Реализация функции воздействия в тексте эссе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.04, кандидат филологических наук Славянская, Наталья Валентиновна
- Специальность ВАК РФ10.02.04
- Количество страниц 176
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Славянская, Наталья Валентиновна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФЕНОМЕНА РЕЧЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ.
1.1. Взаимосвязь проблем речевого воздействия и риторики.
1.2. Реализация функции воздействия в тексте.
1.3. Основные виды речевого воздействия: убеждение и
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Германские языки», 10.02.04 шифр ВАК
Языковые средства аргументации во французском туристическом дискурсе2008 год, кандидат филологических наук Погодаева, Светлана Александровна
Речевое воздействие: онтология и методология исследования2009 год, доктор филологических наук Шелестюк, Елена Владимировна
Прагматическая и речевая организация русского литературно-критического эссе XX в.2001 год, доктор филологических наук Руженцева, Наталья Борисовна
Русское частное письмо XIX в.: Коммуникация, жанр, речевая структура2002 год, доктор филологических наук Ковалева, Наталья Анатольевна
Литературно-критический дискурс Томаса Элиота2011 год, кандидат филологических наук Силецкая, Светлана Сергеевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Реализация функции воздействия в тексте эссе»
Выводы по Главе 1.35
ГЛАВА 2. ЭССЕ КАК СИНКРЕТИЧНЫЙ ТИП ТЕКСТА.37
2.1. Феномен синкретизма и его описание в научной литературе.37
2.2. Синкретизм как основная текстотипологическая характеристика эссе.43
2.3. Реализация функции воздействия в эссе как синкретичном типе текста.49
Выводы по Главе 2.58
ГЛАВА 3. СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ РЕАЛИЗАЦИИ ВОЗДЕЙСТВИЯ В ТЕКСТЕ ЭССЕ.61
3.1. Основания выделения стратегий убеждения и внушения и репрезентирующих их тактик.61
3.2. Стратегии убеждения.72
3.2.1. Стратегия обращения к логической сфере мировосприятия адресата.72
3.2.1.1. Тактика фактуальной аргументации.72
3.2.1.2. Тактика рассуждения.79
3.2.1.3. Тактика выдвижения значимых понятий.89
3.2.2. Стратегия обращения к эмоционально-образной сфере мировосприятия адресата.96
3.2.2.1. Тактика самопрезентации адресанта.96
3.2.2.2. Тактика интимизации.99
3.2.2.3. Тактика выражения авторской оценочности.106
3.2.2.4. Тактика создания образности текста.114
3.3. Стратегия внушения.122
3.3.1. Тактика мифологизации.122
3.3.2. Тактика ритмизации.140
Выводы по Главе 3.148
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.152
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.158
СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА.173
ИСТОЧНИКИ ИЛЛЮСТРАТИВНОГО МАТЕРИАЛА.174
ВВЕДЕНИЕ
Настоящее диссертационное исследование посвящено изучению реализации функции воздействия в тексте эссе.
Интерес науки к изучению человека, его мышления и социальных процессов образовал новые стимулы для изучения феномена воздействия, однако, при большом- объеме работ, посвященных отдельным видам воздействия (персуазивность, суггестивность, аргументация), обобщающие результаты таких исследований отсутствуют.
Способы речевого воздействия (РВ), его стратегическая и тактическая реализация рассматривались на материале научных текстов [Чаковская, 1987; Варгина, 2004], обучающих текстов и текстов инструкций [Новичкова, 1987], текстов рекламы [Голоднов, 2003; Ластовецкая, 2005; Полетаева, 2001] и текстов ток-шоу [Ларина, 2004], текстов информационного и ораторского стилей [Красильникова, 2005; Мажар, 2005], текстов политической пропаганды [Логинова, 2004; Лукьянова, 2005] и предвыборных теледебатов [Иванова, 2003]. Гораздо- менее подробно исследовано РВ в текстах эссе, воздействующий потенциал которых во многом обусловлен их синкретичной природой. Специфика реализации функции воздействия в синкретичных типах текста не выступала предметом самостоятельного рассмотрения. Это подтверждает актуальность настоящего диссертационного исследования:
Актуальность изучения реализации функции воздействия в тексте эссе определяется также вниманием современной науки к использованию языка как орудия целенаправленной деятельности человека, к вопросам оптимизации общения и, в частности, к вопросам контроля над структурами сознания и управления процессами активного восприятия и познания мира. Описание синкретизма эссе и положенное в его основу обращение к различным областям научного знания (лингвистике, лингвистике текста, литературоведению, философии, риторике, прагматике, психолингвистике и эстетике) отражают холистический взгляд на мир и интегральные подходы к объектам исследования, свойственные современному научному знанию.
Хрестоматийная мысль М.М. Бахтина о том, что гуманитарные дисциплины и мышление реализуются в форме текста, который является «первичной данностью» всех дисциплин и «той непосредственной действительностью, из которой только и могут исходить эти дисциплины и это мышление» [Бахтин, 2000: 299], обретает новое звучание в контексте современной научной парадигмы. «Человекомерность» науки ориентирует на новое понимание текста, заставляет видеть в тексте результат ментальной деятельности человека, «аргумент, с помощью которого меняется картина мира в сознании реципиента» [Щирова, Тураева, 2005: 135], что свидетельствует о целесообразности комплексного изучения феномена воздействия на уровне текста.
Объектом диссертации является реализация функции воздействия в синкретичном типе текста.
Предметом исследования выступают стратегии и тактики воздействия в текстах англоязычного эссе.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые предпринимается попытка комплексного междисциплинарного описания феномена воздействия и его осмысления с позиций синкретизма. Для уточнения функционально-стилевой принадлежности текстотипа эссе впервые вводится понятие «зона синкретизма», выделяются стратегии и тактики, реализующие различные виды воздействия в синкретичном текстотипе эссе и актуализирующие их языковые средства.
Теоретическую базу исследования составили:
• работы по теории речевого воздействия и теории аргументации
H.A. Безменова, Р. Блакар, А.Н. Баранов, Е.И. Варгина, В.З.
Демьянков, О.С. Иссерс, И.О. Ситникова, Т.Г. Хазагеров, JI.C.
Ширина, Ф. Еемерен, Р. Гроотендорст; К. Burke, Ch. Perelman, L.
Olbrechts-Tyteca; I. Richards);
• работы по суггестивности (M.P. Желтухина, A.A. Романов, И.Ю.
Черепанова, Е.Т. Юданова) и персуазивности (A.B. Голоднов, В.Е.
Чернявская, J. Brian Stiff, Mongeau Paul, G. Miller, C. Carey, R. Cockroft, S. Cockroft) текста;
• исследования в области диалогизма текста и текстовой категории адресованности (М.М. Бахтин, О.П. Воробьева, О.Н. Морозова, H.JI. Романова);
• исследования по стилистике, прагматике, лингвистике и типологии текста (И.В. Арнольд, Э.С. Азнаурова, Н.Д. Арутюнова, И.Р. Гальперин, Е.А. Гончарова, А.Г. Гурочкина, A.A. Залевская, Т.В. Николаева, И.А. Щирова, Н.М. Разинкина, И.Б. Руберт, З.Я. Тураева, O.E. Филимонова, К.А. Филиппов, В.Е. Чернявская, К. Brinker, R. de Beaugrande, W. Dressler, U. Eco), в том числе работы, посвящённые понятию эссе и описанию его характеристик (А.Г. Березкина, В.И. Бычкова, Г.И. Вальц, И.Р. Гальперин, Е.П. Зыкова, О.Б. Иванов, JI.B. Константинова, A.JI. Дмитровский, Е.М. Скурко, И.В. Тихомирова, М.Н. Эпштейн);
• лингвистические и философские исследования, посвященные явлению синкретизма (А.И.Арнольдов, Ю.В. Архипова, В.В. Бабайцева, К.Э. Штайн, M. Baerman, D. Braun, G. Corbett);
• философские исследования, посвященные вопросам эстетического воздействия искусства и культурологии (JT.C. Выготский, М.К. Мамардашвили, М.С. Каган, В.П. Руднев.)
• работы по проблемам мифологии и психоанализа (Р. Барт, А.Ф. Лосев,
Ю.М. Лотман, Е.М. Метелинский, А.И. Немировский, Б.А. Успенский, М. Элиаде, К. Г. Юнг, К. Jung, S. Walker).
Целью работы является выявление набора стратегий и тактик, реализующих функцию воздействия в тексте эссе, и их языковых репрезентантов.
Достижение цели предполагает решение следующих задач: 1) изучить содержание понятия «воздействие» и раскрыть комплексный характер феномена воздействия, описав его как влияние на логическую и эмоциональную, сознательную и бессознательную сферы постижения мира человеком;
2) связать комплексный характер воздействия с усложнением глобального социально-культурного контекста и необходимостью оптимизации механизмов осуществления человеком коммуникативной деятельности;
3) описать процесс реализации воздействия на уровне текста, уточнив понятие «функция воздействия»;
4) изучить основные виды воздействия: убеждение и внушение;
5) описать эссе как синкретичный тип текста, исходя из понимания синкретизма как явления культуры, органично соединяющего структуры культурной реальности;
6) описать специфику реализации функции воздействия в тексте эссе, выделив такие стратегии воздействия, которые будут характерны для эссе как синкретичного текстотипа;
7) определить тактики, актуализирующие стратегии воздействия в тексте эссе, и выявить их языковые маркеры.
В соответствии с целью и задачами исследования в качестве основных методов анализа использовались: дедуктивный и индуктивный методы, метод сравнительно-сопоставительного анализа, метод многоступенчатого дефиниционного анализа, метод лингвостилистического анализа и метод контекстуального анализа.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Изучение проблемы реализации функции воздействия в тексте эссе органично включается в контекст понятия «синкретизм», которое относится к ключевым понятиям современной эпохи и воплощает тенденцию к интеграции научного знания и формированию новой единой картины мира в условиях глобализации культурной, научной и социально-политической жизни общества.
2. Эссе находится на периферии публицистического стиля и граничит с двумя функциональными стилями - стилем научной прозы и стилем художественной прозы, оказываясь, таким образом, в зоне функционально-стилевого синкретизма. Принадлежность эссе к этой зоне определяет сочетание в нем дистинктивных характеристик всех трех стилей и его синкретизм как типа текста.
3. Зона функционально-стилевого синкретизма отражает интеграцию научного и творческого познания, логического эмоционально-образного мышления. Соответственно, для эссе как синкретичного типа текста релевантны две стратегии, направленные на реализацию в нем функции воздействия: стратегия обращения к логическому способу мировосприятия адресата и стратегия обращения к эмоционально-образному способу мировосприятия адресата, которой подчиняется стратегия внушения.
4. Стратегия обращения к логическому способу мировосприятия адресата реализуется посредством трех тактик и маркирующих их языковых средств: а) фактуальной аргументации (лексемы и когнитивы, указывающие на источник знания), б) рассуждения (языковые средства, обеспечивающие связность текста и способствующие четкости его логической структуры) и в) выдвижения значимых понятий (разноуровневые языковые средства, функционально акцентирующие доминирующие текстовые смыслы).
5. Стратегия обращения к эмоционально-образному способу мировосприятия адресата реализуется посредством четырех тактик: а) самопрезентации адресанта (автосеманическое употребление местоимения 1-го л. ед.ч., лексические и грамматические средства субъективной модальности), б) интимизации (языковые средства, запечатлевающие различные формы обращения к адресату и идентифицирующие автора с читателем), в) выражения авторской оценочности (лингвистические средства формирования и усиления оценки) и г) создания образности текста (языковые единицы, формирующие перцептуальные образы и тропы).
6. Стратегия внушения как частная стратегия, подчиненная стратегии обращения к эмоционально-образному способу мировосприятия адресата, реализуется посредством двух тактик: а) тактики мифологизации (языковые средства репрезентации мифологем, формирующие ассоциативно-образный слой текста) и б) тактики ритмизации (синтаксические, лексические и фонетические средства, формирующие ритмическую организацию текста).
Материал исследования составили англоязычные эссе, опубликованные в ведущих английских и американских газетах и журналах (The Time Magazine, The New Yorker, World Watch Magazine, i-D Magazine, The New York Times и т.д.) в XX-XXI вв. В диссертации анализируются эссе как мастеров слова - Дж. Оруэлла, М. Амиса, Дж. М.Кутзее, Э. Хоагланда, С. Зонтаг, Дж. Эпштейна, так и менее известных публицистов, журналистов, редакторов и обозревателей. Общий объем проанализированных эссе составил 3600 страниц.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что ее результаты вносят вклад в разработку понятия синкретизма, проблем текстотипологии и функциональной стилистики, а также вопросов речевого воздействия и его реализации в синкретичных типах текста. Данные, полученные в результате исследования, способствуют развитию представлений о тексте как о дискурсивной системе, обеспечивающей социальное, культурное и интеллектуальное взаимодействие языковых личностей в социуме.
Практическая ценность исследования заключается в том, что его результаты могут найти применение в вузовской практике для подготовки лекционных курсов и семинарских занятий по стилистике, лингвистике текста и риторике, на занятиях по письменной практике, а также при написании курсовых, дипломных и диссертационных работ.
Рекомендации по использованию результатов диссертационного исследования: выводы и материал исследования могут использоваться в преподавании учебных дисциплин, связанных с формированием навыков письменной речи, в частности навыков написания различных типов эссе на английском языке, а также с оценкой уровня владения языком (language assessment). Результаты работы могут использоваться при составлении тестов по английскому языку (включая тесты ЕГЭ).
Апробация работы. Основные положения диссертации были представлены на конференции «Герценовские чтения» (Санкт-Петербург, 2007, 2008, 2009) и на научных аспирантских семинарах кафедры английской филологии РГПУ им. А.И. Герцена «Современные стратегии описания текста» (октябрь 2008, март 2009) и «Проблемы когнитивной лингвистики» (март 2009). По теме исследования опубликовано пять научных работ, общим объемом 0,9 п.л., включая материалы трех конференций, и две статьи, из них одна публикация в издании, рекомендованном Высшей аттестационной комиссией.
Объем и структура работы. Содержание исследования изложено на 176 страницах машинописного текста. Диссертация состоит из вступления, трех глав и заключения. Библиографический список включает 184 наименования научной литературы, из них 29 на английском языке, а также словари и источники иллюстративного материала.
В первой главе «Теоретические проблемы феномена речевого воздействия» обобщаются основные теоретические положения, связанные с i понятиями речевого воздействия, риторики и новой риторики. С учетом установок современной научной парадигмы, новая риторика рассматривается как междисциплинарная дисциплина, изучающая языковое оформление коммуникативных ситуаций, в которых реализуются различные способы воздействия на аудиторию. Описываются вида воздействия: убеждение и внушение; на основе конститутивных текстовых свойств «адресованность» и «интенциональность» изучается проблема актуализации воздействия в тексте, его стратегического и тактического планирования.
Во второй главе «Эссе как синкретичный тип текста» проблема реализации стратегий и тактик убеждения и внушения включается в контекст понятия «синкретизм», обобщаются результаты основных исследований синкретизма в лингвистике. Уточняется соотношение феномена синкретизма и полевой структуры языковых систем: акцентируется широкое видение синкретизма в языке, запечатленное в понятии «зона синкретизма», которое затем используется для решения проблемы определения функционально-стилевой принадлежности эссе.
В третьей главе «Стратегии и тактики реализации функции воздействия в тексте эссе» выявляется набор стратегий и тактик убеждения и внушения в эссе как типе текста, описываются критерии их выделения и анализируются их языковые репрезентанты в различных разновидностях текстов англоязычных эссе.
В заключении обобщаются результаты исследования, делаются выводы и намечаются перспективы исследования.
Похожие диссертационные работы по специальности «Германские языки», 10.02.04 шифр ВАК
Интенциональные категории публицистического текста (на материале периодических изданий 2000 - 2008 гг.)2008 год, доктор филологических наук Клушина, Наталья Ивановна
Функционально-стилевые варианты доказательства в русском литературном языке начала XXI в.2007 год, кандидат филологических наук Пузикова, Зоя Георгиевна
Аргументативное сообщение как единица политической речи, прагмалингвистический и интеракциональный аспекты анализа: На материале Слушаний заседаний в Конгрессе США2003 год, кандидат филологических наук Добрякова, Наталия Николаевна
Лингвопрагматический анализ экспрессивности эпистолярного текста: на материале английской частной переписки XVIII-XIX вв.2007 год, кандидат филологических наук Силаева, Наталья Владимировна
Эволюция жанра проповеди в новоанглийский период2004 год, кандидат филологических наук Кукушкина, Наталья Михайловна
Заключение диссертации по теме «Германские языки», Славянская, Наталья Валентиновна
Выводы к 3-й главе
1. Синкретизм эссе определяет специфику реализации в нем функции воздействия, а актуализирующиеся в нём стратегии закономерно обнаруживаются в научном, публицистическом и художественном функциональных стилях. К ним относятся стратегия убеждения, которая реализуется стратегиями обращения к логической сфере и к эмоционально-образной сфере мировосприятия адресата, и более частная по своему характеру стратегия внушения (суггестивности), подчиняющаяся стратегии обращения к эмоционально-образной сфере мировосприятия адресата. Каждая из стратегий актуализируется в наборе тактик и совокупности репрезентирующих их языковых средств.
2. Стратегия обращения к логической сфере мировосприятия адресата предполагает обращение к аргументации: формулирование тезиса, его доказательство с помощью аргументов и демонстрацию связи между тезисом и аргументом. Исходя из структуры аргументации текста эссе, в исследовании выявлялись три тактики реализации стратегии: тактика фактуальной аргументации, тактика рассуждения и тактика выдвижения значимых понятий.
3. Тактика фактуальной аргументации заключается в указании на конкретный источник знания при доказательстве тезиса или рассуждении. Таким указанием может послужить апелляция к авторитету, маркирующаяся цитатами, которые чаще всего вводятся в эссе предложным словосочетанием according to, а также коммуникативными и ментальными когнитивами to say, to argue, to point out, to observe, to note и пр. Актантами при названных когнитивах выступают как имена собственные, называющие авторитетного человека, например, писателя, ученого, политика и.т.д., так и нарицательные существительные, обозначающие различныё источники получения эмпирического знания (статистика, исследования и т.д.). Ссылка на источник информации может носить характер пояснения в скобках, где обычно
148 указываются страница, издательство и год публикации цитируемого источника, обращения к общественному мнению или традиции определенного способа рассуждений. Такие ссылки вербализуются безличными вставными предложениями, часто со сказуемыми в пассивном залоге.
4. Логической основой тактики рассуждения в тексте эссе выступают причинно-следственные связи между его частями. Тезис является следствием, требующим декодирования или установления причины. Раскрывая тезис, эссеист приводит неограниченное число причин и оснований, которые придают убедительность рассуждению. «Клеем», скрепляющим все элементы текста, служат языковые средства связности, которая обеспечивается использованием повторяющихся слов, синонимов и антонимов, местоимений и артиклей.
5. Тактика выдвижения значимых понятий заключается в выделении единиц речи, наиболее значимых в смысловом отношении для доказательства тезиса. Частотность употребления и концентрация различных видов повторов в тексте эссе позволила сделать вывод об их особой значимости для раскрытия концептуально-тематической сути эссе. Повтор слов служит не только и не столько средством связности, сколько средством выдвижения, авторской акцентуации смысловых взаимосвязей и слов, значимых для принятия аргумента, т.е. усиливает логическую сторону высказывания. Аналогичной функциональной направленностью обладают и ключевые слова. Тактика вербализуется также с помощью параллелизма (сцепления), который актуализирует семантическую соотнесенность понятий, и графического выделения (курсива).
6. Стратегия обращения к эмоционально-образной сфере мировосприятия реализуется с помощью четырех тактик: тактики самопрезентации адресанта, тактики выражения авторской оценочности, тактики интимизации, и тактики создания образности текста.
7. Тактика самопрезентации адресанта предполагает включение в структуру текста информации, которая формирует образ адресанта и усиливает к нему доверие адресата. Тактика маркируется личным местоимением первого лица единственного числа - "I" (в его автосемантическом употреблении, передающем повествование от первого лица) и притяжательным местоимением "ту", модальными глаголами со значением желательности, сомнения, уверенности/ неуверенности, модусными глаголами интенции и мнения, а также лексическими средствами передачи модусов полагания, сомнения и допущения.
9. Содержание тактики выражения авторской оценочности заключается в том, что автор не просто информирует адресата об определенных событиях в своей жизни, в мире науки, политики или в общественной жизни, но дает им экспрессивную оценочную характеристику. Маркерами тактики являются лексические единицы, зачастую функционирующие как эпитеты и несущие в себе положительные или отрицательные экспрессивные оценочные коннотации. При анализе эссе было выявлено, что для эссе характерна абсолютизация авторской оценки, которая маркируется чаще всего превосходной степенью прилагательных и наречий, различными интенсификаторами, а также прилагательными и наречиями, располагающимися в области максимума оценочной шкалы.
10. Тактика интимизации выражается в форме непосредственного обращения к адресату и идентификации с ним автора. Тактика эксплицируется личными местоимениями you и we, вопросно-ответными комплексами и глаголами в повелительном наклонении. Тактика создания образности текста реализуется путем включения в эссе различных образов. К языковым маркерам тактики можно причислить любые разноуровневые языковые единицы, формирующие тропы (метафора, сравнение и пр.) и перцептуальные образы.
10. Стратегия внушения как частная стратегия, подчиненная стратегии обращения к эмоционально-образному способу мировосприятия адресата, реализуется посредством тактики мифологизации и ритмизации. Первая из них заключается в обращении к архетипам «коллективного бессознательного», которые актуализируются в эссе в мифологемах различных мифологий (библейской, греческой, германской, кельтской, тоталитарной) и репрезентируются мифонимами и разнообразными лексическими и стилистическими средствами, формирующими ассоциативно-образный слой текста. Вторая тактика маркируется синтаксическими повторами и параллелизмом, перечислениями, звуковыми повторами, в частности аллитерацией, ономатопеей и рифмой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сегодня, в условиях усложняющегося социально-культурного контекста, который требует от человека умения быстро адаптироваться в мире, полном межэтнических и межконфессиональных конфликтов, особое значение обретают вопросы риторики и речевого воздействия. В фокус научной парадигмы закономерно перемещаются проблемы языковой личности, а также использования языка как оптимального способа выражения ментальной деятельности и эффективного средства влияния на когнитивную систему реципиента.
Изучение основных научных подходов к феномену речевого воздействия в их историческом аспекте позволило сделать вывод о его обусловленности системой потребностей общения и предопределил комплексный междисциплинарный характер описания функции воздействия. В качестве таких потребностей можно рассматривать не только потребность адресанта информировать адресата о результатах мышления, но и его потребность как члена социума воздействовать на эмоциональную и интеллектуальную, сознательную и бессознательную сферы миропостижения адресата. Целью воздействия, в конечном итоге, всегда является изменение картины мира и регуляция поведения адресата.
Любая коммуникативная деятельность предполагает воздействие, которое определяется как речевое действие, реализуемое в форме текста. Материалом для комплексного междисциплинарного описания функции воздействия был выбран синкретичный тип текста - эссе.
Интеграционная функция синкретизма эссе имеет большой потенциал, который выражается в формировании мирового сообщества, «человечества в целом». Растущая плотность населения, ускорение темпа жизни, а также повышение уровня развития коммуникативных средств позволяют человечеству идти в ногу с развитием науки и техники, свободно оперировать большими потоками информации, ассимилировать культуру различных народов, что ведет, в свою очередь, к установлению многочисленных экономических, политических, культурных и научных взаимосвязей.
Тип текста эссе принадлежит публицистическому стилю, однако интегрирует в себе дистинктивные характеристики не только собственно публицистики, но и стилей научной и художественной прозы; его синкретизм суть следствие отражения разных способов познания мира человеком и различных типов человеческого мышления. Изучение реализации функции воздействия в синкретичном текстотипе эссе и выявление ее зависимости от функционально-семантических и структурно-синтаксических особенностей конкретных типов текстов, принадлежащих различным функциональным стилям, помогает осознать механизмы социального взаимодействия и характера протекания познавательной и коммуникативной деятельности человека в различных сферах бытия.
В исследовании были выделены и описаны стратегии и тактики, реализующие функцию воздействия в тексте эссе и характерные для публицистического, научного и художественного функциональных стилей. К таким стратегиям были отнесены стратегия убеждения, которая актуализируется в обращении к логической сфере мировосприятия и к эмоционально-образной сфере мировосприятия адресата, и стратегия внушения (суггестии).
Было установлено, что убеждение в эссе актуализируется с помощью формулирования тезиса и доказательства его аргументами. Аргументами, реализующими логическое воздействие, могут служить как естественные доказательства (в классификации Аристотеля), например доводы к авторитету (в классификации Хазагерова Т.Г., Шириной Л.С.), так и логические доказательства (довод к размышлению), которые основываются в эссе на рассуждениях, установлении причинно-следственной связи, связности текста и четкости его структуры, а также акцентуации смысловых взаимосвязей. Эти выводы позволили выделить тактики репрезентации стратегии обращения к логической сфере мировосприятия (тактику фактуальной аргументации, рассуждения и выдвижения значимых понятий), а также маркирующие их языковые средства. Среди них были вычленены языковые единицы, которые указывают на источник знания, обеспечивают связность эссе, способствуя его логической организации, и выделяют значимые текстовые смыслы, соответственно.
Убеждение адресата в эссе достигается не только апелляцией к рациональной стороне мировосприятия, но и, в большей степени, к эмоциям адресата и его образному сознанию. Эмоциональное воздействие на адресата оказывается с помощью этических и чувственных доказательств (по Аристотелю), или доводов к доверию (доверию к автору эссе), к эстетике, этике, чувствам и страстям. Стратегия обращения к эмоционально-образной сфере мировосприятия адресата реализуется, таким образом, посредством тактик самопрезентации адресанта, интимизации, выражения авторской оценочности и создания образности текста в рамках стратегии убеждения, а также тактик мифологизации и ритмизации в рамках стратегии внушения. К основным языковым средствам, маркирующим эти тактики, были отнесены лексические и грамматические средства субъективной модальности, личные местоимения (в том числе автосемантическое употребление местоимения 1-го л. ед.ч.), притяжательные местоимения 1-го л., языковые средства, запечатлевающие различные формы обращения к адресату и авторскую идентификацию с читателем, языковые единицы, которые участвуют в формировании экспрессивного субъективно-оценочнго слоя текста эссе и в формировании перцептуальных образов и тропов. В исследовании выделялись также языковые средства репрезентации мифологем, которые формируют ассоциативно-образный слой текста, а также синтаксические, лексические и фонетические средства, функционально направленные на формирование ритмической организации текста эссе.
Анализ функционирования представленного спектра языковых средств в тексте эссе подтверждает вывод о специфике реализации в нём функции воздействия, заключающейся в обращении к различным областям человеческого мировосприятия и проявлениям когнитивной деятельности. Оказывая комплексное воздействие на адресата, эссеист апеллирует к его способности к эмпирическому познанию и логическому рассуждению, к его эмоциональной потребности в доверии, диалоге и в идентификации себя с окружающими. Помимо этого эссеист имеет возможность затронуть образное сознание адресата, обратиться к архетипам, которые хранит его бессознательное, а также к чувству ритма читателя. Всё это позволяет ему добиваться большей эффективности трансляции результатов духовного освоения действительности.
Таким образом, можно заключить, что синкретичный тип текста эссе является той «формой времени» (В.Г. Белинский), которая позволяет авторам наиболее точно описать многоплановые по характеру и универсальные по сути отношения, складывающиеся между личностью и окружающим миром. С одной стороны, эссе выступает важным способом познания мира для когнитивного субъекта, который стремится преодолеть фрагментацию своего представления о мире и приблизиться к постижению его целостности. С другой стороны, эссе - эффективный инструмент воздействия на картину мира адресата.
В работе был сделан вывод о том, что проанализированные языковые маркеры стратегий и тактик, реализующих функцию воздействия, релевантны для любой разновидности текста эссе. При этом в каждой из этих разновидностей закономерно прогнозировать доминирование тех или иных стратегий и тактик. Так, например, в научных и критических эссе доминирющей является стратегия обращения к логическому способу мировосприятия, в то время как в политических эссе - стратегия обращения к эмоционально-образной сфере мировосприятия адресата. В философских эссе можно зафиксировать сбалансированное сочетание обеих стратегий. В зависимости от темы и прагматической установки каждого конкретного текста эссе, принадлежащего к той или иной его разновидности, можно проследить и вариативность тактик, реализующих данные стратегии.
Рамки диссертационного исследования не позволили провести сравнительно-типологический анализ реализации функции воздействия в отдельных разновидностях эссе. Исходя из важности решения этой задачи, ее целесообразно рассматривать как перспективу исследования. Идентификация того или иного экземпляра текста на основании реализующихся в нем стратегий и тактик воздействия позволит уточнить существующие классификации эссе и внесет вклад в разработку вопросов текстотипологии. Принимая во внимание масштаб обращения к мифологии в художественных текстах XX века (не только в форме заимствования сюжетов и мифологических имен, но и создания целых романов-мифов), а также признание наукой необходимости учитывать бессознательные процессы при описании механизмов творческой деятельности индивида, интересным представляется исследование языковых способов реализации тактики мифологизации в тексте эссе и, шире, в текстах публицистического стиля. Более подробное изучение логической структуры эссе и эмоциональной составляющей его воздействия может оказаться плодотворным для осмысления взаимодействия логического и эмоционального в когнитивной деятельности человека. Перспективным является изучение синкретичных типов текста и способов взаимопроникновения различных функциональных стилей на современном этапе их развития. Сопоставление стилей художественной и научной прозы в эпоху размывания границ областей научного знания может дать ценный материал о специфике преломления языковых особенностей научной речи в художественном произведении, а особенностей художественной речи — в научном изложении. Продуктивным признается исследование взаимопроникновения публицистического и художественного стилей, в особенности присутствия стратегий и тактик воздействия, типичных для эссе, в художественных текстах постмодернизма с характерным для него взглядом на взаимодействие вымысла и реальности, фикциональности и фактологичности. Перспективным методологическим приемом представляется и использование понятия «зоны синкретизма» для исследования иных синкретических типов текста.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Славянская, Наталья Валентиновна, 2009 год
1. Авдеенко И А. Структура и суггестивные свойства вербальных составляющих рекламного текста. Автореф. дисс.канд. филол. наук. — Барнаул, 2001. 23 с.
2. Азнаурова Э.С. Прагматика текстов различных функциональных стилей // Общественно-политический и научный текст как предмет обучения иностранным языкам М.: Наука, 1987. - с. 3-20.
3. Алендеев П.В. Эссе // Studia Lingüistica № 14. СПб.: Борей Арт, 2005. -с. 296 - 304.
4. Аргументация в публицистическом тексте (жанрово-стилистический аспект). Учебное пособие. Свердловск: Изд-во Урал.ун-та, 1992. - 243с.
5. Арнольд. И.В. Стилистика. Современный английский язык: Учебник для вузов. 8-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2006. - 384 с.
6. Арнольдов А.И. Введение в культурологию. М., 1993. - 349 с.
7. Арутюнова Н.Д. Фактор адресата // Изд-во АН СССР сер. лит. и яз., 1981 -№4 Т.40. - с. 356 - 367.
8. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М.: Языки русской культуры, 1998.-895 с.
9. Архипова Ю.В. Синкретизм в структуре культуры. Автореф. дисс.канд. филос. наук. Саратов, 2005. - 17 с.
10. Ю.Бабайцева В.В. Явления переходности в грамматике русского языка: монография. М.: Дрофа, 2000. - 640 с.
11. П.Баранов А.Н. Аргументация как языковой и когнитивный феномен // Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации. М.: Наука, 1990 (б), -с. 40-52.
12. Баранов А.Н. Политическая аргументация и ценностные структуры общественного сознания // Язык и социальное познание: сб. ст. М., 1990 (а). - 321 с.
13. Баранов А.Н. Что нас убеждает. М.: Знание, 1990 (в). - 63 с.
14. Барт Р. Мифологии. — М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1996. — 312 с.
15. Барт Р. Миф сегодня // Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1994.-с. 72-130.
16. Баудер А .Я. Функционирование синкретичного слова // Функционирование языковых единиц и категорий. — Таллин, 1988. — с. 33 -35.
17. Бахтин М.М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук. СПб.: Азбука, 2000. - 336 с.
18. Бахтин M. М. Эстетика словесного творчества: сб. избр. тр.; примеч. С. С. Аверинцева, С. Г. Бочарова. М.: Искусство, 1979. - 423 с.
19. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. 4-е изд. М.: Сов. Россия, 1979.-318 с.
20. Безменова H.A. Проблемы эффективности речи в перспективе неориторики // Оптимизация речевого воздействия. — М.: Наука 1990. с. 152-178.21 .Березкина. А.Г. Из истории жанра эссе в английской литературе 17 века // Филол. науки. М., 1984 - №6. - с. 24-30.
21. Береснева В.А. Синкретизм современных временных форм в современном немецком языке. Автореф. дисс.канд .филол. наук. Нижний Новгород, 1999.- 16 с.
22. Бердяев H.A. О назначении человека. М.: Республика, 1993. - 382 с.
23. Болтаева C.B. Ритмическая организация суггестивного текста. Автореф. дисс. .канд. филол. наук. Екатеринбург, 2003. - 24 с.
24. Булгаков С.Н. Свет невечерний: созерцания и умозрения. М.: Республика, 1994. - 415 с.
25. Бушев А. Б. Языковые особенности текстов, используемых в психотерапевтической коммуникации. Автореф. дисс.канд. филол. наук. -Тверь, 1999.-20 с.
26. Бычкова В.И. К вопросу о речевой структуре очеркового жанра // Вопросы стилистики. М.: Изд-во МГУ, 1983. - с. 71-87.
27. Вальц Г.И. Структурно-композиционные особенности ' текста литературно-критического эссе. Дисс.канд. филол. наук. М., 1984. — 179 с.
28. Варгина Е.И. Научный текст: функция воздействия. Автореф. дисс.докт. филол. наук. СПб., 2004. - 31 с.
29. Вольф Е.М. Функциональная семантика оценки. М.: Наука, 1985. -228 с.
30. Воробьева О.П. Лингвистические аспекты адресованности художественного текста (одноязычная и межъязычная коммуникация). Автореф. дисс.докт. филол. наук. М., 1993. - 38 с.
31. Выготсктий Л.С. Психология искусства. Анализ эстетической реакции. -М.: Изд-во «Лабиринт», 1997. 416 с.
32. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. -М.: Наука, 1981.- 139 с.
33. Гальперин И.Р Очерки по стилистике английского языка. М.: Изд-во лит. на иностр. яз., 1958. - 459 с.
34. Голодное А.В. Лингвопрагматические особенности персуазивной коммуникации (на примере современной немецкоязычной рекламы). Дисс. .канд. филол. наук. СПб., 2003. - 247 с.
35. Гончарова Е.А. Персуазивность и способы ее языковой реализации в дискурсе рекламы // Studia Lingüistica № 10. Проблемы теории европейских языков. Спб.: Тригон, 2001. - с. 120-130.
36. Гончарова Е.А. Тип повествования — прагматическая перспектива -адресованность художественного текста // Studia Lingüistica № 2. Язык иобщество. Лингвистика текста и лингвостилистика. СПб.: Стройлеспечать, 1996. — с. 5-12.
37. Гурочкина А.Г. Когнитивный и прагмасемантический аспекты функционирования языковых единиц в дискурсе: Учебное пособие. -СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. 102 с.
38. Демьянков В.З. Конвенции, правила и стратегии общения (Интерпретирующий подход к аргументации) // Серия литературы и языка, 1982 Т. 41. - № 4. - с. 327-337.
39. Дидье Ж. Философский словарь. М.: Международные отношения, 2000. -538 с.
40. Динцис A.B. Просодические и кинестические средства реализации функции убеждения (на материале английского публичного судебного монолога). Автореф. дисс.канд. филол. наук. М., 2004. - 16 с.
41. Дмитровский А.Л. Жанр эссе. Очерк теории жанра: монография. Орел: ОГУ, «Картуш», 2006. - 130 с.
42. Ефанова Л.П. Семантический синкретизм присловных падежей (к проблеме переходности) // Переходность и синкретизм в языке и речи: межвузовский сб. науч. тр. М.: Изд-во «Прометей» МПГУ им. В.И. Ленина, 1991.-267 с.
43. Желтухина М.Р. Тропологическая суггестивность масс-медиального дискурса. О проблеме речевого воздействия тропов в языке СМИ: монография. М. - Волгоград: Изд-во ВФ МУПК., 2003. - 654 с.
44. Жирмунский В. М. Теория стиха. Л.: Советский писатель, Ленингр. Отд., 1975.-664 с.48.3алевская A.A. Психолингвистические исследования. Слово. Текст: Избранные труды. М.: Гнозис, 2005. - 543 с.
45. Зыкова Е.П. «Опыты» Монтеня и проблемы зарождения жанра эссе // Филол. науки, 1980 -№4. с. 14-22.
46. Иванова Ю. М. Стратегии речевого воздействия в жанре предвыборных теледебатов. Автореф. дисс.канд. филол. наук. Волгоград, 2003. -19 с.
47. Ивин A.A. Основы теории аргументации: Учебник. М.: Владос, 1997. — 352 с.
48. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. — М.: Едиториал УРСС, 2002. 284 с.
49. Каган М.С., Холостова Т.В. Культура-философия-искусство (Диалог) // Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Эстетика», № 2. М.: Знамя, 1988. -с. 64-75.
50. Карасик В.И. Язык социального статуса. М.: ИТДГК «Гнозис», 2002. -333 с.
51. Киященко Н.И. От эстетического опыта к эстетической культуре // Эстетическая культура, М.: 1996. 201 с. Электронный ресурс. — Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.philosophy.ru/iphras/library/wikoni.html
52. Кобрина H.A. Когнитивная лингвистика: истоки становления и перспективы развития // Когнитивная семантика. Материалы второй международной школы-семинара. 4.2. Тамбов: Изд-во тамбовского гос. университета, 2, 2000. - с. 170-175.
53. Кобрина H.A. Теоретическая грамматика современного английского языка: Учеб. пособие / H.A. Кобрина, H.H. Болдырев., A.A. Худяков. М.: Высшая школа, 2007. - 368 с.
54. Колшанский Г.В. Соотношение субъективных и объективных факторов в языке: монография. М.: Наука, 1975. - 229 с.
55. Кононова О. А. Бинарные оппозиции как универсальное средство отражения действительности в мифах и языке, Studia Lingüistica № 10. Проблемы теории европейских языков. Спб.: Тригон, 2001. - с. 357 -362.
56. Константинова JI.B. Синтаксические характеристики эссе. Автореф. дис.канд. филол. н. О., 1991. —14 с.
57. Кройчик JI.E. Эссе: свобода повествования или свободы мысли // Российская журналистика: смена приоритетов. Воронеж, 1995. - 65 с.
58. Ларина Е. Г. Лингвопрагматические особенности ток-шоу как жанра телевизионного дискурса :(на материале амер. телевиз. программ). Автореф. дис. канд. филол. н. Волгоград, 2004. - 21с.
59. Ластовецкая М. А. Вариативность англоязычного рекламного текста как фактор его прагматического воздействия. Автореф. дис.канд. филол. н. — М., 2005. 24 с.
60. Левидов М.Ю. Путешествие в некоторые отдалённые страны мысли и чувства Джонатана Свифта, сначала исследователя, а потом воина в нескольких сражениях. М.: Книга, 1986. - 56 с.
61. Логинова И. Ю. Лингвопрагматические особенности текста программы политической партии: (На материале англ. яз.). Автореф. дис.канд. филол. н. СПб., 2004. - 19 с.
62. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991. -524 с.
63. Лосев А.Ф. Форма. Стиль. Выражение. М.: Мысль, 1995. - 944 с.
64. Лотман Ю.М., Мелетинский Е.М., Минц З.Г. Мифы народов мира: мифологическая энциклопедия в двух томах / ред. С.А. Токарев. М.: Советская энциклопедия, 1982.
65. Лотман Ю. М., Успенский Б. А. Миф имя - культура // Лотман Ю. М. Избр. Статьи: в 3 томах. — Т. 1. Статьи по семиотике и типологии культуры. —Таллин: Александра, 1992.-е. 58-75.
66. Лукин В.А. Художественный текст: Основы лингвистической теории и элементы анализа: Учеб. для филол. спец. Вузов. М.: Изд-во «Ось-89», 1999. - 192 с.
67. Лукьянова Е. А. Оценочные модели как основа текстопорождения (на материале англоязычной обществ.-полит. публицистики). Автореф.дис.канд. филол. н. М., 2005. — 21с.
68. Лямзина Т. Ю. Жанр эссе (к проблеме формирования теории). Электронный ресурс. Электрон. дан. - Режим доступа: http://psujourn.narod.ru/lib/liamzinaessay.htm
69. Мажар E.H. Аффективно-манипулятивный компонент ораторской речи: (на материале англ. яз.). Автореф. дис. канд. филол. н. М., 2005. - 18 с.
70. Мамардашвили М.К. Эстетика мышления. М.: Московская школа политических исследований, 2000. - 205 с.
71. Метелинский Е.М. О литературных архетипах. М.: РГГУ, 1994. - 134 с.
72. Метелинский Е.М. Поэтика мифа. М.: Вост. Лит.: Шк. «Языки рус. культуры», 1995. - 406 с.
73. Морозова О.Н. Информативность публичной речи и фактор адресата // Системная организация английской филологии / Сб. научн. тр. моек. гос. ин-та им. М. Тореза, вып. 263. М., 1986. - с. 41 - 52.
74. Москвин В.П. Аргументативная риторика: теоретический курс для филологов. Ростов- на-Дону: Феникс, 2008. - 637 с.
75. Набоков В. Жизнь и творчество Себастьяна Найта. Набоковский фонд / Составитель В.П.Старк. СПб.: Изд-во журнала «Звезда», 1999. - 71 с.
76. Немировский А.И. Мифы Древности: научно-художесвтенная энциклопедия. Эллада. М.: Лабиринт, 2000. - 416 с.
77. Немировский А.И., Скогорев А.П. Библейские сказания и легенды. М.: Литература, Мир Книги, 2004. - 432 с.
78. Никитин М.В. Метафорический потенциал слова и его реализация // Studia Lingüistica № 10. Проблемы теории европейских языков. — СПб.: Тригон, 2001.-с. 36-51.
79. Николаева Т.М. От звука к тексту. М.: Языки русской культуры, 2000. -200 с.
80. Новичкова Р.Н. Тексты воздействия в современном немецком языке. — Харьков: «Вица школа», 1987. 112 с.
81. Новоселова И.Г. Развитие жанра эссе как тенденция литературного процесса 60 80х гг. - Владивосток, 1990. - 25 с.89.0ртега-и-гассет X. Две великие метафоры // Теория метафоры. М:, 1990. -с. 68-82.
82. Полетаева Т.В. Речевые манипуляции в современной англоязычной рекламе (прагматический аспект). Автореф. дисс.канд. филол. н. — СПб., 200.-18 с.
83. Разинкина Н.М. Стилистика английского научного текста. — М.: Едиториал УРСС, 2005. 216 с.
84. Разинкина Н.М. Функциональная стилистика (на материале английского и русского языков): Учебн. Пособие. М.: Высшая школа, 2004. - 271с.
85. Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации. М.: Наука, 1990. -135 с.
86. Рикер П. Конфликт Интерпретаций. Очерки о герменевтике. М.: Канон-пресс-Ц, 2002. - 624 с.
87. Романова. Н.Л. Языковые средства выражения категории адресованности в научном тексте // Studia Lingüistica № 2. СПб., 1996. - с. 89 - 95.
88. Романов А.А., Черепанова И.Ю. Суггестивный дискурс в библиотерапии. Тверь: Лилия, 1999. - 128 с.
89. Руднев В.П. Словарь культуры XX в. М.: Аграф, 1999. - 384 с.
90. Руженцева Н. Б. Прагматическая и речевая организация русского литературно-критического эссе XX века. Автореф. дис.докт. филол. н. -Екатеринбург, 2001. 38 с.
91. Руссо Ж.-Ж. Собр. соч. В 3 т. Т. 1. - М., 1961.- 223 с.
92. Ситникова И.О. Система средств аргументации и воздействия на адресата в философских трудах Мартина Хайдеггера. Дис.канд. филол. н. СПб., 2003.-21 с.
93. Скурко Е.М. Развитие информативной структуры английского эссе XVI XX веков (опыт диахронического исследования). Автореф. дисс.канд. филол. н. - М., 1984. - 23 с.
94. Стернин И.А. Фактор адресата в речевом воздействии // Вестник ВГУ. Серия: филология, журналистика, 2004 №1 Электронный ресурс. -Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.rec.vsu.ru/vestnik/pdf/phylolog/2004/01/sternin.pdf
95. Стилистика английского языка: Учебник / А.Н. Мороховский, О.П. Воробьева, Н.И. Лихошерст, З.В. Тимошенко. К.: Выща шк., 1991. - 272 с.
96. Тамарченко С. А. Функционально-смысловые трансформации библиотерапевтического дискурса. Автореф. дисс.канд. филол. наук. — Тверь, 1999. 20 с.
97. Тарасов Е.Ф. Место речевого общения в коммуникативном акте // Национально-культурная специфика речевого поведения. М., 1977. -с. 68-89.
98. Твен М. Афоризмы / Сост. Т. Боборыкина. СПб.: Анима, 2005. -320 с.
99. Тимофеева З.М. Рефлексивная игра в современном художественном тексте (На материале английских произведений XX века): монография. -СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. 119 с.
100. Тихомирова И.В. «Бронзовые врата» Тадеуша Брезы и некотрые особенности жанра эссе в современной польской литературе // Вестник моек, университета сер. филология, 1978 - № 3. - с. 67 -74.
101. Токарев С.А., Метелинский Е.М. Мифология // Мифы народов мира. Энциклопедия в двух томах. М.: Советская энциклопедия, 1987. - Т.1. -с. 11-20.
102. Толочин И.В. Метафора и интертекст в англоязычной поэзии: лингвостилистический аспект. СПб.: Изд-во СПб университета, 1996. -96 с.
103. Толочин И.В. Функционально-стилистический анализ повтора в поэзии У.Блейка ( на примере цикла Songs of Innocence and of Experience). Автореф. дисс.канд. филол. н. Ленинград, 1987. - 20 с.
104. Топоров В.Н. Семантическая структура древнегерманской модели мира. М.: Радикс, 1994. - 127 с.
105. Топешко И.Н. Культурно-мифологическая концепция происхождения языка // «Новые» и «вечные» проблемы философии. Новосибирск, 2000. -с. 16-30.
106. Третьякова Т.П. Антропоцентрическая парадигма и, некоторые проблемы английских речевых стереотипов // Антропоцентризм в языке и речи. СПб., 2003.
107. Тураева З.Я. Лингвистика текста: (Текст: структура и семантика). — М.: Просвещение, 1986. 126 с.
108. Узнадзе Д.Н. Психология установки. СПб.: Питер, 2001. - 416 с.
109. Ученова В.В. У истоков публицистики. М.: Изд-во МГУ, 1989. -214 с.
110. Федорова Л.Л. Типология речевого воздействия и его место в структуре общения // Вопросы языкознания, № 6, 1991. с. 46 - 50.
111. Филатова Т.С. Изоморфизм разноуровневых повторов в художественном тексте как основа лингвостилистической интерпретации текстового целого. Автореф. дисс.канд. филол. н. СПб., 1992. — 21с.
112. Филимонова O.E. Язык эмоций в английском тексте. СПб.: РГПУ, 2001.-259 с.
113. Филимонова O.E. Анализ репрезентации эмоций в английском тексте: Учебное пособие. СПб.: ООО «Книжный дом», 2007. - 448 с.
114. Филиппов К.А. Лингвистика текста: Курс лекций; 2-е изд., испр. и доп. СПб.: Изд-во СПб. университета, 2007. - 331 с.
115. Фортунатов Н.М. Ритм художественной прозы // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Ленинград: Наука, 1974. - 297 с.
116. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М.: Наука, 1978. — 605 с.
117. Хазагеров Т. Г., Ширина Л.С. Общие принципы классификации доводов. Электронный ресурс. — Электрон, дан. Режим доступа: http://nadzor.pk.ru/analit/allexec.php
118. Хазагеров Т.Г., Ширина Л.С. Риторика как искусство и наука (введение в общую риторику) // Ростовская электронная газета, № 51, 2000 Электронный ресурс. Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.relga.rsu.rn/n5 l/rus51 .htm
119. Хомякова Е.Г. Эгосфера. Ее моделирование и содержание // Антропоцентризм в языке и речи. СПб., 2003 - с. 8.
120. Цветаева М.И. Сочинения. В 2-х т. Т 2: Проза; Письма. М.: Художественная литература, 1988. - 639 с.
121. Чаковская М.С. Текст как сообщение и воздействие. М.: Высшая школа, 1986. - 127 с.
122. Чаковская М.С. Взаимодействие стилей научной и художественной литературы (На материале герм. Яз.). М.: Высш. Школа, 1990. - 157 с.
123. Черемысина О.Н. Типы и функции композиционно-речевой формы «рассуждение» в современной англоязычной прозе. Дисс. канд. филол. н. Ленинград, 1986. - 22 с.
124. Черепанова И.Ю. Дом колдуньи. Язык творческого бессознательного. -М.: Издательский дом «Профит Стайл», 2007. 400 с.
125. Чернявская В.Е. Лингвистика текста: поликодовость, интертекстуальность, интердискурсивность. Учебное пособие. М.: Книжный дом «Либроком», 2009. - 248 с.
126. Чернявская В.Е. Интерпретация научного текста: Учебное пособие. — М.: КомКнига, 2006 (а) 128 с.
127. Чернявская В.Е. Дискурс власти и власть дискурса: проблемы речевого воздействия: Учебное пособие. М.: Флинта: Наука, 2006 (б). - 132 с.
128. Чеснокова Л.Д. Порядковые числительные в аспекте теории синкретизма // Переходность и синкретизм в языке и речи: межвузовский сборник научных трудов. М.: Изд-во «Прометей» МПГУ им. В.И. Ленина, 1991. -267 с.
129. Чернышева Н.Ю. Ритм художественного текста как смыслообразующий фактор его понимания. Автореф. канд. филол. н. — Барнаул, 2002. с. 22
130. Шноль С.Э. Замятин A.A. Возможные биохимические и биофизические основы творчества и восприятия ритмических характеристик художественных произведений // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Ленинград: Наука, 1974. - 297 с.
131. Щирова И.А., Гончарова Е.А. Многомерность текста: понимание и интерпретация. Учебное пособие. СПб.: ООО «Книжный Дом», 2007 (а). - 472 с.
132. Щирова И.А., Тураева З.Я. Текст и интерпретация: взгляды, концепции, школы. СПб., 2005. - 156 с.
133. Эко У. Шесть прогулок в литературных лесах. СПб.: Симпозиум, 2003.-285 с.
134. Элиаде М. Аспекты мифа / Пер с фр. В.Большакова. М.: Инвест-ППП, 1996.-240 с.
135. Энквист Н.Э. Стили как стратегия в моделировании текста // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. 1988. - Т. 47 - № 4. - С. 329 - 339.
136. Эпштейн М.Н. Парадоксы новизны: О лит. развитии XIX-XX веков. -М.: Советский писатель, 1988. 414 с.
137. Эпштейн. М.Н. Эссе об эссе Электронный ресурс. Электрон, дан. — Режим доступа: http://www.emory.edu/INTELNET/esseesse.html.
138. Юданова Е. Т. Суггестивная функция языковых средств англоязычного политического дискурса. Дисс. канд. филол. н. — СПб, 2003. — 20 с.
139. Юнг К.Г. Душа и миф. Шесть архетипов. Мн.: Харвест, 2004. - 400 с.
140. Юнг К.Г. Сознание и бессознательное. СПб.: Университетская книга, 1997.-544 с.
141. Якунов А.В. Функционально-коммуникативная организация текста в жанре эссе. Череповец, 1998. — 21 с.
142. Atwan R. Foreword. // The best American Essays 1990. NY., Ticknor & Fields, 1990. p. IX-XII.
143. Baerman Matthew, Braun Dunstan, Corbett G. Greville The syntax-morphology interface. A study of syncretism, Cambridge, 2005. 225 p.
144. Bettinghaus Erwin Paul. Persuasive communication. 1980. 272 p.
145. Billig Michael. Arguing and Thinking. A rhetorical approach to social psychology. Edition: 2. Cambridge University Press, 1996. 325 p.
146. Blakar R.M. Language as a means of social power // Pragmalinguistics, J. Mey (ed.). The Hague - Paris, Mouton, 1979.
147. Bodkin M. Archetypal patterns in poetry. N.Y., 1958. - 340 p.
148. Brian Stiff J. Mongeau Paul A. Persuasive communication. Guilford Press, 2002.-351 p.
149. Brinker K. Linguistische Textanalyse. Eine Einfuerung in Grundbegriffe und Metoden. 6, durchges. und erg. Aufl., Schmidt (Erich). Berlin, 2005. -179 p.
150. Burke Kenneth. Rhetoric of motives. University of California Press, 1969. - 340 p.
151. Cassirer Ernst, Language and Myth. Toronto, 1953. - 103 p.
152. Cockroft Robert, Cockroft Susan. Persuading people. An introduction to Rhetoric. Palgrave Macmillan, 2005. - 258 p.
153. Crystal D. A Dictionary of Linguistics and Phonetics. Basil Blackwell, 1991.
154. Gabrielatos C. Inference: procedures and implications for TEFL. TESOL Greece Newsletter, 63, September 1999. p. 15-20.
155. Galperin I.R. Stylistics. M.: Higher School Publishing House, 1991. - 395 P
156. Halmari Helena, Virtanen Tuija. Persuasion across genres: a linguistic approach, Published by John Benjamins Publishing Company, 2005. 257 p.
157. Jones Keri. Jungian Theory // Encyclopedia of creativity, v. 2, Academic Press. San Diego, USA, 1999. - p. 109 -119.
158. Jung Carl Gustav. Four archetypes: mother, rebirth, spirit, trickster. Edition: 3, Routledge, 2003. 201 p.
159. Lakhani Dave. Persuasion: the art of getting what you want. Published by John Wiley and Sons, 2005. 227 p.
160. Miller R. Gerald. On Being Persuaded // Dillard Price James & Pfau Michael. The Persuasion Handbook. Developments in Theory and Practice. Sage Publications, Thousand Oaks. London, New Delhi, 2002. - p. 3-15.
161. O'Shaughnessy John. Persuasion in advertising. Routledge, 2004. - 220 pages.
162. Perelman Cha'im, Olbrechts-Tyteca Lucie. The New Rhetoric: A Treatise on Argumentation. Published by University of Notre Dame Press, 1969. 566 p.
163. Priestley J. Essayiests past and present. New York, 1967. - 211 p.
164. Richards Armstrong. The philosophy of rhetoric. Published by Oxford University Press. Oxford, 1936. - 138 p.
165. Slochower H. Mythopoesis: Mythic patterns in the literary classics. -Detroit, 1970.-362 p.
166. Scholes Robert and Klaus Carl H. Elements of the essay. New York: Univ.1. Press, 1969. 86 p.
167. Van Eeremen France H., Rob Grootendorst. Speech acts in argumentative
168. Discussions. Foris Publications. Holland / USA, 1984. - 216 p.
169. Walker F.Steven. Jung and the Jungians on Myth. An Introduction.
170. Routledge. New York, 2002. - 224 p.
171. Wierzbicka A. English, Meaning and Culture. Oxford University Press.1. Oxford, 2006. 352 p.1. СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА
172. ЛЭТП Литературная Энциклопедия терминов и понятий. /Главный редактор и составитель А.Н. Николюкин. М.: НПК «Интелвак», 2001 -1600 стлб.
173. Мифы народов мира — Ю.М. Лотман, З.Г. Минц, Е.М. Мелетинский «Мифы народов мира», мифологическая энциклопедия в двух томах, под ред. С.А. Токарева, М.: Советская энциклопедия, 1982
174. Новый Англо-русский словарь. М.: Изд-во Русский язык, 2002
175. СЭС РЯ Стилистический Энциклопедический словарь Русского Языка. - М.: Флинта, Наука, 2003.
176. Encyclopedia Americana. New York, v. 10 1955. - p. 512
177. Encyclopedia Britannica. Электронный ресурс. Электрон, дан. -Режим доступа: http://www.britannica.com
178. Encyclopedia of creativity, v. 2, Academic Press, San Diego, USA, 1999. -810 pages
179. A Dictionary of Biblical Tradition in English Literature / general editor, David Lyle Jeffrey. Wm В Eerdmans publishing Co, 1992. 960 pages
180. Oxford English Dictionary. Электронный ресурс. Электрон, дан. -Режим доступа: http://dictionary.oed.com
181. Safire's PD William Safire. Safire's Political Dictionary, Oxford University Press, 2008. - 862 pages.
182. ИСТОЧНИКИ ИЛЛЮСТРАТИВНОГО МАТЕРИАЛА1. Сборники эссе:
183. Amis Martin. The Second Plane. Vintage Books, London, 2008. 214 pages.
184. Coetzee J.M. Stranger Shores. Essays 1986-1999.Vintage Books, London, 2002. 374 pages.
185. Fadiman Ann. At Large and at Small: Familiar essays. Farrar, Straus and Giroux, New York, 2007. 220 pages.
186. Orwell George. Essays. Penguin Books, 2000. 466 pages.
187. The Best American Essays. Series Editor Robert Atwan. Ed. by Cynthia Ozick. Boston, New York, 1998. 260 pages.
188. The Best American Essays. Series Editor Robert Atwan. Ed. by Edward Hoagland.Boston, New York, 1999. 297 pages.
189. The Best American Essays. Series Editor Robert Atwan. Ed. Alan Lightman. Boston, New York, 2000. 233 pages.
190. The Best American Essays. Series Editor Robert Atwan. Ed. by Kathleen Norris. Boston, New York, 2001. 314 pages.
191. The Best American Essays. Series Editor Robert Atwan. Ed. by Stephen Jay Gould, Boston, New York, 2002 376 pages.
192. The Best American Essays. Series Editor Robert Atwan. Ed. by Ann Fadiman, Houghton Mifflin Company, Boston, New York, 2003. 339 pages.
193. The Art of the Personal Essay. An Anthology from the Classical Era tp the Present. Phillip Lopate, Anchor Books, New York, 1994. 777 pages.1. Газеты и журналы:
194. Ed Ayres. Why Are we not Astonished? Essay. World Watch Magazine. May/June, 1999. p. 25-29.
195. Tom Pragh. Seven Tons. Essay. World Watch Magazine. November/December, 2005. p. 30-31.
196. Tom Prugh. Mug Shot. Essay. World Watch Magazine. May/June, 2005. -p.«.
197. Mott Greene. Science and Democracy: Can This Marriage Be Saved? Essay. World Watch Magazine. March/April, 2006. p. 26-27.
198. Tim Lang. General Election Manifestos. The Saturday Essay. The Grocer Magazine. February 5, 2005. p. 28.
199. Tim Lang. Britain Farming. The Saturday Essay. The Grocer Magazine. July 9, 2005. p. 30.
200. Noah Feldman. War-Mood Metrics. Essay. The New York Times Magazine. December 11, 2005. p. 20-21.
201. Lance Morrow. The Case for Rage and Retribution (Essay). Time (Sept 14, 2001): p. 48. Электронный ресурс. Электрон, дан. - Режим доступа: British Council Journals Database. Thomson Gale 158.12. British Council -Russia.
202. Lance Morrow. The City Tourists Never Knew. (An American Tragedy/Essay). Time Magazine. (Sept 12, 2005). Электронный ресурс. -Электрон, дан. Режим доступа: British Council Journals Database. Thomson Gale 186.2495. British Council - Russia
203. Edmund Brown. The Beat/Mundo Grosso. The Moscow Times.com. Thursday, September 13, 2001. Page IV. Электронный ресурс. -Электрон. дан. Режим доступа: http://www.themoscowtimes.com/stories/2001/09/13/104.html
204. Michio Kaku. The power of staring (Essay). New Scientist Magazine. (April 16, 2005): p. 48(4). Электронный ресурс. Электрон, дан. - Режим доступа: British Council Journals Database. Thomson Gale 186.2495. British Council - Russia.
205. Churchland, Patricia. Brains wide shut? (Essay). New Scientist Magazine. (April 30, 2005): 46(4). Электронный ресурс. Электрон, дан. - Режим доступа: British Council Journals Database. Thomson Gale 186.2497. British Council - Russia.
206. Is this Luxury? i-D Magazine, 2005, p. 95y
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.