стихотворения; Поэмы. М.: Худ. лит., 1991. 590 с.

60.Гумилев Н.С. Стихотворения и поэмы /Сост. М.Д. Эльзон. Л.: Советский писатель, 1988. 632 с.

61.Долматовский Е.А. Было: Записки поэта. Новые страницы. М.: Советский писатель, 1988. 428 с.

62.Дымшиц А.Л. Звенья памяти: Портреты и зарисовки. М.: Советский писатель, 1968. 427 с.

63.Дымшиц А.Л. Литература и народ: Сборник статей. Л.: Лениздат, 1958. 381с.

64.Дымшиц А.Л. Проблемы и портреты. М.: Современник, 1972. 383 с.

65.Дьяконова Н.Я. Ките и его современники. М.: Наука, 1973. 198 с.

66.Дьяконова Н.Я. Стивенсон и английская литература XIX века. Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. 192 с.

67.Евтушенко Е.А. Собрание сочинений. В 3-х т. т.1. Стихотворения и поэмы. 1952-1964./Предисл. Е.Сидорова. М.: Худ.лит., 1983. 443 с.

68.Ершов Л.Ф., Никулина Е.А., Филиппов Г.В. Русская советская

литература 30-х годов. М.: Высшая школа, 1978. 231 с.

161

69.Жирмунский В.М. Избранные труды. Сравнительное литературоведение. Восток и Запад. Л.: Наука, 1979. 492 с.

70.Жирмунский В.М. Избранные труды. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л.: Наука, 1977. 407 с.

71.Жирмунский В.М. Теория стиха. Л.: Наука, 1975. 441 с.

72.Зарубежные писатели. Библиографический словарь. В 2 ч. 4.1. А-Л

/Под ред. Н. П. Михальской, М.: Просвещение, 1997. 476 с. 73.Звягина М.Ю. Авторские жанровые формы в русской прозе конца XX

века. Монография. Астрахань: Изд-во АГПУ, 2001. 180с. 74.3олотой мираж: Американская новелла XIX - XX вв. Благовещенск: Амурское отделение Хабаровского книжного издательства, 1983. 464 с.

75.Иванов Вяч. Вс. Избранные труды по семиотике и истории культуры. Т.2. Статьи о русской литературе. М.: Языки русской культуры, 2000. 880с.

76.Ивашева В.В. Английская литература XX в. В 2 ч. 4.1. 1917 - 1945. М.: Просвещение, 1967. 475 с.

77.Ивашева В.В. Судьбы английских писателей: Диалоги вчера и сегодня. М.: Советский писатель, 1989. 443 с.

78.Ионкис Г.Э. Английская поэзия XX века: 1917 - 1945. М.: Высшая школа, 1980. 200с.

79.Историко-литературный процесс. Проблемы и методы изучения. М.: Наука, 1974. 274 с.

80.История всемирной литературы. Т.З. М.: Наука, 1985. 816 с.

81.Каграманов Ю. Империя и Ойкумена //Новый мир. 1995. №1. С. 140171.

82.Казимиров К. Традиции и новаторство сказок Р.Киплинга //Итоговая научная конференция АГПУ (22 апреля 1999 года): Тезисы докладов. Литература. Русский язык. Астрахань: Изд-во АГПУ, 1999. С.60.

83.Карапетян Д. Владимир Высоцкий: Между словом и славой.

Воспоминания. М.: Захаров, 2002. 277 с.

162

84.Квятковский А.П. Поэтический словарь: Около 670 терминов. М.: Советская энциклопедия, 1966. 375 с.

85.Киплинг Р. Восток есть Восток: Рассказы. Путевые заметки. Стихи. Пер. с англ. /Сост. Е.Ю.Гениева. М.: Художественная литература, 1991. 462с.

86.Киплинг Р. Город Страшной Ночи: Рассказы. Пер. с англ. /Сост В.Л.Топоров; Предисл. Х.Л.Борхеса. СПб.: Амфора, 2000. 556 с.

87.Киплинг Р. Избранное: Сборник. На англ. языке /Сост. НЛ.Дьяконова, А.А.Долинин. М.: Радуга, 1983. 464 с.

88.Киплинг Р. Избранные стихотворения. Пер. с англ. Омск.: Аркор, 2000. 255 с.

89.Киплинг Р. Ким: Роман. Пер. с англ. /Предисл. Ю.И.Кагарлицкого. М.: Высшая школа, 1990. 287 с.

90.Киплинг Р. Книга Джунглей: Стихотворения и баллады. Пер. с англ. /Сост. Е.В.Перемышлев. М.: Олимп; ACT, 2001. 528 с.

91.Киплинг Р. Книга Джунглей. Стихотворения и баллады. Книга для ученика и учителя. М.: Олимп; ACT-ЛТД , 1998. 522 с.

92.Киплинг Р. Отважные капитаны: Избранные произведения. Пер. с англ. /Сост. А.М.Зверев. М.: Детская литература, 1991. 399 с.

93.Киплинг Р. От моря до моря. Пер. с англ. М.: Мысль, 1983. 239 с.

94.Киплинг Р. Рассказы. Стихотворения: Пер. с англ. / Сост. A.A. Долинин. Л.: Художественная литература, 1989. 368 с.

95.Киплинг Р. Свет погас: Роман. Смелые мореплаватели: Повесть. Три солдата: Новеллы. Пер. с англ. /Предисл. А.Троицкой. М.: Крон-Пресс, 1992. 463 с.

96.Киплинг Р. Сочинения. В 3 т. Т.1. Стихотворения. Книга Джунглей. Пер. с англ. /Сост. К.Н.Атарова. М.: Радуга, 2000. 528 с.

97.Киплинг Р. Сочинения для детей. Пер. с англ. /Вступ. ст. Ю.И.Кагарлицкого. М.: Алгоритм, 2000. 496 с.

98.Киплинг Р. Стихотворения: Сборник/Пер. с англ.; Предисл. и коммент. В.Дымшица. Спб.: Северо-Запад, 1994. 477 с.

99.Киплинг Р. Утренняя песнь в джунглях: Стихотворения/Пер. с англ. М.: ООО Изд-й дом Летопись. М, 2000. 382 с.

100. Кирнозе З.И. Страницы французской классики. М.: Просвещение, 1992. 223 с.

101. Клименко Е.И. Английская литература первой половины XIX века: Очерк развития. Л.: Изд-во ЛГУ, 1971. 144 с.

102. Книпович Е.Ф. Ответственность за будущее: Литературно-критические статьи: М.: Советский писатель, 1973. 431 с.

103. Кожинов В.В. Статьи о современной литературе. М.: Советская Россия, 1990. 544 с.

104. Колганова A.A. Новые дороги литературных героев. Мн.: Высшая школа, 1990. 192 с.

105. Кольридж С.Т. Избранное / Сост. А.Н.Горбунов; На англ.языке. М.: Прогресс, 1981.456 с.

106. Кольридж С.Т. Стихи / Изд-е подгот. А.А.Елистратова, А.Н. Горбунов. М.: Прогресс, 1974. 420 с.

107. Конрад Н.И. Запад и Восток. М.: Наука, 1972. 450 с.

108. Краткая литературная энциклопедия. Т.З. Иаков-Лакснесс /Гл. ред.А. А.Сурков. М.: Советская энциклопедия, 1966. 976с.

109. Кукушкина А. Романс в творчестве Р.Киплинга. Традиции и новаторство //Итоговая научная конференция АГПУ (22 апреля 1999 года): Тезисы докладов. Литература. Русский язык. Астрахань: Изд-во АГПУ, 1999. С.61.

110. Куприн А.И. Собрание сочинений. В 9 т. Т.9. Воспоминания. Статьи. Рецензии. Заметки. М.: Художественная литература, 1973. 336 с.

111. Курс зарубежной литературы конца XIX - начала XX вв.: Курс лекций /Под ред. М.Е.Елизаровой, Н.П. Михальской. М.: Высшая школа, 1970. 621 с.

112. Лазарев Л.И. Константин Симонов. Жизнь и творчество. М.: Русский язык, 1990. 191 с.

113. Лауреаты нобелевской премии по литературе (1901 - 1990): Литературно-библиографический справочник /Авт.-сост. Н.А.Костылева. Л.: Ленуприздат, 1990. 79 с.

114. Лекманов O.A. Книга об акмеизме и другие работы. Томск: Водолей, 2000. 704 с.

115. Лермонтовская энциклопедия /Гл. ред. В.А.Мануйлов. М.: Советская энциклопедия, 1981. 784 с.

116. Лингвистический анализ художественного текста: Материалы для самостоятельной работы над курсом. М.: Просвещение, 1988. 111 с.

117. Литературные манифесты западноевропейских романтиков / Собрание текстов, вст.ст. и общ.ред. A.C. Дмитриева. М.: Наука, 1980. 340 с.

118. Литературный энциклопедический словарь /Под общ. ред. В.М.Кожевникова и П.А.Николаева. М.: Советская энциклопедия, 1987.751 с.

119. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. Семиотические исследования по теории искусства. М.: Искусство, 1970. 383 с.

120. Лукницкая В.К. Николай Гумилев: Жизнь поэта по материалам домашнего архива семьи Лукницких. Л.: Лениздат, 1990. 301 с.

121. Любарева Е.П. Советская романтическая поэзия. Тихонов. Светлов. Багрицкий. М.: Высшая школа, 1969. 293 с.

122. Максимов Д.Е. Поэзия Валерия Брюсова: Монография. Л.: Художественная литература, 1940. 299 с.

123. Мардынский И.П. Античные мотивы в лирике Киплинга:

горацианские традиции //Итоговая научная конференция АГУ (29

165

апреля 2003 года): Тезисы докладов. Русский язык. Литература: Иностранные языки. Астрахань: Изд-во АГУ, 2003. С. 107.

124. Мардынский И.П. Балладное творчество Р.Киплинга и зонги Б.Брехта //Итоговая научная конференция АГПУ (26 апреля 2002 года): Тезисы докладов. Русский язык. Литература. Иностранные языки. Астрахань: Изд-во АГПУ, 2002. С. 111.

125. Мардынский И.П. Влияние поэзии Киплинга на жизнь и творчество советских поэтов-журналистов. Материалы 1-й международной научной конференции «Русская словесность в контексте современных интеграционных процессов» (24 - 27 апреля 2005). Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2005. С. 760 - 765.

126. Мардынский И.П Единство трагического мироощущения Платона и Киплинга в переходные периоды становления общества // Академический журнал Западной Сибири. 2007. № 1. Тюмень. С. 33 -36.

127. Мардынский И.П Поэзия Киплинга в жизни и творчестве советских поэтов-журналистов. Материалы межрегиональной научно-практической конференции (12 марта 2005) «Культурологический подход к изучению литературы, русского, иностранного и родного языков в общеобразовательных учреждениях». Астрахань: Изд-во АОИУУ, 2005. С. 167 - 172.

128. Мардынский И.П Пражурналистские жанры Европы XV - XVII вв. // Гуманитарные исследования. Журнал фундаментальных и прикладных исследований. 2006. № 2 (18). Астрахань. С. 31 - 35.

129. Мардынский И.П Традиции балладного творчества Редьярда Киплинга в поэзии В. С. Высоцкого: сопоставительный анализ. Материалы научной конференции студентов и аспирантов высших учебных заведений Поволжья и Юга России «Современная филология: инновации и традиции» (26 - 27 октября 2006). Тезисы доклада.

Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2006. С. 67 -69.

130. Мардынский И.П. Традиции балладного творчества Р.Киплинга в русской лирике //Итоговая научная конференция АГПУ (27 апреля 2001 года): Тезисы докладов. Литература. Астрахань: Изд-во АГПУ, 2001. С.79.

131. Маршак С.Я. Собрание сочинений. В 4т. Т.З. Переводы зарубежных поэтов. Из английской и шотландской поэзии. Английские эпиграммы разных времен. М.: Правда, 1990. 576 с.

132. Маяковский В.В. Навек любовью ранен: Стихи и поэмы. М.: Эксмо-Пресс, 1998. 416 с.

133. Маяковский В.В. Сочинения. В 2 т. Т.1. Автобиографические заметки. Избранные стихотворения. Книга очерков. М.: Правда, 1987. 768 с.

134. Мейлах Б.С. Вопросы литературы и эстетики: Сборник статей. Л.: Советский писатель, 1958. 529 с.

135. Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. М.: Рольф, 2000. 220с.

136. Мир Высоцкого: Исследования и материалы. Выпуск 3. Т.2. М.: ГКЦМ В.С.Высоцкого, 2000. 624 с.

137. Мирский Д.П. Литературно-критические статьи / Вст.ст. М.Я. Полякова. М.: Сов. писатель, 1978. 326 с.

138. Михайлов A.B. Обратный перевод. Русская и Западноевропейская культура: проблемы взаимосвязей. М.: Языки русской культуры, 2000. 856 с.

139. Моисеев H.H. Человек и ноосфера: Монография. М.: Молодая гвардия, 1990. 351с.

140. Моэм У.С. Искусство слова: О себе и других. Литературные очерки и портреты. Пер. с англ. М.: Художественная литература, 1989. 399 с.

141. Надсон С .Я. Аккорд еще рыдает: Стихотворения. М.: Эксмо-Пресс, 1998. 400 с.

142. Нестеров Ф.Ф. Связь времён: Опыт исторической публицистики. М.: Молодая гвардия, 1987. 239 с.

143. Н.С.Гумилев: pro et contra. Исследования. СПб.: Изд-во РХГИ, 2000. 672с.

144. Н.С.Гумилев и русский Парнас: Материалы научной конференции 17-19 сентября 1991 года. СПб.: Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, 1992. 136 с.

145. Паустовский К.Г. Собрание сочинений. В 9 т. Т.7. Сказки. Очерки. Литературные портреты. М.: Художественная литература, 1983. 575 с.

146. Писатели Англии о литературе XIX-XX вв.: Сборник статей: Пер. с англ./ Сост. К.Н. Атаровой; Предисл. A.A. Аникста. М.: Прогресс, 1981.410с.

147. Пицкель Ф.Н. Маяковский: Художественное постижение мира. Эпос. Лирика. Творческое своеобразие. Эволюция метода и стиля. М.: Наука, 1979. 407 с.

148. Подольская Г.Г. Функционирование в русском литературном контексте первой трети XX века балладного творчества С. Т. Колриджа и Р. Саути. 10.01.01. Русская литература: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук. Волгоград: Волга, 1999. 30 с.

149. Поспелов Г.Н. Проблема исторического развития литературы. М.: Просвещение, 1972. 272 с.

150. Поспелов Г.Н. Проблемы литературного стиля. М.: Изд-во МГУ, 1970. 329с.

151. Поэзия английского романтизма: Библиотека всемирной литературы. Серия 2. Т. 125. Блейк В., Скотт В., Кольридж С.Т.,

Вордсворт В., Саути Р., Мур Т., Байрон Дж Г., Шелли П.Б., Ките Дж. Пер. с англ. М.: Художественная литература, 1975. 670с.

152. Прутцков Г. В. Введение в мировую журналистику: Антология: В 2 т. Т. 1.М.: Омега-Л, 2003. 416 с.

153. Рембо А. Пьяный корабль: Стихотворения. Пер. с франц. СПб.: Терция, Кристалл, 1999. 448 с.

154. Русская литература XX века (1890 - 1910). В 2 кн. Кн.2. /Под ред. С.А.Венгерова. М.: Издательский дом XXI век - Согласие, 2000. 472 с.

155. Русская литература и мировой литературный процесс: Сборник научных трудов. Л.: Изд-во ЛГИ, 1973. 233 с.

156. Русские писатели XX века: Биографический словарь /Сост. П.А.Николаев. М.: Большая Российская энциклопедия. Рандеву - A.M., 2000. 808 с.

157. Саакянц A.A. Марина Цветаева: Жизнь и творчество. Монография. М.: Эллис Лак, 1999. 816 с.

158. Самойлов Д.С. Избранное. Т.1. М.: Художественная литература, 1990. 520с.

159. Симонов K.M. Собрание сочинений. В 10-ти т. Т. 10. Далеко на Востоке; Япония. 46; Воспоминания. М.: Художественная литература, 1984. 624 с.

160. Симонов K.M. Стихотворения и поэмы. Л.: Советский писатель, 1990. 464 с.

161. Советская поэзия 30-х годов: Сборник. М.: Московский рабочий, 1984. 334 с.

162. Современный словарь-справочник по литературе /Сост. С.И. Кормилов. М.: Олимп; ACT, 2000. 704 с.

163. Соколов B.C., Виноградова С.М. Периодическая печать Великобритании. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2007. 407 с.

164. Солдатенков П.Я. Владимир Высоцкий: Человек-легенда. Монография. М.: Олимп; Смоленск: Русич, 1999. 480 с.

165. Соловьев О.Ф. Масонство. Словарь-справочник. М.: Аграф, 2001. 432с.

166. Сохряков Ю.И. Художественные открытия русских писателей: О мировом значении русской литературы. М.: Просвещение, 1990. 206 с.

167. Старцев А. И. От Уитмена до Хемингуэя: Статьи. М.: Советский писатель, 1981 354 с.

168. Степанов Н.Л. Поэты и прозаики. М.: Художественная литература, 1966. 360 с.

169. Сухих И.Н. Книги XX века: русский канон. М.: Изд-во Независимая газета, 2001. 352 с.

170. Твен М. Собрание сочинений. В 12 т. Т. 12. Автобиография. Записные книжки. Избранные письма. Пер. с англ. М.: Художественная литература, 1961. 758 с.

171. Творчество Николая Тихонова: Исследования и сообщения. Встречи с Тихоновым. Библиография. Л.: Наука, 1973. 510 с.

172. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. М.: Просвещение, 1966. 478 с.

173. Тихонов Н.С. Собрание сочинений. В 7 т. Т.1. Стихотворения. Поэмы. Переводы. М.: Художественная литература, 1985. 815 с.

174. Томашевский Б.В. Стих и язык: филологические очерки. М.-Л.: Гослитиздат, 1959. 469 с.

175. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М.: Аспект Пресс, 1999. 334с.

176. Урнов М.В. Вехи традиций в английской литературе. М.: Художественная литература, 1986. 382 с.

177. Урнов М.В. На рубеже веков. Очерки английской литературы конца XIX - начала XX вв. М.: Наука, 1970. 432 с.

178. Успенский Б. А. Поэтика композиции. Структура художественного текста и типология композиционной формы. М.: Искусство, 1970. 224с.

179. Уэллек Р., Уоррен О. Теория литературы. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1978. 325 с.

180. Федоров A.A. Зарубежная литература XIX-XX веков: Эстетика и художественное творчество. М.: Изд-во МГУ, 1989. 252 с.

181. Фейхтвангер Л. Собрание сочинений. В 6 т. Т.6. Кн.1. Мудрость чудака, или Смерть и преображение Жан-Жака Руссо: Роман. Черт во Франции: Пережитое. Дом Дездемоны, или Мощь и границы исторической художественной литературы. Статьи. Пер. с нем. М.: Художественная литература, 1990. 767 с.

182. Филиппов М.М. Мысли о русской литературе. М.: Наука, 1965. 367 с.

183. Финк JI.A. Константин Симонов: Творческий путь. М.: Советский писатель, 1983. 399 с.

184. Фрадкин И.М. Литература новой Германии: Статьи и очерки. М.: Советский писатель, 1961. 507 с.

185. Фрадкина С.Я. Творчество Константина Симонова. М.: Наука, 1968. 207 с.

186. Хоруженко K.M. Мировая художественная литература: Структурно-логические схемы. М.: Владос, 1999. 208 с.

187. Храпченко М.Б. Собрание сочинений. В 4 т. Т.З. творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. М.: Художественная литература, 1981. 431 с.

188. Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность и развитие литературы. М.: Советский писатель, 1972. 406 с.

189. Художественный опыт советской литературы: Стилевые и жанровые процессы. Сборник научных трудов. Свердловск: Изд-во УРГУ, 1990. 128 с.

190. Художественный перевод: Проблемы и суждения. Сборник статей /Сост. Л.А.Аннинский. М.: Известия, 1986. 576 с.

191. Художественное произведение в литературном процессе: На материале литературы Англии. Межвузовский сборник научных трудов. М.: Изд-во МГПИ, 1985. 136 с.

192. Целовальников И.Ю. История и теория интертекстуальности: Методические рекомендации. Астрахань: Изд-во АГПУ, 2001. 17 с.

193. Честертон Г.К. Избранные произведения. В 3 т. Т.З. Возвращение Дон Кихота: Роман. Рассказы. Стихи. Пер. с англ. М.: Художественная литература, 1990. 478 с.

194. Честертон Г.К. Писатель в газете: Художественная публицистика. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1984. 384 с.

195. Чудакова М.О. Избранные работы. Т.1. Литература советского прошлого. М.: Языки русской культуры, 2001. 472 с.

196. Чуковский Н.К. Литературные воспоминания / Сост. М.Н. Чуковской, Вст.ст. Л.И. Левина. М.: Советский писатель, 1989. 336 с.

197. Шаповалов М.А. Валерий Брюсов. М.: Просвещение, 1992. 160 с.

198. Ширина Е. В. Языковой портрет русских публицистов 60-х годов XIX века. Ростов н/Д: Издательство ЮФУ, 2007. 288 с.

199. Шошин В.А. Гордый мир: Очерки творчества Н.С.Тихонова. М. -Л.: Художественная литература, 1966. 176 с.

200. Шошин В.А. Николай Тихонов: Очерк жизни и творчества. Л.: Художественная литература, 1981. 304 с.

201. Шошин В.А. Поэт романтического подвига: Очерк творчества Н.С.Тихонова. Л.: Советский писатель, 1978. 495 с.

202. Штейн АЛ. На вершинах мировой литературы. М.: Художественная литература, 1988. 319 с.

203. Шумахер Э. Жизнь Брехта: Монография. Пер. с нем. М.: Радуга, 1988. 352 с.

204. Эйхенбаум Б.М. О поэзии. Л.: Советский писатель, 1969. 552 с.

172

205. Эйхенбаум Б.М. О прозе. О поэзии: Сборник статей. Л.: Художественная литература, 1986. 456 с.

206. Энциклопедия литературных героев: Зарубежная литература XX века. М.: Олимп; ACT, 1998. 688 с.

207. Энциклопедия литературных произведений /Под ред. С.В. Стахорского. М.: Вагриус, 1998. 656 с.

208. Энциклопедия мировой литературы /Сост. и научн. ред. С.В. Стахорский. СПб.: Невская книга, 2000. 656 с.

209. Эолова арфа: Антология баллады / Сост., предисл., коммент. А.А. Гугнина. М.: Высшая школа, 1989. 671 с.

210. Эткинд Е.Г. Маленькая свобода. Двадцать пять немецких поэтов за пять веков: Двуязычная "обратная" антология переводов немецкой поэзии. СПб.: Академический проект, 1998. 576 с. Albert P., Terrou F. Historie de lapresse. Paris. 1985. 210 p.

211. Allen W. The English Novel. L., 1978. 250 p.

212. Altshull J. H. Agents of Power: the role of the news media in human affairs. N. Y. and L., 1984. 120 p.

213. Androunas E. Soviet Media in Transition: Structural and Economic Alternatives. Westport, Connecticut - London. 1993. 150 p.

214. Bagdikian B. The Media Monopoly. Boston. 1983. 210 p.

215. Balking R. A writer's guide to book publishing. N. Y., 1977. 125 p.

216. Barnouw E. The Image Empire. N. Y., 1970. 150 p.

217. Battles P. "The Mark of the Beast": Rudyard Kipling's Apocalyptic Vision of Empire // Studies in Short Fiction. Volume. 33. Issue. 3., 1996.

218. Beasant H. Is this a Voice of the Hooligan? - Kipling, the Critical Heritage. L., 1971.

219. Berlo David K. The Process of Communication. N. Y., 1960 120 p.

220. Bhaskara R. K. Kipling's India. L., 1968. 220 p.

221. Blumler J., Katz E. The Uses of Mass Communication. Beverly Hills, Calif., 1974. 110 p.

222. Bogart L. Press and Public. Hillsdale, N. J., 1981. 230 p.

223. Brecht B. Gruner Mond von Alabama. Gedichte und Lieder aus Stacken. Frankfurt am Main: Aufbau-Verlag Berlin und Weimar, 1967. 155 s.

224. Brecht B. Vorwärts und nicht vergessen... Ausgewelte werke. M., 1976. 576 s.

225. Buitenhuis P. The Great War of Words. Literature as Propaganda 1914-18 and After. L., 1989. 199 p.

226. Carrington Ch. Rudyard Kipling. His Life and Work. L., 1970. 450 p.

227. Charnley M. Reporting. N. Y., 1975. 125 p.

228. Cook T. E. Governing with the news: the news media as a political institution. Chicago; L., 1998. 210 p.

229. Copperud R. H., Nelson R. P. Edition the news. Dubook. 1983. 282 p.

230. Cornell Z. Kipling in India. L., 1968. 230 p.

231. Didicher N. E. Adolescence, Imperialism, and Identity in Kim and Pegasus in Flight // Mosaic. Volume. 34. Issue. 2., 2001.

232. DeFleur M., Ball-Rokeach S. Theories of Mass Communication. N. Y., 1975. 130 p.

233. Dominick Joseph R. The dynamics of mass communication. Athens. 1990. 597 p.

234. Dunnet P. The world newspaper industry. L., 1988. 140 p.

235. Emery E., Emery M. The press in America. Englewood Cliffs, N. J., 1988.245 p.

236. Fauconnier G. Mass Media and Society. Louvain, Belgium. 1975.135 P-

237. Ford B. A Case for Kipling? - Kipling and Crities. L., 1965.

238. Gerbner G., Siefert M. World communications: A handbook. N. Y., 1984. 150 p.

239. Gumpert G. Talking, Tombstones and Other Tales of the Media Age. N. Y., 1987. 120 p.

240. Hamilton Sh. Musicology as propaganda in Victorian theory and practice// Mosaic. Volume. 31. Issue. 2., 1998.

241. Hardacre M. A. Rudyard Kipling. Kim. L., 1971. 120 p.

242. Harms L. S. Human Communication: The New Fundamentals. N.Y., 1974. 230 p.

243. Hilton B. Kipling, a New Appeciation. L., 1968. 110 p.

244. Hopkins M. Mass Media in Soviet Union. N. Y., 1970. 140 p.

245. Howell W. World broadcasting in the Age of the Satellite. Norwood, N. J., 1986. 135 p.

246. James H. Letters to R. L. Stevenson. - Kipling, the Critical Heritage. L, 1971.

247. Jones R. W. Journalism in the United States. N. Y., 1947. 210 p.

248. Jowett G., Linton J. Movies as Mass Communication. Beverly Hills, Calif., 1980. 125 p.

249. Kingsley A. Rudyard Kipling and his world. L., 1975. 240 p.

250. Klapper J. The Effects of Mass Communication. N. Y., 1960. 120 p.

251. Kurian G. World press encyclopedia. N. Y., 1982. 250 p.

252. Lederman L. C. New Dimensions: An Introduction to Human Communication. Iowa. 1977. 150 p.

253. Martin J., Chaudhary A. Comparative mass media systems. N. Y., 1983. 125 p.

254. Mc Quail D., Windahl S. Communication models. N. Y., 1981. 120 p.

255. Mc Quail D. Mass Communication theory. L., 1987. 150 p.

256. Mc Quail D. Towards a Sociology of Mass Communications. L., 1969. 130 p.

257. Media Economics: Theory and Practice. Ed. by A. Alexander, J. Owers, R. Caverth. Hillsdale. N. J.; L., 1993. 320 p.

258. Megrowitz J. No sense of Place. N. Y., 1985. 140 p.

259. Merril J. Global journalism. N. Y., 1983. 225 p.

260. Mickiewicz E. Media and the Russian Public. N. Y., 1981. 150 p.

175

261. Mogel L. The magazine. Englewood Cliffs, N. J., 1979. 120 p.

262. Mott F. L. American journalism. N. Y., 1962. 250 p.

263. Newsom D., Wollert J. Media writing: News for the Mass Media. Belmont, Calif., 1985. 210 p.

264. Palmer J. Rudyard Kipling. L., 1973. 240 p.

265. Pavlik J. V. New media technology: Cultural and commercial perspectives. Boston. 1996. 170 p.

266. Peterson T. Magazines in the Twentieth Century. Urbana. 1964. 170

P-

267. Rudyard Kipling. The Man, his work and his world. Ed. by John Gross. L., 1972. 230 p.

268. Schramm W. Men. Women, Messages, and Media. N. Y., 1982. 210

P-

269. Shamsul I. Kipling's "Law". A study of his philosophy of life. L., 1975. 150 p.

270. Smith A. Goodbye Gutenberg. N. Y., 1980. 230 p.

271. Sparks C., Reading A. Communism, Capitalism and the Mass Media. L., 1998. 180 p.

272. Stovall J. Writing for the Mass Media. Englewood Cliffs, N. J., 1985. 150 p.

273. Tan A. Mass Communication: Theories and Research. Columbus, Ohio. 1981. 125 p.

274. Tebbel J. The compact history of the American newspaper. N. Y., 1969. 200 p.

275. "The Hun is at the Gate!": Historicizing Kipling's militaristic rhetoric, from the Imperial periphery to the National center. By A. Michael Matin. Part one: The Russian threat to British India // Studies in the Novel. Volume. 31. Issue. 3., 1999.

276. The Idea of Literature. The Foundations of English Criticism. M., 1979. 413 p.

277. Tompkins J. The Art of Kipling. L., 1968. 130 p.

278. Trout S. Christ in Flanders?: another look at Rudyard Kipling's "The Gardener" // Studies in Short Fiction. Volume. 35. Issue. 2., 1998.

279. Wilde O. Selections. Volume one. M., 1979. 391 p.

280. Williams R. Communications. L., 1962. 190 p.

281. Wolseley R. Understanding Magazines. Ames. 1972. 140 p.

282. Wood J. P. Magazines in the United States. N. Y., 1971. 140 p.

283. Wright Ch. R. Mass Communication: A Sociological Perspective. N. Y., 1959. 120 p.

284. Yanni Robert Di. Literature. Reading fiction, poetry, drama and essay. N.Y., 1990. 1746 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.