Педагогические основы русской вокальной школы А.В. Неждановой тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат наук Кочарова, Джульетта Артуровна

  • Кочарова, Джульетта Артуровна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 192
Кочарова, Джульетта Артуровна. Педагогические основы русской вокальной школы А.В. Неждановой: дис. кандидат наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2014. 192 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Кочарова, Джульетта Артуровна

Содержание

Введение

Глава I. Историко-культурные и музыкально-педагогические предпосылки формирования вокальной школы A.B. Неждановой 1.1. Исторические этапы становления русской вокальной школы:

1.2 Культурологические, психологические и музыкально-педагогические предпосылки формирования личности A.B. Неждановой - педагога и исполнителя

1.3 Традиционное и инновационное в русской вокальной школе A.B. Неждановой

Глава II. Теоретическое и опытно-экспериментальное исследование методики преподавания А.В.Неждановой

2.1. Вокальная школа A.B. Неждановой с позиций науки XX-XXI веков

2.2. Современные методы обучения певцов - вокалистов в отзывах практикующих педагогов: Г.А. Писаренко, Б.Н. Кудрявцева и З.С. Даниловой

2.3. Опытно-экспериментальное исследование методики вокальной школы A.B. Неждановой

Заключение

Библиография

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогические основы русской вокальной школы А.В. Неждановой»

Введение.

Актуальность исследования. На рубеже XIX - XX веков русская вокальная классическая школа достигла вершин мирового искусства. Творческие работы в области отечественного оперного театра на долгие годы стали эталоном воплощения духовно-нравственного смысла и богатства музыкальных образов русской культуры.

В плеяде выдающихся русских вокалистов - Ф.И. Шаляпин, J1.B. Собинов, H.H. Фигнер, A.C. Пирогов, H.A. Обухова, Г.М. Нэлепп, С .Я. Лемешев, И.С. Козловский, Е.К. Катульская, Н.И. Забела-Врубель, И.В. Ершов, К.Г. Держинская - Антонина Васильевна Нежданова выделяется особо. Она была не только великой русской певицей, но и выдающимся педагогом, которой удалось создать собственную вокальную школу. Однако до сих пор значительный педагогический опыт A.B. Неждановой и ее методика остаются не до конца изученными.

Исследования творческого и педагогического наследия великой русской певицы различны по объему. Если творческий путь A.B. Неждановой, ее певческие установки в искусстве, ее личность часто являлись центром изучения, то педагогическая деятельность неизменно оказывалась на периферии.

Первый труд, посвященный жизни и творческой деятельности A.B. Неждановой появился еще при ее жизни (в 1946 году). Исследователь М.Л. Львов назвал свой труд «опытом творческой характеристики», «эскизами к портрету». В своей книге он последовательно изложил биографию певицы, подробно описал влияние русского драматического театра на творчество A.B. Неждановой в начале её работы в Большом театре, рассказал о её подвижнической деятельности во время Великой Отечественной войны, о выступлениях перед солдатами и' раненными в госпиталях. Книга М.Л. Львова оканчивается на многоточии, так как в момент написания книги (в 1945-1946 годах) A.B. Нежданова еще работала в

Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского (далее - МГК им. П.И. Чайковского) и выступала с концертами.

Монография Г.А. Поляновского (1970 г., второе издание - 1976 г.) описывает исполнительскую деятельность певицы. В этой работе последовательно и эмоционально изложена биография A.B. Неждановой: детские годы, период обучения в Московской консерватории в классе профессора Умберто Мазетти, работа в Большом театре. Отдельную главу Г.А. Поляновский посвящает интерпретации камерно-вокальной музыки в исполнительской деятельности A.B. Неждановой. В этой сфере репертуар певицы был исключительно широк: она исполняла и вокальные миниатюры зарубежных композиторов, и камерно-вокальную музыку отечественных авторов.

Наиболее полно педагогическая деятельность A.B. Неждановой описана в монографии В.В. Подольской «A.B. Нежданова и её ученики» (1960 г., второе издание - 1964 г.). В.В. Подольская работала концертмейстером в классе A.B. Неждановой в МГК им. П.И. Чайковского (1944-1945 и 1947-1950 гг.). В книге собраны ценные замечания и указания ученикам, характеризующие A.B. Нежданову как незаурядного, талантливого и чуткого педагога. Издание представляет одну из первых попыток восполнить отсутствие информации о педагогическом наследии певицы. Текст, основанный на многочисленных примерах, погружает читателя в атмосферу урока, раскрывая процесс обучения изнутри (упражнения, дыхание и звук, интонация, дикция, legato, работа над образом, характеристики и планы). Книга «A.B. Нежданова и её ученики» на новом уровне поднимает вопрос взаимодействия певца и концертмейстера.

В статье «А.В.Нежданова - педагог» (1967 г.) Л.Б.Дмитриев

описывает некоторые педагогические установки певицы, перечисляет

учеников и знакомит с общим ходом занятий в классе A.B. Неждановой. В

заключении автор замечает, что огромное влияние на формирование

творческой индивидуальности певцов оказывала личность самой

4

A.B. Неждановой, которая была для своих студентов идеалом и в жизни, и в искусстве.

Таким образом, в монографиях M.J1. Львова, Г.А. Поляновского педагогическая работа певицы отдельно не представлена, а в биографии приводятся лишь краткие воспоминания учеников, что не составляет полной картины школы. Книга В.В. Подольской «A.B. Нежданова и её ученики» имеет методическую направленность, но автор в вступительной статье указывает на то, что изначально импульсом к её созданию послужила многогранная личность Антонины Васильевны Неждановой, именно поэтому стиль ее изложения столь явно тяготеет к описательности и беллетристичности. Статья Л.Б. Дмитриева «A.B. Нежданова - педагог», безусловно, претендует на широкий охват деятельности педагога и певицы, но рамки выбранного жанра статьи оказываются слишком малы для того, чтобы представить полную картину педагогических принципов вокальной школы A.B. Неждановой.

Большой пласт литературы о A.B. Неждановой представляют воспоминания современников и учеников: И.Ф. Бэлзы, P.M. Глиэра, Р.П. Ермолаевой, В.А. Киселевой, И.С. Козловского, С.Я. Лемешева, С.И. Мигая, П.М. Норцова, В.В. Подольской, A.B. Свешникова, Г.И. Серебряковой, Н.Д. Шпиллер и многих других. В них она предстает личностью целеустремленной и многогранной. Авторы характеризуют ее как человека, сумевшего реализовать свой талант в различных сферах: и в области исполнительства, и на педагогическом поприще. Вместе с тем эти статьи, являясь существенным биографическим материалом, все же не могут дать целостной научной картины об истоках и сущности вокальной школы A.B. Неждановой.

Все сказанное позволило выявить в изучении педагогических основ русской вокальной школы A.B. Неждановой противоречия, а именно:

- между высокой оценкой исторического значения деятельности A.B. Неждановой и отсутствием работ, посвященных её педагогическому наследию в его полноте и многогранности;

- между накопленными эмпирическими материалами о педагогической работе A.B. Неждановой и отсутствием их научного анализа и обобщения;

- между универсальностью педагогических принципов и методов A.B. Неждановой и отсутствием методики их применения на различных стадиях вокального обучения, в том числе на начальной;

Указанные противоречия определили проблему диссертационного исследования, которая заключается в том, чтобы выявить педагогические основы русской вокальной школы A.B. Неждановой и показать их эффективность на начальном этапе вокального обучения.

Проблема исследования обусловила выбор темы: «Педагогические основы русской вокальной школы А.В.Неждановой».

Цель исследования - анализ научных и научно-методических основ вокальной школы A.B. Неждановой в контексте русской музыкальной культуры.

Объект исследования - педагогическое, творческое и исполнительское наследие A.B. Неждановой.

Предмет исследования - психофизиологические и педагогические основы русской вокальной школы A.B. Неждановой.

В основу диссертационного исследования положена гипотеза, согласно которой:

- исследование педагогических основ русской вокальной школы A.B. Неждановой будет эффективным при условии использования комплексного научного подхода, синтезирующего анализ традиций русской вокальной школы и европейских традиций bel canto, психологические предпосылки в обучении и методические установки, сформировавшиеся на базе творческого опыта A.B. Неждановой;

- внедрение методики развития голоса согласно русской вокальной школы A.B. Неждановой возможно, если оно будет ориентировано на формирование не только профессиональных качеств певца, но и на воспитание всесторонне развитой личности обучаемого;

- педагогические принципы школы A.B. Неждановой на различных этапах обучения вокалиста, в том числе на начальном этапе, могут применяться в современной вокальной практике, если они будут осмыслены с позиций науки XXI века;

На основании цели, объекта, предмета и гипотезы исследования были сформулированы следующие задачи:

1) проанализировать исторические этапы и предпосылки становления русской вокальной школы;

2) раскрыть культурологические, психологические и музыкально-педагогические истоки формирования личности A.B. Неждановой - педагога и исполнителя;

3) выявить педагогические принципы и методы обучения, характерные для русской вокальной школы A.B. Неждановой;

4) провести опытно-экспериментальную работу по распространению методики вокальной школы A.B. Неждановой на начальное вокальное обучение.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют

труды по истории музыкального образования (Е.В. Николаева,

К.Ф. Никольская-Береговская, JI.B. Шишкина, Н.Д. Успенский,

Н.Ф. Финдейзен), по истории русской музыки (Т.Ф. Владышевская,

А.И. Кандинский, Ю.В. Келдыш, O.E. Левашова, Л.А. Рапацкая);

историческое наследие классиков отечественной вокальной школы

(И.К. Архипова, В.А. Атлантов, H.A. Обухова, Л.В. Собинов, Ф.И. Шаляпин

и др.); исследования в области истории и теории вокального искусства

(М.С. Агин, Л.Б. Дмитриев, А.Г. Менабени, И.К. Назаренко, Г.П. Стулова,

A.C. Яковлева и др.); научные теории отечественных педагогов и психологов

7

(В.И. Андреев, Ю.К. Бабанский, JI.C. Выготский, В.В. Давыдов, М.А. Данилов, JI.B. Занков, Е.П. Ильин, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, Б.М. Теилов, Д.Б. Эльконин); труды по проблемам педагогики музыкального образования (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, O.A. Апраксина, В.Г. Ражников, B.C. Попов, П.В. Халабузарь, Г.М. Цыпин и др.).

Для решения поставленных задач в работе был использован комплекс методов научного исследования:

- историко-теоретический анализ искусствоведческой, культурологической и педагогической литературы;

- анализ архивных материалов: мемуаров, писем, учебных планов, программ, пояснительных записок и др., связанных с музыкально-педагогической деятельностью A.B. Неждановой;

- изучение практического опыта работы в современных учебных заведениях, в том числе в учреждениях детского дополнительного образования;

- методы эмпирического уровня: целенаправленное педагогическое наблюдение, педагогическое собеседование, анкетирование, собеседование, интервьюирование и т.д.

Исследование проводилось с сентября 2008 года по февраль 2014 года в процессе обучения в аспирантуре Московского государственного гуманитарного университета имени М.А. Шолохова.

Первый этап исследования (2008 - 2009 гг.) включал изучение и анализ историко-теоретической литературы по проблеме исследования, определение степени ее разработанности; анализ специальной научно-методической литературы, учебно-методических планов, архивных источников.

Второй этап (2009 - 2010 гг.) был посвящен аналитическому осмыслению педагогических основ вокальной школы A.B. Неждановой, обоснованию содержания, форм, принципов, методов работы с позиций современной педагогической науки.

На третьем этапе (2010 - 2014 гг.) апробировались выявленные компоненты педагогической школы A.B. Неждановой в работе с учащимися МБОУ ДОД «Детская школа искусств № 1 Энгельсского муниципального района» г. Энгельс Саратовской области. Были проведены опросы, проинтервьюированы профессора различных высших учебных заведений (факультета культуры и музыкального искусства Московского государственного гуманитарного университета имени М.А. Шолохова, Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, Саратовской государственной консерватории имени J1.B. Собинова); были обобщены результаты опытно-экспериментальной работы, сформулированы выводы, оформлены положения диссертационной работы.

Научная новизна заключается в следующем:

1) проанализировано понятие «русская вокальная школа A.B. Неждановой», сформировавшаяся в контексте русской музыкальной культуры, которую отличают высокая духовность, реализм, народность;

2) педагогические основы вокальной школы A.B. Неждановой впервые

обоснованы с точки зрения современных научных ракурсов:

антропологического, синергетического, методического. Антропологический

подход, восходящий к теории воспитания К.Д. Ушинского, предполагает

учет индивидуальных способностей, одаренности ученика при составлении

учебного плана, формировании репертуара, также использование

гуманистических принципов воспитания (формирование гуманистического

отношения к окружающему миру, приобщение к общечеловеческим

культурным ценностям, развитие творческих способностей, потребности к

самосовершенствованию и саморазвитию). Применение синергетического

подхода позволяет расценивать ученика как открытую саморазвивающуюся

систему, изменение (качественный рост) которой возможно посредством

целостного комплексного педагогического воздействия на личность.

Обращение к методическому подходу связано со сравнительным анализом

методики духовно-нравственного воспитания певца-вокалиста

A.B. Неждановой и теорией развивающего обучения Д.Б. Эльконина, JI.C. Выготского.

3) исследованы педагогические принципы A.B. Неждановой, которые могут быть использованы на всех уровнях современного вокального обучения:

• принцип постепенности обучения;

• принцип индивидуального подхода;

• принцип единства художественного и технического а также принцип художественной выразительности слова;

• формирование у учеников общей исполнительской культуры, способствующей становлению целостной творческой личности певца;

• принцип самостоятельности;

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

- внесен вклад в историю отечественной музыкальной педагогики: комплексно осмыслено понятие «русская вокальная школа A.B. Неждановой», опирающееся на синтез русской музыкальной культуры (которой присущи высокая духовность, приоритет слова (мысли), реализм, кантиленность, народность) и европейских традиций (например, традиции bel canto), обобщены материалы, касающиеся положений русской вокальной школы A.B. Неждановой. Их оценка позволила выделить традиционное и инновационное в педагогических принципах вокальной школы A.B. Неждановой;

- обоснованы и экспериментально апробированы педагогические принципы и методы вокальной школы A.B. Неждановой применительно учащихся разных возрастов, что доказывает ее универсальность на всех ступенях вокального обучения.

Практическая значимость исследования заключается в следующем:

- использование представленных в диссертации педагогических

принципов и методов русской вокальной школы A.B. Неждановой и

10

применение их в ходе обучения способствуют формированию качественного певческого голосообразования, позволяют решать задачи по развитию вокальных навыков на всех этапах обучения;

- сведения, приведенные в диссертационном исследовании, могут быть применены в педагогической работе в области дополнительного и профессионального вокального образования, а также в лекциойных курсах по теории и истории вокального искусства для средних и высших учебных заведений;

- обращение в педагогической работе к принципам русской вокальной школы A.B. Неждановой способствует расширению кругозора учащихся.

Достоверность результатов исследования обеспечивается научно-методической обоснованностью исходных положений, разнообразием методов исследования, а также анализом данных, полученных в ходе практической работы.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Педагогические основы вокальной школы A.B. Неждановой представляют собой совокупность установок, принципов и методов обучения, в числе которых: опора на традиции русской вокальной педагогики, применение индивидуального подхода, постепенности обучения, развитие самостоятельности мышления, формирование у учеников общей исполнительской культуры, способствующей становлению целостной творческой личности певца;

2. Истоками формирования личности A.B. Неждановой как педагога являются культурологические, психологические и музыкально-педагогические предпосылки. Культурологические предпосылки складываются из совокупности влияния народной и храмовой певческих культур, семейных традиций, установок академического вокального исполнительства. В числе психологических предпосылок - способности, одаренность и высокий уровень профессиональной мотивации A.B. Неждановой. К музыкально-

педагогическим предпосылкам относятся художественная культура рубежа XIX - XX веков, методика воспитания голоса У. Мазетти и система К.С. Станиславского, адаптированная для певцов-вокалистов.

3. Русская вокальная школа A.B. Неждановой опирается на синтез традиционного и инновационного. Продолжение традиций русской музыкальной культуры проявилось в вокальной школе A.B. Неждановой в обращении к принципам и приемам русской вокальной школы, шире - русской музыкальной культуры и школы У. Мазетти. В сфере инноваций A.B. Нежданова стремилась преодолеть сложившиеся стереотипы итальянского bel canto и позиционировала голос как уникальный музыкальный инструмент. Педагогические принципы вокальной школы A.B. Неждановой представляют собой целостную систему воспитания творческой личности певца-вокалиста.

4. Методы обучения по вокальной школе A.B. Неждановой включают в себя практические (активное использование упражнений), наглядно-иллюстративные (наблюдение, демонстрация), словесные (беседа, объяснение, дискуссия), работа с книгой (чтение, реферирование). Для развития самостоятельности мышления A.B. Нежданова применяла частично-поисковый (эвристический) метод;

5. Применение принципов и методов вокальной школы

A.B. Неждановой на начальном этапе вокальной подготовки

позволило выделить ряд взаимосвязанных между собой

компонентов содержания обучения: логико-содержательный

(связанный со специальными знаниями о сущности, структуре

предмета, применяющейся в ходе обучения терминологии),

эмоционально-оценочный (сосредоточенный на формировании у

будущих вокалистов интереса к профессии, неуклонного

12

личностного роста, развитие волевых качеств, творческого мышления), культурологический (основанный на приобщении ученика к сокровищнице русской и мировой художественных культур). Особенностью проведенного педагогического эксперимента является использование интеграционного подхода в организации процесса обучения. Он предполагает синтез различных принципов, методов, форм проведения занятий. Применение подобного подхода позволяет увеличить интеграцию вербального и образного элементов восприятия, а широкий культурологический контекст в условиях интеграционного подхода помогает формированию целостной картины мира, систематизации знания.

Апробация работы и практическое внедрение. результатов исследования осуществлялись в процессе обсуждения на заседаниях кафедры культурологии и методологии музыкального образования Московского государственного гуманитарного университета имени М.А. Шолохова, путем публикаций статей, отражающих основные положения данного диссертационного исследования, в выступлениях с докладами научно-практических конференциях: на XI Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов «Актуальные вопросы искусствознания музыки-личности-культуры» (Саратов, 2012), на III Международной научно-практической конференции «Традиции и инновации в современном культурно-образовательном пространстве» (Москва, 2012). Внедрение основных положений диссертации осуществлялось на индивидуальных занятиях, в репетиционной и концертной практике с учащимися Детской школы искусств №1 г. Энгельса Саратовской области.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения двух глав, заключения, списка литературы, включающего 200 наименований.

Глава I. Историко-культурные и музыкально-педагогические предпосылки формирования вокальной школы A.B. Неждановой

1.1 Исторические этапы становления русской вокальной школы.

Педагогические принципы вокальной школы А.В.Неждановой сформировались на основе традиций русской вокальной школы, исполнительского опыта и взглядов на искусство великой русской певицы. В вокальной педагогике A.B. Неждановой удалось обобщить и выработать методические установки, исходя из требований исполнительской практики национальной школы пения с её опорой на композиторскую школу, народное искусство, достижения исполнительской культуры предшествующих эпох.

Становление русской вокальной школы пения связано с именем великого русского композитора М.И. Глинки, в творчестве и педагогической деятельности которого выкристаллизовались ее типичные, подлинно национальные черты. Вместе с тем процесс ее формирования как самостоятельного художественного явления был связан с длительным периодом накопления певческого и методического опыта. В этом разделе рассматриваются исторические этапы становления русской вокальной школы, выявляются основные признаки, присущие каждому из них, в их числе приоритет мелодического начала (кантилена), взаимосвязь музыки и художественного образа, реализм.

Русская вокальная школа берет свое начало в православной культуре Древней Руси, в которой можно выделить две составляющих: а) профессиональная культура храмового пения, первоначально заимствованная из византийской системы православного богослужения; б) возникшая еще в

языческие времена, русская народная песня и народное исполнительство.

14

а) Профессиональная культура храмового пения. Первичным импульсом к рождению профессионального певческого искусства на Руси стал приход богослужебной музыки из Византии, в связи с принятием православия. По мнению Л.А. Рапацкой, «собственно история русского искусства открывается с Крещения Руси, с ее включенности в поток мировой христианской цивилизации» [127, с. 19]. Присоединение к культурному пласту православия кардинально изменило существовавшие на Руси народные певческие традиции. Л.А. Рапацкая в «Истории художественной культуры России от древних времен до конца XX века» пишет, что «ученые-богословы и многие современные музыковеды считают, что петь «разумно» мог только верующий человек в молитвенном состоянии души. Древнерусское певческое искусство - это «богословие в звуках» (Т.Ф. Владышевская), поскольку для этой музыки была характерна особая -небесная - устремленность» [127, с. 33]. Знаменные распевы исполнялись мужским хором (звучание которого сравнивали с ангелоподобным пением) или двумя хорами (антифонное пение), гораздо реже, соло. Большая часть церковных песнопений исполнялась знаменным распевом, базирующимся на сочетании различных попевок, объединяемые в мелодию, характер которой зависел от исполняемого текста. Она могла содержать как широкий распев слогов, так и мелизмы.

Музыкально-певческие традиции проистекают исключительно из вокального характера храмового пения и основаны на мелодической природе. Музыкальные инструменты в православной церкви принципиально не использовались. Особо следует подчеркнуть духовную насыщенность пения. Оно было подчинено словам молитвы и должно было способствовать покаянному настрою службы. Уже в ранних образцах знаменного пения древнерусские распевщики сумели отразить сущность христианского вероучения. Из этого проистекает первичность текста, и зависимость от него мелодического начала.

С конца X до конца XVII в. певческие традиции носили устойчивый характер и были направлены на накопление музыкальных интонаций внутри одного целостного канонического художественного стиля. Рапацкая Л.А. отмечает, что «древнерусское искусство было каноническим в самом высоком значении этого слова. ... древнерусский художественный канон представляет собой систему устоявшихся норм и предписаний, позволявших воплощать в искусстве вневременные события Священной истории, космогонические образы вечности. В храмовом пении существовали закрепленные в каноне «модели» песнопений, властвовала традиция «пения на подобен», то есть распевание текста на основе устойчивых музыкальных формул попевок» [127, с. 20, 21]. В области храмового пения каноном были регламентированы:

• интонации, попевки - в храмовом пении прочно утвердилась традиция пения «на подобен», то есть на основе устойчивых музыкальных формул;

• отношение к композитору и исполнителю - композитор и исполнитель объединились в одном лице роспевщика, который выполнял функцию озвучивания текстов. При этом индивидуальное начало никогда не выставлялось на показ. Каждое новое песнопение должно было быть исполнено смирения и покаяния, и подчиняться общей молитвенной идее. Рапацкая Л.А. отмечает, что «при отсутствии авторского начала в древнерусской культуре не могло быть "солистов"... Художественная культура Древней Руси была изначально подобна "хору", исполнявшему из века в век коллективно созданное великое "сочинение"» [127, с. 21]. Хоровое пение целиком отвечало христианским воззрениям, и было, по сути, молитвой.

Опора на монодический склад в течение длительного времени способствовал развитию мелодического начала, ставшего основой русской

национальной музыкальной культуры. Православный мыслитель Григорий Нисский писал, что «философия, проявляющая себя в мелодии, есть более глубокая тайна, чем об этом думает толпа. Наши напевы творятся по иным законам, нежели у тех, кто чужд нашей премудрости... Безыскусственный напев сплетается с божественным словом ради того, чтобы само звучание и движение голоса изъясняло скрытый смысл, стоящий за словами, каков бы он ни был» [96, с. 107].

Ведущая идея русской храмовой музыки - это «идея сердца», сквозь призму которой просвечивает вся русская культура. Философ И.А. Ильин писал, что русско-славянская душа «восприняла исторически от христианства: она отозвалась сердцем на Божие благовестие, на главную заповедь Божию, и уверовала, что "Бог есть Любовь" Когда русский человек верует, то он верует не волею и умом, а от всего сердца. Когда его вера созерцает, то она не предается соблазнительным галлюцинациям, а стремится увидеть подлинное совершенство. Когда его вера желает, то она желает не власти над вселенною (под предлогом своего правоверия), а совершенного качества... в основе всей русской культуры лежит живая очевидность сердца, а русское искусство всегда было - чувственным изображением нечувственно-узренных обстояний» [53]. В одноголосном знаменном распеве, звучание которого было лишено всякого украшательства и изобразительности, выразилось стремление к высшей правде и ее сердечное созерцание. Взаимодействие устной народной и письменной церковной традиций, народного и профессионального искусства дало уникальные музыкальные образцы. В них голос, пение и слово оказались способными отразить внутренние возвышенные чувства, полноту духовной жизни человека.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Кочарова, Джульетта Артуровна, 2014 год

Библиография

1. Абдуллин Э.Б. Методика музыкального образования (совместно с Е.В. Николаевой). - М.: Музыка, 2006.

2. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. -М.: Просвещение, 1983. - 112 с.

3. Абсолютный слух [Электронный ресурс] // URL: http://tvkultura.ru/video/show/brand_id/20892/video_id/215303/viewtype/pi cture.

4. Аверин В.А. Психология личности: Учебное пособие [Текст]/В.А. Аверин. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. - 89 с.

5. Александров М. В доме Неждановой // Огонек. 1977. № 10;

6. Ангуладзе Н.Д. Homo cantor: очерки вокального искусства. - М.: Аграф, 2003.-239 с.

7. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII вв. / Сост. С.Д. Бабишин, Б.Н. Митюров. - М.: Педагогика, 1985. - 363 с.

8. Антонина Васильевна Нежданова. Материалы и исследования [Текст]/Редактор В.А. Васина - Гроссман.-М.: Искусство, 1967. - 543 с.

9. Антонова JI.B. Становление вокального образования в России [Текст] // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена. Аспирантские тетради. - СПб., 2008. - № 35(76), 4.1: (Общественные и гуманитарные науки). - С. 29-34.

Ю.Апраксина, О. А. Методика музыкального воспитания в школе / O.A. Апраксина. - М., 1983.

П.Арии, романсы и песни из репертуара A.B. Неждановой для сопрано в сопровождении фортепиано / Составитель Абрамович Б.А., М.: Музыка, 1973.- 158 с.

12.Архипова И. Великая русская певица // Сов. артист. 1973. 29 июня;

176

13.Арчажникова JI.Г. Профессия - учитель музыки: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1994. - 111 с.

14.Асафьев Б.В. Избранные труды, т.1. Избранные работы о М.И. Глинке / Б.В. Асафьев. - М., Издательство Академии наук СССР, 1952. - 400 с.

15.Барсов Ю.А. Из истории русской вокальной педагогики // Вопросы вокальной педагогики, вып. 6. -М., Музгиз, 1982. - С. 6-22.

16.Барсов, Ю.А. Вокально-исполнительские и педагогические принципы М.И.Глинки /Ю.А. Барсов. - Л., "Музыка". 1967. - 65 е.;

17.Безбородова, Л. А. Методика преподавания музыки в начальной школе / Л. А. Безбородова // Музыка в школе. - 2000. - № 1. - С. 45-57.

18.Большакова Е.В. О некоторых особенностях формирования вокально-исполнительских навыков учащихся детских музыкальных школ и школ искусств // Искусство и образование. - 2011, №6. - С. 109-116

19.Бражников, М.В. Древнерусская теория музыки. По рукописным материалам XV - XVIII веков/ М.В. Бражников. - Л., 1972. - 422 с.

20.Брайнина Р. Русский соловей // Веч. Москва. 1973. 15 июня;

21.Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - 544 с.

22.БэлзаИ. Она была великой певицей // Моск. комсомолец. 1973. 16 июня;

23.Варваци Е. Великая русская певица // Муз. жизнь. 1971. № 4.

24.Венгрус Л.А. Многозначные таблицы «фундамента музыкальности» детей 3-18 лет: музыкальный всеобуч. - СПб.: Музыка, 2009. - 260с.

25.Веремьев А. А. Личностно ориентированное эстетическое воспитание будущих учителей / А. А. Веремьев // Искусство и образование. -2005.-№2 (34).-С. 37-50.

26.Веремьев, А. А. Эстетическая культура личности / А. А. Веремьев // Искусство и образование. - 2004. - № 3 (29). - С. 14-28.

27.Ветлугина H.A. Музыкальное развитие ребенка [Текст] /

H.A. Ветлугина. - М.: Просвещение, 1967. - 415 с.

177

28.Владышевская Т.Ф. Музыкальная культура в период образования русского централизованного государства [Электронный ресурс] // URL: http://www.portal-slovo.ru/art/36092.php

29.Владышевская Т.Ф. Музыкальная культура древней Руси [Электронный ресурс] // URL: http://www.portal-slovo.ru/art/36089.php?ELEMENT_ID=36089

30.Власов В. Три автографа // Муз. жизнь. 1959. № 7;

31.Выготский JI.C. Психология искусства / Общ. ред. В.В. Иванова, коммент. JI.C. Выготского и В.В. Иванова, вступит, ст. А.Н. Леонтьева. 3-е изд. М.: Искусство, 1986. - 573 с.

32.Гарднер И.А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви: Сущность. Система. История. Т.1. - Сергиев Посад: б.и., 1998. - 592 с.

33.ГенинаМ. Не смолкли "звуки чудных песен" // Веч. Москва. 1970. 10 янв.;

34.Глинка М.И. Упражнения для усовершенствования голоса, методические к ним пояснения и вокализы-сольфеджио (для среднего голоса) / Общая редакция И.К. Назаренко. - М.-Л., Музгиз, 1951. - 59 с.

35.ГлиэрР. М. Мои встречи с А. В. Неждановой // Р. М. Глиэр. Статьи и воспоминания. - М., 1975. С. 141—143;

36.Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства / Н.Б. Гонтаренко. - Изд. 3-е. - Ростов н/Д : Феникс, 2007. - 155 с.

37.Гуревич П.С. Культурология. Учебник для вузов / П.С. Гуревич. - М.: Проект, 2003. -336 с.

38.Демченко А.И. Избранные статьи о музыке [Текст]. Вып. 2: Искусство россии рубежа и начала XX века / А.И. Демченко. - Саратов: Издательство Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова, 2004. - 172 с.

39.Демченко А.И. Избранные статьи о музыке. Вып. 4 [Текст] / А.И. Демченко. - Саратов: Саратовская государственная консерватория

им. Л.В. Собинова, 2005. - 172 с.

178

40.Демченко А.И. Картина мира в музыкальном искусстве России начала XX века [Текст]: Исследование / А.И. Демченко. - М.: «Издательский Дом «Композитор», 2005. - 264 с.

41.Демченко А.И. Концепционный метод музыкально-исторического анализа [Текст]: учебное пособие для музыкальных ВУЗов / А.И. Демченко. - Саратов: Pan-Art, 2000. - 107 с.

42.Демченко А.И. Мировая художественная культура как системное целое [Текст]: учебное пособие для студентов ВУЗов / А.И. Демченко - М.: Высшая школа, 2010. - 525 с. + 1 эл. опт. диск (CD-ROM)

43.Демченко А.И. Отечественная музыка XX века: к проблеме создания художественной картины мира [Текст] / А.И. Демченко. - Саратов: Издательство СГУ, 1990. - 110 с.

44.Демченко А.И. Статьи о музыке [Текст] / А.И. Демченко. - М.: Композитор, 2008 - 368 с. - (к 100-летию Саратовской консерватории)

45.Денисова Г.М. Камилло Эверарди и Умберто Мазетти - «русские итальянцы» [Текст]// Г.М. Денисова/ Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств, №2 (12) октябрь 2007. -с. 103-110.

46.Диневич Ю.В. Класс сольного пения: методика сознательного управления голосообразованием: учебное пособие. - Тула, 2005. - 60 с.

47.Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики / Л.Б. Дмитриев. - М., «Музыка», 1968.

48.Дмитриев Л.Б. Солисты театра Ла Скала о вокальном искусстве: Диалоги о технике пения. - М., 2002. - 188 с.

49.Дмитриев Л.Б. Интуиция и сознание в творчестве и вокальной педагогике // Вопросы вокальной педагогики, вып. 7. - М., Музгиз, 1984.-С. 135-155.

50.Егорычева М.И. Упражнения для развития вокальной техники / Егорычева М.И. Издательство "Музычна Украша", 1980. - 117 с.

51.Ильин В.П. Очерки истории русской хоровой культуры второй половины XVII - начала XX веков [Текст] / В.П.Ильин. - М.: Издательство "Советский композитор", 1985. - с. 231

52.Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Ильин Е.П. - С-Пб.: Питер, 2012.

53.Ильин И.А. О русской идее [Электронный ресурс] / http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Ilin/russid.php

54.Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы [Текст]/ Е. Ильин. - СПб.: Питер, 2003. «Мастера психологии».

55.Ильин, Е.П. Эмоции и чувства [Текст] / Е.П. Ильин - СПб: Питер, 2001.- 752с.: ил - (Серия «Мастера психологии»)

56.Иноземцева Г. Свидание с Орфеем // Культура и життя. 1971. № 6. С. 37 - 39;

57.Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца : кн. для учит. - Изд. 2-е, испр. и доп. / Д. Кабалевский. - М., 1984.

58.Келдыш Ю. В. К проблеме происхождения знаменного пения [Текст] // Очерки и исследования по истории русской музыки. М., 1978. - 514 с.

59.Кирнарская Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности - М.: Таланты-XXI век, 2004. - 496 с.

60.Киселев В. Антонина Васильевна Нежданова [Текст] // Мастера Большого театра. (Народные артисты СССР) / Ред.-сост. М. Яковлев.-М., «Сов. композитор», 1976 - с. 4 - 23.

61.Князева E.H. Синергетически конструируемый мир [Электронный ресурс] // URL: http://spkurdyumov.ru/what/sinergeticheski-konstruiruemyj-mir/

62.Коджаспирова Г.М. Педагогическая антропология: учеб. пособие для студ. вузов - М.: Гардарики, 2005. - 287 с

63.Козловский И. Нежданова // Сов. Россия. 1973. 16 июня;

64.Королевич В. Нежданова. (Очерк-характеристика). - М., 1928;

65.Костецкий Е. В квартире-музее // Театр, жизнь. 1973. № 12;

180

66.Кочнева И.С., Яковлева A.C. Вокальный словарь [Текст] / И.С. Кочнева A.C. Яковлева. - 2 изд., JL, «Музыка», 1988. - 70 с.

67.Кристи Г.В. Книга К.С. Станиславского «Работа актера над собой»// К. С. Станиславский. Собрание сочинений в восьми томах. Том 2. Работа актера над собой. Часть I. Работа над собой в творческом процессе переживания. Дневник ученика /Редактор тома Вл.Н. Прокофьев, подготовка текста, вступительная статья и примечания Г. В. Кристи. -М., Государственное издательство "Искусство", 1954. - 424 с.

68.Кузнецов Ю.М. Взаимодействие сознательного и бессознательного в вокальном исполнительстве // Научные труды Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского. Сборник 8. Философия, эстетика, культурология. Выпуск 1. М., 1995. - С. 77-88.

69.Культурология: Учебное пособие / Составитель и отв. редактор A.A. Радугин. - М.: Центр, 2001. - 304 с.

70.Куприна Е.Ю. Проблема сотворческой исполнительской деятельности в ракурсе синергетического подхода [Текст] // Диалогическое пространство музыки в меняющемся мире: Сборник по материалам Международной научно-практической конференции. - Саратов: Саратовская государственная консерватория имени JI.B. Собинова, 2009.

71.Курдюмов, С.П., Князева, E.H. Структуры будущего: синергетика как методологическая основа футурологии [Текст] / С.П. Курдюмов, E.H. Князева // Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве. - М.: Прогресс-Традиция, 2002. - С. 109 - 125.

72.Куфтырева Е.А., Рапацкая JI.A. Голос расширенного диапазона: поэтапное построение процесса обучения // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология 2013, №2. - С. 80-85.

73.Ланской М.И. Исследование взаимосвязи дикции, артикуляции и фонации в пении, автореферат канд. дисс. канд... М., МГК им. П.И. Чайковского, 1990. - 28 с.

74.Лаури-Волыш Дж. Вокальные параллели. Л., 1972. - 304 с.

75.Лебедев Д.Н. Исполнительские традиции русских оперных певцов / Д.Н. Лебедев. - М.-Л.: Музыка, 1964. - 84 с.

76.Линьсян У. Специфика формирования исполнительской культуры обучающихся вокалистов // Образование и общество, 2010, №3. -С. 116-122.

77.Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX в.). 2-е изд. доп. СПб.: Искусство-СПб, 1998.-414 с.

78.Лотман Ю.М. Избранные статьи в трех томах. Том 1. Статьи по семиотике и типологии культуры [Текст] / Ю.М. Лотман - Таллинн: Александра, 1992. - 478 с.

79.Луканин В.М. Обучение и воспитание молодого певца [Текст] / Составитель и редактор Е.Е. Нестеренко. - Л., "Музыка", 1977. - 88 с.

80. Львов М.Л. Из истории вокального искусства. М., 1964. - 228 с.

81.Львов М.Л. А. В. Нежданова - М., 1946;

82.М.И. Глинка сборник материалов и статей / Под ред. Т.Н. Ливановой, М.-Л., 1950.

83.Малышева Н.М. Значение принципов К.С. Станиславского для вокальной педагогики // Вопросы вокальной педагогики, вып. 4. - М., Музгиз, 1969.-С. 180-229

84.Малышева Н.М. О пении. Из опыта работы с певцами / Н.М. Малышева. - М., «Сов. композитор», 1988.

85.Малюков, А.Н. Формирование ценностного отношения к искусству у учащихся-подростков / А.Н. Малюков // Искусство и образование. -2002. -№2(20). -С. 21-26.

86.Мартынов, В.И. Богослужебное пение как аскетическая дисциплина [Электронный ресурс] / URL: http://www.canto.ru/index.php?menu=public&id=article.martynov

87.Масленникова И.И. О современной русской вокальной школе // Вопросы вокальной педагогики, вып. 4. - М., Музгиз, 1969. - С. 57-71

88.Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, A.A. Пузырея. М., 1982. - С. 108-117.

89.Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. Как любить детей. М.: Педагогика, 1972.-168с.

90.Методологическая культура педагога-музыканта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э.Б. Абдуллин, О.В. Ванилихина и др.; Под ред. Э.Б. Абдуллина. М.: Изд. центр "Академия", 2002. - 272 с.

91.Мигай С.И. Дыхание в пении // Вопросы вокальной педагогики, вып. 4. - М., Музгиз, 1969. - С. 163-179.

92.Мигай С. Рождена для пения // Сов. культура, 1976. 21 мая;

93.Морозов В.П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. ИП РАН, МГК им. П.И. Чайковского, Центр «Искусство и наука». М., 2002. - 496 с.

94.Морозов В.П. О развитии детского голоса. Акустические особенности // Музыка в школе. 2004, №1. - С. 42-45.

95.Мотт-Заботина И.М. О работе над вокальным произведением // Вопросы вокальной педагогики, вып. 1. - М., Музгиз, 1962. - С. 131146

96.Музыкальная эстетика западноевропейского Средневековья и Возрождения / Составление текстов и общая вступительная статья В.П. Шестакова. -М., 1966.

97. Музыкальный энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Г.В. Келдыш - М., «Советская энциклопедия», 1990. - 672 с.

98.Мухина, B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество Текст.: учебник для студ. вузов / В. С. Мухина. 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 456 с.

99.Очерки по истории музыки в России с древнейших времен до начала XVIII века / автор-составитель А. Куреляк. М., Издательство "Директмедиа Паблишинг", 2008.

100. Надолинская Т.В. Подготовка педагогов-музыкантов к игровому моделированию интегративных уроков музыки в условиях высшего профессионального образования / Т.В. Надолинская. - Российская академия образования, Южное отделение, ГОУ ВПО "Ростовский государственный пед. университет", 2006. - 267 с.

101. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия [Текст] / Е.В. Назайкинский. - М., «Музыка», 1972. - 382 с.

102. Назайкинский, Е.В. Звуковой мир музыки [Текст] / Е.В. Назайкинский.-М.: Музыка, 1988. - 254 с.

103. Назайкинский, Е.В. История в музыке: Избранные исследования [Текст] / Е.В. Назайкинский. - М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2009. - 392 е., нот., ил.

104. Назаренко И.К. Искусство пения / И.К. Назаренко. - М., Музыка, 1968.-624 с.

105. Николай Фигнер [Электронный ресурс] // URL: http://100vokalistov.ru/index/0-29

106. Никольская-Береговская К.Ф. Русская вокально-хоровая школа: от древности до XXI века: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 304 е.: ноты.

107. Новейший философский словарь [Текст] / Гл. научный редактор и составитель A.A. Грицанов. - 2-е изд., перераб. и доп. - Минск; Интерпрессервис; Книжный дом, 2001. - 1280 с.

108. Норцов П. Дивное звучание // Театр, жизнь. 1983. № 14;

109. Павловская-Боровик В.И. Об исполнительских задачах певца // Вопросы вокальной педагогики, вып. 6. - М., Музгиз, 1982. - С. 57-69.

110. Панофка Г. Искусство пения 24 вокализа для сопрано, меццо-

сопрано или тенора. - М., Музгиз, 1958. - 60 с.

184

111. Петрова Ф. А. В. Нежданова - педагог // Муз. жизнь. 1973. №11 ;

112. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов пед.вузов: в 2 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. - 576 с.

113. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов пед.вузов: в 2 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - Кн. 2: Процесс воспитания. - 256 с.

114. Подольская В. A.B. Нежданова и её ученики. (Заметки концертмейстера). -М., 1960. - 108 е.;

115. Полякова Н.И. Детский вокальный репертуар: формирование личности юного музыканта и его голоса // Музыкальная жизнь, 2011, №4. - С. 26-28.

116. Полякова Н.И. Сольное академическое детское пение, автореферат кандидатской дисс.... М., 2011. - 28 с.

117. Поляновский Г. A.B. Нежданова. - М., 1970. - 144 е.;

118. Понтрягин П.М. Некоторые вопросы формирования и воспитания певца-актера // Вопросы вокальной педагогики, вып. 4. - М., Музгиз, 1969.-С. 8-29.

119. Попов B.C. О развитии певческого голоса младших школьников // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 16, сост. O.A. Апраксина М., 1985.

120. Прасолова Г. А. Взаимодействие традиций и инноваций в эволюции музыкального образования России: XI - начало XXI века, автореф. докторской дисс ... М., 2007. - 46 с.

121. Пружанский A.M. Отечественные певцы. 1750-1917: Словарь в двух частях. Ч. 1. M., 1991. - 422 с.

122. Пружанский A.M. Отечественные певцы. 1750-1917: Словарь в двух частях.Ч.2. М., 2000. - 394 с.

123. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко,

Б.Г. Мещерякова. М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 440 с.

185

124. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов/Составитель и ответственный редактор A.A. Радугин; Научный редактор Е.А. Кротков.— М., Центр, 2002. - 256 с.

125. Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, A.A. Пузырея.— М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. - 288 с.

126. Рапацкая J1.A. История русской музыки: от Древней Руси до «серебряного века»: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 384 е.: ноты.

127. Рапацкая Л.А. История художественной культуры России (от древних времен до конца XX века) : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский дом «Академия», 2008. - 384 с.

128. Рапацкая Л.А. Образ мира в православном храме / URL: http ://mmedia.nsu.ru/culture/D AT A/obj2752/NE W_VIE W_2 .htm

129. Рапацкая Л.А. Формирование художественной культуры учителя [Текст] / Л.А. Рапацкая. - М., Прометей, 1991. - 139 с.

130. Рапацкая Л.А. "Четвертая мудрость": о музыке в культуре Древней Руси. - М., Музыка, 1997. - 179 с.

131. Реан A.A. Стили общения педагога с учащимися [Текст] // Начальная школа: плюс минус. -№2, 2001. - С. 11-14.

132. Рудин Л.Б. Основы голосоведения. - М.: Граница, 2009. - 104 с.

133. Румянцев П.И. Станиславский и опера [Текст] / П.И. Румянцев. М.: Искусство, 1969.-493 с.

134. Рунов Б. Пленительный талант // Моск. правда. 1973. 16 июня;

135. Русские народные песни для сопрано / сост., [авт. предисл.] Юрий Эрман. - Челябинск: MPI, 2006. - 121 с.

136. Рыцарева М.Г. Композитор Д. Бортнянский / М.Г. Рыцарева. - Л., «Музыка», 1979.

137. Рыцарева, М.Г. Русская музыка XVIII века [Текст]/М.Г. Рыцарева. - М., Знание, 1987. - 128 с. - (Нар. ун-т. фак. литературы и искусства).

138. Савостьянов А.И. Общая и театральная психология: Учебное пособие для студентов вузов. - СПб.: КАРО, 2007. - 256 с.

139. Садовников В.И. Элементы художественно-исполнительского становления певца // Вопросы вокальной педагогики, вып. 4. - М., Музгиз, 1969.-С.112-136.

140. Саркисян A.B. О некоторых вопросах вокального искусства // Вопросы вокальной педагогики, вып. 1. - М., Музгиз, 1962. - С. 9-29.

141. Свешников A.B. Великая артистка // Труд. 1973. 17 июня;

142. Серебрякова Г. Душа музыки: Страницы воспоминаний // Лит. Россия. 1967. 16 июня;

143. Сериков, В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии /В.В. Сериков. Волгоград: Перемена, 1994. - 152 с.

144. Серов А.Н. Избранные статьи, т. 1 / Г. Хубов. - М., Л.: Музгиз, 1950.- 1362 с.

145. Соколов Н. "Русский соловей" // Сов. культура. 1973. 15 июня;

146. Способности и склонности: комплексные исследования / Под ред. Э.А. Голубевой; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1989. - 200 с.

147. Станиславский - реформатор оперного искусства. Материалы, документы [сост. Г. В. Кристи, О. С. Соболевская]. - М., ,1988.

148. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве // Собрание сочинений в восьми томах. Том 1 / К.С. Станиславский. - Москва, Искусство, 1954. - 516 с.

149. Станиславский К.С. Собрание сочинений: в 9 т. М.: Искусство, 1988. Т.1. Моя жизнь в искусстве / Комм. И.Н. Соловьевой. - 622 с.

150. Станиславский К.С. Работа актера над собой часть 2/ К.С. Станиславский. - М., Книга по Требованию, 2011. - 406 с.

151. Стулова Т.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М.: Прометей, 1992. - 270 с.

152. Тельчарова P.A. Музыка и культура: личностный подход. - М.: Знание, 1986.-62 с.

153. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. - М.: АПИ, 1947.-с. 335.

154. Тимохин В.В. Мастера вокального искусства XX века. Очерки о выдающихся певцах современности. Вып. 1. М., 1983. - 175 с.

155. Токун Т. Блеск молодого таланта //Играем с начала -[Электронный ресурс] - URL: http://gazetaigraem.ru/a2200603

156. Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании: материалы Международной конференции «Теория и практика музыкального образования: исторический аспект, современное состояние и перспективы развития», посвященной 95-летию со дня рождения Д.Б. Кабалевского (Москва, 7-11 декабря 1999 года) / под ред. Е. Д. Критской, JT. В. Школяр. - М., 1999.

157. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии / К.Д. Ушинский - Изд.-во ФАИР-ПРЕСС, 2004. - 576 с.

158. Федор Иванович Шаляпин: сборник, том 2. М., Искусство, 1960. - 678 с.

159. Халабузарь П.В., Попов B.C. Методика музыкального воспитания. - 2 изд., перераб. и доп. / П.В. Халабузарь, B.C. Попов. -СПб., 2000.

160. Харламов И.Ф. Педагогика. - М.: Гардарики, 1999. - 520 с.

161. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности, теория и практика. Учебное пособие. -М., "Академия", 2003. - с. 368.

162. Шаляпин Ф.И. Воспоминания / Сост. Е. Дмитриевская, В. Дмитриевский. - М.: Локид, 2000. - 543 с.

163. Шишкина Л.В. Музыкальное обучение в Древней Руси XV-XVII

веков: (по древнерусским певческим учебным пособиям): учебное

пособие по курсу «История музыкального образования» /

188

JIB. Шишкина. - M., Гуманитарный изд. центр «ВЛАДОС», 2012. -167 с.

164. Шпиллер Н. Учиться у неё мастерству // Сов. музыка. 1973. № 9;

165. Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика Стрельниковой / М.Н. Щетинин. М., Издательство: Метафора, 2007. - 128 с.

166. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. - 304 с.

167. Юшманов В.И. Вокальная техника и ее парадоксы., Изд. второе. -СПб.: Издательство ДЕАН, 2002. - 128 с.

168. Яковенко, С.Б. М.И. Глинка и отечественная вокально-исполнительская культура // Музыкальная академия. 2004. № 3 — С. 167-174;

169. Яковлева A.C. Вокальная школа Московской консерватории первое пятидесятилетие; 1866 - 1916 [Текст]/А.С. Яковлева. - М., 1999.- 108 с.

170. Яковлева A.C. О педагогической деятельности профессора Московской консерватории Е.А. Лавровской // Вопросы вокальной педагогики, вып. 6. - М., Музгиз, 1982. - С. 36-56.

171. Яковлева A.C. Умберто Мазетти и его педагогические взгляды // Вопросы вокальной педагогики, вып. 5. - М., Музгиз, 1976. - С. 110134

172. Яковлева, A.C. Вокальная школа Московской консерватории, автореф. докторской дисс. ... МГК [Текст] /A.C. Яковлева. - М., 1994, -52 с.

173. Яковлева, A.C. Русская вокальная школа. Исторический очерк развития от истоков до середины XIX столетия: Учебйое пособие к лекционному курсу «История вокального искусства» [Текст] / A.C. Яковлева. М., 1999. - 96 с.

174. Bartholomew W. Т. The paradox of voice teaching // Journ. Acoust. Soc. Amer. 1940. №11.

175. Bartholomew W.T. A physical definition of good voice quality in the male voice // Journ. Acoust. Soc. Amer. 1934. №6.

176. Berg J.V.D. Myoelastic-aerodynamic theory of voice production // Journ. of Speech and Hearing Research. 1958. v. 1. № 3.

177. Berg J.V.D. Subglottic pressures and vibrations of the vocal folds // Fol. Phoniatr. 1957. v.9. №2.

178. Boone D.R., McFarlane S.C: The Voice and Voice Therapy. 4th edition, Prentice Hall, Englewood Cliffs, N.J., 1988

179. Bryden M. Laterality (Functional asymmetry in the intact brain). New York; London, 1982.

180. Darwin C. Auditory perception and cerebral dominance. Ph. D. Thesis. Cambridge, 1969.

181. Dubois A., Brody A., Lewis D., Burgers B. Oscillation mechanics of lungs and chest in man // Journ. Appl. phisiol. 1956. № 6.

182. Fabre Ph. Un precede electrique percutane d'inscription de l'accolement glottique au cours de la phonation: glottographie de haute frequence; premiers résultats II Bull. Acad. Nat. Med., 1957.

183. Fant G. Acoustic Theory of Speech Production. "S-Gravenhage, 1960 (2nd edition 1970).

184. Fant G., Ishizaka K., LindqvistJ., SundbergJ. Speech analysis and speech production.

185. Fant G., Lindblom B. Studies of minimal speech unit // Speech Transmission Laboratory. Quarterly Progress and Status Report. Royal Institute of Technology, Stockholm. 1961. №2.

186. Fuks L. From Air To Music. Acoustical, Physiological and Perceptual Aspects of Reed Wide Instrument Playing and Vocal-Ventricular Fold Phonation. Stockholm, 1999.

187. Harris R.S. Tracheal extension in respiration // Thorax. 1959. № 3.

188. Husson R.S. La Voix Chantee. Paris, 1960.

189. Husson R.S. Physiologie De La Phonation. Paris, 1962.

190

190. Mayer M.J. Emotions and singing [Электронный ресурс] // URL: http://vocalwisdom.com/voicearticles/emotions-and-singing

191. Nelson H., Tiffany W. The Intelligibility of Song // Contributions of voice research to singing. Houston (Texas), 1980.

192. Potter R.K., Kopp G.A., Green H.C. Visible speech. New York, 1947.

193. Sataloff R.T.: Professional Voice: The Science and Art of Clinical Care Raven Press, New York, 1991/

194. Sonninen A. The external frame function in the control of pitch in the human voice / Reprinted from "Annals of the New York Academy of sciences" V. 155. 1968. Nov. 20.

195. Story B.H., Titze J.R., Hoffman E.A. Vocal tract area function from magnetic resonance imaging // Journ. Acoust. Soc. Amer: 100 (1). July. 1996.

196. Sundberg J. Formant Structure and Articulation of Spoken and Sung Vowels // Contributions of Voice Research to Singing. Houston (Texas), 1980.

197. Sundberg J. The Science of the Singing Voice. Dekalb, Illinois, 1987.

198. Ternstrom S., Sundberg J. Acoustics of Choir in Singing // Acoustics for Choir and Orchestra. Stockholm, 1986.

199. Wendler J., Seidner W. Lehrbuch der Phoniatrie. Leipzig, 1977.

200. White P., Sundberg J. Spectrum effects of subglottal pressure variation in professional baritone singers // Speech, Music and Hearing. Quarterly Progress and Status Report. Royal Institute of Technology, Stockholm. 2000. № 4.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.