Развитие восприятия музыки XX века у младших школьников на предмете "Слушание музыки" в учреждениях дополнительного образования тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Шамтиева, Марина Романовна
- Специальность ВАК РФ13.00.02
- Количество страниц 172
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Шамтиева, Марина Романовна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ XX ВЕКА
У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
1.1. Восприятие музыки как психолого-педагогическая проблема.
1.2. Характеристика направлений академической музыки XX века.
1.3. Исторический анализ становления предмета
Слушания музыки» в детских музыкальных школах.
1.4. Анализ современных программ по музыкальному воспитанию в детских дошкольных учреждениях, детских музыкальных школах и детских школах искусств.
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ
ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ XX ВЕКА У ДЕТЕЙ НА ПРЕДМЕТЕ «СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ».
2.1. Организация и проведение констатирующего этапа опытно-поисковой работы.$
2.2. Методика развития восприятия музыки XX века у младших школьников на предмете «Слушание музыки».
2.3. Анализ результатов опытно-поисковой работы.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Развитие творческих способностей учащихся младших классов детской музыкальной школы средствами цветомузыкальной синестезии2007 год, кандидат педагогических наук Лукьянец, Наталья Григорьевна
Теория и практика гуманизации личности младшего школьника в процессе музыкального восприятия1997 год, доктор педагогических наук Каргапольцев, Сергей Михайлович
Развитие интонационного мышления младших школьников в процессе освоения народного музыкального творчества2009 год, кандидат педагогических наук Плыгун, Светлана Викторовна
Умственное воспитание младших школьников в процессе обучения музыке1999 год, кандидат педагогических наук Солопанова, Ольга Юрьевна
Импровизация как вид творческой деятельности в теории и практике музыкального образования2001 год, кандидат педагогических наук Мун, Людмила Николаевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие восприятия музыки XX века у младших школьников на предмете "Слушание музыки" в учреждениях дополнительного образования»
Актуальность исследования. Одним из главных методологических принципов, сформулированных в «Концепции художественного образования в Российской Федерации», является мультикультурный подход к освоению детьми содержания художественного образования. Реализация данного принципа связана с необходимостью приобщения детей и юношества к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства, что дает им возможность целостного представления о художественной культуре своего времени.
В профессиональном художественном образовании данный подход реализуется в полной мере через систему дисциплин, раскрывающих студентам особенности разных стилей, направлений, жанров и техник в различных видах современного искусства.
В системе общего и дополнительного художественного, в том числе и музыкального образования, реализация мультикультурного подхода осуществляется пока недостаточно. Педагоги детских школ искусств, детских музыкальных школ, как правило, уделяют мало внимания ознакомлению детей с произведениями искусства XX века, поэтому в их культурном развитии имеются значительные пробелы.
На необходимость введения в процесс музыкального образования детей наряду с классическими примерами музыкального искусства примеров современной музыки указывали многие авторы. Так, еще в начале XX века Б.Л. Яворский утверждал, что следует пропагандировать среди юных слушателей музыкальное творчество современных композиторов и что это творчество является результатом отображения в музыке новых течений, «прокладывающих пути музыкального искусства вперед». Тогда же Б.В. Асафьев, организовавший серию публичных концертов «Новая музыка», выпустил ряд статей с аналогичным названием, в которых обосновывалась необходимость широкой пропаганды сочинений современных западных и отечественных композиторов.
Идеи Б.Л. Яворского и Б.В. Асафьева развивал в своих педагогических работах Д.Б. Кабалевский. Он считал, что учитель музыки должен ввести учащихся в мир музыкального искусства разных направлений, в том числе и тех, которые связаны с музыкой XX века.
В 50-70-х годах XX века проблеме восприятия современной музыки детьми разного возраста уделялось внимание на конференциях ИСМЕ. В эти же годы появились работы разных авторов (А. Аронов, Б. Баркаускас, В. Гаврилин, М. Гольдштейн и др.), которые раскрывали отдельные подходы, связанные с введением современной музыки в процесс музыкального образования детей. Вопросы подготовки учащихся разных возрастных групп к восприятию современной музыки или музыки XX века освещались в работах композиторов, музыкантов-теоретиков, педагогов-практиков (JI.A. Баренбойм, В. Блок, Д. Дараган, К. Дьянкевич, А. Герман, В. Зак, Я. Карак, Н. Корыхалова, Н. Михайловская, М. Ройтерштейн, М. Ясногородская и др.). Они также рассматривались в диссертационных исследованиях Э.И. Бальчитиса, И.А. Знаменской, Э.В. Козловой, M.JI. Корсунской, С.Д. Кулиева, Т.М. Рабиной, В.Ф. Судакова и др. Авторы этих диссертационных исследований обосновывают методы приобщения учащихся к современной музыке XX века, которыми являются сравнение современной музыки с музыкой прошлого, наблюдение за развитием музыкального произведения, творческие задания, постепенное «погружение» в современную музыку, накопление слухового тезауруса современного музыкального языка, свободная дискуссия (вербальный ри-лизинг) о современной музыке, свободное ассоциирование.
Однако апробация всех выявленных методов проходила в общеобразовательных школах. Аналогичные исследования применительно к учреждениям дополнительного образования, где знакомство учащихся с сокровищами музыкального искусства осуществлялось бы в рамках предметов «Слушание музыки» и «Музыкальная литература», нами не были выявлены.
Изучение содержания программ «Слушание музыки» в детских музыкальных школах и детских школах искусств, а также в школах с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического цикла, где данный предмет изучается по программе вышеуказанных учреждений дополнительного образования, показало следующее:
- авторы программ указывают на необходимость освоения детьми образцов музыкальной культуры разных эпох, стилей и направлений, но примеры произведений музыки XX века в таких программах являются исключением;
- в большинстве изученных нами программ встречаются примеры произведений только лишь двух авторов: С.С. Прокофьева и Д.Д. Шостаковича;
- программы по предмету «Слушание музыки» в детских музыкальных школах, детских школах искусств в основном включают музыкальные произведения, базирующиеся на «интонационном словаре» (Б.В. Асафьев) музыки XVIII-XIX вв.
В последнее время рядом авторов изданы работы, посвященные проблеме освоения учащимися детских музыкальных школ произведений Э.В. Денисова, С.А. Губайдулиной, С.М. Слонимского, Р.К. Щедрина, А.Г. Шнитке и др. (О.Е. Шелудякова, Т.В. Кобелева, В.В. Кузнецова, И.Н. Шолкина), но и в этих работах не ставится задача разработать методику развития восприятия музыки XX века у младших школьников в системе дополнительного музыкального образования на предмете «Слушание музыки».
Таким образом, возникают противоречия:
- между необходимостью реализации мультикультурного подхода к содержанию музыкального образования детей, декларируемого в «Концепции художественного образования в Российской Федерации», и недостаточностью реализации этого подхода в системе учреждений дополнительного образования;
- . между обоснованной педагогами-практиками, музыкантами-теоретиками, исследователями и композиторами необходимостью введения музыки XX века в процесс музыкального образования детей дошкольного и младшего школьного возраста и недостаточной разработанностью теоретических и методических положений для этого введения;
- между разработанностью методов, приемов и методических систем развития восприятия музыки XX века у учащихся общеобразовательных школ на уроках музыки и отсутствием методик развития восприятия у младших школьников в системе учреждений дополнительного образования.
Данные противоречия позволили нам сформулировать проблему исследования, суть которой заключается в выявлении принципов, этапов, методов развития восприятия музыки XX века у учащихся младшего школьного возраста в детских музыкальных школах, детских школах искусств и в школах с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического цикла.
Актуальность, практическая значимость и недостаточная разработанность обозначенной проблемы определили тему диссертационного исследования: «Развитие восприятия музыки XX века у младших школьников на предмете "Слушание музыки" в учреждениях дополнительного образования».
Цель исследования: теоретическое обоснование, разработка и проверка опытно-поисковым путем методики развития восприятия музыки XX века у младших школьников на предмете «Слушание музыки» в детских музыкальных школах, детских школах искусств и в школах с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического цикла.
Объект исследования: процесс музыкального воспитания детей младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования и в школах с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического цикла.
Предмет исследования: методика развития восприятия музыки XX века у младших школьников на предмете «Слушание музыки» в детских музыкальных школах, детских школах искусств и в школах с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического цикла.
Гипотеза исследования. Развитие восприятия у детей младшего школьного возраста музыки XX века на предмете «Слушание музыки» будет проходить успешно, если:
- постепенно реализовать расширение их «интонационного словаря» за счет введения для восприятия произведений музыки XX века, включающих близкие для детей элементы народного музыкального творчества;
- расширение «интонационного словаря» детей будет осуществляться в последовательности: восприятие музыкальных произведений народного и композиторского творчества, включающих элементы фольклора; восприятие музыкальных произведений, основанных на современных направлениях и техниках композиторского письма;
- активно вовлекать в данный процесс родителей, благодаря совместному с детьми домашнему музицированию, слушанию музыки и созданию творческих продуктов по музыкальным произведениям композиторов XX века.
В соответствии с целью и гипотезой исследования определены следующие задачи:
1. Осуществить анализ психолого-педагогической, научно-педагогической, музыковедческой и методической литературы с целью уточнения понятия «восприятие музыки младшими школьниками».
2. Выявить основные принципы методики развития восприятия музыки XX века.
3. Определить этапы реализации методики развития восприятия музыки XX века у младших школьников, включающие методы, соответствующие каждому этапу, а также определенную последовательность работы с родителями.
4. В опытно-поисковой работе проверить эффективность разработанной методики на предмете «Слушание музыки» в детской музыкальной школе, детской школе искусств и в школе с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического цикла.
Методологической основой исследования явились: положения о специфических особенностях восприятия музыки детьми дошкольного и младшего школьного возраста (Ю.Б. Алиев, Н.А. Ветлугина, О.П. Радынова, К.В. Тарасова, Г.М. Цыпин др.); идеи о необходимости представления детям примеров современного музыкального искусства (Б.В. Асафьев, Д.Б. Кабалевский, Б.Л. Яворский и др.); положения отечественного и зарубежного музыкознания о специфике современного музыкального языка (Т.С. Бершадская, Д.В. Житомирский, Ц. Когоутек, А.А. Маклыгин, М. Рахманова, Ю.Н. Холопов, Л. Христиансен и др.); положения об эмоциональной отзывчивости на музыкальное произведение детей дошкольного и младшего школьного возраста как ядра комплекса музыкальных способностей (Н.А. Ветлугина, О.П. Радынова, Б.М. Теплов и др.); идеи о необходимости связи музыкальных и художественных впечатлений ребенка с его жизненным опытом (Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, Д.Б. Кабалевский, Г.С. Ригина, К.В. Тарасова, Л.В. Школяр, С.М. Шоломович); положение о принципах при-родосообразности (Аристотель, Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский и др.) и культуросообразности (А.В. Дистервег, Д. Локк, И.Г. Песталоцци, В.Т. Кудрявцев, В.И. Слободчиков и др.) в воспитании детей; положение о полихудожественном развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста (Е.П. Кабкова, И.Н. Клюева, Т.Г. Пеня, Л.Г. Савенкова, Б.П. Юсов и др.); положения о необходимости активного включения в процесс музыкального образования дошкольников и младших школьников их родителей (Н.А. Ветлугина, Д.Б. Кабалевский, О.П. Радынова и др.).
В ходе исследования использовались следующие методы: теоретические (обобщение и анализ психолого-педагогической, музыкально-педагогической литературы по исследуемой проблеме, элементный анализ, моделирование); эмлирические (педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование, опрос детей и родителей, творческие задания, опытно-поисковая работа).
База проведения опытно-поисковой работы - Муниципальное образовательное учреждение культуры дополнительного образования детей (далее МО-УК ДОД) «Детская музыкальная школа № 15», Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 32 с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического цикла (далее МОУ СОШ) г. Екатеринбурга, Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств» пос. Оршанка республики Марий Эл (далее МОУ ДОД). Всего в опытно-поисковой работе приняли участие 86 учащихся первых и подготовительных классов и 50 родителей учащихся учебных заведений.
Исследование проводилось с 2004 по 2008 год и включало три этапа.
На первом этапе (2004-2005 гг.) осуществлялось изучение и анализ литературных источников по проблеме диссертационного исследования, определялись цель, объект, предмет исследования, формулировалась гипотеза. Разрабатывалась методика развития восприятия музыки XX века у детей младшего школьного возраста на предмете «Слушание музыки» в детской музыкальной школе, детской школе искусств и в школе с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического цикла.
На втором этапе (2005-2007 гг.) разрабатывалась диагностика развитости восприятия детьми 6-7 лет музыки XX века, производилась апробация методики, ее внедрение, проводились констатирующий, формирующий, контрольный этапы развития восприятия музыки XX века у детей на предмете «Слушание музыки».
На третьем этапе (2007-2008 гг.) производилось обобщение полученных данных, формулировались выводы диссертационного исследования, осуществлялось оформление результатов опытно-поисковой работы.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Определено, что для восприятия музыки детьми младшего школьного возраста характерны непосредственная эмоциональная реакция на знакомые с детства фольклорные интонации и опора на жизненный опыт, что дает возможность введения музыкальных произведений XX века, выполненных в направлении неофольклоризма, в занятия по «Слушанию музыки» в детской музыкальной школе и детской школе искусств.
2. Разработана методика развития восприятия музыки XX века, которая базируется на принципах природосообразности, культуросообразности, полихудожественности и включает четыре этапа: восприятие музыкальных произведений песенного народного творчества, восприятие композиторского творчества с элементами фольклора, восприятие музыкальных произведений, основанных на направлении неофольклоризма, восприятие музыкальных произведений, выполненных в технике сонористики.
3. Определены основные методы, соответствующие каждому этапу разработанной методики: первый этап - театрализация, игровые методы, наблюдение и рассуждение о музыке; второй этап - ретроспективы и перспективы, сравнение, творческие задания; третий этап - сравнение, рассуждение о музыке, пластическое интонирование, творческие работы; четвертый этап - наглядность с использованием произведений живописи, сравнение, когда музыкальные произведения сравнивались с живописными произведениями, творческие задания, художественного контекста.
Теоретическая значимость исследования заключается: в формулировке рабочего определения «восприятие музыки младшими школьниками» как процесса, который включает эмоциональный отклик на музыкальное произведение, сопоставление личностного опыта переживаний с переживаниями, возникшими от прослушивания музыки, и воссоздание на основе этого сопоставления образа музыкального произведения;
- в определении основных принципов построения методики развития восприятия музыки XX века у младших школьников: природосообразности, который предполагает воспитание ребенка сообразно его природе и возрасту; культуросообразности, который предполагает приобщение ребенка к ценностям различных направлений культуры; полихудожественности, который предполагает необходимость художественного воспитания детей на различных видах искусств с включением различных видов художественно-творческой деятельности; в выявлении этапов становления предмета «Слушание музыки» в детской музыкальной школе и детской школе искусств как предмета, нацеленного на формирование у детей «интонационного словаря» музыки XVIII, XIX и XX веков, затем как предмета, нацеленного на формирование у детей музыкальной грамотности, и наконец как предмета, нацеленного на формирование у детей представлений об «интонационном словаре» музыки преимущественно XVIII -XIX века.
Практическая значимость исследования заключается в разработке критериев, показателей и уровней развития восприятия музыки XX века у младших школьников; разработке программы по предмету «Слушание музыки» для первого класса детских музыкальных школ и учебно-методического обеспечения образовательного процесса (нотный музыкальный репертуар, аудиозаписи музыкальных произведений для домашнего слушания родителей и детей, репродукции произведений изобразительного искусства, методический материал для родителей).
Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения и материалы исследования апробированы в рамках международной (Екатеринбург), всероссийских конференций (Москва-Челябинск, Екатеринбург, Пермь), региональной научно-практической конференции с международным участием (Оренбург), на международном педагогическом форуме «Образование в период детства: традиции, перспективы, новации» (Екатеринбург), а также нашли отражение в журналах и сборниках научных статей (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Йошкар-Ола).
Внедрение результатов исследования обеспечивалось путем проведения занятий по предмету «Слушание музыки» в МОУК ДОД «Детская музыкальная школа № 15», МОУК ДОД «Детская музыкальная школа № 18», МОУК ДОД «Детская школа искусств № 2», МОУ СОШ № 32 с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического цикла г. Екатеринбурга, МОУК ДОД «Детская школа искусств № 8» пос. Северка Свердловской области, МОУ ДОД «Детская школа искусств» пос. Оршанка республики Марий Эл.
Достоверность результатов и обоснованность выводов исследования были обеспечены исходными теоретическими положениями, использованием достижений психолого-педагогических наук, применением системы теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных объекту, целям, задачам и предмету исследования, результатами опытно-поисковой работы.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Развитие восприятия музыки XX века у младших школьников может происходить при использовании такого ее направления, как неофольклоризм, особенностью которого является опора на народные интонации, знакомые младшим школьникам с детства.
2. Восприятие музыки младшими школьниками является процессом, который включает эмоциональный отклик на музыкальное произведение, сопоставление личностного опыта переживаний с переживаниями, возникшими от прослушивания музыки, и воссоздание на основе этого сопоставления образа музыкального произведения.
3. Методика развития восприятия музыки XX века базируется на принципах природосообразности, культуросообразности, полихудожественности; включает этапы: восприятие музыкальных произведений песенного народного творчества, восприятие композиторского творчества с элементами фольклора, восприятие музыкальных произведений, основанных на направлении не-офольклоризма, восприятие музыкальных произведений, выполненных в технике сонористики, и использование методов, соответствующих содержанию каждого этапа.
4. Реализация разработанной методики происходит эффективно при участии не только педагога и детей, но и их родителей. Работа с родителями включает этапы, соответствующие содержанию этапов разработанной методики: подготовительный; методический, включающий элементы любительского музицирования; совместного восприятия музыкальных произведений; просветительский; совместного творчества.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Нравственно-эстетический потенциал детской национальной музыки в воспитании младших школьников: На материале башкирского музыкального искусства2002 год, кандидат педагогических наук Зиннурова, Альфия Саитовна
Содержание, формы и методы музыкального воспитания младших школьников с задержкой психического развития2008 год, кандидат педагогических наук Тишина, Екатерина Юрьевна
Приобщение младших школьников к музыкальным традициям казахского народа2013 год, кандидат педагогических наук Добровольская, Лиана Валерьевна
Теория и методика освоения младшими школьниками национальных музыкальных традиций2008 год, кандидат педагогических наук Яшмолкина, Ольга Николаевна
Формирование эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности в процессе музыкального образования в начальной школе2011 год, кандидат педагогических наук Бахтин, Вячеслав Васильевич
Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Шамтиева, Марина Романовна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты опытно-поисковой работы подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили в заключении сделать следующие выводы:
1. Анализ психолого-педагогической, научно-педагогической, методической и музыковедческой литературы позволил уточнить формулировку рабочего определения понятия «восприятие музыки младшими школьниками». Это процесс, который включает эмоциональный отклик на музыкальное произведение, сопоставление личностного опыта переживаний с переживаниями, возникшими от прослушивания музыки, и воссоздания на основе этого сопоставления образа музыкального произведения.
2. Методика развития восприятия музыки XX века базируется на принципах природосообразности, культуросообразности, полихудожественности и включает четыре этапа: восприятие музыкальных произведений народного творчества, восприятие композиторского творчества с элементами фольклора, восприятие музыкальных произведений, основанных на направлении неофольклоризма, восприятие музыкальных произведений, выполненных в технике сонористики.
3. Определены основные методы соответствующие каждому этапу разработанной методики: первый этап - театрализация, игровые методы, наблюдение и рассуждение о музыке; второй этап - ретроспективы и перспективы, сравнение, творческие задания; третий этап - сравнение, рассуждение о музыке, пластическое интонирование, творческие работы; четвертый этап - наглядность с использованием произведений живописи, сравнение, когда музыкальные произведения сравнивались с живописными произведениями, творческие задания, художественного контекста.
4. Основные этапы работы с родителями соответствовали основным этапам разработанной методики: подготовительный; методический, включающий элементы любительского музицирования; совместного восприятия музыкальных произведений; просветительский; совместного творчества.
5. Сопоставление результатов диагностики уровня развития восприятия музыки XX века у младших школьников на констатирующем и контрольном этапах опытно-поисковой работы дает основание утверждать об эффективности разработанной методики.
Исследование может быть продолжено в следующих направлениях: изучение возможности развития восприятия музыки XX века у детей при ознакомлении их с другими стилями, направлениями и техниками музыкального искусства XX века; определение преемственных связей между содержанием методик, способствующих развитию восприятия музыки XX века в младших и старших классах учреждений дополнительного образования.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Шамтиева, Марина Романовна, 2008 год
1. Абдуллин, Э. Б. Теория музыкального образования Текст. : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. -М. : Академия, 2004. 336 с.
2. Аверьянова, О.И. Русская музыка второй половины XX века Текст. : кн. для чтения / О.И. Аврьянова. М. : РОСМЭН-ПРЕСС, 2004. - 139 с.
3. Анисимов, В. П. Диагностика музыкальных способностей детей Текст. : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. П. Анисимов. -М. : ВЛАДОС, 2004. 128 с.
4. Апраксина, О. А. Из истории музыкального воспитания в советской школе Текст. / О. А. Апраксина // Музыкальное воспитание в школе. -М. : Музыка, 1974. Вып. 9. - С. 39^19.1'
5. Апраксина, О. А. Методика музыкального воспитания в школе Текст. / О. А. Апраксина. М. : Просвещение, 1983. - 224 с.
6. Асафьев, Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании Текст. / Б. В. Асафьев. М.; Л. : Музыка, 1965. - 151 с.
7. Асафьев, Б. В. Избранные труды Текст. : в 5 т. / Б. В. Асафьев. -М.: Акад. Наук. СССР, 1957. Т. 5. - 386с.
8. Асафьев, Б. В. О музыке XX века Текст. / Б. В. Асафьев. Л. : Музыка, 1982. - 290 с.
9. Асафьев, Б. В. Речевая интонация Текст. / Б.В. Асафьев. М.; Л. : Музыка, 1965. - 136 с.
10. Бальчитис, Э. И. Вопросы развития восприятия музыки у школьников (на материале современных музыкальных произведений) Текст. : автореф. дис. . канд. пед. наук / Э. И. Бальчитис. М. : [б. и.], 1967. - 20 с.
11. Бальчитис, Э.И. О восприятии инструментальных музыкальных произведений в младших классах средней школы Текст. / сост.О. Апраксина // Музыкальное воспитание в школе. -М. : Музгиз, 1966. -Вып.5. С. 11 - 17.
12. Баренбойм, JI. А. О музыкальном воспитании в СССР Текст. / JI. А. Баренбойм // Музыкальное воспитание в СССР. М. : Советский композитор, 1978. - Вып. 1. - С. 5-57.
13. Безбородова, JT. А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях Текст. : учеб. пособие для студ. муз. ф-тов педвузов / JI. А. Безбородова, Ю. Б. Алиев. М. : Академия, 2002. - 416 с.
14. Бела Барток Текст. : сб. статей / сост. Е.И. Чигарев. М. : Музыка, 1977.-262 с.
15. Белобородова, В. К. Музыкальное восприятие школьников Текст. /В. К. Белобородова, Г. С. Ригина, Ю.Б.Алиев. М. : Педагогика, 1975. -160 с.
16. Бершадская, Т. С. Функции мелодических связей в современной музыке Текст. // Критика и музыкознание. Л. : Музыка, 1980. - С. 16-23.
17. Бершадская, Т. С. Лекции по гармонии Текст. / Т.С. Бершадская. — 2-е доп. изд. Л. : Музыка, 1985. - 238 с.
18. Блок, В. Давайте думать вместе Текст. / В. Блок // Советская музыка. 1968. - № 10. - С. 81 - 90.
19. Большая советская энциклопедия Текст.: в 30т. /гл. ред. A.M. Прохоров, 3-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1971. - Т 5. - 640 с.
20. Брюсова, Н.Я., Штейнберг, А.А. О задачах общего музыкального образования Текст. // Художественная жизнь. 1919. - №2. - С. 8 - 15.
21. Ветлугина, Н. А. Музыкальное развитие ребенка Текст. / Н. А. Ветлугина. М. : Просвещение, 1968. - 413 с.
22. Ветлугина, Н. А. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр Текст. / Н. А. Ветлугина. М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1958. - 248 с.
23. Вольхина, Т. А. Слушание музыки. Музыкальный инструмент Текст. : комплексн. программа для 1-3 классов ДТТТИ / Т. А. Вольхина, В. В. Лисьих. — Екатеринбург : [б. и.], 2000. 22 с.
24. Вилюнас, В.К. Психология эмоциональных явлений Текст. / В.К. Вилюнас. -М. : ВЛАДОС, 1976. 142 с.
25. Восприятие и деятельность Текст. : сб. статей / под ред.
26. A.Н. Леонтьева. М. : Изд-во Моск. ун-та. - 1976. - 320 с.
27. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте Текст. : кн. для учителя / Л.С. Выготский. М.: Просвещение, 1991.-93 с.
28. Выготский, Л. С. Восприятие и его развитие в детском возрасте Текст. : в 6 т. / Л. С. Выготский. М.: Педагогика, 1982. - Т. 3. - 295 с.
29. Выготский, Л. С. Психология искусства Текст. / Л.С. Выготский. -Ростов-н/Д : Феникс, 1996. 479 с.
30. Выготский, Л. С. Педагогическая психология Текст. / под ред.
31. B. В. Давыдова. М. : Педагогика, 1991. - 480 с.
32. Выготский, Л. С. Психология Текст. / Л.С. Выготский. М. : ЭКС-МО-Пресс, 2000. - 1008 с.
33. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка Текст. / Л.С. Выготский. — М.: Смысл, 2003. — 512 с.
34. Горюнова, Л. В. Воспитание музыкального слуха и развитие музыкального восприятия у школьников Текст. // Музыкальное воспитание в школе.-М .: Просвещение, 1975.-Вып. 10.-С. 202-212.
35. Готсдинер, А. Л. Музыкальная" психология Текст. / А. Л. Готсдинер. -М. : NB МАГИСТР, 1993.-190 с.
36. Готсдинер, А. Л. О стадиях формирования музыкального восприятия Текст. / А. Л. Готсдинер // Проблемы музыкального мышления. М. : Музыка, 1974. - С. 230 - 251.
37. Гродзенская, Н. Л. Слушание музыки в школе Текст. / Н. Л. Гродзенская. М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. - 94 с.
38. Гродзенская, Н. Л. Школьники слушают музыку Текст. / Н. JI. Гродзенская. — М. : Просвещение, 1969. 77 с.
39. Гуляницкая, Н.С. Введение в современную гармонию Текст. : учеб. пособие / Н.С. Гуляницкая. М.: Музыка, 1984. - 256 с.
40. Гуревич, П.С. Современный гуманитарный словарь-справчник Текст. / П.С. Гуревич. М. : Олимп, 1999. - 528 с.I
41. Девятова, O.JI. Культурное бытие композитора Сергея Слонимского Текст. : цикл моногр. Лекций / О.Л. Девятова. — Екатеринбург: Изд-во Урал, ун.-та, 2000.-105 с.
42. Девятова, О.Л. Художественный универсум композитора Сергей Слонимского Текст. / О.Л. Девятова. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2003.-408.
43. Детство Текст. : программа развития и воспитания детей в детском саду /В.И.Логинова [и др.]; под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Л. И. Гурович. 3-е изд., перераб. - СПб. : Детство-Пресс, 2000. - 244 с.
44. Дзержинская, И.Л. Формирование восприятия музыки у дошкольников Текст. : автореф. дис. . канд. пед. наук / И.Л.Дзержинская. М. : [б. и.], 1962.-21 с.
45. Житомирский, Д.В. Западный музыкальный авангард после второй мировой войны Текст. / Д. В.Житомирский, О.Т. Леонтьева, К.Г. Мяло. М. : Музыка, 1989. - 303 с.
46. Замошина, Е.И. Семья как фактор формирования музыкальных интересов младших школьников Текст. : автореф. дис. . канд. пед. наук / Е.И. Замошина; НИИ ХВ АПН СССР. М.: [б. и.], 1985. - 16 с.
47. Земцовский, И. Фольклор и композитор Текст. / И. Земцовский. -Л.: Советский композитор, 1977. 175 с.
48. Знаменская, И. А. Современная музыка для детей в учебно-педагогическом процессе (к проблеме музыкального развития младших школь
49. Из истории советского музыкального образования Текст. : сб. материалов и документов. 1917-1927 / под ред. JI.A. Баренбойма. JI. : Музыка, 1969.-307 с.
50. Искусство провинции Текст.: бюлл. подотд. художеств, воспитания при Костром, гороно. — Кострома, 1920. №1.
51. Истоки Текст. : базисн. программа развития ребенка-дошкольника / науч. ред JI. А. Парамонова [и др.]. 2-е изд., испр. и доп. - М. : Карапуз, 2001.-304 с.
52. История зарубежной музыки Текст. : учеб. для муз. вузов / под ред. В.В. Смирнова. СПб. : Композитор, 2001. - Вып. 6.-631 с.
53. История зарубежной музыки. XX век Текст. :учеб. пособие / сост.и общ. ред. Н.А. Гавриловой. М. : Музыка, 2007. - 576 с.
54. История отечественной музыки второй половины XX века Текст. : учебник / отв. ред. Т.Н. Левая. СПб.: Композитор, 2005. - 556 с.
55. История современной отечественной музыки Текст. : ред.-сост. Е.Б. Долинская. М. : Музыка, 2001- Вып. 3. - 656 с.
56. Кабалевский, Д. Композиторское образование и современная музыка Текст. / Д. Кабалевский // Советская музыка. 1972. - № 1. - С. 37 - 43.
57. Кабкова, Е. П. Художественное обобщение на занятиях искусством в школе Текст. / Е. П. Кабкова. М, : Ин-т художеств, образования РАО, 2004.-261 с.
58. Кечхуашвили, Г. К вопросу развития музыкального восприятия : сб. ст. / Г. Кечхуашвили // Развитие музыкального восприятия школьников. -М. : Педагогика, 1971. С. 76 - 85.
59. Кечхуашвили, Г. Из опыта экспериментального исследования музыкального восприятия Текст. : сб. ст. // Художественное восприятие. Л.: Музыка, 1971.-С. 348-353.
60. Кечхуашвили, Г. О роли установки в оценке музыкальных произведений Текст. / Г. Кечхуашвили // Вопросы психологии. 1973. - № 5. - С. 69 - 76.
61. Кирнарская, Д. К. Музыкально-языковая способность как компонент музыкальной одаренности Текст. / Д.К. Кирнарская // Вопросы психологии. 1989. - № 2. - С. 47 - 57.
62. Когоутек, Ц. Техника композиции в музыке XX века Текст. / Ц. Когоутек. М. : Музыка, 1976. - 367 с.
63. Козлова, Э. В. Эстетическое воспитание учащихся (5-8 классов) в процессе изучения произведений советской музыки Текст. : автореф. дисс. . канд. пед. наук / Э. В. Козлова. М. : [б. и.], 1970. - 28 с.
64. Койранская, М. М. Из опыта школьных занятий по слушанию музыки Текст. / М. М. Койранская // Музыка в школе. 1921. - № 1. - С. 9 - 14.
65. Комарова, Т. С. Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет Текст. / Т. С. Комарова, В. А. Антонова, М. Б. Зацепина. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Пед. об-во России, 2002. - 128 с.
66. Комплект интегрированных полихудожественных программ Текст. / под ред. Б.П. Юсова. М. : МАГИСТР-ПРЕСС, 2000. - 148 с.
67. Константинов Н.А. История педагогики Текст. : учеб. для студентов пед. ин-тов / Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаева. 5-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1982. - 447 с.
68. Коростелева, Н.И. Музыкально-педагогический практикум Текст. : учеб.-метод. пособие / Н.И. Коростелева; ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». — Екатеринбург, 2007, 58 с.
69. Корсунская, М. JI. Музыка С. С. Прокофьева как средство эстетического воспитания в начальной школе Текст. : автореф. дис. . канд. пед. наук / М. Л. Корсунская. М. : [б. и.], 1975. - 31 с.
70. Костюк, А.Г. О мелодической ориентации музыкального восприятия Текст. / А.Г. Костюк// Восприятие музыки : сб. статей. М.: Музыка, 1980.-С. 112-126.
71. Крутецкий, В. А. Психология Текст. : учебник для учащихся пед. училищ / В. А. Крутецкий 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Просвещение, 1986.-336 с.
72. Кудрявцев, В.Т. Культуросообразное образование: концептуальные основания Текст. / В.Т. Кудрявцев, В.И. Слободчиков, JI.B. Школяр // Известия Российской академии образования. 2001. - № 4. - С. 4 - 46.
73. Кузнецова, В. В. Музыка XX века: традиции и новаторство Текст. : программа курса повышения квалификации / В. В. Кузнецова, И. Н. Шолкина. — М. : АПКиПРО, 2001. 24 с.
74. Кулиев, С.Д. Формирование интереса к советской и классической музыке у учащихся-подростков на занятиях в оркестре народных инструментов Текст. : автореф. дис. . канд. пед. наук / С.Д. Кулиев. М. : [б. и.], 1973. -52 с.
75. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А.Н. Леонтьев. М. : Политиздат, 1975. - 304 с.
76. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения Текст. : в 2 т. / А.Н. Леонтьев. М. : Педагогика, 1983. - Т. 1. - 392 с.
77. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения Текст. : в 2 т. / А.Н. Леонтьев. М. : Педагогика, 1983. - Т. 2. - 320 с.
78. Лушников, А. М. История педагогики Текст. : учеб. пособие для студентов пед. высш. учеб. заведений. / А. М. Лушников. 2-е изд., перераб. и доп. / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург : [б. и.], 1994. - 368 с.
79. Маклыгин, А. Л. Сонорика в музыке современных композиторов Текст. : автореф. дис. . канд. пед. наук / А. Л. Маклыгин. М. : [б. и.], 1986. -24 с.
80. Матвеева, Л.В. Теория и практика музыкального образования ребенка в семье Текст. : монография / Л.В. Матвеева; ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». Екатеринбург, 2007. - 216 с.
81. Медушевский, В.В. О содержании понятия «адекватное восприятие» Текст. /В.В. Медушевский // Восприятие музыки : сб. статей. М. : Музыка, 1980.-С. 141-155.
82. Миронова, М. П. Развитие восприятия современной музыки как педагогическая проблема : в условиях музыкально-педагогического обучения студентов педагогического вуза Текст. : дис. . канд. пед. наук / М. П. Миронова. -М. :[б. и.], 1998.-205 с.
83. Михайловская, Н. В плену догм Текст. / Н. Михайловская // Советская музыка. 1965. - № 9. - С. 105-114.
84. Морозова С. Н. Из истории массового музыкального воспитания. Б. JI. Яворский Текст. / С. Н. Морозова // Музыкальное воспитание в школе. — М. : Музыка, 1977. Вып. 12. - С. 75-85.
85. Музыка и современность Текст.: сб. статей / общ. ред. Д.В. Фришмана. -М. : Музыка, 1976. 256 с.
86. Музыка XX века Текст. : очерки в 2 ч. Ч. 2, кн. 4/ -' М. : Музыка, 1984. 510 с.
87. Музыка XX века Текст. : очерки в 2 ч. Ч. 2, кн. 5. М. : Музыка, 1987.-343 с.
88. Музыкальное воспитание в Венгрии Текст. / сост. и общ. ред. J1. А. Баренбойма. М. : Советский композитор, 1983. - 400 с.
89. Музыкальное воспитание в современном мире Текст. : материалы IX конф. междунар. об-ва по музык. воспитанию (ИСМЕ) / под ред. Д. Б. Кабалевского. М. : Советский композитор, 1973. - 416 с.
90. Музыкальное образование в школе Текст. : учеб. пособие для студ. муз. фак. и отд. высш. и сред. пед. учеб. заведений / JI. В. Школяр [и др.] ; под ред. JI. В. Школяр. М. : Академия, 2001. - 232 с.
91. Музыкальная энциклопедия Текст. : в 6 т. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. М.: Советская энциклопедия, 1976. - Т. 3. - 1102 с.
92. Музыкальный энциклопедический словарь Текст. / гл. ред. Г.В. Келдыш. — М. : Большая росс, энцикл., 2003. 672 с.
93. Назайкинский, Е. В. Восприятие музыки как предмет музыкознания Текст. / Е. В. Назайкинский // Восприятие музыки : сб. статей. М. : Музыка, 1980.-С. 91 - 111.
94. Назайкинский, Е. В. О психологии музыкального восприятия Текст. / Е. В. Назайкинский. М. : Музыка, 1972. - 383 с.
95. Немов, Р.С. Психология Текст. : учеб. пособие. В 3 кн. / Р.С. Немов. -М. : Владос, 1999. - Кн. 1. - 688 с.
96. Общая психология Текст. : учеб. пособие для пед. ин-тов / под ред. А. В. Петровского. М. : Просвещение, 1976. - 432 с.
97. Орлов, Г. А. Психологические механизмы музыкального восприятия Текст. // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 2. - JI: Музыка, 1963. -С. 181-251.
98. Орлова, Е. М. Б.В. Асафьев: пути исследователя и публициста Текст. / Е. М. Орлова. JI. : Музыка, 1964. - 461 с.
99. Орлова, Е. М. Интонационная теория Асафьева как учение о специфике музыкального мышления: История. Становление. Сущность Текст. / Е. М. Орлова. М.: Музыка, 1984. - 302 с.
100. Перечень учебных программ, методических разработок, учебных пособий, рекомендованных к использованию в образовательных учреждениях культуры и искусства Свердловской области Текст. Екатеринбург: [б. и.], 2004.-37 с!
101. Писарский, П.С. Эстетическое развитие личности ребенка в процессе его общения с искусством Текст. / П.С. Писарский // Проблемы эстетического развития личности школьника. -М. : Педагогика, 1987.-С. 45-71.
102. Петру шин, В. И. Музыкальная психология Текст. : учеб. пособие для студ. и препод. М.: ВЛАДОС, 1997. - 384 с.
103. Пилипенко, JI.JI. Развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников на занятиях детского музыкального театра Текст. / Л.Л. Пилипенко. Екатеринбург : [б.и.], 2003. - 29 с.
104. Подуровский, В. М. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности Текст. : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. М. Подуровский, Н. В. Суслова. М. : ВЛАДОС, 2001. - 320 с.
105. Полонский, В. И. Словарь по образованию и педагогике Текст. / В. И. Полонский. М. : Высшая школа, 2004. — 512 с.
106. Праслова, Г.А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста Текст. : учеб. для студ. высш. пед. уч. зав. / Г.А. Праслова. СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. - 384 с.
107. Примерные учебные планы образовательных программ по видам искусства для детских школ искусств (новая редакция). — М.: б.и., 2005. — 31 с.
108. Проблемы традиций и новаторства в современной музыке Текст. : общая ред. М.Е. Тараканова. М. : Советский композитор, 1982. — 232 с.
109. Программа воспитания и обучения в детском саду Текст. / под ред. М. А. Васильевой [ и др.]. М. : Воспитание дошкольника, 2004. - 208 с.
110. Программа и планы: музыка (пение) в Единой трудовой школе Текст. // Музыка в школе : материалы по общему музыкальному образованию. -М, 1921.-С. 29-33.
111. Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-8 классы Текст. : учеб. изд. / под рук. Д. Б. Кабалевского. М.: Просвещение, 2004. -225 с.
112. Программно-методические материалы. Музыка. Начальная школа Текст. / сост. Е. О. Яременко М. : Дрофа, 2001. - 288 с.
113. Прохорова, И. Родион Щедрин : начало пути Текст. / И. Прохорова. -М.: Советский композитор, 1989. 71 с.
114. Психология музыкальной деятельности: теория и практика Текст. : учеб. пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений / под ред. Г. М. Цыпина. М. : Академия, 2003. - 368 с.
115. Пэн-Чернова, Т. А. Уметь слышать музыку Текст. / Музыка детям : сб. статей / сост. JI. Михеева - JT. : Музыка, 1981. - Вып. 4. - С. 65-73.
116. Рабина, Т. М. Восприятие музыкальной культуры XX века как педагогическая проблема: на материале уроков музыки в старших классах общеобразовательной школы Текст. : автореф. дис. . канд. пед. наук / Т. М. Рабина -М. : [б. и.], 2004. 22 с.
117. Радынова, О. П. Музыкальное развитие детей Текст.: в 2 ч. / О. П. Радынова. М. : ВЛАДОС, 1997. - Ч. 1. - 608 с.
118. Радынова, О. П. Музыкальное развитие детей Текст. : в 2 ч. / О. П. Радынова. М. : ВЛАДОС, 1997. - Ч. 2. - 400 с.
119. Радынова, О. П. Музыкальные шедевры Текст.: авторская программа и метод, рекомендации / О. П. Радынова. М. : Гном-Пресс, 1999. — 80 с.
120. Радынова, О. П. Музыкальное воспитание дошкольников Текст. / О. П. Радынова, А. И. Катинене, М. Л. Палавандишвили. М. : Просвещение, 1994.-224 с.
121. Рахманова, М. О «фольклорном направлении» в современной русской музыке Текст. // Советская музыка, 1971. № 1. - С. 9 - 25.
122. Ройтерштейн, М. И. О современной музыке для детей Текст. / М. И. Ройтерштейн // Музыкальное воспитание в школе. М. : Музыка, 1986.-Вып. 17.-С. 6-24.
123. Российская педагогическая энциклопедия Текст. : в 2 т. / гл. ред.
124. B. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. - Т. 1. - 608 с.
125. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии Текст. /
126. C.Л. Рубинштейн М. : Учпедгиз, 1946. - 704 с.
127. Рубинштейн, С.JI. Основы общей психологии Текст. : в 2 т. / СЛ. Рубинштейн. -М. : Педагогика, 1989. Т. 2. - 328 с.
128. Рудницкая, О. П. Педагогические проблемы восприятия музыки Текст. / О. П. Рудницкая // Музыкальное восприятие как предмет комплексного исследования. Киев : Музична Украша, 1986. - С. 70-84.
129. Рулева, И. В. Музыка в потоке времени Текст. : авторская программа по слушанию музыки и муз. лит. для учащихся ДМШ и ДТТТИ / И. В. Рулева. Екатеринбург : [б. и.], 1999. - 47 с.
130. Русская музыка и XX век Текст. / ред.-сост. М.Г. Арановский. -М. : Гос. Ин-т Искусствознания, 1998. 874 с.
131. Рыцарева, М. Композитор Сергей Слонимский Текст. : монография / М. Рыцарева. Л. : Советский композитор, 1991. - 256 с.
132. Самакаева, М. Ю. Развитие восприятия музыки у старшеклассников Текст. : учеб. пособие / М. Ю. Самакаева ; Свердл. гос. пед. ин-т. Свердловск, 1989. - 63 с.
133. Самакаева, М. Ю. Развитие восприятия музыки у старшеклассников (на материале русской музыки конца XIX начала XX в.) Текст. : автореф. дис. . канд. пед. наук /М. Ю. Самакаева. -М.: [б. и.], 1981. - 16 с.
134. Самсонидзе, Л. С. К психологическому вопросу об особенностяхразвития музыкального восприятия Текст.: автореф. дис.канд. псих, наук /
135. Л.С. Самсонидзе. Тбилиси : б.и., 1978. - 18 с.
136. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений Текст. : учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / под ред. Т. И. Ерофеевой. 2-е изд.- М. : Академия, 2000. - 344 с.
137. Современный словарь по педагогике Текст. / сост. Е. С. Рапацевич. Минск : Современное слово, 2001. - 928 с.
138. Соловьева, Л. И. Характеристика анализа и синтеза в процессе формирования художественного образа музыкального произведения Текст. / Л.И. Соловьева // Вопросы психологии. 1973. - №5. - С. 36 - 39.
139. Солобоева, В. И. Слушание музыки Текст. : программа для 1—3 кл. ДТТТИ / В. И. Солобоева. Екатеринбург : [б .и.], 2002. - 30 с.
140. Старчеус, М. С. К проблеме типологии музыкального восприятия Текст. / М. С. Старчеус // Музыкальное восприятие как предмет комплексного исследования. Киев : Музична Украша, 1986. - С. 29 - 44.
141. Старчеус, М. С. Об инвариантных механизмах музыкального восприятия Текст. / М. С. Старчеус // Восприятие музыки : сб. статей. — М. : Музыка, 1980.-С. 167- 177.
142. Судаков, В. Ф. Формирование у младших школьников культуры восприятия произведений советской музыки Текст. : дис. . канд. пед. наук / В. Ф. Судаков Л. : [б. и.], 1977. - 167 с.
143. Тагильцева, Н. Г. Воспитание эмоциональной культуры первоклассников на уроках музыки Текст. : метод, пособие / Н. Г. Тагильцева ; Урал. гос. пед. ин-т. Екатеринбург, 1995. - 64 с.
144. Тагильцева, Н.Г. Звуки музыки. Звуки жизни Текст. : метод, пособие / Н.Г. Тагильцева ; Урал. гос. пед. ун.-т. Екатеринбург, 2005. - 40 с.
145. Тагильцева, Н. Г. Искусство в воспитании самосознания школьников Текст. : монография / Н. Г. Тагильцева. 2-е изд., испр. и доп. - М. : Искусство и образование, 2002. - 115 с.
146. Тагильцева, Н. Г. Эстетическое восприятие искусства как фактор воспитания самосознания школьников Текст. : дис. . д-ра пед. наук / Н. Г. Тагильцева. М.: [б. и.], 2002. - 330 с.
147. Тагильцева, Н. Г. Искусство в развитии самосознания детей : теоретические подходы и диагностика Текст. : монография / Н. Г. Тагильцева ; Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2001. - 158 с.
148. Тараканов, М. Творчество Родиона Щедрина Текст. / М. Тараканов. -М. : Советский композитор, 1980. 328с.
149. Тарасов, Г. С. Психологические особенности музыкального обучения младших школьников Текст. / Г.С. Тарасов // Музыка в школе. — М. : Просвещение. 1983. - № 2. - С. 12 - 14.
150. Тарасов, Г. С. Музыкальная потребность, музыкальные способности, музыкальное восприятие Текст. / Г.С. Тарасов // Музыкальное восприятие как предмет комплексного исследования. Киев : Музична Украша, 1986. -С. 56-70.
151. Тарасов, Г. С. Проблема духовной потребности (на материале музыкального восприятия) Текст. / Г. С. Тарасов. М. : Наука, 1979. - 191 с.
152. Тарасов, Г. С. Психология музыкального восприятия школьников Текст. / Г. С. Тарасов // Вопросы психологии. 1991. - № 2. - С. 107 - 112.
153. Тарасова, К. В. Онтогенез музыкальных способностей Текст. / К. В. Тарасова. -М. : Педагогика, 1988. 176 с.
154. Теплов, Б.М. Избранные труды Текст. : в 2 т. / Б.М. Теплов / под ред. Н.Л. Лейтес, И.В. Рабич-Шебро. М.: Педагогика, 1985. -Т.1.-329 с.
155. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей Текст. / Б. М. Теплов. М. : Наука, 2003. - 282 с.
156. Теория и методика музыкального образования детей Текст. : науч.-метод. пособие / Л. В. Школяр [и др.] М.: Флинта : Наука, 1998. - 336 с.
157. Торосян, В. Г. История образования и педагогической мысли Текст. : учеб. для студ. высш. учеб. заведений / В. Г. Торосян. М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.-352 с.
158. Торшилова, Е. М. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет (теория и диагностика) Текст. / Е. М. Торшилова, Т. В. Морозова. 2-е изд., перераб. и доп. - Екатеринбург : Деловая книга, 2001- 141 с.
159. Теоретические проблемы музыки XX века Текст. : под ред. Ю.Н. Тюлина. М. : Музыка, 1978. - 200 с.
160. Ушпикова, Г. А. Программа «Слушание музыки» Текст. / Г. А. Ушпикова / отв. ред. И. Домогацкая // В помощь педагогу музыкальной школы. М. : Пресс соло, 1998. - Вып.8. - С. 53 - 76.
161. Фейнберг, С.Е. Пианизм как искусство Текст. / С.Е. Фейнберг. — М.: Музыка, 1965. 516 с.
162. Феруз, С.А. Воспитание музыкальной культуры младших школьников в семье Текст. : автореф. дис.канд. псих, наук / С.А. Феруз; НИИ ХВ
163. АПН СССР. М. : б.и., 1990. - 19 с.
164. Философский энциклопедический словарь Текст. / С.С. Аверинцев. М.: Советская энциклопедия, 1989. - 815 с.
165. Холопов, Ю.Н. Гармония Текст. : учебник / Ю.Н. Холопов. СПб. : Лань, 2003. 544 с.
166. Холопова, В.Н. О линеарно-мелодическом мышлении композиторов XX века Текст. / В.Н. Холопова // Критика и музыкознание. Л.: Музыка, 1980.-Вып. 2.-С 23-34.
167. Холопов, Ю. Эдисон Денисов Текст. / Ю. Холопов, В. Ценова. -М.: Композитор, 1993. 312 с.
168. Холопова, В. София Губайдулина Текст. / В. Холопова, Э. Рестаньо. -М.: Композитор, 1997 324 с.
169. Холопова, В. Н. Альфред Шнитке Текст. / В. Н. Холопова, Е. И. Чигарева. М. : Советский композитор, 1990. - 350 с.
170. Хрестоматия по истории и педагогике Текст. : в 3 т. / под. ред. А.И. Пискунова. М. : Сфера, 2006. - 3 т.
171. Христиансен, Л. Из наблюдений над творчеством композиторов «Новой фольклорной волны» Текст. : сб. ст. / ред. М.Е. Тараканов [и др.] // Проблемы музыкальной науки. М. : Советский композитор, 1972. - С. 198 — 219.
172. Царева, Н. А. Слушание музыки Текст. : метод, пособие / Н. А. Царева. М.: РОСМЭН - ПРЕСС, 2002. - 93 с.
173. Шарабуров, В. И. К вопросу о значении музыкально-слуховых представлений в формировании музыкально-двигательных навыков игры на баяне Текст. / В. И. Шарабуров // К теории эстетического воспитания : сб. науч. тр. —
174. М.: НИИ общей педагогики АПН СССР, 1973. С. 162 - 175.
175. Шахназарова, Н. О национальном в музыке Текст. / Н. Шахназарова // Вопросы эстетики. 2 изд. - М. : Музыка, 1968. - 86 с.
176. Шацкая, В. Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества Текст. / В. Н. Шацкая. М. : Педагогика, 1975. - 200 с.
177. Шевалье, Д. Пауль Клее Текст. /Д. Шевалье. М.: Слово, 1995. -95 с.
178. Яворский, Б. JI. Статьи, воспоминания, переписка Текст. : в 2-х т. / ред.-сост. И. С. Рабинович, общ. ред. Д. Д. Шостаковича. М. : Советский композитор, 1972. - Т. 1.-711 с.
179. Berahmte Komponisten der Welt, 1987. 400 s.
180. Gerlach, H. Wir stellen vor Alfred Schnittke / H. Gerlach // Musik in der Schule. 1981. -№ 2. — S. 11-14.
181. Michel, P. Zur Systematik des Musikhorens in der Schule /P.Michel // Musik in der Schule. 1968. - № 5. - S. 23 - 28.140
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.