Формирование профессиональной культуры вокалистов в процессе подготовки в вузе культуры и искусств тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Сидорова, Маргарита Борисовна

  • Сидорова, Маргарита Борисовна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2005, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 203
Сидорова, Маргарита Борисовна. Формирование профессиональной культуры вокалистов в процессе подготовки в вузе культуры и искусств: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Москва. 2005. 203 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Сидорова, Маргарита Борисовна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ВОКАЛИСТА

1.1. Сущность и специфика профессиональной культуры вокалистов

1.2. Формирование профессиональной культуры вокалистов как педагогический процесс

1.3.Педагогические условия формирования профессиональной культуры вокалиста в вузе культуры и искусств

ГЛАВА 2. СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ВОКАЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВУЗА КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

2.1 .Педагогическая модель формирования профессиональной культуры вокалистов

2.2. Педагогическая эффективность методики формирования профессиональной культуры вокалистов в вузе культуры и искусств

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование профессиональной культуры вокалистов в процессе подготовки в вузе культуры и искусств»

Актуальность исследования. Опыт модернизации общественного развития большинства стран показывает, что наука, культура и образование становятся одними из главных источников социального благосостояния. Это обуславливает принципиально новые требования к качеству профессионального образования, существенному повышению роли профессиональной культуры специалиста, которая становится выражением устойчивых тенденций гуманизации профессионального образования, его ориентированности на всестороннее развитие личности, формирование «человека культуры». Процесс модернизации россий-fo ского образования - масштабная акция государства, цель которой - повышение качества и эффективности образования, усиление связи с актуальными и перспективными запросами жизни страны. Целевая установка процесса модернизации российского образования, которая находит отражение в государственных документах1, обусловлена признанием того, что высшая школа должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности.

Отчетливо эти тенденции проявляются и в формировании целей, содержания, педагогических технологий вузовской подготовки представителей различных музыкальных специальностей. В связи с возникновением новых оперных % театров, оперных студий, концертных объединений, созданием шоу-программ, проведением всероссийских и международных конкурсов, фестивалей различных жанров в России, странах СНГ и дальнего зарубежья в настоящее время отмечается высокий спрос на специалистов - исполнителей оперной, камерно-вокальной, эстрадно-джазовой музыки. Это обуславливает расширение системы профессиональной подготовки вокалистов, формирование принципиально новых подходов к её организации в нашей стране. Система подготовки кадров вокального искусства своевременно реагирует на процессы формирования музы

1 Национальная доктрина образования в Российской Федерации, охватывающая период до 2025 г.; Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.; Федеральная программа развития образования на 2001 -2005 гг. кальной культуры общества, развития жанрового многообразия направлений и стилей современной музыки. Соответственно профессиональное обучение отечественных вокалистов претерпевает изменения не только в культурологическом, но и в организационно-педагогических, социально-психологических и других аспектах. В современных условиях только высокий уровень профессионализма специалиста культуры является гарантом возможности самореализации, творческого самосовершенствования, удовлетворенности личности профессиональным выбором и профессиональной деятельностью.

На протяжении многих лет профессиональная подготовка вокалистов в России осуществлялась в консерваториях и институтах искусств, а вузы культуры готовили специалистов исполнителей для самодеятельного творчества. В процессе реформирования высшей школы были созданы предпосылки для открытия исполнительских специальностей в вузах культуры и искусств, что потребовало создания соответствующих факультетов и кафедр, обеспечивающих подготовку исполнителей.

Анализ практики вокального обучения в вузе культуры и искусств позволяет нам констатировать недостаточную разработанность основ формирования профессиональной культуры вокалистов, понятийного аппарата вокальной педагогики, а также крупных теоретических обобщений в области вокального профессионального образования последних лет. При этом наиболее существенным является следующее противоречие между потребностью усиления педагогической подготовки вокалистов, способных к уникальной деятельности, обладающих развитым профессиональным самосознанием, высоким духовно-творческим потенциалом, креативностью, стремлением к профессиональному самосовершенствованию, творческой самореализации, и недостаточным учетом данной задачи в учебно-воспитательном процессе вузов культуры и искусств.

Таким образом, данное диссертационное исследование ориентировано на осмысление сущности и специфики профессиональной культуры вокалиста, а также содержательных, организационных, социально-психологических закономерностей её формирования в процессе вузовской подготовки в вузах культуры и искусств. В теории и методике профессионального образования эти вопросы решены не в полной мере, что и определяет актуальность темы данного диссертационного исследования - «Формирование профессиональной культуры вокалистов в процессе подготовки в вузе культуры и искусств».

Степень научной разработанности проблемы определяется фундаментальными исследованиями в области музыкального творчества, вокальной педагогики и психологии, теории профессионального образования. Имеется ряд исследований, посвященных выдающимся вокалистам (В.А. Багадуров, Д.Л. Аспелунд, Л.Б. Дмитриев, М. Львов и др.), их профессионально-исполнительской и педагогической деятельности. Однако большинство исследоШ ваний выполнено преимущественно с позиций искусствоведения, а не педагогики, что делает затруднительным применение ценного педагогического наследия музыкантов-исполнителей в практике профессионального образования.

Фундаментом отечественной вокальной педагогики является русское певческое музыкальное искусство, представляющее собой уникальный пласт мировой культуры. Базируясь на традициях русской художественно-музыкальной культуры, отечественная педагогика музыкального образования в лице Б.В. Асафьева, О.А. Апраксиной, Ю.Б. Алиева, Э.Б. Абдуллина, Л.Г. Арчажниковой, Д.Б. Кабалевского, Г.М. Цыпина, Б.Л. Яворского, и др. внесла ценный вклад в теорию обучения и воспитания.

Как важный вклад в проблему исследования черт национальной певческой школы расцениваются труды А. Гозенпуда, А. Доливо, А. Кандинского, Ю. Келдыша, Т. Ливановой, С. Скребкова и других отечественных музыковедов. В их ряду - фундаментальные исследования Л. Дмитриева, работы Ю. Барсова, в которых убедительно раскрывается перспектива становления русской школы пения.

В современных диссертационных исследованиях по искусствоведению в большей мере отражены: история становления вокальных школ, методические и психологические аспекты творческого процесса сольного пения (В.Л. Чаплин, О.Ф. Шульпяков, В.И. Юшманов А.С. Яковлева и др.).

Педагогические аспекты совершенствования профессионального образования музыкантов-исполнителей (О.А. Блох, А.Ю. Любомудрова и др.), изучения дидактических и психологических основ развития мастерства в вузе культуры (Н.К. Бакланова, Г.А. Маяровская, Е.В. Николаева, Е.Ю. Пономарева, В.И.Черниченко и др.) традиционно являются объектом педагогических диссертационных исследований. В том числе они находят отражение в трудах преподавателей Московского государственного университета культуры и искусств по подготовке вокалистов, при этом выделяются аспекты как духовно-творческого развития певцов (JI.C. Зорилова, М.Т. Картавцева, Е.Ю. Пономарева,

B.А. Погосова и др.), так и исполнительской подготовки студентов (JI.A. Антипова, JLJI. Киселева, J1.K. Овчинникова, Н.В. Подшивайленко,

C.Ю. Рыбин, К.В. Солошенко, В.М. Солнцева, Э.В. Талаквадзе, К.В. Хачатурян и др.).

Цель исследования состоит в научном обосновании модели формирования профессиональной культуры вокалистов и апробации экспериментальной методики формирования профессиональной культуры студентов - вокалистов в вузе культуры и искусств.

Объеюгом исследования является профессиональная подготовка вокалистов в вузах культуры и искусств.

Предмет исследования - процесс формирования профессиональной культуры студентов-вокалистов в вузе культуры и искусств.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что педагогическая эффективность формирования профессиональной культуры вокалистов в значительной степени зависит как от сочетания традиционных направлений отечественной вокальной школы, так и от включения новаций в учебно-воспитательный процесс подготовки певца. При этом успешное формирование профессиональной культуры вокалиста в вузе культуры и искусств может осуществляться при условии:

• целенаправленной организации учебного процесса подготовки специалиста на основе синтеза традиций национальной школы пения, исполнительских тенденций мировой музыкальной культур и музыкального просветительства;

• реализации принципов развивающего, практикоориентированного обучения с учетом индивидуальных особенностей студентов в целях совершенствования исполнительских, педагогических способностей студента-вокалиста;

• внедрения экспериментальной методики ориентированной на комплексное развитие вокальной техники и исполнительского мастерства, формирование специальных музыкальных способностей и личностного саморазвития студента-вокалиста.

Задачи исследования:

• на основе историко-педагогического анализа вокального образования в России выявить сущность и специфику профессиональной культуры вокалистов;

• обосновать педагогическое представление о процессе формирования профессиональной культуры студентов-вокалистов;

• определить педагогические условия, способствующие процессу формирования профессиональной культуры вокалистов;

• разработать педагогическую модель формирования профессиональной культуры вокалистов в вузе культуры и искусств;

• разработать и экспериментально апробировать методику формирования профессиональной культуры вокалистов в образовательном процессе вуза культуры и искусств.

Методологическая основа исследования определяется фундаментальными идеями гуманизации образования, личностно-ориентированного подхода к формированию профессиональной культуры специалиста. Исследование опирается на философские и педагогические положения: о ведущей роли личности в созидании материальных и духовных ценностей культуры, деятельностного подхода в развитии личности, о человеке как субъекте деятельности и обучения, единстве теории и практики профессиональной подготовки специалистов (Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, П.А. Флоренский, А.И. Арнольдов, Г.С. Батищев,

Л.П. Буева, В.А.Волобуев, В.В. Давыдов, М.С. Каган, И.С. Кон,

М.К. Мамардашвили и др.).

Теоретическую основу исследования составили труды отечественных историков культуры, музыковедов, педагогов и психологов о роли механизмов научного мышления и интуиции в процессе обучения музыкальному искусству (Б.Г. Ананьев, |С.В. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Я.А. Пономарев, С.Л. Рубинштейн и др.); психологии развития творческих способностей (Э.Б. Абдуллин, Л.С. Выготский, Е.В. Назайкинский, Б.М. Теплов, Г.М. Цыпин, Д.Б. Эльконин и др.), системно-целостного анализа педагогического наследия мастеров вокального искусства (Д.Л. Аспелунд, В.А. Багадуров,

A.А. Гозенпуд, Л. Б. Дмитриев, Ю.В. Келдыш, С.С. Скребков и др.); системного подхода, позволяющего рассматривать педагогику вокального исполнительства как структурную составляющую общей педагогики (О.А. Апраксина, Б.В. Асафьев, Л.Г. Арчажникова, Ю.К. Бабанский, В.В. Давыдов,

B.И. Загвязинский, Д.Б. Кабалевский, В.В. Краевский, A.M. Матюшкин, Л А. Рапацкая и др.), технологического подхода в программировании профессионального обучения в вузе (Ю.П. Азаров, Б.С. Гершунский И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, Г.К. Селевко, В.А. Сластенин и др.).

Методы исследования. Решение поставленных задач обусловило использование комплекса взаимодополняющих методов исследования, среди которых выделяются: методы теоретического анализа, системного метода в группировке изложения материала, метода сравнительного анализа, педагогического наблюдения, анкетирования, статистической обработки результатов опытно-экспериментальной работы.

Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в четыре этапа, отражающих логику формирования авторской педагогической модели формирования профессиональной культуры вокалистов, которая находила отражение в процессе становления и развития вокального факультета Московского государственного университета культуры и искусств, разработки и утверждения образовательных стандартов по специальностям «051000 - Вокальное искусство» и «051300 - Музыкальное искусство эстрады».

Первый этап (1991-1998 гг.) - поисковый, на этом этапе осуществлялся анализ литературы по профессиональной культуре специалиста, определялись структура, объект, предмет и гипотеза исследования. Результатами данного этапа явились: уточнение определения профессиональной культуры вокалиста, разработка авторской модели формирования профессиональной культуры вокалиста, инструментария исследования, проведение сравнительного анализа образовательных стандартов ведущих консерваторий и институтов искусств по специальности «Вокальное искусство».

Второй этап (1998-1999 гг.) - констатирующая часть экспериментальной работы включала исследования, направленные на диагностику качественных характеристик формирования профессиональной культуры вокалистов в учебном процессе вуза культуры и искусств. На этом этапе было проведено анкетирование студентов вокального факультета с целью выявления менталитета вокалистов, специфики профессиональной подготовки. В рамках студенческих конференций научно-творческой лаборатории «Музыкальная педагогика. Исполнительство» было опрошено 98 студентов, среди которых были представители различных курсов и специализаций факультета (сольного, камерного и эстрадно-джазового пения). Результаты анкетирования послужили основой выделения уровней формирования профессиональной культуры вокалиста, обоснования педагогической программы формирования профессиональной культуры вокалистов в учебном процессе МГУКИ и разработки документации научно-методического сопровождения экспериментальной работы.

Третий этап (1999 - 2002 гг.) - формирующая часть опытно-экспериментальной работы отражает процесс апробации модели формирования профессиональной культуры вокалистов. Обобщался материал, накопленный на первом этапе исследования, проводилась проверка ранее полученных выводов. В педагогическом эксперименте участвовало 120 студентов вокального факультета МГУКИ.

Четвертый этап (2002-2004 гг.) - заключительная часть, в процессе которой систематизировались результаты, уточнялись теоретические понятия, практические рекомендации и выводы исследования, материалы исследования были апробированы в лекциях, учебных программах, публикациях и других формах учебно-методической, научной работы. Завершающий этап включал оформление результатов исследования в виде диссертации.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

• на основе историко-педагогического анализа вокального образования в России дано определение профессиональной культуры вокалистов, под которой понимается комплексная характеристика уровня профессиональной компетентности и исполнительского мастерства вокалиста, его отношения к вокальному искусству как сфере профессиональной деятельности и к себе как субъекту вокального творчества;

• сформулировано научное представление о процессе формирования профессиональной культуры вокалиста, в структуре которого выделены компоненты: постановки голоса певца, проявляющиеся в широте- дыхания, верного звукоизвлечения, полетности звука, пения резонаторами, владением филировкой звука, ровным диапазоном, гибкостью и подвижностью голоса, хорошей дикцией; артистизма и актерского мастерства: мимики, жеста, пластики, умения перевоплощаться, передавать многогранность образа, его соответствие исполнительской интерпретации авторскому замыслу, сочетающиеся с развитием специальных музыкальных способностей;

• выявлены условия развития профессиональной культуры вокалиста, направленные на формирование гуманизации сознания, активной жизненной позиции, формирования гражданского мировоззрения в процессе активной музыкально-просветительской и волонтерской деятельности студентов, регулярных благотворительных концертных выступлений в различных регионах России;

• разработаны специальные учебные планы, формирующие профессиональную культуру вокалистов, в блоки которых входят такие развивающие дисциплины, как: история музыкального просветительства, музыкальная критика, полифония, история оперного театра, оперная драматургия, теория музыкального содержания, вокальная литература, основы дирижирования, дополнительный музыкальный инструмент (гитара) и др.; а также включены специальные программы по сольному, камерному пению, учитывающие развитие каждого типа голоса (сопрано, меццо-сопрано, тенора, баса) и их индивидуальные различия по диапазонам, тесситурам, тембрам, динамике и др. показателям;

• экспериментально апробирована методика формирования профессиональной культуры вокалистов в образовательном процессе вуза культуры и искусств, направленная на развитие исполнительского мастерства, профессиональной компетентности и гражданского мировоззрения современного музыканта.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что результаты способствуют дальнейшему теоретическому осмыслению проблемы формирования профессиональной культуры вокалистов в современной социокультурной ситуации, полной реализации специфики процесса становления и развития профессиональной культуры вокалистов в условиях подготовки в вузе культуры и искусств. При этом:

- обобщен и подвергнут научной оценке опыт подготовки вокалистов в вузе культуры и искусств, что позволило определить специфику процесса, которая определяется органичным сочетанием традиций национальной школы пения России, исполнительских тенденций мировой музыкальной культуры, музыкального просветительства;

- сформулировано научное представление о процессе профессиональной подготовки вокалиста в вузе культуры и искусств в контексте формирования профессиональной культуры, в которой выделены уровни исполнительского мастерства, профессиональной компетентности и личностного саморазвития бу дущего специалиста-вокалиста;

- уточнены ключевые понятия современной вокально-исполнительской педагогики, такие как «вокальная техника» и её компоненты, изучение которых проводилось с опорой на современные теоретико-методологические идеи развивающего обучения.

Практическая значимость исследования состоит в том, что процесс формирования профессиональной культуры вокалистов в вузе культуры и искусств реализуется на основе базового образовательного стандарта, разработанного на принципах преемственности вокального образования исполнительских ^ вузов в сочетании с комплексом научно-исследовательских, педагогических и музыкально-просветительских программ и спецкурсов по выбору, способствующих развитию профессиональных качеств вокалиста.

Результаты диссертационного исследования используются в процессе преподавания ряда учебных дисциплин вокального факультета Московского государственного университета культуры и искусств: «Основы вокальной методики», «Оперный театр», «Оперная драматургия», «История вокального искусства», «История зарубежной и отечественной музыки», «Теория музыки», «Музыкальная педагогика», спецкурсов: «Музыкальная критика», «Музыка как вид искусства», «Композиция». ш

На основании разработок и апробации учебных планов и программ проводится концертно-исполнительская, музыкально-просветительская деятельность в различных регионах России. Материалы исследования могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе высшего и дополнительного профессионального образования вузов культуры и искусств, консерваторий, музыкальных училищ и колледжей искусств; при совершенствовании педагогических систем и образовательных программ вузов исполнительской ориентации; в системе переподготовки и повышения квалификации кадров сферы профессионального во-• кального образования.

Положения, выносимые на защиту:

1. Профессиональная культура вокалиста представляет собой комплекс* ную характеристику уровня профессиональной компетентности и исполнительского мастерства певца, его отношения к вокальному искусству как сфере профессиональной деятельности и к себе как субъекту вокального творчества.

2. Педагогический процесс формирования профессиональной культуры вокалиста реализуется на уровнях совершенствования исполнительской вокальной техники, развития комплекса специальных музыкальных способностей, художественно-творческого развития и формирования духовно-творческих качеств личности музыканта.

3. Специфика формирования профессиональной культуры студента вокалиста в вузе культуры и искусств определяется органичным сочетанием традиций национальной отечественной школы пения (духовности музыкального содержания, естественности и внутренней верности передачи поэтического содержания музыки, подчинения технического воплощения музыкальному замыслу, глубокой образности, внутреннем психологическом сквозном действии и др.), исполнительских тенденций мировой музыкальной культуры и музыкального просветительства.

4. Педагогическими условиями процесса формирования профессиональной подготовки вокалистов в вузе культуры и искусств являются моделирование индивидуальных учебных программ студентов на принципах развивающего обучения с учетом индивидуальных особенностей в целях совершенствования исполнительских, педагогических и научно-исследовательских способностей вокалиста; создание творческих лабораторий по проблемам вокальной педагогики; формирование репертуара оперной студии на принципах опережающего развития; расширение ресурсов практикоориентированного обучения; включение студента-вокалиста в концертную и музыкально-просветительскую деятельность.

Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе различ-# ных международных, всероссийских, межвузовских и вузовских научных конференций, семинаров, в том числе вузовской конференции «Кадры культуры и проблемы их подготовки» (Москва, 1990); ежегодных межвузовских конферен

§ ций «Музыкальная педагогика. Исполнительство» (Москва, 1991-2004); «Музыкально-теоретическое образование на рубеже XX-XXI вв.» (Москва, 1999); межвузовской конференции «Подготовка специалистов в сфере культуры и искусств» (Москва, 2000); международного семинара «Славяне, православие и будущее» (Москва, 2001); межвузовской конференции «Выбери свое будущее» (Москва, 2001); международной конференции «Политика России и сохранение культурного наследия в условиях глобализации» (Москва, 2002), межвузовских конференций «Истоки национальной культуры» (Москва, 2002), «Поиски новых творческих решений в музыкальной педагогике» (Москва, 2002), «Вокальное w образование начала XXI века» (Москва, 2003), «Совершенствование подготовки специалистов социально-культурной сферы» (Москва, 2004), «Вокальное образование начала XXI века» (Москва, 2004), «Совершенствование подготовки кадров в вузах культуры и искусств» (Москва, 2005), «Мир культуры - культура мира» (Москва, 2005).

Структура диссертации состоит из введения, двух глав, включающих 5 параграфов, заключения, списка литературы и двенадцати приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Сидорова, Маргарита Борисовна

Заключение

На рубеже XX столетия, известный русский музыкант В.В. Андреев - основатель оркестра русских народных инструментов отмечал, что русская музыка помогает будить во многих людях чувство национального самосознания.

Как показывает общественная практика, модель профессиональной подготовки специалиста в высшем учебном заведении напрямую зависит от социального заказа общества. В современной системе профессионального образования произошел ощутимый переход от прагматических, узкопрофессиональных це-Ф лей к более глубинным, многофункциональным, профессиональным приоритетам. Утверждается новое понимание образования, не только как института и особой формы общественного сознания, но и как мировоззренческого особого социально-культурного феномена, с помощью которого осуществляется передача накопленного социально-культурного опыта, нравственных норм и ценностей от старших поколений к младшим.

Изменившаяся парадигма профессионального обучения, не отвергая освоения высоких технологий в рамках предмета профессионального труда, базируется на приоритете гуманитарных ценностей, приобретении специалистами обобщенных знаний о глубинных, сущностных связях между процессами окру-^ жающего мира, приоритете общей культуры и научных форм мышления, на активном формировании социальной зрелости специалиста, его интенсивном нравственном и интеллектуальном развитии с широким диапазоном культурологической подготовки. Важно отметить, что образование и культура в условиях стремительно изменяющегося мира испытывают общую озабоченность судьбами воспитания.

На протяжении 75-лет образовательной деятельности, Московский государственный университет культуры и искусств является признанным российским Щ центром образования в сфере культуры и искусств, творческое сообщество профессоров, преподавателей и студентов утверждают гуманистические ценности отечественной и мировой культуры.

В одном из пленарных выступлений в Российской Академии образования, ректор Московского государственного университета культуры и искусств, доктор педагогических наук, профессор Т.Г. Киселева, размышляя о том, какой должна быть национальная идея России предложила формулу: «Культура. Образование. Прогресс», ибо прогресс возможен только на основе неразрывного единства образования и культуры. И только тогда мы можем ожидать эффективную экономику, социальную политику, нравственное и физическое здоровье поколений, добрые семейные отношения, гуманизацию жизни, гражданственность,

80 патриотизм, т.е. все то, что является результатом воспитания».

В планах развития вокального факультета существуют проекты создания центра мировой музыкальной культуры, оперного театра молодых дарований в Москве и филиалов в гг. России и Германии (Кёльн); научной лаборатории по проблемам вокальной методики, ассистентуры - стажировки для дальнейшего обучения талантливых оперных и камерных исполнителей и др.

Результаты опытно-экспериментальной работы, осуществлявшейся на протяжении 1998 -2004 г подтвердили наши предположения, что процесс формирования профессиональной культуры вокалистов зависит от соблюдения принципов: историзма в подходе к проблеме формирования профессиональной культуры вокалистов; взаимодействия теории и методики вокального исполнительства как основы формирования профессиональной культуры студента; психолого - педагогической обусловленности процесса формирования профессиональной культуры вокалиста.

Таким образом, на основе историко-педагогического анализа вокального образования в России впервые дано педагогическое определение профессиональной культуры вокалистов, в котором реализовано научное представление о диалектической взаимосвязи личностных качеств исполнителя, уровня мастер

80 Киселева Т.Г. Воспитание как социокультурный феномен.// Доклад на пленарном заседании Российской Академии Образования от 15.05.2003. г.Москва. ства, компетентности, духовно-творческой деятельности в процессе создания духовных ценностей вокального искусства.

При разработке научного представления о структуре процесса формирования профессиональной культуры вокалиста, нами сделан смысловой акцент на компонентах: технического воспитания и постановки голоса певца, развития комплекса специальных музыкальных способностей, художественно-творческого развития и формирования аксиологической системы социально-культурной деятельности.

Обобщение опыта подготовки вокалистов в российских вузах культуры и искусств позволило определить специфику процесса формирования профессиональной культуры вокалистов в условиях университета культуры и искусств, ко торая определяется органичным сочетанием традиций национальной школы пения, исполнительских тенденций мировой музыкальной культуры, музыкального просветительства и социально-культурной деятельности. При этом, дано научное обоснование наиболее важных компонентов педагогического процесса формирования вокальной техники (широты дыхания и верного звукоизвлечения, пения резонаторами, владения филировкой, развития диапазона и гибкости голоса, дикции ). Разработанная система критериев и показателей, обеспечивает процесс педагогической диагностики уровня формирования профессиональной культуры вокалистов в вузе культуры и искусств;

В процессе исследования нами были уточнены ключевые понятия современной вокально-исполнительской педагогики, такие как «техническое воспитание певца», «специальные музыкальные способности певца», «художественно-творческое развитие вокалиста», представлена теоретическая модель формирования профессиональной культуры, позволяющая построить системное представление об изучаемом явлении; выделены и систематизированы общепедагогические и вокально-педагогические принципы формирования профессиональной культуры вокалиста в вузе культуры и искусств; выявлены педагогические условия формирования профессиональной культуры вокалиста в вузе культуры и искусств.

Нами было доказано, что приоритетным педагогическим условием выступает глубинная индивидуализация обучения на основе технологии моделирования индивидуальных учебных программ студентов, расширения ресурсов индивидуального практикоориентированного обучения.

Процесс формирования профессиональной культуры вокалистов в вузе культуры и искусств реализуется на основе базового образовательного стандарта, разработанного на принципах преемственности вокального образования исполнительских вузов в сочетании с комплексом научно-исследовательских, педагогических и социокультурных программ и спецкурсов по выбору, способствующих развитию профессиональных качеств вокалиста.

Таким образом, профессиональная культура вокалиста представляет собой интегративную характеристику качеств личности исполнителя, основанных на синтезе мастерства, компетентности и духовно-творческой деятельности, реализующихся в процессе создания духовных ценностей вокального искусства.

Структура процесса формирования профессиональной культуры вокалиста состоит из системных элементов технического воспитания и постановки голоса певца, развития комплекса специальных музыкальных способностей, художественно-творческого развития и формирования аксиологической системы социально-культурной деятельности. Показателями сформированности профессиональной культуры вокалистов являются уровень исполнительского мастерства, уровни компетентности и духовно-творческой деятельности.

Специфика формирования профессиональной культуры студента-вокалиста в вузе культуры и искусств определяется органичным сочетанием традиций национальной школы пения, исполнительских тенденций мировой музыкальной культуры, музыкального просветительства и социально-культурной деятельности. При этом наиболее важными компонентами педагогического процесса становится формирование вокальной техники, постановка голоса; художественно-творческих качеств личности певца; специальных музыкальных способностей и актуализации социокультурной рефлексии.

Педагогическими условиями процесса формирования профессиональной подготовки вокалистов в вузе культуры и искусств являются: моделирование индивидуальных учебных программ студентов на принципах развивающего обучения с учетом индивидуальных особенностей в целях совершенствования исполнительских, педагогических и научно-исследовательских способностей вокалиста; создание творческих лабораторий по проблемам вокальной педагогики; формирование репертуара оперной студии на принципах опережающего развития; расширения ресурсов практикоориентированного обучения; использование технологий социально-культурной деятельности в процессе формирования эстетической и гражданской культуры студента-вокалиста.

Анализ данных, полученных в ходе экспериментальной работы выявил позитивные изменения по основным критериям педагогической эффективности внедренной образовательной концепции, целью которой является формирования профессиональной культуры вокалиста, которые отражают стабильность и тенденцию роста показателей специальных и общепрофессиональных дисциплин, востребованности дисциплин социально-культурной сферы в процессе профессиональной подготовки вокалистов.

Оценка уровня исполнительского мастерства студентов независимыми экспертами жюри международных и всероссийских конкурсов и демонстрируют результативность вокально-педагогической школы. Привлечение к педагогической деятельности выдающихся артистов, ведущих исполнителей российского вокального искусства, носителей традиций величайших мастеров создает предпосылки формирования молодой плеяды исполнителей и педагогов.

Основные положения и выводы диссертационного исследования способствуют дальнейшему научному осмыслению проблем формирования профессиональной культуры вокалистов, являются основой совершенствования процесса подготовки вокалистов в вузах культуры и искусств, консерваториях, музыкальных училищах.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Сидорова, Маргарита Борисовна, 2005 год

1. Абдуллин Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования. М., 1990. - 188с.

2. АгинМ.С. Пути исправления недостатков певческого вибрато// Профессиональная подготовка студента-вокалиста. Вып.№ 115 М., 1990 С. 156173.

3. Агин М.С. Сольное пение: Репертуарный список произведений отечественных и зарубежных композиторов: Учебное пособие.- М., 1997

4. Агин М.С. Проблемы дикции и орфоэпии в пении//Национальные вокальные школы России (Чебоксары). М., 2002

5. Агин М.С. Природа певческого голоса и его особенности// Вокальное образование XXI века. М., 2004

6. Алиев Ю.Б. Методологические и методические основы вокально-педагогического творчества: В 2 ч. М., 1993. - 86 с.

7. Азаров Ю.П. Трансцедентальный синтез в образовании: концепции, технологии, перспективы/ материалы к юбилейной конференции НИИ ВО и к международному симпозиуму по проблемам трансцедентального синтеза в образовании. М.,1999. - С.57.

8. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания.- Л.: Наука, 1969.- 133 с.

9. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. -М.: 1980-340с.

10. Ю.Антипова Л.А Концертно-исполнительская практика и сценическое воплощениефольклора: Учеб. пособие М.: 1993. - 111с.

11. П.Апраксина О.А. О праве учителя музыки на эксперимент // Методика музыкального воспитания в школе. Вып. 13 /сост. Апраксина О.А.- М.: Музыка, 1978.- с.66—76.

12. Аронов А.А. Система патриотического воспитания учащейся молодежи./ Патриотическое воспитание в учебных заведениях культуры: Сб. статей.-М.: МГУКИ, 2004.-236 с.

13. З.Артемьева Е.Н. В классе К.Н. Дорлиак. Обобщение вокально педагогического процесса. М.: Музыка, 1969. - 342с.

14. Арнольдов А.И. Введение в культурологию: Учебное пособие. М.: На родная Академия культуры и общечеловеческих ценностей, 1993. - 352 с.

15. Архангельский С.И. Лекции по научной организации учебного процесса . высшей школе.- М: Высшая Школа, 1976.- 200 с.

16. Арчажникова Л.Г. Профессия- учитель музыки.- М.: Просвещение, 1984.-111с.

17. Асафьев Б.В. Об опере. Л.: Музыка, 1985. - 343с.

18. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Кн. 1-2.- Л.:, 1996. С.31.

19. Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Изд. 2-е- Л.: Музыка, 1973.- 144 с.

20. Аспелунд Д.Л. Развитие певца и его голоса. М.: Музгиз, 1952. - 191с.

21. Ауэр Л. Моя школа игры на скрипке. Интерпретация произведений скри -пичной классики. -М.: Музыка, 1965. -С.30.

22. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды, (сб.ст. М.Ю. Бабан-ский).- М.: Педагогика.- 1989.- 560 с.

23. Багадуров В.А. Очерки по истории вокальной педагогики. М.: Музгиз, 1956.-268 с.

24. Барсов Ю.А. Из истории русской вокальной педагогики // Вопросы вокальной педагогики. Вып.6 / Общ. ред. Дмитриева Л.Б. М.: Музыка, 1982 .1. С.6-22.

25. Барсов Ю.А. Вокально-исполнительские и педагогические принципы М.И.Глинки. М - Л.: «Музыка», 1968. - С. 14.

26. Бакланова Н.К. Профессиональное мастерство специалиста культуры. Учеб. пособие для аспирантов, слушателей курсов повышения квалификации, преподавателей, студентов.- М.: МГУКИ, 2001.- С.51.

27. Бакланова Т.И. Педагогика художественной самодеятельности: Учеб. пособие / МГИК. М, 1993. -160 с.

28. Батищев Г.С. Введение в диалектику творчества. С. - Петербург: Изд-во РХГИ, 1997. - 464 с.

29. Бахтин М.М. Философия и культура XX века: в 2-х частях: Сб. научных статей. С.- Пб., 1991. - 128 с.

30. Бердяев Н.А. О назначении человека.- М.: Республика, 1993. 382 с.

31. Бердяев Н.А. О человеке, его свободе и духовности: Избранные труды/ Ред.-сост. Л.И. Новикова и И.Н. Сиземская.-М.:Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. 312 с

32. Библер B.C. Мышление как творчество: Введение в логику мысленного диалога. М.: Политиздат, 1975. - 399 с.31 .Благовидова Ольга Николаевна // Музыка: Болыш. энцикл. словарь. 2-е изд. - М.: Болып. Рос. Энцикл., 1998. - С. 72.

33. Блох О.А. эстетико-воспитательный процесс в музыкальных ансамблях: Учебное пособие.-М., 1988.- 131 с.

34. Блюменау Е.Б. Что важно знать певцу, чтобы сохранить здоровье голоса-СПб., 1914.-215с.

35. Боровик Л.Г. Научные основы постановки голоса: Уч. пособ. для студентов вокальных и дирижерско-хоровых отделений музыкальных вузов/ ЧГИИК. Челябинск, 1998. - 88с.

36. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. - 216 с.

37. Вальденго Д. Я пел с Тосканини. Л.: Музыка, 1989. - 167 с.

38. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход: Методическое пособие.- М: Высшая Школа, 1991.- 204 с.

39. Волобуев В.А. Исследование искусства в западной эстетике: Эволюция методологии: Дисс .д-ра философских наук: 09.00.04.-М., 2001.- 296 с.

40. Вопросы физиологии пения и вокальной методики/ Сост.: проф., канд. искусствовед. О.М. Агарков, проф., д-р искусствовед. Л.Б. Дмитриев, А.Д. Киличевская / ГМПИ им. Гнесиных: Труды. М., 1975. - Вып. XXV. - 167с.

41. Выготский Л.С. Психология искусства / Под ред. М.Г. Ярошевского. М.:

42. Педагогика. 1987. - 345 с.

43. Гальперин С.В. Мое мировидение: Курс лекций. М., Изд-во Российск. открытого ун-та, 1992. - 208 с.

44. Гершунский Б.С. Философско-методологические основы стратегии развития образования в России.- М, 1993. С.5-24.

45. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. (В поисках прак-тико-ориентированных образовательных концепций).- М.: Совершенство,1998.- 608 с.

46. Глубоковский М.Н. Гигиена голоса. М., 1890. - 155 с.

47. Гозенпуд А.А. Русский оперный театр 19 в. В 2 т.- Д., 1969.-188 е., 1971.210 с.

48. Гозенпуд А.А. Русский оперный театр между двумя революциями.- Л., 1975.- 112 с.

49. Гоноблин Ф.Н. Книга об учителе.- М., 1965.- 260с.

50. Гусев А.И. Евгений Нестеренко: Творческий портрет. М.: Музыка, 1980. -32с.

51. Давыдов В.В. Развивающее обучение. М., 1989.- 135 с.

52. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении.- М.: Педагогика, 1972.- 423 с.

53. Давыдова С.Д. Проектирование развития художественного развития личности.// Искусство и образование. М., 2001.-№ 3- С.8-15.

54. Далецкий О. Саморегуляция голоса певцов // Музыкальная академия.1999. -№1. -С. 143-145.

55. З.Демченко М.И. Некоторые особенности развития художественно-творческой интонации вокалистов.// Мир культуры культура мира. Сб. статей.- М, МГУКИ- 2005.- С.395-400.

56. Денисова Г.М. Очерки по истории вокальной педагогики в России. Челябинск, 2001.-205с.

57. Деряжный В.А. О принципах и методах советской вокальной педагогики // Вопросы вокальной педагогики. Вып.З М.: Музыка, 1967. - С. 5-44.

58. Дейша Сионицкая М.А. Пение в ощущениях. - М.: Музсектор, 1926.350с.

59. Делициева Н., Ярославцева JL История вокального искусства. М.,1985. -300с.

60. Джиральдони JI. Аналитический метод воспитания голоса. М.: Юрген-сон, 1893.- 127с.

61. Дмитриев Л.Б. В классе профессора М.Э. Донец Тессейр. О воспитании легких женских голосов. - М.: Музыка, 1974. - 64с.

62. Дмитриев Л.Б. Интуиция и сознание в творчестве и вокальной педагогике //Вопросы вокальной педагогики. Вып.7 / Ред. и сост. Яковлева А.С. М.: Музыка, 1984. - С. 135 - 155.

63. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. 2-е изд. - М.: Музыка, 1996. - 368с.

64. Дмитриев Л.Б. Интуиция и сознание в творчестве и вокальной педагогике // Вопросы вокальной педагогики. Вып.7/ Под ред. Яковлевой А.С. М., 1984.-С.167.

65. Дмитриев Л.Б. Подготовка певцов в Италии для оперной сцены // Вопросы вокальной педагогики. Вып.6 / Общ. ред. Дмитриева Л.Б. М.: Музыка, 1982.-С. 100- 122.

66. Дмитриев Л.Б. Солисты театра Ла Скала о вокальном искусстве: Диалоги о технике пения. М.: ЗАО «Московские учебники»-Си Ди Пресс, 2001. -183с.

67. Дмитриев Л.Б., Телеляева Л.М., Таптакова С.Л., Ермакова И.И. Фониатрия и фонопедия. М.: Медицина, 1990. - 272 с.

68. Доливо А. Певец и песня. М.: Музгиз, 1948. - 180 с.

69. Доминго П. Мои первые сорок лет: Пер. с англ./ Предисл. А.Парина. М.: Радуга, 1989.-304 с.

70. Донец-Тессейр М.Э. Опыт воспитания сопрано // Вопросы вокальной педагогики. Вып.З. -М.: Музыка, 1967. С. 120-133.

71. Дорлиак Ксения Николаевна//Музыкальная энциклопедия. М.: Сов. Энциклопедия, 1974. - Т.2. - С. 12.

72. Егоров A.M. Гигиена голоса и его физиологические основы /Под общ. ред. ЖинкинаН.И. -М.: Гос. муз. изд-во, 1962. 171 с.

73. Елена Климентьевна Катульская /Сост. А.К. Модин. М.: Сов. композитор, 1973.-325с.

74. Елена Образцова // А.И. Орфёнов. Юность, надежды, свершения. М.: Мол. гвардия, 1973. - С. 93-110.

75. Жарков А.Д. Культурно досуговая деятельность: Уч. пособие.- М.: МГУКИ, -1996.-250с.74.3агвязинский В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука.- Тюмень, 1990.- 181 с.

76. Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993.- 430 с.

77. Ильин Г.JI. Образование и культура: Поиски взаимного соответствия: Текст лекций.- М.-1972.- 78 с.

78. Исаев И.Ф. Теоретические основы формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы: Дисс.д-ра пед.наук,- М.: 1993, -С.140.

79. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца.- М.: Просвещение, 1984.- 110с

80. Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления. Избранные статьи и доклады./ Академия педагогических наук.- М.: Педагогика, 1986-190с.

81. Каган М.С. Музыка в мире искусств.- СПб.: «U+», 1996.-232 с.

82. Каган М.С. Человеческая деятельность. Опыт системного анализа. М.: Политиздат, 1977.- 328 с.

83. Казакова А.Г. Педагогика средней профессиональной школы: методическое пособие для руководителей и преподавателей средних специальных учебных заведений.- М.: Ремдер.-2004. 250с.

84. Кан-Калик В.А. Педагогическая деятельность как творческий процесс: Ав-тореф. дисс.д-ра пед.наук 13.00.01.-Л, 1985.- 42с

85. Кандинский А.И. Из истории русской музыки. Вып. 1-М, 1971-84с.Вып. 2-М, 1976.- 92 с.

86. Каргин А.С. Народная художественная культура: Учебное пособие.- М.: Гос. респ. центр рус. фольклора.- 1997.- 286 с

87. Катульская Е.К. Пение потребность души // Катульская / Ред.-сост. Е.А. Грошева. - М., 1973. - С. 263-267.

88. Катульская Е.К. Резонаторы голосового аппарата и задачи советской педагогики // Катульская / Ред.-сост. Е.А. Грошева. М., 1973. - С. 235— 249.

89. Катульская Е.К. Совершенствовать вокальное мастерство // Сов. музыка. -1965.-№3.-С. 37-65.

90. Картавцева М.Т. Пути повышения эффективности музыкального развития обучающихся в процессе изучения музыкально-теоретических предметов (в условиях учебных заведений культуры). Дисс. на соискание ученой степени канд. пед. наук. М.,1974. - С.86.

91. Картавцева М.Т. Развитие творческой активности студентов на уроках сольфеджио в вузах культуры // Музыкально-теоретическое образование на рубеже XX XXI вв. Сб. статей.- М.6 МГУКИ, 199. - С. 110-120.

92. Картавцева М.Т. Сольфеджио XXI века.// Музыкально-теоретическое образование и музыкальная культура новейшего времени. Сб. статей в 2-х ч. М.: МГУКИ, 2002. II Ч. - С.231-236.

93. Картавцева М.Т. Сольфеджио XXI века: Учебник.- М.: Кифара,-1999.-152с.

94. Келдыш Ю.В. История русской музыки.- М.: Музыка, 1983.-345 с.

95. Киселева Т.Г. Состояние и тенденции развития народного образования в России во второй половине XIX начале XX в. М., МГУКИ, 2002.-30с.

96. Киселева Т.Г. Глобализация общества и культура мира. -М.: МГУКИ, 2002. 30с.

97. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности. М., 1995.- С. 15.

98. Киселева JI.JI. Особенности методики преподавания вокального искусства Дюпре.// Музыкальная педагогика. Исполнительство. Сб. статей. Вып. VI.- м., 2001.-С. 31-36.

99. Киселева JI.JI. Значение основ певческого дыхания и вокальной техники в обучении студентов-вокалистов.// Подготовка специалистов в сфере культуры и искусств.- М, МГУКИ.- 2000.- С. 214-218.

100. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике.- Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995.- 176 с

101. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках.- М.: Арена, 1994.- 223 с

102. Кон И.С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967- 383 с.

103. Кон И.С. В поисках себя: Личность и её самосознание.- 4.П. Гл. 1.М.: Политиздат, 1984.-335 с.

104. Кочнева И.С., Яковлева А.С. Вокальный словарь. 2-е изд. - Л.: Музыка, 1988. 68 с.

105. Краевский В.В. Методология педагогического исследования.- Самара, 1994.- 164 с.

106. Красильников Ю.Д., Киселева Т.Г. Основы социально-культурной деятлеьности: Учебное пособие.- М, 1993.- 164 с.

107. Крунтяева Т.С., МолоковаН.В. Словарь иностранных музыкальных терминов. 7-е изд. - Л.: Музыка, 1988. - 134 с.

108. Курченко А.П. А.В. Нежданова (из истории оперного театра).// Вокальное образование XXI века. Вып.2- М., МГУКИ.- 2005.- С.58-70.

109. Лаури-Вольпи Дж. Вокальные параллели: Пер. с итальянского. Л.: Музыка, 1972. - 303 с.

110. Лебедева И.А. О.Н. Благовидова педагог. - М.: Музыка, 1984. -80с.

111. Левик С.И. Записки оперного певца. М.: Искусство, 1962. - 711 с.

112. Лемешев С.Я. Путь к искусству. М.: Искусство; 1968. - 311с.

113. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.- М.: Высшая Школа, 1972.- 575с

114. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.- 2-е изд.- М.: Политиздат, 1975.- 310с.

115. Лесс А.А. Тито Руффо. Жизнь и творчество. М.: Сов. композитор, 1983.-162с.

116. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981.186 с.

117. Ливанова Т.Н. История западноевропейской музыки до 1989 г.: Учебник для исполнительских факультетов музыкальных вузов/ ВНИИ Искусствознания М-ва культуры СССР.- М.: Музыка, 1986.- 462 с.

118. Литвин Ф. Моя жизнь и мое искусство: Пер. с франц. Л.: Музыка, 1967.-163с.

119. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии." М.: Наука, 1984.- 253с.

120. Луканин В.А. Обучение и воспитание молодого певца / Сост. и общ. ред. Е.Е. Нестеренко. Л.: Музыка, 1977. - 86 с.

121. Луканин В.М. Мой метод работы с певцами /Сост. и общ. ред. Е. Нестеренко. Л.: Музыка, 1972. - 48 с.

122. Луканин В.М. Обучение и воспитание молодого певца / Сост. и общ. ред. Е.Нестеренко. Л.: Музыка, 1977. - 86с.

123. Лушин Б.М. На уроках маэстро Дж. Барра //Вопросы вокальной педагогики. Вып.6 / Общ. ред. Дмитриева Л.Б. М.: Музыка, 1982. - С. 123140.

124. Львов М. Из истории вокального искусства.- М., 1964.-106с.

125. Львов М. Русские певцы.- М.: 1965.- 106 с.

126. Любомудрова А.Ю. Развитие музыкальной культуры личности на основе региональных традиций вокально-хорового творчества: Автореф. дис.канд.пед. наук. Тамбов, 2000,- 23 с.

127. Мазурин К. Методология пения: В 2 т. М., 1902, 1903. - 996 с.

128. Мазетти У. А.// Музыка. Больш. Энц. словарь.-2 изд. -М.: Болып.Рос.энцикл.-1998.- С.240.

129. Максакова М.П. Воспоминания, статьи /Сост. Грошевой Е. М.: Сов. композитор, 1985. - 340 с.

130. Максимов Е.И. Перспективы совершенствования учебного процесса в вузе искусств.// Подготовка специалистов в сфере культуры и искусств. -М., 2000.-С.41-42

131. Малютин Е.Н. Экспериментальная фонетика и научные основы постановки голоса. Орел, 1924. - 250с.

132. Мамардашвили М.К. Стрела познания./Под ред. Ю.П. Сенокосова (Язык. Семиотика. Культура)- М.: 1996.- 303 с.

133. Маркези Г. Опера: Путеводитель / Пер. с итальянского Е. Гречаной. М.: Музыка, 1990. - 383 с.

134. Марков П.А. Режиссура В.И. Немировича-Данченко в музыкальном театре. М.: ВТО, I960. - 409 с.

135. Маркова А.Н. Культурология. История мировой культуры: Учебник для студентов вузов.-М.:: Культура и спорт: ЮНИТИ, 1998.- 236с

136. Маргунова А.И. Учебное пособие по педагогической практике. -М.:МГК, 2000.-150с.

137. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении.-М.: Педагогика, 1972.- 208 с.

138. Маяровская Г.А. Теоретические и методические основы стандартизации высшего музыкально-педагогического образования в учебных заведениях искусства и культуры: Автореф.дис.канд.пед.наук 13.00.02.-М.,1997.-23 с.

139. МенабениА.Г. Вокально-педагогические знания и умения. М.: Прометей, 1995. - 30 с.

140. Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению: Уч. пособ. для студентов пед. инст. М.: Просвещение, 1987. - 95 с.

141. Митринович Моджеевска J1. Патофизиология речи, голоса и слуха: Пер. с польского. - Варшава: Польское государственное медицинское издательство, 1965. -353 с.

142. Модин А.К. Авторские и составительские работы Е.К. Катульской // Елена Клементьевна Катульская. М.: Сов. композитор, 1973. - С.309-324.

143. Морозов В.П. Биофизические основы вокальной речи. JL: Наука, 1977.-231с.

144. Молибог А.Г. Вопросы научной организации педагогического труда в высшей школе. М.- «Высшая Школа».- 1971.- 296с

145. Морозов В.П. Тайны вокальной речи. Л.:Наука,1967. - 240с.

146. Морозов В.П. О физиологических основах применения вспомогательных научно-технических средств наглядного обучения в вокальнойпедагогике // Вопросы вокальной педагогики. Вып.5. М.: Музгиз, 1976. -С. 156-175.

147. Морозов В.П. Об экспериментально-теоретических исследованиях голоса певца и их значении для вокальной педагогики//Вопросы вокальной педагогики. Вып.6 / Под общ. ред. Дмитриева Л.Б. М.: Музыка, 1982. С. 141-180.

148. Морозов В.П. Профотбор вокалистов: экспериментально-теоретические основы объективных критериев // Вопросы вокальной педагогики. М.: Музыка, 1984. - Вып. 7. - С. 173-213.

149. Мурр Дж. Певец и аккомпаниатор: Воспоминания. Размышления о музыке. М.: Радуга, 1987. - 268 с.

150. МышкинаВ.Т. Психологическая готовность к художественно-творческой деятельности (на примере музыкально-исполнительского искусства): Уч. пособ. Ч. 2. М., 1987. - 133с.

151. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия.- М.: Музыка, 1972.- 383 с.

152. Национальная доктрина образования в Российской Федерации, охватывающей период до 2025 г.; Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.; Федеральная программа развития образования на 200-2005 гг.

153. Назаренко И.К. Искусство пения. М.: Музыка, 1968. - 382 с.

154. Нейгауз Г.Г. Искусство фортепианной игры. Изд.4-е. - М., 1982. -280 с.

155. Нестеренко Е.Е. // Музыка: Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. Ю.В. Келдыш. 2-е (репр.) изд. - М.: Болып. Рос. Энцикл., 1998. -Т.З. -С.964.

156. Нестеренко Е.Е. В классе профессора Ленинградской консерватории В.М. Луканина // Вопросы вокальной педагогики. Вып.6. Л.: Музыка, 1982.-С. 70-75.

157. Нестеренко Е.Е. Некоторые вопросы произношения в пении // Вопросы вокальной педагогики. Вып. 7. М.: Музыка, 1984. - С. 87-99.

158. Нестеренко Е.Е. Размышление о профессии.-М.:Музыка, 1987.- 184с.

159. Николаева Е.В. Музыкальное образование в России (Историко-теоретический и исторический аспекты): Дис. д-ра пед.наук М., 2000.393 с.

160. Новиков A.M. Российское образование в новой эпохе / Парадоксы даследи^, векторы развития.- 2-е изд. Чебоксары: Из-во Чуваш.ун-та, 2001.-С.23.

161. Образцова Елена Васильевна // Музыкальная энциклопедия М.: Сов. энцикл., 1976. - С.90.

162. Овчинникова Л.К. Некоторые вопросы профессиональной культуры вокалиста.// Вокальное образование начала XXI века. Сб. статей. Вып.2.-М., 2005.-С. 58-70

163. Основы педагогики и психологии Высшей школы /Под ред. А.В.Петровского. М., 1986. - С.210.

164. Погосова В.А. Методические рекомендации по постановке голоса начинающим вокалистам.// Музыкальная педагогика. Исполнительство. Сб. статей. Вып. УП.-М., 2002.-С. 133-141

165. Погосова В.А. Творческий контакт на уроках сольного пения.// Музыкальная педагогика. Исполнительство. Сб. статей. Вып. УП.-М., 2002.-С. 159-168

166. ПанофкаГ. Искусство пения: Теория и практика для всех голосов: Соч. 81/ Пер. с итал. Р.Н. Арской, под общ. ред. Е.Н. Артемьевой. М.: Музыка, 1968. - 214 с.

167. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии.- М: ИНФРА М, 1998.- 528 с.

168. Петрушин В.И. Музыкальная психология. М., 1994. - 365 с.

169. Подшивайленко Н.В. Пути развития гармонических систем в музыке XX века.// Музыкальная педагогика. Исполнительство. Сб. статей. Вып. IV.- М., 1999.- С. 23-35.

170. Покровский Б.А. Об оперной режиссуре. М.: ВТО, 1973. - 308с.

171. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика.- М.: Педагогика, 1976.- 280 с.

172. Пономарев Я.А. Методологическое введение в психологию.- М.: Наука, 1983.- 205 с.

173. Пономарева Е.Ю. Развитие творческой свободы средствами вокального искусства// Музыкальная педагогика. Исполнительство. Сб. статей. Вып. Ш.-М., 1998.- С.92-98

174. Пономарева Е.Ю. Трансцендентальный синтез в формировании духовно-творческих способностей вокалиста // Музыкальная педагогика. Исполнительство. Сб. статей. Вып. V.-M., 2000.- с. 96-101.

175. Посталюк Н.Ю. Дидактическая система развития творческого стиля деятельности студентов: Дисс.д-ра пед.наук.- Казань, 1993.- 395с.

176. Программа педагогической практики. Сост: Киселева JI.JI.,. Сидорова М.Б. МГУКИ, 2000 г., 16с.

177. Программа государственного экзамена по сольному и камерному пению, оперной подготовке, педагогической подготовке. Вокальный факультет (-заочное отделение). М.:МГУКИ, -2002. - 10с.

178. Рапацкая JI.A. Формирование художественной культуры учителя музыки.- М.: Прометей, 1991.- 139 с.

179. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М., 1994.- 141с.

180. Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики. М.: Знание, 1980.-96с

181. РейзенМ.О. Автобиографические записки, статьи, воспоминания /Сост. и ред. Е.А. Грошевой. М.: Сов. композитор, 1980. - 303 с.

182. Розанов А.А. Полина Виардо-Гарсиа. JL: Музыка, 1969. - 245 с.

183. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т./Под ред. В.В.Давыдова.-М.: Большая Российская Энциклопедия, 1998. Т.2.- С.118.

184. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования.- М.: АН СССР, 1958.- 147 с.

185. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии.- 2-е изд.- М: Педагогика, 1976.- 416 с.

186. Румянцев П.И. Станиславский и опера. М.: Искусство, 1969. - 493с.

187. Руффо Т. Парабола моей жизни / Пер. с итал. и вступ. ст. А.Бушен. -М.-Л.: Музыка, 1966. 433 с.

188. Рыбин С.Ю. Формирование профессионального мировоззрения студентов музыкальных специализаций в вузах культуры и искусств. Авто-реф. дисс. канд.пед. наук.- М. МГУКИ, 2001.-С. 15.

189. Садовников В.И. Орфоэпия в пении.- М., 1958.- 111с.

190. Садовская B.C. Программа, учебно-тематический план и методические рекомендации по проведению практических занятий факультетов культуры общения народных университетов.- М, МГУК, 1989.- 51 с.

191. Сборник программ для студентов 1-6 курсов заочного отделения вокального факультета. Ред. Сидорова М.Б.,. М.:МГУКИ, 2003.-192с.

192. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.- М.: Народное образование, 1998.- 224 с.

193. Силантьева И.И., Клименко Ю.Г. Актер и его Alter Ego / Всту-пит.статья и редакция И.И.Силантьевой.- М.: Грааль.-2005.-564с.

194. Сидорова М.Б. Углубление межпредметных связей как средство активизации учебного процесса / Деп. в НИО 3 2376 Информкультура Гос. б-ки им. Ленина, Гос. 043661, 1990. С.21-34.

195. Сидорова М.Б. Улучшение использования и закрепляемости кадров руководителей художественной самодеятельности // Кадры культуры и проблемы их подготовки: Мат. конференции М.: МГИК, 1990 - С.22- 26.

196. Сидорова М.Б. Вопросы преемственности подготовки специалистов музыкантов-руководителей художественной самодеятельности: Материалы межвузовской конференции. М.: МГИК, 1991 - С.49-55.

197. Сидорова М.Б. Совершенствование преподавания цикла общепрофессиональных дисциплин в вузах культуры: постановка проблемы //Музыкальная педагогика. Исполнительство: Сб. статей. Вып. I-II. -М.:МГУК, 1998 -С.32-45.

198. Сидорова М.Б. Методика преподавания музыкально-теоретических дисциплин в вузах культуры//Музыкальная педагогика. Исполнительство. Сб. статей. Вып. III. -М.: МГУКК, 1998. С.21-28.

199. Сидорова М.Б. Кафедра теории и истории музыки Московского государственного университета культуры и искусств: становление и развитие // Музыкально-теоретическое образование на рубеже XX-XXI вв.: Мат. конференции 18-19 мая 1999г. -М.:МГУКИ, 1999-С.4-11.

200. Сидорова М.Б. Становление и развитие кафедры теории и истории музыки // Подготовка специалистов в сфере культуры и искусств: Мат. конференции. М.:МГУКИ, 2000 - С.81-84.

201. Сидорова М.Б. Беседа с А.П. Курченко композитором, музыковедом, педагогом//Музыкальная академия, 2000. - № 4. - С.7-10.

202. Сидорова М.Б. Некоторые вопросы методики преподавания музыкально-теоретических дисциплин в вузах культуры и искусств //Музыкальная педагогика. Исполнительство: Сб. статей. Вып. VII. М.: МГУКИ, 2002 - С.174-182.

203. Сидорова М.Б. Кафедре теории и истории музыки 40 лет// Музыкально-теоретическое образование и музыкальная культура Новейшего времени: Сб. статей. - М.: МГУКИ, 2002. - С.3-14.

204. Сидорова М.Б. Пять лет вокальному факультету МГУКИ. Прошлое, настоящее, будущее.// Вокальное образование начала XXI века. Сб. научн. статей. Вып. 1. -М.: МГУКИ, 2004. -С.22-35.

205. Скаткин М.Н., Краевский В.В. Содержание общего среднего образования. Проблемы и перспективы.- М.: Знание, 1981.- 96 с.

206. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований.-М., 1986, 138с.

207. Скребков С.С. Художественные принципы музыкальных стилей.- М, 1973.- 447 с.

208. Скребков С.С. Статьи и воспоминания.-М, 1979- 204 с.

209. Сластенин В.Н. Диагностика профессиональной пригодности к педагогической деятельности.- М.: Прометей, 1991.-141с.

210. Сластенин В.А., Исаев И.Ф. Инновационные процессы в образовании. Повышение квалификации учителя: Учебное пособие.- М, 1997.- 545с

211. Солнцева В.М. Специфика исполнения старинных арий.// Музыкальная педагогика. Исполнительство. Сб. статей. Вып. VI.-m., 2001.- С. 14-18

212. Спинжар Н.Ф. Воспитание толерантности как условие гармоничного взаимодействия личности с окружающей средой / Патриотическое воспитание в учебных заведениях культуры: Сб. статей.- М.: МГУКИ, 2004.- С. 188-193.

213. Станиславский реформатор оперного искусства // Материалы и документы / Сост. Кристи Г.В. и Соболевская О.С., Ред. Ю.Калашников. -М.: Музыка, 1988.-368 с.

214. Станиславский К.С. Работа актера над собой. М.: Художественная литература, 1938. - 578 с.

215. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. 7-е изд. M.-JL: Искусство, 1941.-С.388.

216. Стратегия развития Московского государственного университета культуры и искусств на 2003-2007 гг. М.: МГУКИ, -2003. -С.5.

217. Стрельцова Е.Ю. Народное художественное творчество как объект научного исследования. М., 2003 - С.45.

218. Стрельцов Ю.А. Социальная педагогика: Учебное пособие.- М.: МГУКИ, 1998.- 143 с.

219. Солошенко К.В. Творческие особенности педагогического наследия У.А. Мазетти // Музыкальная педагогика. Исполнительство: Сб. статей. Вып. VII. М.: МГУКИ, 2002. - С.51.

220. Талаквадзе Э.В. Вопросы вокальной методики старых мастеров пения 12-13 вв.// Вокальное образование XXI века. Сб. статей. Вып. 2.- М., 2005.- С. 2445-250.

221. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.: АПН РСФСР, 1947.-С.137.

222. Терехов П.П. Формирование педагогической компетентности специалиста в условиях модернизации непрерывного профессионального социокультурного образования.- Казань: Изд-во Казане, ун-та, 2003.- С. 11.

223. Тимохин В.В. Елена Образцова: Творческий портрет. 2-е изд., доп. -М.: Музыка, 1988.-26 с

224. Тиц Г.И. Мой учитель Э. Гандольфи // Вопросы вокальной педагогики. М.: Музыка, 1984. Вып. 7. - С. 66-72.

225. Тиц Хуго (Гуго). Музыка: Большой энциклопедический словарь. -М.: Болын. Рос. Энциклопедия, 1998. С. 546.

226. Триодин В.Е. Педагогические основы культурно-просветительной работы: Учебное пособие.- JI, 1980.- 119 с.

227. ТронинаП.Л. Из опыта педагога-вокалиста: Практ. советы начинающим педагогам. М.: Музыка, 1976. - 112с.

228. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М.: 1966. - 420с.

229. Учебное пособие для студентов-вокалистов по педагогической практике в 2-х частях. М.,2000 г., (рукопись). Автор преподаватель-консультант Сектора педагогической практики Московской государственной консерватории - К. И. Маргунова.

230. Фельзенштейн В. О музыкальном театре: Пер. с нем./Ред. И.Рожновский М.: Радуга, 1984. - 407 с.

231. Философский энциклопедический словарь / Редколл.: С.С. Аверин-цев, Э.А. Араб-Ооглы, Л.Ф.Ильичев и др. 2-е изд. М.: Сов. Энциклопедия, 1989.-С. 153.

232. Флиер А.Я. Основы культурогенеза // Культурология: Новые подходы. Альманах-ежегодник. № 1. М.: МГУК, 1995. - С. 62.

233. Флоренский П. Детям моим. Воспоминания прошлых дней.-М.:Моск.рабочий,1992.-.350 с.

234. Хачатурян К.В. Музыкальный театр Роберта Стуруа.// вокальное образование XXI века. Сб. статей. Вып.1.- М., 2004- С. 126-131.

235. Цыпин Г.М. Музыкант и его работа: Проблемы психологии творчества. Кн.1. М.: Сов. композитор, 1988. - 382 с.

236. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения: Пособие для учащихся. — М.: Интерпракс, 1994. 384с.

237. Шаляпин Ф.И. Литературное наследство. Т.1. М.: Искусство, 1976. - 227с.

238. Чаплин В.Л. Регистровая приспособляемость певческого голоса: Ав-тореф. дис.канд.иск.: Тбилиси, 1977.- 23 с.

239. Черниченко В.И. К проблеме методологии педагогики высшей школы // Ученые записки. М.-МГУКИ, 2001. Вы.23.- С.79-86.

240. Черниченко В.И. Педагогика высшей школы. Курс лекций по разделу «Дидактика». М.: МГУКИ, 2002.-120с.

241. В.И.Черниченко. Педагогика высшей школы: Курс лекций по разделу «Дидактика».- М.: МГУКИ, 2002. С.47.

242. Шаляпин Ф.И. Маска и душа. М.: В/О Союзтеатр, 1990. - 318с.

243. Шаляпин Ф.И. Станицы из моей жизни / Вступит, статья, комм. Ю.Котлярова. Л.: Музыка, 1990. - 352 с.

244. Швейцер А. Благоговение перед жизнью: Пер. с нем./ Сост. и после-слов. А.А. Гусейнова; Общ. ред. А.А. Гусейнова и М.Г. Селезнева. М.: Прогресс, 1992 - 576 с.

245. Шульпяков О.Ф.О психофизическом единстве исполнительского искусства// Вопросы теории и эстетики музыки. Вы.12.-Л., 1973- С. 187-222.

246. Эльконин Д.Б. Психология игры.- М.: Педагогика, 1978.- 301 с.

247. Энциклопедия профессионального образования. М.: Профобразование.-1994. -С.340.

248. ЮссонР. Певческий голос. Исследование основных физиологических и акустических явлений певческого голоса: Пер.с фр. М.: Музыка, 1974.-262с.

249. Юцевич Ю.Е. Словарь музыкальных терминов. 3-е изд., перераб., доп. Киев: Муз. Украина, 1988. - 261с., ил., нот. ил.

250. Яворский Б.Л. Статьи, воспоминания, переписка.Т.1.-М.: 1972.-214 с.

251. Яковлева А.С. Вопросы развития вокального мастерства в педагогике профессора Г. Тица // Проблемы воспитания музыкантов-исполнителей. -М., 1984.-С. 32-48 с.

252. Яковлева А.С. Формирование верхнего участка диапазона мужских голосов // Вопросы вокальной педагогики. Вып.7. М.: Музыка, 1984. -С.73-86.

253. Яковлева А.С. Вокальная школа Московской консерватории. Дисс. д-ра искусствоведения. М., 1994. - 390с.

254. Яковлева А.С. Русская вокальная школа. Исторический очерк развития от истоков до середины XIX столетия. М., 1999. - 96с.

255. Ярошенко Н.Н. Социально-культурная деятельность: Парадигмы, методология, теория.- М: МГУКИ, 2000.- 204 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.