Формирование эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности в процессе музыкального образования в начальной школе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Бахтин, Вячеслав Васильевич

  • Бахтин, Вячеслав Васильевич
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2011, Пенза
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 185
Бахтин, Вячеслав Васильевич. Формирование эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности в процессе музыкального образования в начальной школе: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Пенза. 2011. 185 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Бахтин, Вячеслав Васильевич

Введение.

Глава 1. Психолого-педагогический анализ проблемы формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности в процессе музыкального образования в начальной школе.

1.1. Эмоционально-ценностное отношение как научная категория и предмет педагогического исследования.

1.2. Структура эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности и специфика этой деятельности в начальной школе.:.:.

1.3. Модель формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности.

Выводы по первой главе.

ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности в процессе музыкального образования в начальной школе.

2.1. Анализ результатов констатирующего эксперимента.

2.2.Организация и ход опытно-экспериментальной работы по формированию эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности.

2.3.Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности.

Выводы по второй главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности в процессе музыкального образования в начальной школе»

Актуальность исследования. Проблема формирования системы ценностей личности приобретает особую актуальность в контексте утверждающейся в педагогической науке и практике гуманистической и социокультурной образовательных парадигм, существенными характеристиками которых выступают приоритеты цели над средством, смысла над целью, человека над вещью; ценностные человеческие установки и смыслы; интуиция и творчество. Образование при таком подходе ориентировано на создание среды, «питающей и растящей» личность, развитие которой не сводится к формированию когнитивно-операционного опыта, а предполагает обогащение содержания человеческой субъективности: воли, чувств, эмоций, ценностей.

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», государственные, региональные и локальные целевые программы модернизации образования отводят значительное место задачам формирования духовно-нравственных качеств личности, что актуализирует значение художественно-эстетической деятельности, средствами которой можно достичь гармонизации личности. Аксиологическая составляющая определяет цели и задачи преподавания предметов гуманитарно-эстетического цикла в целом, учебного предмета «Музыка» в частности. Музыка возвышает человека, порождает оптимизм, социальную активность, направляет силы и способности на достижение высших духовных ценностей общества. Уроки музыки как уроки искусства обладают мощным воспитательным потенциалом, формируя у детей эмоционально-ценностное отношение к музыкальному искусству.

Анализ научных исследований, а также педагогической практики позволяет заключить, что проблема формирования эмоционально-ценностной сферы учащихся общеобразовательной школы не является в педагогической науке принципиально новой. Так, классификация и характеристика приоритетных ценностей учащихся представлена в трудах

E.B. Бондаревской, H.A. Журавлевой, И.А. Зимней, В.А. Караковского, С.А. Куликовой, Б.Т. Лихачева, Н.Д. Никандрова, И.П. Пидкасистого, Н.С. Розова, М.И. Шиловой, Н.Е. Щурковой и др.

Однако анализ педагогической теории (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, Л.Г. Арчажникова, Т.И. Бакланова, Т.И. Науменко, Е.В. Николаева, О.П. Радынова, Г. М. Цыпин и др.) и практики показывает, что в школьном музыкальном образовании акцент делается преимущественно на интеллектуальной сфере учебно-познавательной деятельности учащихся, позволяющей успешно формировать знаниевые и операциональные компоненты музыкальной культуры. Анализ литературы по проблеме исследования позволяет заключить, что процесс формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности в условиях общеобразовательной школы предметом специального научного исследования не являлся. Так, например, в учебнике «Психология музыкальной деятельности» приводятся примеры того, что «современные дети и подростки сегодня не выносят из стен общеобразовательных школ необходимые представления о музыкальной культуре. Речь идет не о сумме тех или иных теоретических и практических знаний, а о целостной системе художественно-эстетических ценностей» [177]. Следовательно, знания о музыке без знания самой музыки, эмоционально воспринятой, пережитой и осмысленной ребенком, фактически теряют свою личностно-ценностную значимость, оставаясь формальным показателем эрудиции учащегося [1, с.76]. Начальная ступень обучения детей является основополагающей в формировании у учащихся эмоционально-ценностной сферы. Это подчеркивается в психолого-педагогических исследованиях П.П. Блонского, Д.Н. Богоявленского, Л.С. Выготского, A.B. Запорожца, H.A. Менчинской и других. Особое значение приобретает проблема интеграции процессов развития эмоциональной, когнитивной и волевой сфер личности.

Теория и практика эстетического воспитания младших школьников, частью которого является формирование эмоционально-ценностного отношения к музыкальной деятельности, показывают, что для решения данной задачи требуется интегративный подход к преподаванию предметов художественного цикла. Идеи целостного воспитания' личности на основе органичной связи музыки, литературы и живописи заложены в концепциях Д.Б. Кабалевского^ Б.М. Неменского, Н.А. Терентьевой, Б.П. Юсова и др. В работах этих учёных отражены единые законы, восприятия искусства детьми: ребенок изначально «полихудожественен» и способен ко всем видам художественной деятельности. Различные аспекты развития ценностного отношения детей и подростков к художественно-эстетической деятельности освещаются в работах А.И. Бурова, Е.Б. Журовой, А.Н. Малюкова, Л.П. Печко, В.И. Самохваловой и др.

Анализ теории и практики музыкального образования в общеобразовательной школе подтвердил актуальность и целесообразность проведения теоретического и экспериментального исследования проблемы формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности, которая определяется существующими противоречиями между:

- необходимостью формирования эмоционально-ценностного1 отношения младших школьников к музыкальной деятельности на уроках музыки и внеурочных занятиях и фактическим отсутствием научно обоснованной модели реализации этого процесса в условиях общеобразовательной школы;

- высоким потенциалом уроков музыки и внеурочных комплексных занятий по искусству в формировании эмоционально-ценностного отношения, к музыкальной деятельности и недостаточностью разработки практических методических рекомендаций по реализации этого потенциала в процессе музыкального образования- в начальной, школе. Эти противоречия легли в основу постановки проблемы исследования, требующей своего разрешения на современном этапе - каким образом может быть сформировано эмоционально-ценностное отношение младших школьников к музыкальной деятельности в общеобразовательной школе.

Сущность проблемы определила тему исследования - «Формирование эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности в процессе музыкального образования в начальной школе».

Цель исследования - разработка модели формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности и выявление условий эффективности ее реализации.

Объект исследования - музыкальное образование младших школьников в общеобразовательной школе.

Предмет исследования - формирование эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности в процессе музыкального образования в начальной школе.

Гипотеза исследования' — формирование эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности будет осуществляться эффективно, если:

- выявлена специфика музыкальной деятельности младших школьников в процессе музыкального образования в начальной школе;

- раскрыты сущность и структура эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности;

- разработана, научно обоснована и экспериментально проверена модель формирования эмоционально-ценностного отношения, младших школьников к музыкальной деятельности;

- выявлены и охарактеризованы педагогические условия, обеспечивающие эффективность реализации разработанной модели.

Задачи исследования:

- выявить специфику музыкальной деятельности младших школьников в процессе музыкального образования в начальной школе; раскрыть и конкретизировать сущность и структуру эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности; разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить модель формирования эмоционально-ценностного отношения младших. школьниковг к музыкальной деятельности; определить и обосновать критерии? и показатели сформированное™-эмоционально-ценностного отношения^ младших школьников- к музыкальной' деятельности; позволяющие определить уровни его сформированное™; — выявить.и охарактеризовать педагогические условия; обеспечивающие эффективность реализации модели; .

Методологическую? основу исследования составили социокультурный, личностно-деятельностный;. аксиологический (С.Ф. Анисимов, М.С. Каган, И.С. Кон, В.П. Тугаринов;, В.А. Ядов и др.): и интегративный подходы к организации? целостного педагогического процесса? (М.(2. Каган; Г.А. Монахова, Б.П: Юсов и др.).

Теоретическую основу исследования составили: психолого-• педагогические исследования? проблем/ формирования; личности . детей младшего школьного^ возраста ^БЖ. Ананьев; Л.И. Божович, Л.С. Выготский, ЖВ1Дубровина;,;ВШ;:Слободчиков; Б;Т.:Теплов, Д!Б; Эльконин н др:); теория; целостного педагогического; процесса (В:И=, Загвязинский; Л-Я! Зорина, В!А. Сластенин, Н.М. Шахмаев и дрОг теории личности и .ее развития, в: целостном, педагогическом процессе- (К.А. . Абульханова-Славская, Л:С. Выготский, А. Н: Леонтьев; €. Л{ Рубинштейн, В;А. Сластенин и др.); концепции? целостного, продуктивно-творческого воспитания? личности в процессе изучения искусств в начальной школе и музыкального образования (Б;М Неменский;, Н;А. Терентьева; Б.П. Юсов и др.); теории современного музыковедения (В'.В. Мёдушевский, Е.В. Назайкинск'ий, М.Ш. Бонфельд и др.); исследования; по теории и методике музыкального образования (Э;Б. Абдуллин; О;А. Апраксина^ Ю;Б. Алиев и др.).

Методы исследования: теоретические (анализ и обобщение результатов психолого-педагогических исследований по теме исследования, педагогическое моделирование); эмпирические (анкетирование, наблюдение, беседа, опрос, анализ продуктов учебной и творческой деятельности учащихся, учебных программ по предмету «Музыка»); экспериментальные (констатирующий и формирующий эксперименты); математические и статистические методы обработки данных, полученных в результате эксперимента.

Экспериментальная база исследования: муниципальные образовательные учреждения средние общеобразовательные школы № 11, ' № 17, № 42 города Пензы. В исследовании на разных этапах приняли участие 300 учащихся начальных классов.

Этапы исследования. Исследование проводилось с 2004 по 2010 г. в три этапа.

Первый этап (2004—2005 гг.) — поисково-теоретический. В соответствии с задачами исследования:

- определялись методологическая и теоретическая основы исследования;

- разрабатывались и формулировались гипотеза и исследовательские задачи;

- выяснялись основные направления исследования и содержание экспериментальной работы;

- с помощью констатирующих методик разрабатывались критерии, показатели и определялись уровни сформированности эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности;

- теоретически обосновывалась и разрабатывались модель формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности;

Второй этап (2005—2006 гг.) — опытно-экспериментальный. Он включал в себя опытно-экспериментальную реализацию модели формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности.

Третий этап (2006—2010 гг.) - заключительно-обобщающий.

Выявлялись педагогические условия реализации модели; обрабатывались и анализировались полученные результаты, оформлялся текст диссертационного исследования.

Положения, выносимые на защиту:

1. Музыкальная деятельность — это активный процесс освоения детьми музыкальной культуры. Специфика музыкальной деятельности младших школьников проявляется в том, что музыкальная деятельность осознается и воспринимается ими в единстве всех составляющих ее элементов: восприятие музыки, вокально-хоровое исполнительство, инструментальное исполнительство, импровизация и творчество. Объединение различных видов музыкальной деятельности на основе музыкально ориентированной полихудожественной деятельности мотивирует эмоционально-ценностное отношение к музыке.

2. Эмоционально-ценностное отношение младших школьников к музыкальной деятельности представляет собой мотивированные личностные ориентиры, основанные на:

- знаниях в области .музыкально ориентированной полихудожественной деятельности, проявляющейся в познавательном интересе к музыке;

- устойчивых эмоционально окрашенных музыкальных предпочтениях, способности ярко и образно переживать музыкальные произведения;

- умении характеризовать музыкальные произведения с привлечением других видов искусства;

- готовности к исполнительской деятельности;

- способности осознавать и оценивать собственные результаты в данной деятельности.

Структура эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности как личностно-смыслового образования включает компоненты: когнитивный, эмоционально-оценочный и продуктивно-рефлексивный. Особенностями эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности являются: непосредственность, интуитивность, целостность, активность, эстетизированность, преобладание эмоционально-чувственного характера переживаний над рационально-логическим осмыслением.

3. Модель формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности основывается на социокультурном, личностно-деятельностном, аксиологическом, интегративном подходах к организации целостного педагогического процесса и включает концептуально-целевой, содержательный, процессуально-технологический и критериально-результирующий компоненты; имеет блочно-модульную структуру в форме смысловых дидактических блоков «Мы - композиторы», «Мы - исполнители», «Мы — слушатели», «Мы — поэты», «Мы — писатели», «Мы — художники».

4. Необходимыми педагогическими условиями эффективной реализации модели формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности являются:

- применение интегративного полихудожественного подхода к содержанию и организации музыкальной деятельности на уроках музыки и внеурочных комплексных занятиях;

- использование в организации музыкальной деятельности традиционных и инвариантных методов, в частности методов «литературного прочтения музыкальных произведений» и «живописной подтекстовки музыкальных образов»;

- обеспечение субъектной- позиции младшего школьника в процессе музыкальной деятельности, что способствует постижению личностного смысла музыкальных произведений.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

- раскрыты и конкретизированы сущность и структура эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности;

- разработана модель формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности в процессе музыкального образования в начальной школе, основывающаяся на социокультурном, личностно-деятельностном, аксиологическом и интегративном подходах к организации целостного педагогического процесса, включающая в себя концептуально-целевой, содержательный, процессуально-технологический и критериально-результирующий компоненты;

- выявлены и охарактеризованы педагогические условия эффективной реализации модели формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты:

- расширяют круг научных представлений о специфике музыкальной деятельности младших школьников и ее возможностях в формировании эмоционально-ценностного отношения к музыкальной деятельности в1 процессе музыкального образования в начальной школе;

- являются основой для дальнейшей разработки проблемы формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности в образовательных учреждениях.

Практическая значимость исследования. Разработанная и внедренная в практику начальной школы модель формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности может явиться надёжной предпосылкой совершенствования целостной (методолого-методической) подготовки студентов и повышения квалификации учителей музыки общеобразовательной школы.

Разработаны и внедрены в практику работы школ г. Пензы и Пензенской области программа и учебно-методические рекомендации по формированию эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечены совокупностью методологических позиций и исходных теоретических положений; применением комплекса методов исследования, адекватных его цели, задачам и логике; повторяемостью полученных данных и использованием результатов исследования в практике музыкального образования младших школьников; количественным и качественным анализом полученных данных.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе педагогической и научно-исследовательской деятельности автора на кафедре музыки и методики преподавания музыки Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского, в МОУ СОШ № 11, № 17, № 42; докладывались, обсуждались и получили одобрение на всероссийских (Пенза, 2006 - 2009), международных (Пенза, 2002; Санкт-Петербург, 2003) и региональных (Заречный, 2004; Пенза, 2005) научно-практических конференциях; опубликованы в межвузовских сборниках научных трудов (Пенза, 2005 - 2011; Саранск, 2008) и научно-методических и теоретических журналах.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и пяти приложений. Список литературы содержит 254 источника. В текст диссертации включены 22 таблицы, два рисунка.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Бахтин, Вячеслав Васильевич

Выводы по второй главе

Результаты проведенной опытно-экспериментальной работы подтвердили положения выдвинутой гипотезы и позволили сделать следующие выводы:

1. Эмоционально-ценностное отношение к музыкальной деятельности у младших школьников имеет недостаточный уровень сформированности в силу того, что учебные программы, музыкальный материал и методы обучения, используемые на уроках и внеурочных занятиях, имеют преимущественно узкопредметный характер и ориентированы на освоение теоретических знаний. Как следствие, учащиеся имеют ограниченный слуховой опыт, не способны осуществлять эмоционально и ценностно-ориентированный художественный анализ музыкальных произведений, не имеют навыков создания собственных творческих продуктов.1 Невысокие результаты музыкальной деятельности учащихся подавляют мотивацию, даже интерес к ней.

2. Вне зависимости от специфики общеобразовательной школы, необходимым условием обеспечения эффективного формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности является научно обоснованное педагогическое моделирование этого процесса и его результатов.

3. Эффективное формирование эмоционально-ценностного отношения учащихся начальных классов общеобразовательной школы к музыкальной деятельности в целостном образовательном процессе возможно лишь при создании определенных педагогических условий:

- применение интегративного полихудожественного подхода к содержанию и организации музыкальной деятельности на уроках музыки и внеурочных комплексных занятиях;

- использование в организации музыкальной деятельности традиционных и инвариантных методов, в частности методов «литературного прочтения музыкальных произведений» и «живописной подтекстовки музыкальных образов»; обеспечение субъектной позиции младшего школьника в процессе музыкальной деятельности, что способствует постижению личностного смысла музыкальных произведений.

4. Формы и методы работы с учащимися на интегрированных уроках и комплексных внеурочных занятиях по искусству в структуре целостного образовательного процесса начальной общеобразовательной школы должны обеспечивать оптимальное формирование эмоционально-ценностного отношения детей к музыкальной деятельности через освоение духовно-нравственных ценностей музыки, развитие устойчивой потребности и интереса к различным видам- музыкальной деятельности, стимулирование активности, творчества и инициативы.

5. Реализация разработанной нами теоретической модели, программы по развитию эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности позволила: повысить уровень сформированности эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности по ценностно-смысловому, когнитивному, оценочно-рефлексивному и продуктивно-технологическому критериям; обеспечить учащимся возможность эффективного освоения различных видов музыкальной деятельности и дальнейшего их нравственно-эстетического развития.

6. Структура эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности как устойчивого личностно-смыслового . образовании включает компоненты: когнитивный, эмоционально-оценочный и продуктивно-рефлексивный. Основными особенностями эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности являются: непосредственность, интуитивность, целостность, активность, эстетизированность, преобладание эмоциональночувственного характера переживаний над рационально-логическим осмыслением.

7. Совершенствование процесса формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности представляет собой важную научную и практическую проблему, решение которой способно дать большой учебно-воспитательный эффект.

8.Приоритетной для младших школьников на этапе начального музыкального образования являются:

- эмоционально-ценностная деятельность как личностное, эмоционально-прочувствованное общение с произведениями искусства, осуществляемое в различных видах музыкальной деятельности под руководством учителя;

- рефлексивная деятельность - оценивание процесса и результата собственной музыкальной деятельности и деятельности других учащихся с позиции приобретаемого опыта эмоционально-ценностных отношений, осваиваемых музыкальных знаний, умений и навыков, опыта учебной музыкально-творческой деятельности; осознанное определение сферы своих музыкальных интересов и возможностей.

Заключение

Многие достижения педагогической практики связаны с педагогикой искусства, которая играет все большую роль в процессе перехода от педагогики ЗУНов к педагогике развития. Именно искусство учит ребенка главному — умению сопереживать, сочувствовать, сострадать, смотреть на мир глазами другого человека - художника, композитора, писателя. Искусство учит и знать, и переживать. Знание, пропущенное через чувство, -более многомерное и целостное. В.А. Сухомлинский считал, что, если после слова педагога не следует более тонкое прикосновение - музыка, воспитание нельзя признать полным. В диссертационной работе поставлена и решена актуальная научно-педагогическая проблема по выявлению организационно-педагогических условий формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности. В результате теоретического и экспериментального исследований, достижения поставленных цели и задач сформулированы следующие выводы:

1. Формирование эмоционально-ценностного отношения к музыкальной деятельности в структуре ценностных отношений школьника представляет как собственно личностную, так и общественную ценность.

2. Сложная интегрированная природа эмоционально-ценностного отношения школьников к музыкальной деятельности детерминирует необходимость комплексного, интегративного подхода к освоению искусства.

3. В основе интегративного преподавания различных видов искусства лежит переориентация учебно-воспитательного процесса на личность ученика, ее созидательные параметры во взаимодействии с нравственно-эстетическим совершенствованием, глубоким эмоциональным , переживанием детьми исполняемого и воспринимаемого, напряжением душевных сил, причастностью к жизненным проблемам и ценностям, отраженным в искусстве.

4. Теоретическая модель формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности имеет концептуальный, содержательный и инструментально-технологический компоненты. Концептуальный компонент теоретической модели представляет собой совокупность научно-теоретических парадигм, концепций и подходов, детерминирующих цели, задачи и содержание экспериментальной работы по формированию эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности.

5. В ходе экспериментального исследования по внедрению созданной теоретической модели были выявлены, теоретически обоснованы и апробированы содержание и формы проведения интегрированных уроков музыки и внеурочных комплексных занятий по искусству, успешно формирующих эмоционально-ценностное отношение младших школьников к музыкальной деятельности; осуществлена диагностика динамики формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся начальных классов к музыкальной деятельности; адаптированы и разработаны методы организации различных видов музыкальной деятельности, оптимизированные для поэтапного непрерывного формирования у школьников эмоционально-ценностного отношения к ним; обеспечены методическое сопровождение и педагогический мониторинг этого процесса.

6. Экспериментальная работа показала ведущую роль творческих заданий в формировании эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности. Система этих заданий, объединенных в смысловые блоки «Мы - музыканты», «Мы - слушатели», «Мы - писатели», «Мы - художники», проецируется в двух плоскостях: обязательность постоянного обращения к субъектному опыту ребенка, к жизненным примерам, впечатлениям детей, а с другой - к произведениям искусства, в которых запечатлены знакомые им ситуации, образы, явления.

7. Апробация разработанных содержания, форм и методов ценностно-ориентированной учебной, творческой, исполнительской музыкальной деятельности учащихся на интегрированных уроках музыки и внеурочных комплексных занятиях по искусству подтвердила эффективность созданной теоретической модели формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности, построенной на основе социокультурного, аксиологического, личностно-деятельностного и интегративного подходов.

8. В ходе теоретического и экспериментального исследования были выявлены и апробированы педагогические условия формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности: общепедагогические (личностно и эстетически развивающая образовательная среда школы, система психолого-педагогической диагностики и мониторинга, инновационные педагогические технологии, личность педагога, нормативное и учебно-методическое обеспечение интегрированных уроков музыки и внеурочных комплексных занятий по искусству) и специфические:

- применение интегративного полихудожественного подхода к содержанию и организации музыкальной деятельности на уроках музыки и внеурочных комплексных занятиях;

- использование в организации музыкальной деятельности традиционных и инвариантных методов, в частности методов «литературного прочтения музыкальных произведений» и «живописной подтекстовки музыкальных образов»;

- обеспечение субъектной позиции младшего школьника в процессе музыкальной деятельности, что способствует постижению личностного-смысла музыкальных произведений.

9. Экспериментальное исследование показало, что уроки музыки как средство формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности должны отвечать следующим основным требованиям: опора на проблемные ситуации, требующие проявления эмоций, высказывания ценностных суждений и творческих действий учащихся; творческая атмосфера урока, которая ориентирует детей на поиск необходимых для решения проблемы средств и способов деятельности, а также стимулирует эмоционально-ценностное, творческое отношение к самой задаче и процессу ее решения; индивидуальный подход, обеспечивающий возможность развития способностей каждого ребёнка.

10. В результате формирующего этапа эксперимента было обеспечено достижение большинством учащихся экспериментальных групп высокого и среднего уровней эмоционально-ценностного отношения к музыкальной деятельности, которые оценивались по критериям: когнитивному, эмоционально-оценочному и продуктивно-рефлексивному.

И. Анализ экспериментальных данных по уровням сформированности исследуемых компонентов и их статистическая обработка показали достоверность полученных эмпирических данных на формирующем и контрольном этапах эксперимента. Благодаря созданной теоретической модели формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности, внедрению современных форм и методов в процесс организации восприятия музыки, исполнительской деятельности, музыкально-эстетического творчества, учебной работы на интегрированных уроках музыки и внеурочных комплексных занятиях по искусству произошел значительный рост изучаемых нами компонентов в сравнении с констатирующим этапом.

12. Результаты проведенного- теоретического и экспериментального исследований позволяют заключить, что гипотеза, выдвинутая нами в начале работы, подтверждается и формирование эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной« деятельности в процессе музыкального образования является возможным и управляемым процессом.

Перспективы данного направления работы.

В рамках одного исследования невозможно было решить все проблемы формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности. Следует особое внимание уделить более глубокому изучению влияния музыкальной деятельности на мотивационную готовность школьников заниматься различными видами музыкальной и художественной деятельности.

С изучением этих и других проблем связаны перспективы дальнейших поисков научно обоснованных путей совершенствования процесса формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Бахтин, Вячеслав Васильевич, 2011 год

1. Абдуллин, Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе Текст. / Э.Б. Абдуллин. — М., 1983. - 112 с.

2. Абдуллин, Э;Б:, Николаева, Е.В. Теория музыкального образования: Текст. / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. М., 2004. - 336 с.

3. Абульханова-Славская, К.А. Диалектика человеческой жизни (Соотношение философского, методологического и конкретно* научного подходов к проблеме индивида) Текст. / К.А; Абульханова-Славская. М.: Мысль, 1977. - 224 с.

4. Авдеева, И.В. Ценностные ориентации молодежи и характер их изменений в< современном^ российском обществе: теоретико-методологический аспект социологического анализа^ Текст.: дис. . канд. социол. наук/ Авдеева И-В. М;, 1995; - 16líe:

5. Агадилова, Г.В. Формирование; эмоционально-ценностного; отношения учащихся к музыке как психолого-педагогическая проблема. Текст.: автореф; дис.канд. пед. наук / Агадилова F.Bi Mi, 2009; - 19 с.

6. Алексеев, H.F., Юдин Э.Г. Исследование творчества в- науке и обучение творчеству в школе: научное творчество Текст. / Н.Г. Алексеев;,, Э.Г. Юдин; под. ред. М.С. Микулинского, М.Г. Яро!невского. М.: Наука, 1969:

7. Ананьев, Б. F. Человек как предмет познания Текст. / Б.Г. Ананьев. СПб.: Питер, 2001. - 288 с.

8. П.Ананьев, Ю.В. Культура как интегратор социума Текст.: монография / Ю.В. Ананьев. Н. Новгород, 1996. - 368 с.

9. Апраксина, O.A. Методика музыкального- воспитания в школе Текст. / O.A. Апраксина: М;, 1983. - 224 с.

10. Аралова, Е.В. Место и роль категории: духовности в иерархии человеческих ценностей Текст. / Е.В. Аралова. М.: МПГУ, 1992. - 38 с.

11. Архангельский, JI.M. Ценностные ориентации и нравственное: развитие личности Текст.'/ Л.М. Архангельский; — Mi: Знание, 1978; 64с.

12. Арчажникова, JI. 1'. Профессия учитель музыки Текст.; / Л:Г. Арчажникова. —М.: Просвещение, 1984. — 111с. .

13. Асафьев, Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении Текст. / Б.В. Асафьев // Антология русской; и; зарубежной музыки;XIX-XX вв.-М, 1973.-264 с.

14. Аскарова, Г.Б. Этико-педагогические основы социально-нравственной: ориентации подростков Текст.: монография7 Г.Б. Аскарова. -Казань: Изд-во КГУ, 2003. 168 с.

15. Асмолов, A.F. Психология, искусство, образование Текст. / А.Г. Асмолов // Искусство в школе. 1993. - № 6. - С.3-5.

16. Асташова, H.A. Концептуальные основы педагогической аксиологии Текст.:/ HiA. Асташова /7 Педагогика: №^8; - 2002. - С.8-13

17. Баклушинский, С.А. Я-концепция и ценностно-нормативные ориентации-подростка в условиях быстрых социальных изменений Текст.: автореф. дисканд. психол. наук / Баклушинский С.А. М., 1996; - 19*с.,

18. Баранов, H.A. Формирование социально-культурных ценностей Текст.;/H.A. Баранов. СПб, 1996. - 246 с.;

19. Баренбойм, JI. А. Музыкальная- педагогика и исполнительство. Текст. / JI. А. Боренбойм. Л. - М., 1974. - 272 с.

20. Бахтин, М. М.Эстетика словесного творчества Текст. / М.М. Бахтин. — М.: Искусство, 1986.-445 с.

21. Башкирова, Е.И. Трансформация ценностей российского общества Текст. /Е.И. Башкирова У/ Полис. 2000. - № 6. - С. 51 - 65.

22. Берне, Р. Я концепция и- Я — образы. Самосознание и защитные механизмы личности Текст. / Р. Берне. — Самара: Изд. дом «Бахрах», 2003. — 656 с.

23. Благинина, Т.И. Подготовка будущих учителей к художественному анализу музыкальных произведений Текст.: автореф. дис. . канд. пед. наук / Благинина Т.И. М., 1995. - 19 с.

24. Блинова, М. Музыкальное творчество й закономерности высшей нервной деятельности Текст. / М. Блинова. Л., 1974. - 144 с.

25. Блюмкин, В:А. Мир моральных ценностей Текст. /В.А. Блюмкин. — М.: Знание, 1981.-64 с:

26. Бодалёв, A.A. Психология о личности Текст. / A.A. Бодалёв. М.: МГУ, 1988.- 168с.

27. Божович, Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребёнка Текст. / Л.И. Божович // Изучение мотивации детей и* подростков / под ред. Л. И. Божович, Л.В. Благонадежиной. М., 1972. — 265 с.

28. Бондаревская, Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания Текст. / Е.В. Бондаревская. М., 1995. - 301с.

29. Бонфельд, М.Ш. Введение в музыкознание Текст. / М:Ш. Бонфельд. -М., 2001.-224 с.

30. Боркина, Н.В. Становление опыта творческой деятельности младших школьников в процессе интегрированных музыкально-театральных занятий Текст.: автореф. дис. . канд. пед. наук / Боркина Н.В. Улан-Удэ, 2008. -22 с.

31. Бочкарёв, JI. С. Психология музыкальной деятельности. Текст. / Л.С. Бочкарёв.-М., 1997. 352 с.

32. Бронский, М.В. Философский анализ научного статуса аксиологии Текст. / М.В. Бронский. —Hi Новгород, 2001. 140:с.

33. Бурлачук, Л.Ф., Морозов, С.М. Словарь-справочник по психодиагностике: Текст. / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов: СПб;: Питер, 2002. - 528 с.

34. Буров, А.И. Методологические основы теории эстетического развития личности Текст. / А.И. Буров. — М., 1980.

35. Ванина, E.G. Формирование ценностных; ориентаций подростков: в-системе общего; музыкального образования. Текст.: автореф. дис.— канд. пед. наук/ВанинаЕ.С.-Уфа, 2004. -24 с.

36. Ванслов, В. В. Изобразительное искусство и музыка Текст.: Очерки. / В.В. Ванслов. Изд. 2. Л., 1983. - 400 с.

37. Вахнянская, И.Л. Опыт экспериментального' , исследования эстетического? отношения- к произведениям: искусства Текст. / И.Л. Вахнянская //Основные проблемы общей; возрастной и педагогической психологии. — М;, 1978. — С.88-93.

38. Вебер, М. Избранные произведения Текст. / М. Вёбер. М.: Прогресс, 1990. - 736 с.

39. Вендрова, Т. Е. Художественно-педагогический анализ на- уроке музыки Текст. / Т.Е. Вендрова // Музыка в школе. 1989. — № 3. - С. 10—16.

40. Ветлугина, H.A., Дзержинская, И.Л., Комиссарова, Л.II. Методика музыкального воспитания в детском саду Текст.: учебник для учащихсяпедучилищ / H.A. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, JI.H. Комиссарова. М., 1982.

41. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников Текст. Луганск, 1990. - 294 с.

42. Взаимодействие искусств: методология, теория, гуманитарное образование: Материалы Междунар. науч.-практ.конф. 25-29 авг. 1997 г. Текст.-Астрахань, 1997.

43. Вильданов, Х.С., Фрайзуллин, Ф.С. Ценности: историко-философский и гносеологический анализ Текст. / Х.С. Вильданов, Ф.С. Фрайзуллин / Издание Башкирского госуниверситета. Уфа, 2002. — 178 с.

44. Возрастная и педагогическая психология Текст. / под ред. М. В. Гамезо.-М., 1984.-256 с.

45. Возрастная и педагогическая психология Текст. : хрестоматия для студентов вузов. М., 2001. - 624 с.

46. Волков, Б.С., Волкова, Н.В. Методы исследований в психологии Текст. : учебно-практическое пособие / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. М.: Педагогическое общество России, 2002. — 208 с.

47. Вольперт, И. Е. Психотерапия Текст. / И.Е. Вольперт. Л., 1972. -230 с.

48. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк Текст. : книга для учителя / Л.С. Выготский. — М., 1991.-96 с.

49. Выготский, Л. С. Психология искусства Текст. / Л.С. Выготский. -М., 1968.-318 с.56: Галеев, Б. М. Содружество чувств и синтез искусств Текст. / Б.М. Галеев. М.,1982. - 64 с.

50. Гальперин, П.Я., Запорожец, А.Л., Карпова, С.И. Актуальные проблемы возрастной психологии Текст. / П.Я. Гальперин, А.Л. Запорожец, С.И. Карпова. -М., 1978. 138 с.

51. Герасина, О.Н. Ценность и ее методологические аспекты Текст. / О.Н. Герасина. -М.: Изд-во торговая корпорация «Дашков и К0», 2004. 141 с.

52. Гершунский, Б.С., Шейерман, Р.И. Общечеловеческие ценности в образовании Текст. / Б.С. Гершунский, Р.И.' Шейерман // Педагогика. — 1992. -№5.-С. 3-13.

53. Гизатова, Г.К., Иванова, О.Г. Проблема ценностей в теории культуры //Социальное знание: формирование и интерпретации Текст. / Г.К. Гизатова, О.Г. Иванова.-Казань, 1996. -4.1.-С. 57-65.

54. Голошумова, Г.С. Формирование ценностных ориентаций школьников средствами современного искусства в сельском социуме Текст. / Г.С. Голошумова // Педагогика искусства как новое направление гуманитарного знания. М.: ИХО РАО, 2007. - С. 30-36.

55. Горюнова, JI. На пути к педагогике искусства Текст. / JI. Горюнова // Музыка в школе. 1988. - № 2. - С. 7-16:

56. Готсдинер, А. Музыкальная психология Текст. / А. Готсдинер. М.: Межд. акад. пед. наук, 1983. - 411 с.

57. Грехнев, B.C. Социально-психологический фактор в системе общественных отношений Текст. / B.C. Грехнев. — М.: Изд-во МГУ, 1985. -184 с.

58. Гурова, Г.А. Психология деятельности Текст.: учебное пособие для студентов психологических и педвузов / Г.А. Гурова. — М.: ПЕРСЭ, 2003. -176 с.

59. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка Текст. / В. Даль. Т.4. P-V. М.: Рус. яз., 1980. - 683с.

60. Дмитриев, В.В., Дымченко, Л.Д. Основы философии Текст.: учебно-методическое пособие / В.В. Дмитриев, Л.Д. Дымченко. М.: АНМИ, 2001. -379 с.

61. Дмитриева, Л.Г. Творческое развитие школьников на уроке музыки Текст. / Л.Г. Дмитриева // Музыкальное воспитание школьников. Вып. 15. -М., 1982.

62. Додонов, Б. И. Эмоция как ценность Текст. / Б.И. Додонов. М;: Политиздат, .1978. — 272 с.

63. Дробницкий, О.Г. Некоторые аспекты проблемы ценностей Текст. / О.Г. Дробницкий//Проблема ценности в философии. -М. Л., 1966. -243 с.

64. Дубровинская, Н.В., Фарбер, Д.А., Безруких, М.М. Психофизиология ребёнка Текст. / Н.В. Дубровинская, Д.А. Фарбер, М.М. Безруких. М., 2000.- 144 с.

65. Заславская; O.B. Формирование гуманистических ценностей учебного процесса как фактор воспитания личности Текст. / О.В. Заславская // Проблемы становления и развития ценностных ориентаций учителя на рубеже XXI"века. Тула: Изд-во ТГПУ, 1997. - С.186-189.

66. Здравомыслов, А.Г. Потребности. Интересы. Ценности Текст. / А.Г. Здравомыслов. — М.: Политиздат, 1986. — 223с.

67. Зимина, А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста Текст.: учебник для вузов / А.Н. Зимина. М.: Владос, 2000. - 304 с.

68. Зимняя, И.А. Педагогическая психология Текст. / И.А. Зимняя. -М.: Логос, 2000.-384с.

69. Зимняя, И.А., Боденко, Б.Н., Морозова, H.A. Воспитание проблема современного образования в России (состояние, пути решения) Текст. / И.А. Зимняя, Б.Н. Боденко, H.A. Морозова. - М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. .

70. Зыков, М.В. Национальные ценностные приоритеты сферы образования и воспитания (вторая половина XIX — 90-е гг. XX вв.) Текст. /М.В. Зыков; под ред. З.И. Равкина. М.: Институт теории образования и педагогики РАО, 1977. - 410 с.

71. Ибрагимова, О.В. Формирование ценностных ориентаций 6-8 классов в процессе комплексного освоения различных видов искусств Текст.: автореф. дис. . канд. пед. наук / Ибрагимова О.В. М., 2002. - 22 с.

72. Ивин, A.A. Аксиология: научное издание Текст.7 A.A. Ивин. М.: Высш. шк., 2006. - 390 с.

73. Изард, К. Эмоции человека Текст. / К. Изард. М., 1980. - 267 с.

74. Ильин, В.В. Аксиология Текст. / В.В. Ильин. М.: Изд-во МГУ, 2005.-216 с.

75. Инновационный потенциал современного гуманитарно-эстетического образования Текст. -М.: Образование, 2009. 141 с.

76. Истошин, И.Ю. Ценностные ориентации в личностной системе регуляции поведения Текст. / И.Ю. Истошин // Психологические механизмы регуляции социального поведения. М.: Наука, 1979. — С. 252 - 267.

77. Кабалевский, Д.Б. Педагогические размышления Текст. / Д.Б. Кабалевский. — М.: Педагогика, 1986. — 192 с.

78. Кабалевский, Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы Текст. / Д.Б. Кабалевский // Программы общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение , 2004. -223 с.

79. Каган, М.С. Историческая динамика музыки в мире искусств Текст. / М.С. Каган // Музыка. Культура. Человек. Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1988.-С. 65-80.

80. Каган, М.С. Философская теория ценности Текст. / М.С. Каган. -СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997. 205с.

81. Кант, И. Лекции по этике Текст. / И. Кант. М.: Республика, 2000. -431 с.

82. Каптерев, П.Ф. Педагогический процесс Текст. / П.Ф. Каптерев // Избр. пед соч. М., 1982. - С. 163 - 231.

83. Карандашев, В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство Текст. / В.Н. Карандышев. СПб.: Речь, 2004. - 70 с.

84. Кауфман, В.И. Восприятие малых высотных разностей Текст. / В.И. Кауфман // Труды Гос. института по изучению мозга им. Бехтерева. Т. 13.-Л, 1940.

85. Кашенкова, И. Единое интегрированное пространство школы и пути его создания Текст. / И. Кашенкова // Искусство в школе. 2001. - №4.

86. Кветной, М.С. Человеческая деятельность: сущность, структуры, типы Текст. / М.С. Кветной. Саратов, 1974. - 224 с.

87. Кирьякова, A.B. Теория ориентации личности в мире ценностей Текст.: монография / A.B. Кирьякова. Оренбург, 1996. — 188 с.

88. Клюев, A.C. Поэзия на уроках музыки в начальных классах Текст. / A.C. Клюев // Взаимодействие искусств в педагогическом процессе: межвузовский сб. науч. тр. — JL, 1989. С. 38-45.

89. Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий Текст.: пособие для преподавателей / А.К. Колеченко. СПб.: КАРО, 2002. - 368 с.

90. Коморова, Н.Г. О взаимосвязи искусств в эстетическом воспитании» Текст. / Н.Г. Коморова. М., 1995.

91. Кон, И. С. Категория «Я» в психологии Текст. / И.С. Кон // Психол. журнал. 1981. - Т. 2. - № 3. - С. 25-38.

92. Кон, Ю.Г. К вопросу о понятии «музыкальный язык» Текст. / Ю.Г. Кон // От Люлли до наших дней: К шестидесятилетию со дня рождения заслуженного деятеля искусств РСФСР, д-ра искусствоведения проф. Л.А. Мазеля: сборник статей: -М., 1967. С. 93-104.

93. Коников, И.А. К вопросу о сущности эстетического Текст. / И.А. Коников // Эстетическое сознание личности. М., 1994.

94. Коростелева, Н.И. Воспитание ценностного отношения, подростков в системе общего музыкального образования Текст.: автореф. дис. . канд. пед. наук / Н.И. Коростелева. Екатеринбург, 2004. - 22 с.

95. Костелов, B.C. В мире человеческих ценностей Текст. / B.C. Костелов. М.: Изд-во МЭИ, 1997. - 74 с.

96. Кострикова, К.Н. Формирование эстетической культуры как направление комплексного воспитания молодежи Текст. / К.Н. Кострикова // Среднее профессиональное образование. 2006. — №12. — С.7 - 9.

97. Котельников, В.А. Становление ценностных ориентации личности в процессе овладения гуманитарным знанием Текст.: дис. . канд. пед. наук / Котельников В.А. Орёл, 2001. - 203 с.

98. Кошарская, Е.В. Формирование эстетической культуры младших школьников Текст.: автореф. дис. . канд. пед. наук / Кошарская Е.В. -Самара, 2005.-22 с.

99. Кошмина, И. В. Межпредметные связи в начальной школе Текст.: учеб. пособие / И.В. Кошмина. М., 2003.

100. Кравчук, JI.B. Формирование музыкально-образных представлений младших школьников на< основе синтеза искусств Текст.: автореф; дис. . канд. пед. наук / Кравчук JI.B. М., 2006. - 22 с.

101. Кремлев, Ю.А. О роли разума в восприятии' произведений искусства Текст. / Ю.А. Кремлев. М:: Музыка, 1970.

102. Критская, Е.Д., Сергеева, Г.П., Шмагина, Т.С. Программа «Музыка. 1-4 классы» Текст. / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. — М.: Просвещение, 2007. — 21 с.

103. Крупник, Е.П. Современные теоретические подходы к художественно-эстетическому сознанию человека Текст. / Е.П. Крупник // Психология музыкальной деятельности: Теория и практика /под ред. Г.М. Цыпина. -М., 2003. С. 284.

104. Кудина, Г., Новлянская, 3. Уроки по программе «Литература как предмет эстетического цикла в 1 классе» Текст. / Г. Кудина, 3. Новлянская // Искусство в школе. 1997. - № 1.

105. Кузьмичев,; JI.А. Формирование. ценностных ориентации школьников в процессе музыкально-художественного воспитания Текст.: автореф. дис. . канд. пед. наук/ Кузьмичев Л.А. — Ярославль, 2004. -22 с.

106. Кулюткин, Ю.Н., Сухобская Г.С. Развитие творческого мышления школьников Текст. / Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская. — М.: Знание, 1987. — 37с. .

107. Кухаренко, И.А. Психология человека и человеческого общества Текст.:' методическое пособие /. И.А. Кухаренко, Н.Ф. Логинова, П;А; Сергамонов.-СПб: СМИО Пресс, 2006. 104 с.

108. Кучапина, П. В. Программа курса «Слушание музыки» для учащихся 1-9 классов развивающего: обучения и гуманитарных классов Текст. / Н.В. Кучапина // Информационно-методический сборник (Пенза). -1996;-С. 53-66.

109. Леиашвили, Г1.Р. Ценность как категория аксиологии Текст. / П.Р. Леиашвили;- Тбилиси:. Изд-во Тбил. ун-та, 1990. 81? с.130: Леонтьев, А.Н. Категория деятельности в современной психологии Текст. / А.Н. Леонтьев // Вопросы психологии. 1979. - №3.

110. Леонтьев, А.Н. Философия психологии: Из научного наследия Текст. / А.Н. Леонтьев. М., 1994. - 228 с.

111. Леонтьев, Д.А. Методы исследования ценностных ориентаций Текст. /Д.А. Леонтьев. М.: Смысл, 1982. - 87 с.

112. Лернер, И.Я. Дидактическая система методов обучения Текст. / И.Я. Лернер. М.: Знание, 1976. - 64 с.

113. Лёхина, Л.Н. Педагогические условия успешности музыкально-эстетического воспитания младших школьников в процессе сюжетно-игровой деятельности Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук / Лёхина Л.Н. М., 2002.

114. Лихачев, Б.Т. Законы формирования и действия воспитательных ценностей в общественном и индивидуальном сознании Текст. / Б.Т. Лихачев // Профессиональное образование. — 2000. — № 4. — С. 36 — 52.

115. Лобанова, Г.А. Дидактические основы реализации эмоционально-ценностного компонента содержания образования: на материале курса «Природоведение» в начальной школе Текст.: дис. . канд. пед. наук / Лобанова Г. А. Владимир, 2002. — 227 с.

116. Лук, А.Н. Эмоции и личность Текст. / А.Н. Лук. -М.: Знание, 1982.80 с.138.'Мальцева, К.П. Особенности памяти младшего школьника Текст. / К.П. Мальцева // Психология младшего школьника / под ред. Е. И. Игнатьева. — М., 1960.—336 с.

117. Мальчуков, В.А. Философское мировоззрение и семантизация ценности в науке Текст. / В.А. Мальчуков // Мировоззрение, наука, практика: сб. науч. тр. Иркутск: ИГУ, 1988. - С. 147-154.

118. Маслов, С.И. Эмоционально-ценностное образование младших школьников Текст. / С.И. Маслов. Тула: ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 1999.

119. Махмутов, М.И. Организация проблемного обучения в школе Текст. / М.И. Махмутов. М.: Просвещение, 1977. — 240 с.

120. Медушевский, В.В. Интонационно-смысловой анализ на уроке музыки Текст. / В.В. Медушевский // Теория и методика музыкального образования детей. М., 1999.

121. Медушевский, B.B. Межпредметные связи в преподавании искусства в школе Текст. / В.В. Медушевский. М., 1981.

122. Медянников, А. И. Психология развития музыкальных способностей детей и взрослых Текст. / А.И. Медянников. М., 2002.

123. Микельсон, P.M. О самостоятельной работе учащихся в процессе обучения Текст. / P.M. Микельсон. М., 1940. - 96 с.

124. Монахова, Г. Образование как рабочее поле интеграции Текст. / Г. Монахова // Педагогика. 1997. - № 5.

125. Моральные ценности и личность Текст. / под ред. А.И". Титаренко, Б.О. Николаевича. -М.: Изд-во МГУ, 1994. 175 с.

126. Музыка. 1-8 классы. Программа для средних общеобразовательных учебных заведений Текст. / под ред. Ю. Б. Алиева. М., 1993.

127. Муцмахер, В.И. Формирование профессонально значимых качеств личности будущего учителя* музыки Текст. / В.И. Муцмахер. М.: МГПИ, 1988.

128. Мясищев, В.Н. Психология отношений Текст. / В.Н. Мясищев; под. ред. A.A. Бодалева. — М.: Институт практической психологии, 1995.

129. Мясищев, В.Н. Психология отношений Текст. / В.Н. Мясищев; под ред. A.A. Бодалева. М.: Издательство-МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003.-400 с.

130. Надолинская, Т. В. Подготовка будущих педагогов к игровому моделированию интегративных уроков музыки Текст.: монография / Т.В. Надолинская. Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2006. - 268 с.

131. Назайкинский, Е.В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания Текст. / Е.В. Назайкинский // Восприятие музыки. М., 1980. -256 с.

132. Назайкинский, Е.В. Оценочная деятельность при восприятии музыки /Восприятие музыки Текст., / Е.В. Назайкинский. М.: Музыка, 1980.

133. Невелев, А.Б., Потехин, В.Н., Худякова, H.JI. Ценностное бытие человека Текст. / А.Б. Невелев, В.Н. Потехин, H.JI. Худякова. Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2002. - 135 с.

134. Неменский, Б.М. Искусство как опыт человеческих • отношений Текст. / Б.М. Неменский //Искусство в школе. -1991. №3. - С.14.

135. Непомнящая, Н.И. О ценности и ее роли в структуре личности Текст. / Н.И. Непомнящая // Проблемы формирования социогенных потребностей. Тбилиси, 1974.-С. 124-127.

136. Нечаева, О.С. Программа «Музыка» Текст.: интегративный курс для младших школьников / О.С. Нечаева. Серпухов, 1996. - 64 с.

137. Никандров, Н.Д. Ценности как- основа целей воспитания Текст. / Н.Д. Никандров // Педагогика. 1999. - №3. - С. 3 - 10.

138. Ницше, Ф. По ту сторону добра и зла: Сочинения Текст.-/ Ф. Ницше. -М.: Изд-во Эксмо; Харьков: Изд-во Фолио, 2002. 848с.

139. Новикова, Г. П; Музыкальное воспитание дошкольников Текст.: пособие для практических работников дошкольных образовательных-учреждений / Г.П. Новикова. М., 2000.

140. Нугаев, P.M., Нугаев, М.А. Мадияров, А.Б: Знание, ценности, идеология в модернизирующемся обществе (Междисциплинарный подход) Текст. / P.M. Нугаев, М.А. Нугаев, А.Б. Мадияров. Казань: Дом печати, 2002.-157 с.

141. Осеннева, М.С. Музыка в интегративном процессе комплексного взаимодействия искусств Текст. // Осеннева М.С., Безбородова JI.A. Методика музыкального воспитания младших школьников. М., 2001. - 368 с.

142. Осмоловская, И.М. Дидактика Текст. :, учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.М. Осмоловская. М.: Издательский центр «Академия», 2006.

143. Острогорский, Bf. П. Письма об эстетическом воспитании Текст. / В.П. Острогорский. М., 1986.

144. Панфилов, О.М. Ценностные отношения: Природа и генезис Текст.: дис. доктора фил. наук / Панфилов О.М. СПб., 1995 - 358 с.

145. Педагогический энциклопедический словарь Текст. М.: Российское энциклопедическое изд-во, 2002. - 315 с.

146. Петрушин, В.И. Музыкальная психология Текст. / В.И. Петрушин. -М.: Владос, 1997. 384 с.

147. Печко, Л.П. Эстетический опыт личности как условие освоения культуры в образовательном процессе школы и вуза Текст. / Л.П. Печко II Эстетический и художественный опыт личности: структура, компоненты, возможности развития. М.: ГУ ИХО РАО. ВПГУ, 2003.

148. Пиаже, Ж. Суждение и рассуждение ребёнка Текст. / Ж. Пиаже. -СПб.: СОЮЗ, 1997. 283 с.

149. Пидкасистый, П.И., Портнов, М.Л. Искусство преподавания Текст. П.И. Пидкасистый, М.Л. Портнов. М.: Педагогическое общество России, 1999.-212 с.

150. Пиличяускас, А. Познание музыки как педагогическая проблема^ Текст. / А. Пиличяускас // Музыка в школе. СПб, 2001. - 368 с.

151. Программы внеурочных занятий с учащимися начальных классов. Текст. -М., 1988. С. 95-104.

152. Прокопьев, И.И. Ценностные ориентации подростков Текст.: книга для учителя / И.И. Прокопьев. Минск: Народная асвета, 1990. - 95 с.

153. Психология личности. Хрестоматия. В 2 т. Самара: Изд. дом «Бахрах-М», 2004.

154. Психология музыкальной деятельности. Теория и практика Текст.: учеб. пособие / под ред. Г. М. Цыпина. М., 2003. - 368 с.

155. Психология отношений: Текст. /под ред. A.A. Бодалева; вступительная статья A.A. Бодалева. М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. - 400 с.

156. Радынова, О.П., Катинене, А.И., Паландашвили, M.JI. Музыкальное воспитание дошкольников Текст. / О.П. Радынова, А.И. Катинене, М.Л. Паландашвили. М., 1994. - 223 с.

157. Ражников, В. Г. Импровизация как эстетическая доминанта развивающего интегрированного обучения Текст. / В.Г. Ражников // Эстетический опыт как источник активности творческого воображения в художественном образовании. -М.: Секрет фирмы, 2006. 134 с.

158. Райцева, Т.Е. Формирование творческих способностей младших школьников в музыкально-игровой деятельности Текст.: автореф. дис. . канд. пед. наук / Райцева Т.Е. Владикавказ, 2005. — 23 с.

159. Рамедник, Д.М. Тренинг личностного роста Текст.: учебное пособие / Д.М. Рамедник. М.: ФОРУМ : ИНФА. - М., 2007. - 176 с.

160. Рапацкая, JI. Взаимодействие искусств и практика художественного воспитания Текст. / JI. Рапацкая //Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования. -М., 2004. С. 303-336.

161. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии Текст. / С.Л. Рубинштейн. М., 1946.

162. Самохвалова, В.И. Пути формирования эстетического сознания личности Текст. / В.И. Самохвалова // Эстетическое сознание личности. -М., 1994.

163. Селеванов, B.C. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания Текст. / B.C. Селеванов; под ред. В.А. Сластенина. 2-е изд. М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 336 с.

164. Сергеева, П.А. Формирование у школьников эмоционально-ценностного отношения к миру средствами обучения хоровому пению народных песен Текст.: автореф. дис. . канд. пед. наук / Сергеева П.А. -Майкоп, 2004. 22 с.

165. Сергеева, В.П., Подымова, JI.C. Инновации в образовательном процессе Текст. / В.П. Сергеева, JI.C. Подымова. М.: АПКиППРО, 2010. -192 с.

166. Сергеева, Г. П. Программа и методические рекомендации по предмету «Музыка» для 1-4 классов Текст. / Г.П. Сергеева. М., 1997.

167. Сластенин, В.А., Исаев, И.Ф., Шиянов, E.H. Педагогика Текст.: учебн. пособие для студ. высш. учебн. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, E.H. Шиянов. М., 2002. - 576 с.

168. Слободчиков, В.И., Исаев, Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности Текст. / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. М.: Школа-Пресс, 1995. - 384 с.

169. Современный толковый словарь русского языка Текст. / С.А. Кузнецов. СПб.: Норинт, 2007. - 960 с.

170. Сорокина, Ю.Е. Воспитание у детей младшего школьного возраста эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе в процессе игровой деятельности. Текст. / Ю.Е. Сорокина. М., 2000. - 27 с.

171. Сохор, А. Н. Воспитательная роль музыки Текст. / А.Н. Сохор. — Л., 1975.-63 с.

172. Сохор, А.Н.1 Социальная обусловленность музыкального мышления и восприятия Текст. / А.Н. Сохор // Проблемы музыкального мышления. — М., 1974.

173. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста Текст. / под ред. С. Ю. Циркина. СПб., 2001. - 750 с.

174. Станкин, М.И. Навык как ценность Текст. / М.И. Станкин // Специалист. 2001. - №7. - С. 30-32.

175. Старостин, Б.А. Ценности и ценностный мир Текст.: учебн. пособие по аксиологии / Б.А. Старостин. М.: Компания Спутник, 2002. — 153 с.

176. Столин, В.В. Самосознание личности. Текст. / В.В. Столин. М.: Изд-во Московского ун-та, 1983. - 284 с.

177. Суслова, Н.В. Музыкальное мышление и методика его развития у младших школьников Текст. / Н.В. Суслова //Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Владос, 2001.

178. Сыпко, Е.В. Формирование эстетического отношения к музыке у младших школьников. Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук / Сыпко Е.В. — Карачаевск, 2004. 24 с.

179. Тайсаева, С.Б. Содержательные типологии ценностных ориентаций Текст. С.Б. Тайсаева // Человек и Вселенная. 2002. - №2. - С. 17—20.

180. Тарасов, Г. С. Проблема духовной потребности (на материале духовного восприятия) Текст. / Г.С. Тарасов. М., 1979. - 218 с.

181. Тельчарова, Р. А. Музыка и культура Текст. / P.A. Тельчарова. -М., 1986.- 34 с.

182. Теоретические основы содержания общего среднего образования Текст. / под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. М.: Педагогика, 1983. - С. 44-57.

183. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей Текст. / Б.М. Теплов // Избр. труды: В 2 т. М., 1985. - Т. 1.

184. Терентьева H.A. Художественно-творческое развитие младших школьников на уроках музыки в процессе целостного восприятия различных видов искусства Текст. / H.A. Терентьева. М.: Прометей, 1990, - 184 с.

185. Тимофеева, E.H. Художественно-эстетическая' деятельность как средство формирования; ценностных ориентаций младших школьников Текст.: (на примере дет. шк. иск.): автореф. дис. .канд. пед. наук / Тимофеева E.H. Чебоксары, 2009. - 22 с.

186. Тихомиров, О. К. Структура мыслительной деятельности человека Текст. / O.K. Тихомиров. М., 1969.

187. Толокнсева, Е.И. Формирование ценностного отношения подростков к музыкальному искусству как условие профилактики музыкального, фанатизма^ в подростковой: среде. Текст.: автореф; дис. . канд. пед. наук / Е.И Толокнсева. Ставрополь, 2007. - 22 с.

188. Турчинский, ГЛ. Нормативно-ценностные системы Текст.; / ГЛ. Турчинский. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1997. -124,с. "

189. Ушинский, К.Д. Избранные труды. В^ 4 кн. Кн. Р. Проблемы педагогики Текст. / К.Д. Ушинский; сост., вступ. ст., примеч. и коммент. Э.Д. Днепрова. -М.: Дрофа, 2005. 638 с.

190. Фетискин, Н'.П:, Козлов, В.В., Мануйлов, Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых: групп Текст. / Н.П. Фетискин, В.В; Козлов, Г.М. Мануйлов. Mi, Изд-во* Института, психотерапии, 2002. - 490 с.

191. Философская; энциклопедия- Текст. / Гл. ред. Ф.В; Константинов; -1962. Т. 1. — С. 30.

192. Философский энциклопедический словарь Текст. / Гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, ГШ. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. М.:-Сов. энциклопедия, 1983. — С. 763-765.

193. Фромм, Э. Психоанализ и этика Текст. / Э. Фромм. М.: ООО «Изд-во АСТ-ЛТД», 1998. - 568 с.

194. Халабузарь, П.В., Попов, В.С. Теория и методика музыкального воспитания; Текст. / П;В. Халабузарь, В.С. Попов. СПб;, 2000. - 224 с.

195. Ханжина, О.А. Методические рекомендации Текст. / О.А. Ханжина. Челябинск: НИУМЦ «Образование», 1998. - 36 с.

196. Хаустова, Ю.П. Проблема формирования; музыкального; интереса у детей; Текст. / Ю.П. Хаустова // Начальная школа плюс до и после. — М.: Баласс, 20.02. С. 46-49.

197. Ценностные . основания психологической; науки и психология ценностей Текст. /отв;. ред. В.В. Знаков, Г.В. Залевский. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. — 344 с.

198. Цыпин, Г. М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения Текст. / Г.М. Цыгшн. — М., 1994. — 384 с.228: Чавчавадзе; Н.З. Культура и; ценности Текст. / Н.З. Чавчавадзе. -Тбилиси, 1984. 171 с.

199. Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности^ человека. Текст. / В;Д. Шадриков: М.: Изд. корпорация «Логос», 1996. - 320 с.

200. Шацкая, В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей; и юношества Текст. / В.Н. Шацкая. М., 1975. - 109 с.

201. Шишлянникова, Н.П. Формирование мировосприятия у младших школьников на интегрированных занятиях искусством Текст.: автореф. дис. . канд. пед. наук / Шишлянникова Н.П. Абакан, 2005. - 24 с.

202. Школяр, В. Практические «алгоритмы» содержательного анализа Текст. / В. Школяр // Музыкальное образование в школе. М., 2001. - С. 188-190.

203. Шорохова, А.Н. Формирование ценностного отношения подростков к музыкальной деятельности в условиях дополнительного образования Текст.: автореф. дис. . канд. пед. наук / А.Н. Шорохова. Волгоград, 2009. -23 с.

204. Шохин, В.К. Философия ценностей и ранняя аксиологическая мысль Текст.: монография / В.К. Шохин. М.: Изд-во РУДН, 2006. - 457 с.

205. Шрейдор, Ю.А. Ценности, которые мы выбираем Текст. / Ю.А. Шрейдор. М.: Мысль, 1999. - 206 с.

206. Штоф, В. А. Роль моделей в познании Текст. / В.А. Штоф. Л.: ЛГУ, 1963.

207. Щелина Т.Т. Духовно-ценностная ориентация как процесс и результат профессиональной подготовки социальных педагогов в вузе Текст.: автореф. дис. . доктора пед. наук / Щелина Т.Т. Пенза, 2006. - 38 с.

208. Щуркова, Н.Е. Ценностные отношения Текст. / Н.Е. Щуркова // Воспитание школьников. 1999. - №3. - С. 17 - 22.

209. Эльконин, Д. Б. Психология обучения младшего школьника Текст. / Д.Б. Эльконин // Избр. психологические труды. М., 1989. - 304 с.

210. Эльконин, Д. Б. Психология игры Текст. / Д.Б. Эльконин. М., 1978.-410 с.

211. Эшби, У.Р. Введение в кибернетику Текст. / У.Р. Эшби. М., 1959. -216с.

212. Юдин, Э. Г. Системный подход и принцип деятельности Текст. / Э.Г. Юдин. М., 1978.-391 с.

213. Ядов, В.А. Социологическое исследование (методология, программа, методы) Текст. / В.А. Ядов. М., 1972. - 239 с.

214. Якиманская, И.С. Разработка технологий личностно ориентированного обучения Текст. / И.С. Якиманская // Вопросы психологии. 1995. - Т. 21. - № 4. - С. 31-45.

215. Якобсон, П. М. Психология художественного восприятия Текст. / П.М. Якобсон. М., 1964. - 87 с.

216. Ямко, H.H. Система' социальных ценностей. Человеческая жизнь как высшая социальная ценность Текст. / H.H. Ямко. — Киев: «СИАЦ», 2006. -15 с.

217. Ященко, Е.Ф. Педагогические условия формирования ценностных ориентаций у учащихся Текст. / Е.Ф. Ященко. Челябинск, 1999. - 265 с.

218. Clarke, N.D. Conversations in context: the (measurement of value change in advanced industrial societies Text. / N.D. Clarke // Political behavior. — 1997. Vol.19. №1.- P. 19-39.

219. Emmons, B.A. Motives and' life goals Text. / B.A. Emmons // Handbook of personality psychology / Eds. R. Hogan, J. Johnson, S. Briggs. San Diego, CA: Academic Press, 1997. - P. 199-235.

220. Klukhohn, C. Culture and Behaviour Text. / C. Klukhohn. N.Y., 1962.-P.289.

221. Leary, T. F. Interpersonal diagnosis of Personality Text. / T. F. Leary. -N. Y., 1957.

222. Parsons, T. The Social System Text. / T. Parsons. Glencoe, 1951.1. P.12.

223. Rokeach, M. The Nature of Attitudes Text. / M. Rokeach // International Encyclopedia of the Social Sciences. New York: The Macmillan Company & The Free Press, 1968. - Vol.1. - P. 449-^158.

224. Super, D.E. Self-realization through the work and leisure roles Text. / D.E. Super // Educational and vocational guidance. 1985. - N 943. - P. 1-8.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.