Теория и методика освоения младшими школьниками национальных музыкальных традиций тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Яшмолкина, Ольга Николаевна

  • Яшмолкина, Ольга Николаевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2008, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 208
Яшмолкина, Ольга Николаевна. Теория и методика освоения младшими школьниками национальных музыкальных традиций: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2008. 208 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Яшмолкина, Ольга Николаевна

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Теоретические основы изучения школьниками национальных музыкальных традиций в общеобразовательной школе.

1.1. Сущность национальных музыкальных традиций и пути их 14 претворения в содержание общего музыкального образования.

1.2. Проблема изучения национального музыкального 41 искусства младшими школьниками в истории отечественного музыкального образования.

1.3. Педагогические условия освоения национальных 71 музыкальных традиций на уроках музыки в начальной школе.

Выводы по главе 1.

Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование освоения национальных музыкальных традиций на уроках в младших классах.

2.1. Методика освоения младшими школьниками 96 национальных музыкальных традиций.

2.2. Программа экспериментального исследования

2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по 134 проверке эффективности методики освоения национальных музыкальных традиций на уроках в начальной школе.

Выводы по главе 2.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Теория и методика освоения младшими школьниками национальных музыкальных традиций»

Актуальность исследования

Реализация в системе образования интересов поликультурного, полиэтнического социума России актуализировала проблему соотношения и представленности в содержании образования национальных культурных традиций. И поскольку этническая специфика народа наиболее ярко выражается в результатах его материальной и духовной культурной деятельности, наиболее значимой данная проблема является для образовательных областей «Искусство», «Филология», «Обществознание».

В развитии национальных процессов, в их духовном обеспечении значительную роль играют самобытность национальной культуры: языков, национальных традиций и обычаев, национального искусства. Традиция (traditio - передача), как «специфический механизм преемственности позитивного опыта, концентрирующего особенности менталитета, картину мира, тип эмоциональной реакции на явления действительности, эстетические пристрастия и этические идеалы народа» (Н.Г. Шахназарова), играет ведущую роль в обеспечении системности культурных процессов. Поэтому освоение школьниками национальных традиций способствует формированию целостности представления о национальной культуре своего и других народов.

Научные исследования проблем освоения национальных традиций многоаспектны. Теоретические вопросы введения национальных и региональных традиций в содержание общего образования рассматриваются в работах П.Р. Атутова, А.Ю. Белогурова, A.B. Даринского, М.А. Половцевой, М.В. Рыжакова, A.B. Салихова, О.Ю. Стреловой, и др. Пути развития национального образования в полиэтническом социуме России освещаются в трудах И.А. Андреева, Ю.В. Белкина, Н.В. Брагиной, О.Ю. Варенцовой, М.Г. Тайчинова, Д.Ю. Гатина, М.Н. Кузьмина, М.Н. Швецова. Проблемы реализации в содержании образования этнопедагогического воспитательного идеала разрабатываются в исследованиях И.А. Андреева, П.А. Апакаева, Г.Н. Волкова, JI.B. Кузнецовой, Т.Н. Петровой, Ф.Ш. Хайруллина и др. Этнопсихологические аспекты образовательного процесса раскрываются в работах Н.Г. Айваровой, C.B. Григорьева, В.Г. Крысько и др.

Практика претворения национальных художественных традиций в содержании различных образовательных областей, в том числе и предмета «Музыка», обнаруживает разнообразие концепций и подходов, объективирующих проблему соотношения «общегосударственного и этнического в структуре целей, задач, содержания и организации образования» [М. Кузьмин]. Учеными отмечается нарушение структурного баланса в соотношении различных национальных художественных традиций в рамках одного предмета. Оно проявляется как в преобладании какой-либо одной национальной традиции (использовании языкового и краеведческого материала только одного этноса), так и в «растворении» регионального содержания во всеобщем, недооценке его специфики, исторических связей и т.д. Наблюдается также дисбаланс в раскрытии самой национальной традиции, выражающийся либо в опоре преимущественно на местный краеведческий материал (районирование), либо в приоритете отдельных направлений художественной культуры (например, только фольклор). Отрицательно сказывается на образовательном процессе отсутствие единства в методике освоения разных национальных художественных традиций.

Изучение национальных художественных традиций в образовательной области «Искусство» приобретает особую значимость, поскольку в художественном творчестве, как нигде, ярко и многообразно проявляется национальное своеобразие культуры народа. В исследованиях по проблемам музыкального образования национальное музыкальное искусство рассматривается как средство формирования у школьников мировоззренческих представлений (JI.A.Белоус, Е.В. Гайманова, И.В. Жирнова, Т.Г. Мариупольская, О.Г. Яковлева), нравственно-этических установок (Г.А. Арсланова,

Ж.Г. Алямкина, А.Т. Арзыкулова,), эстетической культуры (Т.Б. Будаева, Г.Н. Казилов, Р.Н. Хакимова, О.М. Раджабов, З.М. Явгильдина), развития художественного восприятия и мышления (Т.Б. Гальцева, М. Набиева, Ф.И. Рзаева,). Однако вопросы изучения национальных музыкальных традиций в рамках целостной картины мирового музыкального процесса еще не нашли своего оптимального воплощения в общем музыкальном образовании ни на уровне содержания, ни на уровне структуры учебного процесса, ни на уровне образовательных технологий. Более того, в условиях вариативности образовательных программ важность понимания закономерностей соотношения разных национальных музыкальных традиций возрастает.

Противоречие между необходимостью освоения школьниками на уроках музыки национальных музыкальных традиций разных народов в их взаимодействии и недостаточностью теоретико-методической разработки осуществления данного процесса в общеобразовательной школе определило проблему настоящего исследования: каковы пути освоения младшими школьниками национальных музыкальных традиций на уроках музыки? Этим обусловлен выбор темы исследования: «Теория и методика освоения школьниками национальных музыкальных традиций».

Цель исследования: научно обосновать педагогические условия и методику освоения национальных музыкальных традиций в начальных классах общеобразовательной школы, экспериментально проверить их эффективность.

Объект исследования: музыкальное образование младших школьников в общеобразовательной школе.

Предмет исследования: процесс освоения младшими школьниками национальных музыкальных традиций на уроках музыки в общеобразовательной школе.

Гипотеза исследования: освоение национальных музыкальных традиций в начальных классах будет эффективным, если:

- будут разработаны педагогические условия, обеспечивающие единство теоретических и методических позиций как основу для раскрытия музыкальных традиций разных народов в диалектике исторического и современного этапов развития, в многогранности межкультурных взаимосвязей и взаимовлияний;

- национальные музыкальные традиции будут представлены произведениями народного и профессионального творчества, значимыми в становлении каждой национальной музыкальной культуры;

- методы обучения будут направлены на углубление восприятия учащимися национальной специфики музыки в процессе сопоставления с разными национальными музыкальными стилями;

- музыкальная деятельность младших школьников на уроках и во внеурочное время будет организована в триединстве творчества композитора- / исполнителя-слушателя в контексте современных форм бытования национальных музыкальных традиций региона.

Задачи:

- охарактеризовать сущность и значение национальных музыкальных традиций в содержании общего музыкального образования младших школьников в истории отечественной музыкальной педагогики;

- определить педагогические условия освоения младшими школьниками национальных музыкальных традиций в их взаимодействии и взаимовлиянии;

- разработать методы, направленные на углубление процесса постижения младшими школьниками национальной специфики музыкального искусства;

- проверить эффективность предложенных в диссертации путей освоения младшими школьниками национальных музыкальных традиций на уроках музыки в школе.

Методологической основой исследования послужили:

- положения философии, культурологии, искусствознания, психологии и педагогики о значении национальной культуры в образовании человека (К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, Н.К. Крупская, Н.В. Никольский, Г. Гачев, JI.H. Гумилев, М.С. Каган, 3. Кодай, С.Т. Шацкий, П.П. Блонский, Г.Н. Волков, Д.Б. Кабалевский, М.Н. Кузьмин и др.);

- положения о развитии и функционировании этнокультуры (Ю.В. Ару-тюнян, В.Г. Крысько, Э.А. Саракуев, JI.M. Дробижева, A.A. Сусоколов, Г.Е. Шкалина и др.);

- теория культурно-исторической обусловленности развития личности (JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, A.A. Леонтьев, В.В. Давыдов и др.);

- теория художественной культуры и ее социального функционирования (А.Н. Сохор, Г. Орджоникидзе, Л.А. Рапацкая, и др.);

- психология музыкальной деятельности и закономерности музыкального восприятия (Б.М. Теплов, Е.В. Назайкинский, А.Л. Готсдинер, Г.М. Цыпин, Г.С. Тарасов и др.);

- интонационная теория музыки и теория музыкальных стилей (Б.В. Асафьев, В.В. Медушевский, М.К. Михайлов, Е.А. Ручьевская и др.);

- исследования национальных художественных традиций в музыке (H.A. Гаврилова, Н.Г. Шахназарова);

- педагогические исследования проблем организации и содержанки музыкального образования в школе (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, O.A. Апраксина, Л.Г. Арчажникова, Н.Л. Гродзенская, Д.Б. Кабалевский и др.).

Методы исследования: анализ научной, методической литературы и законодательно-нормативной документации по проблеме исследования; наблюдение, анализ и обобщение педагогического опыта, интервьюирование, анкетирование и тестирование педагогов и учащихся, педагогический эксперимент, анализ полученных результатов.

Этапы исследования:

I этап (1995-1997гг.) - теоретическое осмысление проблемы исследования, анализ философской, психолого-педагогической и искусствоведческой литературы и документальных источников, проведение констатирующего обследования педагогов и учащихся, разработка программы диагностического исследования.

II этап (1997—2002гг.) - разработка теоретико-методических позиций освоения младшими школьниками национальных музыкальных традиций в рамках общего музыкального образования, программы педагогического эксперимента, проведение опытно-экспериментальной работы.

III этап (2002-2006гг.) - проведение итогового диагностического обследования педагогов и учащихся, статистическая обработка и анализ результатов опытно-экспериментальной работы, направленной на освоение школьниками национальных музыкальных традиций, обобщение результатов исследования и оформление в виде диссертации.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

- выявлены педагогические условия гармонизации процесса освоения школьниками национальных музыкальных традиций: единство теоретико-методических позиций в построении содержания и организации процесса освоения школьниками национальных музыкальных традиций; диалогичность содержания и методов музыкального образования; ориентация образовательного процесса на современное состояние и функционирование национальных музыкальных культур региона;

- аргументированы исходные позиции разработки региональных программ музыкального образования (опора на современный этап развития национального музыкального искусства, на исторически сложившиеся связи и отношения национального музыкального искусства с музыкальными культурами других народов; учет теоретико-методических позиций вариативных программ по музыке);

- разработана методика освоения школьниками национально-стилевых особенностей музыкального искусства в опоре на активную творческую деятельность школьников в процессе восприятия (сравнение, сопоставление, обобщение), экспериментирования (преобразование, переосмысление, моделирование), создания коллективных и индивидуальных исполнительских интерпретаций национальной музыкальной классики и публичного их представления;

- определены этапы развития исполнительской музыкальной деятельности школьников: от подготовки и представления своих исполнительских интерпретаций национальной музыки внутри школы и до участия в совместных проектах на региональном уровне во взаимодействии с носителями профессиональной национальной музыкальной традиции, артистами академических театров оперы и балета.

Теоретическая значимость исследования заключается в рассмотрении национального музыкального искусства как фактора, интегрирующего в содержании музыкального образования явления межкультурных связей и взаимовлияния в музыкальном искусстве и способствующие целостности восприятия школьниками музыкальной картины мира.

Апробирован подход к освоению учащимися жанровой системы национальной музыки, при котором целостное изучение национальных опер, балетов, симфонических произведений, обеспечивает возможность осмысления образцов народной музыки (марийский песни, инструментальные наигрыши и др.) в контексте авторского художественного произведения, обобщающего историю народа, его культурные традиции.

Теоретически обоснован процесс освоения младшими школьниками национальных особенностей музыкального искусства в активной музыкальной творческой деятельности.

Разработана и экспериментально проверена диагностическая методика, позволяющая выявить эмоционально-ценностное отношение школьников к национальной музыке, умение творчески оперировать элементами национального музыкального языка, устанавливать интонационные связи между изученными музыкальными произведениями разных национальных стилей.

Практическая значимость исследования: теоретико-методические позиции данного исследования нашли отражение в программе «К вершинам музыкального искусства», допущенной Министерством образования Республики Марий Эл для использования в общеобразовательных школах данного региона. Внедрение этой программы позволило углубить представление школьников о национальном музыкальном искусстве как неотъемлемой части мирового музыкального процесса. Предлагаемый в исследовании подход к освоению национальных музыкальных традиций может служить одним из ориентиров при разработке программ по музыке для учащихся начальных классов общеобразовательных школ национальных регионов России.

Разработанные методы интонационно-стилевого освоения национальных музыкальных культур позволяют повысить качество преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях разного типа, как в системе общего, так и дополнительного образования в разных регионах России. Материалы исследования могут быть использованы при разработке региональных учебно-методических комплектов по музыке для общеобразовательных школ, а также в процессе профессиональной подготовки студентов педагогических колледжей и музыкально-педагогических факультетов педвузов, на курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки учителей музыки.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается подробным анализом теоретических положений педагогики, психологии, музыкознания, обобщением широкого спектра педагогической практики, применением комплекса методов, адекватных цели и задачам исследования, позитивными результатами опытно-экспериментальной проверки эфи фективности предложенных в исследовании теоретико-методических положений.

База опытно-экспериментальной работы: исследование проводилось в средних школах №№ 1, 7, 10, 19, 27, 30, Центре образования № 18 г. Йошкар-Олы, Оршанской средней школе, Медведевской средней школе № 2, Ежовской средней школе Медведевского района, Советской средней школе № 1, Алексеевской средней школе Советского района Республики Марий Эл. Исследованием было охвачено около 500 обучающихся начальной и основной школы.

Апробация работы и внедрение результатов исследования осуществлялись в практической работе автора, на курсах и семинарах для учителей музыки и мировой художественной культуры в ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования» (1995 — 2007 годы). Основные теоретические и методические положения диссертационного исследования обсуждались на кафедре музыкальных инструментов ГОУ ВПО «Московский государственный открытый педагогический университет им. М.А. Шолохова, кафедре марийской филологии и культурологи ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», а также в докладах и публикациях на научно-практических конференциях:

- международных: «Национально-региональный компонент в содержании художественно-эстетического образования» (Йошкар-Ола, 1997), «Теория и практика музыкального образования: исторический аспект, современное состояние и перспективы развития» (Москва, 1999), «Педагогический процесс как культурная деятельность» (Самара, 1999, 2002, 2005), «Д.Б. Кабалевский - композитор, ученый, педагог» (Москва, 2004), «Начальная школа: проблемы и перспективы» (Йошкар-Ола, 2002);

- всероссийских: «Актуальные проблемы педагогики творческого саморазвития и педагогического мониторинга» (Казань - Йошкар-Ола, 1998), «Музыкальное образование в контексте культуры» (Чебоксары, 2003), «Музыкальное образование в современном мире: проблемы, традиции и перспективы» (Самара, 2005);

- республиканских: «Психолого-педагогические проблемы совершенствования системы повышения квалификации» (Йошкар-Ола, 1996, 1997, 2005, 2006, 2007), «Проблемы, тенденции и современное состояние искусства в Марий Эл» (Йошкар-Ола, 2005).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Гармонизация процесса освоения школьниками национальных музыкальных традиций на уроках музыки в школе обеспечивается единством теоретико-методических позиций в построении содержания и организации процесса освоения школьниками разных национальных музыкальных традиций, диалогичностью содержания и методов музыкального образования, ориентацией образовательного процесса на современное состояние и функционирование национальных музыкальных культур в регионе. Направленность музыкальной деятельности школьников на публичное представление ее результатов увеличивает общественную значимость музыкально-исполнительского творчества учащихся, формирует мотивацию к музыкальным занятиям вне школьных уроков.

2. Эффективность постижения младшими школьниками национального музыкального искусства достигается посредством комплекса методов, направленных на:

- углубление восприятия учащимися национальной специфики музыки (методы «погружения» в интонационно-образный строй музыкального произведения, интонационно-стилевого анализа, межхудожественных ассоциаций);

- освоение процессов взаимодействия разных национальных стилей в творчестве композиторов (методы интонационно-тематических реминисценций, интонационно-стилевых модуляций и стилевого моделирования);

- поэтапное вхождение школьников в культурную жизнь региона (методы эскизной исполнительской интерпретации и музыкально-сценических проектов).

3. Введение в содержание музыкального образования музыкальных произведений крупной формы (опер, балетов и др.) как целостных явлений увеличивает педагогический потенциал освоения национальной музыки, как народной, так и профессиональной. Многогранное отражение «жизни» героев народных легенд и преданий в национальных операх и балетах посредством взаимодействия разных искусств углубляет постижение (эмоциональное сопереживание) школьниками своеобразия национального мировосприятия, интенсифицирует процесс и качество личностного присвоения этнокультурных ценностей, позволяет избежать «музейного», «археологического» подхода к традициям национальной культуры.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Яшмолкина, Ольга Николаевна

Выводы по главе 2

Результаты опытно-экспериментальной работы по программе исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. Эффективность разработанных в данном исследовании методов национал ьно-стилевого восприятия музыкального искусства определяется их направленностью на освоение младшими школьниками интонационного содержания музыки в его специфически характерных национально-стилевых формах, что позволяет сфокусировать внимание учащихся на национальных особенностях музыкального языка и форм мышления, связях и отношениях между собой разных национальных музыкальных традиций, моментах их взаимовлияния и взаимодействия.

2. Результаты экспериментальной работы показывают значительное влияние специально организованного процесса освоения национальных музыкальных традиций на: ; формирование позитивного отношения школьников и учителей к национальной культуре, стимулирование интереса к национальным традициям не только своего, но и других народов, живущих на территории Республики Марий Эл; увеличение объема и углубление качества знания национальной музыки младшими школьниками, выражающееся как в большом количестве запоминаемых тематически значимых фрагментов в каждом изучаемом в классе музыкальном произведении, так и в способности оперировать национально окрашенными интонационно-смысловыми мотивами как «словами музыкальной речи» - изменять их, внедрять в музыкальную ткань, составлять из них музыкальную мелодию (оформлять музыкальную мысль), узнавать различные модификации национальной попевки в различных этапах развития крупного музыкального произведения и др.; увеличение в музыкальных предпочтениях школьников доли классической музыки, в том числе произведений и композиторов национальной музыкальной культуры, в результате получения на уроках музыки более полного представления о содержании и выразительных возможностях серьезной классической музыки; воспитание у младших школьников толерантного отношения к особенностям функционирования инокультурных музыкальных и, шире, художественных традиций в современном социуме.

3. Процесс национального музыкального воспитания младших школьников, построенный на основе разработанных в данном исследовании теоретических и методических позиций, создает условия для формирования психологической эмпатии к различным формам активной музыкальной творческой деятельности, проявляющейся как в растущем желании участвовать в различных проектах по созданию музыкальных инсценировок оперных фрагментов (или композиций из оперных сцен), так и в потребности общаться с классической музыкой вне школы — оперном театре, концертном зале и др.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, проведенное исследование подтвердило предположение об эффективности выдвинутых нами теоретических и методических позиций организации процесса освоения младшими школьниками национальных музыкальных традиций в рамках содержания общего музыкального образования. Национальная музыкальная традиция позволяет организовать изучение музыкальной культуры народа как специфической образно-интонационной системы, выраженной в особенностях ладо-интонационных, формообразующих, образно-эмоциональных, жанровых черт музыкального мышления народа, отобранных веками в фольклорной традиции, и синтезированных в вершинных достижениях профессионального композиторского творчества в соответствии с закономерностями и особенностями музыки как самостоятельного вида искусства. Историко-культурная взаимосвязь национальных музыкальных культур способствует рассмотрению мирового музыкального искусства как целостного и открытого процесса межкультурного взаимообмена. При такой позиции каждая музыкальная культура обретает свое достойное место в системе многонациональной музыкальной картины мира и будет представлена как неотъемлемая часть мирового музыкального процесса.

Результаты, полученные в ходе исследования, позволяют сделать следующие выводы:

1. Национальная музыкальная традиция, как «механизм преемственности позитивного опыта» (Н.Г. Шахназарова), организует познание школьниками национального музыкального искусства в единстве народной и профессиональной традиций, в исторически сложившихся связях и отношениях с музыкальными культурами родственных и соседствующих народов, оказавшими значительное влияние на развитие национальной музыкальной культуры, в процессе творческой музыкальной деятельности школьников, направленной на освоение современных форм бытования музыкальной культуры региона, на воспитание любви и уважения к музыкальным традициям своего и других народов.

2 Исследование показало, что разработанные педагогические условия (единство теоретико-методических установок поликомпонентного содержания музыкального образования; диалогичность организации содержания и методов преподавания музыки; поэтапное расширение актуального регионального пространства творческой музыкальной деятельности учащихся) способствуют эффективности освоения младшими школьниками национального музыкального искусства в процессе интерстилевого взаимодействия с ведущими традициями отечественной и мировой музыкальной классики.

3. Построение содержания общего музыкального образования в опоре на лучшие образцы наиболее развитых жанров музыкальной классики актуальных в регионе национальных музыкальных традиций (опер, балетов, симфоний, кантат, сюит и др.) в их целостном освоении увеличивает воспитательный потенциал национального музыкального искусства. Многогранное отражение «жизни» героев народных легенд и преданий в национальных операх и балетах посредством взаимодействия разных искусств углубляет постижение (эмоциональное сопереживание) школьниками своеобразия национального мировосприятия, улучшает процесс и качество личностного присвоения этнокультурных ценностей, позволяет избежать «музейного», «археологического» подхода к традициям национальной культуры.

4. Эффективности постижения младшими школьниками стилевых особенностей национального музыкального искусства способствует комплекс методов, направляющих процесс музыкального образования на:

- усвоение интонационно-языковых особенностей национальных музыкальных стилей посредством методов погружения в интонационный строй музыкальных произведений, интонационно-стилевого анализа, межхудожественных ассоциаций;

- освоение способов межкультурного, межнационального взаимодействия (диалога) в музыкальном искусстве на основе методов интонациионно-стилевых реминисценций и модуляций, стилевого моделирования; организацию творческой деятельности школьников методами эскизной исполнительской интерпретации и музыкально-сценических проектов.

5. Результаты экспериментальной работы показывают значительное влияние специально организованного процесса освоения младшими школьниками национальных музыкальных традиций на:

- воспитание толерантного отношения к национальным традициям своего и других народов, живущих на территории Республики Марий Эл, и, шире, функционирования инокультурных художественных традиций в современном социуме;

- углубление качества знания национальной музыки, выражающееся как в большем объеме запоминаемых тематически значимых фрагментов изучаемого в классе музыкального произведения, так и в способности оперировать национально окрашенными интонационно-смысловыми мотивами как «словами родной музыкальной речи»;

- увеличение в музыкальных предпочтениях школьников доли классической музыки, в том числе произведений марийских композиторов, в результате получения на уроках музыки более полного представления о содержании и выразительных возможностях серьезной классической музыки;

- формированию позитивного отношения к различным формам активной музыкальной творческой деятельности, проявляющегося как в растущем желании участвовать в различных школьных и региональных проектах по созданию музыкальных инсценировок оперных (композиций из оперных сцен) и симфонических фрагментов, так и в потребности общаться с классической музыкой вне школы - оперном театре, концертном зале и др.

Направленность процесса музыкального образования младших школьников в социокультурное пространство региона обеспечивает социальную значимость их музыкального творчества, формирует мотивацию к музыкальным занятиям в школе и вне ее, расширяет представление школьников о системе функционирования музыкального искусства в обществе в целом.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Яшмолкина, Ольга Николаевна, 2008 год

1. Абдулатипов Р.Г. Природа и парадоксы национального «Я».- М.: Мысль, 1991.- 171 с.

2. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1983. 112 с.

3. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э.Б.Абдуллин, Е.В. Николаева. М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 336 с.

4. Айварова Н.Г. Развитие ребенка в условиях марийского этноса: Пособие для учителей. Йошкар-Ола, 2000. - 90 с.

5. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: Схемы и тесты. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. - 208 с.

6. Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада к начальной школе).- Воронеж, НПО «МОДЭК», 1998. - 352 с.

7. Алямкина Ж.Г. Формирование культуры межнационального общения младших школьников средствами музыки (на материале Республики Мордовия). Автореферат дисс. . канд. пед. наук. - М., 2002. - 20 с.

8. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. — Казань: Центр инновационных технологий, 2000. -608 с.

9. Андреев В.И. Место искусства в познании мира. М.: Политиздат, 1980.-255 с.

10. Андреев И.А. Национальная школа как составная часть общероссийской школьной системы // И.Я.Яковлев и проблемы развития системынационального образования. Материалы межрегиональной НПК. -Ульяновск, 1997.-С. 15

11. Андреев И.Д. О методах научного познания. М.: Наука, 1994. -184с.

12. Апакаев П.А. Из истории становления марийской школы (1920-1930 гг.) // Из истории развития народного образования и просветительства в Среднем Поволжье. Йошкар-Ола, 1993. - С.95 — 102.

13. Апакаев П.А. Некоторые вопросы народной педагогики // Проблемы изучения марийского фольклора и искусства. Выпуск 5. Йошкар-Ола, 1986.-С. 115-129.

14. Апраксина O.A. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2119 «Музыка и пение». М.: Просвещение, 1983. - 224 с.

15. Аракелян O.B. Поликультурное образование в многонациональной школе в условиях мегаполиса: Дисс. канд. пед. наук. М, 1997. — 135 с.

16. Арзыкулова А.Т. Повышение эффективности интернационального воспитания учащихся младших классов средствами киргизской музыки (в условиях школ с несколькими языками обучения Киргизской ССР). Автореферат дисс. . канд. пед. наук. — М., 1989. -20 с.

17. Арсланова Г.А. Интернациональное воспитание старшеклассников и студентов средствами национального искусства (татарского и народов Поволжья). — Автореферат дисс. канд. пед. наук. Казань, 1990. — 18 с.

18. Артищева Р.В. Анатолий Луппов и марийская музыка. Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство. — 1986. — 63 с.

19. Артищева Р.В. Марийская музыка как часть социалистической культуры // Традиционное и современное в музыке народов Поволжья. Вопросы марийского фольклора и искусства. Выпуск 6. Йошкар-Ола, 1988.-С.38 - 53.

20. Арутюнян Ю.В., Дробижева JI.M., Сусоколов A.A. Этносоциология.-М.,1998.

21. Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1984. - 111 с.

22. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Книги первая и вторая,- Л.: Музыка, 1971.-376 с.

23. Асафьев Б.В. Чайковский (К 50-летию со дня смерти) // Б.В.Асафьев. Избранные труды. T.II. М.: Изд-во АН СССР, 1954. - 384с. - С.21-24.

24. Асафьев Б.В. Николай Андреевич Римский-Корсаков.// Б.В.Асафьев. Избранные труды. T.III. М.: Изд-во АН СССР, 1954. - 335с. - С.171-225.

25. Асафьев Б. Великие традиции русской музыки // Б.В.Асафьев. Избранные труды. T.IV. М.: Изд-во АН СССР, 1955. - 439с. - С.63-69.

26. Асафьев Б.В. Русская народная песня и ее место в школьном музыкальном воспитании и образовании // Б.Асафьев. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Издание 2-е. Л.: Музыка, 1973.- 144 с.-С. 95-111.

27. Асафьев Б.В. О русском музыкальном фольклоре как народном музыкальном творчестве в музыкальной культуре нашей действительности // Б.В.Асафьев. Избранные труды. T.IV. М.: Изд-во АН СССР, 1955.-439 с.-С. 22-25.

28. Асафьев Б.В. Русский народ и русские люди // Б.В.Асафьев. Избранные труды. T.IV. М.: Изд-во АН СССР, 1955. - 439 с. - С. 109-122.

29. Асланов A.M. Развитие социалистической духовной культуры взаимовлияние и взаимообогащение национальных культур // Марксистско-ленинская эстетика и художественное творчество. - М.: Прогресс, 1980.-С. 56-60.

30. Асылханова Г.Ж. Развитие национальной культуры в школьном образовании: Дисс. . канд. социол. наук. М., 1993. - 163 с.

31. Атутов П.Р., Будаева М.М. Методологические проблемы национально-регионального образования // Педагогика. № 2., 2001. — С.25-32.

32. Ахмадеева Р. Полиэтническое образование будущего учителя музыки // Искусство и образование. 2002. - № 4. - С.37-39.

33. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методологические основы. М.: Просвещение, 1982. - 215 с.

34. Бабанский Ю.К. Основные условия оптимального выбора методов обучения // Общедидактические проблемы методов обучения. — М.: 1977. С.49-58.

35. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Республики Марий Эл. Йошкар-Ола: Министерство образования и воспитания Республики Марий Эл, 2001. - 31 с.

36. Бакурадзе Т.О. Психологическая характеристика восприятия семантического значения музыки. Дисс. . канд. психол. наук. - Тбилиси, 1988.

37. Балкарова Л.С. Национально-региональный компонент стандарта содержания общего образования в учреждении «начальная школа детский сад» (на материале Кабардино-Балкарской Республики). — Автореферат дисс. . канд. пед. наук. - Пятигорск, 2002. — 17 с.

38. Барток Б. Народная музыка Венгрии и соседних народов. М.: Музыка, 1966. - 79 с.

39. Бахтиярова Ч.Н. Национальное и интернациональное в татарской музыке // Музыка и современность. Вып. 6. М.: Музыка, 1969. - С.179-230.

40. Белобородова В.К. О некоторых особенностях музыкального восприятия младших школьников // Белобородова В.К., Ригина Г.С., Алиев Ю.Б. Музыкальное восприятие школьников / Под ред. М.А. Румер. -М.: Педагогика, 1975. 160 с.

41. Белогуров А.Ю. Проблемы развития этнорегиональных образовательных систем // Педагогика. 2003. - № 1. - С.98 - 104.

42. Белогуров А.Ю., Супрунова Л.Л. Поликультурный аспект национально-регионального компонента содержания общего образования. -http://abelogurov.narod.ru/works/text2.html.

43. Бернштейн Б. Искусство в системе культуры. — Л., 1987.

44. Блонский П.П. Психология младшего школьника. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 575 с.

45. Богданова А. Андрей Эшпай: Монографический очерк. 2-е издание, дополненное М.: Советский композитор, 1986. — 168 е., с ил.

46. Будаева М.М. Дидактические основы изучения гуманитарных дисциплин в системе национально-регионального образования (на материале Республики Бурятия). Автореферат дисс. . канд. пед. наук. -М., 2002. - 20 с.

47. Будаева Т.Б. Формирование эстетической культуры младших школьников средствами бурятского музыкального искусства. — Автореферат дисс. . канд. пед. наук. Улан-Удэ, 2000. - 21 с.

48. Буркова Л.Ф. Содержание, формы и методы музыкально-эстетического воспитания учащихся педагогического колледжа: Дисс. . канд. пед. наук. -М., 2003. 173 с.

49. Бычкова Р. Национальное и его структура // Образование СССР -торжество ленинской национальной политики (Материалы межвузовской научной конференции) / отв.ред. Арутюнян С.М. Пятигорск, 1972. - С.431.

50. Вагинова Л.С. Региональные особенности в художественном воспитании младших школьников в процессе освоения художественной культуры саами: Дисс. . канд. пед. наук. -М., 1993. 118 с.

51. Васильев В.М. Марийские народные песни: Песни. Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1991. - 304 с.

52. Венгерская музыкальная система воспитания. Концепция Кодая. -Budapest: Zenemtinyomda. 11 с.

53. Веремьев А. Методологические основы преподавания предметов художественно-эстетического цикла // Искусство и образование. 2002. - № 4. - С.4-8.

54. Волков Г.Н., Борликов Г.М. Этнопедагогические традиции: сущность, содержание, проблемы // Известия Российской академии образования. 2006. - № 1. - С.66-76.

55. Волков Г.Н. Этнопедагогическая концепция национальной школы // Национальная школа: концепция и технология развития. Доклады и материалы международной конференции. Якутск, 16-21 марта 1993 года. Москва. «Просвещение». 1993.С.45-51.

56. Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашей. М.: Пресс-сервис, 1997. —

57. Ворохова 3. Национально-региональный компонент: разработка и реализация // Народное образование. 2000. № 6. С. 67-71.

58. Воскресенская Н.М. Образование и многообразие культур // Педагогика. № 2. - 2000. - С. 105-107.

59. Выготский JT.C. Психология искусства / Под ред. М.Г. Ярошевского.- М.: Педагогика, 1987. 344 с.

60. Выготский J1.C. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. -М.: Педагогика, 1991.-480 с.

61. Выготский JI.C. Психология развития как феномен культуры. Избранные психологические труды / Под ред. М.Г .Ярошевского. М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.-512 с.

62. Вяткин Б.А., Хотинец В.Ю. Этническое самосознание как фактор развития индивидуальности // Психологический журнал. Т. 17. - №5.- 1996. С.69-75.

63. Гаврилова H.A. К проблеме национального в музыке XX века; Салонов М.А. Жан Кокто о национальном направлении в новой французской музыке. М.: Московская государственная консерватория им. П.И.Чайковского, 2003. - 134 с.

64. Гайманова Е.В. Формирование этнохудожественных представлений у учащихся на уроках литературы в учебных заведениях народного декоративно-прикладного искусства. Автореферат дисс. . канд. пед. наук. - М, 2000. - 18 с.

65. Гальцева Т.Б. Этнокультурная специфика музыкального восприятия: Дисс. . канд. искусствоведения. -М., 1994. 156 с.

66. Гатин Д.Ю. Актуальные вопросы национального образования // И.Я.Яковлев и проблемы развития системы национального образования. Материалы межрегиональной НПК. Ульяновск, 1997. - С. 8.

67. Гачев Г. Национальные образы мира. М., 1988.

68. Герасимов О.М. Пути и проблемы претворения народно-песенного творчества в марийской профессиональной музыке // Традиционное и современное в музыке народов Поволжья. Вопросы марийского фольклора и искусства. Вып. 6,- Йошкар-Ола, 1988.- С.54-58.

69. Герцева А. Марийский фольклор и его связь с современной музыкой в концертных жанрах А. Эшпая // Традиционное и современное в музыке народов Поволжья. Вопросы марийского фольклора и искусства. Выпуск 6. Йошкар-Ола, 1988. - С. 114 - 122.

70. Головинский Г.Л. О вариативности восприятия музыкального образа // Восприятие музыки: Сб. статей / Под ред. В.Максимова. -М.,1980.

71. Горюхина Н. Очерки по вопросам музыкального стиля и формы. — Киев, 1985.

72. Готсдинер A.JI. Музыкальная психология. М.: Мысль, 1993. - 190 с.

73. Греханкина Л.Ф. Региональный компонент в структуре содержания образования // Педагогика, № 8, 1999. С.30-34.

74. Григорьев C.B. Этнопсихология личности и стратегия образования и развития человека на рубеже XXI века // Образование в регионах России: уроки истории и перспективы. Сборник тезисов/под ред. C.B.

75. Григорьева и A.B. Овчинникова. М.: ОДИ - INTERNATIONAL, 1997.-С.38

76. Гродзенская H.JI. Школьники слушают музыку. — М.: Просвещение, 1969.-77 с.

77. Гукаленко О.В. Теоретико-методологические основы педагогической поддержки и защиты учащихся-мигрантов в поликультурном образовательном пространстве: Автореферат дисс. . докт. пед. наук. Ростов-на-Дону, 2000. - 47 с.

78. Гумилев JT.H. Этногенез и биосфера Земли. JL: Гидрометеоиздат, 1990.-526 с.

79. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. М.: Педагогическое общество России, 2000. - 480 с.

80. Даринский A.B. Региональный компонент содержания образования // Педагогика. № 1. - 1996. - С. 19

81. Двойнина Г.Б. Методы обучения музыке в современной школе // Инновации в общеобразовательной школе. Методы обучения. Сборник научных трудов / Под ред. A.B. Хуторского. М.: ГНУ ИСМО РАО, 2006. - 290 с. - С. 204-209.

82. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений. 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 240 с.

83. Доможакова О.В. Проблемы разработки концепции национально-регионального компонента содержания образования. http://econom.khsu.ru/print.php?id=36. — 10kb.

84. Дубовицкая Т.Д. Контексты содержания образования и их дидактическая интерпретация // Педагогика. № 10. - 2003. - С. 35-40.

85. Егорова O.K. Национальные традиции в опере Э. Сапаева «Акпа-тыр». Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1974. - 72 с.

86. Егорова O.K. Фольклорные традиции в творчестве марийских композиторов. Дисс. . канд. искусствоведения. - Казань, 1977. - 180 с.

87. Егорова O.K. Вопросы ладообразования в марийской народной песне // Музыкальная культура народов Поволжья: Сборник научных трудов (межвузовский) / Под ред. Ч.Н. Бахтияровой, Н.Г. Жиганова. М., 1978.-С. 19-27.

88. Егорова O.K. Национальное и современное в творчестве композиторов Поволжья // Вопросы марийского фольклора и искусства. Выпуск 6. Традиционное и современное в творчестве композиторов Поволжья. Йошкар-Ола, 1988. - С.8.

89. Еманова Т.В. Педагогические основы музыкального образования учащихся с учетом этнических особенностей региона: Дисс. . канд. пед. наук. Владикавказ. — 1998. - 200 с.

90. Закон «О краевом (национально-региональном) компоненте государственных образовательных стандартов общего образования в Красноярском крае». ht1p://www.legis.krsn.ru/lawsinfo.asp?|D=876 - 19,009 байт.

91. Закон «О национально-региональном компоненте государственных образовательных стандартов общего образования в Курганской области». http://www.hde.ru/docs/olddoc3.doc - 40,242 байт.

92. Закон об образовании в Пермской области. http://ep.perm.ru/ sources/legislationofperm.php.

93. Закон Российской Федерации «Об образовании». // Директор школы. 2004. - № 9 (С. 3-17); № 10 (С.3-23).

94. Заруба A.B. Развитие интонационного мышления младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе: Дисс. . канд. пед. наук. М., 1995. - 150 с.

95. Земцовский И. Фольклор и композитор. Теоретические этюды. JL: Советский композитор, 1977.- 174 с.

96. Иванов A.B. Педагогические условия развития этнического самосознания подростков (на материале якутской школы). Автореферат дисс. . канд. пед. наук. - Якутск, 2001. — 17 с.

97. Иванченко Г.В. Влияние схематических структур прошлого опыта на восприятие музыкального произведения // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии / Отв. ред. В.В. Давыдов. М.: Педагогика, 1990. - С. 47-50.

98. Ильминский Н. О церковном богослужении на инородческих языках.-Казань, 1883.

99. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы // Программа по музыке (с поурочной методической разработкой) для общеобразовательной школы. 1-3 классы. -М.: Просвещение, 1983. С. 3-30.

100. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя / Сост. В.И. Викторов. М.: Просвещение, 1981. - 192 с.

101. Кабалевский Д.Б. О применении принципов и методов новой программы по музыке в школах союзных республик // Музыка в школе. -1985. -№ 1.-С. 11-13.

102. Каган М.С.Человеческая деятельность. (Опыт системного анализа). М.: Политиздат, 1974. - 328 с.

103. Каган М.С. Социальные функции искусства. — JL: Знание, 1978. — 36 с.

104. Каган M.C.O воспитании как специфической социальной деятельности и о роли искусства в нем // Педагогика искусства и школа. М., 1982. - С. 11-21.

105. Каган М.С. Музыка в мире искусств. Санкт-Петербург: «Ut», 1996.-232 с.

106. Каган М.С. Философия культуры. СПб: ТОО ТК «Петрополис», 1996.-416 с.

107. Каган М.С. Эстетическое и художественное воспитание в развитом социалистическом обществе. JL: Знание, 1984. — 32 с.

108. Казанская JI.B. Пути становления марийской симфонической музыки: Дисс. . канд. искусствоведения. — Л., 1983. -223 с.

109. Казилов Г.Н. Художественно-эстетическое образование будущих учителей начальных классов в контексте народной культуры (на материале Республики Дагестан). Автореферат дисс. . докт. пед. наук. -Ростов-на-Дону, 2000. - 47 с.

110. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. — М., 1982.

111. Караулов Ю.Н. Этнокультурная и языковая ситуация в современной России: лингвистический и культурный плюрализм: Часть 1. http:// www.gramota.ru/magrub.html?idz=106; Часть 2. - http://www.gramota.ru/ magrub.html?id=l 07.

112. Карпушина Л.П. Педагогические основы освоения мордовского музыкального фольклора (на примере 1-го класса 4-х летней начальной национальной школы): Дисс. . канд.пед.наук. -М., 1996. 161 с.

113. Кашапова Л.М. Воспитание национального самосознания и культуры межэтнического общения учащихся воскресной школы через эт-номузыкальную деятельность // Музыка и педагогика: Материалы III

114. Китиков А.Е. Фольклор в дореволюционных письменных памятниках на марийском языке // 200 лет марийской письменности. Йошкар-Ола, 1977.-С.87-97.

115. Кодай 3. Избранные статьи. М.: «Советский композитор», 1982. -288 с.

116. Кодай Золтан. Венгерская народная музыка (перевод Э.Т.Владимировой).- Будапешт: Изд-во «Корвина», 1961.- 186 с.

117. Козлова К.И. Марийско-русские этнические границы и связи в XVII XVIII вв. // Новые страницы в истории Марийского края. Труды, выпуск XXIII. - Йошкар-Ола, 1971. - С.213 - 230.

118. Козлова К.И. Очерки этнической истории марийского народа. М.: Издательство Московского университета, 1978. — 345 с.

119. Комплексный словарь русского языка / Тихонов А.Н. и др. Под ред. д-ра филол. наук А.Н. Тихонова: М.: Рус. яз., 2001. 1229 с.

120. Кондратьев М.Г. Проявления квантитативности в ритмике марийских и чувашских народных песен // Традиционное и современное в музыке народов Поволжья. Вопросы марийского фольклора и искусства. Вып. 6,- Йошкар-Ола, 1988.- С.69-80.

121. Концепция воспитания детей и молодежи в национально-региональной системе образования // Десять лет в системе высшего негосударственного образования: опыт, проблемы и перспективы развития. — Москва Йошкар-Ола, 2003. - С.43 - 60.

122. Концепция государственной национальной политики РФ // Федерация и народы России. 1996, № 2.

123. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М.: МО РФ, 2002. - 30 с.

124. Краевский В.В. Содержание образования: феномен déjà vu // «Школа 2100». Непрерывное образование: начальная, основная и старшая школа / Под научной редакцией A.A. Леонтьева. Вып. 5. М.: Баласс, 2001.-240 с.-С. 27-33.

125. Красильникова М.С. Постижение музыки младшими школьниками на интонационной основе: Дис. . канд. пед. наук. М., 1990. — 194 с.

126. Красильникова М.С. К вершинам музыкального искусства. Введение в программу // Искусство в школе. 2002. - № 6. - С.50-53.

127. Красильникова М.С., Анисимова О.С., Яшмолкина О.Н. Национально-региональный компонент в предмете «Музыкальное искусство» в начальных классах общеобразовательной школы. Йошкар-Ола, Марийский институт образования, 1997. - 15 с.

128. Критская Е.Д. Формирование интонационно-слухового опыта младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе: Автореферат дис. . канд. пед. наук. -М., 1994. 18 с.

129. Критская Е.Д. Методы интонационно-стилевого постижения музыки // Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие / Л.В.Школяр, М.С.Красильникова, Е.Д.Критская и др. М.: Флинта: Наука, 1998. - 336 с.6 ил,- С.108-139.

130. Крупская Н.К. Избранные педагогические произведения. М.: Просвещение, 1965. — 695 с.

131. Крупская Н.К. О задачах художественного воспитания // Н.К.Крупская. Педагогические сочинения. В шести томах. / Под ред. А.М. Арсеньева, Н.К. Гончарова, П.В. Руднева. Т. И. М.: Педагогика, 1978.-С. 391-394.

132. Крысько В.Г., Саракуев Э.А. Введение в этнопсихологию. Учебно-методическое пособие для студентов. М.: Институт практической психологии, 1996. - 344 с.

133. Крысько В.Г. Этническая психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 320 с.

134. Кудрявцев В.Т., Слободчиков В.И., Школяр Л.В. Культуросообраз-ное образование: концептуальные основания // Известия РАО. 2001. - № 4. с. 4-46.

135. Кузнецова JI.B. Национально-культурная среда в общеобразовательной школе: теория и практика формирования: Дисс. . докт. пед. наук. Чебоксары, 2001. - 370 с.

136. Кузнецова JI.B. К проблеме организации национальной музыкальной среды школьника // Музыкальное образование в контексте культуры: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Чебоксары: Изд-во «Клио», 2003. - С. 11-17.

137. Кузьмин М.Н. (рук.), Сусоколов A.A., Бацын В.К., Ешич М.Б. Концепция национальной школы : Цели и приоритеты содержания образования. -М.: ИНПО, 1994. 56 с.

138. Кузьмин М.Н. Полиэтничность российского общества и задачи системы образования как инструмента модернизации России. М.: ИНПО, 1998.-28 с.

139. Кузьмин М.Н. Образование в условиях полиэтнической и поликультурной России // Педагогика, 1999. № 6. - С 3 - 11.

140. Кузьпелева Н.В. Национально-региональный компонент образовательных стандартов: опыт и проблемы // Образовательные стандарты: проблемы и перспективы. Тезисы докладов международной конференции. -М.: МЦНТИ, 1995.-С. 194-196.

141. Кукушин B.C. Этнопедагогика. Учебное пособие. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. - 304 с.

142. Кулиев Т., Раджабов О. Новая программа по музыке для общеобразовательных школ Азербайджанской ССР // Музыка в школе. 1985. -№ 1.-С. 15-16.

143. Куличенко М.И. Национальные отношения в СССР и тенденция их развития.- М.:Мысль, 1972.-277с.

144. Культурное строительство в Марийской АССР. 1917 1941. Сборник документов. Книга 1. - Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1983. - 197 с.

145. Кулыпетов Д.М. К вопросу о классификации марийских народных песен // Вопросы марийского фольклора и искусства. Выпуск XI. Современные проблемы развития марийского фольклора и искусства. — Йошкар-Ола, 1994,- С.51-67.

146. Кульшетов Д.М. Ритмоорганизация в марийских народных песнях // Вопросы марийского фольклора и искусства. Выпуск 3.- Йошкар-Ола, 1982.- С.79-89.

147. Куприна Н.Г. Педагогические аспекты освоения музыкального стиля будущим учителем: Дисс. . канд. пед. наук. — М., 1996. 162 с.

148. Лебедева О.В. Использование национального компонента содержания образования в современной практике обучения и воспитания младших подростков: Дисс. . канд. пед. наук. М., 1992. - 154 с.

149. Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высшая школа, 1991. - 224 с.

150. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977. - 304 с.

151. Лернер И .Я. Базовое содержание общего образования // Советская педагогика. 1991.-№ 11.-С. 15-21.

152. Лопухова О.Г. Влияние этнокультурных традиций на становление психологического пола личности // Вопросы психологии. № 5. — 2001.-С. 73-79.

153. Лосев А.О. О понятии художественного канона // Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. — М., 1973.

154. Лучкина Л. Дети зрители и критики // Искусство в школе. - 2002. - № 6. - С.76. •

155. Маклыгин А.Л. Музыкальные культуры Среднего Поволжья: Становление профессионализма. Казань: Казанская государственная консерватория, 2000. - 311 с.

156. Маклыгин А.Л. Палантай и становление профессионального многоголосия в марийской музыке // Вопросы марийского фольклора и искусства. Выпуск XI. Современные проблемы развития марийского фольклора и искусства. Йошкар-Ола, 1994.- С. 67-80.

157. Маклыгин А.Л. Пентатоновые модальные принципы в музыке марийских композиторов // Традиционное и современное в музыке народов Поволжья. Вопросы марийского фольклора и искусства. Вып. 6.-Йошкар-Ола, 1988.-С.93-106.

158. Максяшин A.C. Развитие региональной системы художественного образования // Искусство и образование. 2004. - № 2. - С. 27-36.

159. Мамаева М.Н. Хоровое творчество И.С. Палантая // Вопросы марийского фольклора и искусства. Выпуск XI. Современные проблемы развития марийского фольклора и искусства. — Йошкар-Ола, 1994.- С. 80-88.

160. Мамаева М.Н. Полифония в марийской музыке (в аспекте взаимодействия фольклорной традиции и профессионального творчества): Дисс. . канд. искусствоведения. Йошкар-Ола, 1996. — 176 с.

161. Мансуров P.M. Теория и практика внедрения национально-регионального содержания в систему общего среднего образования: Дисс. . канд. пед. наук. Казань, 1998. -289 с.

162. Марийские народные песни / Сост. сб. и коммент. В. Коукаль. Л.: Государственное музыкальное издательство, 1951. — 340 с.

163. Мариупольская Т.Г. Проблема национальных традиций в преподавании музыки (теоретический и методический аспекты): Дисс. . докт. пед. наук. М., 2002. - 337 с.

164. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки: Исследование. — М.: Композитор, 1993. 262 с.

165. Медушевский В.В. К проблеме сущности, эволюции и типологии музыкальных стилей // Музыкальный современник: Сборник статей. -Вып. 5.-М., 1984.

166. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М., 1976.

167. Межнациональные отношения: Термины и определения. Словарь-справочник. Киев, 1991.

168. Михайлов М. Стиль в музыке. М., 1981.

169. Михайлова Л.Я. Этническое сознание: социальное содержание и закономерности исторической эволюции. Автореферат дисс. . канд. философ, наук. — Ульяновск, 2002. — 21 с.

170. Молотова Т. Об основных факторах формирования этнического характера марийцев // Финно-угроведение, 2000, № 1, С. 17-31.

171. Музыкальное образование в школе: Учеб. Пособие для студ. муз. фак. и отд. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Школяр, В.А. Школяр, Е.Д. Критская и др.; Под ред. Л.В. Школяр. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. 232 с.

172. Мухамеджанова М.Н. О концепции Оренбургского национально-регионального компонента государственного стандарта общего образования. http://bank.orenipk.ru/Text/tO56.htm - 72,637 байт.

173. Мухин В. Наш музыкальный фольклор, его гармонизаторы и певцы-исполнители. М.А.О., 1935, № 3-4.

174. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. -М.,1972.

175. Назайкинский Е. Стиль и жанр в музыке: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. М.: ВЛАДОС, 2003. - 248 с.

176. Намсараев С.Д. Национально-региональная система образования: теория и практика. Улан-Уде: Бэлиг, 1996. — 241 с.

177. Национальная школа: прошлое, настоящее, будущее: Материалы научно-практической конференции. 26-28 октября 2000 года. — Ижевск: Удмуртия, 2003. 272 с.

178. Национальное образование в России: Концепции, взгляды, мнения: 1905-1938 гг. Сборник документов. В 2-х частях / ИНПО МОПО РФ. -М., 1998. Часть I. 1905-1917 гг. - 456 с.

179. Национальное самосознание // Межнациональные отношения: Термины и определения. Словарь-справочник. Киев, 1991, С.33-34.

180. Национальная школа: направления совершенствования структуры и содержания образования / Под ред. М.Н.Кузьмина. Серия «Федеральная программа развития образования». М.: Изд.дом «Новый учебник», 2003. - 240 е.: табл., илл.

181. Нестьев И. О национальном и интернациональном в развитии современных музыкальных культур // Октябрь и музыка. Сборник статей. М.: Музыка, 1977. - С. 139 - 166.

182. Нигмедзянов М. Национальное и интернациональное в фольклоре // Советская музыка. 1982. - № 11. - с. 107-110.

183. Никольский Н.В. Конспект по истории народностей Поволжья. -Казань: Третья типография Губерн. Сов. Раб., Крест. И Краен. Д-в, 1919.-88 с.

184. Никольский Н.В. Основы инородческого просвещения. Казань: Третья государственная типография, 1919. — 58с.

185. Новая программа по музыке для 1-Ш классов общеобразовательных школ Украинской ССР // Музыка в школе. 1985. - № 1. - С. 13-14.

186. Обобщение // Философский словарь / Под ред. М.М.Розенталя, П.Ф.Юдина. М.: Изд-во политической литературы, 1963. - 544 с.

187. Образование Марийской автономной области. Сборник материалов и документов. Сост. Богомолова Т.И., Куваева З.Ф. Йошкар-Ола., Марийское книжное издательство, 1966. - 208 с.

188. Образовательная программа «Школа 2100» // «Школа 2100». Приоритетные направления развития Образовательной программы / Под научной редакцией A.A. Леонтьева. Вып.4. М.: Баласс, 2000. - 208 с. - С.7 - 67.

189. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. М.: Российское педагогическое агентство, 1996. - 374 с.

190. Основные итоги всероссийской переписи населения 2002 года = Russia population census: main results. M., 2003. - 48 c., 8 цв. вкл.

191. Отношение // Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. 5-е изд. - М.: Политиздат, 1986. - 590 с. - С.348.

192. Орджоникидзе Г. Звуковая среда современности // Музыкальный современник. Сборник статей. Вып. 4. — М.: Советский композитор, 1983. С.272-304.

193. Орджоникидзе Г. О диалектике национального и интернационального // Октябрь и музыка. Сборник статей. М.: Музыка, 1977. - С. 167-199.

194. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.

195. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических институтов / Под ред. Ю.К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983. — 608с.

196. Педагогика: учебное пособие для студентов пед. уч. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, E.H. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1998.-512 с.

197. Перес С. Национальное в музыкальном мышлении // Музыкальное мышление: сущность, категории, аспекты исследования: Сб. ст. / Сост. Л.И. Дыс. Киев: Музична Украина, 1989. - 181 с.

198. Песни народа мари.- М.: Государственное издательство. Музыкальный сектор, 1930.-41 с.

199. Петриченко Е.С. Марийская музыка в начальных классах: Методическое пособие для учителей. Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1992. - 144 с.

200. Петриченко Е.С. Проблемы использования национальной специфики в музыкально-эстетическом воспитании младших школьников // Из истории развития народного образования и просветительства в Среднем Поволжье. Йошкар-Ола, 1993.-С. 144- 149.

201. Петров В.Н. Некоторые особенности воспроизводства фольклора среди сельских марийцев // Современные этнокультурные процессы в марийском селе. Выпуск 18. Археология и этнография марийского края. Йошкар-Ола, 1991. - С.96 - 106.

202. Петрова Т.Н. Отстаивание национальной идеи: историческая этно-педагогика. М.: Прометей, 2000. - 201 с.

203. Петрушин В.И. Основы содержания музыкального образования // Советская педагогика. 1989. - № 7. - С. 45-50.

204. Покровский Д. Фольклор и музыкальное восприятие // Восприятие музыки: Сборник статей / Ред.-сост. В.Н. Максимов. М.: Музыка, 1980. — 256 с. - С.244-255.

205. Проблемы совершенствования содержания общего среднего образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ростов на Дону: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2000. - 215 с.

206. Программа по музыке для I-IV классов общеобразовательных школ

207. Марийской АССР / Сост. Е.С. Петриченко, С.Н. Маков. Йошкар-Ола, 1987.-56 с.

208. Программа по музыке для I-IV классов общеобразовательных школ Республики Марий Эл. Издание второе, дополненное. / Сост. Е.С.Петриченко, с.Н.Маков. Йошкар-Ола, 1993. - 60 с.

209. Программно-методические материалы. Музыка. Начальная школа / Сост. Е.О.Яременко. М.: Дрофа, 2001.-288 с.

210. Протанская Е.С. Воспитание как диалог и формирование субъекта культуры: Дисс. . докт. философ, наук. — СПб., 1994. -335 с.

211. Протасов Ю.Я. Тернистый путь школы. Из летописи народного образования. Йошкар-Ола, 1996.- 32 с.

212. Психология развития: Учебник для студ. высш. психол. и пед. учеб. заведений / Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, К.Н. Поливанова и др.; Под ред. Т.Д.Марцинковской. М.: Издательский дом «Академия», 2001.-352 с.

213. Рапацкая JI.A. Основы общехудожественной подготовки учителя музыки. Учебное пособие. М., 1996.

214. Рапацкая JI.A. Русская художественная культура. М.: Владос, 1998.-608 с.

215. Рапацкая JI.A. Формирование художественной культуры учителя музыки в условиях высшего музыкально-педагогического образования: Дисс. . доктора пед. наук. М., 1991. - 450 с.

216. Региональный компонент в гуманитарном образовании: Тезисы докладов межрегиональной научно-практической конференции / Под ред Н.И. Булаева. Рязань: 18-19 декабря 1997. - 139 с.

217. Революция — Искусство — Дети: в 2х частях. 2-е изд. / Сост. Н.П.Старосельцева. - М.: Просвещение. - Часть 1. - 1987. - 240 е.; Часть 2.- 1988.-367 с.

218. Рзаева Ф.И. Развитие восприятия национальной музыки у учащихся начальных классов как фактор эстетического воспитания: Дисс. . канд.пед.наук. Баку, 1989. - 168 с.

219. Ручьевская Е. Целостный и стилевой анализ // В.А. Цуккерман -музыкант, ученый, педагог. Статьи, воспоминания, материалы. — М.: Композитор, 1994. 272 с. - С. 42-57.

220. Рыжаков М.В. Государственный образовательный стандарт государственного основного общего образования (теория и практика). -М., 1999.

221. Сабольчи М. Этноцентризм в образовании: сравнительный анализ // Перспективы. Вопросы образования. 1990. - № 2. - С.9-21.

222. Салихов A.B. Стандарты общего образования: региональный компонент, внедрение и управление. Калининград: Янтарный сказ, 2001. -216с.

223. Самарская область. Учебное пособие. Самара: ЗАО «Самарский информационный концерн», 1998. -440 с.

224. Сануков К.Н. Национальные традиции и интернационализация культуры // Традиционное и современное в музыке народов Поволжья. Вопросы марийского фольклора и искусства. Выпуск 6. Йошкар-Ола, 1988.-С. 14-21.

225. Сборник материалов об этнической ситуации в Республике Марий Эл и социально-культурном положении марийского народа. Йошкар-Ола, 2005.-50 с.

226. Семенов П.Г. Социально-педагогические основы регионализации образования (на материале Кабардино-Балкарской республики). — Автореферат дисс. . канд. пед. наук. — М., 2001. — 23 с.

227. Слагаева JI.A. Марийский региональный компонент в системе художественного образования младших школьников: Дисс. . канд. пед. наук. Йошкар-Ола, 1998. - 189 с.

228. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001.-480 с.

229. Скворцов Э.Г. Традиции чувашского народного искусства в художественном образовании младших школьников: Дисс. . канд. пед. наук. — М., 1996.- 147 с.

230. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. — М.: Педагогическое общество России, 1999. 416 с.

231. Современный словарь иностранных слов: Ок. 20 000 слов. — СПб.: «Дуэт», 1994.-752 с.

232. Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. Т.1. Ленинград: «Советский композитор», 1980. — 295 е.; Т.П. - Ленинград: «Советский композитор», 1981. - 295 с.

233. Сохор А.Н. Социальная обусловленность музыкального мышления и восприятия // Проблемы музыкального мышления. Сборник статей / Сост. и ред. М.Г.Арановский. М.: Музыка, 1974. - С. 59 - 74.

234. Стрелова О.Ю. Понятие «регион» в проектировании HPK Госстандарта // Стандарты и мониторинг в образовании. 2001. №1. - С. 5664.

235. Стрелова О.Ю. Национально-региональный компонент государственного образовательного стандарта школьного исторического образования: вопросы теории и практики: Аналитические материалы и методические рекомендации. М., 2001.

236. Стрелова О.Ю. Регионализация общего исторического образования в условиях его модернизации. http://som.fio.ru/getblob.asp7id =10006438 . - 32kb.

237. Судаков В.В. Методологические основы разработки национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта. Вологда, 1999. - 233 с.

238. Сухарев A.B. Этнофункциональный подход к проблеме психологического развития личности // Вопросы психологии. № 2. - 2002. — С. 40-57.

239. Тайчинов М.Г. Развитие национального образования в поликультурном многонациональном обществе. Педагогика, 1999. - № 2. -С. 30-32.

240. Тарасов Г.С. К вопросу об интонационной природе музыкального слуха // Психологический журнал. т. 17. - № 5. - 1996. - С.

241. Тарасов Г.С. О психологии музыки // Вопросы психологии. № 5. — 1994. - С.95-97.

242. Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. — М.: Педагогика, 1983. -352с.

243. Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие / Л.В. Школяр, М.С. Красильникова, Е.Д. Критская и др. М.: Флинта: Наука, 1998. - 336 с.6 ил.

244. Теория музыкального образования: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 336 с.

245. Теплов Б.М. Избранные труды: в 2-х т. / Ред.-сост. Н.С. Лейтес. -М.: Педагогика, 1985. т. 1 - 329 е.; т. 2 - 359 с.

246. Тишков В.А. Межнациональные отношения в Российской Федерации.-М., 1993.

247. Традиционное и современное в музыке народов Поволжья. Вопросы марийского фольклора и искусства. Выпуск 6. Йошкар-Ола, 1988. -136 с.

248. Традиция // Современный словарь иностранных слов: 0к.20 ООО слов. СПб.: «Дуэт», 1994. - 752 с. - С.614

249. Трефилова А.Т. Очерки истории марийской начальной школы. Дооктябрьский период. Йошкар-Ола. 1956. - 141 с.

250. Туравец Н.Р. Региональный компонент профессионального музыкального образования: методология, теория, практика: Дисс. . докт. пед. наук. М., 1999. - 319 с.

251. Узловые проблемы современного финно-угроведения: Материалы 1 Всероссийской научной конференции финно-угроведов. — Йошкар-Ола, 1995.-51 1 с.

252. Усачева В.О. Сочинение и импровизация музыки на уроках и во внеурочное время: Опыт исследования проблемы. — М.: Научтехлит-издат, 2002. 80 с.

253. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. Т.П. Вопросы обучения. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1954. - 734 с.

254. Федорова С.Н. Этнокультурные традиции воспитания в современной марийской системе образования: Дисс. . канд. пед. наук. — М., 1998.- 156 с.

255. Федорова С.Н. Этнокультурная компетентность педагога / Map. гос. пед. ин-т им. Н.К.Крупской. Йошкар-Ола, 2002. — 108 с.

256. Филиппов Ю.В. Социализация этноса. Н.Новгород, 1997.

257. Филиппова P.JI. К истории изучения хорового искусства Марийской АССР // Проблемы изучения марийского фольклора и искусства. -Йошкар-Ола, 1986. С. 105-114.

258. Хайруллин Ф.Ш. К вопросу о концепции развития системы национального образования // И.Я.Яковлев и проблемы развития системы национального образования. Материалы межрегиональной НПК. — Ульяновск, 1997.-С. 7

259. Хакимова Р.Н. Народное художественное творчество как средство эстетического воспитания старшеклассников в процессе внеклассной работы (на материале Марийской АССР): Дисс. канд. пед. наук. — М., 1980. С. 192-193.

260. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. 2-е изд., переработанное и дополненное. М.: Высшая школа, 1990. - 576 с.

261. Хизбулатов М.М. Совершенствование содержания и методов музыкального образования и воспитания учащихся начальных классов в условиях различных типов национальных школ (на материале Дагестанской АССР): Дисс. . канд. пед. наук. М., 1990.

262. Хотинец В.Ю. Психологические характеристики этнокультурного развития человека // Вопросы психологии. № 5. — 2001. - С. 60-73.

263. Цыкина Ю.Ю. Из истории марийской профессиональной музыки: Научное издание. / Map. гос. ун-т. Йошкар-Ола, 2004. - 76 с.

264. Цыкина Ю.Ю. Развитие жанров в музыкальном искусстве Марийской АССР. Историко-музыковедческий очерк середины 40-х середины 80-х годов XX столетия. - Чебоксары: «Клио», 2004. - 80 с.

265. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения: Пособие для учащихся. М.: Интерпракс, 1994. -348с.

266. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения. T.II. М.: Педагогика, 1980. - 414 с.

267. Шкалина Г.Е. Традиционная культура в современном самосознании народа мари. //Вестник Марий Эл. 1999. - № 3. - С.68-73.

268. Шкалина Г.Е. Традиционная культура и современное самосознание народа мари. Автореферат дисс. . доктора культурологи. - Йошкар-Ола, 2003.-51 с.

269. Школа диалога культур. Основы программы. / Под общей редакцией B.C. Библера. Кемерово: «АЛЕФ» Гуманитарный Центр, 1992. — 96 с.

270. Школяр В.А. Обновление содержания музыкального образования с методологических позиций. Опыт исследования проблемы. М.: Флинта, 1999. - 88 с.

271. Штец A.A. Национально-региональный компонент в культурно ориентированном образовании // «Школа 2100». Приоритетные направления развития Образовательной программы / Под научной редакцией А.А.Леонтьева. Вып.4. М.: Баласс, 2000. - 208 с. - С. 174 - 202.

272. Эдуардова И.Б. Интонационный анализ как средство освоения ис-торико-стилевых закономерностей музыкальных произведений студентами-музыкантами: Дисс. . канд. пед. наук. — М., 2002. 196 с.

273. Эшпай Андрей: Беседы. Статьи. Материалы. Очерки / Сост. Е. Гульянц. М.: Сов. композитор, 1988. - 360 с.

274. Юдин А.П. Национальная идея в русской музыкальной педагогике XIX века: Автореферат дисс. .докт. пед. наук. М., 2004. - 69 с.

275. Юзбашян Ю. Творческая реализация принципов новой программы по музыке в школах Армянской ССР // Музыка в школе. 1985. - № 1. -С. 16-18.

276. Явгильдина З.М. Татарский детский фольклор как средство воспитания музыкально-эстетического интереса у детей младшего школьного возраста: Дисс. . канд. пед. наук. — Казань, 1998. 263 с.

277. Яковлева О.Г. Формирование основ духовной культуры младших школьников средствами якутского музыкального искусства: Дисс. . канд. пед. наук. Якутск, 1998. - 197 с.

278. Ялалов Ф.Г. Национально-региональный компонент образования: этнометодологический подход // Начальная школа. № 2. - 2001. - С. 93-95.

279. Яшмолкина И.В. И.С. Ключников-Палантай. Первый марийский композитор.- Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1973.-71с.

280. Яшмолкина О.Н. "Песни горных и луговых мари" А.Эшпая на уроках музыки в начальных классах общеобразовательных школ Республики Марий Эл. // Педагогика искусства в творческих поисках: Москва - Самара, 1996. - С.252-254.

281. Яшмолкина О.Н. «Симфонию создали мы и Бетховен» // Искусство в школе. 2002. - № 6. - С.55-56.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.