Развитие творческих способностей учащихся младших классов детской музыкальной школы средствами цветомузыкальной синестезии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Лукьянец, Наталья Григорьевна
- Специальность ВАК РФ13.00.02
- Количество страниц 158
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Лукьянец, Наталья Григорьевна
Глава I. Развитие творческих способностей младших школьников средствами цветомузыкальной синестезии как психолого-педагогическая проблема
1.1 Современное состояние проблемы развития творческих способностей младших школьников.
1.2 Цветомузыкальная синестезия как средство развития творческих способностей учащихся младших классов детской музыкальной школы.
1.3 Педагогическая модель развития творческих способностей учащихся младших классов детской музыкальной школы средствами цветомузыкальной синестезии.
Выводы по первой главе.
Глава II. Опытно-поисковая работа по развитию творческих способностей младших школьников средствами цветомузыкальной синестезии на уроках слушания музыки в детской музыкальной школе
2.1 Цели, задачи и организация опытно-поисковой работы по реализации педагогической модели развития творческих способностей учащихся младших классов детской музыкальной школы средствами цветомузыкальной синестезии.
2.2 Ход и результаты опытно-поисковой работы по развитию творческих способностей учащихся младших классов детской музыкальной школы средствами цветомузыкальной синестезии.
Выводы по второй главе.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Взаимосвязь различных видов художественной деятельности в процессе обучения игре на фортепиано: На материале учебных занятий в детской школе искусств2001 год, кандидат педагогических наук Сударчикова, Лилия Геннадиевна
Формирование музыкально-образных представлений младших школьников на основе синтеза искусств2006 год, кандидат педагогических наук Кравчук, Лариса Викторовна
Оптимальное сочетание форм учебной деятельности на уроках музыки как условие развития творческой активности младших школьников2001 год, кандидат педагогических наук Шипилкина, Татьяна Анатольевна
Формирование творческих способностей младших школьников в процессе музыкально-игровой деятельности2005 год, кандидат педагогических наук Райцева, Татьяна Евгеньевна
«Развитие креативности младших школьников на уроках музыки посредством педагогики искусства»2016 год, кандидат наук Никешина Наталия Ивановна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие творческих способностей учащихся младших классов детской музыкальной школы средствами цветомузыкальной синестезии»
Актуальность темы исследования. Социально-экономические преобразования, происходящие в стране, свидетельствуют о потребности общества в личности, обладающей новым типом мышления, способностью успешно, творчески решать свои жизненные и профессиональные проблемы. Главной целью в Федеральной программе развития образования в России выдвигается «развитие системы образования в интересах формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности». Однако система образования еще не в полной мере соответствует потребностям общества в развитии творческих способностей новых поколений, во многом преобладает репродуктивный стиль обучения, инновационные процессы в образовании еще только набирают свою силу, идет процесс подготовки новых образовательных стандартов на основе компетентностного подхода и под углом зрения развития креативности личности. В связи с этим можно констатировать определенное противоречие, которое возникло между потребностью в творческом развитии и возможностями существующей системы образования удовлетворить ее в полной мере. Это обстоятельство обусловливает актуальность темы исследования на социально-педагогическом уровне.
Проблема развития творческих способностей людей привлекает к себе пристальное внимание представителей самых различных областей научного знания — философии, педагогики, психологии и др. Сегодня творчество изучается в разных направлениях: уточняется сущность творчества; выявляются признаки креативности; создаются психологические портреты творческой личности; исследуются творческие способности и творческое мышление; анализируются закономерности и средства развития творческого потенциала человека. На основе анализа психолого-педагогической литературы мы заключили, что в педагогической практике накоплен значительный объем знаний о проблеме развития творческих способностей школьников. Вместе с тем, обозначенная проблема не нашла должного освещения в контексте развития творческих способностей младших школьников средствами цветому-зыкальной синестезии, о чем свидетельствует недостаточное количество исследований по данной проблеме. Данное несоответствие обусловливает актуальность темы исследования на научно-теоретическом уровне.
Анализ литературы показал, что целый ряд вопросов, связанных с развитием творческих способностей средствами цветомузыкальной синестезии остаются недостаточно разработанными. В их числе: недостаточная четкость в понимании сущности «цветного слуха», цветомузыки, психолого-педагогических аспектов влияния феномена цветомузыкальной синестезии на развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста. Отсутствует системность в использовании цветомузыкальной синестезии в развитии творческих способностей младших школьников на уроках слушания музыки, не разработаны формы, методы, приемы развития творческих способностей младших школьников средствами цветомузыкальной синестезии, критерии сформированности цветомузыкального восприятия, воображения, творческого мышления.
Противоречие между потребностью развития творческих способностей младших школьников в процессе музыкального образования и недостаточной реализацией методических возможностей уроков слушания музыки, способных обеспечить развитие творческих способностей младших школьников средствами цветомузыкальной синестезии, позволяют нам констатировать актуальность исследования на научно-методическом уровне.
На основе выявленных противоречий и несоответствий была сформулирована тема исследования: «Развитие творческих способностей учащихся младших классов детской музыкальной школы средствами цветомузыкальной синестезии» и определена проблема, которая заключается в поиске и выборе педагогической модели и педагогических условий развития творческих способностей младших школьников на уроках слушания музыки в детской музыкальной школе.
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать, опытно-поисковым путем проверить педагогическую модель развития творческих способностей учащихся младших классов ДМШ средствами цветомузыкаль-ной синестезии на уроках слушания музыки.
Объект исследования: процесс музыкального образования младших школьников в детской музыкальной школе.
Предмет исследования: развитие творческих способностей учащихся младших классов ДМШ средствами цветомузыкальной синестезии.
Гипотеза исследования состоит из следующих предположений:
1) цветомузыкальная синестезия, вероятно, является средством развития творческих способностей учащихся младших классов ДМШ;
2) педагогическая модель развития творческих способностей младших школьников на уроках слушания музыки, возможно, состоит из следующих компонентов: целевого, содержательного, организационного и результативного;
3) педагогические условия, обеспечивающие эффективную реализацию педагогической модели развития творческих способностей младших школьников средствами цветомузыкальной синестезии, вероятно, включают: создание эмоционально-творческой среды, стимулирующей творческую активность младшего школьника; диалогическое взаимодействие учителя и ученика в процессе творческой деятельности; индивидуальную дифференциацию с учетом зоны ближайшего развития учащихся.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1) изучить и проанализировать исследованность проблемы развития творческих способностей младших школьников в педагогической теории и практике;
2) уточнить понятия: «цветомузыкальная синестезия»; «творческие способности личности» и их структуру;
3) разработать структуру педагогической модели развития творческих способностей младших школьников средствами цветомузыкальной синестезии и определить педагогические условия, обеспечивающие её эффективную реализацию;
4) опытно-поисковым путем проверить результативность педагогической модели развития творческих способностей младших школьников средствами цветомузыкальной синестезии на уроках слушания музыки в ДМШ.
Исходя из специфики предмета нашего исследования, его теоретико-методологическую основу составили:
Положения о единстве мышления, сознания, деятельно-творческой сущности человека, его творческой активности, раскрытые в работах Б.Г. Ананьева, JI.C. Выготского, В.В. Давыдова, СЛ. Рубинштейна, В.Д. Шадрикова; идеи о роли учебно-творческой деятельности в формировании и развитии творческих способностей Г.С. Альтшуллера, В. И. Андреева, С. А. Новоселова, А. В. Хуторского; работы, посвященные проблемам музыкального обучения О.А. Апраксиной, Б.В. Асафьева, Э.Б. Абдуллина, JI.A. Безбородовой, А.К. Белобородова, М.Х.Балтабаева, О. Байдильдаева, Н.К. Баклановой, Е.А. Бодана, Н.А. Ветлугиной, Б.Г. Гизато-ва, H.JI. Гродзенской, Р. Р. Джердемалиевой, В.А. Досманова, М. Н. Дымши-ца, Т.П. Жуйковой, Г. Жумалиева, Д.Б. Кабалевского, Ф.Ш. Салитова, Д. Кэмбела, В.И. Муцмахера, JI.T. Мамизерова, Е.В. Назайкинского, С.Е. Ось-киной, В.И. Петрушина, А.Раимбергенова, А.Н. Сохора, Н.Г. Тагильцевой, Г. М. Цыпина, В.Н. Шацкой; теории и методики педагогических исследований, проанализированные в трудах Ю.К. Бабанского, В.И. Загвязинского, В. В. Краевского, Е.М. Подгорных; исследования в области философии образования и методологии педагогической науки JI.A. Беляевой, В.И. Загвязинского.
Особое значение имели исследования в области цветомузыкальной синестезии, которыми в течение ряда веков занимались философы (Платон, Аристотель, Дж. Локк, Г.В. Лейбниц, Р. Декарт, А.Ф. Лосев, Хазрат Инайят
Хан); физики (И. Ньютон); музыканты (Б. Асафьев, Д. Арчимбальдо, Н. Рим-ский-Корсаков, Т. Уилфрид, А. Скрябин); художники (В. Кандинский, М. Чюрленис); психологи (C.JI. Рубинштейн, Б.М. Теплов); педагоги-ученые (Е.В. Болотова, Б. Галеев, В.В. Домогацких, A.M. Карасева, А.Ф. Лобова, М.
A. Михайлова, Н.Г. Тагильцева); изобретатели, конструкторы (А. Кирхер, Л. Б. Кастель, А. Майкельсон, П. Руанар); авторы творческих разработки (Г. В. Иванченко, Ч. Осгуд, С. Стерзингер).
Мы также опирались на исследования в рамках личностно-деятельного подхода, разработанного Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, Э.Ф. Зеером, В.
B. Сериковым, И.С. Якиманской; положения системного подхода В.Г. Афанасьева, И.В. Блауберга, Н.В. Кузьминой, Э.Г. Юдина.
Работа проводилась на основе теоретических методов, включающих анализ литературы по проблеме исследования, синтез, сравнение, классификацию, экстраполяцию, а также эмпирических методов, таких как наблюдение, обобщение педагогического опыта; изучение продуктов учебной деятельности учащихся, диагностические методы (беседа, тестирование, экспертное оценивание результатов деятельности младших школьников).
Выбранная теоретико-методологическая основа и поставленные задачи определили ход исследования, которое проводилось в три этапа.
На первом этапе (2002—2003) — аналитическом — изучалась философская, психолого-педагогическая, научно-методическая литература по проблеме; разрабатывались понятийный аппарат и программа исследования; были определены цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования; изучалось реальное состояние процесса развития творческих способностей младших школьников в процессе музыкального образования и уровень развития творческих способностей младших школьников; разрабатывалась педагогическая модель развития творческих способностей младших школьников средствами цветомузыкальной синестезии; изучались и анализировались педагогические условия эффективного функционирования модели.
На втором этапе (2004—2005)— опытно-поисковом— проводился преобразующий этап опытно-поисковой работы, в ходе которого апробировались педагогическая модель и педагогические условия эффективного развития творческих способностей младших школьников на уроках слушания музыки средствами цветомузыкальной синестезии.
На третьем этапе (2005—2006)— итогово-обобщающем— были сформулированы окончательные выводы и предложения, осуществлялась проверка и обработка результатов исследования, проводилось обобщение, систематизация, описание полученных результатов; внедрялись результаты исследования в практику работы детской музыкальной школы; оформлялось диссертационное исследование.
База исследования. Опытно-поисковая работа проводилась в период с 2002 по 2006 гг. в средней специализированной музыкальной школе (г. Кос-танай, Республика Казахстан). Базовыми явились группы учащихся первых классов средней специальной музыкальной школы. В исследовании приняли участие 4 группы по 10 человек.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
• выявлены возможности цветомузыкальной синестезии для развития полимодального восприятия, творческого мышления, воображения и мотивации творчества младших школьников на уроках слушания музыки;
• разработана педагогическая модель развития творческих способностей младших школьников средствами цветомузыкальной синестезии, которая представляет собой целостное воспроизведение педагогического процесса, включающее взаимосвязанные блоки: целевой, содержательный, организационный, результативный;
• определены, теоретически обоснованы и опытно-поисковым путем проверены педагогические условия эффективной реализации модели развития творческих способностей младших школьников средствами цветомузыкальной синестезии: диалогическое взаимодействие учителя и ученика в процессе творческой деятельности; эмоционально-творческая среда, стимулирующая творческую активность младших школьников; индивидуальная дифференциация с учетом зоны ближайшего развития учащихся.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
• определено понятие «цветомузыкальная синестезия» как синергия цветовых и слуховых ощущений, обусловливающая способность полимодального восприятия мира, благодаря которой усиливается креативность личности, ее творческие способности;
• уточнено понятие «творческие способности младших школьников», под которыми понимается интегративное качество личности, возникающее на основе развития ее творческого потенциала и способствующее ее творческой самореализации;
• обоснован и представлен в виде педагогической модели процесс реализации цветомузыкальной синестезии как средства развития творческих способностей младших школьников в эмоционально-звуковой и изобразительно-художественной форме;
• разработана концепция полимодального развития творческих способностей младших школьников средствами цветомузыкальной синестезии, которая обосновывает новые возможности для развития творческих способностей как интегративного качества личности, включающего мотивацию творчества, восприятие, творческое мышление и воображение;
Практическая значимость исследования заключается в том, что:
• предложены уровни и критерии развития творческих способностей младших школьников, которые составляют диагностическую основу процесса развития творческих способностей младших школьников средствами цветомузыкальной синестезии в условиях музыкального образования в ДМШ;
• содержащиеся в диссертации теоретические, методические и практические материалы могут быть использованы в образовательном процессе детских музыкальных школ и школ искусств.
Обоснованность и достоверность исследования обеспечивается анализом современных достижений психолого-педагогической науки, музыкальной педагогики; методологическими основаниями исходных теоретических положений, базирующихся на принципах научности, систематичности, последовательности, проблемности; применением комплекса методов исследования, адекватных его цели и задачам; воспроизводимостью и репрезентативностью полученных опытно-поисковым путем данных; проверкой результатов исследования на различных этапах опытно-поисковой работы; подтверждением выдвинутой гипотезы исследования его результатами.
На защиту выносятся следующие положения:
1. В отличие от традиционного понимания творческих способностей как индивидуальных особенностей, являющихся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности, мы рассматриваем творческие способности младших школьников как интегративное качество личности, возникающее на основе развития ее творческого потенциала и способствующее ее творческой самореализации. Оно представляет собой единство четырех компонентов: мотивационного, перцептивного, когнитивного, имажинитивного.
2. В дополнение к имеющимся методикам формирования творческих способностей детей на уроках слушания музыки мы предлагаем их развитие осуществлять средствами цветомузыкальной синестезии в процессе реализации педагогической модели, которая представляет собой целостное образование, включающее в себя взаимосвязанные блоки: целеполагания, содержательный, организационный, результативный.
3. Эффективность функционирования модели развития творческих способностей учащихся начальных классов ДМШ средствами цветомузыкальной синестезии зависит от соблюдения педагогических условий, включающих: создание эмоционально-творческой среды, стимулирующей творческую активность младших школьников; диалогическое взаимодействие учителя и ученика в процессе творческой деятельности; индивидуальную дифференциацию с учетом зоны ближайшего развития учащихся.
Апробация и практическое внедрение результатов исследования осуществлялись: в процессе опытно-поисковой работы по проблеме исследования на базе ССМШ г. Костаная в течение четырех лет в условиях естественного учебно-воспитательного процесса; в процессе обсуждения материалов исследования на педагогических советах ССМШ г. Костаная; чтения лекций на курсах повышения квалификации учителей, на областных педагогических чтениях, посвященных актуальным проблемам музыкально-психологического образования; в ходе проведения открытых уроков в ССМШ для учителей музыки г. Костаная; выступления с докладами: на областной научно-практической конференции, на заседаниях кафедр философии и пения и методики музыкального воспитания УрГПУ; посредством участия в V региональной научно-практической конференции «Философия и наука», Екатеринбург, 2006 г.; VI международной научно-практической конференции «Педагогические системы развития творчества: творческий потенциал дополнительного образования», Екатеринбург, 2006 г.; через опубликование научно-исследовательских материалов.
Структура диссертации соответствует логике исследования и включает введение, две главы, заключение, библиографический список, приложения.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Становление опыта творческой деятельности младших школьников в процессе интегрированных музыкально-театральных занятий2008 год, кандидат педагогических наук Боркина, Наталья Викторовна
Развитие музыкально-творческих способностей младших школьников с разным уровнем интеллектуального развития в процессе певческой деятельности в общеобразовательной школе2005 год, кандидат педагогических наук Пронина, Татьяна Александровна
Татарский детский фольклор как средство воспитания музыкально-эстетического интереса у детей младшего школьного возраста1998 год, кандидат педагогических наук Явгильдина, Зилия Мухтаровна
Содержание, формы и методы музыкального воспитания младших школьников с задержкой психического развития2008 год, кандидат педагогических наук Тишина, Екатерина Юрьевна
Импровизация как вид творческой деятельности в теории и практике музыкального образования2001 год, кандидат педагогических наук Мун, Людмила Николаевна
Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Лукьянец, Наталья Григорьевна
5. Выводы, полученные в диссертации, легли в основу нашей концепции и технологии полимодального (полисенсорного) развития творческих способностей младших школьников средствами цветомузыкальной синестезии на уроках слушания музыки в ДМШ. Развитие и углубление этой концепции может послужить предметом дальнейшего исследования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Актуальность проблемы развития творческих способностей младших школьников средствами цветомузыкальной синестезии на уроках слушания музыки обусловлена изменениями, происходящими в сфере общественной жизни, в системе образования и возросшими требованиями к творческим характеристикам развивающейся личности учащегося.
Проведённое теоретическое исследование показало, что, несмотря на пристальное внимание представителей различных областей теории и практики музыкального образования к проблеме развития творческих способностей младших школьников, эта проблема до сих пор нуждается в теоретическом и практическом осмыслении. Необходим дальнейший поиск нестандартных путей и средств развития творческих способностей младших школьников в процессе музыкального образования, в том числе и средствами цветомузыкальной синестезии.
Отсюда предметом нашего исследования явился анализ развития творческих способностей учащихся младших классов детской музыкальной школы на уроках слушания музыки средствами цветомузыкальной синестезии.
На основе изучения философской, педагогической и психологической литературы мы пришли к пониманию творческих способностей младших школьников как интегративного качества личности, возникающего на основе развития ее творческого потенциала и способствующего ее творческой самореализации, а также уточнили понятие цветомузыкальной синестезии и определили ее не как «смешения чувств», а как синергию цветовых и звуковых ощущений, обусловливающих способность к полимодальному восприятию мира, благодаря чему усиливается креативность личности, ее творческие способности
Развитие творческих способностей младших школьников средствами цветомузыкальной синестезии - это особый вид педагогической деятельности, представляющий собой целенаправленное взаимодействие учителя и ученика, которое должно носить научно-обоснованный характер, предполагающий создание оптимальных условий для достижения желаемого результата.
С этой целью на основе теоретико-методологического анализа разработана педагогическая модель развития творческих способностей младших школьников средствами цветомузыкальной синестезии на уроках слушания музыки, представляющая собой целостное воспроизведение педагогического процесса в единстве следующих компонентов: целевого, содержательного, организационного и результативного.
В работе теоретико-методологическим путем обосновано и опытно-поисковым путем доказано, что педагогическая модель может эффективно функционировать при наличии определённого комплекса педагогических условий: создание эмоционально-творческой среды, стимулирующей творческую активность учащихся; диалогическое взаимодействие учителя и ученика; индивидуальная дифференциация с учетом зоны ближайшего развития учащихся.
Опытно-поисковая работа по реализации педагогической модели и педагогических условий развития творческих способностей младших школьников средствами цветомузыкальной синестезии на уроках слушания музыки, проведённая в ССМШ г. Костаная, показала её эффективность.
Теоретическая разработка проблемы развития творческих способностей учащихся младших классов ССМШ средствами цветомузыкальной синестезии на уроках слушания музыки и результаты опытно-поисковой работы подтвердили положения выдвинутой нами гипотезы и позволили сделать следующие выводы:
1. Творческие способности учащихся младших классов ДМШ являются интегральным качеством личности, включающем в себя мотивацию творчества, творческое мышление, творческое восприятие и воображение. Творческое развитие младшего школьника зависит от его творческого потенциала, собственной активности и тех условий социальной, прежде всего, педагогической среды, в которых он находится.
2. Педагогическая модель развития творческих способностей учащихся младших классов ДМШ средствами цветомузыкальной синестезии представляет собой единство целевого, содержательного, организационого и результативного блоков. Ее реализация предполагает соблюдение следующих необходимых и достаточных педагогических условий: создание эмоционально-творческой среды, стимулирующей творческую активность младшего школьника; диалогического взаимодействия учителя и ученика; индивидуальную дифференциацию с учетом зоны ближайшего развития учащихся.
3. В результате внедрения педагогической модели определено эффективное сочетание форм, методов и приемов развития творческих способностей учащихся младших классов ССМШ средствами цветомузыкальной синестезии на уроках слушания музыки, разработана критериально-уровневая шкала для измерения их динамики.
4. Полученные в ходе опытно-поисковой работы результаты развития творческих способностей учащихся младших классов ССМШ средствами цветомузыкальной синестезии доказали эффективность педагогической модели и педагогических условий ее реализации.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Лукьянец, Наталья Григорьевна, 2007 год
1. Абульханова, К.А. О субъекте психической деятельности / К.А. Абульханова. М.: Наука, 1973. - 288 с.
2. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. М.: Наука, 1980. - 335 с.
3. Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизация I под ред. А.А. Бодалева, Г.А. Ковалева. М. : Наука, 1983. -136 с.
4. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм. -М.: Прогресс, 1978.
5. Анисимов, В. Н. Зрительная синестезия как фактор физиологического порядка / В. Н. Анисимов // Русский офтальмолог. 1930. - T.l 1. -№2.
6. Альтшуллер, Г.С. Творчество как точная наука / Г.С. Алыпул-лер. М.: Наука, 1979. - 251с.
7. Альтшуллер, Г.С. Рабочая книга по развитию творческой личности / Г.С. Альтшуллер, И.М. Верткин. Кишинев : МНТЦ «Прогресс»; Картя Молдовеняскэ, 1990. - 331 с.
8. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев. М.: Наука, 1977.- 380 с.
9. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания. Избранные психологические труды: в 2 т. / Б.Г. Ананьев. М. : Педагогика, 1980. - Т. 1.-310 с.
10. Андреев, В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности: метод, пособие / В.И. Андреев. М. : Высшая школа, 1981.-240 с.
11. Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности / В.И. Андреев. Казань : Казанск. гос. ун-т, 1988. - 240 с.
12. Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития. Казань :
13. Казанск. Гос. ун-т, 1996. 568 с.
14. Андреев, В.И. Педагогика: учеб. курс для творческого саморазвития / В.И.Андреев. 2-е изд. - Казань : Центр инновац. технологий, 2000. -608 с.
15. Андриади, И.П. Основы педагогического мастерства / И.П. Ан-дриади. М.: «Академия», 1999. - 160 с.
16. Анохин, П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем / П.К. Анохин // Принципы системной организации функций. М.: Наука, 1973. - С. 5-61.
17. Анохин, П.К. Системные механизмы высшей нервной деятельности / П.К. Анохин. М.: Наука, 1979. - 454 с.
18. Аромштам, М. Музыкальный слух и культура нового времени / М. Аромштам // Дошк. Образование : Прил. к газете «Первое сент.» 2005. -№ 6. - С.5.
19. Апраксина, О.А. Методика музыкального воспитания в школе / О.А. Апраксина. М.: «Просвещение», 1983. - 222 с.
20. Абдулин, Э.Б. Теория музыкального образования / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. М.: Academia, 2004. - 333 с.
21. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирование личности / В.Г. Асеев. М.: Мысль, 1976. - 157 с.
22. Афанасьев, В.В. Управленческая проблема как объект педагогических исследований / В.В. Афанасьев, П.И. Пидкасистый // Педагогика. -2001.-№5.-С. 12-17.
23. Анисимов, В.П. Диагностика музыкальных способностей детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / В.П. Анисимов. М.: ВЛАДОС, 2004. - 128 с.
24. Аристотель, Сочинения в 4-х т. / Аристотель. // перевод с древне-греч. под общ. ред. А.И. Доватура. М.: Мысль, 1984. Т.4. - 830 с.
25. Бабанский, Ю.К. Методы стимулирования учебной деятельности школьников / Ю.К. Бабанский // Сов. педагогика. 1980. - № 3. - С. 99-106.
26. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса /Ю.К. Бабанский. М.: Просвещение, 1982. - 192 с.
27. Бабанский, Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований / Ю.К. Бабанский. М.: Педагогика, 1982. - 216 с.
28. Бабанский, Ю.К. Об интенсификации и оптимизации учебно-воспитательного процесса / Ю.К. Бабанский, М.М. Поташник // Нар. образование. 1987. - № 1.-С. 103-112.
29. Барболин, М.П. Методологические основы развивающего обучения / М.П. Барболин. М.: Высшая школа, 1991. - 232 с.
30. Барташев, А.В. Психология индивидуальных различий: от темперамента к характеру и типологии личности / А.В. Барташев. - М. : «Вла-дос», 2000. - 256 с.
31. Беликов, В.А. Философия образования личности: деятельностный аспект / В.А. Беликов. М.: Владос, 2004. - 357 с.
32. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики / А.С. Белкин. М. : Академия, 2000. - 186 с.
33. Белкин, А.С. Витагенное образование. Многомерный топографический подход / А.С. Белкин, Н.К. Жукова. Екатеринбург : Учебная книга, 2003.- 188 с.
34. Беляева, JI.A. Философия воспитания как основа педагогической деятельности. / JI.A. Беляева. Екатеринбург : Урал. гос. пед. ин-т, 1993. -125 с.
35. Бершадский, М.Е. Интеллект или креативность? / М.Е. Бершад-ский // Народное образование. 2002. - № 7. - С. 73-75.
36. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Бес-палько. М.: Педагогика, 1989. - 192 с.
37. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В.П. Беспалько. М.: Изд-во Ин-та проф. образования, 1995. - 336 с.
38. Беспечанский, В.П. К методике анализа умственной деятельности школьников / В.П. Беспечанский // Организация и методика педагогического исследования. Челябинск, 1979. - С. 92-102.
39. Бехтерев, В.М. Объективная психология / В.М. Бехтерев. М. : Наука, 1991.-480 с.
40. Библер, B.C. Мышление как творчество. Введение в логику мыслительного диалога / B.C. Библер. М.: Политиздат, 1975. - 399 с.
41. Блауберг, И.В. Проблема целостности и системный подход / И.В. Блауберг. М.: Эдиториал УРСС, 1997. - 235 с.
42. Блонский, П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: в 2 т. / П.П. Блонский. М.: Педагогика, 1979. - Т.2. - 400 с.
43. Богоявленская, Д.Б. Субъект деятельности» в проблематике творчества / Д.Б. Богоявленская // Вопросы психологии. 1999. - № 2. - С. 35-41.
44. Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д.Б. Богоявленская. Ростов н/Д : РГУ, 1983. - 176 с.
45. Богоявленская, Д.Б. Метод исследования уровней интеллектуальной активности / Д.Б. Богоявленская // Вопросы психологии. -1971. № 1.
46. Богоявленская, Д.Б. Пути к творчеству / Д.Б. Богоявленская. М., 1981.- 147с.
47. Большая российская энциклопедия: в 2 т. М. : Научное изд-во. -Т. 1. - 1993.-386 с.
48. Большая советская энциклопедия: в 30 т. 2 изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1997. Т. 27. - 624 с.
49. Большой энциклопедический словарь. М. : Большая Российская Энциклопедия. Санкт-П. Норинт. 2004. - 1600 с.
50. Большой толковый психологический словарь: в 2 т.! Р. Артур. -М.: Вече; ACT, 2000.-Т.2.-560 с.
51. Большой энциклопедический словарь: в 2 т. / под ред. A.M. Прохорова. М.: Сов. энциклопедия, 1991. - 568 с.
52. Большой толковый словарь русского языка / сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. СПб.: Норинт, 2000. - 1536 с.
53. Большой энциклопедический словарь / под ред. А.Н. Азрилияна.- 4-е изд., доп. и перераб. М.: Ин-т новой экономики, 1999. - 1248 с.
54. Баташова, С.М. Проблема исследования творческих способностей / С.М. Баташова // Гуманитарные исследования.: Омск, 1997. Вып. II. - С. 170-172.
55. Бондаревская, Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования / Е.В. Бондаревская // М.: Педагогика. 1997.- № 4. С. 11-15.
56. Бондаревская, Е.В. Смыслы и стратегии личностно-ориентированного воспитания / / Е.В. Бондаревская // М.: Педагогика. 2001. -№1.-С. 16-21.
57. Бордовская Н.Б. Педагогика: учеб. для вузов / Н.Б. Бордовская, А.А. Реан. СПб.: Питер, 2001. - 300 с.
58. Брушлинский, А.В. О природных предпосылках психического развития человека / А.В. Брушлинский. М.: Знание, 1977. - 64 с.
59. Брушлинский, А. В. Проблемы психологии субъекта / А.Б. Брушлинский. М., 1994. - 66 с.
60. Вартанян, И.А. Звук слух - мозг / И.А. Вартанян - JI. : Наука, 1981.- 175 с.
61. Выготский, JI.C. Психология искусства / JI.C. Выготский // Хрестоматия практикум / Авт. - сост. Б. А. Ланин. - М., 2003. С. 312-339.
62. Волков, И.П. Приобщение школьников к творчеству / И.П. Волков. -М., 1982. 197 с.
63. Ванечкина, И.Л. Цветной слух и светомузыка / И.Л. Ванечкина // Языки науки языки искусства : «Нелинейный мир» IV межд. конф., Москва, 1999.-С. 27.
64. Ванечкина, И.Л., Галеев Б.М. О системности источников при изучении «цветного слуха» (на примере Б. Асафьева) / И.Л. Ванечкина, Б.М. Га-леев // Статья подготовлена в плане исследований по гранту РГНФ (02—6-00102а)
65. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. М.: Просвещение, 1991. - 93 с.
66. Выготский, Л.С. Восприятие и его развитие в детском возрасте / Л.С. Выготский. Соф. соч. под. ред. В.В. Давыдова. М.: Наука, 1982. Т.2. -С. 372.
67. Вартанян, И.А. Физиология сенсорных систем. / И.А. Вартанян -рук. СПб.: Лань, 1999. - 224 с.
68. Венгер, Л.А. Психология : учеб. пособие / Л.А. Венгер, B.C. Мухина. М.: Просвещение, 1988. 336 с.
69. Ветлугина, Н.А. Музыкальное развитие ребёнка / Н.А.Ветлугина -М.: Просвещение, 1963. С. 415.
70. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников / под ред. Г.П. Шевченко, Б.П. Юсова. Луганск, 1990.
71. Вопросы методики музыкального воспитания детей : в помощь учителю общеобразовательной шк. -М.: Музыка, 1975. 128 с.
72. Волков, К.Н. Психологи о педагогических проблемах / К.Н. Волков. М.: Книга для учителя, 1981.- 280 с.
73. Виноградов, Г., Красовская Е. «Занимательная теория музыки» / Г. Виноградов, Е. Красовская. М.: «Советский композитор», 1991. - 192 с.
74. Валлон, А. Психическое развитие ребёнка / А. Валлон СПб.: Питер, 2001.-208 с.
75. Гальперин, П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П.Я. Гальперин. М.: МГУ, 1985. - 159 с.
76. Гершунский, Б.С. Философия образования / Б.С. Гершунский. М. : Моск. психол.-соц. ин-т; Флинта, 1998. - 432 с.
77. Гольдентрихт, С.С. Творчество как философская проблема / С.С. Гольдентрихт // Творчество и социальное познание. М.: МГУ, 1982. - С. 54.
78. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования от 27.03. 2000 г. М, 2000. - 56 с.
79. Гузеев, В.В. Системные основания образовательной технологии / В.В. Гузеев. М.: Знание, 1995. - 135 с.
80. Галеев, Б.М. «О теориях аномальной синестезии, или об «аномальных» теориях синестезии» / Б.М. Галеев // «Проблема развития современного общества» материалы научно-практической конф., Казань, 2004 г. / Казан, гос. тех. ун-т. Казань, 2004.
81. Галеев, Б.М., Сайфулин, Р. Ф. Светомузыкальные устройства / Б.М. Галеев, Р.Ф. Сайфулин. М.: Энергия, 1978. - 176 с.
82. Галеев, Б.М. «Поющая радуга» / Б.М. Галеев Казань. : Татарское книжное издательство, 1980. - 118 с.
83. Галеев, Б.М. Человек, искусство, техника. Проблемы синестезии в искусстве / Б.М. Галеев Казань.: Казан, гос. тех. ун-т, 1987. - 264 с.
84. Гендель, М. «Мистерия розенкрейцеров. Музыкальная гамма и схема эволюции» / М. Гендель. Минск. «Литан», 1999. - 261 с.
85. Глебов, И. (Б.Асафьев) О музыкально-творческих навыках у детей / И. Глебов // «Вопросы музыки в школе», под ред. И. Глебова.- Л.: 1926. С. 149
86. Головская, К.В. Детское музыкальное творчество как метод воспитания / К.В. Головская // Известия Академии педагогических наук РСФСР. Отделение педагогики. М.: Л.: - 1947. - Вып. XI. - С. 43-53.
87. Готсдинер, А. Дидактические основы музыкального развития учащихся. К проблеме обучения и развития в музыкальной педагогике / А. Готсдинер // Вопросы музыкальной педагогики. Ред. В.И. Руденко.- М.: «Музыка». 1980. - Вып. №2. - С. 10-28.
88. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов. -М., 1986.-239 с.
89. Давыдов, В.В. Принцип развития в психологии / В.В. Давыдов, В.П. Зинченко // Вопросы философии. 1980. - № 12. - С. 59-62.
90. Дидактика средней школы / под ред. A.M. Данилова, М.Н. Скат-кина. М.: Просвещение, 1975. - 303 с.
91. Дмитриенко, В.А. Методология творчества: постановка проблемы, направления разработки и внедрение / В.А. Дмитриенко, М.В. Кочетков // Известия РАО. 2000. - № 4. - С. 48-54.
92. Дрозина, В.В. Теория и практика формирования и развития творческой самостоятельной деятельности учащихся общеобразовательной школы, дис. д-ра пед. наук / В.В. Дрозина. Челябинск, 2000. — 387 с.
93. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. -СПб.: Питер Ком, 1999. 368 с.
94. Дьюи, Д. Психология и педагогика пер. с англ. / Д. Дьюи. М.: Совершенство, 1997.- 208 с.
95. Давыдова, С.Д. Художественно-эстетическое образование младших школьников : Вопросы теории и практики / С.Д. Давыдова; Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, - 2003. - 305 с.
96. Декарт, Р. Собрание сочинений : в 2-х т. / Р. Декарт. М.: Мысль, 1989.-Т.1.-654 с.
97. Дроздова, О. «Искусство раскрашивать звуки» / О. Дроздова // «Компьютерра» 16 нояб., 1999. № 46.
98. Домогацких, В.В. Развитие цветомузыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис. на соиск. учён. степ. канд. пед. наук : В.В. Домогацких -; Моск. гос. пед. ун-т. Москва. - 2000. - 22 с.
99. Долгушин, С. JI. Творчество без границ (Сибирская межд. муз.-пед. ассамбл.) / C.JI. Долгушин // Музыка в школе. 2003. - № 3 - С. 54-55.
100. Дасманов, В.А. Звук и цвет / В.А. Дасманов. М. : Музыкальная новь, 1924, - № 9
101. Емрех, Х.М., Шнайдер, У. Наполнение жизнь музыкой и синестезия / Х.М. Емрех, У. Шнайдер // перев. Н.Г. Лукьянец / Третья лекция, Ганновер, 20 нояб., 2002.
102. Ермолаева-Томина, Л.Б. Психология художественного творчества / Л.Б. Ермолаева-Томина. М.: Академический Проект, 2003. - 304 с.
103. Жуйкова, Т. П. Кому нужны творческие способности? / Т.П. Жуй-кова // Искусство и образование. 2001.- № 4. - С. 63-64.
104. Загвязинский, В.И. О современной трактовке дидактических принципов / В.И. Загвязинский // Сов. педагогика. 1978. - № 10. - С. 66-72.
105. Загвязинский, В.И. Практическая методология педагогического поиска / В.И. Загвязинский. Тюмень.: «Легион-Групп», 2005. - 74 с.
106. Загвязинский, В.И. Педагогическое творчество учителя / В.И. Загвязинский. М.: Педагогика, 1998. - 167 с.
107. Загвязинский, В.И. Теория обучения: современная интерпретация: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Загвязинский. -М.: Академия, 2001- 192 с.
108. Загвязинский, В.И. Методология и методика психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. М. : Изд. центр «Академия», 2001.-208 с.
109. Закон Российской Федерации «Об образовании». М.: Астрель, 2003. - 78 с.
110. Зеер, Э.Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование / Э.Ф. Зеер. Екатеринбург, 1998. - 126 с.
111. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учеб. для вузов / И.А. Зимняя. 2-е изд., доп., испр. и перераб. - М.: Логос, 2002. - 384 с.
112. Зотов, А.Ф. Идеализированная модель как основа научной теории / А.Ф. Зотов // Вопросы повышения эффективности теоретических исследований в педагогической науке: в 3 ч. М.: ПИИ ОП АПН СССР. - Ч. 1. - С. 4.
113. Иванов, И.П. Методика коммунарского воспитания / И.П. Иванов. -М., 1992- 110 с.
114. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. СПб : Питер, 2000. - 508 с.
115. Иванченко, Г.В. «Психология восприятия музыки». Подходы, проблемы, перспективы / Г.В. Иванченко. М.: 2001. - 264 с.
116. Ингенкамп, К. Педагогическая диагностика / К. Ингенкамп. М.: Педагогика, 1991. - 238 с.
117. Кабалевский, Д.Б. Воспитание ума и сердца. Кн. Для учителя / Д.Б. Кабалевский 2-е изд., испр. и доп. - М. : «Просвещение», - 1984. -206с.
118. Кабалевский, Д.Б. Педагогические размышления : Избр. ст. и докл. АПН СССР / Д.Б. Кабалевский. М.: «Педагогика», - 1986. - 188 с.
119. Кан-Калик, В.А. Педагогическое творчество / В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров. М.: Педагогика, 1990. - 142 с.
120. Каптерев, П.Ф. Избранные педагогические чтения / П.Ф. Капте-рев.-М.: 1982.- 170 с.
121. Карасёва, М. Профессиональный музыкальный слух в контексте современной практической психологии / М. Карасёва // «Музыкальная академия» Композитор. 1999. - № 4 - С.172-184.
122. Ковалев, А.Г. Общая психология / А.Г. Ковалев. М.: Просвещение, 1981.- 361 с.
123. Ковалев, А.Г. Психология личности / А.Г. Ковалев. JI. : Ле-нингр. пед. ин-та, 1963. - 264 с.
124. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспиро-ва, А.Ю. Коджаспиров. М.: «Академия», 2000. - 176 с.
125. Конаржевский, Ю.А. Анализ урока / Ю.А. Конаржевский. М. : Центр «Педагогический поиск», 2000. - 336 с.
126. Конаржевский, Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управления школой / Ю.А. Конаржевский. М.: Педагогика, 1986.-143 с.
127. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года // Директор школы. 2002. - № 1. - С. 97-126.
128. Коротяев, Б.И. Учение процесс творческий / Б.И. Коротяев. - М. : Просвещение, 1980. - 120 с.
129. Крысько, В.Г. Общая психология в схемах и комментариях к ним / В.Г.Крысько. М.: Моск. психол.-соц. ин-т «Флинта», 1998. - 192 с.
130. Кулюткин, Ю.Н. Мотивация познавательной деятельности / Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская. JL, 1972. - 263 с.
131. Келдыш, Г.В. Музыкальный энциклопедический словарь / Г.В. Келдыш-М.: «Советская энциклопедия», 1990.
132. Лейтес, Н.С. Возрастное развитие активности / Н.С. Лейтес // Психология одарённости детей и подростков. М.: Academia, 2000. - 336 с,
133. Леонтьев, А.Н. Восприятие и деятельность / под ред. А.Н. Леонтьева. М.: Моск. ун-т, 1976. - 319 с.
134. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1997. - 304 с.
135. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лер-нер. М.: Педагогика, 1981. -116 с.
136. Лихачев, Б.Т. Педагогика / Б.Т. Лихачев. М. : Юрайт, 1999.464 с.
137. Лук, А.Н. Мышление и творчество / А.Н. Лук. М. : Политиздат, 1976. - 144с.
138. Лук, А.Н. Психология творчества / А.Н. Лук. М. : Наука, 1978.127 с.
139. Лобова, А.Ф. Теория и методика музыкального воспитания в начальной школе / А.Ф. Лобова. Екатеринбург, 2002. - 210 с.
140. Люшер, М. Цветовой тест Люшера / М. Люшер. М. Санкт- П. : Сова,- 2005.- 190 с.
141. Лукьянец, Н.Г. Интеграция цвета и музыки в цветомузыку, её восприятие / Н.Г.Лукьянец // Наука Костанай.: КИнЭУ. - 2006. - С. 62-64.
142. Макаренко, А.С. Проблемы школьного советского воспитания : в 5 ч. / А.С. Макаренко. М.: 1958. - Т. 5. - С. 116.
143. Матрос, Д.Ш. Как оптимизировать распределение учебного времени / Д.Ш. Матрос. М.: Знание, 1991. - 159 с.
144. Методы педагогических исследований / под. ред. А.И. Пискуно-ва, Г.В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979. - 256 с.
145. Методы системного педагогического исследования : учеб. пособие/под ред. Н.В. Кузьминой. Л.: ЛГУ, 1980. - 170 с.
146. Михеев, В.И. Моделирование и методы теории измерений в педагогики / В.И. Михеев. М.: Высш. шк., 1987. - 200 с.
147. Моделирование как метод научного исследования: гносеологический анализ / Б.А. Глинский, Б.С. Грязнов, Б.С. Дынин, Е.П. Никитин. -М.: МГУ, 1965. 248 с.
148. Моляко, В.А. Психология решения школьниками творческих задач / В.А. Моляко. Киев.: Радянска школа, 1983. - 74 с.
149. Методологическая культура педагога-музыканта / Ред.- сост. Э.Б. Абдуллина. М.: Academia. - 2002. 269 с.
150. Михайлова, М. А. Развитие музыкальных способностей детей / М.А. Михайлова. Ярославль.: «Академия развития», 1997. - 222 с.
151. Михлеев, JI. «Музыкальный словарь в рассказах» / JI. Михлеев-М.: Советский композитор, 1988. - 176 с.
152. Морозова, Т.В. Развитие воображения в системе эстетического воспитания детей / Т.В. Морозова// Искусство и образование. 2001. - № 1. -С. 44- 47.
153. Мун, JI. Синтез искусств в истории художественной культуры / JI. Мун // Эстетическое воспитание. 2001.- № 3. - С. 8-11.
154. Музыкальная энциклопедия : в 6 т. гл. ред. Ю.В. Келдыш. М. : «Советская энциклопедия», 1976. Т.З. С. 763-787.
155. Наин, А.Я. Технология работы над диссертацией по гуманитарным наукам / А.Я. Найн. Челябинск, 2000. - 187 с.
156. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Бюллетень М-ва образования Российской Федерации. 2000. - №11.- С.З-13.
157. Новиков, А.М. Организация опытно-экспериментальной работы на базе образовательного учреждения / A.M. Новиков // Доп. образование. -2002.-№8.-С. 44-51.
158. Новоселов, С.А. Творческий компонент подготовки педагога профессионального обучения / С.А. Новоселов, JI.A. Шкутина, В.В. Егоров. -Киров: Вятск. гос. пед. ун-та, 2001. 302 с.
159. Новоселов, С.А. Развитие технического творчества в учреждении профессионального образования: системный подход: моногр. Екатеринбург: Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1997.- 371 с.
160. Немов, Р.С. Психология в 3-х кн. Р.С. Немов М.: Владос, 2003. кн.1 - 686 е., - кн.З. - 631 с.
161. Новиков, A.M. Организация опытно-экспериментальной работы на базе образовательного учреждения / A.M. Новиков // Доп. Образование. -2002.-№8. С. 44-51.
162. Новый иллюстративный энциклопедический словарь. М. : Наука, 1999.-712 с.
163. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов; под ред. Н.Ю. Шведовой,- М.: Рус. яз. 1991.- 917 с.
164. Оконь, В. Введение в общую дидактику / В. Оконь; пер. с полъск. Л.Г. Кашкуревича, Н.Г. Горина. М.: Высш. шк. 1990. - 382 с.
165. Онищук, В.А. Урок в современной школе / В.А. Онищук. М. : Просвещение, 1981. -191 с.
166. Охтина, Л.Т. Психологические основы урока / Л.Т. Охтина. М. : Просвещение, 1977. 130 с.
167. Панов, В.И. От развивающего обучения к развивающему образованию и / В.И. Панов // Известия РАО. М.: 2000. - № 2. - С. 60-69.
168. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Кото-ва, Е.Н. Шиянов, Т.И. Бабаева и др.; под ред. С.А. Смирнова. -.2-е изд., испр. и доп. М.: «Академия», 1999. - 544 с.
169. Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / В.А. Сласте-нин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. 3-е изд. - М.: Школа-Пресс, 2000.-512 с.
170. Педагогическая энциклопедия: актуальные понятия современной педагогики / под ред. Н.Н. Тулькибаевой, Л.В. Трубайчук. М. : «Восток», 2003. - 274 с.
171. Педагогические технологии: учеб. пособие для студ. пед. спец. / под общ. ред. B.C. Кукушина. Ростов н/Д : «Март», 2002. - 320 с.
172. Петровский, А.В. Введение в психологию / А.В. Петровский. М. : Академия, 1995.- 494 с.
173. Петрушин, В.Н. Музыкальная психотерапия / В.Н. Петрушин. -М.: ГНЦ «Владос», 1999.- 175 с.
174. Психология музыкальной деятельности. Теория и практика / под ред. Г.М. Цыпина. М.: Academia, - 2003. - 368 с.
175. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: учеб. для студ. пед. вузов: в 2 кн. / И.П. Подласый М. : ВЛАДОС, 2000. - Кн. 2.: Процесс воспитания. - 256с.
176. Поддьяков, Н.Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников / Н.Н. Поддьяков // Вопросы психологии. 1990. - № 1. - С. 16-19.
177. Пономарев, Я.А. Психология творчества и педагогики / Я.А. Пономарев. М.: Педагогика, 1976. - 280 с.
178. Пономарев, Я.А. Фазы творческого процесса / Я.А. Пономарев // Исследования проблем психологии творчества. М.: 1983. - С. 47-76.
179. Психологический словарь / под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др. М.: Педагогика, 1983. - 353 с.
180. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. СПб.: Питер Ком, 1999. - 705 с.
181. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1976. - 416 с.
182. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. -М.: Нар. образование, 1998. 256 с.
183. Сериков, В.В. Образование и личность: теория и практика проектирования педагогических систем / В.В. Сериков. М.: Логос, 1999. - 272 с.
184. Сериков, Г.Н. Педагогические системы обучения: методология и психолого-педагогические основы: учеб. пособие: в 2 ч. / Г.Н. Сериков. Челябинск : ЧПИ, 1980. - Ч. 1. - 97 с.
185. Сластенин, В.А. Педагогика: инновационная деятельность / В.А. Сластенин, JI.C. Подымова. М.: «Магистр», 1997. - 397 с.
186. Словарь русского языка : в 4 т. I Под ред. А.П. Евгеньевой. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Русский язык, 1984. - Т. 4. - 794 с.
187. Степанов, С.Ю. Методологический анализ психологических подходов к проблеме формирования творческого мышления / С.Ю. Степанов, И.Н. Семенов // Философско-методологические аспекты гуманитарных наук. -М., 1981.-С. 40.
188. Стефановская, Т.А. Педагогика: наука и искусство / Т.А. Стефа-новская. М.: «Совершенство», 1998. - 356 с.
189. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. -Киев : Радянська школа, 1977. 380 с.
190. Смолина, Е.А. Современный урок музыки : творческие приёмы и задания /Е.А. Смолина. Ярославль : Академия развития, 2006. - 126 с.
191. Соловьёв, А.В. Абсолютный слух и его место в структуре музыкальных способностей / А.В. Соловьёв // Психологический журнал. АН СССР, 1986. Т 8. - № 6. - С. 139-148.
192. Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: кн. для учителя / Н.Ф. Талызина. М.: Педагогика, 1988.- 175с.
193. Тарасов, Г.С. О психологии музыки / Г.С. Тарасов //Вопросы психологии. 1994. - №5. - С. 96.
194. Тарасов, Н. Музыка в семье муз / Н. Тарасов. Ленинград. : «Детская литература», 1985. 203 с.
195. Теоретические основы процесса обучения в советской школе / под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. М.: Педагогика, 1989. - 320 с.
196. Теплов, Б.М. Проблемы индивидуальных различий / Б.М. Теплов. -М.: АН РСФСР, 1961.-536 с.
197. Теплов, Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий / Б.М. Теплов. М. : «Ин-т практич. психологии»; Воронеж : НПО «МОДЭК», 1998. - 544 с.
198. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей : сб. «Проблемы индивидуальных различий». М.: АПН РСФСР, 1961.
199. Теплов, Б.М. Типологические свойства нервной системы и их значение для психологии / Б.М. Теплов // «Философские вопросы физиологии высшей нервной деятельности и психологии» М. : АН СССР, 1963. -476 с.
200. Тихомиров, O.K. Структура мыслительной деятельности человека / O.K. Тихомиров. М.: МГУ, 1969. - 304 с.
201. Тагильцева, Н.Г. Воспитание эмоциональной культуры первоклассников на уроках музыки: метод, пособие / Н.Г. Тагильцева. Екатеринбург. : Урал. гос. пед. ин-т, 1995. - 64 с.
202. Тагильцева, Н.Г. Искусство в развитии самосознания детей / Н.Г. Тагильцева // Искусство и образование. 2002. - № 1. - С. 26-33.
203. Тагильцева, Н.Г. Музыка в познании ребёнком себя / Н.Г. Тагильцева // Музыка в школе. 2004. - № 5. - С. 20-23.
204. Туник, Е.Е. Диагностика творческого мышления / Е.Е. Туник. -М.: Чистые пруды, 2006. -30 с.
205. Торшилова, Е.М. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет (теория и диагностика) / Е.М. Торшилова, Т.В. Морозова. М., 1993. - 62 с.
206. Уварина, Н.В. Психолого-педагогические аспекты развития творческих способностей учащихся в образовательном процессе : моногр. / Н.В. Уварина. Челябинск: ЧГПУ, 2003. - 173 с.
207. Унт, Н.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения / И.Э. Унт. М.: Педагогика, 1990. - 188 с.
208. Усова, А.В. Развитие мышления учащихся в процессе обучения : учеб. пособие / А.В. Усова. Челябинск : ЧГПУ, 1997. - 72 с.
209. Усова, А.В. Теория и практика развивающего обучения '.учеб. пособие / А.В. Усова. Челябинск : ЧГПУ, 1996. - 36 с.
210. Философский словарь / под ред. М.М. Розенталя, П.Ф. Юдина. Изд. 2-е. М.: Политиздат, 1968. - 432 с.
211. Философский энциклопедический словарь / Гл. ред.: Л.В. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.Н. Ковалев, Г.В. Панов. М. : Сов. энциклопедия, 1983.-1600с.
212. Федорович, Е.Н. Основы психологии музыкального образования : учеб. пособие / Е.Н.Федорович. Екатеринбург : УрГПУ Банк культ, ин-форм., 2004.- 152 с.
213. Фридман, Л.М. Наглядность и моделирование в обучении / Л.М. Фридман. М.: Знание, 1984. - 80 с.
214. Федорец, Г.Ф. Межпредметные связи педагогики с психологией : учеб. пособ. / Г.Ф Федорец. Л.: Гос. пед. ун-т. им. А.И. Герцена. 1988. -89 с.
215. Хазрат, И.Х. Мистицизм звука / И.Х.Хазрат. М.: Сфера, 1998.328 с.
216. Хуторской, А.В. Современная дидактика: учеб. для вузов / А.В. Хуторской. СПб.: Питер, 2001. - 544 с.
217. Черкасов, В.А. Дидактические основы построения системы упражнений / В.А. Черкасов. Челябинск, 1978. - 91 с.
218. Чошанов М. ТМИ-теория множественности интеллекта / М. Чо-шанов // Директор школы. 2000. - № 3. - С. 69-75.
219. Шадриков, В.Д. Познавательные процессы и способности в обучении. /подред. В.Д. Шадрикова. М.: Просвещение 1990. - 142 с.
220. Шадриков, В.Д. Способности человека / В.Д. Шадриков. М. : «Ин-т практич. психологии»; Воронеж : НПО «МОДЭК», 1997. - 288 с.
221. Шамова, Т.Н. Деятельность учителя по формированию системы качеств знаний учащихся / Т.Н. Шамова, Т.М. Давыденко. М. : Белгород, 1993.- 133с.
222. Швырев, B.C. Теоретическое и эмпирическое в научном познании / B.C. Швырев. М.: Наука, 1978. - 81 с.
223. Шрагина, Л.И. Логика воображения: учеб. пособие / Л.И. Шраги-на. Одесса : Полис, 1995. - 98 с.
224. Штофф, В.А. Роль моделей в познании / В.А. Штофф. Л.: ГТУ, 1963.-52 с.
225. Шацкая, В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества / В.Н.Шацкая. М.: Педагогика, 1975. 200 с.
226. Шпенглер, О.Закат Европы : Очерки морфологии мировой истории. Гештальт и действительность. Образ и действительность / О. Шпенглер // пер. с нем., вступ. ст. и примеч. И.И. Маханьеова. М. : Айрис-пресс, 2003. Т.1 -528 с.
227. Шевченко, Л. Активизация творческой деятельности на урокахмузыки / Л. Шевченко // В мире музыки. 2005. - № 6 - С. 19-22
228. Шутова, Т.В. Особенности влияния цвета на психологическое состояние учащихся на уроках изобразительного искусства Т.В. Шутова // «Изобразительное искусство в школе» 2005. - № 3. - С. 5962.
229. Школяр, Л.В. Развитие музыкального восприятия младших школьников. Музыкальное образование в школе / под ред. Л.В. Школяр. М. : Academia.- 2001. -231 с.
230. Школяр, Л.В. Изучение музыкальной культуры младших школьников. Теория и методика музыкального образования детей / Л.В. Школяр, М.С. Красильникова, Е.Д.Критская и др. М., 1998. С.291, 302, 304.
231. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Элько-нин. М.: Педагогика, 1989. - 554 с.
232. Энгельмейер, П.К. Теория творчества / П.К. Энгельмейер. СПб., 1910.-208 с.
233. Энциклопедия профессионального образования: в 3-х т. / подред. С .Я. Батышева. М., АПО, 1999. - Т. 2. - 440 с.
234. Эстетическое образование в период детства: моногр. / Отв. Ред. А.Ф. Яфальян. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2003. - 282 с.
235. Якиманская, И.С. Возрастные индивидуальные особенности образного мышления учащегося / И.С. Якиманская, И.Я. Каплунович и др. М. : Педагогика, 1989.-219 с.
236. Якобсон, П.М. Общение людей как социально-психологическая проблема / П.М. Якобсон. М., 1973.
237. Яковлева, Н.О. Концепция педагогического проектирования: методологические аспекты: моногр. / Н.О. Яковлева. М.: Информ.-изд. центр АТиСО, 2002. - 194 с.
238. Яковлева, Н.О. Моделирование как метод создания педагогического проекта / Н.О. Яковлева // Образование и наука. 2002. - № 6 (18). - С. 3-13.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.