Приобщение младших школьников к музыкальным традициям казахского народа тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Добровольская, Лиана Валерьевна

  • Добровольская, Лиана Валерьевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2013, Екатеринбург
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 200
Добровольская, Лиана Валерьевна. Приобщение младших школьников к музыкальным традициям казахского народа: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Екатеринбург. 2013. 200 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Добровольская, Лиана Валерьевна

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПРИОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К МУЗЫКАЛЬНЫМ ТРАДИЦИЯМ КАЗАХСКОГО НАРОДА

1.1 .Музыкальные традиции казахского народа

1.2.Приобщение школьников к музыкальным традициям казахского народа

1.3.Музыкальные традиции казахского народа в содержании общего музыкального образования школьников в Республике Казахстан

ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ПРИОБЩЕНИЮ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К МУЗЫКАЛЬНЫМ ТРАДИЦИЯМ КАЗАХСКОГО НАРОДА

2.1.Констатирующий этап опытно-поисковой работы по приобщению младших школьников к музыкальным традициям казахского народа

2.2.Пилотный эксперимент и формирующий этап опытно-поисковой работы по приобщению младших школьников к музыкальным традициям казахского народа

2.3.Итоговый этап опытно-поисковой работы по приобщению младших школьников к музыкальным традициям казахского народа

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

166-200

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Приобщение младших школьников к музыкальным традициям казахского народа»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Система образования в Казахстане имее; много общего с системой образования в России. Одной из позиций, связывающих данные системы, является направленность образования на решение проблемы приобщения школьников к мировой культуре и к собственным национальным традициям. При этом содержание музыкального образования, направленного на приобщение школьников к мировой культуре примерно одинаково для учебных заведений той и другой страны, тогда как в содержании образования, направленного на приобщение к национальным традициям, имеются существенные отличия, обусловленные особенностями национальной культуры в целом и музыкальной культуры в частности.

Анализ литературы показал, что термин «приобщение» российскими и казахстанскими исследователями (С.А. Арутюнов, Б.Ж. Аманов, С.Ш. Аязбекова, Г.Н. Волков, А.К. Жубанов, Э.С. Маркарян, А.И. Мухамбетова, И.И. Мациевский, И.Н. Полонская, Н.С. Сарсенбаев, К.В. Чистов и др.) часто связывается с термином «традиция», который в наиболее общем виде представляет элемент культурного наследия, востребованного в современной жизни общества.

В российской науке проблему приобщения подрастающего поколения к культурным традициям рассматривали: И.Н. Антоненкова, О.С. Бороздина, Е.Г. Воронина, Г.Р. Ганиева, Н.К. Гаранина, С.Д. Кириенко, В.А. Неволина и др., тс семейным этнокультурным традициям - АЛО. Аксенова, Т.А.Маркова, к традициям культуры казачества - С.Н. Даныпов, к традициям календарно-обрядового фольклора - H.H. Елисова и др.

В педагогических исследованиях ученых Казахстана раскрывались вопросы приобщения детей к духовным и материальным ценностям (К.Ж. Кожахметова), к культурным (E.H. Кергилова) и музыкальным традициям (С.Ш. Аязбекова, М.Е. Ержанов, М.С. Макашева, А.И. Мухамбетова, Б.С. Сейталиева и др.)

казахского народа, но не исследовались теоретические и методические аспекты процесса приобщения учащихся к народным музыкальным традициям в системе общего музыкального образования.

Известные казахстанские музыковеды, искусствоведы и педагоги (Б.Ж. Аманов, С.Ш. Аязбекова, P.P. Джердималиева, А.И. Мухамбетова, С.А. Узакбаева и др.) отмечают, что для музыкальной культуры казахов традиционно не только вокальное, но и инструментальное творчество, что связано с кочевым образом жизни. Специфика музыкального творчества проявляется в использовании казахских народных музыкальных инструментов, которые в большинстве случаев имеют не темперированный строй, в малом объеме коллективных видов музыкальной деятельности, в использовании в вокальном и в инструментальном творчестве диалогичных и соревновательных форм: айтыс и тартыс, включающих импровизацию. Изучение научно - методической литературы казахстанских авторов (Р.Н. Валиуллина, JI.H. Гаук, С.А. Елеманова, Ш.Б. Кульманова, А.К. Маханова, М.А. Оразалиева, A.A. Саильянц, И.Г. Яковлева, и др.) показывает, что именно эти традиции недостаточно полно отражены в содержании общего музыкального образования школьников, хотя в содержание программ по дошкольному музыкальному образованию детей в Республике Казахстан («Зерек бала» - «Умный ребенок», авторы: Т.И. Калашникова, Г.П. Новогрекко, С.Е. Болтаева, H.H. Фарафонова, Т.П. Чичурина, Е.В. Юркова; «Б13 мектепке барамыз» - «На пути к школе» авторы: Т.А. Дрыгина, Л.Д. Каскабасова, Г.Г. Корчевская, И.И. Митрофанова, H.J1. Татаурова, И.А. Тирская, С.И Шелипова, С.Г. Шакабаева; и «Алгашкы кадам» - «Мой первый шаг», авторы: Б.Ж. Ногайбекова, Г.К. Максутова) уже включается знакомство с народными казахскими инструментами, детей учат исполнять небольшие импровизации при пении и игре на музыкальных инструментах, предлагают для восприятия народные и композиторские музыкальные произведения.

Анализ программ по музыкальному начальному образованию школьников ч Республике Казахстан показывает, что оно включает в основном вокальное исполнительство и восприятие произведений казахского народа. В минимальном количестве в уроки включается импровизация на детских музыкальных инструментах, а знакомство с казахскими народными инструментами осуществляется посредством визуального восприятия их и прослушивания музыкального произведения. Содержание уроков музыки в общеобразовательной школе, виды музыкальной деятельности и используемый музыкальный материал позволяют учителю осуществлять приобщение детей к таким музыкальным традициям, как инструментальное исполнительство на духовых, ударных, самозвучащих народных инструментах, соревновательность и диалогичность в музицировании (айтыс, тартыс), инструментально-речевая импровизация (кайым). Способом приобщения детей к указанным традициям могут выступать определенные модули, введение которых в уроки музыки не требует дополнительного времени и которые не разрушают структуру и содержание уроков музыки по различным программам, имеющимся в настоящее время в Республике.

Все выше перечисленное позволяет сформулировать следующие противоречия:

- между необходимостью интеграции, обусловленной вхождением Республики Казахстан в мировое образовательное сообщество, и дифференциации, способствующей сохранению национальных культурных образовательных особенностей, в том числе и музыкальной культуры;

- между разработанностью проблем приобщения подрастающего поколения к национальным культурным традициям Республики Казахстан в педагогике и малой их разработанностью в педагогике музыкального образования;

- между необходимостью разработки способов приобщения школьников к народным музыкальным традициям на начальном этапе общего образования в

Республике Казахстан и недостаточностью теоретических оснований и методических разработок для осуществления данного процесса.

Указанные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, заключающуюся в поиске способов приобщения учащихся к народным музыкальным традициям в школах Республики Казахстан.

Проблема исследования позволила сформулировать тему диссертационной работы: «Приобщение младших школьников к музыкальным традициям казахского народа».

Цель исследования - разработать и опытно-поисковым путем апробировать вариативные модули, способствующие приобщению младших школьников к традициям казахской народной музыкальной культуры.

Объект исследования - процесс приобщения младших школьников к традициям казахской народной музыкальной культуры на начальном этапе общего музыкального образования.

Предмет исследования - вариативные модули, способствующие приобщению младших школьников к традициям казахской народной культуры, предназначенные для включения в инвариант содержания программ по музыке в общеобразовательных школах Республики Казахстан.

Гипотеза исследования основывается на предположениях о том, что процесс приобщения школьников на начальном этапе общего музыкального образования к музыкальным традициям казахского народа будет успешным если:

- определить такие виды и способы музицирования, которые являются специфичными для казахской музыкальной культуры, сообразными возрастныл' особенностям младших школьников и содержанию музыкального материала, соответствующего мушелям - временным отрезкам, лежащим в основе жизненного цикла казахов - «детство» и «юность»;

- разработать вариативные модули, которые можно будет включать в инвариантное содержание программ по музыке у младших школьников, реализующихся в Республике Казахстан;

- включать в эти модули такие виды музыкальной деятельности, которые способствуют накоплению знаний о музыкальных традициях; формированию умений творческого музицирования и музицирования по заданному образцу.

В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи;

1. Изучить работы казахстанских и зарубежных исследователей с целью уточнения понятия «приобщение к музыкальным народным традициям»;

2. Определить музыкальные традиции казахского народа, воспроизведение и развитие которых доступно детям младшего школьного возраста;

3. Определить структуру и содержание модулей, способствующих приобщению школьников к музыкальным традициям казахского народа;

4. Определить критерии, показатели, демонстрирующие степень приобщения младших школьников к казахской музыкальной культуре;

5. Проверить результативность разработанных вариативных модулей.

Методологическую базу исследования составили: положения )

деятельностном подходе в обучении школьников (JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.), идеи о взаимосвязи феноменов «культура» и «традиция» (С.А. Арутюнов, А.Г. Спиркин, К.В. Чистов и др.), положение о целостности процесса приобщения детей к музыкальном искусству с доминированием процесса восприятия (Б.В. Асафьев, Д.Б. Кабалевский), идеи казахский исследователей о способах приобщения детей к традиционной народной культуре (С.Ш. Аязбекова, P.P. Джердималиева, А.И. Мухамбетова и др.), принципы музыкального образования школьников: введение ребенка в мир музыкального искусства (Д.Б. Кабалевский), обучение музыкальному искусству в опоре ни отечественную музыкальную культуру (Г.П. Сергеева), идеи этнослухового

развития в музыкальном образовании (JI.B. Шамина), освоения ребенком национальной казахской культурной музыкальной традиции в процессе восприятия и творчества (Б.Ж.Аманов, P.P. Джердималиева Ш.Б. Кульманова, А.И. Мухамбетова).

Методы исследования: теоретические - анализ философской, культурологической, педагогической и искусствоведческой литературы по проблеме исследования, а также законодательно-нормативной документации по вопросам музыкального образования школьников; обобщение педагогического опыта по приобщению детей дошкольного и школьников к культурным народным традициям, моделирование; эмпирические - анкетирование, анализ творческих продуктов учащихся, пилотный эксперимент, опытно-поисковая работа.

База исследования. Пилотный эксперимент проводился в средних школах городов Петропавловска, Степногорска, Атбасара, Кокшетау, Булаево, Мамлютка, в нем принимали участие 118 учащихся и 18 учителей музыки. Опытно-поисковая работа, ее констатирующий, формирующий и итоговый этапы проходили в средней школе - комплексе эстетического воспитания №8 города Петропавловска, в школе-гимназии имени Батыра Баяна города Булаево Северо-Казахстанской области, в средней школе №10 города Петропавловска Северо-Казахстанской области и в средней школе №2 города Мамлютка Северо-Казахстанской области (всего 97 учащихся).

Этапы исследования:

На первом этапе (2008-2010гг.) происходило теоретическое осмысление проблемы исследования, анализ философской, культурологической, психолого-педагогической и искусствоведческой литературы и документальных источников, разрабатывались вариативные модули приобщения младших школьников к музыкальным традициям казахского народа, осуществлялось проектирование пилотного эксперимента и содержания опытно-поисковой работы.

На втором этапе (2010-2012гг.) проводились: пилотный эксперимент, констатирующий этап опытно-поисковой работы, осуществлялось внедрение разработанных вариативных модулей в содержание уроков музыки у первоклассников в школах Казахстана.

На третьем этапе (2012-2013гг.) проводились: итоговый этап опытно-поисковой работы, обработка и анализ ее результатов, обобщение результатов исследования и оформление диссертации.

Научная новизна исследования.

1 .Определено, что музыкальными традициями казахского народа, доступными для освоения, воспроизведения и развития ребенком младшего школьного возраста, являются: исполнительство на народных музыкальных инструментах, соответствующих определенному возрастному отрезку - мушелю («детство» и «юность»), специфические черты музицирования (соревновательность, диалогичность, импровизация), формы народного казахского творчества (айтыс, тартыс, айтыс-кайым).

2. Разработаны модули приобщения младших школьников к музыкальным традициям казахского народа: «Восприятие примеров народной казахской музыки», «Диалоговое музицирование», «Импровизация на народных казахских инструментах». Структурными элементами модулей являются: постановка задач в музыкальной деятельности на реализацию музыкальной деятельности детей, организацию процесса восприятия народной и композиторской казахской музыки с использованием методов размышления о музыке, сравнения, наглядно-слухового показа, ретроспективы и перспективы; обучение умениям осуществлять музыкальный диалог, методы - ролевая игра, моделирование художественно-творческого процесса; обучение умениям инструментальной и инструментально-речевой импровизации, методы - игра-соревнование, моделирование интонационно-звукового процесса, музыкальных композиций.

3. Определены входящие в состав модулей виды диалогового музицирования (диалог-повтор, диалог-аккомпанемент к вокальному произведению, ритмический, мелодико-ритмический диалоги, диалог-соревнование, полилог), а также виды инструментальной импровизации (аккомпанемент к вступлению песни и проигрышу между ее куплетами, импровизация на определенную тему, импровизация-соревнование) и инструментально-речевой импровизации (музыкальное сопровождение к устному рассказу, музыкальная импровизация и словесные комментарии к ней), вытекающие из особенностей исполнительских традиций казахского народа.

Теоретическая значимость исследования:

1. Уточнена формулировка понятия «приобщение детей к музыкальным традициям»; это педагогический процесс организации восприятия народного музыкального искусства, приобретаются знания о музыкальных традициях, вокального и инструментального исполнительства, формируются умения репродуктивного и продуктивного музицирования;

2. Отобраны принципы музыкального образования применительно к решению проблемы приобщения младших школьников к музыкальным традициям казахского народа: введение ребенка в музыкальное искусство, опора на отечественную музыкальную культуру, этнослухового развития детей в музыкальном образовании, освоения ребенком национальной казахской культурной музыкальной традиции в процессе восприятия и творчества;

3. В опоре на идею целостности процесса приобщения ребенка к музыкальным традициям определены такие компоненты вариативных модулей, как восприятие, репродуктивное и продуктивное творчество с доминированием того или иного компонента в зависимости от цели и задач каждого модуля.

Практическая значимость исследования заключается в разработке критериев и показателей, демонстрирующих успешность приобщения младших школьников к народной казахской музыкальной культуре; в подборе

диагностического материала для проведения констатирующего и итогового этапов опытно-поисковой работы и пилотно1 о эксперимента; в разработке и определении состава казахских народных инструментов, используемых на уроках музыки в начальной школе; в составлении музыкального репертуара для разработанных модулей, в составлении хресгоматии музыкальных ритмических партитур.

Обоснованность и достоверность результатов диссертационной работы обеспечиваются методологическими позициям по проблеме приобщения детей к традициям народной музыкальной культуры, использованием теоретических и эмпирических методов исследования, соответствующих его целям и задачам, проведением пилотного эксперимента, результаты которого учитывались в осуществлении опытно-поисковой работы, ее результатами.

Апробация работы и внедрение результатов исследования. Результаты исследования опубликованы в сборниках научных трудов и конференций разного уровня (двадцать публикаций), в том числе в изданиях, рекомендованных ВАК Российской Федерации (три публикации) и ВАК Республики Казахстан (одна публикация). Основные теоретические и методические положения диссертационного исследования обсуждались на заседании кафедры музыкального образования Института музыкального и художественного образования ФГБОУ ВПО «УрГПУ», на кафедре музыкальных дисциплин СевероКазахстанского Государственного Университета им. М Козыбаева, а также в докладах на международных конференциях: Астана (Казахстан) - 2011, 2010, Кокшетау (Казахстан) - 2011, Прага (Чехия) - 2011, Варшава (Польша) - 2011, Тюмень (Россия) - 2011, Новосибирск (Россия) - 2012, всероссийских конференциях: Москва - Челябинск (Россия) - 2009, 2013; республиканских конференциях: Петропавловск (Казахстан) - 2010, Барнаул (Россия) 2011, а также нашли отражение в публикациях статей в научных журналах и сборниках (Екатеринбург, Омск, Пермь, Петропавловск - Казахстан).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Приобщение детей к музыкальным традициям является педагогическим процессом организации восприятия народного музыкального искусства, в ходе которого приобретаются знания о музыкальных традициях, вокального л инструментального исполнительства, формируются умения репродуктивного и продуктивного музицирования.

2. Музыкальными традициями казахского народа, доступными для освоения, воспроизведения и развития ребенком младшего школьного возраста являются: исполнительство на народных музыкальных инструментах, соответствующих определенному возрастному отрезку - мушелю «детстзо» и «юность»: соревновательность, диалогичность, импровизация, как характерные черты музицирования казахов, импровизационные соревновательные формы: айтыс, тартыс, айтыс-кайым.

3. Приобщение младших школьников к музыкальным традициям казахского народа осуществляется введением в уроки музыки вариативных модулей: «Восприятие примеров народной казахской музыки», «Диалоговое музицирование», «Импровизация на народных казахских инструментах», в которые включается восприятие, исполнительская деятельность репродуктивного и продуктивного характера с доминированием определенного гида деятельности в зависимости от цели и задач каждого модуля.

4. Структурными элементами модулей являются: постановка задач на реализацию музыкальной деятельности детей, организация процесса восприятия народной и композиторской казахской музыки, обучение умению осуществлять музыкальный диалог (диалог-повтор, диалог-аккомпанемент к вокальному произведению, ритмический, мелодико-ритмический диалоги, диалог-соревнование, полилог), обучение умениям инструментальной (аккомпанемент к вступлению песни и проигрышу между ее куплетами, импровизация на определенную тему, импровизация-соревнование) и инструментально-речевой

(импровизация к устному рассказу, музыкальная импровизация и словесные комментарии к ней) импровизации.

Объем и структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений, содержащих таблицы, примеры диагностических материалов, музыкального материала трех модулей, ритмических партитур.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Добровольская, Лиана Валерьевна

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ

1. Процесс приобщения детей к музыкальной культуре любого народа должен происходить в опоре на ее специфические особенности. В казахской музыкальной культуре таковыми, вытекающими из особого, кочевого образа жизни, являются сольное вокальное и инструментальное исполнительство, диалоговые формы музицирования, соревновательность с использованием таких жанров, как айтыс и тартыс.

2. Учителя музыки школ различных городов: административного центра, малых городов, считают необходимым с самых первых уроков к осуществлению процесса приобщения детей к народной музыкальной культуре, но в этот процесс они не включают инструментальное исполнительство детей на казахских народных музыкальных инструментах и, соответственно, не представляют такие его формы как диалог и соревнование в связи с отсутствием соответствующих методических знаний.

3. Процесс приобщения к казахской музыкальной культуре, начинающийся в дошкольном образовательном учреждении целостно не всегда осуществляется в первом классе школы, когда в основном делается на вокальное воспитание детей и на формирование у них знаний о казахской музыкальной культуре, тогда как инструментальному музицированию уделяется незначительное внимание. В связи с этим, полностью не осуществляется преемственность в музыкальном образовании дошкольников и младших школьников.

4. Способами реализации этой преемственности по приобщению первоклассников к музыкальным традициям казахского народа выступают три модуля, которые вводятся в уроки музыки на протяжении всего первого годг. обучения детей в общеобразовательной школе. Таковыми являются, согласно теоретическому определению понятия «приобщения к музыкальной культуре», модули «Восприятие примеров народной казахской музыки», «Диалоговое музицирование» и «Импровизация на народных казахских инструментах».

5. Разработка данных модулей осуществлялась на следующих принципах и положениях:

- на позициях деятельностного подхода (JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин), когда знания, и умения формируются на основе определенного вида деятельности, в данном случае знания о традициях на основе восприятия и исполнительства, с учетом особенностей возрастного развития детей.

- на позициях казахстанских исследователей об освоении ребенком национальной казахской культурной музыкальной традиции в процессе восприятия и творчества (Б.Ж Аманов, P.P. Джердималиева, Ш.Б. Кульманова, А.И. Мухамбетова, С.А. Узакбаева и др.). на принципах введения учащихся в мир музыкального искусства (Д.Б. Кабалевский), опоры на отечественную музыкальную культуру (Г.П. Сергеева), этнослухового развития ребенка в музыкальном образовании (Л.В. Шамина), художественного контекста в процессе музыкального образования (Л.В. Горюнова).

6. Содержание каждого модуля включало задачи по формированию знаний учащихся об особенностях казахской музыкальной культуры, формирования продуктивных и репродуктивных умений в процессе музицирования детей на казахских народных музыкальных инструментах.

7. Проведение пилотного эксперимента позволило скорректировать содержание данных модулей по линии увеличения творческих заданий для учащихся во всех трех модулях и изменения диагностических заданий для замера успешности освоения этого содержания, в частности произошло изменение методики проведения итоговой диагностики.

8. Критериями успешности приобщения младших школьников к традициям казахской музыкальной культуры являются: умение отличать в процессе восприятия народную казахскую музыку от других музыкальных произведений, умение репродуктивного музицирования на элементарных музыкальных инструментах, умение продуктивного музицирования на элементарных музыкальных инструментах. Методика замера сформированное™ знаний о казахской музыкальной культуре, умений продуктивного и репродуктивного музицирования на констатирующем этапе опытно-поисковой работы и на ее итоговом этапе была изменена в сторону усложнения диагностических заданий, ввиду освоения детьми содержания программы по предмету «музыка» первого года обучения, их возрастного и общего культурного развития.

Итоги внедрения всех трех модулей в процесс музыкального образования школьников в образовательных учреждениях административного центра и малых городов республики Казахстан, показывают позитивную динамику процесса приобщения младших школьников к музыкальным традициям казахского народа, как в сравнении с теми результатами, которые были получены на констатирующем этапе опытно-поисковой работы, так и в сравнении с результатами, полученными при выполнении заданий учащимися контрольной группы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Изучение работ казахстанских и зарубежных исследователей позволило уточнить понятие «приобщение к музыкальным народным традициям» ; это педагогический процесс организации восприятия народного музыкального искусства, в ходе которого приобретаются знания о музыкальных традициях, вокального и инструментального исполнительства, в ходе которого формируются умения репродуктивного и продуктивного музицирования.

2. Музыкальными традициями казахского народа, доступными для освоения, воспроизведения и развития ребенком младшего школьного возраста являются: исполнительство на народных музыкальных инструментах, соответствующих определенному возрастному отрезку времени - мушелю «детство» и «юность», специфические черты музицирования казахов (соревновательность, диалогичность, импровизация), формы народного казахского творчества (айтыс, тартыс, айтыс-кайым).

3. Модули включают: постановку задач на реализацию музыкальной деятельности детей, организацию процесса восприятия народной и композиторской казахской музыки, обучение умениям производить музыкальный диалог (диалог-повтор, диалог-аккомпанемент к вокальному произведению, ритмический, мелодико-ритмический диалоги, диалог-соревнование, полилог), обучение умениям инструментальной (аккомпанемент к вступлению песни и проигрышу между ее куплетами, импровизация на определенную тему, импровизация-соревнование) и инструментально-речевой (импровизация к устному рассказу, музыкальная импровизация и словесные комментарии к ней) импровизации.

-4. Критериями, позволяющими определить степень приобщения младших школьников к народной казахской музыкальной культуре, являются: умение отличать в процессе восприятия произведения народной казахской музыки от музыкальных произведений другого народа; умение осуществлять репродуктивное, диалоговое музицирование с элементами импровизации на элементарных инструментах, в том числе и на народных казахских; умение осуществлять продуктивное музицирование на элементарных инструментах, в том числе и на народных казахских.

5. Результаты итогового и констатирующего этапов опытно-поисковой работы позволяют говорить об успешности и результативности разработанных модулей.

Перспективы работы заключаются в нахождении путей приобщения к музыкальным народным традициям, в системе дополнительного музыкального образования младших школьников, а также в определении структуры и содержания таких же модулей в системе основного общего музыкального образования.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Добровольская, Лиана Валерьевна, 2013 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абай, Кунанбаев. Слова назидания. [Текст] - Алма-Ата: Жалын,1978- 197с.

2. Абдуллин, Э. Б. Теория музыкального образования: учебник для вузов [Текст] / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. - М: Издательский центр Академия, 2004. - 336с.

3. Акишев, К.А Древняя культура саков и усуней долины реки Или [Текст] — Алма-Ата: Издательство Академии наук Казахской ССР, 1963 - 320 с.

4. Алиев, Ю.Б. Методика музыкального воспитания от детского сада к начальной школе. [Текст] - Воронеж: НПО Модек, 1998. — 352с.

5. Аль-Фараби. Трактаты о музыке и поэзии. [Текст] - Алматы: Галым, 1993. -456с.

6. Аманов, Б.Ж, Мухамбетова А.И. Казахская традиционная музыка и 20 век [Текст] - Алматы: Дайк - Пресс, 2002. - 544с.

7. Антоненкова, И.Н. Приобщение младших школьников к эстетическим ценностям при изучении народного декоративно-прикладного искусства родного края: дис.... канд. пед. наук - Тула, 2005. - 236 с.

8. Арутюнов, С.А. Обычай, ритуал, традиция [Текст] - М: Советская этнография, 1981. - №2 - 120с.

9. Асафьев, Б.В. Организация преподавания музыки в общеобразовательной школе [Текст] // Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. - М.: Музыка, 1965. - 242с.

Ю.Асафьев, Б.В. О музыкально-творческих навыках у детей [Текст] // Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. - М.: Музыка, 1965-36с.

11.Асемкулов,Т. Шертпе куй [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.otuken.kz/index.php/music

12.Асемкулов,Т. Все прекрасное имеет единый исток [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://www.otuken.kz/index.php/aboutmusictalas/3-2010-05-20-12-39-03

13.Аубакирова, Г.М. Семейное, религиозное и светское музыкальное образование в Казахстане в 19 веке [Текст] / Музыкальное образование в Казахстане. Хрестоматия вып.1.Алматы, Компьютерно - издательский центр ОО «ДОИВА», 2007.-272с.

14.Аубакирова, Г.М. Становление и развитие общего музыкального образования Казахстана (1917 -1960гг.): автореф. дисс. ... канд. пед. наук. -Алматы, 2001.-23с.

15.Аязбекова, С.Ш. Мир музыки Г. Жубановой: время - культура - этнос. -Алматы: Институт философии и политологии МОН РК, 1999. - 174 с.

16.Аязбекова, С.Ш. Картина мира этноса: Коркут - ата и философия музыки казахов [Текст] - Алматы: Компьютерно - издательский центр Института философии и политологии МОиН РК, 2009.-284с.

17.Балтабаев, М.Х. Программа по музыке «Елим-ай» для учащихся 1-4 классов общеобразовательной казахской школы. Алматы: 1993,- 68с.

18.Балтабаев, М.Х. К вопросу о применении методологии традиционной художественной культуры в процессе преподавания музыки в школе [Текст] // Музыкальное образование в Казахстане. Учеб.пособ для студентов высших и сред. учеб. заведений. Вып.1. / Сост. P.P. Джердималиева, А.А. Момбек, З.Р. Ахметова: - Алматы: Компьютерно - издательский центр ОО «ДОИВА», 2007. - 184с.

19.Бекхожина, Т.Б. 200 казахских песен [Текст] - Алма-Ата: Галым,1972-145с.

20.Блонский, П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. Т. 2. — М.,: Наука, 1979. - 374с.

21 .Большая Российская Энциклопедия [Текст] - М.: Классик, 2004. -1223с.

22.Большая Энциклопедия [Текст] - M.: Терра,2006. - 1002с.

23.Бороздина, О.С. Приобщение детей к отечественной культурной традиции как педагогический процесс: дисс. ... канд. пед. наук - Вологда,2006. -188 с.

24.Боронина, Е.Г. Музыкальный фольклор как средство приобщения к традиционной народной культуре детей старшего дошкольного возраста: дисс. ... канд. пед. наук-Москва, 2007-201с.

25.Валиуллина, Р.Н, Маханова А.К. Музыка [Текст] / Р.Н Валиуллина, А.К. Маханова. Методическое руководство для учителей 1 класса общеобразовательной школы. - Алматы: Атамура, 2012. - 48с.

26.Волков, Г.Н. Этнопедагогизация в контексте функционирования народных традиций воспитания /' Г.Н. Волков // Мир образования - образование в мире.-2002.-№ 1.-85с.

27.Валиханов, Ч.Ч. Избранные произведения [Текст] - Алма-Ата: Наука, 1957-345с.

28.Выготский, JI.C. Воображение и творчество в детском всзрасте [Текст]-СПб.: Союз, 1997.-96с.

29.Ганиева, Г.Р. Педагогические условия приобщения младших школьников национальной школы к культуре народов Татарстана: дисс. ... канд. пед. наук - Набережные Челны, 2007. - 244с.

30.Гаранина, H К. Приобщение дошкольников к народной культуре средствами декоративно-прикладного искусства: в условиях музея дошкольного учреждения: дисс ... канд. пед наук - Москва, 2010 - 204с.

31.Гёте, И.В. Избранные сочинения по естествознанию [Текст] / И.В. Гёте. М., 1987.-300с.

32.Гизатов, Б. Музыкальное образование в Казахстане. [Текст] - Алма-Ата: Мектеп, 1975.-80 с.

33.Горюнова, JI. Развитие ребёнка как его жизнетворчество [Текст] // Искусство в школе - М, 1993. - 194с.

34.Гумилев, J1.H. Этногенез и биосфера Земли [Текст] - М.: Астрель, 2005,-309с.

35.Гумилев, J1.H. Этносфера. История людей и история природы. [Текст] - М: Наука, 1993.- 198с.

36.Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка [Текст]: в 4 т. / В. И. Даль. — М.: Русский язык, 1978. - 388с.

37.Даньшов, С.Н. Духовно-нравственное воспитание учащихся на основе приобщения к традициям казачества Южного Урала: дисс. ... канд. пед. наук - Оренбург, 2006. - 195с.

38.Добровольская, Л.В., Тагильцева Н.Г. Идеи казахских философов прошлого в музыкальном воспитании школьников Республики Казахстан. [Текст] / JI.B. Добровольская, Н.Г. Тагильцева // Журнал МО и Н РФ «Известия Уральского государственного университета» Серия 1. Проблемы образования науки и культуры (Екатеринбург) -2010.-№1(71) - С.145-150

39.Добровольская, JI.B. Национальные музыкально - исполнительские традиции на уроках музыки в школах Казахстана. [Текст] /JI.B. Добровольская // Научный журнал «Педагогическое образование в России» МО и Н РФ УрГПУ (Екатеринбург) -2011.- №3 - С.266-272

40.Добровольская, Л.В., Тагильцева Н.Г. Традиция инструментальной импровизации на уроках музыки в школах Республики Казахстан. [Текст] /Л.В.Добровольская, Н.Г.Тагильцева //Международный научный журнал МОиН РК «Актуальные проблемы современности» Серия «Педагогика» Карагандинского университета «Болашак» Центрально-казахстанский научно-исследовательский институт актуальных проблем (Караганда)-2012.-№1(81)- С.19-25

41.Добровольская, Л.В. Проблемы приобщения к народным музыкальным традициям младших школьников Казахстана [Текст] / Л.В. Добровольская//

Журнал теоретических и прикладных исследований «Образование и наука» МО и H РФ УрГППУ (Екатеринбург)-2013-№5-С. 150-161

42.Джелбулдин, Е.Т. Обычаи и традиции [Текст] - Петропавловск: Масс-Медиа,2001.- 136с.

43.Джердималиева, P.P. Методические рекомендации по вопросам преподавания музыки в общеобразовательной школе [Текст] - Алматы.. Мектеп, 1986.- 112с.

44.Джердималиева, P.P. Научно-педагогические основы методической подготовки учителя музыки в системе высшего образования: автореф. ... докт. пед. наук-Алматы, 1994-42с.

45.Джуманиязова, Р.К. Традиционная музыка как искусство воинской касты [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.otuken.kz/index.php/2012-02-28-09-40-25/177?task=view

46.Джумалиева, Т., Темирбекова А. Традиционная музыка казахского народа: песенная и инструментальная. - Алматы: Fылым, 2000 - 423 с.

47.Дрыгина, Т.А. Каскабасова Г.Г. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет). «Ei3 мектепке барамыз» («На пути к школе») [Текст] / Т.А. Дрыгина, Л.Д. Каскабасова, Г.Г. Корчевская, И.И. Митрофанова, Н.Л. Татаурова, И.А. Тирская, С.И. Шелипова, С.Г. Шакабаева - Астана: Дошкольное детство,2009. - 212с.

48.Дюйсенбинова, Р.К. Музыкально-эстетическое воспитание школьников средствами казахского народного песенного творчества: автореф ... дисс. канд. пед. наук-Алматы, 1992. -25с.

49.Елеманова, С.А. Музыка [Текст] /Учеб. для 1 класса общеобраз. школы. /С.А. Елеманова, Р.Н. Валиуллина, А.К. Маханова, A.A. Саильянц, Ш.Б. Кульманова - Алматы: Атамура,2008.-192 с.

50.Елисова, H.H. Приобщение детей дошкольного и младшего школьного возраста к поморскому музыкальному календарно-обрядовому фольклору: дисс.... канд. пед. наук. - Москва, 2002 - 139с.

51.Емельянова, Т.В. Формирование духовно-нравственных качеств подростков в процессе приобщения к культурным народным традициям: дисс. ... канд. пед. наук. - Тольятти, 2006. - 199с.

52.Ерзакович, Б.Г. Песенная культура казахского народа [Текст] - Алма-Ата: Наука, 1966.-74с.

53.Ержанов, М.Е. Развитие этнокультурного образования в Казахстане (Теоретические основы и практика): дис. ... доктора пед. наук - М, 1999. -429с.

54.Жубанов, А. К. Струны столетий [Текст] - Алматы: Дайк - пресс,2002. -280с.

55.Жубанов, А.К. Казахский народный инструмент домбра в кн. Музыкознание [Текст] - Алма-Ата. 1976.вып.8-9 -142с.

56.3атаевич А. 1000 песен казахского народа [Текст] -М: Музгиз, 1963.-605с.

57.3атаевич, A.B. Исследования. Воспоминания. Письма и документы [Текст] -Алма-Ата: Казгосиздат, 1958-303с.

58.3емцовский, И.И. Народная музыка и современность (к проблеме определения фольклора) [Текст] // Современность и фольклор - М.: Музыка, 1977.-50с.

59.Инструментальная музыка казахского народа [Текст] - Алма-Ата: Онер, 1985.- 114с.

60.Кабалевский, Д.Б. Основные принципы и методы преподавания музыки в общеобразовательной школе [Текст] -М.: Музыка, 2001. - 189с.

61.Казахи. Историко-этнографическое исследование [Текст] - Алматы: Казахстан, 1995.-3 52с.

62.Казахские пословицы и поговорки [Текст] / Под ред. д.ф.н. А. Дербисалина.

- Алма-Ата: Казахстан, 1975. -92с.

63.Калыбекова, A.A. Теоретические и прикладные основы народной педагогики казахов [Текст] - Алматы: БАУР, 2005. - 363с.

64.Калыбекова, A.A. Об исследованиях этнокультуры, ее особенностей в южном регионе Казахстана [Текст] // В сб. мат. Межд. научно-практ. конф. Освоение целинных земель и современное развитие регионов Казахстана и России.-Петропавловск: СКГУ ИТС,2004.-294с.

65.Калашникова, Т.И. Программа воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста для детей 3-5 лет «Зерек бала» («Умный ребенок») [Текст] / Т.И Калашникова, Т.П. Новогренко, С.Е Болтаева, H.H. Фарафонова, Т.П. Чичурина, Е.В. Юркова- Астана: Дошкольное детство,2009. - 108с.

66.Кареев, Н.И. Общий ход всемирной истории: Очерки главнейших исторических эпох [Текст] - Пос. Заокский: Источник жизни, 1993. - 238с.

67.Кемеров, В. Философская энциклопедия [Текст] -М.: Наука, 1998. - 392с.

68.Кергилова, E.H. Педагогические условия приобщения детей 5-6 лет < этнокультурным традициям алтайцев: дисс. ... канд. пед. наук. - СПб, 1999.

- 173с.

69.Кириенко, С. Д. Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям средствами этнографической культуры: дисс. ... канд. пед. наук -Шадринск, 1999.-175с.

70.Кишкашбаев, Т.А. Музыкально-эстетическое воспитание младших школьников средствами казахской народной инструментальной музыки: автореф. дисс. ... канд. пед. наук- Алма-Ата., 1992 -27с.

71.Кожахметова, К.Ж. Поликультурное образование в условиях многонационального Казахстана: сущность и особенности [Текст] // Культура и образование XXI века - Алматы: Гылым, 2000. - 115с.

82.Макашева, М.С. Профессиональная готовность педагога-музыканта к воспитанию поликультурной личности школьника в учебных заведения« Казахстана: дисс.... канд. пед. наук-Москва,2010 - 190с.

83.Матвеева, P.A. Классическая музыка в системе развития и воспитания детей раннего возраста: вопросы теории практики: дисс. ... канд. искусств - М, 2008.- 183 с.

84.Маркова, Т. А. Педагогические условия приобщения младших школьников ,v семейным традициям: дисс ... канд. пед. наук - Ярославль, 2007 - 179 с.

85.Маркарян, Э.С. Теория культуры и современная наука [Текст] - М: Мысль, 1983.-284с.

86.Маркарян, Э.С. Узловые проблемы теории культурной традиции [Текст] // Советская Этнография, 1981. № 2; 105с.

87.Масанов, Э.А. Очерки истории этнографического изучения казахского народа в СССР [Текст] - Алма-Ата: Наука, 1979. - 500 с.

88.Мациевский, И.В. Народная инструментальная музыка как феномен культуры [Текст] - Алматы: Дайк - Пресс,2007 - 544с.

89.Музыкальное образование в школе [Текст] Учебное пособие для студ. муз. фак. и отд. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Под. ред. JI.B. Школяр - М.: Академия, 2001- 232 с.

90.Музыка народов Азии и Африки - М.: Советский композитор, 1987. - 258с.

91.Мурзина И. Я. Феномен региональной культуры: бытие и самосознание: автореф. ... дисс. доктор культ. - Екатеринбург, 2003. 47с.

92.Мухамбетова, А.И. Система детского эстетического воспитания А. и С. Раимбергеновых // Казахская традиционная музыка и 20 век /- Алматы.: Дайк - Пресс ,2002 - 544с.

93.Мухамбетова, А.И. Казахский кюй - философия на двух струнах / Казахская традиционная музыка и 20 век / - Алматы.: Дайк - Пресс ,2002 - 544с.

72.Кожахметова, К. Ж. Казахская этнопедагогика: методология, теория, практика [Текст] / К. Ж Кожахметова - Алматы.: Гылым, 1998 - 317с.

73.Кошербаева, А. Н. Изучение русского и казахского фольклора в ил взаимосвязи как средство приобщения учащихся к культурному наследию

. народов: 5-6 классы русскоязычных школ Казахстана: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Москва.: 1994 -23с.

74.Краткий словарь по эстетике [Текст] / Под ред. М.Ф. Овсянникова. - М.: Просвещение, 1983. - 177с.

75.Критская, Е. Д. Методика работы с учебниками Музыка: 1-4 класс: пособие для учителя [Текст] / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. — М.: Просвещение, 2002.-208с.

76.Кульманова, Ш.Б О полифункциональности казахской народной музык' [Текст] //Музыкальное образование в Казахстане. Учеб.пособ для студентов высш. и сред.учеб. заведений. Вып.1. / Сост. P.P. Джердималиева, A.A. Момбек, З.Р. Ахметова. - Алматы: Компьютерно - издательский центр ОО «ДОИВА», 2007 - 194с.

77.Кульманова, Ш.Б. Научно-педагогические основы воспитания младших школьников средствами казахской народной музыки: дисс. ... докт. пед.наук - Алматы, 2000. - 377с.

78.Культурология. XX век. Энциклопедия [Текст] В 2-х т./под ред. С .Я. Левит. • Т.2. - СПб: Университетская книга, ООО «Алетейя», 1998. - 351с.

79.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] - М: Академия, 2011,-352с.

80.Лихачев. Д.С. Память [Текст] // Д.С. Лихачев Прошлое - будущему: Статьи и очерки. Л.: Наука, 1985 - 52с.

81.Лобова, А.Ф., Дмитриев В.А. Развитие творческой направленности детей в процессе различных видов деятельности: монография [Tt кст] / Урал гос. пед ун-т. - Екатеринбург, 2002. - 161 с.

105. Психология. Словарь [Текст] / Ред. А.В. Петровского / - М.: Политиздат, 1990. - 405с.

106. Райымбергенов, А. И. Программа по музыке для общеобразовательной школы «Мурагер» [Текст] / ред.- сост. А. И. Райымбергенов. - Алматы, Гылым 1999.-116 с.

107. Программа по обеспечению детей дошкольным воспитанием и обучением «Балапан» на 2010—2014 годы [Текст] - Астана, 2010. — 21 с.

108. Саидов, А. Музыка и духовность [Текст] / Музыкальное образование в современном мире. Хрестоматия Вып.1. - Алматы: Гылым, 2008. - 238с.

109. Саиткасимханова, Д.М. Педагогические условия природосообразного воспитания обучающихся средствами народной педагогики: на материале Республики Казахстан: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Москва,2008 -45с.

110. Сарсенбаев, Н.С. Обычаи, традиции и общественная гхизнь [Текст] -Алма-Ата: Жалын,1974- 50с.

111. Сарыбаев, Б.Ш. Казахские народные инструменты. Альбом [Текст] -Алма-Ата: Жалын, 1978-142с.

112. Сергеева, Г.П., Критская Е.Д., Т.С. Шмагина [Текст] / Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, Т.С. Шмагина. Учебно-методический комплект «Музыка» 1-4кл - М.: Просвещение.

113. Сейталиева, Б.С. Музыкальное и эстетическое воспитание учащихся на основе народных песен [Текст] // «В мире музыки» - Алматы: ТОО «Бшм LTD»,2011.-№5-6(51). С 3-5.

114. Советский энциклопедический словарь [Текст] / Под ред. A.M. Прохорова -М: Советская энциклопедия,1990 - 1599с

115. Советская этнография. 1981. № 2. С.80.

116. Спиркин, А.Г. Человек, культура, традиция // Традиция в истории культуры. М.: Наука, 1978. - 98с.

94.Назарбаев, H.A. В потоке истории [Текст] / Н. А. Назарбаев. - Алматы: Жибек жолы, 2010 - 224с.

95.Назарбаев, H.A. Указ Президента Республики Казахстан от 7 декабря 2010

- года №1118 об утверждении Государственной программы развития

образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы [Текст] - Астана: Акорда,-61с.

96.Новый толково-образовательный словарь русского языка [Текст] - М.: Русский язык, 2001- 792с.

97.Ногайбекова Б.Ж. Образовательная программа для детей раннего возраста (от 1 до 3 лет) «Алгашкы кадам» («Мой первый шаг») [Текст] / Б.Ж. Ногайбекова, Г.К. Максутова - Астана,2009. - 34с.

98.Неволина, В. А. Педагогическая технология приобщения детей дошкольного возраста к народным традициям в процессе освоения культурного пространства региона (На примере Тюменской области): дисс. ... канд. пед. наук - Екатеринбург, 2005. - 173с.

99.Ожегов, С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка [Текст] 4-е изд., доп. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова-М.: Азбуковник, 1999. - 536с.

100. Педагогика. Большая современная энциклопедия [Текст] - Минск: Современное слово, 2005. - 567с.

101. Петрушин, В.И. Музыкальная психология [Текст]: учеб. пособие дл* вузов. - 2-е изд. / В.М. Лензон. - М.: Академический проект; Трикста, 2008. -400с.

102. Плахов, В.Д. Стиль и традиция в развитии культуры [Текст] - Л., 1989.- 112с.

103. Плахов, В.Д. Традиции и общество: Опыт философско социологического исследования-М.: Мысль, 1982. -220 с.

104. Полонская, И.Н. Традиция: от сакральных оснований к современности [Текст] - Ростов - на - Дону: Изд. РГУ, 2006.- 272с.

117. Степанова, С.Г. Формирование музыкальной культуры школьников средствами национального музыкального искусства (На материале Республики Бурятия): дисс. ... канд. пед. наук - Улан-Уд:>, 2006. - 185с.

118. Строкова, Н. В. Интерпретация национального песенного фольклора в системе музыкально-эстетического воспитания Республики Казахстан: дисс. ... канд. пед. наук - Москва, 1999 - 174с.

119. Сулейменов, О.О. Тюрки в доистории (о происхождении древнетюркских языков и письменностей) [Текст] - Ал маты.: Атамура, 2002.-320 с.

120. Тагильцева, Н.Г. Эстетическое восприятие музыкального искусства и самосознание ребенка: монография [Текст] / Урал гос. пед ун-т. -Екатеринбург, 2008 - 101с.

121. Тагильцева, Н.Г. Организация музыкальных занятий в стартовых школах [Текст] // Образование и наука, 2013-№ 6 Июнь. С. 118-130

122. Традиционная культура жизнеобеспечения казахов. Очерки теории и истории [Текст] / Алимбай H.A., Муканов М.С, Арынбаев X. - Алматы: Гылым,1998 - 234 с.

123. Традиционная культура казахов: Сборник научных статей [Текст] -Алматы: Зият пресс,2004. - 160с.

124. Узакбаева, С.А. История развития и проблемы совершенствования музыкально-эстетического воспитания учащихся в общеобразовательных школах Казахстана: дисс ... канд. пед. наук - Алма-Ата, 1982. - 215с.

125. Узакбаева, С.А. Эстетическое воспитание в казахской народной педагогике [Текст] - Алматы: Гылым, 1993- 46с.

126. Узакбаева, С.А., Кожахметова К.Ж. Концепция этнопедагогического образования студентов высшей школы [Текст] - Алматы: Онер, 1998-20с.

127. Ушаков, Д.Н. Толковый словарь [Текст] - М.: Политиздат, 1970.- 840с.

128. Ушинский, К.Д. Собр. соч.: В11 т. [Текст] - М.: Просвещение, 1974. Т.З. - 255с.

129. Философский словарь [Текст] / Под ред. М.М. Розенталя. Изд. 3-е. -М. Политиздат, 1975. -540с.

130. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. -М.: Просвещение, 2011.

131. Хазанов A.M. Кочевники и внешний мир [Текст] - Алматы: Дайк-Пресс, 2002. - 604 с.

132. Хлынова JI. А. Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры посредством организации комплексной образовательной деятельности в ДОУ [Текст] / JI. А. Хлынова, С. В. Мещерякова, С. Ф. Шевченко // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы 2 междунар. науч. конф. — Уфа: 2012.

133. Чистов, К.В. Традиция, «традиционное общество» и проблема варьирования // Советская этнография. 1981. -№ 2. - 108с.

134. Чистов, К.В. Народные традиции и фольклор: Очерки теории. JL: Наука, Ленингр. Отд., 1986. - 303с.

135. Шалабаев, Т.К. Этнос. Культура. Самопознание. (О роли художественной культуры в национальном сознании и самосознании) [Текст] - Алматы: Ата-мура, 1995 - 240с.

136. Шамина, Л.В. Этнографическая парадигма школьного музыкального образования: от «этнографии слуха» к музыке мира [Текст] // Преподаватель (спецвыпуск «Музыкант-педагог») - 2001 - №6. - С.21-26.

137. Шаханова, Н.Ж. Мир традиционной культуры казахов (этнографические очерки) [Текст] - Алматы: Казахстан, 1998. - 184 с.

138. Шахназарова, Н.Л. О национальной музыке [Текст]- М.: Музыка, 1968. 2-е изд.-204с.

139. Шацкий, Е. Утопия и традиция. [Текст] - М.: Прогресс, 1990 - 455 с.

140. Шацкий, Е. Человек и культурно-историческая, традиция. Тверь, 1991. -234с.

141. Школьный толковый словарь русского языка [Текст] / Ред. Ф.П.Филина. -М.: Просвещение, 1981 - 463с.

142. Школяр, Л.В., Красильникова, М.С., Критская, Е.Д., Усачева В.О., Медушевский В.В., Школяр В.А. Теория и методика музыкального образования детей: Научно - методическое пособие [Текст] / Л.В. Школяр, М.С. Красильникова, Е.Д. Критская и др./ - М.: Флинта, 1999. -336с.

143. Шпенглер О. Закат Европы [Текст] - М.: Мысль, 1998. Т.З.гл.4. -592с.

144. Эльконин, Д.Б. Детская психология: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений [Текст] / Ред.-сост. Б. Д. Эльконин. М.: Академии, 2007. — 384с.

145. Эрн, В.Ф. Нечто о Логосе, русской философии и научности Сочинения-М.: Правда, 1991. -236с.

146. Эккерман, И.П. Разговоры с Гёте в последние годы его жизни [Текст] -М.: Художественная литература, 1981 - 688 с.

147. Энциклопедия Кирилла и Мефодия/Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия [электронный ресурс] режим доступа http://megabook.ru/SearchResults.asp?thSearchText=%EF%F0%E8%EE%El%F 9%E5%ED%E8%E5&SearchType=FS&AID=0

148. Этнопедагогика. Г.Н.Волков [Текст] - М.: Академия, 2000. - 264с.

149. Этнотолерантность подростка: Воспитание в семье и школе: Словарь [Текст] / Аксенова А.Ю., Александрова Н.С., Алексеева Е.Е. - М: Речь, 2007.-331с.

150. Юдина, Е.И. Азбука творческого саморазвития [Текст] / Юдина Е.И Азбука музыкально-творческого саморазвития: Образовательно-игровое пособие по творчеству для учащихся. - М.: Виконт, 1994. -104с.

151. Яковлева, А.Г. Педагогические условия приобщения младших школьников к духовным ценностям: дисс.... канд. пед. наук - Томск, 2003. -191с.

152. Яковлева, И.Г., Гаук Л.Н. Музыка 1 класс [Текст] / Методическое пособие И.Г. Яковлева, Л.Н. Гаук. - Алматы.: Алматыштап баспасы, 2012-92с.

153. Яшмолкина, О.Н Теория и методика освоения младшими школьниками национальных музыкальных традиций: дисс ... канд.пед.наук. -М., 1993-208с.

154. Ыскак;ов, Б. Шертпе куйлердеп орыдндаушылык; еректелштерь [Текст] // «Музыка элемшде - В мире музыки» - Алматы ТОО «Биим ЬТО»,2012-№2-3(51). С 3-5.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.